Сага о форсайтах краткое содержание серий.

Действие происходит в Лондоне в 1886—1887 гг.

В доме старого Джолиона семейное торжество, прием в честь помолвки мисс Джун Форсайт с мистером Филипом Босини. Гостей собирается множество, семья весьма многочисленна. Внутри форсайтского клана, как и в обществе, дарит закон конкуренции, шестеро братьев — Джолион, Джемс, Суизин, Николас, Роджер и Тимоти — соперничают, кто из них богаче. Их отец «гордый Доссет», из фермеров, прибыл в Лондон в начале столетия, работал каменщиком, подрядчиком, строит дома. У него было десять детей, и все до сих пор живы, следующее поколение насчитывает уже 21 молодого Форсайта. Семья принадлежит теперь к верхушке английской буржуазии, среди ее членов — финансисты, юристы, рантье, члены акционерных обществ. Всех их отличает собственническая самоуверенность, разговоры в их среде вечно вертятся вокруг курса акций, дивидендов, стоимости домов и вещей. Собравшиеся выглядят парадно и блистательно, респектабельно, но ощущается некоторое напряжение, вызванное инстинктивным чувством непосредственной близости чего-то необычного и ненадежного. Объектом недоверия является человек, ради знакомства с которым они собрались здесь. Босини — архитектор, у него нет никакого состояния, он артистически небрежен в одежде и несколько эксцентричен. Джордж — сын Роджера — называет его пиратом, и это прозвище закрепляется среди родни. Старый Джолион с неодобрением относится к выбору внучки, в которой души не чает, хлебнет она горя с этим безрассудным, непрактичным юнцом, но Джун — крошка с характером и очень упряма.

Старый Джолион пытается наладить отношения с сыном, отцом Джун, с которым не виделся четырнадцать лет. Тогда молодой Джолион во имя «недозволенной» по форсайтским нормам любви ушел от семьи, живет он скромно, работает страховым агентом, пишет акварели. Отец, подстроив как бы случайную встречу в клубе, приглашает сына к себе, потом наносит визит к нему в дом, где его сердцем завладевают внуки — малыши Джолли и Холли.

У сына Джемса Сомса неблагополучно в семье, хотя он всячески это скрывает. Форсайты воспринимают его жену как нечто необычное и чуждое для их круга. Золотоволосая, темноглазая Ирэн похожа на языческую богиню, она исполнена обаяния, отличается изысканностью вкуса и манер. После смерти отца — профессора Эрона — молодая девушка осталась без средств и в конце концов была вынуждена уступить Сомсу, полтора года упорно добивавшемуся ее руки. Холодность жены и нескрываемая неприязнь к нему доводят Сомса до бешенства.

Преуспевающий в делах Соме поручает Босини строительство нового загородного дома в Робин-Хилле. Его все более тревожит симпатия, возникшая между его женой и молодым архитектором, постепенно перерастающая во взаимное глубокое чувство. Напрасно Ирэн заводит разговор о разводе, муж полагает, что имеет право собственности на жену и не намерен потакать ее сумасбродству. Четыре года назад Сомса захватила волнующая красота Ирэн, и он не желает расставаться с тем, что завоевано. Джун тяжело переживает перемену в отношениях с Филипом, ощущая, что тому мучительно общаться с нею.

В доме Тимоти, где живут его незамужние сестры Энн, Эстер и вдовствующая Джули и куда часто наведываются остальные члены семьи, положение Сомса и отношения Ирэн и Босини, которых все чаще видят вместе, становятся темой для пересудов. Сомса давно уже раздражает, что в ходе строительства дома Босини допускает расходы сверх сметы, он намеревается судебным порядком прёдъявить иск и взыскать убытки, чтобы разорить оборванца. Его выводит из себя отчуждение Ирэн. Как-то ночью, когда роман Ирэн и Босини уже в самом разгаре, Сомсу удается наконец настоять на своих правах, сломить сопротивление той, которая была его законной женой. На следующий день Джордж случайно становится свидетелем свидания влюбленных, где Ирэн рассказывает о случившемся, а потом из праздного любопытства следит за Босини, который в сильном волнении мчится по городу, не разбирая дороги, как человек, который не знает, куда деваться от горя.

Старый Джолион переделывает завещание, восстанавливая сына в правах на наследство.

На суде, где Босини отсутствует, принято решение удовлетворить иск Сомса к архитектору. Ирэн покидает дом, не взяв с собой вещи и драгоценности. Соме не может примириться с мыслью, что она уйдет из его жизни. Присутствовавшая на заседании суда Джун спешит уведомить Филипа и поддержать его, встретившись в его квартире с Ирэн, она рассказывает ей все, что накипело, эта женщина, с которой она некогда была в дружеских отношениях, разбила ей жизнь.

Старый Джолион сообщает своим близким о намерении собрать их всех под одной крышей. Джун умоляет деда купить дом Сомса в Робин-Хилле или хотя бы заплатить по иску. Выясняется, что в тот злосчастный день Босини в тумане попал под омнибус и раздавлен насмерть. Молодой Джолион воспринимает случившееся как первую трещину в твердыне форсайтского благополучия.

Сомса гнетет тоска. Внезапно в дом возвращается Ирэн, как раненый зверь в свою нору, загнанная, потерянная, она не в силах осознать, как ей жить дальше, куда деваться. Старый Джолион из сочувствия посылает к ней сына, может, Ирэн нужна помощь. Но Соме, объявив, что не позволит вмешиваться в свои семейные дела, захлопывает перед ним дверь.

Сага о Форсайтах

Собственник

Действие происходит в Лондоне в 1886-1887 гг. В доме старого Джолиона семейное торжество, прием в честь помолвки мисс Джун Форсайт с мистером Филипом Босини. Гостей собирается множество, семья весьма многочисленна. Внутри форсайтского клана, как и в обществе, царит закон конкуренции, шестеро братьев - Джолион, Джемс, Суизин, Николас, Роджер и Тимоти - соперничают, кто из них богаче. Их отец "Гордый Доссет", из фермеров, прибыл в Лондон в начале столетия, работал каменщиком, подрядчиком, строил дома. У него было десять детей, и все до сих пор живы, следующее поколение насчитывает уже двадцать одного молодого Форсайта. Семья принадлежит теперь к верхушке английской буржуазии, среди её членов - финансисты, юристы, рантье, члены акционерных обществ.

Всех их отличает собственническая самоуверенность, разговоры в их среде вечно вертятся вокруг курса акций, дивидендов, стоимости домов и вещей. Собравшиеся выглядят парадно, блистательно и респектабельно, но ощущается некоторое напряжение, вызванное инстинктивным чувством непосредственной близости чего-то необычного и ненадежного. Объектом недоверия является человек, ради знакомства с которым они собрались здесь. Босини - архитектор, у него нет никакого состояния, он артистически небрежен в одежде и несколько эксцентричен. Джордж - сын Роджера - называет его пиратом, и это прозвище закрепляется среди родни. Старый Джолион с неодобрением относится к выбору внучки, в которой души не чает, хлебнет она горя с этим безрассудным, непрактичным юнцом, но Джун - крошка с характером и очень упряма.

Старый Джолион пытаетс....

(Ioan Gruffudd), Аманды Рут (Amanda Root) и Джиллиан Кирни (Gillian Kearney), экранизация одноименного произведения Джона Голсуорси (John Galsworthy).

Сюжет сериала «Сага о Форсайтах»

Ведущее свой род от бывшего фермера Доссета Форсайта , прозванного "Гордым Доссетом ", многочисленное богатое семейство Форсайтов в 1880-х годах принадлежит к высшему слою лондонской буржуазии. Представители этой фамилии выбирают себе профессии, приносящие немалый доход - они становятся юристами, финансистами, рантье, ведут предпринимательскую деятельность, вкладывают средства в акционерные общества. Но среди молодого поколения семьи наметился раскол, который пошатнул доселе незыблемые ряды Форсайтов .

Младший Джолион Форсайт (Руперт Грейвз) бросил свою жену и дочь ради гувернантки и со скандалом ушел из семьи, занявшись живописью и перебиваясь случайными заработками.

Его кузен Сомс (Дамиан Льюис) женился на недавно осиротевшей Ирэн Эрон (Джин МакКи), в которую он влюбился с первого взгляда, но которая не отвечает ему взаимностью.

Спустя несколько лет повзрослевшая дочь Джолиона Джун (Джиллиан Кирни) встречается с молодым талантливым архитектором Филлипом Босини (Йоан Гриффит), и через некоторое время добивается от дедушки, Джолиона -старшего (Корин Редгрейв) разрешения на помолвку со своим возлюбленным.

Между познакомившимися на торжественном вечере, посвященном этому событию, Ирэн и Филлипом вскоре возникают романтические отношения, что, конечно же, не радует ни Сомса , который заказал для обожаемой супруги дом у Босини , ни Джун , считавшую Ирэн своей близкой подругой.

«Сага о Форсайтах»: за кадром

Премьерный показ сериала "Сага о Форсайтах " начался 7 апреля 2002 года на британском телеканале ITV . 4 апреля 2006 года на телеканале "Культура " состоялась российская премьера телефильма.

В качестве основы сценария были взяты произведения классика английской литературы, писателя Джона Голсуорси , вошедшие в цикл "Сага о Форсайтах " («The Forsyte Saga»), - первый из образующих трилогию о семействе Форсайтов . В шестисерийном первом сезоне сделан упор на книги "Собственник " («The Man of Property») и "В петле " («In Chancery»), а четырехсерийный второй, трансляция которого началась 25 мая 2003 года, поставлен по роману "Последнее лето Форсайта " («Indian Summer of a Forsyte»).

По заключительной книге "Саги " - "Сдается внаем " («To Let») - было снято продолжение сериала под названием "Сага о Форсайтах: Сдается в наем " («The Forsyte Saga: To Let»), вышедшее в 2003 году. В первоначальные планы создателей входило экранизировать и второй цикл, "Современная комедия " («A Modern Comedy»).

О своей работе в сериале актер Дамиан Льюис сказал в одном интервью:

«Я учился в английской школе-интернате и вырос в окружении людей, очень похожих на Сомса , и в среде, очень напоминающей семью Форсайтов , вплоть до ношения фраков, стоячих воротничков и галстуков. Так что я чувствую себя как дома в обстановке, воспроизведенной в "Саге о Форсайтах ". Правда, я более энергичный человек, чем Сомс ».

Сериал "Сага о Форсайтах " был удостоен премии "Эдди " Общества американских киномонтажеров (American Cinema Editors) за лучший монтаж эпизода телевизионного мини-сериала и премии Британской киноакадемии в области телевидения BAFTA TV Award за лучшую музыку. Также телефильм стал номинантом премии Королевского телевизионного общества (Royal Television Society) в категории «Лучший арт-директор», награды "Satellite Awards " за лучший мини-сериал и BAFTA TV Award Лучшая музыка» и «Лучший дизайн»). Журнал "People " провозгласил "Сагу о Форсайтах " лучшим шоу недели и назвал игру Льюиса «неизменно восхитительной».

Большая часть съемок сериала проходила на северо-западе Англии, в пятидесяти милях от Манчестера, а также в самом Манчестере (в фильме можно увидеть такие архитектурные достопримечательности города, как построенная в неоготическом стиле Манчестерская ратуша), в Ливерпуле (усадьба Крокстет Холл, площадь Фолкнер Сквэйр), графстве Чешир (поместья Лайм Парк, Табли Хаус, Таттон Парк и деревня Уиллингтон).

Облик дома в Робин-Хилле, спроектированного Филлипом Босини по заказу Сомса , был создан при помощи декораций и компьютерной графики. Художник-постановщик Стивен Финерен (Stephen Fineren) при работе над ним черпал вдохновение в творчестве четырех известных архитекторов конца XIX - начала XX веков: американца Фрэнка Ллойда Райта (Frank Lloyd Wright), шотландца Чарльза Ренни Макинтоша (Charles Rennie Mackintosh) и англичан Чарльза Войси (Charles Voysey) и Эдварда Годвина (Edward Godwin).

На совесть поработали художники при изготовлении костюмов, в особенности дамских вечерних нарядов, пошитых из лучших тканей, максимально сходными с аутентичными, и воссоздании интерьеров, для которых в антикварных лавках было приобретено большое количество предметов мебели.

Интересные факты о сериале «Сага о Форсайтах»

Внешность Ирэн в романе и на экране не совпадают: в книге у нее светлые волосы и темные глаза, а в сериале этого персонажа играет темноволосая и сероглазая Джина МакКи .
- Для демонстрации по каналу "Культура " сериал "Сага о Форсайтах " был разбит на 14 серий.
- Дамиан Льюис , готовясь к роли Сомса , прочитал не только все романы Голсуорси о Форсайтах , но и несколько книг о нравах и обычаях викторианской эпохи.
- Съемки сцены изнасилования Ирэн Сомсом происходили 11 сентября 2001 года, и все время, что снимался эпизод, на площадке работал телевизор, по которому в прямом эфире передавались новости о террористических актах в США.
- Актерам, снимавшимся в сериале, было настоятельно рекомендовано не смотреть экранизацию "Саги о Форсайтах " 1967 года, чтобы избежать подражания.

Режиссер: Кристофер Менол, Дэйв Мур
Авторы сценария: Джон Голсуорси (роман), Стивен Маллатрэтт, Йэн МакВерри
В ролях: Дамиан Льюис, Джина МакКи, Элистер Петри, Аманда Рут, Руперт Грейвз, Джиллиан Кирни, Бен Майлз, Энн Белл, Малкольм Реберн, Беатриз Батарда и другие
Продюсеры: Дэвид Болтер, Сита Уильямс, Ребекка Итон и другие
Оператор: Сью Гибсон
Композитор: Джеффри Бергон

1-я серия. Семейство Форсайтов летом 1874 года еще представляло из себя прочный клан, но на горизонте уже появились первые признаки грядущих потрясений: молодой Джолион, оставляет жену и дочь Джун ради гувернантки Элен и покидает семейство, зарабатывая на жизнь живописью. У Уинифред появляется жених Дарти Монтегю - честолюбивый, но нечистоплотный человек. 9 лет спустя в Борнмуте Сомс впервые встречает красавицу Ирэн Эрон, делает ей предложение и получает отказ.

2-я серия. Под натиском уговоров матери, Ирэн соглашается выйти замуж за Сомса, при условии, что получит свободу по ее первому требованию. Дочь Джолиона от первого брака - Джун - влюбляется в молодого талантливого архитектора Филиппа Босинни. Дедушка Джолион дает добро на их помолвку. Во время семейного праздника Ирэн знакомится с Босинни, а вскоре Сомс заказывает ему постройку загороднего дома по секрету от Ирэн, хотя отношения Ирэн и Сомса окончательно портятся. Джолион-старший решает помирится с сыном и приезжает в клуб Джолиона-младшего, чтобы восстановить отношения.

3-я серия. Старый Джолион подружился с семьей сына, особенно с внуками: Джолли и Холли. Между Босинни и Ирэн вспыхивает взаимная любовь. Благодаря строительству дома они проводят много времени вместе. Джун начинает подозревать неладное, а чтобы ее отвлечь от Босинни, дед отправляется с ней в Европу. Ирэн просит Сомса отпустить ее и получает отказ.

4-я серия. Сомс пытается наладить отношения с Ирэн и привозит ее и своих родителей в строящийся дом. Там он понял, что Ирэн и Босинни любят друг друга, и желая отмщения, насилует Ирэн. Тогда Ирэн уходит из дома, рассказывает все Босинни, тот отправляется за сатисфакцией к Сомсу. Джолион-сташий, узнав о поведении Сомса, переводит все свои финансовые дела из конторы своего брата Джемса, в которой заправляет Сомс, в другую фирму.

5-я серия. Босинни пытается выяснить отношения с Сомсом в его конторе, но его выпроваживают, обещая наказать через суд. В лондонском тумане Босинни гибнет под колесами экипажа. Похороны Босинни приводят к новому перестроению отношений в семье Форсайтов: Джолион-младший восстанавливает отношения со своей старшей дочерью Джун; Джун, в свою очередь обвиняет Сомса в гибели Босинни. Сомс, не сумевший удержать Ирэн, которая окончательно ушла от него, впал в хандру. Джун убеждает деда купить построенный Босинни дом в Ровенхилле и тот отправляется торговаться к своему брату Джемсу.

6-я серия. Прошло пять лет. Последние дни старого Джолиона скрашивает трогательная дружба с Ирэн. Он завещает ей 15 тысяч фунтов и умирает с ее именем на устах. На похоронах разгорается очередной семейный скандал.

7-я серия. Мечты Сомса о семье, наконец, материализуются в образе француженки Аннет. Заручившись ее предварительным согласием, Сомс пытается начать бракоразводный процесс с Ирэн. Однако, визит Сомса и сына Уинифред Вэла в дом Джолиона-младшего переворачивает все вверх дном. Вэл влюбляется в дочь Джолиона-младшего Холли, а Сомс расторгает помолвку с Аннет.

8-я серия. Сомс снова начинает преследовать Ирэн, требуя ее возвращения в семью. Наняв детектива, он выясняет, что Ирэн встречается с Джолионом-младшим. В разгаре англо-бурская война, и новое поколение Форсайтов похоже считает, что нахождение в гуще боевых событий, самое действенное средство против запутанных семейных и личных проблем. Взаимное чувство Холли и Вэла, осложненное внутрисемейными отношениями, приводит на призывной пункт Вэла и Джоли. Там же они встречают Джун, которая отправляется на войну сестрой милосердия.

9-я серия. После отъезда всех детей, Джолион остается один. Ирэн рассказывает ему о том, что Сомс за ними следит. Сомс же грозит разводом по самому худшему варианту - по обвинению Ирэн в измене. Приходит сообщение о смерти Джоли. Вернувшийся с фронта Вэл, ставит всех перед фактом - он женится на Холли. Ирэн и Аннет беременны. У Ирэн и Джолиона рождается сын. Вскоре после рождения у Сомса и Аннет дочери Флер, умирает отец Сомса - Джемс Форсайт.

10-я серия. Спустя 11 лет судьба вновь сводит Сомса и Ирэн - на этот раз через детей. Джон, повзрослевший сын Ирэн и Джолиона-младшего, случайно встречается в картинной галерее с Флер - избалованной дочерью Сомса и Аннетт. Молодые люди влюбляются с первого взгляда. Однако, Сомс против этой связи и находит для Флер более выгодную партию - молодого капитана Монта, только что вернувшегося с войны.

11-я серия. Вопреки воли отца, Флер любыми способами ищет встреч с Джоном. Джолион и Ирэн решают, что любовь Флер к их сыну -неслучайна, и подозревают Сомса Форсайта в том, что он таким образом решил отомстить своей бывшей жене. Тем временем, Сомс устраивает для Флер и ее школьных друзей теннисный турнир, чтобы больше сблизить дочь с капитаном Монтом, а Ирэн увозит Джона в Париж, подальше от Флер.

12-я серия. После того, как Ирэн и Джолион запрещают сыну встречаться с Флер, Джон собирает вещи и покидает родной дом. Он уезжает к родственнику, чтобы пожить в одном из его коттеджей. Скоро к нему перебирается и Флер. Влюбленные решают покинуть враждующих родителей. Они договариваются расстаться на некоторое время и встретиться на вокзале ровно через 21 день, чтобы навсегда поселиться в Шотландии.

13-я серия. Накануне своего бегства в Шотландию, Джон и Флер встречаются на крикете и считают минуты до отъезда поезда. Однако, в этот же день Джолион и Ирэн решают поведать сыну всю правду о Сомсе Форсайте. Отцу приходится еще раз вспомнить об отвратительном поведении бывшего мужа Ирэн, и больное сердце не выдерживает - Джолион умирает. В назначенный час Джон не приезжает на вокзал, и Флер вынуждена прийти в его дом без приглашения.

14-я серия. Флер в своем расставании с Джоном винит только отца. Она уверена, что Джон ее не любит, потому что Сомс в прошлом поступил грубо по отношению к Ирэн. Оплакивая несчастную любовь, Флер равнодушна к ухаживаниям молодого капитана Майкла Монта, и, тем не менее, дает согласие выйти за него замуж. Джон, для которого жизнь после расставания с Флер, потеряла всякий смысл, узнает о ее помолвке и назначает свидание в Грин-парке. Он умоляет ее не выходить замуж по расчету, однако сам ничего не может предложить ей взамен.

Заметила за собой любопытную вещь: раньше я читала, не оспаривая авторские оценки и линии сюжета в том, что касалось целостного мира его произведения. Теперь же всё чаще ловлю себя на том, что не согласна с автором в том, как он обращается с жителями этого созданного им мира идей.
Несколько дней назад закончила «Сагу о Форсайтах» Джона Голсуорси. Читала в оригинале. Не могу понять – может быть, разница менталитетов заставляет меня видеть непримиримое противоречие в главной идее произведения и мешает ее принять, может, такова задумка самого Голсуорси – но не похоже. В предисловии он говорит, что уже часто встречался с возражениями читателей, подобными моему, и отвергает их. Между тем это противоречие между событиями саги, поступками героев и той оценкой, идеей, которую они призваны иллюстрировать, мешает принять произведение. Я, по крайней мере, не могу ни рационально, ни эмоционально принять такого выверта.
Сама ткань романа мне очень понравилась. Тонкость наблюдения, богатство мысли и элегантность стиля Голсуорси создают великолепную канву. Но тем более не понятно, как можно было ее так неестественно раскроить.
Ключевой конфликт произведения заключается между такими понятиями, как инстинкт собственничества («possessive instinct»), с одной стороны, и Красота и Любовь – именно так, с большой буквы – с другой. Две стороны воплощены в образах двух главных героев: Соэмса Форсайта (Soames Forsyte) и Ирэн (Irene). Самое лучше краткое описание этих двоих, которое дал Голсуорси: “he legal ownership personified, she lawless beauty incarnate” («он – олицетворение узаконенного права собственности, она – беззаконная красота во плоти» - прошу прощения, в изданные переводы не заглядывала – перевод мой).
За ним – та сторона человеческой природы, которую Голсуорси считает доминирующей в людях: стремление к приобретению собственности, созданию дома и семьи, закреплению за собой вещей и людей, чтобы затем отгородить своё от прочего чужого и быть защищенным от превратностей изменчивой жизни, создать себе надежное будущее, в том числе в своих детях. По-моему, очень точно, только не совсем понятно, почему эти глубинные человеческие стремления Голсуорси решил обобщить как инстинкт к приобретению. Это же чувство самосохранения и инстинкт продолжения рода, с той только разницей, что человек для этого использует вещи – деньги и собственность, которые дают ему чувство относительного постоянства и уверенность в будущем. Автору претит то, что Соэмс и ему подобные не только вещи, но и людей, и духовные сущности рассматривают как свою неотчуждаемую собственность. Для наглядности он рассказывает историю Соэмса и его жены Ирэн.
Ирэн – самая нереальная фигура в романе, полумифическое существо, которое Голсуорси описывает с языческим преклонением. Она – богиня любви и красоты, сошедшая на Землю. Она – ценность сама в себе и не ищет упрочения или подтверждения в этом мире. Она – воплощение совершенной красоты, почти волшебное создание, наделенное невыразимой притягательностью, но все время чуть отчужденное от своего окружения.
Под давлением родных, напором и настойчивостью своего очень богатого поклонника, Ирэн выходит замуж за Соэмса, которого не любит. Очень скоро она понимает, что ни за что не сможет жить с ним и просит отпустить ее, но Соэмс не желает, не может с ней расстаться, потому что Форсайты не расстаются с тем, что им принадлежит, и потому что его страсть к ней как наваждение, и расставание больнее того одиночества вдвоем, которое он ежедневно терпит рядом со своей отстраненной женой. Она чувствует себя птицей в клетке, он страдает от того, что не находит ни тени благосклонности в человеке, которого желает сделать своим. Удержать ее он не может. Она влюбляется в молодого архитектора, который вскоре погибает, в шоке от потери она набирается смелости уйти от Соэмса. Двенадцать лет они не встречаются, потом его желание иметь семью и детей заставляет его либо ее вернуть, либо развестись (а развод был тогда чрезвычайно позорным и сложным процессом). Мысль о том, чтобы вернуться к мужу, невыносима для Ирэн. Она бежит. В ее судьбе принимает участие двоюродный брат Соэмса – Джолион. Художник, ценитель красоты, он попадает во власть ее чар. У них общие вкусы и взгляды. Он защищает ее, не пытаясь привязать к себе. Он ей приятен и близок. Они становятся любовниками, Соэмс получает повод для развода, после которого Ирэн выходит замуж за Джолиона, а Соэмс женится на другой. У каждой пары рождается ребенок: мальчик – у Ирэн, девочка – у Соэмса. Повзрослев, дети случайно встретились и полюбили друг друга. Ирэн и Джолион убеждены, что старая больная история не может быть преодолена, и дети не могут быть вместе, во-первых, потому что для Ирэн невозможно быть вновь связанной с Соэмсом даже во внуках, во-вторых, потому что они видят в девушке собственническую природу ее отца. Их сын проникается этими мыслями и отказывается от любимой девушки.
Мораль и главная идея саги в том, что «the body of Beauty has a spiritual essence, uncapturable save by a devotion which thinks not of self» (красота имеет духовную сущность, которую невозможно удержать ничем, кроме самозабвенной преданности). Красиво! особенно в оригинале. И с этим спорить я не хочу.
Но у Голсуорси красота Ирэн – это божественный дар, который дает счастье тому, кто может к нему прикоснуться. Отлученные от него должны страдать не понятно до какого колена. Не справедливо.
Ирэн – человек. Среди человеческих достоинств красота, эстетический вкус и женственность далеко не единственные. Почему эти достоинства – и никакие другие – должны становиться благословением. Есть же английская пословица: handsome is as handsome does (человек красив не лицом, а делами). Между тем поступки Ирэн – ничем не выдают особой душевной красоты, доброты, самопожертвования, преданности. Она ни для кого не делала ничего хорошего, кроме как позволяла своим избранным быть с собой рядом. А уж то, как была разбита любовь ее сына, говорит скорее об эгоизме человека, всю жизнь занятого только своими чувствами.
Почему нежелание Соэмса отпускать Ирэн Голсуорси отнес к чувству собственничества, а не к любви, не понятно. Но даже если так, то все равно существует огромная разница между тем, чтобы считать своим вещь и человека. Своя вещь предполагает владение чем-то внешним по отношению к тебе. Свой человек предполагает родство – неразрывную близость, общность! Как можно осудить человека за это? Может быть еще обвинить кого-нибудь в том, что он не желает расставаться с головой или с рукой, только потому что в отношении них тоже можно употребить выражение «у меня есть»? Голсуорси, хоть и говорит, что трагедия Соэмса по сути состоит в том, что ему не дано вызывать любовь, все-таки очень часто подчеркивает, что он был отлучен от любви и красоты (=счастья) тем, что пытался их привязать.
Я не хочу сказать, что по справедливости Ирэн должна была остаться с Соэмсом из чувства долга или сострадания. Но почему автор не мог дать ему какое-то другое счастье – хоть чуть-чуть. Казалось, он получил его в своей дочери, в которой не чаял души, но и на нее автор решил распространить это проклятие прекрасного божества Ирэн. Да, девушка была гораздо деятельней своего возлюбленного и старалась устроить их свадьбу вопреки нежеланию родителей. Из-за этого «прекрасное семейство» назвало её собственницей, стремящейся во что бы то ни стало заполучить желаемое. Но лучше ли молодой человек, который ничего не сделал, кроме того, что отказался от любви. Он сделал это ради матери, но чем счастье его матери ценнее счастья любимой женщины, если он ее любил. А может просто не любил так сильно. В сыне Ирэн, как и в ней самой, та же способность обойтись без других. Чем она так хороша? Чем плохи те, кто ей не наделен в такой степени, и кто стремится к своим желаниям и целям, а не пассивно наблюдает. Идея наказания все время исповдоль чувствуется в романе. Но почему творец придуманного мира решил наказывать своих героев, и награждать других, почему заставил свой мир вращаться вокруг единственной ценности – красоты, пренебрегая всеми остальными человеческими чувствами, мне не понятно. Ему стоило быть добрее.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх