Павел георгиевич головин. Павел Головин: биография, награды, фото

Павел Георгиевич Головин (13 (26) апреля 1909 - 27 апреля 1940) - Герой Советского Союза, пилот Управления полярной авиации Главсевморпути, первый из советских лётчиков, пролетевший над Северным полюсом.

Биография

Родился 13 (26) апреля 1909 года в городе Наро-Фоминск ныне Московской области в семье служащего. Русский. Член ВКП(б) с 1939 года. В 1930 году окончил Московский спортивный техникум, а в 1933 году - Тушинский аэроклуб. С 1934 года работал пилотом Управления полярной авиации Главсевморпути.

5 мая 1937 года П. Г. Головин на двухмоторном разведывательном самолёте Р-6 (АНТ-7) стал первым в мире пилотом самолета, достигшим самой северной точки земного шара. Доставленные им данные позволили успешно осуществить посадку отряда тяжёлых транспортных самолётов на Северном полюсе и создать там дрейфующую полярную станцию «Северный полюс-1».

В дальнейшем П. Г. Головин осваивал новые арктические трассы.

Участник советско-финской войны 1939-1940 годов.

С октября 1938 года - на испытательной работе на Московском авиазаводе № 22. Испытывал серийные бомбардировщики.

27 апреля 1940 года полковник Головин П. Г. погиб со всем экипажем при испытании первого серийного самолёта - бомбардировщика СПБ (заводской номер № 2-1) конструкции Н. Н. Поликарпова.

Награды

  • Орден Красной Звезды (25.02.1937)
  • Герой Советского Союза - Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1937 года «за образцовое выполнение задания правительства и героизм, проявленные в период высадки и работы северной экспедиции», медаль «Золотая Звезда» № 40.
  • Орден Ленина (27.06.1937 вместе с присвоением звания Герой Советского Союза).
  • Орден Красного Знамени (21.04.1940).

Память

Именем Героя Советского Союза Головина П. Г. названа улица в городе Наро-Фоминске.

(1909-04-26 ) Дата смерти:

Биография

В дальнейшем П. Г. Головин осваивал новые арктические трассы.

С октября 1938 года - на испытательной работе на Московском авиазаводе № 22. Испытывал серийные бомбардировщики.

Напишите отзыв о статье "Головин, Павел Георгиевич"

Ссылки

. Сайт «Герои Страны ».

Отрывок, характеризующий Головин, Павел Георгиевич

Государи сели верхами и уехали. Преображенцы, расстроивая ряды, перемешались с французскими гвардейцами и сели за столы, приготовленные для них.
Лазарев сидел на почетном месте; его обнимали, поздравляли и жали ему руки русские и французские офицеры. Толпы офицеров и народа подходили, чтобы только посмотреть на Лазарева. Гул говора русского французского и хохота стоял на площади вокруг столов. Два офицера с раскрасневшимися лицами, веселые и счастливые прошли мимо Ростова.
– Каково, брат, угощенье? Всё на серебре, – сказал один. – Лазарева видел?
– Видел.
– Завтра, говорят, преображенцы их угащивать будут.
– Нет, Лазареву то какое счастье! 10 франков пожизненного пенсиона.
– Вот так шапка, ребята! – кричал преображенец, надевая мохнатую шапку француза.
– Чудо как хорошо, прелесть!
– Ты слышал отзыв? – сказал гвардейский офицер другому. Третьего дня было Napoleon, France, bravoure; [Наполеон, Франция, храбрость;] вчера Alexandre, Russie, grandeur; [Александр, Россия, величие;] один день наш государь дает отзыв, а другой день Наполеон. Завтра государь пошлет Георгия самому храброму из французских гвардейцев. Нельзя же! Должен ответить тем же.
Борис с своим товарищем Жилинским тоже пришел посмотреть на банкет преображенцев. Возвращаясь назад, Борис заметил Ростова, который стоял у угла дома.
– Ростов! здравствуй; мы и не видались, – сказал он ему, и не мог удержаться, чтобы не спросить у него, что с ним сделалось: так странно мрачно и расстроено было лицо Ростова.
– Ничего, ничего, – отвечал Ростов.
– Ты зайдешь?
– Да, зайду.
Ростов долго стоял у угла, издалека глядя на пирующих. В уме его происходила мучительная работа, которую он никак не мог довести до конца. В душе поднимались страшные сомнения. То ему вспоминался Денисов с своим изменившимся выражением, с своей покорностью и весь госпиталь с этими оторванными руками и ногами, с этой грязью и болезнями. Ему так живо казалось, что он теперь чувствует этот больничный запах мертвого тела, что он оглядывался, чтобы понять, откуда мог происходить этот запах. То ему вспоминался этот самодовольный Бонапарте с своей белой ручкой, который был теперь император, которого любит и уважает император Александр. Для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди? То вспоминался ему награжденный Лазарев и Денисов, наказанный и непрощенный. Он заставал себя на таких странных мыслях, что пугался их.
Запах еды преображенцев и голод вызвали его из этого состояния: надо было поесть что нибудь, прежде чем уехать. Он пошел к гостинице, которую видел утром. В гостинице он застал так много народу, офицеров, так же как и он приехавших в статских платьях, что он насилу добился обеда. Два офицера одной с ним дивизии присоединились к нему. Разговор естественно зашел о мире. Офицеры, товарищи Ростова, как и большая часть армии, были недовольны миром, заключенным после Фридланда. Говорили, что еще бы подержаться, Наполеон бы пропал, что у него в войсках ни сухарей, ни зарядов уж не было. Николай молча ел и преимущественно пил. Он выпил один две бутылки вина. Внутренняя поднявшаяся в нем работа, не разрешаясь, всё также томила его. Он боялся предаваться своим мыслям и не мог отстать от них. Вдруг на слова одного из офицеров, что обидно смотреть на французов, Ростов начал кричать с горячностью, ничем не оправданною, и потому очень удивившею офицеров.

Павел Головин был первым в мире пилотом, которому удалось пролететь над Северным полюсом. Его дорога к покорению воздуха была долгой и тернистой, но уже в 21 год, благодаря целеустремленности и настойчивости, он получил звание летчика. За свои заслуги в гражданской и военной авиации Павел Георгиевич был удостоен звания Героя Советского Союза и других наград.

Детство

Павел Головин родился 13 апреля 1909 г. в Наро-Фоминске (Московская область). С самого детства он мечтал стать летчиком. У друга его отца был племянник, который участвовал в то время в Первой мировой войне, защищал фронт от германской армии. Мальчик с упоением слушал рассказы о военных полетах и буквально бредил тем же. Родители Павла были против его увлечения авиацией.

После школы он бегал в детский кружок, организованный инструктором планеров, где выпиливал лобзиком деревянные детали для нервюр. Поначалу Павел неохотно учился в школе, но затем «подтянулся», так как понял, что настоящий летчик должен быть грамотным. Первая попытка построить планер «Нарофоминец-1» оказалась неудачной - он разбился на соревнованиях в Коктебеле, а школьный авиационный кружок распался.

Спустя некоторое время началась постройка второго планера - «Нарофоминец-2». В 15 лет мальчик уже помогал делать чертежи для нового детища, а надежда летать не покидала его. Чтобы поддержать свою семью, он пошел на подработки в плотницкую артель. Нередко ему приходилось трудиться и ночью. Когда летательный аппарат был практически готов, Павлу неожиданно предложили путевку в военную школу летчиков в Москве, и он, не раздумывая, согласился.

Чтобы поступить в это учебное заведение, ему пришлось подделать документы, так как юношей младше 18 лет туда не брали. Работа плотником сделала его крепким и физически развитым, но в приемной комиссии летной школы узнали о подделке и Павла Георгиевича не приняли.

Учеба в строительном техникуме

После первой неудачной попытки стать летчиком П. Головин забросил учебу и все силы направил на плотницкое дело. Через год он еще раз попробовал поступить в ту же летную школу, но провалил экзамены. Пришлось снова вернуться домой. После смерти отца он остался единственным кормильцем в семье, а тяжелая болезнь заставила его на время отказаться от своей мечты.

Комсомольский комитет предложил ему путевку в московский строительный техникум. Так он в третий раз оказался в столице страны. Стипендии на жизнь не хватало, поэтому Павлу Головину приходилось подрабатывать на стройке.

На основе столярной мастерской при техникуме был организован клуб планеристов, началось создание третьего планера. Летательный аппарат назвали «Московский политехникум». Работы по его изготовлению заняли больше года, но и он разбился во время первых испытаний.

После этого целую неделю, практически без отдыха, Павел с друзьями занимался ремонтом планера. В результате труды их были вознаграждены - наконец-то ему удалось подняться в воздух. Планер пролетел около 2-3 минут, а затем благополучно приземлился.

Учеба в тушинской летной школе

Упорство и целеустремленность Головина не остались незамеченными. Как одному из лучших планеристов клуба ему предложили учебу в школе гражданских летчиков (Центральная летно-техническая школа в подмосковном г. Тушино, ныне национальный аэроклуб России им. Чкалова). Павел Георгиевич был в числе ее первых учеников.

Там ему вновь пришлось чинить старый нерабочий самолет, из которого начальство школы решило сделать учебное воздушное судно. После длительных занятий с инструктором Павлу первому доверили лететь на этом самолете.

В 21 год он окончил Тушинскую летную школу, получил звание летчика и остался в ней работать инструктором. В 22 года П. Г. Головин был уже командиром самолетного звена.

Работа летчиком-полярником

Вскоре после нового назначения он познакомился с полярным летчиком Анатолием Дмитриевичем Алексеевым, который рассказал ему о полетах в Арктике. Павел Головин загорелся этой идеей и ушел из летной школы в 1934 г. в Главуправление Северного морского пути - государственную организацию, созданную для освоения Арктики.

Летчик производил разведку в северных морях, занимался перевозкой продуктов, лекарств, оборудования и зимовщиков. Работа была сопряжена с большой опасностью. Так, во время полетов на гидроплане в Карском море у самолета отказал компас. В море разыгрался шторм, а бензин кончался. Головину удалось посадить самолет около парохода с баржей, но из-за сильной непогоды машина была повреждена настолько, что на ней невозможно было больше летать.

В экстремальных условиях ему приходилось быть и хирургом. Однажды после посадки самолета возле глухой якутской деревни к нему пришел местный мужчина, у которого начиналась гангрена на руке. Павел ампутировал ему 2 пальца, используя инструменты из летной аптечки. Это помогло спасти якуту жизнь. В 1938 г. издательством "Детиздат ЦК ВЛКСМ" была выпущена книга для детей «Как я стал летчиком», в которой описана биография Павла Головина и интересные факты из его жизни.

Экспедиция к Северному полюсу

В 1936 г. началась работа по созданию первой в мире научной станции на дрейфующих льдах на Северном полюсе. Одним из руководителей проекта был И. Д. Папанин. Задача Головина заключалась в проведении разведывательных полетов, чтобы узнать, есть ли возможность посадки на лед.

22 марта 1937 г. в путь отправилась воздушная экспедиция из 4 самолетов, целью которой была высадка полярников на льдину. 18 апреля они прибыли на базу, находящуюся на острове Рудольфа - последнем клочке суши, после которого расстилается Северный Ледовитый океан (900 км от полюса). Работы были затруднены из-за сложных метеорологических условий.

5 мая Павел Георгиевич вылетел в сторону самой северной точки планеты. Через 5 часов он отправил по радио сообщение, что находится над полюсом и условия для посадки транспортных самолетов имеются. Еще через 6 часов летчик вернулся к остальным членам экспедиции. На обратном пути мешал сильный ветер и самолету едва хватило бензина.

18 мая Головина отправили на повторную разведку. Приземлиться на базе на этот раз не получилось, так как остров Рудольфа заволокло густым туманом. Посадку самолета пришлось делать на льдине, где летчик со своей командой (штурманом, механиком и радистом) пробыл в течение 2 дней.

Вылет тяжелых машин на Северный полюс с зимовщиками был назначен на 21 мая. Летчик Павел Головин стал первым пилотом, которому удалось достигнуть этой точки Земли. Дрейфующая полярная станция «Северный полюс-1» была успешно создана.

Освоение новых горизонтов

По окончании экспедиции летом того же года Головину дали новое задание: найти пропавший самолет С. А. Леваневского, который совершал перелет из Москвы через Северный полюс в американский штат Аляска. Еще через год отважный пилот участвовал в операции по снятию моряков с кораблей, которые были зажаты льдинами.

Летом 1938 г. Головин Павел Георгиевич совершил перелет на двухмоторном самолете-амфибии «Н-207». Общая протяженность по маршруту Москва - Уэлен (Чукотка) - Москва составила 29 тыс. км, а длительность - 120 ч.

Во время советско-финской войны 1939-1940 гг. летчик защищал северо-западные границы СССР.

Трагическая гибель

В последние годы своей жизни Павел Головин занимался испытательской работой на Московском авиазаводе № 22 им. С. П. Горбунова. 27 апреля 1940 г., при облете первого скоростного пикирующего бомбардировщика СПБ, он погиб вместе со своим экипажем.

Согласно заданию, требовалось проведение проверки управляемости и устойчивости машины на высоте 2-3 км. Через 30 минут после начала полета самолет упал в штопоре на Тушинский аэродром. Причиной крушения, по некоторым данным, является отказ правого двигателя.

После возвращения из экспедиции на Северный полюс летчик был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден орденом Ленина. В 1939 г. ему была вручена медаль «Золотая звезда», а также орден Красного Знамени.

Еще при жизни именем Павла Головина был назван пароход, курсирующий по реке Лена. Встреча с ним произошла при курьезных обстоятельствах: после посадки гидросамолета на воду летчик с экипажем едва не был раздавлен этим судном.

Несмотря на свою популярность, он был очень скромным человеком. Немногочисленные фото Павла Головина, сохранившиеся в память о нем, связаны с полетами и покорением Северного полюса. Его именем названа одна из улиц Наро-Фоминска, а в доме полярников на Никитском бульваре в Москве установлена памятная доска.

1909-1940

Полярный лётчик и лётчик-испытатель, Герой Советского Союза (27.06.1937), полковник.
Родился 26 (13 — ст.ст.) апреля 1909 в г.Наро-Фоминск ныне Московской области в семье служащего. Русский. Член ВКП(б) с 1939. В 1930 окончил Московский спортивный техникум, в 1933 — Тушинский аэроклуб. Работал инструктором в Тушинской авиашколе Осоавиахима.
С 1934 г. работал пилотом Управления полярной авиации Главсевморпути. 5 мая 1937 г. первым из советских лётчиков на двухмоторном разведывательном самолёте Р-6 (АНТ-7) пролетел над Северным полюсом. Доставленные им данные позволили впервые в мире успешно осуществить посадку отряда тяжёлых транспортных самолётов на Северном полюсе и создать там дрейфующую полярную станцию «Северный полюс-1». Участвовал в высадке экспедиции И.Д.Папанина на Северный полюс. За образцовое выполнение задания правительства и героизм, проявленный в период высадки и работы северной экспедиции, 27 июня 1937 удостоен звания Героя Советского Союза. В дальнейшем осваивал новые арктические трассы, участвовал в поисках самолёта С.А.Леваневского.
Автор книги «Как я стал лётчиком»(1938).
С октября 1938 года на испытательной работе на авиазаводе №22 (Фили), испытывал серийные СБ.
Участник советско-финляндской войны 1939-40 (на СБ).
Принимал участие в испытаниях бомбардировщика СПБ конструкции , небольшая серия которых была заложена на авиазаводе №22.
Погиб 27 апреля 1940 при испытании самолёта СПБ.
1 апреля 1940 года полковник Головин выполнил три ознакомительных полета на одном из ранее облетанных СПБ. 26 апреля он выполнил первый полет на «свежеиспеченной» машине — первом серийном самолете СПБ №2/1. На следующий день предстоял очередной полет на определение устойчивости и управляемости. Взлет состоялся с Центрального Московского аэродрома имени Фрунзе. За полетом наблюдал Поликарпов и его заместитель Жемчужин, а также начальник техбюро завода Усаченко. Через полчаса после взлета самолет сорвался в штопор и упал на аэродром НИИ ГВФ, похоронив под собой экипаж.
Очевидно, Головин — энергичный и отважный летчик, но недостаточно опытный и осторожный как испытатель — при вводе СПБ в вираж сразу начал с больших углов и сорвался в штопор. Очевидцы видели как самолет вывалился из облаков, вращаясь в плоском штопоре. По воспоминаниям журналиста Бронтмана: «Когда стало ясно, что машина пропала и людей спасти нельзя, Павел попробовал выпрыгнуть (на высоте 100 м методом срыва). Его вырвало и запутало в стабилизаторе. Так там и нашли. Машина сделала 7 с половиной витков, хлопнулась и загорелась. Двое совсем обуглились, Головин — немного. Но, в общем, всех немедленно ночью кремировали.» Вместе с Головиным погибли ведущий инженер К.И.Александров и бортмеханик Н.Г.Добров.
Осмотрев останки самолета и экипажа, комиссия под председательством начальника 8-го отдела ЦАГИ А.В.Ляпидевского пришла к выводу, что элероны и хвостовое оперение были в исправности, шасси находилось в убранном положении. Отсутствие в масляных фильтрах стружки как будто свидетельствовало о нормальной работе моторов. Комиссия отмечала, что причиной катастрофы является переход самолета в плоский штопор. Причиной срыва могло быть попадание самолета, обладавшего недостаточной продольной устойчивостью, в облачность. Срыв мог произойти также с виража из-за грубого пилотирования. Все эти версии не были доказаны объективными фактами и носят в значительной мере субъективный характер.
Обратим внимание на некоторые обстоятельства, пропущенные комиссией. 26 апреля Головин перегнал самолет СПБ №2/1 с заводского на Центральный аэродром. На вопрос, как ведет себя машина и каковы его впечатления, Головин ответил, что машина в порядке, только правый мотор имеет температуру воды и масла на 150° больше левого. А Шишмарев в своих показаниях отмечал, что ранее случались заклинивания моторов М-105.
Вывод о нормальной работе моторов был сделан на основании отсутствия в масляных фильтрах металлической стружки. Но из текста акта следует, что исследовался маслофильтр только левого мотора, так как правый обгорел. Значит, вывод об исправной работе обоих моторов не имел подтверждения. И самое интересное, в аварийном акте помещена фотография остатков разрушенного правого мотора, на которой очень четко видна целая лопасть винта! Такое могло произойти, если еще до падения самолета правый мотор заклинило. Почему комиссия не обратила внимание на это обстоятельство, непонятно. Скорее всего катастрофа произошла из-за отказа мотора с последующей потерей пространственной ориентировки летчиком. Безусловно, определенную роль сыграли недостаточный опыт Головина в полетах на СПБ и малый запас продольной устойчивости самолета на критических режимах…
Похоронен на Новодевичьем кладбище (Москва).
Награжден орденом Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды. Его именем названа улица в г. Наро-Фоминск.

Источники информации:

  • «Загадка СПБ, или почему пикирующий бомбардировщик не пошел в серию» / В. Перов, Н. Васильев, Крылья Родины №6/1997г. /
  • «СПБ» / М. Маслов, Авиация Космонавтика, выпуск 24, февраль 1997г. /
  • Герои Советского союза: Краткий биографический словарь. Т.1./ Пред.ред.коллегии И.Н.Шкадов. — М.: Воениздат, 1988 /
  • Кто есть кто / ВВС России /.

Помогали:

  • В.П.Тарасенко
  • А.А.Симонов


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх