Сообщение о жизни и творчестве а гайдара. Литературно-исторические заметки юного техника

Аркадий Петрович Голиков (9 января 1904 – 26 октября 1941) – русский писатель рассказов, преимущественно для детей и подростков. Участвовал в Гражданской и Великой Отечественной войнах.

Детство

Аркадий Петрович родился 9 января в городе Льгове, располагавшемся в Курской губернии. Его отец работал учителем в местной школе, а мать, по происхождению дворянка и дальняя родственница самого Михаила Юрьевича Лермонтова, являлась фельдшером, поскольку окончила медицинские курсы сразу после средней школы. Оба родителя Гайдара были революционерами и принимали участие в выступлениях 1905 года, поэтому вынуждены были скрываться от властей и жить подальше от столицы.

В 1912 году отца Аркадия отправляют в Арзамас, где серьезно обостряется ситуация из-за постоянных революционных движений против существующей власти. Мать едет с ним, поскольку местная больница также запрашивает дополнительных добровольцев для оказания медицинской помощи. Так, Гайдар едет вместе с родителями в Арзамас, где и живет вплоть до окончания Первой мировой войны.

К слову, он тоже пытается помочь отцу, которого через два года отправляют на фронт. Маленький мальчик укрывается в одном из военных фургонов, следовавших на границу с новыми солдатами, но на половине пути его обнаруживают и высылают обратно в Арзамас.

Юность и военная служба

В возрасте 14-ти лет революционно настроенного Аркадия принимают в коммунистическую партию. С этого момента его жизнь переходит на «военные рельсы», чему парень искренне рад, поскольку хочет быть похожим на отца.

Благодаря его активной жизненной позиции и уверенности в собственных силах, Гайдара принимают в ряды Красной армии, а через год он идет на курсы по командной подготовке, которые проходят на тот момент в Москве.

Выучившись в столице, он становится начала помощником командира взвода, затем самостоятельным командиром полка и, в конечном счете, командиром батальона.

Со своими солдатами, о которых, к слову, Аркадий Гайдар заботился лучше остальных офицеров, он присутствует на нескольких фронтах Гражданской войны, где одерживает множество побед. К несчастью, во время одной из финальных битв его ранят, и он, стараясь добраться до командного пункта, получает тяжелую контузию.

В феврале 1922 года Гайдар возвратился на службу и, будучи командиром полка, расположился в Енисейской губернии, где ему поручили разобраться с местными «бандитами», которых, по его мнению, поддерживала большая часть населения. Однако после тяжелой контузии во время Гражданской войны у Аркадия начались проблемы с алкоголем, в чем он никогда и никому не признавался. Будучи в нетрезвом состоянии, он допустил ряд ошибок, в том числе приказал своим солдатам расстрелять нескольких «бандитов» при попытке к бегству. К слову, не жалел Гайдар и собственных ребят.

После небольшой ссоры с командиром несколько человек были отосланы им в штаб без личных вещей, которые комбат в наказание конфисковал. Подобное поведение вызвало недовольство, на Гайдара было возбуждено уголовное дело, и 18 августа 1922 года его отстранили от военной службы без права на обжалование.

Творчество

Осознав, что офицером ему уже не быть, Гайдар начинает писать небольшие повести. Дебютным становится произведение «В дни поражений и побед» (1925), которое писатель просит опубликовать в знаменитом на тот момент альманахе «Ковш». Но по прошествии недели он понимает, что повесть оказалась слишком слаба, чтобы претендовать на положительные отзывы читателей и литературных критиков. Повесть была напрочь раскритикована, а Гайдару даже посоветовали больше не заниматься литературным творчеством, с чем он, конечно же, категорически не был согласен.

В 1932 году Аркадий Гайдар едет в Дальневосточный край и устраивается на работу в известную газету «Тихоокеанская звезда». Поскольку штатных вакансий на тот момент организация предоставить не могла, они предложили Аркадию должность специального корреспондента, которая подразумевала постоянные поездки по другим городам. Гайдар с радостью соглашается, и в течение долгого времени публикует в газете свои статьи о развитии животноводства, сельского хозяйства, садоводства и т.д.

В это же время у Гайдара начинается самый плодотворный период его жизни. Он увлекается написанием детских повестей и рассказов, которые получаются у него невероятно интересными и не слишком наивными. Так, результатом его работы становятся такие произведения, как «Школа» (1930), «Дальние страны» (1932), «Военная тайна» (1935), «Чук и Гек» (1939), «Тимур и его команда» (1940) и многие другие. Именно они стали наследием русской литературы и до настоящего времени являются популярными и востребованными.

Личная жизнь

В 1921 году Гайдар, прибывший с фронта тяжело контуженным, знакомится в госпитале, где проходит реабилитацию, с медсестрой Марией Николаевной Плаксиной. Через полгода они венчаются. В браке рождается сын Женя. Но позже Аркадий вынужден оставить жену и маленького ребенка, уехав по службе в другой город. Некоторое время они активно общаются, а затем молодой отец узнает о смерти своего ребенка, уходит в себя, и семья распадается.

В начале 1920 года Аркадий встречает журналистку Лию Лазаревну Соломянскую, на которой женится во второй раз. Супруга дарит ему замечательного сына Тимура, но и этому браку не суждено продлиться долго. Будучи молодой и наивной, Лия уходит от мужа к более перспективному мужчине.

В 1938 году, работая специальным корреспондентом и приехав в Клин, Гайдар останавливается у хозяина Чернышёва, где и знакомится с его дочерью Дорой. Спустя полгода он просит её руки. Они женятся.

(1904 - 1941)

Гайдар (настоящая фамилия - Голиков) Аркадий Петрович - прозаик. Считался одним из основоположников советской детской литературы. Стал одной из ключевых фигур советской пропаганды, вокруг него были созданы легенды, не имевшие ничего общего с действительностью. Его произведения до 1990-х гг. неизменно были ключевыми в школьной программе и были обязательными для изучения всеми советскими школьниками. Тиражи составили десятки миллионов экземпляров.

Родился Аркадий Петрович 9 января (22 н.с.) в городе Льгов Курской губернии в семье учителя. Детские годы прошли в Арзамасе. Учился в реальном училище, но когда началась первая мировая война отца забрали в солдаты, он через месяц сбежал из дома, чтобы ехать к отцу на фронт. В девяноста километрах от Арзамаса его задержали и вернули.

Позже, подростком четырнадцати лет, он встретился с "хорошими людьми - большевиками" и в 1918 ушел "воевать за светлое царство социализма". Он был физически крепким и рослым парнем, и после некоторых колебаний его приняли на курсы красных командиров. В четырнадцать с половиной лет он командовал на петлюровском фронте ротой курсантов, а в семнадцать лет был командиром отдельного полка по борьбе с бандитизмом ("это на антоновщине").

Участвовал в подавлении восстания Антонова на Тамбовщине. По воспоминаниям, отличался патологической жестокостью, что вызывало сомнения в его психическом здоровье. Со времен Гражданской войны Гайдар стал алкоголиком, страдал запоями, его мучили кошмары. Всю жизнь был подвержен депрессии и даже пытался покончить жизнь самоубийством. Его детская психика не выдержала жестокостей Гражданской войны.

В декабре 1924 Гайдар ушел из армии по болезни (после ранения и контузии). Начал писать. Его учителями в писательском ремесле были К.Федин, М.Слонимский и С.Семенов, которые разбирали с ним буквально каждую строчку, критиковали и обучали приемам литературного мастерства.

Лучшими своими сочинениями он считал повести "P.B.C." (1925), "Дальние страны", "Четвертый блиндаж" и "Школа" (1930), "Тимур и его команда" (1940). Он много ездил по стране, встречался с разными людьми, жадно впитывал жизнь. Он не умел писать, закрывшись в кабинете, за удобным столом. Он сочинял на ходу, обдумывал свои книги в дороге, твердил наизусть целые страницы, а потом записывал их в простых тетрадках. "Родина его книг - разные города, деревни, даже поезда".

Например такой случай.

После окончания работы над повестью "Школа", Гайдар уехал из Архангельска в Москву, оставив жену и двухлетнего сына в далеком северном городе.

Но вот улажены все издательские дела, "Школа" вышла в свет, ее читают и изучают. Готовится к печати выход книги полумиллонным тиражом в "Роман-газете". Можно поехать к семье, дать себе отдых.

И вот он снова в городе, где создавалась "Школа". Как не зайти к друзьям в архангельскую областную газету "Волна", которая совсем недавно обрела новое название - "Северная правда". Друзья-журналисты искренне радовались приезду коллеги, его творческим успехам, предложили работу, дали конкретное поручение - написать хороший очерк о лесосплаве.
Плоты с бревнами - это, разумеется, далеко от города, на холодных северных реках. Выполнить такое задание нелегко. Но и отказаться не смог, да к тому же увлекла писателя и журналиста новая тема.

Конец лета, воскресный полдень. Жена позвала семью к обеду. Хорошо пахнет отварное мясо. Есть и другая снедь. Но чего-то все-таки не хватает к обеду. Ах, да, соленых огурцов! Помнится, еще в раннем детстве, в городе Льгове стол под конец лета украшали молоденькие малосольные огурчики.

Рынок недалеко, за углом. Аркадий Петрович обещает жене и сыну через несколько минут вернуться с покупкой. Но надо же случиться такому: в овощном ряду приценивались к соленым огурцам будущие герои его очерка - плотогоны-сплавщики. Очевидно, был среди них кто-то из старых знакомых Гайдара.

И писатель забывает о том, что дома стынет обед, начинает расспрашивать плотогонов об их делах. Сплавщики с кульками и сумками спешили на пристань, а писатель не отставал от них, все задавал и задавал им вопрос за вопросом. И уже перед посадкой на катер, он попросил плотогонов принять его в артель хотя бы недели на три.

Можно только догадаться, что Гайдар нашел способ передать домой, чтобы его не ждали ни сегодня, ни завтра. Он вернулся на двадцать первый день с пухлой, плотно исписанной тетрадью. Фактов для очерка было в избытке.

Подобное случалось в жизни Гайдара не раз. Была у него не очень удачная юношеская повесть "Лбовщина". Молодой писатель создавал повесть о том, чему не был свидетелем - о событиях 1905 года. Не очень удачная получилась вещь. Но, "вывезла" революционная тема, повесть была напечатана с продолжением в пермской областной газете "Звезда", вышла и отдельной книжкой в Перми. Был получен неплохой гонорар. Аркадий Петрович решил потратить ее на путешествие по стране без путевок и командировок. Компанию ему составил его сверстник, тоже журналист, Николай Кондратьев. Сначала Средняя Азия: Ташкент, Кара-Кум. Потом переправа через Каспий в город Баку.

До приезда в столицу Азербайджана денег не считали, а здесь, на восточном базаре оказалось, что путешественникам даже за арбуз заплатить нечем. Друзья перессорились. Обоим пришлось "зайцами" добираться до Ростова на Дону. Одежда у обоих износилась, дырявые брюки пришлось пришивать к белью: В таком виде не зайдешь ни в редакцию ростовского "Молота", ни в книжное издательство, где уже известному детскому писателю могли бы помочь деньгами.

Но выход был найден. Путешественники отправились на товарную железнодорожную станцию и несколько дней кряду работали на погрузке арбузов. Здесь никому не было дела до их одежды, поскольку и другие были одеты не лучше. И никто, конечно, не догадывался, что арбузы грузит писатель, бывший командир полка.

Полное романтических приключений путешествие за-вершилось созданием повести "Всадники неприступных гор", которая вышла в Москве в 1927 году.

Когда началась вторая мировая война, писатель стал вновь в ряды армии, отправясь на фронт военным корреспондентом. Его часть попала в окружение, и писателя хотели вывезти на самолете, но он отказался покинуть товарищей и остался в партизанском отряде как рядовой пулеметчик. 26 октября 1941 на Украине, под деревней Ляплявою, небольшая группа партизан шла за продуктами питания к собственному схрону и наткнулась на замаскированных в лесополосе немецких автоматчиков. Гайдар увидел их первым и перед тем, как был скошен автоматной очередью, предупредил товарищей об опасности.

(настоящая фамилия - Голиков) (1904-1941) советский писатель

Будущий писатель родился в небольшом городе Льгове поблизости от Орла. Семья Голиковых отличалась по тем временам высоким культурным уровнем: отец был народным учителем, мать - фельдшером. Поэтому с раннего детства они воспитывали у своего сына любовь к знаниям.

В 1911 году семья перебралась в Арзамас, где Аркадий Гайдар поступил в местное реальное училище. Там он продолжал много читать, увлекался инсценировками и, как многие сверстники, начал писать стихи.

Спокойная и устоявшаяся жизнь была прервана Первой мировой войной. Отец был мобилизован и ушел на фронт, мать стала санитаркой в госпитале. Поэтому Аркадий должен был заботиться о трех младших сестрах, оставшихся дома. Как и многие другие мальчишки, он пытался бежать на фронт, но добраться туда не успел: его поймали и отправили домой. Однако юноша был полон желания побыстрее заняться активной жизнью и принять участие в событиях, которые происходили вокруг. Летом 1917 года он начинает работать в местной большевистской организации. Аркадий Гайдар был связным, дежурил в местном Совете. Все эти события позже были описаны им в повести «Школа». С этого и началась его «обыкновенная биография в необыкновенное время». Осенью 1918 года он становится членом партии, а вскоре и красноармейцем. Правда, вместо фронта попадает на курсы красных командиров.

В 1919 году Голиков досрочно завершает учебу и вскоре уходит на фронт в качестве командира взвода. В одном из боев он был ранен, но весной 1920 года снова отправляется в армию, где получает назначение на должность комиссара штаба. Вскоре его опять посылают на учебу на высшие командные курсы, окончив которые он становится командиром роты, а затем и кавалерийского полка. Командуя карательными подразделениями, будущий писатель подавлял выступления хакасов против советской власти. Действия Голикова всегда отличались упорством и даже жестокостью - видимо, давал себя знать возраст и юношеский максимализм. Позже он будет обходить молчанием этот период своей биографии.

Голиков решил навсегда связать свою жизнь с армией, готовился поступать в военную академию, но многочисленные ранения не позволили ему осуществить это желание. В 1924 году он был уволен в запас по состоянию здоровья. После мучительных размышлений о том, что же ему делать дальше, он принимает решение заняться литературным трудом.

Еще в армии, Аркадий Петрович Гайдар задумал написать свою первую повесть - «В дни поражений и побед». Она была опубликована в 1925 году, но осталась не замеченной ни критиками, ни читателями. Позже писатель переработал одну из ее глав в рассказ под названием «Р.В.С». Он был принят в журнал «Звезда» и опубликован. С этого времени и начинается литературная жизнь писателя Гайдара. Первое произведение, подписанное этим псевдонимом "Гайдар", - рассказ «Угловой дом» (1925). Существует много предположений о происхождении столь необычного псевдонима. Одни исследователи считают, что он переводится на русский язык как «всадник, скачущий впереди», другие видят в нем своеобразный шифр: Г - Голиков, АИ - АркадиИ, Д - французская частица, обозначающая «из», АР - Арзамас. Получается: Голиков Аркадий из Арзамаса.

Аркадий Гайдар женится на дочери писателя Павла Бажова и поселяется с семьей в Ленинграде. Стремясь приобрести новые впечатления и уйти от военной темы, писатель много путешествует, постоянно печатает очерки о своих впечатлениях. Постепенно определяется и его читатель - подростки, и основная тема - романтика подвига. В 1926 году Аркадий Гайдар переделывает свой рассказ «Р.В.С.» и превращает его в романтическую повесть о событиях Гражданской войны.

Тема Гражданской войны продолжается и в повести «Школа». Она представляет собой романтизированную биографию самого писателя, в которой показано его нелегкое становление как личности. Повесть обозначила и определенный этап в творчестве Аркадия Гайдара. Характеристики его героев стали более психологичными, сюжет приобрел драматическую напряженность. В дальнейшем писатель больше не обращался к столь масштабному изображению Гражданской войны.

В тридцатые годы Аркадий Гайдар выпускает несколько повестей о мирной жизни. Однако и в них звучит тема «дел суровых и опасных, как сама война». Наиболее интересна «Военная тайна» (1935), в которой писатель показывает жизнь маленького героя на фоне событий своего времени - новостроек, борьбы с вредителями и диверсантами. После ее выхода на писателя посыпались обвинения в том, что он излишне жесток к своему герою, который погибает в конце рассказа.

Следующая повесть - «Судьба барабанщика» (1936) - также написана на остросовременном материале. Она полна умолчаний и недоговорок, понятных современникам: отец главного героя, красный командир, арестован, жена его убегает из дому, бросая сына. Автор использует своеобразный прием тайнописи - смысловые и сюжетные нестыковки, поскольку сказать полную правду о происходящих событиях он не мог. Аналогично была построена и повесть «Комендант снежной крепости», в которой писатель, опять-таки в скрытой форме, осуждал финскую военную кампанию. Повесть была опубликована, но вызвала такой общественный резонанс, что последовал приказ об изъятии книг Аркадия Петровича Гайдара из библиотек.

Самым же популярным произведением этого писателя стала повесть «Тимур и его команда », открывавшая цикл из пяти повестей о пионерах. Осуществить его до конца писателю помешало начало войны. В преддверии войны, Аркадий Гайдар хотел показать, что и подростки могут принести ощутимую пользу - для этого их надо лишь организовать, направив энергию в соответствующее русло. Сразу же после появления повесть была экранизирована и поставлена во многих детских театрах.

В первые же дни Великой Отечественной войны писатель подал заявление с просьбой направить его в действующую армию. В качестве военного корреспондента «Комсомольской правды» Аркадий Гайдар отправился на фронт, откуда прислал несколько репортажей. В октябре 1941 года во время очередной командировки в действующую армию, прикрывая отход товарищей, он погиб, так и не успев осуществить многие замыслы.

Сын писателя Тимур Гайдар также был военным и вышел в отставку в чине контр-адмирала. От отца он унаследовал и литературное дарование, опубликовав книгу повестей и рассказов, долгое время работал в газете «Правда». Внук Аркадия Гайдара, Егор избрал иную профессию - стал экономистом и политиком. Он является автором многочисленных публикаций, таким образом продолжая семейную традицию.

Аркадий Петрович Гайдар (22 (9) января 1904 - 26 октября 1941; настоящее имя Аркадий Петрович Голиков) - советский детский писатель.

Ранние годы

Родился в городе Льгов Курской губернии в семье учителя. Детство провёл в Арзамасе.

В Первую мировую войну отца забрали на фронт. Аркадий, тогда еще мальчишка, пытался добраться на войну. Попытка не удалась, его задержали и вернули домой.

Гражданская война

Активный участник Гражданской войны.

В 14 лет вступил в ряды Красной Армии. Окончил Киевские пехотные курсы. Воевал на петлюровском, польском, крымском фронтах. Был командиром взвода (в 15 лет), роты (в 16 лет). В феврале 1921 года Аркадий закончил Высшую стрелковую школу "Выстрел". После окончания, вначале командовал 23-м запасным полком, а с июня 1921 годы - 58-м отдельным полком по борьбе с бандитизмом (Аркадию в то время было 17 лет). Сами "антоновцы", с которыми сражался Голиков, отмечали его высокие моральные качества. После ликвидации "антоновщины" Голиков служил в Башкирии, а затем в Хакасии, где занимался поисками банды Соловьева. Состоял в рядах ЧОН (Части особого назначения) Сибири. Существуют слухи о нечеловеческой жестокости Голикова, о том, что он якобы лично расстреливал население целых деревень (женщин и детей) по подозрению в укрытии Соловьёва, а зимой, экономя патроны, топил подозреваемых в сговоре с бандой Соловьева в озёрах Большое и Чёрное (республика Хакасия) десятками человек. Никаких документальных подтверждений этих зверств не существует. В 1924 году уволился из армии вследствие контузий, полученных на фронтах Гражданской войны.

Литературная деятельность

Наставниками автора на литературном поприще были М.Слонимский, К.Федин, С.Семенов. Гайдар начал печататься в 1925 году. Произведение "Р.В.С." оказалось знаковым. Писатель стал настоящим классиком детской литературы, прославившись произведениями о боевом товариществе, искренней дружбе.

Литературный псевдоним "Гайдар" расшифровывается как "Голиков АркадиЙ Д"АРзамас" (по подражанию имени Д"Артаньяна из "Трёх мушкетёров" Дюма).

Наиболее известные произведения Аркадия Гайдара: "P.B.C." (1925), "Дальние страны", "Четвертый блиндаж", "Школа" (1930), "Тимур и его команда" (1940), "Чук и Гек", "Судьба барабанщика", рассказы "Горячий камень", "Голубая чашка"… Произведения писателя вошли в школьную программу, активно экранизировались, переведены на многие языки мира. Произведение "Тимур и его команда" фактически положило начало уникальному тимуровскому движению, ставившему своей целью добровольческую помощь ветеранам и пожилым людям со стороны пионеров.

Великая Отечественная война

Во время Великой Отечественной войны Гайдар находился в действующей армии, в качестве корреспондента "Комсомольской правды". Был свидетелем и участником Киевской оборонительной операции Юго-Западного фронта. Написал военные очерки "У переправы", "Мост", "У переднего края", "Ракеты и гранаты". После окружения Юго-Западного фронта под Киевом, в сентябре 1941, Аркадий Петрович попал в партизанский отряд Горелова. В отряде был пулеметчиком. 26 октября 1941 под деревней Ляплявою на Украине Аркадий Гайдар погиб в бою с немцами, предупреждая членов своего отряда об опасности. Захоронен в г. Каневе

Личная жизнь

В середине 1920-х годов Аркадий женился на 17-летней комсомолке из Пензы Рувелии Лазаревне Соломянской. В 1926 году в Архангельске у них родился сын Тимур. Спустя 5 лет жена с сыном ушли от него к другому мужчине.

Второй брак Гайдара произошёл в середине 1930-х годов. Он усыновил Женю - дочь своей второй супруги Доры Михайловны.

Значение

В советское время книги Гайдара были одним из основных средств воспитания подрастающего поколения. Органы воспитания СССР ставили в пример советским детям героев его повестей и рассказов. Организовывавшиеся советскими школами отряды детей для помощи пожилым людям назывались "тимуровскими", а их участники - "тимуровцами", в честь главного героя повести Гайдара "Тимур и его команда".

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и др. внешкольных учреждениях, по месту жительства; только в РСФСР насчитывалось свыше 2 млн. тимуровцев. Они шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны; в послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым; ухаживали за могилами погибших войнов.

В 60-е г.г. поисковая работа Тимуровцев по изучению жизни Гайдара во многом способствовала открытию мемориальных музеев писателя в Арзамасе, Льгове. На средства, собранные Тимуровцами, в Каневе организована библиотека- музей им. Гайдара. В начале 70-х г.г. создан Всесоюзный штаб Тимура при редакции журнала "Пионер".

Традиции Тимуровского движения нашли свое выражение и развитие в добровольном участии детей и подростков в благоустройстве городов и сел, охране природы, помощи трудовым коллективам взрослых и др.

Тимуровские команды и отряды созданы в пионерских организациях ГДР, НРБ, ПНР, СРВ, ЧССР.

Имя Гайдара было присвоено многим школам, улицам городов и сел СССР. Памятник герою повести Гайдара Мальчишу-Кибальчишу - первый в столице памятник литературному персонажу (скульптор В.К. Фролов, архитектор В.С. Кубасов) - установлен в 1972 у Городского дворца творчества детей и юношества на Воробьёвых горах (в советское время - Дворец пионеров и школьников на Ленинских горах).

После крушения коммунистического режима в СССР жизнь автора пытались многократно переоценивать, но его произведения до сих пор являются любимыми для многих мальчишек и девчонок.

Аркадий Гайдар был награжден орденом "Знак почёта" и орденом Отечественной войны I степени посмертно.

Библиография

  • "РВС", 1926

  • "Школа", 1930

  • "Дальние страны", 1932

  • "Военная тайна", 1935

  • "Голубая чашка", 1936

  • "Судьба барабанщика", 1939

  • "Тимур и его команда", 1940

  • "Чук и Гек"

  • "Жизнь ни во что (Лбовщина)" (повесть)

  • "Лесные братья (Давыдовщина)"

  • "Всадники неприступных гор"

  • "Пусть светит" (рассказ)

  • "Четвертый блиндаж" (рассказ)

  • "Сказка про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово"

По произведениям Гайдара снято несколько фильмов:

  • "Бумбараш".

  • "Тимур и его команда", 1940

  • "Тимур и его команда", 1976

  • "Клятва Тимура"

  • "Сказка о Мальчише-Кибальчише"

  • "Судьба барабанщика", 1955

  • "Судьба барабанщика", 1976

  • "Школа"

  • "Чук и Гек"

  • "Дорогая Венди" (Dear Wendy) 2004

ГАЙДАР, АРКАДИЙ ПЕТРОВИЧ (1904-1941), настоящая фамилия Голиков, русский советский писатель. Родился 9 (22) января 1904 в Льгове Курской губернии. Сын учителя из крестьян и матери-дворянки, участвовавших в революционных событиях 1905. Опасаясь ареста, в 1909 Голиковы оставили Льгов, с 1912 жили в Арзамасе. Работал в местной газете "Молот", где впервые опубликовал свои стихи, вступил в РКП(б).
С 1918 - в Красной Армии (добровольцем, скрыв свой возраст), в 1919 учился на командных курсах в Москве и Киеве, затем в московской Высшей стрелковой школе. В 1921 - командир отделения Нижегородского полка. Воевал на Кавказском фронте, на Дону, под Сочи, участвовал в подавлении антоновского мятежа, в Хакасии - против "императора тайги" И.Н.Соловьева, где, обвиненный в самочинном расстреле, на полгода был исключен из партии и отправлен в продолжительный отпуск по нервной болезни, не оставлявшей его впоследствии на протяжении всей жизни. Наивно-романтическое, бесшабашно-радостное восприятие революции в ожидании грядущего "светлого царства социализма", отразившееся во многих произведениях Гайдара автобиографического характера, адресованных главным образом юношеству (рассказы РВС, 1925, Сережка Чубатов, Левка Демченко, Конец Левки Демченко, Бандитское гнездо, все 1926-1927, Дым в лесу, 1935; повести Школа, первонач. назв. Обыкновенная биография, 1930, Дальние страны, 1932, Военная тайна, 1935, включающая хрестоматийную в советское время Сказку о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове, 1935, Бумбараш, неоконч., 1937), в зрелые годы сменяется тяжкими сомнениями в записях дневника ("Снились люди, убитые в детстве").
Псевдонимом (тюркское слово - "всадник, скачущий впереди") впервые подписал новеллу Угловой дом, созданную в 1925 в Перми, где он поселился в том же году и где начал, по архивным материалам, работу над повестью о борьбе местных рабочих с самодержавием - Жизнь ни во что (другое назв. Лбовщина, 1926). В пермской газете "Звезда" и др. изданиях публикует фельетоны, стихи, записки о путешествии по Средней Азии, фантастический рассказ Тайна горы, отрывок из повести Рыцари неприступных гор (др. назв. Всадники неприступных гор, 1927), поэму Пулеметная пурга. С 1927 жил в Свердловске, где в газете "Уральский рабочий" опубликовал повесть Лесные братья (др. назв. Давыдовщина - продолжение повести Жизнь ни во что).
Летом 1927, уже довольно известным писателем, переехал в Москву, где, в числе многих публицистических произведений и стихов, выпустил детективно-приключенческую повесть На графских развалинах (1928, экранизирована в 1958, реж. В.Н.Скуйбин) и ряд других произведений, выдвинувших Гайдара, наряду с Л.Кассилем, Р.Фраерманом, в число самых читаемых создателей русской детской прозы 20 в. (в т.ч. рассказы Голубая чашка, 1936, Чук и Гек, повесть Судьба барабанщика, оба 1938, рассказ для радио Четвертый блиндаж; вторая, незавершенная часть повести Школа, оба 1930).
Увлекательность сюжета, стремительная легкость повествования, прозрачная ясность языка при бесстрашном внесении в "детскую" жизнь значительных, а порой трагических событий (Судьба барабанщика, где повествуется о шпиономании и репрессиях 1930-х годов и др.), поэтическая "аура", доверительность и серьезность тона, непререкаемость кодекса "рыцарской" чести товарищества и взаимопомощи - все это обеспечило искреннюю и долговременную любовь юных читателей к Гайдару - официальному классику детской литературы. Пик прижизненной популярности писателя пришелся на 1940 - время создания повести и одноименного киносценария (кинофильм реж. А.Е.Разумного) Тимур и его команда, рассказывающих о смелом и отзывчивом мальчике-пионере (носящем имя сына Гайдара), вместе со своими друзьями окруживших тайной заботой семьи фронтовиков. Благородный почин героя Гайдара послужил стимулом для создания широкого "тимуровского" движения по всей стране, особенно актуального в 1940-1950-е годы. В 1940 Гайдар пишет продолжение Тимура - Комендант снежной крепости, в начале 1941 - киносценарий продолжения и сценарий фильма Клятва Тимура (постановка 1942, реж. Л.В.Кулешов).
В июле 1941 писатель отправляется на фронт корреспондентом газеты "Комсомольская правда", где публикует очерки Мост, У переправы и др. В августе-сентябре 1941 в журнале "Мурзилка" опубликована философская сказка Гайдара для детей Горячий камень - о неповторимости, неизбежных трудностях и ошибках на пути постижения истины.
Спектр разнообразных по возрасту, характеру и типажу "детских" героев Гайдара (среди которых немало "отрицательных" лиц: Мальчиш-Плохиш, Мишка Квакин из Тимура и др.) дополняют персонажи рассказов-миниатюр для дошкольников (Василий Крюков, Поход, Маруся, Совесть, 1939-1940). Автор киносценария Прохожий (1939), посвященного Гражданской войне. Многие произведения Гайдара инсценированы и экранизированы (фильмы Чук и Гек, 1953, реж. И.В.Лукинский; Школа мужества, 1954, реж. В.П.Басов и М.В.Корчагин; Судьба барабанщика, 1956, реж. В.В.Эйсымонт, и др.).
Гайдар погиб в бою около дер. Леплява Каневского района Черкасской области 26 октября 1941.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх