Капелла медичи во флоренции. Церковь сан-лоренцо во флоренции

Капелла Медичи

Никто толком не знал, что представляют собой фигуры капеллы. Климент их не видел, потому что после реставрации во Флоренции не был. Герцога Алессандро Микельанджело в капеллу не пускал. Только один раз побывал он в ней - художник был тогда в Риме, - когда Флоренцию посетил вице-король неаполитанский, просивший показать ему капеллу. Они влезли тогда через окно, тайком, как мальчишки лезут в чужой сад воровать яблоки, забыв об испанском чопорном этикете и приличествующем их важным особам достоинстве.

Когда Микельанджело вышел из капеллы в последний раз и запер ее, она представляла зрелище довольно хаотическое. Все было более или менее готово: стены, ниши, внутреннее архитектурное убранство. Но статуи не были поставлены по местам, алтарь не был устроен. Лишь в 1545 году все стало на место, был убран строительный мусор, все вымыто и вычищено.

Теперь капелла одно из величайших святилищ искусства. Она невелика, и первое впечатление входящего в нее - удивительная игра света на мраморе ее пилястров, капителей, ниш, карнизов, дверных консолей, фриза. Мрамор темно-серый, - от яркого освещения он воспринимается как черный и белый. Белое и черное. Свет. Три стены с фигурами и алтарь. Фигур всего девять, две чужие, семь Микельанджело. Из них четыре - два герцога, «Ночь» и «Утро» - закончены. Мадонна, «День» и «Вечер» - не вполне.

Раз попав в капеллу, из нее трудно уйти, и, уйдя, хочется возвращаться еще и еще. Так притягивает магия микельанджелова мастерства.

Капелла Медичи - единственное произведение Микельанджело, созданное им целиком: здание и украшение, архитектура и скульптура. В нем он мог рассчитать эффект, еще только приступая к работе, ибо пространство, свет, стены - все могло быть дано в той художественной гармонии, которая представляется воображению мастера с самого начала и которой он редко может добиться, если не сам делает все. Ни надгробие Юлия, даже по первоначальному проекту - оно должно было стоять в имеющемся уже храме, - ни фасад Сан Лоренцо этой возможности Микельанджело не предоставляли. Капелла Медичи потому и действует так мощно, что в ней все принадлежит ему. Он рассчитал и пространство, и свет, и все пропорции. И нигде он не творил так свободно, нигде не осмеливался шагать так решительно через все общепринятые эстетические каноны.

Оба саркофага поставлены впереди стены, а статуи сидят в тесных нишах. Декоративные фигуры расположены у ног статуй, и головы их перерезывают линии карнизов. Саркофаги коротки, и ноги всех четырех фигур свисают далеко через концы, не поддерживаемые никакими волютами. Контрапосты во всех семи фигурах, можно сказать, свирепствуют, не стесненные ничем. Чего стоит одна мадонна! Она сидит, заложив ногу на ногу. Торс наклонен вперед, плечи на разном уровне, правая рука отведена назад - в этом, кажется, сказалась нехватка мрамора, - голова повернута в сторону. Младенец ведет себя чрезвычайно беспокойно. Он сидит верхом на перекинутой ноге матери, причем левое его колено выше правого. Тельце его обращено вперед, но он резким движением обратился назад и ухватил обеими руками материнскую грудь. И все-таки статуя производит спокойное впечатление, как и остальные, ибо контрапосты уравновешены какой-то высшей гармонией.

Все статуи больше натуральной величины. У двух, у Лоренцо и у «Ночи», лица погружены в темноту. У «Ночи», кроме того, упрятана почти до полной невидимости одна рука. У «Дня» едва намечено лицо, и мы не знаем, умышленно это или нет. У «Вечера» лицо не отшлифовано. И все это воспринимается, благодаря чарам микельанджелова искусства, как моменты, усиливающие впечатление реальности фигур. Они все прекрасны. Мы не можем проникнуть в тайну значения каждой из них, но через все непонятности, которых немало, - ларчик под левой рукою Лоренцо, цветы в ногах у «Ночи», маска под ее рукою, сова, забравшаяся к ней под колено, - через темную символику, великая реальность изображенного действует с силою подавляющей.

Сначала о символике. Кондиви, который мог слышать собственные объяснения художника, - его толкование, кстати сказать, совпадает в главном с сохранившимся наброском самого Микельанджело, листком из Casa Buonarroti, озаглавленным дважды «Небо и земля» и относимым с некоторой вероятностью к 1523 году, - говорит: «Эти четыре статуи поставлены. в сакристии, нарочно для них построенной и находящейся в левой стороне церкви, прогни старой сакристии. Несмотря на то, что они имеют одинаковую величину и служат как бы одной идее, они все разные и различны по движениям и позам. Гробницы поставлены перед боковыми стенами капеллы; на крышках их положены по две фигуры выше человеческого роста, изображающие мужчину и женщину. Одна из них олицетворяет День, другая - Ночь, а все вместе - Время. Для большей ясности Микельанджело прибавил к фигуре, изображающей Ночь и представленной в виде женщины необычайной красоты, сову и другие эмблемы ночи, а к фигуре, олицетворяющей День, он присоединил эмблемы дня. Микельанджело имел намерение (оно осталось невыполненным, потому что его оторвали от дела) для изображения Ночи вырубить из мрамора мышь и для этой цели оставил на одной из гробниц небольшое мраморное возвышение. Он находил, что мышь так же все грызет и портит, как всеразрушающее время».

Что идея неустойчивости всего земного господствует в капелле, по-видимому, нужно считать бесспорным. Здесь, как и в Сикстинской капелле, образы служат для выражения скрытой тенденции, которая, будь она явной, могла сильно поссорить художника с заказчиком. Но этой тенденцией, опять, как и в Систине, художник дорожил превыше всего, и, чтобы выразить ее скрытно, он должен был прибегнуть к символике. Она была та же, что и проводившаяся в образах пророков, сивилл и христовых предков Ватикана, только в ином применении. Бедствия Италии, с точки зрения Микельанджело, ни при Льве, ни тем более при Клименте не уменьшились и не смягчились, но теперь, особенно с точки зрения флорентийского патриота, обозначились четко виновники этих бедствий - Медичи. А заказ был таков, что художник должен был возвеличить представителей дома Медичи. Следовательно, нужно было под видом возвеличения Медичи еще раз оплакать беды Италии и сделать при этом понятной вину Медичи.

Вот они сидят в своих нишах, два последних законных отпрыска семьи флорентийских тиранов Микельанджело меньше всего думал о портретном сходстве, когда лепил их статуи. Оба Медичи были очень некрасивы: лица заросли бородами, черты лица неправильные, лишенные отсвета благородства -украшения всякой незаурядной натуры. Микельанджело решил просто считать действительную их внешность как бы несуществующей и дал каждому из них такую, какая должна была бы быть, если бы человек был тем, чей образ он лепил. Джулиано в жизни никому не сделал зла и пользовался всеобщим расположением за свой приветливый характер. Но по способностям он был человеком заурядным. Лоренцо отличался от него тем, что не был ни добр, ни приветлив. Оба считались полководцами, поэтому Микельанджело украсил их полководческими атрибутами. Нет нужды, что боевые подвиги Джулиано были исчерпаны тем, что в 1515 году он стоял во главе папской армии, следившей за передвижениями французов, а когда это ему надоело, уехал во Флоренцию. Лоренцо повоевал несколько больше: во главе той же папской армии он пошел оккупировать Урбино, отнятый для него у герцога любвеобильным дядей Львом X. Так как ему предшествовали папские перуны, а у герцога Урбинского армии не было, то грабительский поход кончился победоносно. В жизни Лоренцо никогда ни о чем не думал: за него думали другие. А у Микельанджело он представлен глубоко задумавшимся, il Pensieroso, в позе пророка Иеремии, но с молодым, красивым, энергичным лицом, в боевом шлеме. И Джулиано сидит в боевых доспехах, с полководческим жезлом в удивительно сделанных руках, юный и тоже красивый; у него находят, правда, фальшивым взгляд. Его поза повторяет позу Моисея. Бороды, висячие носы, уродливые медичейские рты - все это исчезло. Одна фигура олицетворяет мысль, другая - волю и энергию, то, чем были так богаты Козимо и Лоренцо, истинные кузнецы медичейского величия, и чего так недоставало медичейским последышам. Но им повезло. Памятники им сделал Микельанджело, а Макиавелли хотел посвятить Джулиано и после его смерти посвятил Лоренцо своего «Князя». Он связывал с Лоренцо мечты об объединенной Италии.

У ног Лоренцо две статуи: «Вечер» - усталый, с ослабевшими мышцами мужчина бессильно опирается на локоть и смотрит в пространство равнодушным взглядом, и «Утро» - молодая, прекрасная женщина с чудесными упругими формами пробуждается, словно нехотя, для безрадостного, не сулящего ничего хорошего дня; она потягивается, и из полуоткрытого рта вылетает какая-то жалоба. Перед Джулиано тоже две статуи: «День» - мужчина, лица которого не видно; тело его мускулистое и сильное; он лежит спиной к зрителю, беспокойно, и трудно понять, собирается он перевернуться на другой бок, или встать, или улечься получше; правая нога его во что-то упирается, левая поднята и закинута на правую, левая рука за спиною; все вместе - целый вихрь контрапостов, создающих любимое положение Микельанджело: фигура в момент подготовки к неопределившемуся вполне резкому движению. Вторая фигура - «Ночь». Это немолодая женщина, погруженная в глубокий, тяжелый сон; голова ее увенчана луной и звездой и поражает своей красотой. Женщина лежит в чрезвычайно неудобной позе: левая нога упирается в связку каких-то цветов, правая рука поддерживает низко склоненную голову; левая рука невидна: она закинута за маску, к которой женщина прислонилась спиной; под коленом женщины сидит сова.

Надгробия, подобные двум микельанджеловым, обычно было принято украшать аллегорическими фигурами добродетелей. Микельанджело отступил от этого обычая. Формальный смысл его фигур остался бы неразгаданным, если бы в архиве Casa Buonarroti не нашлась упоминавшаяся уже запись 1523 года, в которой при всей ее туманности первая фраза вполне ясна. Она гласит: «День и Ночь говорят и вещают: нашим быстрым течением мы привели к смерти герцога Джулиано» . Следовательно, обе фигуры перед статуей Джулиано и изображали День и Ночь, причем Ночью, как показывают атрибуты, могла быть только женщина. А раз аллегориями служат времена дня, то две фигуры перед статуей Лоренцо могли быть только Утром и Вечером, причем распределение ролей тоже не представляло никаких затруднений.

Мастерство Микельанджело как скульптора в фигурах капеллы Медичи достигает вершины. После того как были созданы «Моисей» и парижские «Пленники», гений Микельанджело в последний раз вспыхнул с потрясающей силой, и плодом этой вспышки стали семь статуй Медичейской капеллы. Микельанджело словно хотел показать, до какого совершенства может дойти мастерство линии в пластике и какие эффекты способно дать искусство контрапоста. Он это показал вполне. Но грань была достигнута. В капелле Медичи контрапост как художественный прием исчерпал себя до конца. Его дальнейшее усиление и даже просто его не столь мастерское применение должно было стать признаком упадка.

Однако, как ни прекрасны фигуры капеллы, их значение выходит далеко за рамки чистого искусства. Любуясь ими, насыщая глаз, упиваясь зрелищем триумфа пластики, мы ищем ответа на другой вопрос. Что хотел сказать своими фигурами Микельанджело? И тогда, пристальнее всматриваясь, вспоминая образы Сикстинского плафона, представляя себе обстановку, в какой были зачаты и начали переходить в мрамор эти образы, мы находим им объяснение. Оно заключается в том, что здесь Микельанджело тоже - не только художник, но и гражданин, да к тому же гражданин, побежденный в бою за самое дорогое, что у него было, не остывший от боевого распала, в буквальном смысле пахнущий еще порохом.

Есть хоть одна бодрая нота во всей этой мраморной симфонии? Никакой. Тут усталость, обессиленность, безнадежность, разочарованность, болезненное беспокойство, сон - подобие смерти, - словом, все, что мы видели в Систине, но выраженное не кистью, а резцом, и еще более обостренное. Художник, покидая родину навсегда, оставил ей на память о себе эту поэму пессимизма, в которой славословие. Медичи превращается либо в горькую насмешку над ними, либо в прямое им проклятие. Вместо портретных статуй - вымышленные фигуры, олицетворяющие какой-то собственный замысел художника, а аллегории, их окружающие, вместо того чтобы говорит!, об их добродетелях, говорят о горе, позоре и разорении, виновником которых был род Медичи, а жертвою - Италия, и в особенности Флоренция.

Кто был виноват в разгроме Прато в 1512 году? Медичи. Кто затеял преступное завоевание Урбино? Медичи. Кто начал несчастную войну Коньякской лиги? Медичи. Кто был виною разгрома Рима в 1527 году? Медичи. Кто осаждал Флоренцию и сокрушал ее республику в 1530 году? Медичи. Кто разнуздал белый террор после капитуляции города? Медичи. А самый ничтожный из этих фактов нес гибель, разорение, позор и бездну несчастья тысячам людей. Обо всем этом Микельанджело хотел бы кричать на весь мир. Если бы была его воля, он бы построил не капеллу во славу Медичи, а позорный столб и нагромоздил бы у его подножия такие аллегории, чтобы слепому стали очевидны преступления флорентийских тиранов.

В капелле Медичи он мог говорить только эзоповым языком, но и он оказался настолько красноречивым, что поняли все, хотя большинство, и в том числе сами Медичи, сделали вид, что ничего не понимают. Ведь покажи они малейшую долю возмущения, и нужно бы немедленно разрушить и статуи так называемых Джулиано и Лоренцо и все каменные аллегории, лежащие у ног их таким убедительным, так гениально задуманным и сделанным укором.

Что это действительно так, подтверждается прямым заявлением самого художника. Из всех фигур капеллы больше всего восхвалялась, как известно, «Ночь», и Вазари объясняет мотивы всеобщих восторгов: «Что могу я сказать о «Ночи», статуе не то что редкой, а единственной? Кто видал в каком бы то ни было веке скульптурные произведения, древние или современные, сделанные с таким искусством? Чувствуется не только покой спящего, но также скорбь и печаль человека, теряющего нечто чтимое им и великое. И думается также, что эта «Ночь» затемняет всех, кто в какую бы то ни было эпоху статуей или картиной пытался, не говорю превзойти, а хотя бы сравняться с ней. Сон передан так, точно перед нами в действительности уснувший человек».

Восторги изливались чаще всего в стихах. Один из таких мадригалов, автором которого был поэт Джованбаттиста Строцци, известен. Он гласит:

Ночь, что так сладко пред тобою спит,

То - ангелом одушевленный камень:

Он недвижим, но в нем есть жизни пламень,

Лишь разбуди - и он заговорит.

Мы знаем, что Микельанджело давно уже был в Риме, когда капелла была открыта для публики. Познакомившись с этим четверостишием, он написал сейчас же в ответ свое, от имени «Ночи»:

Отрадно спать, отрадней камнем быть.

О, в этот век, преступный и постыдный,

Не жить, не чувствовать - удел завидный.

Прошу, молчи, не смей меня будить.

Средние две строки буквально гласят: «Пока царят разорение и позор, не видеть и не слышать - для меня великое счастье». Разорение и позор, то, от чего страдала Италия, то, от чего погибла старая славная Флоренция и к чему в числе других приложили руку разные Медичи, законные и незаконные, - вот об этом именно и хотел кричать великий артист, и не от имени своей «Ночи», а от своего собственного.

И это было его последним «прости» родине, в которой ему стало нестерпимо мучительно жить.

Из книги Мемуары [Лабиринт] автора Шелленберг Вальтер

«КРАСНАЯ КАПЕЛЛА» Борьба с советским шпионажем - Первая радиоохота - Арест в Брюсселе - Шифр разгадан - Массовые аресты в Берлине - В поисках «Кента» и «Гильберта» - Успешная перевербовка вражеских радистов - Гидра продолжает существовать.Перед тем как выехать из

Из книги Спецоперации автора Судоплатов Павел Анатольевич

Зорге. «Красная капелла» в тылу гитлеровцев Даже в эти тревожные для страны часы мы искали слабые места противника, чтобы повернуть ход событий в нашу пользу. Ценную информацию мы получили от графа Нелидова, бывшего офицера царской и белой армии, крупного двойного агента

Из книги Асы шпионажа автора Даллес Аллен

Дэвид Даллин «КРАСНАЯ КАПЕЛЛА» Более многочисленной и разветвленной, чем у Рихарда Зорге, была агентурная сеть так называемой «Красной капеллы». Она была организована Советским Союзом в Западной Европе в период Второй мировой войны и в течение длительного времени

автора

Рим. Джулиано Медичи В Риме Леонардо был радостно принят меньшим братом папы, Джулиано Медичи. Это был просвещенный и гуманный, хотя и не блиставший умом вельможа, которого долгое пребывание при Урбинском дворе в обществе умной и образованной герцогини Елизаветы Гонзага

Из книги Суперфрау из ГРУ автора Колпакиди Александр Иванович

Глава 8 «Красная капелла» в Швейцарии Трудно не только оценить, но даже просто понять значение работы Урсулы в Швейцарии, если не знать, частью какого дела она была. Поэтому давайте на время отвлечемся от биографии отважной разведчицы и обратимся к «Красной капелле», или,

Из книги Как я стал переводчиком Сталина автора Бережков Валентин Михайлович

«Красная капелла» У подъезда резиденции Риббентропа в роковое утро 22 июня 1941 г. нас Деканозова и меня - ожидал «мерседес» рейхсминистра, чтобы доставить обратно в посольство. Повернув с Вильгельмштрассе на Унтер-ден-Линден, мы увидели вдоль фасада посольского здания

Из книги Роковые иллюзии автора Костелло Джон

ПРИЛОЖЕНИЕ I «Красная капелла» Выдержки из донесений в Москву «Корсиканца» и «Старшины» за шесть месяцев до нападения Германии на Советский СоюзЯнварь 1941 года:«В кругах, группирующихся вокруг «Херрен-клуба», нарастает мнение, что Германия проиграет войну (на западном

Из книги Генрих IV автора Балакин Василий Дмитриевич

Еще одна Медичи Пока Генрих IV блуждал по кривым дорожкам, ведомый своим либидо, люди занимались делом. Наконец-то удалось успешно завершить переговоры, которые уже много лет велись со Святым престолом. 17 декабря 1599 года папа Климент VIII объявил о расторжении брака Генриха

Из книги Микеланджело автора Дживелегов Алексей Карпович

В садах Медичи Коллекционирование предметов искусств членами семьи Медичи началось давно. Уже Козимо был страстным собирателем, а помогали ему в этом такие художники и знатоки, как Донателло, Брунеллеско, Никколи. Пьеро продолжал дело отца, и около него тоже не было

Из книги Бетховен автора Альшванг Арнольд Александрович

Адриан VI и вступление на престол Климента VII. Капелла Медичи в Сан Лоренцо и Лауренциана В Риме, между тем, догорали дни папы Льва. Излишества в еде расшатали окончательно и без того не крепкий его организм. Быть может, конец был ускорен и ядом, как предполагали

Из книги Леонардо да Винчи автора Шово Софи

Паолинская капелла. Друзья и родственники Микельанджело Роспись Паолины Микельанджело начал не раньше октября 1542 года. Окончена она была через семь лет. Ему было семьдесят пять лет в момент ее завершения. Работал он с трудом. Куда делась титаническая трудоспособность

Из книги Матисс автора Эсколье Раймон

Глава первая Семья. Капелла В течение шестидесяти лет - с 1732 по 1792 год - представители семьи Бетховен состояли придворными музыкантами у кельнских курфюрстов в прирейнском городе Бонне.Дед композитора Людвиг ван-Бетховен, фламандец по происхождению, был сыном торговца

Из книги Бенвенуто Челлини автора Соротокина Нина Матвеевна

Город Медичи Город, принявший юного Леонардо где-то между 1465 и 1467 годами, недавно утратил своего великого человека, Козимо Медичи. Дед Лоренцо Великолепного, удостоенный почетного титула «отец отечества», был подлинным родоначальником этой династии дельцов и политиков.

Из книги Власть женщин [От Клеопатры до принцессы Дианы] автора Вульф Виталий Яковлевич

КАПЕЛЛА ЧЕТОК Тому, кто входит в этот храм в Вансе, столь посещаемый с 1951 года (монсеньор Ремой, епископ Ниццы, заложил его первый камень 12 декабря 1949 года) и вызывающий такие большие споры, как правило, нелегко понять глубокую мысль Матисса, архитектора, художника,

Из книги автора

Медичи на папском престоле Папа Лев X Джованни Медичи стал папой в 1512 году в возрасте тридцати восьми лет. Была надежда, что он положит конец бесконечным войнам не только внутренним, но и внешним. В Европе шел раздел собственности. Возвысился австрийский дом Габсбургов.

Из книги автора

Екатерина Медичи Черная вдоваУже четыре века ее имя волнует воображение историков, наделяющих ее всеми пороками и в то же время оплакивающих ее трагическую судьбу. Три десятка лет она единолично удерживала на плаву тонущий в океане смут корабль французского

Микеланджело Буонарроти – тот редкий тип творца, чьи произведения удостоились величайшей славы еще при жизни автора. Сын обедневшего дворянина, он гордился своим происхождением. Произведения Буонарроти наложили глубокий отпечаток на всю культуру Возрождения, и также на мировое искусство в целом. Занимаясь одновременно и живописью, и архитектурой, создавая поэтические и философские произведения, в первую очередь Микеланджело все таки был гениальным скульптором. Он прожил долгую жизнь – почти девяносто лет, и пережил тринадцать Пап. Для большинства из них он выполнял различные заказы.

Создание гробницы Медичи изначально было идеей Папы Льва Десятого (чье настоящее имя – Джованни Медичи). Она должна была стать мемориалом для брата Льва Десятого Джулиано Медичи, и его племянника Лоренцо. Оба они умерли в молодости и были знамениты тем, что первые из Медичи получили герцогские титулы. Но в конце концов заказчиком погребального строения стал следующий Папа, Климент Седьмой, также член рода Медичи. В момент создания скульптур для усыпальницы во Флоренции вспыхнула революция. Создавая образы, украшающие гробницу, творец думал скорее о гибели и разрушении родного города, чем о смерти, постигшей юных герцогов.

Скульптура Лоренцо не имеет прямой схожести с его сохранившимися портретами; для создания этой работы Микеланджело пользовался таким художественным приемом, как идеализация. Юноша преисполнен величия и благородства, а его задумчивая, расслабленная поза подчеркивает красоту фигуры. Левая рука подпирает подбородок, а локтем опирается на копилку с монетами; правая – манерно упирается в бедро. Голова Лоренцо украшена шлемом, подобным тем, которые носили знатные древнеримские военачальники. Однако зоологическое происхождение украшений шлема и тень, отбрасываемая на лицо этим головным убором, весьма своеобразны. Как считают некоторые исследователи, морфология шлема указывает на то, что герцог Медичи умер, будучи не в здравом уме. Другие ученые утверждают, что статуи Лоренцо и Джулиано, находящиеся в ризнице, были перепутаны, и истинной статуей Лоренцо является более детально проработанная статуя Джулиано, расположенная прямо напротив. Эти работы устанавливались уже после отъезда Микеланджело из города, и потому такой поворот событий весьма вероятен. Внешне лицо второй статуи больше напоминает имеющиеся прижизненные портреты Лоренцо Медичи.

Под статуей герцога расположены две аллегорические фигуры, символизирующие Утро и Вечер. Это мужчина и женщина идеальных пропорций, составляющие вместе со статуей Лоренцо равносторонний треугольник, но Утро и Вечер выдвинуты вперед относительно Лоренцо. Все три скульптуры имеют натуралистический размер, соответствующий размерам человеческого тела. Фигуры изображены в естественных, но весьма напряженных позах, будто бы с трудом удерживающие свои тела на крышке гробницы; на их лицах – глубокая скорбь. Утро, прекрасная женщина, с видимой неохотой пробуждается ото сна – настоящее пугает ее. Вечер, немолодой мускулистый мужчина, с уставшим видом готов отойти ко сну. Все скульптуры в гробнице Медичи изображены без зрачков.

Капелла Медичи во Флоренции – это мемориальная часовня всего рода Медичи при церкви Сан-Лоренцо. Скульптурное убранство храма находится в числе самых грандиозных свершений Позднего Возрождения и Микеланджело Буонаротти в частности.
Микеланджело впервые приехал во Флоренцию в 1514 году. Прибыл он с целью создания нового фасада для семейного храма Сан-Лоренцо, церкви влиятельной семьи Медичи. Поручение ему дал папа римский Лев Х. Фасад должен был стать «зеркалом Италии», воплощением лучших традиций итальянских художников, свидетельством могущества рода Медичи. Но реализован Микеланджело грандиозный проект так и не был из-за недостатка финансирования и смерти папы.
Тогда амбициозный художник получил задание от кардинала Джулио Медичи не по реставрации фасада, а по созданию новой часовни в той же церкви Сан-Лоренцо. Работы начались в 1519 году.
Надгробие прошло значительный путь развития с эпохи возрождения. Тогда к теме мемориальной пластики обратился и Микеланджело. Капелла Медичи стала памятником, посвященным могущественному роду Медичи, а не волеизъявлением творческого гения.
Посредине часовни Микеланджело хотел поместить надгробия рано умерших представителей Медичи - герцога Немурского Джулиано и герцога Урбинского Лоренцо. Их наброски были предложены вместе с набросками храма. Но не простая разработка новых вариантов, а также изучение предшественников, заставили художника создать их по традиционной схеме боковых монументов у стен. Микеланджело украсил надгробие скульптурами. Люнеты над ними были увенчаны фресками.
Капелла Медичи представляет собой небольшое помещение, в плане квадратное, длина стен достигает двенадцати метров. В архитектуре сооружения можно рассмотреть влияние Пантеона в Риме, прославленного образца купольной постройки мастеров Древнего Рима. Обыденное и высокое сооружение часовни производит неприятное впечатление своей шероховатой поверхностью и ничем не украшенными стенами. Монотонная поверхность разбита лишь редкими окнами и куполом. Верхнее освещение внутри является практически единственным освещением в здании.
Художник начал работу над столь сложным проектом с большим количеством скульптур в 45 лет. Он успел даже создать фигуры герцогов, аллегорические фигуры времени суток, мальчика на коленях, святых Косму и Дамиана, Мадонну с младенцем. Но завершенными были только скульптуры Лоренцо и Джулиано, а также аллегорическая фигура Ночи. Зашлифовать мастер успел только их поверхность. Завершив наброски скульптур, Микеланджело покинул Флоренцию и перебрался в Рим. Капеллу Медичи продолжили строить по его проектным решениям, недоработанные скульптуры были установлены на соответствующие места.

В целом.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Микеланджело прибыл во Флоренцию в 1514 году , поскольку папа римский Лев Х Медичи предложил ему создать новый фасад для местной церкви Сан-Лоренцо , семейного храма влиятельной семьи Медичи . Этот фасад должен был стать «зеркалом всей Италии», воплощением лучших черт мастерства итальянских художников и свидетелем могущества рода Медичи. Но долгие месяцы раздумий, проектные решения, пребывание самого Микеланджело в мраморных карьерах оказались напрасными. На реализацию грандиозного фасада не хватило денег - и проект сошел на нет после смерти папы.

    Чтобы не оттолкнуть от семьи амбициозного художника, кардинал Джулио Медичи поручил ему не доделывать фасад, а создать часовню в той же церкви Сан-Лоренцо. Работы над ней начались в 1519 году .

    Замысел и проекты

    Надгробие эпохи возрождения прошло значительный путь развития, когда к теме мемориальной пластики был вынужден обратиться и Микеланджело. Часовня Медичи - памятник грозному и могущественному роду Медичи, а не свободное волеизъявление творческого гения.

    В первых набросках было предложено создать и надгробие рано умерших представителей семьи - герцога Немурского Джулиано и герцога Урбинского Лоренцо , которых Микеланджело хотел разместить посредине часовни. Но разработка новых вариантов и изучение опыта предшественников заставили художника обратиться к традиционной схеме боковых, пристенных монументов. Микеланджело разработал пристенные варианты в последнем проекте, украсив надгробие скульптурами, а люнеты над ними - фресками.

    Художник наотрез отказывался делать портреты. Не сделал исключения и для герцогов Лоренцо и Джулиано. Он подал их как воплощение обобщенных, идеализированных лиц - действенного и созерцательного. Намеком на мимолетность их жизни были и аллегорические фигуры течения суток - Ночь, Утро , День и Вечер . Треугольную композицию надгробия дополняли уже на полу лежачие фигуры речных богов. Последние - намёк на непрерывное течение времени. Фоном служила стена, композиционно обыгранная нишами и пилястрами, дополненная декоративными фигурами. Над надгробием Лоренцо планировали разместить гирлянды, доспехи и четыре декоративные фигурки скорчившихся мальчиков (единственный созданный из них позже будет продан в Англию. Из собрания Лайд Брауна в 1785 году его приобретет для собственных дворцовых коллекций российская императрица Екатерина II).

    Над надгробием Джулиано путти в проекте держали большие раковины, а в люнете планировалась фреска. Кроме надгробий были ещё алтарь и скульптуры Мадонны с младенцем и двух святых врачей - Космы и Дамиана, небесных патронов семьи.

    Неполное воплощение

    Часовня Медичи - небольшое помещение, квадратное по плану, боковая длина стены которой равняется двенадцати метрам. На архитектуру сооружения повлиял Пантеон в Риме , прославленный образец купольной постройки древнеримских мастеров. Микеланджело создал в родном городе его малый вариант. Внешне обыденное и высокое, сооружение производит неприятное впечатление шероховатой поверхностью ничем не украшенных стен, монотонную поверхность которых разбивают редкие окна и купол. Верхнее освещение - практически единственное освещение здания, как и в римском Пантеоне.

    Огромный замысел с большим количеством скульптур не пугал художника, который начал работать над проектом в 45 лет. Он же успеет создать фигуры обоих герцогов, аллегорические фигуры течения суток, мальчика на коленях, Мадонну с младенцем и святых Косму и Дамиана. Действительно завершенными были лишь скульптуры Лоренцо и Джулиано и аллегорическая фигура Ночи. Мастер даже успел зашлифовать их поверхность. Значительно меньше проработана поверхность Мадонны, мальчика на коленях, аллегорий Дня, Вечера и Утра. Странным образом недоработанность фигур придала им новую выразительность, угрожающую силу и тревогу. Впечатлению тоски способствовало и контрастное сочетание светлых стен с темными цветами пилястр, карнизов, обрамлений окон и арок люнетов. Тревожное настроение поддерживали и страшные, тератологические орнаменты фризов и маски на капителях.

    Фигуры речных богов были разработаны только в рисунках и эскизах. В готовом варианте от них отказались вообще. Пустыми остались и ниши вдоль фигур Лоренцо и Джулиано и люнеты. Никак не разработан и фон стены с фигурами Мадонны с младенцем и святых Косьмы и Дамиана. На одном из вариантов здесь тоже планировали создать пилястры и ниши. В люнете могла быть фреска на тему «Воскресение Христово» как намек на вечную жизнь умерших в загробном мире и которая в эскизе.

    Разрыв с Медичи

    Работа над фигурами часовни растянулась почти на пятнадцать лет и не принесла художнику удоволетворения конечным результатом, поскольку не соответствовала замыслу. Испортились и его отношения с семьей Медичи. В 1527 году республикански настроенные флорентийцы восстали и изгнали из города всех Медичи. Работа над часовней прекратилась. Микеланджело стал на сторону восставших, что породило обвинение в неблагодарности к давним патронам и меценатам.

    Флоренцию осадили воины объединенных армий папы римского и императора Карла. Временное правительство восставших назначило Микеланджело руководителем всех фортификационных сооружений. Город был взят в 1531 году , и власть Медичи во Флоренции была восстановлена. Микеланджело заставили продолжить работу в часовне.

    Микеланджело, завершив наброски скульптур, покинул Флоренцию, перебрался в Рим, где работал до смерти. Часовню строили по его проектным решениям и установили на соответствующие места недоработанные скульптуры. Фигуры святых Косьмы и Дамиана сделали скульпторы-помощники Монторсоли и Рафаэлло да Монтелупо.

    Капелла Медичи (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

    • Туры на майские в Италию
    • Горящие туры в Италию

    Предыдущая фотография Следующая фотография

    Капелла Медичи - достопримечательность, которую, наверное, обязан посетить каждый, кто путешествует по Флоренции.

    В капелле Медичи отражаются многие грани таланта Микеланджело.

    Эта мемориальная часовня находится при церкви Сан-Лоренцо. Искусствоведы называют капеллу Медичи одним из самых великих творений Микеланджело. Да и эпохи позднего Возрождения в целом.

    Микеланджело был гениальным скульптором, живописцем, архитектором, поэтом... И в капелле Медичи отражаются многие грани его таланта.

    Что посмотреть

    Капелла Медичи представляет собой небольшое, но вытянутое в небо сооружение, которое венчает купол. Микеланджело закончил его архитектурное пространство. Ему удалось сделать так, чтобы внешность часовни отвечала ее внутреннему содержанию.

    Все в капелле Медичи - от стен и до убранства - посвящено теме смерти.

    Все в капелле Медичи - от стен и до убранства - посвящено одной теме - теме смерти. Внизу, в саркофагах, темно, здесь покоятся тела усопших. Чем выше, тем больше света попадает в здание: душа бессмертна, она воскресает в царстве света.

    На одной стене капеллы находится алтарь. Напротив - усыпальницы Лоренца Великолепного и его брата Джулиано. Рядом с гробницами находятся три статуи, в том числе знаменитая «Мадонна с младенцем», выполненная самим Микеланджело. Скульптура символизирует близость матери и ребенка в ее наивысшей степени.

    Мадонна исполнена лиризма, в отличие от остальных фигур, расположенных в капелле Медичи, она лишена трагизма. Эта скульптура признана одним из самых прекрасных образов, созданных в эпоху Возрождения.

    Фигуры Суток принесли настоящую славу Микеланджело.

    На саркофагах видны фигуры Суток, которые принесли настоящую славу скульптору. Так, на саркофаге Лоренца мы видим статуи «Утро» и «Вечер». Им явно неудобно, они как бы соскальзывают, но держатся за фигуру Лоренца Великолепного.

    Гробницу Джулиано украшают фигуры «Ночи» и «Дня». «Ночь» - это самая трагичная фигура Микеланджело. Она оставляет неизгладимое впечатление и на сегодняшних посетителей капеллы Медичи так же, как и на современников художника.

    Фигура «Дня» незавершенная. Но не потому, что Микеланджело не успел. Так скульптор хотел передать состояние неизвестности, ведь никто не может с уверенностью предугадать, что ждет его в течение дня.

    Как добраться

    Туристам, отдыхающим во Флоренции, необходимо ориентироваться на церковь Сан-Лоренцо. Эта достопримечательность есть во всех путеводителях по курорту.

    Недалеко от церкви останавливается автобус № С1. Нужная вам остановка так и называется - «Сан-Лоренцо».

    Открыта капелла Медичи с понедельника по воскресенье, с 8:15 до 18:00. Будьте внимательны, касса закрывается в 16:20.

    Часовня открыта для туристов ежедневно, кроме праздников: Рождество (25 декабря), Новый год (1 января) и 1 Мая. Есть и выходные дни: каждый нечетный понедельник месяца и каждое четное воскресенье месяца.

    Билет в капеллу Медичи стоит 8-4 EUR, сюда входит посещение капеллы и Новой Сакристии.

    Билеты в церковь Сан-Лоренцо и библиотеку Лауренциана приобретаются отдельно.

    Дети до шести лет могут посмотреть эти достопримечательности Флоренции абсолютно бесплатно.

    Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх