Канкан — танец из Франции. Исторический танец: Канкан: женщинам шалить разрешается

Канкан (французское cancan, от canard - утка), французский танец алжирского происхождения, 2-дольного размера, быстрого темпа. Характерные па - выбрасывание ноги, прыжки. Распространен с середины XIX в., широко использовался в классической оперетте, варьете.
Своим происхождением задорный танец обязан английскому контрдансу, который был известен на Туманном Альбионе еще в XVI в. Во Франции эта разновидность танца распространилась значительно позже.
Пик популярности канкана пришелся на середину XIX в.
Зачастую распространение канкана связывают с именем Шикара (Chicard) - ведущего развлекательных шоу, клоуна, танцора. Иногда изобретение фигур канкана приписывают ему, другие источники утверждают, что все эти шпагаты, юбки, взмахи придумала танцовщица Селест Могадо в 1850 г.
В любом случае канкан сначала приобрел широкую известность как разновидность кадрили, а потом приличное общество от него отвернулось, как от неприличного. Он перекочевал в кафешантаны, кабаре, оперетту и различные шоу.
Музыка для канкана могла быть самой разнообразной, главное, чтобы выдерживался размер в 2/4 и она подходила для веселья.
Основными фигурами канкана являются махи ногами (в Мулен-Руж, где исполняется самый "канканистый" канкан, танцовщицы выбрасывают ноги в течение 8 минут), прыжки, шпагат и взмахи юбками, которые с каждой минутой становятся все более и более смелыми, все больше и больше обнажая ножки в соблазнительном ажурном белье.
Кстати, нынешнее представление о канкане как исключительно о женском танце неверно. Изначально в нем участвовали и танцоры-мужчины, они выполняли те же махи, прыжки, шпагаты, также им необходимо было отпускать девушкам шлепки при выполнении теми наклона с юбкой на голове. Не самая неприятная обязанность. Участие в действе танцоров отражено, например, на картине импрессиониста, основоположника пуантилизма, .
Считается, что "официально" танец родился 21 октября 1858 г. на премьере оперетты Жака Оффенбаха "Орфей в аду". Именно Оффенбах написал самую известную музыку для канкана, положив в основу прежние "бродячие" мелодии. Последующая слава канкана связана преимущественно с танцовщицами знаменитого парижского кабаре "Мулен Руж" (открыто в 1889 г.).

В 1890 г. Париж был захвачен неистовыми кадрилями "Мулен Руж". Имена отплясывающих канкан танцоров были известны так же, как имена политиков. Известный французский художник Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа любил изображать этот танец на которые он писал для этого варьете.

Однако на самом деле девицы одного из борделей Монтпарнаса начали отплясывать канкан еще в 1830-м г. Одно танцевальное па в конце ХIХ в. стало толчком к раскручивающейся до сих пор традиции эротического кабаре. Как-то выпускницы хореографических курсов, молодые парижанки, решили отметить приход осени шампанским и танцами. В баре "Мельнице" было заведено танцевать. К веселью присоединились натурщицы и модистки. Пылающие юностью, вином, очарованием девушки стали раздеваться. Поклонники водрузили нимф на столы. Полуобнаженные натурщицы под крики "браво" вскинули юбки и сделали несколько батманов. Потом в полицейском участке студенты доказывали, что это была с легкой импровизацией, обычная французская кадриль.

А французская кадриль, именуемая в дальнейшем французским канканом, стала стилем Монмартра.
06 октября 1889 г. в день открытия легендарного кабаре - родилось пространство жанра. И таким он был вначале - обожаемый парижанами бордель, где под непрекращающееся пение танцевали модистки, где любовь дарили за бокал шампанского, просто девицы и белошвейки легкого поведения, причем совершенно бесплатно.
В Европе танец с раздеванием долгие годы находился под запретом. Церковь сурово осуждала развратное обнажение. Но на пирах знатных господ красавицы не раз показывали свои прелести. Куртизанки таким образом пытались привлечь богатых любовников. Пуританские столетия уходили в прошлое. Веселые кабаре привлекали скучающих зрителей, и на мировой сцене появился канкан. Он утвердился в среде парижских рабочих.
Изначально канкан танцевали в парах, это была живая, дерзкая версия популярного галопа, но абсолютно приличная.
Вскоре канкан переместился на подмостки кабаре, где танцовщицы доработали его для развлечения мужской публики. Под безудержный ритм музыки их юбки взлетали, оголяя стройные ноги. Конечно, стриптизом назвать это было нельзя. Мужчины могли увидеть лишь оголенную полоску тела между чулками и бельем.
Исполнительницы канкана в "Мулен Руж" придумывали все новые и новые па. В результате именно здесь сформировалась окончательная версия непристойного танца.
В феврале 1893 г. на одной из вечеринок в "Мулен Руж" девушка по имени Мона разделась под музыку. Нарушительницу общественного порядка оштрафовали на 100 франков. Но это не испугало ее последовательниц.
Летом того же года на студенческом балу в "Мулен Руж" оголились две барышни - Манон Лавиль и Сара Браун.Чтобы посмотреть на сногсшибательных, экстраординарных танцовщиц с такими выразительными именами, как Ля Гулю (в дословном переводе - "обжора"), Рэйон д"Ор ("Золотой луч"), Нини-Пат-ан-л"Эр ("Нини - лапки кверху"), сюда приезжали гости со всего мира.
Одна из них - Ля Гулю (уроженка Эльзаса Луиза Вебер) стала подлинным украшением Мулен-Руж. Ей суждено было стать одной из самых знаменитых танцовщиц своего времени. Она дебютировала в кабаре в 19 летнем возрасте в 1890 г. Очень скоро она становится самой яркой звездой "Мулен Руж", его порочным и притягательным символом. По традиции монмартрских балов она получила кличку, Ла Гулю - Обжора, потому что любила, подсев за столики к посетителям кабаре, вкусно поесть и выпить за их счет. Ла Гулю пользовалась оглушительным успехом, она была вульгарна, чувственна и пикантна.
Среди звёзд первого поколения танцовщиц были Иветта Гильбер, "Гулю" и, запечатленные на картинах Лотрека.
"Настоящую кадриль" придумала парижская танцовщица Селест Могадо в 1850 г.. Десять лет спустя англичанин Чарльз Мортон, тот самый, что создал первый мюзик-холл, назвал танец "французским канканом". Увы, для чопорных британцев он оказался слишком фривольным и его изгнали с английской сцены. Зато по нашу сторону Ла-Манша канкан прижился и стал весьма популярным. Настолько, что сама английская королева Елизавета II посетила 21 ноября 1981 г. представление в "Мулен Руж". "Канканерши" - рабочие лошадки шоу, так считает самая знаменитая в Париже театральная портниха мадам Мин, почти полвека работающая над костюмами для знаменитого кабарею.
Костюм весит не меньше десяти килограммов (только на юбку идет сотня метров ткани), хотя ткани используют самые легкие.
Та же история с туфлями. Антуан Клервуа, обувающий весь театральный Париж, утверждает: "Туфли для "канканерш" - самая трудная модель. Чтобы девушки не скользили во время пируэтов, на подошву наклеивается тонкий слой каучука. Другая проблема - каблук. Когда танцовщица с размаху эффектно плюхается на шпагат (этот трюк называется "проезд"), первый удар принимает пятка. Хотя для "канканерш" я делаю каблуки более толстые, специально скошенные, из толстой свиной кожи, через пару месяцев они просто измочалены. Те, кто делают трюк "башня" (ухватив друг друга за талию одной рукой, другой задирают ногу к голове), нуждаются в специальных туфлях: притянув ногу к голове за пятку, они рискуют поранить руку или испортить дорогой костюм. Темп бешеный, и осторожничать некогда".

Используемые источники
1. art.1001chudo.ru/france_788.html.
2. nice-places.com/articles/europe/paris/91. 3. superstyle.ru/31aug2007/kabare.

мой любимый танец. есть в нем какое-то задорное очарование. что-то сейчас он не популярен, а зря. помню как я его в нашем колледже благородных девиц в перерывах на хореографии танцевала... Центральный колледж имени Некрасова в народе все называли колледжем благородных девиц или попросту Педулищем. потому что учились там в основном девушки, и потому что учились они на педагогов.

до сих пор не понимаю зачем нам преподавали хоровое пение, пианино, хореографию, латынь...истинно для благородных девиц обиталище)) но я отвлеклась. на повестке Канкан!

вот с него -то мы и начнем новую тему.

Жорж Сёра «Канкан»

Сколько эпитетов придумали канкану газетчики, сказать трудно - это и пляска разврата, и сумасшедшая кадриль. Собственно, выдумывать этому танцу различные эпитеты было не трудно, ведь и название «канкан» с французского переводится как шум или гам. Внешне танец кажется не сложным - задирай юбку, закидывай повыше ноги, да крутись при этом в бешеном темпе. Те же, кто танцевал канкан, отзываются о нем совсем иначе.


Вот что вспоминала о танце своей молодости Маргарита Ригольбош:
«Чтобы танцевать канкан, надобно иметь совсем особый темперамент, исключительный дух, тут нельзя ограничиваться воспроизведением составленной по правилам фигуры. Тут надобно изобретать, творить. Канкан - это сумасшествие ног. Когда я танцую, мною овладевает род помешательства: я забываю все… Музыка сжимается в моей груди, бросается в голову, как пары шампанского. При последней ноте ритурнели я в опьянении. Тогда исступление становится беспримерным. Мои руки в безумии, ноги тоже. Мне нужно движение, шум, содом; это род какого-то сотрясения, переливающегося из ног в голову. Все волнуется вокруг меня - декорации, мебель, свечи. Можно сказать, что все это сговорилось передавать мне музыку. В эту минуту, если бы стена стала передо мной, я бы, кажется, прошла и сквозь нее. Я люблю рукоплескания. Я бы хотела, когда танцую, чтобы гремел гром, сокрушались дома! Я бы хотела такой трескотни, которая и самых храбрых приводит в ужас: неумолкаемых ударов большого колокола Парижской Богоматери, землетрясения, последнего суда!».

Популярнейший канкан прочно связан с утками. Каким образом? Странным:) Во-первых, походка танцующих похожа на утиную, когда они вперевалочку двигаются друг за другом по сцене. А во-вторых, французские утки крякают именно так: «Кан-кан».

Своим происхождением задорный танец обязан английскому контрдансу, который был известен на Туманном Альбионе еще в XVI веке. Во Франции эта разновидность танца распространилась значительно позже. Пик популярности канкана пришелся на середину XIX века.

Зачастую распространение канкана связывают с именем Шикара (Chicard) - ведущего развлекательных шоу, клоуна, танцора. Иногда изобретение фигур канкана приписывают ему, другие источники утверждают, что все эти шпагаты, юбки, взмахи придумала танцовщицы Селест Могадо в 1850 году.

В любом случае канкан сначала приобрел широкую известность как разновидность кадрили, а потом приличное общество от него отвернулось, как от неприличного. Он перекочевал в кафешантаны, кабаре, оперетту и различные шоу.

Музыка для канкана могла быть самой разнообразной, главное, чтобы выдерживался размер в 2/4 и она подходила для веселья. Самую известную мелодию для зажигательного танца написал Оффенбах, она звучит в финале его «Орфея в аду», именно с нею сейчас ассоциируется канкан как таковой.

Основными фигурами канкана являются махи ногами (в Мулен-Руж, где исполняется самый канканистый канкан, танцовщицы выбрасывают ноги в течение 8 минут), прыжки, шпагат и взмахи юбками, которые с каждой минутой становятся все более и более смелыми, все больше и больше обнажая ножки в соблазнительном ажурном белье.

Кстати, нынешнее представление о канкане как исключительно о женском танце неверно. Изначально в нем участвовали и танцоры-мужчины, они выполняли те же махи, прыжки, шпагаты, также им необходимо было отпускать девушкам шлепки при выполнении теми наклона с юбкой на голове. Не самая неприятная обязанность. Участие в действе танцоров отражено, например, на картине импрессиониста Жоржа Сёра «Канкан ».


Последующая слава канкана связана преимущественно с танцовщицами знаменитого парижского кабаре "Мулен Руж" (открыто в 1889 году).

В 1890 году Париж был захвачен неистовыми кадрилями «Мулен Руж». Имена отплясывающих канкан танцоров были известны так же, как имена политиков. Известный французский художник Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа любил изображать этот танец на афишах, которые он писал для этого варьете.

Однако на самом деле девицы одного из борделей Монтпарнаса начали отплясывать канкан еще в 1830-м году. Одно танцевальное па в конце ХIХ века стало толчком к раскручивающейся до сих пор традиции эротического кабаре. Как-то выпускницы хореографических курсов, молодые парижанки, решили отметить приход осени шампанским и танцами. В баре «Мельнице» было заведено танцевать. К веселью присоединились натурщицы и модистки. Пылающие юностью, вином, очарованием девушки стали раздеваться. Поклонники водрузили нимф на столы. Полуобнаженные натурщицы под крики «браво» вскинули юбки и сделали несколько батманов… Потом в полицейском участке студенты доказывали, что это была с легкой импровизацией, обычная французская кадриль. Суды, толки и измышления, штрафы, сделали рекламу новому жанру сценической раскрепощенности - стриптизу. Как часто бывало в Париже - вопрос решился в пользу эротики. Студенты отстояли права своих подруг: обвинения и запрет в порнографии были сняты.
А французская кадриль, именуемая в дальнейшем французским канканом, стала стилем Монмартра.
6 октября 1889 года в день открытия легендарного кабаре - родилось пространство жанра. И таким он был вначале - обожаемый парижанами бордель, где под непрекращающееся пение танцевали модистки, где любовь дарили за бокал шампанского, просто девицы и белошвейки легкого поведения, причем совершенно бесплатно.

В Европе танец с раздеванием долгие годы находился под запретом. Церковь сурово осуждала развратное обнажение. Но на пирах знатных господ красавицы не раз показывали свои прелести. Куртизанки таким образом пытались привлечь богатых любовников.

Пуританские столетия уходили в прошлое. Веселые кабаре привлекали скучающих зрителей, и на мировой сцене появился канкан. Он утвердился в среде парижских рабочих.
Изначально канкан танцевали в парах, это была живая, дерзкая версия популярного галопа, но абсолютно приличная.

Вскоре канкан переместился на подмостки кабаре, где танцовщицы доработали его для развлечения мужской публики. Под безудержный ритм музыки их юбки взлетали, оголяя стройные ноги. Конечно, стриптизом назвать это было нельзя. Мужчины могли увидеть лишь оголенную полоску тела между чулками и бельем.

Исполнительницы канкана в «Мулен Руж» придумывали все новые и новые па. В результате именно здесь сформировалась окончательная версия непристойного танца.

В феврале 1893 года на одной из вечеринок в «Мулен Руж» девушка по имени Мона разделась под музыку. Нарушительницу общественного порядка оштрафовали на 100 франков. Но это не испугало ее последовательниц.
Летом того же года на студенческом балу в «Мулен Руж» оголились две барышни — Манон Лавиль и Сара Браун.Чтобы посмотреть на сногсшибательных, экстраординарных танцовщиц с такими выразительными именами, как Ля Гулю (в дословном переводе - "обжора"), Рэйон д"Ор ("Золотой луч"), Нини-Пат-ан-л"Эр ("Нини — лапки кверху"), сюда приезжали гости со всего мира.
Одна из них - Ля Гулю (уроженка Эльзаса Луиза Вебер) стала подлинным украшением Мулен-Руж. Ей суждено было стать одной из самых знаменитых танцовщиц своего времени. Она дебютировала в кабаре в 19 летнем возрасте в 1890 году. Очень скоро она становится самой яркой звездой “Мулен Руж”, его порочным и притягательным символом. По традиции монмартрских балов она получила кличку, Ла Гулю — Обжора, потому что любила, подсев за столики к посетителям кабаре, вкусно поесть и выпить за их счет. Ла Гулю пользовалась оглушительным успехом, она была вульгарна, чувственна и пикантна.
Завсегдатаем Мулен Руж был художник Анри де Тулуз-Лотрек, написавший ряд картин, посвященных кабаре, и плакатов для этого заведения.
Среди звёзд первого поколения танцовщиц были Иветта Гильбер, «Гулю» и Жанна Авриль, запечатленные на картинах Лотрека.

Самый французский в мире танец - канкан - прославила танцовщица Селест Могадо, когда в 1889 году исполнила его на открытии кабаре «Мулен Руж».

«Настоящую кадриль» придумала парижская танцовщица Селест Могадо в 1850 году. Десять лет спустя англичанин Чарльз Мортон, тот самый, что создал первый мюзик-холл, назвал танец «французским канканом». Увы, для чопорных британцев он оказался слишком фривольным и его изгнали с английской сцены. Зато по нашу сторону Ла-Манша канкан прижился и стал весьма популярным. Настолько, что сама английская королева Елизавета II посетила 21 ноября 1981 года представление в «Мулен Руж».
Канканерши - рабочие лошадки шоу, так считает самая знаменитая в Париже театральная портниха мадам Мин, почти полвека работающая над костюмами для знаменитого кабаре Moulin Rouge.
Костюм весит не меньше десяти килограммов (только на юбку идет сотня метров ткани), хотя ткани используют самые легкие.

Та же история с туфлями. Антуан Клервуа, обувающий весь театральный Париж, утверждает: "Туфли для канканерш - самая трудная модель. Чтобы девушки не скользили во время пируэтов, на подошву наклеивается тонкий слой каучука. Другая проблема - каблук. Когда танцовщица с размаху эффектно плюхается на шпагат (этот трюк называется "проезд"), первый удар принимает пятка. Хотя для канканерш я делаю каблуки более толстые, специально скошенные, из толстой свиной кожи, через пару месяцев они просто измочалены. Те, кто делают трюк "башня" (ухватив друг друга за талию одной рукой, другой задирают ногу к голове), нуждаются в специальных туфлях: притянув ногу к голове за пятку, они рискуют поранить руку или испортить дорогой костюм. Темп бешеный, и осторожничать некогда".

Мулен Руж (фр. Moulin Rouge, буквально «Красная мельница»; в русских текстах встречается вариант Мулен-Руж) — классическое кабаре в Париже, построенное в 1889 г. Расположено в 18 муниципальном округе, на бульваре Клиши, в районе «красных фонарей» близ площади Пигаль.
Мулен Руж расположен в историческом и в то же время модном квартале - на Монмартре. Поблизости: Собор Сакре-Кёр, музеи, галереи, сады, отели и паркинги.

Первым хозяином Мулен Руж был Жозеф Олле, владевший к тому же варьете «Олимпия». Открытие «Красной мельницы» состоялось 6 октября 1889 г. Главной достопримечательностью заведения был знаменитый канкан, который стал визитной карточкой Франции.

Во время Второй мировой войны и оккупации «профильная» деятельность кабаре была приостановлена, но затем ее восстановили.
Мулен Руж принимал крупнейших артистов от Ла Гулю до Мистенгет, от Эдит Пиаф до Мориса Шевалье, от Лайзы Минелли до Элтона Джона...
Кроме того, имя Мулен Руж стало названием множества фильмов, снимавшихся в разные годы.

Фердинанд фон Резничек

Jean-Gabriel DOMERGUE


Beraud Jean Jeune
Le cafe de Paris


А. Тулуз-Лотрек

Канкан мне танцуют на мокрой дороге,
Среди невысохших луж,
Где солнце зажгло лучистые свечи,
Асфальт превратив в Мулен Руж.
До облаков поднимаются ноги
Красавиц.Духов аромат.
Вытянув руки,можно потрогать
Их груди.Прекрасен Монмартр
В картинах Лотрека
В свете ночных фонарей.
Уродец Анри-пол человека
Весь мир и Париж покорил.
(Крестовский С.)

Гирлянды ламп - французский шик,
Ушел в себя Тулуз старик.
На сцену, как на эшафот,
Возвел свой взор Творец-урод.
В кромешной тьме блистает ад:
Десятки тел огнем горят...
Безмолвен зал пред красотой,
За кошельком лишь лик пустой.
А он постиг изнанку душ -
На смерть любви играют туш!
Оваций гром тревожит сон,
Канкан Судьбы непревзойден!
(Сабурова. Е)

_______________________________________


Характер танца - групповое исполнение махов ногой и поднятые юбки.
Основные элементы танца Канкан шпагаты, колесо, махи ногой.
Постановка танца Кан-кан требует соблюдения всего нескольких правил: зажигательная, узнаваемая музыка, костюмы с юбками и смешное дамское бельё. Мужчины тоже могут продемонстрировать трусы с ромашками.

Современная прелесть танца в его народности и простоте.

Основные движения танца Канкан

1. Попеременные махи юбками
2. Махи ножками с подскоком
3. Поворот спиной и юбки на голову, должно быть видно нижнее бельё
4. Строй девушек полубоком, опираются друг на друга как на стойку бара и отмахиваются ножкой назад
5. Поднимают юбки и идут на зрителя. Небольшие махи юбками привлекают внимание к трусикам
6. Мази ногой вперёд, махи в сторону
7. Подскоки на ддвух ногах вместе
8. Соло перед строем: махи ногой по максимуму вверх
9. Строй повторяет за ведущей махи ногой
10. Другая девушка или парень - вращения перед строем
11. Срой идет за ведущим размахивая юбками
12. Махи ногами
13. Третий ведущий соло - мази ногой
14. Строй повторяет
15. Ведущий и партнёр - соревнование в движениях для девушек или колесо с поддержкой для пары мужчина - женщина, вращеня, поддержки при прыжках. Здесь более эффектно выглядит пара танцоров. Строй машет юбками в такт музыке.
16. Поклоны (первое прощание)
17. Колесо, поклоны и подъёмом юбок, девушки обмахиваются как будто им жарко
18. Вертикальный шпагат и повороты
19. Арабески, колесо динамичные, занимающие всё пространство сцены ярмарочные пляски
20. парные повторы махов ногой и колеса
21. Поклоны с шутками (второе прощание), парень шлёпает девиц по попе
22. Карусель - в центре ведущий, а строй по кругу вокруг него
23. Шатёр - девушки поднимают ноги вверх и соединяют их
24. Поклон и шпагат на полу (третье прощание)

___________________________________________

http://megairk.ru/rotation/article/1018

http://dancelovers.ru/dance/d_vint/688-kankan.html

http://www.having.ru/dance26.php

http://www.сайт/users/2010239/post103138395/

http://art.1001chudo.ru/france_788.html

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-31039/

Вызывающий и красочный Канкан. Путь танца от кадрили до «Феерии»

Канкану скоро 200 лет. Он узнаваем на слух по энергичным нотам, редкое увеселительное мероприятие обходится без его эффектных взмахов ногами. Что демонстрирует этот шпагат – акробатические способности или легкое поведение? Как изменился танец за последние два века? Все это можно узнать на нашей странице.

Что такое канкан

Эмоциональный, откровенный, эффектный танец. Исполнение канкана достаточно однообразное, основные па – подтяжка колена к груди с последующим его опусканием и высокий бросок ногой вверх. Другие движения во французском имеют лаконичные названия, в то время как в остальных языках у них длинные описания:

  • rond de jambe – быстрое вращательное движение голенью при поднятом колене и юбке;
  • port d"armes – опора на одну ногу, при этом рука обхватывает другую за лодыжку и держит ее практически вертикально вверх;
  • grand écart – шпагат в полете или прыжке;
  • колесо.

Визг и крики стали неотъемлемой частью канкана. Танец исполняют повсеместно. Эталоном для подражания вот уже почти 130 лет являются девушки кабаре «Мулен Руж». Париж - родина канкана.

История

Авторитетное справочное издание «Оксфордский спутник музыки» в ранних выпусках в конце 1930-х годов называл канкан шумным современным неприличным танцем–наследником кадрили, развивающимся в Париже в интересах британских и американских туристов, готовых хорошо заплатить, чтобы их как следует шокировали.

Как и многие популярные танцы, канкан имеет неизвестное происхождение. Существует несколько предположений:

  • Он мог зародиться в местечке Гранд-Шаумьер (Grande-Chaumière) – опен-эйр конца XVIII–начала XIX веков, располагавшийся в восточной части Франции, куда молодые люди приезжали жить в хижинах и танцевать под открытым небом. Среди них были танцоры, отвергавшие правила. Их гангстерский стиль называли «хеклингом». Позже эти же люди танцевали канкан.
  • Время появления первых упоминаний о канкане совпадает с нарастанием недовольства властью, которое вылилось во Вторую французскую революцию и свержение Бурбонов. Канкан мог появиться как одно из проявлений оппозиционного протеста.
  • Французский литературовед, профессор Франциск Мишель (Francisque Michel) считал, что танцоры подражали походкой и звуками гусям. По его мнению, название канкан также созвучно с гоготом этих птиц.
  • Есть даже источники, связывающие появление танца с поведением страдающих эпилепсией и белой горячкой.
  • Наиболее распространенной версией является появление канкана как финальной фигуры кадрили, исполняемой четырьмя парами.

Канкан быстро стал самостоятельным танцем с темпом галопа. Он был популярен на балах среди рабочих Парижа в 1820-30-х годах. Молодые люди парами соревновались в акробатических способностях. Появление характерных взмахов ногами, прыжков, шпагатов многие связывают с выступлениями Шарля Мазурье (Charles-François Mazurier), известного в 20-х годах XIX века мима, танцора и акробата.

В 1830-х канкан танцевали группами, особенно популярен он был среди студентов в общественных танцзалах. С ростом популярности танца появлялись профессиональные исполнители. Танцевали они преимущественно индивидуально. Первыми канканщицами были жрицы любви, подрабатывавшие в свободное от основного занятия время.

В 1840-61 годах засияли первые звезды канкана:

  • Элизабет-Селеста де Шабрион (Élisabeth-Céleste de Chabrillan) под псевдонимом Селеста Могадор (Céleste Mogador);
  • Левек (Lévêque) – псевдоним Чикард (Chicard).

Группа, полностью состоящая из мужчин, известная как «Кадриль де Клодош» («Quadrille des Clodoches»), выступала в Лондоне в 1870. Это выступление можно назвать апогеем популярности мужского канкана. Женщины-исполнительницы его быстро затмили.

Около 1885 года танцовщица-хореограф Грил Дэгу (Grille d"Égout) открыла первый курс канкана в Монмартре.

К 1890-м годам танец обрел популярность, появились исполнительницы, зарабатывавшие себе на жизнь как танцовщицы полного рабочего дня.

За пределами Франции канкан набирал популярность в варьете, где его танцевали женщины группами в хореографических постановках продолжительностью не менее 10 минут. Отдельные исполнительницы получили возможность продемонстрировать свои способности.

Опыт зарубежных постановок, а также шаги, разработанные профессиональными танцорами в конце XIX – начале XX века, объединил в 1920-х французский хореограф Пьер Сандрини (Pierre Sandrini) в зрелищное шоу «Французский канкан». Постановка разрабатывалась на сцене «Мулен Руж», в ней участвовали индивидуальные канканщицы и британский кордебалет. Самостоятельное выступление прошло в парижском кабаре Пьера Сандрини «Бал Табарин» («Bal Tabarin») в 1928 году.

Интересные факты

  • Отношение к танцу менялось в разные годы. Появившийся в начале XIX века, канкан считался скандальным. В середине того же века его воспринимали как крайне неуместным в уважаемом обществе.
  • Некоторое время предпринимались попытки подавить канкан из-за его развратности. В XIX веке женщины носили панталоны с открытым паховым швом, высокий взмах ногой мог выглядеть чрезмерно вызывающим. Руководство «Мулен Руж» утверждало, что танцовщицам было запрещено выступать в открытом нижнем белье. Однако доказательства того, что они носили закрытые панталоны, отсутствуют. Некоторых танцоров канкана арестовывали, но официального запрета на танец никогда не было.
  • На рубеже XIX-XX веков танец расценивали преимущественно как эротический из-за экстравагантного нижнего белья, появившегося к тому времени, и контрастных черных чулок. Танцовщицы выше прежнего поднимали юбки и трясли ими, включали в постановку движение, которое считалось особенно дерзким и провокационным – наклон вперед и закидывание юбки на спину, выставляя зрителям на показ ягодицы. Это движение прославило известную танцовщицу «Мулен Руж» Ла Гулю, на ее панталонах было вышито сердце.
  • Канканщица иногда подходила вплотную к мужчине, предлагала пари, что снимет с него шляпу, не используя рук. Заведомо было известно, что девушка выиграет и получит свое вознаграждение. Но согласившийся мужчина получал возможность бросить взгляд на панталоны, пока девушка взмахивала ногой и ударяла носком туфли по шляпе. Одновременно жест служил предупреждением, что любой, кто позволит себе излишние вольности с танцовщицами, может получить удар в лицо.
  • Французский художник Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec) нарисовал несколько картин и большое количество плакатов танцоров канкана. Благодаря ему современники имеют возможность увидеть многочисленные зарисовки выступлений Ла Гулю, Жанны Авриль и Валентина Бескостного.
  • Другие художники, запечатлевшие канкан: Жорж Сёра (Georges Seurat), Жорж Руо (Georges Rouault) и Пабло Пикассо (Pablo Picasso).

   

Популярные мелодии

Канкан – энергичный танец с размером 2/4. Многие композиторы написали музыку для него.

Самая известная мелодия принадлежит французу Жаку Оффенбаху (Jacques Offenbach) – «Галоп ада» (Galop Infernal) в его оперетте «Орфей в аду» («Orphée aux Enfers»). Париж увидел постановку и полюбил «Galop Infernal» в 1858 году. Оффенбах принес мировую известность танцу.

Галоп ада (слушать)

Канкан встречается в оперетте Франца Легара (Lehár Ferenc) «Веселая вдова » (Die lustige Witwe) 1905 года. Постановка имеет большой успех по сегодняшний день, входит в репертуар Метрополитен-опера и Венской оперы. Однако канкану Легара оказалось сложно превзойти популярность Оффенбаха. Часто в постановках «Веселой вдовы » музыку заменяют на более узнаваемую.

Канкан из «Веселой вдовы» (слушать)

Канкану посвящена одноименная музыкальная пьеса Коула Портера (Cole Albert Porter) 1954 года. Постановка имела большой успех. Снятый в 1960 году по ее мотивам фильм-мюзикл «Канкан» был номинирован на многочисленные премии, в том числе на Оскар в двух номинациях. Саундтрек получил Грэмми. В главных ролях снялись Фрэнк Синатра и Ширли МакЛейн.

Современный канкан

«Мулен Руж» располагается в парижском «Квартале красных фонарей». Это часть города, куда туристы, а иногда и местные жители направляются за приключениями 18+. Кабаре предлагает услуги исключительно зрелищного характера – шоу и танцы, обязательными элементами гардероба танцовщиц являются стринги, обувь на каблуке и аксессуары. Другая одежда надевается в зависимости от сюжета постановочного номера, может отсутствовать в принципе.

Канкан в репертуаре «Мулен Руж» один из самых «одетых» номеров «Феерии» («Féerie» – единственное шоу знаменитого кабаре, которое показывают дважды каждый день с 2000 года).


Колоритные костюмы передают атмосферу рубежа XIX-XX веков. Танцоры одеты в рубашки, жилеты, бабочки, брюки. На танцовщицах высокие корсеты и пышные юбки, вместо панталон канканщицы носят стринги и подрязки.

Современное отношение к танцу достаточно лояльное. Музыка канкана встречается даже в детском мультфильме «Пингвиненок Пороро».

Знаменитые исполнители канкана

Луиза Вебер (Louise Weber), известная под псевдонимом Ла Гулю (La Goulue – с фр. обжора, большеротая женщина), одержимая танцами, с 16 лет покоряла вечеринки в ночных клубах Парижа. Луиза работала в прачечной своей матери и брала одежду клиенток, чтобы выйти в свет. В «Мулен Руж» ее пригласили в возрасте 23 лет (1889). Проработав всего 6 лет, она стала богатой и знаменитой. Девушка решила покинуть кабаре и заняться собственным бизнесом. Потерпев неудачу, Вебер обанкротилась, пережила несколько глубоких депрессий, алкоголизм. Скончалась в безызвестности в возрасте 62 лет.

Жанна Луиза Бодон (Jeanne Louise Beaudon) танцевала под псевдонимом Жанна Авриль (Jane Avril). Жанна выросла в крайне неблагополучной семье, ее сильно избивали, в итоге она оказалась в психиатрической больнице. Танцевальный талант девушки замечали все, и в возрасте 21 года (1889) отпустили из клиники по приглашению в «Мулен Руж». Она моментально обрела известность. Провела практически всю оставшуюся жизнь на сцене кабаре. Была одинока, в возрасте 73 лет попала в дом престарелых, где скончалась через год.

Самым известным мужчиной-танцором канкана в конце XIX века был Жюль Этьен Эдме Реноден (Jules Étienne Edme Renaudin), псевдоним Валантен ле Дезоссе (Valentin le Désossé – с фр. Валентин Бескостный). Он часто выступал партнером Ла Гулю. О жизни танцора за пределами «Мулен Руж» известно крайне мало. Он принадлежал к семье виноторговцев, чем и зарабатывал себе на жизнь. За свои выступления в кабаре отказывался брать плату, считая занятие хобби, а не работой.


История канкана на удивление запутана и необычна, как и его эволюция. За годы существования изменился его первоначальный внешний вид – от парных бальных танцев в 1830 году до нынешней хореографической зрелищной постановки, которая приобрела окончательный вид в 1920-х годах.


Канкан сегодня рассматривается в первую очередь как танец для мюзик-холла, который исполняет группа танцовщиц, выстроившись в линию. Классическое одеяние для канкана сегодня — длинные юбками, нижние юбки и черные чулки, что возвращает зрителя к моде 1890-х годов. Основными особенностями танца являются: задирание и вращательные движения юбок, выбрасывание ног высоко вверх, прыжки. Танец был также известен как chahut. И канкан и chahut французские слова: канкан означает «сплетня» или «скандал»,т.е. – «скандальный танец», chahut же означает «шум».


Танцовщицы канкана или «ветреные барышни», как их называли, появились с течением времени и в Париже, Франция. В конце 19 -го века Париж был танцевальный центром мира. Нынешний канкан — потомок кадрили и галопа, популярного танца, который танцевали буквально повсеместно — от скверов до танцевальных залов Парижа в начале 19 -го века. При своем первом появлении в 1830 году, канкан был действительно преувеличенной формой галопа, с задиранием высоко вверх ног и другими утрированными жестами.


Он изначально исполнялся мужчинами, а затем и женщинами. Танец начали повсеместно осуждать, он рассматривался как «шокирующий респектабельных людей», потому что подразумевал отсутствие самоконтроля и гораздо более сильный телесный контакт между участниками, чем считалось приемлемым. Женщины, в частности, по моральным устоям того времени, не должны были выглядеть запыхавшись, но разве это было возможно в настолько энергичном танце? Канкан стал одной из причин, которая подорвала викторианские ценности, и он был частью растущего движения за перемены.


Танец шокировал многих своими смелыми вызовами социальной, моральной и политической конвенции того времени, когда мораль стала краеугольным камнем общества. Покровитель «Мулен Руж», известный художник Тулуз-Лотрек, описал его поэтически возгласом: «La vie est belle, voila le quadrille!», что в переводе означает «Жизнь прекрасна, вот идет канкан!».


К 1890 году отдельные танцовщицы канкана стали очень известными и высокооплачиваемыми благодаря их выступлениям в кабаре Мулен Руж и в других местах. В Британии, США и Канаде, канкан приобрел популярность в концертных залах, где он исполнялся как танец группы женщин в хореографической постановке. Этот стиль перекочевал и на родину канкана — в Францию в 1920-х годах, чему несказанно обрадовались туристы. Так родился французский канкан в нынешнем виде – сложная хореографическая постановка продолжительностью десять минут или более. Подлинный кадриль, который является одним из родоначальников канкана, очень требователен к его исполнителям: они должны иметь превосходное чувство баланса, ритма и выносливость.

3F7B2i02jrM?rel=0

Размер: Темп:

энергичный, подвижный

Место и время возникновения: См. также:

Знаменитыми канканистсками, чей образ сохранился благодаря завсегдатаю заведений постимпрессионисту Тулуз-Лотреку , были Ла Гулю и Жанна Авриль , блиставшие в «Мулен Руж ». Мужчины танцевали вместе с женщинами, потом эта традиция была утрачена.

    Lautrec moulin rouge, la goulue (poster) 1891.jpg

    Jane Avril by Toulouse-Lautrec.jpeg

    Жанна Авриль

Изначально во Франции канкан танцевали одиночные танцовщицы, а вот в Англии и США его танцевал ансамбль, выстроенный в линию - кордебалет . В 1920-е годы в Париже французский хореограф Пьер Сандрини объединил в «Мулен Руже» парижский сольный канкан с британским ансамблевым, добавил женский визг и смех, создав эталонный «френч канкан », и отдельно представил в таком виде на сцене своего ночного клуба Bal Tabarin в 1928 году.

Музыка

Наиболее известная мелодия - канкан (galop infernal) композитора Жака Оффенбаха из оперетты «Орфей в аду » (1858). (Пародией на неё является в 4 раза замедленные «Черепахи» из «Карнавала животных» Сен-Санса). Также используется «Весёлая вдова » (1905 год) Франца Легара .

Входит в репертуар кабаре и оперетты. На большую сцену танец попал в 1858 году при постановке Оффенбаха «Орфей в аду».

В 1919 году Леонид Мясин включил танец в балет на музыку Россини «Волшебная лавка », а через 20 лет - и «Парижское веселье» на музыку Оффенбаха.

В кино

См. также

  • Панцу и Пантира

Напишите отзыв о статье "Канкан"

Ссылки

  • Youtube

Примечания

Отрывок, характеризующий Канкан

Сидя вместе с офицерами за столом и разрывая руками, по которым текло сало, жирную душистую баранину, Петя находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того уверенности в такой же любви к себе других людей.
– Так что же вы думаете, Василий Федорович, – обратился он к Денисову, – ничего, что я с вами останусь на денек? – И, не дожидаясь ответа, он сам отвечал себе: – Ведь мне велено узнать, ну вот я и узнаю… Только вы меня пустите в самую… в главную. Мне не нужно наград… А мне хочется… – Петя стиснул зубы и оглянулся, подергивая кверху поднятой головой и размахивая рукой.
– В самую главную… – повторил Денисов, улыбаясь.
– Только уж, пожалуйста, мне дайте команду совсем, чтобы я командовал, – продолжал Петя, – ну что вам стоит? Ах, вам ножик? – обратился он к офицеру, хотевшему отрезать баранины. И он подал свой складной ножик.
Офицер похвалил ножик.
– Возьмите, пожалуйста, себе. У меня много таких… – покраснев, сказал Петя. – Батюшки! Я и забыл совсем, – вдруг вскрикнул он. – У меня изюм чудесный, знаете, такой, без косточек. У нас маркитант новый – и такие прекрасные вещи. Я купил десять фунтов. Я привык что нибудь сладкое. Хотите?.. – И Петя побежал в сени к своему казаку, принес торбы, в которых было фунтов пять изюму. – Кушайте, господа, кушайте.
– А то не нужно ли вам кофейник? – обратился он к эсаулу. – Я у нашего маркитанта купил, чудесный! У него прекрасные вещи. И он честный очень. Это главное. Я вам пришлю непременно. А может быть еще, у вас вышли, обились кремни, – ведь это бывает. Я взял с собою, у меня вот тут… – он показал на торбы, – сто кремней. Я очень дешево купил. Возьмите, пожалуйста, сколько нужно, а то и все… – И вдруг, испугавшись, не заврался ли он, Петя остановился и покраснел.
Он стал вспоминать, не сделал ли он еще каких нибудь глупостей. И, перебирая воспоминания нынешнего дня, воспоминание о французе барабанщике представилось ему. «Нам то отлично, а ему каково? Куда его дели? Покормили ли его? Не обидели ли?» – подумал он. Но заметив, что он заврался о кремнях, он теперь боялся.
«Спросить бы можно, – думал он, – да скажут: сам мальчик и мальчика пожалел. Я им покажу завтра, какой я мальчик! Стыдно будет, если я спрошу? – думал Петя. – Ну, да все равно!» – и тотчас же, покраснев и испуганно глядя на офицеров, не будет ли в их лицах насмешки, он сказал:
– А можно позвать этого мальчика, что взяли в плен? дать ему чего нибудь поесть… может…
– Да, жалкий мальчишка, – сказал Денисов, видимо, не найдя ничего стыдного в этом напоминании. – Позвать его сюда. Vincent Bosse его зовут. Позвать.
– Я позову, – сказал Петя.
– Позови, позови. Жалкий мальчишка, – повторил Денисов.
Петя стоял у двери, когда Денисов сказал это. Петя пролез между офицерами и близко подошел к Денисову.
– Позвольте вас поцеловать, голубчик, – сказал он. – Ах, как отлично! как хорошо! – И, поцеловав Денисова, он побежал на двор.
– Bosse! Vincent! – прокричал Петя, остановясь у двери.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх