Можно ли самостоятельно кремировать умершего родственника? Как происходит кремация умершего человека? При кремации сжигают ли гроб.

В европейских странах кремация уже старая практика, а в некоторых странах Азии жители обязаны кремировать усопших. По опросам только 15% Россиян смогли сказать, что знают, как проходит кремация. Однако в тех городах России, где имеются крематории, процент кремации доходит до 61,3%.

Традиционно выделим плюсы кремации+

Как многим известно, традиционные могилы не слишком хорошо влияют на экологическую ситуацию города, часто загрязняя подземные воды. Кроме этого государство вынуждено постоянно выделять новые участки земли под захоронения. Урна с прахом занимает мало места в колумбарии, а прах без попадания в почву бальзамирующих веществ, никак не загрязняет окружающую среду.

Урну с прахом разрешается разместить в уже имеющейся могиле (например, прах мужа в могилу жены). Для этого со дня последнего захоронения по санитарным нормам не должно пройти 20 лет, как для обычного захоронения. Также стоит сказать, что с учетом стоимости мест на кладбище, стоимость кремации, как правило, на порядок ниже.

Минусы – или как церковь относится к кремации?

Православная церковь неоднозначно относиться к обряду кремации, считая, что тело нужно предавать земле, а не огню. Однако в наше время, когда кладбища все больше переполняются, служители церкви начали проводить отпевания прямо в крематории.

Крематории есть не во всех городах, а транспортировка тела довольно сложная и затратная задача, что останавливает людей и заставляет делать выбор в пользу обычного захоронения. Кремировать человека или придать его земле, на этот вопрос (если не было пожелания самого покойного) каждый отвечает себе сам. Кто-то считает, что это не по-христиански и человек заслуживает быть предан земле, а кто-то наоборот считает, что с нашей экологией, когда весной гроб подтопляется внутренними водами, лучше избавиться от процесса гниения в болоте и сразу сжечь тело, оставив лишь пепел.

Как происходит кремация человека?

При обращении в крематорий вам выпишут счет-квитанцию , которую нужно будет предоставить в день кремации. Близкие по желанию могут сразу оформить как кремацию, так и последующее размещение урны с прахом в колумбарии.

Вас заранее предупредят о том, что кардиостимулятор и другие приборы не должны присутствовать в теле. Вы сами должны решить, снимать ли с покойного обручальное кольцо, крестик и другие вещи, оставшиеся на теле. В любом случае высокая температура печи способна расплавить любой из этих металлов.

Оставшиеся в печи гвозди, металлические протезы, и прочие включения удаляются с помощью электрического магнита. Гроб обязательно должен быть из горючих материалов, лучше всего деревянный. Перед самой кремацией гроб пломбируется, ручки и крест снимаются, и на него ставиться металлическая табличка с номером, которая дает гарантию, что прах не перепутают.

Урны для кремации

Вам предложат выбрать урну для праха. Помимо эстетической составляющей, урны бывают всех форм: ангел, шар, крест, сердце, птицы …. Есть так называемые биоурны, они специально созданы для захоронения в землю. Благодаря своему биоразлагаемому материалу, они быстро растворятся в земле.

Если вы собираетесь схоронить прах в колумбарий или хранить его дома, то обычно выбирают урны из твердых и долговечных материалов (камень, фарфор, керамика…) На урне, особенно если вы планируете хранить ее дома, часто заказывают гравировку с датами смерти и именами покойного.

Существуют также специальные урны, в которых есть отсек, позволяющий легко развеять пепел по ветру.

Как правило, на 3 день работники крематория доставляют тело из морга в специальный зал прощания крематория, где проходит отпевания, а родственники прощаются с покойным. После этого гроб перемещают в другое помещение для непосредственно кремации, а родственники расходятся.

Процесс кремации занимает около 2 часов. Иногда после кремации, родственники едут на поминки. После того, как тело сгорело, прах герметично помещают в урну, которую родственники заранее выбрали при оформлении заказа на кремацию. Можно также заказать гравировку на урну. Урна с прахом, как правило, выдается на следующий день, иногда в крупных городах процесс выдачи задерживается на 2-3 дня.

Есть крематории, которые разрешают присутствовать прямо во время кремации и выдают прах в тот же день.

Для получения урны с прахом вам кроме паспорта, справки выданной в день кремации и гербового свидетельства о смерти, нужно будет предоставить справку об оплаченных услугах кладбища или колумбария по захоронению урны. Однако если вы, например, хотите развеять пепел по ветру, то вы можете написать заявление о том, что хотите захоронить урну в другом городе. Если урну с прахом не будут забирать в течение года, то она будет похоронена с другими невостребованными урнами. Помните, что многие крематории требуют деньги за хранение невостребованных в течение 40 дней урн.

Что делают с прахом после кремации?

Урну с прахом можно захоронить на новом месте, на кладбище. По сути, такой метод захоронения ничем не отличается от обычного захоронения, вы также можете заказать крест или памятник с указанными на нем датами и фотографией. Единственное отличие в размере участка, который меньше по размерам и может обойтись вам дешевле.

По желанию можно захоронить урну с прахом в семейную могилу к родственникам. В этом случае вам нужно будет только попросить вырыть яму рабочих кладбища. Обычно на место захоронения урны, также ставится либо крест, либо полноценный памятник. Однако чаще всего для урны с прахом покупается место в колумбарии или стене плача .

В России такие стены пока не очень популярны и в основном присутствуют в крупных городах. Колумбарии бывают открытыми (на воздухе) и закрытыми (в помещении). Однако для занятых жителей мегаполиса это становиться спасением. За колумбарием не нужно ухаживать, он всегда выглядит опрятно. Нужно понимать, что как и в случае с захоронением, урна с прахом помещается в колумбарий навсегда и закрывается плитой. Возможность открыть ячейку отсутствует.

После закрытия ячейки близкие получают свидетельство о захоронении. Сама плита ничем не отличается от могильной. На ней также пишут даты, эпитафии, изображают фотографию покойного. Также к плите часто крепят специальные крепления для того, чтобы близкие смогли поставить свечку или возложить цветы.

На западе не редко можно наблюдать, как родственники хранят урну с прахом покойного у себя дома, однако для нашего менталитета это не всегда подходит. Также некоторые перед смертью просят развеять их прах по ветру. Но по закону вы должны предоставить справку о месте захоронения урны , поэтому вы либо можете написать заявление о том, что собираетесь схоронить урну в другом городе, либо договориться с работниками (администрацией) кладбища о выписке этой справки без предоставления места. Конечно за определенную сумму.

При захоронении или при возложении урны в колумбарии присутствуют самые близкие, вместо того чтобы бросить в могилу горсть земли, перед захоронением, все возлагают руки на урну с прахом, там самым прощаясь с покойным.

Сколько стоит кремация?

Непосредственно сама кремация на сегодняшний день стоит около 4000р. Однако в эту стоимость не входит урна и гравировка на ней, предоставление зала для прощаний, музыкальное сопровождение, гроб, автобус от морга до церкви или крематория и после кремации до поминок.

Кроме того, многие ритуальные фирмы организовывают кремацию под ключ. У каждой фирмы свой перечень услуг и своя стоимость таких пакетов. В среднем полный перечь нужных услуг для кремации, с покупкой простого гроба и минимальными атрибутами обойдется вам в 20000 рублей.

Сколько стоит место в колумбарии?

Цена ячейки зависит от места колумбария. Закрытые колумбарии, находящиеся в помещении, а также колумбарии карусельного типа (красиво смотрятся) более дорогие по стоимости. Цена также зависит от высоты ячейки. Первый и последний этажи самые дешевые, так как первый располагается прямо возле земли, а второй слишком высоко, на высоте до 2 метров. В то время как средние этажи, более удобные и находятся возле лица.

Самое дешевое место в Санкт-Петербурге обойдется вам в 4000р, а средняя цена ячейки колумбария в центре Москвы, обойдётся в не менее чем 50000р. Но это только место, также нужно будет отдельно заплатить за мемориальную плиту, за гравировку на ней и за саму процедуру захоронения.

: «Я бы советовал не преувеличивать сложности, связанные с преданием земле»

Отец Владислав, почему Русская Православная Церковь не одобряет кремацию?

– Негативное отношение Русской Православной Церкви к кремации объясняется, прежде всего, тем, что такой способ погребения расходится с церковной традицией. Здесь есть еще и некая богословская проблема, потому что подобный способ погребения не соответствует христианскому учению о Воскресении из мертвых. Не в том, конечно, дело, что Господь не в силах воскресить кремированных. Но со стороны человеческого сообщества ожидается уважительное отношение к останкам усопшего.

– Церковь не воспрещает категорически кремацию под угрозой отлучения от Причастия тех близких, которые решили не предавать земле, а кремировать останки своих родных. Дело в том, что бывают разные обстоятельства. Бывают затруднения. Например, в Японии. Это, конечно, случай не для России, но в Японии тоже есть православные люди, принадлежащие к Русской Православной Церкви. А там законодательно запрещено предавать тело земле. Там есть единственный способ, если так можно выразиться, погребения – это кремация. Только этот способ разрешен законами страны.

Каковы, на ваш взгляд, причины роста популярности кремации сегодня в России?

– Я думаю, что есть общая причина. Она связана с тем, что оставляются и забываются традиции. Ведь в советское время как верующих, так и неверующих все-таки хоронили, как правило, традиционным способом, то есть предавали земле. Хотя, естественно, существовала кремация. Она рекламировалась. Традиции сегодня оставляются. Играет свою роль урбанизация. Сельских жителей, которые обычно наиболее привержены традициям, становится всё меньше. Если 50 лет назад городских жителей была половина, то сейчас связь с деревней значительного большинства соотечественников уже относительная, отдаленная. Уже дедушки, бабушки во втором, третьем поколении – горожане. Но, с другой стороны, казалось бы, восстановление нормальной церковной жизни должно было бы вытеснить кремацию. Тем не менее, мы наблюдаем то, что наблюдаем.

Отец Владислав, какие могут быть контраргументы, которые позволили бы человеку не принимать поспешного решения кремировать своего родственника?

– Прежде всего, необходимо напоминать о церковном учении, о телесном воскресении из мертвых и о церковных традициях и обрядах. О том, что подобный способ погребения хотя Церковью и допускается, в том смысле, что не подвергается прещениям: не отказывают в отпевании тем, кто сам захотел, чтобы его кремировали, – но, тем не менее, Церковь не благословляет такой способ погребения. Мы можем обращаться к церковной и православной совести.

Часто сторонники кремации в России приводят в пример цивилизованную Европу с чистыми ухоженными и аккуратными кладбищами, где нет места грустным воспоминаниям. Многие не хотят думать о плохом на кладбище…

Кладбище должно быть местом напоминания о самом важном: о смерти, о бренности человеческой жизни, о вечности

– Чем кладбище чище и опрятнее, тем, конечно, лучше. Но это не значит, что кладбище не должно быть местом напоминания о смерти, о бренности человеческой жизни, о вечности. Оно призвано как раз быть местом напоминания о самом важном. Кто-то из русских мыслителей начала XX века сказал, что кладбище – это школа философии.

Это все-таки разные вещи. Да, в самом деле, и дороги, и тротуары во многих западных городах (я бы не сказал, что во всех, например Южная Италия совсем не такая уж чистая) аккуратнее, чище и опрятнее, особенно в Северной и Центральной Европе. Так же и кладбища там чище и опрятнее. Но я не думаю, что там преобладает кремация. Я думаю, что всё еще и там чаще предают земле останки усопших. Кремация совсем не связана с чистотой и опрятностью кладбищ. Каким бы чистым и опрятным ни было кладбище, оно всё равно должно оставаться напоминанием о смертности человека и вечности.

Как можно отнестись к позиции человека, который поддерживает кремацию исключительно в силу финансовых соображений?

– Если это человек нерелигиозный, то что ему можно сказать?! Только то, что в этом случае он еще и наплевательски относится к традициям. Все-таки безрелигиозные люди способны традиции уважать. Если он человек церковный, то всё, о чем мы уже говорили, должно быть для него авторитетно и убедительно.

Отец Владислав, возможно, сейчас ваши слова слышат наши читатели, потерявшие своего близкого и родного человека, но которые не могут сделать выбор между традиционными похоронами и кремацией. Что бы вы посоветовали людям, которые оказались в такой непростой ситуации?

Нужно сделать всё возможное, чтобы церковные нормы, церковные традиции были соблюдены

– Я бы им советовал не преувеличивать сложности, связанные с преданием тела земле традиционным способом погребения. И напомнил бы о том, что они долг имеют перед своими близкими усопшими. И этот долг все-таки более всего относится к заботе о спасении своих близких и усопших. Конечно, мы вовсе не утверждаем, что оно, спасение, недоступно тем, кого кремировали. Вовсе не так. Но мы со своей стороны должны сделать всё возможное, чтобы церковные нормы, церковные традиции были соблюдены.

Бывают случаи, когда уже повзрослевшие и воцерковленные христиане узнают, что кого-то из родственников кремировали. И многие начинают переживать по этому поводу. Они беспокоятся о посмертной участи близких. Как можно их успокоить?

– Им не стоит беспокоиться, потому что вообще всякое обращение назад, сожаления о том, что надо было сделать что-то иначе, чем было сделано, непродуктивно. Они должны только усиленно . На них не лежит вины, если против их воли так поступили с ними. А если они сами этого захотели… Ну что ж, это были греховные мысль и дело. Надо молиться Богу о прощении грехов.

В ногу со временем?

Идеологи большевизма сегодня могли бы стоя аплодировать тем данным, которые обнародовал господин Павел Кодыш, президент Союза похоронных организаций и крематориев России. Еще раз процитируем его комментарий «Русской службе новостей»: «В Москве и Санкт-Петербурге кремируют 60% умерших». Сегодня нет транспарантов, призывающих к кремации, никто в обязательном порядке с высокой трибуны не принуждает сжигать тело после смерти.

Единственная сдерживающая сила, открыто выступающая против строительства новых крематориев, – Русская Православная Церковь. Так, митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин в июле 2015 года направил главе Удмуртской Республики Александру Соловьеву обращение о недопустимости строительства крематория в Ижевске:

«С глубокой скорбью я воспринял известие о строительстве в Ижевске крематория. Это не мое личное беспокойство, а беспокойство всех православных жителей Удмуртской Республики», – отметил митрополит Викторин.

Тем, кто полагает, что Церковь должна пойти на уступки в данном вопросе, напомним слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по этому поводу:

«Конечно, речь здесь идет только о , ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого. Кремация, то есть сознательное разрушение тела усопшего, выглядит как отказ от веры во всеобщее Воскресение. Конечно, многие, кто верит во всеобщее Воскресение, по практическим соображениям все-таки кремируют усопших. В случае кончины близкого вам человека вы сможете его отпеть, но если есть у вас возможность убедить его не настаивать на кремации, то попытайтесь сделать это!».

Приведем слова из официального документа «О христианском погребении усопших», который был утвержден Священным Синодом РПЦ 5 мая 2015 года:

«Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20: 13). “Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле”, – писал раннехристианский автор Марк Минуций Феликс».

Русская Православная Церковь и сегодня считает кремацию явлением нежелательным и не одобряет ее.

Отношение к кремации в РПЦЗ

РПЦЗ бескомпромиссна в вопросе о кремации, запрещая своим чадам сжигать тела умерших в крематориях

Любой человек, который ознакомится с итоговым документом Архиерейского Собора РПЦЗ, увидит, что решения Синода принципиальны и не допускают различных толкований. Документ отличает бескомпромиссность относительно кремации тел усопших.

«Сторонники кремации – атеисты и враги Церкви. Греческая и Сербская Церкви также отреагировали отрицательно на эту практику. Кремация тел умерших противоречит тому, что было установлено в христианской Церкви с самого начала», – говорится в документе.

«На основании всех рассмотренных фактов Архиерейский Собор запрещает чадам Русской Православной Церкви Заграницей сжигать тела умерших в крематориях. Священники обязаны объяснять своим прихожанам нехристианский характер таких похорон. Они не должны служить церковную панихиду по тем, чьи тела предназначены для кремации. Имена таких умерших христиан могут поминаться только на Проскомидии».

В документе детально рассмотрен вопрос о том, как могут относиться христиане к воле родственника, который захотел, чтобы после смерти его кремировали:

«Может случиться, что какой-нибудь верующий православный по своему невежеству завещает близким родственникам кремировать свое тело и затем умирает, не получив благословения и не раскаявшись в своем намерении… Если близкие обещали покойному кремировать его тело, то они могут быть освобождены Церковью от этого неблагоразумного обещания путем установленной для таких случаев молитвы. Душа покойного после смерти, видя глупость своего желания кремации тела, будет только благодарна своим близким за такое решение».

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей на сессии от 20 августа / 2 сентября 1932 года по вопросу о кремации тел усопших решил: «Принципиально сожжение тел православных христиан в крематориях не разрешается ввиду того, что этот обычай вводится безбожниками и врагами Церкви. Во всех частных затруднительных случаях предоставить решение епархиальному архиерею».

Отношение к кремации Элладской Православной Церкви

Священный Синод Элладской Православной Церкви в октябре 2014 года заявил, что Церковь не будет отпевать тех, кто завещал себя кремировать. Также Церковь почитает своим долгом уведомить клир и благочестивый народ о тех канонических последствиях, которые несет кремация тел усопших.

  • Кремация не согласуется с практикой и Преданием Церкви по богословским, каноническим и антропологическим причинам.
  • Для того чтобы не впасть в богословское и каноническое заблуждение, необходимо уважение религиозных убеждений и уточнение собственной воли умершего, а не соблюдение воли его близких.

Если установлен факт, что умерший разрешил кремацию своего тела, то последование над ним не совершается.

Почему сожжение – поругание?

Святитель Николай Сербский: “Сжигание тела умершего – это насилие”

Некоторые православные продолжают искренне сомневаться и недоумевать, что плохого в сожжении тел, ведь душа несравненно важнее плоти. К примеру, вот комментарий Анны, нашей читательницы, возмущенной тем, что кремацию ставят под сомнение:

«Кажется, что всё сводится только к мнению священников о том, что к сосуду жизни нужно относиться благоговейно. А сжечь тело – это разве поругание? Ведь и старые рваные книги сжигают, и даже иконы, совсем вышедшие из употребления. В чем тут осквернение? По-моему, это все “оцеживание комара и глотание верблюда”».

На эти вопросы можно ответить словами святителя Николая Сербского:

«Вы спрашиваете меня: почему христианская Церковь возмущается сжиганием умерших? Во-первых, потому, что она считает это насилием. Сербы до сегодняшнего дня ужасаются преступлению Синан-паши, который сжег мертвое тело святого Саввы на Врачаре. Сжигают ли люди мертвых лошадей, собак, кошек или обезьян? Я не слышал об этом, но видел, как их закапывают. Зачем же тогда совершать насилие над мертвыми телами людей – повелителей всего животного мира на земле? Да разве сжигание павших животных, особенно в больших городах, может служить оправданием сжигания умерших людей?

Во-вторых, потому, что этот языческий и варварский обычай был вытеснен из Европы христианской культурой почти 2000 лет назад. Кто желает обновить этот обычай, тот хочет привнести не нечто культурное, современное, новое, а наоборот, вернуть давно отжившее старье. В Америке я видел могилы великих президентов: Вильсона, Рузвельта, Линкольна и многих других знаменитых людей. Никто из них не сожжен».

Старец Паисий Святогорец об отношении к останкам

Сложно найти высказывания святых отцов первых веков христианства о кремации в силу того, что в то время писали, что называется, «на злобу дня»: темы их трудов касались вопросов появления различного рода ересей и лжеучений, споры же о кремации усопших тогда еще не приобрели такого размаха, который мы наблюдаем сегодня. Но мы можем узнать, что думали уважаемые современные духоносные старцы, многие из которых прославлены в лике святых.

Афонскому старцу Паисию Святогорцу рассказали о том, что в Греции «из соображений гигиены и для экономии земных площадей» собираются сжигать мертвых. Его ответ был прост и понятен:

Старец Паисий Святогорец: “То, что всю атмосферу загадили, так это ничего, а косточки им, видите ли, помешали!”

«Из соображений гигиены? Да ты только послушай! И не стыдно им такое говорить? То, что всю атмосферу загадили, так это ничего, а косточки им, видите ли, помешали! А насчет «экономии земли»… Неужели нельзя в целой Греции со всеми ее лесами найти место для кладбищ? Как же так: для мусора находят столько места, а для священных останков не находят. Земли, что ли, дефицит? А сколько мощей святых может быть на кладбищах? Об этом они не подумали?

В Европе сжигают мертвых не потому, что их негде хоронить, но потому, что кремацию считают делом прогрессивным. Вместо того, чтобы вырубить какой-нибудь лесок и освободить место для мертвых, скорее освободят место от них самих, сжигая и превращая их в золу. Мертвых сжигают потому, что нигилисты хотят разложить всё – включая человека. Они хотят сделать так, чтобы не осталось ничего, что напоминало бы человеку о его родителях, о его дедах, о жизни его предков. Они хотят оторвать людей от Священного Предания, хотят заставить их позабыть о жизни вечной и привязать к жизни этой временной».

Вместо эпилога

Недавно я специально зашел на Донское кладбище. Посмотрел закрытый колумбарий. Он находится слева от храма преподобного Серафима Саровского. В здании было совсем тихо. Из живых людей никого не увидел. Поймал себя на мысли, что я вообще не привык к тому, что вот так может выглядеть могила: розовая стена, пластмассовые цветы, которые никогда не потеряют своей формы, а на высоте трех метров табличка с фамилией и именем. И таких табличек сотни. Обратил внимание на новую стенку: что-то наподобие массивного стеллажа со стеклянными дверцами. Видимо, новый, поскольку многие ячейки пока пустуют. Мне они напомнили – прошу простить меня за такое, может быть, неуместное сравнение – ячейки в супермаркете, куда можно поставить сумку. Это был мой первый поход в колумбарий. И надеюсь, что последний.

Кремация - современный экологически чистый вид погребения умерших. Мировая практика уже больше столетия широко использует высококультурную традицию прощания с покойным - кремацию как способ захоронения, являющейся современным направлением в экологии и экономике похорон.


Крематорий (от латинского "cremo" - сжигать) - представляет собой ритуальное здание, предназначенное для предания тел (останков) умерших (погибших) огню (кремации). Кремация в 100 раз уменьшает территорию для погребения, а срок минерализации останков сокращается с 50 лет до 1 часа. В современных условиях администрации городов, не имеющих крематориев, постоянно сталкиваются с проблемой расширения кладбищ. Сама по себе покупка земли для кладбищ требует значительных затрат из городских бюджетов, помимо этого значительные суммы тратятся на благоустройство кладбищ. Решить проблемы нехватки земель больших городов могла бы кремация как самый современный и экологически чистый вид погребения.


На Западе, где плотность населения гораздо выше, кремация, как средство «сохранения здоровья и земли для живых людей» (цитата из декларации Международной медицинской конференции 1869 года), стала широко использоваться со второй половины XIX века. В России первые крематории появились незадолго до революции 1917 года, а в годы советской власти распространение кремации стало государственной задачей. Так, в принятой Советом Министров СССР программе развития похоронного дела предусматривалось строительства крематориев во всех крупных городах Советского Союза.

После распада Советского Союза насущные проблемы российских городов вновь поставили в перечень самых важных государственных проблем задачу распространения кремации. В резолюции Государственной думы от ноября 2003 года Правительству РФ предложено разработать комплексную программу строительства крематориев в России. Однако в Комплексную программу развития жилищно-коммунального комплекса страны строительство крематориев в качестве отдельного раздела опять включено не было. Таким образом, на данный момент строительство и оснащение крематориев в Российской Федерации может осуществляться муниципалитетами городов с привлечением средств из своих бюджетов, а также средств кредитных и частных коммерческих организаций.


Процесс кремации

Процесс кремации представляет собой горение тела умершего за счёт подаваемых в камеру кремационных печей потоков газа, раскалённого до высоких температур (870—980 °C). Для эффективной дезинтеграции в современных печах внедрен ряд модификаций (одна из них заключается в подаче большей части пламени на торс, который составляет основную массу тела), а также подвижные горелки, создающие нужную температуру равномерно во всей печи. Основные виды топлива для печей в настоящее время - дизельное топливо, природный газ, реже электричество. До 1960-х гг. активно использовался каменный уголь или кокс.

Современные печи автоматизированы и контролируются микропроцессорными устройствами, снабжены устройствами для обеспечения безопасного использования (например, загрузочная дверь печи блокируется, пока не будет достигнута нормальная рабочая температура; гроб подаётся в печь максимально быстро во избежание потерь тепла с помощью специализированных тележек или транспортеров).

Для кремации умерший должен быть помещен в гроб из горючего материала. В некоторых крематориях допускается присутствие родственников при помещении гроба в печь.

В процессе кремации температура внутри печи достигает от 872 до 1092 градуса по Цельсию и под ее воздействием тело разрушается на мелкие фрагменты. В зависимости от модели кремационной печи для кремирования тела взрослого человека средней комплекции требуется от 80 до 120 минут. Вопреки распространенному мнению в процессе кремации не образуется "пепел". Прах представляет собой смесь сгоревших останков костей, материала гроба и металлических предметов (гвоздей, протезов). После остывания металлические предметы изымаются из праха с помощью магнита. костные останки помещаются в шаровую мельницу (кремулятор), где в течение нескольких минут прах превращается в серовато-белый порошок однородной консистенции. Органические вещества в прахе полностью отсутствуют, поэтому прах совершенно безопасен в инфекционном смысле. Объем праха после кремации взрослого человека - в среднем 4-4,5 литра.

После завершения кремации и остывания останков они помещаются во временный контейнер и хранятся там до тех пор, пока родственники не примут решение об их дальнейшей судьбе. В дальнейшем производится захоронение праха одним из разрешенных законом способов - захоронение в колумбарии, в могиле в земле, или развеивание праха на специально отведенной площадке.


История кремации

Кремация как вид погребения использовалась еще в доисторические времена. Древние люди воспринимали огонь как божество и считали, что предание огню тела умершего родственника обеспечит его защиту в загробном мире.

На Европейском континенте кремацию впервые стали широко применять в Древней Греции. Греки считали, что сжигание умершего очищает его душу и освобождает ее от земного тела. Затем, вместе со многими обычаями и ритуалами перенятыми римлянами у Древней Эллады, кремация как вид погребения получила широкое распространение в Древнем Риме. Именно во времена Древнего Рима появился обычай хранить кремированные останки в украшенных урнах в особых местах – колумбариях. К 400 г.н.э. с принятием большинством народов Европы христианства кремация была повсеместно заменена погребением в землю.

В Западной Европе кремирование возобновилось во второй половине XVIII века. В 1869 году Международная медицинская конференция, проходившая во Флоренции, Италия, приняла резолюцию, в которой призывала к широкому распространению кремации, как способствующей "сохранению здоровья и земли для живых людей". Призыв медиков получил поддержку общественности во многих странах Европы, Америки и в Австралии.

В 1873, профессор Бруно Брунетти разработал первую в мире кремационную печь, которая была продемонстрирована на Международной выставке в Вене. В следующем году сэр Генри Томпсон, личный врач королевы Виктории, основал Английскую ассоциацию крематоров. А в 1878 году в английском городе Уокинг и немецком городе Гота были построены первые в Европе крематории.

Хотя первая документально подтвержденная кремация в США состоялась в 1792 году, первый крематорий был построен доктором Дж.Ле Мойном в районе Вашингтона только в 1876 году. Второй американский крематорий открылся восемь лет спустя, в 1884 году в городе Ланкастер, штат Пенсильвания. В период с 1881 по1885 годы в США было создано несколько ассоциаций крематоров. Постепенно, с ростом спроса на этот вид услуг росло и количество крематориев в стране. В 1913 году в Северной Америке работали 52 крематория, которые провели более 10.000 кремаций. В этом же году доктор Х.Эриксен основал Американскую ассоциацию крематоров, которая сейчас известна как Ассоциация крематоров Северной Америки (Cremation Association of North America (CANA).

Кремация в России

Кремация по санитарно-медицинским соображениям проводилась в России и до 1917 года. Например, «чумной» Форт «Император Александр I» был оборудован крематорием для сжигания погибших от чумы лабораторных животных. Но в нём также пришлось кремировать и заразившихся в процессе исследований лёгочной чумой погибших докторов В. И. Турчинович-Выжникевича (1905) и М. И. Шрейбера (1907). Первый гражданский крематорий был построен также до 1917 года, во Владивостоке, с использованием печи японского производства, вероятно, для кремации граждан Японской империи (во Владивостоке в те годы проживало немало выходцев из Нагасаки).


Однако кремация в России не получила широкого распространения, в основном, вследствие приверженности народа к веками сложившимся православным традициям погребения, предписывающим предавать тело земле. Лишь в начале XX века, по мере роста революционных настроений и влияния атеистических идей, появились первые кружки приверженцев кремации. Во время Гражданской войны началось строительство первого крематория в Петрограде, завершённое в 1920 году. Крематорий был открыт в котельном помещении бывших бань на Васильевском острове, 14-я линия, дом 95-97. Основу его составляла регенеративная кремационная печь "Металлург" конструкции профессора Горного института В. Н. Липина. Крематорий использовался исключительно для сжигания невостребованных и неопознанных тел. Сохранился акт о первой в истории советской России кремации, подписанный председателем Постоянной комиссии по постройке 1-го Государственного крематория и морга, управляющим делами отдела управления Петрогубисполкома Б. Г. Каплуном и другими лицами, присутствовавшими при этом мероприятии. В акте, в частности, записано:


"14 декабря 1920 г. мы, нижеподписавшиеся, произвели первое опытное сожжение трупа красноармейца Малышева, 19 лет, в кремационной печи в здании 1-го Государственного Крематория - В. О., 14 линия, д. 95/97. Тело задвинуто в печь в 0 час. 30 мин., причём температура печи в этот момент равнялась в среднем 800 Ц при действии левого регенератора. Гроб вспыхнул в момент задвигания его в камеру сожжения и развалился через 4 минуты после введения его туда…"


Печь проработала недолго, с 14 декабря 1920 по 21 февраля 1921 года, и была остановлена "за отсутствием дров". За этот промежуток времени в ней было сожжено 379 тел, большую часть из которых предали сжиганию в административном порядке, а 16 - по желанию родных или согласно завещанию.


В 1927 году был построен второй на территории России, но первый в СССР крематорий - Донской - в храме преподобного Серафима Саровского Донского монастыря. Он и был долгое время единственным активно действующим крематорием в стране. Именно в нём кремировали многих деятелей КПСС для последующего захоронения в колумбарии, построенном на территории монастыря, или в Кремлёвской стене.


В начале 1942 года в блокадном Ленинграде в связи с резким возрастанием смертности городского населения похоронные службы оказались физически не в состоянии справиться с ежедневным захоронением на кладбищах города тысяч умерших. Положение дел было существенно облегчено организацией крематория. Первая, экспериментальная установка была запущена в г. Колпино 10 февраля 1942 года на термическом участке цеха № 3 Ижорского завода. Было кремировано семь трупов, после чего специальная комиссия, «с гигиенической точки зрения», сочла «необходимым рекомендовать и развивать сжигание как средство реальное и необходимое в данной обстановке». 27 февраля 1942 года Ленгорисполком решением № 140-с постановил: «Разрешить исполкому Колпинского райсовета депутатов трудящихся и дирекции ордена Ленина Ижорского завода производить сжигание трупов в термических печах завода». Крематорий в Колпине действовал 4 месяца (с февраля по май), и за это время в нём были кремированы останки 5524 человек. Большинством из них были бойцы Красной Армии, павшие на колпинских рубежах. Их прах был захоронен в братской могиле у цеха № 2.


Опыт колпинцев через короткое время был использован и в масштабах всего Ленинграда. В марте 1942 года по решению городских властей был переоборудован в крематорий 1-й кирпично-пемзовый завод, находившийся на территории современного Московского парка Победы. 16 марта 1942 года состоялась первая кремация 150 трупов. После того как крематорий стал работать на двух печах и в три смены, его пропускная способность увеличилась. Так, например, 18 апреля было подвергнуто сжиганию 1425 останков, а всего к 1 января 1943 года кремировано 109 925 трупов. Благодаря работе крематория в Ленинграде значительно улучшилась эпидемиологическая ситуация, а с 1 июня 1942 года на городских кладбищах была прекращена практика массовых захоронений. Блокадный крематорий функционировал на протяжении почти трёх лет (по другим данным, уже 15 ноября 1943 года кирпичный завод приступил к выпуску своей обычной продукции). За это время в его печах, только по предварительным подсчётам, были сожжены тела более чем 100 тысяч жителей города и воинов. Их пепел был погребён в расположенных поблизости карьерах, где в наши дни располагаются парковые пруды.


В настоящее время в России имеется 15 крематориев в 12 городах: Москва (Митинский, Николо-Архангельский, Носовихинский, Хованский), Санкт-Петербург, Артём, Владивосток, Екатеринбург, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новосибирск, Норильск, Ростов-на-Дону, Сургут (самый недавний из введённых в строй крематориев, открылся в 2008 году), Челябинск. В большинстве своём их услуги не особо популярны у населения (кремацию в этих городах выбирают родственники в среднем не более 15-20 % умерших). Наибольший процент - в Санкт-Петербурге, Норильске и Москве (50-70 % всех умерших). Самый большой крематорий - Николо-Архангельский в Москве - оборудован 7 двойными кремационными печами. Его строительство было завершено в марте 1972 года. Он занимает площадь 210 га, и в нём имеется 6 нерелигиозных траурных залов, которые используются при атеистических похоронах.

Как православная церковь относится к кремации?

Православная церковь понимает, что растущие города России не в состоянии эффективно содержать имеющиеся и постоянно выделять новые участки земли под кладбища. Эта проблема усугубляется тем, что каждое кладбище в современном виде по сути дела является экологической бомбой, активно загрязняющей в первую очередь источники питьевой воды городского населения. Исходя из этих причин, Православная церковь в лице Патриарха всея Руси Алексия II заявила, что кремация как способ погребения, не противоречит православным канонам, хотя и не приветствуется церковными иерархами. Подтверждением такой позиции РПЦ может служить тот факт, что в крематориях российских городов православным священникам официально разрешено проводить службы по отпеванию умерших.

Организация кремации, или похорон, - занятие неприятное. Каждый человек хотя бы один раз в жизни испытывает душевную боль от утраты близкого человека. Но именно в эти траурные дни родственникам покойного необходимо собраться с мыслями и заняться вопросом погребения или кремации тела умершего человека. Если покойный при жизни успел передать близким людям свою последнюю волю о том, каким именно способом он хотел бы быть похоронен, ситуация в этом случае однозначна. Против желания покойного человека действовать не принято. Вариант захоронения может быть прописан и в завещании. Когда такого документа у родственников нет или в нем не обозначена воля покойного относительно этого, решение о погребении или кремации принимается на семейном совете.

Разрешение на кремацию

От того, что именно выбрано (кремация или похороны), зависят дальнейшие действия родственников покойного человека. Если было принято решение предать тело земле, то его укладывают в гроб и производят традиционное захоронение на кладбище. Если выбран другой способ, то люди, занимающиеся организацией кремации, должны учитывать некоторые особенности и нюансы этой процедуры.

Никакого особенного разрешения процесс кремации не требует. В больших городах около 50% тел отправляют в крематорий. Такая популярность объясняется нехваткой мест на кладбище для выполнения стандартных захоронений.

А урну с прахом могут закопать в уже существующей могиле, принадлежащей близкому родственнику усопшего.

Кремация в России разрешена официально. Такой метод захоронения применяли еще в 1927 году. В то время на территории Донского монастыря был открыт первый крематорий в России. Этот метод избавления от тела распространен в странах, где преобладает население, исповедующее буддизм, синтоизм и индуизм. Этот метод захоронения человека не является основным у католиков и православных. Церковь не одобряет, но и не запрещает кремирование. Однако даже в случае сжигания человеческого тела предварительно над ним необходимо произвести обязательный обряд отпевания.

Оформление кремации

В отличие от обычного захоронения, процедура кремации является весьма новым способом, у которого есть 2 весомых преимущества:

  • незначительные материальные затраты;
  • экологическая безопасность.

Перед тем как отвезти тело человека в крематорий, родственники покойного должны оформить некоторые документы. В первую очередь необходимо позаботиться о получении свидетельства о смерти. Затем в морг нужно отвезти одежду, в которой человек будет находиться во время отпевания в церкви, гражданской панихиды и непосредственно при сжигании. В итоге нужно обязательно договориться о выдаче тела в определенный день. Когда все будет готово, можно обращаться в крематорий. Там изначально нужно решить, будет это общая или индивидуальная кремация. Выбор варианта зависит от материальных возможностей, поскольку одиночное сожжение стоит гораздо дороже.

Возможные проблемы

На разных этапах подготовки к кремации могут произойти проблемы. В крематории откажутся провести ритуал из-за отсутствия полного пакета документов. Для того чтобы тело покойного приняли в крематорий, сопровождающий человек должен принести:

  • собственный документ, удостоверяющий личность (паспорт);
  • свидетельство о смерти (копия);
  • квитанцию-договор, подтверждающую оплату услуг.

Разумеется, что принесенный паспорт возвращается человеку обратно. Если для кремирования будет привезен человек, умерший насильственной смертью или в результате несчастного случая, то потребуется дополнительно предоставить письменное разрешение следственного отдела.

Этот же документ будет необходим, если на кремацию привезен человек без установления личности.

Недостаточное количество крематорий - это еще одна существенная проблема. Особенно она актуальна для жителей небольших населенных пунктов, где гораздо проще организовать ритуал на кладбище. На данный момент крематории имеются только в крупных городах:

  • Москве;
  • Санкт-Петербурге;
  • Волгограде;
  • Новосибирске;
  • Екатеринбурге;
  • Ярославле;
  • Хабаровске;
  • и в некоторых других.

Если умерший человек проживал в городе, где отсутствует крематорий, и родственники не хотят хоронить его на кладбище, то им необходимо обратиться в компанию, осуществляющую пассажирские перевозки на дальние расстояния. Заказать автомобиль, на котором тело будет доставлено для кремации, лучше заранее. При этом необходимо точно убедиться, в какие часы работает крематорий. Других проблем возникнуть не должно.

Кремация и выдача урны с прахом

Самый важный момент наступает, когда родственникам приходится прощаться с телом покойного человека. Многих интересует, как происходит кремация и что уместно принести на ритуал прощания с телом. В настоящее время существует общая и индивидуальная кремация. В первом случае ритуал прощания с телами кремируемых людей практически отсутствует. Сразу несколько тел помещается в печь и сжигается.

Прах кладется в урны и выдается родственникам.

Индивидуальная кремация - ритуал дорогостоящий. Родственники покойного могут приносить цветы на кладбище, произносить прощальные речи. После того как была совершена индивидуальная кремация, родственникам выдается урна с прахом усопшего. Если по каким-то причинам урну не забрали, она бесплатно храниться в морге в течение 40 дней. Затем начинает начисляться плата в размере 5 рублей за каждый день хранения. Если через год родственники не забирают урну, производится ее захоронение на кладбище в общей могиле.

В среднем индивидуальная кремация стоит от 5 до 6 тысяч рублей. Цена зависит от региона. За проведенный ритуал общего сжигания придется заплатить от 3 до 4 тысяч рублей. Если сами родственники не желают заниматься организацией кремации, они могут обратиться в ритуальные агентства. Сотрудники похоронной службы займутся оформлением документов и подготовкой тела усопшего.

В современном густонаселенном мире люди все чаще задумываются над тем, чтобы предать свое тело не земле, а огню. Как церковь относится к кремации и насколько разумно выбирать такой способ захоронения, мы расскажем в этой статье.

Немало людей вне зависимости от вероисповедания сегодня все чаще выбирают кремацию. Это и неудивительно, ведь такой тип захоронения имеет свои преимущества:

  • Рациональное использование земельных ресурсов в связи с небольшими размерами урны.
  • Экологичность и эстетичность.
  • Небольшие расходы на похороны.
  • Более доступная и легкая транспортировка.

Различные религии по-разному относятся к кремированию. Многие из них, такие как иудаизм и мусульманство, считают, что тело и душа едины, поэтому, уничтожая тело, мы уничтожаем и душу. Другие, к примеру, индуизм и буддизм, напротив, уверены, что при сжигании душа быстрее покидает тело, в котором заперта. Католическая церковь долгие годы запрещала кремировать покойных, однако уже с 1960-х годов этот запрет был снят. А вот отношение православной церкви к кремации до сих пор остается крайне негативным. Несмотря на то, что батюшки соглашаются отпевать тела кремированных покойных, они уверены в том, что это языческий обряд, который вредит душе умершего.

Вы можете спросить: если это всего лишь вопрос времени, когда тело полностью разложится, то какая разница, какой способ захоронения был выбран: погребение в земле или кремация? Церковь и на это находит ответ. Дело в том, что важным остается факт отношения к телу. Если восточные религии, которые являются родоначальниками этой традиции, относятся к телу как к темнице души, то для христиан тело является священным храмом. И не во власти человека решать, что с ним будет даже после смерти. Священники утверждают, что, соглашаясь на кремацию, люди оскорбляются самого Господа, того, кто дал нам это тело и вселил в него жизнь.

Однако, несмотря на то, что отношение церкви к кремации в целом отрицательное, найдется немало представителей православной веры, которые допускают сжигание тела при определенных условиях. Такими условиями могут быть отсутствие средств для покупки места на кладбище, а в последствии обустройства могилы, приобретения памятника и ограды. Исключение также составляет случай, когда близкий человек хочет быть захоронен вместе со своим родным, однако по санитарным нормам это сделать не представляется возможным. Дело в том, что подзахоронить тело к покойному отцу, бабушке, мужу или жене можно только тогда, когда со дня смерти прошло достаточно времени. С урной все гораздо проще. Однако люди должны понимать, что для души человека неважно, похоронен он в одной могиле с близким или нет. Если это были по-настоящему искренние отношения, если этих людей связывали сильные чувства и не менее сильная вера, то после смерти их души без проблем найдут дорогу друг к другу, даже если тела похоронены на кладбищах разных стран. Другое дело, если при жизни кто-либо из людей был богоборцем. Тогда и захоронение в одной могиле не будет гарантом того, что после смерти души встретятся. Порой церковь идет на уступки и разрешает проводить кремацию для удобства. Так, женщине в возрасте наверняка будет тяжело и физически, и материально добираться на один конец города на могилу к матери и отцу, на другой - к мужу, а в соседний город - на кладбище, где похоронена сестра. Гораздо проще, когда привести в порядок нужно лишь одно место захоронения.

Нередко в церковь приходят родственники с завещанием умершего, в котором написано о просьбе кремировать тело. В этом случае близкие интересуются, как церковь относится к кремации и можно ли нарушать волю покойного? Священники настаивают на том, чтобы пойти против желания умершего и похоронить человека по всем христианским традициям. В этом случае вы спасаете душу покойного от большого греха. Также не стоит развевать прах над каким-то местом, будь то море или родной дом умершего.

Если вы все же по каким-либо причинам кремировали тело вашего близкого, а сейчас сожалеете о содеянном, помните, что уже ничего нельзя изменить. Несмотря на то, что кремация и православная церковь - понятия несовместимые, батюшки не советуют делать из случившего большую трагедию. Что сделано, то сделано, и слезами вы ничего не измените. Главное - вовремя все понять и раскаяться. Ведь Бог, помещая людей в рай, руководствуется не тем, что стало с телом после смерти, а тем, каким человек был при жизни.

С информацией о похоронных бюро и ритуальных агентах предлагаем ознакомиться в разделе Похоронные бюро нашего справочника



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх