Джейн Остин. Биография и библиография

ОСТИН, ДЖЕЙН (Austen, Jane) (1775–1817), также Остен, английская романистка, прославившаяся остроумным и проницательным изображением провинциального общества. Родилась 16 декабря 1775 в Стивентоне (графство Гэмпшир), в семье священника. В доме священника бытовали совсем не чопорные нравы, там устраивали любительские спектакли; с увлечением читали романы, когда чтение романов еще считалось занятием сомнительным; восторженно слушали юношеские комические сочинения Джейн. Не получив почти никакого формального образования, Джейн много читала и уже в четырнадцать лет могла сочинять забавные и назидательные пародии на различные признанные образцы литературы 18 в. – от сентиментальных романов до Истории Англии О.Голдсмита .

В творчестве Остен ясно просматриваются два периода плодотворной активности, разделенные довольно длительным перерывом: 1795–1798, когда были созданы ранние романы, и 1811–1816, поразительно насыщенный период первых головокружительных успехов и углубляющегося мастерства, когда были пересмотрены и подготовлены к изданию Чувство и чувствительность и Гордость и предубеждение и написаны три последних завершенных романа – Мэнсфилд-Парк , Эмма и Доводы рассудка . Поскольку все романы Джейн Остин публиковались анонимно, от лица некой «леди», громкой литературной славой она, конечно, пользоваться не могла, однако три романа выдержали при ее жизни по два издания; в особенности хвалили Гордость и предубеждение , а об Эмме одобрительно отозвался сам Вальтер Скотт .

Впрочем, на жизнь мисс Остин ее успех и творчество, похоже, не оказывали особого влияния. Насколько можно судить по ее письмам и воспоминаниям родных, она до самого конца оставалась прежде всего жизнерадостной, внимательной, нежной и ласково-ироничной дочерью, сестрой и теткой в своей большой и любящей семье. Умерла Джейн Остин в Уинчестере 18 июля 1817.

Юношеские сочинения Джейн Остин отличаются от первых опытов большинства других авторов тем, что часто забавны сами по себе, независимо от угадываемых в них черт ее позднейшего творчества. Например, Любовь и дружба (Love and Friendship ), произведение, сочиненное в четырнадцатилетнем возрасте, представляет собой уморительную пародию на мелодраматические опусы 18 в. Среди юношеских писаний Джейн, сбереженных в ее семье и изданных в трех томах более чем через сто лет после ее смерти, имеются и другие довольно остроумные сочинения. К ним, не умаляя его литературных достоинств, можно отнести и Нортенгерское аббатство (Northanger Abbey , опубл. 1818), поскольку этот роман писался как пародия на очень популярный тогда «готический роман» и по стилю, материалу и времени написания близок к юношеским сочинениям Джейн Остин. В Нортенгерском аббатстве речь идет о наивной барышне, свихнувшейся на чтении «готических романов» и вообразившей, будто в действительной жизни, если разобраться, тоже царит зловещая мистика.

Чувство и чувствительность (Sense and Sensibility , 1811) начинается как пародия на мелодраматические сочинения минувшего века, которые писательница уже подвергла раньше осмеянию в Любви и дружбе , но затем развивается в совсем неожиданном направлении. Мысль романа, лежащая на поверхности, состоит в том, что чувствительность – восторженность, открытость, отзывчивость – опасна, если ее не умеряют осмотрительность и благоразумие, – предостережение, вполне уместное в устах писательницы, выросшей в доме священника. Поэтому Марианна, воплощение чувствительности, страстно влюбляется в обаятельного господина, который на поверку оказывается негодяем; между тем ее рассудительная сестра Элинор избирает объектом своей привязанности вполне надежного молодого человека, за что получает в финале вознаграждение в виде законного брака.

Гордость и предубеждение (Pride and Prejudice , 1813) – один из самых известных английских романов. Это бесспорный шедевр Джейн Остин. Здесь она впервые полностью контролирует свои пристрастия и возможности; морализаторские соображения не вторгаются в анализ и характеристику персонажей; сюжет дает простор ее чувству комического и авторским симпатиям. Гордость и предубеждение – роман об охоте на женихов, и тема эта освещена автором со всех сторон и исследована во всех исходах – комических, обыденных, эмоциональных, практических, бесперспективных, романтических, здравомысленных и даже (в случае мистера Беннета) трагических.

В промежутке между двумя периодами, когда одно за другим создавались масштабные произведения, в1803–1805, Джейн Остин написала два ни на что не похожих опуса: Леди Сюзанна (Lady Susan ) – небольшой роман в письмах, в духе беспощадного юмора ее юношеских работ, яркий, язвительный портрет бессердечной светской дамы; Ватсоны (The Watsons ) – не слишком интересный фрагмент романа, затрагивающий опять же тему охоты за женихами, но в самом серьезном, строгом тоне, предвосхищающем ее следующий завершенный роман. Мэнсфилд-Парк (Mansfield Park , 1814) – наиболее крупное произведение Джейн Остин, с разнородным составом действующих лиц и широким тематическим охватом.

Эмма (Emma , 1815) считается вершиной творчества Джейн Остин, ярчайшим образцом ее комического письма. Тема романа – самообман. Читателю дается возможность проследить за переменами, которые происходят с очаровательной Эммой, превращающейся из высокомерной самовлюбленной юной командирши в смирную, раскаявшуюся барышню, уже готовую выйти замуж за человека, который способен защитить ее от ее собственных ошибок.

Доводы рассудка (Persuasion , опубл. 1818), последний завершенный роман Джейн Остин, вновь кардинально отличается от предшествующего. Но это не поворот в сторону Мэнсфилд-Парка , а обращение к не исследованным пока областям, лишь мимоходом затронутым в образе Марианны Дэшвуд в Чувстве и чувствительности . Новизна Доводов рассудка состоит в серьезном и сострадательном отношении к чувству. А в Сэндитоне (Sanditon , опубл. 1925), работе, которую Джейн Остин предприняла за несколько месяцев до смерти и которая осталась интригующим фрагментом, говорится о том, как обманчива внешность и как трудно выносить справедливое суждение, и все это с таким техническим бесстрашием и с такой пластичностью, что, кажется, от этой книги можно было бы ожидать даже большего, чем было достигнуто в Гордости и предубеждении и в Эмме .

И по сегодняшний день мисс Остин Джейн является одной из самых известных английских писательниц. Нередко ее называют Первой леди английской литературы. Ее произведения являются обязательными к изучению во всех британских колледжах и университетах. Так кем же была эта женщина?

Краткие биографические данные

Родилась Джейн Остин 16 декабря 1775 года. Дом ее семьи находился в небольшом провинциальном городке Стивентон, что на территории графства Хэмпшир. Ее отец Джордж, действительно образованный и просвещенный человек, происходил из старинной кентской семьи и был приходским священником.

Мать писательницы, Кассандра Ли, также происходила из старинного, но обедневшего рода. В семье помимо Джейн было еще семеро детей — братья Джеймс, Джордж, Эдвард, Генри, Френсис и Чарльз, а также сестра Кассандра. Писательница была особо близка со своей сестрой. Именно из их переписки стали известны некоторые факты о жизни и увлечениях Джейн.

Детство и юность знаменитой писательницы

На самом деле, о детстве и юности мисс Остин известно не так уж и много. То же касается и ее внешности, ведь описания из разных источников звучат по-разному. Тем не менее, принято считать, что Джейн была изящной, грациозной и миловидной девушкой с пытливым умом, тонким чувством юмора и невероятной любознательностью. Более того, девушка любила моду, интересовалась кавалерами, посещала балы, обожала веселые прогулки и шутливые перепалки с родными и знакомыми.

Где получила образование мисс Остин?

Работы писательницы демонстрируют не только незаурядный талант, но и немалое интеллектуальное развитие мисс Остин. Джейн получала образование в нескольких разных заведениях. В 1783 году будущая писательница вместе со своей сестрой Кассандрой начала учебу в Оксфорде. Но здесь сестрам не повезло, так как они страдали из-за деспотизма директрисы, а затем заразились Затем была школа в Саутгемптоне, после чего девочки опять сменили школу. Образовательное учреждение в Рединге также не подошло любознательной девушке, ведь доброта директрисы шла в комплексе с абсолютным равнодушием к образованию детей.

После стольких неудач Джейн вернулась домой, где ее образованием занялся отец. Джордж Остин сумел привить своим дочерям не только любовь к чтению, но и тонкий литературный вкус. Девушка росла и развивалась в интеллектуальной атмосфере, а вечера ее проходили за чтением и обсуждением книг классиков.

Влияние на творчество писательницы

Безусловно, домашнее образование и литературные познания отца наложили отпечаток на творчество писательницы. Но были и другие факторы, которые повлияли на процесс создания романов знаменитой мисс Остин. Джейн ведь жила во времена известных исторических событий — это была и революция во Франции, на территории Англии, восстания в Ирландии, война за независимость в Америке и т. д.

Несмотря на то что большую часть своей жизни Джейн провела в провинции, она активно вела переписку со своими родственниками и знакомыми, которые ярко описывали ей исторические события, в которых участвовали. Именно эти письма становились для молодой девушки неисчерпаемым источником идей и полезной информации.

Джейн Остин: произведения раннего периода

Далеко не все поклонники писательницы знают о том, что свои первые работы она создала в пятнадцатилетнем возрасте. Например, одним из таких произведений был эпистолярный роман «Любовь и дружба», который создавался как некая пародия на популярные в то время английские любовные романы.

В то же время она работала и над «Историей Англии», которая, по сути, была пародией, памфлетом на учебник О. Голдсмита. Здесь Джейн умело и остроумно высмеивала притязания автора на объективность, одновременно излагая некоторые реальные исторические факты. Еще одной пародией на традиционные стала небольшая новелла «Прекрасная Кассандра».

Знаменитые романы писательницы

Наверняка практически каждый человек хотя бы раз в жизни имел возможность ознакомиться с работами Джейн Остин. Романы ее пользуются огромной популярностью у поклонников классической литературы.

В 1811 году была опубликована первая работа Джейн Остин — «Разум и чувства». Кстати, эту книгу она издала под псевдонимом «Леди». Это простая и одновременно захватывающая история о двух сестрах с разными характерами. Марианна — эмоциональная и чувствительная девушка, желающая найти настоящую любовь, в то время как Элинор более сдержана, рассудительна и практична.

Успех этого произведения позволил писательнице в 1813 году издать следующую книгу — всем известный роман под названием «Гордость и предубеждения», который, кстати, был написан намного раньше. Говорят, что это произведение было написано сразу же после разрыва с Томом Лефроем, но, поскольку издатели сначала его отклонили, оно ждало своей очереди пятнадцать лет. История любви, которой предстоит пройти сквозь массу предрассудков и побороть гордость, на сегодняшний день является одной из самых писательницы.

Следующей опубликованной работой стала книга «Мэнсфилд-парк». Джейн Остин работала над ней на протяжении трех лет. Кстати, это произведение относят к так называемым воспитательным романом. История о девушке, которой предстоит выбрать между зовом сердца, правилами приличия и разумными аргументами, стала сюжетом для мини-сериала.

В 1816 году вышел еще один знаменитый роман - «Эмма». Джейн Остин здесь в юмористической манере описала историю веселой, задорной девушки, которая развлекается, помогая подругам выйти замуж. Занятая ролью свахи, с которой, к слову, не очень хорошо справляется, Эмма едва ли не проглядела собственное счастье.

В 1817 году, посмертно, была издана еще одна книга под названием «Доводы рассудка». Джейн Остин поведала читателю печальнаю историю о том, как Энн Эллиот, руководствуясь практическими советам подруг своей матери, отвергла единственного человека, которого любила. Кстати, именно эту книгу нередко считают некой автобиографией самой писательницы.

Спустя год был издан еще один роман - «Нортенгерское аббатство», который представляет собой веселую и остроумную пародию на мистические готические романы.

Незавершенные работы Джейн

На самом деле, далеко не все работы знаменитой писательницы были закончены. Например, при жизни мисс Остин небольшой эпистолярный роман под названием «Леди Сьюзан» не был опубликован. Написанная между 1803 и 1805 годами история о хитроумной и коварной интриганке пытающейся подыскать себе подходящего мужа, поднимает важные проблемы морали и нравственности.

Та же тема охоты за женихами была затронута и в другом незавершенном романе писательницы под названием «Уотсоны». Кстати, это произведение впоследствии было дописано племянницей Джейн и издано под названием «Младшая сестра».

Есть и еще одна популярная работа британской писательницы, которую та так и не успела завершить. Над романом «Сэндитон» Джейн начала работать за несколько месяцев перед смертью и успела сочинить лишь его фрагмент. В 2000 году это произведение было завершено английской писательницей Джулией Баррет — роман издали под названием «Шарлотта».

Личная жизнь писательницы

Ни для кого не секрет, что, несмотря на свою довольно приятную внешность, Джейн Остин так и осталась одинокой. В молодости она получила предложение руки и сердца от племянника состоятельной леди Грешэм Уизли, но отказалась, так как не испытывала к нему никаких чувств.

В 1795 году произошло знакомство бедного студента-юриста Томаса Лефроя и мисс Остин. Джейн несколько раз упоминала об этих событиях в своих письмах к сестре. Между молодыми людьми сразу же вспыхнули взаимные чувства, но им пришлось расстаться. Ведь молодые люди происходили из бедных семейств, и только выгодный брак с богатыми наследниками мог исправить ситуацию. Кстати, Томас со временем стал Лордом Верховным Судьей Ирландии. А Джейн в 30 лет надела чепчик старой девы, сообщая всему миру о том, что не собирается выходить замуж.

После смерти отца писательница помогала матери по хозяйству, так как финансовое положение семьи было крайне непростым. В 1817 году Джейн переехала в Уинчестер, где лечила одновременно работая над романом «Сэндитон». Здесь же она скончалась 18 июля.

Джейн Остин: экранизации романов

На самом деле, произведения английской писательницы всегда вызывали яркий интерес. Например, только книга «Гордость и предубеждение» была экранизирована десять раз. Впервые картина по мотивам романа появилась на экранах в 1938 году. Последняя телеверсия знаменитого романа вышла в 2005 году — роль Элизабет Беннет досталась Кире Найтли, а мистера Дарси блестяще сыграл Мэттью Макфейден.

Роман «Разум и чувства» экранизировался пять раз. Еще одно популярное произведение под названием «Эмма» легло в основу сюжета для восьми картин. Конечно же, это не все фильмы по Джейн Остин. Например, существует четыре киноленты, созданные по мотивам романа «Доводы рассудка». А «Нортенгерское аббатство» было экранизировано дважды — в 1986 и 2006 году. Есть также три экранизации произведения «Мэнсфилд-парк». Как видно, все завершенные романы Джейн Остин стали основой для сюжета множества фильмов. И несмотря на время, изменения жизненного уклада и традиций, эти простые истории о любви, дружбе и морали все еще пользуются огромным интересом у зрителей и читателей.

Фильмы о жизни писательницы

На самом деле, объектом интереса со стороны гуру кинематографа становились не только произведения Джейн Остин, но и сама ее жизнь. На сегодняшний день снято три фильма, сюжет которых в той или иной мере основан на биографических данных знаменитой писательницы. Например, в 2002 году был выпущен в прокат документальный фильм под названием «Настоящая Джейн Остин», за основу которого были взяты известные биографические данные и оставшиеся письма писательницы к сестре Кассандре.

В 2007 году на экранах появилась драма под названием «Любовные неудач Джейн Остин», которая рассказывает историю о последних годах жизни талантливой, но одинокой писательницы и ее взаимоотношениях с одной из племянниц. Здесь роль Джейн досталась Оливии Уильямс.

В том же 2007 году была снята мелодрама «Джейн Остин» («Становление Джейн»), сюжет которой основан на печальной истории любви начинающей писательницы и бедного, заносчивого, но очаровательного юриста Тома Лефроя.

«Пренебрежение здравым смыслом - верный путь к счастью»

Любовь с первых страниц и законное место на полке любимчиков.

Я именно тот человек, который не имел никаких представлений о сюжете, и лишь прекрасно знал название произведения и о множестве снятых экранизаций. На этом всё. И это безумно здорово, потому что книга полный ВОСТОРГ!

Представь себе роман, не испорченный современными сценами, без жарких объятий, нервных рыданий и дурацких диалогов.

Прочувствуй настояющую историю любви, пронизанную тонким юмором, игривостью, шикарной драмой, интересными героями и их пороками.

Книга в которой блестящий ум и благородство граничит с глупостью и невоспитанностью. Где твои эмоции переходят из крайности в крайность. И читая которую, глупая улыбочка не сходит с твоего лица, такая она настоящая, светлая и успокаивающая.

Читать полностью

Гордость и предубеждение: о силе духа и несгибаемом характере, а также о том, почему не только девушке важно прочитать этот роман.

Как часто мы встречаем в жизни сильных и независимых женщин? В чем измеряется эта сила духа и независимость? На эти вопросы дает прямой ответ британская писательница Джейн Остин, воплотив свои идеи и взгляды в образе Элизабет Беннет, которая является главной героиней романа «Гордость и предубеждение».

Прежде чем рассмотреть это произведение, важно отметить, что роман будет полезен не только девушкам, но молодым людям. И тут возникает вопрос: почему дамский роман может быть интересен и полезен молодому человеку? Все потому что без сомнений, каждый парень сталкивается с проблемой понимания поступков и хода мыслей представительниц прекрасного пола. Джейн Остин раскрывает целую галерею женских образов: инфантильная и эгоцентричная; наивная мечтательница; недалекая и меркантильная; надменная и высокомерная; педантка и, наконец, саркастичная реалистка. Эти и многие другие образы описывает Остин, умело подчеркивая столь типичные для женского общества черты с помощью иронии. Каждый молодой человек, ознакомившись с этим романам, узнает в героинях своих знакомых, коллег, сокурсниц, родственниц и многих других. И что самое интересное - каждый женский типаж имеет свои особенности и некий «стиль» подхода решений ситуаций из жизни. Проще говоря, для молодых людей роман Остин может стать настольной энциклопедией женских характеров, поступков и их возможных последствий. Удобно, не правда ли?

Что касается прекрасной половины человечества, то эта книга по многим параметрам будет действительно полезна каждой девушке. История Остин знакомит нас с яркой и нетипичной, в определенном плане, для романтической литературы героиней. Несмотря на своё происхождение, Элизабет Беннет знает себе цену, занимается саморазвитием и снисходительна к причудам своей семьи. В чем её нетипичность? Она заключается в том, что в душе и восприятии героини доминирует разум, не чувство. Она умна и всецело полагается на свой разум, анализируя свои чувства. Элизабет импонирует тем, что не бросается бездумно в омут чувства, а осознанно приходит к нему, мужественно пройдя все трудности и испытания.

На такую девушку со своими особенностями обязательно найдется человек, после встречи с которым, можно сказать: «они друг друга стоят». Этим персонажем становится Мистер Дарси, человек холодный, важный и гордый. Эти качества поначалу отталкивают Элизабет, но как говорится в школьном курсе физики: угол падения равен углу отражения. У девушки складывается ошибочное предубеждение к этому молодому человеку, а Дарси душит его гордость, которая первое время мешает ему найти подход к столь непростой особе. Но, несмотря на внутренние противоречия героев, они нашли дорогу друг к другу.

Несомненно, этот роман обязателен для прочтения в любом возрасте. Он гармоничен и прозорлив. В данном романе наглядно демонстрируется ирония над людскими пороками, психология поведения мужчин и женщин, понятия гордости и причины появления предубеждения. Ознакомившись с этой книгой, становится легче понять себя и найти пищу для размышлений и выводов.

Читать полностью

Виктория

Предрассудки

Классический роман о жизни бедной девушки Фанни, которую взяли в семью богатые родственники, показывает нам классовые предрассудки, которые были тогда, есть и будут всегда. К бедным родственникам их богатые собратья всегда будут относиться с пренебрежением и свысока, напоминая о том, кто на благородном и породистом коне, а кто на старой кляче.
Так и в романе Фанни всячески напоминали кто она есть и как она должна быть благодарна за изъявленную доброту и кров.
Роман более подходящ для особ с романтическим взглядом на мир. Мне роман понравился, но местами я откровенно скучала. Героиня мне показалась малость глуповатой и наивной, но в тоже время доброй и сострадательной. Было её даже жалко и хотелось, чтобы она была посмелей, потому что люблю, чтобы в книгах героиня была независимой и смелой.
Восторга я от романа не испытала, но он стоит прочтения. Классический роман это как дорогое и выдержанное вино, чем старше, тем изысканней вкус.

Читать полностью

Виктория

Прошу обратить ваше внимание на то, как печатаются ваши книги. Купила в "Читай-городе" (г. Липецк) книгу Д. Остен "Гордость и предубеждение" в мягкой обложке и обнаружила, уже через некоторое время, что вместо страниц 65-96 напечатаны (повторно!) страницы 33-64. Это возмутительно! К сожалению, к этому времени я не сохранила чек и потому не смогла обратиться в магазин с претензией на обмен или возврат средств. Относитесь, пожалуйста, более внимательно к изданию книг.

Читать полностью

Замечательное произведение из шедевров английской классики. Роман на века.
Богатые и бедные - разные миры, но только преодолев гордость и предубеждение они смогут сосуществовать.
Мужчина и женщина. Он богат и имеет предубеждение, она бедна, но горда. Они страстно влюбились друг в друга, но это им мешает обрести счастье. И только любовь помогает им побороть гордость и предубеждение.
Ну и конечно очень богатый язык повествования, присущий авторам того времени. Читая этот роман, погружаешься в прошлое, где были леди и джентельмены, деревенский бал и долгие разговоры по душам.
Этот роман без сомнений должен прочесть каждый!

Английская романистка, прославившаяся остроумным и проницательным изображением провинциального общества.

Родилась 16 декабря 1775 в Стивентоне (графство Гэмпшир), в семье священника. В доме священника бытовали совсем не чопорные нравы, там устраивали любительские спектакли; с увлечением читали романы, когда чтение романов еще считалось занятием сомнительным; восторженно слушали юношеские комические сочинения Джейн.
Не получив почти никакого формального образования, Джейн много читала и уже в четырнадцать лет могла сочинять забавные и назидательные пародии на различные признанные образцы литературы 18 в. – от сентиментальных романов до Истории Англии О.Голдсмита.
В творчестве Остен ясно просматриваются два периода плодотворной активности, разделенные довольно длительным перерывом: 1795–1798, когда были созданы ранние романы, и 1811–1816, поразительно насыщенный период первых головокружительных успехов и углубляющегося мастерства, когда были пересмотрены и подготовлены к изданию Чувство и чувствительность и Гордость и предубеждение и написаны три последних завершенных романа –Мэнсфилд-Парк, Эмма и Доводы рассудка.
Поскольку все романы Джейн Остен публиковались анонимно, от лица некой «леди», громкой литературной славой она, конечно, пользоваться не могла, однако три романа выдержали при ее жизни по два издания; в особенности хвалили Гордость и предубеждение, а об Эмме одобрительно отозвался сам Вальтер Скотт.
Впрочем, на жизнь мисс Остен ее успех и творчество, похоже, не оказывали особого влияния. Насколько можно судить по ее письмам и воспоминаниям родных, она до самого конца оставалась прежде всего жизнерадостной, внимательной, нежной и ласково-ироничной дочерью, сестрой и теткой в своей большой и любящей семье. Умерла Джейн Остен в Уинчестере 18 июля 1817.
Юношеские сочинения Джейн Остен отличаются от первых опытов большинства других авторов тем, что часто забавны сами по себе, независимо от угадываемых в них черт ее позднейшего творчества. Например, Любовь и дружба (Love and Friendship), произведение, сочиненное в четырнадцатилетнем возрасте, представляет собой уморительную пародию на мелодраматические опусы 18 в. Среди юношеских писаний Джейн, сбереженных в ее семье и изданных в трех томах более чем через сто лет после ее смерти, имеются и другие довольно остроумные сочинения. К ним, не умаляя его литературных достоинств, можно отнести и Нортенгерское аббатство (Northanger Abbey, опубл. 1818), поскольку этот роман писался как пародия на очень популярный тогда «готический роман» и по стилю, материалу и времени написания близок к юношеским сочинениям Джейн Остен. В Нортенгерском аббатстве речь идет о наивной барышне, свихнувшейся на чтении «готических романов» и вообразившей, будто в действительной жизни, если разобраться, тоже царит зловещая мистика.
Чувство и чувствительность (Sense and Sensibility, 1811) начинается как пародия на мелодраматические сочинения минувшего века, которые писательница уже подвергла раньше осмеянию в Любви и дружбе, но затем развивается в совсем неожиданном направлении. Мысль романа, лежащая на поверхности, состоит в том, что чувствительность – восторженность, открытость, отзывчивость – опасна, если ее не умеряют осмотрительность и благоразумие, – предостережение, вполне уместное в устах писательницы, выросшей в доме священника. Поэтому Марианна, воплощение чувствительности, страстно влюбляется в обаятельного господина, который на поверку оказывается негодяем; между тем ее рассудительная сестра Элинор избирает объектом своей привязанности вполне надежного молодого человека, за что получает в финале вознаграждение в виде законного брака.
Гордость и предубеждение (Pride and Prejudice, 1813) – один из самых известных английских романов. Это бесспорный шедевр Джейн Остен. Здесь она впервые полностью контролирует свои пристрастия и возможности; морализаторские соображения не вторгаются в анализ и характеристику персонажей; сюжет дает простор ее чувству комического и авторским симпатиям. Гордость и предубеждение – роман об охоте на женихов, и тема эта освещена автором со всех сторон и исследована во всех исходах – комических, обыденных, эмоциональных, практических, бесперспективных, романтических, здравомысленных и даже (в случае мистера Беннета) трагических.
В промежутке между двумя периодами, когда одно за другим создавались масштабные произведения, в1803–1805, Джейн Остен написала два ни на что не похожих опуса: Леди Сюзанна (Lady Susan) – небольшой роман в письмах, в духе беспощадного юмора ее юношеских работ, яркий, язвительный портрет бессердечной светской дамы; Ватсоны (The Watsons) – не слишком интересный фрагмент романа, затрагивающий опять же тему охоты за женихами, но в самом серьезном, строгом тоне, предвосхищающем ее следующий завершенный роман. Мэнсфилд-Парк (Mansfield Park, 1814) – наиболее крупное произведение Джейн Остен, с разнородным составом действующих лиц и широким тематическим охватом.
Эмма (Emma, 1815) считается вершиной творчества Джейн Остен, ярчайшим образцом ее комического письма. Тема романа – самообман. Читателю дается возможность проследить за переменами, которые происходят с очаровательной Эммой, превращающейся из высокомерной самовлюбленной юной командирши в смирную, раскаявшуюся барышню, уже готовую выйти замуж за человека, который способен защитить ее от ее собственных ошибок.
Доводы рассудка (Persuasion, опубл. 1818), последний завершенный роман Джейн Остен, вновь кардинально отличается от предшествующего. Но это не поворот в сторону Мэнсфилд-Парка, а обращение к не исследованным пока областям, лишь мимоходом затронутым в образе Марианны Дэшвуд в Чувстве и чувствительности. Новизна Доводов рассудка состоит в серьезном и сострадательном отношении к чувству. А в Сэндитоне (Sanditon, опубл. 1925), работе, которую Джейн Остен предприняла за несколько месяцев до смерти и которая осталась интригующим фрагментом, говорится о том, как обманчива внешность и как трудно выносить справедливое суждение, и все это с таким техническим бесстрашием и с такой пластичностью, что, кажется, от этой книги можно было бы ожидать даже большего, чем было достигнуто в Гордости и предубеждении и в Эмме.

Jein Austen Карьера: Писатель
Рождение: Великобритания» Стивентон, 16.12.1775 - 18.7
Джейн Остин - английская писательница, классик английской и мировой литературы, основоположник семейного, "дамского романа". Родилась 16 декабря 1775 года.Книги Джейн Остин "Чувства и чувствительность" (1811),"Гордость и предубеждение" (1813) , "Менсфильд - парк"(1814) "Эмма" (1815) считаются признанными шедеврами и покоряют безыискусной искренностью и простотой сюжета, на фоне глубокого психологического проникновения в души героев и ироничного, мягкого, истинно "английского" юмора.Джейн Остин до сих пор считают по праву "Первой леди" английской литературы. Ее произведения обязательны для изучения во всех колледжах и университетах Великобритании. Творчество Остен отличается постоянным стремлением к совершенству. Впервые она использовала в жанре романа "взгляд со стороны"," голос автора". Скончалась в возрасте 42 - х лет. Последний ее роман "Сендитон" (1817), даже в качестве незавершенного отрывка вызывает неподдельный интерес у читателя.

Ее называли: "несравненная Джейн", на ее романах - воспитывались и проверяли, оттачивали писательский привкус английские барышни семейств знатных и незнатных, она до сих привлекает и чарует кинематографистов, по всему миру создаются мемориальные центры и музеи, литературные клубы ее имени. Существует более того сайт в Интернете, тот, что каждый день - еженедельно пополняется критическими статьями и эссе, посвященными творчеству "мисс британский роман"!

Но, боюсь, что бытие ее для нас до сих пор представляет такую же загадку как и некогда, как и двести с лишним лет вспять!

Известно о ней не крайне хоть отбавляй, хотя семейство Джейн, преданная ее памяти, благоговейно сберегла ее сочинения: все, охватывая и незаконченные отрывки!

Но вот напасть, дневников она без малого не вела, а письма ее или не сохранились, или погребены в архивах. Да и перевод на российский язык документов без малого трехсотлетней давности представляется многим делом скучным, если не вымолвить никчемным. Я постараюсь поведать Вам то, немногое, что мне удалось изведать, составить, систематизировать, обобщить. Над чем довелось поразмышлять и удалось произвести выводы. Вам судить - получилось ли:

Джейн Остин родилась 16 декабря 1775 года в Стивентоне, (графство Хемпшир) Англия, в семье сельского пастора. Кроме нее было в семье ещё шестеро братьев и сестра. Систематического образования Джейн из - за недостатка средств принять не смогла, но, обладая недюжинным дарованием и сильной волей, открытым и веселым характером, немало занималась самообразованием, читала и совместно с братьями и сестрой, разбирала прочитанное, записывая всё в тетради. В семье сельского священника не только читали Библию и духовные книги, но и разыгрывали спектали - шарады, шутки и скетчи, читали романы и спорили о прочитанном, восторженно и участливо прислушиваясь к мнению Джейн, которая могла в двух - трех словах ухватить сущность прочитанной книги и с непередаваемым чувством юмора, в лицах, пересказать по памяти немного сцен романа.

В четырнадцать лет Джейн написала свою первую пародию - шутку под названием "Любовь и дружба" - на назидательные опусы 18 века с сентиментально скучными героями и героинями, нюхающими розы, рыдающими над ними, и каждые пять минут падающими в обмороки!

Да что - романы! Она сочинила ещё и большую пародию - памфлет и на "Историю Англии" О.Голдсмита - фундаментальный работа историка - политолога! Этот запыленный фолиант хранился в шкафу в кабинете отца, и Джейн не поленилась исследовать его, дотошно и чутко. Пришедший в гости к отцу здешний лекарь, длительно и с интересом слушал читка Джейн, похвалил ее за то, что она читает интересные, серьезные книги, а узнав, что девчурка представила его вниманию свой личный шутливый работа, изумившись, смеялся, изумленно качал белоголовый головой, а позже длительно рассказывал соседям - пациентам о том, какая умница маленькая Джейн - дочка пастора, не только букеты может собирать и чай разливать по фарфоровым чашечкам!

Впрочем, хлопоты по хозяйству также доставляли Джейн наслаждение. Сохранились свидетельства о том, что живя достаточно замкнуто и уединенно, нечасто выезжая за пределы усадьбы, она, тем не менее, сохраняла гладкий и любезный нрав, улыбка без малого ни при каких обстоятельствах не сходила с ее лица, и до конца своих дней, омраченных тяжкой болезнью - сколь не возбраняется судить по документам у нее были признаки раковой опухоли, с тяжелыми метастазами во всем организме (автор) - она оставалась любимицей племянников, братьев, матери и, в особенности,отца!

Ни ей самой, ни ее сестре замуж вылезти не довелось. Сыграло ли тут образ мизерное приданное мисс Джейн, или ее некрасивость - внешняя, - или большая уровень независимости и ума, которая была в ней заметна без малого немедленно - судить тяжело.

О том, питала ли сама Джейн к кому - либо искренние чувства - неизвестно. Она предпочитала запирать свою душу и сердце на замок, открыто, в полной мере, высказываясь только в своих книгах, ставших знаменитыми ещё при ее жизни. Кстати, публиковала она их совсем все под псевдонимом: "некая Леди Д" и, конечно, в полной мере, славой своей насладиться не могла, но, тем не менее, прочтя в английских газетах разбор своего романа "Эмма" самим сэром Вальтером Скоттом, (он рецензировал книгу без малого сию минуту по ее выходе, в 1816 году - автор) она чувствовала себя поистинне счастливой!

Вальтер Скотт, рецензируя тот самый завершающий роман писательницы, вышедший при ее жизни, заметил, что главное в работах Остин - "тончайшее прикосновение, благодаря которому, более того пошленькие события и характеры становятся интересными от правдивости описаний и чувств". Остин не ставит себя выше своих персонажей. Она только чуть-чуть подтрунивает над ними. В "Эмме" нет абсолютно дурных людей. Даже разгильдяю Френку Черчиллу находятся приличные извинения и замечательная благоверная. Столь благодушное касательство к героям исходит, видимо, из склада характера самого автора - она обладала замечательным чувством юмора и иронии, но постоянно ее сдерживал такт и редкостная добросердечность, в результате -ирония нечасто могла перейти в сарказм.

Отмечается другой раз некое пристрастие Джейн к теме "охоты за женихами" которую она развивает и показывает с разных сторон в большинстве своих романов. Даже нетактично, как причина настолько навязчивой фабулы произведений, упоминается "стародевичество" самой Джейн Остин!

Но, думается, финальный факт не имел в этом месте никакого значения.

Джейн Остен - мастер бытописательства, мастер тончайшей обрисовки характеров и лиц посредством призму иронии, юмора, ненавязчивых рассуждений, показывает нам с помощью "незатейливой летописи жизни двух - трех семейств" историю чувств и душ, борьбу темного и светлого в характере человека, где - то быть может и историю национального типа, историю страны сквозь кусок жизни отдельной личности, целую историю эпохи в одном, грубо очерченном, запоминающемся, характере.

Чего стоят герои романа "Гордость и предубеждение": мисс Элизабет Беннет, ее папа, неизменно погруженный в размышления и книги; встрепанная и всегда кудахчущая, как курочка, мамаша, озабоченная только светскими пересудами и легким устройством судьбы дочерей! Или карикатурный портрет юной девушки из романа "Нортенгерское аббатство", которая была помешана на готических романах ужасов и серьезно считала, что реальная существование также полна мистических призраков!

Джейн всю дорогу совершенствовала близкое мастерство. Она испробовала немного форм романа и все они были закончены, более того если оставались волшебно - несовершенны под ее легким и летучим пером, которое все чаще выпадало из тонких пальцев: от периодических болей она уже не могла удерживать его продолжительно!

Она перебробовала все формы романной прозы, ею был написан более того маленький роман - новелла в письмах "Леди Сюзанна" - ослепительный и интригующий портрет бессердечной светской дамы и роман - эпопея (в малой форме) "Менсфильд - парк", с большим количеством действующих лиц и множеством сюжетных линий. Оба романа пользовались огромной популярностью, в светских гостиных Лондона не уставали гадать, кто же эта таинственная леди, дарящая читателям всякий год по новой книге - одна интереснее прочий! Романы одалживали дружбан у друга, зачитывали до ветхости, барышни и рассуждали и вели себя так, как героини "Леди Д", а она по прежнему наслаждалась тишиной маленькой усадьбы и тихонько угасала, несмотря на все попытки родных пособить ей. Внешне ее существование была бедна событиями. Она прожила сотни других жизней в своих книгах, где ее героини смеялись, влюблялись, иронизировали и подшучивали над собой и любимыми, отчаивались и боролись за свою влюбленность до конца.

Была ли по - своему счастлива "леди английского романа"? Наверное, да. Она не ставила себя выше своих героинь. Не отождествляла себя с ними. Она без затей создавала свой личный мир, в котором жила не только "по праву автора", но и " по праву чувства и сердечного влечения". И продолжает существовать до сих пор.

Джейн скончалась 18 июля 1817 года в Уинчестере. Перед смертью она пыталась завершить свой крайний роман "Сендитон".

Недописала только нескольких страниц, оставя своим читателям вечную загадку по имени:"Джейн Остен". Семья писательницы добросовестно собрала и хранила все написанное ею. Даже черновые клочки. Эти три толстых тома, переплетенных вручную, стали основой для полного собрания сочинений Джейн Остен, выпущенного гладко сквозь сто лет следом её смерти!

Так же читайте биографии известных людей:
Джейн Биркин Jane Birkin

Джейн Биркин - известная английская актриса и певица известна своими откровенными ролями. Родилась 14 декабря 1946 года.Джейн Биркин дебютировала в..

Джейн Сеймур Jane Seymour

Джейн Сеймур - известная великобританская актриса, продюсер и писательница. Родилась 15 февраля 1951 года.Наибольшую известность и популярность..

Джейн Мьюр Jean Muir
Джейн Бёрден Jane Berden

Знаменитая натурщица, воплощение идеала красоты прерафаэлитистов.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх