Романы ф достоевского. Романы Достоевского, которые читают по всему миру: список самых известных произведений Ф.М

Федор Михайлович Достоевский неспроста считается самым знаменитым русским прозаиком, ведь его произведения невероятно популярны по всему миру. Какие самые известные произведения Достоевского можно назвать, и почему они получили столь почетный статус?

Известные произведения Достоевского изучаются по всему миру и пользуются огромной популярностью, но самым востребованным романом автора является, несомненно, "Идиот". История про дворянина, который сталкивается с нравами русского дворянского общества мгновенно покорила иностранных читателей.

Особенно читателям приглянулось описание уникального дворянского быта, которое Достоевский приводит в полной мере. Несмотря на всю доброту князя Мышкина, его воспринимают лишь как сумасшедшего, не понимая, что он является куда более разумным и продвинутым человеком, чем те, кто его окружают.

Роман вышел в 70-е годы XIX столетия и мгновенно стал сенсацией. Читатели по всему миру стремились прикоснуться к величайшему произведению Достоевского, и даже большой объем произведения не пугал поклонников романа.

Популярность романа "Идиот" подтверждают и многочисленные экранизации, которые выходят по всему миру. Несмотря на востребованность данного литературного произведения за рубежом, лучшую экранизацию сняли все-таки в России. Сериал "Идиот" с Евгением Мироновым в главной роли полностью передал уникальную атмосферу романа со всеми сложными сюжетными линиями.

Огромной популярностью по всему миру пользуется и другое произведение Достоевского - роман "Преступление и наказание". Данный роман можно смело назвать самым философским и глубокомысленным из всех, что написал русский классик.

Убив старушку ради небольшой суммы денег, Родион Раскольников мучается угрызениями совести, проходя через все круги ада. На Западе произведением неоднократно вдохновлялись для создания вольных экранизаций на поднимаемую тему. Терзания главного героя поглощают читателей без остатка, ведь только Достоевскому удавалось создавать столь мрачную атмосферу, в которой оставалось место для лучика надежды.

Широкий интерес вызывает и последний роман Достоевского - "Братья Карамазовы". В этом произведении чувствуется, как менялись взгляды автора, как прогрессировал его стиль повествования. Неспроста роман "Братья Карамазовы" экранизировали по всему миру от Италии до Японии.

Федор Михайлович Достоевский оставил после себя богатое наследство в виде многочисленных романов, повестей и коротких рассказов. Его романы "Игрок", "Бесы" и "Подросток" также считаются очень популярным, но все же, востребованы больше в странах СНГ, где существует настоящий культ писателя.

Произведения Федора Достоевского пользуются огромной популярностью, несмотря на то, что иностранцам, не знающим ключевые аспекты истории России, сложно понять мотивы действий тех или иных персонажей. За счет богатой библиографии, читатели по всему миру имеют возможность следить за тем, как изменялся стиль повествования автора.

В данном разделе представлен полный библиографический свод прижизненных публикаций (изданий) Ф.М. Достоевского. Устранены ошибки, допущенные ранее в печатных и других изданиях. В свод включены, в том числе, неавторизованные публикации.

— Репертуар и Пантеон. Театральное обозрение, издаваемое В. Межевичем и И. Песоцким. СПб.: Тип. К. Жернакова, 1844. Т. 6. С. 386—457. Т. 7. С. 44—125.

Отечественные записки. Учено-литературный журнал, издаваемый А. Краевским. СПб.: Тип. И. Глазунова и К°, 1845. Год седьмой. Т. XLIII. Ноябрь. С. 43—48.

— Петербургский сборник, изданный Н. Некрасовым. СПб.: Тип. Э. Праца, 1846. С. 1—166.

Отечественные записки. Учено-литературный журнал, издаваемый А. Краевским. СПб.: Тип. И. Глазунова и Комп., 1846. Год восьмой. Т. XLIV. Февраль. С. 263—428.

Второе издание: — Отечественные записки. Учено-литературный журнал, издаваемый А. Краевским. Издание второе. СПб.: Тип. К. Жернакова, 1846. Год восьмой. Т. XLIV. Апрель. С. 263—428.

Первое апреля. Комический иллюстрированный альманах, составленный из рассказов в стихах и прозе, достопримечательных писем, куплетов, пародий и пуфов. СПб.: Тип. К. Крайя, 1846. С. 81—128 (Вступление — С. 3—10).

Отечественные записки. Учено-литературный журнал, издаваемый А. Краевским. СПб.: Тип. Ив. Глазунова и Комп., 1846. Год восьмой. Т. XLVIII. Октябрь. С. 151—178.

— Отечественные записки. Учено-литературный журнал, издаваемый А. Краевским. СПб.: Тип. Ив. Глазунова и Комп., 1847. Год девятый. Т. LIV. Октябрь. С. 396—424. Т. LV. Декабрь. С. 381—414.

— Современник, литературный журнал, издаваемый с 1847 года И. Панаевым и Н. Некрасовым под редакцией А. Никитенко. СПб.: Тип. Э. Праца, 1847. Т. I. С. 45—54.

Роман Федора Достоевского. СПб.: Тип. Э. Праца, 1847. 181 с.

— Отечественные записки. Учено-литературный журнал, издаваемый А. Краевским. СПб.: Тип. Ив. Глазунова и Комп., 1848. Год десятый. Т. LVI. Январь. Отд. VIII. — Чужая жена (Уличная сцена) . С. 50—58. Т. LXI. Декабрь. Отд. VIII. — Ревнивый муж. Проишествие необыкновенное . С. 158—175.

— Отечественные записки. Учено-литературный журнал, издаваемый А. Краевским. СПб.: Тип. Ив. Глазунова и Комп., 1848. Год десятый. Т. LVI. Февраль. С. 412—446.

— Иллюстрированный Альманах, изданный И. Панаевым и Н. Некрасовым СПб.: Тип. Э. Праца, 1848. С. 50—64.

— Отечественные записки. Учено-литературный журнал, издаваемый А. Краевским. СПб.: Тип. Ив. Глазунова и Комп., 1848. Год десятый. Т. LVII. Апрель. — Рассказы бывалого человека (Из записок неизвестного.). I. Отставной. II. Честный вор . С. 286—306.

— Отечественные записки. Учено-литературный журнал, издаваемый А. Краевским. СПб.: Тип. И. Глазунова и Комп., 1848. Год десятый. Т. LX. Отд. VIII. Сентябрь. С. 44—49.

— Отечественные записки. Учено-литературный журнал, издаваемый А. Краевским. СПб.: Тип. И. Глазунова и Комп., 1848. Год десятый. Т. LXI. Декабрь. С. 357—400.

— Отечественные записки. Учено-литературный журнал, издаваемый А. Краевским. СПб.: Тип. И.И. Глазунова и К°., 1857. Год девятнадцатый. Т. CXIII. Август. С. 359—398.

Русское слово. Литературно-ученый журнал, издаваемый графом Гр. Кушелевым-Безбородко. СПб.: Тип. Рюмина и Комп., 1859. № 3. Отд. I. С. 27—172.

— Отечественные записки. Журнал учено-литературный и политический, издаваемый А. Краевским. СПб.: Тип. И.И. Глазунова и Комп., 1859. Год двадцать первый. Т. CXXVII. Ноябрь. Часть первая. С. 65—206. Декабрь. Часть вторая и последняя. С. 343—410.

Изд. Н.А. Основского. М.: Тип. Лазаревского ин-та восточных языков, 1860. Т. I. 544 с. Т. II. 422 с.

1861 — 1862

— Время. Журнал литературный и политический, издаваемый под редакцией М. Достоевского. СПб.: Тип. Э. Праца, 1861.

Январь. С. 5—92. Февраль. С. 419—474. Март. С. 235—324. Апрель. С. 615—633. Май. С. 269—314. Июнь. С. 535—582. Июль. С. 287—314.

Роман в четырех частях с эпилогом Ф.М. Достоевского. Исправленное издание. СПб.: Тип. Э. Праца, 1861. Т. I. 276 с. Т. II. 306 с.

— Время. Журнал литературный и политический, издаваемый под редакцией М. Достоевского. СПб.: Тип. Э Праца.

1862: Январь. С. 321—336. Февраль. С. 565—597. Март. С. 313—351. Май. С. 291—326. Декабрь. С. 235—249.

Ф.М. Достоевского. Часть первая. СПб.: Тип. Э. Праца, 1862. 167 с.

Второй тираж: Ф.М. Достоевского. Часть первая [и единственная]. СПб.: Тип. Э. Праца, 1862. 167 с.

Ф.М. Достоевского. Второе издание [А.Ф. Базунова]. СПб.: Тип. И. Огризко, 1862. Часть первая. 269 с. Часть вторая. 198 с.

— Время. Журнал литературный и политический, издаваемый под редакцией М. Достоевского. СПб.: Тип. Э. Праца, 1862. Ноябрь. Отд. I. С. 299—352.

Время. Журнал литературный и политический, издаваемый под редакцией М. Достоевского. СПб.: Тип. Э. Праца, 1863. Февраль: Гл. I—IV. С. 289—318. Март: Гл. V—VIII. С. 323—362.

— Сборник рассказов. В прозе и стихах. СПб.: Тип. О.И. Бакста, 1863. — Акулькин муж. С. 108—124.

— Эпоха. Журнал литературный и политический, издаваемый под редакцией М. Достоевского. СПб.: Тип. Рюмина и К°, 1864. Январь—февраль. I. Подполье. С. 497—529. Апрель. II. По поводу мокрого снега. С. 293—367.

— Русская хрестоматия, с примечаниями. Для высших классов средних учебных заведений. Составил Андрей Филонов. Издание второе, исправленное и дополненное. Том первый. Эпическая поэзия. СПб.: Тип. И. Огризко, 1864. — Представление. С. 686—700.

Aus dem todten Hause: nach dem Tagebuche eines nach Sibirien Verbannten: nach dem Russischen bearbeitet / herausgegeben von Th. M. Dostojewski. Leipzig: Wolfgang Gerhard, 1864. B. I. 251 s. B. II. 191 s.

— Эпоха. Журнал литературный и политический, издаваемый семейством М. Достоевского. СПб.: Тип. Э. Праца и Н. Тиблена, 1865. Февраль. С. 1—40.

Роман Ф.М. Достоевского. Вновь просмотренное самим автором издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1865. 171 с.

Рассказ Ф.М. Достоевского. Вновь просмотренное самим автором издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1865. 45 с.

Сантиментальный роман Ф.М. Достоевского. Вновь просмотренное самим автором издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1865. 72 с.

(Из записок неизвестного.) Ф.М. Достоевского. Вновь просмотренное самим автором издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1865. 24 с.

Повесть в двух частях. Сочинение Ф.М. Достоевского. Вновь просмотренное самим автором издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1865. 106 с.

Роман в четырех частях с эпилогом Ф.М. Достоевского. Третье просмотренное издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1865. 494 с.

Повесть. Сочинение Ф.М. Достоевского. Вновь просмотренное самим автором издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1865. 61 с.

Ф.М. Достоевского. В двух частях. Третье издание, просмотренное и дополненное новой главой. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1865. 415 с.

Вновь просмотренное и дополненное самим автором издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1865. Т. I. 275 с.

Вновь просмотренное и дополненное самим автором издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1865. Т. II. 257 с.

— Русский вестник. Журнал литературный и политический, издаваемый М. Катковым. М.: В Университетской Тип. (Катков и К°), 1866.

Январь. С. 35—120. Февраль. С. 470—574. Апрель. С. 606—689. Июнь. С. 742—793. Июль. С. 263—341. Август С. 690—723. Ноябрь. С. 79—155. Декабрь. С. 450—488.

Петербургская поэма Ф.М. Достоевского. Новое, переделанное издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1866. 219 с.

(Из мордасовских летописей). Ф.М. Достоевского. Новое, просмотренное издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1866. 182 с.

(Из записок неизвестного.) Ф.М. Достоевского. Новое, просмотренное издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1866. 13 с.

(Из неизвестных мемуаров.) Ф.М. Достоевского. Новое, просмотренное издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1866. 52 с.

Ф.М. Достоевского. Новое, просмотренное издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1866. 94 с.

Повесть Ф.М. Достоевского. Новое просмотренное издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1866. 146 с.

Роман (Из записок молодого человека.) Ф.М. Достоевского. Новое, дополненное издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1866. 191 с.

Ф.М. Достоевского. Новое просмотренное издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1866. 51 с.

Ф.М. Достоевского. Новое, просмотренное издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1866. 227 с.

(Проишествие необыкновенное) Ф.М. Достоевского. Новое, переделанное издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1866. 57 с.

Из записок неизвестного. В двух частях Ф.М. Достоевского. Новое просмотренное издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1866. 293 с.

Рассказ Ф.М. Достоевского. Новое просмотренное издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1866. 74 с.

— Русская историческая хрестоматия. (862—1850). С теоретическим указателем. Составил К. Петров. СПб.: Тип. Морского министерства, 1866. С. 542—550.

Роман в шести частях с эпилогом Ф.М. Достоевского. Издание исправленное. Изд. А. Базунова, Э. Праца и Я. Вейденштрауха. СПб.: Тип. Э. Праца, 1867. Т. I. 432 с. Т. II. 435 с.

— Русский вестник. Журнал литературный и политический, издаваемый М. Катковым. М.: В Университетской Тип. (Катков и К°), 1868.

Январь. С. 83—176. Февраль. С. 561—656. Апрель. С. 624—651. Май. С. 124—159. Июнь. С. 501—546. Июль. С. 175—225. Август С. 550—596. Сентябрь. С. 223—272. Октябрь. С. 532—582. Ноябрь. С. 240—289. Декабрь. С. 705—824.

— От нечего делать. Собрание повестей и рассказов русских авторов. Выпуск первый [и единственный]. [Б.м.], 1868. — Акулькин муж . С. 80—92.

— Русская хрестоматия, с примечаниями. Для высших классов средних учебных заведений. Составил Андрей Филонов. Издание третье, значительно исправленное. Часть первая. Эпическая поэзия. СПб.: Тип. Ф.С. Сущинского, 1869. — Представление. С. 665—679.

— Заря. Журнал учено-литературный и политический. Издаваемый В. Кашпиревым. Год второй. СПб.: Тип. Вл. Майкова, 1870. № 1. С. 1—79. № 2. С. 3—82.

Новое исправленное издание. Издание Ф. Стелловского. СПб.: Тип. В.С. Балашева, 1870. Том четвертый. 225 с.

1871 — 1872

Рассказ Федора Достоевского. СПб.: Изд. книгопродавца А.Ф. Базунова. Тип. В. Безобразова и Комп., 1871. 239 с.

— Русский вестник. Журнал литературный и политический, издаваемый М. Катковым. М.: В Университетской тип. (Катков и К°).

1871: Январь. С. 5—77. Февраль. С. 591—666. Апрель. С. 415—463. Июль. С. 72—143. Сентябрь. С. 131—191. Октябрь. С. 550—592. Ноябрь. С. 261—294.

— Русская хрестоматия, с примечаниями. Для высших классов средних учебных заведений. Составил Андрей Филонов. Издание четвертое, значительно исправленное. Часть первая. Эпическая поэзия. СПб.: Тип. Ф.С. Сущинского, 1871. — Представление. С. 655—670.

— Гражданин. Газета-журнал политический и литературный. Год второй. СПб.: Тип. А. Траншеля, 1873.

I. Вступление (№1, 1 января, С. 14—15). II. Старые люди (№ 1, 1 января, С. 15—17). III. Среда (№ 2, 8 января, С. 32—36). IV. Нечто личное (№ 3, 15 января, С. 61—64). V. Влас (№ 4, 22 января, С. 96—100). VI. Бобок (№ 6, 5 февраля, С. 162—166). VII. «Смятенный вид» (№ 8, 19 февраля, С. 224—226). VIII. Полписьма «одного лица» (№ 10, 5 марта 1873, С. 285—289). IX. По поводу выставки (№ 13, 26 марта, С. 423—426). X. Ряженый (№ 18, 30 апреля, С. 533—538). XI. Мечты и грезы (№ 21, 21 мая, С. 606—608). XII. По поводу новой драмы (№ 25, 18 июня, С. 702—706). XIII. Маленькие картинки (№ 29, 16 июля, С. 806—809). XIV. Учителю (№ 32, 6 августа, С. 877—879). XV. Нечто о вранье (№ 35, 27 августа, С. 955—958). XVI. Одна из современных фальшей (№ 50, 10 декабря, С. 1349—1353).

Роман Федора Достоевского. В трех частях. СПб.: Тип. К. Замысловского, 1873. Ч. I. 294 с. Ч. II. 358 с. Ч. III. 311 с.

Роман в четырех частях. Федора Достоевского. СПб.: Тип. К. Замысловского, 1874. Т. I. 387 с. Т. II. 355 с.

— Складчина. Литературный сборник, составленный из трудов русских литераторов в пользу пострадавших от голода в Самарской губернии. СПб.: Тип. А.М. Котомина, 1874. С. 454—478.

— Русская хрестоматия, с примечаниями. Для высших классов средних учебных заведений. Составил Андрей Филонов. Идание пятое, значительно исправленное. Часть первая. Эпическая поэзия. СПб.: Тип. И.И. Глазунова, 1875. — Представление. С. 611—624.

Ф.М. Достоевского. Издание четвертое. СПб.: Тип. бр. Пантелеевых, 1875. Часть первая. 244 с. Часть вторая. 180 с.

Ф.М. Достоевского. СПб.: Тип. бр. Пантелеевых, 1875. Часть первая. 244 с. Часть вторая. 180 с.

— Ф.М. Достоевский. Подросток. Роман. Изд. книгопродавца П.Е. Кехрибарджи. СПб.: Тип. А. Траншеля, 1876. Ч. I. 247 с. Ч. II. 184 с. Ч. III. 277 с.

— Общий друг веселья для любителей и любительниц пения: опер, опереток, водевилей, шансонеток, комических куплетов, сатирических, юмористических стихотворений и романсов. Песен: малороссийских, цыганских и народных. Сцен и рассказов из народного, малороссийского, еврейского и армянского бытов. Замечательные произведения современных русских писателей: графа Толстого, Тургенева, Достоевского, графа Соллогуба, Крестовского и других. С хромолитографированным портретом Патти и 21 фотографическими портретами лучших исполнительниц. С 6-ю раскрашенными хромолитографированными картинами, исполненными в знаменитой литографии г. Лемерсье в Париже. Изд. И.В. Смирнова. СПб.: Тип. В. Готье, 1876. 4-я паг. С. 81—91.

Ф.М. Достоевского. СПб.: Тип. В.В. Оболенского, 1877. 336 с.

— Русский сборник. Бесплатное приложение для подписчиков на журнал «Гражданин». Издание второе. СПб.: Тип. В.Ф. Пуцыковича, 1877. Т. I. Ч. I—II. С. 127—172.

Роман в шести частях с эпилогом. Ф.М. Достоевского. Издание четвертое. СПб.: Тип. бр. Пантелеевых, 1877. Т. I. 314 с. Т. II. 318 с.

Ф.М. Достоевского. Год II-й. Ежемесячное издание. СПб.: Тип. В.Ф. Пуцыковича, 1878. 326 с.

1879 — 1880

— Русский вестник. Журнал литературный и политический, издаваемый М. Катковым. М.: В Университетской тип. (М. Катков).

1879: Январь. С. 103—207. Февраль. С. 602—684. Апрель. С. 678—738. Май. С. 369—409. Июнь. С. 736—779. Август. С. 649—699. Сентябрь. С. 310—353. Октябрь. С. 674—711. Ноябрь. С. 276—332.

1880: Январь. С. 179—255. Апрель. С. 566—623. Июль. С. 174—221. Август. С. 691—753. Сентябрь. С. 248—292. Октябрь. С. 477—551. Ноябрь. С. 50—73.

Роман в четырех частях с эпилогом. Ф.М. Достоевского. Пятое издание. СПб.: Тип. бр. Пантелеевых, 1879. 476 с.

Ф.М. Достоевского. СПб.: Тип. Ю. Штауфа (И. Фишона), 1879. 336 с.

— Русская хрестоматия, с примечаниями. Для высших классов средних учебных заведений. Составил Андрей Филонов. Идание шестое (печатано с третьего издания). Часть первая. Эпическая поэзия. СПб.: Тип. И.И. Глазунова, 1879 (на обл. — 1880). — Представление. С. 609—623.

Семейные вечера. Журнал для семейного чтения и детей, издаваемый под ред. С.С. Кашпиревой. Год семнадцатый. СПб.: Тип. Арнгольда, 1880. № 6. С. 372—387.

Ежемесячное издание. [Ф.М. Достоевского]. Год III-й. Единственный выпуск на 1880. Август. СПб.: Тип. бр. Пантелеевых, 1880. 44 с.

Ежемесячное издание. [Ф.М. Достоевского]. Год III-й. Единственный выпуск на 1880. Август. Второе издание. СПб.: Тип. бр. Пантелеевых, 1880. 44 с.

Роман в четырех частях с эпилогом. Ф.М. Достоевского. СПб.: Тип. бр. Пантелеевых, 1881. Т. I. 509 с. Т. II. 699 с.

Ежемесячное издание. [Ф.М. Достоевского]. 1881. Январь. СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1881. 32 с.

Посмертные издания:

Ежемесячное издание. [Ф.М. Достоевского]. 1881. Январь. Второе издание. СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1881. 32 с.

Ф.М. Достоевского. Издание пятое [А.Г. Достоевской]. СПб.: Тип. бр. Пантелеевых, 1881. Ч. I. 217 с. Ч. II. 160 с.

Годы жизни: с 30.10.1821 по 28.01.1881

Одна из самых крупных фигур русской и мировой литературы, автор многих романов и повестей, журналист, редактор, философ.

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве. Он был вторым ребенком в семье.

В 1837 году происходит ряд важных для судьбы писателя событий: умирает его мать, Мария Федоровна, погибает на дуэли А.С.Пушкин, произведениями которого Ф.М.Достоевский зачитывался с детства, кроме того, именно в этом году Федор Михайлович поступает в военно-инженерное училище в Петербурге.

Через два года, в 1839 году Достоевский получает весть об убийстве своего отца, Михаила Андреевича, крепостными крестьянами.

Свой творческий путь Достоевский начинает как переводчик: в 1843 году выходит переведенная им "Евгения Гранде" О. де Бальзака. Однако уже через год в 1844 году Достоевский пишет свое первое самостоятельное произведение, которое сразу же принесло ему шумную славу - "Бедные люди" (опубликовано в 1846).

В 1849 году Ф.М.Достоевский был арестован за участие в кружке М.В.Петрашевского. После 8-имесячного судебного следствия писатель был признан виновным "в умысле на ниспровержение… государственного порядка" и первоначально приговорен к расстрелу, который в последний момент был заменен гражданской казнью, лишением дворянских прав и четырьмя годами каторги с последующей сдачей в солдаты.

Следующие четыре года Достоевский провел на каторге в Омске. В 1854 году, когда истекли четыре года, к которым Достоевский был приговорен, он был освобождён из каторги и отправлен рядовым в седьмой линейный сибирский батальон. Служил в крепости в Семипалатинске и дослужился до прапорщика.

Там же познакомился с Марией Дмитриевной Исаевой, ставшей впоследствии его первой женой.

Негласное наблюдение за писателем не прекращалось до середины 1870-х годов, хотя разрешение жить в Петербурге было получено еще в 1859.

В 1864 умирает жена Достоевского, и в 1867 году Достоевский женится снова - на Анне Григорьевне Сниткиной, которая стала добрым гением писателя: помогла преодолеть страсть к игре в рулетку, облегчила процесс творчества.

Последние годы своей жизни Достоевский провел в городе Старая Русса Новгородской губернии. Эти восемь лет стали самыми плодотворными в жизни писателя: были созданы романы "Бесы", "Подросток", "Братья Карамазовы".

Зимой 1881 года произошло обострение болезни писателя - эмфиземы, которое и привело его к смерти.

Информация о произведениях:

Первый литературный опыт

В 1844 году Достоевский начал работу над небольшим романом "Бедные люди". Д.В.Григорович, с которым начинающий писатель в то время делил квартиру, доставил роман Н.А.Некрасову, и они вместе, не отрываясь, ночь напролет его читали. Под утро пришли к Достоевскому, чтобы выразить восхищение. Со словами "Новый Гоголь явился!" Некрасов передал рукопись В.Г.Белинскому, который сказал П.В.Анненкову: "Роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому"

Каторга

Во время короткого пребывания в Тобольске на пути к месту каторги (11-20 января 1850 года) писатель встретился с жёнами сосланных декабристов: Ж.А.Муравьёвой, П.Е.Анненковой и Н.Д.Фонвизиной. Женщины подарили ему Евангелие, которое писатель хранил потом всю жизнь как большую ценность.
Многое из своего опыта жизни на каторге Достоевский описал впоследствии в романе "Записки из Мертвого дома". Многие характеры героев-преступников были привнесены писателем именно из впечатлений этих лет.
Именно на каторге и в первые годы после нее сформировалась христианско-философская концепция писателя.

Рулетка

Пристрастие писателя к рулетке неоднократно ставило писателя в крайне затруднительное материальное положение.
Главы из романа "Преступление и наказание" писались одна за другой и тут же отправлялись в журнальный набор и тут же появлялись в печати.
Всего за 21 день был написан "Игрок" - при невыполнении условий договора, заключенного с издателем Ф.Т.Стелловским, писатель терял права на свои издания в течение девяти лет. Только благодаря стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной, ставшей впоследствии женой писателя, Достоевский успел выполнить условия договора.

Библиография

Романы

1844 -
1861 -
1866 -
1866 -
1868 -
1871-1872 -
1875 -
1879-1880 -

Повести и рассказы

1846 -
1846 -
1847 - Роман в девяти письмах
1847 - Хозяйка
1848 - Ползунков
1848 - Слабое сердце
1848 - Неточка Незванова
1848 -
1859 - Дядюшкин сон
1859 -
1860 -
1860 -
1862 - Зимние заметки о летних впечатлениях
1864 -
1864 - Скверный анекдот
1865 - Крокодил
1869 - Вечный муж
1876 - Кроткая
1877 -

Экранизации произведений, театральные постановки

* Белые ночи - фильм Лукино Висконти (Италия, 1957)
* Белые ночи - фильм Ивана Пырьева (СССР, 1959)
* Бесы - фильм Анджея Вайды (Франция, 1988)
* Бесы - фильм Игоря и Дмитрия Таланкиных (Россия, 1992)
* Бесы - фильм Феликса Шультесса (Россия, 2007)
* Братья Карамазовы - фильм Виктора Турянского (Россия, 1915)
* Братья Карамазовы - фильм Ричарда Брукса (США, 1958)
* Братья Карамазовы - фильм Ивана Пырьева (СССР, 1969)
* Мальчики - фильм-свободная фантазия по мотивам романа Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы» Рениты Григорьевой (СССР, 1990)
* Братья Карамазовы - фильм Юрия Мороза (Россия, 2008)
* Братья Карамазовы - фильм Петра Зеленки (Чехия - Польша, 2008)
* Вечный муж - фильм Евгения Марковского (Россия, 1990)
* Дядюшкин сон - фильм Константина Воинова (СССР, 1966)
* Игрок - фильм-опера Юрия Богатыренко (СССР, 1966)
* Игрок - фильм Алексея Баталова (СССР, 1972)
* Идиот - фильм Петра Чардынина (Россия, 1910)
* Идиот - фильм Жоржа Лампена (Франция, 1946)
* Идиот - фильм Акиры Куросавы (Япония, 1951)
* Идиот - фильм Ивана Пырьева (СССР, 1958)
* Идиот - телесериал Алана Бриджеса (Великобритания, 1966)
* Шальная любовь - фильм Анджея Жулавского (Франция, 1985)
* Идиот - телесериал Мани Каула (Индия, 1991)
* Даун Хаус - фильм-интерпретация Романа Качанова (Россия, 2001)
* Идиот - телесериал Владимира Бортко (Россия, 2003)
* Кроткая - фильм Александра Борисова (СССР, 1960)
* Кроткая - фильм-интерпретация Робера Брессона (Франция, 1969)
* Кроткая - рисованый мультипликационный фильм Петра Думала (Польша, 1985)
* Партнёр - фильм Бернардо Бертолуччи (Италия, 1968)
* Подросток - фильм Евгения Ташкова (СССР, 1983)
* Преступление и наказание - фильм Пьера Шеналя (Франция, 1935)
* Преступление и наказание - фильм Жоржа Лампена (Франция, 1956)
* Преступление и наказание - фильм Льва Кулиджанова (СССР, 1969)
* Преступление и наказание - фильм Аки Каурисмяки (Финляндия, 1983)
* Преступление и наказание - телесериал Дмитрия Светозарова (Россия, 2007)
* Сон смешного человека - мультфильм Александра Петрова (Россия, 1992)
* Село Степанчиково и его обитатели - телефильм Льва Цуцульковского (СССР, 1989)
* Скверный анекдот - фильм-комедия Александра Алова и Владимира Наумова (СССР, 1966)
* Униженные и оскорблённые - телефильм Витторио Коттафави (Италия, 1958)
* Униженные и оскорблённые - телесериал Рауля Араисы (Мексика, 1977)
* Униженные и оскорблённые - фильм Андрея Эшпая (СССР - Швейцария, 1990)
* Чужая жена и муж под кроватью - фильм Виталия Мельникова (СССР, 1984)

Многие романы и рассказы Ф.М.Достоевского были были поставлены на сценах ведущих мировых театров. Первым из многих стал В.И.Немирович-Данченко, срежиссировавший двухдневный спектакль по "Братьям Карамазовым".

Сегодня мир празднует день рождения одного из величайших писателей в истории человечества. 11 ноября (30 октября по старому стилю) 1821 года родился Федор Михайлович Достоевский. Его "великое пятикнижие" - "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы", "Идиот", "Подросток" и "Бесы" - хорошо известно каждому образованному человеку.

Интересно, что в этот же день, только столетием позже (1922) родился выдающийся американский классик Курт Воннегут , считавший, что в "Братьях Карамазовых" можно найти "все, что нужно знать о жизни". Однако литературное наследие Федора Михайловича, конечно, отнюдь не исчерпывается "пятикнижием". Менее известные произведения выдающегося исследователя человеческих причуд являются неотъемлемой частью его творчества, и в них читатель может узнать много нового и неожиданного не только об авторе и окружавшем его мире, но и - как это и должно быть при чтении такой литературы - о самом себе. Сайт "РГ" решил вспомнить несколько важных произведений из библиографии Достоевского, которые современный читатель нередко незаслуженно обходит стороной (монументальный сборник "Дневник писателя" предлагаем также оставить за скобками - он требует отдельного разговора).

1. "Бедные люди", роман, 1846

Достоевский написал всего восемь романов, пять из которых и составляют "великое пятикнижие". Но и оставшиеся три определенно входят в разряд необходимой для прочтения литературы. Первое в этом жанре произведение Достоевского, только становившегося тогда самостоятельным автором, было написано в эпистолярной форме. Достоевскому приписывают фразу "все мы вышли из "Шинели" Гоголя". Как бы то ни было, влияние Николая Васильевича на Федора Михайловича - особенно раннего - очевидно. И известная фигура "маленького человека" стала главной темой в первой крупной работе Достоевского. Эта вызывающая у читателя небывалую щемящую тоску книга спровоцировала в 1846 году настоящий ажиотаж и сразу привлекла внимание к молодому автору в среде писателей и публицистов. Критики уже тогда отметили "психологическую" направленность Достоевского (противопоставляя ее "социальности" Гоголя, что, впрочем, не всегда справедливо). А ведь это было только начало!

2. "Униженные и оскорбленные", роман, 1861

Следующий роман Достоевский написал только спустя 15 лет, уже вернувшись из ссылки. Здесь уже отчетливо видны ставшие впоследствии известными черты творчества писателя. Жуткий надрыв, который вызывает этот роман, созвучен с чувствами, возникающими при чтении "Идиота" - а это каждый раз очень тяжелый (и полезный) психологический и эмоциональный опыт. В "Униженных и оскорбленных" нет такого градуса перманентной истерики, который Достоевский мастерски поддерживает в "Идиоте", но страшная болезненность, характерная для отношений персонажей книг великого психолога, пронизывает все произведение.

3. "Игрок", роман, 1866

Третья крупная работа, не включенная критиками в "пятикнижие" - "Игрок". Впрочем, нельзя сказать, что этот роман испытывает недостаток внимания со стороны читателей. Все-таки тема азарта российской публике всегда была близка и интересна. История создания произведения анекдотична - "Игрок" был написан вдрызг проигравшимся Достоевским для того, чтобы покрыть долги. И хотя автору от читателя трудно было укрыть, что книга писалась в спешке и для выполнения срочного контракта, описание психологии азартного игрока самим же азартным игроком, обладающим литературным даром и проницательностью Достоевского - настоящее сокровище.

4. "Двойник", повесть, 1846

Ранняя повесть молодого Достоевского смогла вызвать одобрение у самих Тургенева и Белинского, а это, конечно, в то время было лучшим пропуском в литературную среду. Здесь особенно видна ориентация Федора Михайловича в ранние годы на творчество Гоголя. Легкий сюрреализм, к которому Достоевский прибегал не так уж часто, раскрывает мрачные глубины страхов и амбиций мелкого чиновничества. Гротескная атмосфера и соответствующий финал - неслучайно повесть произвела впечатление на современную ему литературную элиту.

5. "Неточка Незванова", повесть, 1848

Одно из самых странных и необычных произведений Достоевского планировалось как роман. В итоге получилась повесть, но впечатление, несмотря на незаконченность, она все равно производит колоссальное. С небывалой даже для Федора Михайловича откровенностью вскрываются механизмы и природа "аберраций сознания" персонажей, а интенсивность, с которой они наносят друг другу моральные увечья, не может не пугать.

6. "Белые ночи", повесть, 1848

Еще одна душераздирающая повесть мастера, отличающаяся в целом не характерной для Федора Михайловича сентиментальностью. Поэтический образ мечтателя, обнаруживающего к концу книги неожиданный для такого характера стоицизм, вызывает сочувствие, родственное бескорыстному состраданию, которое испытывает он сам. Атмосфера тихих белых ночей имперского Петербурга, во время которых разворачивается драма, оказывает настолько завораживающее действие, что экранизировать небольшую повесть в XX веке взялись несколько кинодеятелей. Прекрасный фильм выдающегося режиссера Лукино Висконти (который, однако, перенес декорации в родную Италию) - лучшее признание повести.

7. "Записки из Мертвого дома", повесть, 1860

Повесть "Записки из Мертвого дома", имеющая черты автобиографии, представляет собой интереснейший документ, описывающий быт и нравы преступников, которых в Российской империи ссылали в Сибирь. Типажи, о которых читатель узнает из книги, Достоевский привез из ссылки. Рассказанные со свойственной писателю любовью к деталям при его проницательности зарисовки действительно переоценить невозможно.

8. "Записки из подполья", повесть, 1864

"Записки из подполья" входят в число произведений Достоевского, с которыми следует познакомиться сразу после прочтения "великого пятикнижия". Недаром эту повесть называют "прологом" к нему и считают предвестницей экзистенциализма. Проблема "подполья", в которое загоняет себя рефлексирующий петербургский чиновник, остается актуальной и понятной многим из наших современников. Рефлексия и бездействие как результат экзистенциального отчаяния провоцируют упадочничество, и здесь уже возникает опасность привычки к жестокости и полноценного морального уродства - и, что самое страшное, сам персонаж это все, разумеется, прекрасно понимает. Настоящая "достоевщина" начинается именно здесь. Уже спустя два года появилось "Преступление и наказание".

9. "Чужая жена и муж под кроватью", рассказ, 1860

Интересно, что во время написания такой тяжелой книги как "Записки из Мертвого дома" Федор Михайлович обратился к своим ранним юмористическим зарисовкам, результатом чего стал презабавный рассказ "Чужая жена и муж под кроватью". Само название является типичным для водевилей того времени. А водевиль в творчестве Достоевского можно встретить, прямо скажем, нечасто. И как такое пропустить? Не оставили рассказ без внимания и советские киноделы, которые в 1984 году сняли его экранизацию с Олегом Табаковым в главной роли.

10. "Крокодил", рассказ, 1865

И, наконец, нельзя не вспомнить о таком необычном для Достоевского рассказе как "Крокодил". Неизвестно, читал ли его сумрачный сюрреалист Франц Кафка, родившийся через два года после смерти русского писателя, но не вспомнить о нем при чтении этого рассказа просто невозможно. Как и гоголевский "Нос", в подражание которому, очевидно, "Крокодил" и написан. А действие произведения насколько причудливо, настолько и просто: чиновник, проглоченный крокодилом целиком и оставшийся необъяснимым образом в живых, нелепо рассуждает об открывающихся перед ним благодаря этому происшествию карьерных перспективах. Здесь Федор Михайлович с особенной едкостью набрасывается на своих политических оппонентов из либерального лагеря - ехидства и желчи здесь куда больше, чем даже в другом его рассказе этой же направленности "Скверный анекдот".

(Пока оценок нет)

Фёдор Достоевский родился 11 ноября 1821 года в семье врача-дворянина. Его мать, дочь купца, была необычайно доброй и религиозной женщиной, а отец – ее полной противоположностью, человеком подозрительным, мрачным и нервным. Поэтому Достоевский, если и вспоминал о родителях, то только о матери – всегда с любовью и благодарностью.

Уже в 18-летнем возрасте Достоевскому были свойственны глубокие философские мысли: он считал, что в человеке скрыта большая тайна, и чтобы ее разгадать, может понадобиться целая жизнь. Таким образом Фёдор Михайлович будто бы предвидел свое призвание: писатель действительно во всех своих произведениях пытался разгадать величайший секрет человеческой души.

Отец устроил Достоевского в одно из самых престижных учебных заведений Петербурга в то время – Военно-инженерное училище. По окончанию учебы Фёдора зачислили служащим в чертежную Инженерного департамента, но вскоре он ушел в отставку, так как видел себя только в литературе. И он не ошибался: уже о первом произведении «Бедные люди» критики отзывались благосклонно. На тот момент молодому Достоевскому исполнилось всего лишь 23 года.

В 1849 году судьба сыграла злую шутку с Фёдором Михайловичем – его арестовали «за вольнодумство». Приговоренный к смертной казни Достоевский в последний момент получает помилование (позже об этом расскажет в своем знаменитом монологе князь Мышкин из «Идиота»). Вместо смерти писателю подарили жизнь… на каторге, освободиться от которой Достоевскому получилось только через пять лет.

В интернете можно найти много информации касательно личной жизни Фёдора Достоевского, но подобным материалам место, скорее всего, в бульварной прессе, а не в биографии писателя. Поэтому если уж сосредотачиваться на личной жизни писателя, то стоит сказать об Анне Сниткиной – истинной любви гениального Достоевского. Будучи стенографисткой, эта юная девушка (ей было всего 20, а ему – 45 лет) за 21 день записала роман «Игрок». Анна стала для писателя источником вдохновения, ангелом-хранителем и, в то же время, персональным менеджером и бухгалтером.

Писатель умер 26 января 1881 года, и, говорят, в этот день лицо его было спокойным и светлым. Любимая Анна Григорьевна, которая стала настоящим подарком для Достоевского при жизни, осталась верной ему и после его смерти. Кроме того, она до конца своих дней активно занималась организацией литературного наследства Фёдора Михайловича, издала собрание его сочинений, собрала письма и дневники. Анна прожила свою жизнь в полном соответствии с ее обещанием «Я готова провести остаток своей жизни, стоя пред ним на коленях»…

Фёдор Достоевский, библиография

Все книги Фёдора Достоевского:

Романы

1846
«Бедные люди»
1861
«Униженные и оскорблённые»
1866

1866
«Игрок»
1869
«Идиот»
1872
«Бесы»
1875
«Подросток»
1880

Повести и рассказы

1846
«Двойник»
1846
«Как опасно предаваться честолюбивым снам»
1846
«Господин Прохарчин»
1847
«Роман в девяти письмах»
1847
«Хозяйка»
1848
«Ползунков»
1848
«Слабое сердце»
1848
«Честный вор»
1848
«Ёлка и свадьба»
1848
«Неточка Незванова»
1848
«Белые ночи»
1849
«Маленький герой»
1859
«Дядюшкин сон»
1859
«Село Степанчиково и его обитатели»
1860
«Чужая жена и муж под кроватью»
1860
«Записки из Мёртвого дома»
1862
«Скверный анекдот»
1864
«Записки из подполья»
1865
«Крокодил»
1870
«Вечный муж»
1873
«Бобок»
1876
«Кроткая»
1876
«Мальчик у Христа на ёлке»
1877
«Сон смешного человека»

Публицистика, критика, очерки

1847
«Петербургская летопись»
1861
«Рассказы Н.В. Успенского»
1862
«Зимние заметки о летних впечатлениях»
1880
«Приговор»
1880
«Пушкин»



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх