Дом призрения. Современные проблемы науки и образования Отрывок, характеризующий Дом призрения

Что такое "Дом призрения"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Дом призрения Название это дается преимущественно таким благотворительным заведениям, которые имеют характер богадельни (см.), но характер этот в них не всегда выдержан; во многих Д. призрения не только принимаются своекоштные пенсионеры, но совместно с престарелыми и увечными призреваются и дети: дома призрения сирот должны быть всецело отнесены к сиротским домам, Д. П. исключительно малолетних бедных - к детским приютам, Д. призрения душевнобольных - к Д. умалишенных. Как и богадельни, Д. П. бывают сословные и всесословные. Значительнейшие из Д. П.: в С.-Петербурге: 1) Д. П. бедных девиц благородного звания, основанный в 1853 г., является как бы отделением вдовьего Д. (см.); принимаются преимущественно девицы, служившие в правительственных учреждениях по учебной части. 2) Николаевский Д. П. престарелых и увечных граждан, основ. в 1831 г. для бедных обоего пола, купеческого и мещанского сословий. При Д. школы для мальчиков и девочек. 3) Д. Л. престарелых и увечных граждан С.-Петербургского мещанского общества, основ. в 1863 г., назначен для бесплатного призрения неспособных к труду из местных мещан об. пола. 4) Д. призрения для бедных граждан Петербурга Тименкова-Фролова, основ. в 1877 г., содержится на средства, завещанные жертвователем, состоит в ведении спб. купеческого общества и распадается на два отделения: а) на Д. для бесплатного призрения престарелых и увечных, принадлежащих к спб. купеческому или мещанскому обществам и б) на школу при Д. призрения, курс которой подходит к курсу 3-классных городских училищ. 5) Александровский Д. для призрения бедных духовного звания - состоящий под покровительством спб. митрополита. В Д. принимаются лица женского пола, которые по бедности, сиротству или болезненному состоянию лишены возможности жить самостоятельно. При Д. трехклассное училище с 6-тилетним курсом для девочек-сирот духовного звания. 6) Д. призрения бедных духовного звания при Большеохтенском православном кладбище. 7) Д. Императрицы Александры Феодоровны для призрения бедных, основ. в 1828 г., состоит в ведомстве императрицы Марии. При Д. состоят почетные благотворители, вносящие ежегодно не менее 300 руб. или внесшие единовременно не менее 5000 руб. 8) Д. призрения престарелых бедных женщин графа Кушелева-Безбородко, основ. в 1861 г., состоит в ведении Императорского Человеколюбивого общества и содержится на пожертвования наследников гр. Кушелева-Безбородко и пособие от человеколюбивого общества. 9) Состоящий в ведомстве императрицы Марии Демидовский Д. призрения трудящихся, открытый в 1833 г. на капитал в 500000 руб., пожертвованный Анатолием Николаевичем Демидовым, ныне действующий на основании устава 8 июля 1882 года, всего менее имеет характер богадельни. Совмещая в себе черты Д. трудолюбия и дешевых квартир, он состоит из 4 отделений: а) отделение трудящихся женщин для жительства 50 женщин и девиц, могущих выполнять работы по тем ремеслам и рукоделиям, которые введены в заведении; из заработка призреваемых удерживается по 25 коп. в сутки на их содержание; б) отделение для воспитания девиц - профессиональная школа, имеющая целью доставить бедным девицам всех сословий ремесленное образование; воспитанницы проходят научный курс в объеме программы жен. прогимназий и затем в специальном классе обучаются разным мастерствам; в) отделение снабжения бедных готовой пищею - дешевая столовая, в которой даром пища отпускается только больным, г) отделение для приюта надзирательниц и учительниц, предназначено для призрения лиц жен. пола, бывших на службе в Демидовском Д. и по старости и слабости лишенных возможности прокормиться собственным трудом. Управление Демидовским Д. призрения трудящихся вместе с званием потомственнего попечителя его принадлежит наследникам учредителя. При Демидовском Д. призрения трудящихся состоят действительные и почетные члены.

ДОМ ПРИЗРЕНИЯ

Название это дается преимущественно таким благотворительным заведениям, которые имеют характер богадельни (см.), но характер этот в них не всегда выдержан; во многих Д. призрения не только принимаются своекоштные пенсионеры, но совместно с престарелыми и увечными призреваются и дети: дома призрения сирот должны быть всецело отнесены к сиротским домам, Д. П. исключительно малолетних бедных? к детским приютам, Д. призрения душевнобольных? к Д. умалишенных. Как и богадельни, Д. П. бывают сословные и всесословные. Значительнейшие из Д. П.: в С.-Петербурге: 1) Д. П. бедных девиц благородного звания, основанный в 1853 г., является как бы отделением вдовьего Д. (см.); принимаются преимущественно девицы, служившие в правительственных учреждениях по учебной части. 2) Николаевский Д. П. престарелых и увечных граждан, основ. в 1831 г. для бедных обоего пола, купеческого и мещанского сословий. При Д. школы для мальчиков и девочек. 3) Д. Л. престарелых и увечных граждан С.-Петербургского мещанского общества, основ. в 1863 г., назначен для бесплатного призрения неспособных к труду из местных мещан об. пола. 4) Д. призрения для бедных граждан Петербурга Тименкова-Фролова, основ. в 1877 г., содержится на средства, завещанные жертвователем, состоит в ведении спб. купеческого общества и распадается на два отделения: а) на Д. для бесплатного призрения престарелых и увечных, принадлежащих к спб. купеческому или мещанскому обществам и б) на школу при Д. призрения, курс которой подходит к курсу 3-классных городских училищ. 5) Александровский Д. для призрения бедных духовного звания? состоящий под покровительством спб. митрополита. В Д. принимаются лица женского пола, которые по бедности, сиротству или болезненному состоянию лишены возможности жить самостоятельно. При Д. трехклассное училище с 6-тилетним курсом для девочек-сирот духовного звания. 6) Д. призрения бедных духовного звания при Большеохтенском православном кладбище. 7) Д. Императрицы Александры Феодоровны для призрения бедных, основ. в 1828 г., состоит в ведомстве императрицы Марии. При Д. состоят почетные благотворители, вносящие ежегодно не менее 300 руб. или внесшие единовременно не менее 5000 руб. 8) Д. призрения престарелых бедных женщин графа Кушелева-Безбородко, основ. в 1861 г., состоит в ведении Императорского Человеколюбивого общества и содержится на пожертвования наследников гр. Кушелева-Безбородко и пособие от человеколюбивого общества. 9) Состоящий в ведомстве императрицы Марии Демидовский Д. призрения трудящихся, открытый в 1833 г. на капитал в 500000 руб., пожертвованный Анатолием Николаевичем Демидовым, ныне действующий на основании устава 8 июля 1882 года, всего менее имеет характер богадельни. Совмещая в себе черты Д. трудолюбия и дешевых квартир, он состоит из 4 отделений: а) отделение трудящихся женщин для жительства 50 женщин и девиц, могущих выполнять работы по тем ремеслам и рукоделиям, которые введены в заведении; из заработка призреваемых удерживается по 25 коп. в сутки на их содержание; б) отделение для воспитания девиц? профессиональная школа, имеющая целью доставить бедным девицам всех сословий ремесленное образование; воспитанницы проходят научный курс в объеме программы жен. прогимназий и затем в специальном классе обучаются разным мастерствам; в) отделение снабжения бедных готовой пищею? дешевая столовая, в которой даром пища отпускается только больным, г) отделение для приюта надзирательниц и учительниц, предназначено для призрения лиц жен. пола, бывших на службе в Демидовском Д. и по старости и слабости лишенных возможности прокормиться собственным трудом. Управление Демидовским Д. призрения трудящихся вместе с званием потомственнего попечителя его принадлежит наследникам учредителя. При Демидовском Д. призрения трудящихся состоят действительные и почетные члены.

В Москве в ведении город. общ. управления состоят: 1) Д. призрения Горихвостова при 1-й городской больнице и 2) Д. призрения братьев Петра, Александра и Василия Бахрушиных для неизлечимо больных, учрежденный при городской больнице имени Бахрушиных же на пожертвованный ими капитал. В ведении моск. дворянства состоит Д. призрения имени гвардии полковника Владимира Борисовича Козакова для бедных дворян обоего пола, имеющий целью безвозмездное призрение бедных дворян военного звания, их жен и вдов с малолетними детьми, а также вдов и детей умерших от ран штаб- и обер-офицеров. В ведении моск. Купеческого общества состоят: 1) Николаевский Д. призрения вдов и сирот, принадлежавших к моск. купечеству, для бедных женщин, 2) Д. призрения имени Мазуриных и 3) Дом призрения бедных Г. И. Хлудова. Московское попечительство о бедных духовного звания заведует Горихвостовским Домом призрения. Самостоятельным является Георгиевский Дом призрения бедного духовенства. Общество попечения о неизлечимо больных в Москве имеет Дом призрения неизлечимо больных (женщин). Обществом воспитательниц и учительниц учрежден Д. призрения для престарелых учительниц и воспитательниц. Д. призрения штаб- и обер-офицеров благотворительницы Шереметевой есть военная богадельня (см. Инвалидные дома). Ярославский Екатерининский Д. призрения ближнего учрежден в Ярославле в1786 г. с целью воспитания детей бедных родителей Ярославской губ. В 1820 г. открыта при нем странноприимная палата Грязевых для призрения престарелых и беспомощных женщин. Живущие в Д. призрения мальчики обучаются в местной мужской гимназии и др. учебных заведениях, а девицы? в состоящей при Д. женской гимназии. Д. призрения бедных в г. Туле имеет целью призрение престарелых и увечных; состоит в ведомстве учреждений императрицы Марии, но никаких пособий из сумм ведомства не получает, а содержится исключительно на собственные средства. Д. призрения бедных в память имп. Александра II в Ораниенбауме, учрежденный В. А. Ратьковым-Рожновым, имеет целью призрение лишенных крова и пропитания, как престарелых и убогих, так и бедных бесприютных детей обоего пола. В ведении министра имп. двора состоит Д. призрения престарелых и увечных в г. Петергофе в память имп. Николая I , открытый в 1859 г.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ДОМ ПРИЗРЕНИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ДОМ ПРИЗРЕНИЯ
    Название это дается преимущественно таким благотворительным заведениям, которые имеют характер богадельни (см.), но характер этот в них не всегда выдержан; …
  • ДОМ в Галактической энциклопедии из научно-фантастической литературы:
    Он являлся порождением древней радиоактивной пустыни. Дом разрастался, захватывая все новые и новые участки леса. Казалось, Дом и порожденные им …
  • ДОМ в Словаре воровского жаргона:
    - …
  • ДОМ
    УЧЕТНЫЙ - см. УЧЕТНЫЙ ДОМ …
  • ДОМ в Словаре экономических терминов:
    ТОРГОВЫЙ - см. ТОРГОВЫЙ ДОМ …
  • ДОМ в Словаре экономических терминов:
    КОНФИРМАЦИОННЫЙ - см КОНФИРМАЦИОННЫЙ ДОМ …
  • ДОМ в Словаре экономических терминов:
    БАНКИРСКИЙ - см. БАНКИРСКИЙ ДОМ …
  • ДОМ в Словаре экономических терминов:
    АРЕСТНЫЙ - см. АРЕСТНЫЙ ДОМ …
  • ДОМ в Библейском словаре:
    — устраивался в древности на востоке обычно следующим образом: наружные стены редко имели окна, только одна узкая дверь вела во …
  • ДОМ
    машина для жилья. Ла …
  • ДОМ в Высказываниях известных людей:
  • ДОМ
    - машина для жилья. Ла …
  • ДОМ в Словаре Одно предложение, определения:
    - изобретение, в котором еще ничего не улучшено. Энн …
  • ДОМ в Афоризмах и умных мыслях:
    машина для жилья. Ла …
  • ДОМ в Афоризмах и умных мыслях:
    изобретение, в котором еще ничего не улучшено. Энн …
  • ДОМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Dom), самая высокая вершина массива Мишабель в Пеннинских Альпах на Ю. Швейцарии. Высота 4545 м. Туризм и …
  • ДОМ Г. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Dom) — высочайшая гора Мишабельгернера, сев. отрога Мон-Розы, в Альпах; 4554 м над ур. м.; впервые на нее всходил в …
  • ДОМ в Энциклопедическом словаре:
    , -а (-у), мн. -а, -ов, м. 1. Жилое (или для учреждения) здание. Д.-новостройка. Каменный д. Дойти до дома. Вышел …
  • ДОМ
    УЧЁНЫХ, клубное учреждение, орг-ция науч. общественности, с 1922, Москва, в ведении АН. Д.у. имеются также в С.-Петербурге, Новосибирске, Томске, Краснодаре …
  • ДОМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СО́ЮЗОВ, здание в Москве. Существовавшее в 18 в. здание было перестроено для дворянского Благородного собрания в 1780- 1790-х гг. арх. …
  • ДОМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕБЁНКА, учреждение здравоохранения для воспитания (и оказания мед. помощи) детей до 3 лет, не имеющих родителей, детей одиноких матерей или …
  • ДОМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РАДИОВЕЩ́АНИЯ И ЗВУКОЗАПИСИ Государственный (ГДРЗ), Москва. Осн. в 1938 как Дом звукозаписи - техн. и науч. база по произ-ву грампластинок. …
  • ДОМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РАБ́ОТНИКОВ ИСКУССТВ, творч. клуб деятелей иск-ва и культ.-просвет. учреждение. Кроме Центр. Д.р.и. в Москве (осн. в 1930), подобные клубы имеются …
  • ДОМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛИТЕР́АТОРОВ, лит. орг-ция в Петрограде (1918-22). Центр. дом литераторов (ЦДЛ) в Москве. Осн. в 1934. Д.л. созданы также в С.-Петербурге …
  • ДОМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЖУРНАЛ́ИСТА Центральный (ЦДЖ), творч. клуб журналистов в Москве. Учреждён в 1920 как Дом печати. ЦДЖ при ЦК профсоюза работников печати …
  • ДОМ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а (-у), м. 1) Здание, строение, предназначенное для жилья, для размещения различных учреждений и предприятий. Кирпичный дом. Аптека - в …
  • ДОМ в Словаре синонимов Абрамова:
    здание, дворец, изба, хата, хижина, землянка, лачуга, мазанка, палата, хоромы, терем, чертог, усадьба, дача, вилла, загородный дом. Барак, балаган, беседка, …
  • ДОМ в Словаре русского языка Лопатина:
    дом, -а, предл. в д`оме и (разг.) в дом`у, на д`оме и (д`ома) на дом`у, мн. -`а, -`ов; но: П`ушкинский …
  • ДОМ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    дом, -а, предл. в доме и (разг.) в дому, на доме и (дома) на дому, мн. -а, -ов; но: Пушкинский …
  • ДОМ в Орфографическом словаре:
    дом, -а, предл. в д`оме и (разг.) в дом`у, на д`оме и (д`ома) на дом`у, мн. -`а, -`ов; но: п`ушкинский …
  • ДОМ в Словаре русского языка Ожегова:
    ! свое жилье Дойти до дому. Выйти из дому. Родной д. Принять в д. когон. Мы знакомы домами (наши семьи …
  • ДОМ в Словаре Даля:
    муж. строение для житья; в городе, жилое строенье; хоромы; в деревне, изба со всеми ухожами и хозяйством. Крестьянский дом, изба; …
  • ДОМ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    дома, из дому и из дома, мн. дома (домы устар.), м. 1. Жилое здание, соение. Деревянный дом. Шестиэтажный каменный дом. …
  • ПРИКАЗЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    установлены учреждением о губерниях императрицы Екатерины II для дел призрения и народного образования (устройство и заведование народными школами, сиротскими домами, …
  • КОМИТЕТЫ ДЛЯ РАЗБОРА И ПРИЗРЕНИЯ НИЩИХ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    в СПб. (с 1835 г.) и Москве (учрежден в 1838 г.). Первоначально учреждены временно и притом не только для разбора …
  • ХАРЬКОВ Г. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    губ. г. Харьковской губ., под 50°0"10" сев. шир. и 36°13"43,5"" вост. д., расположен при слиянии pp. Лопань и Харьков (левый …
  • ТРУДОВАЯ ПОМОЩЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    термин, вошедший в употребление только в последнее время для обозначении некоторых видов помощи нуждающимся. Отдельные меры Т. помощи были известны …
  • СИРОТСКИЕ ДОМА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Уже в глубокой древности встречаются указания на то, что государство принимало известные меры для ухода за сиротами павших воинов. При …
  • РОССИЯ. ПРОСВЕЩЕНИЕ: ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗРЕНИЕ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    b55_423-0.jpg В древней Руси органами общественного призрения служили монастыри; при них, как и при приходских церквах, устраивались богаделенные избы, куда …
  • РАБОТНЫЙ ДОМ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Вопрос о Р. доме заслуживает у нас ныне особого внимания, ввиду подготовляющихся преобразований общественного призрения (см. Призрение общественное) и учреждения …
  • ПРИЗРЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    может быть определено как культурная форма благотворительности (см.). Первичная форма последней есть подаяние милостыни нищему, встречающееся в самые отдаленные времена, …
  • ОБЩЕСТВА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I Содержание статьи: Общий обзор. — О. Антропологические. — О. Астрономические. — О. Библейские. — О. Геологическое и минералогическое. — …
  • ИНВАЛИДЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    лица, сделавшиеся по каким-либо причинам неспособными к труду. При этом различают: полуинвалидов, т. е. таких, которые могут исполнять некоторые работы …

Дом призрения

Название это дается преимущественно таким благотворительным заведениям, которые имеют характер богадельни (см.), но характер этот в них не всегда выдержан; во многих Д. призрения не только принимаются своекоштные пенсионеры, но совместно с престарелыми и увечными призреваются и дети: дома призрения сирот должны быть всецело отнесены к сиротским домам, Д. П. исключительно малолетних бедных - к детским приютам, Д. призрения душевнобольных - к Д. умалишенных. Как и богадельни, Д. П. бывают сословные и всесословные. Значительнейшие из Д. П.: в С.-Петербурге: 1) Д. П. бедных девиц благородного звания, основанный в 1853 г., является как бы отделением вдовьего Д. (см.); принимаются преимущественно девицы, служившие в правительственных учреждениях по учебной части. 2) Николаевский Д. П. престарелых и увечных граждан, основ. в 1831 г. для бедных обоего пола, купеческого и мещанского сословий. При Д. школы для мальчиков и девочек. 3) Д. Л. престарелых и увечных граждан С.-Петербургского мещанского общества, основ. в 1863 г., назначен для бесплатного призрения неспособных к труду из местных мещан об. пола. 4) Д. призрения для бедных граждан Петербурга Тименкова-Фролова, основ. в 1877 г., содержится на средства, завещанные жертвователем, состоит в ведении спб. купеческого общества и распадается на два отделения: а) на Д. для бесплатного призрения престарелых и увечных, принадлежащих к спб. купеческому или мещанскому обществам и б) на школу при Д. призрения, курс которой подходит к курсу 3-классных городских училищ. 5) Александровский Д. для призрения бедных духовного звания - состоящий под покровительством спб. митрополита. В Д. принимаются лица женского пола, которые по бедности, сиротству или болезненному состоянию лишены возможности жить самостоятельно. При Д. трехклассное училище с 6-тилетним курсом для девочек-сирот духовного звания. 6) Д. призрения бедных духовного звания при Большеохтенском православном кладбище. 7) Д. Императрицы Александры Феодоровны для призрения бедных, основ. в 1828 г., состоит в ведомстве императрицы Марии. При Д. состоят почетные благотворители, вносящие ежегодно не менее 300 руб. или внесшие единовременно не менее 5000 руб. 8) Д. призрения престарелых бедных женщин графа Кушелева-Безбородко, основ. в 1861 г., состоит в ведении Императорского Человеколюбивого общества и содержится на пожертвования наследников гр. Кушелева-Безбородко и пособие от человеколюбивого общества. 9) Состоящий в ведомстве императрицы Марии Демидовский Д. призрения трудящихся, открытый в 1833 г. на капитал в 500000 руб., пожертвованный Анатолием Николаевичем Демидовым, ныне действующий на основании устава 8 июля 1882 года, всего менее имеет характер богадельни. Совмещая в себе черты Д. трудолюбия и дешевых квартир, он состоит из 4 отделений: а) отделение трудящихся женщин для жительства 50 женщин и девиц, могущих выполнять работы по тем ремеслам и рукоделиям, которые введены в заведении; из заработка призреваемых удерживается по 25 коп. в сутки на их содержание; б) отделение для воспитания девиц - профессиональная школа, имеющая целью доставить бедным девицам всех сословий ремесленное образование; воспитанницы проходят научный курс в объеме программы жен. прогимназий и затем в специальном классе обучаются разным мастерствам; в) отделение снабжения бедных готовой пищею - дешевая столовая, в которой даром пища отпускается только больным, г) отделение для приюта надзирательниц и учительниц, предназначено для призрения лиц жен. пола, бывших на службе в Демидовском Д. и по старости и слабости лишенных возможности прокормиться собственным трудом. Управление Демидовским Д. призрения трудящихся вместе с званием потомственнего попечителя его принадлежит наследникам учредителя. При Демидовском Д. призрения трудящихся состоят действительные и почетные члены.

В Москве в ведении город. общ. управления состоят: 1) Д. призрения Горихвостова при 1-й городской больнице и 2) Д. призрения братьев Петра , Александра и Василия Бахрушиных для неизлечимо больных, учрежденный при городской больнице имени Бахрушиных же на пожертвованный ими капитал. В ведении моск. дворянства состоит Д. призрения имени гвардии полковника Владимира Борисовича Козакова для бедных дворян обоего пола, имеющий целью безвозмездное призрение бедных дворян военного звания, их жен и вдов с малолетними детьми, а также вдов и детей умерших от ран штаб- и обер-офицеров. В ведении моск. Купеческого общества состоят: 1) Николаевский Д. призрения вдов и сирот, принадлежавших к моск. купечеству, для бедных женщин, 2) Д. призрения имени Мазуриных и 3) Дом призрения бедных Г. И. Хлудова. Московское попечительство о бедных духовного звания заведует Горихвостовским Домом призрения. Самостоятельным является Георгиевский Дом призрения бедного духовенства. Общество попечения о неизлечимо больных в Москве имеет Дом призрения неизлечимо больных (женщин). Обществом воспитательниц и учительниц учрежден Д. призрения для престарелых учительниц и воспитательниц. Д. призрения штаб- и обер-офицеров благотворительницы Шереметевой есть военная богадельня (см. Инвалидные дома). Ярославский Екатерининский Д. призрения ближнего учрежден в Ярославле в1786 г. с целью воспитания детей бедных родителей Ярославской губ. В 1820 г. открыта при нем странноприимная палата Грязевых для призрения престарелых и беспомощных женщин. Живущие в Д. призрения мальчики обучаются в местной мужской гимназии и др. учебных заведениях, а девицы - в состоящей при Д. женской гимназии. Д. призрения бедных в г. Туле имеет целью призрение престарелых и увечных; состоит в ведомстве учреждений императрицы Марии, но никаких пособий из сумм ведомства не получает, а содержится исключительно на собственные средства. Д. призрения бедных в память имп. Александра II в Ораниенбауме, учрежденный В. А. Ратьковым-Рожновым, имеет целью призрение лишенных крова и пропитания, как престарелых и убогих, так и бедных бесприютных детей обоего пола. В ведении министра имп. двора состоит Д. призрения престарелых и увечных в г. Петергофе в память имп. Николая I , открытый в 1859 г.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Дом призрения" в других словарях:

    Дом призрения в дореволюционной России название благотворительных заведений с характером богадельни, дававших приют престарелым, убогим, а иногда и сиротам; хотя дома призрения сирот относились к сиротским домам, дома призрения… … Википедия

    Дом призрения малолетних и школа А. И. Тименкова и В. А. Фролова это бывшее частное учебное заведение для обучения детей обоего пола и приют. Расположен по адресу: ул. Комсомола, дом 6 и дом 4. В настоящее время, здесь… … Википедия

    В СПб., открытый в 1875 г., состоит в ведении мин. финансов по департаменту торговли и мануфактур. Лица, принимающие участие в деятельности Д., разделяются на членов почетных, действительных и благотворителей. Цель Д., согласно уставу 27 июня… …

    См. Дома призрения … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    дом - а (у); предл., в до/ме, на дому/; дома/; м. см. тж. домик, домина, домишко, домище, домок, домашний, д … Словарь многих выражений

    У этого термина существуют и другие значения, см. Дом инвалидов (значения). Координаты: 48°51′18″ с. ш. 2°18′44″ в. д. / 48.855° с. ш. 2.312222° в. д. … Википедия

    Координаты: 48°51′18″ с. ш. 2°18′44″ в. д. / 48.855° с. ш … Википедия

    Координаты: 48°51′18″ с. ш. 2°18′44″ в. д. / 48.855° с. ш … Википедия

    А (у); предл. в доме, на дому; дома; м. 1. Здание, строение, предназначенное для жилья, для размещения различных учреждений и предприятий. Кооперативный д. Дома новостройки. Строительство крупнопанельных домов. Каменный д. Жилой д. Срубить д.… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Маленький миллионер , М. Ливингстон-Мооди. Санкт-Петербург, начало ХХ века. Типография Товарищества "Общественная польза" . С 54 рисунками. Владельческий переплет. Сохранность хорошая. Как жизнь свела избалованного мальчика…
  • Проблема сиротства в современной России. Психологический аспект , Махнач Александр Валентинович, Прихожан Анна Михайловна, Толстых Наталия Николаевна. Коллективная монография посвящена проблемам психического развития и воспитания детей-сирот от младенчества до юношеского возраста. Представлены результаты современных отечественных и…

Как и богадельни, дома призрения были сословные и всесословные.

Значительнейшие из домов призрения

В Санкт-Петербурге

  • Основанный в 1828 году Дом Императрицы Александры Фёдоровны для призрения бедных состоял в ведомстве императрицы Марии . При Доме состояли почётные благотворители, вносившие ежегодно не менее 300 руб. или единовременно не менее 5000 руб.
  • Основанный в 1831 году Николаевский дом призрения престарелых и увечных граждан для бедных обоего пола, купеческого и мещанского сословий. При доме существовали школы для мальчиков и девочек.
  • Открытый в 1833 году и состоявший в ведомстве императрицы Марии демидовский Дом призрения трудящихся с капиталом в 500 000 руб., пожертвованным А. Н. Демидовым , действовавший на основании устава 8 июля 1882 года и мало похожий на богадельню. Совмещая в себе черты дома трудолюбия и дешевых квартир, он состоял из 4 отделений:
    • а) отделение трудящихся женщин для проживания 50 женщин и девиц, выполнявших работы по тем ремеслам и рукоделиям, которые были введены в заведении; из заработка призреваемых удерживалось по 25 копеек в сутки на их содержание;
    • б) отделение для воспитания девиц - профессиональная школа, имевшая целью дать бедным девицам всех сословий ремесленное образование; воспитанницы проходили научный курс в объеме программы женских прогимназий и затем в специальном классе обучались разным мастерствам;
    • в) отделение снабжения бедных готовой пищей - дешёвая столовая, в которой даром пища отпускалась только больным;
    • г) отделение для приюта надзирательниц и учительниц предназначалось для призрения лиц женского пола, бывших на службе в Демидовском доме и по старости и слабости лишённых возможности прокормиться собственным трудом.
Управление Демидовским домом призрения трудящихся вместе со званием его потомственнего попечителя принадлежало наследникам учредителя.
  • Основанный в 1853 году Дом призрения бедных девиц благородного звания являлся как бы отделением вдовьего дома ; принимались преимущественно девицы, служившие в правительственных учреждениях по учебной части.
  • Основанный в 1861 году Дом призрения престарелых бедных женщин графа Кушелева-Безбородко , в ведении Императорского Человеколюбивого общества , содержался на пожертвования наследников графа Кушелева-Безбородко и пособие от человеколюбивого общества.
  • Основанный в 1863 году Дом призрения престарелых и увечных граждан Санкт-Петербургского мещанского общества предназначался для бесплатного призрения неспособных к труду из местных мещан обоего пола.
  • Дом призрения и ремесленного образования бедных детей в Санкт-Петербурге. Основан в 1870 г., как правопреемник Приюта для бедных детей, открытого в 1860 г. сестрой Крестовоздвиженской общины В.И. Щедриной. В состав Дома входили: Ремесленное училище цесаревича Николая (1875) с ремесленными классами императора Александра III (1895) и механико-оптическим и часовым отделением (1900), а также Женская рукодельная школа императрицы Марии Александровны.
  • Основанный в 1877 году Дом призрения для бедных граждан Петербурга Тименкова-Фролова содержался на средства, завещанные жертвователем ; состоял в ведении санкт-петербургского купеческого общества и имел два отделения: а) сам дом для бесплатного призрения престарелых и увечных, принадлежащих к санкт-петербургскому купеческому или мещанскому обществам и б) школу при доме призрения, курс которой приравнивался к курсу 3-классных городских училищ.
  • Александровский дом для призрения бедных духовного звания под покровительством санкт-петербургского митрополита. В дом принимались лица женского пола, которые по бедности, сиротству или болезненному состоянию были лишены возможности жить самостоятельно. При доме существовало трехклассное училище с 6-летним курсом для девочек-сирот духовного звания.
  • Дом призрения бедных духовного звания при Большеохтенском православном кладбище .

В Москве

В ведении городского общественного управления состояли:

  • Дом призрения Горихвостова при 1-й городской больнице ;
  • Дом призрения братьев Петра, Александра и Василия Бахрушиных для неизлечимо больных , учреждённый при городской больнице имени Бахрушиных на пожертвованный ими капитал. В ведении московского дворянства состоял Дом призрения имени гвардии полковника Владимира Борисовича Козакова для бедных дворян обоего пола, имевший целью безвозмездное призрение бедных дворян военного звания, их жён и вдов с малолетними детьми, а также вдов и детей умерших от ран штаб- и обер-офицеров.

В других городах

Ярославский Екатерининский Дом призрения ближнего был учреждён в Ярославле в 1786 году с целью воспитания детей бедных родителей Ярославской губернии. В 1820 г. при нём была открыта странноприимная палата Грязевых для призрения престарелых и беспомощных женщин . Жившие в Доме призрения мальчики обучались в местной мужской гимназии и других учебных заведениях, а девицы - в состоящей при Доме женской гимназии.

Дом призрения бедных в городе Туле имел целью призрение престарелых и увечных; состоял в ведомстве учреждений императрицы Марии , но никаких пособий из сумм ведомства не получал, а содержался исключительно на собственные средства.

Дом призрения бедных в память императора Александра II в Ораниенбауме , учреждённый В. А. Ратьковым-Рожновым, имел целью призрение лишённых крова и пропитания, как престарелых и убогих, так и бедных бесприютных детей обоего пола.

Напишите отзыв о статье "Дом призрения"

Литература

  • 140 лет Ремесленному училищу цесаревича Николая. Страницы истории, найденные в архивах / С. И. Алексеева, И. К. Ботт, О. В. Егоренкова и др. / Под ред. И. Ф. Кефели. СПб.: ООО "Аграф+", 2015. 504 с., илл. + CD.
  • Алексеева С. И. Военные заказы Ремесленного училища цесаревича Николая // Первая мировая война и проблемы российского общества: Материалы Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 20–21 ноября 2014 г. СПб.: Изд-во Государственной полярной академии, 2014. С. 219–223.

См. также

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Дом призрения

– Оставь… те… что мне… я… умру… – проговорила она, злым усилием вырвалась от Марьи Дмитриевны и легла в свое прежнее положение.
– Наталья!… – сказала Марья Дмитриевна. – Я тебе добра желаю. Ты лежи, ну лежи так, я тебя не трону, и слушай… Я не стану говорить, как ты виновата. Ты сама знаешь. Ну да теперь отец твой завтра приедет, что я скажу ему? А?
Опять тело Наташи заколебалось от рыданий.
– Ну узнает он, ну брат твой, жених!
– У меня нет жениха, я отказала, – прокричала Наташа.
– Всё равно, – продолжала Марья Дмитриевна. – Ну они узнают, что ж они так оставят? Ведь он, отец твой, я его знаю, ведь он, если его на дуэль вызовет, хорошо это будет? А?
– Ах, оставьте меня, зачем вы всему помешали! Зачем? зачем? кто вас просил? – кричала Наташа, приподнявшись на диване и злобно глядя на Марью Дмитриевну.
– Да чего ж ты хотела? – вскрикнула опять горячась Марья Дмитриевна, – что ж тебя запирали что ль? Ну кто ж ему мешал в дом ездить? Зачем же тебя, как цыганку какую, увозить?… Ну увез бы он тебя, что ж ты думаешь, его бы не нашли? Твой отец, или брат, или жених. А он мерзавец, негодяй, вот что!
– Он лучше всех вас, – вскрикнула Наташа, приподнимаясь. – Если бы вы не мешали… Ах, Боже мой, что это, что это! Соня, за что? Уйдите!… – И она зарыдала с таким отчаянием, с каким оплакивают люди только такое горе, которого они чувствуют сами себя причиной. Марья Дмитриевна начала было опять говорить; но Наташа закричала: – Уйдите, уйдите, вы все меня ненавидите, презираете. – И опять бросилась на диван.
Марья Дмитриевна продолжала еще несколько времени усовещивать Наташу и внушать ей, что всё это надо скрыть от графа, что никто не узнает ничего, ежели только Наташа возьмет на себя всё забыть и не показывать ни перед кем вида, что что нибудь случилось. Наташа не отвечала. Она и не рыдала больше, но с ней сделались озноб и дрожь. Марья Дмитриевна подложила ей подушку, накрыла ее двумя одеялами и сама принесла ей липового цвета, но Наташа не откликнулась ей. – Ну пускай спит, – сказала Марья Дмитриевна, уходя из комнаты, думая, что она спит. Но Наташа не спала и остановившимися раскрытыми глазами из бледного лица прямо смотрела перед собою. Всю эту ночь Наташа не спала, и не плакала, и не говорила с Соней, несколько раз встававшей и подходившей к ней.
На другой день к завтраку, как и обещал граф Илья Андреич, он приехал из Подмосковной. Он был очень весел: дело с покупщиком ладилось и ничто уже не задерживало его теперь в Москве и в разлуке с графиней, по которой он соскучился. Марья Дмитриевна встретила его и объявила ему, что Наташа сделалась очень нездорова вчера, что посылали за доктором, но что теперь ей лучше. Наташа в это утро не выходила из своей комнаты. С поджатыми растрескавшимися губами, сухими остановившимися глазами, она сидела у окна и беспокойно вглядывалась в проезжающих по улице и торопливо оглядывалась на входивших в комнату. Она очевидно ждала известий об нем, ждала, что он сам приедет или напишет ей.
Когда граф взошел к ней, она беспокойно оборотилась на звук его мужских шагов, и лицо ее приняло прежнее холодное и даже злое выражение. Она даже не поднялась на встречу ему.
– Что с тобой, мой ангел, больна? – спросил граф. Наташа помолчала.
– Да, больна, – отвечала она.
На беспокойные расспросы графа о том, почему она такая убитая и не случилось ли чего нибудь с женихом, она уверяла его, что ничего, и просила его не беспокоиться. Марья Дмитриевна подтвердила графу уверения Наташи, что ничего не случилось. Граф, судя по мнимой болезни, по расстройству дочери, по сконфуженным лицам Сони и Марьи Дмитриевны, ясно видел, что в его отсутствие должно было что нибудь случиться: но ему так страшно было думать, что что нибудь постыдное случилось с его любимою дочерью, он так любил свое веселое спокойствие, что он избегал расспросов и всё старался уверить себя, что ничего особенного не было и только тужил о том, что по случаю ее нездоровья откладывался их отъезд в деревню.

Со дня приезда своей жены в Москву Пьер сбирался уехать куда нибудь, только чтобы не быть с ней. Вскоре после приезда Ростовых в Москву, впечатление, которое производила на него Наташа, заставило его поторопиться исполнить свое намерение. Он поехал в Тверь ко вдове Иосифа Алексеевича, которая обещала давно передать ему бумаги покойного.
Когда Пьер вернулся в Москву, ему подали письмо от Марьи Дмитриевны, которая звала его к себе по весьма важному делу, касающемуся Андрея Болконского и его невесты. Пьер избегал Наташи. Ему казалось, что он имел к ней чувство более сильное, чем то, которое должен был иметь женатый человек к невесте своего друга. И какая то судьба постоянно сводила его с нею.
«Что такое случилось? И какое им до меня дело? думал он, одеваясь, чтобы ехать к Марье Дмитриевне. Поскорее бы приехал князь Андрей и женился бы на ней!» думал Пьер дорогой к Ахросимовой.
На Тверском бульваре кто то окликнул его.
– Пьер! Давно приехал? – прокричал ему знакомый голос. Пьер поднял голову. В парных санях, на двух серых рысаках, закидывающих снегом головашки саней, промелькнул Анатоль с своим всегдашним товарищем Макариным. Анатоль сидел прямо, в классической позе военных щеголей, закутав низ лица бобровым воротником и немного пригнув голову. Лицо его было румяно и свежо, шляпа с белым плюмажем была надета на бок, открывая завитые, напомаженные и осыпанные мелким снегом волосы.
«И право, вот настоящий мудрец! подумал Пьер, ничего не видит дальше настоящей минуты удовольствия, ничто не тревожит его, и оттого всегда весел, доволен и спокоен. Что бы я дал, чтобы быть таким как он!» с завистью подумал Пьер.
В передней Ахросимовой лакей, снимая с Пьера его шубу, сказал, что Марья Дмитриевна просят к себе в спальню.
Отворив дверь в залу, Пьер увидал Наташу, сидевшую у окна с худым, бледным и злым лицом. Она оглянулась на него, нахмурилась и с выражением холодного достоинства вышла из комнаты.
– Что случилось? – спросил Пьер, входя к Марье Дмитриевне.
– Хорошие дела, – отвечала Марья Дмитриевна: – пятьдесят восемь лет прожила на свете, такого сраму не видала. – И взяв с Пьера честное слово молчать обо всем, что он узнает, Марья Дмитриевна сообщила ему, что Наташа отказала своему жениху без ведома родителей, что причиной этого отказа был Анатоль Курагин, с которым сводила ее жена Пьера, и с которым она хотела бежать в отсутствие своего отца, с тем, чтобы тайно обвенчаться.
Пьер приподняв плечи и разинув рот слушал то, что говорила ему Марья Дмитриевна, не веря своим ушам. Невесте князя Андрея, так сильно любимой, этой прежде милой Наташе Ростовой, променять Болконского на дурака Анатоля, уже женатого (Пьер знал тайну его женитьбы), и так влюбиться в него, чтобы согласиться бежать с ним! – Этого Пьер не мог понять и не мог себе представить.
Милое впечатление Наташи, которую он знал с детства, не могло соединиться в его душе с новым представлением о ее низости, глупости и жестокости. Он вспомнил о своей жене. «Все они одни и те же», сказал он сам себе, думая, что не ему одному достался печальный удел быть связанным с гадкой женщиной. Но ему всё таки до слез жалко было князя Андрея, жалко было его гордости. И чем больше он жалел своего друга, тем с большим презрением и даже отвращением думал об этой Наташе, с таким выражением холодного достоинства сейчас прошедшей мимо него по зале. Он не знал, что душа Наташи была преисполнена отчаяния, стыда, унижения, и что она не виновата была в том, что лицо ее нечаянно выражало спокойное достоинство и строгость.

Со времен крещения Руси раздача милостыни и странноприимничество считались непременной добродетелью каждого русского человека - от простолюдина до великого князя. Призрение нуждающихся вменялось в обязанность монастырям и приходам, которые должны были содержать богадельни и давать приют странникам и бездомным. В XVIII веке отношение к нищим, убогим, сиротам изменилось. Жизнь, перестроенная во многом на западный манер, породила филантропию, когда помощь оказывается из соображений абстрактного гуманизма, а не из любви к конкретному человеку.

На фото: Дом трудолюбия в Кронштадте.

Милосердие - вместо сострадания (1). Снисходительная благотворительность благополучных униженным и сирым будет существовать в обществе вплоть до революции.

В XIX веке разворачивается частная светская благотворительность: основываются богоугодные заведения, различные благотворительные общества, богадельни, приюты, дома призрения, ночлежные дома. Нуждающиеся трудоспособные мужчины и женщины в возрасте 20-45 лет могли надеяться только на небольшие денежные пособия и бесплатные обеды. Временную работу найти было не просто. Человек в лохмотьях, истощенный, без документов, но желающий честно трудиться, практически не имел шансов на получение места. Это ломало людей нравственно и физически. Они попадали на Хитров рынок, где становились профессиональными "стрелками". Вновь приучить таких людей трудиться, вернуть их обществу было непростой задачей.

Первый указ, в котором говорится о работном доме, куда следовало принудительно помещать "молодых ленивцев", получающих "пропитание работой", был дан императрицей Екатериной II московскому обер-полицмейстеру Архарову в 1775 году. В том же году "Учреждение о губерниях" поручает устройство работных домов вновь созданным приказам общественного призрения: "...в оных домах дают работу, а по мере работы пищу, покров, одежду или деньги... принимаются совершенно убогие, кои работать могут и сами добровольно приходят..."(2) Работный дом располагался по двум адресам: мужское отделение в помещении бывшего Карантинного дома за Сухаревой башней, женское - в упраздненном Андреевском монастыре. В 1785 году его объединили со смирительным домом для "буйных ленивцев". Получилось учреждение типа колонии принудительного труда, на базе которого в 1870 году возникла городская исправительная тюрьма, известная сегодня москвичам как "Матросская тишина". Работные дома были еще в Красноярске и Иркутске и просуществовали до 1853 года.

Росло также число нищих, но заведения, где им оказывали бы помощь, отсутствовали. Особенно неблагоприятной ситуация оказалась в Москве и Санкт-Петербурге, куда в поисках работы и пропитания, особенно в неурожайные годы, стекались толпы нуждающихся. В 1838 году был утвержден устав Московского комитета по разбору дел о просящих милостыню. В ведение комитета передали и Московский городской работный дом, учрежденный в 1837 году с целью предоставления заработка добровольно приходящим и принуждения к труду профессиональных нищих и праздношатающихся. Юсупов работный дом, как его называли в народе, находился в Большом Харитоньевском переулке, 22, напротив Юсуповского дворца. Здание в 1833 году было отдано внаймы правительству под приют для бедных. Здесь призревалось до 200 человек. Приют содержался на средства Приказа общественного призрения. Со временем число призреваемых возрастало. По решению попечительского комитета и благодаря пожертвованию купца Чижова Юсуповский дворец купили. В 1839 году он окончательно перешел в ведение города и стал работным домом.

Председатель попечительского комитета Нечаев, а по его примеру все члены комитета и служащие работного дома трудились без вознаграждения, делая собственные посильные вклады. Число призреваемых доходило до 600 человек, была открыта больница на 30 коек. В это же время Г.Лопухин пожертвовал работному дому свое имение - село Тихвино Московской губернии Бронницкого уезда (3).

Вновь поступающим давался испытательный срок. Через шесть месяцев их делили на два разряда: испытанных хорошего поведения и испытанных ненадежного поведения. Первые занимались работой по дому, получая по (4) копейки в сутки и половину цены за заказы. Ко вторым был приставлен караул, им поручались самые трудные работы и воспрещалось выходить из дома. Дети обучались грамоте и ремеслу.

К середине XIX века "великолепный чертог князя Юсупова, шумный, блестящий дом, в котором более 20 лет царили и своевольничали вкус, мода и роскошь, где гремела музыка по целым месяцам, давались причудливые балы, обеды, спектакли", стал крайне невзрачен, "одинаково громаден, мрачен и грустен"4. В трехэтажном здании размещались мужское, женское и "стариковское" отделения. В последнем содержали нетрудоспособных, требующих ухода. В больших залах койки и нары соседствовали с изразцовыми печами, статуями, колоннами. В Юсупов дом призреваемых чаще доставляла полиция, но были и доведенные до крайности добровольцы. Постепенно приток добровольцев практически прекратился. Заказов не поступало, домашние работы не оплачивались, призреваемые отказывались трудиться. Работный дом превратился в "приют, где в праздности проводили время нищие, задержанные полицией на улицах Москвы"(5). Проблема трудоустройства бедняков так и не была решена.

В 1865 году утверждается устав Общества поощрения трудолюбия, учредителями которого были А.Н.Стрекалова, С.Д.Мертваго, Е.Г.Торлецкая, С.С.Стрекалов, С.П.Яковлев, П.М.Хрущов. Председательницей выбрали А.Н.Стрекалову. С 1868 года Общество поощрения трудолюбия вошло в Ведомство Императорского Человеколюбивого общества. Открывались различные благотворительные учреждения, например "Московский муравейник" - общество для оказания временной помощи беднейшим жительницам Москвы. Члены "Муравейника" - "муравьи" - вносили в кассу не менее 1 рубля и в течение года должны были за свой счет изготовить не менее двух предметов одежды. Название "мураши" со временем закрепилось за работницами мастерских "Муравейника".

В феврале 1894 года на углу 3-й Тверской-Ямской и Глухого переулка открылся женский дом трудолюбия. Получить работу могли все желающие - в швейных мастерских или на дому. Постепенно образовался целый благотворительный комплекс: мастерские, народная чайная, пекарня (располагались в доме на углу 4-й Тверской-Ямской и Глухого переулка). Пекарня снабжала женщин качественным хлебом по доступной цене. Беднейшим работницам хлеб выдавался бесплатно. Пока матери работали, детишки находились под присмотром в яслях. Для грамотных девушек из бедных семей в 1897 году была организована школа портних и закройщиц. Заказы поступали регулярно, изготовленная продукция продавалась по дешевой цене в открытых складах. Это было первое московское благотворительное учреждение такого типа. В Петербурге же к тому времени существовало уже три дома трудолюбия и один - в Кронштадте на 130 человек, основанный в 1882 году на частные пожертвования отцом Иоанном Кронштадтским. Главной работой призреваемых Кронштадтского дома было щипание пеньки. Существовали модная и белошвейная мастерские для женщин и сапожная учебная для мальчиков.

Одним из самых страстных пропагандистов "трудовой благотворительности" в России был барон О.О.Буксгевден. Его стараниями к 1895 году были открыты дома трудолюбия в Вильне, Елабуге, Архангельске, Самаре, Чернигове, Витебске, Владимире, Калуге, Симбирске, Саратове, Смоленске и многих других городах Российской империи, в том числе названный Евангелическим второй дом трудолюбия в Петербурге, основанный на средства, собранные бароном среди лютеранского купечества. Все служащие Дома были из числа призреваемых, что позволило снизить расходы и увеличить количество рабочих мест. Учреждение было закрытое, то есть призреваемые в нем находились на полном содержании. "Опыт показал, что работающие не умели распоряжаться полученными деньгами и оставались в бедственном состоянии, что и побудило совет обеспечить их кровом и харчами. Ввиду этого, за исключением нескольких женатых стариков, всем, искавшим работы, ставилось условие, чтобы они жили в доме трудолюбия"(6).

Постепенно благотворители убедились в необходимости двух типов учреждений трудовой помощи для добровольцев: один - где человек получал бы только временную работу до приискания постоянной; другой - закрытый, предусматривающий изоляцию призреваемых от внешнего мира в воспитательных целях и, соответственно, - полное их содержание. В последнем случае о "самоокупаемости" не могло быть и речи, требовалась финансовая поддержка государства и частных благотворителей. Наиболее целесообразной формой учреждений второго типа представлялась земледельческая колония: "Человек, пришедший в лохмотьях искать работу, неспособен более к самостоятельному труду... Для такого индивидуума единственным спасением была бы рабочая колония вдали от города"(7). Человеку же, лишившемуся работы недавно, вполне мог помочь городской дом трудолюбия.

Практически все дома трудолюбия состояли на дотации у государства или частных благотворителей. Средняя доплата для покрытия расходов Дома составляла 20-26 копеек в день на человека. Приходили в основном люди неквалифицированные, их труд был низкооплачиваемым: щипание пеньки, изготовление бумажных мешков, конвертов, тюфяков из мочал и волоса, трепание пакли. Женщины шили, расчесывали пряжу, вязали. Более того, даже этим нехитрым ремеслам призреваемых зачастую приходилось сначала учить, что значительно увеличивало расходы. Некоторые из домов трудолюбия, как уже сказано, превращались попросту в дома призрения. Заработок чернорабочего в мастерских составлял от 5 до 15 копеек в день. Работы по уборке улиц и на свалках нечистот оплачивались дороже, но таких заказов на всех призреваемых не хватало.

Дом трудолюбия для образцовых женщин в Санкт - Петербурге. Был открыт в 1896 по инициативе О. О. Буксгевдена и при поддержке Попечительства о домах трудолюбия и работных домах (см. Попечительство о трудовой помощи), которое выделило на устройство 6 тыс. рублей. Первоначально располагался по адресу: Знаменская ул. (ныне ул. Восстания), 2, к 1910 переехал в Саперный пер., 16. Председателем Попечительного комитета в 1900-е был бар. О. О. Буксгевден, затем – В. А. Волкова, секретарем – Г. П. Сюзор.

Заведение предоставляло женщинам возможность интеллигентного труда и постоянный заработок «впредь до более прочного устройства их судьбы». Как правило, сюда обращались выпускницы средних учебных заведений, сироты, вдовы, дамы, покинутые мужьями, часто обремененные детьми или престарелыми родителями и не получавшие пенсий.

Существовали дома трудолюбия и для детей - в Херсоне, Ярославле, Яренске. Херсонское Общество вообще считало, что подобные учреждения необходимы в первую очередь именно "для подрастающего поколения, чтобы дать ему правильное воспитание с самого детства и искоренить развившееся в городе нищенство и попрошайничество детей. Менее необходимым представлялось пока устройство дома трудолюбия для взрослых ввиду весьма выгодных условий при приискании ими работы и достаточно высокой платы в течение почти всего года..."(8) В Ярославле в 1891 году местный Комитет призрения неимущих открыл картонажно-переплетную мастерскую для беднейших детей, чтобы отвлечь их от нищенства. При ней была дешевая столовая. За работу дети получали 5 - 8 копеек в день. Оставаться в Доме они могли от одного месяца до года. Детский труд еще менее, чем труд взрослых, окупал затраты по призрению.

Бюджеты домов трудолюбия складывались из членских взносов, добровольных пожертвований, выручки от продажи производимой продукции, платы за городские работы, средств, получаемых от благотворительных концертов, лотерей, кружечного сбора, а также из дотаций государства и Общества. "Смысл трудовой помощи не везде правильно усвоен местными руководителями домов трудолюбия. Есть существенное различие между трудовой помощью, которая оказывается человеку под условием действительного труда, и таковой помощью престарелому или ребенку. Труд, от них требуемый, не имеет реального характера. Бывает, что дом трудолюбия становится сам для себя целью, забывая, что он должен быть средством для другой высшей цели"(9).

До 1895 года в России было учреждено 52 дома трудолюбия. В 1895 году вышло положение о попечительстве под покровительством императрицы Александры Федоровны для содействия и оказания материальной помощи при открытии новых домов, а также для поддержания уже существующих. К 1898 году в России было уже 130 домов трудолюбия. Комитет попечительства с ноября 1897 года начинает издавать журнал "Трудовая помощь". Идея трудовой помощи прочно входит в общественное сознание: "Мы подаем кусок хлеба, который бедняк с озлоблением отталкивает, потому что остается без крова и без одежды и не может обойтись одним хлебом. Мы подаем нищему монету, чтобы отделаться от него, и сознаем, что мы собственно еще глубже вталкиваем его в нужду, так как он пропьет данную ему милостыню. Наконец мы даем одежду раздетому, но напрасно, ибо он возвращается к нам в таких же лохмотьях".

15-го мая 1895 года потомственная почетная гражданка С.Н.Горбова обратилась в городскую Думу с предложением устроить на свои средства женский дом трудолюбия имени М.А. и С.Н.Горбовых. Для строительства Дума выделила участок в Большом Харитоньевском переулке. Двухэтажное каменное здание, выходящее фасадом в переулок, было рассчитано на 100 работниц. Во втором этаже располагались две мастерские, где шили белье, в первом - квартиры служащих и народная столовая, переданная учредительницей в ведение города. Работницы получали обеды, состоящие из щей, каши и черного хлеба, по цене 5 копеек. Часто благотворителями жертвовались бесплатные обеды.

Женщины приходили в Дом сами или направлялись городскими попечительствами и Управой. В основном это были крестьянки и мещанки в возрасте от 20 до 40 лет, часто неграмотные (10). При поступлении каждой выдавалась расчетная книжка, предоставлялись швейная машина и шкаф для хранения незаконченной работы. В среднем здесь ежедневно работали 82 женщины. Заработную плату получали один раз в неделю - от 5 до 65 копеек в день. Из заработка вычитались стоимость материала, ниток, отчисления в пользу Дома. В 1899 году при Доме были оранизованы детские ясли. Сбыт продукции обеспечивался регулярными городскими заказами для различных богоугодных заведений. Например, в 1899 году от городской Управы поступил заказ на шитье белья для всех больниц Москвы.

В более сложных условиях находился городской работный дом, оказывающий трудовую помощь как добровольцам, так и доставляемым полицией. До 1893 года он находился в ведении имевшего весьма скудные средства Комитета для разбора и призрения просящих милостыню. Никаких работ здесь не производилось, призревались в основном нищие, приводимые полицией (число добровольцев было минимальным). Вскоре Комитет был упразднен, а подведомственные ему благотворительные учреждения передали в ведение Московского городского общественного управления. Постепенно дела стали налаживаться.

В 1895 году Дому предоставили работы на Спасской свалке нечистот, возродили переплетно-конвертную и корзинно-бельевую мастерские. П.М. и В.И.Третьяковы пожертвовали Дому две тысячи рублей. В 1897 году на добровольное призрение было принято уже 3358 человек. Непосредственно в Доме имели кров около 600 человек (11).

Направляемые на работы делились на два разряда: имеющих собственную добротную одежду и обувь и не имеющих таковых. Рабочие первого разряда составляли артель и выбирали старосту, который руководил работами и получал за это к ежедневному заработку прибавку до 10 копеек. Относящиеся ко второму разряду также формировали артель, но работали под присмотром надзирателя. Заработок составлял летом до 25 копеек в день, зимой - до 20 копеек. Добровольцы первого разряда получали на 5-10 копеек больше, чем второго. Последним выдавались одежда, обувь, белье - разумеется, весьма и весьма подержанные. Вот свидетельство С.П.Подъячева, описавшего свое пребывание в Доме в 1902 году: "Одежду выдавали старую, рваную, вонючую и грязную... Выдавали разно: одному попадал коротенький "этапный" полушубок, другому из толстого сукна не то пиджак, не то поддевка... Штаны тоже были разные: некоторые попадали из толстого сукна и довольно крепкие, другим какие-то синие, тонкие, как тряпка... На ноги мягкие, сделанные из шерстяных жгутов "чуни", точно такие, в каких бабы богомолки ходят весной к преп. Сергию..." (12) "Чуни" сплетались из старых тряпок и подшивались войлоком. Такую обувь надо было подвязывать ремнем или веревкой, которые не всегда выдавались, поэтому "чуни" пришивались рабочими к кальсонам. "Ноги рабочего постоянно зашиты как бы в мешке, и тогда приходится и спать в "чунях", и работать, и гулять с одного конца на другой", - замечает доктор Кедров (13). Он же пишет, что "многим рабочим приходится ходить на работу, повязавши голову платком, рваной шалью или шарфом, включительно до всякой попавшейся под руки грязной тряпки или сукна. Подпоясаны рабочие веревками и мочалой, завязок у белья нет. Верхняя одежда, в которой рабочие ходят на работу и на которой в то же время спят, расстилая на полу и прикрываясь на кровати, не только грязна, но почти всегда с рваными рукавами, воротниками, полами".

Со временем в Доме, рассчитанном на 200 человек, скопилось около 500 человек. С.Н.Горбова временно предоставила работному дому большую часть помещения дома трудолюбия. В 1897 году городское управление открыло отделение работного дома в Сокольниках на Ермаковской улице, дом 3, приобретя для этого усадьбу бывшей фабрики Борисовских. Двух- и трехэтажные корпуса вместили более 400 призреваемых. Сокольническое отделение постепенно расширялось, что со временем позволило принимать более 1000 человек, а также открыть мастерские - кузнечно-слесарную, сапожную, столярную, коробочную, корзинную.

В Московском работном доме были и доставленные полицией дети и подростки, которых в 1913 году перевели в заведение, получившее название приюта имени доктора Гааза. В детском отделении приюта воспитывались беспризорники в возрасте до 10 лет. Были здесь и ясли для детей рабочих дома трудолюбия и работного дома.

Один характерный штрих. "Спроси у любого, как, мол, сюда попал, - пишет в своем очерке С.П.Подъячев, - по пьяному делу... Все мы по пьяному делу... Просто мы уж очень слабы... к вину предвержены"(14). Или другое свидетельство: "Горе наше нас сюда гонит, а главная причина - слабость к винному делу... Я вот купец... На воле такие деньги заколачивал, а тут вот пятые сутки без делов и уйти нельзя, до гашника пропился. Бить нас надо кнутом, жучить, чтобы помнили..."(15)

Рабочий день начинался в 7 часов. Вставали в 5 часов утра. Перед работой получали чай с сахаром и черным хлебом в неограниченном количестве. "Пить утренний чай можно из глиняных кружек, которые хранятся у призреваемых под подушкой или на привязи у поясов"(16).

Однако, по воспоминаниям С.П.Подъячева и доктора Кедрова, "Утренний чай вследствие недостатка чайников и кружек для рабочих берется всегда с бою. Ввиду этого для заваривания чая из общего куба рабочие вместо чашек и стаканов приспособляют глиняные банки из-под цветов (из оранжереи), замазывая в них донышки хлебом или замазкой. Некоторые из рабочих ухитряются делать себе "кубки" для чая из обыкновенных бутылок. Бутылка разрезается на 2 части, горлышко закупоривается пробкой, и 2 "кубка" для чая готовы". В полдень рабочие получали обед: горячее и кашу с салом или постным маслом, вечером - такой же ужин. "Хлеб и "воробьев" (так называли небольшие кусочки мяса) выдавали у дверей столовой. Прежде чем попасть в столовую, приходилось долго ждать на морозе... На столе уже стояли и дымились чашки со щами - каждая на 8 человек - и лежали ложки, похожие скорее на деревенские чумички. Есть начинали, дожидаясь, когда соберется полный комплект, то есть когда будут заняты все столы..."(17) Рабочие, занятые вне Дома, брали с собой по куску черного хлеба и по 10 копеек денег, на которые они два раза пили чай, а по возвращении получали полный обед и чай. Общая продолжительность рабочего дня составляла 10-12 часов.

В праздничные и воскресные дни большая часть призреваемых отдыхала. В свободное от работы время желающие могли пользоваться библиотекой и брать книги в спальню, где неграмотным читали вслух. В воскресные дни также давали концерты в зале Сокольнического отделения. В центральном отделении был любительский хор. Желающие могли участвовать в драматических постановках. К примеру, в феврале 1902 года здесь поставили комедию Гоголя "Женитьба". Участвовали призреваемые и двое служащих работного дома. Большим успехом пользовалась постановка "Ревизора"(18).

В 1902 году оба учреждения трудовой помощи, находящиеся под одной крышей и имевшие общую администрацию, получили самостоятельный статус. К работному дому, кроме отбывающих наказание по приговору городского присутствия, были приписаны призреваемые детского отделения и отделения для подростков, неспособных к труду, а также хроники. Это улучшило быт и упростило процедуру приема добровольцев. Сначала они шли в сборное отделение, находившееся в Большом Харитоньевском переулке, где содержались не более двух суток. Все принятые шли в баню. "Процедура мытья продолжалась недолго, потому что торопили и подгоняли. Тем, которые вымылись и оделись, не позволялось оставаться в бане, а приказано было выходить на улицу и там ждать, когда выйдут остальные..."(19) Затем получали верхнюю одежду и "перегонялись" в Сокольники. Там сосредотачивались в основном рабочие-ремесленники, а чернорабочие жили в центральном отделении или в Таганском отделении (на Земляном валу, в доме Добагина и Храпунова-Нового). Наиболее крупные заказы на работу - уборку снега с путей - поступали от железных дорог. Основной проблемой по-прежнему оставалось обеспечение занятости, так как желающих поступить на призрение становилось все больше с каждым годом.

Еще один дом трудолюбия открылся в 1903 году на Садовой-Самотечной улице, в доме Каштановой (содержался Обществом трудовой помощи в Москве). В Доме работали 42 женщины. Существовали учреждения, помогающие в поисках работы. Начавшая функционировать в 1913 году Московская биржа труда имени Т.С.Морозова давала возможность рабочим и работодателям легко находить друг друга. Она была основана на пожертвования М.Ф.Морозовой и находилась при Ермаковском ночлежном доме на Каланчевской улице. Ежедневно здесь нанималось до 200-250 человек, в основном сельские рабочие. Работодатели приезжали из Ярославской, Тверской, Рязанской и других губерний. В двухэтажном каменном здании заключались трудовые договора. Услуги биржа предоставляла бесплатно.

Как видим, меры, предпринимаемые благотворительными обществами и правительством, были весьма продуманными и носили целенаправленный характер. Однако проблему нищеты и безработицы в целом они не решили. Эту проблему, усугубленную революцией и гражданской войной, предстояло решить России советской эпохи. Этой же проблемой сегодня вновь мучается Россия "постперестроечная"...

Примечания

1. Острецов В. Масонство, культура и русская история. М., 1998.
2. Сперанский С. Рабочие дома в России и заграницей. С.19.
3. Тихвинское имение, позже выведенное из общего управления работного дома, станет земледельческой колонией, где призреваемых было немного: работали в основном наемные работники, занимавшиеся вывозкой дров, обжигом кирпича, добычей камня, столярным делом.
4. Юсупов дом и призреваемые в нем // Современная летопись. 1863. ? 4.
5. Тюремный вестник. 1897. ? 8.
6. Герье В.И. Что такое дом трудолюбия // Трудовая помощь. 1897. ? 11.
7. Там же.
8. Там же.
9. Там же.
10. Городские учреждения Москвы, основанные на пожертвования. М., 1906.
11. Московский Городской Работный дом в его прошлом и настоящем. М., 1913.
12. Русское богатство. 1902. ? 9.
13. Медицинская беседа. 1900. ? 8.
14. Русское богатство. 1902. ? 8.
15. Там же.
16. Из жизни Московского работного дома. М., 1903.
17. Русское богатство. 1902. ? 9.
18. Известия московской городской думы. 1902. ? 2.
19. Русское богатство. 1902. ? 9.

Е. Храпоничева
Московский журнал N 9 - 1999 г.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх