Какие проблемы поднимает шолохов в судьбе человека. Cочинение «Проблема нравственного выбора в рассказе Шолохова «Судьба человека

Михаил Александрович Шолохов написал произведение "Судьба человека" в 1956 году. Оно, по сути, является кратким содержанием рассказа, который писатель услышал на фронте. Это первый рассказ, в котором глубоко затронута проблема солдат, оказавшихся в плену у немецких оккупантов. Коротко говоря, эта история повествует о человеческих горестях, потерях и вместе с тем надежде на другую жизнь, вере в человека. В этой статье мы рассмотрим краткий анализ "Судьба человека" Шолохова.

Главный герой рассказа

Сюжет рассказа и его главная тема выстроена, как исповедь. Главного героя зовут Андрей Соколов, он простой работяга, который в довоенное время работал в колхозе. Жизнь Соколова спокойная и размеренная, он кормит свою семью и живет, как и многие другие. Но вот все резко меняется, потому что нападают фашисты.

Каждый в то время считает своим долгом отправиться на фронт, чтобы защитить родную землю от агрессора, Андрей Соколов не исключение. Во время анализа "Судьба человека" становится понятно, что Шолохов не хочет представить читателям Соколова героем и вознести его в какой-то особый статус. Однако его пример - это возможность показать, что происходит в душе всех русских людей, жизнь главного героя - это судьба народа. Шолохов старается вызвать у читателя чувство гордости за мужество, выдержку и силу воли, которые были проявлены в тяжелые времена войны.

Характеристика Андрея Соколова

Невозможно сделать анализ рассказа "Судьба человека" Шолохова без характеристики главного героя. Следя за рассказом Соколова, мы замечаем слова, передающие нотки настоящего русского характера. Много в его речи пословиц. Хотя Андрей не отличается высокой грамотностью, потому что он простой рабочий, и зачастую в его выражениях присутствуют простые или неверные речевые обороты, это не главное.

В характеристике Андрея Соколова видно, что он настоящий мужчина, он любит свою семью. Шолохов изображает своего главного героя во всех красках, ведь можно прочитать и том, как он - простой солдат - почувствовал всю тяжесть военного времени, можно узнать и о том, как он побывал в немецком плену. В судьбе Соколова произошло многое: он встретился с предательством и трусостью, солдатской дружбой и единомыслием. Соколову даже пришлось совершить убийство. Это было во время плена, когда пленный солдат собирался предать командира, отдав его немцам. Далее произошло знакомство с доктором. Тот тоже был пленён, но проявил небывалое мужество и человеческое сочувствие.

Выводы

Чтобы сделать точный анализ рассказа "Судьба человека" Шолохова, мы рекомендуем вам обязательно прочесть это произведение, хотя бы его краткое содержание . Конечно, кажется, что события, произошедшие в судьбе Андрея Соколова, чью характеристику вы могли прочесть выше, не являются особенными и трудно назвать его действия подвигами. Но ведь в этом и состояла задумка Шолохова.

Да, главный герой получил несколько легких ранений и сделал то, что сделали многие в то время, но на эпизодах жизни Соколова ярко видно, как проявились мужество, сила воли, гордость, любовь к своей стране и другие выдающиеся качества. А это и является подвигом, то, что обязан сделать каждый - пройти через всё, остаться человеком, жить дальше и трудиться на благо других. В характеристике Андрея Соколова это и проявилось.

Проблема нравственного выбора человека всегда была особенно значимой в русской литературе. Именно в сложных ситуациях, совершая тот или иной нравственный выбор, человек по-настоящему раскрывает свои подлинные нравственные качества, показывая, насколько достоин он звания Человека.

Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» был написан в 1956 году – в начале «оттепели», сложного, переходного исторического периода. Он посвящён недавним событиям Великой Отечественной войны и послевоенных лет и представляет собой повествование простого человека, шофёра Андрея Соколова о своей жизни. В этом бесхитростном рассказе – типичная история тысяч людей: в юности батрачил, воевал в Гражданскую, работал на заводе, обзавёлся семьёй, построили домишко. Война перечеркнула всё его мирное счастье: погибла семья, убили старшего сына-офицера. Всё это обычно для того времени, как обычно и то, что, подобно тысячам других людей, для Андрея Соколова в этой ситуации был единственно возможный нравственный выбор: мужественно защищать свою Родину. «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала», – говорит он своему собеседнику. Когда надо подвезти снаряды артиллеристам и командир спрашивает Соколова, проскочит ли он, для Андрея не может быть даже сомнения в этом: «Я должен проскочить, и баста!» Он не привык думать о себе, он прежде всего думает о погибающих товарищах. Но контузия и плен ставят его в совершенно новые, непривычные для него условия. Он готов к смерти, и для него важнее не уронить своего достоинства, остаться человеком, верным нравственному закону собственной совести. Ему нелегко принять решение убить предателя, готового выдать своего командира. Но жить по принципу «своя рубашка к телу ближе» он не может, и для спасения худенького парнишки-командира Соколов своими руками задушил предателя. Он переживает это событие: «Первый раз в жизни убил, и то своего… Да какой же он свой? Он же хуже чужого, предатель». Ситуация нравственного выбора разрешается героем по законам социалистического реализма: гибелью предателя предотвратить гибель многих честных людей.

Главный нравственный выбор героя в условиях плена был тот же: не пойти на сговор с врагами, не предать своих товарищей за кусок хлеба, мужественно вынести пытки и унижения. Кто-то менее стойкий духом донёс на Андрея за неосторожно сказанную фразу, и, вызванный к коменданту лагеря, Соколов готовится бесстрашно принять смерть, «чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться всё-таки трудно…». Отказываясь пить «за победу немецкого оружия», Андрей Соколов соглашается выпить «за свою погибель и избавление от мук», гордо отказываясь от закуски. Ему важно было показать, «что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть своё, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». И его достоинство оценил даже враг, отпустивший Соколова с миром в барак и подарив ему хлеба и сала. Поделить «харчи» на всех – это тоже нравственный выбор героя, остающегося верным своим понятиям о чести, справедливости, коллективизме.

Андрею Соколову еще многое приходится вынести – побег из плена, известие о гибели семьи, смерть сына – «аккурат девятого мая, утром, в День Победы». Такие удары судьбы могут сломить любого человека, не менее стойкого, чем Андрей Соколов. Демобилизовавшись, он работает шофёром, выпивая после рейса «сто грамм с устатка». Но не спивается, не жалуется на свою судьбу – герой находит в себе силы подобрать мальчика-сироту и усыновить его. Это тоже нравственный выбор Андрея Соколова – найти в себе душевную щедрость и взять на себя ответственность за маленького человечка, обездоленного войной. И автор верит, что, человек твёрдой воли, с добрым и мужественным сердцем, Андрей Соколов сумеет вырастить человека с такими же нравственными критериями, как и у него, человека, «который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина».

Авг 04 2015

Рассказ «Судьба человека» был написан в 1956 году. В его основе лежит реальный случай. был сразу замечен, получил множество критических и читательских откликов. отважился на запретную тему: русский в плену. Простить это или принять?

Одни писали о «реабилитации» пленных, другие видели в рассказе ложь. Рассказ построен в форме исповеди. Судьба Андрея Соколова до вполне типична. Работа, семья.

Соколов - строитель, человек мирной профессии. перечеркивает Соколова, как и жизнь всей страны. Человек становится одним из бойцов, одной частью войска.

В первый момент Соколов почти растворяется в общей массе, и это временное отступление от человеческого Соколов вспоминает потом с самой острой болью. Вся война для , весь путь унижений, испытаний, лагерей - это борьба all soch 2005 человеческого в человеке и бесчеловечной машины, с которой человек сталкивается. Лагерь для Соколова - испытание на человеческое достоинство. Там он впервые убивает человека, не немца, а русского, со словами: «Да какой же он свой?» Это - испытание потерей «своего».

Попытка бегства - неудачна, так как таким способом из-под власти машины уйти нельзя. Кульминацией рассказа является сцена в комендантской. Соколов ведет себя вызывающе, как человек, для которого высшее благо - смерть.

И сила человеческого духа побеждает. Соколов остается жив. После этого еще одно испытание, которое Соколов выдерживает: не предав в комендантской честь русского солдата, он не теряет достоинства и перед своими товарищами. «Как будем харчи делить?

» - спрашивает мой сосед по нарам, а у самого голос дрожит. «Всем поровну», - говорю ему. Дождались рассвета. Хлеб и сало резали суровой ниткой. Досталось каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку, каждую крошку брали на учет, ну, а сала, сам понимаешь, - только губы помазать. Однако поделили без обиды».

После бегства попадает не в лагерь, а в стрелковую часть. И тут еще одно испытание - весть о смерти жены Ирины и дочерей. А девятого мая, в , Соколов теряет своего сына, и самое большое, что дает ему судьба, - это увидеть своего мертвого сына, перед тем как похоронить его в чужой земле. И все-таки Соколов (по идее Шолохова, человек должен сохранять в себе человеческое, несмотря ни на какие испытания) так себя и ведет.

В первый же послевоенный год Андрей Соколов возвращается к мирной профессии и случайно встречает маленького мальчика Ваню. У героя повести появляется цель, появляется человек, ради которого стоит жить. Да и Ваня тянется к Соколову, обретает в нем отца.

Так Шолохов вводит обновления человека после войны. В 1942 году Шолоховым был написан рассказ «Наука ненависти» - о великой ненависти мирных советских людей к войне, к фашистам, «за все то, что причинили они родине», и в то же время - о великой любви к родине, к народу, которая хранится в сердцах солдат. Основные идеи этого рассказа получили развитие в рассказе «Судьба человека» , где Шолохов показывает красоту души и силу характера русского человека.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Проблематика рассказа Шолохова «Судьба человека» . Литературные сочинения!

Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» был написан в 1950-е годы. Жанр этого произведения является переходным. Небольшой объем, эпизод как сюжетная основа характерны для рассказа. Но при этом масштаб конфликта, участником которого становится герой, превращает новеллу о случае, происшедшем с «двумя осиротевшими людьми», в повесть о «русском человеке…несгибаемой воли», выдержавшем «военный ураган невиданной силы».

Гумаʜᴎϲтическая идея заявлена уже в названии произведения. Автор сосредоточил внимание на характере и судьбе того, кто смог в нечеловеческих условиях остаться человеком, сохранить душу, способную к любви и состраданию. Война в рассказе не только описана глазами очевидца и участника, но и показана как разрушение самой жизни (образ оскорбленного, загубленного детства).

События в «Судьбе человека» происходят «первой послевоенной весной на Верхнем Дону». Рассказчик, пытаясь добраться в станицу Букановскую, на два часа остается на причале в ожидании своих спутников. Там он встречает «странную» пару – «высокого, сутуловатого мужчину» и «маленького мальчика, судя по росту – лет пяти-шести, не больше». Из слов «случайного собеседника» выясняется, что он бывший «шофер…на грузовой», участник войны. С самого начала отец мальчика вызывает желание «спросить, куда он идет с ребенком, какая нужда его гонит в такую распутицу». Когда рассказчик внимательнее «взглянул на него», ему и вовсе становится «что-то не по себе» от глаз мужчины, «словно присыпанных пеплом, наполненных такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть».

В этом герое есть что-то необычное, привлекающее внимание, вызывающее удивление даже у рассказчика, прошедшᴇᴦᴏ почти всю войну. Этим объясняется особый интерес рассказчика («…я весь превратился в слух») к исповеди «уроженца Воронежской губернии» Андрея Соколова.

В повествовании о жизни героя использован форма сказа. Соколов рассказывает свою биографию сам. Его история – это путь от одного страдания к другому. Герой уцелел в гражданской войне, единственный из всей семьи остался жив во время голода 1922 года («Родни…ни одной души»). Но жизнь продолжалась. Информация с сайта Бигреферат.ру / сайт У героя появляется жена («Смирная, веселая, угодливая и умница…»), дети («Сначала сынишка родился, через года еще две девочки…»), дом («За десять лет скопили мы немного деньжонок и перед войной поставили себе домишко…»).

Жизнь, казалось бы, налаживалась, но все ломает война. «На третий день» Андрей Соколов уходит из дома, провожаемый «осиротелыми» детишками и рыдающей от предчувствия вечной разлуки женой. Поначалу её слезы воспринимаются Соколовым как предвестники собственной смерти («Что ты меня раньше времени заживо хоронишь?!»), и только через три года он узнает, что «тогда подсказало ей бабье сердце» страшную правду о ней самой. Она и дочери были убиты прямым попаданием бомбы в их дом, «неловко» построенный «неподалеку от авиазавода».

За четыре года герою пришлось испытать все тяготы войны. Он был два раза ᴘẚʜᴇн, в третий, тяжело контуженный, попал в плен, где смерть подстерегала его на каждом шагу. Героя чудом не расстреляли «шесть автоматчиков», заметивших в поле ᴘẚʜᴇного русского солдата: «…ефрейтор…постарше» решил, что лучше отправить пленного «трудиться на…райх». Затем его задержали за попытку побега, били, травили собаками («Голого, всего в крови и привезли в лагерь. Месяц отсидел в карцере за побег, но все-таки живой…живой я остался»).

За «горькие слова» о том, что «четыре кубометра выработки – это много, …а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит», Соколова хочет расстрелять лагерфюрер Мюллер. Но и тут героя спасает воля к жизни.

В сорок четвертом году Андрей Соколов оказывается шофером у «немца-инженера». Побег из плена не завершает череду его испытаний. Ненадолго «блеснула радость» в жизни, когда нашелся сын, за прошедшие годы ставший офицером– артиллеристом. Но Анатолий погибает в последний день войны, «и что-то оборвалось» в душе отца. Его существование ᴨᴏᴛеряло смысл.

Однако проходит полгода, и жизнь возрождается. Герой берет «себе в дети» маленького сироту Ванюшку, случайно встреченного им «около чайной». Его закаменевшее от горя сердце «отходит», на душе становится радостно, «легко и как-то светло». У героя появляется стремление к будущему.

Рассказ Андрея Соколова вызывает не только «тяжелую грусть», но и восхищение «несгибаемой волей» русского человека.

На основании выше сказанного приходим к выводу, что в рассказе показана воля и характер русского человека. Он преодолевает смертельные опасности, глубокие внутренние кризисы, вызванные ᴨᴏᴛерей родных и близких, всегда сохраняя присутствие духа («Подполковник подошел ко мне и тихо говорит: «Мужайся, отец! Твой сын…убит сегодня…» Качнулся я, но на ногах устоял»), достоинство и гордость, открытое доброе сердце.

Финал произведения обращен к будущему, «к вечному утверждению живого в жизни», олицетворением которого становится машущая издали «ручонка» Ванюши. Подводя итог испытанию русского характера в войнах и бедах XX века, автор предчувствует «великие свершения», новую весну в жизни России.

Страница 1 из 1



Пересказ рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» - Глава Четвертая

Что чувствовал, что думал господин из Сан-Франциско в этот столь знаменательный для него вечер? Он, как всякий испытавший качку, только очень хотел есть, с наслаждением мечтал о первой ложке супа, о первом глотке вина и совершал привычное дело туалета даже в некотором возбуждении, не оставлявшем времени для чувств и размышлений. Побрившись, вымывшись, ладно вставив несколько зубов, он, стоя перед зеркалами, смочил и прибрал щетками в серебряной оправе остатки жемчужных волос вокруг смугло-желтого черепа, натянул на крепкое старческое тело с полнеющей от усиленного питания талией кремовое шелковое трико, а на сухие ноги с плоскими ступнями - черные шелковые носки и бальные туфли, приседая, привел в порядок высоко подтянутые шелковыми помочами черные брюки и белоснежную, с выпятившейся грудью рубашку, вправил в блестящие манжеты запонки и стал мучиться с ловлей под твердым воротничком запонки шейной....


Идея «Сверхчеловека» в трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и сальери» и романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Сочинения по литературе: Идея «Сверхчеловека» в трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и сальери» и романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Постоянные обращения к А. С. Пушкину - одна из важнейших особенностей всего творчества Ф. М. Достоевского. "Все, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему", - признавался Достоевский. Он был первым, кто по-настоящему глубоко понял творчество Пушкина, проник в мир его идей. После речи Достоевского на открытии памятника Пушкину в Москве многие споры о поэте стали просто ненужными....


Анализ рассказа И. Бунина «Несрочная весна» Бунин И. А

Анализ рассказа И. Бунина «Несрочная весна» Тема России поднималась Буниным в его произведениях не раз. Но рассказы, написанные после 1917 года, значительно отличаются от более ранних. Бунин с его политическим консерватизмом не мог принять Октябрьскую революцию. Для него все было кончено с великой Россией после этого события. Во многих своих послереволюционных произведениях Бунин ставит вопрос о дальнейшей судьбе России, размышляет о переменах, произошедших в ней. Одним из таких рассказов является "Несрочная весна". Повествование в нем ведется от лица автора. Бунин сам высказывает свои мысли и анализирует события. Произведение начинается с того, что повествователь отправляется в деревню отдохнуть от "противной" Москвы. И сразу в начале рассказа автор показывает окружающую действительность: "на площадях сброд самой низкой черни, на вокзалах опять есть и буфеты, и залы разных классов, но все это еще до сих пор сараи, загаженные совершенно безнадежно". Перед читателем сразу возникает темная и мрачная картина происходящего. Изображая все это, Бунин хочет сказать, что перемены, произошедшие в России, не привели к лучшему, не дали обещанных результатов, а наоборот - привели к отрицательным последствиям. Это писатель показывает на примере пассажиров поезда: "Напротив меня сидел русый мужик, большой, самоуверенный. Сперва он курил и все плевал на пол, потом достал бутылку с молоком и стал пить затяжными глотками, отрываясь только затем, чтобы не задохнуться. А допив, тоже откинулся назад, привалился к стене и тоже захрапел, и меня буквально стало сводить с ума зловоние, поплывшее от него"; "А в сенях оказался знакомый, которого я не видел уже года четыре, бывший профессор, бывший богатый человек. Едва узнал его: совсем старик и что-то вроде странника по святым местам. Не брит сто лет, серые волосы лежат по плечам, в руке дорожный мешок, на полу у ног другой". ...



Ф. А. Абрамов родился и вырос в Архангельской области, в красивейшем крае России. И поэтому природа сыграла важную роль в жизни и творчестве писателя. Так, в своем рассказе «О чем плачут лошади» Ф. А. Абрамов поднимает одну из самых серьезных проблем во взаимодействии человека и окружающего мира - экологическую. Уже с первых строк произведения мы попадаем «в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек и, конечно же, в мир лошадей». Именно они придавали лугу неповторимую красоту, оживляли его своим пофыркиванием, всхрапом....


Афоризм и парадокс в рассказах Шукшина

Шукшина интересуют не всякие проявления характеров и не любые способы их изображения. Подробное и ровное описание чувств и поступков героев ему чуждо. Его излюбленный тип изобразительности - афоризм, дерзкий и изящный парадокс. Поэтому определенные стороны человеческих характеров, которые он находит нужным акцентировать, он берет как бы на «отрезке» их наиболее интенсивного проявления и смело оттеняет их контрастными сторонами, минуя все промежуточные звенья....

Проблема нравственного выбора человека всегда была особенно значимой в русской литературе. Именно в сложных ситуациях, совершая тот или иной нравственный выбор, человек по-настоящему раскрывает свои подлинные нравственные качества, показывая, насколько достоин он звания Человека.

Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» был написан в 1956 году – в начале «оттепели», сложного, переходного исторического периода. Он посвящён недавним событиям Великой Отечественной войны и послевоенных лет и представляет собой повествование простого человека, шофёра Андрея Соколова о своей жизни. В этом бесхитростном рассказе – типичная история тысяч людей: в юности батрачил, воевал в Гражданскую, работал на заводе, обзавёлся семьёй, построили домишко. Война перечеркнула всё его мирное счастье: погибла семья, убили старшего сына-офицера. Всё это обычно для того времени, как обычно и то, что, подобно тысячам других людей, для Андрея Соколова в этой ситуации был единственно возможный нравственный выбор: мужественно защищать свою Родину. «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала», – говорит он своему собеседнику. Когда надо подвезти снаряды артиллеристам и командир спрашивает Соколова, проскочит ли он, для Андрея не может быть даже сомнения в этом: «Я должен проскочить, и баста!» Он не привык думать о себе, он прежде всего думает о погибающих товарищах. Но контузия и плен ставят его в совершенно новые, непривычные для него условия. Он готов к смерти, и для него важнее не уронить своего достоинства, остаться человеком, верным нравственному закону собственной совести. Ему нелегко принять решение убить предателя, готового выдать своего командира. Но жить по принципу «своя рубашка к телу ближе» он не может, и для спасения худенького парнишки-командира Соколов своими руками задушил предателя. Он переживает это событие: «Первый раз в жизни убил, и то своего… Да какой же он свой? Он же хуже чужого, предатель». Ситуация нравственного выбора разрешается героем по законам социалистического реализма: гибелью предателя предотвратить гибель многих честных людей.

Главный нравственный выбор героя в условиях плена был тот же: не пойти на сговор с врагами, не предать своих товарищей за кусок хлеба, мужественно вынести пытки и унижения. Кто-то менее стойкий духом донёс на Андрея за неосторожно сказанную фразу, и, вызванный к коменданту лагеря, Соколов готовится бесстрашно принять смерть, «чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться всё-таки трудно…». Отказываясь пить «за победу немецкого оружия», Андрей Соколов соглашается выпить «за свою погибель и избавление от мук», гордо отказываясь от закуски. Ему важно было показать, «что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть своё, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». И его достоинство оценил даже враг, отпустивший Соколова с миром в барак и подарив ему хлеба и сала. Поделить «харчи» на всех – это тоже нравственный выбор героя, остающегося верным своим понятиям о чести, справедливости, коллективизме.

Андрею Соколову ещё многое приходится вынести – побег из плена, известие о гибели семьи, смерть сына – «аккурат девятого мая, утром, в День Победы». Такие удары судьбы могут сломить любого человека, не менее стойкого, чем Андрей Соколов. Демобилизовавшись, он работает шофёром, выпивая после рейса «сто грамм с устатка». Но не спивается, не жалуется на свою судьбу – герой находит в себе силы подобрать мальчика-сироту и усыновить его. Это тоже нравственный выбор Андрея Соколова – найти в себе душевную щедрость и взять на себя ответственность за маленького человечка, обездоленного войной. И автор верит, что, человек твёрдой воли, с добрым и мужественным сердцем, Андрей Соколов сумеет вырастить человека с такими же нравственными критериями, как и у него, человека, «который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина».

(2 votes, average: 5.00 out of 5)



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх