Новое поколение, молодая россия в пьесе. Сочинение

Будущее России представлено образами Ани и Пети Трофимова.

Ане 17 лет, она порывает со своим прошлым и убеждает плачущую Раневскую, что впереди целая жизнь: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу». Будущее в пьесе неясно, но оно увлекает и манит чисто эмоционально, как всегда привлекательна и многообещающа молодость. Образ поэтичного вишневого сада, юной девушки, приветствующей новую жизнь, — это мечты и надежды самого автора на преображение России, на превращение ее в будущем в цветущий сад. Сад — символ вечного обновления жизни: «Начинается новая жизнь», — восторженно восклицает Аня в четвертом акте. Образ Ани по-весеннему праздничен, радостен. «Солнышко мое! Весна моя», — говорит о ней Петя. Аня осуждает мать за барскую привычку сорить деньгами, но она лучше других понимает трагедию матери и сурово отчитывает Гаева за плохие слова о матери. Откуда у семнадцатилетней девушки эта жизненная мудрость и такт, не доступные ее далеко не молодому дяде?! Привлекательны ее решимость и энтузиазм, но они грозят обернуться разочарованием судя по тому, как безоглядно она верит Трофимову и его оптимистическим монологам.

В конце второго действия Аня обращается к Трофимову: «Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде. Я любила его так нежно, мне казалось, на земле нет лучше места, как наш сад».

Трофимов отвечает ей: «Вся Россия наш сад».

Петя Трофимов, как и Аня, представляет Россию молодую. Он бывший учитель утонувшего семилетнего сына Раневской. Отец его был аптекарем. Ему 26 или 27 лет, он вечный студент, не кончивший курса, носит очки и резонерствует о том, что надо перестать восхищаться собой, а «только работать». Правда, Чехов уточнял в письмах, что Петя Трофимов не закончил университет не по своей воле: «Ведь Трофимов то и дело в ссылке, его то и дело выгоняют из университета, а как ты изобразишь сии штуки».

Петя говорит чаще всего не от себя — от имени нового поколения России. Сегодняшний день для него — «...грязь, пошлость, азиатчина», прошлое — «крепостники, владевшие живыми душами». «Мы отстали, по крайней мере, лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом».

Петя Трофимов — из чеховских интеллигентов, для которых вещи, десятины земли, драгоценности, деньги не представляют высшей ценности. Отказываясь от лопахинских денег, Петя Трофимов говорит, что они не имеют над ним «ни малейшей власти, вот как пух, который носится в воздухе». Он «силен и горд» тем, что свободен от власти житейского, материального, овеществленного. Там, где Трофимов говорит о неустроенности жизни старой и зовет к жизни новой, автор ему сочувствует.

При всей «положительности» образа Пети Трофимова он вызывает сомнение именно как положительный, «авторский» герой: он слишком литературен, слишком красивы его фразы о будущем, слишком общи его призывы «работать» и т.д. Известно чеховское недоверие к громким фразам, ко всякому преувеличенному проявлению чувств: он «не выносил фразеров, книжников и фарисеев» (И.А. Бунин). Пете Трофимову свойственно то, чего сам Чехов избегал и что проявляется, например, в следующем монологе героя: «Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!»; «Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, — вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!»

«Новые люди» Чехова — Аня и Петя Трофимов — также полемичны по отношению к традиции русской литературы, как и чеховские образы «маленьких» людей: автор отказывается признавать безусловно положительными, идеализировать «новых» людей только за то, что «новые», за то, что они выступают в роли обличителей старого мира. Время требует решений и действий, но Петя Трофимов на них не способен, и это сближает его с Раневской и Гаевым. К тому же на пути к будущему утрачены человеческие качества: «Мы выше любви», — радостно и наивно уверяет он Аню.

Раневская справедливо упрекает Трофимова в незнании жизни: «Вы смело решаете все важные вопросы, но, скажите, голубчик, не потому ли это, что вы молоды, что вы не успели перестрадать ни одного вашего вопроса?..» Но этим-то и привлекательны молодые герои: надеждой и верой в счастливое будущее. Они молоды, а значит, все возможно, впереди — целая жизнь... Петя Трофимов и Аня не являются выразителями некоей определенной программы переустройства будущей России, они символизируют надежду на возрождение России-сада...

­Спор поколений

Пьеса Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад» необычна и удивительна. В отличие от других работ драматурга, она ставит в центр всех событий не человека, а лирический образ прекрасного вишневого сада. Он словно олицетворение красоты России былых времен. В произведении переплетаются сразу несколько поколений и, соответственно, возникает проблема разницы в мышлении, восприятии реальности. Вишнёвому саду отводится основополагающая роль. Он становится местом встречи прошлого, настоящего и будущего страны, которая стоит на пороге грандиозных перемен.

Эта драма - абсолютно новое явление в русском искусстве. В ней нет острых социальных конфликтов, никто из главных героев не вступает в открытый спор и все же конфликт существует. С чем же он связан? На мой взгляд, это спор поколений, которые не слышат или не хотят слышать друг друга. Прошлое предстает перед нами в виде Раневской и Гаева . Это закоренелые дворяне, которые не в силах изменить свои привычки даже ради спасения имения, принадлежавшего еще их родителям и прародителям. Раневская давно растранжирила свое состояние и продолжает сорить деньгами. Гаев надеется получить наследство от богатой тетушки, живущей в Ярославле.

Смогут ли такие люди сохранить свое имущество - родовое поместье и роскошный вишневый сад? Судя по такой характеристике, нет. Одним из наиболее благоразумных персонажей пьесы является представитель нынешнего поколения Ермолай Алексеевич Лопахин . Это сын и внук крепостных, который внезапно разбогател и стал состоятельным купцом. Этот герой всего добивался сам, своим трудом и настойчивостью, а поэтом заслуживает уважения. К сожалению, его нельзя отнести к счастливым людям, так как он и сам не рад возможности выкупить горячо любимый Раневской вишнёвый сад. По этой причине в самом начале пьесы он рекомендует ей разбить его на участки и сдать дачникам, но легкомысленные буржуа и слышать о таком не хотят.

Третье поколение, так называемое «будущее» страны представлено семнадцатилетней дочерью Раневской и бывшим учителем ее сына. Аня и Петя борцы за «новую жизнь», а потому их мало волнует судьба вишневого сада. Они считают, что смогут посадить новый сад лучше прежнего. Трофимов - талантливый студент, но, увы, он больше говорит, чем делает, а потому будущее с такой молодежью пугает представителей старшего поколения. Самым светлым и незамутненным персонажем рисуется нам Аня. Она переняла лучшие черты у дворянства и продолжала уверенно идти в ногу со временем навстречу к переменам. Уверенность в положительном исходе ее никогда не покидала. Именно через нее автор выражает свои надежды на светлое будущее.

В центре пьесы Чехова «Вишневый сад» стоит вопрос о спасении вишневого сада – имения помещицы Раневской. Важно, что сад олицетворяет всю Россию. Таким образом, драматург ставит в своем произведении вопрос о том, возможно ли спасти «старую» Россию – дворянскую страну, с ее многовековым укладом, культурой, философией, мировоззрением.

Можно сказать, что на протяжении всей комедии роль спасителя «примеряется» ко многим героям. Особо пристально мы присматриваемся к молодым персонажам, ведь на кого, как ни на молодежь, нужно уповать в спасении России?

Привлекают к себе внимание, прежде всего, Петя и его «последовательница» Аня – младшая дочь Раневской. Эти герои молоды, полны сил и энергии, но они увлечены совершенно другими идеями – преобразить целый мир, создать прекрасное будущее для всего человечества. Что им старый вишневый сад! Для Ани он является символом всего старого и косного, к имению матери она не испытывает никаких тёплых чувств. Девушка считает, что русское дворянство виновато перед простым народом и должно искупить свою вину. Именно этому Аня и хочет посвятить свою жизнь вместе с Петей Трофимовым.

Трофимов ругает все то, что тормозит развитие России – «грязь, пошлость, азиатчину», критикует российскую интеллигенцию, которая ничего не ищет и не работает. Но герой не замечает, что сам он - яркий представитель такой интеллигенции: красиво говорит, ничего при этом не делая. Характерная для Пети фраза: «Дойду или укажу другим путь, как дойти…» до «высшей правды». Ему тоже нет дела до вишневого сада. Планы Трофимова гораздо масштабней - осчастливить все человечество!..

Но, думается мне, эти герои так и останутся на стадии слов и не перейдут к делу. Слишком много энергии у Пети уходит на абстрактные планы, но сделать что-то конкретное он не способен. Вспомним, что Трофимов не может даже закончить курса, получить диплом. Это верный признак того, что все дела его будут также «зависать в воздухе», заканчиваться «пшиком».

Может быть, Аня окажется сильнее своего «идейного вдохновителя» и сможет реально участвовать в преобразовании России? Характер этой девушки позволяет так думать, но … Мне кажется, Аня влюблена в Трофимова, в ее глазах он – романтический герой, произносящий красивые слова, которым девушка с восторгом внимает. Поэтому сейчас, я думаю, идеи преобразования и спасения – это ее истинный, настоящий интерес. Возможно в будущем, повзрослев и окрепнув, она и сможет внести свою лепту в благое дело, но не сейчас.

Наиболее вероятным претендентом на роль спасителя вишневого сада в пьесе является, на мой взгляд, Лопахин. С самого начала он предстает перед нами человеком, глубоко сочувствующим разорившейся Раневской, привязанным к ней с самого детства.

Этот герой – купец, представитель той формации, которая становится «хозяевами жизни» в новой России. Лопахин вышел из крестьян, он простого происхождения: «Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках. Со свиным рылом в калашный ряд... Только вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком...»

Благодаря своей предприимчивости и хватке Лопахин смог «сколотить» себе приличное состояние. Его рациональный мозг направлен, прежде всего, на получение выгоды. Всякие «сантименты, нежности», возвышенные чувства Лопахин не понимает в силу своего склада, уровня образования. Он советует Раневской вырубить деревья и отдать сад в аренду дачникам, разбив его на участки.

Купец, безусловно, прав, именно так и стоило бы поступить в сложившейся ситуации с экономической точки зрения. Но… в таком случае прежний вишневый сад, то есть прежняя Россия, уйдет в небытие, канет в Лету. Это и происходит в финале. И Лопахин даже радуется уходу старой России.

Действительно, что хорошего он видел при крепостном праве? Отец и дед его там были рабами, да и его самого ждала та же участь. А в новой стране Лопахин выбился в люди, стал уважаемым человеком и даже получил власть над своими бывшими хозяевами. Поэтому и этот герой не станет спасать прежнюю Россию. Но спасет ли он новую? Думаю, да. Из истории мы знаем, что до событий 1917 года Россия была одним из мировых лидеров в мире по экономическому и культурному развитию. Страна постепенно перестраивалась, сохраняя, прежние традиции, но, конечно, привнося в нее новые веяния. И лишь Октябрьская революция 1917 года коренным образом все изменила.

Таким образом, в пьесе несколько молодых героев, однако среди них нет персонажа, способного спасти старую, прежнюю Россию. Но есть герой, за которым будущее. На мой взгляд, это делец Лопахин.

А. П. Чехов назвал свое произведение "Вишневый сад" комедией. Мы же, прочитав пьесу, относим ее скорее к трагедии, чем к комедии. Нам кажутся трагическими образы Гаева и Раневской, трагичны их судьбы. Мы сочувствуем и сопереживаем им. Сначала мы не можем понять, почему Антон Павлович отнес свою пьесу к жанру комедии. Но перечитывая произведение, разбираясь в нем, мы все же находим поведение таких персонажей, как Гаев, Раневская, Епиходов, несколько комичным. Мы уже считаем, что в своих бедах виноваты они сами, и, может быть, осуждаем их за это. К какому же жанру относится пьеса А. П. Чехова "Вишневый сад" - к комедии или к трагедии?В пьесе "Вишневый сад" мы не видим яркого конфликта, все, казалось бы, течет своим чередом. Герои пьесы ведут себя спокойно, между ними не происходит открытых ссор и столкновений. И все же мы чувствуем существование конфликта, но не открытого, а внутреннего, скрытого в тихой, на первый взгляд, мирной обстановке пьесы. За обычными разговорами героев произведения, за их спокойным отношением друг к другу мы видим их. внутреннее непонимание окружающих. Мы часто слышим от персонажей реплики невпопад; часто видим их отрешенные взгляды, они будто не слышат окружающих.Но основной конфликт пьесы "Вишневый сад" состоит в непонимании поколения поколением. Кажется, будто в пьесе пересеклись три времени: прошлое, настоящее и будущее. Эти три поколения мечтают о своем времени, но они только говорят и ничего не могут сделать для изменения своей жизни,К прошлому поколению относятся Гаев, Раневская, Фирс; к настоящему - Лопахин, а представителями будущего поколения являются Петя Трофимов и Дня.Любовь Андреевна Раневская, представительница старого дворянства, постоянно говорит о своих лучших молодых годах, проведенных в старом доме, в красивом и роскошном вишневом саду Она живет только этими воспоминаниями о прошлом, ее не устраивает настоящее, а о будущем она и думать не хочет. И нам кажется смешной ее инфантильность. Да и все старое поколение в этой пьесе мыслит так же. Никто из них не пытается ничего изменить. Они говорят о "прекрасной" старой жизни, но сами, кажется, смиряются с настоящим, пускают все на самотек, уступают без борьбы за свои идеи. И поэтому Чехов осуждает их за это.Лопахин - представитель буржуазии, герой настоящего. Он живет сегодняшним днем. Мы не можем не отметить, что его идеи умны и практичны. Он ведет оживленные беседы о том, как изменить жизнь к лучшему, и вроде бы знает, что делать. Но все это только слова. На самом деле и Лопахин не является идеальным героем пьесы. Мы чувствуем его неуверенность в себе. А в конце Произведения у него будто опускаются руки, и он восклицает: "Скорее бы изменилась наша нескладная, несчастливая жизнь!".Казалось бы, Аня и Петя Трофимов являются надеждой автора на будущее. Но разве может такой человек, как Петя Трофимов,"вечный студент" и "облезлый барин" изменить эту жизнь? Ведь выдвинуть новые идеи, войти в будущее и повести за собой остальных могут только умные, энергичные, уверенные в себе люди, люди действующие. А Петя, как и другие герои пьесы, больше говорит, чем действует; он вообще ведет себя как-то нелепо. А Аня еще слишком молода, она еще не знает жизни, чтоб ее изменить.Итак, основной трагизм пьесы состоит не только в продаже сада и имения, в котором люди провели свою молодость, с которым связаны их лучшие воспоминания, но и в неспособности тех же самых людей что-либо изменить для улучшения своего положения. Мы, безусловно, сочувствуем Любови Андреевне Раневской, но не можем не заметить ее инфантильного, порою нелепого поведения. Мы постоянно ощущаем нелепость событий, происходящих в пьесе. Нелепо выглядят Раневская и ^аев с их привязанностями к старым предметам, нелеп Епиходов, а Шарлотта сама явялется олицетворением ненужности в этой жизни.Основной конфликт произведения - это конфликт времен, непонимание одного поколения другим. В пьесе нет связи времен, разрыв между ними слышится в звуке разорванной струны. И все же автор выражает свои надежды на будущее. Недаром стук топора символизирует переход от прошлого к настоящему. А когда новое поколение посадит новый сад, придет и будущее.А. П. Чехов писал пьесу "Вишневый сад" перед революцией 1905 года. Поэтому сам сад является олицетворением России того времени. В этом произведении Антон Павлович отразил проблемы уходящего в прошлое дворянства, буржуазии и революционного будущего. При этом Чехов по-новому изобразил главный конфликт произведения. Открыто конфликт в произведенни не показан, однако мы ощущаем внутренний конфликт, происходящий между героями пьесы. Трагедия и комедия неразрывно пр(ходят через все произведение. Мы одновременно и сочувствуем персон; жам, и осуждаем их за бездеятельность.

Задачи и тесты по теме "Три поколения в пьесе А. П. Чехова Вишневый сад"

  • Морфологическая норма - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 1 Заданий: 8

  • Три склонения имён существительных. Алгоритм определения склонения - Имя существительное как часть речи 4 класс

В пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад», казалось бы, нет ярко выраженного конфликта. Между героями не происходит открытых ссор и столкновений. И всё же за их обычными репликами чувствуется наличие скрытого (внутреннего) противостояния.

С моей точки зрения, основной конфликт пьесы — это несовпадение времён, несоответствие человека эпохе, в которой он проживает. В пьесе присутствуют три плана времени: прошлое, настоящее и будущее. На первый взгляд, олицетворением прошлого являются Гаев и Раневская, герой сегодняшнего дня — Лопахин, а люди будущего — это Аня и Петя Трофимов. Но так ли это?

Действительно, Гаев и Раневская бережно хранят память о прошлом, любят свой дом, вишнёвый сад, который в произведении является и конкретным садом, и образом, символизирующим нечто прекрасное, а также Россию. Вся пьеса пронизана грустным чувством от лицезрения гибели вишнёвого сада, гибели красоты. Гаев и Раневская, с одной стороны, обладают чувством прекрасного, кажутся людьми изящными, утончёнными, излучающими любовь к окружающим. С другой стороны, фактически именно Раневская привела к краху своё имение, а Гаев «проел состояние на леденцах». На поверку оба они оказываются людьми, которые живут лишь воспоминаниями о прошлом. Настоящее их не устраивает, а о будущем они и думать не хотят. Поэтому и Гаев, и Раневская так старательно избегают разговоров о реальном плане спасения вишнёвого сада, не принимают всерьёз дельных предложений Лопахина — иными словами, они надеются на чудо, не пытаются ничего изменить.

В жизни человека прошлое — это корни. Поэтому о нём необходимо помнить. Но тот, кто, живя прошлым, не думает о настоящем и будущем, вступает в конфликт со временем. Вместе с тем человек, забывший о прошлом, не имеет будущего — такова, как мне кажется, основная мысль автора. Именно таким человеком предстаёт в пьесе Чехова новый «хозяин жизни» — Лопахин.

Он целиком погружён в настоящее — прошлое его не касается. Вишнёвый сад интересует его лишь постольку, поскольку из него можно извлечь прибыль. О том, что цветущий сад символизирует связь прошлого с настоящим, он, разумеется, не задумывается, и в этом заключается его главная ошибка. Таким образом, у Лопахина тоже нет будущего: забыв о прошлом, он вступил в конфликт со временем, хотя и по другой причине, чем Гаев и Раневская.

Остаются, наконец, молодые люди — Аня и Петя Трофимов. Можно ли назвать их людьми будущего? Не думаю. Оба отказались и от своего прошлого, и от настоящего, живут только мечтой о будущем — конфликт времён очевиден. Что у них есть, кроме веры? Ане не жаль сада — по её мнению, впереди целая жизнь, полная радостного труда на общее благо: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого». Однако ни «вечный студент» Петя, ни совсем молоденькая Аня не знают подлинной жизни, смотрят на всё слишком поверхностно, пытаются переустроить мир на основе одних только идей и, разумеется, не имеют представления о том, скольких трудов стоит вырастить в действительности (на деле, а не на словах) настоящий вишнёвый сад.

Можно ли доверить Ане и Пете будущее, о котором они так красиво и беспрерывно говорят? На мой взгляд, это было бы опрометчиво. Я думаю, что и автор не на их стороне. Петя даже не пытается спасти вишнёвый сад, а ведь именно эта проблема волнует автора.

Таким образом, в чеховской пьесе присутствует классический конфликт — как у Шекспира, «прервалась связь времён», что символически выражается в звуке лопнувшей струны. Автор не видит ещё в русской жизни героя, который мог бы стать настоящим хозяином вишнёвого сада, хранителем его красоты.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх