В помощь начинающим гитаристам: как играть гамму До мажор. Гамма ми-минор на грифе гитары, по позициям Сколько всего гамм на гитаре

Гаммы являются инструментальной составляющей любого музыкального репертуара. Они образуют ключевые шаблонные элементы для музыкального произведения и импровизации практически в любом стиле и жанре. Именно уделение времени на освоение самым базовым гаммам отличает обычного музыканта от великолепного мастера. К счастью, когда дело касается гитары, изучение гамм обычно сводится к запоминанию простых шаблонов путем постоянной практики.

Шаги

Часть 1

Основные понятия и термины

Уже владеете небольшими знаниями основ теории музыки? Тогда переходите непосредственно к гаммам, кликнув .

  1. Научитесь читать гриф гитары. На гитаре, передняя, длинная и тонкая часть, где вы прижимаете свои пальцы, называется грифом. Выпуклые металлические порожки на грифе делят его на лады. Гаммы получаются путем сыгрывания нот при различных сочетаниях ладов, поэтому важно уметь их отличать:

    • Лады нумеруются от головы гитары в направлении ее корпуса. К примеру, самый верхний порожек у головы гитары – первый лад (или «лад 1»), следующий лад – это второй лад, и так далее.
    • Прижимание струны на определенном ладу и удар по этой струне над корпусом гитары сыгрывает соответствующую ноту. Чем ближе лады к корпусу гитары, тем выше ноты.
    • Точки на ладах служат для запоминания позиции ладов - они помогают легко помнить, где вы прижимаете свои пальцы, без необходимости постоянно считать лады от головы гитары.
  2. Выучите названия нот на грифе. Каждый лад на гитаре берет ноту, у которой есть свое имя. К счастью, всего существует только 12 нот - названия просто постоянно повторяются. Ноты, которые вы можете сыграть, представлены ниже. Имейте ввиду, что у некоторых нот есть два отличных названия:

    • ля (A), ля-диез/си-бемоль (A#/Bb), си (B), до (C), до-диез/ре-бемоль (C#/Db), ре (D), ре-диез/ми-бемоль (D#/Eb), ми (E), фа (F), фа-диез/соль-бемоль (F#/ Gb), соль (G), соль-диез/ля-бемоль (G#/Ab) . После этого ноты снова повторяются, начиная с ля.
    • Изучение позиций различных нот не является чем-то очень сложным, однако и на это нужно какое-то время, чтобы осветить в этой статье.
  3. Выучите названия струн. Вы можете ссылаться на различные струны, называя их как «самая толстая, вторая самая толстая», и так далее, но гораздо проще разговаривать о гаммах, зная их действительные названия. К тому же это еще и полезно, так как струны именуются в соответствие ноте, которую они берут, когда не прижимается никакой лад . В обычной шестиструнной гитаре со стандартной настройкой струны именуются следующим образом:

    • ми (самая толстая)
    • соль
    • ми (самая тонкая) - заметьте, что у этой струны имя такое же как и у самой толстой, поэтому некоторые люди для различия, называют их как «низкая» и «высокая» ми.
  4. Изучите понятие тона и полутонов в гаммах. Проще говоря, гамма – это просто последовательность нот, которые приятно звучат, когда играются по порядку. Когда вы перейдете к изучению гамм, вы поймете, что все гаммы строятся по схемам из «тонов» и «полутонов». Звучит весьма сложно, однако они просто служат способом описания различных интервалов на грифе

    • Полутон – это интервал в один лад ниже или выше. К примеру, если вы играете до (струна ля, третий лад), переход на один лад вверх даст вам ноту до-диез (струна ля, четвертый лад). Можно сказать, что ноты до и до-диез отличаются на полтона.
    • Тон – то же самое, только интервал будет в два лада . К примеру, если мы стоим на до и двигаемся на два лада вверх, мы берем ноту ре (струна ля, пятый лад). Таким образом, ноты до и ре отличаются на целый тон.
  5. Ступень гаммы. Вы уже почти готовы к изучению гамм. Последнее понятие, которое нужно запомнить – это «ступени», для определения нот – поскольку гаммы являются последовательностями нот, которые нужно играть по порядку. Ступени перечислены ниже. Изучение количественных названий для каждой ступени очень важно - другие названия применяются менее часто.

    • Нота, с которой вы начинаете, называется основным тоном или первой . Иногда ее также называют тоникой .
    • Вторая нота называется второй или верхним вводным тоном .
    • Третья нота называется третьей или медиантой .
    • Четвертая нота называется четвертой или субдоминантой .
    • Пятая нота называется пятой или доминантой .
    • Шестая нота называется шестой или субмедиантой .
    • Седьмая нота называется седьмой - у нее есть несколько других имен, которые меняются в зависимости от гаммы, поэтому мы опустим их в этой статье.
    • Восьмая нота называется октавой . Ее также иногда называют тоникой , так как это одна и та же нота, что и первая, только выше.
    • После октавы, вы либо можете начать все заново со второй, либо продолжать с девятой. К примеру, ноту после октавы, можно назвать «девятой» или «второй», но это одна и та же нота в любом случае.

    Часть 2

    Мажорные гаммы
    1. Выберите начальную ноту (основной тон) для вашей гаммы. Тип гаммы, которую мы изучим в этом разделе – это мажорная гамма. Это хороший выбор для начального обучения, так как большинство других гамм основаны на мажорной гамме. Одним замечательным свойством гамм является то, что вы можете играть их, начиная с любой ноты. Чтобы начать, выберите любую ноту ниже 12-ого лада на низкой ми струне или струне ля. Играя на одной из низких струн, у вас будет много места для перемещения вверх и вниз по гамме.

      • Для примера, давайте начнем с соль (нижняя ми струна, третий лад). В этом разделе вы узнаете, как играть гамму соль-мажор - гаммы называются в соответствие их основным тонам.
    2. Изучите схему ступеней мажорной гаммы. Любая гамма может быть записана как схема целых тонов и полутонов. Очень важно изучить схему ступеней мажорной гаммы, так как большинство других гамм происходят от нее. Смотрите ниже:

      • Начните с основного тона, затем следуйте этим шагам: Тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон .
      • К примеру, если мы стоим на соль, сначала мы перейдем вверх на целый тон в ля. Затем, мы перейдем на другой тон в си. Далее, мы перейдем вверх на полтона в до. Следуя схеме выше, гамма продолжится сыгрыванием нот ре, ми, фа-диез, и закончится на соль.
    3. Изучите аппликатуру пальцев для мажорной гаммы. Вы можете сыграть всю гамму на одной струне, но это слишком просто - обычно вы не заметите такого за гитаристами. Вместо этого, намного более распространенной практикой будет двигаться вверх и вниз по нескольким струнам при сыгрывании этой гаммы. Это сократит количество необходимых движений вашей руки.

      • Для изученной соль-мажорной гаммы, мы начинаем играть на третьем ладу на низкой ми струне. Затем играем ля и си на пятом и седьмом ладу струны ми.
      • Далее, мы играем до на третьем ладу струны ля . Играем ре и ми на пятом и седьмом ладу струны ля.
      • Затем, играем фа-диез на четвертом ладу струны ре . Заканчиваем, играя соль на пятом ладу струны ре. Заметьте, что нам не пришлось двигать нашу руку вверх и вниз по грифу при такой игре - просто играли разные струны и тянули пальцы.
      • Все вместе должно быть так: Низкая ми струна: Струна ля: Струна ре:
    4. Попробуйте пробегаться по этой схеме вверх и вниз по грифу. Пока вы начинаете играть с низкой ми или ля струны, аппликатура изученной вами мажорной гаммы может быть сыграна с любой позиции на грифе. Другими словами, просто сдвиньте все ноты вверх или вниз на то же количество ладов/ступеней, чтобы играть различные мажорные гаммы.

      • К примеру, если хотите сыграть си-мажорную гамму, нужно просто перейти по грифу на седьмой лад низкой ми струны. Затем, нужно просто использовать ту же аппликатуру, что и прежде, чтобы сыграть гамму как эта: Низкая ми струна: Си (7 лад), до-диез (9 лад), ре-диез (11 лад) Струна ля: ми (7 лад), фа-диез (9 лад), соль-диез (11 лад) Струна ре: ля-диез (8 лад), си (9 лад)
      • Заметьте, что расположение пальцев на ладах ровно такое же, как и прежде. Просто сдвигайтесь вверх и вниз, чтобы играть различные мажорные гаммы.
    5. Заучите гаммы, пробегаясь вверх и вниз. Обычно гаммы играют не только в одном направлении. Как только вы освоите игру мажорной гаммы вверх, попробуйте играть ее в обратном направлении, как только сыграете полную октаву. Все, что вам нужно – играть те же ноты, но в обратном порядке - без каких-либо изменений.

      • К примеру, если нужно сыграть си-мажорную гамму вверх и вниз, то нужно играть ноты так: Игра вверх: си, до-диез, ре-диез, ми, фа-диез, соль-диез, ля-диез, си Игра вниз: си, ля-диез, соль-диез, фа-диез, ми, ре-диез, до-диез, си
      • Если вы хотите играть гамму в размер 4/4, играйте каждую ноту как четверть или восьмушка. Играйте октаву дважды или переходите к девятой ноте (тон сразу за октавой), затем идите обратно. Это даст вам необходимое количество нот для того, чтобы гамма «сравнялась» со счетом.

    Часть 3

    Минорные гаммы
    1. Запомните разницу между минорной мажорной гаммой. У минорной гаммы много общего с мажорной гаммой. Как и мажорная гамма, минорные гаммы называют согласно их основным тонам (к примеру, ми-минор, ля-минор и так далее). Большинство нот даже одинаковые. Есть всего несколько отличий, которые вам необходимо запомнить:

      • У минорной гаммы понижается третья ступень .
      • У минорной гаммы понижается шестая ступень .
      • У минорной гаммы понижается седьмая ступень .
      • Чтобы понизить ноту, просто сдвиньте ее на полтона вниз. Это значит, что третья и седьмая ноты в гамме будут на один лад ниже, чем в мажорной гамме.
    2. Разучите ступенчатую схему для минорной гаммы. Отличие от мажорной гаммы будет в понижении на третьей, шестой и седьмой нотах в схеме минорной гаммы. Запоминание новой схемы может быть весьма полезно при освоении минорных гамм.

      • Схема минорной гаммы начинается с основного тона, то есть: Тон, полутон , тон, тон, полутон , тон, полутон .
      • К примеру, если хотите сыграть гамму соль-минор , начните играть гамму соль мажор и понижайте третью, шестую и седьмую ступень на полтона. Гамма соль-мажор : соль, ля, си, до, ре, ми, фа-диез, соль
      • …отсюда гамма соль-минор будет: соль, ля, си-бемоль , до, ре, ми-бемоль , фа , соль
    3. Выучите аппликатуру для минорных гамм. Так же как и с мажорными гаммами, ноты в минорных гаммах играются на определенных ладах, и вы можете бегать вверх и вниз по грифу, играя различные минорные гаммы. Пока вы начинаете играть минорные гаммы с низкой ми струны или струны ля, минорная схема будет одинаковой.

      • К примеру, давайте сыграем минорную гамму ми-бемоль. Для этого мы просто начнем играть гамму ми-бемоль, понижая при этом третью, шестую и седьмую ступени вниз на один лад, вот так: Струна ля: ми-бемоль (6 лад), фа (8 лад), фа-диез (9 лад) Струна ре: ля-бемоль (6 лад), си-бемоль (8 лад), си (9 лад) Струна соль: ре-бемоль (6 лад) , ми-бемоль (8 лад)
    4. Тренируйтесь играть гамму вверх и вниз. Как и мажорные гаммы, минорные гаммы тоже часто играют вверх и вниз. Вы просто играете ту же последовательность нот, но в обратном направлении без изменений.

      • К примеру, если вы хотите сыграть гамму ми-бемоль вверх и вниз, то это делается так: Вверх: ми-бемоль, фа, фа-диез, ля-бемоль, си-бемоль, си, ре-бемоль, ми-бемоль Вниз: ми-бемоль, ре-бемоль, си, си-бемоль, ля-бемоль, фа-диез, фа, ми-бемоль
      • Тут вы тоже можете добавить, девятую ступень (в этом случае нота фа после октавы) или играть октаву дважды, чтобы попасть в размер 4/4.

    Часть 4

    Другие полезные гаммы
    1. Практикуйтесь играть хроматические гаммы для тренировки и скорости. Одной полезной разновидностью гамм для тренировки является хроматическая гамма. В этой гамме все ступени разделены на полтона . А это значит, что хроматическую гамму можно сочинить, просто пробегаясь вверх и вниз по ладам в определенном порядке.

      • Попробуйте выполнять это хроматическое упражнение: Для начала выберите одну из струн на гитаре (неважно какую). Начните отсчитывать ритм 4/4. Сыграйте по открытой струне (без зажатия ноты на ладу) как четвертную ноту, затем на первом ладу, далее на втором, и третьем. Не останавливаясь, сыграйте на первом ладу, на втором, третьем и четвертом. Держите ритм ровно и играйте на втором, затем на третьем, четвертом и пятом. Продолжайте эту схему, пока не дойдете до 12 лада, а затем возвращайтесь!
      • К примеру, если вы играете на высокой ми струне, ваше хроматическое упражнение будет таким: Счет раз: ми (открытая), фа (1 лад), фа-диез (2 лад), соль (3 лад) Счет 2: фа (1 лад), фа-диез (2 лад), соль (3 лад), соль-диез (4 лад)
      • …и так далее до 12 лада (и обратно).
    2. Выучите пентатонику. В пентатонике содержится всего 5 нот и все они приятно звучат при одновременном сыгрывании, поэтому эта гамма часто используется в сольных партиях. В частности, минорная пентатоника исключительно популярная в роке, джазе и блюзе. Эта гамма настолько часто используется, что иногда ее просто называют «пентатоникой» для краткости. Эту гамму мы и изучим ниже.

      • Минорная пентатоника содержит следующие ступени: Основной тон, пониженная 3 ступень, четвертая, пятая, и пониженная седьмая ступень (плюс октава) . Это практически минорная гамма, но без второй и шестой ступени.
      • К примеру, если мы начнем с низкой ми струны, ля-минорная пентатоника будет такой: Низкая ми струна: ля (5 лад), до (8 лад) Струна ля: ре (5 лад), ми (7 лад) Струна ре: соль (5 лад), ля (7 лад)
      • Тут, если хотите, можете продолжить играть те же ноты на высоких струнах: Струна соль: до (5 лад), ре (7 лад) Струна си: ми (5 лад), соль (8 лад) Струна ми: ля (5 лад), соль (8 лад)
    3. Изучите блюзовую гамму. Как только вы освоите минорную пентатонику, очень просто сыграть связанную с ней «блюзовую гамму». Для этого нужно просто добавить пониженную пятую ступень гаммы в минорную пентатонику. Это даст вам гамму с шестью нотами - все остальное без изменения.

      • К примеру, если вам нужно сделать из ля-минорной пентатоники блюзовую ля гамму, сыграйте так: Низкая ми струна: ля (5 лад), до (8 лад) Струна ля: ре (5 лад), ми-бемоль (6 лад) , ми (7 лад) Струна ре: соль (5 лад), ля (7 лад) Струна соль: до (5 лад), ре (7 лад), ми-бемоль (8 лад) Струна си: ми (5 лад), соль (8 лад) Струна ми: ля (5 лад), до (8 лад)
      • Пониженная пятая ступень известна как «блюзовая нота». Несмотря на то, что она находится в гамме, она несколько странно звучит и сама по себе неблагозвучна, поэтому, если вы играете сольную партию, старайтесь использовать ее в качестве вводного тона - то есть, играйте ее «при переходе» к другой ноте. Не держите эту блюзовую ноту слишком долго!
    4. Разучите двухоктавные версии всех гамм. Как только вы дойдете до октавы гаммы, вам необязательно возвращаться. Просто считайте октаву как новую тонику и используйте ту же ступенчатую схему для сыгрывания второй октавы. Мы уже кратко касались этой темы при изучении минорной пентатоники, однако это то, что вы можете практиковать практически с любой гаммой. Начиная с позиции нижних двух струн, можно достаточно легко покрыть две целых октавы в одной и той же части грифа. Заметьте, что вторая октава обычно содержит отличную аппликатуру даже с учетом одинаковых ступеней .

      • Давайте разучим двухоктавную мажорную гамму - как только вы ее запомните, вам будет легко понять любые другие двухоктавные версии мажорных гамм. Будем пробовать соль-мажор (самая первая гамма, изученная нами в этой статье). На данный момент мы умеем это: Низкая ми струна: соль (3 лад), ля (5 лад), си (7 лад) Струна ля: до (3 лад), ре (5 лад), ми (7 лад) Струна ре: фа-диез (4 лад), соль (5 лад)
      • Продолжайте, используя ту же схему: тон, тон, полутон, и так далее… Струна ре: соль (5 лад), ля (7 лад) Струна соль: си (4 лад), до (5 лад), ре (7 лад) Струна си: ми (5 лад), фа-диез (7 лад), соль (8 лад)
      • …и затем возвращаемся!

Мажорные и минорные гаммы в октаву и противоположном движении.

Как правило, все пианисты играют гаммы. А что такое гамма? Гамма — это восходящий или нисходящий звукоряд, где звуки соседние располагаются так, что между ними образует тон или полутон. Вот что, например, говорил про гаммы И. Гофман, выдающийся пианист, ученик А. Г. Рубинштейна:

«Например, нередко приходится слышать, что гаммы не являются необходимыми в фортепьянной работе. Хорошо сыгранная гамма - поистине прекрасная вещь, только их редко играют хорошо, потому что недостаточно в этом упражняются. Гаммы - это одна из самых трудных вещей в фортепьянной игре; и каким образом учащийся, который стремится подняться над уровнем посредственности, может надеяться на успех без основательной и серьезной тренировки во всякого рода гаммах,- этого я не представляю. Я знаю, напротив, что меня по этой части муштровали неустанно, и я благодарен за это всю мою жизнь. Не презирайте гамм, а постарайтесь лучше сделать их красивыми.»

Гаммы для фортепиано — это специальные упражнения для пианистов. Помимо технического развития, они развивают музыкально-теоретические знания музыкантов на практике. Т.е. ученик быстрее овладевать всеми тональностями, ему становятся не так страшны обилие бемолей и диезов при ключе, он быстрее начинает отличать мажорный лад от минорного, мелодическую организацию звукоряда от гармонической. При этом развивается механическая, или автоматическая, память на аппликатуру в гаммах. Это в дальнейшем помогает ученику быстрее разучивать длинные пассажи в произведениях. Развивает пальцевую технику. Так что, без гамм — никуда. Это такие же важные упражнения для пианиста, как разминка, например, у балерин или спортсменов. Ведь они не начинают свои занятия не «разогревшись» на предварительных упражнениях.

А для удобства запоминания аппликатуры в гаммах, предлагаю данные карточки с проверенной и одобренной в образовательном музыкальном стандарте аппликатурой.

Все гаммы идут по нотам звукоряда.

Нажмите на картинку, чтобы увеличить! Она откроется в новом окне.

До диез минор

До-диез мажор = ре-бемоль мажор

Ре диез минор

Ми бемоль мажор

Ми бемоль минор

Фа диез мажор

Фа диез минор

Соль мажор

Соль минор

Соль бемоль мажор

Соль диез минор = ля бемоль минор

Эта статья посвящена тому, как играется гармонический минор на гитаре. И в большей степени состоит из практических занятий. Однако перед тем как приступить к проигрыванию гаммы, давайте разберёмся в её структуре.

Формула

Итак, гармонический минор - это разновидность минорной гаммы. Его формула выглядит следующим образом:

1 2 b3 4 5 b6 7

То есть его отличие от натуральной минорной гаммы заключается лишь в септиме (седьмой ступени). Например:

Натуральный минор от звука Ля (A):

A (ля) - B (си) - C (до) - D (ре) - E (ми) - F (фа) - G (соль)

Гармонический минор от звука Ля (A):

A (ля) - B (си) - C (до) - D (ре) - E (ми) - F (фа) - G# (соль диез)

Используя эту закономерность, можно «преобразить» натуральный минорный лад, построенный от любого звука, в гармонический минор. В отношении ля минора - это замена G на G#.

Гармонический минор используется для обыгрывания минорных, мажорных, полууменьшённых аккордов и доминантсептаккордов.

Мы рассмотрим вариант обыгрывания доминанты посредством этого лада в тональности Ля минор.

То есть, сыграем на гитаре ля минорную гармоническую гамму на аккорд E (ми мажор).

Пример использования этого подхода и боксы лада, которые мы будем разбирать далее в статье, смотрите в этом видео:

Ещё одна примечательная особенность гармонического минора заключается в том, что если его построить от тоники доминанты (в данном случае E), он принимает «облик» фригийского мажорного лада, или испанского мажора:

1 b2 3 4 5 b6 b7

Фригийский мажор от E:

E (ми) - F (фа) - G# (соль диез) - A (ля) - B (си) - С (до) - D(ре)

Такой вариант обыгрывания доминанты используют в своих соло гитаристы, играющие в различных музыкальных стилях: Yngwie Malmsteen, George Bellas, John Mclaughlin, Al Di Meola и многие другие.

Лад легко определяется на слух из-за колоритного восточного звучания.

Боксы

Аппликатура боксов составлена по принципу «три ноты на струне». На видео гамма играется переменных штрихом, но вы можете использовать любой другой способ звукоизвлечения. Например, свип (формула вниз-вверх-вниз + вниз-вверх-вниз и т.д.) или хаммер/пул (легато).

Обратите внимание на то, что в боксах используется расширенная аппликатура, поэтому нужно предварительно «разогреть» пальцы.

Гамму можно играть под метроном или под минусовку поверх аккорда E, как это показано на видео.

Стоит отметить то, что с гармоническим подкладом лад играть намного полезней в плане развития слуха и импровизационных навыков.

Проигрывание каждого бокса заканчивается устойчивым звуком аккорда (в данном случае ми мажора). То есть в некоторых позициях по окончанию нисходящего движения выполняется повторное «возвращение» к тонике (E), терции (G#) или квинте (B) ми мажора. Соответственно, и ступени лада рассматриваются относительно доминанты.

Минусовку для проигрывания гармонического минора на гитаре и минус для импровизации на аккорд E (который звучал на видео), табы можно

(от b2 - второй пониженной ступени E)

Ознакомьтесь с расположением звуков лада на грифе:

Теперь разберите «пальцовку». Возле каждой ноты указан палец левой руки, которым необходимо её прижимать.

Как уже и говорилось выше, проигрывание заканчивается не первой (самой нижней) нотой бокса F, а G# - опорным тоном (терцией ми мажора).

(от 4 ступени E)

Заканчиваем проигрывание гаммы на ноте B (5 ступени аккорда E)

(от 5 ступени - квинты E)

(от 6 ступени)

В последнем такте возвращаемся к тонике E.

(от 7 ступени - септимы)

(от 1 ступени - тоники)

  1. Если вам тяжело даётся освоение табулатуры или вы предпочитаете осваивать аппликатуру визуально, просмотрите вторую часть видео, размещённого вначале статьи. Но установите в плеере Youtube замедленное воспроизведение. Подробней о том, как выполняется эта настройка, .
  2. Гамму можно играть на любой минус и другие аккорды, для обыгровки которых она пригодна (например, ля минором гармоническим можно обыграть Fmaj7). Всё зависит от конкретных задач.
  3. Боксы изучайте последовательно. Не спешите охватывать весь материал целиком в рамках одного-двух занятий.
  4. Когда все боксы уже будут достаточно хорошо изучены, их можно будет проигрывать один за одним постепенно перемещаясь по грифу так, как это показано в обучающем видео.
  5. Гамма играется восьмыми (на одну долю – две ноты). В дальнейшем вы можете играть её шестнадцатыми или триолями.
  6. Играйте приведенные боксы в других тональностях. К примеру, транспонируйте изученный материал в тональность ре минор и попробуйте обыграть уже его доминанту - аккорд A7.
  7. Комбинируйте в своих импровизациях на гитаре гармонический минор с другими ладами (пентатоникой, блюзовой гаммой, натуральным минором) и арпеджио, ориентируясь на гармоническую последовательность (аккорды песни, инструментальной композиции).

Всё! Первая часть урока подошла к концу. Успешных и плодотворных вам занятий на гитаре! Во второй части мы рассмотрим диагональные аппликатуры гармонического минора - .

ТЕГИ

Все гаммы для гитары с аппликатурой Андреса Сеговии

Зачем играть гаммы на гитаре

Величайший гитарист XX века Андрес Сеговия в отличие от многих гитаристов не написал школы игры на гитаре и издал только краткое пособие «Моя книга для начинающих». Гитарист, поднявший гитару до пика её популярности, видимо считал, что все труды по овладению исполнительским искусством на этом инструменте уже изданы и потому только дополнил их изданием мажорных и минорных гамм для гитары. Не удивительно, что Сеговия обратил особое внимание именно на гаммы. Для такого гитариста мирового уровня как Андрес Сеговия это та база, на которой основано всё его техническое совершенство исполнительства на гитаре. Сеговия отмечал, что гаммы это наилучший путь к достижению технической свободы и разнообразию звучания. Он указывал на то, что гаммы позволяют решить технические проблемы за максимально короткое время и при этом исправить постановку рук и выработать независимость и пластичность пальцев. Своим ученикам он настойчиво советовал при исполнении гамм обращать внимание на качество извлекаемого звука, добиваясь плотного и ровного звучания. Сеговия говорил, что час работы над гаммами даёт большее превосходство, чем многочасовая игра упражнений. Итак осталось подытожить выше сказанное:

1. Исполнение гамм даст Вам полное представление о расположении нот на грифе и поможет их запомнить.
2. При проигрывании гамм у Вас выработается синхронность правой и левой руки.
3. Гаммы помогут развить точность при смене позиций левой руки и дадут верное представление об аппликатуре.
4. Разовьёт независимость, силу и беглость пальцев обеих рук.
5. Заставит Вас думать об экономии движений пальцев и правильности постановки рук для достижения беглости.
6. Поможет в развитии музыкального слуха и чувства ритма, а так же максимально быстрого достижения технической свободы в исполнительстве.

Аппликатура и позиции

Для тех, кто не имеет представление о нотной грамоте здесь представлены табы двух гамм, но не смотря на то, что есть табулатуры аппликатуру пальцев левой руки всё равно придётся смотреть в нотах, так как в табах представлены только лады на которых прижимаются струны. Теперь выясним что же такое аппликатура. Аппликатура это наиболее удобный выбор пальцев при игре на гитаре. Правильная аппликатура это оптимально удачный выбор при котором легко и плавно осуществляются переходы из позиции в позицию позволяя кисти и пальцам руки двигаться естественно без каких либо лишних (мешающих) движений. Позицией называется положение руки на грифе гитары. Принято считать номер позиции по положению на грифе указательного пальца. Наверно самым ярким и понятным примером может служить приём барре на гитаре. Если мы берём аккорд Fm барре на первом ладу, то это считается первая позиция, аккорд Gm аккорд на третьем ладу считается третьей позицией.

Как играть гаммы на гитаре

Умение правильно играть гаммы многократно повышает темп освоения технической стороны инструмента. Не стоит думать, что наращивать техническое совершенство можно исполняя эти горки нот в предельном темпе. Формула «Я играю быстро – я супер» здесь не подходит. Я специально давал полную свободу своим ученикам в исполнении гамм, после чего просил их сыграть в определённых размерах, то есть именно так как эти пассажи будут встречаться в музыке. Некоторые из них при исполнении в определённом размере начинали даже забывать последовательность нот. Это говорит о том, что гаммы следует играть на 2/4, 3/4, 4/4, а также триолями. При исполнении гамм в разных размерах вам придётся делать определённые акценты на сильные доли такта, что придаёт исполняемым пассажам ровность. Многие гитаристы для достижения ровности играют гаммы так: восьмая с точкой шестнадцатая и потом наоборот шестнадцатая восьмая с точкой, после чего играют ровно.

Более подробное описание исполнения гамм в разделе , где более подробно описываются движения пальцев на примере исполнения гаммы до мажор.

Так повелось, что самые душераздирающие композиции написаны именно в минорных . Считается, что мажорный лад звучит весело, а минорный - грустно. В таком случае приготовьте носовой платок: весь этот урок будет посвящен “грустным” минорным ладам. В нем вы узнаете – что же это за тональности, чем они отличаются от мажорных и как играть минорные гаммы .

По характеру музыки вы, я думаю, безошибочно различите бодрый, энергичный мажор и нежный, часто грустный, жалобный, а когда и трагичный минор. Вспомните музыку и , и различия между мажором и минором станут вам более чем очевидны.

Я надеюсь, вы не бросили заниматься ? Я напомню вам важность этих, на первый взгляд, скучных занятий. Представьте себе, что вы перестаете двигаться и подвергать нагрузке ваше тело, каков будет результат? Тело станет дряблым, немощным, местами толстым:-). Так и с вашими пальцами: если каждодневно их не тренировать, они станут слабыми и неповоротливыми, и не смогут играть столь любимые вами произведения. До сих пор вы играли только мажорные гаммы.

Сразу сообщу вам: минорные гаммы не меньше по размеру (и ничуть не менее важные), чем мажорные. Просто им дали такое несправедливое имя.

Как и мажорные гаммы, минорные состоят из восьми нот, первая и последняя из которых носят одно и то же имя. А вот порядок интервалов в них различается. Сочетание тонов и полутонов в минорной гамме таково:

Тон – Полутон – Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон

Напомню, в мажоре это: Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Полутон

Возможно, оно и похоже на сочетание интервалов мажорной гаммы, но на самом деле тоны и полутоны расположены здесь в другом порядке. Лучший способ почувствовать это звуковое различие - сыграйте и прослушайте мажорную и минорную гаммы одну за другой.

Как вы, наверно, заметили, главное отличие мажорного и минорного ладов заключено в третьей ступени, так называемом терцовом тоне : в миноре он понижен, образуя с тоникой (м.З).

Еще одно отличие - то, что в мажорном ладу состав интервалов всегда постоянный, а в минорном на верхних ступенях он может меняться, что создает три разных вида минора. Может, именно от этой многоликости минора и получаются гениальные произведения?

Итак, какие же это разные виды, спросите вы?

Существует три вида минора:

  1. натуральный
  2. гармонический
  3. мелодический.

Каждый из видов минора характеризуется своим составом интервалов. До пятой ступени во всех трех они одинаковы, а на шестой и седьмой возникают варианты.

Натуральный минор – Тон – Полутон – Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон

Гармонический минор отличается от натурального повышенной седьмой ступенью: поднятая на пол тона, она придвинута к тонике. Интервал между шестой и седьмой ступенями тем самым становится шире - он составляет теперь полтора тона (называется увеличенная секунда – ув.2), что придает гамме, особенно в нисходящем движении, своеобразное «восточное» звучание.

В гармоническом миноре состав интервалов следующий: Тон – Полутон – Тон – Тон – Полутон – Полтора тона – Полутон

Другая разновидность минора - мелодический минор , известный также как джазовый минор (он встречается в большинстве джазовых музыкальных произведений). Конечно, еще задолго до появления джазовой музыки композиторы, например, Бах и Моцарт, использовали этот вид минора в качестве основы своих произведений.

И в джазе, и в классической музыке (да и в других стилях тоже) мелодический минор отличается тем, что у него повышены две ступени – шестая и седьмая. Вследствие этого порядок интервалов в мелодической минорной гамме становится таким:

Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Тон – Полутон.

Я люблю называть эту гамму непостоянной гаммой, так как она никак не может решить, как ей звучать - мажорно или минорно. Еще раз посмотрите на порядок интервалов в ней. Обратите внимание, что первые четыре интервала в ней такие же, как в минорной гамме, а последние - как в мажорной.

Теперь коснемся вопроса о том, как определить количество ключевых знаков в той или иной минорной тональности.

Параллельные тональности

И здесь всплывает понятие параллельных тональностей .

Мажорная и минорная тональности с одинаковым количеством знаков (или без них, как в случае с до мажор и ля минор) называются параллельными.

Они всегда отстоят друг от друга на малую терцию - минорная всегда будет строиться на шестой ступени мажорной гаммы.

Тоники у параллельных тональностей разные, разным является и состав интервалов, но соотношение белых и черных клавиш всегда одинаково. Это еще раз доказывает, что музыка - это царство строгих математических закономерностей, и, поняв их, можно двигаться в нем легко и свободно.

Понять взаимосвязь параллельных тональностей не так уж сложно: сыграйте гамму до мажор, а затем ее же, но не с первой ступени, а с шестой, и на шестой вверху остановитесь - вы сыграли не что иное, как гамму «натуральный минор» в тональности ля минор.

Перед вами список параллельных тональностей с их латинскими обозначениями и числом ключевых знаков.

  • До мажор/ля минор - C-dur/a-moll
  • Соль мажор/ми минор - G-dur/e-moll (1 диез)
  • Ре мажор/си минор - D-dur/h-moll (2 диеза)
  • Ля мажор/фа-диеэ минор - A-dur/f:-moll (3 диеза)
  • Ми мажор/до-диез минор - E-dur/cis-moll (4 диеза)
  • Си мажор/соль-диез минор - H-dur/gis-moll (5 диезов)
  • Фа-диез мажор/ре-диез минор - Fis-dur/dis-moll (6 диезов)
  • Фа мажор ре минор - F-dur/d-moIl (1 бемоль)
  • Си-бемоль мажор/соль минор - B-dur/g-moll (2 бемоля)
  • Ми-бемоль мажор/до минор - Е -dur/c-moll (3 бемоля)
  • Ля-бемоль мажор/фа минор - As-dur/f-moll (4 бемоля)
  • Ре-бемоль мажор/си-бемоль минор - Des-dur/b-moll (5 бемолей)
  • Соль-бемоль мажор/ми-бемоль минор - Ges-dur/es-moll (6 бемолей)

Ну вот, теперь вы имеете представление о миноре, и теперь все эти знания можно применить на практике. И начать надо, конечно же, с гамм. Ниже приведена таблица всех существующих мажорных и параллельных им минорных гамм со всей аппликатурой (номерами пальцев). Занимайтесь, не спешите.

Напомню технику игры гамм:

  1. Играть медленно каждой рукой гамму в 4 октавы вверх и вниз. Обратите внимание, что в нотном приложении номера пальцев даны сверху и снизу нот. Те номера, которые находятся над нотами, относятся к правой руке, ниже – к левой.
  2. Заметьте, что Мелодический минор, в отличие от двух других видов минорного лада, при движении вверх и вниз будет строиться неодинаково. Это связано с тем, что в нисходящем движении внезапный переход из мажора (с которым интервалы мелодического минора совпадают от первой ступени до четвертой) в минор будет звучать не стишком приятно. И чтобы разрешить эту проблему, в нисходящем движении используется натуральный минор – седьмая и шестая ступени возвращаются в исходное положение минорного лада.
  3. Соединить двумя руками.
  4. Постепенно наращивать темп воспроизведения гамм, но при этом следить, чтобы игра была ровной и ритмичной.

На самом деле, композитор не обязан использовать в своей мелодии все ноты из какой-либо гаммы. Гамма для композитора - меню, из которого можно выбирать ноты.

Мажорные и минорные гаммы, без всякого сомнения, являются самыми популярными, но это не единственные гаммы, которые существуют в музыке. Не бойтесь, поэкспериментируйте немного с порядком чередования интервалов в мажорной и минорной гамме. Замените где-нибудь тон полутоном (и наоборот) и послушайте, что получится.

А получится, что вы создадите новую гамму: ни мажорную, ни минорную. Некоторые из этих гамм будут звучать прекрасно, другие - просто отвратительно, а третьи - очень экзотично. Создавать новые гаммы не только разрешается, а даже рекомендуется. Свежие новые гаммы дают жизнь свежим новым мелодиям и созвучиям.

Люди экспериментируют с соотношением интервалов со времен появления музыки. И хотя большинство экспериментальных гамм не завоевало такой популярности, как мажорная и минорная, в некоторых музыкальных стилях эти изобретения используются в качестве основы мелодий.

И напоследок подкину вам немного интересной музыки в минорных тональностях








Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх