Дом на пречистенской набережной. «Дом-сказка» (доходный дом З.А

Дом Перцовой (дом Перцова) - здание в неорусском стиле принадлежало Зинаиде Алексеевне Перцовой, жене инженера путей сообщения Петра Николаевича Перцова.

Здание задумывалось как доходный дом для творческой интеллигенции. Дом включал в себя квартиры, а также мастерские художников в верхней мансардной части здания.

Здание

Несмотря на разнообразие и усложнённость форм, здание отличается пластическим единством и отражает характерное для стиля модерн стремление к художественному синтезу архитектуры и форм изобразительного и прикладного искусства.

Дом-сказка Другие города , CC BY-SA 3.0

В композиции фасадов живописная асимметрия расположения окон, балконов, башнеобразных возвышений кровли вносит разнообразие в монотонные членения многоквартирного дома, в оформлении теремков-балконов использованы мотивы древнерусского декора, которые органично сочетаются с элементами западноевропейской средневековой архитектуры.

Декор фасадов «населён» причудливыми мифологическими существами, сказочными животными и растениями. По рисункам Малютина была исполнена мебель для дома. Похожие образцы малютинской мебели находятся в Музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве.

Стилизация Малютина простиралась даже до использования слюды. Первоначально парадные помещения в квартире хозяев украшали деревянная резьба и росписи.


Дом Перцовой. Деталь Nina Belyavskaya , CC BY-SA 3.0

Сохранились резные украшения наружных дверей, лестничных перил и дверей квартир, убранство парадной лестницы.

История

В подвале с 1908 по 1910 год размещалось артистическое кабаре «Летучая мышь», где мхатовские знаменитости пробовали себя в неожиданных амплуа: В. И. Качалов - в роли циркового борца, О. Л. Книппер-Чехова - парижской шансонетки, В. И. Немирович-Данченко дирижировал любительским оркестром, К. С. Станиславский демонстрировал «чудеса черной и белой магии», а устав гласил «Не обижаться».


Nina Belyavskaya , CC BY-SA 3.0

Высказывают мнение, что главная героиня рассказа Ивана Бунина «Чистый понедельник» жила в этом доме, однако, это не подтверждается прямыми указаниями в тексте.

В доме находилась мастерская художника Роберта Фалька, до середины 1970-х гг. дом оставался жилым, а затем перешел во владение МИДа.

Искусствовед Сергей Глаголь в 1913 году назвал дом Перцовой одним из самых оригинальных в русской архитектуре за последние десятилетия.

Реставрацию здания в 1918 году осуществлял архитектор В. А. Мазырин

Прогуливаясь по чётной стороне Лиговского проспекта от метро в сторону Московского вокзала, обязательно стоит заглянуть во внутренний двор дома под номером 44. Это доходный дом инженера Александра Николаевича Пе́рцова времен постройки начала XX века, выстроенный в стиле модерн.

Дом состоит из двух симметричных шестиэтажных корпусов,выходящих фасадом здания на Лиговский проспект. В глубине участка размещены несколько флигелей, образующих внутренние дворы. Фасады доходного дома оформлены растительными орнаментами. Главный фасад пышно декорирован лепкой, украшающей четыре ризалита на уровне шестого этажа. На двух крайних ризалитах изображены фигуры мальчиков в листьях каштанов, на двух других представлены женские головы среди листьев каштанов.

Два угла здания, обращенные друг к другу и к проезду во внутренние дворы, на уровне мансардного этажа украшены лепкой из растительного орнамента с головами сатиров. Два эркера, оконные простенки и порталы дверей покрыты композициями из растительных элементов. Все скульптурные работы выполнены в 1913 году по моделям скульптора А. Е. Громова. Балконы оформлены разнообразными коваными решетками с использованием растительных мотивов. Декоративно-скульптурное решение здания является характерным примером стиля модерн.

История постройки нынешнего дома начинается с 1905 года, когда на конкурсной основе общество гражданских инженеров по поручению самого Перцова был выбран лучший проект застройки этого участка.

К постройке самого здания приступили лишь в 1910-м году. Разработку проекта Перцов поручил своему знакомому С. П. Галензовскому. В основе застройки участка лежали крестообразный и продолжающий его Т-образный дворы. Фасады здания облицованы штукатуркой, расшитой под руст (рельефная облицовка стен камнями с грубо отесанной лицевой поверхностью), которую украшают растительные узоры. Строительство дома велось в 1911-1912 годах. При его создании домовладелец и архитекторы ориентировались на квартиросъёмщиков, принадлежавших к среднему классу. Торговые помещения в комплексе домовладелец распределял таким образом, чтобы в них был представлен широкий ассортимент товаров, а при смене арендаторов старался сохранить профиль магазина. Дом был сооружен на американский манер, на 400 квартир разных размеров, с 18 лифтами, телефонами, ванными общего пользования. Первоначально в нём размещались первоклассная гостиница на 200 номеров и роскошный ресторан «Селект», благодаря чему дом приобрёл широкую известность. Но гостиница высоких доходов не принесла - постояльцам мешал спать шум ломовых извозчиков, ранним утром развозивших грузы с Николаевского вокзала. Ресторан при гостинице был слишком дорог для небогатых жителей Лиговки. Также в доме располагался кондитерский магазин Миньон. В 1915 году здесь разместились учреждения МПС: контроль Николаевской железной дороги, Местный контроль на эксплуатируемых казной железных дорогах и Контора представителя начальника работ по постройке восточной части Амурской железной дороги.

в 1993 году в Перцовском доме разместился Драматический театр «Комедианты», основанный в 1989 и работающий под руководством режиссёра Михаила Александровича Левшина. Первые спектакли на новой сцене состоялись 17, 18 и 19 декабря на празднике «Новоселье в старом доме».

и начните отслеживать дешевые билеты заранее - то есть прямо сейчас! Или подпишитесь и получайте предложения по выбранным маршрутам на почту.

На углу Пречистинской набережной, Курсового переулка и Соймоновского проезда в Москве стоит сказочный Дом Зинаиды Алексеевны Перцовой, - подлинной достопримечательности русского модерна, благодаря сегодняшним владельцам, сохранившего облик дома в первозданном виде (спасибо, что не испортили "сказку" убогими кондиционерами!).

Занимательна история строительства жилого дома Перцовой.

(Сегодня приняты несколько названий Дома-сказки в Москве: «Дом Перцовой», «Дом З.А.Перцевой», «Дом Перцова», «Жилой дом Н.П.Перцова», - принимаются двойное написание фамилии владельца. А вот, почему «владельцем жилого дома» чистился то Петр Николаевич Перцов, то Зинаида Алексеевна Перцева, сейчас разберемся вместе).

Как и всё великое или значимое в искусстве дом русского модерна со сказочными мотивами из языческой древности появился в Москве «случайно».

Как-то раз талантливый и успешный инженер путей сообщения Петр Николаевич Перцов, который к своим 48-ми годам успел построить в России каждую 63 милю железных дорог в России заехал в гости к своему приятелю, коллекционеру И.Е. Цветкову, которому не так давно модный на то время художник-архитектор Виктор Васнецов выстроил особняк на Пречистенской набережной, 29 (это в двух шагах от Дома Перцовой).

Петр Николаевич был приятно удивлен чудным видом на Кремль из окон цветковского особняка. Иван Евменьевич (Цветков) пообещал посодействовать в покупке участка на набережной Москва-реки у своего друга, землевладельца Ушакова, при условии, что Перцов построит свой дом в русском стиле. Сказано – сделано!

Участок был куплен П.Н.Перцевым за 70 тысяч рублей (при средней тогдашней зарплате в 30 рублей, - сумма громадная!), а оформлен он был на жену Петра Николаевича, - Зинаиду Алексеевну Перцеву, отсюда и пошло «официальное» название сказочного терема на набережной: «Жилой дом З.А.Перцовой».

Инженер Перцев к созданию своего жилого дома подошел с технической точностью и прямотой. Он создал комиссию из «мэтров» русского искусства и архитектуры, куда вошли: Виктор Васнецов, Суриков, Поленов, Шехтель, Иванов-Шиц, Ноаковский, и учредил конкурс на лучший архитектурный проект жилого дома с первой премией в 800 рублей, второй премией в 500 рублей, но при этом оставив за собой право делать окончательный выбор.

Именитое жюри присудило первую премию Апполинарию Михайловичу Васнецову, брату Виктора Васнецова, который, к слову сказать, стал единственным художников, открыто выступившим в печати против сноса Храма ХС в 1931 году.

Вторая премия Перцева досталась Сергею Васильевичу Малютина, который и был выбран Петром Николаевичем в качестве автора проекта его жилого дома. Сергей Малютин к тому времени уже был знаменит своими талантливыми иллюстрациями к произведениям Пушкина, успешной работой в художественных мастерских княгини Тенишевой и созданием росписи первой русской матрешки в 1899 (?) году.

Строительство дома было завершено за два года в 1907 году в стиле русского модерна, где формы изобразительного и прикладного искусств органически вплетаются в архитектурный объем, делая строение живым, и разворачивая его привычную пространственную среду в глубинную плоскость живописи.

Петр Николаевич прожил в своем доме лишь 15 лет. В 1923 году он вынужден был эмигрировать.

В его доме нашли приют актеры МХАТа, устроив в подвале театр-кабаре «Летучая Мышь». В свое время там жили Троцкий и художник Фальк.

Адрес жилого дома-сказки Перцовой: г. Москва, 1-ый Курсовой переулок, 1 (см. карту), хотя на самом доме висит адресный указатель «Пречистенская набережная, 35» (см. фото).

Как добраться до дома З.А.Перцевой? Доезжаете до метро «Кропоткинская» по красной линии (это в центре города, поэтому от московских жд вокзалом ехать всего минут 15, все радом), выходите из метро в город в сторону «Остоженки, Пречистенки и Соймоновского проезда», потом пешком 400 метро, - все очень просто!

Остается загадкой, почему, на памятной доске «сказочного дома» Сергея Малютина датой основания стоит 1886 год. Вполне возможно, что основное строительство 1905-1907гг велось на фундаменте старой постройки?

Жилой Дом Перцовой на карте Москвы:

Получите от нас в подарок бонус до 2500 рублей для размещения в апартаментах от частных лиц на сервисе Airbnb . Такое размещение может оказаться значительно экономнее. Зарегистрируйтесь и отправляйтесь в приключения!

получить бонус

Дом Перцова, или как его еще называют «дом-сказка» расположился на углу и Пречистенской набережной. История этого дома началась в начале XX века. Тогда на берегу Москвы-реки на Пречистенской набережной практически не было жилой застройки, излучина реки была занята лишь складами и сооружениями производственного назначения. Иван Евменьевич Цветков именно здесь присмотрел себе место для художественной галереи. Фасад был нарисован В.М. Васнецовым, а всю внутреннюю отделку коллекционер выполнил сам, выдержав в едином стиле все 12 музейных залов. В 1907 году музей был открыт для посещений.

Но еще на этапе строительства его посещает инженер –путеец Петр Николаевич Перцов, который приходит в восторг от расположения дома, а так же заражается идеей воплощения в древнерусском стиле. Перцов готов последовать примеру коллекционера и покупает угловой участок набережной за немалую по тем временам сумму в 70 тысяч рублей. На участке находился безобразный трехэтажный кирпичный дом, и это делало еще более интересной задачу преобразования имеющегося ансамбля.

Петр Николаевич - человек нового времени. Он отличный инженер, который проложил по России не одну тысячу километров железных дорог, превосходный организатор, умеющий делать деньги и пользоваться ими.

Увлекшись идеей дома на Пречистенской набережной, Перцов ищет лучшее для города и себя решение. Он объявляет закрытый конкурс на проект «доходного дома» в русском стиле, к участию в котором приглашаются знаменитые художники А.М. Васнецов, и С.З. Малютин, автор русской матрешки, архитекторы А.И. Дидерихс и Л.М. Браиловский. Условием конкурса было, чтобы дом «отвечал духу и преданиям Москвы и требованиям современности». Первая премия определялась в 800, вторая в 500 рублей, при этом заказчик оставил за собой право построить любой из понравившихся проектов. В жюри конкурса были приглашены В.М. Васнецов, В.И. Суриков, В.Д. Поленов, Ф.О. Шехтель, И.А. Иванов-Шиц, С.У. Соловьев и С.В. Ноаковский.

Первая премия была присуждена Васнецову, вторая Малютину, но Перцов не согласился с подобным решением. Васнецовский вариант показался ему шаблонным, малютинский, в стиле московского ампира тоже не отвечал первоначальному замыслу. В итоге Петр Николаевич находит среди первоначальных вариантов художника тот, который признает идеальным.

Замысел Малютина заключался в том, что уже существовавшее трехэтажное кирпичное здание предполагалось надстроить четвертым этажом с большими окнами для комнат-студий для художников. По набережной к нему пристраивался четырехэтажный особняк, а со стороны Курсового переулка особый отлетный корпус со стильно разработанным главным подъездом, богато покрытым майоликовой живописью. Все здание завершалось высокими, отдельно разработанными крышами, а стены и фронтоны дома были богато украшены пестрой майоликой. В качестве исполнителей майоликового убранства были привлечены выпускники Строгановского училища, которым работы по перцовскому дому принесли известность и множество заказов.

Перцов лично руководил всеми работами и уделял внимание всем деталям постройки. Все работы велись одновременно, и через четыре месяца после начала работ постройка была закончена. В начале апреля 1907 года квартиры были объявлены к сдаче.

Квартира хозяев располагалась так же в этом доме, но имела особый подъезд со стороны набережной, располагалась на трех этажах. Подвальное помещение было переделано Перцовым под зал для молодежи- в семье росло пятеро детей. Одно время подвал сдавался артистам Московского Художественного театра «Летучая мышь».

События Октябрьской революции обошли стороной Перцова. И он прожил еще тринадцать лет. Похоронил любимую жену. Все дети его эмигрировали, он не последовал за ними, считая себя не вправе отойти от судьбы своей России.

1937-1938 гг. : Список жителей дома - Лиговская ул., 44,
- пострадавших в результате массовых репрессий по 58-ой статье УК РСФСР:
(продолжение)
"13. Крастынь Ян Францевич, 1891 г. р., уроженец хут. Званытай Курляндской губ., латыш, беспартийный, столяр 2-го автопарка Ленсовета, проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 608 . Арестован 3 декабря 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 29 декабря 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-7-8-9-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 4 января 1938 г.

14. Ледник Иван Федорович, 1903 г. р., уроженец с. Подсвилье Дисненского у. Виленской губ., белорус, член ВКП(б) в 1920-1937 гг., начальник Кировской ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 303 . Арестован 8 августа 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 1 октября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-6-7-9-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 6 октября 1937 г.

15. Ленч Иван Иосифович, 1897 г. р., уроженец Коростенского у. Волынской губ., поляк, беспартийный, бригадир истопников почтового отделения ст. Ленинград-Московский, проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 410 . Арестован 29 января 1938 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 25 марта 1938 г. приговорен по ст. ст. 17-58-8, 58-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 2 апреля 1938 г.

16. Маркевич Емельян Викентьевич, 1894 г. р., уроженец д. Островки Новогрудского у. Минской губ., поляк, беспартийный, паровозный машинист депо ст. Сортировочная Московской линии Окт. ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 520 . Арестован 10 апреля 1938 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 28 апреля 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-9-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 22 мая 1938 г.

17. Махов Алексей Федорович, 1903 г. р., уроженец д. Еремейцево Любимского р-на Ярославской обл., русский, член ВКП(б) в 1927-1938 гг., вагонный мастер Кировской ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 424 . Арестован 14 января 1938 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 21 февраля 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-7-9-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 1 марта 1938 г.

18. Охотин Анатолий Дмитриевич, 1897 г. р., уроженец д. Закурино Пестяковского р-на Ивановской обл., русский, член ВКП(б) в 1918-1937 гг., зам. начальника Политотдела Кировской ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 631 . Арестован 7 августа 1937 г. Выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР в г. Ленинград 22 сентября 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-7-8-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 23 сентября 1938 г.

19. Павлов Владимир Каленикович, 1895 г. р., уроженец г. Жлобин БССР, член ВКП(б) в 1918-1937 гг., начальник паровозного отделения ст. Волховстрой I Кировской ж. д., где проживал временно, постоянно проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 533 . Арестован 15 сентября 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 1 октября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-7-9-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 6 октября 1937 г.

20. Панов Георгий Иванович, 1898 г. р., уроженец г. Днепропетровск, русский, член ВКП(б) в 1926-1936 гг., нач. Всесоюзной академии ж.-д. транспорта им. Сталина, проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 308 . Особым совещанием при НКВД СССР 3 декабря 1936 г. осужден по ст. 58-10 на 5 лет ИТЛ. Отбывал наказание в Ухтпечлаге. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 28 декабря 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-8-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 5 января 1938 г.

21. Рытов Алексей Николаевич, 1895 г. р., уроженец г. Москва, русский, член ВКП(б) в 1927-1938 гг., инспектор Райтрансторгпита-2 Окт. ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 314 . Арестован 14 февраля 1938 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 8 июня 1938 г. приговорен по ст. ст. 17-58-8, 58-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 18 июня 1938 г.

22. Смирнов (Витчик) Федор Андреевич, 1894 г. р., уроженец д. Марьино Марьинской вол. Новгородского у. и губернии, латыш, беспартийный, начальник пожарной охраны строительства Дворца пушнины Ленгорвнуторга, проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, комн. 359 . Арестован 10 августа 1937 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 3 сентября 1937 г. приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 6 сентября 1937 г.

23. Соболь Александр Николаевич, 1884 г. р., уроженец с. Строинцы Ямпольского р-на Винницкой обл., русский, беспартийный, заместитель начальника службы движения Кировской ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 503 . Арестован 8 августа 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 1 октября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-7-9-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 6 октября 1937 г.

24. Старцев Федор Илларионович, 1896 г. р., уроженец с. Черняевка Богородицкого у. Тульской губ., русский, из крестьян, член ВКП(б) в 1917-1937 гг., начальник цеха ширпотреба самолетного завода № 23, проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 716 . Арестован 1 ноября 1937 г. Выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР в г. Ленинград 26 февраля 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-7-8-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 27 февраля 1938 г. (Его жена Елена Иосифовна Горелова выслана в Пинежский район, где осуждена на 8 лет ИТЛ.). "
(Ссылка.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх