ИП начинает бизнес в другом регионе – регистрация, налоги, отчетность. Как ИП работать в другом городе и платить налоги — нужно ли проходить регистрацию

"Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 3

Достаточно часто бывает, что индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в одном месте (городе, районе, регионе), осуществляет свою предпринимательскую деятельность в другом. При этом мест осуществления деятельности может быть несколько, да и сама деятельность разная. Как изменяются налоговые обязательства предпринимателя при смене места осуществления деятельности? Имеет ли принципиальное значение тот факт, что место регистрации предпринимателя и фактическое место ведения деятельности не совпадают? В настоящей статье мы ответим на эти и другие вопросы, связанные с местом осуществления деятельности.

Регистрация по месту осуществления деятельности

По общему правилу постановка на налоговый учет производится по месту жительства индивидуального предпринимателя (п. п. 1, 3 ст. 83 НК РФ). Предположим, это требование предприниматель уже выполнил. А нужно ли подавать какие-либо сведения о себе в налоговую инспекцию по месту осуществления деятельности?

В основном нет. Однако из этого правила есть и исключения. Прежде всего это ситуация, когда осуществляемые виды деятельности подпадают под уплату ЕНВД на соответствующей территории.

Обязанность постановки на учет в данном случае прямо предусмотрена законом. На основании п. 2 ст. 346.28 НК РФ налогоплательщик должен сделать это в течение 5 дней (рабочих) с начала осуществления деятельности на территории, где введен спецрежим в виде ЕНВД. В соответствующий налоговый орган подается заявление о постановке на учет <1>. За пропуск установленного срока постановки на учет предусмотрена ответственность согласно ст. 116 НК РФ (минимальный размер штрафа - 5 тыс. руб.). Если же заявление вовсе не будет подано, то за ведение деятельности, подпадающей под уплату ЕНВД, без постановки на учет налоговым органом к налогоплательщику может быть применена налоговая ответственность по ст. 117 НК РФ (минимальный размер штрафа - 20 тыс. руб.).

<1> Форма такого заявления предусмотрена Приказом ФНС России от 05.02.2008 N ММ-3-6/45@ (для предпринимателей - форма N ЕНВД-2). Действовавший ранее Приказ МНС России от 19.12.2002 N БГ-3-09/722 утратил силу.

Кроме подачи самого заявления о постановке на учет по месту осуществления деятельности налоговые органы требуют также копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (по месту жительства) и свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (п. 3 Письма Минфина России от 01.10.2007 N 03-11-02/249).

Таким образом, прежде чем на другой территории начать деятельность, следует выяснить, не облагается ли она ЕНВД.

Есть еще два исключения, но они встречаются гораздо реже. Это добыча полезных ископаемых и занятие игорным бизнесом. Обязанность по постановке на учет в этих случаях предусмотрена ст. 335 и п. 2 ст. 366 НК РФ соответственно.

Уплата налогов

Прежде всего рассмотрим ситуацию, когда предприниматель не применяет каких-либо специальных налоговых режимов, а находится на общей системе налогообложения.

Естественно, он является плательщиком НДФЛ в части доходов от предпринимательской деятельности, а также налоговым агентом по этому налогу в отношении доходов, выплачиваемых своим работникам (если таковые имеются). В отношении этого налога для предпринимателя не имеет значения, где конкретно он осуществляет свою деятельность и где проживают нанятые им работники. Дело в том, что на основании п. 6 ст. 227 и п. 7 ст. 226 НК РФ НДФЛ как за себя, так и за работников он должен уплачивать по месту своего жительства.

Соответственно, декларацию и справку о доходах работников по форме 2-НДФЛ <2> нужно представлять также в налоговую инспекцию по месту жительства (п. 5 ст. 227 и п. 2 ст. 230 НК РФ соответственно).

<2> Приказ ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц".

Единый социальный налог. Этот налог уплачивается по месту жительства предпринимателя. Такое же правило применяется и к взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС). Ни гл. 24 НК РФ, ни Федеральный закон N 167-ФЗ <3> не содержат положений, обязывающих предпринимателя осуществлять эти платежи и сдавать декларации в налоговые инспекции по месту ведения деятельности.

<3> Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Налог на имущество. Данный налог уплачивается по месту нахождения имущества. Если предприниматель приобретет недвижимое имущество, то сведения об этом поступят в ту налоговую инспекцию, на чьей территории данное имущество находится. Этот налоговый орган рассчитает налог и направит требование о его уплате предпринимателю. Таким образом, в отношении налога на имущество в данной ситуации предпринимателю особенно беспокоится не следует.

Налог на добавленную стоимость. Величина этого налога не зависит от смены места осуществления деятельности. Однако существует один нюанс - правильное оформление счета-фактуры. При рассмотрении счетов-фактур, выставленных предпринимателю поставщиками, налоговый орган часто обращает внимание на адреса грузополучателя и покупателя. Так, инспекторы требуют, чтобы в качестве адреса покупателя был указан адрес в соответствии с государственной регистрацией (в нашем случае - адрес места жительства), а в качестве адреса грузополучателя - адрес места фактического осуществления деятельности. Неверное указание адресов в такой ситуации может послужить причиной отказа в вычетах по НДС со стороны налоговой инспекции. Вместе с тем нужно отметить, что по данному вопросу судебные органы в абсолютном большинстве случаев поддерживают налогоплательщиков, отмечая, что, например, указание только адреса грузополучателя по фактическому месту деятельности не является основанием для непринятия вычета по НДС (Постановления ФАС ДВО от 04.04.2007 N Ф03-А51/07-2/533, ФАС УО от 09.03.2007 N Ф09-1352/07-С2).

Если применяются спецрежимы

Специальный налоговый режим - УСНО является добровольным. Переход на него осуществляется посредством подачи соответствующего заявления в налоговую инспекцию по месту жительства предпринимателя. Налоговые декларации представляются в эту же инспекцию независимо от того, где конкретно осуществляется хозяйственная деятельность (п. 6 ст. 346.21 и п. 2 ст. 346.23 НК РФ).

Спецрежим в виде ЕНВД - это обязательный налоговый режим. Причем если УСНО применяется в отношении налогоплательщика в целом, то ЕНВД - в отношении отдельных видов деятельности. Определение этих видов, подлежащих переводу на уплату ЕНВД, отдано на откуп местным органам власти, поэтому вполне может оказаться, что одна и та же деятельность подлежит налогообложению в соответствии с разными режимами в зависимости исключительно от места ее осуществления. Декларации по ЕНВД представляются в налоговые инспекции по месту осуществления деятельности.

Обратите внимание: если предприниматель осуществляет деятельность, облагаемую ЕНВД, на территории нескольких районов городов или городских округов, на территории которых действуют разные налоговые инспекции, то встать на учет он должен только в одной из них (п. 1 Письма Минфина России от 01.10.2007 N 03-11-02/249). Соответственно, если он уже состоит на учете в какой-либо из этих инспекций, то повторно подавать заявление о постановке на учет по месту осуществления деятельности нет необходимости.

Еще один аспект применения этих спецрежимов - это освобождение от уплаты других налогов: НДС, НДФЛ, ЕСН и налога на имущество. Если с первыми тремя особенной сложности не возникает (они уплачиваются по месту жительства предпринимателя), то с налогом на имущество ситуация другая.

Налог на имущество рассчитывается той налоговой инспекцией, на чьей территории само имущество и находится. Если это имущество используется предпринимателем в хозяйственной деятельности, то налог за него он платить не должен (п. 3 ст. 346.11 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

Но у налоговой инспекции зачастую нет сведений, подтверждающих или опровергающих факт освобождения от уплаты налога. Поэтому, по мнению чиновников, налогоплательщик сам должен представить в налоговую инспекцию соответствующее заявление и документы, подтверждающие использование этого имущества именно в предпринимательской деятельности. В заявлении предпринимателю следует указать, что им применяется УСНО или спецрежим в виде ЕНВД, можно приложить копии последних деклараций по налогам, уплачиваемым в соответствии с этими спецрежимами (Письма Минфина России от 20.08.2007 N 03-11-05/172, УФНС по г. Москве от 13.03.2007 N 18-12/3/24078@). Однако стоит отметить, что если такие документы своевременно не представлены, то у предпринимателя есть все шансы доказать свою правоту в суде (см., например, Постановления ФАС УО от 12.11.2007 N Ф09-9126/07-С3, ФАС ПО от 20.10.2005 N А12-9969/05-С10, ФАС СЗО от 26.01.2005 N А05-9458/04-22).

Еще один аспект, на который стоит обратить внимание, - это ситуация, когда вся деятельность налогоплательщика осуществляется не по месту жительства и облагается ЕНВД и при этом сам предприниматель находится на УСНО. Получается, что налоговая база по единому налогу по УСНО равна нулю, да и деятельности, подлежащей налогообложению в соответствии с этим режимом, нет. Но в то же время предприниматель не освобожден от обязанности представлять декларацию по УСНО (п. 2 ст. 346.23 НК РФ). Следовательно, по налогу, уплачиваемому в соответствии с этим режимом, нужно представить нулевую декларацию в инспекцию по месту жительства (Письмо УФНС по г. Москве от 26.10.2006 N 18-12/3/94015@). Хотя Минфин по этому вопросу был более лоялен к налогоплательщикам (Письмо от 12.08.2005 N 03-11-04/3/49): нулевые декларации в таком случае представлять нет необходимости. Вместе с тем во избежание различного рода разногласий все же рекомендуется представить нулевые декларации.

Налоговый контроль

Если налогоплательщик осуществляет свою деятельность не по месту жительства, то вполне обоснованно встает вопрос: какие налоговые инспекции могут проводить налоговые проверки?

В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые проверки могут быть камеральными и выездными.

Так как камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций, представляемых налогоплательщиками (ст. 88 НК РФ), ее проводит та инспекция, в которую представляются декларации.

Что же касается выездных налоговых проверок, то они проводятся той инспекцией, в которой предприниматель зарегистрирован по месту жительства (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Кроме того, стоит отметить, что у налоговых органов есть определенные способы взаимодействия между собой. Это проведение так называемых встречных проверок, представление сведений об объектах налогообложения и пр. Поэтому тот факт, что налогоплательщик, зарегистрированный в одном налоговом органе, фактически осуществляет предпринимательскую деятельность на территории, подведомственной другой инспекции, хоть и осложняет налоговый контроль, но не исключает его полностью.

С.С.Николаев

Эксперт журнала

"ИП: бухгалтерский учет

и налогообложение"

В настоящей рассылке мы затронем тему «обособленную» (данное слово будет часто встречаться далее по тексту, поэтому привыкаем сразу), которая в последние полгода стала в настораживающе гипертрофированных формах развиваться нашими Областными ИФНС при проведении контрольных мероприятий.

Но все по порядку, приведем немного теории, необходимой для понимания проблемы.

В Налоговом кодексе есть определение «обособленного подразделения» - это любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (ст. 11 НК РФ).

В целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах, и в том числе по месту нахождения ее обособленных подразделений (ст. 85 НК РФ).

При этом законодательство не содержит критериев этой территориальной обособленности, что позволяет трактовать данное определение буквально, т.е. это нахождение подразделения в любом ином месте, чем сама организация (письмо Министра Финансов РФ от 21 декабря 2009 г. №03-02-07/1-550).

Получается, если организация зарегистрирована, что весьма распространено, по адресу прописки ее руководителя или учредителя, то по месту фактического осуществления деятельности необходимо регистрировать обособленное подразделение.

Налоговые органы ранее никогда не подходили столь формально к этому вопросу, но в последнее время, возможно ввиду катастрофического дефицита в бюджете, стали распространяться дела, в рамках которых налогоплательщиков привлекают к ответственности именно за ведение деятельности без регистрации подразделения по месту фактического осуществления деятельности, и, внимание(!), даже если адреса (юридический и фактический) находятся в районе, администрируемом одной Инспекцией.

Цена крайне высока - штраф 10% от всех доходов , полученных от работы незарегистрированного обособленного подразделения, но не менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ). В рассматриваемом нами случае это могут быть буквально «все» доходы организации.

Согласитесь, крайне заманчивая перспектива для Инспекций: административные издержки минимальные, достаточно установить несовпадение юридического и фактического адресов без соответствующего обособления последнего, а доходность для бюджета от таких мероприятий несоизмеримо высока, «просто составь акт».

Все еще усугубляется и в связи со сложившейся негативной для Налогоплательщиков арбитражной практикой по похожим делам, когда обособленные подразделения не регистрировались в удаленных от места основной деятельности муниципальных районах или регионах.

И даже вполне разумные доводы относительно отсутствия при таком нарушении неблагоприятных экономических последствий для бюджета, когда все доходы организации задекларированы по основному месту регистрации, и что наказание в связи с этим является несоразмерным, отстраняются хладнокровной Фемидой. Суды отмечают, что характер ответственности за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет не поставлен Налоговым кодексом в зависимость от своевременного исполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов и сборов. Аналогичный подход у Судов и в ситуациях, когда подразделение работает в убыток и реального дохода Организации не приносит, от штрафных санкций, рассчитанных с выручки, это не спасет (пример, Решение АС Свердловской области от 03.06.2014 по делу № А60-16729/2014).

Тем не менее, данными аргументам при оспаривании действий налоговых органов пренебрегать не стоит, поскольку отсутствие ущерба и намерений налогоплательщика скрыть свои доходы на обособленном подразделении могут быть (подчеркиваем, могут и не быть) расценены Судом как смягчающие и достаточными для снижения штрафа более чем 2 раза. В ряде дел Суды все же учитывают, что меры воздействия в виде штрафных санкций не должны превращаться в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности (примеры, Решение АС Свердловской области от 31.10.2013г. по делу № А60-30533/2013, Решение АС Архангельской области от 07.08.2014г. по делу № А05-4601/2014).

Вот такие вот дела, и теперь каждый может оценить актуальность проблемы для себя.

1) Начнем с вопиющего требования Налоговых органов регистрировать обособленное подразделение даже в пределах одного с организацией муниципального образования, улицы или даже соседнего строения. Считаем, что в данном случае о таком формальном подходе к определению обособленного подразделения не может быть и речи, и действия налоговых органов неправомерны.

При толковании норм закона ключевое значение имеет то, что непосредственно хотел вложить в их содержание Законодатель, и здесь нам поможет Законопроект под № 505706-6, пусть и не реализовавшийся, но крайне ценный в плане трактовки интересующего нас понятия.

Итак, депутат С. Е. Вайнштейн, который решил исключить подобную несправедливость (хорошо, что такие еще есть) внес Законопроект «О внесении изменения в ст 11 части первой НК РФ или об уточнении понятия обособленного подразделения организации», согласно которому: «Обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, за исключением случаев его нахождения в пределах территории действия налогового органа на учете которого стоит организация».

Его менее сердобольные коллеги сочли, что данные изменения являются излишними, но при этом в своем заключении на проект отметили, что согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организация обязана встать на учет по месту нахождения обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ, а следовательно регистрационные действия в рассматриваемом случае не требуются и без дополнительных поправок.

Увы, судебные дела именно с ситуацией, когда административные районы нахождения организации и его обособленного подразделения совпадают, привести не можем, ввиду пока еще несформировавшейся арбитражной практики, но соответствующие Решения налоговых инспекций регулярно появляются, те, с которыми сталкивались мы, до суда не дошли.

2) Теперь перейдем к ситуации, когда организация и ее подразделение находятся на территории разных муниципальных образований. Здесь, как вы понимаете, оспорить саму необходимость регистрации обособленного подразделения не получится.

Совет такой: пока налоговые органы не пришли к вам с проверкой, подайте сообщение о регистрации обособленного подразделения или, на крайний случай, держите наготове, чтобы в случае необходимости направить его по адресу до того как Инспектора произведут какие-либо контрольные мероприятия в этом направлении (обычно проводятся вне рамок выездных проверок специальным Отделом оперативного контроля Инспекции). В последнем случае все же имеется риск упустить момент.

При таком раскладе налоговые органы не смогут квалифицировать нарушение как ведение деятельности без постановки на учет, а лишь как несвоевременное предоставление документов.

Тут есть приятный нюанс: за несвоевременное предоставление сообщения о создании обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством (1), взыскивается штраф не 10 тыс. руб. (п. 1. ст. 116 НК РФ), а всего 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ), как за один документ (письмо Минфина от 17.04.2013 № 03-02-07/1/12946).

(1) Создание филиала или представительства подаются с заявлением о внесении изменений в учредительные документы. Налоговые органы на основании сведений из ЕГРЮЛ сами ставят филиал (представительство) на налоговый учет. Филиалы и представительства в данной рассылке не рассматриваются.

В любом случае, каких-то иных универсальных способов избежать привлечения к ответственности за ведение деятельности путем организации рабочих мест сроком более 1 месяца без регистрации обособленного подразделения, нет. В этом случае при оспаривании налоговых санкций можно отталкиваться исключительно от фактуры конкретного дела. Например, при подрядных работах многое зависит от того, кто организует рабочие места, подрядчик или заказчик, в каком графике эти работы выполняются и т.п. - но это уже совсем другая история.

Да, может. по месту своего жительства, а вести деятельность в другом городе или даже в другом регионе нашей огромной страны. Простор для деятельности ИП местом регистрации не ограничен.

Нужно ли ИП вставать на учет в налоговой инспекции другого региона?

По этому вопросу есть хорошие официальные разъяснения самой налоговой службы на следующем примере: ИП зарегистрирован в Москве, а хочет вести торговлю в Калужской области - нужна ли регистрация в налоговой инспекции Калужской области?

Налоговая служба разъясняет, что ИП регистрируется в налоговой по месту своего жительства и эта регистрация не зависит от места фактического осуществления деятельности. Поэтому если ИП уже зарегистрирован в Москве, то повторно регистрировать ИП в Калуге не нужно.

НО есть особенности, связанные с налогообложением. Раньше если ИП оказывался на территории субъекта, в котором действовала ЕНВД, то он обязан был встать на учет по месту осуществления деятельности и производить уплату ЕНВД, введенного в этом регионе. С 2013 года ЕНВД стал добровольным. При этом, правда, необходимость учета не изменилась. Иными словами: если ИП ведет деятельность, облагаемую ЕНВД, то ему понадобится встать на учет по месту ведения деятельности .

Согласно ст. 335 Налогового кодекса РФ потребуется встать на учет в качестве плательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр , предоставленного налогоплательщику.

Если ИП планирует применять патентную систему налогообложения (ПСН) , то по месту осуществления деятельности тоже нужно будет получить патент.

Налоги по УСН (упрощенная система налогобложения) или ОСНО (общая система налогобложения) будут уплачиваться по месту регистрации ИП, в этом случае становиться на учет в налоговую инспекцию другого региона не нужно.

И последнее: если ИП не просто планирует вести деятельность в другом регионе, а к тому же меняет свое место жительства (переезжает из одного региона в другой), то понадобится регистрация по новому месту жительства. Проживание без регистрации влечет штраф (статья 19.15.1 Кодекса об административных правонарушениях).
Но об изменении адреса налоговую уведомлять не нужно. В этом случае налоговая инспеция сама передаст регистрационное дело ИП в другую налоговую, после того, как получит сведения о перемене места жительства из миграционной службы. Подробнее об этом нововведении можно прочитать .
Основание: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Письмо МНС РФ от 30.07.2004 N 09-1-02/3110 "О регистрации индивидуальных предпринимателей".

Как известно, индивидуальные предприниматели при постановке на государственный учет должны в обязательном порядке указывать домашний адрес или, говоря юридическим языком, адрес регистрации по постоянному месту жительства, отмеченный в паспорте. Считается, что без этого адреса налоговые органы могут отказать гражданину в постановке на учет в качестве ИП. Но, как показывает практика, это не совсем так. Начнем по порядку.

Регистрация ИП по месту жительства: требования закона

Как гласит закон, любой гражданин российской Федерации может зарегистрироваться только в том населенном пункте, где он имеет постоянную прописку. Для этого в территориальную налоговую инстанцию необходимо подать , который включает в себя: паспорт с заполненной страничкой о регистрации по месту постоянного проживания, ИНН, оригинал .

Зарегистрироваться можно несколькими способами:

  1. лично в налоговой инспекции;
  2. через доверенное лицо . Гражданин, представляющий интересы будущего ИП, помимо основного пакета документов должен предоставить налоговому специалисту доверенность, заверенную у нотариуса;
  3. послать документы через интернет ;
  4. послать документы для регистрации через почту России .

Если местная прописка отсутствует

Поскольку индивидуальные предприниматели не имеют права открывать структурные подразделения, представительства и филиалы, они просто обязаны присутствовать по месту фактического ведения деятельности. При этом не обязательно вышеозначенное место деятельности должно быть привязано к тому территориальному центру, в котором происходила постановка индивидуального предпринимателя на государственный налоговый учет – это может быть любая точка на карте России. Однако в любом случае, независимо от округа, в котором ведет свой бизнес ИП, подавать отчетность он должен в ту налоговую инспекцию, где был изначально зарегистрирован.

Закон отдельно оговаривает случаи, когда гражданин может регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в округах и областях, далеких от его места прописки: Это возможно по:

  • месту расположения организации;
  • месту ведения бизнеса;
  • месту фактического проживания.

Внимание! Если ИП зарегистрировался в каком-то определенном регионе, но развил свой бизнес и перебрался в другие области РФ, он не обязан каждый раз проходить постановку на налоговый учет. Всю отчетную документацию он должен посылать по месту первичной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Стоит отметить, что в случае ведения бизнеса не в административном округе по месту регистрации, а в каком-то другом регионе РФ у ИП возникают определенные сложности. Связано это с тем, что по закону каждый гражданин, находящийся где-либо на территории России более недели, обязан в течение семи дней пройти регистрацию по месту пребывания. Однако поскольку это слишком короткий промежуток времени, данное требование далеко не всегда соблюдается. Тем не менее, если индивидуальный предприниматель намерен обосноваться в другом административном округе всерьез и надолго и там же развивать свой бизнес, сделать это будет совершенно необходимо.

Важно! При переезде из одного региона в другой, заново ставить ИП на государственный налоговый учет не нужно. Однако обязательно надо пройти регистрацию по новому месту жительства и, обратившись в ИФНС, внести соответствующие изменения в ЕГРИП.

Регистрация по месту фактического проживания

В законе учтены случаи, когда будущий ИП не прописан в том регионе, где собирается вести свою деятельность. При этом возможно два сценария:

  1. гражданин не имеет в паспорте вообще никакой отметки по регистрации места проживания. Это бывает, если паспорт выдавался не по месту жительства, а в другом административном округе;
  2. в паспорте есть печать о том, что человек снят с регистрационного учета, но нет сведений о постановке на учет по новому месту жительства.

В обеих этих ситуациях нужно взять в территориальных регистрирующих органах справку о временной регистрации по месту пребывания и на основании нее вполне законно зарегистрироваться как ИП. Никаких других дополнительных бумаг, кроме стандартного пакета документов и справки о временной регистрации, подавать в налоговую не надо.

Важно! Временная прописка должна быть выдана на промежуток времени не менее чем в 6 месяцев. В противном случае, налоговая служба может отказать в постановке на учет в качестве ИП.

К сведению . При регистрации ИП по месту временной прописки нужно быть готовым к более внимательному и придирчивому изучению документов налоговиками. Причина в том, что подобной схемой иногда пользуются злоумышленники, стремящиеся зарегистрировать фиктивное ИП для проведения незаконных операций.

Регистрация по месту фактического ведения бизнеса: ЕНВД

Главная особенность регистрации ИП не по месту прописки появляется тогда, когда основной своей системой налогообложения предприниматель выбирает . Дело в том, что если при других налоговых режимах ИП может свободно вести свою деятельность в любом регионе РФ, то с ЕНВД история совершенно иная.

Этот вид налогового режима подразумевает сбор налогов с определенных видов деятельности. Причем виды деятельности, подпадающие под ЕНВД, каждый регион определяет самостоятельно, на свое усмотрение. Поэтому, если гражданин уже встал на государственный учет в каком-то административном округе и начал работать по системе ЕНВД, но решил поменять регион места жительства или ведения бизнеса, при этом, не меняя налогового режима, ему придется перерегистрироваться. Что это значит?

Это значит, что ему нужно будет подать заявление в налоговую инстанцию на территории ведения бизнеса и встать на учет как плательщику ЕНВД — тогда он может развивать здесь свой бизнес и использовать «вмененку». Закрывать ИП по месту изначальной постановки на налоговый учет не нужно, однако вся отчетность должна будет подаваться в ту налоговую инспекцию, где ИП был зарегистрирован позже как плательщик ЕНВД.

Важно! Прежде чем решаться на смену места жительства и ведения бизнеса, необходимо убедиться в том, что те сферы деятельности, которыми занимается индивидуальный предприниматель, подпадают под ЕНВД в том регионе, куда он собирается перебраться.

Исключения для регистрации ИП не по месту прописки

Индивидуальный предприниматель, находящийся на ЕНВД, не имеет права вставать на государственный учет в административных округах не по официальному месту жительства, если он планирует заниматься:

  • розничной развозной торговлей;
  • перевозкой грузов;
  • пассажироперевозками;
  • рекламой на транспортных средствах.

То есть в случаях, когда ИП планирует вести бизнес именно в этих сферах, место фактического ведения бизнеса должно обязательно совпадать с местом первичной постановки ИП на государственный налоговый учет.

Резюмируя, можно сказать, что индивидуальные предприниматели обязаны вставать на налоговый учет в тех районах, где они имеют постоянную регистрацию местожительства. Однако, в некоторых случаях возможны исключения, например, гражданин имеет полное право встать на учет как ИП и по фактическому месту жительства, т.е. по временной прописке, опять же практика эта хоть и законна, но не особенно распространена и не приветствуется налоговыми органами. Кроме того, ИП может быть перерегистрирован не по месту прописки, если он занимается видами деятельности, подпадающими под ЕНВД не в том регионе РФ, где он изначально вставал на налоговый учет, а в другом. В этом случае менять адрес официального места проживания не нужно, достаточно встать в новую территориальную ИФНС в качестве плательщика ЕНВД.

Если физическое лицо обращается в налоговую для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, то ему потребуется указать свой адрес регистрации в соответствии со своим постоянным местом жительства. Это тот адрес, который отмечен в паспорте предпринимателя. Без данного адреса налоговики даже отказывают в регистрации предпринимателя.

Ситуация, когда физлицо проживает не по адресу своей постоянной прописки довольно распространена. Если такое физлицо принимает решение зарегистрироваться в качестве ИП, то у него возникает вопрос о возможности сделать это не по месту жительства. Но налоговики на этот счет имеют особое мнение и считают, что регистрация ИП должна осуществляться только по тому адресу, который указан в паспорте. Но все же некоторые ситуации, при которых физлицо вправе зарегистрироваться не по месту прописки существуют (129-ФЗ). Принципиальная позиция налоговиков связана в первую очередь со статусом ИП. Предприниматель остается физлицом при ведении своего бизнеса и юридического адреса, как организация, не имеет. В случае необходимости, все уведомления контролирующих организаций направляются ему по адресу постоянной регистрации. Вести бизнес предприниматель может в любом регионе РФ, а не только по месту прописки. Но при этом оплачивать налог и направлять отчетность ему нужно будет в налоговый орган в соответствии с местом прописки.

Важно! Такие требования установлены для предпринимателей, выбравших в качестве налоговой системы общую или УСН. Если у ИП есть работники, то во внебюджетные фонды отчетность также сдается по месту его прописки.

Регистрация ИП по месту регистрации

Каждый гражданин РФ вправе зарегистрироваться в том населенном пункте, в котором он постоянно прописан. Для этого он обращается в налоговый орган по территориальному признаку и подает необходимый пакет документов, включающий в себя:

  • паспорт, в котором должна быть отметка о регистрации по месту проживания;
  • заявление по форме Р21001;
  • квитанцию, подтверждающую оплату госпошлины.

Зарегистрироваться в качестве ИП можно одним из способов:

  • обратиться в налоговый орган лично будущему предпринимателю или через доверенное лицо (если в налоговую обращается представитель, то при себе у него должна быть нотариально заверенная доверенность);
  • направить документы через интернет;
  • отправить документы по почте.

Что делать если у предпринимателя отсутствует местная прописка

Предприниматели не имеют права открывать филиалы, представительства и структурные подразделения, поэтому их обязанностью является присутствие по месту фактического осуществления своей деятельности . Это место может быть и не привязано к территориальному центру, где производилась постановка на учет. Данное место может быть любым в пределах РФ. При этом, независимо от того, в каком именно округе предприниматель осуществляет свой бизнес, он подает налоговую отчетность только в ту налоговую, в которой он изначально был зарегистрирован.

Законодательством предусмотрены некоторые случаи, в которых физлица вправе регистрироваться в качестве ИП в тех областях и округах, которые находятся далеко от места их регистрации. К ним относятся следующие места:

  • по расположению бизнеса;
  • в зависимости от места ведения бизнеса;
  • по месту фактического проживания будущего предпринимателя.

Даже если лицо зарегистрировано в качестве ИП в конкретно взятом регионе, но после развития бизнеса он перебрался в иные область России, то вновь проходить постановку на учет в налоговой он не обязан. Отчетность же он направляет в налоговую инспекцию в соответствии со своим местом первичной регистрации в качестве предпринимателя.

Сложности у предпринимателя могут возникать в том случае, если свою деятельность он ведет не по месту регистрации, а в ином регионе РФ. Это связано с тем, что все граждане, которые находятся на территории РФ более 1 недели должны зарегистрироваться по месту пребывания. Сделать это необходимо в срок до 7 дней. Данный срок является достаточно коротким, поэтому требование это может и не соблюдаться. Кроме того, если предприниматель планирует задержаться в ином административном органе надолго, то он обязан будет это сделать.

Важно! Если предприниматель переезжает из одного региона в другой, то осуществлять в налоговом органе постановку на учет вновь не нужно. Но ему потребуется осуществить регистрацию по своему новому месту жительства, а затем, обратиться в налоговую и внести изменения в ЕГРИП.

Регистрация ИП по месту проживания

Законодательством РФ предусмотрена возможность регистрации ИП в том регионе, в котором он не прописан, но собирается осуществлять предпринимательскую деятельность. Вариантов развития событий в этом случае выделяют два:

  1. Физлицо в своем паспорте вообще не имеет отметки о регистрации по месту проживания. Это может быть связано с тем, что паспорт ему выдавали не по месту проживания, а в ином административном округе.
  2. У физлица в паспорте стоит отметка о том, что с регистрационного учета гражданин снят, но по новому месту жительства постановка на учет еще не осуществлена.

И в том и в другом случае физлицу потребуется обратиться в территориальные регистрирующие органы за справкой о временной регистрации по месту пребывания и на основании этого документа зарегистрироваться в качестве ИП. Никаких запретов на этот счет не предусмотрено. В налоговую подается тот же пакет документов, что и при регистрации в обычных случаях и плюс к этому справка о временной регистрации.

Регистрация ИП по месту осуществления деятельности при ЕНВД

Отдельно стоит обратить внимание на регистрацию ИП не по месту прописки, если в качестве системы налогообложения он выбрал ЕНВД. При всех других налоговых режимах предприниматель вправе осуществлять свою деятельность в любом регионе, но только не при ЕНВД.

Данный налоговый режим предусматривает налогообложение при занятиях определенными видами деятельности. Те виды деятельности, которые попадают под ЕНВД, региональные власти определяют самостоятельно. Если физлицо уже осуществило постановку на учет в административном округе и работает на ЕНВД, но при этом меняет либо свое местожительства, либо место ведения бизнеса, но не свой налоговый режим, то он должен будет перерегистрироваться.

Другими словами, ему придется подать заявление в налоговый орган по месту ведения бизнеса и осуществить постановку на учет в качестве плательщика ЕНВД. В этом случае он сможет продолжать ведение бизнеса и применять ЕНВД. При этом закрывать ИП по месту первичной регистрации не нужно, а налоговая отчетность должна будет подаваться в тот налоговый орган, в котором ИП зарегистрирован уже позже как плательщик ЕНВД.

Важно! До принятия решения на изменения места проживания и места ведения бизнеса следует убедиться в том, что сферы деятельности, в которых занят ИП, попадает по ЕНВД в том регионе, в который он переезжает.

Исключения

В некоторых случаях предприниматель на ЕНВД не вправе осуществлять постановку на учет в административных органах не по месту своей регистрации. К ним относятся случаи, когда предприниматель планирует заняться следующими видами деятельности:

  • розничная торговля развозного характера;
  • перевозкой грузов;
  • пассажирскими перевозками;
  • размещением рекламой на ТС.

Во всех перечисленных случаях место ведения бизнеса предпринимателя должно совпадать с первичным местом постановки предпринимателя на учет.

Заключение

Таким образом, предприниматели должны осуществлять постановку на учет в том регионе, в котором они постоянно прописаны. Но при этом возможны некоторые исключения. Например, физлицо вправе осуществить постановку на учет в качестве предпринимателя по своему месту проживания (временная прописка), но данная практика не приветствуется налоговиками.

Помимо этого, предприниматель перерегистрироваться может не по своему месту прописки, если он занят в тех сферах деятельности, которые попадают под ЕНВД не в регионе первоначальной регистрации, а в ином. При этом адрес своей официальной прописки менять не придется, достаточно будет осуществить постановку в качестве плательщика ЕНВД в налоговую по новому месту.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх