Виды оркестров по составу инструментов. Виды оркестров

Исторический очерк

Сама идея одновременного музицирования группы исполнителей-инструменталистов уходит в глубокую древность: ещё в Древнем Египте небольшие группы музыкантов вместе играли на различных праздниках и похоронах.

Слово «оркестр» («орхестра») происходит от названия круглой площадки перед сценой в древнегреческом театре, где размещался древнегреческий хор, участник любой трагедии или комедии. В эпоху Возрождения и далее в XVII веке орхестра трансформировалась в оркестровую яму и, соответственно, дала название помещающемуся в ней коллективу музыкантов.

Симфонический оркестр

Симфонический оркестр и хор

Симфоническим называется оркестр, составленный из нескольких разнородных групп инструментов - семейства струнных, духовых и ударных. Принцип такого объединения сложился в Европе в XVIII веке . Первоначально в симфонический оркестр входили группы смычковых инструментов, деревянных и медных духовых инструментов, к которым примыкали немногочисленные Ударные музыкальные инструменты . Впоследствии состав каждой из этих групп расширялся и разнообразился. В настоящее время среди ряда разновидностей симфонических оркестров принято различать малый и большой симфонический оркестр. Малый симфонический оркестр - это оркестр преимущественно классического состава (играющий музыку конца 18 - начала XIX века, или современные стилизации). В его составе 2 флейты (редко малая флейта), 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 (редко 4) валторны, иногда 2 трубы и литавры, струнная группа не более 20 инструментов (5 первых и 4 вторых скрипок, 4 альта, 3 виолончели, 2 контрабаса). Большой симфонический оркестр (БСО) включает в медную группу обязательные тромбоны и может иметь любой состав. Часто деревянные инструменты (флейты, гобои, кларнеты и фаготы) доходят до 5 инструментов каждого семейства (кларнетов иногда и больше) и включают разновидности (малая и альтовая флейты, амур-гобой и английский гобой, малый, альтовый и басовый кларнеты, контрафагот). Медная группа может включать до 8 валторн (в том числе и особые тубы Вагнера), 5 труб (включая малую, альтовую, басовую), 3-5 тромбонов (теноровых и тенорбасовых) и тубу. Очень часто используются саксофоны (все 4 вида, см. джазовый оркестр). Струнная группа доходит до 60 и более инструментов. Многочислены ударные инструменты (хотя литавры, колокольчики, малый и большой барабаны, треугольник, тарелки и индийский тамтам составляют их костяк), часто используются арфа, рояль, клавесин.

Духовой оркестр

Духовым оркестром называют оркестр, состоящий исключительно из духовых и ударных инструментов. Основу духового оркестра составляют Медные духовые инструменты , ведущую роль в духовом оркестре среди медных духовых инструментов имеют широкомензурные медные духовые инструменты группы флюгельгорнов - сопрано-флюгельгорны, корнеты, альтгорны, теноргорны, баритон-эуфониумы, басовая и контрабасовая тубы, (примеч. в симфоническом оркестре используется только одна контрабасовая туба). На их основу накладываются партии узкомензурных медных духовых инструментов трубы , валторны , тромбоны . Также в духовых оркестрах используются деревянные духовые инструменты : флейты , кларнеты , саксофоны , в больших составах - гобои и фаготы . В больших духовых оркестрах деревянные инструменты многократно удваиваются (наподобие струнных в симфоническом оркестре), используются разновидности (особенно малые флейты и кларнеты, английский гобой, альт и бас-кларнет, иногда контрабас-кларнет и контрафагот, довольно редко используются альтовая флейта и амургобой). Деревянная группа делится на две подгруппы, подобные двум подгруппам медных духовых: кларнетно-саксофоновую (яркие по звуку одноязычковые инструменты - их немного больше по количеству) и группу флейт, гобоев и фаготов (более слабых по звуку, чем кларнеты, двухъязычковые и свистковые инструменты). Группа валторн, труб и тромбонов часто делится на ансамбли, используются видовые трубы (малая, редко альтовая и басовая) и тромбоны (бас). В таких оркестрах имеется большая группа ударных, основу которых составляют все те же литавры и «янычарская группа» малый, цилиндрический и большой барабаны, тарелки, треугольник, а также бубен, кастаньеты и там-там. Возможны клавишные инструменты - фортепиано, клавесин, синтезатор (или орган) и арфы. Большой духовой оркестр может играть не только марши и вальсы, но и увертюры, концерты, оперные арии и даже симфонии. Гигантские сводные духовые оркестры на парадах на самом деле основаны на удвоении всех инструментов и их состав очень беден. Это всего лишь многократно увеличенные малые духовые оркестры без гобоев, фаготов и с малым количеством саксофонов. Духовой оркестр отличается мощной, яркой звучностью и поэтому часто применяется не в закрытых помещениях, а на открытом воздухе (например, сопровождая какое-либо шествие). Для духового оркестра типично исполнение военной музыки, а также популярных танцев европейского происхождения (так называемая садовая музыка) - вальсов, полек, мазурок. В последнее время духовые оркестры садовой музыки изменяют состав сливаясь с оркестрами других жанров. Так при исполнении креольских танцев - танго, фокстрота, блюзового джайва, румбы, сальсы привлекаются элементы джаза: вместо янычарской группы ударных, джазовый набор ударных (1 исполнитель) и ряд афрокреольских инструментов (см. джазовый оркестр). В таких случаях всё чаще используются клавишные инструменты (рояль, орган) и арфа.

Струнный оркестр

Струнный оркестр по сути представляет собой группу смычковых струнных инструментов оркестра симфонического. В струнный оркестр входят две группы скрипок (первые скрипки и вторые скрипки), а также альты , виолончели и контрабасы . Такой тип оркестра известен с XVI-XVII века.

Оркестр народных инструментов

В различных странах получили распространение оркестры, составленные из народных инструментов, исполняющие как переложения произведений, написанных для других составов, так и оригинальные сочинения. В качестве примера можно назвать оркестр русских народных инструментов , включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек , а также гусли , баяны , жалейки , трещотки , свистульки и другие инструменты. Идея создать такой оркестр была предложена в конце XIX века балалаечником Василием Андреевым . В ряде случаев в такой оркестр дополнительно вводят инструменты, фактически не относящиеся к народным: флейты, гобои, различные колокола и многие ударные инструменты.

Эстрадный оркестр

Эстрадный оркестр - коллектив музыкантов, исполняющих эстрадную и джазовую музыку. Эстрадный оркестр состоит из струнных, духовых (в том числе саксофонов, обычно не представленных в духовых группах симфонических оркестров), клавишных, ударных и электромузыкальных инструментов.

Эстрадно-симфонический оркестр - большой инструментальный состав, способный объединить исполнительские принципы различных видов музыкального искусства. Эстрадная часть представлена в таких составах ритм-группой (ударная установка, перкуссия, фортепиано, синтезатор, гитара, бас-гитара) и полным биг-бэндом (группы труб, тромбонов и саксофонов); симфоническая - большой группой струнных смычковых инструментов, группой деревянных духовых, литаврами, арфой и прочих.

Предшественником эстрадно-симфонического оркестра был симфоджаз, возникший в США в 20-х гг. и создавший концертный стиль популярно-развлекательной и танцевально-джазовой музыки. В русле симфоджаза выступали отечественные оркестры Л. Теплицкого («Концертный джаз-банд», 1927), Государственный джаз-оркестр под руководством В. Кнушевицкого (1937). Термин «Эстрадно-симфонический оркестр» появился в 1954. Так стал называться Эстрадный оркестр всесоюзного радио и телевидения под руководством Ю. Силантьева , созданный в 1945. В 1983, после смерти Силантьева, им руководил А. Петухов, затем М. Кажлаев. К эстрадно-симфоническим оркестрам относились также оркестры Московского театра «Эрмитаж», Московского и Ленинградского театров эстрады, оркестр «Голубой экран» (руководитель Б.Карамышев), Ленинградский концертный оркестр (руководитель А. Бадхен), Государственный эстрадный оркестр Латвийской ССР под управлением Раймонда Паулса, Государственный эстрадно-симфонический оркестр Украины, Президентский оркестр Украины и др.

Чаще всего эстрадно-симфонические оркестры используются во время песенных гала-представлений, телевизионных конкурсов, реже для исполнения инструментальной музыки. Студийная работа (запись музыки в фонд радио и кино, на звуковые носители, создание фонограмм) превалирует над концертной. Эстрадно-симфонические оркестры стали своеобразной лабораторией отечественной, лёгкой и джазовой музыки .

Джазовый оркестр

Джазовый оркестр - один из самых интересных и своеобразных явлений современной музыки. Возникший позже всех других оркестров, он стал воздействовать на другие формы музыки - камерную, симфоническую, музыку духовых оркестров. Джаз использует многие из инструментов симфонического оркестра, но имеет качество радикально его отличающее от всех других форм оркестровой музыки.

Главное качество, отличающее джаз от европейской музыки - это бо́льшая роль ритма (намного бо́льшая, чем в военном марше или вальсе). В связи с этим в либом джазовом оркестре есть особая группа инструментов - ритм-секция. Джазовый оркестр имеет ещё одну особенность - превалирующая роль джазовой импровизации приводит к заметной вариабельности его состава. Однако есть несколько видов джазовых оркестров (примерно 7-8): камерное комбо (хотя это область ансамбля, но его необходимо указать, так как в нём суть действия ритм-секции), камерный ансамбль диксиленд, малый джазовый оркестр - биг-бэнд малого состава, большой джазовый оркестр без струнных - биг-бэнд, большой джазовый оркестр со струнными (не симфонического типа) - расширенный биг-бэнд, симфоджазовый оркестр.

В ритм-секцию всех видов джазового оркестра обычно входят ударные, струнные щипковые и клавишные инструменты. Это джазовая ударная установка (1 исполнитель), состоящая из нескольких тарелок ритма, нескольких акцентных тарелок, нескольких том-томов (либо китайских, либо африканских), педальных тарелок, малого барабана и особого вида большого барабана африканского происхождения - «эфиопской (кенийской) бочки» (ее звук намного мягче турецкого большого барабана). Во многих стилях южного джаза и латиноамериканской музыке (румба, сальса, танго, самба, ча-ча-ча и др.) используются дополнительные ударные: набор барабанов конго-бонго, маракасы (чокало, кабаса), бубенцы, деревянные коробочки, сенегальские колокольцы (агого), клаве и др. Другие инструменты ритм-секции, уже держащие мелодико-гармонический пульс: рояль, гитара или банджо (особый вид северо-африканской гитары), акустическая бас-гитара или контрабас (на котором играют только щипком). В больших оркестрах иногда бывает несколько гитар, гитара вместе с банджо, оба вида басов. Редко используемая туба - духовой басовый инструмент ритм секции. В больших оркестрах (биг-бэндах всех 3 видов и симфоджазе) часто используют вибрафон, маримбу, флексатон, гавайскую гитару, блюзовую гитару (обе последние слегка электрифицированы, вместе с басом), но эти инструменты уже не входят в ритм-секцию.

Другие группы джазового оркестра зависят от его вида. В комбо обычно 1-2 солиста (саксофон, труба или смычковый солист: скрипка или альт). Примеры: ModernJazzQuartet, JazzMessenjers.

В диксиленде 1-2 трубы, 1 тромбон, кларнет или сопрано-саксофон, иногда альт- или тенор-саксофон, 1-2 скрипки. В ритм-секции диксиленда банджо используется чаще гитары. Примеры: ансамбль Армстронга (США), ансамбль Цфасмана (СССР).

В малом биг-бэнде могут быть 3 трубы, 1-2 тромбона, 3-4 саксофона (сопрано=тенору, альт, баритон, все играют ещё и на кларнетах), 3-4 скрипок, иногда виолончель. Примеры: Первый оркестр Эллингтона 29-35 годов (США), Bratislava Hot Serenaders (Словакия).

В большом биг-бэнде обычно 4 трубы (1-2 играют высокие сопрановые партии на уровне малых со специальными мундштуками), 3-4 тромбона (4 тромбон тенор-контрабас или тенор-бас, иногда и 3), 5 саксофонов (2 альта, 2 тенора=сопрано, баритон).

В расширенном биг-бэнде могут быть до 5 труб (с видовыми трубами), до 5 тромбонов, дополнительные саксофоны и кларнеты (5-7 общих саксофонов и кларнетов), струнные смычковые (не более 4 - 6 скрипок, 2 альта, 3 виолончели), иногда валторна, флейта, малая флейта (только в СССР). Подобные эксперименты в джазе проводили в США Дюк Эллингтон, Арти Шоу, Гленн Миллер, Стенли Кентон, Каунт Бейси, на Кубе - Пакито д`Ривера, Артуро Сандоваль , в СССР - Эдди Рознер , Леонид Утёсов.

Симфоджазовый оркестр включает большую струнную группу (40-60 исполнителей), причем возможны смычковые контрабасы (в биг-бэнде могут быть только смычковые виолончели, контрабас участник ритм-секции). Но главное это использование редких для джаза флейт (во всех видах от малой до басовой), гобоев (все 3-4 вида), валторн и совсем не типичных для джаза фаготов (и контрафагота). Кларнеты дополняются басом, альтом, малым кларнетом. Такой оркестр может исполнять специально написанные для него симфонии, концерты, участвовать в операх (Гершвин). Его особенность - выраженный ритмический пульс, которого нет в обычном симфоническом оркестре. От симфоджазового оркестра следует отличать его полную эстетическую противоположность - эстрадный оркестр, основанный не на джазе, а на бит-музыке.

Особые виды джазовых оркестров - духовой джазовый оркестр (духовой оркестр с ритм-секцией джаза, включая гитарную группу и с уменьшением роли флюгельгорнов), церковный джазовый оркестр (существует ныне только в странах Латинской Америки , включает орган, хор, церковные колокола, всю ритм-секцию, ударные без бубенцов и агого, саксофоны, кларнеты, трубы, тромбоны, струнные смычковые), ансамбль стиля джаз-рок (коллектив Майлза Дэвиса, из советских - «Арсенал» и др.).

Военный оркестр

Военный оркестр, духовой оркестр, являющийся штатным подразделением воинской части.

Школьный оркестр

Состоящий из учеников школы коллектив музыкантов, возглавляемый, как правило, педагогом начального музыкального образования. Для музыкантов нередко является отправной точкой их дальнейшей музыкальной карьеры.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Тип личности
  • Вержес, Поль

Смотреть что такое "Оркестр" в других словарях:

    ОРКЕСТР - (греч. orchestra). 1) всякое соединен. нескольких инструментов вместе. 2) место в театре, где помещаются музыканты. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОРКЕСТР греч. orchestra. а) Состав хора музыкантов … Словарь иностранных слов русского языка

Выдающийся джазовый пианист, композитор, импровизатор и педагог, народный артист России. Блестяще владет академической школой исполнительства, что отмечено Европейской премией имени Густава Малера, и всеми формами джазового пианизма. Д.Крамер постоянно стремится привлечь к искусству джаза молодых и исполнителей и слушателей. С 1984 года Даниил Борисович ведет активную гастрольно-концертную деятельность в нашей стране и во многих странах мира. Он принимает участие — и как пианист и как организатор — практически во всех джазовых международных и национальных конкурсах и фестивалях.

Выпускник РАМ имени Гнесиных по специальности «Музыкальное искусство эстрады — Инструменты эстрадного оркестра (ударные)», закончил ассистентуру-стажировку ГКА им. Маймойнида, лауреат российских и зарубежных джазовых фестивалей — конкурса молодых джазовых исполнителей (Ростов—на-Дону, 1997 г., 1 премия), конкурса джазовых ансамблей в Испании (Гетцо, 1999 г., 2 премия). Д. Г. Власенко выступал с известными российскими джазовыми музыкантами: А. Соболевым, А. Кузнецовым, А. Фишером, А. Ростоцким, Г. Файном, В. Горским, группой «Marimba Plus», А Свиридовой, А. Маршалом, а также с зарубежными музыкантами: Dave Samuels (Spyra Gyra), Sandra Booker (USA), Хайнрих фон Кальняйн (Австрия), Othella Dallas (USA), Michael Schiefel (Germany), Shenda Rul, Synthia Scott, Tecora Rogers (USA), Frederico Belinsky (France), Nicolas Bearde (USA) и др.

Окончил Государственное музыкальное училище имени Гнесиных по специальности Инструменты эстрадного оркестра (электрогитара) и Институт современного искусства. Руководил эстрадным коллективом «ПЛАСТ» Луганской Филармонии. В 1995 году организовал Джазовый квартет «TENТН FLOOR», г. Москва, работал в коллективе народного артиста России Ю. Антонова. Имеет большой педагогический стаж и опыт работы в образовательных учреждениях различного уровня. Г.А.Баранов углубленно занимается совершенствованием методики преподавания игры на джазовых инструментах.

Выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных, дебютировал в Москве в ансамбле Александра Сухих (1989), стал известен в 1990-95 гг., выступая в составе квинтета «Игорь Бриль и новое поколение». Игорь Иванушкин участник отечественных и зарубежных фестивалей, в том числе в Индонезии (1991, 1995 гг.), обладатель «Гран-при» конкурса джазовых исполнителей в Бухаресте (1993), лауреат Международного конкурса джазовых музыкантов в Брюсселе (1990), лауреат 1-го Всероссийского конкурса молодых джазовых исполнителей (Ростов-на-Дону). В рамках культурного обмена И.В. Иванушкин участвовал в джазовых концертах в Дублине (Ирландия). В последнее время выступает в ансамбле с гитаристом Константином Серовым, трубачом Владимиром Галактионовым.

Музыкант мультиинструменталист, аранжировщик. В 2013 году окончил с отличием РАМ имени Гнесиных, в составе биг-бэндов А.Кролла и Г.Гараняна принимал участвовал во многих значимых концертах, играл на одной сцене с величайшими джазовыми музыкантами. Лауреат международных фестивалей и конкурсов («GNESIN-JAZZ», конкурса композиторов имени С.С.Прокофьва и др.). Как исполнитель и аранжировщик сотрудничает со многими российскими артистами. Под руководством А.А.Рузняева студенты осваивают практику игры в джазовом ансамбле, постигают искусство аранжировки и импровизации.

В 2005 окончил джазовое отделение Российской Академии музыки имени Гнесиных у профессора А. В. Осейчука. Проходил стажировку в джазовом институте University of Louisville (Кентуки, США, 2009 г.) по программе «Open World». Лауреат Всероссийского джазового конкурса в Ростове-на-Дону (2005 г.). Участвовал в Международных джазовых фестивалях: «Java-Jazz» (Индонезия, Джакарта, 2010 г., в составе квартета Александры Шерлинг), «JazzaNova» (Австрия, Китцбюль, 2009 г.) с оркестром Игоря Бутмана. Выступал с концертами в Швейцарии (Базель, Цюрих), Германии (Берлин, Мюнхен), в Уганде (Кампала) с Алексом Ростоцким, Италии (Мантекочини Терме) с Валерием Гроховским. Играл и записывался c всемирно известными музыкантами: Paco Sery, Linley Marthe, Gregory Porte, E. J Strikland, Dick Pearce, Greg Bandy, Kim Plainfield, Billy Cobham.

Оркестр – это большое количество музыкантов, которые одновременно играют на разных музыкальных инструментах. Оркестр отличается от ансамбля наличием целых групп отдельных видов музыкальных инструментов. Довольно часто в оркестре одна партия исполняется сразу несколькими музыкантами. Количество человек в оркестре может быть разным, минимальное число исполнителей — пятнадцать, максимальное количество исполнителей не ограничено. Если вы хотите послушать живой оркестр в Москве, то можете заказать билеты на концерт на сайте biletluxury.ru.

Существует несколько видов оркестров: симфонический, камерный, эстрадный, военный и оркестр народных инструментов. Все они отличаются друг от друга составом музыкальных инструментов.

В составе симфонического оркестра обязательно должны быть струнные, духовые и ударные музыкальные инструменты. Также в симфоническом оркестре могут встречаться другие виды музыкальных инструментов, которые необходимы для исполнения определённого произведения. Симфонический оркестр может быть большим и малым, всё зависит от количества музыкантов.

В камерном оркестре музыканты играют на духовых и струнных инструментах. Исполнять музыкальные произведения этот оркестр может даже во время движения.

В состав эстрадного оркестра помимо инструментов, используемых в симфоническом оркестре, входят электронные музыкальные инструменты. Например, синтезатор, ритм-секция и т. д.

В джазовом оркестре используются духовые и струнные музыкальные инструменты, а также специальные ритм-секции, на которых исполняют только джазовые композиции.

В оркестре народной музыки используют этнические музыкальные инструменты. Русские коллективы используют балалайку, баян, жалейку, домру и т. д.

В состав военного оркестра входят исполнители, которые играют на ударных, а также духовых музыкальных инструментах, а именно на медных и деревянных. Например, на трубах, тромбонах, серпентах, кларнетах, гобоях, флейтах, фаготах и других.

На протяжении всей истории джаза этому музыкальному направлению пришлось претерпеть значительное количество изменений, иногда приятных, иногда тяжелых и неожиданных. Но, тем не менее, существует ряд легендарных музыкантов, как в России, так и за рубежом, которые внесли неоценимый вклад в позитивный ход истории этой музыки. Именно они создали по-настоящему великие джазовые оркестры.

В 1932 году знаменитый российский музыкант и дирижер Александр Цфасман собрал музыкальный коллектив «Московские ребята», ставший в дальнейшем «джаз-оркестром Александра Цфасмана». Музыканты появлялись в популярном и престижном в то время ресторане «Савой», ездили на гастроли по стране, спустя 4 года после создания участвовали в столичных «Вечерах джаза».

Помимо работы в качестве руководителя успешного оркестра, Александр Цфасман давал концерты сольного творчества, а как известно, он был блестящим пианистом.

С оркестром на одной сцене выступали такие знаменитые музыканты, как Иван Козловский, Игорь Гладков, Михаил Фрумкин, Сергей Лемешев, Валентин Берлинский, Эмиль Гейгнер, Павел и Михаил Михайловы, Владимир Бунчиков, Клавдия Шульженко, Надежда Казанцева, Александр Ривчун, Марк Бернес.

В военный период ансамбль, поддерживая советские войска, давал концерты на многих фронтах. В историческом музыкальном плане Цфасман один из первых принес свинг в СССР.

Зимой 1956 года в Колонном зале Дома Союзов прошел праздничный концерт в честь 50-летия Цфасмана, на котором оркестр выступил со своими лучшими хитами. Знаменитый музыкант ушел из жизни в феврале 1971 года в Москве. Дирижер оставил заметный след в истории советского джазового оркестра.


В 1934 году появился легендарный джазовый оркестр . Музыканты, находящиеся тогда в Шанхае, начали гастролировать по стране и спустя несколько лет маэстро окрестили «Джазовым королем Дальнего Востока».

В 1937 году оркестр уже включал в себя 11 музыкантов, а репертуар ансамбля расширился благодаря исполнению русских песен в джазовых аранжировках.

Сложности в политической жизни Китая в то время сподвигли оркестр переехать в Советский Союз в 1947 году. Послевоенное время принесло музыкантам большой успех. В 1955 году Олег Лундстрем и его оркестр записывают пластинки, выступают на радио, становятся все более известными. За свою продолжительную карьеру оркестр провел свыше 10 000 концертов в СССР и в нынешней России. В 1989 году Лундстрем пригласил Александра Брыксина в качестве директора оркестра.

В 2005 году великий дирижер Лундстрем скончался. С 2007 года в оркестре появился новый художественный руковолитель – Борис Михайлович Фрумкин, обновились концертные программы. Сейчас оркестр по прежнему успешно выступает в столице и гастролирует по городам России.


В 1971 году известный музыкант Анатолий Кролл собрал биг-бэнд , ставший одним из самых успешных в СССР. Оркестр ездил с гастролями по Европе, работал с Юрием Антоновым, Ларисой Долиной, Евгением Мартыновым, Леонидом Серебренниковым. Анатолий Кролл расформировал ансамбль в 1991 году и перешел в театр Союза театральных деятелей РФ.

Кролл начал работать и как композитор в «МКС биг-бэнд» (названого так в честь Международного коммерческого союза). Коллектив заслужил многочисленные похвалы критиков и большую любовь российских слушателей. Музыканты много ездили с концертами за рубежом, к примеру, во Франции, Швейцарии.

По настоящее время великий дирижер Анатолий Кролл остается на посту лидера оркестра.


Один из величайших джазовых оркестров легендарного трубача появился в 1937 году. Первоначально биг-бэнд сформировался в 1935-1936 годах, музыканты подписали контракт со звукозаписывающей студией Brunswick Records , но финансовая ситуация коллектива была по-прежнему тяжелой. В 1938 году был сформирован новый состав оркестра , и Glenn Miller Orchestra начал стремительно развиваться и набирать популярность. Благодаря повышенным требованиям Миллера относительно профессионализма и трудолюбия, он создал свой собственный стиль, отличный от других.

4 апреля 1939 года Миллер и его оркестр записали Moonlight Serenade. А композиция Tuxedo Junction, записанная 5 февраля 1940 года, была продана в количестве 115 000 копий в течение первой недели, и поставила оркестр на 7 место в национальный хит-парад в том же году.

В октябре 1942 года в связи с политической обстановкой Гленн Миллер ушел в армию. Назначение на должность капитана сподвигло его убедить начальство армии модернизировать военный оркестр и в конечном итоге улучшить моральное состояние служащих. Цель Миллера была достигнута – оркестр имел успех! В конце 1943 года музыканты уехали с гастролями в Англию.

Осенью 1944 года оркестр должен был отправиться в турне по Европе. Миллер решил прибыть в Париж раньше, чтобы лучше подготовиться к выступлению, но произошел несчастный случай – Гленн Миллер сел на транспортный самолет в Париж и погиб разбившись. Тем не менее оркестр великого инструменталиста до сих пор продолжает существовать и успешно гастролировать по всему миру.


Оркестр Эллингтона был собран его лидером в 1923 году. Спустя 4 года музыканты уже стояли на сцене знаменитого клуба в Гарлеме.

Благодаря частым радиотрансляциям концертов из этого клуба, Эллингтон и его музыканты стали популярными. В 1931 году Duke Ellington Orchestra отправился в свой первый тур. Джазовый стандарт Mood Indigo, исполняют который уже не одно десятилетие, стал чрезвычайно успешным.

Незадолго до начала эры свинговой музыки словно предугадал его появление. Композиции 1933 года Sophisticated Lady и Stormy Weather стали «визитными карточками» оркестра.

Частые гастроли по Европе и Америке принесли огромный и заслуженный успех музыкантам. Основой исполняемой музыки являются композиции Эллингтона. В 1971 году легендарный оркестр посетил СССР, добившись триумфа и там. Инструменталисты во главе со своим бессменным лидером продолжили готовить новые концертные программы и записывать очередные популярные хиты, сниматься в кино, записывать саундтреки к фильмам, получать музыкальные награды. До последних дней своей жизни Дюк вел концертную деятельность. Музыка великого композитора навсегда осталась в сердцах миллионов поклонников по всему миру и вдохновила многих последующих джазменов.


Кларнетист с раннего детства был беззаветно предан джазу, и не удивительно, что создание успешного оркестра было одним из его главных стремлений. В начале лета 1934 года состоялось первое выступление его биг-бэнда Гудмана. Спустя месяц его композиция Moon Glow завоевала первые места американских чартов.

Оркестр часто приглашали на радио, благодаря чему он заметно повысил свою популярность и более 10 раз занимал первые места в джазовых хит-парадах страны. Музыканты завоевывали большую популярность и компания звукозаписи RCA Victor, где была сделана в 1917 году, предложила им выгодный контракт. В тяжелый период Великой депрессии в США, оркестр не бросал гастроли, даже учитывая непростую финансовую ситуацию артистов.

Судьбоносным для творчества Гудмена стал концерт 21 августа 1935 года в заведении «Паломар». После выступления там его оркестр и сам музыкант стали настоящими звездами джаза и свинга, в частности. В декабре 1949 года Бенни Гудмен распустил свой легендарный оркестр. Последующая деятельность кларнетиста в основном состояла из собранных временных ансамблей для гастролей и записей. Чаще всего кларнетист собирал группы из 4 или 6 музыкантов, но иногда были и биг-бэнды. Музыку Бенни Гудмена можно охарактеризовать как утонченную, с уникальным вкусом, и конечно же, особой подачей его инструменталистов.


Одна из самых значимых фигур в свинге, Каунт Бейси (Count Basie), известен и как руководитель выдающегося биг-бэнда, который заслуженно дополняет великие джазовые оркестры. Оркестр Каунта Бейси был собран из музыкантов, покинувших Bennie Moten’s Kansas City Orchestra в 1935 году. За 1 год ансамбль из 9 человек разросся до крупного оркестра. Их стали приглашать многочисленные радиостанции, а сам Бейси обзавелся прозвищем «Каунт» (Граф).

Главным отличием Count Basie Orchestra от других биг-бэндов было то, что его основу составляли солисты высшего уровня – это позволяло исполнять небывалые импровизации. Ритм-секция оркестра Канта Бейси признана лучшей в джазе . За барабанами был Джо Джонсон, какое-то время в оркестре играл Бадди Рич, на саксофоне – . С оркестром выступали первые лица джаза – и .

В 1940-е годы оркестр переживал трудные времена, как и многие другие биг-бэнды. На 2 года Бейси распускает коллектив и играет с секстетом. При первой же возможности оркестр вновь собирается и отправляется в продолжительное турне, которое закрепляет за коллективом право считаться оркестром №1 в свинге.

После смерти Каунта Бейси оркестр не прекратил свое существование. В России биг-бэнд выступал в 1985 году.


В 1935 году джазовый тромбонист и трубач Томми Дорси создал свой биг-бэнд. Коллектив исполнял так называемый «коммерционизированный джаз», или поп-джаз. Популярность бэнду принесла работа с выдающимися аранжировщиками Поллом Уэстоном и Биллом Файнганом. С оркестром сотрудничали Банни Бериган, Дэйв Таф,

Бэнд уступал коллективу Бенни Гудмана по мастерству, но оказался более жизнеспособным. Оркестр достойно пережил кризис свинга и биг-бэндов в конце 40-х годов. В оркестре была сильная «тякучка»: Томми обвиняли в том, что он переманивает к себе лучших музыкантов. Исследователи утверждают, что Дорси был перфикционистом и человеком настроения, этим и объясняются частые изменения состава коллектива.

В 1940 году Томми Дорси пригласил начинающего вокалиста . За 2 года бэнд и Синатра записали 80 композиций, среди которых хиты In The Blue of Evening и This Love of Mine.

Томми Дорси одним из первых приспособил буги-вуги к оркестру, сделав свинговые аранжировки . Он также один из первых белых руководителей джазовых оркестров, кто сделал обязательными сольные импровизации музыкантов. он побуждал вокалистов использовать скэт и «нонсенс-сонги» для развлечения публики. После смерти Томми в 1956-м бэнд возглавил его брат, а затем им руководили Ли Кастл и Уоррен Ковингтон.


Первый бэнд выдающийся ударник Чик Уэбб собрал в Гарлеме в 1926 году. Известно, что в 1931-м бэнд стал постоянным резидентом знаменитого клуба Savoy.

Отсутствие музыкальной грамотности, рост 130 см не помешали Чику стать блестящим профессионалом и руководителем одного из лучших оркестров в мире.

Значительное событие произошло в 1937 году, когда бэнд Чика Уэбба состязался с оркестром . Зрители практически единогласно отдали первенство менее знаменитому Чику. По воспоминаниям барабанщика оркестра Гудмена Джина Крупы, Чик заряжал зал.

Разумеется, своей славой оркестр обязан не только выдающейся ритм-секции. В 1935 году солисткой оркестра стала юная , которая возглавила бэнд после скорой смерти Чика.


Московский джазовый оркестр Игоря Бутмана

Один из самых популярных российских оркестров современности создан саксофонистом . В 1999 году он собрал биг-бэнд, который в 2012-м получил право называться Московский джазовый оркестр.

В 2003 году произошло громкое событие в мире джаза и знаковое для биг-бэнда Игоря Бутмана. Московский джазовый оркестр дал совместный концерт с Джазовым оркестром Линкольн-центра под управлением легендарного .

В 2013 году американский журнал Downbeat окрестил оркестр «созвездием виртуозов», а в репортаже с Umbria Jazz Festival бэнд сравнили с оркестром Бадди Рича, Каунта Бейси и бэндом .

В том же году вышел альбом Московского джазового оркестра Special Opinion. В записи принимали участие саксофонист Билл Эванс, барабанщик Дэйв Уэкл, гитаристы Майк Стерн и Митч Стайн, трубач Рэнди Бреккер и басист Том Кеннеди.

В 2017 году Московский джазовый оркестр выступал на первом джазовом форуме-фесте в Петербурге вместе с вокалистом .

Приступая к созданию эстрадного оркестра или ансамбля, руководителю необходимо решить ряд организационных вопросов.
Как правило, коллектив формируется с учетом материальной базы клубного учреждения, в котором создается или уже функционирует эстрадный оркестр или ансамбль, поскольку наличие инструментов, электронной аппаратуры, условий для проведения занятий значительно влияет на определение состава, характер учебно-воспитательного и творческого процесса. Это одна из первых и важных проблем, так как правильное комплектование эстрадного оркестра или ансамбля является основой, с которой начинается организация, а затем и учебно-творческая работа с коллективом.

Основные группы инструментов

В настоящее время в художественной самодеятельности встречаются различные виды эстрадных оркестров и ансамблей. Они отличаются друг от друга составом входящих в них инструментов и определенными средствами тембровой и динамической выразительности. Организация эстрадных оркестров и ансамблей заключается прежде всего в объединении инструментов в инструментальные группы. В процессе исполнения музыкальных произведений в связи с содержанием музыки, особенностями музыкального материала той или иной группе инструментов поручается определенная оркестровая функция: мелодическая, гармоническая, ритмическая и т. д. Поэтому в зависимости от количества инструментов группы и их функций можно выделить основные виды эстрадных оркестров и ансамблей.
Высшей формой самодеятельной музыкальной эстрады являются эстрадно-симфонические, биг-бенды - эстрадные и джазовые оркестры, которым доступно исполнение произведений значительной сложности.
Эстрадно-симфонический оркестр характеризуется прежде всего наличием струнной смычковой группы, группы саксофонов, группы медных духовых инструментов и ритм-группы, а также введением в состав оркестра таких дополнительных инструментов, как гобой, фагот, валторна, арфа и другие.
К группе смычковых инструментов относятся скрипки, альты, виолончели . В отличие от симфонического оркестра, контрабас в эстрадном, джазовом оркестре или ансамбле входит в состав ритм-группы.
Группа саксофонов состоит из двух альтов, двух теноров и баритона . Как правило, исполнители владеют кларнетом, флейтой и другими инструментами данной группы.
Группа медных духовых инструментов состоит из четырех-пяти труб, четырех тромбонов.
Ритм-группа бывает двух видов - полная, включающая четыре инструмента: контрабас или гитару-бас, гитару, ударные и фортепиано, орган или синтезатор, и неполная, включающая в себя три инструмента без гитары.

Виды и характеристика оркестров и ансамблей

Эстрадные и джазовые оркестры в практической деятельности клубов встречаются трех основных видов:
большой оркестр, включающий пять саксофонов - два альта, два тенора, один баритон, четыре трубы, четыре тромбона, ритм-группу;
средний оркестр: четыре саксофона - два альта, два тенора или - альт, два тенора и баритон, три трубы, один-два тромбона, ритм-группа;
малый оркестр: три саксофона, две трубы, тромбон, ритм-группа.
Нередко в состав эстрадных и джазовых оркестров включают такие инструменты, как флейта, валторна, вибрафон, аккордеон , а ударная группа дополняется литаврами, маракасами и другими Ударными инструментами.
Следует также отметить, что в исполнительской практике в состав эстрадных и джазовых оркестров вводится вокальная группа, которая дает большие возможности для творческого поиска новых тембровых сочетаний. Органическое соединение человеческого голоса и инструмента позволяет добиться большей выразительности, своеобразного звукового колорита.
Эстрадно-симфонический и эстрадный оркестры по сравнению с ансамблями обладают значительно большими красочными и динамическими возможностями. Для них типично применение более разнообразных приемов игры - широкое использование «закрытых» звуков (сурдин) в медной группе, самые различные тембровые и гармонические соединения инструментов.
Широкое распространение в художественной самодеятельности получили различные по составу эстрадные и джазовые ансамбли. Ансамблем считается такой коллектив, в котором в каждой группе не больше двух инструментов, например два саксофона, две трубы; или два тромбона и т. д., то есть ни в одной из групп нельзя образовать трехголосный аккорд. Встречаются случаи, когда в ансамбле может быть одна из групп, включающая три или даже четыре инструмента. Наличие трех инструментов в одной из групп не превращает автоматически ансамбль в оркестр.
Из всех разновидностей встречающихся в практике ансамблей от трех до десяти-двенадцати человек можно выделить два основных направления - вокально-инструментальные ансамбли и эстрадные и джазовые инструментальные ансамбли типа «комбо» (что означает в переводе с английского «комбинация», «сочетание»).
Вокально-инструментальные ансамбли, исполняющие рок-музыку, состоят из двух-трех гитар (гитара-соло, гитара-ритм, гитара-бас) и ударных с включением духовых и народных инструментов, синтезаторов и т. д.
В практике самодеятельных эстрадных коллективов встречаются настолько необычные сочетания инструментов, что подчас трудно провести классификацию. Поэтому мы, характеризуя инструментальные эстрадные и джазовые ансамбли, отметим существенные моменты комплектования их по числу участников и инструментов.
Самым малым эстрадным или джазовым ансамблем, который может существовать как самостоятельная художественная единица, исполнять инструментальную музыку и обеспечить полноценный с эстетической точки зрения аккомпанемент , считается неполная ритм-группа. Она является основой для создания других видов ансамблей. Наиболее типичными в самодеятельности и профессиональном искусстве являются следующие составы: фортепиано ударные, контрабас или гитара-бас; аккордеон, ударные, контрабас; аккордеон, гитара, контрабас и т. д.
В ансамблях, исполняющих музыку раннего джаза - новоорлеанский стиль, диксиленд, - ритм-группа включает такие инструменты, как ударные, банджо, туба, фортепиано. Еще один вид ансамбля - квартеты.
Для облегчения дальнейшей характеристики ансамблей мы примем неполную ритм-группу за основу коллектива, и, следовательно, состав - ритм-группа и гитара может считаться самостоятельным ансамблем-квартетом. Наиболее часто в практике встречаются такие квартеты: ритм-группа и саксофон, ритм-группа и труба, ритм-группа и кларнет, ритм-группа и тромбон, ритм-группа и вибрафон и т. д.
Квинтеты состоят из ритм-группы и двух инструментов. Желательно включать в состав различные инструменты, это позволит получить больше тембровых красок, выразительных средств. Наиболее типичными являются такие составы: ритм-группа, труба и саксофон; ритм-группа, труба и кларнет; ритм-группа, гитара и саксофон; ритм-группа, саксофон и тромбон и т. д. Нередко встречаются и однородные инструменты: ритм-группа и два саксофона; ритм-группа и две трубы; ритм-группа и две скрипки и т. д.
Секстеты имеют в составе ритм-группу и три инструмента, септеты - ритм-группу и четыре инструмента в самых различных сочетаниях. Мы не будем перечислять остальные ансамбли, только отметим еще раз, что в практике встречаются всевозможные сочетания инструментов, в основе которых иногда нет ритм-группы в данном понимании. Важно, чтобы руководитель при создании коллектива, его комплектовании исходил из художественных задач, которые будет решать ансамбль, следуя тому или иному направлению эстрадной, джазовой и рок-музыки.

Характеристика инструментов

Здесь дается краткая характеристика инструментов, входящих в состав самодеятельных музыкальных эстрадных коллективов.

Флейта

В эстрадных оркестрах и ансамблях применяется в основном большая флейта. Это инструмент нетранспонирующий, нотируется в скрипичном ключе, диапазон ее от до первой октавы до до четвертой октавы:

Звучание флейты соответствует нотной записи.
В низком регистре звук флейты матовый, несколько шипящий, слабый, в игре малоупотребительный. В среднем - певучий, прозрачный, певучий, нежный, достаточно насыщенный. В верхнем - полнозвучный, ясный, светлый. В высоком - резкий, свистящий. Как правило, наиболее используется диапазон от до-ре второй октавы до фа-соль третьей октавы.
Благодаря большой технической подвижности и диапазону флейте поручаются партии верхнего голоса, различные виртуозные пассажи, соло, педаль.
В настоящее время этот инструмент широко используется в самодеятельной музыкальной эстраде, особенно в инструментальных и вокально-инструментальных ансамблях.
Флейта-пикколо встречается крайне редко, в основном как характерная тембровая краска для создания музыкального образа в игровых инструментальных номерах и песнях.

Саксофон

Благодаря специфическому тембру, мягкости, виртуозной технике, достаточно широкому диапазону саксофоны занимают особое место в современных эстрадных оркестрах и ансамблях. В художественной самодеятельности наиболее широкое распространение получили: саксофон-альт (in Es), саксофон-тенор (in В), саксофон-баритон (in Es) и в очень редких случаях встречается саксофон-сопрано, хотя в настоящее время в практике профессиональных оркестров и ансамблей наблюдается тенденция выдвижения этого инструмента на передний план в партитурах современной музыки.
Саксофон-альт - инструмент, обладающий большими техническими возможностями, выразительным тембровым колоритом.

Саксофон-альт звучит на сексту ниже написанного:

Нижний регистр маловыразительный, грубоватый. Средний - яркий, полнозвучный. Верхний - резкий, напряженный.
В оркестре, ансамбле саксофон-альт выступает как солирующий инструмент, исполняет первые-вторые голоса, педаль.
Саксофон-тенор. Регистры и их характеристика в основном соответствуют саксофону-альту, только тембр саксофона-тенора богаче и выразительнее, чем у альта:

Саксофон-тенор звучит большой ноной ниже написанного:

Саксофон-баритон - менее подвижный инструмент, однако такие известные мастера эстрады и особенно джаза, как Джерри Маллиген, демонстрировали на этом инструменте виртуозное мастерство. В оркестрах и ансамблях в основном используется средний регистр, характеризующийся сочным, бархатным, полнозвучным и выразительным звучанием. Верхний регистр - тусклый, а нижний - грубоватый и тяжелый:

Саксофон-баритон звучит большой терцдецимой ниже записи:

Применяется в оркестре, ансамбле в качестве солирующего инструмента, для исполнения нижних голосов, педали. В некоторых случаях саксофон-баритон удваивает басовую партию в оркестре.
Следует отметить, что благодаря однотипному звукоизвлечению на саксофоне и кларнете целесообразно обучать исполнителя-саксофониста игре на кларнете, а некоторым наиболее способным» саксофонистам предложить изучать флейту.

Труба

Труба in В применяется в эстрадных оркестрах и ансамблях как высокий мелодический инструмент, на котором исполнитель играет более мягким звуком, чем в духовом и симфоническом оркестрах. В группе медных духовых инструментов она является ведущей. Тембр ее звонкий, светлый и яркий. В эстрадных оркестрах, ансамблях в основном применяются трубы с помповым механизмом.

Следует отметить, что в настоящее время в практике как профессиональных, так и самодеятельных коллективов благодаря совершенствованию инструмента и исполнительскому мастерству музыкантов часто используются звуки до ре-ми-фа третьей октавы.
Труба звучит большой секундой ниже записи:

В художественной самодеятельности наиболее употребителен средний регистр, обладающий ярким, выразительным тембром, сильным звучанием, разнообразием нюансировки.
В оркестрах и ансамблях труба может исполнять как широкие, напевные мелодии, так и быстрые пассажи, отрывистые ритмические фигурации. Она является солирующим инструментом, ведет первые голоса в группе, педаль.
Довольно часто в игре применяются сурдины, придающие звуку мягкость, приглушенность, меняющие тембровую окраску, помогающие обогатить оркестровую палитру.

Тромбон

В эстрадных оркестрах и ансамблях применяется теноровый тромбон и тенорово-басовый тромбон с квартвентилем. Звук этого инструмента более низкий и плотный, чем у трубы, технически он менее подвижен. Для изменения тембровой окраски и сады звучания довольно часто применяются различные сурдины.
Партии тромбона нотируются в басовом и теноровом ключах. Тромбон - инструмент нетранспонирующий, его звучание соответствует нотной записи:

Нижний регистр технически малоподвижный, обладающий «мрачным» характером звучания; при игре f появляется специфический треск, который часто используется как своеобразная тембровая краска, характерная для tutti в оркестре, ансамбле.
Средний регистр - наиболее употребительный - отличается полным, выразительным звучанием, динамической подвижностью от пианиссимо до фортиссимо.
Верхний - яркий, певучий. Звуки высокого регистра из-за трудности звукоизвлечения употребляются нечасто.
В оркестре, ансамбле тромбон применяется как солирующий инструмент, для исполнения средних и низких голосов группы, педали. Ему свойственно также исполнение различных подголосков, особенно в музыкальных коллективах, исполняющих традиционный джаз и ранний свинг.
Руководителям самодеятельных эстрадных коллективов при аранжировке и обучении игре на этом инструменте следует иметь в виду, что тромбон - единственный из медных духовых инструментов, на котором хроматический звукоряд получается с помощью кулисного механизма. Воспроизведение этого звукоряда достигается посредством последовательного выдвижения кулисы, понижающей основные натуральные звуки инструмента. Места, на которых фиксируется кулиса, называются позициями. Их на тромбоне семь.
Первая позиция. Кулиса плотно прижата к мундштучной части, в таком положении извлекается основной натуральный звукоряд:

Вторая позиция. Кулиса выдвигается с расчетом понижения каждого натурального звука на полутон:

Третья позиция. Кулиса понижает натуральный звукоряд на целый тон:

Четвертая позиция. Натуральный звукоряд понижается на полтора тона:

Пятая позиция понижает звукоряд на два тона:

Шестая позиция понижает звукоряд на два с половиной тона:

Седьмая позиция понижает натуральный звукоряд на три тона:

Руководителям самодеятельных эстрадных оркестров и ансамблей следует учесть ряд специфических особенностей этого инструмента. Благодаря возможности свободно регулировать длину трубки кулисный механизм позволяет достигать, с одной стороны, более гибкого и стройного интонирования, с другой - более тщательного развития музыкального слуха участников, играющих на тромбоне, формирования у них соотношения двигательных навыков с чистотой интонации.
Другая особенность тромбона заключается в том, что конструкция инструмента позволяет исполнять различные штрихи, специфические только для этого инструмента, например различные виды глиссандо с помощью кулисы: глиссандо к ноте, от ноты, между нотами и другие штрихи, характерные для эстрадной и джазовой музыки.

Гитара

В настоящее время в эстрадных оркестрах и ансамблях применяется гитара двух видов: акустическая и электрогитара. Наибольшее распространение в профессиональных и самодеятельных эстрадных коллективах получила шестиструнная гитара. Она нотируется в скрипичном ключе и звучит октавой ниже написанного:

Диапазон гитары:

Партии гитары в зависимости от функции - соло или аккомпанемента - записываются нотами или буквенными обозначениями с указанием количества ударов в такте:

В настоящее время в практике сложилась система обозначения аккордов латинскими буквами с различными цифровыми индексами. Этой системой пользуются почти все инструменталисты, особенно в импровизационных эпизодах. Поэтому каждый музыкант, исполняющий эстрадную и джазовую музыку, должен знать буквенно-цифровое обозначение аккордов.
уквенное обозначение нот:

Большие буквы латинского алфавита означают мажорное трезвучие, построенное от данного звука, например:

Малая буква «m» рядом с большой буквой означает минорный аккорд:

Буквы «maj» (англ. - major) означают, что к мажорному трезвучию прибавляется большая септима:

Буквами «dim» (англ. - dimish - уменьшенный) обозначен уменьшенный аккорд:

Цифры означают:
7 –– малую септиму, прибавленную к мажорному или минорному трезвучию:

9 - большую нону, прибавленную к септаккорду:

«Maj 9» означает прибавленную к большому мажорному септаккорду большую нону:

Число 11 означает прибавление к мажорному или минорному трезвучию чистой дуодецимы, причем в аккорде могут участвовать малая септима и большая нона:

Число 13 означает прибавление большой терцдецимы, а также малой септимы, большой ноны и чистой дуодецимы:

Знаки альтерации, стоящие рядом с большой буквой, означаю повышение или понижение основного тона на 1/2 тона

(бемоль) - понижение основного тона на 1/2 тона;
(диез) - повышение основного тона на 1/2 тона.
Если знаки альтерации стоят рядом с цифрой, то они соответственно повышают или понижают квинту, септиму, нону и т. д.:

Бемоли и диезы могут заменяться знаками «–» или « + »:

Если рядом с большой буквой нет цифр, то знаки « + » или «–» относятся только к квинте:

Таково буквенно-цифровое обозначение аккордов; исключение составляют аккорды с задержанием терцового звука. Они обозначаются буквами sus (suspended - задержанный):

Мелодическое положение аккордов на гитаре при аккомпанементе не имеет большого значения, главное - соблюсти голосоведение и регистр. Если возникает необходимость точного мелодического положения аккорда, то следует в нотах выписать мелодию и указать буквенные обозначения:

Запись партии гитары во многом определяется стилем музыкального произведения. Например, в ансамблях, исполняющих джазовую музыку, указывают только буквенную гармонию без обозначения ритма, а в больших оркестрах партия выписывается полностью, иногда только отдельные эпизоды оставляют для импровизационного сопровождения.
В результате технического совершенствования инструмента, усиления звука, использования электронных эффектов значительно расширился диапазон выразительных средств гитары. В эстрадных и джазовых оркестрах она выполняет солирующую и аккомпанирующую функции. Гитара может исполнять сольные эпизоды мелодического характера, соло с применением аккордов или целиком состоящие из аккордов. Разнообразны виды аккомпанемента гитары - создание гармонического фона, гармонического контрапункта, подчеркивание наиболее важных акцентов в ритмической ткани произведения, одновременное ведение баса, гармонии и контрапунктических линий, заполнение пауз в оркестре, ансамбле, педализация и т. д., за счет использования различных средств электроники.

Клавишные инструменты

В настоящее время эстрадные оркестры и ансамбли значительно пополнили свой инструментарий благодаря появлению новых клавишных инструментов. Помимо фортепиано, которому и сейчас принадлежит ведущее место в современных эстрадных коллективах, в практике широко стали использоваться электроорган, электропианино, электроклавесин, бас-педали, электробас, сольный синтезатор, синтезатор струнных и т. д.
Партии этих инструментов записываются в нотном тексте по-разному, в зависимости от жанра и стиля пьесы. Например, для произведений традиционного джаза характерен импровизационно-вариационный аккомпанемент, в танцевальной музыке - дублирование фактуры гитары и баса; в современной музыке используется импровизационно-контрапунктический характер изложения музыкального материала. Поэтому при использовании клавишных инструментов необходимо учитывать стиль произведения и особенности инструмента. Например, по сравнению с фортепиано звук электронных инструментов тянется как на духовых инструментах; это и диктует тот или иной тип фактуры партии.
В практике сложилась система записи для фортепиано и клавишных электроинструментов , сочетающая фиксирование буквенного обозначения гармонической функции и баса. С одной стороны, это дает исполнителю конкретное представление о гармоническом положении аккорда, с другой - предоставляет возможность для творческой инициативы исполнителя.
Запись партии осуществляется в виде дроби, в числителе фиксируется гармония, а в знаменателе указывается бас:

В оркестровых и ансамблевых tutti, общих акцентах и т д. необходимо партию выписывать полностью, чтобы не было гармонической грязи и ритмической несогласованности. Партии выписываются полностью также электронным инструментам, если необходимо сочетание с духовыми инструментами для создания нового тембрового колорита.
Электронные инструменты обладают большим диапазоном динамических средств, они используются в оркестре, ансамбле для исполнения соло, контрапункта, педали, гармонического аккомпанемента, создания новых тембров.

Гитара-бас

Гитара-бас представляет собой электроинструмент со звуко-усилительной аппаратурой. Она, как и контрабас, нотируется в басовом ключе, но звучит на октаву ниже.
Диапазон гитары-баса две с половиной октавы, струны настраиваются по квартам:

На практике существует два основных способа звукоизвлечения: пальцами и медиатором. Умелое пользование электронными тембрами позволяет добиться и большой мягкости и глубины звучания, и резкого, жесткого «щелчка».
Гитара-бас по сравнению с контрабасом обладает большей подвижностью, на ней можно исполнять виртуозные партии, характерные для стиля «рок» и «джаз-рок». При этом надо очень умело пользоваться тембрами и регистрами, так как технические пассажи в нижнем регистре сливаются, затрудняется восприятие отдельных звуков, создается впечатление неясного звукового фона.
Особенностью гитары-баса является то, что на ней благодаря звукоакустической аппаратуре можно получить разнообразные звуковые эффекты.
В оркестре, ансамбле она применяется для исполнения сольных эпизодов, создания достаточно подвижного басового голоса.

Контрабас

Контрабас строится по квартам, нотируется в басовом ключе и звучит октавой ниже нотной записи.
Инструмент имеет следующий диапазон:

Звук извлекается с помощью смычка и щипка пальцев. В эстрадных и джазовых коллективах основным приемом является pizzicato. Основная его функция - исполнение партии динамичного баса, сольных эпизодов, а также создание контрапункта, особой ритмической пульсации, характерной для эстрадно-джазовой музыки.

Ударные инструменты

Ударные инструменты представляют собой целый набор инструментов, сосредоточенный в руках одного исполнителя, а также группу инструментов, имеющих самостоятельное значение и определенную высоту звучания.
Ударная установка, как правило, включает следующие инструменты:
-малый барабан с подставкой;
-большой барабан с ножной педалью и мягкой колотушкой;
-малый том-том (альт том-том), закрепляющийся на кронштейне большого барабана;
-большой том-том (тенор том-том) на ножках;
-большая и малая тарелки на отдельных стойках;
-две небольшие тарелки, соприкасающиеся друг с другом при помощи педали - «хэт».
В практике встречаются комплекты ударных установок, расширенные за счет увеличения количества том-томов и тарелок, дополнительных ударных инструментов: маракасы, треугольник, коровий (альпийский) колокольчик, бонги и т. д.
Запись нотного текста для ударных раньше проводилась штилями в разные стороны. Сейчас разработана новая одноштилевая система, что значительно облегчает чтение нот, способствует скорейшему усвоению музыкального произведения.
Партии для ударной установки выписываются следующим образом:

В партитуре партии ударных выглядят так:

Играют на ударных инструментах палками, щетками и мягкими
палками.
Основная функция ударных инструментов в эстрадном оркестре, ансамбле - создание ритмической основы произведения, а также исполнение сольных эпизодов.
Большой барабан в основном используется для фиксации сильной доли такта, а также выделения ритмического рисунка в отдельных эпизодах. В современной музыке партия большого барабана усложнилась: он нередко принимает участие в создании ритмического контрапункта, а иногда выходит на передний план в партитуре музыкальной пьесы.
Том-томы используются в оркестре, ансамбле для небольших сольных партий и создания ритмического и тембрового колорита.
Тарелки применяются для фиксации метра, усиления общей звучности в кульминационных моментах, а также для создания различных тембровых и шумовых эффектов.
Ножная тарелка в зависимости от стиля музыкального произведения выполняет различные функции. Например, в традиционном джазе подчеркивались вторая и четвертая доли, а в современной музыке основной акцент на игре палочкой по закрытому «хэ-ту», в то время как правая играет синкопы по малому барабану. В партитуре для эстрадных и джазовых оркестров часто предусматриваются места для импровизации: партии не выписываются полностью и ударнику предоставляется инициатива ввести по собственному вкусу приемы игры и нюансы, придерживаясь ритмической основы произведения, стиля, характера пьесы.

Партитура эстрадного оркестра

Знание руководителем всех оркестровых инструментов, их строя, аппликатуры, способа звукоизвлечения, устройства и других особенностей является обязательным условием создания и функционирования полноценного эстрадного оркестра или ансамбля. Эти знания нужны для работы с партитурой, написанной профессиональными композиторами и инструментовщиками и для подготовки собственных аранжировок.
Партитура эстрадного оркестра или ансамбля представляет собой запись партий всех инструментов, входящих в состав данного самодеятельного эстрадного коллектива.
В партитурной записи современных эстрадных оркестров и ансамблей независимо от состава сложился определенный порядок расположения инструментальных голосов. Каждая партия, как правило, нотируется на отдельном нотоносце. Исключение составляют партии духовых инструментов - саксофонов, труб, тромбонов и др. Для этих инструментов существуют два способа нотации. При первом каждый инструмент нотируется на отдельном нотоносце (см. таблицу 1).
При втором - партии группируются попарно, по три и четыре инструмента на одном нотоносце (см. таблицы 2, 3).
Нотоносцы с соответствующими партиями располагаются в установленной последовательности друг под другом. Они объединяются сначала общей акколадой, затем групповыми акколадами, охватывающими инструментальные группы, отдельные инструменты, а иногда - и дополнительными акколадами, которые объединяют нотоносцы партий, принадлежащих одному семейству (см. таблицу 4).
При нотировании на одном нотоносце двух партий принято партию первого инструмента писать штилями вверх, второго штилями вниз:

При одинаковых ритмических рисунках две, три, четыре партии объединяются в записи одним штилем:

Нотоносцы, расположенные в определенном порядке, создают партитурную систему, которая отражает состав оркестра или ансамбля, его инструментальные группы и отдельные инструменты.
Варианты расположения инструментов в партитурах наиболее типичных составов показаны в Приложении.

Организация эстрадных оркестров и ансамблей

Одной из проблем в создании коллектива является привлечение участников, организация набора в эстрадный оркестр, ансамбль.
Руководитель совместно с администрацией клуба или зала готовит афишу о приеме в коллектив, проводит беседы с людьми, в которых рассказывает о жанрах музыкальной эстрады, разъясняет цели, задачи работы эстрадного оркестра или ансамбля, порядок приема в коллектив.
Очень важно правильно отобрать участников по их природным данным и профессиональным качествам. Если в коллектив приходят начинающие музыканты, то руководитель должен выявить уровень их музыкальных способностей - интонационного слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, а у желающих играть на духовых инструментах - физическое состояние.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх