Биография эрих мария ремарк. Биография Эриха Марии Ремарка: представитель «потерянного поколения

Эрих Пауль Ремарк был вторым из пяти детей книжного переплётчика Петера Франца Ремарка (1867-1954) и Анны Марии Ремарк, в девичестве Шталькнехт (1871-1917). В юности Ремарк увлекался творчеством Стефана Цвейга , Томаса Манна , Ф.Достоевского , Марселя Пруста и Иоганна Вольфганга Гёте . В 1904 году поступил в церковную школу, а в - в католическую учительскую семинарию.

21 ноября 1916 года Ремарк был призван в армию, а 17 июня 1917 года направлен на Западный фронт . 31 июля 1917 года был ранен в левую ногу, правую руку, шею. Остаток войны провёл в военном госпитале Германии.

После смерти матери, в её честь Ремарк сменил своё второе имя. В период с 1919 сначала работает учителем. В конце 1920 года меняет множество профессий, в том числе работает продавцом надгробных памятников и воскресным органистом в часовне при госпитале для душевнобольных. Эти события впоследствии легли в основу романа писателя «Чёрный обелиск ».

В 1921 году начинает работать редактором в журнале Echo Continental , в это же время, как свидетельствует одно из его писем, берёт псевдоним Erich Maria Remarque .

Существует легенда о том, что нацисты объявили: Ремарк (якобы) является потомком французских евреев и его настоящая фамилия Крамер (слово «Ремарк» наоборот) . Этот «факт» до сих пор приводится в некоторых биографиях, несмотря на полное отсутствие каких-либо подтверждающих его свидетельств. Согласно данным, полученным из Музея писателя в Оснабрюке , немецкое происхождение и католическое вероисповедание Ремарка никогда не вызывали сомнений. Пропагандистская кампания против Ремарка основывалась на изменении им правописания своей фамилии с Remark на Remarque. Этот факт использовался для утверждений, что человек, меняющий немецкое правописание на французское, не может являться настоящим немцем.

В 1964 году делегация из родного города писателя вручила ему почётную медаль. Три года спустя, в 1967 году, немецкий посол в Швейцарии вручил ему орден ФРГ (ирония заключается в том, что несмотря на присвоение этих наград, немецкое гражданство ему так и не вернули).

Библиография

Романы

  • Приют грёз (вариант перевода - «Мансарда снов») (нем. Die Traumbude ) ()
  • Гэм (нем. Gam ) () (опубликовано посмертно в )
  • Станция на горизонте (нем. Station am Horizont ) ()
  • На Западном фронте без перемен (нем. Im Westen nichts Neues ) ()
  • Возвращение (нем. Der Weg zurück ) ()
  • Три товарища (нем. Drei Kameraden ) ()
  • Возлюби ближнего своего (нем. Liebe Deinen Nächsten ) ()
  • Триумфальная арка (нем. Arc de Triomphe ) ()
  • Искра жизни (нем. Der Funke Leben ) ()
  • Время жить и время умирать (нем. Zeit zu leben und Zeit zu sterben ) ()
  • Чёрный обелиск (нем. Der schwarze Obelisk ) ()
  • Жизнь взаймы (нем. Der Himmel kennt keine Günstlinge ) ()
  • Ночь в Лиссабоне (нем. Die Nacht von Lissabon ) ()
  • Тени в раю (нем. Schatten im Paradies ) (опубликовано посмертно в 1971 году . Это сокращённая и переработанная издательством Droemer Knaur версия романа «Земля обетованная».)
  • Земля обетованная (нем. Das gelobte Land ) (опубликовано посмертно в 1998 году . Роман остался неоконченным.)

Рассказы

Сборник «История любви Аннеты» (нем. Ein militanter Pazifist ):

  • Враг (нем. Der Feind ) (1930-1931)
  • Безмолвие вокруг Вердена (нем. Schweigen um Verdun ) (1930)
  • Карл Брегер во Флери (нем. Karl Broeger in Fleury ) (1930)
  • Жена Йозефа (нем. Josefs Frau ) (1931)
  • История любви Аннеты (нем. Die Geschichte von Annettes Liebe ) (1931)
  • Странная судьба Иоганна Бартока (нем. Das seltsame Schicksal des Johann Bartok ) (1931)

Прочее

  • Последний акт (нем. Der letzte Akt ) (), пьеса
  • Последняя остановка (нем. Die letzte Station ) (), киносценарий
  • Будьте бдительны!! (нем. Seid wachsam!! ) ()
  • Эпизоды за письменным столом (нем. Das unbekannte Werk ) ()
  • Скажи мне, что ты меня любишь... (нем. Sag mir, dass du mich liebst... ) ()

Публикации о Ремарке

Напишите отзыв о статье "Ремарк, Эрих Мария"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ремарк, Эрих Мария

– Мы с ним говорили про вас на днях, – продолжал Кочубей, – о ваших вольных хлебопашцах…
– Да, это вы, князь, отпустили своих мужиков? – сказал Екатерининский старик, презрительно обернувшись на Болконского.
– Маленькое именье ничего не приносило дохода, – отвечал Болконский, чтобы напрасно не раздражать старика, стараясь смягчить перед ним свой поступок.
– Vous craignez d"etre en retard, [Боитесь опоздать,] – сказал старик, глядя на Кочубея.
– Я одного не понимаю, – продолжал старик – кто будет землю пахать, коли им волю дать? Легко законы писать, а управлять трудно. Всё равно как теперь, я вас спрашиваю, граф, кто будет начальником палат, когда всем экзамены держать?
– Те, кто выдержат экзамены, я думаю, – отвечал Кочубей, закидывая ногу на ногу и оглядываясь.
– Вот у меня служит Пряничников, славный человек, золото человек, а ему 60 лет, разве он пойдет на экзамены?…
– Да, это затруднительно, понеже образование весьма мало распространено, но… – Граф Кочубей не договорил, он поднялся и, взяв за руку князя Андрея, пошел навстречу входящему высокому, лысому, белокурому человеку, лет сорока, с большим открытым лбом и необычайной, странной белизной продолговатого лица. На вошедшем был синий фрак, крест на шее и звезда на левой стороне груди. Это был Сперанский. Князь Андрей тотчас узнал его и в душе его что то дрогнуло, как это бывает в важные минуты жизни. Было ли это уважение, зависть, ожидание – он не знал. Вся фигура Сперанского имела особенный тип, по которому сейчас можно было узнать его. Ни у кого из того общества, в котором жил князь Андрей, он не видал этого спокойствия и самоуверенности неловких и тупых движений, ни у кого он не видал такого твердого и вместе мягкого взгляда полузакрытых и несколько влажных глаз, не видал такой твердости ничего незначащей улыбки, такого тонкого, ровного, тихого голоса, и, главное, такой нежной белизны лица и особенно рук, несколько широких, но необыкновенно пухлых, нежных и белых. Такую белизну и нежность лица князь Андрей видал только у солдат, долго пробывших в госпитале. Это был Сперанский, государственный секретарь, докладчик государя и спутник его в Эрфурте, где он не раз виделся и говорил с Наполеоном.
Сперанский не перебегал глазами с одного лица на другое, как это невольно делается при входе в большое общество, и не торопился говорить. Он говорил тихо, с уверенностью, что будут слушать его, и смотрел только на то лицо, с которым говорил.
Князь Андрей особенно внимательно следил за каждым словом и движением Сперанского. Как это бывает с людьми, особенно с теми, которые строго судят своих ближних, князь Андрей, встречаясь с новым лицом, особенно с таким, как Сперанский, которого он знал по репутации, всегда ждал найти в нем полное совершенство человеческих достоинств.
Сперанский сказал Кочубею, что жалеет о том, что не мог приехать раньше, потому что его задержали во дворце. Он не сказал, что его задержал государь. И эту аффектацию скромности заметил князь Андрей. Когда Кочубей назвал ему князя Андрея, Сперанский медленно перевел свои глаза на Болконского с той же улыбкой и молча стал смотреть на него.
– Я очень рад с вами познакомиться, я слышал о вас, как и все, – сказал он.
Кочубей сказал несколько слов о приеме, сделанном Болконскому Аракчеевым. Сперанский больше улыбнулся.
– Директором комиссии военных уставов мой хороший приятель – господин Магницкий, – сказал он, договаривая каждый слог и каждое слово, – и ежели вы того пожелаете, я могу свести вас с ним. (Он помолчал на точке.) Я надеюсь, что вы найдете в нем сочувствие и желание содействовать всему разумному.
Около Сперанского тотчас же составился кружок и тот старик, который говорил о своем чиновнике, Пряничникове, тоже с вопросом обратился к Сперанскому.
Князь Андрей, не вступая в разговор, наблюдал все движения Сперанского, этого человека, недавно ничтожного семинариста и теперь в руках своих, – этих белых, пухлых руках, имевшего судьбу России, как думал Болконский. Князя Андрея поразило необычайное, презрительное спокойствие, с которым Сперанский отвечал старику. Он, казалось, с неизмеримой высоты обращал к нему свое снисходительное слово. Когда старик стал говорить слишком громко, Сперанский улыбнулся и сказал, что он не может судить о выгоде или невыгоде того, что угодно было государю.
Поговорив несколько времени в общем кругу, Сперанский встал и, подойдя к князю Андрею, отозвал его с собой на другой конец комнаты. Видно было, что он считал нужным заняться Болконским.
– Я не успел поговорить с вами, князь, среди того одушевленного разговора, в который был вовлечен этим почтенным старцем, – сказал он, кротко презрительно улыбаясь и этой улыбкой как бы признавая, что он вместе с князем Андреем понимает ничтожность тех людей, с которыми он только что говорил. Это обращение польстило князю Андрею. – Я вас знаю давно: во первых, по делу вашему о ваших крестьянах, это наш первый пример, которому так желательно бы было больше последователей; а во вторых, потому что вы один из тех камергеров, которые не сочли себя обиженными новым указом о придворных чинах, вызывающим такие толки и пересуды.
– Да, – сказал князь Андрей, – отец не хотел, чтобы я пользовался этим правом; я начал службу с нижних чинов.
– Ваш батюшка, человек старого века, очевидно стоит выше наших современников, которые так осуждают эту меру, восстановляющую только естественную справедливость.
– Я думаю однако, что есть основание и в этих осуждениях… – сказал князь Андрей, стараясь бороться с влиянием Сперанского, которое он начинал чувствовать. Ему неприятно было во всем соглашаться с ним: он хотел противоречить. Князь Андрей, обыкновенно говоривший легко и хорошо, чувствовал теперь затруднение выражаться, говоря с Сперанским. Его слишком занимали наблюдения над личностью знаменитого человека.
– Основание для личного честолюбия может быть, – тихо вставил свое слово Сперанский.
– Отчасти и для государства, – сказал князь Андрей.
– Как вы разумеете?… – сказал Сперанский, тихо опустив глаза.
– Я почитатель Montesquieu, – сказал князь Андрей. – И его мысль о том, что le рrincipe des monarchies est l"honneur, me parait incontestable. Certains droits еt privileges de la noblesse me paraissent etre des moyens de soutenir ce sentiment. [основа монархий есть честь, мне кажется несомненной. Некоторые права и привилегии дворянства мне кажутся средствами для поддержания этого чувства.]
Улыбка исчезла на белом лице Сперанского и физиономия его много выиграла от этого. Вероятно мысль князя Андрея показалась ему занимательною.
– Si vous envisagez la question sous ce point de vue, [Если вы так смотрите на предмет,] – начал он, с очевидным затруднением выговаривая по французски и говоря еще медленнее, чем по русски, но совершенно спокойно. Он сказал, что честь, l"honneur, не может поддерживаться преимуществами вредными для хода службы, что честь, l"honneur, есть или: отрицательное понятие неделанья предосудительных поступков, или известный источник соревнования для получения одобрения и наград, выражающих его.
Доводы его были сжаты, просты и ясны.
Институт, поддерживающий эту честь, источник соревнования, есть институт, подобный Legion d"honneur [Ордену почетного легиона] великого императора Наполеона, не вредящий, а содействующий успеху службы, а не сословное или придворное преимущество.
– Я не спорю, но нельзя отрицать, что придворное преимущество достигло той же цели, – сказал князь Андрей: – всякий придворный считает себя обязанным достойно нести свое положение.
– Но вы им не хотели воспользоваться, князь, – сказал Сперанский, улыбкой показывая, что он, неловкий для своего собеседника спор, желает прекратить любезностью. – Ежели вы мне сделаете честь пожаловать ко мне в среду, – прибавил он, – то я, переговорив с Магницким, сообщу вам то, что может вас интересовать, и кроме того буду иметь удовольствие подробнее побеседовать с вами. – Он, закрыв глаза, поклонился, и a la francaise, [на французский манер,] не прощаясь, стараясь быть незамеченным, вышел из залы.

Первое время своего пребыванья в Петербурге, князь Андрей почувствовал весь свой склад мыслей, выработавшийся в его уединенной жизни, совершенно затемненным теми мелкими заботами, которые охватили его в Петербурге.
С вечера, возвращаясь домой, он в памятной книжке записывал 4 или 5 необходимых визитов или rendez vous [свиданий] в назначенные часы. Механизм жизни, распоряжение дня такое, чтобы везде поспеть во время, отнимали большую долю самой энергии жизни. Он ничего не делал, ни о чем даже не думал и не успевал думать, а только говорил и с успехом говорил то, что он успел прежде обдумать в деревне.
Он иногда замечал с неудовольствием, что ему случалось в один и тот же день, в разных обществах, повторять одно и то же. Но он был так занят целые дни, что не успевал подумать о том, что он ничего не думал.
Сперанский, как в первое свидание с ним у Кочубея, так и потом в середу дома, где Сперанский с глазу на глаз, приняв Болконского, долго и доверчиво говорил с ним, сделал сильное впечатление на князя Андрея.
Князь Андрей такое огромное количество людей считал презренными и ничтожными существами, так ему хотелось найти в другом живой идеал того совершенства, к которому он стремился, что он легко поверил, что в Сперанском он нашел этот идеал вполне разумного и добродетельного человека. Ежели бы Сперанский был из того же общества, из которого был князь Андрей, того же воспитания и нравственных привычек, то Болконский скоро бы нашел его слабые, человеческие, не геройские стороны, но теперь этот странный для него логический склад ума тем более внушал ему уважения, что он не вполне понимал его. Кроме того, Сперанский, потому ли что он оценил способности князя Андрея, или потому что нашел нужным приобресть его себе, Сперанский кокетничал перед князем Андреем своим беспристрастным, спокойным разумом и льстил князю Андрею той тонкой лестью, соединенной с самонадеянностью, которая состоит в молчаливом признавании своего собеседника с собою вместе единственным человеком, способным понимать всю глупость всех остальных, и разумность и глубину своих мыслей.
Во время длинного их разговора в середу вечером, Сперанский не раз говорил: «У нас смотрят на всё, что выходит из общего уровня закоренелой привычки…» или с улыбкой: «Но мы хотим, чтоб и волки были сыты и овцы целы…» или: «Они этого не могут понять…» и всё с таким выраженьем, которое говорило: «Мы: вы да я, мы понимаем, что они и кто мы ».
Этот первый, длинный разговор с Сперанским только усилил в князе Андрее то чувство, с которым он в первый раз увидал Сперанского. Он видел в нем разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России. Сперанский в глазах князя Андрея был именно тот человек, разумно объясняющий все явления жизни, признающий действительным только то, что разумно, и ко всему умеющий прилагать мерило разумности, которым он сам так хотел быть. Всё представлялось так просто, ясно в изложении Сперанского, что князь Андрей невольно соглашался с ним во всем. Ежели он возражал и спорил, то только потому, что хотел нарочно быть самостоятельным и не совсем подчиняться мнениям Сперанского. Всё было так, всё было хорошо, но одно смущало князя Андрея: это был холодный, зеркальный, не пропускающий к себе в душу взгляд Сперанского, и его белая, нежная рука, на которую невольно смотрел князь Андрей, как смотрят обыкновенно на руки людей, имеющих власть. Зеркальный взгляд и нежная рука эта почему то раздражали князя Андрея. Неприятно поражало князя Андрея еще слишком большое презрение к людям, которое он замечал в Сперанском, и разнообразность приемов в доказательствах, которые он приводил в подтверждение своих мнений. Он употреблял все возможные орудия мысли, исключая сравнения, и слишком смело, как казалось князю Андрею, переходил от одного к другому. То он становился на почву практического деятеля и осуждал мечтателей, то на почву сатирика и иронически подсмеивался над противниками, то становился строго логичным, то вдруг поднимался в область метафизики. (Это последнее орудие доказательств он особенно часто употреблял.) Он переносил вопрос на метафизические высоты, переходил в определения пространства, времени, мысли и, вынося оттуда опровержения, опять спускался на почву спора.

На всем его творчестве лежит след трагических событий жизни самого писателя - прежде всего, участия в Первой мировой войне.

Ремарк и война

Нормальное течение жизни юного Эриха прервало начало Первой мировой войны. Стараниями СМИ в общественном сознании сложилось преставление о только разгоревшейся мировой бойне как о справедливом походе против зла.

Ремарк был призван на фронт в 1916 году. В 1917 году будущий писатель был серьезно ранен. Остаток войны он провел в госпитале.

Поражение Германии и последовавшие за этим жесткие условия повлияло на судьбу Ремарка. Чтобы выжить, он перепробовал десятки разных профессий. Работать писателю пришлось даже продавцом надгробных плит.

Первый роман Ремарка вышел в 1920 году. Это лишь исток, из которого берут начало все последующие произведения Ремарка. Список же их очень многочислен. Эрих Мария стал известен в Германии как меланхоличный художник, изображающий войну правдивыми и мрачными красками.

Первый роман Ремарка

С какого момента стоит начинать считать произведения Ремарка? Список открывает роман 1920 года под названием «Приют грёз». Как ни странно, в этой книге нет ни слова о войне. Зато он наполнен аллюзиями из произведения немецких классиков, размышлениями о ценности любви и ее истинной сущности.

Фоном для развития сюжета служит дом провинциального художника, в котором находят приют молодые люди. Они наивны и чисты в своей простоте. Писатель рассказывает о первых любовных переживаниях, изменах и ссорах.

Затерявшееся произведение

Из-за неудачи с первым романом Ремарк так и не издал написанную в 1924 году книгу «Гэм». В этом произведении молодой автор поднял гендерную проблематику, сделав главной героиней сильную духом женщину.

Роман «Гэм» забывают, когда перечисляют лучшие произведения Ремарка. Список остается без этого интересного произведения, который и в наши дни остается актуальным и вызывающим дискуссионные вопросы.

«Станция на горизонте»

Мало кто даже из тех людей, кто постоянно читает романы Ремарка, список произведений пополнит этой книгой. «Станция на горизонте» - это один из самых «антиремарковских» произведений этого

Главный герой романа - типичный представитель золотой молодежи. Кай юн, красив и нравится девушкам. Он типичный человек-перекотиполе: юноша не привязывается ни к материальным условиям, ни к людям, ни к вещам. В глубине души он все равно мечтает о тихой жизни, душевном покое. Но это желание подавляется ежедневной бурей ярких событий.

Действие книги разворачивается вокруг бесконечным автомобильных гонок на фоне беззаботной жизни верхов общества.

«На Западном фронте без перемен» - реквием по потерянному поколению

Не книгами об аристократах известен Ремарк. Список книг, произведений о трагедии потерянного поколения в библиографии писателя начинается именно с изданного в 1929 году романа «На Западном фронте без перемен».

Главные герои - вырванные из обычной жизни молодые мужчины. Война не щадит их: на смену патриотическим иллюзиям быстро приходит жестокое разочарование. Даже тех ребят, которых не тронули снаряды, милитаристская машина покалечила духовно. Многие так и не смогли найти себе место в мирной жизни.

«На Западном фронте без перемен» вступал в конфликт с ура-патриотическими произведениями, наполнившими книжные магазины Во времена правления нацистов эта книга была запрещена.

«Возвращение»

После ошеломительного успеха романа «На Западном фронте без перемен» не перестал создавать Ремарк произведения. Список невероятно трогательных книг о судьбах мы продолжим романом «Возвращение».

Война приближается к концу. Солдат охватывают волнения: говорят, в Берлине случилась революция. Но главных героев, кажется, вовсе не волнует политика. Они хотят только поскорее вернуться домой. После долгих лет, проведенных на фронте, молодым людям трудно покинуть окопы...

Охваченная волнениями страна не встречает «героев» приветливо. Как теперь им строить свои жизни на обломках разрушенной империи?

Критики встретили эту книгу по-разному: они восхищались ее гуманистическим пафосом, другие ругали за недостаточно полное раскрытие политической обстановки в Германии. Националисты же яростно невзлюбили это произведение, видя в нем злой памфлет на героических солдат.

«Три товарища»

Знакомство наших читателей с этим писателем часто начинается с романа «Три товарища». Люди не зря восхищаются: какие удивительно тонкие писал Эрих Мария Ремарк произведения! Список книг мы продолжаем этой невероятно грустной и трогательной книгой.

События разворачиваются в предфашистской Германии. Во всем уродстве перед нами предстает общество, находящееся в глубоком кризисе. Но даже в такой темноте находится место для настоящих чувств - самоотверженной дружбы друзей-фронтовиков и бескорыстной любви.

Главные герои книги пережили войну. Чтобы выжить в мирное время, они открывают автомастерскую. Время испытывает их характер и принципы на прочность.
В Германии эта книга так и не вышла. Ремарк начал работу над этим произведением в 1933 году, закончил писать в 1936 году. Впервые «Три товарища» увидели свет в Дании.

«Возлюби ближнего своего»

На этом и закончились «республиканские» произведения Эрих Ремарка. Список продолжит книга, которая повествует о другом, более жестоком и варварском времени.

Кто не знает этот главный постулат нашей цивилизации: «Возлюби ближнего своего»? Нацисты поставили альтруизм под сомнение, заменив его беспощадной конкуренцией во всех сферах жизни.

Роман «Возлюби ближнего своего» познакомит нас с миром немцев-эмигрантов, вынужденных скрываться от нацистского режима. Как сложилась их жизни за пределами многострадальной родины? Они голодают и мерзнут на улицах, часто остаются без крова. Их вечно преследуют мысли о близких, попавших на «перевоспитание» в концлагеря.

«Можно ли остаться высокоморальным человеком в таких условиях?» - такой вопрос ставит Ремарк. Ответ каждый читатель находит сам себе.

«Триумфальная арка»

Не перечесть написанных на эту тему произведения книг Эрих Марии Ремарка. Список «литературы беженцев» продолжается романом «Триумфальная арка».
Главный герой - эмигрант, вынужденный прятаться в Париже (где и находится обозначенная в заглавии достопримечательность)

Равик пережил заключение в концлагере - пытки, избиения и унижения. Когда-то он избрал себе смысл жизни - спасать людей от болезней. Не менее полезным делом он считает теперь и убийство гестаповца.

«Искра жизни»

Теперь Ремарка интересуют события, развернувшиеся в самом конце войны. «Искра жизни» пополняет антифашистские произведения Ремарка, список становится всё более наполненным и объемным.

Теперь в центре внимания - один из страшных концлагерей в конце войны. Сам писатель никогда не был в концлагере. Все описания он делал со слов очевидцев.

Центральный персонаж некогда был редактором либеральной газеты, неугодной жестокой нацистской диктатуре. Его пытались сломить, поместив в нечеловеческие условия и поставив на грань существования. Заключенный не сдался и теперь чувствует скорое крушение военной машины Германии.

Ремарк говорил, что создал это произведение в память о сестре, которую в 1943 году обезглавили нацисты.

«Время жить и время умирать»

Ремарк в романе «Время жить и время умирать» беспристрастно анализирует психологию немецкого солдата. Армия в 1943 году терпить поражение. Немцы отступают на запад. Главный герой прекрасно понимает, что для него сейчас идет только «время умирать». Разве есть место для жизни в этом прекрасном мире?

Солдат получает 3-дневный отпуск и навещает родителей в надежде увидеть хотя бы в городе детства цветущую жизнь. Но реальность жестоко открывает ему глаза на очевидные вещи. Ежедневно немцы, некогда расширявшие свое жизненное пространство, терпят обстрелы, погибают за иллюзорные идеи нацизма. «Время жить» еще не настало.

Эта книга обогащает философскими рассуждениями произведения Ремарка. Список антифашисткой, антимилитаристской литературы на этом не заканчивается.

«Черный обелиск»

Роман «Черный обелиск» возвращает нас снова в 20-е годы - время разрухи и кризиса для Германии. Оглядываясь назад, Ремарк понимает, что именно в это время зародился и нацизм, усугубивший страдания его страны.

Главный герой, пытаясь найти свое место в жизни, служит в фирме по изготовлению надгробных памятников. Одновременно он пытается найти смысл своей жизни в бессмысленно жестоком мире.

«Жизнь взаймы»

Пытаясь разнообразить тематику своих произведений, Ремарк обращается к теме смертельных болезней. Как и в ситуации с антивоенными книгами, главная героиня поставлена здесь в пограничную ситуацию.
Она прекрасно осознает, что смерть уже стучит в дверь. Чтобы не слышать ее приближения, героиня хочет провести последние дни ярко и насыщенно. В этом помогает ей автогонщик Клэрфе.

«Ночь в Лиссабоне»

Снова Ремарк обращается к болезненной теме немецкой эмиграции в романе «Ночь в Лиссабоне».

Главный герой скитается по Европе вот уже пять лет. Наконец удача улыбнулась ему и он нашел свою горячо любимую жену. Но кажется, ненадолго. Билеты на рейс из Лиссабона он найти так и не может. Волей судьбы он встречается с незнакомцем, который согласен отдать ему бесплатно два билета на пароход. Есть одно условие - он должен провести всю ночь с незнакомцем и выслушать его сложный рассказ.

«Тени в раю»

«Тени в раю» - это произведение о эмигрантах из Германии, которые сумели добраться до своего рая - Америки. Ремарк рассказывает об их судьбах. Для некоторых Соединенные Штаты стали новой родиной. Их встретили радостно и дали шанс построить жизнь с нуля. Другие беженцы жестоко разочаровались в рае, став лишь безмолвными тенями в придуманном ими же самими Эдеме.

«Земля обетованная»

Так называют позже переработанный текст романа «Тени в раю». При жизни это произведение не публиковалось. Оно носило название «Земля обетованная». Под этим заголовком книга вышла только в 1998 году.

Романы «Тени в раю» и «Земля обетованная» не принято разделять. Это одна и та же сюжетная линия. Последняя версия больше обрабатывалась редакторами, из нее выброшены многие ненужные (по их мнению) фрагменты.

Приветствую моих дорогих читателей! В статье «Эрих Мария Ремарк: биография, интересные факты» — главные этапы жизни выдающегося немецкого писателя.

Одним из популярных писателей Германской империи двадцатого века несомненно является Ремарк. Он представлял «потерянное поколение» — период, когда в восемнадцатилетнем возрасте совсем еще юных парней призывали на фронт, и они были вынуждены убивать. Это время в дальнейшем стало основным мотивом и идеей творчества писателя.

Биография Ремарка

В городе Оснабрюк Германской империи 22 июня (знак зодиака – Рак) 1898 года в многодетной семье родился будущий литературный гений — Эрих Пауль Ремарк.

Его отец трудился переплетчиком, поэтому их дом всегда был полон большим количеством книг. С ранних лет маленький Эрих увлекался литературой и читал с увлечением много и часто. Особенно его привлекало творчество , Гете, Марселя Пруста.

В детстве он увлекался музыкой, любил рисовать, коллекционировал бабочек, камни и марки. С отцом отношения были сложные, они с ним имели разные взгляды на жизнь. С матерью все было иначе — он души в ней не чаял. Когда Эриху Паулю исполнилось девятнадцать лет, она умерла от рака.

Эрих тяжело переживал утрату. Эта трагедия подтолкнула его поменять свое имя Пауль на Мария (так звали его мать).

Учился Эрих Мария в церковной школе (1904). По ее окончании потупил в католическую семинарию (1912), затем последовали годы учебы в королевской учительской семинарии.

Здесь писатель становится членом одного из литературных кружков, где находит друзей и единомышленников. В 1916 Ремарк пошел на фронт. Спустя год, он получил пять ранений, и все остальное время он находился в госпитале.

Начало творчества

В доме своего отца Эрих оборудовал небольшой кабинет, где занимался музыкой, рисовал и писал. Именно здесь в 1920 году было написано первое его произведение – «Приют грез». На протяжении года он работал учителем в Лоне, но позже отказался от этой профессии.

Он сменил множество работ в своем городе прежде, чем стал зарабатывать на писательстве. Эрих подрабатывал бухгалтером, учил играть на фортепиано, работал в часовне органистом и даже был продавцом надгробных плит.

В 1922 он покидает Оснабрюк и отправляется в Ганновер, и начинает здесь работу в журнале «Эхо Континенталь». Он писал слоганы, пиарные тексты и различные статьи. Ремарк печатался также и в других журналах.

Работа в журнале «Спорт им бильд» открыла ему дверь в литературный мир. В 1925 он едет в Берлин и начинает работать редактором иллюстраций этого журнала. Здесь печатается его роман «Станция на горизонте».

В 1926 один из журналов публикует его романы «Из юношеских времен» и «Женщина с золотыми глазами». Это и стало началом его творческого пути. С того момента он не прекращал писать, создавая все новые шедевры.

Литературная карьера

В 1929 году публикуется роман «На Западном фронте без перемен». Ремарк в нем описывал весь ужас и безжалостность войны глазами девятнадцатилетнего юноши. Произведение перевели на тридцать шесть языков, оно издавалось сорок раз.

В Германии книга произвела фурор. Более одного миллиона ее экземпляров продалось всего за один год.

В 1930 за эту книгу его кандидатуру выдвинули на получение Нобелевской премии. Однако немецкие офицеры были против этого, так как считали, что данное произведение оскорбило их армию. Поэтому предложение о получении премии было отклонено комитетом.

В этот же период по мотивам романа сняли фильм. Это позволило писателю разбогатеть, и он начал скупать картины Ренуара, Ван Гога и других художников. В 1932 он оставил Германию и поселился в Швейцарии.

В 1936 выходит еще одно произведение писателя, ставшее популярным – «Три товарища». Его издали на датском и английском языках. По роману «Время жить и время умирать» сняли кинокартину, в которой Эрих играет в одном из эпизодов. В 1967 за свои заслуги писатель был удостоен ордена ФРГ и медали Мезера.

Ремарк: личная жизнь

Первая супруга — Ильза Ютта Замбона была танцовщицей. Они изменяли друг другу, поэтому их брак длился всего четыре года. В 1937 году у Ремарка начался страстный роман с популярной актрисой

Марлен Дитрих и Эрих Мария Ремарк

Она помогла писателю получить американскую визу, и он отправился в Голливуд. Здесь его жизнь была достаточно богемной. Много денег, алкоголя и разных женщин, в числе которых была и

Полетт Годдар и Эрих Мария Ремарк

В 1957 он заключил брак с актрисой Полетт Годдар, бывшей женой Чарли Чаплина, с которой оставался до смерти. Она действовала на супруга положительно, помогла восстановить силы и избавиться от депрессии. Благодаря Полетт, он смог продолжать свою писательскую деятельность. Всего им было написано 15 романов, 6 рассказов, пьеса, киносценарий.

Умер литературный гений в возрасте семидесяти трех лет в 1970 году в Швейцарии, где и был похоронен. Полетт, умершая двадцать лет спустя, покоится рядом с ним.

Эрих Мария Ремарк: биография (видео)

Секрет потрясающего успеха произведений Ремарка заключается, видимо, в том, что они отражают ценности, важные каждому человеку: одиночество и отвагу, стойкость и человечность. В темы его произведений, на их страницы попала биография Ремарка. В мире было продано три десятка миллионов его книг.

Детство и юность

Будущий писатель родился в Пруссии в 1898 году. Как положено, учился в школе, потом работал учителем. Но началась война, и он был призван на фронт. Он быстро получил тяжелое ранение осколками в бедро. Затем продолжительное время находился в госпитале - до конца октября 1918 года. Биография Ремарка получит первый страшный лист, в который будет вписан незабываемый след от войны на всю жизнь.

После войны

Начиная с 1918 года Ремарк работает, меняя различные профессии, а в 1920 году выходит его первый роман. К 1925 г. он уже постиг азы работы профессионального литератора. Ремарк переезжает в Берлин и женится на юной красавице, больной туберкулезом. Девушку зовут Ютта, но все друзья называют ее Жанной. Ее образ позже появится в нескольких его романах. Более всего она известна как Пат из «Трех товарищей». Прожив четыре года вместе, они разведутся, причем Жанна возьмет вину на себя.

Но они повторно оформят брак, чтобы она смогла выехать из нацистской Германии. Они не будут больше жить одной семьей, но материально Ремарк будет помогать Жанне до конца своей жизни и оставит ей значительное наследство. Благородное отношение к чужой уже женщине он пронесет через всю жизнь. Вот так биография Ремарка связана с его первым браком.

Грандиозный успех

В 1929 году выходит роман, который вызовет в Германии ожесточенные споры. Он называется «На Западном фронте без перемен». Потрясают образы исковерканных войной мальчиков, которые, сидя в окопах, научились только одному - убивать и умирать. К мирной жизни они не готовы. Это покажет его следующее произведение «Возвращение» (1931 г.). По первой книге снимут фильм. От гонораров за огромные тиражи книги, переведенной на разные языки, и фильм Ремарк получит достойное состояние. В апреле 1932 года писатель с мировым именем переезжает в Швейцарию. Там он, свободный от материальных проблем, пишет «Три товарища» (1936) и с увлечением коллекционирует картины постимпрессионистов. Биография Ремарка ознаменовывается международным успехом.

Роковой год

В сентябре 37-го года в Венеции встретятся двое, сын переплетчика и дочь полицейского. Город масок собрал знаменитостей всего мира на кинофестиваль. За столиком кафе Ремарк поймал заинтересованный взгляд женщины.

Он был знаком с ее спутником и подошел к этой паре. Писатель представился даме: Ремарк. Биография его после знакомства наполнится гибельным и божественным чувством полуразделенной, питающейся крошками любви. К этому времени богатый и знаменитый Ремарк спивался. В момент встречи с ему было 39 лет. Женщины предпочитали оставаться друзьями с писателем, воякой, повесой и денди. В душе был разлад. Мир рушился не только внутри, но и снаружи. Нацисты сожгли все его книги, лишили гражданства.

Игра чувств

Через несколько часов поле знакомства Марлен пригласила его к себе в номер. Они проговорили всю ночь. Как ни странно, Марлен отлично его понимала. Она тоже ненавидела фашизм всем сердцем, как ненавидела все уродливое, она тоже осталась без родины. Обстоятельства потребовали отъезда Дитрих в США. Ремарк жил только письмами.

Бросил пить и считал дни до встречи. Они встретились через пять месяцев. Ремарк начал новый роман о любви, его и Марлен. Он еще не знал, куда заведет его сюжет «Триумфальной арки». А Марлен не обещала ничего и тем самым обещала все. Ремарк запирался у себя и работал над романом. Только так он мог избежать навязчивого внимания репортеров, вечеринок и, главное, бессовестного флирта Марлен.

Именно флирта. Он запрещал себе думать о большем. За Ремарка думал Равик в «Триумфальной арке». Марлен была обычной женщиной, но Ремарк предпочитал видеть в ней королеву со своими причудами. От обычной женщины он ушел бы легко, а от королевы не мог.

Америка

Мир тоже подходил к концу. Все понимали, что война уже близко. Марлен настояла, чтобы Ремарк вместе с ней перебрался в Соединенные Штаты. Он надеялся разделить с Марлен не только праздники, но и будни. Ремарк сделал Марлен предложение. Она отказала. Ремарку хватило духа уехать в домик под Лос-Анджелесом. Залил тоску вином и завалил Марлен новыми письмами. Иногда они встречались. Марлен клялась, что любит его, как умеет, но, точнее, позволяет себя любить, и ему снова казалось, что счастье возможно. В состоянии депрессии он прожил до встречи в 1951 году с Полетт Годдар.

В муках и душевном беспокойстве существовал Эрих Мария Ремарк, биография которого сделала вдруг счастливый виток.

Новые творческие удачи

После публикации «Триумфальной арки» он долго не писал. Но с Полетт он снова начал работать. В 1952 выходит «Искра жизни» - роман, посвященный сестре, уничтоженной нацистами. В 1954 году публикуется новое произведение «Время жить и время умирать». В 1956 году в романе «Черный обелиск» Ремарк опишет реальные события своей юности. Все это время Полетт Годдар рядом. В этой паре Ремарк позволял себя любить. Их свадьба произойдет в 1958 году, как и возвращение в Швейцарию.

Так в пятидесятые годы на творческом подъеме проходит биография Ремарка. Кратко говоря, писатель создаст еще два романа: «Жизнь взаймы» (1959) и «Ночь в Лиссабоне» (1963).

Награды родины

Германия ценит, что у нее есть такой выдающийся современный писатель. Правительство даже награждает его орденом, но, будто в насмешку, гражданство не возвращает. Это вынужденное признание заслуг не вызывает уважения. Живя в Швейцарии, Эрих Мария Ремарк, краткая биография которого перелистала семьдесят два года, уже больше беспокоится о своем здоровье под присмотром жены. Когда он тихо умрет от сердечного приступа в швейцарской больнице, Марлен Дитрих пришлет на его похороны розы. Но Полетт запретит класть их на гроб.

На нынешний день в Германии его только уважают, но в России он по-прежнему популярен. Тираж его книг составляет примерно пять миллионов экземпляров. Таковы биография и творчество Ремарка. В нашей стране его любят и читают.

Эрих Маря Ремарк (Эрих Пауль Ремарк) – один из самых читаемых и любимых немецких писателей 20 века. В 1939 году эмигрировал в Америку, получил там гражданство.

Родился и воспитывался в большой семье книжного переплетчика. Окончил учительскую семинарию, впоследствии сменил много профессий. В 1916 году воевал на Западном фронте, получив там ранения.

У писателя был бурный роман с Марлен Дитрих. Он берет имя матери в качестве литературного псевдонима после ее смерти.

И отношения Ремарка с отцом, и арест родной сестры за антигитлеровскую деятельность, и участие в Первой Мировой войне, и многие реальные события из собственной жизни легли в основу произведений великого писателя. Несмотря на простоту стиля, его романы удивительны и захватывающи. Ими зачитываются сейчас, и будут зачитываться еще много поколений.

Роман издан в 1929 году. Это попытка автора рассказать миру о потерянном поколении, о своем поколении, которое погубила война. Даже, если ты не погиб на фронте, война все равно тебя погубила. Вчерашним мальчишкам пришлось быстро научиться быть взрослыми. А сколь тысяч таких юношей, как Ремарк, не вернулись с фронта? Но вернулся ты или нет, все равно на фронте без перемен…

Роман издан в 1931 году и является продолжением предыдущего произведения. Он назван «самым величайшим книжным успехом всех времен» и лучшим повествованием о Первой Мировой войне. Главные герои – те же, что и в предыдущей книге, но которые вернулись домой. Для них война все еще не закончилась. Теперь она убивает их души.


Роман, вышедший в 1952 году, посвящен родной сестре автора. Нацисты арестовали ее в 1943 году за антифашистскую агитацию и обезглавили. Действие книги происходит в вымышленном концлагере, автор основывался на данных о Бухенвальде. Произведение никто не хотел издавать, и критика приняла его «в штыки». Однако жертвами концлагерей он пришелся по душе. Поскольку они знают, что когда отнято все, остается только искра жизни, которая дает силы выжить и жить дальше.

Антивоенное произведение, изданное в 1954 году. События романа происходят в 1944 году, во время отступления немецких солдат из СССР. Главный герой получает приказ – расстрелять четверых партизан. Однако вместо этого, он убивает своего командира. В «благодарность» один из партизан убивает своего спасителя. Настало время умирать. А настанет ли когда-нибудь время жить?

Роман издан в 1956 году. В основу произведения положены реальные события из жизни автора, когда он работал в мастерской, изготавливающей надгробные памятники. Главный герой похож на Ремарка, игравшего на органе за бесплатный обед. Он только что вернулся с войны. Надо было как-то выживать. Надо было «зализывать» душевные раны, надо продавать не нужные никому черные обелиски…


Роман был опубликован в немецком журнале в 1959 году. Первое книжное издание вышло в 1961 году под названием «Небеса не знают любимчиков». Психологическое произведение без политической составляющей. В основе романа – любовные отношения пары, в которой девушка смертельна больна. Когда настанет последний ее день? Или она уже давно живет взаймы…


Роман напечатали в журнале в 1961 году, а на следующий год вышла полномасштабная книга. Главный герой со своей девушкой бежит от фашистов, пытаясь достать билеты на пароход. Один человек обещает дать ему билеты, если тот выслушает его рассказ. Незнакомец всю ночь рассказывает о своей драматической жизни и трагедии Европы, пораженной фашизмом.

Роман опубликован в 1971 году после смерти Ремарка его вдовой. Главный герой – журналист, приезжающий в конце войны в Америку. Он собирает истории беженцев, наполненные трагизмом и психологическими травмами, принесенными войной. У каждого из них своя судьба: кто-то начинает «запивать» душевные муки, другой уходит с головой в работу, третий становится законченным циником. Все они тени, пытающиеся приспособиться к мирной жизни, к жизни в раю, без войны.

Пожалуй, самый известный и любимый роман Ремарка, изданный в Дании в 1936 году. Его называют «самым красивым романом о любви и дружбе 20 столетия». Три друга, три товарища. Такие разные, из разных социальных слоев, с разными судьбами. В центре произведения – любовь одного из друзей и его девушки.

Также один из самых знаменитых произведений писателя. Опубликовано оно в Америке в 1946 году. Предполагается, что прототипом главной героини стала Марлен Дитрих, с которой у автора был бурный любовный роман, оставивший ему неизлечимые душевные раны. События происходят перед Второй Мировой войной. Главный герой – квалифицированный хирург, эмигрировавший из Германии во Францию, без гражданства. Вынужденный постоянно скрываться, он и днем, и ночью оперирует пациентов. Роман заканчивается началом войны.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх