Современные благотворители. Cамые яркие звезды-благотворители Известный благотворитель нашего города

Добрые дела может творить каждый человек вне зависимости от финансового достатка.

Но многие знаменитости сделали благотворительность вторым, а то и первым, занятием своей жизни, чем, конечно, очень вдохновляют своих поклонников. Сегодня мы расскажем про людей, которые не просто прославились, но и сумели немного изменить этот мир к лучшему.

Чулпан Хаматова и Дина Корзун

Чулпан Хаматову, наверное, можно назвать лицом российской благотворительности, ведь именно она и актриса Дина Корзун стали основателями фонда «Подари жизнь!», о котором слышали все. Началось все с того, что Чулпан заинтересовала проблема московского гематологического центра, которому нужно было собрать 200 тысяч долларов на аппарат по облучению крови. Актриса заинтересовалась проблемой, рассказала об этом своей подруге Дине Корзун, и они решили устроить благотворительный концерт . В итоге «точечная» помощь приобрела масштабный характер - Чулпан и Дина решили, что в их силах помочь самым маленьким пациентам, страдающим от рака.

«Я сама мама , и у меня двое детей. Когда я вижу больного ребенка - ровесника моим девочкам, первая реакция: «Господи, спасибо Тебе, что это прошло мимо меня». Потому что я с трудом себе представляю, как бы я с этим справилась, - поделилась Чулпан в одном из интервью. Потом я думаю, а как же чувствует себя эта мама, и как она находит в себе силы улыбаться? И где гарантия, что это на самом деле пройдет мимо меня? А потом приходит вера в медицину и в силу духа родителей и детей. И проходит испуг, и понимаешь, что очень многие проблемы можно абсолютно спокойно решить. Просто нужны какие-то поступки, движения, действия».

Звезды, у которых еще нет своих благотворительных фондов, участвуют в разовых акциях и благотворительных проектах (что тоже делает им честь), как правило, совместно с известными марками. Кстати, не всегда косметическими. Например, Меган Фокс выступает против домашнего насилия при поддержке косметического бренда Avon, а компания LG привлекает таких звезд спорта, как Татьяна Навка, Алексей Немов и Светлана Хоркина, для популяризации донорства крови в России. Также совсем недавно актриса Нонна Гришаева стала лицом благотворительной программы банка ВТБ «Мир без слез», занимающейся проблемами детского развития и здоровья.

Наталья Водянова стала настоящим послом добрых дел – супермодель организовала свой фонд «Обнаженные сердца», который занимается строительством детских площадок, также Наталья очень поддерживает детей с ограниченными возможностями и пытается помочь таким малышам расти наравне с другими сверстниками. Звезда ездила в Крымск после страшного наводнения, несла огонь Паралимпиады, устраивала благотворительные аукционы и забеги

Эпатажная поп-дива Леди Гага львиную долю своих доходов тратит на благотворительность. В 2011 году певица отдала $1 млн долларов из собственного кармана в фонд, который занимается помощью бездомной молодежи в Нью-Йорке. Затем Гага «созрела» и до собственной организации BornThisWayFoundation – ее целью является борьба с хулиганством и воспитание толерантных подростков. Звезда считает, что именно злоба и нетерпимость – главные проблемы современности

Константин Хабенский – человек очень скромный, долгое время он скрывал тот факт, что сделал много добрых дел. Он основал фонд помощи детям, больным раком, а также студии творческого развития по всей России, дав простым детям возможность прикоснуться к миру кино. К слову, именно подопечные Константина Хабенского играли в фильме «Географ глобус пропил». А еще Хабенский активно выступает за права детей-сирот и против «закона Димы Яковлева»


Элтон Джон является одним из самых известных борцов со СПИДом. В одном из интервью артист признался: «Мне очень стыдно, что я не делал больше для борьбы со СПИДом тогда, когда рядом умирали мои друзья, включая Райана. У меня просто не было сил или трезвости, чтобы что-то с этим сделать». Сейчас сэр Элтон Джон – основатель крупнейшего фонда Aids Foundation. Также музыкант пытался усыновить ВИЧ-положительного мальчика из украинского детского дома, но это ему не удалось

Мадонна не оставлась равнодушной к проблемам голодающей Африки, и в частности страны Малави, где она и нашла своего приемного сына. Певица основала фонд Rising Malawi («Возрождение Малави») и пытается бороться с нищетой в этом государстве. Мадонна открывает там школы, помогает детям-сиротам и людям с ВИЧ-инфекцией. На свои личные деньги Мэдж построила в Малави академию для девочек – звезду возмущает тот факт, что у женщин в этой стране получать образование вообще не принято

Несколько лет назад жизнь Шона Пенна резко изменилась – актер побывал на Гаити после разрушительного землетрясения и решил начать помогать этому бедному острову. Сначала Пенн провел несколько акций под названием «Помогите нам. Помогите Гаити», а потом основал фонд Sean Penn and Friends Help Haiti, который теперь постоянно оказывает помощь гаитянам. Кстати, его бывшая жена Мадонна тоже периодически наведывается на Гаити, чтобы поддержать фонд Шона

Джастин Бибер часто слышит оскорбления в свой адрес, хотя и похвалить 19-летнего певца есть за что. Например, Джастин регулярно навещает фонд благотворительности Make A Wish, созданный для того, чтобы у ребят, страдающих ужасными недугами, осуществлялись мечты. Он сам общается со своими маленькими поклонниками, приезжая в больницы. Бибер также основал фонд Believe Charity Drive, в который поступает часть денег от всех продаж его альбомов

Модель Жизель Бундхен после землетрясения на Гаити пожертвовала свои личные драгоценности на сумму $1,5 миллиона, побывала в Кении в качестве посла ООН. Жизель также неравнодушна к проблемам экологии и защиты природы. В частности, модель выступала против рака кожи, призывая женщин не шутить с солярием и солнцем. Заодно Жизель помогает собирать средства для детского фонда ЮНИСЕФ. Словом, Бундхен старается успеть везде и сразу

Свой благотворительный фонд Fundación Pies Descalzos (дословно «Фонд босых ног») Шакира открыла еще в 1997 году. За это время ее организация успела сделать много доброго - Шакира поддерживает детей из малоимущих семей в ее родной Колумбии. Фонд собирает средства для больных детей, а также помогает тем, кто хочет получить образование, детям военных и трудным подросткам. В одном из интервью Шакира призналась, что государство толкает детей на преступность, не давая им образования

На 1-м Международном кинофестивале имени Саввы Морозова, который проходил в Москве с 20 по 27 сентября 2015 года в рамках цикла мастер-классов с докладом в Рогожском культурном центре выступил председатель Морозовского клуба, к.э.н. Столяров А.С.

На большем протяжении 20-го века понятие «благотворительности» в социалистической России ушло из повседневного лексикона. Поэтому статью о благотворительности не лишне будет начать с энциклопедических определений этого общественного явления.

1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ И МЕЦЕНАТСТВА

  • Благотворительность - проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему. (Словарь Брокгауза и Эфрона, 1891 г.)
  • Благотворительность - действия и поступки безвозмездного характера, направленные на общественную пользу или на оказание материальной помощи неимущим. (Толковый словарь русского языка / Сост. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М., 1983).
  • Благотворительность - оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями. Благотворительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры и т. д.) (Большой энциклопедический словарь, 2000 г.)

Меценат Гай Цильнис, живший между 74 и 64 г. до н.э., был приближенным римского императора Августа. Он устраивал пиры и угощения для людей искусства, покровительствовал поэтам Вергилию и Горацию и поддерживал их материально.

Покровительство поэтам сделало имя Мецената нарицательным. Сейчас меценатством называется направление благотворительности, связанное с поддержкой культуры, искусства.

2. ИСТОРИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Первыми историческими свидетельствами о благотворительности в Древней Руси принято считать договоры князя Олега (911) и князя Игоря (945) с Византией о выкупе пленных, упоминаемые в «Повести временных лет».

Началом благотворительной деятельности в России можно считать 998 год – год крещения Руси. С принятием христианства в соответствии с одной из его основных заповедей «Возлюби ближнего своего, как самого себя» на Руси заговорили о призрении бедных, что находило свое отражение в раздаче милостыни.

Киевский князь Владимир Святославович Уставом 996г. официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц.

Оказывал щедрую помощь неимущим. На свои пиры созывал народ отовсюду, кормил, поил всех пришедших, заботясь о неспособных к передвижению, приказывал развозить еду на повозках.

Деятельность русских благотворителей и меценатов в XVIII-XIX в.в. предопределялась государственной политикой, философией помощи, существовавшей в русском обществе.

Петром I в 1712 году был обнародован указ «Об учреждении во всех губерниях гошпиталей», Основным источником финансирования всех учреждений при Петре были частные пожертвования: царь для примера сам жертвовал на эти цели до трети своего жалования.

По велению царицы Екатерины II в 1775г. была основана система государственной помощи, включая бедных, нищих и сирот. К концу XIX века в России уже насчитывалось более 1000 благотворительных учреждений и организаций.

Благотворительная деятельность государства создала основу и для частной инициативы благотворительного характера. Постепенно, по примеру царской семьи благотворительность в России стала весьма распространённым явлением среди богатых предприимчивых россиян.

Что касается частной благотворительности, то в России активными благотворителями были не аристократы и интеллигенция, как в Западной Европе. В России XIX века сложилась иная экономическая основа для благотворительности.

Дворяне после реформы 1861 года, сохранив своё богатство в форме недвижимости, не имели крупных денежных средств. Русская интеллигенция , проникнутая идеей милосердия, не могла реализовать её на практике, так как сама нуждалась в материальной помощи.

Поэтому история благотворительности в России тесно связана с предпринимательской деятельностью богатых людей, а именно купечества . Побудительным мотивом российского купечества был инстинкт практической помощи нуждающимся. Благотворительность воспринималась купцами как богоугодное дело. Особую роль сыграла повышенная религиозность купеческого сословия, которая формировала желание обрести благодать в жизни вечной через добродетель в жизни земной. Щедрость российского купечества на благотворительность поражала современников.

3. РАСЦВЕТ РОССИЙСКОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В XIX ВЕКЕ.

Говоря о благотворительности, надо понимать движущие силы этого явления. Мотивацию людей к занятию благотворительностью и меценатством можно определить четырьмя моментами:

1) Религиозный мотив , который проявляется в проявлении человеколюбия к убогим и обездоленным и возведении православных храмов.

На протяжении тысячелетней истории у русского народ формировалось отношение к богатству как следствию греховной жизни. Христос сказал: «Не собирайте себе сокровищ на земле…, но собирайте себе сокровища на небе…, ибо где сокровище ваше там и будет и сердце ваше». И это стало для православных духовной основой для нестяжательства.

Многие российские предприниматели строили храмы, в чём отражалась идея искупления за богатство, которое всегда связано с грехом.

2) Личностный мотив позволяет человеку, занимающемуся благотворительностью утвердить себя как личность.

3) Статусный мотив решает потребности человека продвижения себя в общественной иерархии. (Например, поощрения, награды, звания).

4) Мемориальный мотив подразумевает творение добра для сохранения доброй памяти о себе в поколениях потомков и сограждан.

Необходимо отметить, что в России частная благотворительность всегда являлась компенсацией неэффективной государственной модели. Благотворительность позволяла «штопать те социальные дыры», до которых у государства «не доходили руки». Понимая это, государство всегда поощряло благотворительную деятельность.

В 60-80-е годы XIX века было образовано 70 % благотворительных обществ дореволюционной России, которые помогали развитию российского народа в новых исторических условиях. Так, в 1861-1870 гг. в России было создано 580 благотворительных заведений, в 1871-1880 гг. - 809 и т.д.

С полным основанием можно сказать, что русские купцы и промышленники дали материальную основу для расцвета национальной культуры, который наблюдался в конце 19 – начале 20 века.

Возрождение национальных русских форм в искусстве в то время, когда господствовали западноевропейские понятия о прекрасном, связано с меценатской деятельностью купцов. Строительство церквей в русском стиле, возрождение русской духовной живописи, поощрение мастеров, создававших произведения в национальном духе, в значительной степени осуществлялось на деньги русских предпринимателей. Русское купечество выполняло функции, которые в других странах лежали преимущественно на интеллигенции и образованном слое.

4. КУПЕЧЕСКАЯ ДИНАСТИЯ МОРОЗОВЫХ – ЯРКИЙ ПРИМЕР БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ И МЕЦЕНАТСТВА В ИСТОРИИ РОССИИ.

Передовые российские промышленники во второй половине XIX века стали комплексно подходить к организации деятельности своих предприятий. Невиданное до тех пор внимание стало уделяться созданию благоприятных условий жизни фабричных рабочих. Строились каменные казармы для проживания рабочих вместе с их семьями, возводились больницы, школы. Всё это было направлено на значительное улучшение труда и жизни работников промышленных предприятий. Такие разнообразные программы для персонала фабрик и их семей сейчас называют «социальной политикой». Но в то время этот термин не применялся, а сами предприниматели предпочитали называть созданные ими учреждения благотворительными.

С приходом к управлению «Товариществом Никольской мануфактуры» Саввы Тимофеевича Морозова в Орехово-Зуево начались социальные преобразования, которые позволили улучшить условия труда и жизни рабочих. Отношения между рабочими и предпринимателями после Морозовской стачки 1885 года стали перестраиваться. Это позволило на 20 лет сохранить социальное согласие и стабильную работу текстильных фабрик.

По настоянию Саввы Морозова на Никольской мануфактуре в условия труда рабочих были внесены значительные изменения:

  • отменена ночная работа женщин и детей до 12 лет;
  • дневной труд подростков с 12 лет ограничен 8 часами;
  • введена оплата отсутствия на работе беременных работниц до 40 дней и оплачиваемый отпуск после родов 15 дней;
  • для ухода за ребёнком работнице предоставлялись дополнительные часы отдыха в рабочее время;
  • вместо 12-часового рабочего дня введён 10-часовой (правление не согласилось с Саввой Морозовым, который требовал введения 8-часового рабочего дня);
  • введены пенсии по старости кадровым рабочим, проработавшим на фабрике 10 лет.

Другим направлением социальной политики Морозовых стало обеспечение бесплатным жильем своих рабочих и служащих. В начале ХХ в. Никольская мануфактура, которой руководил С.Т.Морозов, располагала 30 казармами, в которых проживало в общей сложности 14 441 человек (данные на 1906 г). При этом подавляющее большинство каморок отводилось для одной семьи (91,1%).

Построенная в Орехово-Зуеве и оборудованная по последнему слову медицинской техники больница (сейчас 1-я городская) была признана лучшей в Европе. Неработающие члены семейств получали здесь врачебную помощь безвозмездно наравне с рабочими. Все больные находились на бесплатном порционном питании. На особом счету находилось родильное отделение, которое получало усиленное питание.

В целях создания условий для здорового образа жизни рабочих и культурного их развития С.Т. Морозов организовал в Орехово-Зуево одно из первых в России общество трезвости, первый непрофессиональный оркестр, а также хор из рабочих и служащих, театральную труппу.

Савва построил в России три общедоступных театра, два из них в Орехово-Зуеве. Летний двухэтажный театр (не сохранился) располагался в парке народных гуляний (сейчас «Парк 1 мая») и пользовался большой популярностью у семей рабочих. В местечке Никольском были организованы две библиотеки: одна общественная, другая – в Никольском училище. Обе библиотеки предоставляли книги для чтения бесплатно.

Вся эта деятельность С.Т.Морозова заслужила высокую оценку современников. Владимирский жандармский полковник Н.И. Воронов в своих очерках писал: «Лучше других обставлена жизнь рабочих на фабриках Саввы Морозова. Рабочие пользуются здоровыми удобными квартирами, помещения устроены образцово, удовлетворяют необходимыми гигиеническими условиями, также и самые фабрики, где рабочие проводят полжизни».

Как меценат и филантроп С.Т.Морозов в полной мере проявил себя в столице России, Москве. Он помогал и отдельным лицам и организациям. Пожертвования были всегда значительными: несколько десятков тысяч рублей на строительство родильного приюта при Староекатерининской больнице, 10 тыс. рублей «на «дело призрения душевнобольных в Москве».

Культурные начинания Савва Морозов поддерживал исходя из своих взглядов. Так на Музей изящных искусств Морозов не пожертвовал ни копейки. Страстно любил театр и часто просил сохранять свои пожертвования в тайне. Так было в начале 90-х гг. 19 века, когда он предоставил средства Московскому частному театру. «Понимаете, - говорил он – коммерция руководствуется собственным катехизисом. И поэтому я буду просить Вас и Ваших товарищей ничего обо мне не говорить».

Всем известна помощь С.Т.Морозова Московскому художественному театру, которому он не только передал в общей сложности около полумиллиона рублей, но был и организатором и душой команды создателей этого театра. Решал многие производственные проблемы, отдавал во время строительства всё своё свободное время и даже жил в строящемся театре.

Широко известна среди современников своей благотворительностью была мать Саввы Морозова – М.Ф. Морозова (урожд. Симонова). Глубокая религиозность в сочетании с огромными финансовыми возможностями позволили Марии Фёдоровне Морозовой в течение десятилетий ежегодно раздавать сотни тысяч рублей на благотворительность. По свидетельству современников, «...в Москве нет ни одного общественно-просветительного или благотворительного учреждения, которое не пользовалось бы от нее крупными пожертвованиями». В своем доме в Трехсвятительском переулке она устроила храм во имя св. апостола Тимофея. Каждую субботу и воскресенье и в праздничные дни там совершались богослужения, на которых неукоснительно присутствовала Мария Федоровна.

Широта и щедрость М.Ф. Морозовой поражала даже известных московских купцов-меценатов. Так, например, после смерти Тимофея Саввича в память его она пожертвовала Рогожскому кладбищу 100 тысяч рублей (на колокольню, архиерейский дом, богадельню, училище, ремонт храма). Еще более значительные суммы М.Ф. Морозова передала на церковно-благотворительные цели по завещанию.

В день похорон Марии Федоровны, согласно ее предсмертной воле и в соответствии с православными обычаями, были сделаны благотворительные раздачи бедным денег и пищи, включая оплаченные обеды в день похорон на тысячу человек в двух московских бесплатных столовых. Деньги (приблизительно в размере дневного заработка) и «харчи на поминовение» получили более 26 тыс. рабочих морозовских фабрик...

Морозовы – миллионеры, меценаты, общественные деятели… Многие из них стали образцами активной благотворительной деятельности в самых разных областях культуры. Алексей Викулович создал Музей фарфора, Иван Абрамович собирал импрессионистов (ныне коллекция Пушкинского музея), Михаил Абрамович спонсировал Греческий зал ГМИИ, был директором Русского музыкального общества; Варвара Алексеевна создала библиотеку читальню им. Тургенева, Сергей Тимофеевич - музей кустарного искусства, Известны также многочисленные «морозовские» больницы и школы построенные в Москве, Орехово-Зуеве, Твери, Богородске.

5. СИТУАЦИЯ С БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЁ УЛУЧШЕНИЯ.

Настоящий современный этап развития благотворительности насчитывает не более 2-х десятков лет. Мы видим, что о восстановлении российской благотворительности в её традиционном для дореволюционной России виде говорить не приходится.

В основе традиционной благотворительности лежали эмоции – влечение сердца, сострадание, сознание греха, страх божьего суда и т.д. Сейчас многое из перечисленного в структуре личности современных людей или вычеркнуто, или значительно изменилось. Религиозный мотив, который ранее доминировал, в настоящее время часто является лишь внешним антуражем других мотивов. Он часто используется в ПР-политике для достижения определённого статуса.

В современной российской благотворительности именно статусный мотив занимает лидирующие позиции. «Благотворительная деятельность» становится обязательным условием прохождения во властные структуры. И здесь есть отличия от действия статусного мотива в дореволюционной России.

Рис. Мотивы занятия благотворительной деятельностью

Ранее благотворительной деятельностью занимался человек, уже достигший определённого социального статуса. Своими действиями он просто укреплял его и стремился реализовать мемориальный мотив. В настоящее время практичный россиянин использует благотворительность как инструмент для занятия статусной позиции и карьерного роста .

К сожалению, российское государство не смогло обеспечить справедливое распределение советского экономического наследия между гражданами страны. Поэтому оно должно создать экономические и политические предпосылки для добровольной мотивации имущих сословий на решение социальных проблем общества. Определённая работа в этом направлении ведётся.

По данным газеты «Государственная дума» около 2/3 коммерческих структур сейчас занимаются корпоративной благотворительностью. В основном это представители малого и среднего бизнеса, которые, по определению, ближе к народу. Но эффективным инструментом сглаживания чудовищного расслоения нашего общества корпоративная благотворительность ещё не стала.

Рис. 2. Формы благотворительности коммерческих предприятий.

Надо отметить, что законодательная база всех уровней власти не достаточно разработана, чтобы учитывать все мотивы участия граждан в благотворительной деятельности и мало поощряет к ней. В идеале надо стремиться к такой модели, при которой от оказания благотворительной помощи выигрывали бы все слои общества.

Рис. 3. Негативные условия для развития благотворительности в современной России

Таким образом, как показывает научное исследование, для эффективного развития благотворительности в стране существует несколько серьезных препятствий. Главные из них:

  1. неблагоприятная для благотворителей и благополучателей система налогообложения;
  2. недоверчивое, часто негативное отношение к благотворительности и ее представителям со стороны российского общества.

Для создания благоприятных условий для развития филантропии в России необходимо:

Совершенствование законодательной и нормативной базы в сфере благотворительности;

Введение благоприятного налогового режима для доноров и получателей благотворительных средств;

Обеспечение гарантий прав собственности и создание условий для развития предпринимательства;

Повышение открытости и прозрачности донорских структур для общества и власти

Формирование культуры благотворительности, этических стандартов, высокого профессионализма и ответственности доноров;

Формирование позитивного отношения к филантропической деятельности и институтам филантропии;

Формирование системы государственного поощрения.

Богатство обязывает
(поговорка, переделанная П.П. Рябушинским с французского – "знатность обязывает" – на русский лад)

Истоки русской благотворительности

История русской благотворительности уходит корнями к тем временам, когда церковь была основой государственности. Монастыри давали приют осиротевшим и больным, делились зерном для посева с бедными крестьянами, обучали грамоте. Именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы. В Москве, в Новоспасском, Новодевичьем и Донском монастырях, сохранились здания ХVII века, в которых когда-то находились лечебницы.

Для славян поддержка ближнего, сострадание и человеческая доброта были традиционными чертами характера во все времена. Самым распространенным деянием благотворительности в то время была милостыня, сопутствующая молитве и покаянию. Независимо от размеров помощи, будь то вклад царственной особы в монастырь или копейка юродивому, главной заботой было не поддержание неимущего, а нравственное совершенствование дарующего.

К концу XVII века государственная политика постепенно стала заменять главенствующую роль церкви в вопросах заботы о нуждающихся.

Важной вехой этого периода явилось открытие при Петре I (в 1715 г.) первых воспитательных домов для детей-подкидышей.

При Екатерине II для открытого ею в 1764 году Воспитательного дома в Москве была уже разработана специальная воспитательная программа, впитавшая лучшие идеи Просвещения. Императрица выделила на новое заведение 100 000 руб. личного капитала, остальные деньги поступали от добровольных пожертвователей. Воспитательный дом стал первым коллективным делом состоятельных москвичей.

Супруга императора Павла I Мария Федоровна ведала уже всеми воспитательными домами России, управляя ими более 30 лет. Она была признана современниками самой щедрой и радеющей благодетельницей. Пяти столичным институтам императрица пожертвовала при жизни и оставила по завещанию до 4 млн. руб. При ней детей в Воспитательном доме обучали ремеслам, готовили из них учителей и даже актеров. А в 1806 году появилось первое в России учебное заведение для детей-инвалидов – училище глухонемых.

В начале XIX века Мария Федоровна открыла в Петербурге Вдовий дом для вдов офицеров, чиновников и дам, служащих в придворном ведомстве и казенных учебных заведениях. Вдовьих детей отдавали учиться в различные учебные заведения в зависимости от их происхождения. Дом этот приобрел особую популярность после отмены крепостного права, когда поступило много заявлений от разорившихся помещиц. Просуществовал он вплоть до 1917 года. Особенно много сделала императрица для женского воспитания и образования.

До конца XIX века в России дело попечения о нуждающихся было сосредоточено в руках самого государства или императорской фамилии, которая в глазах народа была главной заступницей.

Среди членов царских семей встречалось немало людей, творящих добро от чистого сердца, отдающих делу попечения огромную часть души. Так супруга Александра I Елизавета Алексеевна из 200 тыс. руб. личного содержания использовала лишь 15 тыс. руб., отдавая все остальное на пособия для нуждающихся. Причем о многих ее благих деяниях стало известно лишь после ее смерти.

В России в период между 1860 и 1914 годом движение благотворительности приобрело поистине грандиозный размах, какого не знало ни одно европейское государство. Великие реформы Александра II дали толчок внутренней активности всего общества.

Стремительный рост населения городов за счет пришлых крестьян, увеличение количества бедных и безработных становились серьезными социально-экономическими и психологическими проблемами, с которыми государство уже не справлялось.

К этому времени наиболее платежеспособным слоем населения оказалось купечество, постепенно выходившее на историческую арену.

Все шло от бизнеса

Известный русский историк М.Н. Погодин в своем выступлении в Москве в 1856 г. говорил о московском купечестве: "…оно служит верно Отечеству своими трудами… Если бы счесть все их пожертвования за нынешнее только столетие, то они составили бы такую цифру, которой должна бы поклониться Европа".

Обращаясь к истории благотворительности в России, мы находим множество подтверждений тому, что путь к благотворительности лежит через предпринимательство. Эти два вида деятельности неразрывно связаны.

Можно сказать, что крупное предпринимательство является основой благотворительности. Сначала наживается немалый капитал, а затем уже появляется возможность жертвовать.

Не противопоставляя добро и выгоду, следует все же подчеркнуть, что благотворительность часто помогала развитию и укреплению дела. Построив фабрики и заводы, их владельцы вынуждены были строить жилье для рабочих. От работника, прошедшего до фабрики с утра 5 – 6 км, толку было меньше; заболел – нужна больница; женщина, имеющая детей, могла работать только при наличии яслей.

Крупные предприниматели вели большую социальную работу. Это была и выгода и нравственный долг. На вопрос о том, почему жилые казармы для рабочих бесплатны, владельцы отвечали, что в состоянии покрыть расходы из прибыли от продажи товара, не трогая и без того маленькую зарплату своего персонала. Строили дома для рабочих, артельные столовые, родильные дома, ясли для детей, богадельни для престарелых и увечных рабочих и т.д. Так появлялись целые промышленные городки, где были даже театры и библиотеки, не говоря о начальных школах и ремесленных учебных заведений для рабочих и их детей. Городки были у Коноваловых, Красильщиковых, Морозовых, Рябушинских и других промышленников. Капиталистам нужно было создать условия для своего дела, у которого в то время не было никакой базы. Для получения прибыли им нужны были здоровые, грамотные, непьющие работники. Расчет был точным – улучшая условия их труда и жизни, капиталисты способствовали возникновению рабочих династий, дети работающих шли на ту же самую фабрику.

К концу XIX века в России возникли сотни городков при фабриках, ставших промышленными центрами с развитой инфраструктурой: это Орехово-Зуево, Иваново-Вознесенск, Егорьевск, Кострома и многие другие. Кстати, современная Пресня – бывшее фабричное поселение известной Прохоровской мануфактуры, называемой и сейчас Трехгорной. С таких рабочих городков, ставших образцом благотворительной деятельности, начиналась индустриализация России.

Многие промышленники посредством благотворительности приобретали как в своих кругах, так и в обществе широкую известность и хорошую репутацию. Десятки, сотни тысяч и даже миллионы рублей, истраченные на благие цели были крепким свидетельством процветания дела. При этом происхождением капитала интересовались – в Москве, например, не любили ни ростовщиков, ни откупщиков. Почетным считалось состояние, нажитое собственным трудом.

Благотворительные дела велись бережливо и экономно. Все вклады шли через бухгалтерию фирмы и тщательно контролировались.

Замечательной чертой предпринимателей прошлого было отношение к объекту своей благотворительности. Строя новое заведение, они считали его как бы еще одним цехом собственной фабрики, учитывая при этом отсутствие будущей прибыли. А в самом строительстве принимали непосредственное участие – находили проектировщиков, покупали оборудование, обустраивали внутренние помещения. После открытия учреждения промышленники пожизненно входили в его попечительский совет, чувствуя свою ответственность за жизнь нового детища.

Люди особых нравственных качеств

Крупные российские предприниматели из купечества, активно занимающиеся благотворительностью на рубеже XIX – XX веков, были людьми особой породы, особых нравственных качеств. Прежде всего, многие из них были выходцами из крестьян и проповедовали старообрядчество.

Строгое воспитание в семье требовало неукоснительного соблюдения воли родителя, который приобщал детей мужского пола к делу с самого раннего детства, не делая им никаких поблажек. Лет с 7 – 8 мальчики уже помогали в лавке, не только делая черную работу по уборке, мелкому ремонту, разносу товара, но и вели учетные записи в амбарных книгах. Быстро вникая в тонкости технологии и бухгалтерии, уже в 16 – 17 лет молодые люди могли занимать в семейном предприятии достаточно серьезные посты. Так, сын фабриканта В.И. Прохорова Тимофей принял на себя руководство отцовской фабрикой в 16 лет. За 2 года он сумел увеличить капитал в 10 раз. Крепко встав на ноги, Тимофей начал заниматься благотворительностью.

Каждое поколение также старалось воспитать в детях умеренность в потребностях, скромность и рачительное отношение к капиталу, нажитому в семье. Дети знали, что сверх отпущенного они должны будут заработать сами.

Следующие поколения предпринимателей были уже людьми высокообразованными. Внук крепостного крестьянина Савва Тимофеевич Морозов, один из самых известных представителей династии благотворителей Морозовых, в 13 лет владел тремя иностранными языками, впоследствии помогая отцу вести заграничные переговоры и составлять контракты. Высшее образование получил в Московском университете, а в 25 лет защитил диссертацию в Кембридже, получив патенты на изобретения в области лаков и красителей. Сын известного московского купца А.В. Бурышкина – П.А. Бурышкин получил блестящее образование, окончив Катковский лицей, юридический факультет Московского университета и Московский коммерческий институт, в 25 лет занял пост директора в Правлении семейной фирмы.

Смекалистые, хваткие, восприимчивые ко всему новому, русские купцы вели свои дела с размахом, но рачительно. Ставя своей целью увеличение потомственного состояния, предприниматели чувствовали огромную ответственность за нажитый капитал. Страстно желали они, чтобы капитал работал и после их смерти. Честность и порядочность, уважение к делу конкурента, крепкое купеческое слово, имеющее силу документа, помогали предпринимателям находить общий язык и в социальной работе. Работая в попечительских советах благотворительных организаций, они всячески стимулировали друг друга к осуществлению пожертвований на добрые дела.

Воспитанные в христианстве, предприниматели считали для себя благотворительность естественной и необходимой. Стремительно увеличиваясь, благотворительный капитал часто играл решающую роль в решении проблем государства.

Широкая благотворительная деятельность принесла государству галереи и театры, школы и библиотеки, университеты и научные учреждения, больницы и приюты. Вспоминается знаменитое высказывание главного идеолога этого движения Павла Михайловича Третьякова. Он писал, что с юных лет мечтал, чтобы "нажитое от общества (народа) вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях".

Сложность натуры и особое мышление демонстрирует нам ярчайший представитель российских благотворителей Гаврила Гаврилович Солодовников (1826 – 1901). Купец первой гильдии, потомственный почетный гражданин, крупный домовладелец, землевладелец, банкир заработал свои миллионы благодаря необыкновенному таланту и деловой хватке.

О его скупости в повседневной жизни ходили легенды и анекдоты. Поговаривали, что он экономит на питании и дает копеечные чаевые. Зато на благотворительность Солодовников денег не жалел. Немеркнущая слава пришла к нему уже после смерти. По духовному завещанию он оставил Москве на благотворительные нужды свыше 20 млн. руб. Родственники получили из его наследства чуть больше 800 тыс. руб.

Благотворительность в своих проявлениях и по своей природе чрезвычайно многолика.

Мотивами благотворительности могли быть самые различные обстоятельства, например, семейные. Тяжелая болезнь или смерть близких вызывали желание жертвовать на добрые дела. Так появлялись санатории, больницы, приюты, учреждались учебные заведения.

Толчком к проявлению благодеяния для русского человека могло стать сильное эмоциональное впечатление.

В 1862 году дом городского головы, купца-обувщика Михаила Леонтьевича Королева посетил государь Александр II с супругой Марией Александровной. Впечатление от события было столь сильным, что братья Михаил и Иван Королевы пожелали ознаменовать его пожертвованием в 8000 руб. на стипендии в Мещанские училища. Московское же купеческое общество увековечило память о посещении венценосных особ открытием Александро-Мариинского Замоскворецкого училища за Москвой-рекой для обучения бедных детей обоего пола. В попечительский совет заведения вошли влиятельнейшие лица Москвы. Впоследствии М.Л. Королев завещал на усиление средств училища капитал в 50 000 руб.

Вклады делались и по случаю знаменательных дат или событий в царской семье. Так, например, по случаю рождения дочерей Николая II Татьяны и Ольги было учреждено по 25 дополнительных стипендий в женских учебных заведениях. А в 1907 году – 50 стипендий имени наследника государя Алексея в мужском учебных заведениях. 300-летие дома Романовых было отмечено ассигнованием на благотворительные цели 300 000руб.

Сильнейшим мотивом пожертвований была забота о счастье детей. Ярчайший пример родительской благотворительности оставил в истории Василий Федорович Аршанов. Поняв, что ни один из его сыновей не сможет продолжить торговое дело по велению души, он решил дать им возможность заниматься любимым делом. Для сына, увлекавшегося музыкой, в Саратове была построена консерватория. Здание ее до сих пор поражает своей красотой, а сама она считается одной из лучших в мире. Другому сыну, занимавшемуся геологией, был подарен Научно-исследовательский институт для изучения горных пород и минералов. Сегодня это Научно-исследовательский институт минерального сырья в Старомонетном переулке в Москве.

Стимулом к благотворительности были даже наука и технический прогресс. Д.П. Рябушинский в 1904 году в возрасте 20 – лет в родительском подмосковном имении Кучино (ныне пос. Железнодорожный) построил первую в мире аэродинамическую лабораторию для разработки вопросов воздухоплавания и гидродинамическую лабораторию, преобразованную затем в Аэродинамический институт, и приобрел широкую известность работами по теории воздухоплавания.

Ф.П. Рябушинский, имея склонность к естественно-историческим и географическим знаниям, стал инициатором и организатором научной экспедиции по изучению Камчатки в 1908 году.

На камчатскую экспедицию он выделил 200 тыс. руб. – значительную часть своего состояния. Он был воодушевлен самым искренним желанием – принести пользу Отечеству. Экспедиция увенчалась успехом, наука и Русское географическое общество получили богатейшие данные большой Камчатской экспедиции.

Благотворительное движение в России на рубеже XIX-XX веков развивалось по двум направлениям – поддержка социальной сферы, культуры для широких народных масс и покровительство наукам и высокому искусству.

Представители разных сословий – имущие и бедные – отдавали нуждающимся то, что имели: одни – состояние, другие – силы и время. Это были подвижники, получавшие удовлетворение от сознания собственной пользы, от служения своему Отечеству через человеколюбие. Наша задача – помнить о них и следовать их примеру.

К началу ХХ века в Москве существовало 628 благотворительных заведений, из них 427 для взрослых, 201 для детей, в том числе богаделен, приютов 239.

Благотворительность и меценатство

Российских предпринимателей ......................................................................3

Глава 2: XIX - начала XX в.в .................6 Глава 3:

Первопричины развития благотворительности………………………..12

3.1.Высокая нравственность, осознание общественного

долга предпринимателей благотворителей……………………………….13

3.2. Религиозные побуждения ……………………………………………...14

3.3. Патриотизм русских деловых людей………………………………….15

3.4. Стремление к социальным льготам, привилегиям…………………17

3.5. Интересы предпринимательского дела……………………………….18

Глава 4:

Меценатами не рождаются………………………………………………..…19

Заключение.........................................................................................................21 Список литературы...........................................................................................23

Введение.

Сложные времена, переживаемые сегодня Россией, характеризуются рядом процессов и тенденций. В бедственном положении оказалась культура, без которой действительное возрождение страны просто невозможно. «Горят» театры и библиотеки, остро нуждаются в поддержке музеи, даже самые солидные и авторитетные. Как объективную реальность надо признать последовательное сокращение числа читающих и объема читаемой литературы.

В Москве, как и Руси вообще, благотворительность как организованная общественная система стала складываться с принятием христианства, с появлением монастырей. Показательно, что именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы в Москве, в Новоспасском, Новодевичьем и Донском монастырях, до наших дней сохранились здания восемнадцатого века, в которых когда-то находились лечебницы.

Анализ сферы благотворительности в дореволюционной России позволяет связать сущность благотворительности с еще одним известным феноменом-милосердием. Масштабы, этапы и тенденции благотворительности добрых, милосердных дел отчетливо прослеживаются на примере истории Москвы. Нельзя не согласиться со справедливыми выводами П.В.Власова: «Дореволюционная столица представлялась нам городом с «сорока сороками церквей», многочисленными усадьбами, доходными домами и заводами. Теперь она предстает перед нами как обитель милосердия… Представители разных сословий - имущие и бедные - отдавали нуждающимся то, что имели: одни - состояние, другие - силы и время. Это были подвижники, получавшие удовлетворение от сознания собственной пользы, от служения своему отечеству через человеколюбие».

1. Благотворительность и меценатство Российских предпринимателей

Термин «меценат» является производным от имени вельможи, жившего в Риме в I в. до н. э., Гая Цильния Мецената - знатного и щедрого покровителя наук и искусств. Дословный смысл слова – благотворительность - творить благо,добро. Благотворительность - добровольное выделение материальных средств в помощь нуждающимся, или на какие-либо общественные нужды с ней связанные.

Ведущее место в истории благотворительности и меценатства России занимали отечественные предприниматели – обладатели значительных капиталов. Они не только развивали торговлю, промышленность, банковское дело, насыщали рынок товарами, заботились об экономическом процветании, но и внесли неоценимый вклад в развитие общества, науки и культуры страны, оставив нам в наследство больницы, учебные заведения, театры, картинные галереи, библиотеки. Филантропическое предпринимательство в дореволюционной России, благотворительность были неотъемлемой чертой, особенностью отечественных деловых людей. Во многом это качество определялось отношением предпринимателей к своему делу, которое в России всегда было особенным. Для российского предпринимателя быть благотворителем значило нечто большее, чем быть просто щедрым или иметь возможность получать привилегии и выбиваться в высшие слои общества, - это во многом было национальной чертой россиян и имело религиозную основу. В отличие от Запада, в России не существовало культа богатых людей. Про богатство на Руси говорили: Бог дал его человеку в пользование и потребует по нему отчёта. Эту истину приняли и пронесли сквозь века многие представители отечественного делового мира, и благотворительность стала в определённом смысле исторической традицией российских предпринимателей. Истоки благотворительности российских деловых людей уходят в глубь веков и связаны с подвижничеством первых русских купцов, которые в своей деятельности всегда руководствовались известными словами из «Поучения Владимира Мономаха»: «Всего более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильному губить человека». В первой половине XIX века проводниками благотворительности были преимущественно дворяне. Строительство частных больниц, богаделен, солидные денежные пожертвования на «помощь бедным» объяснялись как патриотическим порывом, так и стремлением богатой дворянской знати «отличиться» в глазах светского общества своей щедростью, благородством, поразить современников оригинальностью даров. Именно последним обстоятельством объясняется тот факт, что иногда благотворительные заведения возводились в виде великолепных дворцов. К числу уникальных образцов благотворительных учреждений дворцового типа относятся Шереметевский Странноприимный дом, построенный в Москве известными архитекторами Дж.Кваренги и Е.Назаровым, Вдовий дом (архитектор И.Жилярди), Голицынская больница (архитектор М.Казаков) и многие другие.

Со второй половины XIX века с развитием капитализма ведущее место в российской благотворительности перешло к буржуазии (промышленникам, фабрикантам, банкирам), как правило, выходцам из состоятельного купечества, обуржуазившихся дворян и предприимчивых крестьян – к третьему или четвёртому поколению предпринимателей, начавших свою деятельность в конце XVIII– в начале XIX века. К концу XIX столетия это уже были в массе своей люди интеллигентные и высоконравственные. Многие из них обладали тонким художественным вкусом и высокими художественными запросами. Они прекрасно осознавали, что для процветания страны и собственного бизнеса в условиях рыночной конкуренции необходимо активное участие в социальной жизни общества, в развитии науки и культуры, поэтому использовали накопленные средства не только на развитие бизнеса и личного потребления, но и на благотворительность, помогая решать многие общественные проблемы. В частности, в условиях крайней поляризации богатства и бедности в дореволюционной России филантропическое предпринимательство становилось своего рода «регулятором» социального равновесия, определённым средством устранения общественной несправедливости. Конечно, нищету и отсталость благотворительностью ликвидировать было невозможно, и это прекрасно сознавали предприниматели, но они стремились хоть как-то помочь «ближнему своему» и таким образом «облегчить душу себе».

В результате широкой и разносторонней деятельности отечественных предпринимателей в стране родились целые династии, на протяжении нескольких поколений сохранявшие репутацию видных благотворителей: Крестовниковы, Боевы, Тарасовы, Колесовы, Поповы и другие. Исследователь С.Мартынов называет имя самого щедрого русского благотворителя, крупного предпринимателя конца XIX века Гаврилы Гавриловича Солодовникова, который из общей суммы наследства в 21 млн.руб. свыше 20 млн. руб. завещал на общественные нужды (для сравнения: пожертвования всего дворянства, включая царскую семью, за 20 лет не достигли 100 тыс.руб.).

При этом благотворительность предпринимателей в дореволюционной России имела свои особенности. На протяжении многих веков деловые люди традиционно вкладывали средства преимущественно в строительство церквей. Церкви продолжали строить и в XIX , и в начале XX века, но с конца прошлого столетия главное соперничество между богатыми предпринимателями проходило в социальной сфере под девизом: «Кто больше для народа сделает».

Рассмотрим подробно наиболее известных меценатов России.

2. Наиболее выдающиеся меценаты конца XIX - начала XX в.в.

Меценатство Саввы Ивановича Мамонтова (1841-1918) было особого рода: он приглашал своих друзей-художников в Абрамцево, зачастую вместе с семьями, удобно располагал в основном доме и флигелях. Все приезжавшие под предводительством хозяина отправлялись на природу, на этюды. Все это весьма далеко от привычных примеров благотворительности, когда меценат ограничивает себя передачей определенной суммы на доброе дело. Многие работы членов кружка Мамонтов приобретал сам, для других находил заказчиков.

Все в нашей жизни рано или поздно приобретает свое значение и название. Вот и такое явление, как безвозмездная помощь, покровительство и содействие развитию, современный человек называет меценатством, благотворительностью или спонсорством.

Все эти понятия объеденены единым смыслом, но все же есть особенности, которые различают их. В России с давних времен и по сей день присутствует каждое из этих направлений. Спонсор, благотворитель, меценат - это люди, оказывающие помощь, но можно ли назвать её абсолютно безвозмездной? Давайте разбираться вместе...

Терминология - луч света в дебрях понятий

Итак, есть люди, готовые отдавать свои «кровные денежки», чтобы поддержать и содействовать развитию литературы, музыки, другого искусства и просто людей, нуждающихся в помощи. Почему бы не объединить героев под одним названием? В чем тут нюансы?

Благотворитель - человек, оказывающий бескорыстную и безвозмездную помощь нуждающимся. Человек сам решает, где, как, кому и чем он может помочь. Взамен благотворители ничего не просят и часто оказывают помощь анонимно. Создаются целые благотворительные фонды, где неравнодушные люди могут внести свой вклад в беду (или развитие) посторонних людей: детей, беженцев, больных и т. д. Нередко благотворительные сборы идут на поддержку природы или животных. Кстати, не только деньги относятся к благотворительной помощи.

Меценат - это человек, добровольно и безвозмездно оказывающий содействие развитию науки и культуры. Привлекает он для этого благородного дела свои личные финансовые средства.

Спонсор - вкладывающий денежные средства в развитие и процветание кого-либо или чего-либо. Спонсором может выступать как человек, так и целая организация. Спонсорскую помощь также может получить конкретное лицо, компания, направление, идея или любая другая деятельность. Схоже по смыслу понятие «инвестор», но спонсор, в отличие от инвестора, не получает материальной выгоды от вложенных средств. Хотя свой интерес у него присутствует. Чаще всего спонсоры выделяют финансирование, чтобы «засветиться» в СМИ.

Так или иначе, оказывая безвозмездную помощь, каждый человек рассчитывает что-то получить взамен: благодарность, внимание, собственное душевное спокойствие или благоговейную радость от совершенного доброго дела.

История меценатства в России

В Риме при правлении Октавиана Августа помощником и доверенным лицом императора был Гай Меценат. Ему было многое дозволено, Август прислушивался к его мнению. Гай всячески помогал творческим людям, попавшим в немилость политической власти. Имя Мецената вошло в историю как нарицательное, обозначающее помощь, покровительство, финансовую поддержку деятелей науки и искусства.

Меценатство в России зарождалось еще в XIII веке как направление благотворительности. Меценаты России - богатые люди, достигшие успеха в разных областях. Но известность они получили в основном благодаря меценатству.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх