Андрис Лиепа: "Семья – смысл моей жизни". Андрис лиепа оставил дочь без денег Андрис лиепа биография личная жизнь

Санкт-Петербург и Москва - крупнейшие российские центры балетного искусства. Именно здесь расположены самые знаменитые театры страны. Именно в них исполняют роли в уникальных постановках звезды российской балетной школы, среди которых важное место долгое время отводилось и латвийскому танцовщику, сейчас - постановщику балетов и руководителю театра "Кремлевский балет" - А. Лиепе.

Страницы биографии

Андрис Лиепа - наследник балетной династии. Его отец - известный балетный танцовщик и режиссер-постановщик. Его младшая сестра Илзе - также знаменитость балетной сцены. Родились они в актерской семье, но лишь наполовину - в балетной. Отец их - знаменитый балетный танцовщик 20-го столетия а мать - драматическая актриса М. Жигунова. Семья Мариса Эдуардовича проживала тогда в Москве на Неждановой улице, в доме, построенном для актерских семей - сотрудников Большого и Московского художественного театров. Лиепам, наверное, повезло, ведь жили они в той квартире, где жила народная артистка РСФСР Е. В. Гельцер - уникальная балерина и актриса. В доме жили и известные драматические актеры XX века - Качалов, Леонидов и др.

Андрис прошел балетную школу Московской художественной академии искусства (МХАИ) и начал свою карьеру в московском Большом театре. За годы службы он станцевал практически все ведущие роли в классических постановках. Много ездил с гастролями, в том числе и в заграничные турне. На гастролях в Вашингтоне получил сложную травму ноги и был вынужден оставить сцену.

За кадром

В биографии Андриса Лиепы личная жизнь шла рука об руку с творчеством, ведь вместе с ним в одних спектаклях танцевала и его жена Екатерина Лиепа. Однако через двадцать лет совместной жизни идиллии этой звездной пары пришел конец. Развод Андриса Лиепы с Екатериной взбудоражил поклонников. Не спасло даже то, что брак был освящен церковью. На развод подала Екатерина. О таком финале личной жизни Андрису Лиепе осталось лишь сожалеть. О причинах подобного решения информация не разглашалась.

Интересна и зарубежная страница творчества Андриса Марисовича. Рано уехав за границу, он выступал у Михаила Барышникова. За рубежом ему довелось поработать на уникальных сценах европейских оперных театров - Ла Скала в Милане, в Парижской опере, коллективе Мориса Бежара в Лозанне, Швеции и Риме. Его партнершами были: блестящая Изабель Гирен, удивительная Карла Фраччи, но наиболее длительное время статус партнерши знаменитого Андриса Лиепы имела Нина Ананиашвили. Именно с ней Лиепа начинал свой творческий путь, участвовал почти во всех конкурсах. И остался верен в своем творчестве до конца.

Достойный преемник

Личная биография Андриса Лиепы в творчестве достаточно плодотворная и яркая. Танцовщик и балетмейстер, Андрис Марисович достойно продолжает династию вслед за своим титулованным отцом Марисом Эдуардовичем. Основными постановками, в которых он станцевал свои самые блестящие партии, были "Раймонда" А. Глазунова, знаменитые балеты П. И. Чайковского, "Жизель" А. Адана, "Золотой век" Д. Д. Шостаковича, "Иван Грозный" С. С. Прокофьева в версиях титулованных балетмейстеров - М. Петипа, С. Григоровича.

Однако Андрис Марисович не остановился на признанной всеми классике, а попробовал себя и в более новаторских работах: "Лебединое озеро" в концепции М. Барышникова, "Петрушке" - работе О. Виноградова, "Ромео и Джульетте" в вариации К. Макмиллана, "Скрипичном концерте" Дж. Баланчина.

На посту постановщика

Еще в Санкт-Петербургской "Мариинке" Андрис Лиепа реконструировал несколько важных в истории балетного искусства работ: "Петрушка" и "Жар-Птица" И. Ф. Стравинского, "Шахерезада" Н. А Римского-Корсакова в постановке М. Фокина. Событие это состоялось в 1993 г., и с тех пор "Шахерезада" и "Жар-Птица" идут на сцене "Мариинки". На фото Андрис Лиепа в роли Петрушки - одном из самых колоритных образов, им исполненных.

Все три перечисленных спектакля были поставлены А. Лиепой и для дрезденского, римского и флорентийского театров. А через год состоялась премьера еще одной творческой работы мастера: оперного спектакля "Сказание о невидимом граде Китеже". Постановка была создана для Мариинского театра, но премьера ее была в Париже. Дирижировал маэстро С той же работой Лиепа выступил и на Эдинбургском фестивале - еще через год. Также осуществил постановку оперы "Евгений Онегин" для Центра оперного пения Г. Вишневской.

Еще одной интересной работой Андриса Лиепы стали спектакли под произведения С. Рахманинова, поставленные для театра "Новая опера". Это спектакли: "Музей Оскара Шлеммера" и "Маэстро".

Жар-птица вернулась!

В 1997 г. Андрис Лиепа обратился к кинематографическому творчеству, удачно сочетая его с основным призванием. Он создал кинопроект, получивший название, связанное с одним из балетных спектаклей, ранее им поставленных для Мариинского театра, - "Возвращение Жар-Птицы".

В этот фильм-балет вошли все три знаменитые одноактные постановки авторства М. Фокина в реконструкции А. Лиепы. Центральные роли в них исполнили сам А. Лиепа, его постоянная партнерша Нина Ананиашвили, а также сестра Андриса Лиепы Илзе, его жена Екатерина, Гедеминас Таранда и др. К слову, роли в версии антрепризы С. Дягилева исполняли Вацлав Нижинский, Анна Павлова, Михаил Фокин и другие звезды балета начала XX века.

Благотворительность как образ жизни

1996 г. - важный в жизни и общественной деятельности Андриса Лиепы: он основал фонд развития балетного искусства имени своего отца. Основным назначением фонда стала организация благотворительных представлений для разных категорий россиян, находящихся в тяжелых социальных условиях. А также для популяризации отечественного искусства. В его проекте участвуют звезды культуры и искусства. Гала-концерты в рамках фонда посвящаются Марису Лиепе, Майе Плисецкой и др. Они имеют спрос за границей - Лондоне, Мадриде, Риге и др.

Фонд содействия развитию хореографического искусства, основанный А. Лиепой, сотрудничает с Челябинским детским благотворительным фондом "Алеша", который организует в Челябинске гастроли "Русских сезонов XXI в." и помогает выявлять и продвигать юные дарования.

"Русские сезоны": возрождение

Чтобы оценить это начинание Андриса Лиепы, следует обратиться к истории начала XX в., когда Сергей Дягилев впервые организовал проект "Русские сезоны в Париже" - для популяризации русского музыкального искусства, а потом оперного и балетного. В составе труппы "Русских сезонов" танцевали такие звезды русского балета, как Михаил Фокин, Рудольф Нуриев, Анна Павлова и др. Весь мир рукоплескал русским танцовщикам и певцам. На художественном поприще в связи с этим прославился и создававший костюмно-декорационное оформление спектаклей "сезонов".

Теперь, в начале XXI в., ровно через столетие, "Русские сезоны" реанимировал Андрис Лиепа. Правда, их название несколько изменилось - "Русские сезоны XXI века". Обновленная антреприза путешествует по культурным центрам Европы и мира. Мастера балета представляют свои работы в Лондоне, Париже, Киеве, Мадриде и др. И постановки их пользуются несомненным успехом.

В монастырь!

Есть в России Николо-Сольбинский женский монастырь. Он находится в Ярославской области, неподалеку от Троице-Сергиевой Лавры. И называется так от финно-угорского значения слова "солба" - "живая вода".

В монастыре есть детский приют и школа. В них живут и обучаются шестьдесят воспитанниц от 7 до 18 лет. Есть здесь и профессиональный колледж.

Андрис Лиепа уже не один год оказывает помощь воспитанницам этого монастыря. В совместной трудовой деятельности они облагораживают монастырскую территорию - сажают розовые кусты и строят смотровую башню. Но и о своих привычных обязанностях Лиепа не забывает - он организует в стенах монастыря благотворительный фестиваль, причем не только в качестве режиссера, но и в качестве повара.

С 2017 г. девочки-актрисы театра "Доброй школы на Сольбе" гастролируют в Москве. Они уже показали свои музыкальные постановки в Московском дворце пионеров и на сцене театра Рюминой. Девочки представили уже свой мюзикл "Отважный лебеденок". Такой результат стал возможным, потому что в школе девочек обучают профессиональные специалисты: хореографы, вокалисты, режиссеры и т. д. Те воспитанницы, которые не обладают музыкальными, танцевальными и актерскими способностями, участвуют в создании сценариев и художественного оформления спектаклей. Постановки получаются очень добрыми и трогательными. А благодаря удивительным рукодельницам - и яркими. По отзывам зрителей, они трогают "до глубины души".

Кремлевский балет

Этот необычный театр, популяризирующий и развивающий отечественное балетное искусство, был основан в 1990 г. хореографом и режиссером-постановщиком А. Петровым. За музыкальную составляющую его спектаклей отвечал Президентский оркестр Российской Федерации под руководством дирижеров А. Овсянникова и В. Орлова. Позже спектакли стал сопровождать другой музыкальный коллектив - Государственный симфонический оркестр "Новая Россия" под руководством Ю. Башмета.

Театр восстанавливает произведения, созданные в начале XX в. арт-труппой под руководством С. Дягилева. На данный момент в его репертуаре 11 спектаклей из этого цикла. Это немало в условиях сложного пути развития отечественного балета.

Хронология наград

Андрис Лиепа много сил и творческих идей отдал любимому искусству и родной стране. За заслуги перед Отечеством и отечественным искусством был неоднократно награжден. Свою первую награду он получил, еще будучи балетным танцовщиком, почти в самом расцвете профессиональной карьеры: был победителем Международного конкурса артистов балета в Москве. Через четыре года стал обладателем серебряной медали того же конкурса. А уже на следующий год получил Гран-при международного конкурса в США. Имеет Андрис Лиепа и награду той страны, откуда он родом: самую высокую награду Латвии - "Орден Трех Звезд".

В подарок юбиляру!

В феврале 2017 г. народный артист России Андрис Лиепа отметил свой юбилей - 55 лет. В подарок юбиляру и жителям столицы к его юбилею в Охотном ряду экспонировалась выставка фотографий и сценических костюмов удивительного танцовщика. Длилась она восемь дней и была бесплатной для всех желающих. Среди экспонатов выставки были представлены замечательные фотографии А. Лиепы, сделанные его большим другом - фотомастером Ниной Алверт. Наиболее интересны публике костюмы отца танцовщика - Мариса Лиепы, а также сценические наряды, созданные в Гранд-Опера для спектаклей, поставленных в XX в. Р. Нуриевым и восстановленных А. Лиепой.

18 февраля в Кремлевском дворце проходил концерт Андриса Лиепы, где в были представлены: фрагмент балета Детского музыкального театра им. Сац "Золотой петушок" Н. А. Римского-Корсакова, спектакль "Видение Розы" Михаила Фокина, фрагмент оперы "Князь Игорь" А. Бородина - "Половецкие пляски", ставшие в свое время самостоятельным одноактным балетом.

Андрис Лиепа внес огромный вклад в развитие отечественного балетного искусства, вложил много сил и творческого потенциала в его развитие, пропаганду на мировом уровне. А на сцене не просто достойно представлял уровень российского балета, но и стал настоящим продолжателем дела, начатого отцом. И пусть пока не снято фильмов про Андриса Лиепу, это вполне поправимо!

Танцовщик не хочет выплачивать алименты на дочь

Танцовщик не хочет выплачивать алименты на дочь

На днях состоялось последнее судебное заседание, поставившее точку в отношениях одной из самых красивых пар в балетном мире. Андрис и Катя ЛИЕПА больше не муж и жена. Женщина вынуждена была через суд отстаивать алименты на ребенка. Андрис отказывается платить хоть какие-либо деньги на содержание девочки.

50-летнего Андриса Лиепу и его супругу Екатерину, которая моложе его на десять лет, считали одной из самых блестящих пар в балетном мире. На светских мероприятиях к ним было приковано всеобщее внимание. Супруги охотно позировали фотографам и казались вполне счастливыми. Как оказалось, уже пять лет они не жили вместе. А на днях развелись.

Кате не хотелось, чтобы кто-то знал, что они расстались, - рассказала подруга Екатерины. - Она думала, что Андрис будет продолжать содержать их дочь Ксению, и не хотела шумихи. Могли стать известными факты, которые не будут приятны ни ему, ни ей.

Но Андрис перестал участвовать в воспитании девочки в той мере, в которой хотела Катерина. Поэтому она решила развестись официально, через суд. Заключить мировое соглашение не получилось из-за финансовых разногласий.

В эти пять лет Андрис оплачивал только учебу Ксении в школе, - сетует Екатерина. - Больше не помогал ничем. Когда адвокат, к которому я обратилась, узнал об этом факте, то согласился работать безвозмездно. Кстати, из имущества нам делить было нечего: у Андриса своя квартира, у меня - своя.

Бритни Спирс не съешь

В суде оставалось определить сумму алиментов на несовершеннолетнюю дочь Ксению.

Для всех присутствующих в зале это был шок, - рассказал адвокат Екатерины Александр Добровинский . - Народный артист России Андрис Лиепа заявил, что никаких алиментов он платить не собирается. А мотивировал свое решение отец тем, что он и так помогает матери растить дочь. Так и сказал: «Я достаточно участвую в жизни ребенка. Например, я ее познакомил с Бритни Спирс ...» В подтверждение этих слов адвокат Андриса достал фотографию, на которой американская поп-звезда стоит рядом с Ксенией как неоспоримый факт участия его клиента в воспитании. Все в зале чуть со смеху не попадали.

А как красиво начинались отношения этой пары! Они познакомились в 1989 году во время поездки в Париж. Андрис широким жестом выбросил в реку часы со словами: «Теперь начинается новая жизнь!», после чего сделал предложение руки и сердца. Через шесть лет влюбленные обвенчались в Николаевском соборе Санкт-Петербурга. И до сих пор перед Богом остаются мужем и женой.

Катю предупреждали, что Андрис «многосторонний» мужчина, - рассказала подруга. - Но она была так влюблена, что не хотела этого замечать. А потом родилась дочь, и надо было ее подымать. Когда поняла, что она перестала интересовать мужа как женщина, было поздно. Нет, другой особы женского пола не появилось... Там другое...

Суд постановил, что основное место проживания девочки будет с матерью. Андрис Лиепа обязан выплачивать экс-супруге на содержании дочери 25 процентов своего дохода.

Фотографии с Бритни Спирс - это хорошо, - говорит Добровинский. - Но ведь их не съешь, а девочку кормить надо. Следующий наш шаг - вскрыть все легальные и нелегальные доходы Андриса Лиепы.

Андрис Лиепа - известный российский солист балета, продюсер и режиссёр театра. В 2009 году был признан народным артистом России.

Биография Андрис Лиепы

Андрис родился в 1962 году в семье известных творческих деятелей Маргариты Жигуновой (известная драматическая актриса) и Мариса Лиепа (известный во всём мире танцор). Имеет младшую сестру, которая является известной балериной.

В 1980 году Андрис Лиепа окончил Московскую академию хореографии, после чего практически сразу вошёл в коллектив артистов Большого театра. За 8 лет работы в этом театре, Лиепа исполнял ведущие партии практически в каждом представляемом на сцене спектакле. К сожалению, из-за полученной во время гастролей в Вашингтоне травмы, молодому человеку пришлось покинуть хореографический коллектив театра.

На сегодняшний день он является художественным руководителем и ведущим в театре под названием «Кремлёвский балет».


Личная жизнь Андрис Лиепы

В течение своей жизни танцор имел только двух любимых женщин, которые впоследствии и стали его женами:

  1. Людмила Семеняка. Являлась балериной Большого театра. Поженились молодые люди практически сразу после знакомства.
  2. Екатерина Лиепа. Является артисткой Мариинского театра. В браке с этой женщиной Андрис Лиепа пробыл целых 14 лет. Плодом их любви стала дочь Ксения.

На сегодняшний день выдающийся танцор одинок, но он не отчаивается и надеется, что найдёт ещё свою любовь.

Творческая деятельность Андрис Лиепы

Во время своей работы в Большом театре, Лиепа принял участие в следующих постановках:

  • «Спящая красавица»;
  • «Щелкунчик»;
  • «Иван Грозный»;
  • «Лебединое озеро».

Известен Андрис Лиепа и за рубежом. Работал в Американском театре балета, расположенном в Нью-Йорке, где длительное время танцевал партию Зигфрида в спектакле «Лебединое озеро». Сыграл партию Ромео в спектакле «Ромео и Джульетта». Принял участие в спектакле «Скрипичный концерт», созданный Джорджем Баланчина.

Принимал участие в большом количестве международных конкурсов. Одним из самых известных является Международный конкурс артистов балета, проводимый в Москве, где Лиепа первый раз получил золотую медаль, а второй раз серебряную.

Он схватил меня за плечи и тряхнул так, что в шее что-то хрустнуло. Я испуганно вскрикнула, а он прорычал в гневе: «Я тебя когда-нибудь убью!» Это был не Андрис, а какой-то другой человек…

К атя, известие о том, что ваш брак с Андрисом Лиепой распался, вызвало много пересудов. Вы казались идеальной парой.

Да, мы долго делали вид, что у нас все хорошо. Только близкие друзья знали правду и спрашивали:

Катя, почему ты не разведешься?

Андрис тебя ни в грош не ставит. Зачем такой муж?

Я отмахивалась:

Что вы? У нас же семья! - а сама давно уже в одиночку решала все проблемы.

Наш брак трещал по швам, но я цеплялась за воспоминания и не до конца изжитые иллюзии и отказывалась признать то, что было очевидным. Слишком сильно любила Андриса когда-то, слишком много душевных сил вложила в наши отношения. Мы были вместе около двадцати лет. Пятнадцать прожили в официальном браке. И до этого довольно долго встречались, познакомившись в легендарной «Мариинке». Тогда она еще называлась Государственным академическим театром оперы и балета имени Кирова. Я пришла туда сразу после окончания Академии Русского балета имени Вагановой, в восемнадцать лет.

Меня и еще нескольких девочек взяли в кордебалет. Позже я стала солисткой. Это была большая честь. В то время балетная труппа Кировского театра считалась, пожалуй, лучшей в стране и одной из лучших в мире.

Руководил ею замечательный балетмейстер и хореограф Олег Виноградов. Он делал ставку на красивых и высоких балерин. У нас в кордебалете все девочки были модельных параметров, выше ста семидесяти сантиметров. Мой рост, к примеру, сто семьдесят пять.

Мне повезло: я сразу попала в основной состав и все время танцевала - и небольшие партии, и довольно крупные. Это был каторжный труд. В десять утра - класс, потом сразу репетиция кордебалета. После нее небольшой перерыв на обед и опять репетиция, уже сольная.


Фото: Алексей Никишин

А вечером - спектакль. Но я не жаловалась. С детства мечтала о сцене и была готова к такому графику. В училище тоже пахала с утра до ночи.

Мама, Татьяна Катковская (до замужества я носила ее фамилию), мечтала, что пойду по ее стопам. Она была двукратной чемпионкой Москвы по фигурному катанию и звездой Московского балета на льду, заслуженной артисткой РСФСР. Снималась в кино. Я не хотела заниматься фигурным катанием, просила отдать меня в балет. Пошли к маминой знакомой Нине Абалимовой - уникальному балетному педагогу. Она посоветовала поступать в Вагановское. И мы с мамой отправились в Ленинград.

После благополучного поступления я как иногородняя должна была поселиться в интернате.

Балетный танцовщик и режиссер Андрис Лиепа не побоялся выступить на поприще своего знаменитого отца Мариса Лиепы. Сразу после окончания хореографического училища он попал в Большой театр, где почти десять лет танцевал ведущие партии, участвовал в постановках знаменитой балетной труппы The New York City Ballet, а также La Scala и Мариинского театра, работал с классиками мирового балета Барышниковым и Бежаром. В начале 90-х дебютировал в роли хореографа-постановщика и с успехом продолжает заниматься этим по сей день — восстановил «Петрушку», «Шехерезаду» и «Жар-птицу» легендарного хореографа Михаила Фокина. С 1997 года — председатель правления Благотворительного фонда им. Мариса Лиепы. Любит кататься на скейтборде, гулять на Воробьевых горах и обедать в японских ресторанах. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.

Город, в котором я живу

Москва

День рождения

Где родился

Москва

«Я родился в Москве. Детство прошло на улице Неждановой, теперь Брюсов переулок. Отец получил квартиру в доме, который был построен по проекту архитектора Щусева специально для артистов Большого и МХАТа. Мы жили в квартире Екатерины Васильевны Гельцер - первой народной артистки РСФСР, легендарной балерины Большого театра. В доме жили известные актеры, такие, как Качалов, Леонидов. Когда-то отец пошутил, что было бы неплохо, если бы на этом доме после его смерти была мемориальная доска с его именем. И когда он умер, мы вместе с Владимиром Васильевым добились того, чтобы на доме открыли мемориальную доску Мариса Лиепы».

У кого родился

Отец - Марис Лиепа, танцовщик.

«...С нами он был всегда просто папой. Он всегда был удивительно добрым и, самое главное, профессиональным человеком. И этот профессионализм он прививал нам. За это ему земной поклон».

Мама - Маргарита Жигунова, драматическая актриса.

«Мама потеряла 4 года из-за того, что родила нас одного за другим, - мы с Илзе практически погодки... Но вернулась в драматический театр, где работала вплоть до пенсии».

Где и чему учился

Закончил Московское академическое хореографическое училище.

Где и как работал

Работал в балете Большого театра, танцевал в «Нью-Йорк Сити балет» и в Американском театре балета. Стал солистом балета Мариинского театра.

«Я понимал, что отдать силы и здоровье Большому театру можно, но душу ему отдавать нельзя...»

«Если бы я не уехал в Америку... к Барышникову, я бы в 36 лет никогда не уехал. Если ты до 30 лет не сделал карьеры, потом ее делать лень».

Танцевал на сценах театра Ла Скала с Карлой Фраччи, Парижской оперы - с Изабель Гирен, работал с Морисом Бежаром в Лозанне. Его приглашали солистом в Римскую опере, Шведскую оперу и в другие балетные труппы.

С 2002 года проводит Новогодние балы в Гостином Дворе.

«Идею этих балов мне подсказал Нью-Йорк: будучи в этом городе, я увидел, с каким удовольствием там вместе встречают Новый год малознакомые люди... Тема наших новогодних балов - это путешествия из Москвы в другие города мира».

Художественный руководитель проекта «Русские сезоны XXI век» (балеты «Жар-птица», «Шехерезада», «Тамар», «Болеро», «Петрушка», «Синий Бог», "Видение розы", "Послеполуденный отдых фавна").

«Воссоздать как можно больше "Русские сезоны" - это моя основная задача. Можно сказать, миссионерская деятельность... "Русские сезоны" могли бы... заполнить нишу бездуховности, повернуть творческую мысль в самых разных областях».

Что такого сделал

В Большом театре танцевал ведущие партии в «Щелкунчике», «Спящей красавице», «Жизель», «Иване Грозном», «Золотом веке», «Раймонде», «Лебедином озере» и др.

В «Нью-Йорк Сити балет» танцевал в балетах «Вариации Раймонды», «Симфония Си» и «Аполлон».
В Американском театре балета исполнил партию Принца Зигфрида в постановке «Лебединого озера» Михаила Барышникова, танцевал в «Ромео и Джульетте» Кеннета Макмиллана и «Скрипичном концерте» Джоржа Баланчина.

В Кировском балете исполнял ведущие партии в «Петрушке» Виноградова, в балетах «Баядерка», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» и др.

Был режиссером и исполнителем главных партий в фильме-балете «Возвращение Жар-птицы».
Поставил оперу Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже» в Мариинском театре и спектакли «Музей Оскара Шлеммера» и «Маэстро» на музыку Сергея Рахманинова на сцене московского театра «Новая опера».

Был режиссером-постановщиком концертов Жасмин, Тамары Гвердцители, Аниты Цой, Михаила Шуфутинского и др.

Достижения

Фильм-балет «Возвращение Жар-Птицы» получил пометку «timeless».

«Я получил из Лондона сообщение, что после оценки экспертов наш фильм был признан... качественным материалом... с пометкой "timeless" - безвременный продукт. Эта оценка для меня важнее любой критики».

Дела общественные

С 1997-го - председатель правления Благотворительного фонда им. Мариса Лиепы.

«Сегодня наш фонд - один из известнейших продюсерских центров страны, чьи проекты идут как в России, так и за рубежом».

В 1998-м выступил организатором, режиссером-постановщиком и сценографом большого благотворительного концерта в пользу Первого Московского хосписа на сцене Большого театра России.

Член попечительского совета Храма Великомученицы Екатерины, строящегося в Риме.

«В свое время мы получили благословение митрополита Кирилла на помощь в воссоздании этого храма. Был открыт фонд, я стал членом попечительского совета».

В сентябре 2008 года принял участие в празднике, устроенном компанией «Тройка Диалог» для детей с тяжелыми заболеваниями, из детских домов, для стипендиатов и участников проектов Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова.

Общественное признание

Получал золотые и серебряные медали на международных конкурсах. Гран-при на Международном конкурсе в Джэксоне, Миссисиппи (США). В 1998-м приз «Золотая лента русского кино» от Французской академии кино в номинации «Режиссер-дебютант» за фильм-балет «Возвращение Жар-птицы».

Награжден латвийским орденом Трех звезд 4-й степени и орденом Дягилева.

Важные события жизни

Первая роль в Большом театре в спектакле «Моцарт и Сальери».

«...Отрицательная роль Сальери в спектакле "Моцарт и Сальери"... стала поворотной в моей жизни, так как поняли, что я не просто танцовщик, но и актер на сцене».

Роль Принца в балете «Щелкунчик».

«Первая судьбоносная роль - это Принц в "Щелкунчике", она вывела меня на положение ведущего солиста Большого театра».

Знакомство с Рудольфом Нуриевым в Париже.

«Это стало поворотным моментом в моей биографии. Рудольф открыл мне глаза... Мы... не имели представления о современной балетной хореографии. Вскоре после этой встречи я принял решение уйти из театра (Большого)».

Удачные проекты

Восстановил три балетные постановки легендарного хореографа Михаила Фокина «Петрушка», «Шехерезада» и «Жар-птица».

«Мне удалось восстановить "Жар-птицу", какой она была при Фокине. По сравнению с западными аналогами у нас лучшая версия...»

В 2006-м выступил как режиссер-постановщик гала-концерта, посвященного 80-летию Майи Плисецкой в Royal Opera House (Лондон) и в Espace Pierre Cardin (Париж).

В декабре 2006, 2007, 2008 годов организовал для ветеранов Великой Отечественной войны «Бал победителей» в комплексе музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе.

«Таких глаз, как у ветеранов в те минуты, я не видел никогда. Это было грандиозно. Особенность бала в том, что нам никто не заказывал его "сверху"».

Известен тем, что…

Стал первым танцовщиком, которому советское правительство официально разрешило работать в иностранной труппе.

«Выездная виза была только у меня и у пианиста Виардо. Я был тем первым человеком, который не остался на Западе, не стал просить политического убежища».

Люблю

Кремлевский дворец

«Многие в те времена очень не любили сцену Кремлевского Дворца съездов, тогда на ней игрались спектакли Большого, была одна дирекция. Артисты называли ее «полигоном", говорили, что там неудобно, скользко. А мне эта сцена нравится, потому что я на нее первый раз в жизни вышел как танцовщик. На сцене КДС проходили наши школьные спектакли. Как и сцена Большого театра, она для меня родная. Учась в последнем классе балетной школы, я танцевал на ней в "Коппелии" главную роль вместе с Ниной Ананиашвили. Когда Васильев ставил там "Макбета", "Золушку", я приходил туда как к себе домой. Я знаю, в какой гримуборной я гримируюсь, где разогреваюсь, перед каким зеркалом могу позаниматься».

Воробьевы горы

«Ленинские горы (ныне Воробьевы), одно из любимейших мест нашей семьи...»

кататься на скейтборде

«...Люблю на скейтборде кататься. Езжу кататься на Воробьевы горы, в Серебряный бор, на Поклонную гору. Я на доске, а Ксюшка за мной на велосипеде».

японскую кухню

«...Очень любим японскую кухню. Она очень легкая, построена на диетическом сочетании рыбы и риса».

Ну, не люблю

ходить на презентации, показы мод и т.п.

«... потому что по натуре человек не тусовочный. Хожу в театр, но только на определенные спектакли, которыми заинтересован. Я трудоголик, поэтому предпочитаю задержаться в офисе и поработать».

Семья

Первая жена - Людмила Семеняка.

Вторая жена - Екатерина Лиепа, бывшая солистка балета Мариинского театра, ныне арт-директор Фонда Мариса Лиепы.

«С Катюшей мы познакомились в Кировском театре... я приехал к ним на какие-то спектакли в Мариинский театр, тогда он еще был Кировский. Увидел ее за кулисами... и все».

Дочь Ксюша.

«В ней я вижу себя. Она взрослая, интересная и своенравная... Она точно чувствует свои желания... Ксюша не по годам взрослый и разумный ребенок...»

Сестра Илзе Лиепа.

«Что касается моих отношений с сестрой, то они очень теплые и близкие... Она человек очень тонкий и чуткий, поэтому мы всегда очень чувствуем настроение друг друга».

И вообще…

«Сегодня женщина пытается добиться того, что раньше по праву принадлежало мужчине. Это неправильно. Мужчины и женщины априори две разные субстанции, мы не можем быть равны... При попытках посягнуть на чужое женщины становятся мужеподобными, а мужчины - женоподобными. Это отталкивает».

«Мы с сестрой любим то, чем занимаемся. Счастье творческого человека - делать то, что ты любишь и доносить это до других, у нас это получается... Осознание этого, осознание своей правоты, того, что все идет правильно и ты делаешь то и так, как должен, без сомнения, является счастьем».

«Есть хорошая фраза: "Я нахожусь в таком возрасте и в таком положении, когда могу себе позволить не делать того, чего не хочу". О себе могу сказать то же самое. Мне обязательно должно быть интересно. Я люблю все виды искусства и все жанры и постоянно меняю их. Мне не нравится зацикливаться на чем-то одном».



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх