Проблематика произведения на дне горького. Как М

Во всех пьесах Максима Горького, так или иначе, присутствует общий важный мотив. А именно - пассивный гуманизм, который обращается к таким чувствам, как сострадание и жалость, а также противопоставленный ему активный гуманизм, который порождает в людях стремление к сопротивлению, протесту, борьбе. И пьеса, созданная автором в 1902 году, не стала исключением.

Общие закономерности

Анализ «На дне» - это анализ социальной драмы, глубоко философского произведения, в котором необычные герои сталкиваются с обычными проблемами. Разделения на главных и второстепенных персонажей в пьесе, как легко можно заметить, нет. В сюжете доминирует не столкновение людей в определённых ситуациях, но столкновение их взглядов и жизненных позиций. Всё в произведении подчиняется философскому конфликту, а потому основу пьесы составляет напряженный диалог, нередко перерастающий в спор. Количество монологов драматург сводит к минимуму, они, как правило, являются по большей части завершением какого-либо этапа спора персонажей или даже авторской декларацией (примером этого можно считать монолог Сатина). Конфликтующие стороны стремятся убедить друг друга, а потому речь каждого из героев ярка, насыщенна, богата афоризмами.

Особенность пьесы «На дне» - параллельное развитие нескольких сюжетов

Анализ «На дне» следует проводить сразу в нескольких параллельных руслах, практически независимых друг от друга - так строится и само произведение. К примеру, отношения между Костылевым (хозяином ночлежки), его супруги Василисы и её сестры Наташи, а также вором Пеплом вполне могли бы составить основу для отдельной социально-бытовой драмы. Другим направлением являются отношения оставшегося безработным и опустившегося «на дно» слесаря Клеща с его умирающей женой - Анной. В произведении есть и иные сюжетные узлы: Настя и Барон, Квашня и Медведев, истории Бубнова, Актера, Алешки и иных героев. На первый взгляд даже создаётся впечатление, что Горький просто изобразил несколько примеров из жизни тех, кто живёт «на дне», и что если бы количество таких примеров сократилось или возросло, ничего особо не изменилось бы.

С другой стороны, проводя анализ «На дне», можно получить впечатление, что такого эффекта «разорванности» драматург добивался сознательно. Автор будто разделяет сцену на несколько участков, каждый из которых живёт своей особой жизнью и населён новыми персонажами. Формируется любопытнейший многоголосый диалог, в ходе которого реплики, прозвучавшие на одном из участков сцены, как будто случайно находят отклик в словах, звучащих на другом. Конечный эффект получается весьма неожиданным. Пепел в одном углу сцены убеждает Наташу в том, что ничего и никого не боится, и тут же в другом Бубнов, латающий картуз, выдаёт фразу: «А ниточки-то гнилые…», которая звучит как ирония в сторону Пепла. Спившийся Актер в одном углу пытается, но не способен прочитать стихотворение, а Бубнов в другом углу во время партии в шашки с городовым Медведевым злорадно произносит: «Пропала твоя дамка». И вновь возникает чувство, что обращено это не только к Медведеву, но и отчасти - к Актеру, что говорится в этих словах не только о партии в шашки, но и о человеческой судьбе в целом.

Образ Луки - связующее звено в произведении М. Горького

Подобное сквозное действие в пьесе носит довольно сложный характер. Чтобы осознать его, необходимо понять, какую роль во всём этом играет Лука. Анализ «На дне» невозможно провести, не обратившись к образу странствующего проповедника, который всех пытается утешить, всем обещает скорое избавление от страданий и призывает не терять надежды и веры. Лука - необычная личность. Это умный человек, обладающий живым интересом к людям и огромным жизненным опытом. Убеждения самого Луки очень хорошо характеризует его фраза «Во что веришь, то и есть». Проповедник убеждён, что правдой нельзя излечить душу, да и вообще ничем нельзя, однако смягчить боль помогает утешительная ложь. Притом Луке искренне жаль людей, он желает помочь им.

Такие столкновения помогают сформировать сквозное действие пьесы. С этой целью автору и нужны были параллельно развивающиеся истории разных персонажей. Эти люди отличаются между собой по жизнеспособности, умению верить в человека, сопротивляться. Проповедь Луки же позволяет проверить, как отреагируют на неё столь разные люди, что делает такую проверку ещё более убедительной.

Умирающей Анне, женщине, которая при жизни не ведала покоя, Лука говорит, чтобы та умирала «с радостью, без тревоги». А у больной, напротив, усиливается жажда жить. «Коли там муки не будет, здесь потерпеть можно», - говорит она. И это - первое поражение Луки. Наташе же проповедник повествует притчу о «праведной земле», желая убедить её в губительности правды и спасительной силе обмана. Однако Наташа, услышав его слова, приходит к совершенно противоположному выводу - она считает, что герой притчи, покончивший с собой, попросту «не стерпел обмана». Слова эти, в свою очередь, проливают свет на трагедию Актера, который поверил утешениям Луки и не сумел выдержать разочарования.

Анализ произведения «На дне» Горького позволяет нам проследить, как непродолжительные беседы старика с его «протеже» переплетаются друг с другом, создают напряжённое внутреннее движение в произведении. Призрачные надежды несчастных растут, а как только иллюзии начинают рассеиваться, Лука незаметно исчезает.

Речь Сатина - гимн жизни, впервые прозвучавший «на дне»

Наибольшее поражение Лука терпит от Сатина. В последнем акте, когда проповедника более нет в ночлежке, люди начинают спорить о том, кем он был и чего пытался добиться. Босяки беспокоятся, как и на что теперь жить. Выражает общее состояние барон. Признавшись, что раньше жил будто «во сне» и не понимал ничего, он начинает мечтательно размышлять: «…ведь зачем-то я родился…». Люди начинают прислушиваться друг к другу. Сатин на первых порах защищает Луку и отрицает, что проповедник сознательно обманывал всех. Однако довольно быстро защита эта трансформируется в наступление, и вот уже Сатин говорит о том, что всё это Лука делал из жалости к людям. Герой говорит о том, что ложь является религией рабов и хозяев, а бог свободного человека - правда. Сатин продолжает свою проникновенную речь, и вот уже от него слышатся слова о том, что «есть только человек, все же остальное - дело его рук и мозга». И несмотря на то что даже сам говорящий дальше этих слов не пойдёт, в ночлежке впервые звучит серьёзная речь и ощущается боль от погибшей жизни.

Последние три акта пьесы заканчиваются смертями. В конце второго действия Сатин кричит «Мертвецы не слышат!» Движение драмы связано с пробуждением «живых трупов», их эмоций, слуха. Именно в этом заключается основное, нравственное значение пьесы, хотя она и завершается трагически.

Заключение

До сих пор множество споров возникает насчёт пьесы «На дне». Анализ произведения, с которым вы только что ознакомились, позволяет убедиться, что это по-настоящему глубокое нешаблонное произведение, обнажающие острые философско-нравственные конфликты той эпохи и их постепенное развитие. Для самого Горького крайне важным было заставить личность пробудиться, подтолкнуть её способность к рассуждению, постижению сути.

Человек – неизменная часть общества, его главный элемент. В сложном механизме жизни ему всегда приходится подчинять личные мотивы и интересы общественным рамкам, которые оберегают его, и, одновременно, становятся причиной духовной несвободы. Ограничения и стандарты, выдвигаемые окружением, подчас не могут обуздать силу человеческого характера, его стремление к познанию мира и самовыражению. Поэтому конфликты между личностью и коллективом нашли отражение во многих произведениях русской литературы. Одно из таких произведений – драма М. Горького «На дне». Действие происходит в ночлежке для нищих, где собрались люди самого разного толка, однако все они отвергнуты социумом. У каждого из них – собственная жизненная трагедия, в основе которой лежат простые человеческие слабости.

  1. Однажды отвергнутый обществом, оказавшийся на «социальном дне» человек уже не в силах подняться, справиться с превратностями судьбы. Так считает один из обитателей ночлежки – Бубнов. Жизнь для него потеряла свою значимость: владевший когда-то красильной мастерской, герой в одночасье теряет всё. Сброшенный «на дно», потерявший веру в людей и правду, переживший предательство жены, теперь он убежден в том, что в мире все подчинено жестоким и непреложным законам, которым бессмысленно сопротивляться. Мысль выбраться из ночлежки, изменить привычный ход вещей и начать новую жизнь кажется Бубнову абсурдной. « Все люди на земле - лишние…» — отмечает герой. Покинутый окружением, он озлоблен на социум и не способен на веру и прощение.
  2. «Человек всё может – лишь бы захотел», — уверен другой герой пьесы, новый постоялец ночлежки, странник Лука, вступающий в условный конфликт с идейными утверждениями Бубнова. Лука – загадочный старец, почти блаженный, неизвестно откуда взявшийся и куда направляющийся. О его судьбе не знает никто, однако, по словам проповедника, на его долю выпало много горя и трудностей. Однако праведник уверен, что с внешней уродливостью, жестокостью жизни и общества можно справиться, достаточно верить в человека, вселять в него надежду, пусть порой и обманчивую. «Не всегда правдой душу вылечишь» — убежден старец, утешающий героев ночлежки. Отвергнутый обществом, как и прочие действующие лица пьесы, Лука продолжает верить в обитателей «дна», в высокое предназначение каждого из них.
  3. Несмотря на кажущуюся обреченность жизни, некоторые из героев не теряют веры в светлое будущее, мечтают подняться со дна социального на лучшую жизненную ступень. Васька Пепел – бунтующий образ в пьесе. Его отец был вором, и сам он привык к подобному ремеслу с детства. В отличие от других действующих лиц, Пепел отвергнут обществом изначально, как потерянный человек, судьба которого предопределена и заранее известна. Он стремится изменить самого себя, тем самым доказав коллективу, что его доля может быть лучшей, а сам он может стать честным и порядочным гражданином. Он любит Наташу, мечтает увести ее из ночлежки, где она вынуждена терпеть побои сестры, и переехать в Сибирь, где никто не узнает о его прошлом, а, значит, не станет судить за былые ошибки.
  4. «Человек – это звучит гордо!» — утверждает свою горькую правду еще один постоялец ночлежки, бывший телеграфист Сатин. Он убежден в том, что человеческая жизнь дорого стоит, поэтому каждый нуждается в сочувствии. Сатин, как и Лука, сострадателен к ближним, готов помочь нуждающимся. Однако пребывание на социальном «дне» делает его безразличным к жизни в целом. Он не видит смысла в действии, поэтому осознанно губит себя. Когда-то отправленный в тюрьму за убийство, а теперь обитающий в ночлежке, он не хочет измениться, поскольку считает существование «на дне» естественным ходом существования. Он отвергает общество, в котором больше не видит правды. Правда, по его мнению, – в самом человеке, однако, и до этого Сатину нет никакого дела. Сломленный обстоятельствами, он отказывается бороться, оставаясь безразличным к своей дальнейшей судьбе.
  5. Обреченные на гибель герои пьесы неизбежно идут ко дну. Их связывает общность судеб и положение, в котором они находятся, трагичность окружающего мира, отвергнувшего каждого из постояльцев ночлежки по разным причинам. Актер, в прошлом успешно выступающий на сцене, теперь беспробудно пьет. Он мечтает вылечиться от алкоголизма и вернуться на подмостки, постоянно цитирует знаменитые литературные отрывки. Однако осознание собственной слабости, забвение общества, невозможность выбраться из нищеты толкают героя на самоубийство. «Истину в вине» ищут и другие персонажи драмы: Андрей Митрич Клещ, слесарь, оказался на дне из-за болезни жены. С ее смертью он ждет облегчения от груза ответственности, однако теряет работу, ещё больше озлобившись на людей и потеряв последнюю цель существования, бездельничает вместе с Сатиным. Герои не в состоянии найти правильный путь, изгнанные из коллектива на социальное «дно», они гибнут там, лишенные надежды на будущее.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Пьеса Алексея Максимовича Пешкова, более известного нам под псевдонимом Максима Горького, “На дне” создана более восьмидесяти лет назад. И все эти годы она вызывает споры у читателей. Это можно объяснить тем, что множество проблем, поставленных автором, в разное время становятся актуальными, некоторые высказывания – крылатыми фразами, а монолог Сатина о человеке даже заучивается наизусть в школе.

Главным в произведении являются не столько человеческие судьбы, сколько столкновения противоположных идей, споры о человеке, о смысле жизни у людей одного социального уровня. Центром этого спора является проблема правды и лжи, восприятие жизни такой, какова она есть на самом деле, со всей ее безысходностью и трудностями, или жизнь с иллюзиями, с надеждой, что когда-нибудь что-нибудь произойдет и всё станет хорошо. Этот спор начинается задолго до появления в ночлежке странника Луки и продолжается после его ухода.

Уже в самом начале пьесы Квашня тешит себя мыслями, что она - свободная во всех смыслах женщина, а Настя - мечтами о красивом и прекрасном чувстве к Гастону, которое на самом деле есть только в книге “Роковая любовь”. И с самого начала в этот розовый мир врывается реальная действительность. Она то и показывает, кто есть кто в ночлежке. Эти люди жестоки друг к другу, потому что жизнь сделала их такими, а они не смогли вовремя поправить складывающуюся ситуацию. И эта жестокость проявляется, прежде всего, в том, как они разрушают иллюзии других людей: не дают покоя умирающей Анне, останавливают Клеща с его надеждами выбраться со дна жизни.

Среди этих ожесточенных людей появляется странник Лука. И с его появлением начавшийся уже спор о человеке, о правде и о лжи обостряется. Именно Лука вызывает наиболее серьезные споры. Он не делает ничего плохого, не унижает людей, как это любили делать многие жители подвала, он всего лишь утешает, дает людям хоть какую-нибудь надежду. Но помочь людям, которым уже ничего не надо в этой жизни невозможно. Они уже вычеркнуты из общества, они никому не нужны и даже не надеются на светлое будущее. И тогда, поняв все это, Лука начинает лгать, чтобы хоть как-то смягчить боль, которую приносит этим людям жизнь. В обитателей ночлежки он вселяет иллюзии. Лука как психолог очень тонко чувствует людей, знает, что каждому из них важнее всего именно в данную минуту. И безошибочно дает им советы, обещая Анне покой и отдых на том свете, Актеру - бесплатные лечебницы для алкоголиков, а Пеплу - свободную жизнь в Сибири. Зачем же Лука врет? Само его имя связано со словом “лукавый”, которое означает что-то лживое, нечестное. Луку можно обвинить в том, что он искушает людей своей ложью, и именно он виноват в смерти Актера. Однако если всмотреться в то, что делает Лука, понять его речь и действия, понимаешь, что он делает всё это не от какой-то своей прихоти, а от того что, он просто-напросто не очерствел душою, в нем ещё сохранились человеческие чувства. К тому же нельзя не согласиться с оценкой, которую дает Луке Сатин: “Он врал... Но это только из жалости к вам”. Лука не просто обманывает, этим самым он творит добро. Именно Лука предотвращает убийство Пеплом Костылева. И в Сибирь он советует Пеплу уйти поскорее, потому что предвидит, что добром это дело не кончится, и предвидение его оказывается правильным. Лука не просто врет Актеру о бесплатных лечебницах для алкоголиков, он уговаривает его: “Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись... возьми себя в руки и терпи...”. А виноват в смерти Актера не странник Лука, а сам Актер, который не смог взять себя в руки, совладать со своими проблемами. Лука не просто утешает, он также обосновывает свою позицию, тем же рассказом том, как он спас двух беглых каторжников, когда работал сторожем. Всем этим он хочет сказать, что спасти человека от всех проблем и научить добру может только добро.

В пьесе, как я уже убедился, главный носитель добра - Лука, он жалеет людей, сострадает им и пытается и словом и делом помочь. Главным оппонентом Луки в споре о правде является Сатин. Однако именно Сатин не только заступается за старика, запрещая всем остальным плохо говорить о нем, но и произносит свой знаменитый монолог о человеке. Но последнее событие пьесы - смерть Актера - подтверждает слова Луки: «Поверил человек, затем потерял веру и удавился».

Пьеса «На дне» доказала, что спасительная ложь никого не спасет, что вечно жить в иллюзиях нельзя, а выход из них в реальность всегда тяжел или даже трагичен, а главное - что человек живущий в мечтах смиряется со своей беспросветной жизнью и ничего не может поделать.

В тысяча девятьсот втором году состоялась премьера пьесы «На дне». Эта гениальная драма сразу обратила на себя всеобщее внимание. О ней говорили, писали, ее обсуждали, критиковали. Это был поистине триумф писателя. Эти бурные дискуссии продолжаются и по сей день, с той лишь разницей, что теперь мы знаем отношение самого автора к ней. Если в начале своего творческого пути Максим Горький писал романтические произведения, в которых реальное переплетается с идеальным, а герои были слишком сильными, слишком красивыми и благородными, то о пьесе «На дне» такого не скажешь. Это изображение грубой, не приукрашенной действительности, а герои ее - люди, сломленные судьбой и опустившиеся на «дно жизни».

Пьеса эта явилась ярким изображением взаимоотношений человека со средой, со всей совокупностью не зависящих от него социальных условий. Это опровержение пассивного гуманизма, обращенного лишь к таким чувствам, как жалость и сострадание, с одной стороны, и противопоставление ему, с другой стороны, гуманизма активного, можно даже сказать, революционного, возбуждающего в людях стремление к протесту, борьбе. Поначалу этого не поняли, и Луку, которого сыграл Москвин, все восхваляли, он сделался центром внимания. «Лука должен был явиться отрицательным типом, в противовес ему предполагалось дать Сатина. Вышло же наоборот: Лука стал положительным, а Сатин очутился в роли подгудка Луки», - писал Горький.

Так что же это такое - пьеса «На дне»? Попробуем разобраться. Действие пьесы развивается по нескольким параллельным сюжетным линиям, почти независимым друг от друга. В особый сюжетный узел завязываются отношения хозяина ночлежки Костылева, его жены Василисы, сестры ее Наташи и вора Васьки Пепла - на этом материале можно было создать отдельную социально-бытовую драму. Обособленно развивается сюжетная линия, связанная с отношениями потерявшего работу и опустившегося слесаря Клеща и его умирающей жены Анны. Действительно, на основе этой драмы тоже можно было создать отдельное произведение. Вот почему пьесу «На дне» называют социально-философской драмой. В пьесе много и других героев, но все они живут своей жизнью и собрались в ночлежке.

Итак, мы видим, что в пьесе нет единого сюжета, единого действия, нет стержня. Нет главного героя, и уж тем более - героя положительного. В то же время некого назвать и отрицательным героем. Внимание постоянно приковывается к разным людям. Я думаю, этим Горький хотел показать, что нет деления на «людей» и «не людей». Все имеют право на свою точку зрения. Заметим, что герои в основном не действуют, а говорят. Ведь именно из разговоров мы узнаем их мысли, их внутренний мир. В то же время каждый из них несет какую-то свою философию, свою «правду».

Действительно, слово «правда» является ключевым и чуть ли не самым главным. Оно словно пронизывает все произведение. С самого начала пьесы развивается конфликт двух правд: правды горькой жизни, «дна» и правды «вымышленной», той правды, которую они хотели бы видеть. Этот конфликт ярко выражен в противопоставлении двух героев: Луки и Сатина. Чтобы понять его, надо разобраться в развитии их отношений.
Лука, этот странствующий проповедник, утешает всех, обещает всем избавление от страданий, всем говорит: «Ты - надейся!», «ты - верь!» И говорит он это не потому, что действительно ждет каких-то перемен, он всех успокаивает, потому что знает, что в жизни героев не будет никаких перемен. Они не в состоянии что-то изменить в ней. И Лука считает, что тяжкое бремя настоящей правды им вынести не под силу, и единственное их облегчение - мечты и иллюзии. Вся его философия укладывается в одну фразу: «Во что веришь, то и есть». Да, ему жаль этих обездоленных людей. В сущности же, он уверен, что правдой никогда и никакую душу не вылечишь, а можно только смягчить боль такой ложью, вымышленной правдой.

А что же Сатин? В чем его правда? Он единственный, кто по-настоящему понял Луку, но его взгляд на жизнь настолько расходится с «правдой» или даже «верой» Луки, что поневоле он начинает опровергать его слова, все еще продолжая защищать. Сатин говорит: «Я - знаю ложь! Кто слаб душой... и кто живет чужими соками, - тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие - прикрываются ею... А кто - сам себе хозяин... кто независим и не ждет чужого - зачем тому ложь? Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!»

Мы видим, что если позиция Луки - идея сострадания, возбуждающая веру в человека, она способна повести его дальше. Актер говорит: «Я сегодня - работал, мел улицу..., а водки - не пил! Каково? Вот они - два пятиалтынных, а я - трезв». В словах Луки - призыв к уважению человека: «Человек, каков он ни есть, всегда своей цены стоит». «Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, для лучшего».

«Человек - вот правда, он это понимал!» - воскликнет о Луке Сатин. При всей противоположности, на первый взгляд, позиций Луки и Сатина, последний восклицает: «Старик? Он умница!.. Он... подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету...»

Мне кажется, что Сатин и Лука сходятся в том, что «все в человеке, все для человека», но расходятся в понимании того, какими путями надо прийти к этому. Для Луки человек - каждый, а для Сатина - все люди как одно целое. Если любовь Луки - жалость, то Сатин более требовате: лен к человечеству. И Сатин против всякой «вымышленной» правды. Ведь всем развитием сюжета Горький хотел показать, что эта «вымышленная» правда, эта сострадательная ложь может не то чтобы помочь, а, напротив, погубить человека. Отчаявшись вылечиться, Актер кончает жизнь самоубийством. Эта жалость ничем не помогла обитателям ночлежки. Об этом говорят ремарки первого и последнего действий. Ничего не изменилось в жизни людей, собравшихся в ночлежке, стало еще хуже.
На мой взгляд, именно этим автор хотел показать, насколько несостоятельна ложь Луки! С другой стороны, обитатели ночлежки - « хозяева и рабы», им не нужна «правда свободного человека». Они слабы духом и не могут изменить свою жизнь. Разбуженные Лукой, они вступают в конфликт с реальным миром и терпят поражение. «Вымышленная» правда Луки не выдерживает столкновения с реальностью. Да и сам Лука исчезает сразу после убийства Костылева. В его сострадании есть фальшь. Он ушел, не принеся ничего хорошего этим людям.

Вся пьеса содержит в себе недосказанность. Пропала Наташа, Пепла должны осудить, где-то на пустыре повесился Актер. Мне кажется, что Горький в пьесе ставит вопросы, но ответов не дает. Как жить дальше? Обитатели ночлежки в растерянности. И в этом скрытом призыве изменить мир - революционность пьесы. Герои пьесы не смогли вырваться из заколдованного круга.

Да, Горький снова пишет про «бывших людей», но теперь он из романтика с неосознанной ролью босяка превратился в философа, мучительно ищущего смысл существования. Он собрал вместе множество разнохарактерных лиц, объединив их стремлением к справедливости.
Пьесу переполняют яркие характеры и образы. Что же хотел сказать автор? Какими он видел героев?

Горький сам определил основную проблематику пьесы: «...что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Этот вопрос не субъективный, а общефилософский». Максим Горький признает, что ему не удалось в полной мере ответить на этот вопрос. Почему же? Для этого нужно рассмотреть два образа: Луки и Сатина. Сатин, безусловно, выражает авторскую позицию. Герой весьма далек от философии христианского терпения, для него есть одно гордо звучащее слово - человек, который «за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за все платит сам, и потому он свободен». В этих словах мы слышим голос самого Горького. И многие, читая «На дне», бросали уютную жизнь и шли на революционные баррикады.

Однако критика восприняла пьесу иначе. Основное направление пьесы было связано с образом Луки. Писали, что Лука «вызвал к свету все то хорошее, что раньше дремало беспробудно». Основной мотив трактовался как примирение с жизнью и чувством жалости к человеку.


Страница: [ 1 ]

/ / Социальная проблематика пьесы Горького «На дне»

Не смотря на то, что пьесе Максима Горького « » уже более ста лет, ее продолжают ставить во многих театрах мира. Это произведение, которое показало жизнь людей опустившихся на дно, не утратило своей актуальности и в наше время. Горький показал нам повседневную жизнь самого бедного слоя населения в ее обычном выражении.

Действие пьесы разворачивается в ночлежке, которая приютила людей разных возрастных категорий, разных профессий. У многих из них раньше была другая жизнь, но теперь все они оказались на дно этой жизни.

Говоря о социальном конфликте пьесы, стоит отметить, что он неоднозначен и многогранен. Он раскрывается в противостоянии обитателей ночлежки с ее хозяевами, а, также, проявляется в личной трагедии каждого героя произведения и тех причин, которые заставили их опуститься на дно жизни.

Для понимания конфликта обитателей ночлежки с ее хозяевами необходимо понять, какими людьми они были.

Итак, хозяином ночлежки был Михаил Костылев. Он был лицемерным и алчным человеком. С одной стороны он давал приют нуждающимся, а с другой – сдирал с них последние деньги за проживание.

Его супруга Василиса также с отвращением относилась к жителям ночлежки. Она была влюблена в Ваську Пепла, и постоянно ревновала его к своей сестре Наталье. Над Натальей Василиса вместе со своим супругом измывались с особым усердием. Наталья напротив, была тихой девушкой и не позволяла себе перечить своей сестре и ее мужу.

Во взаимоотношении двух сестер Горький показал нам, как социальное положение влияет на отношения двух людей, не смотря даже на то, что они были родными сестрами.

Васька Пепел был одним из обитателей костылевской ночлежки. Про себя он сказал, что еще с детства его прозвали вором. Поэтому всю свою жизнь он больше ни чем не занимался, кроме воровства. Нужно отметить, что Василиса поощряла занятие Пепла, скупая у него ворованные вещи.

Незавидная судьба была еще у одной обитательницы ночлежки – Анны. Она была больна смертельной болезнью и доживала последние дни. Ее муж – слесарь Клещ давно ждал смерти своей жены. Она для него была обузой. Он думал, что после смерти Анны сможет заработать денег и зажить новой жизнью. Но этому не суждено было случиться. Анна же жила и терпела, терпела ежедневные унижения, побои со стороны мужа. В ее жизни не было места радости и счастью. Девушка уже и не помнила, когда досыта ела и одевала, что-то отличное от старых лохмотьев.

Человеком, который не смог найти применение своим знаниям и умениям, и теперь оказался в ночлежке с другими ее обитателями был Сатин. С раннего возраста он работал на телеграфе, увлекался чтением. Но сейчас он стал нищим, ни чего не ждущим от жизни. От старых времен у него остались лишь несколько замысловатых слов на иностранном языке, которыми он любил похвастать перед остальными.

Сирота Настя была вынуждена продавать свое тело, чтобы хоть как-то свести концы с концами. Она была мечтательной натурой. Настя увлекалась любовными романами и верила, что когда-то и ее постигнет настоящая любовь. За свою мечтательность и наивность девушка терпела ежедневные насмешки со стороны других обитателей ночлежки.

Еще одним обитателем ночлежки был Бубнов. Здесь он очутился потому, что узнал про измену своей жены и, не найдя лучшего варианта, отправился в ночлежку к Костылеву.

По-моему самым трагическим падением на дно, было падение Барона. Он был бывшим дворянином, занимал высокую должность. Но теперь он вынужден проводить время с теми людьми, которых раньше просто не замечал. Барон часто вспоминал свои прошлые «сытые» годы. От той жизни у него лишь осталась высокомерная манера общения с окружающими.

Следующим жителем ночлежки был человек сцены, человек который купался в овациях, но который, поддавшись вредной привычке, скатился вниз. Самое страшное то, что Актер понимает причину своих страданий, но ни чего сделать с этим не может.

Теперь все эти когда-то разные люди равны в своем бесправии. Они очутились на дне жизни и вынуждены смириться со своей судьбой. У этих людей нет будущего, у них остались лишь воспоминания о прошлой жизни. Всех их объединяет одна дорога – дорога вниз, в пропасть. Такая жизнь разрушила в обитателях ночлежки все человеческие чувства и качества и породила не только социальную, но и нравственную деградацию.

Лучиком света для обитателей ночлежки становится старик Лука, который попытался их «растормошить», подарив надежду. К сожалению, уже было слишком поздно, ни кто не смог найти в себе силы, чтобы вновь подняться наверх. Актер заканчивает жизнь самоубийством, Васька Пепел был сослан в Сибирь, остальных обитателей ночлежки постигла не лучшая участь.

Максим Горький в своей пьесе «На дне» попытался показать нам всю бесправность человека обремененного социальными проблемами, как важно вовремя суметь их решить, чтобы изменить свою жизнь.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх