Дом перцева на пречистенке. Доходный дом П.Н

Началось все, впрочем, с другого дома. «Дом-ларец» построил на Пречистенской набережной коллекционер картин Цветков. Соревнуясь с за известность, он даже уволил своего архитектора, наняв , когда узнал, что Третьяковы строят особняк по васнецовским эскизам. «Дом-ларец» размерами уступал Третьяковской галерее, но имел чудный вид на Москву-реку, Кремль и Храм Христа-Спасителя.
Этот вид заворожил инженера путей сообщения Петра Николаевича Перцова. Цветков предложил указать еще лучшее место при условии, что Перцов выстроит дом в русском стиле. Тот согласился и при содействии Цветкова приобрел участок рядом. Перцов объявил закрытый конкурс на составление проекта «доходного дома в русском стиле». В жюри - самые именитые: Васнецов, Суриков, Поленов, Шехтель. Но в итоге сам Перцов остановился на проекте Малютина (автора росписи первой русской матрешки), занявшем 2 место.
Дом был построен в течение 11 месяцев - совсем небольшой срок, учитывая резные лестницы, изразцовые майоликовые печи, витражи, спальни с нишами и курительные комнаты в восточном стиле, для отделки которых выписывались кустари из Нижегородской губернии. Как и у всех доходных домов, при великолепной отделке фасада здания с дорогими квартирами, задняя часть дома, куда выходят окна дешевых квартир, проста и незатейлива.
Перцов прожил в своем доме 15 лет. Он был одним из хранителей ценностей Храма Христа Спасителя, выступал в защиту церкви и в 1922 году по процессу «церковников» получил 5 лет тюрьмы. Перцов вышел на свободу через год, но из дома его выселили. Дом был национализирован. Вот что пишет в мемуарах младшая дочь Перцова Зинаида: «…жил в нашем доме известный оригинал и чудак - Поздняков. Свою квартиру из четырех громадных комнат он устроил необычайным образом. Самая большая, почти зала, была превращена в ванную (братья мои бывали у Позднякова, они подробно описали мне ее устройство). Пол и стены были затянуты черным сукном. Посреди комнаты, на специально сооруженном помосте, помещалась громадная черная мраморная ванна (вес 70 пудов). Вокруг горели оранжевые светильники. Огромные стенные зеркала отражали со всех сторон сидевшего в ванне. Другая комната была превращена в зимний сад: паркет засыпан песком и уставлен зелеными растениями и садовой мебелью. Гостиная была прелестная - с тигровыми шкурами и художественной мебелью из карельской березы. Хозяин принимал в ней посетителей в древнегреческой тоге и сандалиях на босу ногу, причем на ногте большого пальца сияла бриллиантовая монограмма. Прислуживал ему негр в красной ливрее, всегда сопровождаемый черным мопсом с большим красным бантом! Вот этой-то фантастической квартирой и прельстился вначале Лев Давыдович Троцкий: Не знаю только, заимствовал ли он также у Позднякова его греческую тогу и сандалии!»
Сейчас в здании располагается Управление делами дипломатического корпуса.

Дом Зинаиды Алексеевны Перцовой – одно из самых красивых зданий Москвы, которое уже в первые года после постройки получило среди горожан название «Дом-сказка». Заказчиком постройки и ее фактическим владельцем стал знаменитый железнодорожный инженер Петр Николаевич Перцов. В 1905 году он приобрел угловой участок, ограниченный Пречистенской набережной, Соймоновским проездом и Курсовым переулком. Учитывая финансовые риски, которые он нес, участвуя в строительстве железных дорог, Петр Перцов переписал участок, а затем и выстроенный дом на имя своей супруги – Зинаиды Алексеевны.

Перцов принял решение возвести целый жилой комплекс, включавший доходные квартиры и часть, в которой он предполагал поселиться со своей семьей. Для создания проекта дома была созвана выдающаяся комиссия архитекторов и художников, в число которой вошли Франц Шехтель, Виктор Васнецов, Василий Суриков, Сергей Соловьев, Василий Поленов, Илларион Иванов-Шиц и другие выдающиеся представители московской творческой интеллигенции. Среди предоставленных на конкурс проектов наибольшего внимания удостоились работы художников Аполлинария Васнецова и Сергея Малютина.

Интересно, что первой премии удостоился проект Васнецова, однако по решению заказчика, Петра Перцова, для дальнейшего воплощения был отобран даже не конкурсный проект, а эскиз здания, выполненный в качестве варианта Сергеем Васильевичем Малютиным. Необычная работа Малютина настолько вдохновила Петра Перцова, что он полностью доверил художнику создание долгожданного доходного дома. Сергей Малютин проходил обучение в Московском училище живописи ваяния и зодчества вместе с такими выдающимися художниками, как Исаак Ильич Левитан, Михаил Васильевич Нестеров и Константин Алексеевич Коровин.

Сергей Малютин был мастером, способным воплотить стремления Петра Перцова – выстроить дом, в котором бы нашли выражение замечательные традиции русского зодчества. Русское национальное искусство было близко Малютину, неслучайно именно он в 1898 году расписал современный символ России – первую матрешку. Однако при постройке дома для Петра Перцова художник использовал черты чрезвычайно актуального в то время северного варианта стиля модерн, который подразумевал заимствование выразительных деталей и особенностей у архитектурных произведений Северной Европы.

Таким образом, в проекте доходного дома Перцова объединились мотивы популярной в то время европейской готики и национального русского зодчества XVII столетия, ставшие гармоничным целым благодаря объединяющему эстетизму стиля модерн. Русское влияние прочитывается в таких ярких деталях, как кованая решетка над остроконечным щипцом, в оформлении теремков-балконов, один из которых (со стороны Соймоновского проезда), получил собственное специальное название «Сон Царевны». Сюжеты керамических панно, определяющих декоративный облик доходного дома Перцова, также связаны со славянской мифологией.

Панно, украсившее фасад со стороны набережной демонстрирует изображения солнечного славянского божества Ярилы, наблюдающего за битвой Быка и Медведя – символических животных божеств Перуна и Велеса. Керамические детали фасадов напоминают об архитектуре узорочья, а на панно над входным проемом со стороны Соймоновского проезда можно увидеть вещую птицу Гамаюн, встреча с которой предвещала удачу. Однако такие детали, как угловой эркер, ломаные линии карнизов и кронштейны балкона, выполненные в виде драконов, отсылают нас к традициям архитектуры Средневековой Европы.

При работе с проектом художнику Сергею Малютину, у которого не было некоторых специфических знаний и навыков, потребовалось сотрудничество с профессиональным инженером и архитектором Николем Константиновичем Жуковым, который помог Малютину создать ультрасовременную постройку, оснащенную всеми известными на тот момент видами городских коммуникаций, включая канализацию и водопровод, трубы которого были надежно спрятаны в толщу мощных стен этого высокого здания. Малютин полностью разработал и необычное оформление интерьеров в хозяйской части доходного дома, выполнив их, как и фасады, в русском стиле.

В 1908 году в одном из подвалов «Дома-сказки» разместился уникальный театр-кабаре «Летучая мышь» под руководством Никиты Федоровича Балиева. В представлениях и постановках этого уникального театра участвовали известные актеры Московского художественного театра: Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, Василий Иванович Качалов, знаменитые режиссеры Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко. Первое время они же были и единственными зрителями, так как посторонняя публика на камерные постановки «Летучей мыши» не допускалась.

Впоследствии театр выехал из дома Перцова, и идея закрытых театрализованных актерских капустников была утрачена – за плату или же пользуясь знакомствами с актерами на спектаклях стали появляться сторонние гости. Петр Перцов проживал в этом замечательном доме вплоть до своей эмиграции в 1923 году. В советский период дом Перцова был передан Министерству Иностранных Дел, дипломатическое представительство которого размещается здесь и в наши дни. Сегодня уникальный «Дом-сказка» по праву считается самым красивым доходным домом Москвы. Он любим москвичами и гостями города.

Александра Гурьянова

1937-1938 гг. : Список жителей дома - Лиговская ул., 44,
- пострадавших в результате массовых репрессий по 58-ой статье УК РСФСР:
(продолжение)
"13. Крастынь Ян Францевич, 1891 г. р., уроженец хут. Званытай Курляндской губ., латыш, беспартийный, столяр 2-го автопарка Ленсовета, проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 608 . Арестован 3 декабря 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 29 декабря 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-7-8-9-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 4 января 1938 г.

14. Ледник Иван Федорович, 1903 г. р., уроженец с. Подсвилье Дисненского у. Виленской губ., белорус, член ВКП(б) в 1920-1937 гг., начальник Кировской ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 303 . Арестован 8 августа 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 1 октября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-6-7-9-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 6 октября 1937 г.

15. Ленч Иван Иосифович, 1897 г. р., уроженец Коростенского у. Волынской губ., поляк, беспартийный, бригадир истопников почтового отделения ст. Ленинград-Московский, проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 410 . Арестован 29 января 1938 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 25 марта 1938 г. приговорен по ст. ст. 17-58-8, 58-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 2 апреля 1938 г.

16. Маркевич Емельян Викентьевич, 1894 г. р., уроженец д. Островки Новогрудского у. Минской губ., поляк, беспартийный, паровозный машинист депо ст. Сортировочная Московской линии Окт. ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 520 . Арестован 10 апреля 1938 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 28 апреля 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-9-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 22 мая 1938 г.

17. Махов Алексей Федорович, 1903 г. р., уроженец д. Еремейцево Любимского р-на Ярославской обл., русский, член ВКП(б) в 1927-1938 гг., вагонный мастер Кировской ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 424 . Арестован 14 января 1938 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 21 февраля 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-7-9-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 1 марта 1938 г.

18. Охотин Анатолий Дмитриевич, 1897 г. р., уроженец д. Закурино Пестяковского р-на Ивановской обл., русский, член ВКП(б) в 1918-1937 гг., зам. начальника Политотдела Кировской ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 631 . Арестован 7 августа 1937 г. Выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР в г. Ленинград 22 сентября 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-7-8-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 23 сентября 1938 г.

19. Павлов Владимир Каленикович, 1895 г. р., уроженец г. Жлобин БССР, член ВКП(б) в 1918-1937 гг., начальник паровозного отделения ст. Волховстрой I Кировской ж. д., где проживал временно, постоянно проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 533 . Арестован 15 сентября 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 1 октября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-7-9-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 6 октября 1937 г.

20. Панов Георгий Иванович, 1898 г. р., уроженец г. Днепропетровск, русский, член ВКП(б) в 1926-1936 гг., нач. Всесоюзной академии ж.-д. транспорта им. Сталина, проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 308 . Особым совещанием при НКВД СССР 3 декабря 1936 г. осужден по ст. 58-10 на 5 лет ИТЛ. Отбывал наказание в Ухтпечлаге. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 28 декабря 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-8-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 5 января 1938 г.

21. Рытов Алексей Николаевич, 1895 г. р., уроженец г. Москва, русский, член ВКП(б) в 1927-1938 гг., инспектор Райтрансторгпита-2 Окт. ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 314 . Арестован 14 февраля 1938 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 8 июня 1938 г. приговорен по ст. ст. 17-58-8, 58-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 18 июня 1938 г.

22. Смирнов (Витчик) Федор Андреевич, 1894 г. р., уроженец д. Марьино Марьинской вол. Новгородского у. и губернии, латыш, беспартийный, начальник пожарной охраны строительства Дворца пушнины Ленгорвнуторга, проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, комн. 359 . Арестован 10 августа 1937 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 3 сентября 1937 г. приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 6 сентября 1937 г.

23. Соболь Александр Николаевич, 1884 г. р., уроженец с. Строинцы Ямпольского р-на Винницкой обл., русский, беспартийный, заместитель начальника службы движения Кировской ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 503 . Арестован 8 августа 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 1 октября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-7-9-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 6 октября 1937 г.

24. Старцев Федор Илларионович, 1896 г. р., уроженец с. Черняевка Богородицкого у. Тульской губ., русский, из крестьян, член ВКП(б) в 1917-1937 гг., начальник цеха ширпотреба самолетного завода № 23, проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 716 . Арестован 1 ноября 1937 г. Выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР в г. Ленинград 26 февраля 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-7-8-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 27 февраля 1938 г. (Его жена Елена Иосифовна Горелова выслана в Пинежский район, где осуждена на 8 лет ИТЛ.). "
(Ссылка.

Наткнулся в архивах на фото доходного дома Перцова или Перцовой. Это довольно интересный дом в центре в Москвы и некоторыми он считается одним из самых самых в городе. Так оно или нет, не мне судить. Но как-то летом, я выбрался из своего далекого Бутова, чтобы специально его посмотреть. Жаль только, что снаружи, ибо чтобы внутрь попасть, надо иметь отношение к министерству иностранных дел, которому он теперь передан в ведение. Раньше говорят, двери были открыты и можно было зайти.

Доходный дом Перцова в Москве

У дома богатая история, которую я не буду подробно перессказывать, все уже давно описано в интернете. «Дом-сказка» был построен в 1907 году для художников, оттого он такой пестрый и необычный, в стиле модерн. По замыслу инженера Перцова — это жилые квартиры с мастерскими. Самого Перцова в 1922 году приговорили к 5 года тюрьмы за хранение ценностей Храма Христа спасителя, он как раз рядом расположен, и когда он вышел обратно через год, то из дома его уже выселили. В 1908-1912 году тут располагалось кабаре Летучая мышь, то есть тусовалась московская богема, а после еще и Троцкий пожил. В общем, говорю, богатая история.

Труба — это застрявшая сова!

Доходный дом Перцевой на табличке — она последняя владелица

К сожалению, дух того времени уже никак не ощутить, вроде как внутри ничего не осталось, все интересное снаружи. Вот из интернета пара фотографий интерьера. На мой взгляд он чересчур не функциональный и аляпистый.

Где находится

Дом находится по адресу Соймоновский проезд дом 1/35, на пересечении Соймоновского проезда и Пречистенской набережной.

P.S. На фото не снег, а тополиных пух.

и начните отслеживать дешевые билеты заранее - то есть прямо сейчас! Или подпишитесь и получайте предложения по выбранным маршрутам на почту.

На углу Пречистинской набережной, Курсового переулка и Соймоновского проезда в Москве стоит сказочный Дом Зинаиды Алексеевны Перцовой, - подлинной достопримечательности русского модерна, благодаря сегодняшним владельцам, сохранившего облик дома в первозданном виде (спасибо, что не испортили "сказку" убогими кондиционерами!).

Занимательна история строительства жилого дома Перцовой.

(Сегодня приняты несколько названий Дома-сказки в Москве: «Дом Перцовой», «Дом З.А.Перцевой», «Дом Перцова», «Жилой дом Н.П.Перцова», - принимаются двойное написание фамилии владельца. А вот, почему «владельцем жилого дома» чистился то Петр Николаевич Перцов, то Зинаида Алексеевна Перцева, сейчас разберемся вместе).

Как и всё великое или значимое в искусстве дом русского модерна со сказочными мотивами из языческой древности появился в Москве «случайно».

Как-то раз талантливый и успешный инженер путей сообщения Петр Николаевич Перцов, который к своим 48-ми годам успел построить в России каждую 63 милю железных дорог в России заехал в гости к своему приятелю, коллекционеру И.Е. Цветкову, которому не так давно модный на то время художник-архитектор Виктор Васнецов выстроил особняк на Пречистенской набережной, 29 (это в двух шагах от Дома Перцовой).

Петр Николаевич был приятно удивлен чудным видом на Кремль из окон цветковского особняка. Иван Евменьевич (Цветков) пообещал посодействовать в покупке участка на набережной Москва-реки у своего друга, землевладельца Ушакова, при условии, что Перцов построит свой дом в русском стиле. Сказано – сделано!

Участок был куплен П.Н.Перцевым за 70 тысяч рублей (при средней тогдашней зарплате в 30 рублей, - сумма громадная!), а оформлен он был на жену Петра Николаевича, - Зинаиду Алексеевну Перцеву, отсюда и пошло «официальное» название сказочного терема на набережной: «Жилой дом З.А.Перцовой».

Инженер Перцев к созданию своего жилого дома подошел с технической точностью и прямотой. Он создал комиссию из «мэтров» русского искусства и архитектуры, куда вошли: Виктор Васнецов, Суриков, Поленов, Шехтель, Иванов-Шиц, Ноаковский, и учредил конкурс на лучший архитектурный проект жилого дома с первой премией в 800 рублей, второй премией в 500 рублей, но при этом оставив за собой право делать окончательный выбор.

Именитое жюри присудило первую премию Апполинарию Михайловичу Васнецову, брату Виктора Васнецова, который, к слову сказать, стал единственным художников, открыто выступившим в печати против сноса Храма ХС в 1931 году.

Вторая премия Перцева досталась Сергею Васильевичу Малютина, который и был выбран Петром Николаевичем в качестве автора проекта его жилого дома. Сергей Малютин к тому времени уже был знаменит своими талантливыми иллюстрациями к произведениям Пушкина, успешной работой в художественных мастерских княгини Тенишевой и созданием росписи первой русской матрешки в 1899 (?) году.

Строительство дома было завершено за два года в 1907 году в стиле русского модерна, где формы изобразительного и прикладного искусств органически вплетаются в архитектурный объем, делая строение живым, и разворачивая его привычную пространственную среду в глубинную плоскость живописи.

Петр Николаевич прожил в своем доме лишь 15 лет. В 1923 году он вынужден был эмигрировать.

В его доме нашли приют актеры МХАТа, устроив в подвале театр-кабаре «Летучая Мышь». В свое время там жили Троцкий и художник Фальк.

Адрес жилого дома-сказки Перцовой: г. Москва, 1-ый Курсовой переулок, 1 (см. карту), хотя на самом доме висит адресный указатель «Пречистенская набережная, 35» (см. фото).

Как добраться до дома З.А.Перцевой? Доезжаете до метро «Кропоткинская» по красной линии (это в центре города, поэтому от московских жд вокзалом ехать всего минут 15, все радом), выходите из метро в город в сторону «Остоженки, Пречистенки и Соймоновского проезда», потом пешком 400 метро, - все очень просто!

Остается загадкой, почему, на памятной доске «сказочного дома» Сергея Малютина датой основания стоит 1886 год. Вполне возможно, что основное строительство 1905-1907гг велось на фундаменте старой постройки?

Жилой Дом Перцовой на карте Москвы:

Получите от нас в подарок бонус до 2500 рублей для размещения в апартаментах от частных лиц на сервисе Airbnb . Такое размещение может оказаться значительно экономнее. Зарегистрируйтесь и отправляйтесь в приключения!

получить бонус

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх