Я не мог не признаться в душе. Я променял жену на молодую девушку и теперь живу как в тюрьме


Вариант 2.

1. Назовите простое предложение.

2. Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении: ^ И вот я опять в том городе где когда я был молодым пришла ко мне первая любовь.

А) 2; В) 3; С) А.

3. Найдите СПП с придаточным причины.

А) Пускай я слаб, но меч силён.

В) Он счастлив, что видит тебя.

С) Этот слепой не так слеп, как это кажется.

4. Найдите СПП с придаточным времени.

А) Как только он вошёл в сени, его охватила свежесть ночи.

В) Его не было дома, почему я и оставил записку.

С) Я стал припоминать, когда мы могли встретиться.

5. Укажите тип придаточного предложения по значению: ^ Он взглянул на меня так, что я вздрогнул.

А) образа действия; В) степени; С) определительное.

6. Найдите СПП с придаточным места.

А) Из-за скалистого холма, где тёк ручеёк, возвышался другой холм.

В) Впереди, где осталась роща, возвышались берёзы.

С) Он очнулся, когда солнце стояло уже высоко.

7. Укажите тип придаточного по значению: ^ Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

А) места; В) причины; С) определительное.

8. Укажите тип предложения: Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит или коней табун игривый молчанье дола возмутит.

А) простое; В) ССП; С) СПП.

9. Какое предложение соответствует схеме: [ × ], (когда…).

С) Мать спрашивала о том, когда же мы наконец приедем.

10. Какое предложение соответствует схеме: [ × , (где…) , ].

11. Найдите ССП.

А) Все птицы притихли, зато зашелестели листья.

В) Было уже совсем тепло, хотя ещё лежал снег.

С) Не успело солнце пригреть землю – загудело всё небо.

12. Укажите тип придаточного предложения по значению: ^ Дети чувствуют, кто их любит.

А) степени; В) изъяснительное; С) причины.

13. Укажите предложение с сочинительным союзом.

А) Лёд уже тронулся, так что переправиться на другой берег было невозможно.

В) Все птицы притихли, зато зашелестели листья.

С) Пятого-шестого мая приеду в Петербург, о чём я уже писал художнику.

14. Найдите СПП с придаточным условия.

15. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?


В) Тысячелетия прикасались к моим глазам_ пока я дышал воздухом, нагретым камнями, в изобилии усыпавшими Армению.
С) Давно заметил я, что_ когда ветерок, проникающий в лес, качает ветви деревьев, то в этом есть особенная прелесть.

16. Найдите СПП с придаточным цели.

А) Он пополнел и неохотно ходил пешком, так как страдал отдышкой.

В) Я уже кучеру сказал, чтобы ковром покрыл сани.

С) Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие.

17. Найдите СПП с придаточным степени.

С) Где тонко, там и рвётся.

18. Определите тип придаточного предложения по значению: ^ Цветы, оттого что их только что полили, издавали влажный, раздражающий запах.

А) причины, В) изъяснительное, С) цели.

19. Найдите ССП:

В) В лесу было тихо, потому что главные певцы улетели.

С) Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу.

20. Найдите СПП:

А) Раз мы начали говорить, то лучше договорить все до конца.

С) Красные угли подернулись пеплом и стали потухать.

Вариант 3.

1. Какое предложение соответствует схеме: (когда… ) , .

А) Когда директор вызывал меня, я замирал от страха.

В) Я помню время, когда ты был еще ребенком.

С) Мать спрашивала о том, когда же мы, наконец, приедем.

2. Какое предложение соответствует схеме: [ × ,(где…) , ].

А) Там, где был родник, мы сделали привал.

В) На поляну, где рос дуб, мы вышли под вечер.

С) Я знаю, где растут грибы, и летом поеду туда.

3. Найдите ССП.

А) Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, не пыль, да комары, да мухи.

В) Луна сияла, июльская ночь была тиха.

С) Лето припасает, а зима поедает.

4. Найдите СПП с придаточным уступительным.

А) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

В) Пусть роза сорвана, она ещё цветёт.

С) Меня лечил полковой цирюльник, ибо в крепости другого лекаря не было.

5. Укажите сочинительные союзы:

А) либо; не только…, но и…; также,

В) так что; если; чтобы,

С) что; зато; потому что…

6. Определите тип придаточного предложения по значению: Несмотря на то что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он всё-таки выздоровел.

А) уступки, В) следствия, С) цели.

7. Определите тип придаточного предложения по значению: ^ Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, не пыль, да комары, да мухи.

А) причины, В) образа действия, С) условия.

8. Найдите СПП с придаточным цели.

А) В течение нескольких дней было так холодно, что занятия отменили.

В) Лес рубят так, чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу.

С) Где тонко, там и рвётся.

9. Найдите СПП с придаточным следствия.

А) Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее.

В) Лёд уже тронулся, так что переправиться на другой берег было невозможно.

С) Чтобы не выдать себя неосторожным стуком весла, рыбак осторожно поднял его.

10. Найдите СПП с придаточным места.

А) Тенистый сад, откуда тянуло прохладой, привлекал уставших от жары горожан.

В) Никогда не следует возвращаться туда, где был счастлив.

С) Сердце моё заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.

11. Укажите подчинительные союзы:

А) не то…не то, либо, но

В) как будто, чтобы, так как

С) то…то, однако, же

12. Найдите СПП:

А) Уходя, гасите свет!

В) Школьники мало читают, и вследствие этого понизилась грамотность.

С) Выяснив, в чем дело, они возвратились обратно.

13. Назовите простое предложение.

А) Хозяин весел и гости радостны.

В) В сенях пахло свежими яблоками и висели шкуры.

С) Белая берёза под моим окном принакрылась снегом точно серебром.

14. Найдите предложение, в котором сочинительный союз не соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).

А) Из дома регулярно приходили письма и нам было спокойно.

В) Глядел мальчик очень умно и прямо да и в голосе у него звучала сила.

С) Брат отказался от моей помощи и хотел всё сделать сам.

15. Выберите сложное предложение.

А) Сверкнула молния и озарила окрестность.

В) Солнца ещё нет, но уже светло.

С) Вдалеке туман стоит сплошной стеной, а вблизи шевелится, дышит, перемещается струями.

16. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?

А) Ночью, когда поезд поднялся на плоскогорье_ стало холодно.

В) Давно заметил я, что_ когда ветерок, проникающий в лес, качает ветви деревьев, то в этом есть особенная прелесть.
С) Тысячелетия прикасались к моим глазам_ пока я дышал воздухом, нагретым камнями, в изобилии усыпавшими Армению.

17. Определите тип придаточного предложения по значению:

^ Я не мог не признаться в душе, что поведение моё в Симбирском трактире было глупо, и я чувствовал себя виноватым перед Савельичем.
А) изъяснительное, В) определительное, С) условия.

18. Найдите СПП с придаточным определительным.

А) Надо было работать в выходной, что меня вовсе не устраивало.

В) Комната, куда меня привели, была похожа, скорее, на сарай.

С) Иди туда, куда ведёт тебя сердце.

19. Укажите ССП с противительным союзом.

А) Было уже часов десять, и над садом светила полная луна.

В) Старший брат долго не брал меня с собой, мне же хотелось одним глазком посмотреть на его тренировки.

С) Не то вдалеке был пожар, не то это закат пламенел.

20. Найдите СПП:

А) Ураган прошёл, однако связи с городом ещё не было.

В) Челкаш, всегда весёлый и едкий, был сегодня, очевидно, не в духе и отвечал на расспросы отрывисто и резко.

С) Никогда не говори о том, чего не знаешь.

Вариант 4.

1. Сложное предложение - это

А) Два или несколько слов, объединенных по смыслу и грамматически.

В) Основная грамматическая единица, содержащая сообщение о чем-либо или вопрос, или побуждение, имеет грамматическую основу.

С) Предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений, соединенных при помощи интонации, союзов или союзных слов.

2. Укажите сложное предложение:

А) На пне, где мы сидели, я заметил несколько фигур, вырубленных топором.

В) Меня, бывалого человека, и теперь радостно волнуют, притягивают просторы родной русской природы.

С) В полутьме северной ночи, напоминавшей нам утренний рассвет, посёлок казался особенно угрюмым.

А) Азовское озеро совсем мелкое: хороший пловец нырнет до дна.

В) Я обрадовался при мысли, что увижу ее снова.

С) Алехин простился и ушел вниз, а гости остались внизу.

4. Укажите ССП с разделительным союзом:

С) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила…

5. Укажите ССП с противительным союзом:

А) Нина переводила глаза то на Любу, то на Олю.

В) Волчата ничего не поняли, но замахали хвостом.

С) Ходили за черемухой девчонки, да оборвать черемуху им не позволил гром.

А) Ни одного возгласа с корабля не раздалось вслед, ни одна рука не взметнулась прощальным жестом.

В) Бричка ехала прямо, а мельница почему-то стала уходить влево.

С) Или же я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять.

7. В каком предложении в указанном месте запятая не ставится:

А) Из дома регулярно приходили письма _ и нам было спокойно.

В) Глядел мальчик очень умно и прямо _ да и в голосе у него звучала сила.

С) Брат отказался от моей помощи _ и хотел всё сделать сам.

Фельдшер поглядел исподлобья на доктора _ И в его тёмных, мутных глазах вспыхнуло самое откровенное презрение.

А) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

В) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

С) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

А) Катер пошел со специальным заданием и ввиду бурной погоды за него беспокоились.

В) Он читал и строчки сливались в серые полосы.

С) В городском саду по соседству играл оркестр и пел хор песенников.

10. Найдите СПП:

А) Ни стрелы не летали, ни пушки не гремели.

В) Березы распустились, дубы же стояли обнаженные.

С) В лесу было тихо, потому что главные певцы улетели.

А) Часто в Колонном зале я вспоминаю, как впервые в нём очутился.

В) И лишь вечером, когда воздушный океан успокаивается, в степи становятся слышны и другие звуки.

С) Он просил помощи, так как ему не на кого было надеяться в этой безлюдной местности.

А) Я люблю роман, потому что написал его по внутренней необходимости.

В) Я пришёл к тебе с приветом рассказать, что солнце встало…

13. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места.

А) Я знаю, где ты был.

В) Мы любим дом, где любят нас.

С) Там, где кончался лесок, ярко-зеленой оградой стояли бойкие, задорные кусты терна и крушины.

А) Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем.

В) Чтобы почувствовать обаяние Москвы, надо побродить по ее старым переулкам.

С) Морозы стали слабее, и начал падать мелкий снежок.

^ Когда наступало первое тепло, не было дня с самого моего раннего детства, чтобы я не ходил играть в ближний сад медицинской академии.

А) Однородное. В) Неоднородное (параллельное). С) Последовательное.

16. В каком сложноподчиненном предложении определительное придаточное относится к существительному, перед которым стоит указательное слово.

А) Ночью полил такой сильный дождь, что все мы промокли насквозь.

В) Он был похож на человека, который после длительной и тяжелой болезни только что встал на ноги.

С) Ровно в восемь часов я в сюртуке и с приподнятым на голове коком входил в переднюю флигелька, где жила княгиня.

А) Из тех статей, что впоследствии составили книгу его мемуаров, раньше всего была написана им статья о Крамском.

В) Не помню, чтобы когда-нибудь было такое тихое, такое ясное утро.

С) Я не знал, куда деваться.

Когда Иван вечером вернулся домой все дневные впечатления нахлынули на него и так как им овладели самые разноречивые чувства то он стал доискиваться причин своего душевного волнения.

А) 3; В) 4; С) 5.

Теперь ей было нестерпимо жаль его но она сдерживала свои чувства зная что если покажет его Николай растеряется сконфузится.

А) 6; В) 5; С) 7.

А) 8; В) 9; С) 10.

Вариант 5.

1. Сложное предложение - это

А) Основная грамматическая единица, содержащая сообщение о чем-либо или вопрос, или побуждение, имеет грамматическую основу.

В) Предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений, соединенных при помощи интонации, союзов или союзных слов.

С) Два или несколько слов, объединенных по смыслу и грамматически.

2. Укажите простое предложение:

А) Самое важное для меня – это семья, и мне всегда хочется быть с моими родными.

В) Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор

С) Меня, бывалого человека, и теперь радостно волнуют, притягивают просторы родной русской природы.

3. Укажите сложносочиненное предложение:

А) Березы распустились, дубы же стояли еще обнаженными.

В) Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза.

С) Он запрокинул голову и подставил грудь ударам ливня и молний.

4. Укажите ССП с противительным союзом:

А) Не то маячили горы, не то это только казалось.

В) Жизнь пернатых начала замирать, зато проснулись лесные звери.

С) Ни стрелы не летали, ни пушки не гремели.

5. Укажите ССП с разделительным союзом:

А) Мы жили то на одной, то на другой улице в разных домах.

В) Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер.

С) Разум отличает полезное от вредного, но разум должен быть отважным.

6. Укажите ССП с соединительным союзом:

А) Гром прошел по небу, а тучи, как птицы, с криком неслись против ветра.

В) Надо бы что-нибудь сказать, да слов нет.

С) Наташа говорила шепотом, дед и лесничий тоже говорили вполголоса.

7. В каком предложении союз И связывает части сложного предложения (знаки препинания не расставлены):

А) Белая пена сверкает и кипит буграми и вздымая косматые волны с грохотом бьёт в громадный чёрный утёс.

В) Ветер разогнал тучи и к утру лужи затянул тонкий ледок.

С) С утра до вечера и валил и тихо летел и косо падал снег.

8. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

^ Восемнадцать лет назад умер мой товарищ окулист _ И оставил после себя семилетнюю дочь Катю и тысяч шестьдесят денег.

А) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

В) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

С) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

9. Укажите сложносочинённое предложение, между частями которого не нужна запятая:

А) Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.

В) Направо белела песчаная коса и вдали темнела груда дальних гор.

С) В зеркальных стёклах качались сосны и плыли серые облака.

10. Найдите СПП:

А) Сегодня была ясная погода, завтра тоже не будет дождя.

В) Раз мы начали говорить, то лучше договорить все до конца.

С) Стали блестеть, как мокрые, на солнце листочки тополей.

11. Найдите придаточное изъяснительное:

А) Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего её слушать.

В) Я сказал, куда надо ехать.

С) Но в мире, где я жил, было невыносимо тихо.

12. Укажите придаточное определительное:

А) Лукашин встряхнулся, чтобы ноша удобнее легла на плечо.

В) Бывают дни, когда жизнь представляется ясной и слаженной.

С) Меня вызвал полицмейстер и сказал, что мне придётся покинуть город.

13. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

А) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

В) Мы узнали, когда был создан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

С) Я боялся ночей, когда небо струилось молниями.

14. Найдите лишнее предложение.

А) И через силу скачет конь туда, где светится огонь.

В) Мой дом везде, где есть небесный свод, где только слышны звуки песен.

С) В приемной комиссии меня спросили, где я теперь работаю.

15. Определите тип подчинения придаточных предложений.

С самого начала вы должны так поставить дело, чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать, чтобы они были заинтересованы в вашем знании.

А) Однородное. В) Параллельное (неоднородное). С) Последовательное.

16. Найдите сложноподчиненное предложение, в котором придаточное предложение находится внутри главного.

А) Утром Репин спешил в мастерскую и там буквально истязал себя творчеством, потому что тружеником он был беспримерным.

В) Летом в Антарктиде, когда снег на прибрежных скалах тает, взгляд отдыхает от зелени мхов и лишайников.

С) Солнце подымается в туманной мгле горизонта багровым шаром без лучей, точно оно отделено от вас громадным матовым стеклом.

17. Назовите сложноподчиненное предложение, которое соответствует схеме […, (…), …]:

А) Там, где был родник, мы сделали привал.

В) Мать спрашивала о том, когда же мы наконец приедем.

С) Иди, куда влечет тебя свободный ум

18. Укажите количество знаков препинания в предложении:

В коридор выходило несколько дверей и пока мы сбивали снег с валенок я услышал как кто-то говорил вполголоса.

А) 3; В) 4; С) 5.

19. Укажите количество знаков препинания в предложении:

Когда художник жил в Крыму он все свое время посвящал созерцанию картин природы и если погода располагала к прогулкам он часами изучал на морском берегу рисунок волн бесконечно бегущих одна за другой.

А) 3; В) 4; С) 5.

20. Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении:

Из глубины выбежала горничная и так как коридор был довольно узкий произошло легкое, торопливое столкновение: Лужин слегка отступил потом шагнул вперед его жена тоже двинулась туда-сюда бессознательно приглаживая волосы а горничная приговаривая что-то и нагибая голову старалась найти лазейку где бы она могла проскочить.

С одной стороны, нельзя не признаться, с другой стороны, нельзя не сознаться
Впервые встречается в сатире «Дневник либерала в Петербурге» (1872) Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826-1889), который так образно описал двойственную, трусливую позицию российских либералов - своих современников. Вероятно, это выражение уже и тогда ходило в устной речи, но широко известным, крылатым стало благодаря этому писателю.
Фраза-символ беспринципности, вечных оговорок, нежелания твердо заявить о своей позиции (ирон.). М. Е. Салтыков-Щедрин («Дневник либерала в Петербурге», гл. 9):
«- Неужели же нет никаких мер против этих негодяев?..
- К сожалению, должно признаться, что таких мер не существует, хотя, с другой стороны, нельзя не сознаться, что если бы земские управы взялись за дело энергически, то суслики давно были бы уничтожены».

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "С одной стороны, нельзя не признаться, с другой стороны, нельзя не сознаться" в других словарях:

    Съ одной стороны съ другой стороны. Ср. Нѣтъ безсмертія души, такъ нѣтъ и добродѣтели, «значитъ, все позволено»... Соблазнительная теорія подлецамъ... Хвастунишка, а суть то вся: съ одной стороны нельзя не признаться, а съ другой нельзя не… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Ср. Нет бессмертия души, так нет и добродетели, значит, все позволено... Соблазнительная теория подлецам... Хвастунишка, а суть то вся: с одной стороны, нельзя не признаться, а с другой нельзя не сознаться. Достоевский. Братья Карамазовы. 1, 2,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Стороны, вин. сторону (сторону обл.), мн. стороны, сторон, сторонам, жен. 1. Направление; пространство или местность, расположенные в каком н. направлении от чего н. В стороне леса. Пошли в сторону леса. Пойти в разные стороны. Ветер с восточной… … Толковый словарь Ушакова

    сторона - В стороне оставить кого что перестать обращать внимание на кого что н., не касаться кого чего н. в рассуждении. Оставим маменьку в стороне: сделайтесь на минуту прежней Наденькой... и отвечайте прямо. ончаров. В сторону чего 1)… … Фразеологический словарь русского языка

    - — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… …

    ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Император Александр II (1855—1881). I. Война (1855). Высочайший манифест возвестил России о кончине Императора Николая и о воцарении его преемника. В этом первом акте своего царствования молодой Государь принимал пред лицом… … Большая биографическая энциклопедия

    Писатель, родился 30 октября 1821 г. в Москве, умер 29 января 1881 г., в Петербурге. Отец его, Михаил Андреевич, женатый на дочери купца, Марье Федоровне Нечаевой, занимал место штаб лекаря в Мариинской больнице для бедных. Занятый в больнице и… … Большая биографическая энциклопедия

    Сенатор, гофмейстер Двора Его Величества, писатель, энциклопедист, музыкант, последний представитель княжеского рода Одоевских, угасшего с его смертью. Родился в Москве 30 го июля 1803 года, ум. 27 февраля 1869 г., там же. Он был единственным… … Большая биографическая энциклопедия

    - — родился 25 го марта 1812 г. в Москве. Он был внебрачным сыном родовитого московского помещика Ивана Алексеевича Яковлева. Последний принадлежал к тому поколению, которое Г. впоследствии называл "иностранцами дома, иностранцами в… … Большая биографическая энциклопедия

    - (Иоганн Карл Фридрих Антон) генерал фельдмаршал (1785 1831 г.), сын барона Ивана Ивановича Дибича. Иван Иванович Дибич родился 2(13) мая 1785 года, в поместье Гросс Лейпе, в Силезии, от второго брака отца своего с Мариею Антуанетою Эркерт. Уже на … Большая биографическая энциклопедия

Контрольная работа «Виды придаточных предложений»

Задание: расставить знаки препинания, сделать схемы, определить вид придаточных. Четырнадцать примеров соответствуют четырнадцати видам придаточных предложений.

1. Лёд уже тронулся так что переправиться на другой берег было невозможно.

2. Чем выше человек по умственному и нравственному развитию тем он свободнее.

3. Несмотря на то что доктора лечили его пускали кровь и давали пить лекарства он всё-таки выздоровел.

4. Ох лето красное! Любил бы я тебя когда б не зной не пыль да комары да мухи.

5. Цветы оттого что их только что полили издавали влажный раздражающий запах.

6. Лес рубили так чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу.

7. Чтобы не выдать себя неосторожным стуком весла рыбак осторожно поднял его.

8. Надо было работать в выходной что меня вовсе не устраивало.

9. Я не мог не признаться в душе что поведение моё в Симбирском трактире было глупо и чувствовал себя виноватым перед Савельичем.

10. Где тонко там и рвётся.

11. Кто смел тот и съел.

12. В течение нескольких дней было так холодно что занятия отменили.

13. Есть люди без которых трудно представить себе существование общества и литературы.

14. Сердце моё заныло когда очутились мы в давно знакомой комнате.

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок русского языка и литературы.

Тема: Сложное предложение в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Класс: девятый

Цели: Обобщить теоретические сведения и закрепить практические навыки по теме «Синтаксис и пунктуация».

Задачи: 1) Развивать внимание, память, логическое мышление. 2)

Оборудование: Толковые словари, карточки со словами, приложение №1 (презентация), приложение №2 (самостоятельная работа).

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Слово учителя.

Объявление темы урока, его целей.

3. Словарно-орфографическая работа.

На партах лежат карточки со словами, которые встречаются в тексте романа «Евгений Онегин». Ребятам дается задание образовать словосочетания с данными словами. При затруднении можно воспользоваться толковыми словарями. Через 2-3 минуты желающие зачитывают получившиеся словосочетания.

Предлагаемые слова: нравоучения, мадригалы, блистательный, творенье, франт, наперсница.

4. Работа по тексту романа.

Ребятам предлагается вспомнить героев романа по цитатам из произведения:

«Острижен по последней моде, как денди лондонский одет» (Онегин )

« Всегда скромна, всегда послушна, всегда, как утро, весела» (Ольга )

«Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива» (Татьяна )

«В книгах не видал вреда; он, не читая никогда, их почитал пустой игрушкой» (Ларин )

«Корсет носила очень узкий, и русский «н» как N французский произносить умела в нос» (помещица Ларина )

«Красавец в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт» (Ленский )

«Капусту садит, как Гораций, разводит уток и гусей и учит азбуке детей» (Зарецкий )

«Лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил» (дядя Онегина )

5. Работа по домашнему заданию.

Учащиеся, просматривая перед уроком текст романа «Евгений Онегин», должны были обратить внимание на перифразы, которыми насыщено произведение. Учитель называет перифразы, а учащиеся объясняют их значение.

Пора надежд и грусти нежной… (Пора любви)

На самом утре наших дней (В самом начале нашей жизни)

В полном цвете лет (Молодой)

Певец Пиров и грусти томной (Поэт Е.А. Баратынский)

Не изменяй, любя! Еникеева Диля

ПРИЗНАТЬСЯ ИЛИ НЕ ПРИЗНАВАТЬСЯ?.

ПРИЗНАТЬСЯ ИЛИ НЕ ПРИЗНАВАТЬСЯ?.

Не обременяйте чистосердечным признанием чужую душу.

Я могу написать горы книг, призывая супругов не изменять друг другу, но сомневаюсь, что это поможет. Поэтому единственное, что я могу сделать, - дать совет, как уменьшить негативные последствия измены.

Для замужней женщины любовный роман имеет не только приятные стороны. Одно из негативных последствий - чувство вины.

Неверная женщина сознает, что у нее есть определенные обязательства перед мужем и детьми, которые она нарушила вместе с супружеской верностью, и это ее тяготит. Изменив мужу, она потом мучается угрызениями совести, не знает, как теперь вести себя с мужем, признаться в измене или носить эту тайну в себе, сознавая, что она обманывает мужа.

Она бросается в его объятия со словами:

Любовь моя, я во всем призналась мужу! Он очень доволен, что это ты. Говорит, что сильно беспокоился бы, если бы я попала в руки к какому-нибудь мерзавцу…

Анекдот

Если вас мучает чувство вины, и вы раздумываете, не облегчить ли душу признанием, то хочу привести слова одной умудренной опытом и в прошлом далеко не праведной женщины, которая имела немало любовников, но тем не менее, живет с мужем более полувека. Муж о ее неверности даже и не подозревает. Она учила свою дочь: “Никогда не признавайся мужу ни в чем. Даже если он застал тебя в постели с любовником, говори все, что угодно - упала, потеряла сознание; не помнила себя; не знаю, кто это такой, в первый раз его вижу; он меня заставил и взял силой; я спала, а он сам пришел и тому подобное, - но только не признавайся в измене. Муж поверит чему угодно, потому что ему хочется в это верить. Даже если он потом будет тебя терзать упреками и обещать, что все простит, если ты честно расскажешь, - ни в чем не признавайся. Дай ему возможность сделать вид, что он поверил твоей самой абсурдной лжи. Это позволит ему сохранить самоуважение и сохранит вашу семью”.

Муж жене:

- Дорогая, я бы никогда не хотел узнать, что ты мне изменяешь.

- Не волнуйся, милый, - успокаивает его жена. - Я никогда не признаюсь тебе в этом.

Анекдот

Надо сказать, немалая доля истины в этих словах есть. Это тот вариант, о котором говорят: “Ложь во спасение”.

Конечно, лгать нехорошо, кто ж будет с этим спорить, но разве вам никогда не приходилось кривить душой?

Если бы женщины всегда говорили только правду, жизнь стала бы или скучной, или наоборот, насыщенной конфликтами.

Женское искусство маленьких обманов, преуменьшений и преувеличений - настоящее искусство, которым в совершенстве должна владеть каждая уважающая себя женщина. Это помогает сохранить мир в семье и избавить себя и мужа от всевозможных, совершенно излишних огорчений.

Не ложь убивает любовь, а откровенность.

Человек, который требует правды, когда у него есть сомнения, жаждет услышать вовсе не правды со всеми ее подробностями, а как раз наоборот - опровержения своим сомнениям.

Пощадите своего мужа, раз вы уже и так считаете себя виноватой, нарушив супружескую верность, дайте ему надежду, что на самом деле все не так. Это на тот случай, если у мужа появились сомнения в вашей верности. А если он ни о чем не подозревает, - молчите, и пусть эта тайна умрет вместе с вами.

Совет адресован и женщинам, и мужчинам. Дайте супругу (супруге) надежду, отпирайтесь в любом случае, какие бы “убедительные” доказательства вашей неверности вам ни демонстрировали.

Женщина говорит мужу:

- Я не утверждала, что у твоего друга бородавка на члене. Я говорила, что это только на ощупь.

Анекдот

Даже у судей закрадываются сомнения, когда обвиняемый упорно твердит о своей невиновности, хотя все улики свидетельствую против него. Они думают: “А может быть, он действительно не виноват, может, следствие что-то упустило, может, мы не под тем углом рассматриваем улики, может быть, мы пристрастны и заведомо настроили себя на это неверный вывод?”

Виновен не тот, кто грешит, а тот, кто попадается.

Я не мог не признаться в душе, что поведение мое в Симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем. все это меня мучило. Старик угрюмо сидел на облучке, отворотясь от меня, и молчал, изредка только покрякивая. Я непременно хотел с ним помириться, и не знал с чего начать. Наконец я сказал ему: «Ну, ну, Савельич! полно, помиримся, виноват; вижу сам, что виноват. Я вчера напроказил, а тебя напрасно обидел. Обещаюсь вперед вести себя умнее и слушаться тебя. Ну, не сердись; помиримся».

Эх, батюшка Петр Андреич! - отвечал он с глубоким вздохом. - Сержусь-то я на самого себя; сам я кругом виноват. Как мне было оставлять тебя одного в трактире! Что делать? Грех попутал: вздумал забрести к дьячихе, повидаться с кумою. Так-то: зашел к куме, да засел в тюрьме. Беда да и только! Как покажусь я на глаза господам? что скажут они, как узнают, что дитя пьет и играет.

Чтоб утешить бедного Савельича, я дал ему слово впредь без его согласия не располагать ни одною копейкою. Он мало-по-малу успокоился, хотя все еще изредка ворчал про себя, качая головою: «Сто рублей! легко ли дело!»

Я приближался к месту моего назначения. Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. все покрыто было снегом. Солнце садилось. Кибитка ехала по узкой дороге, или точнее по следу, проложенному крестьянскими санями. Вдруг ямщик стал посматривать в сторону, и наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал: «Барин, не прикажешь ли воротиться?»

Это зачем?

«Время ненадежно: ветер слегка подымается; - вишь, как он сметает порошу».

Что ж за беда!

«А видишь там что?» (Ямщик указал кнутом на восток.)

Я ничего не вижу, кроме белой степи да ясного неба.

«А вон - вон: это облачко».

Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдаленный холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.

Я слыхал о тамошних мятелях, и знал, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции, и велел ехать скорее.

Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла, и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась мятель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. все исчезло. «Ну барин», - закричал ямщик - «беда: буран!»…

Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом - и скоро стали.

- «Что же ты не едешь?» - спросил я ямщика с нетерпением. - «Да что ехать? - отвечал он, слезая с облучка; невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом. - Я стал было его бранить. Савельич за него заступился: „И охота было не слушаться“ - говорил он сердито - „воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, буря б утихла, отправились бы далее. И куда спешим? Добро бы на свадьбу!“ - Савельич был прав. Делать было нечего. Снег так и валил. Около кибитки подымался сугроб. Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая. Ямщик ходил кругом, от нечего делать улаживая упряжь. Савельич ворчал; я глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признак жила или дороги, но ничего не мог различить, кроме мутного кружения мятели… Вдруг увидел я что-то черное. „Эй, ямщик!“ - закричал я - „смотри: что там такое чернеется?“ Ямщик стал всматриваться. - А бог знает, барин, - сказал он, садясь на свое место: - воз не воз, дерево не дерево, а кажется, что шевелится. Должно быть, или волк или человек.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх