Историческая повесть как жанр древнерусской литературы. Система жанров древнерусской литературы

Система жанров литературы Древней Руси существенно отличалась от современной. Древнерусская литература складывалась во многом под влиянием византийской:заимствовала жанры, перерабатывалась и «смешивалась» с русским фольклором Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные и объединяющие.

Первичные жанры .Первичными эти жанры называются потому, что они служили строительным материалом для объединяющих жанров.

Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых. Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни.

Каноны жития:Благочестивое происхождение героя жития; святой рождался святым, а не становился им; святой отличался аскетическим образом жизни; обязательным атрибутом жития было описание чудес, которые происходили при жизни святого и после его смерти; святой не боялся смерти; заканчивалось житие прославлением святого.

Древнерусское красноречие- этот жанр был заимствован древнерусской литературой из Византии, где красноречие было формой ораторского искусства. В древнерусской литературе красноречие выступало в трех разновидностях: дидактическое, политическое, торжественное.

Поучение - разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение - это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха».

Слово - является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве».

Повесть - это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях. Примерами воинских повестей являются «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житии Александра Невского».

Объединяющие жанры

Летопись - это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. Летопись рассказывает о происхождении русских, о генеалогии киевских князей и о возникновении древнерусского государства.

Хронограф - это тексты, содержащие описание времени 15-16 веков.

Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам») - собрание произведений о святых людях.

Патерик - описание жизни святых отцов.

Одним из ведущих жанров древнерусской литературы была летопись. Это самобытный русский жанр, не известный византийской литературе, его структура и принципы вырабатывались русскими книжниками постепенно и сложились окончательно во второй половине XI — начале XII века.

Содержание летописи, ее главная тема — история Русской земли в самом широком смысле слова. Летопись повествует о походах и сражениях, о воинских подвигах князей и их деятельности по устройству Русской земли, о княжеских междуусобицах и дипломатических отношениях с другими странами, об основании монастырей и жизни святых. В летописи рассказывается также о строительстве городов, возведении крепостных стен, церквей и княжеских палат. Летописец отмечает наиболее значительные явления природы: затяжные дожди и засухи, затмения солнца и луны, появление комет. Такая тематическая широта предполагает использование разных по содержанию и происхождению источников — устных сказаний и легенд, литературных произведений (житий святых, воинских повестей, княжеских жизнеописаний, хожений и т. д.), деловых документов.

Каждая летопись представляет собой своеобразный «свод» многочисленных исторических источников и литературных текстов. Весь этот разнородный материал летописец располагает в строгом порядке — по годовым статьям, каждая из которых начинается словами «В лето...» и датой от сотворения мира. Создание новой летописи — это творческий процесс, а не механическое соединение разных материалов. Составляя новый летописный свод, летописец использует прежде всего созданные ранее летописи, он дополняет их новыми сообщениями, редактирует, что-то опускает, что-то изменяет согласно своим взглядам на исторические события. Летописец стремится к полноте изложения, точности, конкретности, он ведет повествование спокойно и неторопливо, старается быть объективным и беспристрастным.

В Древней Руси велось великое множество летописей. Были летописи великокняжеские и митрополичьи, монастырские и церковные, летописи отдельных городов и князей, многие из них сохранились и до нашего времени. Назовем только самые древние дошедшие до нас рукописи, в которых читаются летописные тексты: Синодальный список Новгородской Ной летописи (XIII в.), Лаврентьевская летопись (1377 г.), Ипатьевская летопись (начало XV в.). Большинство списков русских летописей — более позднего времени, конца XV—XVIII веков.

В начальном, древнем периоде русского летописания много неясного. Это вызвано тем, что тексты первых русских летописей не дошли до нас или же сохранились не в своем первоначальном виде, а в составе более поздних летописных сводов, где они были переработаны и дополнены. Большинство ученых (А. А. Шахматов, М. Д. Приселков, Д. С. Лихачев и другие) считают, что первые русские летописи стали создаваться в середине XI века, однако они расходятся в мнении о том, какими были их тексты, о чем в них рассказывалось.

Одним из центров летописного дела во второй половине XI века становится Киево-Печерский монастырь. Ученые предполагают, что в 60—70-х годах здесь был создан один из древнейших летописных сводов, автором которого считают монаха Никона. Никон собрал предания о первых русских князьях, записал исторические сведения и рассказы о событиях современности и недавнего прошлого.

В 90-е годы XI века (около 1095 г.) в стенах Киево-Печерского монастыря создается новый летописный свод, условно называемый «Начальным». Составитель «Начального свода» дополнил труд Никона записями о событиях 70—90-х годов, придав всему повествованию публицистический характер: он упрекает князей-современников в том, что они в междуусобных войнах губят Русскую землю, не могут защитить ее от разорительных половецких набегов. Как и свод Никона, текст «Начального свода» не дошел до нас, в переработанном виде он вошел в состав Новгородской 1-ой летописи.

Древнейшей летописью, текст которой сохранился до нашего времени, является «Повесть временных лет», созданная книжником того же Киево-Печерского монастыря Нестором не позднее 1115 года.

Охотникова В.И. Древнерусская литература: Учебник для 5-9 классов / Под ред. О.В. Творогова. - М.: Просвещение, 1997

Билет. Специфика древнерусской литературы.

Литература Древней Руси возникла в 11 в. и развивалась в течении семи веков до Петровской эпохи. Древнерусская литература-это единое целое при всем многообразии жанров, тем, образов. Эта литература является сосредоточием русской духовности и патриотизма. На страницах этих произведений ведутся разговоры о важнейших философских, нравственных проблемах, о которых думают, говорят, размышляют герои всех столетий. Произведения формируют любовь к Отечеству и своему народу, показывают красоту земли русской, поэтому эти произведения затрагивают сокровенные струны наших сердец.

Значимость древнерусской литературы как основы развития новой русской литературы очень велико. Так образы, идеи, даже стиль сочинений унаследовали А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой.

Древнерусская литература возникла не на пустом месте. Ее появление было подготовлено развитием языка, устного народного творчества, культурными связями с Византией и Болгарией и обусловлена принятием Христианства как единой религии. Первые литературные произведения, появившиеся на Руси, переводные. Переводились те книги, которые были необходимы для богослужения.

Первые же оригинальные сочинения, т. е. написанные самими восточными славянами, относятся к концу XI-началу XII в. в. Происходило становление русской национальной литературы, складывались ее традиции, особенности, обуславливающие ее специфические черты, определенную несхожесть с литературой наших дней.

Особенности древнерусской литературы.

Историзм содержания.

События и персонажи в литературе, как правило, плод авторского вымысла. Авторы художественных произведений, даже если описывают подлинные события реальных лиц, многое домысливают. Но в Древней Руси все было совсем не так. Древнерусский книжник рассказывал лишь о том, что, по его представлениям, реально произошло. Только в XVIIв. Появились на Руси бытовые повести с вымышленными героями и сюжетами.

И древнерусский книжник, и его читатели свято верили, что описанные события реально происходили. Так летописи были для людей Древней Руси своеобразным юридическим документом. После смерти в 1425 г. московского князя Василия Дмитриевича его младший брат Юрий Дмитриевич и сын Василий Васильевич стали спорить о своих правах на престол. Оба князя обратились к татарскому хану, чтобы тот рассудил их спор. При этом Юрий Дмитриевич, отстаивая свои права на московское княжение, ссылался на древние летописи, в которых сообщалось, что власть прежде переходила от князя-отца не к сыну, а к брату.

Рукописный характер бытования.

Еще одной особенностью древнерусской литературы является рукописный характер бытования. Даже появление печатного станка на Руси мало изменило ситуацию вплоть до середины XVIII в. Бытование литературных памятников в рукописях вело к особому почитанию книги. О чем писали даже отдельные трактаты и наставления. Но с другой стороны, рукописное бытование вело к нестабильности древнерусских произведений словесности. Те сочинения, которые дошли до нас, являются результатом работы многих и многих людей: автора, редактора, переписчика, а сама работа могла продолжаться в течение нескольких веков. Поэтому в научной терминологии существуют такие понятия, как "рукопись" (написанный от руки текст) и "список" (переписанное произведение). Рукопись может содержать списки разных сочинений и может быть написана как самим автором, так и переписчиками. Еще одним основополагающим понятием в текстологии является термин "редакция", т. е. целенаправленная переработка памятника, вызванная общественно-политическими событиями, изменениями функции текста или различиями в языке автора и редактора.

С бытованием произведения в рукописях тесно связана такая специфическая черта древнерусской литературы, как проблема авторства.

Авторское начало в древнерусской литературе приглушено, неявно, Древнерусские книжники не были бережливы с чужими текстами. При переписывании тексты перерабатывались: из них исключались или в них вставлялись какие-то фразы или эпизоды, добавлялись стилевые "украшения". Иногда идеи и оценки автора заменялись даже на противоположные. Списки одного произведения существенно отличались друг от друга.

Древнерусские книжники вовсе не стремились обнаружить свою причастность к литературному сочинению. Очень многие памятники так и остались анонимными, авторство других установлено исследователями по косвенным признакам. Так невозможно приписать кому-то другому сочинения Епифания Премудрого, с его изощренным "плетением словес". Неподражаем стиль посланий Ивана Грозного, дерзко смешивающего велеречивость и грубую брань, ученые примеры и слог простого разговора.

Бывает, что в рукописи тот или иной текст подписывался именем авторитетного книжника, что может в равной степени и соответствовать и не соответствовать действительности. Так среди сочинений, приписанных известному проповеднику Святому Кириллу Туровскому, многие ему, по-видимому, не принадлежат: имя Кирилла Туровского придавало этим сочинениям дополнительный авторитет.

Анонимность памятников словесности обусловлена и тем, что древнерусский "писатель" сознательно не пытался быть оригинальным, а старался показать себя как можно более традиционным, т. е. соблюдать все правила и предписания сложившегося канона.

Литературный этикет.

Известный литературовед, исследователь древнерусской словесности академик Д.С. Лихачев предложил особый термин для обозначения канона в памятниках средневековой русской словесности - "литературный этикет".

Литературный этикет слагается:

Из представления о том, как должен был совершаться тот или иной ход события;

Из представлений о том, как должно было вести себя действующее лицо сообразно своему положению;

Из представлений о том, какими словами должен был описывать писатель совершающееся.

Перед нами этикет миропорядка, этикет поведения и этикет словесный. Герою полагается вести себя именно так, и автору полагается описывать героя только соответствующими выражениями.

Основные жанры древнерусской литературы

Литература нового времени подчинена законам "поэтики жанра". Именно эта категория стала диктовать способы создания нового текста. Но в древнерусской литературе жанр не играл такой важной роли.

Жанровому своеобразию древнерусской литературы посвящено достаточное количество исследований, но четкой класс классификации жанров так и нет. Однако некоторые жанры сразу выделились в древнерусской литературе.

1. Житийный жанр.

Житие - описание жизни святого.

Русская житийная литература насчитывает сотни произведений, первые из них были написаны уже в XI веке. Житие, пришедшее на Русь из Византии вместе с принятием христианства, стало основным жанром древнерусской литературы, той литературной формой, в которую облеклись духовные идеалы Древней Руси.

Композиционная и словесная формы жития отшлифовывались веками. Высокая тема - рассказ о жизни, воплощающей идеальное служение миру и Богу, - определяет образ автора и стиль повествования. Автор жития ведет повествование взволнованно, он не скрывает своего восхищения святым подвижником, преклонения перед его праведной жизнью. Эмоциональность автора, его взволнованность окрашивают все повествование в лирические тона и способствуют созданию, торжественного настроения. Такую атмосферу создает и стиль повествования - высокий торжественный, насыщенный цитатами из Священного Писания.

При написании жития агиограф (автор жития) обязан был следовать целому ряду правил, канонов. Композиция правильного жития должна быть трехчленной: вступление, рассказ о жизни и деяниях святого от рождения до смерти, похвала. Во вступлении автор просит прощения у читателей за неумение писать, за грубость повествования и т. д. За вступлением следовало само житие. Его нельзя назвать "биографией" святого в полном смысле этого слова. Автор жития отбирает из его жизни только те факты, которые не противоречат идеалам святости. Рассказ о жизни святого освобождается от всего бытового, конкретного, случайного. В составленном по всем правилам житии бывает мало дат, точных географических названий, имен исторических лиц. Действие жития происходит как бы вне исторического времени и конкретного пространства, оно разворачивается на фоне вечности. Абстрагированность - одна из особенностей житийного стиля.

В заключении жития должна быть похвала святому. Эта одна из наиболее ответственных частей жития, требовавшая большого литературного искусства, хорошего знания риторики.

Древнейшие русские агиографические памятники- два жития князей Бориса и Глеба и Житие Феодосия Печорского.

2. Красноречие.

Красноречие-область творчества, характерная для древнейшего периода развития нашей литературы. Памятники церковного и светского красноречия делятся на два вида: учительное и торжественное.

Торжественное красноречие требовало глубины замысла и большого литературного мастерства. Оратору необходимо было умение эффектно построить речь, чтобы захватить слушателя, настроить на высокий лад, соответствующий теме, потрясти его пафосом. Существовал специальный термин для обозначения торжественной речи- "слово". (Терминологического единства в древнерусской литературе не было. "Словом" могла называться и воинская повесть.) Речи не только произносились, но писались и распространялись в многочисленных копиях.

Торжественное красноречие не преследовало узкопрактические цели, оно требовало постановки проблем широкого общественного, философского и богословского охвата. Основные поводы создания "слов"- богословские вопросы, вопросы войны и мира, обороны границ Русской земли, внутренняя и внешняя политика, борьба за культурную и политическую независимость.

Древнейшим памятником торжественного красноречия является "Слово о законе и благодати" митрополита Иллариона, написанное в период между 1037 и 1050 годами.

Учительное красноречие- это поучения и беседы. Они обычно невелики по объему, часто лишены риторических украшений, написаны на общедоступном для людей того времени древнерусском языке. Поучения могли произносить деятели церкви, князья.

Поучения и беседы имеют чисто практические цели, содержат необходимую человеку информацию. "Поучение к братии" Луки Жидяты, новгородского епископа с 1036 по 1059 год, содержит перечень правил поведения, которых следует придерживаться христианину: не мстить, не молвить "срамные" слова. Ходить в церковь и вести себя в ней смирно, чтить старших, судить по правде, чтить князя своего, не проклинать, соблюдать все заповеди Евангелия.

Феодосий Печорский- основатель Киево-Печерского монастыря. Ему принадлежат восемь поучений к братии, в которых Феодосий напоминает монахам о правилах иноческого поведения: не опаздывать в церковь, класть три земных поклона, соблюдать благочиние и порядок при пении молитв и псалмов, при встрече кланяться друг другу. В поучениях Феодосий Печорский требует полного отрешения от мира, воздержания, постоянного пребывания в молитвах и бдении. Игумен сурово обличает праздность, стяжательство, невоздержанность в пище.

3. Летопись.

Летописями назывались погодные (по "летам"- по "годам") записи. Годовая запись начиналась словами: "В лето". После этого шел рассказ о событиях и происшествиях, которые с точки зрения летописца были достойны внимания потомков. Это могли быть военные походы, набеги степных кочевников, природные катаклизмы: засухи, неурожаи и т.д., а также просто необычные происшествия.

Именно благодаря труду летописцев у современных историков есть удивительная возможность заглянуть в далекое прошлое.

Чаще всего древнерусским летописцем был ученый монах, который проводил порой за составлением летописи долгие годы. Рассказ об истории в те времена было принято начинать с глубокой древности и лишь затем переходить к событиям последних лет. Летописцу нужно было прежде всего отыскать, привести в порядок, а зачастую и переписать труд своих предшественников. Если в распоряжении составителя летописи оказывался не один, а сразу несколько летописных текстов, то он должен был "свести" их, т. е. соединить, выбирая из каждого то, что считал нужным включить в свой собственный труд. Когда материалы, относящиеся к прошлому были собраны, летописец переходил к изложению происшествий своего времени. Итогом этой большой работы становился летописный свод. Спустя какое-то время этот свод продолжали другие летописцы.

По всей видимости, первым крупным памятником древнерусского летописания стал летописный свод, составленный в 70-ые г. г. XI в. Составителем этого свода, как полагают, был игумен Киево-Печерского монастыря Никон Великий (?- 1088).

Труд Никона лег в основу другого летописного свода, который был составлен в том же монастыре два десятилетия спустя. В научной литературе он получил условное название "Начальный свод". Безымянный его составитель пополнил свод Никона не только известиями за последние годы, но и летописными сведениями из других русских городов.

"Повесть Временных Лет"

На основе летописей традиции 11 в. Родился величайший летописный памятник эпохи Киевской Руси - "Повесть временных лет".

Она была составлена в Киеве в 10-е гг. 12 в. По мнению некоторых историков, ее вероятным составителем был монах Киево-Печерского монастыря Нестор, известный также и другими своими сочинениями. При создании "Повести временных лет" ее составитель привлек многочисленные материалы, которыми пополнил Начальный свод. В число этих материалов попали византийские хроники, тексты договоров Руси с Византией, памятники переводной и древнерусской литературы, устные предания.

Составитель "Повести временных лет" поставил своей целью не просто рассказать о прошлом Руси, но и определить место восточных славян среди европейских и азиатских народов.

Летописец подробно рассказывает о расселении славянских народов в древности, о заселении восточными славянами территорий, которые позже войдут в состав Древнерусского государства, о нравах и обычаях разных племен. В "Повести временных лет" подчеркивается не только древности славянских народов, но и единство их культуры, языка и письменности, созданной в 9 в. братьями Кириллом и Мефодием.

Важнейшим событием в истории Руси летописец считает принятие христианства. Рассказ о первых русских христианах, о крещении Руси, о распространении новой веры, строительство храмов, появление монашества, успеха христианского просвещения занимает в "Повести" центральное место.

Богатство исторических и политических идей, отраженных в "Повести временных лет", говорит о том, что ее составитель был не просто редактором, но и талантливым историком, глубоким мыслителем, ярким публицистом. Многие летописцы последующих веков обращались к опыту создателя "Повести", стремились подражать ему и почти обязательно помещали текст памятника в начале каждого нового летописного свода.

Начнем с того, что появились они вместе с принятием на Руси христианства. Интенсивность его распространения является неоспоримым доказательством того, что появление письменности было вызвано потребностями государства.

История появления

Письменность использовалась в различных сферах общественной и государственной жизни, в юридической сфере, международных и внутренних отношениях.

После возникновения письменности стимулировалась деятельность переписчиков и переводчиков, начали развиваться разнообразные жанры древнерусской литературы.

Она обслуживала потребности и нужды церкви, состояла из торжественных слов, жития, поучений. В Древней Руси появилась светская литература, начали вести летописи.

В сознании людей этого периода литература рассматривалась вместе с христианизацией.

Древнерусские писатели: летописцы, агиографы, авторы торжественных фраз, все они упоминали о пользе просвещения. В конце X - начале XI в. на Руси была осуществлена огромная работа, направленная на перевод с древнегреческого языка литературных источников. Благодаря такой деятельности древнерусским книжникам удалось за два столетия ознакомиться со многими памятниками византийского времени, на их основе создать разнообразные жанры древнерусской литературы. Д. С. Лихачев, анализируя историю приобщения Руси к книгам Болгарии и Византии, выделял две характерные черты подобного процесса.

Он подтверждал существование литературных памятников, которые стали общими для Сербии, Болгарии, Византии, Руси.

Такая литература-посредница включала в себя богослужебные книги, священные писания, хроники, сочинения церковных писателей, естественнонаучные материалы. Кроме того, в этот перечень входили и некоторые памятники исторического повествования, к примеру, "Роман об Александре Македонском".

Большая часть древнеболгарской литературы, славянской посредницы, представляла собой переводы с греческого языка, а также произведения ранней христианской литературы, написанной в III-VII вв.

Нельзя механически подразделять древнеславянскую литературу на переводную и оригинальную, они являются органически связанными частями единого организма.

Чтение в Древней Руси чужих книг является свидетельством вторичности национальной культуры в области художественного слова. Сначала среди памятников письменности было достаточное количество текстов нелитературного вида: труды по богословию, истории, этике.

Основным видом словесного искусства стали фольклорные произведения. Для понимания самобытности и оригинальности русской литературы достаточно ознакомиться с произведениями, которые находятся «вне жанровых систем»: «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Моление» Даниила Заточника.

Первичные жанры

К жанрам древнерусской литературы относятся такие произведения, которые стали строительным материалом для иных направлений. К ним причисляют:

  • поучения;
  • повести;
  • слово;
  • житие.

В такие жанры произведений древнерусской литературы включают летописный рассказ, погодную запись, церковную легенду, летописное сказание.

Житие

Был заимствован из Византии. Житие как жанр древнерусской литературы стал одним из самых любимых и распространенных. Житие считалось обязательным атрибутом, когда человека причисляли к святым, то есть канонизировали. Его создавали люди, непосредственно общающиеся с человеком, способные достоверно рассказать о ярких моментах его жизни. Составлялся текст после смерти того, о ком в нем говорилось. Он выполнял существенную воспитательную функцию, так как житие святого воспринимали в качестве эталона (образца) праведного существования, подражали ему.

Житие помогало людям преодолевать страх перед смертью, проповедовалась идея бессмертия человеческой души.

Каноны жития

Анализируя особенности жанров древнерусской литературы, отметим, что каноны, по которым создавалось житие, сохранились без изменения до XVI века. Сначала говорилось о происхождении героя, затем отводилось место подробному рассказу о его праведной жизни, об отсутствии страха перед смертью. Заканчивалось описание прославлением.

Рассуждая над тем, какие древнерусская литература жанры считала наиболее интересными, отметим, что именно житие позволило описать существование святых князей Глеба и Бориса.

Древнерусское красноречие

Отвечая на вопрос о том, какие жанры существовали в древнерусской литературе, заметим, что красноречие было в трех вариантах:

  • политическое;
  • дидактическое;
  • торжественное.

Поучение

Система жанров древнерусской литературы выделяла его в качестве разновидности древнерусского красноречия. В поучении летописцы пытались выделять эталон поведения для всех древнерусских людей: простолюдина, князя. Наиболее ярким образцом данного жанра считается «Поучение Владимира Мономаха» из «Повести временных лет», датируемое 1096 годом. В то время максимального накала достигли споры за престол между князьями. В поучении Владимир Мономах дает рекомендации относительно организации своей жизни. Он предлагает спасение души искать в затворничестве, призывает помогать нуждающимся людям, служить Богу.

Мономах подтверждает необходимость молитвы перед военным походом примером из собственной жизни. Он предлагает выстраивать общественные отношения в гармонии с природой.

Проповедь

Анализируя основные жанры древнерусской литературы, подчеркнем, что этот ораторский церковный жанр, который имеет своеобразную теорию, привлекался к историко-литературному изучению только в том виде, что был на некоторых этапах показательным для эпохи.

Проповедь называла «отцами церкви» Василия Великого, Августина Блаженного, Иоанна Златоуста, Григория Двоеслова. Проповеди Лютера признаны неотъемлемой частью изучения становления новонемецкой прозы, а высказывания Бурдалу, Боссюэта, иных ораторов XVII в., - важнейшими образцами прозаического стиля французского классицизма. Высока роль проповедей в средневековой русской литературе, они подтверждают своеобразие жанров древнерусской литературы.

Образцами русских старинных домонгольских проповедей, которые дают полное представление о создании композиции и элементов художественного стиля, историки считают «Слова» митрополита Иллариона и Кирилла Турвоского. Они искусно пользовались византийскими источниками, на их базе создавали неплохие собственные произведения. В них в достаточном количестве используются антитезы, сравнения, олицетворения отвлеченных понятий, иносказание, риторические фрагменты, драматизм изложения, диалоги, частичные пейзажи.

Следующими примерами проповеди, оформленной в необычном стилистическом оформлении, профессионалы считают «Слова» Серапиона Владимирского, «Слова» Максима Грека. Расцвет практики и теории проповеднического искусства пришелся на XVIII в., в них шла речь о борьбе Украины с Польшей.

Слово

Анализируя основные жанры древнерусской литературы, отдельное внимание уделим слову. Оно представляет собой разновидность жанра древнерусского красноречия. В качестве примера его политической вариативности назовем «Слово о полку Игореве». Данное произведение у многих историков вызывает серьезные споры.

Исторический жанр древнерусской литературы, к которому можно отнести и «Слово о полку Игореве», поражает необычностью приемов и художественных средств.

В этом произведении нарушен хронологический традиционный вариант повествования. Автор сначала переносится в прошлое, потом упоминает о настоящем, использует лирические отступления, которые дают возможность вписывать различные эпизоды: плач Ярославны, сон Святослава.

"Слово" содержит разные элементы устного традиционного народного творчества, символов. В нем есть былины, сказки, налицо и политическая подоплека: русские князья в борьбе с общим врагом объединялись.

«Слово о полку Игореве» относится к числу книг, которые отражают ранний феодальный эпос. Оно находится в одном ряду с другими произведениями:

  • «Песнь о Нибелунгах»;
  • «Витязь в тигровой шкуре»;
  • «Давид Сасунский».

Эти произведения считаются одностадиальными, принадлежат к одной стадии фольклорно-литературного формирования.

В «Слове» объединены два фольклорных жанра: плач и слава. Через все произведение происходит оплакивание драматических событий, прославление князей.

Подобные приемы характерны и для других произведений Древней Руси. Например, «Слово о погибели Русской земли» является соединением плача умирающей земли русской со славой могущественного прошлого.

В качестве торжественной вариации древнерусского красноречия выступает «Слово о Законе и Благодати», автором которого является Митрополит Илларион. Это произведение появилось в начале XI века. Причиной написания стало окончание строительства в Киеве военных укреплений. В произведении заложена идея полной независимости Руси от Византийской империи.

Под «Законом» Илларион отмечает Ветхий Завет, отданный иудеям, не подходящий для русского народа. Бог дает Новый Завет, называемый «Благодатью». Илларион пишет о том, что как почитают в Византии императора Константина, также русский народ уважает князя Владимира Красное Солнышко, крестившего Русь.

Повесть

Рассмотрев основные жанры древнерусской литературы, уделим внимание и повестям. Это тексты эпического вида, повествующие о воинских подвигах, князьях, их деяниях. Примерами подобных произведений являются:

  • «Повесть о житии Александра Невского»;
  • «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем»;
  • «Повесть о битве на реке Калке».

Наиболее распространенным в древнерусской литературе стал жанр воинской повести. Были опубликованы различные списки произведений, относящихся к нему. Многие историки уделяли внимание анализу повестей: Д. С. Лихачев, А. С. Орлова, Н. А. Мещерский. Несмотря на то что традиционно жанр воинской повести считался светской словесностью Древней Руси, он неотъемлемо принадлежит кругу церковной литературы.

Многогранность тематики таких произведений объясняется объединением наследия языческого прошлого с новым христианским мировоззрением. Эти стихии порождают новое восприятие воинского подвига, совмещающего героическую и житейскую традиции. Среди источников, которые повлияли на формирование данного жанра в начале XI в., специалисты выделяют переводные сочинения: «Александрия», «Девгениево деяние».

Н. А. Мещерский, занимающийся глубоким исследованием данного литературного памятника, считал, что в максимальной степени «История» оказала влияние на формирование воинской повести Древней Руси. Свое мнение он подтверждает значительным количеством цитат, используемых в разных древнерусских литературных произведениях: «Житии Александра Невского», Киевской и Галицко-Волынской летописях.

Историки допускают, что при формировании этого жанра были использованы исландские саги и воинские былины.

Воин наделялся мужественной доблестью и святостью. Представление о нем аналогично описанию былинного богатыря. Изменилась суть воинского подвига, на первое место выходит желание смерти за великую веру.

Отдельную роль отводили княжескому служению. В смиренное самопожертвование переходит желание самореализации. Реализация этой категории осуществляется в связи словесных и ритуальных форм культуры.

Летопись

Она представляет собой некое повествование об исторических событиях. Летопись считается одним из первых жанров древнерусской литературы. В Древней Руси она играла особую роль, поскольку не просто сообщала о каком-то историческом событии, но и являлась юридическим и политическим документом, была подтверждением того, как вести себя в определенных ситуациях. Самой древней летописью принято считать «Повесть временных лет», дошедшую до нас в Ипатьевской летописи XVI века. Она рассказывает о происхождении киевских князей, о появлении древнерусского государства.

Летописи считают «объединяющими жанрами», которые подчиняют себе следующие компоненты: воинскую, историческую повесть, житие святого, похвальные слова, поучения.

Хронограф

Это тексты, которые содержат подробное описание времени XV-XVI вв. Одним из первых таких произведений историки считают «Хронограф по великому изложению». Это произведение не дошло в полном объеме до нашего времени, поэтому информация о нем достаточно противоречивая.

Помимо тех жанров древнерусской литературы, которые перечислены в статье, существовало еще множество иных направлений, каждое из которых обладало своими отличительными характеристиками. Многообразие жанров является прямым подтверждением многогранности и неповторимости литературных произведений, создаваемых в Древней Руси.


  • Летопись - так называлась погодная (по «летам» – по «годам») запись. Учёные монахи сообщали о тех событиях, которые происходили в тот или иной год. Годовая запись начиналась словами: «В лето…».
  • Послание – обычно использовалось в публицистических целях. Таково послание 16 века Ивана Грозного Василию Грязному.

  • Хождение – жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли и приключения («Хождение за три моря Афанасия Никитина).
  • Житие – описание жизни святого. Герой жития в своей жизни следует наставлениям Христа и, проходя через множество испытаний, становится святым.
  • Поучение – жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя: он поучал его.




  • Прожив славную жизнь, он написал поучение для своих сыновей, где перечислил примеры из своей собственной жизни, которые считал достойными подражания.
  • Он проповедовал идею деятельной жизни, в которой главное – благо родины, наставлял сыновей в том, что необходимо оказывать уважение старшим, не преклоняться перед знатностью и богатством. Наставления Владимира Мономаха являются духовным завещанием не только его сыновьям, но и всем потомкам.

  • Произведение имеет черты исторической повести, в основе которой лежат два традиционных фольклорных сюжета: о герое-змееборце и мудрой деве, отгадывающей загадки. На наших глазах образы Петра и Февронии всё больше начинают приобретать черты русских святых, а финал повести – классический образец житийной литературы.





  • Ярослав Мудрый –один из наиболее выдающихся киевских правителей. Он положил начало составлению на Руси писанного закона, издав «Правду Ярослава».
  • При этом он любил книжную мудрость, знал несколько языков. В его правление молодое христианское государство, каким была Русь, стало широко известно по всей Европе.

  • Не только князья, но и простые люди описаны в летописи. Это простой юноша, не только не князь, но даже и не дружинник, - Кожемяка. Это и безымянный старик в Белгороде. Храбростью, силой и хитростью победили они врагов. За строчками летописца мы видим былинных богатырей, чувствуем патриотическую гордость, восхищаемся славой защитников Руси.




  • «Житие протопопа Аввакума» – полемическое произведение, в котором живым разговорным языком рассказана драматическая история его автора. Аввакум – вдохновитель движения старообрядцев, проповедовал идеи сохранения старины, резко критиковал произвол властей. Своё «Житие…» он написал в Пустозёрской тюрьме в 1672-1675гг.


  • Александра Невского, отстоявшего северные границы Руси от нападения шведов и разгромившего войска Немецких рыцарей на озере Чудском, дипломата, ездившего к хану Батыю, чтобы оградить Суздальское княжество от набегов татар. «Житие…» проникнуто патриотическим пафосом и достигает большой художественной выразительности при описании подвигов князя и его воинов. Памятник древнерусской литературы конца XIII – начала XIV в. В житие изображена деятельность правителя и полководца.




Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх