Школьная энциклопедия. Белокаменное зодчество

Новый каменный московский Успенский собор был возведен итальянским мастером в 1475-1479 годах, как главная соборная церковь, важнейшее общественное здание Русского государства, как соборный храм, независимого самодержца «всея Руси» – первого московского государя Ивана III.

В храме, обозначавшем величие нового европейского государства, отныне проводились церковные соборы, выбирались русские митрополиты, ставились епископы, стали венчаться на царство русские государи и цари. Находившиеся в Успенском соборе иконы стали не только общерусскими святынями, но и образцами для подражания при написании новых икон.

Первое упоминание имени Дионисия в летописях связано с его работой в Успенском соборе в 1481 году: «Того же лета владыка Ростовский Васьян дал сто рублев мастером иконником Денисью, да попу Тимофею, да Ярцу, да Коне писати деисус в новую церковь святую Богородицу, иже и написаша чюдно вельми, и с праздники и с пророкы».

Создание нового иконостаса для храма-символа было поручено , возглавляемой самым искусным иконописцем. Вероятно, тогда же были написаны и деисусы на каменных алтарных преградах в приделах Успенского собора, упоминаемых в его описи начала XVII века. Ни иконостас, ни алтарные деисусы не сохранились.

К этому же времени и художественному кругу относятся композиции в нижнем ярусе стен алтарных помещений собора: Петропавловского и Похвальского приделов.

В Похвальском приделе на северной стене сохранилась верхняя часть композиции Собор Богоматери – Поклонение волхвов. Выдающийся мастер-стенописец искусно вписал эту многофигурную композицию в полукруг арки на стене. Блестящий рисовальщик и живописец, Дионисий создает тонкую и праздничную цветовую гамму этой фрески. На южной стене сохранилась верхняя часть фрески Рождество Иоанна Предтечи.

На южной стене Петропавловского придела сохранились две сцены этого времени – Апостол Петр исцели недужные и Сорок севастийских мучеников, где уцелело лишь двадцать четыре фигуры.

На алтарной преграде, между иконами деисусного чина и местного, иконы которого размещались в киотах, мастера вписали полуфигуры преподобных, почитавшихся на Руси. Размещение подобных изображений на глухой алтарной стене было известно по другим русским памятникам: звенигородским храмам первой трети XV века – церкви Успения на Городке и собору Саввино-Сторожежского монастыря.

Для нового Успенского собора Дионисий в 1480-х годах написал две, парные, житийные иконы московских митрополитов Петра и Алексия.

Эти иконы являются первыми житийными иконами московских чудотворцев и созданы на основе глубоко продуманной и детально разработанной программы. Им отводилась одна из ключевых ролей в декорации нового собора, пока он не был полностью расписан в 1513-1515 годах.

В настоящее время икона «Митрополит Петр с житием» демонстрируется в Успенском соборе Московского кремля, для которого и была написана, а «Митрополит Алексий с житием» в Государственной Третьяковской галерее.

Специалистам известно около десяти соборов, в росписи которых участвовал Дионисий. Некоторые работы художника безвозвратно потеряны, некоторые сохранились благодаря реставраторам

1482 год

Рублёв Андрей

АНДРЕЙ РУБЛЕВ

Я твердо, я так сладко знаю,
С искусством иноков знаком,
Что лик жены подобен раю,
Обетованному творцом.
Hoc - это древа ствол высокий;
Две тонкие дуги бровей
Над ним раскинулись, широки,
Изгибом пальмовых ветвей.
Два вещих сирина, два глаза,
Под ними сладостно поют,
Велеречивостью рассказа
Все тайны духа выдают.
Открытый лоб - как свод небесный,
И кудри - облака над ним,
Их, верно, с робостью прелестной
Касался нежный серафим.
И тут же, у подножья древа,
Уста -как некий райский цвет,
Из-за какого матерь Ева
Благой нарушила завет.
Всё это кистью достохвальной
Андрей Рублев мне начертал,
И этой жизни труд печальный
Благословеньем божьим стал.

© Николай Гумилёв

Рублёв Андрей - наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века.
Родился Андрей около 1375/1380 года.

Имя Андрея Рублева обросло легендами, а в ХХ в. - научными гипотезами. Реальные представления о его искусстве появляются после реставрационной расчистки его иконы "Троица" в 1904 г., но в полной мере - начиная с 1918 г., когда были расчищены фрески во Владимире и найдены иконы Звенигородского чина.
Первое упоминание о нем - в 1405 г.: по свидетельству летописи он расписывает Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились) вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца. Андрей Рублев назван "чернецом", т. е. монахом, и числится последним в перечне имен, т.е. был младшим.

По позднему источнику - "Сказанию о святых иконописцах" (XVII в.) известно, что Андрей Рублев жил в Троицком монастыре при Никоне Радонежском, ставшем игуменом после смерти Сергия Радонежского (1392 г.). Предполагают, что здесь он был пострижен в монахи (по другой гипотезе - в Андрониковом монастыре в Москве).
В 1408 г., по свидетельству летописи, расписывает вместе с Даниилом Черным древний (XII в.) Успенский собор во Владимире; назван вторым после Даниила.

В 1395 г/ Тамерлан вторгся в пределы России. Московский князь Василий Дмитриевич желая одушевить себя и подкрепить своё воинство поручил митрополиту Киприану распорядиться о принесении из Владимира в Москву чудотворной иконы Богоматери Владимирской, для принесения перед нею усердного моления о ниспослании ему помощи от Царицы Небесной. С сего времени великая святыня Владимирского Успенского собора, для которой сооружен был и самый собор Великим князем Андреем, более не была уже возвращена во Владимир. Чтобы утешить владимирцев, лишившихся главной своей святыни, великий князь повелел украсить соборный храм искусною живописью, что и было выполнено Даниилом Иконниковым и Андреем Рублёвым. Сии художники, по сказанию летописи начали расписывать храм 25 мая 1408 года и по прежним чертам восстановили и обновили стенопись внутри всего собора, как в постройках Андрея Боголюбского, так и в притворах, пристроенных Всеволодом.
Роспись Успенского собора сохранилась частично. Также были созданы иконы для его монументального трёхъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса.
Из фресок Рублева в Успенском соборе наиболее значительна композиция "Страшный суд", где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Рублева во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.



Владимирский Успенский собор


Роспись Даниила Черного в Успенском Соборе. Страшный суд

Андрей Рублев и Даниил Черный в Успенском соборе раскрывают тему Страшного Суда и Второго пришествия Господа Иисуса Христа в духе исихастского богословия света: "Суд же состоит в том, что свет пришел в мир" (Ин. 3.19).
И здесь архитектура со всей сложностью изгибов арок, сводов и стен не менее важна, чем само изображение, вписанное именно в эти своды … последовательность событий, композиция, рассчитанные на восприятие именно вот тут – а совсем не в музейном зале. В центре традиционной композиции росписи западной арки центрального нефа – арки, через которую молящийся попадал внутрь храма и с которой он мог начать обзор изображен "Престол уготованный", которому поклоняются Богородица, жены-мироносицы и ангелы – видите, они вписаны в полукруг? В зените свода центрального нефа - образ Христа, грядущего в мир. Вся Его фигура устремлена в движении навстречу ожидающим. Грозная величественность Христа не превращает его образ в мрачный символ неотвратимого возмездия, не лишает ореола светлой и радостной силы. Он – не просто грозный судья, но представляет собой воплощение достоинств, он всеведущ и мудр, а значит, милостив и снисходителен к роду человеческому. Посмотрите - по склонам свода размещены восседающие на двенадцати престолах апостолы, а за ними - сонмы святых и ангелов. Краски фресок неяркие, спокойные. Лики святых и ангелов кроткие. Живопись Рублева как будто призвана уверить, что Бог полон милосердия и сострадания к человечеству. Вся композиция пронизана тихим светом и наполнена радостью ожидания. Гармония и согласие, мудрость и благородство сочетаются в образах апостолов, беседующих с ангелами. "Совершенная любовь изгоняет страх" - и ни в ком нет ни тени страха, как, например, у сто лет спустя, долго тут обсуждавшегося Дюрера.. У Рублёва - свет, приходящий в мiр, и есть преображающая любовь. Такой ясности и чистоты не достигнет уже никто из русских мастеров. Последующие поколения будут "страхом спасать", и тема Второго Пришествия Господа из композиций "Страшный Суд" отойдет на второй план, а на первый выйдет живописание адских мучений, уготованных грешникам, в изображении которых художники достигнут своеобразного совершенства.


Фреска, западная часть центрального нефа. Вид с восточной стороны. Успенский собор. Из композиции «Страшный Суд»

Апокалипсические звери Даниил Черный и Андрей Рублев. Фреска, Западная часть центрального нефа. Вид с восточной стороны. Успенский собор. Из композиции «Страшный Суд»

В самом конце свода, в зените арки, ведущей в подкупольное пространство, Рублев написал "зверей царств" из "видения" пророка Даниила. Мастерски вписаны в круг движущиеся друг за другом символические звери. Вот низко опустивший голову, будто высматривающий затерянный след медведь. Надпись внутри круга над зверем - царство "Вавилонское", над крылатым львом - "Римское". Царство "Македонское" олицетворяет крылатая пантера. И наконец, четвертый зверь, странный, многорогий - зверь "Антихристов". У всех зверей, кроме последнего, с его мертвым, тяжким взглядом, отсутствуют черты хищной свирепости. Подвижные их силуэты так вписаны в круг, что создается видимость замкнутого быстрого движения. Звери как бы усердно догоняют друг друга, торопятся пройти свой земной круг, чтобы заступить место вечному царству добра и справедливости.
Таким образом, последовательность изображений, располагающихся по центральной оси композиции, при чтении их с востока на запад, соответствует последовательности сюжетов видения пророка Даниила: видение четырёх зверей, пришествие Сына Человеческого на Суд и Череда земных погибельных царств, которые противопоставляются здесь Царству праведных – «в руце Божьей».


Трубящий ангел, пророк Исайя, апостолы и ангелы, видение пророка Даниила Даниил Черный и Андрей Рублев. Роспись, вид северной стены центрального нефа. Из композиции «Апостолы и ангелы» Успенский собор.


Апостолы и ангелы. Роспись на южной стене. Из композиции «Апостолы и ангелы» Успенский собор.


Шествие праведников в Рай

Оживленная толпа праведников движется в одном направлении. Возглавляют это радостное шествие апостолы.
Впереди всех изображен Павел. Он возвышается над подвижной толпой, решительным жестом указывая в сторону места вечной радости. Павел обернулся к толпе, в левой руке торжественно и призывно он держит свиток с надписью. Рублев четко выводит слова: "Приидите со мною..." Пусть этот призыв осеняет, собирает в едином движении всех праведников. Пусть его читают и те, для кого он пишет сейчас эти фрески. Рядом с Павлом он изображает Петра, который широким шагом выступает вперед. В протянутой руке Петра - ключ от райских обителей. В тесной группе апостолов художником будут выделены старец Иоанн и молодой Фома. За апостолами, учениками пусть шагают продолжатели их дела, наследники на земле. Их бесчисленный сонм да представят самые известные, самые чтимые - Иоанн Златоуст, длиннобородый Василий Великий, круглолицый Никола, Григорий Богослов с широкой окладистой бородой. Чуть ближе к зрителю, как бы обгоняя в движении сонм святителей и приближаясь к апостолам, уже шагают вдохновенные пророки. А следом движутся пустынники, возглавляемые Саввой Освященным и Антонием Великим - родоначальником монашества. Замыкать шествие должны мученики и мученицы, те, кто пострадал, пролил кровь за верность своим убеждениям, - юноши, зрелые мужи с твердым взглядом, юные нежные девушки. В общем духе владимирских фресок - исполнение слов, некогда сказанных Христом: "но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас". Так решает Андрей Рублев тему Страшного Суда. Но в контексте исихастской мистической традиции этот поворот от мрака ада к свету Христова благовествования не так уж и неожидан. Традиционно считается, что этот подход в большей степени раскрывает истинный дух Православия, нежели торжествующая в последующие эпохи мрачная эсхатология. Ведь на каждой Литургии в ектинье провозглашается: "ожидаем доброго ответа на страшнем Судище Христове".


Пророки в Раю

На белом фоне, в райском свете, среди дерев "праотцы" в светлых одеждах на их "лонах" и позади престола - праведными душами...


Рублёв А. «Троица»

Около 1412 г. или около 1427 г. Рублев создал свой шедевр - икону "Троица" (Третьяковская галерея).
Традиционный библейский сюжет Рублева наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием.
Отойдя от традиционной иконографии, он поместил в центре композиции единственную чашу, а её очертания повторил в контурах боковых ангелов. Одежды среднего ангела красный хитон, синий гиматий, нашитая полоса - клав явно отсылают нас к иконографии Иисуса Христа. Двое из сидящих за столом главою и движением стана обращены к ангелу, написанному слева, в облике которого читается отеческая начальственность. Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к другим ангелам. Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Все это - указания на первое лицо Святой Троицы. Наконец, ангел с правой стороны изображен в верхней одежде дымчато-зелёного цвета. Это ипостась Святого Духа, за которым возвышается гора. На иконе есть ещё несколько символов: дерево и дом. Дерево - мамврийский дуб - превратилось у Рублёва в древо жизни и стало указанием на живоначальность Троицы. Дом воплощает Божие Домостроительство. Дом изображен за спиной ангела с чертами Отца (Творец, Начальник Домостроительства), Древо - за спиной среднего ангела (Сын Божий), Гора - за спиной третьего ангела (Святой Дух).
Центральный ангел выделен выразительным контрастом пятен тёмно-вишнёвого и голубого цветов, а также изысканным сочетанием золотистых охр с нежным «голубцом» и зеленью. А внешние контуры образуют 5-угольник, символизирующий вифлеемскую звезду. «Троица» рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи «Троицы» - самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни.

В 1420-х гг. по свидетельству "Жития Сергия Радонежского" (редакция Епифания Премудрого и Пахомия Серба) и "Жития Никона" - источников 1430-1450-х гг. - оба мастера расписывают церковь св. Троицы в Троицком монастыре, построенную в 1423-1424 гг. над гробом Сергия Радонежского вместо старой деревянной (1411 г.).
Также создал иконы для иконостаса Троицкого собора.
Сохранились иконы; они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублева. В ряде произведений Рублеву удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные ("Апостол Павел"). Колорит икон более сумрачен по сравнению с ранними произведениями; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (ок. 1427 г., по другим исследованиям, на рубеже XIV-XV вв.; сохранились лишь фрагменты орнаментов) последней работой Рублева.

После смерти Даниила, похороненного в Троицком монастыре, Андрей Рублев возвращается в Москву в Андроников монастырь, где исполняет свою последнюю работу - роспись церкви Спаса (ок. 1426-1427 гг.), законченную ок. 1428 г.

На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера национального подъёма 2-й пол. XIV - нач. XV вв., для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина («Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил», все - рубеж XIV-XV веков, по другим исследованиям, 1410-е 10-е годы XV века, Третьяковская галерея, где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приёмам монументальной живописи.

Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры. Совершенство его творений рассматривается как результат особой исихастской традиции. Уже при жизни Андрея его иконы весьма ценились и почитались как чудотворные.
Исихастская традиция , к которой принадлежал Андрей Рублев, предполагает излияние божественной энергии в мире, пронизанность его нетварным светом. Это и есть сила и чудо, в том числе изображения и слова. Имя (название) вещи или человека - суть его души. Слово "исихазм" происходит от греческого - "молчание, тишина". Исихасты учили, что неизреченный Логос, Слово Божье, постигается в молчании. Созерцательная молитва, отказ от многословия, постижение Слова в его глубине, свет и тишина - вот путь познания Бога. История исихазма позволяет нам лучше представить духовный и исторический контекст эпохи, ставшей золотым веком русской иконы. Рублёв прежде всего - монах, прошедший школу уединенной молитвы, послушания и смирения. Вне исихазма творчество этого мастера будет не только не понятно, но и может быть неверно истолковано. В свою очередь, именно на этих вершинах духовного искусства хорошо прослеживается связь иконописания и иконопочитания с богословскими и мистическими глубинами Православия. Образы Рублева всегда отличаются уравновешенностью и спокойным состоянием духа, они - как тихая и светлая, чистая и прозрачная вода. Большое значение для исихастской практики имеет созерцание Фаворского света - того света, что видели апостолы во время преображения Господа Иисуса Христа на горе. Свет - одна из основных категорий богословия иконы. В истории Церкви были целые периоды и эпохи, когда размышления о свете стояли в центре жизни, становились основой культуры, формировали политику. Такой эпохой был XIV век.


Андрей Рублев. Богоматерь Владимирская. Конец XIV - начало XV вв.

Спас в силах. 1408 г. Андрей Рублёв

Андрей Рублёв. Апостол Павел 1410-1420 гг.

Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублева точно не доказана: фрески Успенского собора на "Городке" в Звенигороде (конец 14 - начало 15 вв.; сохранились фрагменты), иконы - "Владимирская богоматерь" (около 1409 г., Успенский собор, Владимир), "Спас в силах" (1408 г., Третьяковская галерея), часть икон праздничного чина ("Благовещение", "Рождество Христово", "Сретение", "Крещение", "Воскрешение Лазаря", "Преображение", "Вход в Иерусалим" - все около 1399 г.) Благовещенского собора Московского Кремля (иконостас этого собора, согласно новейшим исследованиям, происходит из Кремлёвского Архангельского собора), часть миниатюр "Евангелия Хитрово" (кон. XIV - нач. XV вв., Библиотека СССР им. В.И. Ленина, Москва). Творчество Р. является одной из вершин русской и мировой культуры.

Умер Адрей Рублев 29 января 1430 г. в Андрониковом монастыре (дата установлена П.Д. Барановским по копии XVIII в. с надписи на утраченной надгробной плите).

В 1988 году Андрей Рублёв был причислен к лику святых.


Св. Андрей Рублёв

Свидетельство о духовном признании святости преподобного Андрея находим в строгановском "Иконописном подлиннике" (кон. XVI в.). Этот подлинник был составлен, по-видимому, в среде придворных иконописцев и пользовался самым широким влиянием и авторитетом. Подлинник сообщает: "Преподобный отец Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многия святые иконы написал, все чудотворные... а прежде живяше в послушании у преподобного отца Никона Радонежского. Он повеле при себе образ написати пресвятыя Троицы, в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу..." Здесь святой Андрей именуется преподобным (как, несколько ниже, и Даниил), все его иконы признаются особо благодатными; указывается на его принадлежность к духовной традиции святых Сергия и Никона. Имя святого Андрея (вместе с Даниилом) встречается и в древних месяцесловах. На миниатюрах рукописей XVI в. святой Андрей изображается с нимбом (Остермановский летописец; лицевое житие святого Сергия кон. XVI в. из б. собр. Троице-Сергиевой Лавры). Приводимые источники удостоверяют, что в XV- XVII вв. никто не сомневался в святости Андрея Рублева, как и в высокой праведности Даниила. Согласно традиции, в Троице-Сергиевом монастыре память преподобного Андрея совершалась 4 (17) июля, в день памяти святого Андрея Критского.

Память

День памяти: 4/17 июля

В 1947 г. в Спасо-Андрониковом монастыре учрежден заповедник, с 1985 года - Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.


Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.

Перед главным входом в ЦМиАР находится памятник преподобному Андрею Рублёву работы скульптора Олега Комова.


Памятник Рублёву. 1985 г. Работа Олега Константиновича Комова.

В честь Андрея Рублёва назван кратер на Меркурии.
«Андрей Рублёв» («Страсти по Андрею») - фильм Андрея Тарковского.
Андрей Рублёв - серия памятных монет Банка России.
В 1961 г. была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Андрею Рублёву.
Скульптура Андрея Рублёва на фронтоне Омской государственной библиотеки (скульптор В. Трохимчук).
Научно-популярный фильм «Андрей Рублёв», снятый в 1987 г. киностудией «Леннаучфильм», (режиссер - Л. Никитина, оператор В. Петров).

Copyright © 2015 Любовь безусловная


В начале марта 2015 г. в Успенском соборе появились реставрационные леса (см. фото ). Специалисты ОАО «Владимирреставрация» приступили к предварительным работам - обеспыливанию иконостаса второй половины XVIII в., который за многие годы покрылся приличным слоем грязи и копоти. В ходе предварительного этапа реставрации фресок кафедрального Успенского собора Владимира специалисты раскрыли фрагментарно сохранившиеся фрески кисти прп. Андрея Рублева, которые были скрыты иконостасом XVIII в. Разбирая часть алтарной преграды около гробницы вел.кн. Андрея Боголюбского, реставраторы уже раскрыли фрагментарно сохранившиеся росписи 1161, 1189 гг., а также фрески 1408 г. кисти прп. Андрея Рублева, которые закрывал выдержанный в пышных формах елизаветинского барокко иконостас, который был сооружен в Успенском соборе в 1773-1774 гг. в дар от Императрицы Екатерины II. В северной части иконостаса специалисты уже добрались до изображений пророков, датируемых 1189 г. (см. фото ). Фрески прп. Андрея Рублева расположены выше.


Как известно, росписи 1408 г. - единственное сохранившееся и засвидетельствованное в источниках творение преподобных Андрея Рублева и Даниила в области монументального искусства: Последняя попытка приостановить процесс исчезновения всемирно известных фресок проходила в 2002 г. Тогда работы выполнялись в нижних частях стен и в арках малого и центрального нефов под хорами.

Напомним, что рублевские фрески были впервые раскрыты во время масштабных реставрационных работ 1975-1982 гг. Тогда часть иконостаса была также демонтирована, и специалисты Владимирской научно-реставрационной мастерской зафиксировали эти фрески, а также обнаружили неизвестные ранее изображения двух фигур пророков на пилястрах за иконостасом и хорошей сохранности полотенце на восточной грани юго-западного подкупольного столпа. За это открытие реставраторы даже получили Государственную премию РСФСР. После реставрации 1975-1982 гг. фрески были снова закрыты алтарной преградой.


Для справки . В 1974 г. Владимирской научно-реставрационной мастерской под руководством А.П. Некрасова была начата комплексная реставрация древних фресок Успенского собора после проведения с 1969 г. экспериментально-исследовательских работ. В 1975- 1982 гг. были полностью раскрыты от записей композиции под сводами, с фресок были удалены загрязнения и казеиновый клей, а в жертвеннике и юго-западной части Успенского собора были проведены противоаварийные мероприятия. Однако реставрационные вмешательства были остановлены в 1983 г. из-за грубого нарушения технологии применения новых синтетических материалов, а также сплошного тонирования утрат большей части фресок коробового свода западной части среднего нефа, сильно исказившего их первоначальный облик.


Как считает искусствовед Герольд Вздорнов, в гибели рублевских фресок во Владимире и Звенигороде виноваты сами реставраторы, безответственно использовавшие на памятнике всемирного наследия недостаточно апробированные технологии: «история целого ряда памятников искусства Древней Руси показывает, что их реставрация нередко приводит к искажению первоначального облика, а иной раз и к непоправимой порче произведения … Нередко научная реставрация превращается в чисто хозяйственное предприятие, а на почве бесконтрольности развиваются нездоровые амбициозные представления, что реставратор все может и никто ему не указ. К чему приводят все эти причины, мы знаем по недавней реставрации фресок Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе во Владимире, где после расчистки живопись начала XV века была безжалостно затонирована и навсегда потеряла подобие подлинности …, и мало кому известно, что такая же "реставрация" и теми же лицами была произведена также в Успенском соборе на Городке в подмосковном Звенигороде …» (Вздорнов Г. И. Русская Фиваида на Севере // «Наше наследие». 1990. № 14. С. 47).

Действительно, специалистам хорошо известно, что рублевским фрескам в Успенском соборе во Владимире был нанесен существенный урон по причине обыкновенной халатности самих реставраторов (!), использовавших для закрепления фресок новый синтетический клей, который (БЕЗ ИСПЫТАНИЙ! ) был применен сразу почти по всему своду. То, что росписи прп. Андрея Рублева во Владимире пострадали от методически несостоятельных реставраций, было выяснено лишь благодаря независимой экспертизе, а сами исполнители даже не подозревали о том, что натворили, пребывая в полном удовлетворении работой: http://rublev-museum.livejournal.com/3287.html

Надо сказать, что многие реставраторы признают вину своих коллег в утрате подлинного красочного слоя рублевских фресок. Так, в ходе работы комиссии по обследованию состояния фресок Звенигородского собора 27 января 1993 г. один из её экспертов С. В. Филатов констатировал, что «применение жидкого стекла при предыдущей реставрации вызвало шелушение, скручивание красочного слоя ». В этом легко может убедиться любой желающий, сравнив фотографии фрески св. мученика Лавра 1918 и 2010 гг. (см. фото ). На первой из них хорошо различим красочный слой, который вовсе не так пострадал к 1918 г. «от свечной копоти» за шесть веков (!), а современная фотография, как видим, зафиксировала, что после реставрационного вмешательства подлинного красочного слоя на рублевской фреске уже практически нет, и уцелели лишь подкладочные слои …

Тем не менее, у любителей древнерусской живописи осталась возможность увидеть, как выглядели знаменитые рублевские фрески во всем своём великолепии благодаря копиям, хранящимся в нашем Музее имени Андрея Рублева (на верхнем фото - копия фрески Христос во славе). Их выполнил художник Николай Гусев (1926-1997), один из лучших копиистов древнерусской фресковой живописи, который в 1956 г., по предложению директора Музея имени Андрея Рублева Д.И. Арсенишвили, приступил к копированию стенописи 1408 г. во владимирском Успенском соборе. Работал Н.В. Гусев казеино-масляно-яичной темперой собственного приготовления, в принципе повторяя технологию древнерусской фрески, которая в основном исполнялась темперой по сухой штукатурке. Из-за последующих утрат рублевских росписей 1408 г. копии Н.В. Гусева приобрели особую документальную и художественную ценность.

См. подробнее по данной теме -

600 лет фрескам прп. Андрея Рублева в кафедральном Успенском соборе (Владимир) : http://www.expertmus.com/2012/03/600.html

Фрески гениального иконописца Андрея Рублева подпалил Тарковский во время съёмок фильма : http://www.expertmus.com/2013/10/blog-post_24.html

Кто виноват в гибели фресок прп. Андрея Рублев : http://www.expertmus.com/2012/05/blog-post_1815.html

Фрески Андрея Рублева во Владимире ждут реставрации : http://rublev-museum.livejournal.com/387515.html

Как сообщил главный инженер "Владимирреставрации" Владимир Кислов, «это довольно большой участок, большая пилястра, расположенная в северной части иконостаса . На ней располагаются фрески, в том числе Андрея Рублева». Он также отметил, что с южной стороны иконостаса симметрично находятся еще несколько закрытых фресок, работать с которыми реставраторы планируют начать летом 2015 года. «Во время текущей реставрации фрески на северной пилястре были вновь раскрыты от закрывающего их иконостаса, для чего иконы были вынуты, резьба иконостаса пронумерована и снята, а остов иконостаса, который во время работ 1975-1982 гг. был установлен на специальные навески, открыт», - подтвердило Министерство культуры РФ.

Сохранность этих малоизвестных за пределами кругов музейщиков росписей, по сравнению с открытыми фресками Успенского собора, значительно лучше. Тем не менее, им тоже будет уделено внимание во время текущей реставрации. Кроме того, по информации Министерства культуры, после окончания всех реставрационных операций может быть решен вопрос об изменении контура иконостаса и открытии уникальных фресок для всеобщего обозрения. Технологически, как подтвердили во «Владимирреставрации», такая возможность есть: «Технологически сделать это несложно. Предыдущие реставраторы все предусмотрели - иконостас на специальных петлях - мы его просто открыли, облегчив конструкцию. Таким образом, можно оставить фрески открытыми».

В настоящее время работы по обеспыливанию иконостаса и тщательная фотофиксация росписей продолжается. Составляются картограммы текущего состояния фресок. В ближайшее время, как сообщает Министерство культуры РФ, будут проведены пробные укрепления. Только после одобрения специалистами полученных результатов, начнется проведение запланированных работ на первом этапе реставрации.

Как уточнили в Министерстве культуры РФ, реставрация пройдет в три этапа. В первой половине 2015 г. планируется «заняться фресками Рублева над хорами, в северном люнете и за иконостасом», а также древнейшими росписями 1161 и 1189 гг. северной галереи и за иконостасом. Во второй половине 2015 г. реставраторы продолжат работать с росписями на пилястрах и пилонах за иконостасом, фрагментами росписей 1189 и 1237 гг. в южной галерее, «фресками прп. Рублева в южном люнете, в южном подкупольном пилоне, в жертвеннике». В 2016 г. специалисты «приступят к росписям прп. Андрея Рублева под хорами в центральном нефе и южном малом нефе под хорами».

Учитывая сложность и уникальность работ, для этой реставрации Минкульт РФ предусмотрел максимально возможный срок выполнения работ согласно существующему законодательству в сфере государственных закупок. Восстановление фресок Успенского собора города Владимира должно быть закончено до 31 октября 2016 г. Разработанный ОАО «Владимирреставрацией» поэтапный план-график работ предполагает, что доступ верующих и туристов в Успенский собор по возможности ограничиваться не будет. Отмена богослужений также не планируется.

Работы будут основываться на разработанной «Владимирреставрацией» технологии реставрации монументальной фресковой и темперной живописи 1161, 1189, 1237 гг. и росписей 1408 г. прп. Андрея Рублева. В соответствии с технологией реставрации красочный слой росписей будет укреплен, будут удалены загрязнения, копоть и плесень, живопись обработают антисептиком и покроют защитным слоем, утраты красочного слоя подвергнут «тонированию-пригашению». Министерство Культуры также уточнило, что восстановление фресок будет проходить исключительно «сверху-вниз», на чем настаивал владимирский реставратор Александр Скворцов, иначе грязь, копоть, пыль и вода с верхних ярусов будет снова оседать на отреставрированных фресках внизу.

Для справки : в июле 2013 г. московская фирма «Вифания», обойдя владимирских мастеров, выиграла торги на работы по реставрации фресковой живописи Успенского собора Владимира. По словам Михаила Краснова, директора "Владимирреставрации", «они вот приехали, хотят быстро, с песней. Им честно сказал, мы с вами бороться не будем, но за памятник мы ляжем костьми. Они начали устанавливать леса, а там влажность - 65 процентов. За установкой лесов уже прошли с расчистками, что непозволительно. Приехал Богатырёв, начальник инспекции ЦФО по охране памятников. Он посмотрел, увидел, что это неправильно - написали снова в журнале: "Работы прекратить. "Вифания" никогда не занималась реставрацией фресковой живописи. Но выиграла торги по линии Русской Православной Церкви. Цена вопроса - 10 миллионов. Позже сумма контракта снизилась до 8,5». Врио губернатора Светлана Орлова после инспекции в соборе проинформировала Министерство культуры РФ о всех нарушениях, и работы по расчистке фресковой живописи в Успенском соборе, которые вела фирма "Вифания", были остановлены: «И вплоть до того, что будем создавать народный комитет, если хотите. Это памятник истории - необычный. А тут какие-то непонятные мастера пришли» …

В конкурсе на проведение консервационно-реставрационных работ в Успенском соборе города Владимира, в начале декабря 2014 г. победило ОАО «Владимирреставрация». На торгах владимирские реставраторы обошли двух соперников - ООО «Реставрационно-строительное предприятие «Богородице-Рождественского мужского монастыря» из Владимира и ООО «Новые строительные технологии» из Москвы. Итоги конкурса размещены на портале госзакупок. «Владимирреставрация» предложила выполнить работы за 27 млн рублей, на 1 миллион дешевле заявленной максимальной стоимости контракта. При этом, компания выиграла у москвичей, которые предложили провести работы за 25,6 млн рублей, опередив их по качественным, функциональным и экологическим показателям работ. Работы намечены на 2015-2016 гг., на сохранение уникальных древних фресок, в первую очередь принадлежащих кисти прп. Андрея Рублева, государство планирует потратить ок. 28 млн. рублей. С фресок будет удалена копоть, плесень и наслоения, будет произведена тонировка утрат и ряд иных работ.

Просочившаяся информация о внезапно наметившейся реставрации фресок прп. Андрея Рублева в Успенском соборе Владимира вызвала весьма неоднозначную реакцию в кругах владимирских специалистов. В частности, директор «Владспецреставрации» Александр Скворцов высказался категорически против инициативы Минкульта. По его словам , если начать реставрацию в cоборе сейчас, то это разрушит фрески. Необходимо провести предварительно масштабные подготовительные работы, проанализировать собор на предмет возможных протечек в крыше и образование конденсата, а за рублевские фрески нужно браться в последнюю очередь, когда все остальное будет отреставрировано .

По мнению владимирского реставратора Александра Скворцова, «сначала нужно делать грязную работу, а потом чистую. Сначала надо заниматься протечками, покосившимися барабанами, иконостасом, а потом Рублевым. Для меня это нонсенс. Самое главное, что эти вопросы не обсуждаются. Работы на таких объектах нужно широко обсуждать. Парадоксально, но на сегодняшний день фрески Рублева не готовы к реставрации. По той причине, что нет свежих исходных научно-исследовательских опытных работ, которые бы легли в основу методики . И на сегодняшний день, эта методика не что иное, как плод тех размышлений, которые были 40 лет назад. Та методика - она на ходу, но она не годится на сегодняшний день!

Как без лесов и без натурного исследования были составлены ведомости объемов предстоящих работ по фрескам Рублева, где все прописано в сантиметрах и дециметрах? Как были высчитаны те 28 миллионов рублей, которые государство платит за сохранение фресок?

Очередность должна быть прописана. Ее нарушать нельзя. 30 или больше лет в соборе протекала кровля. Когда железную кровлю заменили на медную - начались протечки . Они шли-шли пока не дошли до фресок Рублева . Кресты покосились. Кресты своими гнездами уходят в подкрестные шары, и там тоже могут случиться протечки. Если уже не начались. Поэтому для меня странно, что мы опять начинаем с Рублева, максимально не обезопасив не только фрески, но и весь собор от такой беды как протечки. А там все потенциальные возможности этих протечек сейчас наблюдаются.

Не доведена до ума и новая система кондиционирования и очистки воздуха в Успенском соборе. Под сводчатыми перекрытиями храма существуют так называемые «застойные зоны», где тяга воздуха отсутствует. Там до сих пор идут активные процессы разрушения живописи, в том числе и рублевской. Мы опять наступаем на те же грабли: экспериментально не отладили эту систему температурно-влажностного режима и сразу же начинаем заниматься Рублевым . Так нельзя. Пока не отлажена эта часть, я считаю преждевременным начинать эти работы.

Огромный пятиярусный иконостас - это хранилище, резервуар различного рода загрязнений, причем очень обильных. Как можно приступать к Рублеву, если мы не выполнили работы по иконостасу? Мы сделаем рублевские фрески и потом займемся им? Вся эта масса пыли и копоти опять плотным слоем ляжет на фрески Рублева. Спрашивается - для чего тогда делать эту реставрацию? Меры по обеспыливанию не помогут. Пыль найдет себе выход » …

Вместо резюме . Параллельно с тем, как разыгрывался конкурс на реставрацию фресок в Успенском соборе, происходит ликвидация одной из владимирских реставрационных компаний: «Владспецреставрация», проработавшая 25 лет, в настоящее время увольняет около двадцати своих сотрудников. Директор известного реставрационного предприятия Александр Скворцов связывает расформирование организации со своей критикой хода реставрационных работ в Успенском соборе …

Увы, но раж погони за дешевыми сенсациями с громкими «открытиями Андрея Рублева» в рамках озвученной Минкультом РФ инициативы тотальной инвентаризации всех известных на сегодняшний день рублевских произведений не имеет ничего общего с подлинной заботой о наследии всемирно известного гения русской иконописи. Достаточно сказать, что у нас в Музее имени Андрея Рублева прямо на могилах кладбища, где захоронен великий иконописец, сын-педераст директора музея Федор Рындин незаконно построил свой частный кабак « », напротив древнейшего в Москве Спасского собора с рублевскими фресками, его отец директор-вор музея Геннадий Попов самовольно устроил , а сами бесценные фрески прп. Андрея Рублева были безжалостны выброшены в отвал варварами из музейной администрации в составе организованной преступной группы: директор-вор Геннадий Викторович Попов, главный хранитель Оксана Викторовна Смирнова,

“Бысть же та церковь чудна вельми
величеством, и высотою,
и светлостью, и звонностью, и пространством,
такова же прежде того не бывала в Руси,
опроче Владимирские церкви,
а мастер Аристотель.”
Никоновская летопись

Чтобы понять и оценить архитектурные особенности Успенского собора Московского Кремля, нужно хорошо представлять себе образец, следуя которому Аристотель Фиорованти в конце XV века построил главный храм Московской Руси. Это Успенский собор города Владимира. В настоящее время у нас нет возможности представить иллюстрации владимирского храма. Поэтому, абстрагируемся от сравнительного анализа двух выдающихся соборов и кратко охарактеризуем основные приёмы зодчего, которые он применил в строительстве Успенского собора Московского Кремля.

В отличие от традиционной русской архитектуры того времени, Успенский собор НЕ является крестово-купольным. Храм относится к зальному или палатному типу сооружений. Это означает, что все части внутреннего пространства собора равновеликие.

План внутреннего устройства Успенского собора взят из книги “Памятники архитектуры Москвы”, М., “Искусство”, 1982.

Собор увенчан традиционным пятиглавием, символизирующим Иисуса Христа и четырёх евангелистов: Иоанна, Матфея, Марка и Луку. Здесь возникает логический вопрос – если все части Успенского собора одинаковы, то и его главы должны быть равными по размеру. Дабы подчеркнуть традиционность собора, Аристотель Фиорованти намеренно выстроил центральную главу выше остальных и окружил её дополнительной стеной, чтобы она выглядела больше остальных. По непроверенным сведениями, в пространстве между двумя стенками центральной главы устроили тайник, где неоднократно прятали государственную казну от татей, например, от поляков в 1612 году.

Палатное устройство собора повлияло на его внешний вид. (Напомним, что внутреннее пространство крестово-купольных храмов делится на нефы, то есть продольные части интерьера, разделённые колоннами или опорными столпами. В русских храмах традиционно бывает три нефа – два боковых (южный и северный) и центральный. В крестово-купольной конструкции центральный неф заметно шире, чем боковые. В Успенском соборе все нефы равны по ширине.


Схема внутреннего устройства крестово-купольного храма. На схеме видно, что центральная часть такого собора заметно больше других частей.

В связи с особенностями конструкции, внешние стены Успенского храма разделены на равновеликие прясла. Вспомните крестово-купольный , в нём прясла разнятся по ширине. В Успенском соборе ритмичное вертикальное деление стен на равные части подчёркивает монолитность всего здания, недаром наши предки говорили, что собор построен “яко един камень”.

Южная стена Успенского собора, выходящая на Соборную площадь – наиболее выразительная.


Южная стена Успенского собора обращена к Соборной площади

Вертикальные лопатки-пилястры делят её на четыре равновеликих прясла. Каждое прясло завершается закомарой. В верхний ярус вписаны щелевидные окна.

Горизонтальное деление стены подчёркнуто аркатурно-колончатым поясом. Колонны пояса наполовину выступают из толщи стены, они словно врезаны в неё. Ровно посередине пояса в каждом прясле устроено по одному окну нижнего яруса.

Парадный входы в Успенский собор были как с в южной, так и с северной стороны. Через южный портал в храм можно было войти со стороны Соборной площади.

С северной стороны войти в собор можно было от митрополичьего двора.

Главные ворота оформлены в виде перспективных порталов. Они украшены полуциркульными арками.


Южный портал Успенского собора

Арки украшают так называемые “бусины” – элемент, распространённый в московском зодчестве.


“Бусины” украшают южный и северный порталы Успенского собора

К порталам ведут лестницы с широкими площадками у входа. Они предназначались для торжественных выходов государей и иерархов.

Глядя на Успенский собор, можно заметить его асимметрию. Главы собора, а также южный и северный порталы храма несколько сдвинуты к востоку. Алтарные апсиды как бы сглажены, они невысокие и не объёмные. С севера и юга их прикрывают выступающие пилоны. Эти приёмы ещё более усиливают впечатление монолитности. Вновь приходит на ум выражение современников собора: “яко един камень”.


Вид Успенского собора с восточной стороны. На снимке хорошо видно, что небольшие апсиды справа и слева (с юга и севера) прикрыты глубоко выступающими из стен пилонами.
Фрагмент восточной стены Успенского собора

Внешние стены Успенского собора, кроме западной, украшены росписями.

Росписи южного фасада Успенского собора

Сразу укажем, что все росписи на стенах Успенского собора появились сразу после окончания его строительства, то есть в конце XV века. Они неоднократно поновлялись, но концепция росписей оставалась прежней.

В верхней части украшенного росписями прясла южной стены изображён образ Богородицы Владимирской. Это увеличенная иконография знаменитой иконы “Богоматерь Владимирская”, которая была перенесена из Владимира в Москву и долгое время находилась в Успенском соборе. Возможно, она была написана в 1480 году, когда, как предполагают, древняя чудотворная икона осталась в московском соборе.

Богоматерь Владимирская изображена с предстоящими архангелами Михаилом (слева) и Гавриилом (справа).
Вероятно, появление этого образа связано с бескровной победой русского войска в “стоянии на Угре”. Событие связано с заступничеством пресвятой Богородицы.

Ярусом ниже находятся изображения святителей. Их шесть.

Первое изображение слева вызывает сомнения. В книге Т.В.Толстой “Успенский собор” указано, что изображён митрополит Пётр. Цитирую из книги: “… на южном фасаде Успенского собора размещены шесть фигур святителей (слева направо) – московских митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, а также новгородских святых – епископа Никиты и архиепископа Иоанна”. На фреске же над святым явно читается “Леонтий митрополит Ростовский”.


Фрагмент фрески. Изображение одного из шести святителей, первого слева. Митрополит ростовский Леонтий В центре – митрополит Московский Иона Слева от окна – митрополит Московский Пётр

Следующие три святителя: митрополит московский Алексий, митрополит московский Филипп, святой Никита Новгородский.


Справа от окна – митрополит Московский Алексий В центре – митрополит московский Филипп

В источниках не указано, какой именно Филипп изображён на южной стене собора. Есть мнение, что первоначально изобразили Филиппа I. Он был инициатором строительства современного Успенского собора. Позже изображение заменили и сейчас мы видим образ митрополита московского Филиппа II (в миру Фёдора Колычева), которого канонизировали в 1672 году при царе Алексее Михайловиче.

Последнее изображение справа – святой Никита Новгородский

Изображения именно этих святителей весьма логичны. В Успенском соборе покоятся мощи святых московских митрополитов Петра, Ионы и Филиппа. Неподалёку, в Чудовом монастыре хранились святые мощи митрополита Алексия. Изображение новгородского святого Никиты связано с покорением Новгорода Иваном III в 1478 году.

Под изображением святителей в центре прясла под окном помещено изображение Спаса Нерукотоворного. Этот образ связан с покровительством, божественной защитой и часто эту икону помещали на вратах, над входами, над дверьми.

Ниже, над арками порталов, изображен Деисус – в центре изображение Христа, слева – Богородицы, справа – Иоанна Предтечи.

Ниже слева от двери изображён Архангел Михаил,

справа – Ангел хранитель.

Это тема связана со входом в храм. Архангел Михаил и Ангел-Хранитель держат в руках свитки, в которых они “вносят имена со страхом Божиим входящих в церковь”.

Интересны медные южные врата, ведущие в храм. Они выполнены в Москве в технике золотой наводки во второй половине XVI века. В настоящее время они закрыты решёткой и поздней стеклянной дверью, поэтому рассмотреть изображения не представляется возможным.

Росписи северного фасада Успенского собора

Верхняя композиция росписи северного фасада – изображение Собора апостолов. Наверху изображён Деисус – в центре Иисус Христос, слева – Богородица, справа – Иоанн Предтеча. Ниже изображены двенадцать апостолов. Медальоны с ликами оплетены вьющейся лозой.

Также, как и на южном фасаде, на северной стене в аркатурном фризе изображены шесть святителей. Слева направо: святой Пафнутий Боровский, святой Исайя епископ Ростовский, святой Леонтий.



Слева – святой Пафнутий Боровский

Кажется странным, что святой Леонтий изображён и на южном, и на северном фасаде. Скорее всего, это два разных святых. Один – Леонтий I, епископ ростовский и суздальский (умер не позже 1077 года), другой – Леонтий II архиепископ ростовский (1158-1161?). Кто из них написан на какой стене, выяснить не удалось.

Следующие три святителя – справа от окна – святой Игнатий Ростовский, святой Дмитрий Прилуцкий, святой Сергий Радонежский.

Справа от окна – святой Игнатий Ростовский В центре – святой Дмитрий Прилуцкий Справа – святой Сергий Радонежский

Выбор именно этих святых обычен для русской иконописи конца XV начала XVI веков. Включение ростовских святых можно объяснить тем, что духовником Ивана III был ростовский архиепископ Вассиан. Он также был заказчиком иконостаса Успенского собора.

По бокам от входа, так же, как и на южной стене изображены Архангел Михаил и Ангел Хранитель со свитками.

Также на северной стене установлен поминальный крест в честь святого митрополита московского Ионы. Рака святого находится в Успенском соборе в северо-западном углу, крест в киоте расположен снаружи у места захоронения святого Ионы.

Западный фасад Успенского собора. Крыльцо-паперть

Порталы на южной и северной стене собора служили парадными входами в храм. Эти врата открывались по особо торжественным случаям. Основным входом в храм по сей день служат западные врата. Их также использовали по особым дням во время торжественных шествий, крестных ходов и коронаций. С западной стороны, обращённой к церкви Ризоположения, Аристотель Фиораванти пристроил открытое каменное крыльцо-паперть. Свод паперти опирается на колонны.

Западный фасад крыльца украшен висячей гирькой, в архитектуре эту деталь часто называют вислым камнем.


“Гирька” – архитектурная деталь, замыкающая свод. “Гирька” в верхней части крыльца-паперти Успенского собора смотрит на Ризоположенскую церковь.

Крыльцо Аристотеля Фиораванти не сохранилось. Паперть “распалась на части” во время пожара 1547 года. Горела кровля собора, разрушилось западное крыльцо, позже его восстановили.

Первоначально на фронтоне над портиком было изображение сцены Успения Пресвятой Богородицы, ныне оно утрачено.

В середине XIX века крыльцо переделали. В 1858 году в собор провели отопление. Открытый портик переделали в застеклённый тамбур. К 1896 году, к коронации Николая II сделали новые металлические переплёты и дубовые двери по рисунку архитектора К.М.Быковского.
Во внутреннем своде портика западного входа сохранились росписи. Внутри тамбура сквозь верхнее стекло можно разглядеть живописные изображения, это сцены из Апокалипсиса.

Это роспись XVII века. Первоначальная – 1513-1515 года, по всей видимости, погибла в пожаре 1547 года.

Росписи восточной стены Успенского собора

На восточной стене над алтарными апсидами также сохранились росписи.

Центальная фреска – новозаветная Троица.

Слева от Троицы находится композиция “Похвала Богородицы”.

Справа – “София Премудрость Божия”. Здесь показан огнеликий ангел в виде Софии Премудрости Божией. Он восседает на престоле и опирается на семь столпов. Согласно преданию “премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь”. Слева от трона находится образ Божией Матери, справа изображён Иоанн Предтеча. Обе фигуры написаны крылатыми, подобно непорочным ангелам. Образцом для фрески послужила храмовая икона Софийского собора в Новгороде.

Изображение Софии Премудрости Божией появилось в середине XVI века, несколько позже остальных росписей.

Мы рассмотрели все изображения на фасадах Успенского собора. Осталось невыясненным только содержание надписей над южной и северной арками порталов.


Над нижней аркой южного портала видна надпись.

Статья написана по материалам книги Татьяны Владимировны Толстой “Успенский собор”, М. 2009.

Имя: Андрей Рублев (Andrey Rublev)

Дата рождения: 1360 г.

Возраст: 68 лет

Деятельность: иконописец

Семейное положение: не был женат

Андрей Рублев: биография

Для русских людей и мирового православия иконописец Андрей Рублев стал символом искусства и неким эталоном русского человека, величия славянского духа. Иконы и фрески мастера дышат гармонией с вселенной, напоминают об утерянном рае, счастье и безмятежности.


Творчество иконописца поклонники сравнивают с поэзией . Оно так же основательно, вечно и гениально. Вглядываясь в лики рублевских святых, видишь самопожертвование, красоту и величие человека. Андрей Рублев понял суть и дух веры в Бога, поэтому Русская православная церковь канонизировала иконописца, причислив к ликам преподобных святых.

Детство и юность

Родился иконописец предположительно в 1360 году на территории Московского княжества (иные источники местом рождения Рублева указывают Великий Новгород). Сведения о детстве, юности и семье художника крайне скудны. Историки и искусствоведы, отталкиваясь от фамилии Рублев, выдвинули предположение, что предки Андрея по линии отца – ремесленники.


Имя Андрей Рублеву дали после монашеского пострига в мужском монастыре на левобережье Яузы, знакомом нам как Андроников. Мирское имя художника не известно. Исследователи сошлись во мнении, что отчество Андрея Рублева – Иванович: на сохранившейся иконе того времени различили подпись «Андрей Иванов сын Рублев».

Иконопись

Биография святого берет отсчет с 1405 года – это год первого письменного упоминания об Андрее Рублеве. В летописи говорится, что чернец Рублев вместе с прибывшим из Кафы Феофаном Греком и Прохором-старцем расписал стены Благовещенского собора в Московском кремле. Совместную работу с корифеями иконописи доверяли тому художнику, чье мастерство не подвергалось сомнению. Искусствоведы предполагают, что уже в юности Андрей Рублев имел опыт славянской художественной иконописи.


Работа в тандеме с Феофаном, чью манеру письма называют живописной скорописью за точные и четкие мазки, была честью для молодого мастера. Иконы Грека поражают величием, лики изображенных им святых суровы и гениальны в каждом штрихе. Но переняв лучшее в технике, Андрей Рублев выработал собственный стиль иконописи, в котором нет драматизма и суровости Феофана Грека. Иконы Рублева наполнены спокойствием, ясностью и гармонией. Искусствоведы указывают на палитру художника, словно навеянную летним солнечным днем: здесь золотые нивы с васильковыми вкраплениями, алая заря и бирюзовая река.


Роспись Благовещенского собора утрачена, но в соборном иконостасе сохранилось семь икон, которые приписывают кисти Андрея Рублева. Считают, что художник писал фигуры апостола Петра и архангела Михаила. Его руку узнают в изображениях мучеников Дмитрия и Георгия, а также в иконах, посвященных главным событиям христианской церкви. Работой Андрея Рублева называют фреску «Преображение», где легко узнается «рублевская» палитра. Силуэт вписан в круг, полукругом расположены апостолы. Андрей Рублев считал круг идеальной геометрической фигурой, круг встречается в работах последнего десятилетия.


В начале XV века Андрей Рублев вместе с соратником Даниилом Черным расписал Успенский собор под Звенигородом. Вероятно, иконописец получил приглашение от крестника – князя Юрия Звенигородского. В сохранившихся фресках сквозит техника Рублева, но его кисти принадлежат, скорее всего, лишь изображения святых Флора и Лавра. Остальные иконы писали артельные художники, на стиль которых повлияло творчество Андрея Рублева. К работам иконописца относят три фрески «Звенигородского чина».


В иконе «Спас» нашла воплощение новая традиция, ознаменовавшая золотой век расцвета русского искусства иконописи. К ранним творениям Андрея Рублева относят иллюстрации к «Евангелию Хитрову». Художник нарисовал миниатюры евангелистов и их символы. Завораживает миниатюра ангела – символа евангелиста Матфея. Снова встречается «рублевский» круг, в центре которого шагающий крылатый юноша. Композиция словно подталкивает к мысли о возвращении всего сущего на круги своя. Миниатюры к «Евангелию Хитрову» перекликаются с византийской традицией, но святые Андрея Рублева отличаются от изображений греков неким духовным спокойствием, углубленностью в духовную жизнь и отрешенностью от внешнего.


Второе письменное упоминание о мастере датируется 1408 годом. В нем говорится о начале росписи Андреем Рублевым и Даниилом Черным Владимирской церкви. Мастера расписали Успенский собор, возведенный до нашествия монгольской орды. Фрески Страшного суда Рублев с Черным разместили в западной части храма, на его сводах. Эта работа мастера – наиболее прославленная из владимирских. Изображения представляют собой не разрозненные полотна, а единое целое. Большинство исследователей согласны, что кисти мастера принадлежит «Владимирская Богоматерь».


Пророк Даниил с ангелом, указывающим на фреску Страшного суда, ведомые апостолом Петром в рай праведники, трубящие ангелы – в Апокалипсисе Андрея Рублева нет назидательности и свойственного византийским иконописцам желания напугать. Рублевский Страшный суд более милосерден, он дает надежду на избавление. В конце 1408 года на Русь двинулось татарское полчище хана Едигея. Войско разрушило Серпухов, Переславль, Нижний Новгород и Ростов, подошло к Москве. Троицкий монастырь уничтожили, а в 1410 году татары напали на Владимир, разорив Успенский собор.


Следы иконописца теряются, о нем не слышно два десятилетия. Возможно, в эти трудные для Руси времена Андрей Рублев спасался в Андрониковом монастыре. Восстановление Троице-Сергиева монастыря началось в 1422 году. К этому периоду относится третье упоминание о мастере. Над усыпальницей Сергия Радонежского вместо сгоревшего деревянного появился храм из камня. Для его росписи игумен Никон пригласил Андрея Рублева. Мастер создал в Троицком соборе икону, которую искусствоведы называют шедевром и вершиной творческого наследия Рублева.


Знаменитая «Троица» поражает совершенством композиции. И снова Андрей Рублев прибегает к кругу, который создают склоненные над чашей фигуры ангелов. Искусствоведы соглашаются, что кисти Андрея Рублева принадлежат иконы «Спас», «Апостол Павел» и «Архангел Михаил», относящиеся к «Звенигородскому чину». Они хранятся в Государственной Третьяковской галерее. Другие иконы и фрески, которые приписывают Рублеву, исследователи называют работами артели или современников Рублева, копирующих его стиль.

Личная жизнь

В молодости Андрей Рублев прошел посвящение в монашеский чин. Он отказался от желания завести семью и детей. Вся его жизнь была посвящена служению Богу и творчеству во имя его прославления. Не сохранилось сведений о родных художника. Неизвестно, были ли у него братья, сестры и племянники.

Смерть и память

Иконописец скончался поздней осенью 1428 года от бушевавшей в Москве эпидемии чумы. Смерть настигла Андрея Рублева в Андрониковом монастыре, где он весной вместе с Даниилом Черным трудился над четвертой работой – фресками Спасского собора (они не сохранились). Вскоре за иконописцем ушел и его верный соратник и друг. По преданиям, перед смертью к Даниилу Черному явился Андрей Рублев, «в радости призывающий его в рай». Даниилу облик Андрея показался радостным и светлым.


Похоронили иконописца возле колокольни Спасского собора. В 1988 году художника канонизировали и причислили к лику святых, учредив днем его памяти 17 июля. В середине 1990-х археологи обнаружили древний престол Спасского собора, а рядом с ним мощи. Их приписали знаменитому мастеру, но вскоре признали ошибочность утверждения.


Исследователи называют ошибочной общепринятую дату смерти художника, утверждая, что Андрей Рублев умер в конце января 1430 года. Архитектор П. Д. Барановский настаивает на дате 29 января 1430 года. Зодчий уверял, что именно ее высекли на могильной плите Рублева до того, как утратили. На этом месте построен Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева, основатель которого – зодчий Петр Барановский.

В конце 1940-х в Спасо-Андрониковом монастыре появился заповедник. Помнят великого Рублева и во Владимире: памятник иконописцу стоит на входе в парк имени А. С. Пушкина. В честь преподобного святого назван кратер на Меркурии, выпущена серия памятных монет и почтовая марка. В 1966 году на киностудии «Мосфильм» режиссером снята кинодрама «Андрей Рублев». От первоначального названия картины – «Страсти по Андрею» – отказались. Фильм состоит из восьми новелл, в которых глазами монаха Андрея Рублева описаны неурядицы средневековья. Художника сыграл актер Анатолий Солоницын.

Иконы и фрески

  • Архангел Михаил из деисусного чина, 1414
  • Вознесение Господне, 1408
  • Апостол Павел из деисусного чина, 1410-е. Государственная Третьяковская галерея (ГТГ)
  • Спас в силах, 1408
  • Спас, 1410-е
  • Сошествие во ад, 1408-1410. ГТГ
  • Рождество Христово. Благовещенский собор Московского кремля
  • Архангел Михаил, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Архангел Гавриил, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Богоматерь, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Григорий Богослов, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Иоанн Златоуст, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Иоанн Богослов, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Иоанн Предтеча, 1408
  • Андрей Первозванный, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Благовещение, 1405
  • Преображение, первая четверть XV века. ГТГ
  • Святая Троица, 1410-е. ГТГ


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх