Чацкий и фамусов спор поколений. Сочинение Фамусов и Чацкий в комедии Горе от ума (столкновение и конфликт взглядов)

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Фамусов и Чацкий, сравнительная характеристика [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума" не теряет свою актуальность, так как является отражением человеческих слабостей и пороков, которые остаются неизменными несмотря на исторические перемены.

Иллюстрация Д. Н. Кардовского к комедии "Горе от ума". 1912 год.

Великая комедия А.С. Грибоедова Горе от ума" была задумана автором в 1816, а увидела свет лишь в 1825 год, да и то не в полной версии, а отрывки. Только в 1833 году пьеса была напечатана на русском языке целиком.

Комедия попала под пристальное внимание критиков. Многие из них в своих работах единодушно отмечают, что комедия "Горе от ума" держится особняком в литературе. И. А. Гончаров в своей статье "Мильон терзаний" сравнивает комедию со столетним стариком, чувствующим себя бодро и свежо между могилами старых и колыбелями новых людей, и говорит о том, что "Горе от ума" появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их и переживет еще много эпох и все не утратит своей актуальности.

В бессмертной комедии нам показана Москва, запечатленная с особой нежностью, очень точно передан быт московского дворянства, его интересы, стремления, взаимоотношения.

Именно благодаря картине московского братства, представленного "фамусовским обществом", выражение "грибоедовская Москва" приобрело нарицательный смысл.

Но все же основой пьесы А. С. Грибоедова стал извечный конфликт "отцов и детей", столкновений интересов "века нынешнего", который символизирует Чацкий, и "века минувшего", очень точно переданного в образе Фамусова. Чацкий и Фамусов противопоставлены на фоне двух разных мировосприятий, двух разных воплощений Москвы.

Фамусов консервативен и совершенно не желает воспринимать тот факт, что мир меняется. Он взращивает вокруг себя таких же твердолобых и хитрых лизоблюдов как и он сам. При этом Чацкий не может претендовать на полноценное олицетворение "века нынешнего", так как он слишком упрям и при этом не готов прикладывать усилия для того, чтобы менять "фамусовское общество". Он не хочет начинать с малого или довольствоваться малым.

Чацкий, как и всякий либерал, не умеет быть понятным. Он чужд как представителям "фамусовского общества", так и простым людям.

Столкновение "века нынешнего" и "века минувшего" происходит из-за того, что люди, подобные Чацкому враждебны представителям "фамусовского общества". Павел Афанасьевич и его единомышленники не могут понять всей правоты идей молодого человека.

Уже из первого действия становится ясно, насколько разные люди Павел Афанасьевич Фамусов и Александр Андреевич Чацкий. В первых же эпизодах Фамусов высказывает свое мнение о книгах, службе ("а у меня что дело, что не дело… подписано, так с плеч долой"). Из разговора Софьи с Лизой мы узнаем, что Павел Афанасьевич, "как все московские", ценит в людях лишь чины и богатство, да и сам он говорит Софье:

Кто беден, тот тебе не пара.

Совсем иным предстает перед нами в первом действии Чацкий. Искренний, оживленный свиданием с любимой девушкой, остроумный, он посмеивается над Фамусовым, остро вышучивает жизнь и времяпрепровождение дворян фамусовского круга.

В первом действии назревает идейный конфликт между Фамусовым и Чацким, который разворачивается во втором действии. В их споре проявляется несогласие решительно по всем вопросам.

Павел Афанасьевич пытается поучать Чацкого:

"Именьем, брат, не управляй оплошно.
А главное – поди-ка послужи".

Он подкрепляет свои поучения ссылкой на придворные порядки екатерининских времен, когда его дядя Максим Петрович лестью и низкопоклонством снискал расположение императрицы, и убеждает Чацкого служить, "на старших глядя". И тут грибодовский герой отвечает фразой которая стала фразеологизмом:

"Служить бы рад, прислуживаться тошно."

Он считает, что нужно служить "делу, а не лицам", и одобряет тех молодых людей, которые "не торопятся вписаться в полк шутов". Александр Андреевич защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, "вперить ум" в науки или посвятить себя искусству. В ответ на это Павел Афанасьевич объявляет Чацкого опасным человеком, не признающим властей, и угрожает ему судом.

Фамусов – человек, не признающий в людях низкого сословия человеческого достоинства, считающий вполне законным право помещика распоряжаться людьми так, как ему угодно. Чацкий же, напротив, выказывает уважение простым людям, называет русский народ "умным, бодрым", а против таких крепостников, как Фамусов, направляет свой гнев в знаменитом монологе "А судьи кто?.."

Различия во взглядах, культуре, морали ярко прослеживается в речи Чацкого и Фамусова. Речь Фамусова – это речь не очень образованного, но неглупого, хитрого, властного барина, привыкшего считать себя непогрешимым. Он спорит с Чацким, отстаивает свои взгляды, порой проявляя и остроумие.

Чацкий – человек образованный, речь его логична, богата интонациями, образна, в ней отражается глубина его чувств и мыслей. Он страстно отстаивает свои права и глубоко верит в силу разума, в силу слова. Люди, подобные Чацкому, громили старый мир, едва это представлялось возможным. Слово Чацкого было тогда его делом, его заслугой. Оно соответствовало его просветительским взглядам. Однако к словам не мешало бы и дела какие-либо демонстрировать. Отсутствие конкретных действий, излишний пафос в сочетании с большим умом и честностью создает образ идеалиста, который не хочет или не может что-то поменять в закостенелом мире взяточников и подлецов, к которому принадлежит Фамусов. В этом и есть основная трагедия Чацкого.


/ / / Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова

Главным конфликтом новаторской комедии Александра Сергеевича Грибоедова стал раскол в дворянской среде. На рубеже двух веков после только что окончившейся Отечественной войны помещикам необходимо было что-то изменить в своей жизни.

Одни же консервативно настроенные слои не хотели перемен, другие, наоборот, желали повысить ценность личности, изменить статус гражданского самосознания. Именно между этими двумя группами и завязалась борьба, которую так ярко и правдиво показал автор в своем произведении. Основными противниками, относящимися к разным лагерям, стали и .

Сам Грибоедов четко обозначал позицию комедии: 25 глупцов и один здравомыслящий молодой человек, под которым он подразумевает, конечно, Александра Андреевича Чацкого.

Но ведь и Фамусова нельзя причислять к категории глупцов. Это было бы неправильно. У двух героев своя правда, разная, но оба они отдают все силы на ее защиту. И у каждого, безусловно, есть ум, вот только его качество имеет отличия.

Ум дворянина, негативно настроенного на преобразования, нацелен только на то, чтобы сохранить прежний уклад, теплое насиженное местечко. А все новое – реальная угроза, этого никак нельзя допустить. Таковы взгляды Павла Афанасьевича Фамусова.

У Александра Андреевича же ум гибок, молодого человека привлекают новые ценности, они ему ближе. Он всей душой и сердцем ратует за достоинство человека, а не оценивание по количеству купюр в кошельке и чину.

Что касается остальных вопросов сравнительной характеристики двух героев, их мнения во всем расходятся. Чацкий выступает за образование, он неплохой писатель и переводчик. Фамусов же, напротив, считает просвещение большим вредом, по мнению помещика, оно таит опасность и не приносит никакой пользы. Куда проще жить в комфорте и постоянных развлечениях.

В отношении службы у героев также нет единения. Чацкий не служит, так как не видит в этом деле для себя пользы. Прислуживаться же не в его натуре. А вот фамусовское общество во главе с помещиком ничего зазорного в том, чтобы прогнуться перед вышестоящими чинами, не видит. Для них это возможность продвижения по службе. А ее ни в коем случае нельзя упускать. Даже шутом быть, как покойный дядя Павла Афанасьевича, не страшно. Посмешить публику и получить за это вес в обществе – плевое дело. Но не так устроен Александр Андреевич. Молодой человек считает такое поведение унижением и ни за что на свете на это не пойдет.

В отношении семьи мнения Фамусова и Чацкого также сильно расходятся. Богатый дворянин придерживается той позиции, что брак возможен и без любви. Главное – это положение в обществе. Кто беден, не подойдет в качестве второй половины для его дочери Софьи. Везде во главу угла ставятся деньги, и семейные отношения не становятся исключением. Богатство и счастье приравниваются в фамусовском обществе.

Но Чацкий не может даже слышать такого мнения. Он выступает за живые истинные чувства. Любовь для молодого человека выше материального достатка, и никакие деньги не смогут ее заменить.

Проведя такую сравнительную характеристику двух главных героев, мы четко видим, насколько подлым и безнравственным выступает Павел Афанасьевич Фамусов. Дело в том, что время изменений еще не пришло. Чацкого прогоняют из фамусовского общества, окрестив его,с легкой руки Софьи, сумасшедшим. Но все же он победитель, а не проигравший. Москва боится таких людей, их речи страшны, они несут нарушение привычного уклада и комфорта. Правда Чацкого все равно, рано или поздно, одержит победу. Исторические изменения закономерны, и они непременно грядут.

Цель урока: понять, как автор изображает протест передовых людей первой половины 19 века против реакционных политических и духовных устоев самодержавно-крепостнического строя; воспитывать непримиримое отношение к косности, несправедливости, лицемерию, подлости. На данном уроке используются технологии дифференцированного, проблемного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе

Тема: Чацкий и Фамусов – два мира или два взгляда? (По комедии А.С.

Грибоедова «Горе от ума».)

Цель: Анализируя текст II действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»,

Против реакционных политических и духовных устоев помещичьего

Общества; использовать в воспитательных целях гневное,

Непримиримое отношение писателя к косности, несправедливости,

Лицемерию, подлости.

Ход урока:

I.Оргмомент. Психологический настрой учащихся.

II. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.

(Звучит музыка. «Вальс» Р. Баршай.)

«Миры летят, года летят», - сказал известный русский поэт начала XX века А.А. Блок. На смену одним общественным формациям приходят другие, изменяются люди, условия жизни. Но есть ценности, на которые власть времени не распространяется. Они вечны, бессмертны. Примером может служить комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Тема нашего сегодняшнего урока: «Чацкий и Фамусов – два мира или два взгляда? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)». Цель урока: понять, почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым; выяснить, с чем же приходится бороться передовому человеку в фамусовском обществе.

III. Индивидуальное сообщение учащегося.

Историческая справка.

Давайте посмотрим, каково же историческое содержание комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

IV. Работа по новому материалу.

1. Проследим, как отразились особенности этой эпохи в комедии «Горе от ума». Обратимся ко II явлению II действия.

Что явилось поводом для словесного поединка между Чацким и Фамусовым?

(Вопрос Чацкого о Софье, т. е. вопрос личного харакера.)

2. Я предлагаю вам вопросы, разные по степени сложности, а вы для себя выберите те, на которые сможете ответить. (Предлагается дифференцированное задание.)

«4» О чем спорят Чацкий с Фамусовым?

«5» Какова общественная и нравственная позиция обоих в этом споре?

(Спор Чацкого с Фамусовым, превратившийся в настоящий поединок «века нынешнего» с «веком минувшим», начался из-за Софьи: Чацкий спрашивает о ее здоровье – Фамусов раздражается, так как Чацкий, по его мнению, не может быть подходящим женихом для Софьи. С большим мастерством переводит Грибоедов разговор на общественные вопросы. На слова Чацкого: «Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали?» - Фамусов отвечает предложением «не блажить», не управлять оплошно имением, а главное – идти на службу, на что Чацкий возражает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкий возмущен требованиями Фамусова, он и ради любви не способен поступиться убеждениями.

Мотивы гражданского долга, службы широко развертываются дальше в двух монологах: Фамусова и Чацкого, которые высказывают резко противоположные мнения. Фамусов – поклонник старых порядков службы, получения мест и чинов, Чацкий – выразитель взгляда на службу как на выполнение гражданского долга человека. Он выступает против лицемерия, шутовства, подхалимства, раболепства.)

3. Делаем вывод. Почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым?

(Чацкий не разделяет взглядов Фамусова на службу, он противопоставляет «веку минувшему» «век нынешний». Чацкий по-иному смотрит на общество и на роль человека в нем.)

4. Как относятся к Чацкому Фамусов и ему подобные?

(Для Фамусова Чацкий – «карбонари», «опасный человек»; все осуждают Чацкого.)

5. Работа над монологом Чацкого «А судьи кто?»

Давайте посмотрим, а кто же эти судьи? Чтобы выяснить это, прослушаем монолог Чацкого «А судьи кто?» Но прежде обратите внимание на слова и выражения, которые встретятся в тексте и могут быть вам непонятны.

Словарная работа

Времен Очаковских и покоренья Крыма – то есть с давних времен. Взятие русскими войсками турецкой крепости Очаков и присоединение Крыма к России относится к 1783 году (≈ за 40 лет до написания комедии).

Нестор – имя греческого полководца (из поэмы Гомера «Илиада»). В нарицательном смысле имя Нестор стало обозначать предводителя, главаря.

Должник. – В грибоедовское время это слово обозначало не только того, кто должен деньги, но и того, кто одолжил их (кредитора).

Прослушав монолог, вам нужно будет ответить на вопросы:

«4» Что вы узнали о представителях фамусовского общества из данного монолога?

«5» Каков характер монолога? (Обличительный.)

Прослушивается монолог в грамзаписи в исполнении актера Царева М. Затем выслушиваются ответы учащихся на поставленные вопросы. Далее прелагаются вопросы для всех.

1) Имеют ли эти люди моральное право осуждать Чацкого?

2) Какого же человека противопоставляет Чацкий этому обществу?

3) Как отнесется фамусовское общество к такому человеку? Почему?

4) С каким чувством Чацкий произносит монолог? В каких строчках это наиболее всего проявляется?

5) Могут ли эти люди жить в мире и согласии?

(Чацкий в своем монологе негодует на то, что судьями в обществе, образцами для подражания признаны те, кто ненавидит свободу, черпает суждения «из забытых газет», кто укрывает расшитым мундиром свое слабодушие и нищету рассудка.

Чацкий осуждает в московском обществе отсутствие движения, развития, прогресса. Он говорит о тех, кто критикует новые порядки, новые мысли.

Гневно обличает Чацкий неправый суд, который защищает «грабительством богатых» людей, имеющих влиятельных друзей и родственников.

Чацкий с возмущением рассказывает, как дворяне, «разливаясь в пирах и мотовстве» (безделье), распоряжаются жизнью своих крепостных. Они выменивают честных и преданных слуг на борзых собак или продают их на аукционе.

Монолог носит обличительный характер. Чацкий отказывает всем, кого Фамусов считает идеалом, в порядочности, честности, говорит об их косности (отсталости), ничтожестве, безнравственности. В этом ионологе Чацкий обличает крепостное право, бесчеловечное обращение дворян с крепостными, неправый суд и суде, которые защищают «грабительством богатых».)

V. Словарная работа.

Конфликт – столкновение, серьезное разногласие, спор. (Из словаря С.И. Ожегова.)

VI. Закрепление.

Учитывая то, что вы уже знаете о Чацком и Фамусове, сопоставьте их жизненные позиции. Свои мысли подкрепляйте текстом.

На доске записан следующий план.

1. Отношение к крепостному праву.

2. Взгляды на службу, просвещение.

3. Образ жизни.

4. Идеал человека.

VII. Обобщение.

1. Вернемся к вопросу: «Чацкий и Фамусов – два разных мира или два взгляда»?

2. Как А.С. Грибоедов изображает протест передовых людей XIX века против реакционных политических и духовных устоев помещичьего общества?

3. Какие черты характера и взгляды вы хотели бы позаимствовать у Чацкого?

VIII. Домашнее задание.

Сегодня вы пронаблюдали начало конфликта между Чацким и Фамусовым, впереди герою предстоит еще не одно серьезное столкновение с Фамуовым и ему подобными. И кто же выйдет победителем в этой ситуации, вы узнаете, прочитав III и IV действия.

«3» Подготовить ответ на вопрос: «Как вы представляете гостей Фамусова?. Опишите (устно) облик одного из них».

«4» Подобрать цитатные характеристики Молчалина, сделать вывод.

«5» Проанализировать монолог Чацкого «В той комнате незначущая встреча…».

IX. Итог урока.


Комедия «Горе от ума» отражает назревающий раскол в дворянском обществе. Смена одного столетия другим, завершившаяся война 1812 года требовала от помещиков переоценки ценностей и изменения взгляда на общественную жизнь. В связи с этим появляются дворяне, желающие улучшить положение России за счет повышения ценности человеческой личности и гражданского самосознания. Борьба между двумя группами дворян обозначена в пьесе как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». В комедии «Горе от ума» Чацкий и Фамусов являются главными противниками.

Проблема ума в комедии

А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и Фамусова нельзя назвать глупцом. Так как в образ Чацкого Грибоедов вложил свои собственные мысли и идеалы, то автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова своя собственная правда, которую каждый из героев защищает. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.

Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.

Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.

Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова

Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросами, касающимся уклада жизни дворянина. Чацкий – сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит». Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий. Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».

Спор Чацкого и Фамусова разгорается также вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Но консервативное дворянское общество устроено таким образом, что без «прислуживания» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не лицам». Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.

Идеал Фамусова – его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Оступившись и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: упал еще несколько раз специально, чтобы посмешить публику и императрицу Екатерину. Такое умение «подслужиться» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.

Чацкий же не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха», зажимающим человеческую свободу. Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ведь сейчас «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».

Семейные ценности Чацкого и Фамусова

Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери. Как в обществе, так и в семье во главу угла ставятся деньги. Богатство для фамусовского общества – то же самое, что счастье. Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».

Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.

Выводы

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова выявляет всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в том обществе, которое описывается в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявив его сумасшедшим. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «века минувшего». Но он уезжает из Москвы не проигравшим, а победителем. Его речей испугалась светская Москва. Его правда страшна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда одержит победу, так смена старого новым исторически закономерна.

Столкновение Фамусова и Чацкого – это спор двух поколений, двух разных миров. Аргументы и причины конфликта, описанные в данной статье, могут быть использованы учениками 9 классов во время написания сочинения на тему «Характеристика Чацкого и Фамусова в комедии «Горе от ума»»

Тест по произведению

В 1824 году А.С. Грибоедов написал свою комедию ""Горе от ума"", которая оказала огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. В этой пьесе Грибоедов показал важную проблему всех времен - конфликт между "веком нынешним" и "веком минувшим".

Одним из самых ярких представителей "века минувшего" является Павел Афанасьевич Фамусов, в чьем доме и происходит действие всей комедии. Фамусов - старый московский барин, заслуживший общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен, весел. Он является не только радушным и гостеприимным хозяином, но и убежденным крепостником, яростным противником просвещения. Вот что он говорит по поводу книг: "Забрать все книги бы да сжечь". Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу. Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками.

Для Фамусова свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего - это то, "что станет говорить княгиня Марья Алексевна!" Фамусов заполняет свою неделю посещениями "нужных" людей: приемами, обедами, крестинами. Примером человека, достигшего в своей жизни всего, является для него Максим Петрович, добившийся продвижения по службе с помощью "расшаркиваний" перед императрицей и жертв собственным достоинством. "Как тот и славился, чья чаще гнулась шея", - говорит об этом Чацкий. Все нравственные идеалы Фамусова лежат в материальной сфере, ко всему относится он с точки зрения практической выгоды, даже к любви. Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью и говорит ей: "Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара". Далее он добавляет: "Вот, например, у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, - тот и жених".

Фамусов служит управляющим в казенном месте, служба для него - возможность иметь связи, чины, а не служить отечеству или выполнять гражданский долг, одним словом, Фамусов относится к службе формально, бюрократически ("подписано, так с плеч долой"). Кстати, о делах Фамусов беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, "чтоб множество не накоплялось их". Это и служит доказательством формального отношения к службе. На службу к себе он берет только родных и близких. Он ценит людей деловых, способных заменить его. Фамусов уважает лесть и назкопоклонство.

Одним из главных действующих лиц пьесы также является Александр Андреевич Чацкий. Его и Фамусова можно смело назвать антогонистами, то есть один - полная противоположность другому. Родители Чацкого были близкими друзьями Фамусова, поэтому после их смерти Фамусов взял под опеку и воспитал Александра Андреевича. В дальнейшем, когда Чацкий подрастет и станет личностью, его отношение к старику, добровольно воспитавшему его, становится презрительным и граничит с неуважением. Будучи юношей, Александр Андреич покинул родные края и уехал за границу. За это время семья Фамусова о нем ничего не слыхала. Но прошло время, и Чацкий как ни в чем не бывало вернулся.

Сначала Фамусов был рад его нежданному появлению, и он распрашивает его о том времени, которое Чацкий провел в отдалении. Но Александр Андреевич только и говорит о Софье, о том как она расцвела и похорошела. Позднее он стал просить у Фамусова руки его дочери, на что получил весьма резонный ответ: Сказал бы я, во-первых: не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А, главное, подитка послужи. Далее Чацкий начал пропагандировать и высказывать свои идеи, а все просьбы Фамусова "помолчать" игнорировал. В общем, отношения Чацкого и Фамусова очень сложны. Таким образом, мы видим, что конфликт между Чацким и Фамусовым не бытовой, не конфликт "отцов" и "детей", а "века минувшего" и "века нынешнего". Ведь всегда будет существовать консервативное общество и прогрессивные люди.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх