Как называется занавес в театре. Одежда сцены

Классический комплект одежды сцены представляет из себя:

  1. Арлекин и занавес . Эти элементы одежды не просто на сцене, они как бы являются продолжением самого зрительного зала. Такой занавес может подниматься верх или разъезжать в стороны, это может быть греческий занавес, австрийский , французская штора и др.
  2. Падуга с кулисами или поплановыми занавесами - это та часть одежды, призванная разделять сцену на части по глубине. Таким образом, падуга скрывает от посторонних глаз потолок, под которым установлено необходимое оборудование. Кулиса же весит по бокам сцены и прячет актеров, готовящихся вот-вот выйти на сцену. Поплановым занавесом называется кулиса, которую можно раздвинуть дабы поиграть с глубиной сцены. А если занавес скрывает за собой экран, то он называется предэкранным занавесом.
  3. Чтобы закончить «сценическую коробку», используют задник . Помимо своей декоративной цели, он скрывает артистов и декорации. Иногда задник делают раздвижным.

Есть ещё, так называемый, игровой занавес . Его изготавливают для какого-то спектакля, чтобы передать зрителю нужную атмосферу. По факту, такой занавес является частью декораций.

Театральные занавесы по типу конструкции

Занавесы различаются по способу открытия.

Один из самых распространённых и простых вариантов - антрактно-раздвижной занавес . Скорее всего, на сценический занавес в школьном актовом зале следует использовать именно этот механизм.

Подъёмно-опускной занавес нуждается в достаточно большом пространстве над сценой, и такой механизм сценического занавеса чаще всего используют в театрах.

Австрийский занавес , состоящий из множества складок, также поднимается вверх. Аналогично работает венецианский занавес , состоящий из вертикальных складок.

По-настоящему волшебным является итальянский занавес для сцены , также известный как императорский. Полотно из двух половин закреплено сверху и с помощью тросов занавес синхронно раскрывается в разные стороны.

Французский занавес объединяет в себя итальянские раздвижные «крылья» и подъёмный механизм.

И особое внимание стоит уделить проходному занавесу - сквозь него актёры могут без проблем оказаться перед зрителями и снова также быстро скрыться.

По цветовой гамме занавесы обычно варьируются от бардового до чёрного.

Очень важно подобрать правильную ткань для занавеса . Противопожарный занавес на сцене - это уже огромный шаг к успеху всего мероприятия. Лучше всего использовать негорючий бархат или шенил для основного занавеса и другие негорючие ткани для кулис и падуг.

В нашем салоне «Рози Блюз» вы можете заказать театральный занавес для сцены любой конструкции и сложности!

Не поскупитесь в выборе материала для занавеса, и не забывайте проявлять оригинальность - и тогда ваша сцена будет радовать и актёров, и зрителей!

И в конце представления. Типология театральных занавесов основана на их внешнем виде, фактуре, характере движения, способе раскрытия сцены. В исторических и оперных театрах главный занавес часто украшен вышитой или нарисованной эмблемой театра или гербом города.

Типы театральных занавесов

Антрактно-раздвижной занавес

Также известен как «греческий ». Преимущественно используется в драматических театрах. Этот тип занавеса обычно состоит из двух половин (крыльев), закрепленных в верхней части на одной высоте. Во время открытия оба крыла синхронно раздвигаются от центра сцены к порталам. Раздвижной занавес полностью перекрывает сцену от зрителей. Для этого в его конструкции предусмотрен центральный «нахлест», когда одно крыло частично перекрывает другое. Существует также разновидность греческого занавеса с одним крылом и боковым раскрытием.

Подъемно-опускной занавес

Также известен как «занавес-гильотина » или «немецкий » занавес. Чаще используется в музыкальных театрах. Занавес представляет собой целое полотно, прямое или плиссированное, закрепленное по верхней кромке к несущей балке. Балка может быть изогнутой вертикально (по арке просцениума) или горизонтально (по форме сцены). Подъем занавеса происходит одновременно с подъемом несущей балки. Такой занавес требует большой высоты пространства над сценой.

Итальянский занавес

Также известен как «императорский » или «сваг -занавес». Принцип действия: полотно, состоящее из двух половин, закреплено сверху. Оба крыла открываются синхронно при помощи тросов, которые закреплены к ним на высоте 2-3 метра от сцены, и тянут занавес к верхним углам просцениума.

Австрийский занавес

Занавес имеет легко узнаваемую драпировку, поднимается за несколько точек, закрепленных на нижней стороне занавеса. Также имеет французское наименование Rideau bouillonné (Занавес буйонне), так как имеет gros plis qu’on appelle des bouillons (большие складки, именуемые буйонами). При подъеме нижний край может оставаться параллельным полу, либо образовывать кривую (например, повторяя изгиб арки просцениума).

Венецианский занавес

Открывается вверх подобно австрийскому, от которого он отличается наличием вертикальных складок. При поднятии нижняя граница занавеса может быть параллельной полу, однако по функциональным и эстетическим соображениям венецианский занавес чаще всего поднимается на разную высоту, образуя особый нижний контур.

Римский занавес

По типу подъема аналогичен австрийскому и венецианскому, но полотно занавеса в опущенном состоянии не имеет горизонтальных или вертикальных складок, характерных для последних двух типов.

Французский занавес

Занавес комбинированного типа, известный также как Подъемно-итальянский занавес . Сочетает движение подъёмного типа с движением итальянского типа. Несущая балка поднимается вместе с занавесом, и одновременно половины занавеса раздвигаются к углам, как у итальянского занавеса.

Занавес Брехта

Занавес из двух половин, обычно высотой от 2,5 до 4 метров, за которым проглядывается сцена. Полотно обычно не имеет плиссировки. Занавес подвешен на двух тросах, натянутых на виду, прямо за просцениумом. Как правило, занавес открывается и закрывается вручную.

Впервые использованный в эпическом театре Брехта, этот тип занавеса сегодня используется различными современными театрами.

Занавес «Вагнера»

В конструкции такого типа, занавес состоит из двух половин, закрепленных наверху с наложением. Оба крыла занавеса открываются при помощи механизма, который тянет нижние внутренние углы к краям сцены. Один или оба движущих механизма для такого типа занавеса могут располагаться под сценой.

Занавес Кабуки

Изготовленный из цельного полотна, как правило, легкого шелка, этот занавес отцепляется сверху и резко падает вниз, открывая сцену. Механический принцип работы системы основан на вращающейся трубе со штырями. Занавес зацеплен за штыри и при повороте трубы соскальзывает с них.

Занавес Полишинель

Этот необычный тип занавеса представляет собой цельное ровное полотно, закрепленное в верхней части. Открытие осуществляется при помощи намотки занавеса на нижний барабан, который, вращаясь вокруг собственной оси, поднимается к арке просцениума. Чаще всего такой механизм используется для установки проекционных экранов в непосредственной близости от просцениума. Также нередко использование такой системы с широкими тюлями и сетками, для открытия шоу или перемены сцен. Преимущество такой системы в том, что для её работы не требуется пространства над сценой.

Проходной занавес

Особый тип занавеса, который, закрывая сцену, позволяет актерам проходить сквозь него. К этому типу можно отнести нитяной занавес, занавес из эластичных полос ткани, и световой занавес, основанный на засветке взвешенных в воздухе частиц.

Складной занавес

Специальный тип занавеса, подъемный механизм которого на итальянском называется Tiro in seconda (подъем на половину), и обычно работает на ручном управлении. Он позволяет поднять нижнюю половину занавеса над сценой, так что он скроется за верхней половиной занавеса. Система используется в первую очередь для исторических занавесов, или для декораций, которые не могут быть подняты in prima (непосредственно за просцениумом) из-за какого-то препятствия. Наиболее распространенное препятствие - это недостаточная высота пространства над сценой. Занавес может складываться вдвое, втрое и более раз, в зависимости от конструкции.

Напишите отзыв о статье "Театральный занавес"

Литература

  • Карп В. В. . - 2-е изд. - М ., 2003.

Ссылки

  • (рус.) . Проверено 7 марта 2012. .
  • (рус.) . Проверено 7 марта 2012.

Отрывок, характеризующий Театральный занавес

– Ты озябла. Ты вся дрожишь. Ты бы ложилась, – сказала она.
– Ложиться? Да, хорошо, я лягу. Я сейчас лягу, – сказала Наташа.
С тех пор как Наташе в нынешнее утро сказали о том, что князь Андрей тяжело ранен и едет с ними, она только в первую минуту много спрашивала о том, куда? как? опасно ли он ранен? и можно ли ей видеть его? Но после того как ей сказали, что видеть его ей нельзя, что он ранен тяжело, но что жизнь его не в опасности, она, очевидно, не поверив тому, что ей говорили, но убедившись, что сколько бы она ни говорила, ей будут отвечать одно и то же, перестала спрашивать и говорить. Всю дорогу с большими глазами, которые так знала и которых выражения так боялась графиня, Наташа сидела неподвижно в углу кареты и так же сидела теперь на лавке, на которую села. Что то она задумывала, что то она решала или уже решила в своем уме теперь, – это знала графиня, но что это такое было, она не знала, и это то страшило и мучило ее.
– Наташа, разденься, голубушка, ложись на мою постель. (Только графине одной была постелена постель на кровати; m me Schoss и обе барышни должны были спать на полу на сене.)
– Нет, мама, я лягу тут, на полу, – сердито сказала Наташа, подошла к окну и отворила его. Стон адъютанта из открытого окна послышался явственнее. Она высунула голову в сырой воздух ночи, и графиня видела, как тонкие плечи ее тряслись от рыданий и бились о раму. Наташа знала, что стонал не князь Андрей. Она знала, что князь Андрей лежал в той же связи, где они были, в другой избе через сени; но этот страшный неумолкавший стон заставил зарыдать ее. Графиня переглянулась с Соней.
– Ложись, голубушка, ложись, мой дружок, – сказала графиня, слегка дотрогиваясь рукой до плеча Наташи. – Ну, ложись же.
– Ах, да… Я сейчас, сейчас лягу, – сказала Наташа, поспешно раздеваясь и обрывая завязки юбок. Скинув платье и надев кофту, она, подвернув ноги, села на приготовленную на полу постель и, перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу. Голова Наташи привычным жестом поворачивалась то в одну, то в другую сторону, но глаза, лихорадочно открытые, неподвижно смотрели прямо. Когда ночной костюм был окончен, Наташа тихо опустилась на простыню, постланную на сено с края от двери.
– Наташа, ты в середину ляг, – сказала Соня.
– Нет, я тут, – проговорила Наташа. – Да ложитесь же, – прибавила она с досадой. И она зарылась лицом в подушку.
Графиня, m me Schoss и Соня поспешно разделись и легли. Одна лампадка осталась в комнате. Но на дворе светлело от пожара Малых Мытищ за две версты, и гудели пьяные крики народа в кабаке, который разбили мамоновские казаки, на перекоске, на улице, и все слышался неумолкаемый стон адъютанта.
Долго прислушивалась Наташа к внутренним и внешним звукам, доносившимся до нее, и не шевелилась. Она слышала сначала молитву и вздохи матери, трещание под ней ее кровати, знакомый с свистом храп m me Schoss, тихое дыханье Сони. Потом графиня окликнула Наташу. Наташа не отвечала ей.
– Кажется, спит, мама, – тихо отвечала Соня. Графиня, помолчав немного, окликнула еще раз, но уже никто ей не откликнулся.
Скоро после этого Наташа услышала ровное дыхание матери. Наташа не шевелилась, несмотря на то, что ее маленькая босая нога, выбившись из под одеяла, зябла на голом полу.
Как бы празднуя победу над всеми, в щели закричал сверчок. Пропел петух далеко, откликнулись близкие. В кабаке затихли крики, только слышался тот же стой адъютанта. Наташа приподнялась.
– Соня? ты спишь? Мама? – прошептала она. Никто не ответил. Наташа медленно и осторожно встала, перекрестилась и ступила осторожно узкой и гибкой босой ступней на грязный холодный пол. Скрипнула половица. Она, быстро перебирая ногами, пробежала, как котенок, несколько шагов и взялась за холодную скобку двери.
Ей казалось, что то тяжелое, равномерно ударяя, стучит во все стены избы: это билось ее замиравшее от страха, от ужаса и любви разрывающееся сердце.
Она отворила дверь, перешагнула порог и ступила на сырую, холодную землю сеней. Обхвативший холод освежил ее. Она ощупала босой ногой спящего человека, перешагнула через него и отворила дверь в избу, где лежал князь Андрей. В избе этой было темно. В заднем углу у кровати, на которой лежало что то, на лавке стояла нагоревшая большим грибом сальная свечка.
Наташа с утра еще, когда ей сказали про рану и присутствие князя Андрея, решила, что она должна видеть его. Она не знала, для чего это должно было, но она знала, что свидание будет мучительно, и тем более она была убеждена, что оно было необходимо.
Весь день она жила только надеждой того, что ночью она уввдит его. Но теперь, когда наступила эта минута, на нее нашел ужас того, что она увидит. Как он был изуродован? Что оставалось от него? Такой ли он был, какой был этот неумолкавший стон адъютанта? Да, он был такой. Он был в ее воображении олицетворение этого ужасного стона. Когда она увидала неясную массу в углу и приняла его поднятые под одеялом колени за его плечи, она представила себе какое то ужасное тело и в ужасе остановилась. Но непреодолимая сила влекла ее вперед. Она осторожно ступила один шаг, другой и очутилась на середине небольшой загроможденной избы. В избе под образами лежал на лавках другой человек (это был Тимохин), и на полу лежали еще два какие то человека (это были доктор и камердинер).
Камердинер приподнялся и прошептал что то. Тимохин, страдая от боли в раненой ноге, не спал и во все глаза смотрел на странное явление девушки в бедой рубашке, кофте и вечном чепчике. Сонные и испуганные слова камердинера; «Чего вам, зачем?» – только заставили скорее Наташу подойти и тому, что лежало в углу. Как ни страшно, ни непохоже на человеческое было это тело, она должна была его видеть. Она миновала камердинера: нагоревший гриб свечки свалился, и она ясно увидала лежащего с выпростанными руками на одеяле князя Андрея, такого, каким она его всегда видела.
Он был таков же, как всегда; но воспаленный цвет его лица, блестящие глаза, устремленные восторженно на нее, а в особенности нежная детская шея, выступавшая из отложенного воротника рубашки, давали ему особый, невинный, ребяческий вид, которого, однако, она никогда не видала в князе Андрее. Она подошла к нему и быстрым, гибким, молодым движением стала на колени.

Театральный занавес - вид драпировки, отделяющий сцену от зрительного зала. Занавес существовал уже в театре Древнего Рима. При открытии сценической площадки он опускался в специальную щель в полу сценической площадки, в конце представления - снова поднимался из пола. Так как театр в Рим пришёл из Греции, то такой занавес называется «греческим», хотя в самой Греции занавес в театре не применялся. В театре занавес используется сразу в трех качествах: 1. как самостоятельный персонаж спектакля, который как бы противостоит актерам 2. неотъемлемый элемент актерской игры 3. средство отделения зала от сцены и актеров от публики, а также способ скрывания закулисья от всеобщих взглядов. Первый пункт не является надуманным, это назначение можно назвать наиболее древним из всех перечисленных, так как кусок ткани служил преградой перед актерами, исполнявшими роль Катхакали (древнее индийское представление). Этот же кусок ткани становится и врагом злого и страшного Раваны, представителя темных сил. В современной интерпретации этот сюжет можно наблюдать на знаменитом вязаном занавесе Боровского в Гамлете, на котором есть образы праха, распада, тлена, своеобразная метафора Времени и Вечности. Подобные решения в сценографии можно найти и среди работ других художников. Если говорить о театральном занавесе, как о элементе игры, то занавесы из легкой ткани часто применялись в самых знаменитых театрах как далекого, так и не очень далекого прошлого. Это и дель арте, и театр Шекспира, театр Лопе де Вега, не говоря уже о сценографии 20 века – начиная от Вахтангова, Нивинского, и до Брехта, Неера, и так далее, таких примеров в современной сценической практике имеется несчетное количество. Использоваться в качестве средства отделения зала от сцены занавес стал в 16 веке, в придворном итальянском театре. Но это было лишь начало, и прочно войти в театральный быт в качестве отделителя театральному занавесу удалось только в эпоху барокко, в 17 веке. Именно в это время занавес становится неотъемлемым элементом декорирования сцены-коробки. По большому счету, с тех пор ничего особенно не изменилось, в таком качестве занавес сегодня и воспринимается нами. Сегодня распространена другая практика, когда режиссеры по тем или иным причинам отказываются использовать в своих постановках занавес, внося какую-то новую идею в постановку. Сегодня театральные занавесы могут быть подъемными или раздвижными. Открываются они полностью, но могут открываться и по частям. В некоторых театрах занавесы остаются постоянными, в других создаются для определенных спектаклей, и показываются в ходе их представления. Могут они представлять собой и живописные мифологические композиции.

Театральный занавес - так по простому называют элемент одежды сцены, который в узком кругу больше известен как антрактно-раздвижной занавес. Если посмотреть сценический словарь, то вы увидите что театральный занавес по типу раздвижки или по форме имеет множество вариантов изготовления.
Если вам интересно, то на каждой странице посвященной одежде сцены на нашем сайте есть краткая ремарка что такое театральный занавес, какие виды их бывают. Как правило, 90% заказчиков заказывают изготовление театрального занавеса по типу антрактно-раздвижного. Театральный занавес, как правило, изготавливается из бархата одного из самых дорогих материалов применяемых для изготовления одежды сцены.

Из истории одежды сцены - "Венецианский занавес"
Отличается от австрийского занавеса только наличием складок расположенных вертикально открывается подъёмом вверх подобно австрийскому. При подъёме венецианского занавеса его нижняя часть может быть горизонтальной относительно пола сцены, но чаще всего исходя из функциональных а как правило эстетических соображений, такой занавес поднимают на различную высоту, для того что бы образовать особый нижний контур.

Технические характеристики сцены - высота сцены 4,5 м , ширина сцены 6,0 м

Материал одежды сцены - Блэкаут негорючий (Не требуется пропитка, выдается сертификат)

ВНИМАНИЕ! Цены указанные на сайте расчитаны на момент выполнения проекта, для корректного расчета цены, обратитесь к менеджеру.

Комплект поставки одежда сцены №5:

  • Арлекин - 1 шт
  • Занавес - 1 шт
  • Кулисы (комплект 2шт) - 1 шт
  • Падуга - 1 шт
  • Задник - 0 шт
  • Маркиза - 1 шт

Посмотреть видео по теме

Театральные занавесы по типовым и индивидуальным проектам

Когда мы произносим слово «театр», перед нашим мысленным взором сразу возникает ярко освещенная сцена, обрамленная роскошным театральным занавесом. Изящные складки плотной тяжелой ткани ниспадают сверху, словно волшебное покрывало, скрывающее до поры до времени таинство рождения театрального чуда.

Каким бы насыщенным ни был репертуар вашего театра или дома культуры, первое впечатление зрителей зависит именно от этой немаловажной детали сценического интерьера. Поэтому театральный занавес должен быть безукоризненным. Он должен быть пошит со вкусом из качественных тканей и с эффектной отделкой.

Группа компаний «Аванта» предлагает пошив театральных занавесов по типовым и индивидуальным проектам. У каждого из этих вариантов есть свои преимущества.

Изготовление одежды сцены по типовому проекту позволяет сэкономить драгоценное время и бюджет, которые были бы потрачены на разработку нового дизайна. Кроме того, вам проще представить будущий результат. Если вы нашли в нашем каталоге проект, который пришелся вам по душе, наши специалисты сошьют театральный занавес и другие элементы по размерам вашей сцены. Таким образом, вы можете быть уверены, что даже сшитый по типовому проекту театральный занавес будет сидеть идеально.

Для тех же заказчиков, которые располагают временем и дополнительными средствами для создания уникального изделия, подойдет второй вариант - изготовление занавеса по индивидуальному проекту. Дизайнеры ГК «Аванта» учтут стилистику зрительного зала, особенности репертуара и ваши личные пожелания и представят эксклюзивный дизайн театрального занавеса, который станет изюминкой вашего театра.

Театралы часто сравнивают театральный занавес с декорациями, являющимися одним из «действующих лиц» любого спектакля. Только с бОльшим масштабом, ведь занавес - лицо всего театра, а не только отдельного представления. И от вашего выбора надежного производителя зависит, каким будет это лицо. У ГК «Аванта» есть все необходимое для того, чтобы воплотить в жизнь любые творческие замыслы!

Уважаемый заказчик!
Все цены на театральные занавесы указанные на сайте являются ориентировочными, зависят от выбранного вами материала и размеров вашей сцены
​Для расчета стоимости пошива одежды сцены, от вас необходима следующая информация:

- ​Технический план с полными размерами вашей сцены:

  • В плане должны быть указаны - ширина, глубина, высота сцены то навесных конструкций.
  • Какой тип дорожки занавеса у вас установлен, однотрековая, двухтрековая, с ручным приводом и т.д.
  • Полные размеры сценического задника
  • Необходимое количество кулис и падуг
  • Какой высоты планировали арлекин и падуги, если есть необходимость скрыть осветительное оборудование

- Требование к материалам из которых будет изготовлена одежда сцены:

  • Материал антрактно-раздвижного занавеса
  • Материал падуг и кулис
  • Материал сценического задника
  • Материал арлекина


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх