Смотреть что такое "Эрху" в других словарях. Двухструнная эрху очаровывает всех, кто её слышит

Китай – страна загадок. Кажется, что он открыт для изучения, но это только на первый взгляд. Когда пытаешься узнать что-то новое об этой стране, понимаешь, что узнаешь только вершину айсберга, так все взаимосвязано и переплетено. Давайте поговорим об эрху, который так мало распространен в российской культуре, но который по праву составляет культурное мировое наследие.

– один из важнейших китайских струнных инструментов. Он является одной из «составляющих» большого семейства струнных инструментов. Всем известные скрипка и виола также входят в это семейство. Семейство это очень разнообразно: в него входят не только простые однострунные скрипки, но и очень сложные струнные инструменты. Ближайшие родственники эрху из наших степей - хакасский икили и алтайский игиль. Итак, эрху – это оригинальная двуструнная скрипка с металлическими струнами. Название инструмента не случайно, оно происходит из двух китайских слов – "эр" - два, "ху" – смычковый.

Строение эрху

Корпус инструмента деревянный. Он представляет собой ящик-резонатор. Цилиндрический резонатор снабжен мембраной из кожи змеи. От корпуса идет длинное ответвление, которое называется шейка. Ее роль - поддерживать корпус и струны. На конце шейки находятся настроечные колки. От них зависит высота звучания инструмента. От настроечных колок к корпусу тянутся две шелковые струны, на которые непосредственно играют. Для этого имеется смычок, изготовленный из бамбукового стебля. Струна смычка сделана из конского волоса. Смычок закреплен между двумя струнами, составляя с эрху единое целое. Общая длина эрху – около семидесяти сантиметров.

Кстати, а вы знали что сверхспособности человека становятся все более реальны, благодаря научным прорывам и высоким технологиям. Более подробно об этом можно почитать вот тут http://selfpickup.ru/samorazvitie/sverxsposobnosti.html

Тональный диапазон инструмента – около трех октав. Голос эрху мягкий и выразительный. Эрху используется не только в качестве аккомпанемента и ансамблевого инструмента в вокальной и инструментальной музыке. С 20-х годов прошлого столетия эрху является также сольным инструментом, для него создано множество сольных произведений.

Какова техника игры на эрху?

Во время игры музыкант натягивает пальцами правой руки тетиву смычка. При игре пальцами левой руки используется определенный музыкальный прием, который называется «поперечное вибрато». Он заключается в том, что струна как бы продавливается вниз. Этому способствует сама конструкция круглого грифа, над которым укреплены струны.

Музыкантам-струнникам известно, что смычок необходимо постоянно натирать канифолью. Делается это для того, чтобы облегчить игру на инструменте и избежать «дребезжания». Смычок эрху довольно трудно «канифолить» из-за особенностей конструкции инструмента. Однако китайские музыканты нашли выход - они используют расплавленную канифоль, которую капают на верхнюю часть деревянного цилиндрического резонатора. Затем «канифолят» смычок.

История эрху насчитывает более тысячи лет. Несмотря на повсеместное распространение в современном Китае, эрху не является исконно ханьским инструментом. Хань или ха́ньцы (или в целом, кита́йцы) - крупнейший по численности народ на Земле (19 % общего населения), крупнейшая этническая группа Китая (около 92 %). Исторически в русском языке так именуются китайцы.

Китайский струнный смычковый музыкальный инструмент эрху, считается инструментом который может передать самые нежные и трогательные эмоции души. Его часто называют китайской скрипкой. Дословно «эр»-«два», «ху»-«смычковый». Имеет диапазон около трех октав

История происхождение эрху

Проследить историю инструмента от начала создания довольно сложно. Эрху кочевой инструмент и географически изменял своё местоположение вместе с племенами кочевников. Установлено, что возраст его более 1000 лет. Особое распространение китайский народный инструмент эрху получил во времена династии Тан, примерно в VII-X в.в. нашей эры.

С начала XX столетия инструмент используется сольно. В КНР распространен в сельской и городской местности повсеместно на юге, а на севере страны большей популярностью пользуется очень схожий инструмент (только с четырьмя струнами), называющийся сыху.

Где используется

В традиционном китайском театре актеры не только владеют ораторским искусством, но и являются прекрасными музыкантами. Поэтому музыкальный инструмент эрху широко используется в драматических постановках и китайской опере. Кроме того, ни один симфонический оркестр КНР не обходится без певучего звучания этого китайской скрипки.

Одним из самых известных исполнителей является Джордж Гао. Именно он популяризировал инструмент. В настоящее время на эрху, кроме фольклорных мелодий, исполняют джазовые композиции, сливающиеся с этническими напевами. Некоторые рок и фолк группы так же применяют инструмент при исполнении своих песен.
В китайской традиционной музыке скрипка эрху и флейта Сяо имеют прекрасное созвучие духового и струнного инструмента.

Устройство инструмента

Древние китайские скрипки эрху были примерно 50-60 см в длину. В настоящее время инструмент изготавливают с длиной шейки около 81 см.

Основные части:

  • Корпус (резонатор) – имеет шестигранную или цилиндрическую форму. Изготавливается из древесных пород (палисандра, красного дерева). К корпусу прикреплена дека-мембрана из кожи змеи.
  • Две струны — обычно металлические или из жил. Соединяются с шейкой скобкой из металла, а с декой М-образной подставкой.
  • Шейка эрху — на неё крепятся струны. Наверху шейки находится отогнутая головка с двумя колками.
  • Смычок – имеет изогнутую форму. Струна смычка изготавливается из конского волоса, а остальная часть из бамбука.

Самой главной отличительной чертой этой двухструнной скрипки служит то, что смычок закрепляется между двух струн. Получается, что смычок становится неразделим с основным инструментом.

При обработки смычка канифолью, смолу наносят на верх цилиндрического корпуса. После остывании вещества, смычок канифолят, прикасаясь к резонатору. Смычок нужно тщательно натирать, чтобы избежать дребезжащего звука.

Как играть на эрху: Способ игры

В Китае считается, что начинать обучение на эрху можно с четырехлетнего возраста.

Когда играют, сам инструмент находится в вертикальном положении. Правой рукой играют смычком, а пальцами левой руки нажимают на струны (обязательное условие — не прижимать к шейке). Музыкант при игре опирает ножку инструмента в колено.

При игре используется специфический прием. Принцип его в том, что при игре пальцами левой руки струна давится вниз. Такой способ был назван «поперечное вибрато».




Один из самых популярных традиционных китайских музыкальных инструментов - «эрху» - своим звучанием способен передать даже великую трагедию. Независимо от того, быстрый или медленный музыкальный темп - инструмент эрху производит меланхоличный звук, бесподобно красивый, но всё же грустный.

Музыка в Китае, не менее древняя, чем сама 5000-летняя цивилизация страны, изначально была предназначена не для развлечения, а для очищения мыслей. По традиционному поверью считалось, что звук может воздействовать на вселенную и приводить её в гармонию.

Сыновья благородных семейств были должны изучать музыку как один из четырёх обязательных предметов. Таким образом, тот, кто исполнял музыку лишь для развлечения, не пользовался большим уважением.

В этой культуре появился эрху.

По сравнению с традиционными китайскими инструментами, эрху молод - его история насчитывает всего 1000 лет. Он был завезён в северные районы Китая не ханьскими племенами, и его название дословно означает «двухструнный варварский инструмент» из-за его происхождения среди национальных меньшинств. Крестьяне играли на нём народные песни, описывающие повседневную жизнь, вроде ловли рыбы и выпаса скота.

С течением времени эрху стали часто использовать в ансамблях или в оркестре Пекинской оперы, но он все же не пользовался достаточным уважением, и его не использовали в качестве сольного инструмента.

Эрху стал одним из самых популярных и узнаваемых китайских инструментов, и многие западные жители испытали на себе его обаяние во время первого всемирного показа по телевидению «Новая династия Тан» (ТВ НДТ) Гала-концерта, посвященного китайскому Новому Году в 2004 г.

В этих красочных представлениях с помощью музыки и танца была показана подлинная традиционная китайская культура. В 2006 г. концерты прошли в 32 главных городах по всему миру, а в 2008 г. они пройдут в более, чем 50 городах; ожидается, что общее число зрителей, побывавших на нём, достигнет полумиллиона человек.

На концертах эрху, очаровавшая зрителей мягким выразительным звуком, завоевала большую популярность. Знаменитая исполнительница эрху, госпожа Ци Сяочунь, выступающая с соло на эрху на концертах, посвященных китайскому Новому году, научилась играть на инструменте у своего отца.

«Когда мне было шесть лет, мой отец начал учить меня игре на эрху и занимался со мной каждый день. Места у нас было немного, и, чтобы не беспокоить наших соседей, он брал меня учиться в близлежащий парк», - говорит она.

Ранние дни обучения Ци Сяочунь были тяжёлыми. Отец обучал её под открытым небом в течение года, в любую погоду. Она говорит, что считала его «самым жестоким отцом в мире», пока не начала понимать его глубокую любовь к музыке и «подавленную страсть», стоящую за ней.

«Во время уроков нас часто окружали толпы людей, внимательно следивших за нами и слушавших нас в течение многих часов, кивая головой и притопывая ногами. Теперь я понимаю, почему мой отец терпел такие мучения, чтобы сделать из меня музыканта эрху - он хотел, чтобы я унаследовала сердце и душу китайского искусства и с помощью музыки давать надежду, радость и внутреннюю силу тем, кто стремится к свету и красоте, несмотря на неблагоприятные условия. Он был великим отцом».

Хотя эрху иногда называют двухструнной скрипкой, сидящий музыкант держит её на коленях вертикально, а не горизонтально. Её изготавливают из плотной древесины, например, из розового дерева или из чёрного (эбенового) дерева, и состоит она из маленькой звуковой коробки, покрытой змеиной кожей - традиционно кожей питона - и длинного тонкого грифа, слегка изогнутого на конце. Две стальные струны заменили традиционные шёлковые струны. Смычок из бамбука и белого конского волоса непрерывно движется между двумя струнами.

Эта маленькая коробка имеет много уникальных качеств, которые делают инструмент трудным для освоения. В ней отсутствует грифовая накладка, и, чтобы найти правильную ноту, струны надо прижимать так, чтобы не коснуться грифа. Звук издаётся, когда смычок, натёртый канифолью, чтобы увеличить трение, проходит между струнами, заставляя змеиную кожу вибрировать; для создания звука используются обе стороны смычка. Струны расположены так близко, что на них играешь, как на одной.

Первоначально используемый только в ансамбле или в традиционном китайском оркестре, позднее эрху был поднят Лю Тяньхуа (1895-1932) до ранга сольного инструмента. Лю ввёл новый смычок и новый способ перебора струн, поскольку он также обучался игре на западной скрипке. Это было ещё в те времена, когда эрху считался народным инструментом и не использовался «серьёзными» музыкантами. Его самая известная и ставшая сейчас классической мелодия имеет название «Вторая весна отражает луну».

Ци Сяочунь говорит, что древняя китайская культура поддерживала гармонию между небом и землёй и уважение к жизни и природе - ценности, которые нашли отражение в Представлении, посвященному китайскому Новому Году. Она говорит, что её работа - это её дар многим людям в Китае, которые разделяют любовь к музыке, подобную той, что испытывал её отец. Участие в Представлении помогает ей осуществить мечту её отца. «Я сегодня нахожусь на сцене ради того, что мой отец считал своей миссией в жизни: ради сохранения сущности и красоты традиционной китайской культуры для будущих поколений».

Пам Макленнан. Великая Эпоха

Что такое ЭРХУ?

Эрху (erhu, кит. “эр” — два, “ху” — смычковый) — китайский смычковый двухструнный музыкальный инструмент. Состоит из деревянного шестигранного резонатора с декой (мембраной из змеиной кожи). Струны, высоко поднятые над длинной шейкой, соединены с ней металлической скобкой с одной стороны, а с другой стороны опираются на подставку, закрепленную на деке. При игре эрху держат вертикально, поставив на колено. Пальцами левой руки нажимают на струны (не прижимая их к шейке) и продавливают их, добиваясь поперечного вибрато. Волос смычка во время игры натягивают пальцами правой руки, а сам смычок продевают между двумя струнами. Тембр напоминает фальцетное пение.

Тетиву смычка во время игры музыкант натягивает пальцами правой руки, а сам смычок закреплен между двумя струнами, составляя с эрху единое целое. При игре пальцами левой руки используется поперечное вибрато, когда струна как-будто бы продавливается вниз — чему способствует сама конструкция круглого грифа, над которым укреплены струны. Навечно связанный со струнами смычок довольно трудно «канифолить», но китайские музыканты нашли выход — на верхнюю часть деревянного цилиндрического резонатора капают расплавленную канифоль, окоторую (когда она застынет) «канифолят» смычок. Цилиндрический резонатор снабжен мембраной из кожи змеи.

Игра на Эрху

© По материалам музыкальной энциклопедии

Кто такой Jia Peng Fang?

JIA PENG FANG родился в году 1958 в городе Джамс, в провинции Хелонг Джиланг в Китае и получил свой первый Erhu в возрасте восьми лет в 1965 — год, который отметил начало Культурной Революции. Джамс — город приблизительно в тридцати часах езды поездом из Пекина, расположенный близко к российской границе, не был исключением из числа других городов, попавших под разрушительные действия, вызванные Культурной Революцией. И факт то, что Jia случайно наткнулся на Erhu , в результате его вербовки в Маоистскую Пропагандистскую Корпорацию.

Когда ему было шестнадцать, ему помог его брат поехать в Пекин, чтобы учиться с музыкантами профессионалами Erhu. Тогда в Китае, людям не разрешали просто менять свой статус, и для кого-то в деревне не было возможным переехать жить в город. От 16 до 18 лет Jia не мог регулярно получать своей порции пищи, но посвящал себя практике на Erhu изо дня в день. Он был настроен стать профессионалом по игре на Erhu.

В одно время ему повезло и его пригласили играть аккомпонимент для учителя, с которым он учился. Однако в день экзамена при постулении в Морской эстрадный оркестр, случилось страшное Землетрясение Karasan и экзамен был отменен, разрушив надежду Jia’s на дальнейшее будуще е . Приблизительно полгода спустя, по предписанию руководства Культурной Революции, он был возвращен в свой город Джамс, чтобы трудиться на сельхозугодьях.

После того, как Культурная Революция ушла и страна успокоилась, к нему пришло письмо. Это было предложение от прежнего учителя Jia’s, предлагающее ему поступить в академию музыки. После возвращения в Пекин он был выбран из числа более чем пятисот претендентов, чтобы поступить в Центральную Академию музыки. Ревизор при экспертизе, владелец концерта китайского Центрального Оркестра Народной музыки, настоятельно попросил руководство дать возможность Jia для выступление на их оркестре . Он устроил регистрацию Jia в городе и удостоверился, что ему заплатят за его расходы на проживание. Вот так внезапно Jia начал жизнь настоящего профессионального музыканта на Erhu .

Jia занялся восстановлением традиционных искусств , которые отрицались Культурной Революцией, поскольку он продолжал свои поучительные действия как солист Erhu и затем как концертмейстер оркестра. Тогда в 1988, чтобы искать новые возможности для его музыки, он уехал в Японию с одним чемоданом в одной руке и его Erhu в другом.

Он провел много времени за обучением, пока не познакомился с музыкантом Katsuhisa Hattori . Hattori влюбился в талант Jia’s и тоны Erhu и пригласил его принимать участие в записи его альбома и участия на концертах, таким образом расширяя мир музыкальных выступлений Jia’s . Jia поступил в Master of Arts Degree Program in Music в Токийском Университете Искусств.

В 1997, его блестящая cо-работа с оркестром в Зале Carnegie в Нью-Йорке укрепила его положение в мире музыки. Также в июне 1998, он выпустил свой дебютный альбом «Riverа» под лейблом Pacific Moon , который смешивал Западную музыку с китайским народным инструментом. Высокое качество работы дало ему высокое признание в Японии и за границей, так же как и доказательство его коммерческим успеха.

В 1999, концепция была развита с другом альбоме «Rainbow» опять под маркой Pacific Moon. Этот диск, оказалось, был еще более успешным, чем первый альбом, и в Японии и за границей. Третий альбом от Pacific Moon, «Faraway…», был выпущен в январе 2001.

Этот же «Лучший Альбом» содержит выбор от первых трех альбомов, и также совместные записи с пианистом Naoyuki Onda.

Теперь Jia учит как играть Erhu более чем сотню студентов , поскольку он продолжает работать в жанрах джаза, классики, делая саундтреки для кино, проводя живые действия стадии, делая запись и преследуя бесконечные потенциалы его музыки.

Jia Peng Fang — Erhu

Сборник лучших композиций

Треклист:

  • 1 Sirius
  • 2 Silent Moon
  • 3 Sweet Dreams
  • 4 A Water Lily
  • 5 Rainbow
  • 6 Pure
  • 7 Xinglin Hupan
  • 8 Shichahai In The Morning
  • 9 Mirage Of The Fall
  • 10 Memory Of Childhood
  • 11 Bokyo
  • 12 Silent Moon (Studio Live Version)

Качество композиций: 320 кб/с
Общий размер архива: 112 мб
Сервер для обмена Яндекс.Диск
Представлено для ознакомления

Эрхуцинь (кит. "эр" - два, "ху" - смычковый), - китайский смычковый 2-струн. музыкальный инструмент. Основная разновидность хуциня. Состоит из деревянного 6-гранного или цилиндрического резонатора с мембраной из змеиной кожи. Длинная шейка (81 см) без грифа заканчивается отогнутой назад головкой с 2 колками. Струны, высоко поднятые над шейкой, соединены с ней S-образной металлической скобкой, с декой - М-образной подставкой. При игре Э. держат вертикально; пальцами левой руки нажимают на струны (не прижимая их к шейке), в правой держат лунообразный смычок, волос к-рого продевается между струнами; сидящий музыкант опирает ножку Э. о колено. Диапазон: d1-d4; можно играть в диапазоне октавы, не меняя позиции. Тембр напоминает фальцетное пение. Э. - один из наиболее популярных в Китае муз. инструментов. Распространён гл. обр. в южных районах среди городского и сельского населения; в северных районах популярен 4-струн. вариант Э. - т. н. сыху (кит. "сы" - четыре). Используется проф. музыкантами как сольный и ансамблевый инструмент, входит в состав оркестра, в т. ч. театрального (в спектаклях нац. оперы и муз. драмы). Появился в период монг. династии Юань (1280-1368). Родственные инструменты: хучир (монг.), бызанчи (тувинский), огочон (маньчжурский), дуучэкэ (нанайский), дзюлянки (удэгейский), тынгрынг (нивхский).
Литература : Музыкальные инструменты Китая. Сост. И. З. Алендер, М., 1958; Sachs С., Geist und Werden der Musikinstrumente, В., 1929, S. 185-86; Emsheimer E., Preliminarly remarks on Mongolian music and instruments, в кн.: The music of the Mongols, v. 1, Stockh., 1943 (Reports from the scientific expedition to the North-Western provinces of China, publications, v. 21), p. 88. P. Б. Галайская, Ю. И. Шейкин.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Эрху" в других словарях:

    Классификация Cтрунный инструмент, Хордофон Родственные инструменты … Википедия

    Эрху один из наиболее распространённых видов хуцинь Хуцинь (胡琴; пиньинь húqín) китайский струнный смычковый инструмент … Википедия

    - … Википедия

    Мраморный раскрашенный рельеф из гробницы Ван Чучжи. 924г. Институт культурных реликтов пров. Хэбэй. Вероятно, Ван Чучжи был большим любителем музыки, коль скоро оркестр сопровождал его даже на том свете. На рельефе представлен придворный… … Википедия

    К. м. одна из древнейших в мировой музыкальной культуре. Её истоки восходят к племенным песням и пляскам, к рые имели ритуальный характер и достигли высокого развития уже во 2 1 м тыс. до н. э. Большие песенно плясовые обрядовые формы… … Музыкальная энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Лэй. Лэй Цян (кит. 雷强, англ. Lei Qiang; род. 1960, провинция Шэньси, Китай) китайско канадский музыкант, исполнитель на китайском народном смычковом инструменте эрху. Начал… … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Аквариум International музыкальный проект, созданный Борисом Гребенщиковым в 2007 году на основе группы «Аквариум», участие в котором принимали музыканты со всего мира ученики индийского учителя Шри Чинмоя. Содержание 1 История 2… … Википедия

    Китайская Народная Республика, КНР (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго). I. Общие сведения К. крупнейшее по численности населения и одно из крупнейших по площади государств в мире; расположен в Центральной и Восточной Азии. На востоке … Большая советская энциклопедия

    Традиционная китайская драма относится скорее к музыкальным, нежели разговорным видам искусства. Хотя это и не опера в западном представлении, ее развитие всегда шло в русле эволюции национальной музыки. Составными элементами китайской драмы в… … Энциклопедия Кольера



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх