Символы в китайской живописи. Язык цветов

Китайские символы являются неотъемлемой частью одной из древнейших культур на земле. Чтобы понимать, насколько «стар» Китай, как государство, достаточно обратить внимание на тот факт, что одни лишь письменные исторические источники охватывают период времени в три с половиной тысячи лет.

А есть ведь еще и устные предания, и археология. Именно поэтому китайские символы (картинки различных символов представлены ниже) фактически относятся к религиозно-этической системе, которая действительно формировалась тысячи лет, закономерно переживая определенные метаморфозы, но никогда не меняясь по своему существу.

Китайские символы и их значения своими корнями уходят глубоко в историю Древнего Китая, еще в так называемый «доимперский Китай» (этот исторический период завершился в 221 году до нашей эры). Позже на смену династиям Ся, Шан и Чжоу пришли Цинь и Цин, при этом традиционные китайские символы (фото этих символов во множестве представлены в Сети, а некоторые мы разберем в рамках данного материала) не изменили ни техники написания, ни значения, сохранив суть, образность, культурный колорит. Разумеется, эпоха «Имперского Китая» (вплоть до 1911 года) внесла в этот семантический пласт свои коррективы, но это вовсе не значит, что древние китайские символы (их значение в частности) что-то потеряли. Напротив, до эпохи «Нового Китая» культура этого древнего народа неустанно обогащалась, собственно многие традиционные учения живы в Китае до сих пор. Чего только стоят письмена «Книги Перемен», известный на весь мир даостский символ Инь-Ян, и конечно иероглифы.

Так или иначе, но китайская символика – одна из древнейших на образных систем планеты, как минимум, на это указывает официальная археология. Наиболее известные китайские символы – иероглифы – зародились еще в середине I тысячелетия до нашей эры. Например, медные монеты из Лояна в виде мотыги датируются как раз V-III веками до н.э. На этих монетах мы видим китайские символы (фото представлено ниже), которые очевидно стали «прародителями» современной нам иероглифической системы, которая, кстати, потом не менялась почти полторы тысячи лет. Разумеется, начертание несколько отлично, но – в минимальной степени, различия аналогичны различиям между, скажем, скандинавскими и венедскими рунами. Но, конечно, в отличие от рун китайская символы и их значение принципиально отличаются от того, что привычно нам. Ведь здесь образы не абстрактны, а конкретны, они теряют в глубине, но приобретают в широте, так сказать.

В XIII веке Чингисхан и его монгольские орды вторглись в Китай, взяв Пекин в кратчайшие сроки (ну да, тогда ведь «великой китайской» еще не было). Но китайская символика (значение символов, их написание, сакральный смысл) остались неизменны даже после десятилетий монгольского гнета. В итоге, китайские символы, картинки которых мы видим в древних книгах, в росписи храмов, на археологических артефактах, действительно несут в себе существенную часть культуры, которая сохранялась в относительно неизмененном виде тысячелетиями (официальная версия китайских историков говорит о нижнем пределе в 5 тысяч лет). В этом смысле китайские иероглифы – символы наиболее знаменитые. Важно отметить, что иероглифическая письменность (ее также называют идеографическая, собственно, это «более научный» вариант) уникальна по той простой причине, что в отличие от письменности алфавитной здесь каждому знаку приписывается конкретное значение, причем не только в плане фонемики. При этом китайские иероглифы – символы, которых насчитывается несколько десятков тысяч, что, мягко говоря, в тысячи раз превосходит любую другую языковую систему по количеству структурных элементов. Но здесь нужно отметить, что современная китайская письменность (байхуа) в большей степени – разговорная, хотя от этого включенные в нее иероглифические знаки не теряют своей глубины и образности. Сегодня именно байхуа считается в Китая официальным. Хотя при этом вэньянь, так называемый «классический китайский», который практически не используют с начала XX века, был значительно ближе к первоисточнику.

Символика китайской живописи – это отдельная тема, которой мы посвятим немало материалов. Дело в том, что символика китайской живописи не менее уникальна, чем язык этой страны, пожалуй, китайских живописцев справедливо будет назвать истинными мастерами образности. Конечно, всем известные такие графические образы, как цветущая сакура, гора Фудзи. Анималистические жанры еще более оригинальны и глубоки, ведь именно здесь мы встречаем знаменитого китайского дракона (в различных вариациях и ипостасях) и демонов-лисиц, которых нет ни в одной другой культуре. Не удивительно, что символика китайской живописи является одной из наиболее актуальных тем для современных культурологических исследований.

Также особого внимания заслуживает символика китайских узлов и китайские символы года. Оба символических направления стали популярны в начале XX века, когда Китай стал вести «более открытую» внешнюю политику. Теперь китайские символы года едва ли не популярнее Зодиака и других гадательных систем. Здесь, конечно, стоило бы вспомнить о системе «Небесные ветви и Земные корни». Это древнекитайская гадательная (это если очень грубо) эзотерическая система, причем традиционные символы года – это скорее следствие «Небесных ветвей…», чем ее органичный элемент, но это уже тема другого разговора.

Символика китайских узлов не менее любопытна. Традиционные чжунгоцзе, «китайские узлы» на территории этой страны появились еще в эпоху палеолита, об этом говорят многочисленные археологические находки. Китайцы завязывали узлы «на удачу», «на память», «на любовь». Символика китайских узлов глубока и разнообразна и также заслуживает отдельной беседы. При этом нельзя обойти внимание китайские символы тату, которые сегодня можно встретить «у каждого второго». К сожалению, большинство подобных татуировок делается вовсе не территории Китая, поэтому ошибки встречаются излишне часто. Более того, китайские символы тату в самом Китае… как бы это сказать цензурно… в общем, не стоит ждать хорошего отношения от местного населения, если у вас на теле есть подобное изображение. В конце концов, это логично, ведь речь идет о чужой культуре. Кроме того, китайцы, как и славяне исконно свято верили в то, что тату – вовсе не необходимость, а сделанная до 33 лет она в любом случае приносит лишь вред. Именно поэтому китайские символы тату – это тема, которую даже не стоит затрагивать.

Китай удивительная страна, разительно отличающаяся от всех остальных своей культурой, философией и основными жизненными принципами. У большинства европейцев упоминание о Китае вызывает в воображении целый ряд символов: Великая китайская стена, драконы, инь и ян, панды и бамбук, кунг-фу и каратэ, китайский шелк и чай. О некоторых из этих символов и пойдет речь.

Большая панда

Большая панда занимает особое место в китайских культурных традициях, так как многие особенности поведения и характер животного — это качества, почитаемые китайским обществом в целом.

Во времена династии Сичжоу у жителей города Пингу панда считалась нежным животным, так как не причиняла вред человеку или крупному животному. Таким образом, бамбуковый медведь стал символом мира. Если в те воинственные времена одна армия поднимала флаг с изображением панды, битва прекращалась, и наступало временное перемирие. Китайский поэт Бэй Джуйи (772-846 гг. н.э.) приписывал панде мистические силы, способные предотвратить стихийные бедствия и изгнание злых духов.

Есть два вида большой панды и оба живут в дикой природе только в Китае. Наиболее известна черно-белая панда. Другой вид большой панды имеет темно-коричневый или светло-коричневый мех, череп меньшего размера и более крупные моляры. Такая панда обитает только в горах Циньлин.

Живут бамбуковые медведи в густых горных лесах. Питаются бамбуком, растущим под деревьями, который составляет до 90 % рациона животного. В день взрослый зверь съедает до 18 кг стеблей растения. Помимо бамбука иногда панды едят и другие травы, а в голодные времена не брезгуют мелкими грызунами или детенышами кабарги. В поисках пищи бамбуковый медведь проводит 10-16 часов ежедневно.

Женские особи способны иметь потомство с ежегодно 4-8-летнего возраста и до 20 лет. В помете 1-2 детеныша, но в дикой природе выживает, как правило, только один. Медвежата могут оставаться при матери до 3-х лет, после чего начинают самостоятельную жизнь.
Сегодня гигантская панда один из наиболее узнаваемых символов Китая. За убийство животного в стране предусмотрена смертная казнь.

В зарубежных зоопарках животное начали демонстрировать только в 70-х годах ХХ века, причем ежегодно владельцы таких заведений должны уплачивать правительству Китая до 1 млн. долларов.

В китайской философской системе инь и ян являют собой единство противоположностей. Темное и светлое, отрицательное и положительное — явления фактически взаимодополняющие, взаимосвязанные и взаимозависимые во внешнем мире. Свет-темнота, огонь-вода, расширение-сжатие считаются физическими проявлениями дуальности (двойственности), символизируемой инь-ян.

Эта двойственность лежит в основании многих отраслей классической китайской науки, служит основным ориентиром в традиционной китайской медицине, является оснвополагающим принципом некоторых форм китайских боевых искусств, таких как багуачжан, тайцзицюань или цигун. Помимо выше перечисленного, идея инь-ян заключена в Книге перемен - известной китайской философско-гадательной системе.

Многие географические названия или топонимы страны содержат слово ян — «солнечная сторона», а некоторые содержат «тенистую сторону» — инь. В Китае, как и в других районах Северного полушария, солнечный свет идет преимущественно с юга, поэтому южная сторона горы получает больше прямых солнечных лучей, чем противоположная.

Инь — черная сторона с белой точкой в ней, а ян — белая сторона с черной точкой внутри. Инь характеризуется как медленный, мягкий, уступающий, диффузный, холодный, влажный и пассивный; связан с водой, землей, луной, женственностью, ночью.

Ян, напротив, быстрый, жесткий, твердый, сфокусированный, горячий, сухой и активный; связан с огнем, небом, солнцем, мужественностью, дневным временем.
Также инь и ян относятся к человеческому телу. В традиционной китайской медицине хорошее самочувствие напрямую связано с балансом между их качествами. Когда равновесие нарушается в какую-либо сторону, у человека могут возникать проблемы со здоровьем.

Китайские боевые искусства

Первые упоминания о китайских боевых искусствах восходят ко временам правления Хуанди, императора династии Чжоу (1122-255 до н.э.), который был известным военным генералом, прежде чем стать лидером Китая. Именно он написал трактат о боевых искусствах и стал основателем старейшего известного боевого стиля «длинный кулак»

Китайские боевые искусства разделяются на две категории: внешние (Вайцзя) и внутренние (Нэйцзя). Внешние используют мышечную силу, в сочетании со скоростью и энергией. Многие северные китайские внешние боевые искусства имеют военное происхождение, потому что Китай управлялся с севера, с помощью армий, происходящих из северных городов, обеспечивающих на юге соблюдение диктата северных правил.

Внутренние стили соответственно опираются на внутренние ресурсы человека - силу духа и разума, а также на энергию Ци. В отличие от внешних стилей, стремящихся максимально увеличить врожденную силу и ловкость, внутренние стили развивают способности сосредоточения и концентрации. Считается, что отличные физические данные даже могут стать препятствием в постижении Нэйцзя.

Китайский шелк

В Китае шелк был настолько популярен среди знати, что потребовалось ввести специальные правила, ограничивающие его использование только членами императорской семьи. В течение 10 веков право носить одежду из шелковой ткани, принадлежало лишь императору и высшим сановникам. Из-за роскошного внешнего вида, шелк был тогда символом большого богатства.

Через некоторое время материал постепенно стал доступен и другим классам китайского общества. Шелк стал использоваться не только для декоративных нужд, но и для более прозаичных целей: рыбалки, изготовления струн или тетивы для луков.

Крестьянам не разрешалось шить одежду из шелковой ткани вплоть до правления династии Цин (1644-1911).

Во время династии Хань шелком оплачивались услуги правительственных чиновников и награждались особо достойные граждане. Шелковая ткань стала денежным эквивалентом в стране, наравне с бронзовыми монетами. Богатство, которое шелк принес в Китай, вызвало зависть у соседних народов, грабивших провинции ханьских китайцев начиная со II-го века до н.э., в течение двух с половиной сотен лет.

Десяток столетий шелковая ткань оставалась главным дипломатическим даром Китая правителям или послам других стран. Шелком награждал император наиболее преданных своих вассалов.
Хотя шелковые ткани были хорошо известны и востребованы в Европе и Азии, долгое время Китайцам удавалось сохранить практически полную монополию на их производство. Императорский декрет, осуждал на смерть каждого, кто пытался экспортировать шелкопрядов или их яйца.

Сегодня КНР является первым в мире производителем шелковой ткани. В среднем, ежегодно китайская промышленность производит около 70% всего шелка мире.

Китайский дракон

Дракон - мифологическое существо в фольклоре и культуре страны, имеющее множество животноподобных форм (например, черепахи или рыбы). Однако чаще всего его принято изображать со змеевидным телом на 4-х лапах. Традиционно китайские драконы символизируют мощные и благоприятные силы, особенно контроль над водной стихией — осадками, тайфунами и наводнениями. Во времена империи дракон символизировал власть и силу правителя.

Дракон также является символом силы и удачи для людей достойных. В китайской культуре выдающиеся люди сравниваются с драконом, в то время как бездарные ассоциируются, например, с червями. В ряде китайских пословиц и идиом есть ссылки на дракона, например, «надеяться, что его сын станет драконом».

В китайской культуре дракон несет в своей сути совершенно иной смысл, чем в европейской, где он представляет собой огнедышащее существо с агрессивными намерениями. В Поднебесной это духовный и культурный символ процветания и удачи, а также божество дождя, способствующее гармонии внешнего мира. Согласно легендам, большинство выдающихся людей древнего Китая (императоров, военачальников или ученых) появились на свет от связи их матерей с драконами.

Во время олимпиады 2008 года китайское правительство приняло решение не использовать дракона в качестве официального символа из-за неблагоприятных ассоциаций, которые эти мифические существа вызывают за пределами страны.

Китайцы удивительный народ, свято чтущий древние традиции - несмотря на весь технический прогресс, сделавший страну мировым экономическим лидером, в Китае при строительстве небоскребов до сих пор предусматривается ниша, где мог бы поселиться дракон.

Китайская Великая стена

Сооружение является в буквальном смысле одной из самых больших достопримечательностей в мире – объект можно наблюдать даже с околоземной орбиты. Великая китайская стена — впечатляющий подвиг древней оборонительной архитектуры, история которого насчитывает более 23 столетий, а длина составляет более 21 тыс. км.

Сооружение возводилось для защиты приграничных территорий несколькими династиями.
Считается, что начал строить стену первый император династии Цинь (221-207 до н.э.), однако попытки ее возведения предпринимались еще во времена династии Чжоу (770-221 г. до н.э.).

Первый Император Цинь начал возведение северной части стены, чтобы предотвратить вторжение с той стороны света. Императоры династии Хань удлинили стену до сегодняшнего западного Китая, чтобы защитить торговлю на Шелковом пути.

Так называемая стена – не просто обычные крепостные стены. Это была комплексная военная оборонительная система, со сторожевыми башнями для наблюдения, крепостями для командных пунктов и логистики, сигнальными башни для связи и т. д.

Во времена династии Мин (1368-1644) Великую стену реконструировали и укрепили с помощью более изощренных и прогрессивных для того времени строительных технологий. Стена Мин, как правило, имела зубцы высотой 1,8 метра с лазейками и бойницами, а также стены парапетов высотой 1,2 метра. Примерно через каждые полкилометра на стене сооружалась фланговая башня, позволяющая защитникам обстреливать нападавших из луков. Хранилища крепости были самыми сильными и неприступными сооружениями на Великой стене.

Сегодня из-за естественной эрозии и повреждений, нанесенных человеком, больше трети Великой стены Мин разрушено. Чтобы предотвратить дальнейшее уничтожение этого памятника архитектуры, правительство страны приняло специальные законы для ее защиты.

Учеными доказано, что чайные кусты распространились по всему миру с территории Китая – именно его территории являются родиной этого растения.

Письменные упоминания об употреблении чая в качестве напитка встречаются в книге Чжоу-Гуна, датированной 770 г. до н.э. Прославившийся своим искусством врачевания, величайший целитель древнего Китая Хуа То (II-III века н.э.), упоминает о чае в своей работе «Теория еды».

В Японию, известную сегодня во всем мире своей чайной церемонией, продукт попал лишь в начале VIII века нашей эры.

Книга «Чацзин», китайского поэта Лу Юй, изданная в 709 году н.э., стала первым обобщающим трудом, посвященным китайскому чаю. Автор описал известные на тот момент сорта чая, уделил внимание его выращиванию, приготовлению и церемонии употребления.

Наиболее популярная на сегодняшний день классификация основана на степени ферментации чайного листа:

  • белый;
  • желтый;
  • зеленый;
  • красный (в наших широтах именуемый черным);
  • улун;
  • пуэр.

Китайская чайная церемония называется Гунфу Ча. В отличие от японской церемонии здесь нет строгих правил и излишней ритуализации – основная суть процесса сводится к максимальному раскрытию напитка. Дословно «гунфу ча» можно перевести как «мастерство чая». Существует и более упрощенный вариант китайского чаепития – пинча. По сути, пинча это и есть самое обыкновенное чаепитие, без излишних ритуалов и церемоний – термин можно перевести как «дегустация чая».

Амулет "Три сома с грибами линчжи". Синьцзянский нефрит, резьба. Конец ХХ в.

Для китайцев счастье - не абстрактное понятие и не труднодостижимая цель. Это вполне определенная категория, состоящая из простых ценностей, ощутимых даже на бытовом уровне: здоровье, счастливая семья (много детей и прочные отношения супругов), богатство и успешная карьера. Издревле известны и воплощены в орнаментах «Пять видов счастья» (уфу) -долголетие, богатство, покой, высокая мораль и естественная смерть от старости.

На предметах быта и искусства наиболее распространены следующие мотивы.


СЧАСТЬЕ И РАДОСТЬ

♦♦♦Иероглиф «счастье» (си).

♦♦♦Летучая мышь (бянъфу) - созвучно словосочетанию «повсеместное, полное счастье» (бянъфу); в благопожелательном сюжете может быть или одна, или несколько летучих мышей, окруженных другими счастливыми символами. «Пять видов счастья, гармония и согласие» (уфу хэ хэ) - намек-пожелание большого счастья и согласия. Изображены пять летучих мышей, вылетевших из шкатулки. Слова «вместе со шкатулкой» (хэ хэ) звучат как «гармония и согласие» (хэ хэ). Этот сюжет также часто именуют «Пять летучих мышей явились ко двору» (у фу лай чао).

♦♦♦Олень (лу) - одинаково звучит со словом «радость» (лэ).

♦♦♦ Сорока (сицю) - символ радостных дел и событий. Сорока, сидящая на сливе, - это ожидание радостного события, или «Радость на бровях» (сишан мэйшао). Кроме того, она может ассоциироваться с беременностью, родами, счастливым событием.

♦♦♦Три звезды светят свысока (санъсин гао чжао) - это намек-пожелание большого счастья, успешной карьеры и долголетия. Три звезды (санъсин) символизируют счастье, карьеру и долголетие (фу лу шоу). От них зависит счастье и несчастье человека. Звезда Фусин управляет бедой и благополучием, Лу-син - богатством и знатностью, Шоусин -рождением и смертью.



ЗДОРОВЬЕ И ДОЛГОЛЕТИЕ

♦♦♦Сосна и кипарис - древние вечнозеленые деревья, символизируют долголетие.

♦♦♦Бессмертный журавль - в мифах говорится, что он живет несколько тысяч лет.

♦♦♦Гриб линчжи - если человек съест этот гриб, то он сможет прожить до 100 лет.

♦♦♦Персики бессмертия - в романе «Путешествие на запад» говорится, что во дворце (тянъ) в специальном саду растут персики (панътао), дающие один плод в 3000 лет; если съесть его, никогда не постареешь.

♦♦♦Черепаха (гуй) - долгожительница, символизирующая покой и здоровье.

♦♦♦Бессмертный (сянъжэнъ) - легендарные персонажи, которые живут бесконечно долго и не стареют, например Восемь Бессмертных (басянъ).

♦♦♦Звезда долголетия (лаошоусин) - древний символ мира и богатства, пожелание хорошей красивой жизни и похвала.

♦♦♦Иероглиф и стилизованные знаки «долголетие».


БОГАТСТВО И ПРОЦВЕТАНИЕ

♦♦♦Рыба (юй) - созвучно иероглифу «достаток» (юй).

♦♦♦Пион Сиуданъ) - символически указывает на знатность и богатство.

♦♦♦Люхай - мифический персонаж; приручив волшебную жабу, выплевывающую золотые монеты, стал помогать нуждающимся.

♦♦♦Жаба - золотая жаба небожителя Люхая.

♦♦♦Монеты и слитки - привлекают и усиливают богатство.

Цикада на листе лотоса - "Возродиться с чистыми помыслами". Фрагмент совочка для чая. Дерево, резьба.Современная работа.


СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ И МНОГОЧИСЛЕННОЕ ПОТОМСТВО

♦♦♦ Гранат (шилю) - его раскрытый плод является метафорой, указывающей на большое количество детей. Сюжет с раскрытым гранатом называется «На радостное событие в смехе раскрывается лицо» (сисяо янъкай).

♦♦♦Виноград (путао) - символизирует большое количество сыновей.

♦♦♦Гуаньинь - олицетворяет сострадание и утешение, ей возносят молитвы те, кто хочет спастись от страданий и несчастий.

♦♦♦Цилинь - приносит детей.

♦♦♦Утки-мандаринки (юанъян), коробочки лотоса (биндилянъ), пара цветов напротив друг друга (хуа чэн дуй). И цветы, и птицы образуют пары, - это намек-пожелание удачного супружества.

Миниатюрная фигурка «Обезьяна с персиками». Дерево, резьба. Конец XX в.


ПРОДВИЖЕНИЕ ПО СЛУЖБЕ И ДОСТИЖЕНИЕ ЧИНОВ

♦♦♦Обезьяна (хоуцзы) - созвучно слову «князь» (хоу); это высший титул в социальной иерархии.

Петушиный гребешок (цзигуанъхуа) -символизирует чиновника (гуанъ).

♦♦♦Алебарда (цзи) - указывает на продвижение по службе, звучит как «степень на службе» (цзи).

♦♦♦Большие львы, маленькие львы (тайили, шаоши) - символизируют две степени продвижения по службе: крупный полководец, полководец (тайили, шаоши).

♦♦♦Сосуд из высушенной тыквы (хулу) -указывает на продвижение по службе, прибавку к жалованию, намек на продвижение в карьере.

В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

В день рождения традиционно желают долголетия. С пожеланием долгих лет счастливой жизни связан и символический смысл подарков. Ко дню рождения одного из супругов преподносят изображение с райскими птицами, что означает «С глубоким почтением поздравляю с днем рождения» (чжу мэй шоу или). Орнамент построен на сходстве звучания слов «бамбук-:: «поздравляю», «слива» и «брови», «долгожитель» и «райские птицы».

Для дня рождения также подходят сюжеты: «Краса Неба», чудесный гриб и камень долголетия (тянъ чжу сянъ лин шоу) - пожелание долгой жизни, «Небесный чиновник дарует счастье». Женский сюжет - с феей Магу, которая по легенде приносит молодость и здоровье на долгие годы.

Тетушка Ma дарует долголетие (магу сянъшоу)
Изображены тетушка Ма (Магу), несущая корзину с персиками и грибами, аист (символ долголетия) и олень (символ счастья). Магу - звучит как слово «грибы» (могу). Пожелание долголетия.

Небесный чиновник дарует счастье (тянъгуанъ сифу)
Изображен небожитель, глава небесного чинов (глянь гуань, шан юань), разворачивающий свиток; гичной фразой. Подлетающая летучая мышь символ ниспосылаемого с неба счастья.

Шоу Син - божество долголетия. Дерево, резьба. Конец XIX в.

НОВОГОДНИЕ МОТИВЫ

Новый год в Китае - это праздник Весны, самый почитаемый праздник нации на протяжении нескольких тысяч лет. За это время сложилось множество чудесных обычаев и традиций, но во всей Поднебесной основа праздника одна - убрать старое и встретить новое, отплатить благодарностью за все, что тебе дали в прошлом году, положить новое начало будущему.

Приготовления ведутся с полнолуния, которое предшествует наступающему новому году. После того, как в доме наведен порядок, его украшают. По традиции обязательными являются специальные парные надписи - «пары у дверей» (мэнтуй), или «весенние наклейки» (чунътэ), или «весенние связки» (чунълянъ). Их пишут на бумаге красного цвета и вывешивают по обеим сторонам входной двери. Тысячи и тысячи домов встречают приход весны этими яркими украшениями.

Китайскому народу известно, что счастье и несчастье приходят в дом через отверстия - окна и двери. Накануне праздника рождения года важно пригласить все благое и защитить жилище от бед, поэтому помимо благопожелательных надписей у входной двери часто можно увидеть изображения стражей - Вэй Чихуна и Чубао, а также вывешенные на входе персиковые амулеты» - дощечки с изображениями Шень Шу и Юй Лэя, которые надежно защищают двери. На стекла окон наклеивают нарядных петушков, вырезанных из красной или цветной бумаги. Еше один обычай, возникший во времена династии Сун, - вешать на дверях иероглиф - счастье» в перевернутом виде: «перевернутое благополучие» (даофу) звучит так же, как « достигать благополучия ».

Новогодние развлечения. Народная картинка, няпъхуа. Бумага, цветная печать, подкраска от руки. Современная копия

Мэнь-шэни - духи-хранители входа в дом. Народная картинка, шнъхуа. Бумага, цветная печать, подкраска от руки. Конец XIX в

Крыса женится - будет богатый урожай.
Народная картинка, нянъхуа.
Бумага, цветная печать, подкраска от руки. Конец XIX в.


Есть и множество других символов, которые в дни новогодних торжеств по традиции наполняют жилища. Для привлечения счастья рядом с подушкой кладут «плоды, усмиряющие год», - мандарины (цзи) и личжи (ли), что звучит как «счастье и прибыль». Ваза символизирует мир и покой, золотые рыбки - богатство, персики - долголетие, лианы и тыквы - стабильность и долгую жизнь. Кипарисовые веточки, украшающие большой мандарин, завернутый в блин, символизируют большой успех для множества дел. Новогодние узлы из красных нитей на кольцах (панчан цзе), известные со времен династии Тан (618-907), завязывают специально как символ счастливого соединения и неразрывной связи мужчины и женщины.

Сам праздник открывается церемонией почитания Цзао-вана, Дедушки-хранителя очага. В течение года он защищает дом со
всеми его домочадцами, а в 23-й или 24-й день двенадцатого месяца поднимается на Небо с докладом небесному владыке обо всех делах своих подопечных - и добрых, и дурных. Нефритовый император на основании этого доклада выдает предписания счастья-несчастья на будущий год.

Еще одно ритуальное новогоднее действо посвящено Богу богатства, Цай-шеню. Открываются «ворота для богатства», и участники действия, одетые в красные халаты и особые шапки, с искусственными бородами и украшениями, держат в руках связки монет и печатное бумажное изображение Цай-шеня. Они кричат за ворота: «Приходите провожать дедушку Цай-шеня!». В это время хозяин дома, выражая свое почтение Богу богатства, раздает деньги приходящим людям и произносит приветственные пожелания: «Пусть потоком идут золото, серебро и драгоценности», «Слева пусть будет пара золотых львов, а справа пусть будет пара золотых фениксов».
Традиционные новогодние благопожела-тельные орнаменты в виде лубочных картинок (нянъхуа) - это «Небесный чиновник дарует счастье», «Пять злаков восходят обильно», «Процветание шести домашних животных», которые призывают в дом богатство, счастье, карьеру и долголетие. Часто дарят изображения Ван Чжаоцзюнь, Ян Гуйфэй. Бань Си и Люй Чжу - четырех красавиц древности. Самый распространенный новогодний сюжет - «Крыса женится», где крыса-жених в сопровождении брачной процессии берет крысу-невесту в жены. В новогоднюю ночь домочадцы кладут под кровать.лакомства крысиной невесте, чтобы получить богатый урожай на будущий год, а бабушки перед сном говорят детям: «Спрячь хорошо свои ботинки, а то крыса украдет их и сделает себе свадебный паланкин», отчего дети неизменно восторженно хохочут.

Еще один популярный новогодний сюжет - «Люхай, играющий с жабой». По преданию он притягивает в дом богатство и счастье.

Китайские счастливые символы и их значения имеют большое значение в китайской культуре. Китайцы считают, что нужно окружить себя счастливыми символами и мотивами, чтобы обеспечить удачу в их жизни и карьере. Но преследование удачи не ограничивается только этими символами, так как китайцы также любят использовать счастливые слова, используют благоприятные узоры и проводят ритуалы во время традиционных фестивалей, чтобы призвать удачу и благословения.

В центре этого есть три бога удачи, а именно Бог Процветания, Бог долголетия и Бог Удачи. Следовательно, идея удачи, такой как эти три Бога, часто видна в различных художественных произведениях, картинах, скульптурах, мебели, архитектурных украшениях, одежде, ресторанах, домах и зданиях, и мы можем классифицировать их на животных, растения, фигуры, объекты и символы.

Удачливые символы в дизайне животных, как реальных, так и воображаемых, чаще всего встречаются и используются, а некоторые происходят из древних мифологий и легенд. Примерами являются:

  • Дракон 龙
  • Феникс 凤凰
  • Килин - Дракон Единорог 麒麟 (тело оленя, хвост коровы, рог на голове)
  • Пиксио 貔貅 (легендарное существо, похожее на крылатого льва)

В китайских созвездиях также есть четыре мифологических существа, которые представляют Четыре Символа (四象), а


  • 東方青龙 (Лазурный - Дракон Востока)
  • 西方白虎 (белый тигр - Запада)
  • 南方 朱雀 (феникс - птицы Юга)
  • 北方玄武 (черный воин Севера, комбинация черепахи и змеи)

Каждый из них представляет собой направление и сезон с его собственными характеристиками и происхождением, и они были и остаются очень важными в Китае, Корее, Вьетнаме и Японии.

Часто эти символы изображаются щедро в архитектуре и мебели в частности. Например, статуя Килина перед дворцом или фениксы, вышитые на покрывале кровати, занавесках и одеяле.

Животные и птицы с благоприятными коннотациями: лев, тигр, журавль, олень, летучая мышь и сороки. Птицы, такие как сороки и летучая мышь, представляют собой удачу. Их имена (сорока) - символизирует удачу, в то время как летучая мышь представляет собой блаженство, из-за того, что их имена звучат как удача и блаженство для китайцев. Некоторые морские существа, такие как рыба, чье имя звучит как «излишек» на китайском языке, часто подаются во время китайского Нового года. И иногда разные животные объединяются как набор из-за их благоприятных представлений - например, дракон и феникс часто встречаются на свадьбах, а черепаха и журавль часто встречаются на праздничных обедах, символизирующих долголетие.

Летучая мышь(蝙蝠):

Мы обычно видим пять летучих мышей вместе, и они должны представлять удачу и любовь, долгую жизнь, хорошее здоровье, богатство и мирную смерть. Для китайцев летучая мышь также является символом долголетия из-за их долгой жизни, и, в частности, красные летучие мыши должны отгонять злых духов.

Сорока (鹊):

Сорока часто вырезалась на задней части ручных зеркал. Когда мужчину призывали на войну, жена разбивала зеркало пополам, оставив одну для себя и отдала другую половину своему мужу. Она сказала, что если кто-то из них будет неверным, их половина зеркала превратится в сороку и отправится к другому супругу, чтобы рассказать ему о неверности.

Иногда сорока изображается вместе с лошадью, и это символизирует удвоенную удачу и радость, в то время как сорока, изображенная вместе с бамбуком и сливами, символизирует удачу в любви и браке, и, наконец, две сороки вместе представляют долгие отношения.

Карпы (鲤鱼):

Карп, или 鲤鱼 по-китайски, является символом удачи и успеха в китайской культуре. Эти рыбы часто плывут вверх по течению, и это, по-китайски, благоприятно, потому что они представляют собой терпение и решительность, и что пожелания будут исполнены после некоторого времени неудачи.

Петух (公鸡):

Петух - символ удачи у китайцев, поскольку он символизируют уверенность, силу и продвижение. Этот символ также широко используется в деловых средах, и китайцы всегда берут петуха с впечатляющим гребнем для новой работы, как символ удачи.

Дракон (龙):

В китайской культуре дракон считается высшим существом всех других животных и существ из-за его мощной символики удачи, защиты, процветания и успеха, а также потому, что китайцы считают императора сыном дракона. Следовательно, изображение дракона часто изображается в дворцах, храмах, домах и на посуде и столовых приборах, таких как чаши, тарелки, ложки и т. д. В частности, в Запретном городе Китая есть элементы китайских драконов - на крышах, каменных полах, стульях, скульптурах, столбах, поручни и т. д.

В частности, девять драконов особенно сильны и в основном используются в украшениях зданий и скульптурах. Ваш мастер фен шуй мог бы посоветовать вам разместить любой из них в разных частях вашего дома для получения определенной энергии. Вот 9 драконов, любезно предоставленных Китаем:

  • Биси (赑 屃) (помесь китайского дракона с китайскою черепахой, один из «Девяти сыновей дракона») - старший дракон, часто называемый драконом-черепахой из-за его формы. Он также является самым популярным и общепризнанным, сильным и мощным с острыми зубами, любящими носить тяжелые предметы, символизирующие тяготы жизни. Он представляет долгую жизнь, процветание и силу и часто встречается на надгробных плитах в могилах и на памятниках.
  • Цю Ню (囚 牛) (Гибрид коровы и дракона). Этот желтый дракон любит музыку и часто встречается на музыкальных инструментах.
  • Яцзи (睚眦) (гибрид волка и дракон) - Этот грозный воин имеет живот змеи и голову леопарда, и всегда побеждает в войне. Часто замеченный на ручках мечей, это символ для тех, кто в армии носит в качестве защитника.
  • Гун-Фу (嘲 风) (Гибрид козла и дракона). Это существо очень авантюрное и любит лазить и есть, и его часто можно увидеть на четырех углах крыш и крыш дворцовых крыш. Считается, что этот дракон защищает от наводнений и бедствий.
  • Пу лао (蒲 牢) (Гибрид собаки и дракона) - Этот дракон управляет звуками и любит кричать. Он часто используется для храмовых колоколов и ручек для командования.
  • Чивэнь (螭 吻) (Гибрид рыбы и дракона). Этот дракон защищает воду и часто используется на крышах и балконах дворца, чтобы обеспечить защиту от огня и опасностей, а также от стихийных бедствий, такие как наводнения. Он живет в море и имеет суровый голос, наслаждаясь едой морских существ.
  • Биан (狴 犴) (Гибрид тигра и дракона) - защитник закона, справедливый судья, который любит судебные процессы и часто стоит у тюремных ворот. Этот символ используется, если люди сталкиваются с юридическими проблемами.
  • Суанни (狻猊) (Гибрид льва и дракона). Этот лев дракона огня и дыма любит сесть скрестив ноги, наблюдать за своим королевством и пахнуть ладаном. Он наделяет мудростью и богатством и часто изображается на основе Будд, или на буддийских храмах благовоний и мест отдыха.
  • Фу си (负 屃) - Это самый младший китайский дракон, который часто встречается на каменных табличках.

Счастливый или золотой кот (发财 猫):

Счастливый кот или золотой кот символизирует превращение зла в удачу и является символом защиты от зла. Эта кошка часто двусторонняя, с одной стороны - улыбающаяся кошка с поднятой лапой, чтобы привлечь богатство, а другая сторона показывает нахмуренную кошку, держащую метлу, символизирующую защиту, сметая неприятности заботясь о вас.

Растения и фрукты

Растения, цветы, деревья, кустарники, травы и фрукты всегда были очень популярны как благоприятные символы с древних времен. Это можно объяснить их формами или характеристиками роста, их именами или древними историями и народными легендами, в которых они представлены. Согласно «китайским мотивам удачи» Чжу Вэнь, аллегорические значения можно условно классифицировать как:

  • Призыв богатства и процветания
  • Желание долголетия
  • Ожидание гармоничной семьи
  • Выражая свои желания и устремления

Пион и тыква:

Пион и тыква - это два растения, которые представляют богатство и статус - пион может принести счастье, богатство, в то время как тыква может принести процветание.

Сосна и персик:

Сосна является символом выносливости и бодрости, а персик символом долголетия. Торт в форме персика может принести радость на день рождения пожилому человеку.

Виноград и гранат:

Поскольку виноград и гранат имеют большое количество семян, китайцы в целом считают их символами плодородия и большого количества потомков, что для китайцев очень важно. В результате эти два плода являются постоянным элементом во время китайских свадеб, где гранат располагают в комнате невесты, и его внутренняя сторона раскрыта, показывая свои семена. Традиционная китайская кровать с навесом, выгравированная гроздьями винограда, также является обычным элементом в свадебных комнатах.

Бамбук (兰草 ) и Хризантемы:

Согласно «китайским мотивам удачи», бамбук и благоухающие хризантемы часто ассоциируются с удачей, поскольку они тонко представляют ее устремления. Например, бамбук олицетворяет амбиции и дух человека, а хризантемы символизируют гордость.

Наконец, некоторые растения и фрукты часто объединяются вместе, чтобы придать благоприятные закономерности. Например пион-юлан (магнолия) и китайская цветущая ветка яблони вместе представляют собой «богатство и ранг в гармоничных, процветающих семьях». Тыква и пшеница вместе означают «десятки тысяч поколений потомков». Орхидея и гриб линчжи символизируют «дружбу» между добродетельными людьми «, в то время как сосна, слива и бамбук известны как» три друга зимы «.

Другие:

Другие растения и цветы, несущие мощную символику:

  • Яблоко - миролюбивый
  • Абрикос - красота, весна и удача
  • Цвет вишни - сила и красота
  • Апельсин - процветание
  • Цветок лотоса - просветление

Боги

С древних времен некоторые фигуры были связаны с благоприятным символизмом. Они могут быть классифицированы как бессмертные буддисты и даосы, исторические знаменитости и прекрасные дамы и мужчины.

Буддийские и даосские Боги:

Бессмертные, такие как Буддийские Боги, Восемь Бессмертных Богов, Китайские боги дверей, Бог Фортуны, Процветания и Долголетия, все они берут свое начало от религий буддизма, даосизма или конфуцианства.

Бог Богатства и Бог двери:

Бог Богатства и Бога Дворца очень популярен у китайцев, а статуи таких часто помещаются в дома и рабочие места.

Резные фигуры Восьми Бессмертных Богов, путешествующих по морю, часто изображаются на украшениях хребта на крышах или украшениях орнаментов на фронтовых стенах, потому что китайцы считают, что они могут обеспечить безопасность и защиту от зла или монстров.

Бог счастья:

Счастливый Будда, или Смеющийся Будда, с его круглым животом и огромной улыбкой символизирует удачу, изобилие и процветание.

Другие:

Другие символические фигуры из нескольких историй и фольклора, и они:

  • Семь мудрецов Бамбуковой рощи - это для бесстрашного выражения себя
  • Лин Хэйкинг - известный поэт, который символизирует благородную и честную жизнь
  • Лян Шанбо и Чжу Интай - «любители бабочек», которые представляют стремление к свободе и любви
  • Здоровые и очаровательные мальчики - представляют собой устремления для большого количества потомков, или богатства и удачи

Объекты

Благоприятные повседневные предметы - это то, что мы используем ежедневно, например, для написания, создания музыки или украшения в домах. Они несут в себе благоприятные значения от своих имен, а некоторые, как полагают, защищают от злых духов. С древних времен украшение дома такими объектами стало очень популярным.

Лампа для благовоний: Лампа для ладана.

Музыкальные инструменты:

Музыкальные инструменты, такие как «Восемь звуков» (восемь различных музыкальных инструментов из металла, камня, струны, бамбука, тыквы, глины, кожи и дерева), вместе с колоколом и музыкальным камнем представляют собой праздничность, гармонию и удачу.

Письменные инструменты:

К ним относятся «Четыре сокровища исследования», что означает кисть для письма, чернильницу, бумагу и чернильный камень, которые вместе представляют собой похвалу и восхищение ученого с глубокими знаниями и высоким культурным достижением.

Другие:

Согласно «китайским мотивам удачи», другие объекты также служат благоприятными символами, и они часто выступали как украшение, вырезанное на балке или столбах, на двери шкафа или в виде декоративных окон.


  • Подвеска с красной или персиковой веревкой
  • Древние монеты
  • Рог носорога
  • Пять видов благосклонности - пять ритуальных предметов из нефрита, которые включают в себя би (круглый плоский кусок нефрита с отверстием), хуан (полукруглый нефритовый кулон), гуи (удлиненная остроконечная таблетка нефрита), конг (прямоугольный нефрит с круглыми отверстиями) и zhang (нефритовая таблетка gui ).
  • Скрытые Восемь Бессмертных элементов - тыква Ли Тайгуай, цветок лотоса Хэ Синьгу и меч Лу Донгбина.
  • Восемь благоприятных предметов буддизма - волшебная раковина, волшебное колесо и зонтик сокровищ.

Символы

Традиционные символы, которые являются благоприятными, очень популярны и праздничны и могут быть классифицированы следующим образом:

  • Китайский символ 寿 означает долголетие
  • Китайский символ 囍 означает праздник
  • Китайский символ 福 , который означает счастье или удачу

Плавающие облака:

Образцы плавающих облаков на небе представляют собой повышенный статус. Эти знаки все чаще используются в домах и мебели в наши дни, хотя они когда-то были исключительно видны только в имперском дизайне.

Ледяная трещина, цветы и травы:

Изображения ледяной трещины, цветов и трав - это те, которые имеют форму листьев бамбука, и они относятся к элегантности и природе. Они часто представлены в садах или мебели в доме ученых или педагогов.

Наконец, как обсуждалось выше, различные благоприятные символы могут объединяться вместе, чтобы привести их собственные благоприятные коннотации, такие как животные и растения вместе, или конкретный объект и абстрактный знак, и большинство из них должны быть видны в архитектурных структурах в дома и мебели или интерьера.

Флаг КНР 五星红旗 wǔ xīng hóng qí

Флаг Китая представляет собой красное полотнище (пропорции 2:3), в левом верхнем углу которого изображено пять пятиконечных звезд желтого цвета. Одна звезда больше, чем остальные – символизирует Коммунистическую партию Китая, а четыре маленьких желтых звезды - четыре класса населения: крестьян, рабочих, интеллигенцию и буржуазию.

Правда, существуют также и другие интерпретации этих звезд: некоторые считают, что они означают Ханьцев и 4 других народности Китая (самых распространенных), или, например, коммунистическую партию и другие партии Китая. Но исторически это не подтверждено. Единственное, что объединяет все эти интерпретации, так это то, что в любом случае 5 звезд символизируют единение и сплочение народа Китая. Почему красный цвет? Дело в том, что он символизирует революцию 1949 года, ведь именно тогда было образовано КНР и принят этот флаг.

27 сентября 1949 г. именно этот вариант флага был утвержден как официальный флаг КНР. Стоит заметить, что был проведен большой конкурс, на котором были представлены и другие варианты флагов. Один из них, например, на красном фоне изображал одну большую желтую звезду, а под ней три линии. Три линии символизировали три главных реки Китая – Хуанхэ, Янцзы и Чжэцзян, красный цвет – цвет пролитой во время революции крови, а большая желтая звезда – Коммунистическую партию Китая. Но этот вариант не был принят, так как три линии были восприняты как нечто, разобщающее население.

Гимн Китая

Гимн был написан в 1935 году поэтом Тянь Хань и композитором Не Эр. Впервые он был использован в качестве официального гимна КНР в 1949 году на международной конференции в Праге. Во времена культурной революции 60-годов Тянь Хань был арестован и гимн был запрещен. В это время официальным гимном КНР была композиция 东方红 (Dōngfāng Hóng) "Красный восток".

В 1978 году "Марш добровольцев" был вновь принят в качестве официального гимна, но с другими словами. Поддержки народа новые слова гимна не нашли, и поэтому в 1982 году было принято решение восстановить в качестве государственного гимна "Марш добровольцев" 1935 года.

Марш добровольцев 义勇军进行曲 yìyǒngjūn jìnxíngqǔ

Слова гимна

起来!不愿做奴隶的人们!
Qĭlái! Búyuàn zuò núlì de rénmen!

把我们的血肉,筑成我们新的长城!
Bă wŏmen de xuèròu zhùchéng wŏmen xīn de chángchéng!

中华民族到了最危险的时候,
Zhōnghuá Mínzú dào liǎo zùi wēixiăn de shíhòu,

每个人被迫着发出最后的吼声。
Měigerén bèipò zhe fāchū zùihòu de hŏushēng.

起来!起来!起来!
Qĭlái! Qĭlái! Qĭlái!

我们万众一心,
Wŏmen wànzhòng yīxīn,

冒着敌人的炮火,前进!

冒着敌人的炮火,前进!
Mào zhe dírén de pàohuŏ, Qiánjìn!

前进!前进!进!
Qiánjìn! Qiánjìn! Jìn!

Перевод гимна

Вставай, кто рабом стать не желает!
Из своей плоти Великую стену поставим!
Для судьбы нации грозный час наступил,
И из груди рвётся клич наш последний:
Вставай! Вставай! Вставай!
Нас миллионы, но сердцем мы едины,
Под огнём канонады смело мы в бой пойдем,
Вперёд! Вперёд! Вперёд!

Государственный герб Китайской Народной Республики
中华人民共和国国徽
zhōnghuá rénmín gònghéguó guóhuī

Создателем герба КНР является известный архитектор Лян Сычэн. Государственный герб Китайской Народной Республики представляет собой ворота Тяньаньмэнь (Ворота небесного спокойствия) в красном круге. Над воротами изображены 5 желтых звезд, как и на флаге. Красный круг окружен колосьями пшеницы – символом крестьянства и аграрной революции в Китае. А внизу, под воротами, находится зубчатое колесо, которое символизирует рабочий класс. 20 сентября 1950 года он был утвержден в качестве официального герба Китайской Народной Республики.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх