Чем отличается зеркалка от цифровика. Чем отличается зеркальный фотоаппарат от цифрового

Вопрос: «Что выбрать: зеркальную фотокамеру или простой цифровой фотоаппарат?» мучает многих начинающих фотографов. Чтобы сделать выбор между вилкой, ложкой или палочками, надо знать для какой еды мы берем прибор. С фотокамерой все аналогично, выбор делается исходя из того, что вы хотите снимать. Конечно удобно, когда можно взять и мыльницу, и зеркалку, отталкиваясь от ситуации в которой надо снимать. Но если придется выбирать что то одно, читайте дальше.

От камеры, которой мы снимаем, прямо зависит качество получаемой фотографии. В статье рассмотрены преимущества и недостатки зеркального цифрового фотоаппарата. Зная их, будет проще ориентироваться в выборе уровня фототехники, который подойдет вам.

Зеркальная камера

Если сравнить мыльницу с зеркальной камерой, то последняя имеет следующие преимущества:

  • Позволяет смотреть «сквозь» камеру безо всякой обработки и видеть зеркальное отражение того, что получится на кадре. Электронный видоискатель имеет ряд недостатков, в том числе запаздывание изображения, сложность фокусировки и проблемы с просмотром изображения при ярком солнечном свете
  • Время между нажатием на кнопку спуска затвора и его срабатыванием (созданием снимка) практически неощутимо. Чтобы поймать момент Вам нужна только хорошая реакция. У мыльниц время срабатывания после нажатия наступает с ощутимой задержкой, что осложняет съемку быстро движущихся объектов.
  • Можно размывать фон так, как это нам нужно, а не так, как выйдет
  • Натуральная, качественная передача цветов
  • Возможность снимать в затемненных местах без вспышки в «лоб», а также сравнительно хорошо освещенные фотографии при наличии съемной вспышки
  • Большой набор настроек, которые открывают больше возможностей и вариантов съемки. В условиях, где мыльница сделает либо ужасно, либо не сможет снять требуемый кадр, тонкая ручная настройка и светосильная оптика выдавят кадр до нужного уровня.

Из минусов стоит отметить:

  • Высокая стоимость профессиональных камер и дороговизну комплектующих к ним (новичку можно приобрести минимальный комплект, состоящий из одного объектива и камеры за 15-25 тыс.руб)
  • Необходимость обучаться тому, как использовать все регулируемые настройки, которых много, реально много. Все стандартные режимы (авто, портрет, ночной портрет, пейзаж и.т.д.) есть, но многие сложности решают тонкие настройки под каждую конкретную ситуацию.
  • Немалый вес(1-2кг) и размер самой камеры, говорят о том, что для нее потребуется подходящая сумка или рюкзак. Хорошая вспышка и пара объективов, которые выручат в самых сложных ситуациях, добавят веса и займут не мало места.

«Мыльница»

У простой компактной цифровой камеры есть три весомых преимущества:

  • Легкость
  • Мобильность
  • Дешевизна

Что касается качества снимков - оно заметно хуже.

Предпочтения

Стоит выбирать камеру исходя из своих предпочтений, выбирая качество и красоту фотографий либо простоту и дешевизну их производства. Что важнее для вас, то и должно определить ваш выбор.

В общем и целом, зеркальные фотоаппараты отличаются от компактных цифровых практически во всем. Если вы отдаете предпочтение качеству и скорости снимков, а также возможности подключения дополнительных аксессуаров для разных типов съемки, тогда вам стоит присмотреться к "зеркалкам".

На современном рынке фотоаппаратуры для любителей наиболее активная конкуренция идет между зеркальными и компактными цифровыми фотоаппаратами. Каждый из этих двух классов фототехники удовлетворяет разные потребности покупателя. Давайте попробуем разобраться, чем же отличаются "зеркалки" от цифровых фотоаппаратов. Сравнивать два различных вида фотокамер можно по нескольким признакам: качество и скорость съемки, возможность устанавливать собственные настройки, возможность подключения дополнительных аксессуаров, компактность, цена.

Качество и скорость съемки

Отличия в качестве съемки "зеркалки" и компактного цифровика могут быть довольно значительными. Преимущество за зеркальными камерами. Во-первых. благодаря довольно сложно устроенному оптическому видоискателю фотограф может еще до съемки определить, как будет выглядеть готовый кадр. Во-вторых, у "зеркалки" фокусное расстояние, выдержку и диафрагму можно отрегулировать наиболее четко.

Поэтому снимок получится очень четким, резким, качественным. В общем, результат будет максимально близок к идеалу. Компактные же камеры часто дают нечеткие и "смазанные" снимки.

Что касается скорости, то "зеркалки" снова в преимуществе: ими можно делать до нескольких кадров в секунду. Естественно, компактные "мыльницы" этим похвастаться не могут.

Настройки

Здесь ориентироваться стоит, прежде всего, на профессионализм фотографа. Зеркальные фотоаппараты, как говорилось ранее, предлагают множество опций при съемке. Компактные же камеры, чаще всего, имеют довольно ограниченный набор настроек съемки.

Это, с одной стороны, серьезно ограничивает возможности фотографа, но, с другой стороны, очень удобно для новичков или людей, которые не хотят заморачиваться и скрупулезно выстраивать нужный режим. Им порой хватает стандартных настроек, и даже скромные функции цифровой "мыльницы" они не задействуют полностью.

Дополнительные аксессуары

Зеркальный фотоаппарат дает возможность использовать различные аксессуары. Например, можно выбрать объектив для определенных условий съемки: макрообъектив, портретный, широкоугольный и т.д. Также дополнительно приобретается вспышка. У компактных цифровиков объектив несъемный, а вспышка встроенная.

Это опять-таки удобно для любителей, которые либо не умеют, либо не хотят менять объективы или вспышки. В этом есть один большой плюс: даже будучи неопытным пользователем, вы имеете шанс сделать хороший кадр. Кроме того, несъемный объектив гарантирует то, что пыль не попадет на матрицу фотоаппарата, и соответственно не будет проявляться на ваших снимках.

Компактность

При всех достоинствах зеркальных фотокамер, удобными в плане транспортировки их не назовешь. Даже самые маленькие "зеркалки" выглядят громоздкими по сравнению с цифровыми "мыльницами". Зеркальную камеру не положишь в дамскую сумочку или в карман. С компактным цифровым аппаратом проделать этот фокус проще простого.

Если вы собираетесь с фотоаппаратом в отпуск, имейте ввиду, что зеркальная фотокамера займет в вашем чемодане довольно ощутимое пространство и весить будет соответствующе. Что же касается "мыльницы", то весит и занимает пространства она примерно столько же, сколько и аксессуар для ванной комнаты, в честь которого она названа.


Цена

Разница в цене у этих двух видов фотокамер велика, как пропасть. Грубо говоря, за 10 тысяч рублей вы можете купить вполне приличную "мыльницу".

Зеркальный же фотоаппарат вы за те же деньги либо вообще не найдете, либо купите простейшую модель с минимальным набором функций.

Если же приоритет за компактностью и простотой, то "мыльницы" - вариант, отвечающий вашим потребностям.

Наталия Железная

© 2018 сайт

В этой статье речь пойдёт об основных типах малоформатных цифровых фотоаппаратов , поскольку именно эта категория представляет первостепенный интерес для большинства начинающих фотографов. Таким образом, я не буду здесь касаться плёночной фотографии, а также цифрового среднего формата.

Существует три основных типа малоформатных цифровых камер: компактные, зеркальные и беззеркальные. Компактные камеры снабжаются несменным объективом – это их наиболее характерный признак, в то время как зеркальные и беззеркальные камеры позволяют менять объективы. В свою очередь, камеры со сменной оптикой различаются преимущественно конструкцией видоискателя: в зеркальных аппаратах видоискатель оптический, а в беззеркальных – электронный. Каждый тип неоднороден и имеет внутренние вариации. Начнём наш разговор с некогда весьма популярного класса компактных фотокамер, который в последние годы всё стремительнее уступает свои позиции смартфонам.

Компактные камеры

Компактные фотокамеры, называемые также «мыльницами», отличаются небольшими габаритами и весом, отсутствием видоискателя (как правило) и возможности менять объективы. Сенсор обычно невелик (кроп-фактор в диапазоне 3-8), что позволяет сохранить размеры фотоаппарата скромными, а цену на него умеренной.

Преимущества компактных камер:

  • Малые габариты и вес – фотоаппарат помещается в карман. Это главнейший козырь мыльницы, заставляющий закрыть глаза на её многочисленные недостатки.
  • Некоторые компакты работают на стандартных батарейках типа AA, которые можно купить в любом уголке земного шара.
  • Невысокая цена, хотя здесь хватает исключений.
  • Бесшумность, если, конечно вы не поленитесь залезть в соответствующее меню и отключить все эти пикающие и щёлкающие звуки.
  • Большая глубина резкости даже при полностью открытой диафрагме, что обусловлено маленьким сенсором, и, как следствие, весьма короткофокусным объективом. Это удобно в пейзажной съёмке.
  • Разумное соотношение сторон кадра 4:3. Свойственное зеркалкам соотношение 3:2 делает кадр слишком узким и длинным для большинства сюжетов, но это дело вкуса.

Недостатки компактных камер:

  • Низкое качество изображения, несмотря на высокое разрешение. Чем мельче матрица фотоаппарата, тем меньше физический размер отдельных фотодиодов, а значит, тем меньшее количество фотонов каждый из них в состоянии воспринять. Небольшая разница между порогом чувствительности фотодиода и порогом его насыщения означает малый динамический диапазон сенсора. Слабый электрический сигнал приходится многократно усиливать, увеличивая вместе с полезным сигналом и уровень цифрового шума. Отсюда невозможность снимать с высокими значениями ISO, даже если они номинально и поддерживаются камерой. При ISO 400 или 800 картинка превращается в цветную кашу. При хорошем же освещении, позволяющем использовать низкие значения ISO, качество может быть вполне приемлемым. Разумеется, вышесказанное не относится к немногочисленным компактам с большим сенсором.
  • Низкое качество оптики, усугубляющее эффект от предыдущего пункта. Это касается в первую очередь 80-кратных суперзумов. Объектив не может быть одновременно компактным, универсальным, качественным и дешёвым. Это противоречило бы физике и здравому смыслу.
  • Низкая скорость. После включения камеры вы вынуждены ждать её пробуждения в течение нескольких секунд; оставлять же мыльницу включенной надолго нельзя – сядет батарея. Изображение на экране часто не поспевает за сценой. Между моментом нажатия на спуск и непосредственно моментом съёмки происходит задержка; небольшая – доли секунды, но этого бывает достаточно для того, чтобы упустить интересный кадр.
  • Контрастный автофокус настолько нетороплив, что не позволяет фокусироваться на подвижных объектах.
  • Неудобное управление. Большинство компактов имеет минимум внешних органов управления, и доступ к ряду жизненно важных функций, таких как экспокоррекция или баланс белого, осуществляется через меню, что весьма замедляет съёмку.
  • Не всегда есть возможность снимать в RAW .
  • Электрический привод зум-объектива. Невозможность оперативно изменять фокусное расстояние с помощь механического кольца и необходимость пользоваться вместо этого маленькими кнопками очень раздражает. К тому же моторчик объектива часто движется рывками, исключая точное кадрирование.
  • Неустойчивость. Визирование по экрану вынуждает вас держать камеру на некотором расстоянии перед собой, в результате чего дрожание рук в полной мере передаётся на камеру и приводит к нечётким снимкам. Впрочем, некоторые модели всё-таки снабжаются видоискателем-окуляром, позволяющим прижимать камеру к лицу для визирования традиционным способом.
  • Зависимость экрана-видоискателя от внешнего освещения, делающая порой построение кадра непростой задачей. На ярком солнце экран отсвечивает и бликует, а в темноте кажется чрезмерно ярким и слепит глаза.
  • Энергопотребление. Постоянно включенные при компоновке кадра сенсор и экран довольно быстро съедают батарею. Редкий компакт может сделать больше пары сотен снимков на одном заряде.
  • Большая глубина резкости. Да, это не только достоинство, но и недостаток. Маленький фотосенсор и короткофокусный объектив не позволяют в случае необходимости изолировать объект съёмки с помощью выборочного фокуса, размыв при этом задний план.

Компактная цифровая камера может довольно успешно справляться с протокольной съёмкой, когда качество изображения не стоит на первом месте, но для серьёзной фотографии, особенно для тех её жанров, где требуется оперативность, она малопригодна.

Следует отметить, что традиционные мыльницы (т.е. компакты с маленьким сенсором) – вымирающий класс фототехники. Причина тому – возросшая популярность смартфонов. Разумеется, камера, встроенная в мобильный телефон, не дотягивает обычно даже до самых примитивных компактов ни по качеству изображения, ни тем более по удобству съёмки, но для тех целей, для которых её обычно используют (съёмка еды, кошек и автопортретов в зеркале общественного туалета), её возможностей вполне достаточно. Да и качество изображения не играет абсолютно никакой роли, если снимки предназначаются исключительно для публикации в социальных сетях.

Существует целый ряд отнюдь не компактных компактов – т.н. ультразумов вроде Sony DSC-HX200 или Fujifilm FinePix HS50EXR. Идея столь же проста, сколь и коварна: достаточно низкое качество картинки вследствие маленького сенсора, неспешная работа, электронный видоискатель, сверхдлинный несменный объектив и громоздкий корпус, мимикрирующий под зеркалку. Цена таких агрегатов в отдельных случаях может превосходить цену настоящих зеркальных камер начального уровня. Не поддавайтесь на уловки маркетологов. Единственная цель существования псевдозеркалок-ультразумов – практически беззатратное повышение доходов производителей фототехники, а вы не обязаны этому способствовать.

На мой взгляд, хороший компакт должен быть, прежде всего, компактен, чтобы его можно было носить с собой повсюду, не испытывая дискомфорта. Кроме того очень желательна возможность вручную управлять основными настройками камеры . Матрица должна быть как можно большего размера, но не в ущерб габаритам камеры, и, наконец, цена мыльницы должна лежать в разумных пределах.

В последнее время появляется всё больше дорогих компактов с относительно большими сенсорами и качественной, хотя и несменной, оптикой, например, Canon G1 X, Fujifilm X100S или Nikon Coolpix A. Эти аппараты лишенны характерных для традиционных мыльниц проблем с качеством изображения при достаточно скромных размерах самого фотоаппарата, но, учитывая их пока что довольно высокую цену при невозможности менять объективы, более очевидным выбором для фотолюбителей-энтузиастов остаются всё же простейшие зеркалки.

Зеркальные камеры

Цифровой однообъективный зеркальный фотоаппарат он же DSLR (Digital Single-Lens Reflex) несмотря на, казалось бы, архаичную конструкцию, всё ещё остаётся лучшим решением для съёмки подвижных объектов. Хорош он и для неподвижных сцен в силу своей универсальности. Цифровые зеркалки – наследницы зеркалок плёночных. Это системные камеры. Система же включает в себя не только фотоаппараты, но и многочисленные объективы, вспышки и прочие аксессуары на все случаи жизни.

Главной отличительной особенностью зеркальной фотокамеры, помимо сменной оптики и большого сенсора, является наличие у неё зеркального оптического видоискателя. Вы легко можете увидеть установленное под углом 45° зеркало, если заглянете внутрь фотоаппарата, предварительно отсоединив объектив. В зеркале видно отражение матового стекла, расположенного над ним, а за зеркалом прячется сенсор камеры, прикрытый шторным затвором. Зеркало отражает свет на матовое стекло, которое вы обычно рассматриваете через пентапризму и окуляр, компонуя кадр. Непосредственно перед открытием затвора поворотное зеркало поднимается, делая видоискатель чёрным, но зато позволяя свету от объектива беспрепятственно падать на матрицу, а после экспонирования возвращается в своё исходное положение. Эта схема, принципиально не менявшаяся за последние больше чем полвека, даёт вам возможность видеть через видоискатель то же, что видит объектив камеры, без задержек, без параллакса и в максимальном разрешении, ограниченном только остротой вашего зрения.

Устройство однообъективного зеркального фотоаппарата:
1 – объектив; 2 – зеркало; 3 – затвор; 4 – матрица; 5 – фокусировочный экран; 6 – конденсор; 7 – пентапризма; 8 – окуляр.

Преимущества зеркальных камер:

  • Качество изображения. Большой сенсор означает большие фотодиоды, а значит, при одинаковом разрешении и одинаковом значении ISO картинка получается значительно чище, чем при съёмке мыльницей. Большой динамический диапазон делает возможными гораздо более смелые манипуляции со снимками при постобработке без риска возникновения заметных артефактов. Существуют немногочисленные полнокадровые модели, т.е. камеры, размер сенсора которых соответствует размеру кадра традиционной 35-мм плёнки; однако большинство цифровых зеркалок имеют сенсоры с кроп-фактором 1,5-1,6.
  • Скорость. Камера просыпается в мгновение ока и делает снимок именно тогда, когда вам это нужно. Оптический видоискатель работает в реальном времени, без каких бы то ни было задержек.
  • Быстрый фазовый автофокус позволяет навестись на резкость практически мгновенно и не склонен совершать лишние движения, свойственные контрастному автофокусу. Фокусировочные моторы в объективах зеркалок также работают значительно быстрее, чем в компактах.
  • Удобное и оперативное управление. Наиболее важные регулировки в зеркальных камерах вынесены на корпус и не требуют обращения к бесконечным меню.
  • Возможность вручную управлять выдержкой, диафрагмой, а также осуществлять наводку на резкость.
  • Механическое кольцо перемены фокусного расстояния на зум-объективах, обеспечивающее быстрое, а главное, точное кадрирование.
  • Экономное энергопотребление. Включенная камера в состоянии покоя практически не потребляет электроэнергию, что позволяет держать её включенной постоянно. Оптический видоискатель, в отличие от жидкокристаллического дисплея, полностью пассивен. Если вы не используете встроенную вспышку и визирование по экрану (Live View), батарея камеры может выдержать до тысячи снимков на одном заряде, что исключительно важно в туристических походах .
  • Контроль над глубиной резко изображаемого пространства. Большой сенсор обуславливает использование сравнительно длиннофокусных объективов, что обеспечивает малую глубину резкости при открытой диафрагме. Прикрыв диафрагму можно добиться большой глубины резкости.
  • Возможность снимать в RAW , для тонкого редактирования снимков.
  • Огромный выбор объективов для любых целей: широкоугольные и телеобъективы, объективы для портретов и для макросъёмки, дискретные объективы и трансфокаторы, с любой светосилой и для любого кармана. Кроме того, многие объективы, выпущенные двадцать и более лет назад, частично или полностью совместимы с современными цифровыми фотоаппаратами соответствующей системы.

Недостатки зеркальных камер:

  • Габариты. Из всех типов малоформатных камер зеркальные аппараты отличаются наибольшими размерами и весом. Особенно это касается дорогих профессиональных моделей. В карман такую камеру не положишь.
  • Громоздкие и дорогие объективы. Зеркало не позволяет поместить объектив достаточно близко к сенсору камеры, т.е. расстояние от оправы объектива до плоскости матрицы (рабочий отрезок) может оказаться больше, чем фокусное расстояние необходимого фотографу короткофокусного (широкоугольного) объектива. Это решается созданием хитроумных ретрофокусных объективов, т.е. таких, у которых фокусное расстояние меньше, чем их фактическая длина. Иными словами, воображаемый оптический центр объектива лежит как бы внутри корпуса камеры за самим объективом.
  • Шум. При спуске затвора слышен довольно громкий механический щелчок. Полностью эту проблему не решает даже т.н. «бесшумный» режим, присутствующий в некоторых моделях.
  • При использовании Live View или при съёмке видео автофокус работает едва ли не медленнее, чем в компактах, а аккумулятор разряжается куда быстрее.
  • Пыль, попадающая внутрь фотоаппарата при смене объективов, может оседать на матрице и приводить к появлению едва заметных пятен на снимках. Ультразвуковые системы очистки матрицы, встраиваемые в корпус камеры, пытаются бороться с пылью, и с каждым годом всё успешнее, но это не повод забывать об аккуратности.

Если вы серьёзно относитесь к фотографии, зеркальная камера – это, в сущности, наиболее рациональный выбор. По крайней мере, на настоящем этапе развития фототехники.

Беда с системными камерами в том, что покупая камеру, вы привязываете себя к конкретной системе. Впоследствии, если вы захотите по тем или иным причинам сменить систему, это может оказаться весьма затратным.

Без сомнения, лидерами в производстве цифровых зеркальных камер являются Canon и Nikon. Обе компании занимаются разработкой фототехники не первое десятилетие, и, поверьте, они знают своё дело. Их системы являются наиболее полными и включают в себя не только широкий выбор фотоаппаратов, как любительского, так и профессионального уровня, но и колоссальное разнообразие объективов, предназначенных для решения любых фотографических задач. Как у Кэнона, так и у Никона имеются полнокадровые камеры, хоть они и достаточно дороги.

Выбирая между Nikon и Canon, вы не можете ошибиться. Они одинаково хороши. Лично я предпочитаю Nikon, но это скорее дело привычки к эргономике и дизайну никоновских камер. Ни один профессионал не будет всерьёз участвовать в дискуссиях на тему «Nikon против Canon ». Это глупо. Конкуренция между двумя гигантами настолько жёсткая, что если бы одна из компаний вдруг в чём-то уступила бы другой, она быстро оказалась бы не у дел.

Среди производителей зеркальных камер, так сказать, второго эшелона следует упомянуть Pentax и Sigma. Фотоаппараты системы Sony α с полупрозрачным зеркалом не являются зеркальными в традиционном понимании, хотя и позиционируются компанией Sony как DSLR: несмотря на присутствие зеркала, видоискатель у них не оптический, а электронный, а значит – энергопотребляющий.

Не стану спорить – камеры Pentax, Sigma и Sony весьма неплохи, и более чем пригодны для создания потрясающих фотографий; более того, некоторые модели могут быть даже в большей степени инновационными в техническом отношении, нежели относительно консервативные Nikon и Canon, но, во-первых, и Nikon и Canon отличаются самым пристальным вниманием к мелочам, касающимся удобства и быстроты в обращении с камерой; во-вторых, их системы наиболее обширны и универсальны и, наконец, в-третьих, системы Nikon и Canon достаточно популярны и продаются повсюду, что порой может очень облегчить процесс покупки нужного объектива. Далеко не всякий магазин фототехники торгует экзотическими системами. И количество этих систем сокращается: Olympus, Fujifilm, Panasonic и Samsung уже оставили рынок зеркальных камер и сосредоточили свои силы на камерах беззеркальных, рынок которых ещё не успели подмять под себя Кэнон с Никоном.

Беззеркальные камеры

Стремление совместить высокое качество изображения, свойственное зеркальным камерам, с малыми габаритами компактов привело к появлению смешанного класса фотоаппаратов, которые принято называть беззеркальными. Иногда используется английская аббревиатура EVIL (Electronic Viewfinder with Interchangable Lens) или MILC (Mirrorless Interchangeable Lens Camera). Иными словами, беззеркальная камера – это камера с достаточно большим сенсором, сменной оптикой и преимущественно электронным видоискателем, не требующим наличия зеркала.

Преимущества беззеркальных камер:

  • Высокое качество изображения, сопоставимое с таковым у зеркальных камер. Впрочем, разброс в размерах сенсора от системы к системе здесь довольно велик: если Sony A7 имеет полнокадровый сенсор (36 x 24 мм), как и у старших зеркальных фотоаппаратов, то камеры системы Pentax Q снабжались откровенно мыльничными сенсорами с кроп-фактором 5,6.
  • Размеры камеры довольно компактны по сравнению с зеркалкой. Беззеркальные камеры не имеют зеркала и пентапризмы, что положительно сказывается на их габаритах. Объективы также могут быть сравнительно невелики – особенно это характерно для короткофокусных объективов.
  • Сменная оптика. Выбор объективов не так широк, как в зеркальных системах, но для подавляющего большинства фотографов вполне достаточен. Кроме того, многие объективы, предназначавшиеся изначально для зеркальных камер, можно установить на камеры беззеркальные через специальный переходник. Тут всё зависит от конкретного производителя и от его взглядов на межсистемную совместимость.
  • Бесшумность. Отсутствие хлопающего зеркала делает камеру значительно тише.
  • Подъём зеркала в зеркальной камере сопровождается лёгкой вибрацией, которая в отдельных случаях может немного ухудшить резкость изображения. Беззеркальная камера, лишённая этого недостатка, потенциально может обеспечить лучшую резкость.

Недостатки беззеркальных камер:

  • Видоискатель за редким исключением электронный, а значит, энергопотребляющий и страдающий небольшой задержкой (впрочем, у хороших беззеркалкок задержка практически незаметна). Многие бюджетные модели вовсе не имеют видоискателя-окуляра, и визирование в них осуществляется исключительно по экрану, как в мыльницах.
  • По эргономике большинство беззеркальных фотоаппаратов ближе всё-таки к компактам, нежели к зеркалкам. Маленький корпус – маленькие кнопки, а многие регулировки и вовсе недоступны напрямую. Фотограф, привычный к механическим органам управления зеркальной камеры, будет раздражён необходимостью ежеминутно лазить в многоуровневые меню. Справедливости ради стоит отметить, что флагманские модели по удобству управления вплотную приближаются к зеркалкам.
  • Расход электроэнергии идёт полным ходом, поскольку и сенсор, и электронный видоискатель включены постоянно. Беззеркальные камеры ещё более прожорливы, чем компакты, благодаря более крупному сенсору. Смею надеяться, что это вопрос технологий и через несколько лет аккумуляторы беззеркальных камер будут иметь достаточную ёмкость, чтобы не привязывать фотографа к электророзетке.
  • Беззеркальные камеры ещё более уязвимы для пыли по сравнению с зеркальными, поскольку в момент смены объектива сенсор в них не прикрыт зеркалом.
  • Беззеркальная камера, при прочих равных условиях, дороже зеркальной камеры сопоставимого класса. Премия за миниатюрность.

Как видите, беззеркальные камеры – довольно спорная категория. По сравнению с компактными камерами – это, безусловно, шаг вперёд, но зеркальным камерам по-прежнему нет равных в оперативности съёмки и универсальности. По стоимости же отдельные беззеркальные камеры могут превосходить не только компакты, но и многие недорогие зеркалки.

Казалось бы, беззеркальная камера является идеальным решением для путешествий, когда малые габариты становятся исключительно ценными, и при этом вы не хотите жертвовать качеством снимков, но это касается только путешествий в сравнительно цивилизованных условиях, подразумевающих возможность регулярно подзаряжать батарею. А ведь фотографу-пейзажисту часто приходится забираться в настолько глухие места, что долгоиграющий аккумулятор зеркальной камеры становится порой решающим фактором.

Часть беззеркальных систем явно ориентированы на пользователей компактов, переросших возможности своих камер, но по тем или иным причинам сторонящихся зеркалок. К этой группе можно отнести Nikon 1, Samsung NX Mini и Pentax Q.

Иные системы, такие как Nikon Z, Canon EOS R, Canon EOS M, Sony α и Fujifilm X и вполне могут стать инструментом профессионала, ценящего умеренный вес и размеры.

Полнокадровая Leica M по сути практически не отличается от классических дальномерных камер Leica и даже имеет параллаксный оптический видоискатель, однако и цена у Лейки более чем выдающаяся, что сильно снижает её привлекательность для большинства фотографов.

Прочие системы: Olympus/Panasonic Micro 4/3, Pentax K, Samsung NX, Sigma sd Quattro – занимают срединное положение и несут в себе, на мой взгляд, слишком много компромиссов, ну да это дело индивидуального вкуса.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Вопрос о том, какой фотоаппарат лучше — зеркальный или цифровой, рано или поздно становится перед любым, кто пытается выбрать для себя новый фотоаппарат. Оба типа «на слуху», поэтому выбор зачастую становится довольно сложным.
Стоит упомянуть, что «зеркальный» и «цифровой» — это исключительно характеристика технических параметров. Зеркальный фотоаппарат вполне может быть как пленочным, так и цифровым. Цифровой же может быть зеркальным или незеркальным, поэтому и сравнивать данные понятия нельзя: стоит сравнить цифровой зеркальный и незеркальный фотоаппараты.

Особенности цифровых фотоаппаратов

В цифровом фотоаппарате для получения изображения используется матрица — светочувствительная пластинка, состоящая из автономных ячеек-элементов. С помощью системы линз, которые находятся в объективе, изображение фокусируется на матрицу. Далее матрица уже фокусирует изображение по световому параметру. Картинка далее сохраняется либо в памяти фотоаппарата, либо на дополнительном носителе — обычным графическим файлом. Такой принцип работы характерен и для незеркальных цифровых фотоаппаратов, и для зеркальных.

Зеркальные и незеркальные фотоаппараты

На зеркальных цифровых фотоаппаратах дополнительно устанавливается также зеркальный видоискатель. Таким образом, в визирном канале, с помощью которого перед съемкой проводится кадровка изображения, находится зеркально-призменная система. С ее помощью изображение поступает в окуляр фотоаппарата, а там фотограф может увидеть картинку перед съемкой. То есть, в зеркальных фотоаппаратах заранее можно увидеть снимок в видоискателе. Это очень удобное технологическое решение, которое помогает фотографу хорошо настроить границы кадра, освещенность и резкость объекта съемки, а также установить глубину пространства, которое фотографируется.

Существенным преимуществом зеркального видоискателя является тот факт, что он не подвергается изменениям видимого размещения объекта, если меняется положение фотографа: свет на него поступает непосредственно через объектив.

Незеркальный фотоаппарат производит съемку исключительно с ориентацией на ЖК-экран — именно его используют вместо видоискателя. Картинка здесь также отображается до съемки, но ее разрешение очень невысокое, яркость и цветопередача также слабые. Только после съемки фотограф сможет оценить, каким именно будет кадр. В незеркальном цифровом фотоаппарате оптическая ось видоискателя смещена в сравнении с осью основного объектива. В результате, видоискатель уже подвергается параллаксу — перемещению фотографа во время съемки.

В зеркальных фотоаппаратах есть возможность применения сменного объектива — в незеркальных это очень большая редкость. Также качество снимков в зеркальных фотоаппаратах можно значительно улучшить, если использовать качественную оптику для конкретных потребностей.

Несколько выводов

Итак, можно подвести итоги сравнений:

  1. Цифровой фотоаппарат и зеркальный фотоаппарат — это принципиально разные параметры фотоаппаратов, которые нельзя сравнивать между собой. Сравнению подвергаются только зеркальные и незеркальные, цифровые и нецифровые (пленочные).
  2. Оба вида фотоаппаратов — зеркальный и незеркальный — используют матрицу для получения и обработки изображения.
  3. В зеркальных фотоаппаратах дополнительно присутствует видоискатель, который позволяет картинку без искажения еще до съемки. В незеркальных фотоаппаратах видоискатель подвергается параллаксу и отображает картинку до съемки в гораздо худшем качестве.
  4. В зеркальном цифровом фотоаппарате можно менять объективы. Если говорить о незеркальных цифровых фотоаппаратах, то здесь подобное можно встретить крайне редко.

Таким образом, каждый может выбрать для себя тот вид фотоаппарата, который более удобен для конкретного вида деятельности. Профессиональный фотограф наверняка выберет зеркальный цифровой гаджет, непрофессиональному вполне достаточно будет и незеркального. Цены также обычно у зеркальных выше, чем у незеркальных, хотя многое зависит и от производителя. В любом случае, зеркальный и незеркальный фотоаппараты с похожим набором функций одного производителя будут стоить по-разному — зеркальный дороже.

Относительно недавно альтернативы у покупателей фотоаппаратов изменились. Теперь можно выбирать между зеркальными фотокамерами, беззеркальными фотоаппаратами со сменной оптикой и обычными цифровыми компактоми (раньше их называли мыльницами, но теперь среди них есть очень хорошие модели)...

Зачем нужна зеркалка?

Если вдруг в вас проснется желание создавать фотографии профессионального качества чтобы запечатлеть события из жизни вашей семьи, ваших поездок в интересные места, каких-то интересных мероприятий, например, спортивных или праздничных, на которых вам довелось или предстоит побывать...

Или вы считаете, что такие фотографии будут полезны вашей работе или бизнесу...

Или просто вы почувствуете необходимость дать, наконец, выход своим творческим способностям и постараться воплотить во что-то материальное свое креативное видение мира...

Тогда, и только тогда вам следует задуматься о приобретении и подборе зеркального фотоаппарата.

Потому что фотокамеры класса "наведи и снимай" ("point and shoot"), а по-простому, "мыльницы" практически не предоставляют возможности реализовать креативное видение мира во что-то осязаемое; во всяком случае, сильно ее затрудняют, лишая фотографа возможности пользоваться ручными настройками режимов съемки (то есть его инструментами мастерства), не говоря уже о том, что и сами эти возможности у таких фотоаппаратов по сравнению с зеркальными, существенно ограничены.

Другое дело, что современные мыльницы, то есть (извините, оговорились) компактные фотоаппараты, показывают порой очень неплохие характеристики и позволяют делать неплохие снимки Прогресс не стоит на месте. Поэтому мы и призываем основательно подумать, прежде чем покупать зеркальный фотоаппарат. Его надо осваивать, с ним надо учиться работать. Для этого нужно и желание и время. Иначе он просто будет лежать ненужным и забытым в шкафу. Что обычно и происходит, когда при выборе фотоаппарата руководствуются тезисом: "зеркалка - это круто!"

Хороший способ решить для себя, нужна вам зеркалка или нет - это получше узнать о ее функциях и возможностях в сравнении с обычными фотоаппаратами. То есть, сначала необходимо хоть чуть-чуть освоить теоретическую часть, а потом уже можно переходить к практике.

Важное предупреждение для "самых начинающих": никогда не спрашивайте про отличия зеркального фотоаппарата от цифрового и про отличия фотоаппарата от фотокамеры, - вы непоправимо скомпрометируете себя в глазах наставника. В наши дни все фотоаппараты цифровые, что зеркальные, что обычные (за исключением некоторых специальных моделей). Фотокамера от фотоаппарата отличается тем же, чем фотограф-брюнет отличается от темноволосого фотографа.

Сравнение зеркального цифрового фотоаппарата и обычной не зеркальной цифровой фотокамеры

Отличия состоят в конструктивных особенностях, главным из которых является:

Наличие особой системы с зеркалом и пентапризмой, перенаправляющей световой поток в окуляр фотокамеры, через который фотограф видит объект съемки. В момент спуска затвора зеркало поднимается и пропускает световой поток на записывающую матрицу.

Другие отличия, как бы они не были важны, уже можно назвать второстепенными или вторичными. Среди них:

Возможность замены объективов на зеркальном фотоаппарате (например, вместо широкофокусного объектива для панорамной съемки, можно в нужный момент установить телескопический объектив для фотографирования удаленного объекта)

Фотограф имеет возможность ручного наведения на резкость вращением кольца на объективе (что дает выгоду и по времени этой операции и, очень часто, по качеству снимка)

В окуляре фотограф видит именно ту картинку, которая будет запечатлена на записывающую матрицу (с поправкой на то, что снимок захватит на несколько единиц процентов больше, чем видно через окуляр)

Зеркальные фотокамеры - более быстрые, хотя и более шумные

Зеркальные фотокамеры - более крупные и более тяжелы

С зеркальным фотоаппаратом фотограф имеет больше возможностей управлять режимами съемки, функциями своей камеры, использовать собственные навыки и фотографические методики

В целом, все эти отличия, позволяют получать более интересные и качественные снимки тому, кто к этому стремится.

Существует еще одно важное отличие зеркального фотоаппарата от незеркального, и тоже косвенным образом связанное с технологиями - это стоимость. Цена зеркалки, как технически более сложного устройства, всегда более высокая.

P.S. Последнее время Sony выпускает фотоаппараты по технологии "полупрозрачного зеркала", несколько отличающейся от классической "зеркальной".

Еще одна альтернатива

Относительно недавно появился новый класс фотоаппаратов, который можно считать промежуточным между двумя, рассматриваемыми выше. Это беззеркальные фотокамеры со сменными объективами.

По всем параметрам: и по качеству снимков, и по цене, и по размеру, и по удобству использования они находятся приблизительно посередине между зеркальными и беззеркальными фотоаппаратами. Это достойная альтернатива при выборе фотокамеры, которая обязательно должна рассматриваться теми, кто только задумывается о покупке своего первого зеркального фотоаппарата.

Сергей Филинов



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх