Какой вред наносят дешевые струны гитаре. Натяжение нейлоновых струн

2 5 353 0

Струны - этот принципиально важный элемент для игры на многих музыкальных инструментах, в том числе и гитары. Фактически именно они определяют качество и насыщенность звучания. Но почему-то порой даже при выборе хорошего инструмента, на качество струн обращают внимание в последнюю очередь. Получение идеального звука на акустической гитаре - это сочетание отличного оборудования, таланта, техники и практики. Но без хороших струн и правильной их настройки добиться хорошего звука вряд ли удастся.

Начинающие музыканты покупают струны чаще всего именно те, которые порекомендовал продавец, выбирают согласно недорогой ценовой категории или руководствуются цветной упаковкой струн, думая что, чем она ярче, тем качество струн лучше.

Но гитарные струны - это такой элемент снаряжения музыканта, который при правильном подборе может оказаться золотой серединой в поиске и создании собственного звучания.

Стать определённой «фишкой» конкретного исполнителя. Есть некоторые фундаментальные факторы, которые необходимо учитывать при выборе струн. Каждый из них одинаково важен.
Поэтому на что же стоит обращать внимание при покупке струн для акустической гитары?

Вам понадобятся:

Выбор струн: нейлон или сталь

При покупке струн обратите внимание на то какая у вас гитара. Поскольку существует два типа гитар – это акустика и классика. По незнанию многие люди их обобщают и считают, что это всё одна и та же гитара, но это не так. Для классических гитар существуют специальные нейлоновые струны, а крепление грифа отличается от акустических гитар, поэтому установка стальных струн на классическую гитару испортит гриф, поведёт его и при интенсивной игре может даже треснуть у основания.

Поэтому есть чёткое правило: для акустики - сталь, для классических - нейлон.

Подберите толщину (калибр) струн

Каждый музыкант подбирает толщину струн под свой стиль игры. Толщина струн измеряется в дюймах. Диаметр первой струны, который составляет в разных комплектах от 0,008 до 0,013 дюймов, определяет последующую толщину всего комплекта. Большинство музыкантов-профессионалов играют и советуют начинать учиться с установкой комплекта струн диаметром первой струны 0,009 (с девятки).

Чем выше калибр струн тем громче, насыщенней и длительней они будут звучать.

Толстым струнам присуще наличие разнообразных обертонов, они менее яркие, но на них намного труднее играть, особенно для новичков, поскольку для прижатия струн необходимо прикладывать немало усилий, а при длительной игре это большие нагрузки для рук.

Выберите материал обмотки струн

Чем толще струна, тем толще обмотка на ней. Обмотка - это слой проволоки, который намотан по всей длине струны. В зависимости от твёрдости материала, из которого изготовлена обмотка, струны будут иметь различную жёсткость. Это влияет не только на пальцевые ощущения, но и на звучание гитары.

Обмотка бывает нескольких видов:

  • Медная

Довольно распространённая обмотка. Часто используется на акустических любительских гитарах. Она не очень дорогая, поэтому при хороших нагрузках быстро ломается и рвётся.

  • С серебряным покрытием

Эти струны более практичны для концертных выступлений, благодаря своим эстетическим качествам. Они не тускнеет со временем, не ржавеют, не накапливают грязь и пыль, вследствие чего не оставляют на руках тёмных отпечатков в процессе игры. Но звуковые качества, таких струн не сильно отличаются от медных.

  • Латунные или из фосфорной бронзы

Это считаются лучшие струны, многие исполнители отдают предпочтение именно им. Поскольку они имеют более красочное и живое звучание. В несколько раз долговечней, чем с медной обмоткой.

Выберите тип обмотки

Обмотка на струнах бывает двух типов: круглая и плоская. В 80% установленных струн на гитарах является круглая обмотка. Она очень распространённая и популярная, поскольку плоская считается более студийной и узконаправленной для конкретных стилей, и техники исполнения гитариста.

Струны с круглой обмоткой обладают звонким и колоритным звучанием.

Но всё же, через некоторое время после их установки, оно постепенно уменьшается, струны теряют свои свойства, и звучат более естественно и однообразно.

Плоская обмотка придаёт струнам более стабильное и слегка приглушённое звучание. Звук необычный с характерным матовым звучанием. Хорошим качеством плоской обмотки является отсутствие свиста при скольжении пальцев.


      Дата публикации: 20 октября 2002 г.

При выборе струн, как впрочем и при выборе любого музыкального инструмента, необходимо отдавать себе отчет в том, что в этом деле все очень индивидуально, поэтому на чужое мнение целиком полагаться не стоит, включая продавцов в музыкальных магазинах. Не погрешу против истины, если скажу, что за свою жизнь любой гитарист со стажем перепробует не один десяток разных струн и поменяет свое мнение о струнах не один раз. Поэтому данная статья призвана не столько дать рекомендации по выбору конкретных марок струн, сколько познакомить читателей с их современными видами и принципиальными конструктивными отличиями. В отношении однотипных струн разных производителей можно смело утверждать, что выбор в пользу той или иной модели может быть сделан музыкантом лишь на основании собственного опыта.

В начале немного о том, что из себя представляет струна. В принципе, струной можно считать любую нить или проволоку с намоткой или без, если при игре она не рвется и не слишком вытягивается. Когда-то, когда еще не было ни гитар, ни скрипок, наши далекие предки играли на не имевших обмотки жильных (сделанных из сухожилий животных), кишечных (сделанных из кишок животных), шелковых, бронзовых, медных и струнах, изготовленных из растительного сырья. Кишечные струны без обмотки пережили все остальные, дожив до наших дней, но в силу ряда причин сейчас их лишь изредка можно встретить на арфах да еще старинных инструментах в ансамблях средневековой музыки. Обмотка на струнах появилась лишь в конце XVIII - начале XIX в.в. Она позволила улучшить тембр басовых струн, одновременно снижая их натяжение, что облегчило исполнение, обогатило технические возможности и тембр большинства музыкальных инструментов того времени. Тогда же, с изобретением рояля, появляются первые струны на стальной основе, позднее нашедшие применение и для других инструментов. XX век чрезвычайно расширил гамму видов струн, прибавив к уже существующим много новых: синтетические, на стальном тросике, с многослойной и профильной обмоткой (плоской или полукруглой), биметаллические (соединяющие в себе два и более материала), комбинированные и др. Попробуем разобраться, чем определяется необходимость такого разнообразия.

Виды струн

    Кишечные струны - (повсеместно неверно называются "жильными"), как уже отмечалось выше, делают из кишок животных (в России не производятся). Несмотря на то, что в последнее время заграницей их научились лучше защищать от внешних воздействий, на инструментах с металлическими ладами они долго не держатся. Они также имеют неприятную способность терять свои качества в условиях повышенной температуры и влажности, в том числе от пота пальцев. И хотя кишечные струны привозят в Россию частным образом любители старинной средневековой музыки, в продаже они почти не встречаются.

    Синтетические струны - используются только для "классической гитары". Они также рекомендуются для начинающих из-за своей мягкости. В середине XX века эти струны пришли на смену нестойким кишечным. Три верхних струны гитарного комплекта - это синтетическая нейлоновая леска. Другие три басовых струны изготовлены на полифиламентной (состоящей из большого числа нитей) синтетической основе из того же нейлона с поверхностной проволочной обмоткой. Традиционным материалом обмотки для них является проволока круглого профиля (round wound) из посеребренной меди. Серебряное покрытие в несколько тысячных долей миллиметра не только хорошо смотрится, но и улучшает звучание сравнительно глухой меди, хотя и довольно быстро истирается. При этом сама медь, в силу природной мягкости, со временем пробивается в местах контакта с ладами гитары. В последнее время многие фирмы с успехом используют в качестве обмотки синтетических струн другие медесодержащие сплавы (например, посеребренную или чистую латунь и фосфорную бронзу), которые заметно превосходят по долговечности посеребренную медь.

    Синтетические струны повышенной плотности изготовлены из изобретенного в конце XX века в Японии нового синтетического материала карбона (или по-другому - флюро-карбона). Поскольку плотность карбона выше, чем у нейлона на 30-90% (в зависимости от конкретной марки материала), при том же натяжении, что и нейлоновые, верхние струны классической гитары из карбоновой лески обладают более тонкими диаметрами. Так, например, 3-я гитарная струна "соль" на карбоне будет иметь диаметр 0,85-0,92мм вместо 1,00мм.


    относительное сравнение сечений гитарных струн из карбона и нейлона 1-я струна "ми" карбон - 0,48 мм (у нейлона - 0,70 мм); 2-я струна "си" карбон - 0,67 мм (у нейлона - 0,80мм); 3-я струна "соль" карбон - 0,87мм (у нейлона - 1,00мм).

    Карбоновые струны имеют перед нейлоном преимущество в лучшей сопротивляемости износу, но их самым главным достоинством является большая звонкость. Их единственный недостаток - это заметно более высокая стоимость. Леска из карбона дороже самой лучшей нейлоновой в 5-7 раз, что, возможно, связано с тем, что выпуск этих струн еще не приобрел массового характера. Басовые струны комплектов с карбоновой леской могут изготавливаться как с применением карбонового волокна, так и с использованием традиционного нейлонового, поскольку различие в звонкости у витых струн менее ощутимо, чем у лески.

    Струны на стальной монолитной основе используются очень широко в эстрадной музыке, там, где в звуке больше ценится звонкость (“металл”). Эти струны имеют большее натяжение, по сравнению с синтетическими, и ставятся на гитары другой, усиленной конструкции (западные модели "вестерн", "джамбо" или российские гитары с изменяемой высотой грифа). Основой этих струн служит высокоуглеродистая сталь, превосходящая по прочности и упругости все марки пружинной стали, которая используется в "голом виде" для верхних двух или трех струн. В качестве обмотки стальных струн применяются, как правило, сплавы на основе меди, реже нержавеющей стали или никеля. Чаще прочих применяются различные марки латуни (в американской традиции называемые бронзой), а также фосфорная бронза. Материал обмотки различается по твердости и упругости, придавая колебаниям струн различный характер, что отражается на звучании инструмента. Профиль обмотки "витых" струн также бывает разным, но самым распространенным все же является так называемая "круглая обмотка"/"round wound", которая обеспечивает струнам максимальную звонкость, особенно заметную в первый период после установки. Отметим, что сегодня в России среди любителей очень популярны струны отечественного производства на стальной основе с обмоткой из посеребренной меди, что в большой степени связано с плохой информированностью музыкантов о недостатках таких струн. Дело в том, что стальная основа не позволяет витой струне огибать гитарный лад так, как это имеет место на синтетике, отчего струны с мягкой посеребренной медью в несколько раз быстрее выходят из строя, чем имеющие обмотку из фосфорной бронзы, латуни, нержавеющей стали и т.п., не имея при этом никаких преимуществ по звучанию. Что касается разновидностей стальных струн с плоской или с полукруглой обмоткой ("flat wound", "half-round wound"), лежащей плоской стороной наружу, то такие струны при смене позиций не имеют характерного для струн с "круглой обмоткой" свиста пальцев о витки намотки. Эти струны дают менее яркий звук, что особенно заметно в первый период после их установки, но их за это и любят ставить некоторые гитаристы, а особенно те, которым приходится записываться на студии через микрофон. Предпочитают их и те исполнители, которых сильно раздражает изменение во времени тембра струн с круглой обмоткой, вызванного постепенным сплющиванием обмотки в местах контакта с ладами.

    На пороге XXI-го века в США были разработаны два новых вида стальных струн с синтетической оболочкой басовых струн . Первый вид отличает то, что сверху над традиционной металлической круглой обмоткой положена тонкая ленточная обмотка из синтетического материала. Она призвана защитить витую струну от проникновения пота и грязи от пальцев между витками обмотки, а также замедлить сплющивание витков обмотки струн при контакте с ладами. Второй вид струн отличается от первого тем, что здесь уже сама обмоточная проволока заключена в оболочку из пластика, отчего межвитковые зазоры обмотки меньше застрахованы от попадания пота и грязи, но от пробоя витков эта конструкция защищает не хуже, а возможно даже лучше, чем первая. И та и другая идеи вполне хороши, особенно для тех гитаристов, которые хотели бы максимально продлить срок службы витых струн, а особенно для тех, кто обладает от природы едким химическим составом пота, способным разъедать металл обмотки. Однако помимо заметно более высокой стоимости, струны в пластиковой оболочке лишены того переливчатого ("бриллиантового", как говорят профессионалы) призвука, характерного для струн с круглой обмоткой в первые часы игры, который настолько ценится профессиональными гитаристами, что ради одного этого они готовы ставить новый комплект струн на каждый концерт или студийную сессию.

    Струны на стальном тросике стали привозить в Россию буквально последние 2-3 года. Производители представляют их как струны для классической гитары (видимо из-за их мягкости), но скорее это все-таки промежуточные струны между нейлоном и сталью, так как установленные на инструмент они сразу поражают классических гитаристов тем, что практически не тянутся и быстро меняют высотность при минимальном повороте колков, что свойственно как раз струнам на стальной основе. Пока даже в Москве эти струны встречаются достаточно редко из-за невысокой востребованности - они достаточно дороги и слишком необычны/непривычны.

О мензурах гитар

Для всех разновидностей гитарных струн существует множество типоразмеров, что обуславливается разнообразными требованиями музыкантов, конструкцией и мензурой их инструментов. О последнем чуть подробнее. В отличие от смычковых инструментов, где рабочая длинна струн полного (4/4) инструмента одинаковая, гитары могут довольно сильно отличаться своей мензурой. Встречаются инструменты с мензурой от 610 мм до 674 мм, на которых один и тот же комплект струн будет иметь разное натяжение. Чтобы получить идентичное натяжение струн, для более короткой гитары следует брать более тяжелые (почти всегда более толстые) струны. В последнее время стандартной мензурой гитары все чаще считают размер 648-650мм, хотя у автора этой статьи есть своя точка зрение на то, какой должна быть точная мензура гитары, о чем можно прочесть в статье Стандартизация мензур струнных инструментов и методика их вычисления.

О натяжении струн

Натяжение струн гитаристы, играющие "на металле" привыкли определять по номеру первой струны, указанной в тысячных долях дюйма. Например, комплект струн на стальной основе №10, это комплект у которого первая струна имеет диаметр 0,010 дюйма=0,254 мм. Однако мало кто обращает внимание на диаметры басовых струн, и напрасно. Американские струны для акустических гитар на стальной основе, представленные в России очень широко, как правило, рассчитаны на инструменты, на которых играют медиатором. Эти комплекты предусматривают более сильное натяжение басовых струн, чем традиционно предпочитает большинство российских исполнителей, часто играющих пальцами в правой руке, имеющих инструменты другой конструкции и скорее отдающих предпочтение не громкости звука, а богатству его тембра и долгому "сустейну", т.е. длительности звучания, присущие струнам с меньшим натяжением.

График демонстрирует натяжение двух типов стальных струн для шестиструнной гитары. Различия касаются только "басовых" струн с обмоткой, начиная с третьей. Верхний график демонстрирует натяжение “громких” струн, нижний - менее громких, но с большим "сустейном", а также более богатых тембрально.

Натяжение гитарных струн на синтетической основе также определяется исходя из сечений струн. При этом важно понимать, что сравнивать по сечениям можно только однородные материалы - например, нейлон с нейлоном, карбон с карбоном. Сравнивать нейлон с карбоном по диаметрам неправомерно из-за разницы в плотности между этими материалами. При этом отметим, что различие в натяжении нейлоновой лески разного диаметра мизерно - даже различие в 0,002 дюйма/0,05мм не является существенным для натяжения струн, т.к. нейлон легче стали почти в 8 раз. При сравнении лески из карбона та же разница в 2 тысячных дюйма будет чуть больше - опять же из-за его большей плотности.

Выводы

При выборе струн главным образом необходимо отталкиваться от того какое звучание (тембр) нравится лично Вам, каким инструментом Вы располагаете и даже то, какую музыку Вы исполняете. Начинающему гитаристу, совершенно не имеющему опыта, при выборе струн весьма приблизительно можно посоветовать следующее:

  • если Вам нравится классическое звучание испанской гитары или в силу каких-либо причин вам подходят только мягкие струны - стоит остановить свой выбор на синтетических струнах (нейлон/карбон), но ставить их следует только на гитару классического типа, иначе звук будет слишком слабым и тусклым;
  • тем, кому важна сила звука и звонкость, и у кого крупный, американского типа инструмент ("вестерн"/"джамбо") с более низкой посадкой струн над грифом, следует предпочитать струны на стальной основе не ниже №11 (правда, при этом требуются сильные пальцы);
  • тому, кто не хочет иметь на пальцах левой руки толстые мозоли, но кого не устраивает несколько “пластмассовое” звучание синтетических струн, можно посоветовать ставить струны на тросике или на стальной основе с низким натяжением №№9 и 10. При этом возможно придется немного увеличить высоту струн (главным образом басовых) над грифом за счет высоты нижнего порожка, поскольку мягкие, а точнее, легкие струны имеют больший диапазон колебаний и могут задевать при игре лады при форсированном звукоизвлечении.

И еще один совет начинающим гитаристам - всегда настраивайте струны по камертону. Помимо того, что неправильно настроенный инструмент не может полноценно звучать, при перетяжке вы рискуете его испортить. Струны при длительном выдерживании с перетяжкой могут, если и не порваться, то вытянуться, и в правильном строе звучать станут хуже. Слабое натяжение также нежелательно, поскольку звук будет менее громким и звонким, а строй будет "плыть". Даже самые дорогие "навороченные" струны в неправильном строе будут звучать хуже, чем простые, но правильно настроенные и подобранные под инструмент и руки конкретного исполнителя.

Если вы уже приобрели для себя акустическую гитару и хотите еще взять к ней комплект запасных струн, но еще не знаете на каких остановиться или вообще не имеете о них представления, то в этой статье я постараюсь вам раскрыть все секреты и ответить на столь важный вопрос: как выбрать струны для акустической гитары?

Что нужно знать в первую очередь?

Выбирая струны для своей гитары, я бы советовал осторожно относиться к мнению так называемых «специалистов». Особенно это имеет отношение к горе-продавцам в магазинах музыкальных товаров, которые в своем большинстве не особо отличаются профессионализмом и хотят навязать вам наиболее дорогой или залежавшийся товар на витрине, но не как не заинтересованы в том, чтобы помочь вам выбрать струны для акустической гитары.

Я уверен, что за свою творческую жизнь любой гитарист перепробует не одну дюжину разных струн и не раз поменяет свои предпочтения, потому что требования и вкус со временем у человека меняются, да и технологии производства струн тоже не стоят на одном месте. Довольно часто профессионалы имеют у себя несколько разных гитар и соответственно для каждой подбирают отдельный комплект струн, которые лучше всего подходят по физическим и звуковым параметрам. Поэтому тут бессмысленно давать какие-либо советы по выбору тех или иных марок струн. Но зато, я постараюсь познакомить вас с современными видами струн и их конструктивными отличиями.

Определяемся перед покупкой

Как я уже рассказывал в статье о том, вам для начала следует определиться, какую гитару вы будете осваивать. Будет ли это классическая гитара или же акустическая, соответственно струны тоже будут разные, собственно в струнах почти и заключается вся разница между классической и акустической гитарой.

Выбирая в магазине струны для своей акустической гитары, вы обязательно столкнетесь с проблемой, которой не было, когда вы выбирали себе инструмент. А что это за проблема я вам сейчас расскажу. Перед покупкой вы не сможете послушать, как звучат струны, чтобы выбрать наиболее подходящие для себя. Поэтому для начала посоветуйтесь с друзьями или знакомыми гитаристами, у которых есть опыт за плечами, перед тем как решите покупать струны.

Толщина струн

Необходимо определиться, струны какой толщины вам больше всего подходят. Имейте ввиду, что у вас для уверенной игры на толстых струнах должны быть отлично натренированы пальцы на левой руке. Как правило, диаметр 1-й струны в разных комплектах может варьироваться от 0,008 до 0,013 дюймов. Чем толще струны, тем насыщеннее и объемнее будет звучать гитара.

Материал обмотки

Медь или ее различные сплавы. Такие струны наиболее распространенные и чаще всего используются на акустических гитарах и поэтому менее дорогие.

Серебряное покрытие. Этот метал, мало влияет на звук, зато хорошо сказывается на эстетических качествах. Струны с таким покрытием не тускнеют, красиво выглядят и не оставляют на пальцах темных следов.

Латунь или фосфорная бронза . Такие струны будут более долговечны и в отличие от медных будут иметь несколько иное звучание.

Тип обмотки струн

Круглая обмотка. Струны с такой обмоткой будут иметь звонкое и яркое звучание, особенно сразу после замены, но не на продолжительное время.

Плоская обмотка. Выбирая такие струны, имейте ввиду что звук у них будет матовый, как бы приглушенный.

1-я и 2-я струна всегда изготавливаются без обмотки. 6-я, 5-я и 4-я басовые струны всегда имеют обмотку. 3-я струна чаще всего бывает без обмотки, а в более толстых комплектах с обмоткой, что придает ее звучанию более красивый и насыщенный звук, но есть у нее и недостаток. За счет того, что обмотка очень тонкая, она часто рвется и приходит в негодность, а из-за этого приходится менять комплект целиком.

Струны для классической гитары

Синтетические (нейлоновые) струны . Первые три струны состоят из нейлоновой лески, а вот басовые – из большого числа нитей точно такого нейлона и имеют внешнюю металлическую обмотку чаще всего из меди, реже из серебра или латуни (фосфорной бронзы).

Синтетические повышенной плотности. Эти струны в отличие от нейлоновых, изготовлены из карбоновой лески, и при этом обладают повышенной плотностью и более тонким диаметром. Такие струны характеризуются звонким выраженным звучанием. Недостаток – высокая цена.

Струны на стальном тросике. Относительно мягкие и с разной обмоткой струны: первые три – с нейлоновой лентой, а 6-я, 5-я и 4-я – с посеребренной медью. Эти струны практически не тянутся и довольно быстро изменяют высотность при повороте колков. Они менее популярны из-за высокой цены и весьма необычны.

Синталические струны. Характеризуются на уровне металла высокой яркостью звука и привычной мягкостью как у нейлона. Быстро настраиваются, обмотка не так сильно изнашивается от контакта с ладами, а также эти струны позволяют делать «подтяжки». Держат строй и сочный тембр в течение нескольких месяцев без изменения.

Струны для акустической гитары

Струны на монолитной основе из стали. Сердечник у этих струн состоит из высокопрочной, так называемой «рояльной стали», из которой сделаны также первые три струны. В качестве обмотки чаще всего применяют сплавы на основе меди или же фосфорной бронзы, а различаются обмотки по твердости и упругости, при этом придавая различную жесткость струнам. Это в свою очередь отражается на звучании инструмента и комфортности игры пальцами.

Стальные струны с полукруглой или плоской обмоткой. Такая обмотка может лежать плоской стороной наружу. Эти струны являются разновидностью струн на монолитной основе из стали. При скольжении пальцев по виткам намотки не имеют «свиста». Характеризуются более матовым звуком на басовых струнах и более звонким на струнах без обмотки.

Стальные струны в оболочке из тонкой синтетики. Всего их существует два вида. К первому виду относятся струны, у которых сверху металлической обмотки находится еще одна дополнительная тонкая ленточная обмотка, состоящая из тефлона – синтетический материал, который обладает низким трением и хорошей износостойкостью. Защищает витую струну от грязи и влаги и уменьшает износ от контакта с ладами. Второй вид отличается тем, что по технологии проволока обмотки струн уже заключена в оболочку из пластика. Недостаток – зазоры между витками меньше застрахованы от загрязнения и попадания пота с пальцев, зато более эффективно уменьшает износ от контакта с ладами. Эти два вида струн достаточно дорогие и лишены переливчатого призвука, который характерен для струн с круглой обмоткой.

Подведем итоги

Выбирая струны для акустической гитары необходимо определиться с тем, какое звучание вам лично нравится, какая у вас гитара и что еще не маловажно, какую вы музыку будете исполнять или уже исполняете. А вот начинающим гитаристам, которые не имеют опыта, я бы посоветовал следующее:

Старайтесь всегда настраивать струны по тюнеру или камертону, потому что инструмент не сможет полноценно звучать, когда он настроен не правильно. Не допускайте перетяжки струн, чтобы их не деформировать и не порвать в самый не подходящий момент. Также не стоит и слабо натягивать струны, потому что звук будет менее плотным и громким, и строй при этом «поплывет». Имейте ввиду, что даже если вы возьмете самые дорогие струны, но при этом не правильно их настроите, то они будут звучать намного хуже, чем дешевые, но зато правильно отстроенные и подобранные под руки и гитару конкретного исполнителя.

Пожалуй, это самая важная информация для тех, кто задался вопросом: «Как выбрать струны для акустической гитары?». Надеюсь, что смог чем-то вам помочь и буду рад, если вы напишите комментарий, дополнив эту статью своей информацией. Не забывайте делиться с друзьями в социальных сетях, возможно, им тоже будет интересно это узнать. Следующая статья будет о том, как выбрать струны для электрогитары. Так что, кому это интересно ждите обновлений на сайте. Удачи вам!

Для такого рода гитар на рынке представлен огромный ассортимент различных струн. Как правило, для классической гитары струны изготавливаются либо из нейлона, либо из карбона. Кроме того, существуют жильные струны кишок. Басовые струны классической гитары производятся также из нейлона, но с добавлением металлических нитей обмотки. В качестве материала обмотки наиболее часто используется бронза с серебряным напылением либо бронза с добавлением фосфора.

Нейлоновые струны

Это довольно популярный вид струн для классической гитары. Струны такого типа износостойкие, долговечные. Размеры нейлоновых струн различны, поэтому силу натяжения необходимо определять из информации на упаковке. Как правило, на пачке со струнами присутствуют следующие надписи: Hard, Normal или Light tension. Данные надписи переводятся, как сильное, нормальное и слабое натяжение соответственно. Для гитаристов обычно советуют струны слабого натяжения. Для более опытных музыкантов рекомендуются приобретать струны сильного и среднего натяжения.

Карбоновые струны

Карбоновые струны производятся, соответственно, из карбона, материала, превышающего по качеству нейлон. Данный материал был создан в Японии и довольно быстро нашел применение во многих областях, в том числе и сфере производства музыкальных инструментов. Струны из карбона очень прочные и более долговечные по сравнению с нейлоновыми. Кроме того, карбоновыми струнами извлекается более звонкий звук. Плотность карбона выше, чем у нейлона, поэтому при небольшом диаметре можно добиться сильного натяжения струны. Основной недостаток такого типа струн очевиден - высокая цена.

Жильные струны

Такие экзотические струны создаются из кишок животных, и ценятся они преимущественно любителями древней музыки. В свободно продаже такие струны не встретить. В процессе их создания используются современные технологии, чтобы увеличить срок их эксплуатации.

Обмотка для басовых струн

Обмотки басовых струн также бывают нескольких типов. Обмотка из бронзы без всяких примесей используется довольно редко, так как такие струны быстро изнашиваются. Стоимость струн с бронзовой обмоткой, как правило, небольшая. Обмотка из посеребренной бронзы на басовых струнах довольно часто используется при производстве. Такое покрытие увеличивает срок службы струн, кроме того, повышается и качество извлекаемого звука. Стоимость такого типа струн немного дороже струн с простой бронзовой обмоткой. Также существуют струны с обмоткой из посеребренной латуни, которые отличаются высокой износостойкостью. Обмотка из бронзы с добавлением фосфора является одной из самых лучших типов обмотки. Такими струнами извлекается очень долгий, мягкий и объемный звук.

При выборе струн для классической гитары многие гитаристы не задумываются о возможности экспериментировать с различными видами материалов: большинство музыкантов до сих пор уверены, что на классическую (испанскую) гитару можно устанавливать только нейлоновые комплекты или их традиционный, но более дорогой аналог - кишечные струны. Однако это вовсе не так: в данном материале вы сможете узнать о том, какие струны для классической гитары лучше, какие их виды представлены сегодня на рынке и какие модели пользуются наибольшей популярностью.

Как выбрать струны для классической гитары: основные технологии производства

В общем смысле «классические» гитарные струны представляют собой комплекты для инструментов с веерной системой пружин, имеющие суммарное натяжение в пределах 30…45 кг, в американской традиции игры на классике достаточно популярны также наборы с натяжением до 50 кг.

На сегодняшний день на рынке распространены следующие виды струн для классики:

  • Традиционные кишечные;
  • Синтетические («нейлон»);
  • Усиленные синтетические («карбон»);
  • Со стальным сердечником;
  • Синталические;

Какие струны лучше подойдут для классической гитары?

Однозначно ответить на этот вопрос каждый сможет для себя сам - мы же расскажем об особенностях каждого типа комплектов.

Кишечные струны (Gut strings) - очень часто их также называют «жильными». К слову, такое наименование ошибочно - изготавливают их далеко не из жил или сухожилий, а именно из кишечника животных: преимущественно домашних овец. На сегодняшний день найти такие наборы в свободной продаже очень трудно: во-первых, они не очень практичны (запах «на любителя», достаточно быстрый износ), во-вторых, стоимость подобных струн крайне высока.

Используют их в основном любители старинной музыки, по большей части использование кишечных струн носит одноразовый характер: несмотря на развитие технологии производства и применение пропиток и защитных составов, из-за влаги и температуры струны приходят в негодность обычно уже после одного концерта.

Синтетические струны - условно именно их называют нейлоновыми. Были изобретены компанией Augustine еще в 40-х годах прошлого века, когда участие во Второй мировой войне вынудило крупные индустриальные страны искать более дешевые и доступные для производства материалы для медицинской сферы. Так инженеры изобрели синтетическую нить, которую назвали нейлоновой.

Верхние три струны (самые тонкие) - монолитная леска из нейлона («монофиламент»). Три нижних струны (толстые, «басовые») представляют собой монолитную леску или переплетение нескольких нейлоновых лесок («полифиламент») в сердцевине, которую покрывает снаружи металлическая обмотка. Классическим материалом оплетки считается круглопрофильная проволока из посеребренной меди.

Для чего нужно посеребренное покрытие: оно придает струнам для классической гитары более привлекательный вид, защищает пальцы от окрашивания из-за контакта с медью, а также служит прекрасным индикатором износа комплекта.

Недостаток медной обмотки - ее мягкость, которая особенно заметна на 4-й струне (самая тонкая оплетка) в месте контакта с ладами. В последние годы для решения этой проблемы производители применяют не чистую медь, а сплавы: нейзильбер, фосфор-бронзу, латунь и т.д. Обратите внимание, что сплавы делают звучание классической гитары более бархатистым и «матовым» .

Усиленные синтетические струны - производятся из изобретенного в конце 90-х гг. в Японии полимерного состава с очень длинным наименованием, который в обиходе музыканты и производители по общему согласию стали называть «карбон». Плотность данного материала более чем в 1.5 раза выше, чем у нейлона - это дает возможность производить более тонкие струны при идентичной настройке гитары и при одинаковом натяжении. На картинке ниже видно, как отличается диаметр традиционных и усиленных синтетических струн при равном натяжении:

  1. Первая струна (Ми): 0.7 и 0.54 мм
  2. Вторая струна (Си): 0.8 и 0.61 мм
  3. Третья струна (Соль): 1 и 0.76 мм

Карбоновые струны имеют меньшую толщину, но звучат они более ярко и звонко по сравнению с нейлоновыми аналогами - при этом и стоимость усиленных комплектов выше. Срок службы комплектов из карбона, как ни странно, отличается от традиционных нейлоновых наборов в большую сторону очень незначительно.

Струны со стальной основой появились на рынке в качестве эксперимента в начале 21 века и, в целом, нашли свою аудиторию. Особенность технологии производства состоит в использовании обмотки на всех шести струнах: она наносится на керн из скрученных в единую сердцевину тончайших стальных нитей. В качестве обмотки на тонких струнах выступает плоская нейлоновая лента, навивку басовых струн обычно делают из классической посеребренной меди.

Главная их особенность - струны на стальном тросике почти не тянутся и отлично реагируют на движение колка. Имеют высокую стоимость, но полюбились отдельным исполнителям музыки на классической гитаре из-за своей мягкости и достаточно яркого звучания.

Синталические струны (синталь=синтетика+сталь) - достаточно новая разработка, особенность которой заключается в сочетании свойств нейлона и стали. Мягкие струны, которые очень быстро настраиваются и имеют яркое звучание. Изнашиваются струны Syntal медленнее традиционных синтетических комплектов.

Натяжение струн для классической гитары

Из-за активного использования синтетических материалов, отдельные производители струн для классической гитары не указывают диаметр струн на своих наборах. Связано это с легкостью полимеров: даже ощутимое изменение в калибре струн не вызовет существенной разницы в натяжении из-за практически неизменного веса струны. В такой ситуации большее распространение получила следующая классификация натяжения для нейлоновых струн:

  • Normal/Regular Tension - нормальное/среднее натяжение
  • Hard/High Tension - сильное натяжение
  • Extra High Tension - очень сильное натяжение.

При этом следует помнить, что более громкий, сочный и богатый звук дает обычно более сильное натяжение.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх