Трансперсональная психотерапия: теория и практика.

Трансперсональная психотерапия концентрируется на преодолении эмоциональных трудностей, мешающих полноценному развитию индивида как психологического и духовного существа. В развитии психопатологии подчеркивается роль эмоциональных и межличностных факторов.

Трансперсональная психотерапия основывается на представлениях о возможности реализации внутреннего, глубинного трансперсонального потенциала человека для исцеления и оздоровления психики, для личностного и духовного роста через осознавание и переживание неудовлетворенных и нереализованных желаний человека, трансформации негативных последствий перинатального периода жизни, психотравмирующих событий. В этом и заключается ценность трансперсонального подхода – не только помочь решить глубинные проблемы человека, но еще и высвободить колоссальный внутренний развивающий и самоисцеляющий потенциал (ресурс), а также научить им пользоваться.

Для открытия и развития внутреннего трансперсонального ресурса используется широкий диапазон методов и интегративных психотехник. В совокупности они направлены на установление баланса и гармоничное слияние физических, эмоциональных, психических и духовных аспектов человека.

Техники, наиболее часто используемые в трансперсональной психотерапии

1. Телесно-ориентированные техники: биоэнергетическая терапия Лоуэна, чувственное осознание, танцевальная терапия, различные упражнения из йоги, тай-дзы-цюань, восточных единоборств. Такие техники позволяют установить взаимосвязь между телом и душой, наладить механизм самоисцеления физических заболеваний через осознавание, освобождение от телесных блоков и последующую трансформацию проблемы.

2. Дыхательные техники, вызывающие измененное состояние сознания – ребефинг (реберфинг), голотропное (холотропное) дыхание, вайвейшн, обеспечивают возникновение эмоционального катарсиса и трансперсональных переживаний.

3. Техники гештальт-диалогов, направляемого воображения: созидающая визуализация Шакти Гавэйн, техники работы со снами, разработанные С. Лабержем, творческий подход к анализу сновидений, описанный С. Криппнером, и другие используются для освобождения от эмоциональных блоков.

4. Техника медитации. Обучаясь в процессе трансперсональной терапии новым паттернам отношения к себе и окружающему через осознание, то есть обучаясь по-иному осмысливать переживания, человек развивает сознание. В процессе рефлексии происходит когнитивное переосмысление, которое позволяет трансформировать множество проблем, вытесненную информацию и научиться более целостному и свободному существованию.

Одна из особенностей трансперсональной терапии заключается в том, что, выбирая техники для работы, психотерапевт учитывает личностные и общечеловеческие (трансперсональные особенности).

Показаниями к назначению трансперсональной психотерапии могут быть:

1. Постстрессовые (последствия насилия, психологические травмы, связанные с участием в военных действиях, катастрофах) и кризисные состояния (возрастные и экзистенциальные кризисы), состояния тревоги, в том числе с паническими атаками. Трансперсональная терапия помогает переработать и утилизировать травматический опыт, при этом освобождается энергия, потраченная на вытеснение травмирующей ситуации из сознания (на формирование психологических защит), за счет чего уходят симптомы астении, снижается уровень тревоги, нормализуется сон, исчезает общая напряженность и происходит трансформация негативного опыта в позитивный. Далее формируются новые поведенческие стратегии. Человек начинает видеть в своей жизни смысл, у него появляется перспективное будущее.

2. Невротические расстройства. В этом случае терапия направлена на то, чтобы дать пациентам возможность посмотреть как бы со стороны на себя и свою жизненную ситуацию, получить доступ к ранее заблокированным ресурсам и избежать сопротивления.

3. Депрессивные расстройства непсихотического уровня.

4. Психосоматические заболевания (с обязательной проверкой истинного соматического статуса, см. «противопоказания» на с. 352). Использование трансперсональной терапии при психосоматической патологии базируется на том принципе, что в основе развития данных заболеваний решающую роль играет психоэмоциональный фактор, и причины, приведшие к данной форме реагирования, кроются в глубоком детстве.

5. Вторичное бесплодие, мастопатии, миомы, в развитии которых играет роль психотравмирующая ситуация.

6. Психологическая реабилитация при лечении алкоголизма, наркомании, токсикомании (в комплексной терапии с наркологическим лечением) с целью выявления причин , приведших к употреблению психоактивных веществ, формирования нового поведения, снятия психологической зависимости.

В связи с использованием в трансперсональной психотерапии состояний измененного сознания имеется также и ряд противопоказаний, которые существенно ограничивают область применения данного направления психотерапии. Вторая зона ограничений связана с техниками погружения в измененное сознание. Например, интенсивные дыхательные упражнения на биологическом уровне вызывают гипероксигенацию, которая связана с формированием отека головного мозга, что клинически проявляется в виде состояния измененного сознания. У лиц с нормальным физическим здоровьем данный отек обратим, а вот при наличии органически измененной почвы могут развиться осложнения.

Также в качестве противопоказаний рассматриваются состояния, не совместимые с сильным эмоциональным и физическим стрессом, возникающим при погружении в драматические переживания.

Итак, перечислим основные противопоказания :

1. Сердечно-сосудистые заболевания – сердечная недостаточность, инфаркт миокарда, постинфарктное или постинсультное состояние (менее 1 года), ишемическая болезнь сердца (нестабильная стенокардия, стенокардия покоя), артериальная гипертензия (2-Б, 3 стадии), выраженный атеросклероз сосудов головного мозга.

2. Недавние физические травмы (переломы, вывихи, сильные ушибы, кровотечения), недавние хирургические операции с наложением швов, врожденная хрупкость костей. Во время сеансов люди интенсивно двигаются, иногда с большой амплитудой. И, следовательно, требуется особая осторожность по отношению к тем, которые страдают привычным вывихом плеча или колена или патологической хрупкостью костей, так как интенсивное движение может привести к повреждениям или вызвать осложнения.

3. Глаукома, отслоение сетчатки (абсолютное противопоказание).

4. Острые инфекционные заболевания.

5. Тяжелая форма бронхиальной или сердечной астмы (гормонозависимые, когда выражена органическая обструкция бронхов).

6. Ранний послеоперационный период.

7. Беременность (абсолютное противопоказание). Плацента представляет собой ту часть тела, которая в результате гипервентиляции подвергается вазоконстрикции. Следствием этого является ухудшение кровоснабжения плода. Кроме того, женщины на сеансах трансперсональной терапии могут повторно проживать собственное рождение (испытывать переживания своей матери) или рождение предыдущего ребенка и т. п., что может сопровождаться сокращением матки. Это может вызвать кровотечение и привести к выкидышу.

8. Эпилепсия.

9. Эндогенные психические заболевания (абсолютное противопоказание). Трансперсональная психотерапия может послужить триггером для обострения состояния, для возникновения психоза, даже когда пациент находится в состоянии ремиссии. Трансперсональная психотерапия также несовместима с лечением нейролептиками, антидепрессантами и транквилизаторами, подавляющими эмоции.

10. Истерическая психопатия (абсолютное противопоказание).

11. Детский возраст.

Из всех перечисленных методов трансперсональной психотерапии наиболее часто для вызывания состояния измененного сознания используется голотропное дыхание.

Голотропный подход в психотерапии представляет собой важную и эффективную альтернативу традиционным подходам глубинной психологии, основанной на вербальном обмене между терапевтом и пациентом. Термин «голотропный» означает «направленный на восстановление целостности» или «движение в направлении цельности» (от греческих слов holos – цельный и trepein – «движущийся в направлении к…»).

Динамическая структура психогенных симптомов содержит исключительно могущественные эмоциональные и физические энергии. Поэтому любая попытка серьезно повлиять на них – исключительно проблематична. Требуется терапевтический контекст, обеспечивающий и усиливающий непосредственный опыт, чтобы получить заметные результаты в сравнительно короткий срок. Кроме того, имея в виду многоуровневый характер психогенных симптомов, концептуальные рамки врача должны включать биографический, перинатальный (история и переживание рождения) и трансперсональный (сверхбиографический опыт, включающий в себя переживания человеком: истории предков, филогенетический опыт мировой культуры; переживания опыта идентификации с растениями , животными, с другими личностями, с различными формами сознания – от отождествления с отдельными органами до планетарного сознания; архетипические переживания и осознание сакральных знаний) уровни психики, без которых терапевтическая работа не может быть эффективной. В тех случаях, когда проблемы уходят корнями в трансперсональную сферу, окончательный результат не может быть получен до тех пор, пока человек не согласится на специфические переживания трансперсонального опыта.

Голотропная терапия содействует активизации бессознательного до такой степени, что это приводит к необычным состояниям сознания. Можно поддержать идею, впервые выдвинутую Карлом Густавом Юнгом, что психика располагает могущественным потенциалом самооздоровления, а источником автономных целительных сил является коллективное бессознательное. Отсюда задача врача сводится к тому, чтобы помочь добраться до глубинных слоев психики, не занимаясь рациональным рассмотрением проблем с использованием каких-либо специфических методов изменения психической ситуации человека по заранее выработанному плану. Исцеление оказывается результатом диалектического взаимодействия сознания с индивидуальным и коллективным бессознательным.

В таких условиях имеющиеся симптомы усиливаются и из латентного состояния переходят в проявленное, становясь доступными сознанию. Задача врача состоит в том, чтобы способствовать такому спонтанному проявлению, полностью доверяя этому автономному оздоровительному процессу. Симптомы представляют собой заблокированную энергию и предельно концентрированный опыт. И здесь симптом оказывается не только проблемой, но и возможностью в равной степени.

Очень важно, чтобы терапевт способствовал раскрытию (развитию) этого процесса, даже если он и не понимает его в какой-то момент. Некоторые переживания могут и не иметь никакого специфического содержания; они могут представлять собой интенсивно проявленные эмоции или физические напряжения, сменяющиеся глубоким облегчением и релаксацией. Довольно часто инсайт и специфическое содержание возникают позднее или даже на последующих сеансах. В одних случаях разрешение (результат) проявляется на биографическом уровне, в других – в перинатальном материале или в темах трансперсональных переживаний. Иногда драматически протекающий целительный процесс и трансформация личности, сопровождающиеся растянутыми во времени результатами, ассоциируются с опытом, не поддающимся рациональному пониманию.

Сама процедура голотропной терапии включает в себя: контролируемое дыхание, побудительную музыку и различные формы использования звука, а также фокусированную работу с телом.

Глубокие изменения в сознании могут быть вызваны изменением частоты дыхания – гипервентиляцией и, наоборот, замедлением, а также комбинацией этих приемов. С общепринятой физиологической точки зрения гипервентиляция ведет к избыточному выделению из организма углекислого газа, развитию гипокапнии со снижением парциального давления углекислого газа в альвеолярном воздухе и кислорода в артериальной крови, а также к респираторному алкалозу. Некоторые исследователи прослеживали гипервентиляционную цепочку изменений гомеостаза еще дальше, вплоть до биохимических процессов в мозге. Оказалось, что изменения здесь весьма напоминают те, которые возникают под действием психоделиков. А это означает , что интенсивное дыхание может быть неспецифическим катализатором глубинных психических процессов. Многочисленные эксперименты С. Грофа выявили, что в пневмокатарсисе основное значение имеет не специфическая техника дыхания, но сам факт того, что дыхание в течение 30–90 мин совершалось в более быстром темпе и более глубоко, чем обычно. На многих примерах можно подтвердить правоту Вильгельма Райха относительно того, что психологическое сопротивление и защита используют механизмы ограничения дыхания. Респирация – автономная функция, но на нее можно оказывать волевое влияние, учащение ритма дыхания и усиление его эффективности способствует высвобождению и проявлению материала бессознательного (и сверхсознательного).

Продолжительная гипервентиляция не только не вызывает прогрессирующего нарастания напряжения, но приводит к критической кульминации, сменяющейся глубокой релаксацией. Характер этой последовательности сопоставим с оргазмом. В дополнение к этому в повторяющихся голотропных сеансах общее количество мускульных напряжений и драматических эмоций, как правило, понижается. Все, что происходит в этом процессе, можно интерпретировать как стремление организма отреагировать на изменение биохимической ситуации посредством вынесения на поверхность в достаточно стереотипной форме различных устарелых, глубоко запрятанных напряжений и освобождения от них посредством периферической разрядки. Это обычно происходит двумя способами.

Первый из них имеет форму катарсиса и отреагирования, которое включает тремор, подергивание, драматические телодвижения, покашливания, перехваты дыхания, рвотные позывы, вскрикивания и другие звуковые проявления или усиление деятельности автономной нервной системы.

Второй механизм заключается в том, что глубокие напряжения проявляются в форме длительных сокращений и затянувшихся спазмов.

Поддерживая такое мышечное напряжение в течение долгого времени, организм растрачивает огромное количество скопившейся энергии и, освобождаясь от нее, облегчает свое функционирование.

Типичный результат голотропного сеанса – глубокое эмоциональное освобождение (разгрузка) и физическая релаксация. Таким образом, продолжительная гипервентиляция является исключительно мощным и действенным средством снятия стресса, способствующим эмоциональному и психосоматическому оздоровлению. Спонтанные случаи гипервентиляции у людей, страдающих психическими заболеваниями, можно, следовательно, рассматривать, как попытку самолечения. Аналогичное понимание находим в литературе, описывающей технику духовного развития, например Кундалини-йогу, где проявления подобного рода носят название «крийя».

Эмоциональные проявления во время сеансов имеют широкий спектр; наиболее типичные из них – гнев и агрессия, беспокойство, печаль и депрессия, чувство неудачи, униженности, вины и ничтожности. Физические проявления включают кроме мышечного напряжения также головные боли и боли в различных частях тела, перехватывание дыхания, тошноту, рвоту, удушье, повышенное слюноотделение, потение, сексуальные ощущения и многообразие моторных движений.

В определенных частях тела во время дыхательного сеанса развиваются физические напряжения. Не являясь простыми физиологическими реакциями на гипервентиляцию, они представляют собой сложные психосоматические структуры, зависящие от индивидуальных особенностей, и имеют, как правило, специфическое психологическое содержание, характерное для данного человека. Иногда они представляют собой усиленный вариант привычных напряжений и болей, проявленных в виде хронических проблем или же в форме симптомов, возникающих в моменты эмоциональных или физических стрессов, утомления, при бессоннице, слабости, вызванной болезнью, употреблением алкоголя или наркотиков. В других случаях их можно рассматривать как реактивацию старых проблем, возникших в период младенчества, детства, пубертата или в результате тяжелого эмоционального стресса.

Независимо от того, узнает ли человек в этих физических проявлениях специфические события своей биографии, их все равно интересно рассмотреть в плане психологического значения или содержания. Например, если развивается спазм в руках и ногах («карпопедальный спазм» в традиционной терминологии), то это свидетельствует о наличии глубокого конфликта между сильным стремлением к совершению определенных действий и столь же сильной тенденцией сдерживания (торможения) этого действия. Возникающее таким образом динамическое равновесие представляет собой одновременную активацию сгибающих и разгибающих мышц одинаковой интенсивности. Люди, испытывающие такие спазмы, обычно сообщают о том, что в течение всей жизни или, по крайней мере, большей ее части они чувствовали подавленную агрессивность, сдерживали желание наброситься на окружающих или же испытывали неудовлетворенные сексуальные стремления. Иногда болезненные напряжения такого рода являются неосуществленными творческими импульсами: такими, как, например, рисование, танцы, пение, игра на музыкальных инструментах, какое-то ремесло или деятельность, осуществляемые с помощью рук. Такой подход позволяет проникнуть в сущность конфликта, порождающего эти напряжения. Как правило, процесс, достигнув кульминационной точки напряжения, сменяется глубокой релаксацией и ощущением устранения преграды, мешавшей свободной циркуляции энергии в руках. Часто люди, пережившие это, открывали у себя различные творческие способности и достигали удивительных успехов в рисовании, сочинительстве, танцах или ремесле.

Другим важным источником мышечных напряжений являются воспоминания о перенесенных в прошлом операциях или травмах. В периоды, причиняющие боль и страдания человеку, приходится подавлять, иногда надолго, эмоциональные и физические реакции на боль. И если травма залечена только анатомически и не интегрирована эмоционально, она остается как незавершенный гештальт. Поэтому травма физического характера чревата серьезными психологическими проблемами, и, наоборот, ее проработка на терапевтических сеансах может способствовать эмоциональному и психосоматическому выздоровлению.

Напряжение ножных мышц имеет ту же динамическую структуру, только менее сложную; это отражает тот факт, что роль ног в человеческой жизни проще роли рук (кистей). Многие относящиеся сюда проблемы связаны с использованием ног и стоп в качестве инструментов агрессии, особенно в ранние периоды жизни. Напряжение и спазмы в бедрах и ягодицах часто ассоциируются с сексуальной защитой, страхами и торможениями, особенно у женщин. Архаическое анатомическое название одной из мышц бедра фактически звучит как «хранитель девственности» – musculus custos virginitalis . Многие напряжения мышц могут быть соотнесены с физическими травмами.

На более глубоком уровне динамические конфликты, вызывающие напряжение мышц конечностей и многих других частей тела, связаны с «гидравлическими» обстоятельствами биологического рождения. На этом этапе родового процесса ребенок, часто в течение многих часов , оказывается в ситуации, которая сопряжена с ужасом, тревогой, болью и удушьем. Это вызывает мощное нейронное стимулирование, не получающее периферического выхода, поскольку ребенок не может дышать, кричать, двигаться или спастись из этой ситуации. В результате заблокированная энергия накапливается в организме, сохраняется в равной степени в сгибающих и разгибающих мышцах. Если этот динамический конфликт выходит наружу для разрядки (запоздалой во времени), он протекает в виде интенсивных и часто болезненных спазмов. Иногда можно проследить более глубокие причины напряжений в руках и ногах в сфере трансперсональных переживаний, в частности, с различными воспоминаниями прошлой жизни. Интересно отметить, что многие напряжения в других частях тела наблюдаются в тех местах, которые тантрическая система называет центрами психической энергии «тонкого тела» – чакрами. В этом нет ничего удивительного, так как приемы голотропной терапии аналогичны упражнениям, используемым в тантрической традиции, придающей большое значение дыханию.

Направленная работа с телом является одной из составных частей голотропной терапии и используется только тогда, когда возникает необходимость. Ситуаций, в которых необходима направленная работа с телом на начальных стадиях голотропных сеансов, сравнительно немного. Сюда относятся случаи, когда основная блокада находится в области горла и достигает степени, препятствующей дальнейшему процессу дыхания. В таких обстоятельствах бывает необходимо провести работу методами отреагирования, если интенсивность реакции – спазм, физическая боль или тревога достигают такой степени, что человек не может или не хочет продолжать сеанс, такой дискомфорт следует убрать. Основным показателем необходимости направленной работы с телом является ситуация на последних стадиях сеанса, когда дыхание и музыка не привели к полному снятию симптомов.

Основной принцип работы на заключительном этапе голотропных сеансов состоит в том, чтобы сфокусировать внимание на физическом дискомфорте, связанном с эмоциональным дистрессом. Независимо от характера и локализации проблем предлагается усилить симптом . Например, напрячь мышцы шеи и принять положение, обостряющее боли в голове и шее; если обнаруживается блокировка в тазовой области, то следует приподнять таз и напрячь мышцы живота и ягодиц. Это напряжение рекомендуется поддерживать как можно дольше, не обращая внимания на другие части тела. Эти проявления могут быть даже усилены специальным вмешательством терапевта, направленным на интенсификацию симптома. Сюда входят массаж или надавливание на область, которая напряжена или болезненна, препятствование стремлению потянуться, расправиться и т. п.

Групповые сеансы голотропной терапии более эффективны, чем индивидуальные. Они как бы помогают создать сильное энергетическое поле, действующее как катализатор на терапевтический процесс. Очень интересным аспектом коллективной работы является синхронизированность разнообразных событий в процессе прохождения дыхательной сессии.

Глубокое дыхание, обеспечивающее доступ к бессознательному, прежде всего активизирует органы чувств. Для многих людей сессия начинается с различных неспецифических сенсорных переживаний, таких как ощущение онемения, вибраций, покалываний в различных участках тела, визуализаций цветов или геометрических фигур, звона или шума в ушах, самых разнообразных тактильных ощущений в различных частях тела, вкусов и запахов. Эти более или менее абстрактные переживания, как правило, не имеют глубокого символического значения. Скорее, они представляют собой сенсорный барьер, который необходимо преодолеть.

Следующая область психики, доступ к которой открывается по мере развития процесса, обычно называется уровнем биографических воспоминаний и индивидуального бессознательного.

Переживания, принадлежащие этому уровню, связаны со значимыми событиями и обстоятельствами жизни человека от его рождения до настоящего момента. Неразрешенные конфликты, вытесненные или неинтегрированные воспоминания – все это может выплыть из бессознательного и стать содержанием переживания.

Биографический материал, появляющийся в сессии, в значительной степени соответствует представлениям З. Фрейда или его последователей. Есть, однако, несколько важных отличий. Во время дыхательной сессии биографический материал не вспоминается и не реконструируется, а действительно вновь переживается, включая не только эмоции, но и физические, визуальные и прочие ощущения.

Другим важным отличием является то, что значимые биографические элементы в воспоминаниях появляются не изолированно, а образуют определенные динамические сгущения в памяти, так называемые системы конденсированного опыта (СКО).

СКО – это динамическое сочетание воспоминаний (с сопутствующими им фантазиями) из различных периодов жизни человека, которые объединяются сильным эмоциональным зарядом сходного качества, интенсивными физическими ощущениями определенного рода или общими важными элементами. СКО являются общими организующими принципами, действующими на всех уровнях психики.

Большинство биографических СКО динамически связаны с определенными аспектами процесса рождения, то есть с персональным уровнем психики. Перинатальные же темы и их элементы специфически связаны с соответствующим эмпирическим материалом из трансперсональной области. Обычно определенная динамическая СКО охватывает материал различных биографических периодов, биологического рождения и всевозможных областей трансперсонального мира, наподобие воспоминаний о других воплощениях, отождествления с животными или мифологических мотивов.

Связь между биологическим рождением и перинатальными переживаниями глубока и специфична. Это дает возможность использовать стадии биологических родов для построения теоретической модели, позволяющей понять динамику перинатального уровня бессознательного и даже прогнозировать на этом уровне.

Перинатальные переживания организованы в типичные тематические группы, базовые характеристики которых эмпирически связаны с анатомическими, физиологическими и биохимическими аспектами определенных клинических стадий рождения. Модель, основанная на этих стадиях, дает новое понимание динамической архитектуры различных форм психопатологии и создает новые возможности для терапии. Модель процесса рождения является мощным объяснительным принципом в рамках феноменов специфического уровня бессознательного. Перинатальный уровень бессознательного представляет собой важную промежуточную область между индивидуальным и коллективным бессознательным или между традиционной психологией и мистикой.

Переживания смерти и возрождения, отображающие перинатальный уровень бессознательного, богаты и сложны. События, связанные с различными стадиями или аспектами биологического рождения, как правило, перемежаются или ассоциируются с многочисленными мифологическими, мистическими, архетипическими, историческими, социополитическими, антропологическими или филогенетическими трансперсональными переживаниями. Они проявляются в четырех эмпирических структурах, или сгущениях, связанных с клиническими стадиями рождения ребенка.

Для теории и практики голотропной терапии оказалось полезным постулировать существование четырех гипотетических динамических матриц, управляющих процессами на перинатальном уровне бессознательного. Они называются базовыми перинатальными матрицами (БПМ).

Развертывание перинатального уровня часто сопровождается также трансперсональными переживаниями вроде архетипических видений Великой Матери или Ужасной Богини – Матери, Рая, Чистилища, Ада, отождествлением с животными, с опытом прошлых воплощений.

Если системы конденсированного опыта (СКО) организуют важный эмоциональный материал на биографическом уровне, то Базовые перинатальные матрицы (БПМ) выполняют ту же функцию по отношению к накопленным в психике переживаниям перинатального уровня.

Биологическая основа БПМ-1 – это опыт исходного симбиотического союза плода с материнским организмом во время его внутриутробного существования. Если не возникает каких-либо помех, такая жизнь близка к идеальной. Наиболее сильным выражением качества этой матрицы является переживание космического единства, мистического единения. Так, элементы безмятежного внутриутробного состояния могут сопровождаться или перемежаться переживаниями, для которых характерно отсутствие границ или препятствий (например, переживаниями океанического сознания), или глубоким эмпирическим отождествлением с различными водными формами жизни (водорослями, медузами, рыбами, дельфинами и пр.), пребыванием в невесомости в межзвездном пространстве или в космическом корабле, находящемся на орбите. Картины природы в ее лучших проявлениях безопасности и изобилия (Природа – Мать) также являются характерными и логически естественными спутниками блаженного внутриутробного состояния.

Психологические отклонения во внутриутробной жизни ассоциируются с образами и переживаниями подводных опасностей, загрязненных потоков, озер или морей, зараженной или враждебной природы. Эти образы вызваны тем, что большая часть внутриутробных отклонений связана с токсичностью плаценты или с недостаточным питанием. Более грубые нарушения – опасность выкидыша или попытка аборта – переживаются как та или иная форма универсальной угрозы или связываются с кровавыми апокалиптическими видениями конца света. Негативные аспекты БПМ-1 связываются с определенного рода негативными СКО и с соответствующими негативными трансперсональными элементами.

Вторая базовая перинатальная матрица (БПМ-2) связана с началом биологического рождения, с его первой клинической стадией. Первоначальная гармония и равновесие существования плода здесь нарушаются сначала химическими сигналами, а затем механическими сокращениями матки. Когда эта стадия полностью разворачивается, плод периодически сжимается маточными спазмами. В это время система еще полностью замкнута: шейка матки не раскрыта, выход недоступен. Конкретные воспоминания об угрозе, которую представляет собой для плода начало родов, получают свое символическое соответствие в образах космического поглощения. Название БПМ-2 – космическая поглощенность и отсутствие выхода. Символическое выражение полностью развернутой первой клинической стадии родов – это переживание отсутствия выхода или ада. Это чувство втянутости, всосанности, пойманности в клаустрофобический, кошмарный мир, переживание невероятных душевных и телесных мучений. Логика подобных переживаний отображает тот факт, что сокращения матки лишают плод притока крови к плаценте, то есть не только значимой связи с миром и человеческого контакта, но также и источников питания и тепла. Находясь под влиянием этой матрицы, человек перестает воспринимать позитивные возможности в мире и в своей жизни. Эти состояния сознания обычно сопровождаются мучительными чувствами одиночества, беспомощности, безнадежности, униженности, неадекватности, экзистенциального отчаяния и вины.

БПМ-2 привлекает к себе соответствующие СКО, представляющие человека как пассивную и беспомощную жертву превосходящей деструктивной силы, не имеющую шансов на спасение. Она также связана с трансперсональными темами сходного характера.

Третья базовая перинатальная матрица (БПМ-3) – это борьба смерти и возрождения. Многие важные аспекты этой матрицы объясняются ее связью со второй клинической стадией родов, когда продолжаются сокращения матки, но, в отличие от предыдущей стадии, шейка матки раскрыта, что позволяет плоду постепенно продвигаться по родовому каналу. Это чудовищная борьба за выживание, в которой младенец подвергается сокрушительному механическому давлению, испытывает недостаток кислорода и удушье. Кроме реалистического воспроизведения различных аспектов борьбы в родовом канале, он включает широкий спектр архетипических и других трансперсональных феноменов. Самые важные из них – элементы титанической борьбы. Садомазохистские переживания, сильное сексуальное возбуждение, демонические эпизоды, скатологические переживания и встреча с огнем. Все эти аспекты и стороны БПМ-3 в силу глубокой эмпирической логики могут быть связаны с различными анатомическими, физиологическими и эмоциональными характеристиками соответствующих стадий родов.

Специфические характеристики переживаний связывают БПМ-3 с СКО, сформировавшимися из воспоминаний о ярких, рискованных чувственных и сексуальных переживаниях.

Четвертая базовая перинатальная матрица (БПМ-4) – переживание смерти и возрождения. Эта перинатальная матрица по смыслу связана с третьей клинической стадией родов, с непосредственным рождением ребенка. На этой, последней, стадии мучительный процесс борьбы за рождение походит к концу. Продвижение по родовому каналу достигает кульминации, и за пиком боли, напряжения и сексуального возбуждения следует внезапное облегчение и релаксация. Ребенок родился и после долгого периода темноты впервые сталкивается с ярким светом дня (или операционной). После отсечения пуповины прекращается телесная связь с матерью, и ребенок вступает в новое существование как анатомически независимый индивид.

Как и в других матрицах, некоторые относящиеся к этой стадии переживания представляют точную имитацию реальных биологических событий, произошедших при рождении, и специальных акушерских приемов.

Символическим выражением последней стадии родов является опыт смерти – возрождения. В нем представлено окончание и разрешение борьбы смерти – возрождения. Парадоксально, что, находясь буквально на пороге освобождения, человек ощущает приближение чудовищной катастрофы. Если же переживания продолжаются, переход от БПМ-3 к БПМ-4 влечет за собой чувство полного уничтожения, аннигиляции на всех мыслимых уровнях – физической гибели, эмоционального краха, интеллектуального поражения, окончательного морального и вечного проклятия трансцендентных масштабов. Такой опыт «гибели Эго» заключается в мгновенном, безжалостном уничтожении всех прежних опорных точек в жизни человека .

Эмпирическое переживание смерти и возрождения, как правило, открывает доступ к области человеческой психики, лежащей за пределами биографии, которую лучше всего назвать трансперсональной. Можно сказать, что перинатальный уровень бессознательного представляет собой интерфейс между биографической и трансперсональной областями или между индивидуальным и коллективным бессознательным. В большинстве случаев трансперсональным переживаниям предшествует драматичная встреча с рождением и смертью. Однако это не строго обязательно: непосредственное соприкосновение с трансперсональными элементами и темами эмпирически возможно и без прохождения перинатального уровня. Общим знаменателем является переход сознания за обычные границы Эго и преодоление ограничений времени и пространства.

Хотя трансперсональные переживания и возникают в процессе глубокого индивидуального самоисследования в голотропной терапии, их невозможно интерпретировать как чисто интрапсихические явления в общепринятом смысле слова. С одной стороны, они образуют непрерывный эмпирический континуум с биографическими и перинатальными переживаниями. С другой – они, по-видимому, непосредственно, без помощи органов чувств, подключаются к источникам информации, находящимся вне традиционного доступа человека.

Трансперсональные переживания занимают специальное место в картографии человеческой психики. Уровень психоаналитических воспоминаний и индивидуального бессознательного является чисто биографическим по своей природе. Перинатальная динамика представляет собой как бы пересечение границ между личным и трансперсональным. Это отражается в ее глубокой связи с рождением и смертью – началом и концом индивидуального человеческого существования. Трансперсональные феномены обнаруживают связи между индивидом и Космосом, которые пока выходят за пределы нашего понимания. Можно лишь сказать, что в процессе развертывания перинатального уровня возникает странная, напоминающая ленту Мебиуса, петля, в которой глубокое самоисследование оборачивается эмпирическим постижением Вселенной в целом, включая космическое сознание и сверхсознательную разумность.


psychotherapy -> Виханский С, Голиченков А. К., Гусев М. В
psychotherapy -> Аарон Бек, А. Раш, Брайан Шо, Гэри Эмери. Когнитивная терапия депрессии
psychotherapy -> Т. К. Кругловой Библиотека психологии и психотерапии Выпуск 6 Москва Независимая фирма "Класс" Мэй Р. Искусство психологического консультирования/Пер с англ. Т. К. Кругловой. М.: Независимая фирма "Класс" Фактически эта книга

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Литература

Введение

Трансперсональная психотерапия (ТП) представляет собой современное направление психотерапии, использующее измененные состояния сознания с целью изменения отношения больного к проблеме, самому себе, психотравмирующим факторам и устранения патологических симптомов и выработке новых стереотипов поведения и мироощущения.

Термин был предложен в 60-х гг. Грофом (Grof S.), считавшим, что структура бессознательного в психоаналитическом понимании не исчерпывается только биографическим уровнем (определяемым событиями жизни человека), который использовал Фрейд (Freud S.), а включает в себя и перинатальный уровень (историю рождения человека), а также собственно трансперсональный уровень, внеиндивидуальное содержание которого определяется всей человеческой культурой и историей и даже процессами и закономерностями неживой природы. Трансперсональная психотерапия основывается на представлении о возможности использования глубинного потенциала трансперсонального уровня психики для личностного роста и оздоровления за счет реализации неудовлетворенных и нереализованных "запретных" желаний человека, преодоления негативных последствий перинатального периода жизни, психотравмирующих событий, освобождения глубинных потенциалов. В типичном дыхательном сеансе трансперсональной психотерапии напряжение и блокады должны быть усилены и проявлены. Продолжение интенсивного дыхания доводит их до кульминации, разрешения и снятия. Участников сеанса поощряют к эмоциональному и динамическому проявлению, рекомендуя настраиваться на возникающий поток эмоций. В этих условиях участники сеанса зачастую принимают необычные позы, издают странные звуки, делают неожиданные движения, что способствует интеграции бессознательного материала, разрешению внутренних конфликтов.

Таким образом, трансперсональная психотерапия -- это принципиально новый, сочетающий в себе интенсивное дыхание, специально подобранную музыку и физические воздействия психотерапевтический метод, который в ИСС активирует самые глубокие пласты личности и интегрирует их в очищающем, хотя порой и мучительном переживании.

1. Характеристика измененных состояний сознания

Характеристика измененных состояний сознания, возникающих в процессе проведения сеансов трансперсональной психотерапии. В доступной литературе, посвященной современным методам психотерапии, большое внимание уделяется измененным состояниям сознания (ИСС), как одной из основных проблем современных научных исследований

Длительное время все многочисленные формы ИСС классифицировались в рамках синдромов помрачения сознания. В качестве кардинальных критериев патологического сознания приводились следующие:

1. отрешенность от реального мира, выражающаяся в неотчетливом восприятии окружающего, затруднении фиксации или полной невозможности восприятия, фрагментарном отражении реальных обстоятельств;

2. обязательное присутствие выраженной в той или иной мере дезориентировки во времени, месте, окружающих лицах, ситуации;

3. бессвязности мышления, выраженное ослабление суждений, отсутствие запоминания происходящих событий и субъективных болезненных явлений: частичная или полная амнезия периода помрачения сознания;

Долгое время у исследователей существовала точка зрения, что по своей сути состояния дезадаптации представляют собой патологические расстройства психики, так как ИСС, возникающие в условиях изоляции и сенсорного голода имеют характеристики, на первый взгляд сходные с психопатологическими картинами при различных психозах. Это давало основание предполагать о некоторой общности механизмов, лежащих в их основе.

В методике трансперсональной психотерапии используется глубокое интенсивное дыхание (гипервентиляция). Данные исследования гипервентиляционной цепочки гомеостаза показали, что биохимические изменения в мозге весьма напоминают те, которые возникают под действием психоделиков. А это означает, что интенсивное дыхание может быть неспецифическим катализатором глубинных психических процессов, наряду с психоделическими веществами. Глубокое дыхание, совершаемое в быстром темпе в течение длительного времени, сопровождаемое специально подобранной музыкой способно вызвать глубокие трансформирующие переживания.

2. Особенности сеанса трансперсональной психотерапии

Сеанс трансперсональной психотерапии характеризуется следующими особенностями. Гипервентиляция вызывает сдвиг гомеостатического равновесия, и организм отвечает на изменение биохимизма внутренней среды, в частности, вынесением на "поверхность" различных старых, глубоко укоренившихся эмоциональных напряжений, избавляясь от них разрядкой на мышечном уровне.

Эта разрядка происходит в двух формах -- либо в форме катарсиса, отреагирования с драматическими движениями тела, криком, тремором, подергиваниями, кашлем, либо в форме поверхностного напряжения и спазмов мышц. При этом в конечностях развиваются характерные временные контрактуры, которые с традиционной точки зрения являются типичным физиологическим ответом на гипервентиляцию и защелачивание крови (судорожное мышечное напряжение и карпопедальные спазмы -- спазмы кистей и стоп). Однако по мере продолжения дыхания это состояние значительно ослабляется, или даже совсем проходит, что нельзя объяснить чисто биохимически, так как гипервентиляция продолжается.

Указанные явления имеют сложную психосоматическую структуру и особый психологический смысл для каждого конкретного человека. В большинстве случаев можно найти специфические биографические, перинатальные (периода рождения)или трансперсональные источники этого психосоматического дискомфорта, возникающего во время сеанса трансперсональной психотерапии. Например, когда в кистях и стопах развиваются спазмы, они обычно отражают глубокий конфликт между сильными побуждениями и тормозящими, сдерживающими влияниями. В таких случаях часто выявляется наличие подавленной агрессии, невыражавшихся сексуальных тенденций или других неосуществленных импульсов по отношению к другим людям. Периферический разряд этих эмоциональных проблем в форме мышечных спазмов во время дыхательного сеанса собственно и отражает это динамическое равновесие, включающее одновременную активацию сгибателей и разгибателей сравнимой интенсивности.

Иногда болезненное мышечное напряжение может отражать "заблокированный" творческий импульс, например, нереализованное некогда стремление играть на музыкальном инструменте, танцевать, заниматься ремеслом. Человек явственно ощущает устранение блока и освобождение подавленного аффекта, что нередко практически подтверждается в дальнейшем его успехами, кажущимися многим близким ему людям неожиданными, в живописи, танцах, литературной деятельности, ремесле и проч.

Снятие напряжения устраняет мышечные спазмы, в руках и ногах устанавливается также нормальная циркуляция крови, что более заметно у людей, которые в повседневной жизни страдали от плохого периферического кровообращения и жаловались на холодные кисти и стопы.

Немало людей в повседневной жизни страдает головными болями, имеющими характер мигрени, "напряжения", ремня вокруг головы. Часто это проявление конфликта личности между желаемым и возможным.

Иногда напряжение мышц вокруг рта, смыкание челюстей, зажим горла и ощущение удушья может быть связано с жизненными ситуациями, которые угрожали прервать снабжение организма кислородом (пневмония в детстве, дифтерия, угроза утопления), а также различными особенностями биологического рождения (например, обвитие пуповины). То же самое можно сказать о блокадах и напряжениях в других областях -- шее, животе, длинных мышцах спины, пояснице и ягодицах, которые связаны с различными темами биографической, перинатальной и трансперсональной природы.

3. Этапы трансперсональной психотерапии

Практически все варианты трансперсональной психотерапии включают 3 основных этапа:

Этап 1. Предварительный.

На этом этапе трудность состоит в том, что в своем большинстве пациенты фиксированы на формально предъявляемой жалобе и плохо понимают ее связь со своим психологическим состоянием. Необходимо объяснить больному связь между его заболеванием и психологическими проблемами личности. Больной должен осознать, что без решения внутриличностных проблем, вызывающих наркотизацию, невозможно выздоровление.

Таким образом, основной задачей 1-го этапа заключается в подготовке пациента к психотерапевтической работе, осознания им необходимости такой работы, формирования мотивации к лечению обсуждение с пациентом трансперсональных феноменов и их значимости в жизни конкретного человека с целью обесценивания его проблем, снижения остроты актуальных переживаний, достижения другого способа понимания ситуации путем переключения фокуса внимания больного на высшие, духовные категории;

Этап 2 . Индивидуальная трансперсональная психотерапия.

Использование различных технических приемов, обеспечивающих возникновение измененных состояний сознания, с целью переживания специфических, по мнению Грофа, "трансперсональных феноменов". Измененные состояния сознания в практике трансперсональной психотерапии могут быть достигнуты с помощью специальных дыхательных техник, различных приемов медитации, визуализации абстрактных понятий. Этот этап является основным, поскольку именно он создает условия для переживания трансперсонального опыта и реализации оздоровительного потенциала трансперсональных феноменов;

Основная задача 3-го этапа психотерапевтической работы -- адаптация больного к новым условиям, осознание проблем на основе трансперсонального опыта, полученного на первых 2 этапах и выбор новых поведенческих паттернов. Этот этап трансперсональной психотерапии реализуется в процессе общения с психотерапевтом и психологом, реже - во взаимодействиях группы пациентов.

Процедура голотропной терапии включает в себя:

1. Психологическая подготовка.

2. Голотропическая сессия.

3. Завершающее собеседование.

Разрешение проблем через осознание на этом уровне существенно отличается от процесса осознания в динамической психотерапии. Понятию "осознание" в трансперсональной психотерапии эквивалентен термин "открытие" пациенту сути и смысла его предназначения, обсуждение имеющихся проблем на "более высоком" уровне, чем обычная аналитическая интерпретация.

Методы и технологии, используемые в трансперсональной психологии, по форме предполагают цикловые интенсивные тренинги с погружением длительностью от трех до семи - десяти дней и являются способом прорыва в коррекции развития личности, дающими достаточно быстрый результат, но имеющими некоторые проблемы, связанные с последующей реадаптацией "новой" личности в социальной среде.

Это часто сопровождается выраженным внутриличностным напряжением. Кроме того, некоторые эффекты, достигнутые в результате мощных трансперсональных переживаний во время тренинга, носят временный характер и не всегда успевают интегрироваться во вновь сформированную личность, так как вступают в активное противоречие с прежним микросоциальным окружением человека. Это происходит, потому что требуется некоторое достаточное время для того, чтобы заново сбалансировать на новом уровне "Я" -социальное, "Я"-материальное и "Я"-духовное пространства человека и стабилизировать структуру личности.

4. Трансперсональный подход к человеку

Эмпирическое подтверждение трансперсонального подхода к пониманию человека дали 30-летние исследования Станислава Грофа. Он доказал, что в сфере сознания человека нет четких пределов и ограничений, тем не менее, полезно выделить четыре области психики, лежащие за пределами нашего обычного опыта сознания:

1. сенсорный барьер;

2. индивидуальное бессознательное;

3. уровень рождения и смерти (перинатальные матрицы);

4. трансперсональная область.

Большинству людей доступны переживания на всех четырех уровнях. Переживания эти можно наблюдать во время сеансов с психоделическими препаратами или в современных подходах экспериментальной психотерапии, где используется дыхание, музыка (ребефинг, холотропное погружение), работа с телом. Их переживанию способствуют самые разнообразные религиозные обряды, восточные духовные практики.

Всякая техника, дающая возможность эмпирически, то есть опытным путем, войти в сферу бессознательного, будет вначале активировать органы чувств: разнообразные физические ощущения в теле (физический барьер), безадресные, по-видимому, ранее часто сдерживаемые эмоции (человеку хочется плакать или смеяться без какого-либо конкретного повода - эмоциональный барьер), актуализация зрительных образов (цветные пятна, геометрические формы, какие-либо пейзажи могут мелькать в поле зрения за закрытыми веками - образный барьер), изменения в слуховой зоне могут проявляться как звон в ушах, жужжание, звуки высокой частоты, это может сопровождаться необычными осязательными ощущениями в разных частях тела и т. п. Все эти сенсорные переживания и представляют тот "сенсорный барьер", который необходимо преодолеть, прежде чем начнется путешествие в бессознательную сферу психики.

Следующая сфера переживаний - область индивидуального бессознательного (биографический уровень) - все, что угодно, из жизни человека - какой-то неразрешенный конфликт, какое-то вытесненное из памяти и не интегрированное в ней травмирующее переживание может всплыть из бессознательного, любые события или обстоятельства жизни человека с момента рождения до настоящего момента, имеющие высокую эмоциональную значимость переживаний, реально переживаются заново. Воспоминания из биографии проявляются не по отдельности, а образуют динамические сочетания - "системы конденсированного опыта" (СКО).

Это особый процесс, включающий еще и дополнительное привлечение ресурсов психики актуального пациента (то есть не его образа в прошлом, а той личности, которая сейчас проходит терапию).

Содержание и цель этого процесса заключаются в том, что пациент переосмысливает прошлую травматическую ситуацию как для себя необходимую и положительную, или, по крайней мере, находит психические ресурсы, которые позволяют ему сделать ее для себя приемлемой. При этом не заживавшая годами рана превращается в подобие синяка, который еще некоторое время болит, но постепенно рассасывается.

СКО - это динамическое сочетание воспоминаний (с сопутствующими им фантазиями) из различных периодов жизни человека, объединенных сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества, интенсивных телесных ощущений одного и того же типа.

Особенно психотравмы, сопряженные с опасностью для жизни, оставляют неизгладимый отпечаток в психике. Если на биографическом уровне индивидуального бессознательного с опасными для жизни ситуациями предстоит во время самоисследования встретиться только тем, кто в действительности пережил схватку со смертью, то на следующем уровне бессознательного вопрос смерти универсален для каждого человека, поскольку при рождении каждый находился какое-то мгновение на грани смерти. Хотя полный спектр переживаний, происходящих на этом уровне, нельзя сводить к повторному проживанию биологического рождения, родовая травма составляет саму суть процесса.

Поэтому Гроф назвал эту сферу бессознательного перинатальной. Переживания смерти и нового рождения, отражающие перинатальный уровень бессознательного, весьма разнообразны и сложны.

Проявляется такой опыт в четырех "базовых перинатальных матрицах" (БПМ), которые сформировались во время четырех клинических стадий биологического рождения.

Таким образом, перинатальный уровень бессознательного представляет собой многогранное и богатое вместилище эмоциональных состояний, телесных ощущений и мощной энергии. По-видимому, он функционирует как универсальная и относительно недифференцированная матрица для развития большинства форм психопатологии. В той мере, в какой перинатальные матрицы отражают действительную травму рождения, можно ожидать существенного варьирования общего объема негативных элементов в разных случаях. Резерв тяжких эмоций и телесных ощущений, вытекающих из родовой травмы, представляют только потенциальный источник ментальных нарушений; разовьется ли психопатология, какую специфическую форму она примет и насколько будет серьезной - все это решающим образом определится индивидуальной постнатальной историей, и, следовательно, природой и динамикой СКО.

Из-за дефекта в защитной системе перинатальные элементы могут впоследствии прорваться в сознание в виде психопатологических синдромов. Эмоциональные, психосоматические и межличностные проблемы имеют не только биографический и перинатальный элементы, но и корни из трансперсональной области.

5. Трансперсональная область психики

Что такое трансперсональная область психики? По мнению С. Грофа, трансперсональные явления обнаруживают связь человека с космосом. Можно предположить по этому поводу, что где-то в годе перинатального развития происходит странный количественно-качественный скачок, когда глубокое исследование индивидуального бессознательного становится эмпирическим путешествием по всей Вселенной, когда сознание человека выступает за обычные пределы и преодолевает ограничения времени и пространства.

Трансперсональные переживания интерпретируются испытавшими их, как возвращение в исторические времена и исследование своего биологического и духовного прошлого, когда человек проживает воспоминания из жизни предков, из своих воплощений.

Трансперсональные явления включают не только трансценденцию, преодоление временных барьеров, но и трансценденцию пространственных ограничений.

Сюда относится опыт слияния с другим человеком в состоянии двуединства (т. е. чувство слияния с другим организмом в одно состояние без потери собственной самоидентичности) или опыт полного отождествления с ним, подстройка к сознанию целой группы лиц или расширение сознания до такой степени, что кажется, будто им охвачено все человечество.

Сходным образом индивид может выйти за границы чисто человеческого опыта и подключиться к тому, что выглядит как сознание животных, растений или даже неодушевленных объектов и процессов. Важной категорией трансперсонального опыта с трансценденцией времени и пространства будут разнообразные явления экстрасенсорного восприятия - например, опыт существования вне тела, телепатия, предсказание будущего.

Люди могут осознавать себя самих с помощью двух различных модусов опыта: хилотропическое и холотропическое сознание.

Хилотропическое сознание присуще всем людям: оно подразумевает знание о себе как о вещественном физическом существе с четкими границами и ограниченным сенсорным диапазоном, которое живет в трехмерном пространстве и линейном времени в мире материальных объектов. Переживания этого модуса систематически поддерживают следующие базовые предположения: материя вещественна; два объекта не могут одновременно занимать одно и то же пространство; прошлые события безвозвратно утеряны; будущие события эмпирически недоступны; невозможно одновременно находиться в двух и более местах.

Другой эмпирический модус можно назвать холотропическим сознанием (присуще немногим людям, переживавшим "пиковые переживания" и трансперсональные переживания): он подразумевает поле сознания без определенных границ, которое имеет неограниченный опытный доступ к различным аспектам реальности без посредства органов чувств. Переживания в холотропическом модусе систематически поддерживаются противоположными (чем у хилотропического модуса) предположениями: вещественность и непрерывность материи является иллюзией; время в пространство в высшей степени произвольно; одно и то же пространство одновременно может быть занято многими объектами; прошлое и будущее можно эмпирически перенести в настоящий момент; можно иметь опыт пребывания в нескольких местах сразу.

Эмоциональные, психосоматические и межличностные проблемы могут быть связаны с любым уровнем бессознательного (биографическим, перинатальным, трансперсональным), а иногда коренятся во всех. Существует множество симптомов, которые сохраняются до тех пор, пока личность не встретит, не переживет и не интегрирует те перинатальные и трансперсональные темы, с которыми симптомы связаны. Для таких проблем биографическая работа любого вида и продолжительности окажется неэффективной.

сознание трансперсональный психотерапия гипервентиляционный

Заключение

Трансперсональная психотерапия концентрируется на преодолении эмоциональных трудностей, мешающих полноценному развитию индивида как психологического и духовного существа. Здесь подчеркивается роль эмоциональных и межличностных факторов в развитии психопатологии и придается большое значение трансцендентному опыту, способствующему исцелению. Не будучи связан с какой-то одной религией, данный подход близок к духовным дисциплинам Востока и Запада, а также основывается на современных исследованиях, посвященных измененным состояниям сознания. В то же время этот подход не отвергает положений психодинамической и поведенческой психологии. Прикладное значение трансперсональной психотерапии в том, что она предлагает новый взгляд на психическое здоровье и патологию -- обеспечивая интегративный, многоаспектный подход к человеку. Трансперсональная психотерапия стремится к ясному выражению всех духовных предпосылок, делая их открытыми для обсуждения. Трансперсональные переживания обладают особым терапевтическим потенциалом, имеют огромное значение для творчества, эстетического и этического развития. Актуальность приобретает трансперсональный подход в лечении наркомании и алкоголизма как видов духовного кризиса, психотерапии неврозов и психозов, в психологическом оздоровлении общества. С трансперсональной психотерапией связаны три основные проблемы, представляющие определенную опасность. Первая из них -- превращение психотерапевта в псевдогуру, который ведет себя как духовный учитель, а не как терапевт. Вторая проблема заключается в романтизации духовности, особенно в стремлении интерпретировать эмоциональные проблемы главным образом как проявления духовного развития. Последняя проблема, связанная с трансперсональной психотерапией, касается ее относительной социальной изоляции.

Литература

1. Майков В.В., Козлов В.В Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции. Том II. Российский трансперсональный проект. - М., 2007 - 74 с.

2. Основы психотерапии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 1999 - 108с.

3. Практическая психология. (Учебник) Под ред. Тутушкиной М.К. 4-е изд., -- М.: АСТ, 2001 - 268с.

4. Современные системы психологии. Смит Н. -- СПб.: 2003 - 214с.

5. Спивак Л. И. Измененные состояния сознания при лечении невротических расстройств (опыт применения голотропного дыхания)// Физиология человека. М., 1992 - 68с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Трансперсональный подход к человеку Станислава Грофа, его процедура холотропной терапии. Принципы и задачи трансперсональной психотерапии. Психосинтез - трансперсональная система Ассаджиоли. Вивейшн как уникальная дыхательная техника интеграции личности.

    реферат , добавлен 19.10.2011

    Современные психологические концепции, теории и методы в сочетании с традиционными духовными практиками Востока и Запада в основе трансперсональной психологии. Особенности прикладных аспектов направления. Основные теории трансперсональной психологии.

    презентация , добавлен 27.10.2016

    Проблема измененных состояний сознания в исследованиях зарубежных и отечественных психологов. Признаки и способы достижения измененного состояния сознания. Исследование показателей по основным диагностическим шкалам. Анализ результатов исследования.

    курсовая работа , добавлен 07.03.2013

    Шаманизм как феномен. Различные типов шаманизма. Шаманские техники экстаза. Отбор шаманов, экстатический опыт и двойное наставление. Измененные состояния сознания в трансперсональной психологии. Взаимосвязь шаманских техник и голотропной психотерапии.

    реферат , добавлен 17.09.2008

    Теоретические подходы к проблеме измененных состояний сознания в разных видах творческой деятельности. Структурные характеристики, которые отражают особенности трансформации психической деятельности. Содержание переживаний субъекта в ИCC, их функции.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2014

    Теоретические основы исследований измененного состояния сознания: направления и терминология, классификация и характерные черты. Использование и семантические критерии измененного состояния сознания. Анализ психоделически измененных состояний сознания.

    реферат , добавлен 18.12.2012

    Характеристика гипнотического сна, трансовых состояний и медитации как видов измененных состояний сознания. Изучение воздействия психоделических и психолитических препаратов на человека. Сравнительный анализ ребефинга, вайшвейша и холотропного дыхания.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2010

    контрольная работа , добавлен 03.05.2013

    Исследование основателей, особенностей зарождения и развития трансперсональной психологии. Изучение множественности состояний сознания, духовного кризиса, личностных ресурсов, парапсихологических феноменов. Трансперсональный психотерапевтический подход.

    реферат , добавлен 14.02.2013

    Научные подходы к определению сознания и его состояний. Сравнительный анализ и применение в психологии картографии внутренних пространств С. Грофа, ценностной шкалы состояний сознания Ч. Тарта, классификации состояний сознания по С. Кардашу и Д. Лилли.

Одна известная поговорка гласит: «Выше головы не прыгнешь». С этим трудно поспорить, так как физически такое невозможно осуществить. А вот выйти за рамки своего «я» вполне реально, по крайней мере, так говорит трансперсональная психология.

Психология вне себя

Слово "трансперсональный" значит "выходящий за рамки конкретной персоны". Можно сказать, что существующая за пределами разумного опыта, за пределами человека. Первое упоминание о трансперсональной психологии датировано 1902 годом. О ней говорил на лекциях Уильям Джеймс. Именно его некоторые исследователи считают основателем трансперсональной психологии, хотя первым, кто заговорил о трансперсональном бессознательном, был Карл Юнг. Он использовал этот термин как синоним коллективного бессознательного.

В самостоятельную науку это направление оформилось в конце 60-х годов прошлого века как направление гуманистической психологии. Представителями трансперсональной психологии считаются Абрахам Маслоу, Энтони Сутич, Станислав Гроф, Мейлз Виз, Алан Уотс и другие.

Измененное сознание

Трансперсональные исследования изучают состояния измененного сознания, когда оно выходит за предел привычного «я». Основная часть материалов трансперсональной психологии взяты из толкований снов, опыта медитаций и паранормальных явлений.

Представители этого направления допускают существование высших сил, однако избегают прикрепления к какой-то определенной религии. Трансперсональная психология стремится к свободе, любви и всеобщему братству. Основная задача этого направления - преодолеть личную изоляцию, самодостаточность и центрированность. Что же говорили об этой науке ее представители?

Уильям Джеймс

В джиффордских лекциях, которые назывались «Многообразие религиозного опыта», У. Джеймс акцентировал внимание на том, что для понимания духовных переживаний необходимо пользоваться эмпирическими методами. Ученые допускают ошибку, когда начинают делить реальность на объект наблюдения и субъект, потому что все зависит от внешнего наблюдателя. То, как человек интерпретирует видимую им реальность, должно стать предметом исследования. В результате можно будет исследовать, каким уровнем сознания обладает индивид и насколько ему нужна духовная трансформация.

Абрахам Маслоу

Этот ученый стоял у истоков гуманистической психологии, основная направленность его деятельности - «пиковые переживания». К ним относятся инсайды, пиковые моменты любви, экстаз, потеря границ собственного «я». Описание этих моментов стало основным предлогом для развития трансперсональной психологии.

Во время одной из лекций в Сан-Франциско Маслоу говорил о появлении «четвертой силы», которая будет заниматься изучением опыта, что испытывает человек, медитируя или принимая психоделические препараты. В то время в психологии существовало только три направления: бихевиоризм, психоанализ и гуманистическая психология. Но ни одно из них было не в состоянии описать те явления, что были предназначены для «четвертой силы». Даже гуманистическая психология, именуемая «третьей силой», была ограничена в своих методах. Это послужило хорошим подспорьем для появления нового направления.

Новая школа

Спустя несколько месяцев после того, как Маслоу заявил о необходимости создания «четвертой силы», в штате Калифорния, в Менло-Парке, произошло собрание ученых, на котором присутствовали А. Маслоу, Э. Сутич, С. Гроф, М. Виз, Д. Фейдимен и С. Маргулис. Задача этой встречи - создать новую школу, которая могла бы заниматься изучением опыта, доступного человеку, включая и измененные состояния сознания. Сначала получило название трансгуманистического, но после ученые пришли к общему согласию и дали ему современное имя.

Чтобы обозначить предмет трансперсональной психологии, ученые вывели два аспекта изучения: субъективный и объективный. В субъективном аспекте ученые исследуют опыт человека, которому удалось покинуть пределы собственной личности и соединиться с космосом и природой. В сегменте объективных исследований ученые изучают факторы, которые влияют на человеческое поведение и мышление.

Через два года после основания этой школы была создана Ассоциация трансперсональной психологии. После смерти А. Маслоу и Э. Сутича новое течение разделилось на три основных направления. Первое базировалось на исследованиях Станислава Грофа, второе было создано на основе учений Кена Уилбера. У третьего направления не было своего представителя, в нем были сосредоточены основные засады развития и достижения нового течения в психологии.

Особенности

Трансперсональная психология - это особый раздел в психологии, что не только исследует измененные состояния сознания, но и создает методы, которые помогут человеку решить его внешние и внутренние проблемы. Это ответвление психологии не ограничивает себя какими-то рамками или условностями. Здесь успешно совмещаются новые теории, взгляды и подходы с восточным мировоззрением.

Психологи этого изучают духовный мир человека, которому раньше не придавали особого значения.

Трансперсональная психология отличается от других течений сочетанием разных направлений и наук. Здесь присутствуют и психологические направления, и философия, точные науки и духовные практики.

Основные направления

К самым существенным направлениям в трансперсональной психологии относятся:

  • Исследование измененных состояний сознания.
  • Изучение духовных практик в разрезе психиатрии и психологии.
  • Парапсихология.
  • Дыхательные упражнения.
  • Йога и медитация.
  • Фармакологические и психоделические препараты.
  • Целительные практики.
  • Духовный рост и процессы старения.
  • Смерть и переживания, с ней связанные.

Переживания

Личность в трансперсональной психологии подчас подвержена переживаниям. Трансперсональная наука делит их на две группы: переживания в расширенных состояниях сознания и за его пределами.

К первой подгруппе относят опыт, полученный в пределах пространственно-временного континуума. Например, предсмертные состояния, рождение, перинатальный период, ясновидение, возвращение в прошлые жизни, телепатия и т. д. Что касается второй подгруппы, то к ней относят духовный и медиумический опыт, во время которых человек вступает в контакт с высокоразвитыми существами или происходит слияние человеческого сознания со сверхпланетарным.

Школы, направления, непринятие

Сегодня в трансперсональной науке выделяются такие направления:

  • Психология Юнга.
  • Архетипическая, или глубинная, психология, основанная на учениях Д. Хиллмана.
  • Психосинтез.
  • Работы Маслоу, Уилбера, Тарта, Уошберна, которые выделились в одно направление.
  • Работы Станислава Грофа.
  • Психотерапия.

Как бы ни звучало, но в настоящее время Американская психологическая ассоциация не признает трансперсональную психологию как полноценное психологическое направление. Ученые по всему миру считают, что течение является еще одним явлением псевдонауки.

Научные сообщества не признают современные направления в трансперсональной психологии. Гуманистические идеи, на которых ранее базировались первые подходы нового психологического направления, сейчас подвергаются критике со стороны консервативно настроенных ученых. Хотя в этом нет ничего удивительного, на протяжении всей истории человечества общество всегда с негодованием относилось к новым, революционным взглядам.

Теория Кена Уилбера

И несмотря на все преграды и непонимание, методы трансперсональной психологии продолжают развиваться. В свое время К. Уилбер был основателем отдельного подхода в ней, который получил название интегрального. В своем первом научном труде «Спектр сознания» он пришел к выводу, что человеческое сознание состоит из нескольких уровней (спектров) самосознания. Эти спектры охватывают все возможные уровни сознания, начиная от безграничного единения с Вселенной и заканчивая уровнем маски, где индивид идентифицирует себя с чем-то, подавляя свои отрицательные характеристики.

Согласно существует 5 уровней:

  1. Спектр маски. Находясь в разной социальной среде и попадая под ее влияние, человек может подавлять, а то и вытеснять свои негативные качества, воспоминания, переживания, тем самым ограничивая себя. В результате человек теряет возможность осознавать себя в полной мере.
  2. Спектр тела и эго. На этом уровне человек четко понимает, что состоит из физической оболочки (тела) и души. Хотя понятие «душа» все еще остается чем-то абстрактным, а не пережитым опытом.
  3. Экзистенциальный спектр. Индивид начинает осознавать себя как некое психофизическое существо, которое живет в пространственно-временных измерениях. Человек осознает, что есть он - личность, а есть и внешний мир.
  4. Трансперсональный спектр. На этом уровне приходит осознание того, что жизнь человека не ограничивается физическим телом. Индивид осознает, что является чем-то большим, но все еще не ощущает единства с Вселенной.
  5. Единое сознание. На этом уровне подразумевается окончательное единение со всем, что существует вокруг. Человек становится неразделимым с существованием, то есть его можно считать всем сущим.

Сознание развивается в иерархической последовательности от самых низких уровней к более высоким.

Трансперсональная психология Грофа

Большой вклад в развитие этого течения сделал введя понятие холотропной терапии. Под этим понятием подразумевается теория и практика психотерапии и самопознания в измененных состояниях восприятия, которые ведут к возвращению целостности. Чтобы разработать этот метод, ученый 30 лет изучал состояние измененного сознания. Сейчас холотропную терапию используют:

  • Для решения безвыходных ситуаций.
  • Лечения расстройств психического характера.
  • Лечения психосоматических заболеваний.
  • Развития талантов и способностей.

Суть терапии

Достижения Грофа в трансперсональной психологии больше предназначены для практического применения. Суть холотропной терапии основана на активации бессознательной части сознания. Для этого используется специальная техника холотропного дыхания и особые музыкальные произведения.

Эти приемы позволяют активизировать внутренний энергетический поток, который превращает подавленное состояние в поток переживаний. Тогда человеку нужно только следовать за этим потоком, куда бы он его ни привел. Энергия способна самостоятельно отыскать путь к исцелению.

Холотропное дыхание создает такие условия, при которых весь мусор, накопленный в подсознании, выходит совершенно естественным образом. Незавершенные дела высвобождаются через движения, невысказанные слова превращаются в различные звуки, подавленные эмоции высвобождаются через мимику и позу. Эта работа должна продолжаться, пока все, что было разбужено дыханием, не иссякнет и тело полностью не расслабится.

Сеансы холотропной терапии

Пребывая в состоянии измененного сознания, человек может вернуться в прошлое и вновь увидеть или даже заново пережить травматические события своей жизни. Наблюдая за событиями прошлого, человек получает возможность понять произошедшее, принять сложившуюся ситуацию и освободиться от груза прошлого. Стоит отметить, что индивид получает возможность посетить не только события своего прошлого, но и свои прошлые жизни. А это куда сильнее может изменить его взгляды на мир. Увидев свои прошлые воплощения, человек поймет, почему он родился именно в этом месте и времени. Он сам сможет ответить на вопросы, почему именно такие возможности у него есть, поймет, какими способностями обладает и почему его окружают именно эти люди.

На сеансах холотропной терапии человек может ощутить себя растением или животным, может общаться со сверхчеловеческими существами и испытает опыт единения с Вселенной. Даже сегодня холотропная терапия считается одним из лучших достижений трансперсональной психологии. Ощутив подобные переживания, человек больше никогда не станет прежним, нет, он не потеряет себя, наоборот, поймет, в чем состоит его истинное предназначение, и по-новому посмотрит на мир.

Трансперсональная психология - это наука, которая изучает измененное состояние сознания. Несмотря на то что ее никогда не признают в научном сообществе, она будет существовать, ведь человек - это не просто кожа да кости, но еще и душа, стремящаяся соединиться с Вселенной.

Использование особого типа дыхания, запускающего целый каскад биохимических реакций, в результате которых нервная система изменяет свою работу. Эти изменения направлены на актуализацию тех нервных структур, которые ответственны за долговременную память, эмоциональные и бессознательные процессы

Таким образом, специальное дыхание создает уникальную физиологическую основу для глубинной терапии. Благодаря этому методу стало возможным найти легкий доступ к прошлому травматичному опыту и освободиться от многих психологических проблем. Осознание сути проблемы как озарение приходит к человеку. Некогда пережитая психологическая травма и негативно воздействующая на здоровье, поведение, взаимоотношения человека с окружающими, перестаёт восприниматься как травма.

В момент такого озарения происходит высвобождение здоровой жизненной энергии. Именно этот исцеляющий ресурс здесь и сейчас помогает «вырасти» человеку, сделать шаг вперёд и ощутить новые возможности. Травма воспринимается теперь с позиции взрослого человека, а не глазами маленького ребёнка (в случае актуализации травмы раннего возраста), травма воспринимается как полезный жизненный опыт, с позиции победителя, а не жертвы.

Методы работы с эмоциональными проблемами в трансперсональной психотерапии чаще всего используют различные технические приемы, вызывающие измененные состояния сознания, которые обеспечивают возникновение эмоционального катарсиса и трансперсональных переживаний. В основном, для достижения измененных состояний сознания используются различные техники дыхания - ребефинг, холотропное дыхание, вайвейшн.

В трансперсональном подходе используются телесно ориентированные техники - биоэнергетическая терапия, психосинтез,чувственное осознание, танцевальная терапия, различные упражнения из йоги, процессуальной терапии. Такие техники позволяют лучше осознать взаимосвязь между телом и душой, установить между ними взаимосвязь и наладить механизм выздоровления от заболеваний через осознавание и последующей трансформации проблемы. Последующие освобождение от телесных блоков и зажимов позволяет человеку, проходящему терапию почувствовать себя более расслабленным и гармоничным, за счет этого в дальнейшем более спокойным, свободным.

В трансперсональной психотерапии так же используются методы экзистенциальной терапии - помогая клиентам решить проблемы выбора, смыслов, свободы, ответственности, любви, счастья, самореализации.

Кроме применения выше указанных психотерапевтических методов, трансперсональные терапевты применяют техники, взятые из древних духовных практик - упражнения для ума и медитация. В процессе трансперсональной терапии, вы обучаетесь новым моделям отношения к себе и окружающему через осознание, то есть вы начинаете по-иному осмысливать переживания, человек развивает сознание.

В процессе самопознания происходит конструктивное переосмысление, которое позволяет преодолеть множество проблем, вытесненной информации и научиться более целостному и свободному проживанию и ощущению жизни.

Какие проблемы можно решить?

  • Тревога и страхи
  • Психосоматические заболевания
  • Неуверенное или агрессивное поведение
  • Зависимости (наркотическая, алкогольная, игровая, никотиновая и т.д.)
  • Апатия и депрессия
  • Последствия хронического стресса и экстренных ситуаций
  • Жизненные кризисы (эмоциональный, экзистенциальный, духовный)
  • Найти чувство равновесия и гармонии в жизни
  • Открыть свою сексуальность
  • Многочисленные психологические проблемы
  • Проблемы лишнего веса и переедания
  • Открытие творческой энергии и вдохновения
  • Раскрыть свою женственность или мужественность

Трансперсональный подход: регулярная группа и индивидуальная программа


Трансперсональная психотерапия – отдельное направление, существующее в рамках трансперсональной психологии и используемое, как правило, совместно с иными практиками: психосинтезом, самоанализом, визуализацией, медитацией. Предмет изучения этого направления психологии – персональные переживания индивида, имевшие место в истории человека, измененные состояния сознания, предшествующий духовный опыт субъекта. Исследование и корректировка психоэмоциональной сферы персоны проходит в тесном соседстве современных научных психотерапевтических методик и традиционных восточных и западных духовных практик с тысячелетней историей.


Описание направления


Основная идея, являющаяся фундаментом трансперсональной психотерапии, – недвойственность восприятия и видения мира, метафизическое единство и неделимость физически разделенных друг от друга объектов. Сторонники трансперсональной психотерапии утверждают, что за счет саморазвития личности и соответствующих духовных практик можно достичь значительного расширения сферы сознания, раздвинуть пределы собственных возможностей за границы средне статического рубежа «нормы».
В своей теоретической базе трансперсональная психотерапии опирается на разнообразные философские и теологические учения, заимствует отдельные идеи из восточных религиозных течений и западных традиций, имеет черты оккультизма и парапсихологических канонов. Фокусировка исследований последователей этого направления – влияние существующего индивидуального нравственного опыта человека на его теперешнее мировоззрение, модель мышления и демонстрируемую поведенческую стратегию.

Трансперсональное направление психологии сформировалось на основе признанных в научном мире методик гуманизма и изначально являлось достойной альтернативой бихевиоризму и психоанализу. Благодаря исследованиям Абрахама Маслоу у мирового академического сообщества возник обоснованный интерес к изучению состояния индивидуума в момент пиковых переживаний и при пребывании человека в измененных состояниях создания.
В шестидесятые года прошлого столетия в психологии появился новый термин – «трансперсональное», используемый для описания явлений, наблюдаемых «за пределами отдельной личности». Это понятие включило в себя два критерия, названные субъективным аспектом и объективным фактором. Субъективным аспектом назван индивидуальный опыт человека, приобретенный в состоянии выхода индивида за пределы собственной личности и соединения его сознания «с общечеловеческим, вселенским разумом». Под объективными обстоятельствами подразумеваются факторы, понятные в естественном состоянии сознания, которые оказывают непосредственное влияние на психоэмоциональный статус личности. В дальнейшем последователи трансперсональной психологии отклонились от канонов гуманистического учения, обратив свой взор на изучение псевдонаучных идей и применение медитативных практик.

На сегодняшний день методики трансперсональной психотерапии не признаны сообществом ученых научной дисциплиной и подвергаются значительной критике из-за неимения реальных научных оснований метода, отсутствия единой последовательной структуры и сомнительной результативности выполняемых мероприятий. Однако некоторые специалисты из академических кругов допускают применение техник трансперсональной психотерапии и не препятствуют выполнению отдельных мероприятий из ее арсенала для оказания помощи пациентам с психологическими проблемами.


Особенности техники


В современном понимании методы трансперсональной психотерапии – способ излечения души посредством восстановления целостности личностной конституции, отдельные элементы которой у многих людей скрываются за различными социальными «масками», необходимыми для адаптации индивида и его комфортного выживания в обществе. Такие «маски» созданы у человека под интенсивным влиянием родительского воспитания, после пребывания в стрессовых ситуациях, в результате пережитых психологических травм.
Именно эти ненатуральные «личины» со временем «прирастают» к образу человека и начинают управлять его мышлением. Играя различные социальные роли, человек перестает быть самим собой и утрачивает возможность понимать свою настоящую сущность. Такие инородные «маски» дают о себе знать психосоматическими заболеваниями, иррациональными страхами, затяжными депрессиями.

На сеансах трансперсональной психотерапии пациент достигает состояния изменения сознания, что дает возможность снизить контроль разума и ослабить внутреннюю цензуру. Погружение в иное состояние сознания происходит благодаря выполнению многообразных дыхательных упражнений (например: холотропное дыхание), медитативных техник, шаманских способов, трансовой музыки.
Такое состояние позволяет индивиду получить беспрепятственный доступ к глубинным отделам памяти, лежащим в сфере подсознания. Информация, полученная из бессознательного, проливает свет на истинные причины существующих проблем. Человек обретает шанс обратиться к глубинным слоям подсознания, проанализировать и заново проработать пережитую психотравмирующую ситуацию.

Пребывание в измененном состоянии сознания позволяет провести комфортно и результативно необходимую подсознательную трансформацию для избавления от патологических состояний. Трансперсональная психотерапия предлагает каждому человеку шанс провести масштабное исследование неизведанных сфер собственной психики, максимально точно раскрыть особенности своей личности. Благодаря сеансам человек может изучить свои воспоминания, проанализировать переживания, понять природу фантазий и осознать истинные желания.


Сфера применения


Показаниями к проведению сеансов трансперсональной психотерапии выступают различные аномальные состояния психической сферы индивида, в числе которых:
  • постстрессовые состояния – следствия морального, физического или сексуального насилия;
  • нестабильный психоэмоциональный статус после пережитых катастроф, стихийных бедствий, военных конфликтов, пребывания в плену и исправительных учреждениях;
  • тяжело протекающие возрастные кризисы;
  • проблемы подросткового возраста;
  • иррациональная тревога, навязчивый страх;
  • приступы панических атак;
  • астенический синдром;
  • бессонница;
  • синдром хронической усталости;
  • депрессивные состояния;
  • психосоматические заболевания;
  • болезни ЛОР-органов психогенной природы;
  • дерматологические проблемы невротического уровня;
  • нервная анорексия и булимия;
  • проблемы в интимной сфере, сексуальная дисфункция неорганического происхождения;
  • психологические зависимости, например, игромания.
  • Техники трансперсональной терапии помогают высвободить мощный энергетический потенциал человека, способный исцелить от психосоматических состояний и верно разрешить актуальные задачи. В результате курса сеансов претерпевает изменений мировоззрение и жизненная позиция персоны, устраняется деструктивные стереотипы поведения, вырабатываются новые эффективные способы реагирования на стрессовые факторы.



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх