Монтеверди биография. Клаудио Монтеверди (1567–1643)

Монтеверди отстаивает права чувств и свободы в музыке. Невзирая на протесты защитников правил, он разрывает путы, которыми музыка сама себя опутала, и хочет, чтобы впредь она следовала лишь велениям сердца.
Р. Роллан

Творчество итальянского оперного композитора К. Монтеверди - одно из уникальных явлений в музыкальной культуре XVII в. В своем интересе к человеку, к его страстям и страданиям, Монтеверди - истинный художник Ренессанса. Никому из композиторов того времени не удалось так выразить в музыке трагическое, ощущение жизни, приблизиться к постижению ее правды, так раскрыть первозданную природу человеческих характеров.

Монтеверди родился в семье врача. Его музыкальными занятиями руководил М. Индженьери - опытный музыкант, капельмейстер Кремонского собора. Он развил полифоническую технику будущего композитора, познакомил с лучшими хоровыми произведениями Дж. Палестрины и О. Лассо. Моитеверди сочинять начал рано. Уже в начале 1580-х гг. вышли в свет первые сборники вокальных многоголосных произведений (мадригалов, мотетов, кантат), а к концу этого десятилетия он становится известным в Италии композитором, членом академии Сайта Чечилия в Риме. С 1590 г. Монтеверди - на службе в придворной капелле герцога Мантуанского (сначала в качестве оркестранта и певца, а затем и капельмейстера). Пышный, богатый двор Винченцо Гонзага привлекал лучшие художественные силы того времени. По всей вероятности, Монтеверди мог встречаться с великим итальянским поэтом Т. Тассо, фламандским художником П. Рубенсом, членами прославленной флорентийской камераты, авторами первых опер - Я. Пери, О. Ринуччини. Сопровождая герцога в частых путешествиях, военных походах, композитор побывал в Праге, Вене, Инсбруке, Антверпене. В феврале 1607 г. в Мантуе с огромным успехом была поставлена первая опера Монтеверди - «Орфей » (либретто А. Стриджо). Пасторальную пьесу, предназначенную для дворцовых празднеств, Монтеверди превратил в настоящую драму о страданиях и трагической судьбе Орфея, о бессмертной красоте его искусства. (Монтеверди и Стриджо сохранили трагический вариант развязки мифа - Орфей, покидая царство мертвых, нарушает запрет, оглядывается на Эвридику и теряет ее навсегда.) «Орфей» отличается удивительным для раннего произведения богатством средств. Экспрессивная декламация и широкая кантилена, хоры и ансамбли, балет, развитая оркестровая партия служат воплощению глубоко лирического замысла. До нашего времени сохранилась всего одна сцена из второй оперы Монтеверди - «Ариадна» (1608). Это знаменитый «Плач Ариадны» («Дайте мне умереть...»), послуживший прообразом множества арий lamento (арий жалобы) в итальянской опере. (Плач Ариадны известен в двух вариантах - для голоса solo и в виде пятиголосного мадригала.)

В 1613 г. Монтеверди переехал в Венецию и до конца жизни оставался на службе капельмейстером в соборе Св. Марка. Богатая музыкальная жизнь Венеции открыла перед композитором новые возможности. Монтеверди пишет оперы, балеты, интермедии, мадригалы, музыку к церковным и придворным празднествам. Одно из оригинальнейших произведений этих лет - драматическая сцена «Поединок Танкреда и Клоринды» на текст из поэмы Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим», соединившая чтение (партия Рассказчика), актерскую игру (речитативные партии Танкреда и Клоринды) и оркестр, который живописует ход поединка, раскрывает эмоциональный характер сцены. В связи с «Поединком» Монтеверди писал о новом стиле concitato (возбужденном, взволнованном), противопоставляя его господствовавшему в то время «мягкому, умеренному» стилю.

Остроэкспрессивным, драматическим характером отличаются и многие мадригалы Монтеверди (в Венеции был создан последний, восьмой сборник мадригалов, 1638). В этом жанре многоголосной вокальной музыки сформировался стиль композитора, произошел отбор выразительных средств. Особенно оригинален гармонический язык мадригалов (смелые тональные сопоставления, хроматические, диссонирующие аккорды и т. п.). В конце 1630-х - начале 40-х гг. наивысшего расцвета достигает оперное творчество Монтеверди («Возвращение Улисса на родину» - 1640, «Адонис» - 1639, «Свадьба Энея и Лавинии» - 1641; 2 последние оперы не сохранились).

В 1642 г. в Венеции была поставлена «Коронация Поппеи » Монтеверди (либретто Ф. Бузинелло по «Анналам» Тацита). Последняя опера 75-летнего композитора стала подлинной вершиной, итогом творческого пути. В ней действуют конкретные, реально существовавшие исторические лица - римский император Нерон, известный своим коварством и жестокостью, его учитель - философ Сенека. Многое в «Коронации» наводит на аналогии с трагедиями гениального современника композитора - В. Шекспира. Открытость и накал страстей, резкие, подлинно «шекспировские» контрасты сцен возвышенных и жанрово-бытовых, комедийных. Так, прощание Сенеки с учениками - трагическая кульминация оаеры - сменяется веселой интермедией пажа и служанки, а затем начинается настоящая оргия - Нерон с друзьями глумится над учителем, празднует его смерть.

«Единственный его закон - сама жизнь», - писал о Монтеверди Р. Роллан. Смелостью открытий творчество Монтеверди надолго опередило свое время. Композитор провидел очень отдаленное будущее музыкального театра: реализм оперной драматургии В. А. Моцарта, Дж. Верди, М. Мусоргского. Может быть, поэтому столь удивительной оказалась судьба его произведений. Долгие годы они оставались в забвении и вновь вернулись к жизни только в наше время.

И. Охалова

Сын врача и старший из пяти братьев. Учился музыке у М. А. Индженьери. В пятнадцать лет публикует Духовные напевы, в 1587 году - первую книгу мадригалов. В 1590 году при дворе Мантуанского герцога Винченцо Гонзага становится альтистом и певцом, затем руководителем капеллы. Сопровождает герцога в Венгрию (во время турецкой кампании) и Фландрию. В 1595 году женится на певице Клаудии Каттанео, которая подарит ему троих сыновей; она умрет в 1607 году вскоре после триумфа «Орфея». С 1613 года - пожизненная должность руководителя капеллы в Венецианской республике; сочинение духовной музыки, последних книг мадригалов, драматических произведений, большей частью утерянных. Около 1632 года принимает священнический сан.

Оперное творчество Монтеверди имеет очень солидные основы будучи плодом предшествующего опыта сочинения мадригалов и духовной музыки, жанров, в которых кремонский мастер достиг несравненных результатов. Основными этапами его театральной деятельности - во всяком случае, исходя из того, что до нас дошло,- представляются два четко выделяющихся периода: мантуанский начала века и венецианский, который приходится на его середину.

(крещён 15. V. 1567, Кремона - 29. XI. 1643, Венеция)

Итальянский композитор, автор мадригалов, опер, церковных произведений, одна из ключевых фигур эпохи, когда на смену музыкальному стилю Ренессанса приходил новый стиль барокко. Родился в семье известного врача Балдассаре Монтеверди. Точная дата рождения не установлена, но документально подтверждено, что Клаудио Джованни Антонио был крещен 15 мая 1567 в Кремоне.

Клаудио, по-видимому, некоторое время учился у М.А.Индженьери, регента кремонского собора. Первые пять сборников сочинений, вышедших из-под пера молодого композитора (Духовные напевы, Cantiunculae Sacrae, 1582; Духовные мадригалы, Madrigali Spirituali, 1583; трехголосные канцонетты, 1584; пятиголосные мадригалы в двух томах: Первый сборник, 1587 и Второй сборник, 1590), отчетливо свидетельствуют о полученной им выучке. Период ученичества окончился примерно к 1590: тогда Монтеверди ходатайствовал о получении места скрипача в придворном оркестре герцога Винченцо I Гонзаги в Мантуе и был принят на службу.

Мантуанский период. Служба в Мантуе принесла музыканту немало разочарований. Лишь в 1594 Монтеверди стал кантором и только 6 мая 1601, после ухода Б. Паллавичино, получил должность maestro della musica (мастера музыки) герцога Мантуанского. В этот период (в 1595) он женился на певице Клаудии Каттанео, родившей ему двух сыновей – Франческо и Массимилиано; Клаудиа умерла рано (1607), и Монтеверди оставался вдовцом до конца своих дней. В первое десятилетие при мантуанском дворе Монтеверди сопровождал патрона в его путешествиях в Венгрию (1595) и Фландрию (1599). Эти годы принесли богатый урожай пятиголосных мадригалов (Третий сборник, 1592; Четвертый сборник, 1603; Пятый сборник, 1605). Многие из мадригалов приобрели известность задолго до их напечатания. Вместе с тем эти сочинения вызвали приступ гнева у Дж.М.Артузи, каноника из Болоньи, который выступил с критикой композиторских приемов Монтеверди в целом потоке ядовитых статей и книг (1602–1612). Композитор ответил на нападки в предисловии к Пятому сборнику мадригалов и более пространно – устами своего брата Джулио Чезаре в Dichiarazione (Разъяснении), это сочинение было напечатано как приложение к сборнику композиций Монтеверди Музыкальные шутки (Scherzi musicali, 1607). В ходе полемики композитора с критиками были введены в употребление понятия «первая практика» и «вторая практика», обозначавшие старый полифонический стиль и новый монодический стили.

Творческая эволюция Монтеверди в жанре оперы началась позже, в феврале 1607, когда было закончено Сказание об Орфее (La Favola d"Orfeo) на текст А. Стриджо Младшего. В этом произведении композитор сохраняет верность прошлому и предвосхищает будущее: Орфей – наполовину ренессансная интермедия, наполовину – монодическая опера; монодический стиль к тому времени уже был разработан во Флорентийской камерате (группе музыкантов под руководством Дж.Барди и Дж.Корси, которые работали совместно во Флоренции в 1600). Партитура Орфея была издана дважды (1609 и 1615). Следующими сочинениями Монтеверди в этом жанре стали Ариадна (L"Arianna, 1608) и опера-балет Балет неблагодарных (Il Ballo dell"ingrate, 1608) – оба произведения на тексты О.Ринуччини. В тот же период Монтеверди впервые выступил на поприще церковной музыки и опубликовал выдержанную в старом стиле мессу In illo tempore (в ее основе мотет Гомберта); в 1610 он добавил к ней Псалмы вечерни. В 1612 умер герцог Винченцо, а его преемник сразу же уволил Монтеверди и Джулио Чезаре (31 июля 1612). На время композитор с сыновьями вернулся в Кремону, а ровно через год (19 августа 1613) получил место руководителя капеллы (maestro di cappella) в венецианском соборе св. Марка.

Венецианский период. Эта должность (самая блестящая среди имевшихся тогда в Северной Италии) сразу избавила Монтеверди от несправедливостей, пережитых им в пору возмужания. Он прослужил на почетном и хорошо оплачиваемом посту соборного капельмейстера в течение трех десятилетий, и в это время, что вполне естественно, переключился на церковные жанры. Однако он не оставил и своих оперных проектов: так, для Мантуи в 1627 была создана реалистическая комическая опера Мнимая сумасшедшая (La finta pazza Licori). Это сочинение не сохранилось, как и большинство музыкально-драматических произведений Монтеверди, относящихся к последним тридцати годам его жизни. Зато до нас дошло прекрасное произведение, представляющее собой нечто среднее между оперой и ораторией: Поединок Танкреда и Клоринды (Il combattimento di Tancredi e Clorindo), написанный в 1624 в Венеции (издан в Восьмом сборнике мадригалов, 1638), основанный на сцене из поэмы Т.Тассо Освобожденный Иерусалим, одном из любимых поэтических источников композитора. В этом сочинении впервые появляется новый драматический стиль (genere concitato) с выразительным употреблением приемов тремоло и пиццикато.

Падение Мантуи в 1630 стало причиной утраты многих автографов произведений Монтеверди. Политический переворот, вызванный борьбой за герцогство после кончины последнего из династии Гонзага (Винченцо II умер бездетным), также оставил следы в жизни композитора (в частности, его сын Массимилиано был арестован инквизицией за чтение недозволенных книг). Окончание эпидемии чумы в Венеции было отмечено в соборе св. Марка 28 ноября 1631 торжественной мессой с музыкой Монтеверди (утрачена). Вскоре после этого Монтеверди, по-видимому, стал священником, о чем говорит титульный лист издания его Музыкальных шуток (Scherzi musicali cio Arie e Madrigali in stile recitativo, 1632). Книга, посвященная проблемам музыкальной теории (мелодии), была написана в начале 1630-х годов, но от нее мало что сохранилось, как и от опер данного периода.

В 1637 в Венеции открылся первый публичный оперный театр под руководством друзей и учеников Монтеверди Б.Феррари и Ф.Манелли. Это событие положило начало расцвету венецианской оперы 17 столетия. Для первых четырех венецианских оперных театров Монтеверди, которому шел тогда уже восьмой десяток, написал четыре оперы (1639–1642), из которых сохранились две: Возвращение Улисса в отечество (Il ritorno d"Ulisse in patria, 1640, на либретто Дж.Бадоаро) и Коронация Поппеи (L"Incoronazione di Poppea, 1642, на либретто Дж.Бузенелло). Незадолго до этого композитору удалось напечатать свои мадригалы, камерные дуэты и кантаты, а также лучшее из созданного им в церковных жанрах в двух огромных сборниках – Мадригалы о войне и о любви (Madrigali guerrieri ed amorosi, Восьмой сборник мадригалов, 1638) и Selva morale e spirituale (Духовные и нравственные блуждания, 1640). Вскоре после выхода в свет этих собраний, 29 ноября 1643, композитор скончался в Венеции, успев еще совершить последнее путешествие в места, где проходила его молодость, т.е. в Кремону и Мантую. Его отпевание происходило торжественно в обоих главных храмах Венеции – св. Марка и Санта Мария деи Фрари. Останки композитора были погребены во втором из этих храмов (в приделе св. Амвросия). В течение примерно десятилетия музыка Монтеверди продолжала волновать его современников и оставалась актуальной. В 1651 вышло посмертное издание его мадригалов и канцонетт (Девятый сборник) и значительное собрание церковной музыки под названием Четырехголосная месса и псалмы (Messa a quattro e salmi), их напечатал под своей редакцией издатель Монтеверди А.Винченти. В том же году в Неаполе была показана новая постановка Коронации Поппеи, значительно отличавшаяся от постановки 1642. После 1651 великий кремонец и его музыка были забыты. Внешний облик Монтеверди запечатлен в двух прекрасных портретах: первый был воспроизведен в официальном некрологе в книге Поэтические цветы (Fiori poetici, 1644) – лицо старого человека, с выражением грусти и разочарования; другой портрет обнаружен в тирольском музее «Фердинандеум» в Инсбруке, на нем Монтеверди изображен в зрелые годы, когда были созданы Орфей и Ариадна.

Критическая оценка. Значение творчества Монтеверди определяется тремя факторами: он – последний композитор-мадригалист эпохи Ренессанса; он – первый автор исполняемых опер той разновидности жанра, какая была характерна для раннего барокко; наконец он – один из самых важных авторов церковной музыки, поскольку в его творчестве stile antico (старинный стиль) Палестрины сочетается со stile nuovo (новым стилем) Габриели, т.е. стилем уже не полифоническим, а монодическим, нуждающимся в поддержке оркестра.

Мадригалист. Палестрина начал писать мадригалы в 1580-х годах, в период расцвета этого жанра, и закончил работу над мадригалом Шестым сборником (1614), содержащим пятиголосные мадригалы с обязательным бассо континуо, т.е. качеством, определяющим новую концепцию мадригального стиля. Многие тексты мадригалов Монтеверди взяты из пасторальных комедий, подобных Аминте Тассо или Доброму пастырю Гуарини, и представляют собой сцены идиллической любви или буколических страстей, предвосхищающие оперные сцены в самых ранних образцах этого нового жанра: опыты Пери и Каччини появились во Флоренции ок. 1600.

Оперный композитор. Начало оперного творчества Монтеверди как бы скрыто в тени флорентийских опытов, его ранние оперы продолжают традицию ренессансной интермедии с ее большим оркестром и хорами в стиле мадригала или с полифонически оживленным движением голосов. Однако уже в Балете неблагодарных ощутимо преобладание сольной монодии и балетных номеров в смысле французского ballet de cour (придворного балета 17 в.). В драматической сцене Поединок по Тассо аккомпанирующий оркестр уменьшен до струнного квинтета, здесь применяются живописные приемы тремоло и пиццикато для передачи звона оружия в руках сражающихся Танкреда и Клоринды. Последние оперы композитора сводят оркестровый аккомпанемент до минимума и концентрируют внимание на выразительности виртуозного пения. Вот-вот появятся вокальная колоратура и ария da capo, а псалмодирующий речитатив Флорентийской камераты меняется и обогащается драматически, предвосхищая достижения в этой области Глюка и Вагнера.

Церковная музыка. Церковной музыке Монтеверди всегда была присуща двойственность: полифонические пастиччо соседствуют здесь с театрально красочными интерпретациями псалмов; чувствуется, что многие страницы написаны рукой оперного композитора.

(крещён 15 мая 1567 года) - 29 ноября , Венеция) - итальянский композитор , один из крупнейших в эпоху перехода от позднего Ренессанса к раннему Барокко (работал и в ренессансной и в барочной стилистике). Наиболее известные сочинения Монтеверди - поздние мадригалы , опера «Орфей» и Вечерня (девы Марии).

Биография

Клаудио Монтеверди родился в 1567 году в Кремоне , городе Северной Италии, в семье Бальтазара Монтеверди - доктора, аптекаря и хирурга. Он был старшим из пяти детей. С детских лет обучался у М. А. Индженьери , капельмейстера кафедрального собора в Кремоне. Монтеверди постигал искусство музыки, принимая участие в исполнении литургических песнопений. Также он учился в Университете Кремоны. Его первые опубликованные сборники включали (латинские) мотеты и духовные (итальянские) мадригалы (Cantiunculae Sacrae , 1582; Madrigali Spirituali , 1583). За ними последовали сборники трёхголосных канцонетт (1584), позже две «книги» (сборника) пятиголосных мадригалов (1587; 1590). С 1590 (или 1591) до 1612 Монтеверди работал при дворе герцога Винченцо I Гонзага (1562-1612) в Мантуе сначала как певчий и гамбист, а с 1602 как капельмейстер, организатор всей музыкальной жизни при герцогском дворе.

В 1599 году Монтеверди женился на придворной певице Клаудии Каттанео , с которой прожил 8 лет (Клаудия умерла в 1607). У них родились два мальчика и девочка, умершие вскоре после рождения.

В 1613 году Монтеверди переехал в Венецию , где занял пост капельмейстера собора Сан-Марко . В этой должности он быстро восстановил профессиональный уровень музыкантов хора и инструменталистов (капелла находилась в упадке из-за нерационального расходования средств предшественником, Джулио Чезаре Мартиненго). Управляющие базиликой были рады заполучить такого исключительного музыканта как Монтеверди, потому что музыкальная часть богослужений находилась в упадке с момента смерти Джованни Кроче в 1609 году.

Около 1632 года Монтеверди был рукоположен в священники. В последние годы жизни из-под его пера вышли два последних шедевра: Возвращение Улисса (, 1641), и историческая опера Коронация Поппеи (L’incoronazione di Poppea , 1642), в сюжетную основу которой легли события из жизни Римского императора Нерона . Коронация Поппеи считается кульминацией всего творчества Монтеверди. Она сочетает трагические, романтические и комические сцены (новый шаг в драматургии оперного жанра), более реалистичные портретные характеристики персонажей и мелодии , отличающиеся необычайной теплотой и чувственностью. Для исполнения оперы требовался небольшой оркестр, и также отводилась небольшая роль хору. На протяжении долгого времени, оперы Монтеверди рассматривались только как исторический и музыкальный факт. Начиная с 1960-х, Коронация Поппеи была возобновлена в репертуаре крупнейших оперных сцен мира. Монтеверди похоронен в Венеции в базилике Санта-Мария Глориоза деи Фрари .

Творчество и стиль

Творчество Монтеверди представлено тремя группами произведений: мадригалы, оперы и духовная музыка. Главная особенность композиционной техники Монтеверди - сочетание (нередко в одном произведении) имитационной полифонии , характерной для композиторов позднего Возрождения, и гомофонии , достижения новой эпохи барокко. Новаторство Монтеверди вызвало резкую критику со стороны видного теоретика музыки Джованни Артузи , в полемике с которым Монтеверди (и его брат Джулио Чезаре) обозначили свою приверженность так называемой «второй практике» музыки . Согласно декларации братьев Монтеверди, в музыке второй практики безраздельно господствует поэтический текст, которому подчиняются все элементы музыкальной речи, прежде всего, мелодия, гармония и ритм. Именно текст оправдывает любые нерегулярности последних.

Lamento della Ninfa from Madrigali Guerrieri et Amorosi (инф.)

До 40 лет Монтеверди работал преимущественно в жанре мадригала (всего 8 сборников ["книг"]; девятый, неавторский, сборник издан посмертно). Работа над первой книгой, состоящей из пятиголосных мадригалов (всего 21), заняла около 4 лет. Первые восемь книг мадригалов представляют громадный скачок от полифонии Ренессанса к гомофонии , характерной для музыки Барокко .

Сочинения

Мадригалы

  • Book 1, : Madrigali a cinque voci
  • Book 2, : Il secondo libro de madrigali a cinque voci
  • Book 3, : Il terzo libro de madrigali a cinque voci
  • Book 4, : Il quarto libro de madrigali a cinque voci
  • Book 5, : Il quinto libro de madrigali a cinque voci
  • Book 6, : Il sesto libro de madrigali a cinque voci
  • Book 7, : Concerto. Settimo libro di madrigali
  • Book 8, : Madrigali guerrieri, et amorosi con alcuni opuscoli in genere rappresentativo, che saranno per brevi episodi fra i canti senza gesto.
  • Book 9, : Madrigali e canzonette a due e tre voci (изданный посмертно, неавторский сборник различных мадригалов и канцонетт)

Оперы

  • Возвращение Улисса на родину (Il ritorno d’Ulisse in patria , )
  • Коронация Поппеи (L’Incoronazione di Poppea , )

Церковная и духовная музыка

  • Месса «In illo tempore» («Во время о́но»; 1610)
  • Четырехголосная месса a cappella (1641) (др. назв. «Месса in F»; из сб. «Selva morale e spirituale»)
  • Четырехголосная месса a cappella (1650, посмертная публикация)
  • Вечерня Блаженной Девы (Vespro della Beata Vergine, часто сокращённо - «Вечерня»; 1610)
  • Cantiunculae sacrae (1582), сборник мотетов на духовные латинские тексты
  • Духовные мадригалы (Madrigali spirituali), на 4 голоса (1583)
  • Selva morale e spirituale (букв. «Нравоучительный и духовный лес», 1640), сборник сочинений разных жанров на «духовные» тексты - месса, мотеты (в том числе три мотета на знаменитый текст Salve regina ), два магнификата , духовные мадригалы и «нравоучительные» канцонетты .

Утраченные сочинения

Напишите отзыв о статье "Монтеверди, Клаудио"

Примечания

Литература

  • Bukofzer M. Music in the Baroque era. New York, 1947.
  • Schrade L . Monteverdi, creator of modern music. London, 1950.
  • Бронфин Е. Клаудио Монтеверди. - Л., Музыка, 1970.
  • Конен В. Д. Монтеверди. Москва, 1971.
  • Arnold D . Monteverdi. London, 1975.
  • The letters of Claudio Monteverdi, ed. by D. Stevens. London, 1980.
  • Arnold D., Fortune N. The new Monteverdi companion. London, Boston, 1985.
  • Carter T. Music in late Renaissance and early Baroque Italy. London, 1992.
  • Скудина Г. Клаудио Монтеверди: Орфей из Кремоны. Москва, 1998.
  • Whenham J., Wistreich R . The Cambridge companion to Monteverdi. Cambridge, New York, 2007.

Ссылки

  • Монтеверди, Клаудио: ноты произведений на International Music Score Library Project
  • Соловьёв Н. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • from Vespro della Beata Vergine as interactive hypermedia at the

Отрывок, характеризующий Монтеверди, Клаудио

– Куда же это ведут тебя, голубчик ты мой? – сказала она. – Девочку то, девочку то куда я дену, коли она не ихняя! – говорила баба.
– Qu"est ce qu"elle veut cette femme? [Чего ей нужно?] – спросил офицер.
Пьер был как пьяный. Восторженное состояние его еще усилилось при виде девочки, которую он спас.
– Ce qu"elle dit? – проговорил он. – Elle m"apporte ma fille que je viens de sauver des flammes, – проговорил он. – Adieu! [Чего ей нужно? Она несет дочь мою, которую я спас из огня. Прощай!] – и он, сам не зная, как вырвалась у него эта бесцельная ложь, решительным, торжественным шагом пошел между французами.
Разъезд французов был один из тех, которые были посланы по распоряжению Дюронеля по разным улицам Москвы для пресечения мародерства и в особенности для поимки поджигателей, которые, по общему, в тот день проявившемуся, мнению у французов высших чинов, были причиною пожаров. Объехав несколько улиц, разъезд забрал еще человек пять подозрительных русских, одного лавочника, двух семинаристов, мужика и дворового человека и нескольких мародеров. Но из всех подозрительных людей подозрительнее всех казался Пьер. Когда их всех привели на ночлег в большой дом на Зубовском валу, в котором была учреждена гауптвахта, то Пьера под строгим караулом поместили отдельно.

В Петербурге в это время в высших кругах, с большим жаром чем когда нибудь, шла сложная борьба партий Румянцева, французов, Марии Феодоровны, цесаревича и других, заглушаемая, как всегда, трубением придворных трутней. Но спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по старому; и из за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положения. Рассказывалось шепотом о том, как противоположно одна другой поступили, в столь трудных обстоятельствах, обе императрицы. Императрица Мария Феодоровна, озабоченная благосостоянием подведомственных ей богоугодных и воспитательных учреждений, сделала распоряжение об отправке всех институтов в Казань, и вещи этих заведений уже были уложены. Императрица же Елизавета Алексеевна на вопрос о том, какие ей угодно сделать распоряжения, с свойственным ей русским патриотизмом изволила ответить, что о государственных учреждениях она не может делать распоряжений, так как это касается государя; о том же, что лично зависит от нее, она изволила сказать, что она последняя выедет из Петербурга.
У Анны Павловны 26 го августа, в самый день Бородинского сражения, был вечер, цветком которого должно было быть чтение письма преосвященного, написанного при посылке государю образа преподобного угодника Сергия. Письмо это почиталось образцом патриотического духовного красноречия. Прочесть его должен был сам князь Василий, славившийся своим искусством чтения. (Он же читывал и у императрицы.) Искусство чтения считалось в том, чтобы громко, певуче, между отчаянным завыванием и нежным ропотом переливать слова, совершенно независимо от их значения, так что совершенно случайно на одно слово попадало завывание, на другие – ропот. Чтение это, как и все вечера Анны Павловны, имело политическое значение. На этом вечере должно было быть несколько важных лиц, которых надо было устыдить за их поездки во французский театр и воодушевить к патриотическому настроению. Уже довольно много собралось народа, но Анна Павловна еще не видела в гостиной всех тех, кого нужно было, и потому, не приступая еще к чтению, заводила общие разговоры.
Новостью дня в этот день в Петербурге была болезнь графини Безуховой. Графиня несколько дней тому назад неожиданно заболела, пропустила несколько собраний, которых она была украшением, и слышно было, что она никого не принимает и что вместо знаменитых петербургских докторов, обыкновенно лечивших ее, она вверилась какому то итальянскому доктору, лечившему ее каким то новым и необыкновенным способом.
Все очень хорошо знали, что болезнь прелестной графини происходила от неудобства выходить замуж сразу за двух мужей и что лечение итальянца состояло в устранении этого неудобства; но в присутствии Анны Павловны не только никто не смел думать об этом, но как будто никто и не знал этого.
– On dit que la pauvre comtesse est tres mal. Le medecin dit que c"est l"angine pectorale. [Говорят, что бедная графиня очень плоха. Доктор сказал, что это грудная болезнь.]
– L"angine? Oh, c"est une maladie terrible! [Грудная болезнь? О, это ужасная болезнь!]
– On dit que les rivaux se sont reconcilies grace a l"angine… [Говорят, что соперники примирились благодаря этой болезни.]
Слово angine повторялось с большим удовольствием.
– Le vieux comte est touchant a ce qu"on dit. Il a pleure comme un enfant quand le medecin lui a dit que le cas etait dangereux. [Старый граф очень трогателен, говорят. Он заплакал, как дитя, когда доктор сказал, что случай опасный.]
– Oh, ce serait une perte terrible. C"est une femme ravissante. [О, это была бы большая потеря. Такая прелестная женщина.]
– Vous parlez de la pauvre comtesse, – сказала, подходя, Анна Павловна. – J"ai envoye savoir de ses nouvelles. On m"a dit qu"elle allait un peu mieux. Oh, sans doute, c"est la plus charmante femme du monde, – сказала Анна Павловна с улыбкой над своей восторженностью. – Nous appartenons a des camps differents, mais cela ne m"empeche pas de l"estimer, comme elle le merite. Elle est bien malheureuse, [Вы говорите про бедную графиню… Я посылала узнавать о ее здоровье. Мне сказали, что ей немного лучше. О, без сомнения, это прелестнейшая женщина в мире. Мы принадлежим к различным лагерям, но это не мешает мне уважать ее по ее заслугам. Она так несчастна.] – прибавила Анна Павловна.
Полагая, что этими словами Анна Павловна слегка приподнимала завесу тайны над болезнью графини, один неосторожный молодой человек позволил себе выразить удивление в том, что не призваны известные врачи, а лечит графиню шарлатан, который может дать опасные средства.
– Vos informations peuvent etre meilleures que les miennes, – вдруг ядовито напустилась Анна Павловна на неопытного молодого человека. – Mais je sais de bonne source que ce medecin est un homme tres savant et tres habile. C"est le medecin intime de la Reine d"Espagne. [Ваши известия могут быть вернее моих… но я из хороших источников знаю, что этот доктор очень ученый и искусный человек. Это лейб медик королевы испанской.] – И таким образом уничтожив молодого человека, Анна Павловна обратилась к Билибину, который в другом кружке, подобрав кожу и, видимо, сбираясь распустить ее, чтобы сказать un mot, говорил об австрийцах.
– Je trouve que c"est charmant! [Я нахожу, что это прелестно!] – говорил он про дипломатическую бумагу, при которой отосланы были в Вену австрийские знамена, взятые Витгенштейном, le heros de Petropol [героем Петрополя] (как его называли в Петербурге).
– Как, как это? – обратилась к нему Анна Павловна, возбуждая молчание для услышания mot, которое она уже знала.
И Билибин повторил следующие подлинные слова дипломатической депеши, им составленной:
– L"Empereur renvoie les drapeaux Autrichiens, – сказал Билибин, – drapeaux amis et egares qu"il a trouve hors de la route, [Император отсылает австрийские знамена, дружеские и заблудшиеся знамена, которые он нашел вне настоящей дороги.] – докончил Билибин, распуская кожу.
– Charmant, charmant, [Прелестно, прелестно,] – сказал князь Василий.
– C"est la route de Varsovie peut etre, [Это варшавская дорога, может быть.] – громко и неожиданно сказал князь Ипполит. Все оглянулись на него, не понимая того, что он хотел сказать этим. Князь Ипполит тоже с веселым удивлением оглядывался вокруг себя. Он так же, как и другие, не понимал того, что значили сказанные им слова. Он во время своей дипломатической карьеры не раз замечал, что таким образом сказанные вдруг слова оказывались очень остроумны, и он на всякий случай сказал эти слова, первые пришедшие ему на язык. «Может, выйдет очень хорошо, – думал он, – а ежели не выйдет, они там сумеют это устроить». Действительно, в то время как воцарилось неловкое молчание, вошло то недостаточно патриотическое лицо, которого ждала для обращения Анна Павловна, и она, улыбаясь и погрозив пальцем Ипполиту, пригласила князя Василия к столу, и, поднося ему две свечи и рукопись, попросила его начать. Все замолкло.

МОНТЕВЕ́РДИ (Monteverdi) Клаудио (крещён 15.5.1567, Кремона – 29.11.1643, Венеция), итальянский композитор. Учился у М. А. Индженьери – капельмейстера кафедрального собора Кремоны, усвоил традиции хоровой полифонии (Дж. П. да Палестрина , О. Лассо и др.). В 1582 опубликовал сборник 3-голосных мотетов «Небольшие духовные песни» («Sacrae cantiunculae»), в 1587 – 1-й сборник мадригалов (5-голосных). С 1590 (или 1591) певчий и виолист (исполнитель на виоле да гамба ), с 1602 капельмейстер при дворе герцога Винченцо Гонзаги в Мантуе. В 1607 там же поставлена его первая опера «Орфей» (либретто А. Стриджо, на сюжет древнегреческого мифа, изложенного в основном по Овидию и Вергилию). После смерти герцога Монтеверди переехал в Венецию, в 1613 занял пост капельмейстера Святого Марка собора , создал 6 опер для венецианских оперных театров. Автор 8 сборников («книг») мадригалов; поздние мадригалы, в особенности из 7-й (1619) и 8-й (1638) книг, относящиеся уже к эстетике барокко, могут быть названы мадригалами лишь условно – это масштабные театрализованные вокально-инструментальные композиции «Битва Танкреда и Клоринды» (текст из «Освобождённого Иерусалима» Т. Тассо), balli (мадригалы с танцами) «Бал неблагодарных женщин» и «Тирсис и Хлора», дуэты, терцеты и сольные арии с басcо континуо (например, «Жалоба нимфы» для сопрано и мужского терцета, близкая оперной сцене). В 1651 под названием «Мадригалы и канцонетты, книга 9» опубликован сборник светской музыки Монтеверди разных лет (в т. ч. 11 не изданных ранее пьес); наибольшую ценность представляет трио «Come dolce oggi l’auretta» («Сколь нежен ныне ветерок») – единственный сохранившийся номер из его оперы «Похищенная Прозерпина». Из духовной музыки композитора наиболее известна «Вечерня Блаженной Девы» (« Vespro della Beata Vergine » , 1610; её кульминация – Магнификат); кроме того, Монтеверди написал 3 мессы (в т. ч. «In illo tempore») и мотеты – на тексты знаменитых псалмов «Dixit Dominus», «Laudate Dominum omnes gentes», «Beatus vir qui timet Dominum» и др., а также на текст антифона «Salve regina» (3 разных мотета). 37 духовных композиций вошли в масштабный сборник «Selva morale e spirituale», впервые опубликованный в Венеции в 1640.

Один из первых и крупнейших оперных композиторов в истории музыки. Из значительного количества произведений Монтеверди в этом жанре (ок. 15) полностью сохранились три: «Орфей», «Возвращение Улисса на родину» (либретто Дж. Бадоаро по мотивам «Одиссеи» Гомера, Венеция, карнавал 1639–40) и «Коронация Поппеи» (либретто Дж. Ф. Бузенелло по «Анналам» Тацита и другим античным источникам, Венеция, карнавал 1642–43); из оперы «Ариадна» (герцогский дворец в Мантуе, 1608) сохранилось лишь знаменитое Ламенто Ариадны (или Плач Ариадны).

Главная особенность музыкального языка Монтеверди – сочетание (нередко в одном произведении) имитационной полифонии , характерной для Позднего Возрождения, и гомофонии как достижения новой эпохи барокко. Монтеверди считал себя создателем особого эмоционального стиля: он находил в сочинениях предшественников примеры «мягкого» и «умеренного» стилей и «нигде не встречал примеров взволнованного стиля» (stile concitato). Монтеверди полагал , что музыка должна уметь передать человеческие чувства и страсти (гнев, мольбу, страх и др.), в т. ч. в конфликтном противопоставлении; это проявилось в музыкальных характеристиках его оперных персонажей, для которых он находил индивидуальные интонации. Наряду с речитативами и ариозными построениями, в вокальные партии его опер введены развитые сольные и ансамблевые формы (Сцена Орфея у врат ада, Плач Ариадны, виртуозный Дуэт Нерона и Лукана из «Коронации Поппеи»), хоровые сцены (Сцена Сенеки с учениками из «Коронации Поппеи»), в «Орфее» впервые появилась увертюра (оригинальное название «токката»). Гармония М. сочетает в себе принципы модальности и тональности , в т. ч. в хроматизированной форме. В партитуре «Орфея», изданной в 1609, впервые в истории зафиксирован состав оперного оркестра; в нём соединены инструменты группы бассо континуо и большое число одноголосных инструментов (скрипки, цинки , трубы), участвовавших в исполнении оркестровых разделов. Монтеверди одним из первых с помощью инструментовки передавал различные театральные эффекты: так, в пасторальных сценах оперы «Орфей» применил струнные, флейты, лютни, в сценах подземного царства – цинки, тромбоны, регаль .

Новаторство Монтеверди встретило непонимание у некоторых современников. Влиятельный теоретик музыки Дж. Артузи в трактате «О несовершенстве современной музыки» (ч. 1–2, 1600–03) обрушил на композитора критику (в частности, за дерзкое применение им неприготовленных диссонансов и хроматики). В кратком предисловии к 5-й книге мадригалов (1605) Монтеверди отвечал, что у него «в отношении консонансов и диссонансов есть высшие соображения, по сравнению с теми, которые содержатся в школьных правилах». Через 2 года брат Монтеверди , композитор и органист Джулио Чезаре Монтеверди (1573 – ок. 1630), в развёрнутом «Разъяснении к письму, напечатанному в 5-й книге» уточнил музыкально-эстетическую позицию брата, при этом он использовал понятия «первой практики» (prima pratica) и «второй практики» (seconda pratica). По его словам, для «первой практики» (её представителями названы великие полифонисты прошлого Жоскен Депре , Й. Окегем и др.) мастерство техники композиции было важно как таковое, а преподнесение текста было не столь существенным, в то время как «вторая практика» (новаторы-мадригалисты начиная с Ч. де Роре и создатели театральной музыки) требует, чтобы в музыке безраздельно господствовал текст, которому подчиняются мелодия, гармония и ритм. Свои композиторские представления Монтеверди изложил также в предисловии к 8-й книге мадригалов (1638).

Интерес к Монтеверди возродился в 20 в., редакции его сочинений выполняли В. д’Энди, Э. Кшенек , Дж. Ф. Малипьеро и др. Исторические записи «Орфея» осуществили П. Хиндемит (1954), А. Венцингер (1955), «Коронации Поппеи» – Г. фон Караян (1963). «Вечерню Блаженной Девы» (с участием вентильных духовых инструментов и «чувствительным» оперным вокалом) в 1966 записал в собственной редакции Р. Крафт . С конца 1960-х гг. музыку Монтеверди активно исполняют представители аутентичного исполнительства . Репрезентативные подборки мадригалов Монтеверди включили в свои концертные альбомы ансамбли

Монтеверди отстаивает права чувств и свободы в музыке. Невзирая на протесты защитников правил, он разрывает путы, которыми музыка сама себя опутала, и хочет, чтобы впредь она следовала лишь велениям сердца.

Р. Роллан

Творчество итальянского оперного композитора Клаудио Монтеверди — одно из уникальных явлений в музыкальной культуре XVII века В интересе к человеку, к его страстям и страданиям, Монтеверди — истинный художник Ренессанса. Никому из композиторов того времени не удалось так выразить трагическое, ощущение жизни, так раскрыть первозданную природу человеческих характеров в музыке .

Клаудио Монтеверди родился в Кремоне 5 мая 1567 года. Его отец был медиком, возможно, с университетским образованием. Кремона издавна славилась как университетский и музыкальный центр с превосходной церковной капеллой и высокой инструментальной культурой. В XVI—XVII веках семейства знаменитых кремонских мастеров — Амати, Гварнери, Страдивари — изготовляли смычковые инструменты, которым нет равных по красоте звука.

Уже в юности Клаудио Монтеверди сложился как музыкант, искусный в пении, игре на виоле, органе, сочинении духовных песен, мадригалов, канцонетт и как художник весьма широкого кругозора и гуманистических взглядов. Сочинению его обучал композитор Марк Антонио Индженьерн - капельмейстер кремонского собора.



В 1580-х Монтеверди жил в Милане, в в 23 года по приглашению герцога Винчензо Гонзага он отправился к мантуанскому двору в качестве певца и виртуоза на виоле. С 1601 он стал придворным капельмейстером. Работа Монтеверди с превосходными ансамблями придворной капеллы и церкви Св. Варвары, странствования по Европе в свите Гонзага в Венгрии, Фландрии, общение с выдающимися современниками, как, например, с Рубенс, способствовала его с овершенствованию . Особенно важным фактором прогресса Монтеверди была свойственная ему скромность, неустанный труд и исключительно строгая взыскательность к собственным сочинениям.

В этот период (в 1595) он женился на певице Клаудии Каттанео, родившей ему двух сыновей - Франческо и Массимилиано; Клаудиа умерла рано (1607), и Монтеверди оставался вдовцом до конца своих дней.



В 1580-1600-х в Кремоне, Милане и Мантуе были написаны пять книг прекрасных мадригалов пятиголосного склада. Велико их значение в формировании творческого метода и артистической индивидуальности мастера. Мадригал (около двухсот на тексты Тассо, Марине, Гварини, Стриджо...) стал для Монтеверди творческой лабораторией, они уже в молодости содержали его смелые новаторские начинания.

Монтеверди — первооснователь конфликтной драматургии трагедийного плана. Он настойчиво стремился к естественной выразительности музыки. «Речь человеческая — повелительница гармонии, а не служанка ее» . И поскольку герой Клаудио Монтеверди — герой трагический, «мелопоэтические фигуры» его отличаются остро напряженным, зачастую диссонантным интонационным строем, поэтому этому мощному драматическому началу тесно становилось в границах камерного жанра. Драматургические поиски привели его на путь оперного театра, где он выступил с первыми мантуанскими операми «Орфей» (1607) и «Ариадна» (1608).



С «Орфея» начинается вся история оперы. Предназначенная для придворного празднества опера написана на либретто, связанное со сказочной пасторалью и роскошными декоративными интермедиями — атрибутами всякой придворной эстетики. Однако, музыка Монтеверди превращает сказочную историю в глубокую психологическую драму. «Орфей» характеризуется экспрессивной, неповторимой музыкой, овеянной поэтической атмосферой скорбного мадригала.

«...Ариадна трогала потому, что она была женщиной, Орфей — потому, что он простой человек... Ариадна возбуждала во мне истинное страдание, вместе с Орфеем я молил о жалости...» В этом высказывании Монтеверди заключена и сущность его творчества, и главная суть переворота, произведенного им в искусстве.

Мысль о способности музыки воплощать «богатство внутреннего мира человека» при жизни Клаудио Монтеверди воспринималась как нечто неслыханно-новое, революционное. По всему «Орфею» рассыпаны певучие мелодии, созвучные облику действующих лиц и сценическим положениям. Оркестр оперы по тем временам был огромен и даже чрезмерно многолик по составу , он отразил период перехода от инструментов, унаследованных от Возрождения и даже от средних веков, к инструментам, отвечающим новому эмоциональному строю, складу, музыкальным темам и выразительным возможностям. Инструментовка «Орфея» всегда эстетически созвучна мелодии, гармоническому колориту, сценической ситуации. Инструменты, сопровождающие монолог певца в подземном царстве, напоминают о его искуснейшей игре на лире. В пасторальные сцены флейты вплетены бесхитростные мелодии пастушьих наигрышей. Рев тромбонов сгущает атмосферу страха, окутывающую безрадостный и грозный Аид. Монтеверди — подлинный отец инструментовки, и в этом смысле «Орфей» — опера основополагающая.



Из "Ариадны" (либретто Ринуччини, речитативы Пери), написанной Монтеверди в Мантуе, сохранилась только знаменитая ария героини, которую композитор оставил в двух вариантах для пения соло с сопровождением и в более позднем — в виде пятиголосного мадригала. Ария эта — редкой красоты и по праву считается шедевром ранней итальянской оперы.

В 1608 Клаудио Монтеверди, тяготившийся положением при герцогском дворе, покинул Мантую. После недолгого пребывания на родине в Кремоне, в Риме, Флоренции, Милане, он в 1613 принял приглашение в Венецию, где прокураторы Сан-Марко остановили выбор на нем как капельмейстере этого собора.

В Венеции Монтеверди выступил во главе новой оперной школы, которая далеко обогнала своих предшественниц . Это объяснялось иными местными условиями и исторически сложившимся соотношением общественных сил и идейных течений.



Венеция той эпохи — город с республиканским устройством, с политически сильной, культурной буржуазией и дерзновенной оппозицией папскому престолу. Венецианцы во времена Возрождения создали жизнерадостное, реалистическое искусство . В Венеции в музыке конца XVI века широко и ярко явились предвестники барокко. Первый оперный театр Сан-Кассиано был открыт в 1637. Это не была «академия» для узкого круга просвещенных гуманистов-аристократов, как во Флоренции, папа и двор не имели власти над искусством, так как её сменила власть денег. Венецианская буржуазия построила театр по собственному образу и подобию коммерческому предприятию. Вслед за Сан-Кассиано в Венеции выросло более десяти театров. Появилась неизбежная конкуренция между ними, борьба за публику, артистов. Эта коммерчески-предпринимательская сторона наложила отпечаток на оперно-театральное искусство, оно стало зависимым от вкусов широкой публики.

Творчество Монтеверди стало кульминационным моментом и могучим фактором прогресса итальянского оперного искусства. Регент, возглав лявший вокально- инструментальную капеллу Сан-Марко. Клаудио Монтевер ди писал культовую музыку — мессы, вечерни, духовные концерты, мотеты, и церковь, религия неизбежно оказывали на него влияние. Выше уже говорилось, что, будучи по природе своей светским художником, он принял смерть в духовном сане.

В течение ряда лет, предшествовавших расцвету венецианского оперного театра, Монтеверди был вынужден и здесь обслуживать меценатов, правда, не таких властных и всесильных, как в Милане или Мантуе. Дворцы Мочениго и Гримани, Вендрамини и Фоскари были роскошно украшены не только картинами, статуями, гобеленами, но и м узыкой. Капелла Сан-Марко нередко выступала здесь на балах и приемах во время, свободное от церковной службы. Наряду с диалогами Платона, канцонами Петрарки, сонетами Марине, любители искусства увлекались мадригалами Монтеверди. Он не оставил этого любимого им жанра в венецианский период и именно тогда достиг в нем наивы сшего совершенства.

В Венеции написаны были шестая, седьмая и восьмая книги мадригалов - жанр, в котором Монтеверди экспериментировал перед тем, как созданы были его последние оперы. Но венецианские мадригалы имели и огромное самостоятельное значение. В 1838 году появился интереснейший сборник «Мадригалы воинственные и любовные». В нем сказалась глубокая психологическая наблюдательность художника; музыкально-поэтическая драматизация мадригала доведена там до последнего возможного тогда предела. В этот сборник вошли и некоторые более ранние произведения «Неблагодарные женщины» — интермедия мантуанского периода и знаменитое «Единоборство Танкреда и Клоринды» — великолепная драматическая сцена, написанная в 1624 году на сюжет из «Освобожденного Иерусалима» Тассо, предназначенная для исполнения с театральными костюмами и бутафорией.

В течение тридцати лет, п рожитых в Венеции, Монтеверди создал большинство своих музыкально-драматических произведений для театрального или камерно-сценического представления.

У Монтеверди восемь опер : «Орфей», «Ариадна», «Андромеда», «Мнимо безумная Ликори» — одна из первых комических опер в Италии, «Похищение Прозерпины», «Свадьба Энея и Лавинии», «Возвращение Улисса на родину», «Коронация Поппеи» .



Опера «Коронация Поппеи» в трех действиях с прологом; либретто Бузенелло; первая постановка: Венеция, театр «Сан-Джованни и Сан-Паоло», сезон 1642/43 , венчает творческий путь Монтеверди и безмерно возвышается над всем, что было создано в опере до Глюка. Разрыв между созданной в преклонном возрасте «Коронацией Поппеи» и всем предшествующим разителен и необъясним. Это в меньшей мере относится к самой музыке истоки музыкального языка «Поппеи» можно проследить в исканиях предыдущего периода. Но общий художественный облик оперы, необычный как для творчества Монтеверди, так и для музыкального театра XVII века вообще, в решающей степени предопределен оригинальностью сюжетн о-драматургического замысла. По полноте воплощения жизненной правды, широте и многогранности показа сложных человеческих взаимоотношений, подлинности психологических конфликтов, остроте постановки нравственных проблем ни одно из дошедших до нас произведений не может сравниться с «Коронацией Поппеи».

Клаудио Монтеверди и либреттист Франческо Бузенелло обратились к сюжету из древнеримской истории по «Анналам» Тацита, «Двенадцати цезарям» Светония, «Римской истории» Дио Кассия, «Октавии» Псевдо-Сенеки.

Действие происходит в Риме, в царствование Нерона. Поппея, жена Отгона, любовница Н е рона, мечтает стать императрицей, но на ее пути стоит Октавия, жена Нерона. Поппея убеждает Нерона устранить его наставника Сенеку, друга Октавии; Сенека, повинуясь воле императора, кончает жизнь самоубийством. Октавия велит Оттону, отвергнутому Поппеей, убить ненавистную соперницу, но покушение не удается. Нерон теперь может развестись с женой и короновать Поппею.

Музыка оперы поражает драматической выразительностью. Монтеверди, воссоздающий душевный мир, интонации речи героев , яляется предтечей композиторов XIX и XX веков.

classic-music.ru ›monteverdi.html



Монтеверди закончил свой шедевр в 1642 и увидел его на сцене. Маэстро успел осуществить свою мечту - рассказал об испепеляющей силе страсти.

Клаудио Монтеверди умер вскоре после премьеры «Коронации Поппеи», 29 ноября 1643 года. Незадолго до кончины он принял духовный сан.

Монтеверди стал основоположником современной музыки. В его творчестве сложился строй художественного мышления, характерный для нашей эпохи.





Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх