Отвечаем на письма читателей. О правилах поведения в театре

Так сложилось, что театральный этикет во многом повторяет этикет официальных торжеств и приёмов, поэтому у него есть много условностей и ограничений. АиФ.ru напоминает основные принципы поведения в театре.

1. Отправляясь в театр, позаботьтесь о своём гардеробе. В XXI веке женщинам уже не нужно надевать на спектакль вечернее платье, а мужчинам смокинг, если этого не требует специальный дресс-код. Однако приходить в театр рекомендуется одетыми более празднично, чем обычно. Мужчины могут надеть тёмный костюм, светлую рубашку и галстук, а женщины преобразить свой наряд, дополнив его аксессуарами. Однако не следует усердствовать — лучше одеться скромнее, чем выглядеть нелепо.

Дамам следует запомнить, что освежать непосредственно перед спектаклем свои духи — дурной тон. Туалетной водой, пусть даже самой дорогой, нужно пользоваться в меру. В зале смешаются десятки ароматов, которые у некоторых зрителей могут вызвать головокружение или даже аллергическую реакцию.

2. Правила хорошего тона разрешают женщине приглашать спутника в театр, но в любом случае билеты контролёру должен предъявлять мужчина. Он же при входе в театр открывает перед женщиной дверь.

По правилам этикета на спектакль нужно приходить заблаговременно. Двадцати минут будет вполне достаточно, чтобы без спешки сдать верхнюю одежду в гардероб и приобрести программку, которая ознакомит вас с составом исполнителей.

3. Как известно, театр начинается с вешалки. В гардеробе мужчина должен помочь спутнице снять пальто и только потом раздеться сам. Сдав верхнюю одежду, номерки мужчина оставляет у себя, причём не носит их на пальце, как кольцо, а сразу кладёт в карман.

Помните, что разглядывать себя в зеркалах, прогуливаясь по фойе театра в антракте и перед представлением — бестактно. Если нужно что-то поправить, приведите себя в порядок в туалетной комнате.

4. В зрительный зал мужчина входит первым, он же показывает даме дорогу к месту, если этого не делает служащий театра.

К своему месту следует проходить лицом к сидящим и просить извинения за беспокойство тихим голосом или кивком головы (если проход между рядами достаточно широк, то сидящему вставать не обязательно; если же проход узкий, то надо встать и пропустить проходящего). Первым между рядами всегда проходит мужчина, а за ним идёт его спутница. Дойдя до своих кресел, мужчина останавливается возле них и ждёт, когда сядет дама, а потом уже садится сам.

5. Занимайте свои места в зале не позже третьего звонка. Если они в середине ряда, то следует сесть на них заранее, чтобы потом не беспокоить уже сидящих по краям от вас. Если же ваши места расположены не в середине ряда, то можете позволить себе немного задержаться, чтобы потом не вставать много раз, пропуская сидящих в середине зрителей.

6. Если вы обнаружили, что ваши места заняты — предъявите сидящим на них свои билеты и вежливо попросите их освободить. Если же произошла ошибка и на одно место было выписано сразу несколько билетов, то обратитесь к служащим театра, они обязаны решить возникшую проблему.

Помните, что занимать чужие места неприлично. Во-первых, вы доставляете беспокойство тем людям, которым придётся доказывать, что это их места. А, во-вторых, вам самим будет неловко, когда на глазах у всего зала вас будут «прогонять».

7. Опаздывать в театр неприлично (только в ложу можно входить после того, как в зале погасили свет). В остальных случаях служащие театра имеют право не пустить вас в зал до антракта. Но если вам позволили войти, то сделайте это как можно тише и садитесь на первое свободное место. Пробираться на свои места в середине действия недопустимо — в антракте вы сможете занять те, которые указаны в билете.

8. Заняв места в зрительном зале, не следует класть руки на оба подлокотника — это может причинить неудобство вашему соседу. Не стоит сидеть очень близко, прильнув друг к другу, так как сидящие сзади могут не увидеть за вами сцену.

Закидывать ногу на ногу, широко расставлять ноги, сидеть на краю стула, опираться на спинку переднего кресла и упираться в него ногами тоже неприлично.

9 . Даже если вам кажется, что в зрительном зале стало душно, не используйте программку в качестве веера. И помните, что нельзя рассматривать в театральный бинокль людей в зале. Он предназначен исключительно для того, чтобы наблюдать за действием на сцене.

10. Главное правило в театре — соблюдение полной тишины. Перед началом спектакля отключите мобильные телефоны, они мешают не только зрителям, но и артистам. Не обсуждайте во время действия игру актёров, а также неуместное поведение других зрителей. Допустимо сделать тихим голосом замечание зрителям, которые нарушают порядок, но помните, что это обязанность служащих театра.

Если вы простужены, то лучше пропустите зрелище: ничто так не мешает публике и артистам, как кашель и чиханье в зале. И, конечно же, во время спектакля недопустимо есть, шуршать сумками, пакетами, постукивать ногами.

11. Во время антракта можно остаться сидеть в зале, посетить буфет или прогуляться по фойе. Здесь соблюдаются те же правила поведения, что и на улице. Встретив знакомых, можно обменяться впечатлениями, но негромко. Если женщина хочет остаться во время антракта на месте, спутник остаётся с ней. А если ему необходимо выйти, он, извинившись, ненадолго покидает её.

12. Уход из зала во время действия — явный показатель низкой культуры зрителя. Даже если вы разочарованы спектаклем, дождитесь антракта и только тогда покиньте театр. Безусловно, недопустимо засыпать во время спектакля, даже если у вас выдался тяжелый день, а постановка оказалась скучной.

Показывать чрезмерное удовольствие от происходящего на сцене во время действия также считается дурным тоном. Аплодисменты должны быть органичными: отдельные хлопки, прозвучавшие в полной тишине, могут сбивать актёров. Но после окончания спектакля можете не скрывать своих положительных эмоций. Аплодисменты — выражение признательности зрителей, а вот свист, крики, топанье ногами в театре недопустимы.

13. Если вы хотите подарить цветы особенно понравившемуся вам актёру, то сделайте это в самом конце спектакля, при этом не поднимаясь на сцену. Дождитесь финальных поклонов, когда все участники представления выстроятся на авансцене, и вручите цветы, стоя в проходе между сценой и первым рядом партера. Также можно передать букет артисту через служащего театра.

14. По окончании спектакля сразу не бегите в гардероб, чтобы получить свою одежду. Артисты выходят на поклон зачастую не один раз, поэтому дождитесь, когда закроется занавес. Только после этого вы можете неспешно покинуть зрительный зал.

Если в силу каких-либо обстоятельств зрителю нужно раньше уйти из театра, то по негласным правилам последний акт он смотрит на балконе, затем, никого не потревожив, уходит.

15. Чтобы не тратить время на стояние в очереди гардероба, можно переждать, прогулявшись в фойе, и обсудить увиденное представление.

В гардеробе мужчина сначала сам должен надеть пальто или плащ, а затем подать верхнюю одежду своей спутнице.

Как попасть в любимые театры без баснословных трат - 5 простых правил и некоторые подробности из самих театров и от зрителей о том, как купить дешевые билеты в театр.

Если душа требует прекрасного, а рыночные цены на духовную пищу кусаются, следует искать недорогие билеты в театр и применять определенные хитрости для того, чтобы не упустить возможность попасть на спектакль.

1. Пользуйтесь официальными сайтами театров

Билеты в любой театр сейчас можно заказать и купить на его официальном сайте. К тому же, имейте в виду, что к началу периода продаж в кассе театра лежит всего около 30% от всех билетов, остальные билеты уже забрали распространители – театру так выгоднее. Распространители же обычно завышают цену примерно на 10-15%. Поэтому выгоднее, конечно, покупать билеты в самом театре.

2. Планируйте поход в театр заранее

Составив план посещений культурных мероприятий, а главное, задумавшись о покупке билета в театр за два месяца до спектакля, вы сможете купить билет намного дешевле, чем если начнете искать его за неделю или накануне. Это правило применимо ко всем театрам без исключений. За два месяца до даты спектакля в кассе или на сайте театра купить билеты, как правило, вполне реально.

3. Интересуйтесь входными билетами

В ряде театров действуют так называемые входные билеты: за небольшую сумму вы сможете пройти в зал и присесть на свободное место или ступени, если мест нет совсем.

4. Помните о социальных скидках

В некоторых московских театрах студенты, пенсионеры и инвалиды могут пройти бесплатно или получить значительную скидку на билет. Например, при покупке билетов на спектакли, идущие в понедельник, вторник, среду и четверг студентам сделают скидку 50% в театре Et Cetera . Берите с собой студенческие билеты!

5. Не забывайте о мелочах

Выбирая спектакль, на который вы хотите пойти, обращайте внимание на то, в каком зале он будет проходить. Как правило, билеты на малую сцену дороже, чем на основную (не касается Большого театра). Кроме того, проверяйте, не идет ли спектакль в рамках какого-либо фестиваля. В таком случае цена на билет может оказаться выше, чем обычно.

Теперь немного про особенности покупки билетов в некоторые московские театры.


Все знают, что Большой театр невозможно попасть, а если возможно, то лишь за какие-то космические деньги. Имейте в виду – это миф. В самом известном театре России билеты, конечно, не самые дешевые, однако всегда можно что-то придумать.

Сначала официальная информация: приобрести билет на спектакли в зону Исторической и Новой сцены Большого театра можно за три месяца. Билеты в Бетховенский зал раньше поступали в продажу за два месяца, но теперь так же начинают продаваться за три месяца до даты концерта.

Предварительная продажа в кассе театра начинается в 10:00 по субботам.

С 2005 года студенты дневной формы обучения за час до спектакля могут по минимальной цене - 100 рублей (которые потом нередко продают уже несколько дороже стоящим тут же билетным спекулянтам). Эта акция распространяется на Новую и Историческую сцену (акция с продажей билетов – тоже).

Теперь реальность: не нужно приходить по субботам ни к 10 утра, ни к 7, ни к 12 дня. Вернее, попробовать можно, но билет вы вряд ли купите, зато приобретете не самый приятный опыт стояния в очереди (о котором многие уже успели забыть), а кроме того получите представление об унизительном превосходстве билетных спекулянтов над остальными людьми. А вот мнение реального зрителя:

“По субботам вполне себе можно приезжать как можно раньше, часов в 5-6, чтобы попасть в первую сотню, и можно получить недорогие билеты. Да, негатива вместе с билетами получите сполна, и мата, и этих дурацких перекупщиков, в очереди придётся простоять до 8 часов, потом раздают браслеты на руку с номером и можно отойти погулять до 10.

Потом собственно начинается продажа, можно в одни руки взять два билета на оперу и два на балет. Не важно, какие. 4 оперы или 4 балета не дадут, хоть умри. Но можно договориться с соседом по очереди, если вам надо балет, а ему оперу, потом поменяться.

В общем, по субботам там царит совок в самом худшем его воплощении. Но зато можно хорошо сэкономить на билетах”.

Если такого рода приключения вас не пугают – вперед.

А если ваша цель – приобретение не жизненного, а эстетического опыта, то есть поход на спектакль, мы рекомендуем воспользоваться официальным сайтом Большого театра , где можно на большинство спектаклей по официальным ценам театра. Конечно, на некоторые спектакли билетов не будет.

Но мы рекомендуем не отчаиваться и посещать сайт регулярно. Часто бывает, что сегодня билетов на сайте нет, а завтра – уже есть. Правда, в данном случае планировать не получится – тут, скорее, ситуация напоминает горящую путевку: если попался хороший вариант, придется собираться и ехать.

Обратите внимание, что билеты на Новую сцену Большого театра дешевле, чем на Историческую сцену. На Новую иногда можно попасть и за 1500 рублей, и за 1000. При том, что там часто идут отличные спектакли: к примеру, балет “Светлый ручей” или опера “Богема”.

Не отказывайтесь и от концертов в Бетховенском зале Большого театра (билеты почти всегда свободно продаются в кассах и на сайте театра, вход в зал – через колонны Большого театра). Билеты на концерты солистов оркестра Большого театра никогда не бывают дороже 500 рублей, зато каждый из таких концертов – ярчайшее событие. Лучшие из них всегда дополнительно анонсируются на сайте ChamberMusic.Ru .

При покупке билетов не забудьте изучить схемы залов. В Бетховенском зале по возможности не берите билеты по самым бокам. Хотя главным образом это касается Новой и Исторической сцены.

Если билеты с боков залов, старайтесь брать первый ряд. Иначе увидеть что-то будет сложно. С другой стороны, на Исторической сцене Большого театра никогда не бойтесь билетов в бельэтаж в ложах с 12 по 15 с левой и правой стороны. Они называются “место 7” и “место 8”, обозначены, как “неудобные места” и если поступают в продажу, то по более низким ценам. Не верьте. Это отличные места – будете сидеть на удобных высоких стульях, похожих на барные, и сцену будет прекрасно видно.


Некоторые любовно называют его “Стасик”, чем вызывают невероятное возмущение у ряда служителей этого театра. Тем не менее, “второе имя” этого театра широко используется. Билеты в этот театр намного дешевле, чем в Большой, а многие любители оперы и балета любят его даже больше за “домашнюю” атмосферу.

Впрочем, в МАМТе тоже есть риск нарваться на невежливого охранника – но в этом случае достаточно вызвать начальника смены: в этом театре следят как в частности за поведением охраны, так и вообще за атмосферой, в которую попадает зритель, открыв дверь театра.

Билеты так же покупаются на сайте или в кассах, цены, как мы уже сказали, божеские, а видимость в зале отличная с любого места. Исключение – 1 и 14 ложи. Там сцену почти не видно из-за директорских лож. В 2 и 13 ложах – так скажем, “ограничение видимости”.


Московский театр “Новая Опера”

Театр был основан выдающимся советским дирижером Евгением Колобовым, очень удобно и уютно расположен на улице Петровка и может в какой-то степени носить звание “кузницы кадров для Большого театра”: некоторые солисты театра не так давно перешли в Большой, а замечательный баритон Василий Ладюк, хоть и хранит верность “Новой опере”, тем не менее, регулярно появляется и на сцене Большого.

Билеты сравнительно недорогие, а видимость в зале тоже хорошая с любого места.


В 1972 году многолетнему главному режиссеру Большого театра Борису Покровскому предложили реформировать маленький оперный коллектив, гастролирующий по России. Так возник Московский камерный музыкальный театр.

В свое время Камерный музыкальный театр работал с Родионом Щедриным, Дмитрием Шостаковичем, Тихоном Хренниковым, Геннадием Рождественским. С первых же дней было решено, что это место станет лабораторией современной оперы, но вместе с тем будет знакомить зрителя и с оперными раритетами.

Здесь впервые прозвучали произведения современных композиторов, уже ставших классиками: «Шинель», «Коляска», «Свадьба», «Братья Карамазовы» Холминова, «Жизнь с идиотом» Шнитке, «Граф Калиостро» Таривердиева, «Бедная Лиза» Десятникова, «Бедные люди» Седельникова, ну а «Нос» Шостаковича и вовсе стал визитной карточкой театра. Среди редкостей, прозвучавших на сцене Камерного музыкального театра, - «Аптекарь» Гайдна, «Игра на воде» Бриттена, «Похождения повесы» Стравинского, «Дон Жуан, или Наказанный развратник» и «Директор театра» Моцарта.

Театр этот в некоторых проявлениях очень хороший. Во всяком случае, там часто идут спектакли, которые не идут больше нигде. Но, честно говоря, у нас есть подозрение, что билеты в него достать не очень сложно. А вот удовольствие от спектакля в этом театре можно получить большое.

С 2018 года театр потерял самостоятельность и превратился в Камерную сцену им. Покровского Большого театра России. Соответственно, билеты в него следует искать там же, где продают и билеты в Большой театр .


Первый в мире профессиональный театр оперы, балета и симфонической музыки для детей. Носит имя своего основателя - первой же в мире женщины - оперного режиссера, выдающегося деятеля культуры Наталии Ильиничны Сац.

Если есть желание познакомить ребенка с миром музыки, Театр имени Сац может стать неплохим вариантом начала, поскольку в репертуаре других московских театров не так много детских спектаклей, к тому же складывается ощущение, что современные постановщики потихоньку разучиваются ставить для детей.

А здесь, например, можно посмотреть потрясающий детский балет “Чиполлино” на музыку К. Хачатуряна в постановке Г. Майорова, который раньше шел в Большом театре, а теперь не идет.

Московский музыкальный театр «Геликон-Опера»

“Геликон-опера” может похвастаться выдающимся главным дирижером – Владимиром Понькиным, а также художественным руководителем – режиссером Дмитрием Бертманом, который умеет любую свою постановку превратить если не в провокацию, то, во всяком случае, во что-то очень неожиданное.

В течение долгого времени театр “Геликон” базировался на Большом Арбате, однако уже в ноябре Москву ждет сенсация – после длительной и сложной реконструкции .


В МХТ им. Чехова цена на билеты варьируется от 350 до 5 000 рублей. Заранее можно приобрести билеты по более выгодным ценам. Насладиться спектаклем удобно абсолютно с любого ряда - видимость везде достаточная.


В «Ленкоме» также можно купить билет на сайте. Здесь же посмотреть расположение мест в зале и выбрать доступную цену. Однако, приобретая самые дешевые билеты на бельэтаже за 250 рублей, вы рискуете ничего не увидеть. Поэтому экономьте с умом – оптимальный вариант 400-500 рублей за билет.

Театр Олега Табакова


В уютной «табакерке» можно посмотреть на любимых актеров, купив билет на сайте. Минимальная цена на балкон составляет 600 рублей. Но если внимательно следить за новостями на сайте театра, то можно легко найти себе место «под солнцем» и за более низкую стоимость.


Самые дешевые билеты в «Современнике» приобрести можно за 200 рублей, выбрав места на последнем ряду на балконе. Главное, заранее спохватиться и позаботиться об этом – за 2-3 недели. В день спектакля купить билет практически невозможно.


Предварительная продажа билетов на сайте мастерской начинается за два месяца до премьеры. Самая низкая цена составляет 300 рублей. Заполнив форму на сайте, можно «встать в очередь» на желанный билет. В поля необходимо вписать сумму, на которую вы рассчитываете, и останется ожидать звонка администратора.


Билеты в РАМТ можно приобрести по демократичным ценам, которые начинаются от 300 рублей. Обратите внимание, что на постановки Маленькой сцены и Черной комнаты билеты продаются только в кассе, находящейся на Театральной площади. Но до дня премьеры лучше не тянуть, так как билеты разбираются довольно быстро. Льготы в театре также предусмотрены в соответствии с законодательством, но договариваться нужно заранее по телефону.

Информация о театре и билеты в Театр им. Вахтангова

МХАТ им. Горького


Минимальная цена на билеты в этот театр составляет 150 рублей. Это места на балконе в 3-5 рядах. Билеты в наличии всегда, зал обычно не забит, поэтому мест хватит на всех желающих.

Театр Et Cetera

К радости всех студентов в театре на все постановки, идущие по понедельникам, вторникам, средам и четвергам, скидка составляет 50%. Чтобы сэкономить в два раза, приобретать и бронировать места желательно заранее. Без специальных предложений билеты можно купить минимум за 500 рублей.

Многие воспринимают театр как искусство эстетское, «для высоколобых», где одни условности, неестественные интонации, заломленные руки. Time Out исследует причины, по которым люди не ходят на спектакли, и разрушает мифы о театре.

7. Кино лучше

Дело вкуса. Безусловно, в театре артисты играют иначе, чем в кино, с другими интонациями, громкостью голоса, с большей условностью, возможно, наигранностью. Но отсутствие крупных планов, киношных декораций или натурных съемок, невозможность снять второй дубль действует на зрителя еще сильнее — эмоции и жизнь артистов на сцене бьют сильнее. Пожалуй, это можно сравнить с концертом и музыкальным альбомом: первый — живой и «драйвовый», второй — выверенный, вылизанный. Не знаем, что лучше, но почему-то все стремятся увидеть и услышать своих любимых исполнителей на сцене.

6. Ничего не пойму

Очень может быть. Хотя сомнительно, что абсолютно все считывают аллюзии, аллегории и метафоры, разбросанные даже в популярных фильмах. Да, чтобы понять некоторые постановки, требуются определенные знания и насмотренность, но почему бы не пойти на другие, сделанные при помощи более доступного языка? Если вам трудны работы Диденко, Богомолова или Серебренникова, сходите на постановки Волчек, Женовача, Яновской или покойного Фоменко.

И помните, что искусство — это зеркало: если вы что-то в нем заметили, значит оно там есть. Как в фильме Вырыпаева: «А чего тут понимать, ты просто ощущай и все. Ты не головой, а сердцем ощущай».

5. Ненатурально


Если вы не можете соотнести себя с героями постановки, понимаете, что не сталкивались с такими людьми в жизни, они кажутся вам пластиковыми и фальшивыми, то вы смотрите плохой спектакль (запомните фамилию режиссера и не ходите на него больше). В хорошем — вам препарируют действительность, вывернут человеческие чувства, мысли, мотивы, поступки, конфликты и все покажут, как в анатомическом театре. В какой форме наблюдать — комедии или драмы — уже ваш выбор. Здесь не обязательно помогут разобраться в человеческой природе, но точно зададут вопросы, которые заставят задуматься, что никогда не помешает.

4. Слишком современно

Некоторые, напротив, думают, что театр в Москве — это голые люди, провокации и «пощечины вкусу». Он разный, самый разный, начиная от Малого театра и заканчивая Новым пространством Театра Наций. Искусство может быть каким угодно: авангардным или традиционным, но, по большому счету, единственный критерий — качество постановки. Если она талантливо сделана, то в какой бы форме не была выпущена, вы все равно ее оцените.

3. Слишком старомодно

Если ходить на «нафталиновые» постановки, то так может показаться. Но театр как искусство современное всегда актуален, или даже безвременен. Благо, у нас достаточно ярких и интересных режиссеров. Спектакли в Театре Наций, МХТ, СТИ, «Мастерской Петра Фоменко», театре Вахтангова, «Современнике», «Электротеатре», «Практике», «Театре.DOC», «Гоголь-центре» никак нельзя назвать архаичными и несовременными (есть даже театр Кирилла Ганина, где актеры на сцене абсолютно голые).

2. Времени нет

Если вы настолько загружены, то едва ли будете читать эту статью. А раз читаете, значит ленитесь и отмазываетесь. Новые сезоны любимых сериалов или Civilization VI никуда не уйдут, а магию, которая рождается на сцене каждый день, можно упустить. В театре у каждого есть редкая возможность видеть и ощущать, как на наших глазах совершается что-то гораздо больше нас самих.

1. Дорого

Жалко отдать за билет стоимость ужина в приличном, но не изысканном ресторане? Не судите о стоимости билетов лишь по премьерным постановкам, о которых рассказывают в медиа. Если хотите сходить в театр недорого, есть несколько правил.

Не бегите на премьеры сразу же (скорее всего, билеты раскуплены или остались самые дорогие): через полгода или в следующем сезоне ажиотажа уже не будет (редкие исключения, например, «Рассказы Шукшина» в Театре Наций).

Не стоит брать места в первом ряду партера, если вы не хотите, конечно, чтобы капли пота артистов летели на вас (да и оттуда ничего не видно, приходиться все время крутить головой). Из середины партера, начала амфитеатра, даже с бельэтажа или балкона можно прекрасно смотреть постановки. Все зависит от размеров зала и вашего зрения. Вы удивитесь, когда узнаете, на какие спектакли можно купить билеты в пределах 1500 рублей, если рассматривать не «топовые» места.

И еще один лайфхак — узнайте в кассе, когда открывается продажа билетов на следующий месяц, в этот день вы успеете выбрать спектакль на свой вкус и кошелек.

Фото «Гоголь-центр»

Стоит ли ходить детям в театр?

Авантюрная комедия про мошенника и плута Скапена, который наделен остроумием, смелостью, умением выходить из любой сложной ситуации. Хохотали до упаду! Замечательный спектакль - веселый, искрометный! Все актеры просто замечательные! Красочные костюмы артистов сделали спектакль незабываемым. «Комедия необходима сегодня - существует потребность в добром, обаятельном юморе» - уверен режиссер спектакля.

Глупость, жадность и коварство отступают перед силой любви, если на помощь приходят верность, здравый смысл и немножко плутовства! Актер Данила Дзыгар, сыгравший Скапена, получил приз за лучшую мужскую роль, был отмечен и Семен Спесивцев, сыгравший роль Арганта. Ему достался приз в номинации «Лучшее воплощение персонажа».

В конце спектакля на сцене опять появился В. Спесивцев и в заключение сказал несколько, слов, которые нам приятно было услышать: «Фонвизин-это начало русского театра, которое будет вечно». Спасибо труппе театра и его директору за замечательные, очень интересные и неординарные постановки, за новые идеи, за молодёжный взгляд на театральное искусство!

После каждого спектакля мы получаем очень позитивный настрой и заряд интеллектуальной энергии. И, несомненно, каждому хочется высказать своё мнение об увиденном. Они часто сравнивают происходящее на сцене с действительностью. И ещё один не маловажный момент, дети учатся вести себя в общественных местах, забывают о своих гаджетах, у некоторых возникает желание прочитать книгу после увиденного, в их глазах отражается чудо. Моя задача выполнена!

Желаю всем родителям и учителям быть добрыми консультантами в мире искусства, пусть ваши дети будут успешными в жизни, с непрерывной тягой к знаниям и высокими ценностными ориентациями. В современной гонке мы часто забываем о простых вещах, которые, пожалуй, играют очень важную роль в жизни. Видеть прекрасное – это способность, которую надо развивать. Не упустите этот момент. Театр вам в помощь!

Батюшка, грех ли ходить в театр и заниматься актерской деятельностью?

Давайте обратимся к древнему авторитетному источнику, который занимает первое место во всех собраниях правил восточной Православной Церкви. Правила святых апостолов содержат следующий пункт: «Взявший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную, не может быть епископ, ни пресвитер, ни диакон, ни вообще в списке священного чина». «Позорищная» женщина — та, что участвует в представлении зрелищ на сцене. Правила ставят таковую в один ряд с блудницами, второбрачными и т. п. Казалось бы, вопрос закрыт: актрисы подобны блудницам, и благочестивому человеку театр лучше обходить стороной. Однако, давайте разбираться.

Византийский историк XII века Иоанн Зонара дает пояснение этому пункту апостольских правил: «Ибо нельзя поверить, чтобы оставались целомудренными таковыя, которыя живут — как попало и без стыда ведут беседы со всяким встречным». Ему вторит и антиохийский Патриарх, византийский канонист, Феодор Вальсамон: «Cомнительно их целомудрие по причине худых обстоятельств их жизни». То есть профессия актрисы вульгарна и недопустима не сама по себе (мы выделяем из общего ряда именно актерскую составляющую, поскольку именно она является предметом нашего разговора), а именно потому, что она связана с каким-то бесстыдством и нарушением целомудрия. И действительно, со времен апостолов вплоть до средних веков театр представляет собой аккумуляцию языческой культуры и религии. Все, что старательно изживала христианская Церковь в миру, скурпулезно консервировалось за кулисами театров. Здесь можно увидеть имитацию жертвоприношений, древних богов, которых подчас изображали сами христиане (отсюда такой решительный и жестокий посыл в адрес представительниц актерской профессии), оголенных женщин и прямой блуд. То есть Церковь осуждает именно содержательную составляющую театральной сферы.

Но со временем театр, как и другие различные сферы культуры, просвещается светом евангельской проповеди. Наша русская культура буквально насквозь пропитана христианскими мотивами; и величайшие произведения Достоевского и Гоголя, который называл, например, искусство, театр ступенью к христианству, уже едва ли можно назвать языческими. Классическая форма наполняется совершенно новым содержанием, и Церковь призвана к тому, чтобы эти формы культурной жизни человека освящать.

Однако и сегодня на сцене можно увидеть не то что языческие, но явно антихристианские постановки. Именно о таковых писал святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Театр усыпляет христианскую жизнь, уничтожает ее, сообщая жизни христиан характер жизни языческой». Поэтому пред каждым христианином сегодня стоит выбор: идти на этот спектакль или же нет, а еще и друзей отговорить. Но есть множество произведений и постановок, которые способствуют сохранению христианской культуры в нашем постмодернистском обществе. Такой досуг крайне полезен для души современного человека, который нередко впитывает евангельские ценности через театральные постановки. Хотя и нужно быть крайне осторожным при просмотре театральной афиши: ведь человеку гораздо интереснее низменные чувства и страсти, нежели сфера небесного, а потому непристойных и вульгарных постановок сегодня, к сожалению, гораздо больше.

Что касается самой актерской профессии, то здесь опять же дело в посыле. Какова цель вашей работы? Просто набить карманы, невзирая на то, какую мерзость вы играете на сцене? Или же все-таки вы желаете своей игрой пробудить в зрителе что-то доброе, истинное, тот духовный росток, который взойдет с вашей помощью до самых Небес? Существуют целые театры духовной направленности, такие, как, например, русский духовный театр «Глас» и театр русской драмы «Камерная сцена» в Москве. Если христианин выбирает для себя актерскую стезю, для него должен быть ряд правил и табу — то есть отказ представлять непристойности вне зависимости от предлагаемого гонорара. Необходимо воспринимать актерскую работу как служение Богу через служение ближним своим, тогда все станет на свои места.

Мы с мужем женаты восемнадцать лет, нас венчали в Церкви. Сейчас я хочу c ним расстаться, так как все чаще стали ругаться и стали совершенно чужими людьми друг другу. Как пройти обряд развенчания?

Православная Церковь знает лишь Таинство Брака, в котором двое становятся единой плотью, в котором они сочетаются на Небесах, в Вечности. О каком же разводе может идти речь?! «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). Раз обещались друг другу, нужно хранить верность до конца. Понятно, что сложно, порой невыносимо, но через преодоление скорбей обретается настоящее счастье. Сохраните свою семью! Ведь вина в том, что вы стали друг другу чужими, лежит и на Вас в том числе. Святитель Иоанн Златоуст говорит о высоком призвании женщины в брачном союзе: «Муж должен думать о том, чтобы делами и словами насаждать в доме благочестие; и жена пусть наблюдает за домом, но кроме этого занятия она должна иметь другую, более настоятельную заботу о том, чтобы вся семья трудилась для Царства Небесного». Что же будет, если Вы расстанетесь с любимым человеком? Какой ответ дадите перед Богом? Как будете доживать свой век на земле в одиночестве?

Ваш брак венчан, а потому вы призвали в свои отношения Самого Христа, Который некогда пребывал в Кане Галилейской, благословив брачный союз. А теперь что же, собираетесь разрушить этот организм? По слову святителя Иоанна Златоуста, «Разводиться — дело противное как природе, так и Божественному закону. Природе — поскольку рассекается одна плоть, закону — поскольку вы покушаетесь разделить то, что Бог соединил и не велел разделять». И далее он говорит о необходимости сохранения этих отношений: «Как во время болезни мы не отсекаем больного члена, а исцеляем его, так будем поступать и с женой. Если есть в ней какой-нибудь порок, то не жену отвергай, но истребляй порок».

Библия называет единственно возможной причиной развода мужа и жены грех прелюбодеяния, совершенный одним из членов семьи. В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве причин, которые могут послужить расторжению брачного союза, еще ряд грехов или недостатков: заболевание неизлечимой болезнью, медицински засвидетельствованный хронический алкоголизм, длительное безвестное отсутствие и т. п. Среди этих причин нет «все чаще стали ругаться и стали чужими друг другу». Апостол Павел пишет: «Впрочем, если и женишься, не согрешишь; … Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» (1Кор. 7:20). Если ваша семья претерпевает скорби — это нормальное состояние для брака, но это не повод к началу бракоразводного процесса, а скорее возможность что-то изменить в отношениях — в этом и есть настоящая жертвенная любовь.

В любом случае призываю Вас с мужем обратиться к местному священнику, который сможет изучить все обстоятельства вашей жизни и брачных недугов и дать необходимые советы и рекомендации.

Батюшка, меня поразила красота богослужения в храме, и я всем сердцем хочу служить в алтаре. Как этого достичь?

Желание послужить Богу прекрасно, причем это служение не ограничивается только алтарной частью храма. Важно понимать, что служить Богу человек может на любом месте и в любое время: за рулем своего автомобиля, у токарного станка, в кабинете своего офиса, у себя дома и т. п. Однако служение именно в Церкви, Доме Божием, — действительно особая честь, к которой Господь призывает особенным образом: «не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15:16).

Можно выделить два признака призвания к церковному служению: внешнее и внутреннее. Внутреннее есть то, когда юноша или девица горячо желают служить Богу в храме, заботиться о Церкви Божией. При этом человек должен внутренне искать не славы, величия или обогащения, но руководствоваться искренним стремлением послужить Господу своей жизнью. Возможность петь на клиросе за богослужением, возносить молитвы от лица всего собрания, помогать в алтаре, безусловно, является честью, которую Бог оказывает человеку.

Нужно испытать свое внутреннее желание служить Богу. Для этого рекомендую Вам начать не со служения в алтаре, но входить в храм постепенно. Для начала можно начать с притвора: как правило, именно здесь хранятся швабры, метелки, моющие средства — все для уборки храма. Вот и попросите по благословению настоятеля у одной из дежурных возможности помогать в уборке храма после службы. Если после нескольких недель/месяцев желание служить Богу не остынет в сердце, молитва останется горячей, тогда можно переходить в следующую часть храма — основное храмовое пространство. Здесь можно попроситься следить за подсвечниками, читать или петь на клиросе, помогать людям, которые впервые переступили порог храма. Если душа пройдет и это испытание, то смело можно проситься допустить вас до помощи в алтаре Господнем. Думаю, что такого потрудившегося на славу юношу, показавшего, что служение в храме для него чрезвычайно важно, выразившего готовность служить в любом месте и времени, с охотой примут в алтарь, и из вас получится замечательный пономарь.

Важно всегда хранить в своем сердце при этом память о прошлом: ведь гонения на Церковь были совсем недавно. Кого в первую очередь коснулась эта трагедия? Священнослужители и активные деятели Церкви оказались на передовой, шли на смерть за имя Божие. Готов ли я к такому подвигу? Готов ли быть с Богом не только в теплом, благоухающем храме, но и на печально известном Бутовском полигоне? Эти вопросы тоже чрезвычайно важны в церковном служении, так как на каждом служителе лежит ответственность за всю Церковь.

Также важен при вступлении в церковное служение и внешний фактор, которым является призвание Церковью. Если на служение призывает духовник, настоятель храма или епископ, то следует воспринять это как волю Божию и с благоговеньем вступить в тот круг обязанностей, который требуется от вас исполнить.

Если же ни первое, ни второе условие в вашей жизни не проявляется, то, быть может, стоит оставить эту затею хотя бы на время. Надо помнить, что в церковной жизни есть еще масса служений, выходящих за рамки богослужебной жизни: социальное служение, образовательная деятельность, работа с молодежью, катехизация и т. п. Каждое из этих служений по-своему очень важно и незаменимо в жизни Церкви. Апостол Павел говорит: «И вы — тело Христово, а порознь — члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» (1 Кор. 12:27-28). Поэтому, быть может, Господь хочет, чтобы Вы проявили себя в одном из этих качеств. Прислушайтесь к своему сердцу, в котором Бог желает открыть для вас волю Свою, присмотритесь к внешним обстоятельствам, через которые Господь также может действовать и направлять Вас.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх