Археологические культуры (мезолит, неолит, бронзовый и железный века). Добжанский В.Н

Занимающих сплошную территорию и обладающих сходством признаков, которые образуют внутренне связанную систему, единообразно меняющуюся во времени и ограниченно варьирующую в пространстве.

Культура археологичекая - од-но из основных по-ня-тий (и клас-си-фи-ка-ци-он-ных еди-ниц) в ар-хео-ло-гии , при этом её де-фи-ни-ция, спо-со-бы вы-де-ле-ния, ин-тер-пре-та-ция и другие ас-пек-ты по-ни-ма-ния слу-жат пред-ме-том дис-кус-сий, как тео-ре-ти-че-ских и фи-ло-соф-ских (например, ряд ав-то-ров де-ла-ют ак-цент на то, что культура археологичекая яв-ля-ет-ся толь-ко од-ним из ис-сле-до-ва-тель-ских по-строе-ний), так и в от-но-ше-нии кон-крет-но-го ма-те-риа-ла. Тер-мин «культура археологичекая» в зна-че-нии, близ-ком со-вре-мен-но-му, упот-реб-ля-ют с XIX века; для бо-лее чёт-ко-го по-ни-ма-ния (как Kultur-ge-biet - куль-тур-ная об-ласть) важ-ное зна-че-ние име-ли ра-бо-ты Г. Кос-си-ны и его шко-лы, а так-же по-ле-ми-ка с ни-ми; счи-тает-ся, что пер-вую чёт-кую де-фи-ни-цию культуры археологичекой дал Г. Чайлд в 1929-1930 годы.

Культура археологичекая от-ра-жа-ет жиз-не-дея-тель-ность груп-пы древ-не-го на-се-ле-ния (в рам-ках ко-то-рой ак-тив-но цир-ку-ли-ро-ва-ла ин-фор-ма-ция), свя-зан-ной общ-но-стью про-из-вод-ст-вен-ных и других на-вы-ков, норм, тра-ди-ций (вплоть до куль-та) и так далее. Из-на-чаль-но за по-ня-ти-ем «культура археологичекая» ле-жа-ло имен-но стрем-ле-ние вы-де-лить древ-ние эт-ни-чес-кие общ-но-сти, их час-ти или объ-е-ди-не-ния, что со-хра-ня-ет-ся в ис-сле-до-ва-тель-ской прак-ти-ке боль-шин-ст-ва спе-циа-ли-стов. Со-от-но-ше-ние кон-крет-ной археологичекой культуры с хо-зяй-ст-вен-но-бы-то-вы-ми, идео-ло-гическими, язы-ко-вы-ми и другими ха-рак-те-ри-сти-ка-ми древ-ней общ-но-сти (в том числе во-енно-по-ли-тическими или другими) ре-ша-ет-ся ис-хо-дя из воз-мож-но-стей ар-хео-ло-гии в дан-ном слу-чае и по-ни-ма-ния осо-бен-ностей изу-чае-мых древ-них общ-но-стей. По-пыт-ки фор-ма-ли-зи-ро-вать про-це-ду-ру вы-де-ле-ния культуры археологичекой ус-пе-ха не име-ли.

В рам-ках археологичекой культуры мо-гут обо-соб-лять-ся ло-каль-ные и хро-но-ло-гич. ва-ри-ан-ты, са-ми культуры - объ-е-ди-нять-ся в куль-тур-но-ис-то-рические общ-но-сти, куль-тур-ные зо-ны, эпо-хи и так далее; фе-но-мен срав-ни-тель-ной куль-тур-ной не-ус-той-чи-во-сти, че-рес-по-ло-си-цы, ми-гра-ций мо-жет от-ра-жать-ся специальными по-ня-тия-ми: тип па-мят-ни-ков, куль-тур-но-ис-то-рический го-ри-зонт и другими. Гра-ни-цы археологичекой культуры мо-гут быть чёт-ки-ми (ко-гда они сов-па-да-ют с гра-ни-ца-ми куль-тур-ных общ-но-стей, при на-ли-чии ней-траль-ных зон, ес-те-ст-вен-ных ру-бе-жей и так далее) или раз-мы-ты-ми (об-ра-зу-ют-ся кон-такт-ные зо-ны). Аре-ал археологичекой культуры мо-жет ме-нять-ся, например, в ре-зуль-та-те из-ме-не-ний чис-лен-но-сти на-се-ле-ния. В слу-чае ми-гра-ций в иной ре-ги-он археологичекой культуры фик-си-ру-ет-ся на раз-дель-ных тер-ри-то-ри-ях, по-ка са-мо-сто-ятельное раз-ви-тие не при-во-дит к об-ра-зо-ва-нию раз-ных археологичеких культур. Сме-на археологичекой культуры про-ис-хо-дит в ре-зуль-та-те на-ко-п-ле-ния внутренних из-ме-не-ний или скач-ко-об-раз-но, например в ре-зуль-та-те по-яв-ле-ния но-во-го на-се-ле-ния и других внеш-них воз-дей-ст-вий. Вы-ска-зы-ва-лись мне-ния, что археологичекой культуры не бы-ло на древ-ней-ших и позд-них эта-пах ис-то-рии (или что их вы-де-ле-ние не-це-ле-со-об-раз-но).

Археологическая культура представляет собой наборы артефактов, которые относятся к одной конкретной местности и эпохе. Свое название она получает, исходя из отличительных черт орнамента, использовавшихся на той или иной территории. Термин «культура» в археологии несколько отличается от общепринятого определения. Его можно использовать только в том случае, если находки ученых дают представление о том, какой образ жизни вели люди несколько тысячелетий назад.

Археологические культуры России включают в себя несколько этапов развития. Каждый из них переходит из одного в другой. С учетом того, что территория страны довольно-таки большая, в одно и то же время на ней могли проживать племена, относящиеся к разным культурам, ведущие далеко не одинаковые образы жизни.

Культура среднекаменного века

Такое понятие, как археологическая культура мезолита, по факту, отсутствует. В это время племена еще не разделялись между собой. Люди пытались выживать, и не было никакой разницы, как именно они это делали. Кто-то постепенно приступал к практике земледелий, кто-то продолжал охотиться, а кто-то приручал животных, задавал темп современному скотоводству. Однако данный промежуток времени откидывать полностью нельзя, поскольку именно он положил начало формированию многих цивилизаций.

На данном этапе появились первые виды археологических культур. Ученые и археологи не считают, что их необходимо разделять столь рано. Но зачатки были положены. Каждое племя отходило от своих бывших сородичей, отделялось по различным признакам, будь это образ жизни, этническая сторона вопроса или, например, способы захоронения умерших предков. Но рассматриваемый этап ни в коем случае нельзя недооценивать, ведь его изучение поможет ответить на вопросы, связанные с возникновением последующих культур.

Трипольская цивилизация

Трипольская археологическая культура датируется энеолитом (5-2 тысячелетия до н. э.). Свое название она получила от местности, где были обнаружены первые памятники. Это произошло в селе Триполье.

Примечательно, что примерно в 18-м веке на территории Румынии проводились раскопки, в ходе которых была обнаружена культура Кукутень. Свое название она также получила благодаря селу, рядом с которым нашли артефакты, относящиеся к ней. Изначально считалось, что две эти культуры различаются между собой. Так было до тех пор, пока ученые не сопоставили найденные вещи и памятники. Оказалось, что кукутенцы и трипольцы - одни и те же люди.

Обнаруженные артефакты позволили ученым прийти к выводу, что рассматриваемая археологическая культура была самой большой на и Европы, численность ее населения в расцвете превышала 15 тысяч человек.

Что касается жизни этой цивилизации, то она проходила так же, как и в других местах во время Ближе к концу периода люди начали осваивать глину, теперь она использовалась не только в бытовых целях, но и декоративных. Из нее производили статуэтки и другие гончарные продукты.

Дольмены

Дольменная археологическая культура не особо сказалась на развитии племен, располагавшихся на территории современной России. Она зародилась в Индии примерно в 10-м тысячелетии до н. э., но народы начали свои путешествия в западную сторону намного позже. Случилось это в 3-м тысячелетии до н. э., дольмены тогда разделились на две части. Первая отправилась в сторону Кавказа, вторая - в Африку, преимущественно в Египет. На территории России в то время господствовала другая цивилизация, поэтому племена смогли лишь дополнить культурное наследие. Что касается развития в Египте, то именно здесь им удалось полностью раскрыться.

Свое название данная археологическая культура получила из бретонского языка, и в переводе означает «каменный стол». Несмотря на то что ее влияние на славянской территории не было высоким, самое большое скопление памятников располагается возле черноморского побережья и в Краснодарском крае. Вполне вероятно, что другие памятники попросту не сохранились до современности.

У дольменов было обнаружено обилие каменных и бронзовых изделий, эти материалы использовались не только для производства орудий труда и охоты, но и украшений. Многие из них были найдены непосредственно в могилах. Их, кстати, тоже называли дольменами, как и сами племена. Эти места погребений были похожи на египетские пирамиды. Большинство исследователей допускает тот вариант, что некоторые дольмены возводились в религиозных или культурных целях, а не похоронных. Это обусловлено тем, что сами строения зачастую имели больший возраст, чем найденные в них останки. Таким образом, вполне вероятно, что именно дольменная цивилизация заложила основу для пирамид, которые сохранились и восхищают многих по нынешний день.

Катакомбная культура

Катакомбная археологическая культура пришла на славянскую территорию с востока, она была впервые обнаружена в 19-м веке. Ее появление и расцвет датируются ранним бронзовым периодом. Некоторые источники утверждают, что появление катакомбных племен ориентировано вообще на медный век. Одним словом, указать точную дату возникновения культуры пока не удалось.

Племена не продвинулись дальше европейской границы, поэтому их влияние на развитие соседних цивилизаций является лишь поверхностным. Свое название данная археологическая культура получила благодаря способу захоронений, которые имели огромное количество отличий. К примеру, если сравнивать катакомбные и ямные племена, то у последних для похорон достаточно было вырыть небольшую яму. Глубина захоронения первых же располагалась на уровне 3-5 метров. Более того, эти курганы нередко имели несколько ответвлений, они уходили вглубь или просто в бока. Считается, что в таких катакомбах хоронились либо люди из одной семьи, либо одинаковые по рангу или статусу.

Бытовые приборы катакомбных племен тоже довольно-таки сильно отличались. Во-первых, они почти не имели плоского дна. Однако это можно объяснить тем, что племена еще не поняли всего удобства такого производства или же у них не было таковой возможности. Во-вторых, вся посуда имела приземистые формы. Даже если взять в руки кувшин, то его высота - очень маленькая. Присутствовал и примитивный орнамент. Как и у всех племен того времени, он выполнялся при помощи оттисков шнура. Украшалась только верхняя часть изделия.

Орудия выполнялись в основном из кремня. Этот материал использовали в производстве наконечников стрел, ножей, кинжалов и так далее. Некоторые искусные мастера в племенах применяли дерево для изготовления посуды. Бронзу же использовали только для производства украшений.

Культура России в бронзовом веке

К сожалению, археологическая культура в России не смогла достичь наивысшего расцвета, однако в общем развитии нельзя не учитывать этот масштабный период. Он датируется 4-3-м тысячелетиями до н. э. Россияне того времени занимались земледелием. В большей степени преобладала обработка лесов, однако постепенно люди начинали осваивать возделывание менее плодородных земель.

Наблюдается небольшой скачок и в строительстве домов. Если раньше поселения возводили жилищные постройки только в долинах, то теперь они перебираются на холмы. Также начинается примитивное укрепление домов.

Ранняя археологическая культура бронзового века отличается майкопскими поселениями. Поздняя подразделяется на несколько разных комплексов. Наиболее обширными по занимаемым территориям являются срубная и андроновская культуры.

Майкопская культура

Майкопская археологическая культура датируется ранним бронзовым веком, она существовала в 3-м тысячелетии до н. э. на территории Северного Кавказа. Из найденных памятников и артефактов можно сделать вывод, что население занималось разведением скота и земледелием. Культура зародилась на северо-западе и в центре Кавказа. Отличительной чертой племен является архаичность в производстве орудий труда и бытовых предметов. Однако, несмотря на устаревший вид этих изделий, цивилизация постепенно развивалась. Кроме того, она ничуть не уступала остальным территориям с более современными для того времени орудиями труда.

Также благодаря можно сделать вывод, что майкопская археологическая культура во время своего расцвета не ограничивала свою территориальную принадлежность только Северным Кавказом. Есть ее следы в Чечне, на Таманском полуострове, вплоть до Дагестана и Грузии. Кстати, на границах с этими местностями две разные культуры (куро-аракская и майкопская) встречаются, наблюдается их переплетение. До приграничных находок ученые полагали, что рассматриваемые этапы происходили в разное время. И пока рационального объяснения относительно смешения культур нет.

Срубная культура

Срубная археологическая культура датируется 2-1-м тысячелетиями до н. э. Территория рассматриваемых племен была довольно-таки широкой, она распространялась от Приднепровья до Приуралья, от Прикамья до берегов Чёрного и Каспийского морей. Свое название она получила благодаря обилию бревенчатых сооружений. Не остались без внимания и погребальные обряды, могильники, над которыми обычно и воздвигались срубы.

Поселения племен располагались непосредственно около рек, обычно на мысовых террасах. Нередко их укрепляли рвами и валами. Сами строения не укреплялись, но при хорошей внешней защите этого и не нужно было делать. Как указывалось, все постройки выполнялись из дерева, иногда строительство дополнялось глиняными смесями.

Срубная археологическая культура выделилась, как и многие другие, по способам захоронений. В отличие от предшественников, племена провожали покойников индивидуально, массовые могилы встречаются крайне редко. Захоронения производились группами, в одном месте по 10-15 насыпей. Имеется характерная черта расположения покойников - на боку, головой в северную сторону. Некоторые захоронения включают в себя кремированных умерших, а также расчлененных. Это могли быть либо вожди племен, либо преступники.

Во время срубной культуры использовалась толстая плоскодонная посуда. В первое время ее пытались украшать орнаментом. Позже делали обычные горшки или сосуды. Если и имелся орнамент, то он был зубчатым или гладким. Общая черта у любого украшения посуды - преобладание геометрических форм. Редко встречались непонятные знаки, которые большинство исследователей относят к примитивной письменности.

Вначале все орудия выполнялись из кремня и бронзы, но на позднем этапе отмечается добавление железа. Хозяйственная деятельность была скотоводческой, но больше распространено земледелие.

Андроновская культура

Андроновская археологическая культура получила свое название благодаря месту, где были обнаружены первые находки, относящиеся к ней. Датируется этот период 2-1-м тысячелетиями до н. э. Племена проживали вокруг Андроново (Красноярский край).

Отличительной особенностью культуры принято считать скотоводство. Люди разводили белоногих овец, выносливых коней и быков-тяжеловесов. Благодаря этим животным им удавалось быстро развиваться. Некоторые ученые предполагают, что андроновцы прошли до территории Индии и заложили на ней зачатки собственной цивилизации.

Изначально андроновцы проживали в Зауралье, затем они перебрались в Сибирь, откуда некоторые из них продолжили свое путешествие в сторону Казахстана. До сих пор, несмотря на обилие различных находок и артефактов, ученые не могут определить, почему племена решились на столь масштабную миграцию.

Если сравнивать все археологические культуры России, проживающие в бронзовом веке, то именно андроновцы стали наиболее боевыми. Они создали колесницы и могли наносить удары по отрядам или даже полноценным поселениям быстрее, чем кто-либо другой. Вероятно, именно этим и объясняется миграция, ведь в погоне за лучшей жизнью они пытались обнаружить более комфортные земли. А если придется - и завоевать их.

Ямная культура

По окончании бронзовой эпохи в силу вступает ямная археологическая культура. На территорию России рассматриваемые племена приходят с востока, и их отличительная особенность - раннее скотоводство. Многие народы начинали развиваться с земледелия, эти же сразу перешли к разведению животных. Свое название культура получила из-за погребальных ям. Они были простыми и примитивными, однако именно это их и отличало.

На данный момент ямная археологическая культура является наиболее изученной. Курганы располагались на вершинах плато, их старались максимально удалить от рек. Вполне вероятно, что когда-то поселение затопило во время половодья, поэтому люди стали более аккуратными. Редко обнаруживались захоронения непосредственно возле рек. Все могилы располагались вдоль течения, небольшими группами (примерно по 5 умерших). Расстояние от одного захоронения до другого могло быть совершенно различным, от 50 до 500 метров.

Бытовые приборы ямные племена производили из глины. Как и в прошлой эпохе, это были плоскодонные сосуды разных размеров. Встречались громадные амфоры, в которых, предположительно, хранились крупы и жидкости, а также небольшие горшочки. Орнамент на посуду наносился при помощи прочных шнуров, их оттиски и составляли весь декор.

Из кремня производили наконечники стрел, топоры и другие орудия. Надо отметить, что ямы не рылись человеком вручную, создавались примитивные установки для сверления, которые утяжелялись при помощи камней, если земля была твердой.

Племена использовали в производстве и дерево, из него они делали довольно-таки сложные для того времени конструкции. Это были носилки, сани, лодки и небольшие повозки.

В ходе исследования все ученые отмечали самобытность ямной культуры, племена ответственно относились к телам умерших, поэтому им приписываются не только материальные, но и духовные ценности. Более того, эти народности распространили свое влияние и на соседние поселения.

Вполне вероятно, что колесницы первоначально производились вовсе не для завоевательных целей. Поскольку андроновцы, как и множество других культур, были скотоводами, такие примитивные машины должны были помогать им в выпасе животных. Позже племена обнаружили продуктивность колесниц в военной сфере, чем незамедлительно воспользовались.

Именьковская культура

Именьковская археологическая культура датируется ранним средневековьем (4-7-й века). Она располагалась на территории современного Татарстана, Самарской и Ульяновской областей. Также наблюдаются генетические связи с другими культурами, которые находились по соседству.

После того как на территорию культуры пришли булгары, большинство именьковцев ушли на запад. По прошествии некоторого времени они перешли на новый этап развития - положили начало волынцевскому народу. Оставшаяся часть смешалась с населением и со временем потеряла все свои культурные накопления и знания.

Именьковская археологическая культура занимает особое место в развитии славянского народа. Именно рассматриваемые племена первыми начали практиковать пашенное земледелие. Во время этого процесса они использовали примитивные плуги, на которых закреплялись металлические наконечники. Кроме того, в процессе сбора урожая именьковцы также использовали относительно современные для того времени орудия - железные серпы и косы. ориентировано на вырытые ямы-кладовки, сродни современным погребам. Измельчение урожая проходило на жерновах в ручном варианте.

Именьковцы быстро развивались не только в рамках своих племен. Они обладали мастерскими, где плавили добываемые металлы, некоторые помещения предназначались специально для ремесленников. Они могли производить посуду, наконечники для плугов или, например, серпы. Положительное влияние племена оказали на соседние поселения, предлагая им свои знания, технологии ремесла, земледелия и скотоводства. Поэтому нельзя недооценивать культурное наследие именьковцев не только россиянам, но и соседним странам.

Как видно, многие археологические культуры славян приходили на территорию современной России с востока или запада. В первом случае люди учились новым формам и особенностям земледелия, осваивали навыки скотоводства. Западные племена же помогали в развитии охотничьего оружия и боевых машин. Одно можно сказать точно - каждая новая культура внесла громадный вклад в общее умственное продвижение целых народностей, независимо от того, какие именно новшества она даровала.

Хорошо известно, что идея выделения археологической культуры и отождествления ее с конкретными народами восходит к работам Г. Чайлда. «Мы находим определенные типы остатков – сосуды, орудия, погребальный обряд, типы домостроительства – постоянно повторяющиеся вместе, – писал он в 1929 г. – Такой комплекс регулярно связанных черт мы называем термином "культурная группа" или "культура". Мы предполагаем, что подобный комплекс является материальным выражением того, что сегодня может должно быть названо народом». Эта концепция в свое время была положительно воспринята советскими учеными и стала неотъемлемой частью теоретического аппарата отечественных археологов. Существует большое количество работ, посвященных исследованию статуса и природы археологической культуры (историографию вопроса см.: Ганжа А.И., 1988; Клейн Л.С., 1991; Ковалевская В.Б., 1995; и др.). Существующие точки зрения относительно природы археологической культуры можно свести в две большие группы. Первая позиция, восходящая к определению Г. Чайлда, предполагает, что археологическая культура есть материальное выражение реальных социальных групп и народов. Сторонников этой точки зрения есть смысл назвать онтологистами. Их среди археологов подавляющее большинство.

Согласно другой точке зрения, археологическая культура – это аналитическая категория, предназначенная для описания типологически близких между собой групп памятников. Иными словами, это интеллектуальная абстракция, продукт мышления исследователя. В известном смысле, это «идеальный тип» в том значении, как использовал данный термин

М. Вебер. Относительно соотношения этнических общностей и археологических культур эпистемологисты занимают более осторожную позицию. Они считают, что прежде чем выходить на уровень исторических и этногенетических реконструкций, археологу необходимо разобраться с собственно археологическими источниковедческими вопросами. Наиболее последовательно данная точка зрения в отечественной литературе была разработана в трудах Л.С. Клейна (1978, 1991) и его учеников. Сторонников этого подхода можно назвать эпистемологистами.

В британской археологии взгляда на археологическую культуру исключительно как на аналитическую категорию также придерживаются многие видные специалисты (Renfrew C., 1977, p. 94; Hodder I., 1982, p. 169). Есть сторонники таких взглядов в современной германской археологии (Brather S., 2000, s. 156, 165). В американском процессуализме этот вопрос обсуждался несколько в ином контексте: чем обусловлены сходства и отличия в археологическим материале – функциональной спецификой артефактов или культурной близостью между группами (Binford L., 1973).

По большому счету онтологизм и эпистемологизм соотносятся между собой в той же плоскости, что примордиализм и конструктивизм в социокультурной антропологии (подробнее см.: Тишков В.А., 2003). Однако это не совсем одно и то же. Я ввел первые два понятия для обозначения двух распространенных интерпретаций археологических культур. Во втором случае речь идет о наиболее популярных подходах в теории этничности. Примордиализм – это направление, согласно которому этническая принадлежность является объективной данностью, исходя из биологически или культурно передаваемых черт. Типичным примером примордиализма является, например, концепция этногенеза Ю.В. Бромлея. Конструктивизм предполагает, что этничность не является врожденной чертой индивида, а конструируется в зависимости от определенных обстоятельств. Особенно важную роль в формировании конструктивизма сыграла книга Б. Андерсона «Воображаемые сообщества» (2001).

Согласно Андерсону формирование наций не было обусловлено естественными демографическими и этногенетическими процессами. Нация – это идеологически сконструированное сообщество. Хорошим примером является формирование наций в Южной и Центральной Америке. Здесь нации возникли как результат политической мобилизации масс местными лидерами и борьбы за независимость против Испанской короны. Изначально на всей территории испанских колоний проживало примерно одинаковое по совокупности население вчерашних переселенцев из Европы, насильно вывезенных из Африки негритянских жителей. Только коренное население различных провинций испанской колонии отличалось друг от друга. Однако в результате политической мобилизации возникли несколько разных наций – аргентинцы, боливийцы, бразильцы, мексиканцы, уругвайцы и т.д.

Археологическая культура – совокупность связанных между собой памятников, определенным образом ограниченных временем и пространством.

Главные признаки сходства:

    Сходство погребального обряда.

    Сходство в области орнаментации керамики.

    Женские украшения.

    Архитектура.

    1. Археологи?ческая культу?ра - совокупность материальных памятников, которые относятся к одной территории и эпохе и имеют общие черты.

    Обычно археологическую культуру называют по какому-либо характерному признаку, которым она отличается от других: по форме или орнаменту керамики и украшений (например, воронковидных кубков культура), обряду погребения (например, катакомбная культура) и т.

    Д. или по той местности, где были впервые найдены наиболее типичные памятники данной культуры (например, днепро-донецкая культура).

    В археологии понятию культура придают значение, которые несколько отличается от общепринятого и принятого в других научных дисциплинах. Сходные материальные памятники, которыми характеризуется археологическая культура, не обязательно принадлежат единому обществу, а различный набор материальных памятников - разным общностям людей. В связи с этим некоторые археологи отказываются от самого термина «археологическая культура», предпочитая ему термин «технологический комплекс» или «технокомплекс», чтобы не смешивать археологическую культуру с аналогичным термином социологии.

    Когда археологи используют термин «культура», они предполагают, что их находки свидетельствуют об определенном образе жизни людей, оставивших те или иные памятники прошлого. Если речь идет об однотипных орудиях труда или иных артефактах, используется также термин «индустрия». Термин «археологическая культура» является основным при описании доисторической эпохи, о которой нет письменных источников. Механизмы распространения археологической культуры могут быть разными. Теория диффузионизма рассматривает, например, такие варианты, как расселение носителей культуры или передача технологии при торговле. Иногда при раскопках в одном и том же месте находят признаки, характерные для разных культур, что может означать столкновение или сосуществование их носителей, а может - эволюцию одной культуры в другую.

    2. Проблема изучения древних этносов и этнической истории была и остается одной из актуальных задач современных археологических исследований. Методика этих работ, сложившаяся в советской науке, исходит из предположения, что каждой археологической культуре должен соответствовать определенный древний этнос, а предметом изучения служат некие "этнические признаки" (как правило, керамическая посуда, украшения и элементы погребального обряда). По мере развития этнологии стали отчетливо видны ее изъяны. Главная из них - сложный характер соотношения между этносом (этничностью древнего населения) и его отражением в древностях.

    Археологический материал может пролить свет на события этнической и государственной истории лишь при его отождествлении с культурой народов и государств, известных по письменным источникам. И основным методологическим вопросом здесь является проблема соотношения археологической культуры, этноса и государства. Поэтому необходимо сделать экскурс в историю археологии и выяснить, во-первых, что же такое «археологическая культура» и по каким признакам ее выделяют. Во-вторых, что может дать археология при изучении вопроса о происхождении народа и государства.

    Археологию часто называют «историей, вооруженной лопатой», потому что археолог, прежде чем изучать материальные источники, выкапывает их из земли. Главное понятие в археологии - археологический памятник. Это любая вещь или комплекс вещей, которые связаны с жизнедеятельностью человека. Основными археологическими источниками являются древние поселения и погребения, а также клады, сельскохозяйственные угодья, дороги, корабли и т. д.

    Само понятие «археологическая культура» сложилось в ходе археологических раскопок. Поэтому сложности в определении понятия об археологической культуре, их выделении и классификации возникли сразу после зарождения археологии. С одной стороны, у ученых появились объективные данные материальной культуры, с другой - интерпретация этих данных оказалась не менее сложной, чем запутанных письменных источников.

    Ясно, что для выделения археологической культуры должны быть сходными определенные категории найденных вещей. Однако вопрос состоял в выделении этих конкретных категорий, круга признаков археологической культуры. Ведь под археологической культурой понимаются порой очень разные явления. Например, выделяемая для бронзового века ямная культура простирается на тысячи километров от Днестра до Алтая.

    Ясно, что говорить даже об отдаленном этническом родстве людей, оставивших ее, можно с большой осторожностью. Тогда как, к примеру, роменская культура IX-X вв. на Левобережье Днепра оставлена одним племенным союзом - летописными северянами.

    В настоящее время дискуссии об определении признаков археологической культуры не прекращаются. Сложностей в разработку этого основного для археологии понятия добавляет отсутствие собственного «логико-методологического базиса» этой дисциплины. Потому выделилось два подхода к вопросу об археологической культуре, различие между которыми основано на понимании целей и задач археологии в целом. Если археология рассматривается ученым как самостоятельная наука, тогда определение им археологической культуры включает социально-исторические характеристики общности, ее оставившей.

    Другой подход основан на понимании археологии как исторической дисциплины, отрасли знания, обслуживающей историческую науку. В таком случае археологическая культура определяется лишь как классификационное понятие, решающее задачу сортировки находок. По замечанию Ю.Н. Захарчука, отнесение комплекса археологического материала к той или иной культуре основано только на визуальных наблюдениях во время раскопок. Разные исследователи выделяют свой комплекс признаков археологической культуры. Следовательно, можно лишь говорить об археологической культуре в понимании отдельных исследователей. То есть археологическая культура - не более чем технический термин, складывающийся в ходе эмпирического исследования, а не отдельная «объективная реальность». Однако археологическую культуру нельзя изучать вне связи с древней общностью, оставившей ее. Поэтому проблема заключается в том, чтобы выделить круг памятников материальной культуры, с помощью которых можно определить этническую принадлежность их создателей, а также форму общественно-политического устройства.

    Многие советские ученые выявили признаки, отражающие этническую принадлежность. Основные этнические признаки для языческого времени - обряд погребения и другие культовые явления, то есть то, что наиболее консервативно в народной жизни. Например, это лепная керамика, которую изготовляли женщины - не на продажу, а для хозяйственных нужд. Это искусство передавалось от матери к дочери на протяжении поколений, не изменяясь. Из той же серии - сосуды для ритуальной загробной трапезы, которые клали в могилу.

    Содержание самих выделяемых археологических культур (по указанным причинам) неодинаково для каменного века и бронзы, для эпохи первобытности и ранних государств. Последние десятилетия вновь открытые культуры раннего Средневековья выделяются именно по комплексу этноопределяющих признаков: погребальному обряду, лепной керамике и т. д. Если комплекс археологических памятников разнотипен, то общность археологической культуры устанавливается только тогда, когда на месте одного поселения находят лепные горшки, типичные для разных народов, а в одном могильнике или даже погребении - свидетельства разных обрядов. В этом случае налицо начавшееся смешение этносов. Таким образом, археологическая культура раннего Средневековья соответствует этносу или формирующейся новой этнической общности.

    Для выделения более широких археологически близких областей было введено этнографо-археологическое понятие «культурно-историческая общность» (КИО). КИО складываются вследствие сходных природных условий обитания и общих видов традиционной хозяйственной деятельности и объединяют разные этносы независимо от их генетического, языкового и политического родства. Например, для кочевников характерна юрта или юртообразное жилища (когда они начинают переходить к оседлости). В юртах жили все скотоводы I тысячелетия н. э. по всем степям Евразии. И если появлялся новый тип конской упряжи, то это модное веяние распространялось на земли от Монголии до Северного Причерноморья. Ясно, что на этих территориях жил не один народ, образовалось и погибло не одно кочевое племя. И конечно, отождествлять КИО с государственным образованием тоже нельзя.

    Археологические же признаки протогосударства («предгосударства») и государства на данном этапе развития археологии четко не выделены. Это должны быть памятники, отражающие основные черты этих структур, отличающие их от организаций эпохи первобытности.

    МЕЗОЛИТ. СВИДЕРСКАЯ И ГРЕНСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ


    ГРЕНСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

    В 11 тысячелетии до н.э. на Днепре и Соже начала складываться Гренская культура.

    Гренская культура - археологическая культура позднего палеолита и раннего мезолита (12 - 8 тыс. лет назад; 10 - 6 тыс. до н.э.) Верхнего Поднепровья , распространена на территории Северной и Центральной Беларуси.

    Различают 2 этапа: финальнопалеолитический (ранний); раннемезoлитический (поздний).

    По мере расстаивания последнего ледникового покрова в Скандинавии, на рубеже плейстоцена - голоцена, племена из которых сформировались Гренская и Свидерская культуры продвигались со Среднего Поднепровья на север в Белорусское Полесье, осваивая новые территории.

    Плейстоцен - эпоха четвертичного периода, начавшаяся 1,806 миллиона лет назад и закончившаяся 11,5 тысяч лет назад. Эпохе плейстоцена предшествует эпоха плиоцена, а последовательницей является эпоха голоцена.

    Голоцен - эпоха четвертичного периода, которая продолжается последние 10 тысяч лет вплоть до современности. Начало голоцена относится к концу последнего ледникового периода (9600 год до н. э.).

    Самые древние памятники Гренской культуры на территории Беларуси: Боровка, Коромка, Хвойная (11 800 -10 800 тыс. лет назад).

    Второй этап развития Гренской культуры представлен памятниками: Гренск, Дальнее Лядо, Рекорд.

    На рубеже раннего и позднего мезолита на смену Гренской культуры приходят памятники Сожской культуры.

    Поселения Гренской культуры представлены сезонными стоянками охотников на берегах рек, часто на песчаных дюнах. В это время широко использовались лук и стрелы, что позволило усовершенствовать способы охоты на северного оленя и других животных.

    Особенностью Гренской культуры является распространение асимметричных наконечников стрел (гренский тип), обработанных по одному краю крутой ретушью по всей длине заготовки и выемкой на другом крае.

    Среди прочих орудий представлены скребки и резцы на пластинах и отщепах, пластины и отщепы со срезанным ретушью концом, проколки, скобели, рубящие орудия. На II этапе (7- 5 тысячелетия до н.э. ) размеры орудий несколько уменьшаются, появляется большое количество вкладышей, трапеции, микрорезцы. На II этапе существования Гренской культуры прослеживается тесная связь с мезолитическими памятниками Десны (Песочный Ров) и иеневской культурой Волго-Окского междуречья.

    археологический культура мезолит неолит

    СВИДЕРСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

    В 10 - 7 тысячелетиях до н.э. на территории Западного Полесья, Волыни, в бассейнах Немана и Вислы жили племена Свидерской культуры.

    Свидерская культура - археологическая культура рубежа палеолита и мезолита, распространённая главным образом на территории Польши и Беларуси (бассейны рек Вислы, Немана, Припяти). Название получила от памятника Свидры-Вельке , найденного на территории Польши, на месте слияния Вислы и Свидера .

    Большинство польских археологов относят Свидерскую культуру к концу позднего палеолита. Геологическая датировка позднеледниковое время, радиоуглеродная несколько древнее (11-10 тысяч лет назад; 9 - 7 тыс. до н.э.).

    Свидерская культура представлена остатками небольших сезонных охотничьих стоянок на песчаных дюнах. Жилища представляли собой округлые постройки, крыша которых устраивалась на жердевом каркасе из шкур животных. Сохранились только кремнёвые изделия: двухплощадочные нуклеусы, т. н. свидерские листовидные наконечники стрел с черешком, скребки и резцы.

    Племена Свидерской культуры жили в условиях тундры. Основное занятие - охота на северного оленя. Широко использовались лук и стрелы.

    Свидерская культура сезонно кочующих за северным оленем охотников характеризуется 5 типами и 11 формами наконечников стрел с хорошо и слабо выраженным черешком, наконечниками иволистной, ромбовидной и ланцетовидной форм. Эти наконечники являются культурно-определяющими. Обычно памятник, где находят 2-3 типа таких стрел, объявляется свидерским.

    Культуроопределяющими являются и грубо оббитые специфические топоры, кремневые пилки, скобели для древков стрел, ножи на ножевидных пластинах, сверла, резцы.

    По мнению некоторых исследователей большое влияние на развитие поздней Свидерской культуры оказала Липская культура.

    Культуры, родственные Свидерской культуре, а также испытавшие её влияние, распространены на территории Беларуси и дальше на восток - до бассейна Оки и Верхней Волги.

    Население Свидерской культуры стало генетической основой Сожской (Днепро-Деснинской) культуры, Неманской, Бутовской и Кундской мезолитических культур лесной полосы европейской части бывшего СССР.

    Существует версия, что представители Свидерской культуры говорили на т.н. "евразийском" (бореальном) языке (Н.Д. Андреев), т.е. были предками индоевропейской, уральской и алтайской языковых семей. (Н.А. Николаева, В.А. Сафронов в книге "Истоки славянской и евразийской мифологии" ).

    Как утверждают Н.А. Николаева и В.А. Сафронов ареал евразийской прародины (прародины ранних праиндоевропейцев) по данным лингвистики находился между Северным Прикарпатьем и Балтикой. Основную часть этого ареала в IX тыс. до н. э. занимала лишь одна археологическая культура - свидерская, сосуществующая на западе с родственной аренсбургской археологической культурой.

    Н.А. Николаева и В.А. Сафронов также утверждают, что именно носители Свидерской культуры изобрели топор и одомашнили волка, выведя породу собак.


    АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ НЕОЛИТА


    НАРВЕНСКАЯ КУЛЬТУРА (4 тыс.-2300г. до н. э.) - названная по месту открытия на реке Нарва. Была распространена на территории восточной части современной Прибалтики, от Южного Приладожья до Беларуси, Памятник культуры - деревня Осовец (Бешенковичский район, Витебская область). Стоянки находились вблизи воды, жилища представляли собой полуземлянки, а кое-где уже наземные четырехугольные постройки с деревянными элементами конструкции. Находки: Статуэтки животных и людей из кости и дерева, статуэтка лося, змеи, бородатого мужчины, голова утки, лицо мужчины, первый музыкальный инструмент на Беларуси - костяная жалейка (свирель). Орудий из кремня и камня было не много, больше из кости и рога, с рукоятками из дерева.

    НЕМАНСКАЯ КУЛЬТУРА (4,5 - 2 тыс. лет до н. э.) распространена в бассейне Немана (а также в северо-восточной Польше и юго-западной Литве). Ареал культуры распространялся на юг до верховьев Припяти. Для культуры были характерны наземные жилища. Памятники: деревня Крансносельск (шахты по добыче кремня, выявлены в 1920г.) (Волковыский район, Гродненская область, Река Рось), найдены останки шахтёра, горшок, иголка-проколка; деревня Камень (Пинский район, Брестская область), найден кремниевый серп. Керамика неманской культуры имела заострённое дно, изготавливалась из глины, смешанной с другим органическим материалом или размолотым кварцитом. Поверхность стенок выравнивалась расчёсыванием гребнем. У более поздних артефактов были плоские днища, их украшали тонким слоем белой глины и рядами небольших отпечатков вдоль верхней кромки, орнамент в виде рыбачьей сети, или несколько рядов небольших отпечатков, отпечатки шнура или в виде ёлочки.

    КУЛЬТУРА ГРЕБЕНЧАТО-ЯМОЧНОЙ КЕРАМИКИ (4200 - 2000гг. до н. э.) - культура, существовавшая на северо-востоке Европы (Скандинавия, русский северо-запад). Название было дано по способу украшения керамических находок, характерных для этой культуры, который выглядит как отпечатки гребней. Памятники: Финнмарк (Норвегия) на севере, река Каликс (Швеция) и Ботнический залив (Финляндия) на западе и река Висла (Польша) на юге. На востоке была распространена до Уральских гор. Керамика: большие горшки ёмкостью 40-60 литров, закруглённые или заострённые внизу. Форма изделий в течение столетий оставалась неизменной, а вот наносимые орнаменты разнились. Среди многих стилей ямочно-гребенчатой керамики есть один, который использует свойства асбеста: Культура асбестовой керамики. Поселения располагались на морском побережье или берегах озёр. Жильё: типи площадью около 30 м², в котором могло жить до 30 человек. Захоронения устраивались внутри поселения и покойников покрывали красной охрой. Для культуры гребенчатой керамики типично захоронение покойника вместе с предметами из кремня и янтаря. Каменные инструменты изготавливались из местных материалов, таких как сланец и кварц. Характерны маленькие фигурки из обожжённой глины и головы животных из камня. Известны также и наскальные рисунки.

    ДНЕПРО-ДОНЕЦКАЯ КУЛЬТУРА (4300г. - 2 тыс. до н. э.) локализуется в восточном Полесье (бассейн нижней Припяти) и Правобережья Днепра до Березины. Название предложено В.Н. Даниленко в 1956 году и позже принято Д. Я. Телегиным и другими археологами. Памятники: деревня Юровичи (Калинковичский район, Гомельская область), найдена выгравированное изображение мужчины с уткой; деревня Озёрное (Люблинский район, Минская область), найдено жезлоподобное изделие из кости лося с двумя фигурами человека. Погребения в виде ингумации, чаще не в индивидуальных, а в братских могилах, которые использовались многократно, останки посыпали охрой. Предполагается, что носители этой культуры говорили на праиндоевропейском языке. Сменилась среднестоговской культурой. Представители были ярко выраженными кроманьонцами.

    КУЛЬТУРА ШАРОПОДОБНЫХ АМФОР (4 - 2 тыс. до н. э.) Название предложил археолог Густаф Коссинна в связи с характерной керамикой, шаровидными сосудами с 2-4 ручками. Расположение: от бассейна Эльбы на западе до Вислы на востоке, распространяется на юг до середины Днестра и на восток до Днепра . Шаровидные амфоры, встречаются на широкой территории, достигая Осетии. Находки: несколько шаровидных амфор найдено в мегалитических погребениях, каменные топоры. Поселения: редкие, удалённые друг от друга, и обычно в них обнаруживаются только фундаментные ямы. Предполагается, что некоторые из поселений были населены не круглый год, или были временными. Погребения: происходили путём положения трупа в саркофаг или в колодец. Сохранилось большое количество погребальных даров, включая животных (быков, свиней). Погребения скота в сопровождении погребальных даров. Помещение в могилы животных М. Гимбутас рассматривает как устойчивый культурный элемент . Возможно, что племена шаpовых амфоp являются пpедками не только славян, но и геpманцев и балтийцев без каких-либо заметных внyтpенних гpаниц междy ними.

    ВЕРХНЕДНЕПРОВСКАЯ КУЛЬТУРА (4 - 2 тыс. до н. э.) оставила до 500 известных стоянок, из которых исследовано лишь около 40. На раннем этапе носители культуры изготовляли толстостенные горшки, орнаментация производилась ямочными вдавлениями и отпечатками гребёнки. На позднем этапе стали появляться более толстогорлые горшки с более сложными композициями в орнаменте. Существовали круглые и овальные жилища, на позднем этапе углублённые в землю. Влияние на культуру извне наблюдается только в конце неолита. Предполагается, что верхнеднепровская культура была связана с финно-уграми.


    АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ БРОНЗОВОГО ВЕКА


    СРЕДНЕДНЕПРОВСКАЯ КУЛЬТУРА (32-23 вв. до н. э.) Территория: охватывает верхнее и среднее Поднепровьев Среднем Поднепровье (территория Гомельской, Могилёвской, частично Минской и Витебской областей). Исследователь: Артеменко, Городцов (выделил в 27-ом). Памятники: Ксендзова Гора, Струмень, Лучин, Ходосовичи, Стрелица, Себровичи. Основные занятия: земледелие и животноводство. Поселения: жили на песчаных дюнах, возвышенностях, берегах рек (1-1,5 км.кв.). Тип жилища: наземные столбовые строения (44 м.кв.) и полуземлянки (10 м.кв.). Находки: медные и бронзовые диадемы, шейные гривни, бронзалеты, височные кольца, круглые и овальные янтарные подвески; топоры, треугольные наконечники стрел, скребки, скобли, ножи, тёсла, резцы, проколки, гарпуны и т.п. Керамика: шароподобные, яйцеподобные, S-подобные посудины с плоским утолщённым дном, украшались шнуром, орнаментом, штрихами и вдавливаниями. В глину добавляли песок, шамот, мелкий кварц. Похоронный обряд: курганное трупосожжение, трупоположение головой на запад в скрученном состоянии, а на бок насыпали пепел или охру. Курганы самые древние у индоевропейцев, раскопаны в 1959 - 1962. Характерно господство культа солнца и огня и вера в загробную жизнь. Население первое познакомилось с бронзой.

    СЕВЕРОБЕЛОРУССКАЯ КУЛЬТУРА (конец 3 - первая пол. 2тыс до н.э.) Территория: охватывала Витебскую, север Минской, юг Псковской областей а так же некоторые соседние районы. Памятники: Кастыки, Кривино, Осовец. Основные занятия: охота, рыболовство, собирательство, а так же примитивное земеледелие и животноводство. Поселения: жили на берегах озёр и мелких рек. Тип жилья: строения с двухуклонной крышей. Находки: из рога и кости найдены наконечники стрел, кинжалы, ножи, проколки, гарпуны, рыболовные крючки, топоры и ложки; из зубов, кости и бурштына делали украшения; статуэтки людей, зверей, птиц, силуэты людей на керамике. Керамика: остродонные и плоскодонные посудины, в глины добавляли толчёные ракушки, украшались штрихами, горизонтальными поясами, отпечатками гребня, насечками и наколами.

    КУЛЬТУРА ШНУРОВОЙ КЕРАМИКИ ПОЛЕСЬЯ (18 - 14 вв. до н.э.) Территория: охватывает большую часть континентальной Европы, за исключением стран средиземноморского региона. Исследователи: Исаев, Кухаренко. Памятники: деревни Остров, Камень, Моталь, Владычино, Теребин (Пинский район, Брестская область). Основные занятия: земледелие и животноводство. Поселения: жили на возвышенностях. Тип жилища: полуземлянки. Находки: кремниевые клиноподобные топоры, сердце и листоподобные наконечники стрел, копий и дротиков, мотыги и зернотёрки. Встречаются изделия из бронзы и меди. Керамика: горшки с S-подобным краем, с ушками и кососрезанными краями, в глину добавляли песок и шамот, заглаживали пучком соломы и украшали шнуром. Похоронный обряд: бескурганное трупоположение в скрученном состоянии, мужчины на правом боку, женщины на левом, оба лицом на юг. Могилы в ряд.

    ТШТИНЕЦКАЯ КУЛЬТУРА (15 - 11 вв. до н.э.) Название получила от деревни Тштинец (Пуловский павет, Польша). Территория: охватывает районы восточной Польши, западной Украины, южной Беларуси. Исследователи: Кастшевский (ввёл термин в 30-м), Гордавский (сделал полное описание в 59-м). Памятники: Здитов, Камень, Хомск (Ивановский район), Востров, Горновое, Гривковичи, Сошно (Пинский район), Прилуки, Горынь. Основные занятия: земледелии и животноводство. Поселения: жили на песчаных возвышенностях на берегах рек. Тип жилища: землянки и столбовые наземные постройки. Находки: брозовые кинжалы, брозолеты, шпильки, подвески; каменные и кремниевые топоры, наконечники стрел, скребки и др. Керамика: горшки с утолщённым кососрезанным венчиком, глубокие миски, кубки, сито и вазоподобные посудины с пересечёнными, волнистыми, дугоподобными, зубчатыми линиями, шнуровым онаментом, валиками, вдавливаниями, жемчужинами. Похоронный обряд: трупоположени в скрученном состоянии в курганных и грунтовых могилах, иногда встречаются трупосожжения с остатками костра.

    СОСНИЦКАЯ КУЛЬТУРА (15 - 10 вв. до н.э.) Название получила от поселения Сосница (Черниговская область, Украина). Территория: бассейны Дисны, верхнего Днепра и нижней Припяти. Исследователи: Березанская, Артеменко. Памятники: Годзиловичи, Мохов, Прысно, Романовичи, Ходосовичи. Основные занятия: земледелие, животноводство, рыболовство, охота, обработка меди и бронзы. Поселения: жили на песчаных возвышенностях у берегов рек, на мысах, которые врезались в пойму. Тип жилища: столбовые наземные строения и полуземлянки (24-98 м.кв.) с 1-2 помещениями (жилым и хозяйственным) и двухуклонной крышей. Находки: бронзалеты со спиралеподобными щитками, двуспиральные и окуляроподобные фибулы; кремниевые топоры, ножи, наконечники стрел, скребки, скобли, серпы, каменные мотыги, бронзовые кельты, долото, наконечники копий. Керамика: слойкоподобные посудины, плоскодонные тюльпано- и S-подобные горшки, сверху украшены пересечными линиями, отпечатками шнура, налепными валиками, треугольным орнаментом и зигзагами. Похоронный обряд: трупосожжение в грунтовых могилах, иногда трупоположение в скрученном положение в курганном, или на спине в вытянутом состоянии в бескурганном могильнике. Покойников, обожженные останки, урны также хоронили в могильных ямах с деревянным настилом.


    АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ ЖЕЛЕЗА


    МИЛОГРАДСКАЯ КУЛЬТУРА (7 - 3вв. до н. э.) Название от деревни Милоград (Речицкий район, Гомельская область). Территория от Березины на севере до Роси на юге и Западного Буга на западе (территории Гомельской, Могилёвской, востока Брестской, юга Минской областей и северной Украины). Исследователи: Мельниковская, Побаль, Третьяков, Седов, Митрофанов, Загорульский. Памятники: деревня Горошков. Основные занятия - земледелие и животноводство. Милоградцы имели культурные связи со скифами: найдены глиняные фигурки лошадей (90 шт) и оружие. Милоградская культура часто отождествляется с неврами Геродота. Находки: серпы, мечи, наконечники копий и стрел скифского типа, мотыги, топоры, кельты, горбатые ножи, зернотёрки, толкачи, шила, бр. и ж. бронзолеты, перстни, заушницы, фибулы, шпильки, бляшки и т.п. Керамика: шароподобные, яйцеподобные, полусферические горшки с венчиком (диаметр - 10-30см.) + орнамент, штрихи, жемчужины. Поселения: укреплённые городища и селища. Тип жилища: наземные или в большинстве подземные (глубина - 1,5 метра, 12-16 м.кв.) однокамерные прямоугольные столбовые строения, имели выступ в одной из стен . Похоронный обряд: курганные (2-22м.) и бескурганные, были так же трупосожжения (очищенные кости ссыпали в ямы 0,5-1м.). Центральным был культ солнца. Первые познакомились с железом.

    ЗАРУБИНЕЦКАЯ КУЛЬТУРА (2в. до н.э. - 2в. н.э.) Названа в честь деревни Зарубинцы возле Киева. Территории: Припятское Полесье, Верхнее и Среднее Поднепровье (территория западной и центральной Украины, южной Беларуси, и запада России). Открыта археологом В.В. Хвойкой в 1899. Исследователи: Кухаренко, Каспарова, Даниленко, Побаль, Третьяков, Петров. Памятники: деревня Чаплин (Лоевский район, Гомельская областьть). Основные занятия: земледелие, скотоводство и охота. Развито было кузнечное дело. Поселения: городища милоградцев, неукреплённые селища. Тип жилища: наземные столбовые прямоугольные строения (10-24 м.кв.), иногда полуземлянки (глубина 0,4-1 м, 8-24 м.кв.). Находки: ж. наконечникий копий, клиноподобные топоры, ножи, серпы, бронзалеты, височные кольца, заушницы, перстни, фибулы и т.п. Керамика: лепная, без использования гончарного круга, плоскодонные орнаментированные горшки. Похоронный обряд: в основном трупосожжения, выявлены ямные трупосожжения и кенотафы (символическая, пустая могила), урновые захоронения и погребения черепов. В захоронениях имеются бронзовые фибулы. На территории Беларуси выделяют две разновидности данной культуры - полесскую и верхнедвинскую группы. В поздний период существования Зарубинецкая культура подверглась сарматскому нашествию.

    КУЛЬТУРА ШТРИХОВАННОЙ КЕРАМИКИ (7в. до н.э. - 4в. н.э.) Территория: охватывала районы восточной Литвы, юго-восточной Латвии, а также северо-западной и центральной Белоруссии. Исследователи: Лявданский (выделил в 20-е), Митрофанов (изучал). Памятники: Лобенщина и Малышки (Заславский район, Минская область). Основные занятия: подсечно-огневое земледелие и рыболовство. Поселения: городища (0,1-0,5 га) ранние - слабоукреплённые, вокруг поздних возводили валы и рвы, увеличивались в размерах. Тип жилища: многокамерные (3 секции) столбовые строения, позднее появились срубные полуземлянки, дереве облеплялось глиной. Находки: железные наконечники копий, топоры, серпы, шпоры, ножи, шилья, бронзовые украшения (фибла с разноцветными эмалями) и др. Керамика: представлена лепными горшками. Похоронный обряд: неизвестен. Вероятно, довольно широкое распространение имел культ медведя. Имелся центр ткачества, была развита металлургия.

    ДНЕПРО-ДВИНСКАЯ КУЛЬТУРА (8в. до н.э. - 4в. н.э.) Условно балтская археологическая культура. Территория: распространена в верховьях Днепра и среднем Подвинье (Калужская, Псковская, Тверская, Смоленская, Витебская и Могилёвская области Беларуси и России). Исследователи: Митрофанов. Памятники: деревни Поддубники и Прудники (Миорский район, Витебская область). Ничем не отличается от штрихованной керамики, кроме отсталостью и палеолитическими пережитками (каменные топоры). Потомки - латгалы . Предполагается что культура принадлежала селонам . Основные занятия: подсечно-огневое, мотыжное земледелие, животноводство, рыболовство. Поселения: укрепленные деревянные городища (Лужесно, Новые Батеки, Акатово, Демидовка) вблизи водоёмов, ограждалось частоколом и валом (0,5-2,5км. кв.). Тип жилища: наземные столбовые строения. Находки: обилие изделий из камня и кости: клиноподобные сверлёные топоры, зернотёрки, толкачи, мотыги, стрелы, гарпуны, рукоятки орудий, иголки, дудочки; железные серпы. Известны редкие изделия из бронзы (привозные). Керамика: неорнаментированная, иногда малоорнаментированная (косые линии) и с ямками. До рубежа н.э. были каменные топоры.

    БАНЦАРОВСКАЯ КУЛЬТУРА (5 - 8вв. н.э.) - название получила от городища Банцаровщина под Минском (на 20м. возвышалось Свислочью). Территория: верхнее Поднепровье и Понёманье, верхнее и среднее Подвинье. Выделена Третьяковым в 50-х. Исследователь: Митрофанов. Основные занятия: земледелие, животноводство. Была развита добыча и обработка железа, бронзолитие, гончарство, обработка дерева и кости. Находки: глиняные пряслицы, ж. ножи, серпы, топоры, наконечники копий, шпоры, подковоподобные фибулы, бр. бронзалеты, подвески, перстни и т.п. Керамика: Круглобокие, цилиндрические, мископодобные горшкив глину добавляли зернистый песок и шамот (толчёные черепки). Поселения: открытые селища на возвышенностях или мысах. Тип жилища: многокамерные столбовые наземные строения и срубные полуземлянки (глубина 0,2 - 0,8 м., 7 - 20 м.кв.) Похоронный обряд: курганное и бескурганное трупосожжение, иногда кости складывали в урну. Культура принадлежала балтам.

    КИЕВСКАЯ КУЛЬТУРА (3 - середина 5вв. н.э) Территория: Киевская, Черниговская, Сумская, Гомельская, Могилёвская, курская, Брянская области Украины, Росси и Беларуси. Исследователи: Даниленко (выделил в 53-ем), Побаль. Основные занятия: земледелие, животноводство и рыболовство, хорошо развиты ткачество, металлургия, гончарство. Памятник: деревня Адаменко и Колочин (Быховский район, Могилёвская область). Самые восточные памятники обнаружены в Самарском Поволжье.

    Находки: железные ножи с прямой спинкой, серпы, свёрла, шила; костяные иголки, тупики, спицы; глиняные льячки. Грузила, пряслицы; стеклянные бусы и бронзовые пинцеты (свидетельствуют о торговле с Римской империей); каменныезернотерки, жернова. Открыты Обиденские эмали . Керамика: лепная, маленькие посудины, но и горшки высотой 50см., орнаментированная насечками, пальцевыми вдавливаниями или следами гребня. Поселения: неукрепленные селища (0,5-2 га., иногда 6-8 га.) на берегах рек. Тип жилища: столбовые или срубовые полуземлянки и наземные строения (глубина 0,4-1,2 м, 8-24 м.кв.). Похоронный обряд: трупосожжение за пределами могилы, иногда урновые захоронения вверх дном. Во второй половине 5 века подверглась гуннскому нашествию. Возможно носителями Киевской культуры были венеты .

    КОЛОЧИНСКАЯ КУЛЬТУРА (6 - 8вв н.э.) - название получила от деревни колочин (речицкий район, Гомельская область). Территория: бассейн Дисны, Сойма, Могилёвского и Гомельского Поднепровья (территории Гомельской, Могилёвской, Брянской и Курской областей). Исследователи: Седов, Русанова, Митрофанов, Перхавко, Третьяков, Семенович, Побаль, Гарунов, Основные занятии, земледелие, животноводство, охота. Поселения: неукреплённые селища (городища служили хранилищем на случай войны или Святилищем). Тип жилища: однокамерные четырёхугольные срубные или столбовые полуземлянки, часто с опорным столбом в центре. Похоронный обряд: трупосожжение на курганных и бескурганных могилах, похороны урные и ямные. Керамика: лепная, слойкокругловатобокие, тюльпаноподобные, ребристые посудины. Находки: Миски, петельни, ж. ножи, шила, топоры, долото, косы, наконечники копий и стрел, глиняные пряслицы, зернотёрки, бронзалеты, поясные наборы, подвески, пальцевые фибулы.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх