Название одной из групп древних славян. Славяне

традиционно делятся на три крупных ветви: восточную, западную и южную. Это самая многочисленна этноязыковая группа в Европе. Восточных славян представляют три народа: русские, украинцы и белорусы. Западная ветка включает поляков, чехов, словаков, словинцев, кошубов, лужичан и др. К южным славянам относят сербов, болгар, хорватов, македонцев и др. Общая численность всех славян – около трехсот миллионов.

Исторические регионы проживания славян – восточная и южная и центральная часть Европы. Современные представители славянского этноса населяют бо́льшую часть Евразийского материка вплоть до Камчатки. Славяне проживают также в Западной Европе, США, Канаде и других странах. По вероисповеданию большинство славян – христиане, православные или католики.

Восточные славяне

Достоверных сведений о происхождении и расселении восточнославянских племен в доисторический период очень мало. Известно, что примерно в пятом – седьмом веках восточный славяне заселили территорию бассейна Днепра, а затем распространились до верховьев Волги на востоке и южного побережья Балтики на северо-востоке.

Большинство исследователей считают, что к девятому – десятому столетию различные племенные союзы объединились в целостный древнерусский этнос. Именно он составил основу Древнерусского государства.

Большинство представителей народа придерживаются римско – католической веры. Однако среди поляков есть лютеране и православные.

Славянские народы сегодня

В истории славян немало белых пятен, что даёт возможность многочисленным современным «исследователям» на основании домыслов и недоказанных фактов выдвигать самые фантастические теории о происхождении и формировании государственности славянских народов. Часто даже понятие «славянин» понимается превратно и рассматривается как синоним понятия «русский». Более того, существует мнение, будто славянин - это национальность. Всё это заблуждения.

Кто такие славяне?

Славяне составляют крупнейшую в Европе этноязыковую общность. Внутри неё существуют три основные группы: (т. е. русские, белорусы и украинцы), западные (поляки, чехи, лужичане и словаки) и южные славяне (среди них назовём боснийцев, сербов, македонцев, хорватов, болгар, черногорцев, словенцев). Славянин - этоне национальность, так как нация - более узкое понятие. Отдельные славянские нации сформировались относительно поздно, в то время как славяне (а точнее, праславяне) выделились из индоевропейской общности за полторы тысячи лет до н. э. Прошло несколько веков, и о них узнали античные путешественники. На рубеже эпох славяне упоминались римскими историками под именем «венедов»: из письменных источников известно, что славянские племена вели войны с германскими.

Считается, что родиной славян (точнее, местом, где они сформировались как общность) была территория между Одером и Вислой (некоторые авторы утверждают, что между Одером и средним течением Днепра).

Этноним

Тут имеет смысл рассмотреть вопрос о происхождении самого понятия «славянин». В старину народы часто назывались по имени реки, на берегах которой они обитали. Днепр в древние времена как раз именовался «Славутич». Сам корень «слав», возможно, восходит к общему для всех индоевропейцев слову kleu, означающего молву или известность. Есть и еще одна распространённая версия: «словак», «цловак» и, в конечном итоге, «славянин» - это просто «человек» или «человек, говорящий по-нашему». Представители древних племен всех чужаков, говоривших на непонятном языке, вообще не считали людьми. Самоназвание любого народа - например, «манси» или «ненец» - в большинстве случаев означает «человек» или «мужчина».

Хозяйство. Общественный строй

Славянин - это земледелец. Обрабатывать землю научились еще в те времена, когда у всех индоевропейцев был общий язык. На северных территориях практиковали подсечно-огневое земледелие, на юге - перелог. Выращивали просо, пшеницу, ячмень, рожь, лён и коноплю. Знали огородные культуры: капусту, свеклу, репу. Славяне жили в лесной и лесостепной зонах, поэтому занимались и охотой, и бортничеством, а также рыбачили. Еще они разводили скот. Славяне изготавливали качественное по тем временам оружие, керамику, сельскохозяйственные инструменты.

На ранних этапах развития у славян существовала которая постепенно эволюционировала в соседскую. В результате военных походов из общинников выделилась знать; знать получила земли, и общинный строй сменился феодальным.

Общаяв древности

На севере славяне соседствовали с балтийскими и на западе - с кельтами, на востоке - со скифами и сарматами, а на юге - с древними македонцами, фракийцами, иллирийцами. В конце 5-го века н. э. они дошли до Балтийского и Черного морей, а к 8-му веку достигли Ладожского озера и освоили Балканы. К 10-му веку славяне занимали земли от Волги до Эльбы, от Средиземноморья до Балтики. Эта миграционная активность была обусловлена нашествиями кочевников из Средней Азии, нападениями соседей-германцев, а также изменением климата в Европе: отдельные племена вынуждены были искать себе новые угодья.

История славян Восточно-Европейской равнины

Восточные славяне (предки современных украинцев, белорусов и русских) к 9-му веку н. э. заняли земли от Карпат до среднего течения Оки и Верхнего Дона, от Ладоги до Среднего Поднепровья. Они активно взаимодействовали с местными финно-уграми и балтами. Уже с 6-го века мелкие племена стали вступать в союзы друг с другом, что знаменовало зарождение государственности. Во главе каждого такого союза стоял военный вождь.

Названия союзов племен известны всем из школьного курса истории: это и древляне, и вятичи, и северяне, и кривичи. Но наибольшую известность получили, пожалуй, поляне и ильменские словене. Первые обитали по среднему течению Днепра и основали Киев, последние жили на берегах Ильмень-озера и построили Новгород. Возникший в 9-м веке «путь из варяг в греки» способствовал возвышению и, впоследствии, объединению этих городов. Так в 882 году возникло государство славян Восточно-Европейской равнины - Русь.

Высшая мифология

Славян нельзя назвать В отличие от египтян или индийцев, они не успели выработать развитой мифологической системы. Известно, что славян (т. е. мифы о происхождении мира) имеют много общего с финно-угорскими. В них тоже присутствует яйцо, из которого «рождается» мир, и две утки, по приказу верховного бога приносящие со дна океана ил для создания земной тверди. Поначалу славяне поклонялись Роду и Рожаницам, позже - персонифицированным силам природы (Перуну, Сварогу, Мокоши, Даждьбогу).

Существовали представления о рае - Ирии (Вырии), (Дубе). Религиозные представления славян развивались по той же схеме, что и у других народов Европы (ведь древний славянин - это европеец!): от обожествления природных явлений до признания единого Бога. Известно, что в 10-м веке н. э. князь Владимир пытался «унифицировать» пантеон, сделав верховным божеством Перуна - покровителя воинов. Но реформа провалилась, и князю пришлось обратить внимание на христианство. Принудительная христианизация, впрочем, так и не смогла полностью уничтожить языческие представления: Илью-пророка стали отождествлять с Перуном, а Христа и Богородицу стали упоминать в текстах магических заговоров.

Низшая мифология

Увы, мифы славян о богах и героях не были записаны. Зато эти народы создали развитую низшую мифологию, персонажи которой - лешие, русалки, упыри, заложные, банники, овинники и полуденицы - известны нам из песен, былин, пословиц. Еще в начале 20-го века крестьяне рассказывали этнографам о том, как уберечься от оборотня и договориться с водяным. Некоторые пережитки язычества живы в народном сознани до сих пор.

Славянские народы

Происхождение термина «славяне», вызывающее большой интерес общественности в последнее время, является весьма сложным и запутанным. Определение славян как этноконфессиональной общности, в силу весьма большой территории, занимаемой славянами, часто бывает затруднено, а использование понятия «славянской общности» в политических целях на протяжении веков вызывало серьезное искажение картины реальных взаимосвязей между славянскими народами.

Происхождение самого термина «славяне» современной науке неизвестно. Предположительно, он восходит к некоему общеиндоевропейскому корню, смысловым содержанием которого является понятие «человек», «люди». Существует также две теории, одна из которых выводит латинские названия Sclavi, Stlavi, Sklaveni от окончания имен «-слав», которое, в свою очередь связывается со словом «слава». Другая теория связывает наименование «славяне» с термином «слово», приводя в подтверждение наличие русского слова «немцы», производного от слова «немой». Обе эти теории, однако, опровергаются практически всеми современными лингвистами, утверждающими, что суффикс «-янин» однозначно указывает на принадлежность к определенной местности. Так как местность под названием «Слав» истории неизвестна, то и происхождение названия славян остается невыясненным.

Основные знания, имеющиеся у современной науки о древних славянах, основываются либо на данных археологических раскопок (которые сами по себе не дают никаких теоретических знаний), либо на основе летописей, как правило, известных не в оригинальном виде, а в виде позднейших списков, описаний и толкований. Очевидно, что подобного фактического материала для сколько-нибудь серьезных теоретических построений совершенно недостаточно. Источники сведений об истории славян рассмотрены ниже, а также в главах «История» и «Лингвистика», однако следует сразу оговориться, что любое исследование в области жизни, быта и религии древних славян не может претендовать ни на что большее, чем на гипотетическую модель.

Следует также заметить, что в науке XIX-XX вв. произошло серьезное расхождение во взглядах на историю славян между русскими и зарубежными исследователями. С одной стороны, оно было вызвано особыми политическими отношениями России с другими славянскими государствами, резко возросшим влиянием России на европейскую политику и необходимостью исторического (или псевдоисторического) обоснования этой политики, как и обратной реакции на нее, в том числе со стороны откровенно фашистских этнографов-теоретиков (к примеру, Ратцеля). С другой стороны, имелись (и имеются) принципиальные различия научных и методологических школ России (особенно советской) и западных стран. На наблюдаемое расхождение не могли не повилять и религиозные моменты – претензии российского православия на особую и исключительную роль в мировом христианском процессе, корнями уходящие еще в историю крещения Руси, также требовали определенного пересмотра некоторых взглядов на историю славян.

В понятие «славян» те или иные народы зачастую включаются с определенной долей условности. Ряд народностей за свою историю претерпел настолько значительные изменения, что они могут называться славянскими лишь с большими оговорками. Многие народы, преимущественно на границах традиционного славянского расселения, имеют признаки как славян, так и их соседей, что требует введения понятия «маргинальные славяне». К таким народам определенно относятся дакорумыны, албанцы и иллирийцы, лето-славяне.

Большая часть славянского населения, испытав многочисленные исторические перипетии, так и или иначе смешалась с другими народами. Многие из этих процессов происходили уже в новое время; так, русские поселенцы в Забайкалье, смешавшись с местным бурятским населением, породили новую общность, известную как чалдоны. По большому счету, есть смысл выведения понятия «мезославяне» в отношении народов, имеющих прямую генетическую связь лишь с венедовами, антами и склавенами.

Использовать лингвистический метод при идентификации славян, как это предлагается рядом исследователей, необходимо с крайней осторожностью. Имеется масса примеров подобного несоответствия либо синкретизма в лингвистике некоторых народов; так, полабские и кашубские славяне де-факто говорят на немецком языке, а многие балканские народы только за последние полтора тысячелетия несколько раз изменили изначальный язык до неузнаваемости.

Такой ценный метод исследований, как антропологический, к славянам, к сожалению, практически неприменим, так как единый антропологический тип, характерный для всего ареала обитания славян, так и не сформировался. Традиционно-бытовая антропологическая характеристика славян относится преимущественно к северным и восточным славянам, которые на протяжении веков ассимилировали с прибалтами и скандинавами, и не может быть отнесена к восточным и тем более к южным славянам. Более того – в результате значительных внешних воздействий со стороны, в частности, мусульманских завоевателей, существенно изменялись антропологические признаки не только славян, но и всех жителей Европы. К примеру, коренные жители Аппеннинского полуострова в период расцвета Римской империи имели внешность, характерную для жителей Центральной России XIX в.: светлые кудрявые волосы, голубые глаза и округлые лица.

Как уже было сказано выше, информация о праславянах известна нам исключительно из античных, а позднее – византийских источников начала I тысячелетия н.э. Греки и римляне давали праславянским народностям совершенно произвольные названия, относя их к местности, внешнему виду или боевым характеристикам племен. Вследствие этого в названиях праславянских народов наблюдается известная путаница и избыточность. При этом, однако, в Римской империи славянские племена обобщенно назывались терминами Stavani, Stlavani, Suoveni, Slavi, Slavini, Sklavini, имеющими очевидно, общее происхождение, однако оставляющими широкий простор для рассуждений о первоначальном значении этого слова, как уже было сказано выше.

Современная этнография достаточно условно делит славян нового времени на три группы:

Восточных, к которым относит русских, украинцев и белорусов; некоторые исследователи выделяют лишь русскую нацию, имеющую три ветви: великорусскую, малорусскою и белорусскую;

Западных, к которым относит поляков, чехов, словаков и лужичан;

Южных, к которым относит болгар, сербов, хорватов, словенцев, македонцев, боснийцев, черногорцев.

Легко заметить, что это деление соответствует скорее лингвистическим различиям между народами, чем этнографическим и антропологическим; так, разделение основного населения бывшей Российской империи на русских и украинцев носит весьма спорный характер, а объединение в одну национальность запорожцев, галицийцев, восточных поляков, северных молдаван и гуцулов относится скорее к политике, чем к науке.

К сожалению, исходя из вышесказанного, исследователь славянских общностей вряд ли может основываться на ином методе исследований и следующей из него классификации, чем лингвистический. Однако, при всем богатстве и эффективности лингвистических методов, в историческом аспекте они весьма подвержены внешним воздействиям, и, как следствие этого, в исторической перспективе могут оказаться недостоверными.

Безусловно, основной этнографической группой восточных славян являются так называемые русские, как минимум в силу своей численности. Однако в отношении русских мы можем говорить только в обобщающем смысле, так как русская нация представляет собой весьма причудливый синтез мелких этнографических групп и народностей.

В формировании русской нации принимали участие три этнических элемента: славянский, финский и татаро-монгольский. Утверждая это, мы, однако, не можем определенно сказать, каким именно был первоначальный восточнославянский тип. Аналогичная неопределенность наблюдается и в отношении финнов, которые объединены в одну группу лишь вследствие некой близости языков собственно балтийских финнов, лопарей, ливов, эстов и мадьяров. Еще менее очевидно генетическое происхождение татаро-монгол, которые, как известно, имеют достаточно отдаленное отношение и к современным монголам, и тем более к татарам.

Ряд исследователей считает, что социальную верхушку древней Руси, давшей имя всему народу, составил некий народ русов, который к середине X в. подчинил себе словен, полян и часть кривичей. Существуют, однако, значительные расхождения в гипотезах о происхождении и самом факте существования русов. Норманнское происхождение русов предполагается от скандинавских племен периода экспансии викингов. Эта гипотеза описана еще в XVIII в., однако была в штыки воспринята патриотически настроенной частью русских ученых во главе с Ломоносовым. В настоящее время норманнская гипотеза рассматривается на западе как базовая, в России – как вероятная.

Славянская гипотеза происхождения русов сформулирована Ломоносовым и Татищевым в пику норманнской гипотезе. Согласно этой гипотезе, русы ведут свое начало из Среднего Поднепровья и отождествляются с полянами. Под эту гипотезу, имевшую в СССР статус официальной, подогнаны многие археологические находки юга России.

Индо-иранская гипотеза предполагает происхождение русов от сарматских племен роксаланов или росомонов, упоминаемых античными авторами, а название народа – от термина ruksi - «светлый». Эта гипотеза не выдерживает критики, в первую очередь, по присущей захоронениям того времени долихокефальности черепов, что присуще только северным народам.

Существует устойчивое (и не только в быту) убеждение, что на формирование русской нации оказала влияние некая нация, именуемая скифами. Между тем в научном смысле этот термин не имеет права на существование, так как понятие «скифы» не менее обобщенно, чем «европейцы», и включает в себя десятки, если не сотни кочевых народов тюркского, арийского и иранского происхождения. Естественно, эти кочевые народности, в той или иной мере, оказали определенное влияние на формирование восточных и южных славян, но считать это влияние определяющим (или критичным) совершенно неверно.

По мере распространения восточных славян они смешались не только с финнами и татарами, но и, несколько позднее, с немцами.

Основной этнографической группой современной Украины являются так называемые малороссы, проживающие на территории Среднего Поднепровья и Слобожанщины, называемые также черкасами. Также выделяются две этнографические группы: карпатские (бойки, гуцулы, лемки) и полесские (литвины, полищуки). Формирование малоросской (украинской) народности произошло в XII-XV вв. на основе юго-западной части населения Киевской Руси и генетически мало отличалось от коренной русской нации, сформировавшейся к моменту крещения Руси. В дальнейшем произошла частичная ассимиляция части малороссов с венграми, литовцами, поляками, татарами и румынами.

Беларусы, называющие себя так по географическому термину «Белая Русь», представляют собой сложный синтез дреговичей, радимичей и частично вятичей с поляками и литовцами. Изначально, до XVI в., термин «Белая Русь» применялся исключительно к Витебщине и северо-восточной Могилевщине, в то время как западная часть современной Минской и Витебской областей вместе с территорией нынешней Гродненской области назывались «Черной Русью», а южная часть современной Белоруссии – Полесьем. Эти районы намного позднее вошли в состав «Белой Руси». Впоследствии беларусы поглотили полоцких кривичей, а часть из них оттеснили в Псковские и Тверские земли. Русское название беларусско-украинского смешанного населения – полищуки, литвины, русины, руськие.

Полабские славяне (венды) – коренное славянское население севера, северо-запада и востока территории, занимаемой современной Германией. В состав полабских славян входят три племенных союза: лютичи (велеты или вельцы), бодричи (ободриты, ререки или рароги) и лужичане (лужицкие сербы или сорбы). В настоящее время все полабское население полностью онемечено.

Лужичане (лужицкие сербы, сорбы, венды, сербья) – коренное мезославянское население, проживает на территории Лужицы – бывших славянских областей, ныне находящихся на территории Германии. Ведут свое происхождение от полабских славян, оккупированных в X в. немецкими феодалами.

Крайне южные славяне, условно объединенные под названием «болгары», представляют собой семь этнографических групп: добруджанци, хърцои, балканджии, тракийци, рупци, македонци, шопи. У этих групп существенно различается не только язык, но и обычаи, общественное устройство и культура в целом, и окончательное формирование единой болгарской общности не завершено даже в наше время.

Изначально болгары жили на Дону, когда хазары, после перемещения на запад, основали большое царство на нижней Волге. Под давлением хазар часть болгар переместилась на нижний Дунай, образовав современную Болгарию, а другая часть – на среднюю Волгу, где впоследствии смешались с русскими.

Балканские болгары смешались с местными фракийцами; в современной Болгарии элементы фракийской культуры прослеживаются к югу от Балканского хребта. С расширением Первого Болгарского царства в состав обобщенного народа болгар вошли новые племена. Значительная часть болгар ассимилировала с турками в период XV-XIX вв.

Хорваты - группа южных славян (самоназвание – хрвати). Предки хорватов – племена качичи, шубичи, свачичи, магоровичи, кроаты, которые переселились вместе с другими славянскими племенами на Балканы в VI-VII вв, и затем расселились на севере Далматинского побережья, в южной Истрии, в междуречье Савы и Дравы, на севере Боснии.

Собственно кроаты, составляющие костяк хорватской группы, более всего родственны славонцам.

В 806 г. хорваты попали под власть Фраконии, в 864 г. – Византии, в 1075 г. образовали собственное королевство.

В конце XI – начале XII вв. основная часть хорватских земель была включена в состав Венгерсколго королевства, в результате чего произошла значительная ассимиляция с венграми. В середине XV в. Венеция (еще в XI в. захватившая часть Далмации) завладела хорватским Приморьем (за исключением Дубровника). В 1527 году Кроация получила самостоятельность, попав под власть Габсбургов.

В 1592 г. часть хорватского королевства была завоевана турками. Для защиты от османов была создана Военная граница; ее жители, граничары – хорваты, славонцы и беженцы-сербы.

В 1699 г. Турция уступила Австрии захваченную часть в числе других земель по Карловицкому миру. В 1809-1813 гг. Кроация была присоединена к иллирийским провинциям, уступленным Наполеону I. С 1849 по 1868 гг. она составляла, вместе со Славонией, береговой областью и Фиуме, самостоятельную коронную землю, в 1868-м г. вновь соединенную с Венгрией, а в 1881 г. к последней была присоединена и Словацкая пограничная область.

Небольшая группа южных славян – иллирийцы, позднейшие обитатели древней Иллирии, находившейся к западу от Фессалии и Македонии и к востоку от Италии и Реции вплоть до реки Истра к северу. Наиболее значительные из иллирийских племён: далматы, либурны, истры, яподы, паннонцы, дезитиаты, пирусты, диционы, дарданы, ардиеи, таулантии, плереи, япиги, мессапы.

В начале III в. до н. э. иллирийцы подверглись кельтскому влиянию, в результате чего сформировалась группа иллиро-кельтских племен. В результате Иллирийских войн с Римом иллирийцы подверглись быстрой романизации, в результате чего исчез их язык.

От иллирийцев ведут свое происхождение современные албанцы и далматинцы.

В формировании албанцев (самоназвание шчиптар, известны в Италии как арбреши, в Греции как арванитес) приняли участие племена иллирийцев и фракийцев, а также на нем сказалось влияние Рима и Византии. Общность албанцев сформировалась сравнительно поздно, в XV в., однако подверглась сильнейшему влиянию османского господства, разрушившего хозяйственные связи между общинами. В конце XVIII в. сформировались две основные этнические группы албанцев: геги и тоски.

Румыны (дакорумыны), до XII века представлявшие собой пастушеский горный народ, не имеющий стабильного места проживания, не являются в чистом виде славянами. Генетически они представляют собой смешение даков, иллирийцев, римлян и южных славян.

Арумыны (аромуны, цинцары, куцовлахи) являются потомками древнего романизованного населения Мезии. С высокой долей вероятности предки арумын до IX – X веков проживали на северо-востоке Балканского полуострова и не являются автохтонным населением на территории настоящего проживания, т.е. в Албании и Греции. Лингвистический анализ показывает практически полную идентичность лексики арумын и дакорумын, что свидетельствует о том, что эти два народа длительное время находились в тесном контакте. О переселении арумын свидетельствуют и византийские источники.

Происхождение мегленорумын полностью не изучено. Нет сомнений, что они относятся к восточной части румын, подвергшейся продолжительному влиянию дакорумын, и не являются автохтонным населением в местах современного проживания, т.е. в Греции.

Истрорумыны представляют собой западную часть румын, в настоящее время в незначительных количествах проживающих в восточной части полуострова Истрия.

Происхождение гагаузов, народа, проживающего практически во всех славянских и сопредельных им странах (преимущественно в Бессарабии), весьма спорно. По одной из распространенных версий, эта православная народность, говорящая на специфическом гагаузском языке тюркской группы, представляет собой отуреченных болгар, смешавшихся с половцами южнорусских степей.

Юго-западные славяне, в настоящее время объединяемые под условным наименованием «сербы» (самоназвание – срби), а также вычленяющиеся из них черногорцы и боснийцы, представляют собой ассимилированных потомков собственно сербов, дуклян, тервунян, конавлян, захлумян, наречан, занимавших значительную часть территории в бассейне южных притоков Савы и Дуная, Динарские горы, юж. часть побережья Адриатики. Современные юго-западные славяне делятся на региональные этнические группы: шумадийцы, ужичане, моравцы, мачване, косовцы, сремцы, баначане.

Боснийцы (босанцы, самоназвание – муслимане) проживают в Боснии и Герцеговине. Фактически представляют собой сербов, смешавшихся с хорватами и принявших ислам во время османской оккупации. С боснийцами смешались переселявшиеся в Боснию и Герцеговину турки, арабы, курды.

Черногорцы (самоназвание – «црногорци») проживают в Черногории и Албании, генетически мало отличаются от сербов. В отличие от большинства балканских стран, Черногория активно сопротивлялась османскому игу, в результате чего в 1796 г. получила независимость. Вследствие этого уровень турецкой ассимиляции черногорцев минимален.

Центром расселения юго-западных славян является историческая область Рашка, объединяющая бассейны рек Дрина, Лим, Пива, Тара, Ибар, Западная Морава, где во второй половине VIII в. сложилось раннее государство. В середине IX в. было создано Сербское княжество; в X-XI вв. центр политической жизни перемещался то на юго-запад от Рашки, в Дуклю, Травунию, Захумье, то вновь в Рашку. Затем, в конце XIV – начале XVвв., Сербия вошла в Османскую империю.

Западные славяне, известные под современным названием «словаки» (самоназвание – словаци), на территории современной Словакии стали преобладать с VI в. н.э. Двигаясь с юго-востока, словаки частично поглотили прежнее кельтское, германское, а затем и аварское население. Южные районы расселения словаков в VII в., вероятно, входили в границы государства Само. В IX в. по течению Вага и Нитры возникло первое племенное княжество ранних словаков – Нитранское, или княжество Прибины, которое около 833 года присоединилось к Моравскому княжеству – ядру будущей Великоморавской державы. В конце IX в. Великоморавское княжество распалось под натиском венгров, после чего его восточные области к XII в. вошли в состав Венгрии, а позже Австро-Венгрии.

Термин «словаки» появился с середины XV в.; ранее жители этой территории назывались «словени», «словенка».

Вторая группа западных славян – поляки, образовавшиеся в результате объединения западно shy;славянских племен полян, слензан, вислян, мазовшан, поморян. Вплоть до конца XIX в. единой польской нации не существовало: поляки делились на несколько крупных этнических групп, различавшихся диалектами и некоторыми этнографическими особенностями: на западе – великополяне (к которым относились куявяне), ленчицане и серадзяне; на юге – малополяне, в группу которых входили гурали (население горных районов), краковяне и сандомирцы; в Силезии – слензане (слензаки, силезцы, среди которых различались ляхи, силезские гурали и др.); на северо-востоке – мазуры (к ним относились курпи) и вармяки; на побережье Балтийского моря – поморяне, причем в Поморье особенно выделялись кашубы, сохранявшие специфику языка и культуры.

Третья группа западных славян – чехи (самоназвание – чеши). Славяне в составе племен (чехи, хорваты, лучане, зличане, дечане, пшоване, литомержцы, хебане, гломачи) стали преобладающим населением на территории современной Чехии в VI-VII вв., ассимилировав остатки кельтского и германского населения.

В IX в. Чехия входила в состав Великоморавской державы. В конце IX – начале X вв. образовалось Чешское (Пражское) княжество, в X в. включившее в свои земли Моравию. Со второй половины XII в. Чехия вошла в состав Священной Римской империи; далее на чешских землях прошла немецкая колонизация, в 1526 г. установилась власть Габсбургов.

В конце XVIII – начале XIX вв. началось возрождение чешского самосознания, завершившееся, с распадом Австро-Венгрии в 1918 г., образованием национального государства Чехословакия, которое в 1993 г. распалось на Чехию и Словакию.

В составе современной Чехии выделяются население собственно Чехии и исторической области Моравия, где сохраняются областные группы гораков, моравских словаков, моравских валахов и ганаков.

Лето-славяне считаются самой молодой ветвью северо-европейских арийцев. Они проживают на восток от средней Вислы и имеют значительные антропологические отличия от литовцев, проживающих в той же местности. По мнению ряда исследователей, лето-славяне, смешавшись с финнами, дошли до среднего Майна и Инна, и лишь позднее были частично вытеснены, а частично ассимилированы германскими племенами.

Промежуточная народность между юго-западными и западными славянами – словенцы, занимающие в настоящее время крайний северо-запад Балканского полуострова, от верховьев рек Сава и Драва к восточным Альпам и побережью Адриатики вплоть до Фриульской долины, а также в Среднем Подунавье и Нижней Паннонии. Эта территория была занята ими во время массового переселения славянских племен на Балканы в VI-VII вв., образовав два словенских региона -альпийский (карантанцы) и дунайский (паннонские славяне).

С середины IX в. большая часть словенских земель оказалась под господством южной Германии, вследствие чего там стало распространяться католичество.

В 1918 г. произошло создание королевства сербов, хорватов и словенцев под общим названием Югославия.

Из книги Древняя Русь автора

3. Славянские Повесть временных лет: а) Ипатьевский список, ПСРЛ, Т. П, Вып. 1 (3-е изд., Петроград, 1923), 6) Лаврентьевский список, ПСРЛ, Т. 1, Вып. 1 (2-е изд., Ленинград, 1926).Константин Философ, см. Св. Кирилл.Георгий Монах, Славянский вариант изд. В.М. Истриным: Хроника Георгия Амартола

Из книги Киевская Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

1. Славянские Лаврентьевская Летопись (1377), Полное собрание русских летописей, I, отд. вып. 1 (2-е изд. Ленинград, 1926); отд. вып. 2 (2-е изд. Ленинград, 1927). отд. вып. 1: Повесть временных лет, перевод на англ. Кросс (Cross), отд. вып. 2: Суздальская летопись.Ипатьевская летопись (начало

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора

Пять первичных языков древней Британии. Какие народы говорили на них и где эти народы жили в X–XII веках? На первой же странице Англо-Саксонской Хроники сообщается важная информация:«На этом острове (т. е. в Британии - Авт.) было пять языков:Английский (English),Британский или

Из книги Очерки истории цивилизации автора Уэллс Герберт

Глава четырнадцатая Народы моря и народы торговли 1. Первые корабли и первые мореплаватели. 2. Эгейские города в доисторическую эпоху. 3. Освоение новых земель. 4. Первые торговцы. 5. Первые путешественники 1Человек строил корабли, конечно же, с незапамятных времен. Первые

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора Носовский Глеб Владимирович

12. Пять первичных языков древней Британии Какие народы на них говорили И где эти народы жили в XI–XIV веках На первой же странице Англо-Саксонской Хроники сообщаются важные сведения. «На этом острове (то есть в Британии - Авт.) было пять языков:Английский (ENGLISH),Британский

Из книги Велесова книга автора Парамонов Сергей Яковлевич

Славянские племена 6а-IИ были князья Славен с братом его Скифом. И тогда узнали они о распре великой на востоке и так сказали: «Идем в землю Ильмерскую!» И так решили, чтобы старший сын остался у старца Ильмера. И пришли они на север, и там Славен основал свой город. А брат

Из книги Русь. Китай. Англия. Датировка Рождества Христова и Первого Вселенского Собора автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Советская водка. Краткий курс в этикетках [илл. Ирина Теребилова] автора Печенкин Владимир

Славянские водки Поля неведомых планет Души славянской не пленят, Но кто почел, что водка яд, Таким у нас пощады нет. Борис Чичибабин В советское время вся водочная продукция считалась общесоюзной. Были марки общеизвестные, которые продавались по всему Союзу: «Русская»,

Из книги История России. Факторный анализ. Том 1. С древнейших времен до Великой Смуты автора Нефедов Сергей Александрович

3.1. Славянские истоки Мир славян, обитавших в лесах Восточной Европы, вплоть до IX века был разительно не похож на охваченный постоянной войной мир степей. Славяне не испытывали недостатка в земле и пище – и поэтому жили в мире. Необъятные лесные пространства дарили

Из книги Балтийские славяне. От Рерика до Старигарда автора Пауль Андрей

Славянские источники Возможно, известность «Славии», как названия ободритского королевства, отразилась и в работах польских хронистов XIII века Винцента Кадлубека и его продолжателя Богухвала. Для их текстов характерно обширное применение «учёных» терминов, но, в то же

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Скифия против Запада [Взлет и падение Скифской державы] автора Елисеев Александр Владимирович

Две славянские традиции Можно предположить, что в определенный момент какие-то этнополитические образования славян, наследовавшие скифам-сколотам, «отказались» от этнонима «венеды», модифицировав прежнее имя. Тем самым они как бы укрепились в собственном «скифстве»,

автора Коллектив авторов

Боги Славянские На самом деле богов у славян не так уж много. Все они, как отмечалось выше, олицетворяют отдельные образы, тождественные явлениям, имеющимся в природе, в мире человеческих и общественных отношений и в нашем сознании. Повторимся, что созданы они были нашими

Из книги Сравнительное богословие. Книга 2 автора Коллектив авторов

Святыни Славянские Славянских Святынь так же, как и богов, и Див, и Чуров, не такое множество, как представлено сегодня во многих книгах о Славянах. Истинными святынями Славянскими являются родники, рощи, дубравы, поля, пастбища, станы… - всё то, что позволяет жить

Из книги Сравнительное богословие. Книга 2 автора Коллектив авторов

Славянские праздники Славянские праздники, как правило, не походили один на другой. Они постоянно разнообразились, и в них привносились различные дополнения. Были праздники, посвящённые богам, урожаю, свадебные, праздники, посвящённые проводимому Вече, на котором

Из книги Что было до Рюрика автора Плешанов-Остоя А. В.

«Славянские руны» Уряда исследователей существует мнение, что древнеславянская письменность – это аналог скандинавского рунического письма, что якобы подтверждает так называемое «Киевское письмо» (документ, датируемый X веком), выданное Яакову Бен Ханукке иудейской

Славяне - это самая крупная на данный момент в Европе индоевропейская языковая группа. Внутри общеславянского единства выделяются западные славяне (поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане), южные славяне (болгары, сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, словенцы, черногорцы) и восточные славяне (белорусы, русские, украинцы, русины).

Происхождение этнонима славяне.

Существует несколько версий этимологии термина «славяне».
1. Значение этнонима восходит к слову «слово», т.е. славяне – люди обладающие даром слова, в отличие от иноязычных народов. Версия основана на противопоставлении свой - чужой, которое было широко распространено в древности у многих народов. (сторонники- Л. Нидерле, Т. Лер-Сплавинский, Р.О. Якобсон.)
2. Б.А. Рыбаков связывает славян с племенами венедов римских авторов и трактует термин славяне как «слы»+»вене» (т.е. послы венедов).
3. Этимология слова восходит к индоевропейскому корню -kleu-, одним из значений которого является «слава» в понятии известность, знаменитость, популярность.
4. Слово «славяне» связано с гидронимом в ареале расселения одного из племен и впоследствии распространилось на все остальные племена. В качестве вероятного этнообразующего гидронима выступают былинный эпитет р. Днепр – Славутич, р. Слуя приток Вазузы, польск. названия рек Sљаwа, Sљаwiса, сербская река Славница и др.
5. Самоназвание выводят от индоевропейского слова -slauos- народ (сторонники - С.Б. Бернштейн, И. Ю. Миккола).

Откуда пришли славяне?

Откуда пришли славянеПри выяснении территории славянской прародины были использованы данные лингвистики, топонимики, палеоботаники и палеозоологии, исторического языкознания, антропологии и археологии. Было установлено, что район прародины должен находиться в предгорьях, где растут дуб, бук и граб, в бассейне рек, впадающих в Балтийское море и не должен выходить на морское побережье. Территория это примерно локализована где-то в районе Северного Прикарпатья. По данным археологии первой археологической культурой связанной собственно со славянами является подклошевая культура V - II вв. до н.э. Ареал распространения этой культуры – южная Польша, север Чехии и Словакии, юго-восток Германии и Прикарпатье. Это место связывают собственно с выделением славянского языка из балтославянской языковой общности. На севере славяне граничили с балтами и германцами, на востоке с ираноязычными племенами скифов и сарматов, на юге с иллирийцами и фракийцами и с кельтами на западе.
Славян иногда отождествляют с частью скифской культурной области (т.н. скифы-пахари), а также с этнонимом венеды. Так финны до сих пор зовут Россию - Венейя, а эстонцы - Венемаа.

Расселение славян.

К концу II в. до н.э. к западу от Карпат локализуется пшеворская археологическая культура, а к востоку от Карпат – зарубинецкая, носители части которых относятся к славянам. Расселение славянПредставители пшеворской культуры мигрируют к Днепру, и там во II веке формируется черняховская археологическая культура, которая на ряду со славянами включала в себя также и ираноязычные племена сарматов.
С VI в. н.э. славяне активно участвуют в Великом переселении народов, перекраивая по-новому этническую карту Европы. Наступает славянский этап этногенеза Европы. Расселение славян в Европе проходило по трем главным направлениям: на юг на Балканский полуостров, на север и восток по Восточно-Европейской равнине и на запад в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы.
Три направления расселения определило разделение славян на три ветви: восточные, западные и южные. В Повести временных лет перечислено двенадцать восточнославянских племенных союзов, населяющих территории между Балтийским и Чёрным морями. Среди этих племенных союзов указаны поляне, древляне, дреговичи, радимичи, вятичи, кривичи, словене, дулебы (позднее разделившиеся на волынян и бужан), белые хорваты, северяне, уличи, тиверцы.

Письменные свидетельства о славянах.

Письменные свидетельства о славянахНаиболее ранние упоминания о славянах содержаться у античных авторов I в. н. э (Плиний Старший, Тацит). Онивпервые упоминают о венедах, которых принято отождествлять со славянами. О собственно славянах под именем склавинов и антов впервые говорят в середине VI века н.э. два автора – византийский историк Прокопий Кесарийский и гот Иордан. Ниже приведены наиболее информативные свидетельства о славянах двух указанных авторов.

Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, - именно при перечислении племён, - происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинялись власти Германариха.

Прокопий.

Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всём остальном у обоих этих варварских племён вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи жертв производят гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идёт на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бёдрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них белый или золотистый и не совсем чёрный, но все они темно-красные. Образ жизни у них, как у массагетов, грубый, без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. В древности оба эти племени называли спорами [рассеянными], думаю потому, что они жили, занимая страну "спораден", "рассеяно", отдельными посёлками. Поэтому-то им и земли надо много. Они живут, занимая большую часть берега Истра, по ту сторону реки. Считаю достаточным сказанное об этом народе.
Не менее интересны и данные о славянах византийского императора Маврикия Стратега. Труд Маврикия «Стратегикон» явился для последующих поколений византийских полководцев своеобразных учебником по военным действиям против славян. Информация касается в основном военного дела. Автор отмечает у них огромное количество военных хитростей. Так наши предки могли прятаться в водоеме, дыша через тростник или использовать прием ложного отступления. Маврикий описывает славян как крайне свободолюбивых, неприхотливых и выносливых людей, ценящих более всего гостеприимство, которое у них возведено почти в элемент культа. По этому поводу историк XIX века Петрушевский А.Ф. писал следующее. Славяне были нрава доброго и очень гостеприимны. Выходя из дому, славянин не запирал дверь и на столе оставлял разную еду, на случай, если зайдет странник. У иных не считалось даже бесчестием, если хозяин за бедностью украдет что-нибудь для гостя. По свидетельству автора женщины славян после смерти мужа могли предпочесть смерть на его могиле положению вдовы. Отмечено также наличие у них некоторые особенности патриархального рабства, так пробыв некоторое время рабом, человек мог перейти в положение свободного члена общины.

Литература.
Хрестоматия по истории СССР. Т. I / Сост. В. Лебедев и др. М.: 1940
Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М.: Издательство «Наука», 1987
Рыбаков Б. А. Язычество древних славян М.: Издательство «Наука», 1981
Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Т.1. Анналы. Малые произведения. Л.: Наука, 1969
Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М.: Издательство «Наука», 1979
Гимбутас М. Славяне. Сыны Перуна. М.: 2001.

Благорад,
Журнал Родноверие №1(1) 2009

Славяне — это один из самых древних народов Европейского континента. Его культура насчитывает очень много веков и отличается уникальными особенностями.

Сегодня мало кто знает о происхождении и быте древних славян. Узнать об этом поможет славянское видео скачать online которое можно на одном из специализированных сайтов.

Южные славяне

Народы — это группы, которые распространяются на значительной территории Европы. Их количеств насчитывается по оценкам некоторых специалистов больше 350 млн. человек.

Южные славяне — это группа народов, которая по стечению обстоятельств нашла себе жилище ближе к югу материка. К ним можно отнести людей живущих в таких странах:

  • Болгария;
  • Босния и Герцеговина;
  • Македония;
  • Словения;
  • Черногория;
  • Сербия;
  • Хорватия.

Эта группа людей заселяет практически все Балканы и побережье Адриатического моря. Сегодня культура данных народов терпит значительные изменения под влиянием западных народов.

Восточные и западные славяне

Западные народы являются коренными потомками, так как именно с этих мест произошло расселение.

К этой группе можно отнести потомков нескольких национальностей:

  • поляки;
  • чехи;
  • словаки;
  • кашубы;
  • лужичане.

Последние два народа отличаются небольшой численностью, поэтому собственных государств не имеют. Местом проживания кашубов является Польша. Что касается лужичан, то определенные группы встречаются в Саксонии и Бранденбурге. Все эти народы имеют свою культуру и ценности. Но следует понимать, что не существует четкого разделения между национальностями, так как происходит постоянное перемещение людей и их смешивание.

Восточные славяне обитают на территории нескольких государств:

  • Украина;
  • Белоруссия;
  • Россия.

Что касается последней, то славяне не расселились по всей территории страны. Обитают они вблизи всех остальных народов, которые распространились вблизи Днепра и Полесья.

Следует отметить, что культура славян поддавалась определенному изменению. Связано это с тем, что многие территории длительное время находились под влиянием соседних народов.

Так, южные народы впитали некоторые традиции греков и турок. В свою очередь восточные славяне находились длительное время под татаро-монгольским игом, что также внесло лепту в их язык и культурные ценности.

Славянские народы — уникальная группа людей, отличающаяся нестандартным мышлением и красивыми традициями.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх