Какой бывает роса на траве? Конспект урока литературного чтения Понятие об описании. Л.Толстой «какая бывает роса на траве»


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • ознакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого, формировать умение прогнозировать содержание по названию, показать на примерах отличие текста описания, повествования и рассуждения.
  • развивать навыки словесного рисования;
  • развивать речь, воображение, внимание.
  • прививать внимательность, навык наблюдения за окружающим миром, формировать умение видеть прекрасное в обычном

Оборудование: Презентация к уроку

Ход урока

I. Организационный момент.

Приготовились к уроку. Приветствуем друг друга улыбкой. И с хорошим настроением начнем урок чтения.

Что мы будем делать на уроке (Слайд 2 ):

II. Разминка. (Слайд 3)

Надо речью управлять.

лето, утро, роса, алмаз, листок, шарик

Как вы понимаете слово алмаз?

Сегодня мы на уроке постараемся разобраться со словом алмаз и увидеть настоящие алмазы. Хотите?

Скажите, а кто видел алмазы?

Итак, нас объединяет проблема, интерес, и желание получить ответ на поставленный вопрос: где можно найти алмазы? А значит - настоящее исследование! (Слайд 4)

III. Постановка цели. Актуализация знаний.

Итак, у нас урок литературного чтения. Мы начинаем разговор об алмазах. Как вы думаете, какова стилистика текста, рассказывающего про алмазы?

Дети: это может быть художественный текст или научный текст.

1. Закрепление знаний сведений из биографии писателя

А творчество какого писателя мы стали изучать? (указать на портрет писателя). (Слайды 5, 6)

Расскажите, что вы знаете из биографии Льва Николевича Толстого?

Какие произведения Л.Н. Толстого вы ещё знаете? ("Как меня в лесу застала гроза", "Старый дед и внучек", "Корова", "Лгун", "Прыжок", "Акула", "Филиппок", "Лев и собачка", "Осел и лошадь", "Лев и мышь":

Назовите стиль произведений этого замечательного писателя?

2) Закрепление знание произведений писателя

Узнайте отрывки, из каких произведений прозвучат? (Работа по карточкам в парах)

  • №1, №10, №15 - "Как меня в лесу застала гроза"
  • №2, №13 - "Корова"
  • №3 - "Лгун"
  • №4, №8 - "Старый дед и внучек"
  • №5, №9, №12, №14 - "Акула"
  • №6, №11 - "Филиппок"
  • №7 - "Лев и собачка"

У нас самопроверка, проверьте свой ответ и тот, который вы видите на экране.

Всё правильно? (Слайд 7)

Назовите стиль произведений Льва Николаевича Толстого? (художественный)

К какому типу текста относятся эти отрывки? Что такое текст-повествование? (Слайд 8)

(Открыть таблицу на доске)

IV. Новый материал

Существуют и другие типы текстов. А какие в этом нам помогут разобраться произведения Л.Н. Толстого. Есть удивительный вопрос. Отвечая на него, мы как бы рисуем словами предмет, и сразу же в воображении возникает этот предмет. Давайте проверим это. Вот, например, вы видели когда-нибудь росу?

Словесное рисование детьми

Где можно ещё узнать что-нибудь о росе? (из книг, из словарей, из энциклопедий)

Как называется стиль текста в справочной литературе?

Воспользуйтесь словарями в классе, прочитайте про росу. (Самопроверка Слайд 9)

А вот какой увидел росу Лев Николаевич

Чтение учителем произведения "Какая бывает роса на траве".

  • Понравилась ли вам описание росы?
  • Какие чувства у вас вызвало это произведение?
  • С какой целью Толстой написал его?

Первичное чтение детьми вслух.

Вы слушали, как я читаю. Скажите, какой из текстов вам понравился больше: научный текст на слайде, дающий описание росы или текст, написанный Львом Николаевичем Толстым? (Слайд 9)

Дети высказывают своё мнение и говорят о том, что понравился текст Л.Н. Толстого.

Словарная работа с непонятными словами. (Слайд 10)

Кто может объяснить значение этих слов?

Ульяна: Я знаю, что алмаз - это красивый драгоценный камень.

Ты права, правильно

Маша: Мохнатый - это как мой щенок дома, он мохнатый и пушистый, мягкий, у него такая шерсть, что хочется гладить и гладить. И мама говорит, что наш Бим мохнатый.

Егор: Это щенок у тебя мохнатый, а тут про листья рассказ, на них же шерсть не растёт. Разве нет?

Маша: Но ведь и на листочках есть ворсинки, и они кажутся мохнатенькими.

Егор, посмотри, и вы, ребята, посмотрите, у нас в классе на подоконнике стоят цветы. Вот, например, замечательный цветок - герань. Рассмотрите листья этого растения. Видите, на листочках мелкие ворсинки, конечно, это не шерсть животного, но тем не менее благодаря этим ворсинкам такой листок можно назвать мохнатым. А вот фикус, есть у него на листочках ворсинки? У фикуса листочки мохнатые? Уверена, что вы разобрались со значением слова "мохнат".

А что такое бархат?

Лиза: Это, наверное то, из чего делают бархатную бумагу.

Лиза, ты не совсем права, бархат - это ткань, она мягкая и приятная на ощупь. Вспомните свои ощущения, когда вы гладите бархатную бумагу.

Итак, с непонятными словами разобрались. Перейдём к произведению Л.Н. Толстого. Прочитайте его ещё раз в полголоса и, работая в паре, найдите как писатель описывает росу. Зачитайте найденные фрагменты.

Дети читают, работая в парах. (подготовка к выборочному чтению)

Ангелина: в траве видны алмазы.

Соня: переливаются на солнце разными цветами - и жёлтым, и красным, и синим.

Люда: блестят на солнце

Понравилась ли вам описание росы? Почему?

Люда: Мне понравилось, потому что это красиво.

Я предлагаю вам полюбоваться с помощью нашей презентации алмазами в траве (Слайды 12-19 )

Скажите, а как вы думаете, как Лев Николаевич Толстой относится к росе, к тем капелькам, которые он увидел на траве?

Дима: Я думаю, что они ему очень нравятся, потому что они красивые.

Лиза: Я думаю, что он ими восхищается.

Почему вы так решили?

Лиза: Я так думаю, потому что он очень красиво описал росу на листьях.

Посмотрите, у вас в учебнике на этой же странице есть слова в словаре, прочитайте их. Подходят ли эти слова к этому произведению?

Возьмите карточку о росе, которую вы читали в начале урока, можно ли по этому тексту определить отношение автора к написанному?

Как называется текст, в котором чувствуется отношение автора?

Ваня: Такой текст называется художественным.

Правильно, молодец, Ваня! А если это художественный текст, то автор обязательно использует средства художественной выразительности, чтобы показать нам красоту, передать свои чувства и переживания.

Лиза: Я нашла в этом тексте сравнение: листок, как бархат

Умница, Лиза.

Ваня: Здесь ещё есть скрытое сравнение - в траве видны алмазы. Там на самом деле не алмазы, а росинки.

Правильно, Ваня. А кто запомнил, как называется скрытое сравнение?

Лиза: Это эпитет

(Слайд 20)

Правильно, Лиза. А мы продолжаем работать над текстом. Определите жанр этого художественного произведения (Слайд 21) , не забывайте, что свой ответ обязательно надо обосновать.

Маша: Я думаю, что это рассказ, а так как в нём рассказывается и описывается, какая роса - то это рассказ - описание

Учитель: Молодец, Маша, ты своим ответом опередила мой следующий вопрос. Как вы думаете, какой вопрос я бы задала? Проверьте себя. (Слайд 22)

IV этап. Подведение итогов.

Задачи этапа: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Методы и приёмы: словесный метод.

Форма организации деятельности: фронтальная.

Учитель: Итак, наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какие цели мы перед собой ставили? (Слайд 23)

С чем или с кем мы сегодня познакомились?

Яна: Мы познакомились с произведением Льва Николаевича Толстого "Какая бывает роса на траве"

Учитель: Что мы читали на уроке?

Люда: Мы читали рассказ из учебника и на карточках

Учитель: А что мы исследовали?

Ваня: Мы исследовали и анализировали рассказ-описание "Какая бывает роса на траве"

Учитель: Молодцы, вы всё правильно сказали. У меня к вам только один вопрос: зачем же Лев Николаевич Толстой написал свой рассказ? Какова цель написания этого рассказа?

Выслушиваются ответы детей, и появляется (слайд 24).

Дима: Я только не пойму, почему росу сравнивают с алмазом, это не правильно, роса мокрая, и если дотронуться, то пальцы намочишь, а алмаз твёрдый. Они с одной стороны похожи, потому что блестят на солнце, а с другой стороны - не похожи.

Работа над возникшей коллизией.

Ребята, Дима прав, он сегодня очень наблюдательный, что же, получается, что писатель ошибся?

Егор: Они же блестят.

Лиза: Я думаю, что алмаз и роса не могут быть полностью похожи, писатель просто вспомнил, что ещё, кроме росы, красиво блестит на солнце и вспомнил про алмаз.

Правильно, Лиза, молодец, именно блеск на солнце подтолкнул писателя сравнить такие два непохожих предмета, именно этот признак приклеек внимание писателя.

Очень хочется задать вам сегодня необычное домашнее задание, оно сегодня творческое и каждый выбирает задание по своим силам и возможностям. I уровень задания более сложный, рассчитан больше на самостоятельную подготовку, он более трудный. II уровень полегче, он рассчитан на работу в учебнике. Каждый из вас выберет своё задание. Согласны? (Слайд 25)

Опрос детей и каждый выбирает домашнее задание.

Спасибо за урок. Урок закончен.

Наверно трудно найти человека, который бы не знал что такое роса. Вспомните прошлое лето на даче. Просыпаетесь рано-рано, как только первые лучи солнца коснутся земли. Выглядываешь в окно и замираешь от восторга. Яркие солнечные лучи радужно сверкают в капельке воды, которая повисла на зеленой траве, листьях деревьев, поверхности разных предметов. Тишина невероятна. Только неожиданное дыхание утреннего ветерка колышет стебельки травы, принуждая капельки росы сверкать игривой радугой.

Сказочное явление природы. А как образуется роса? Еще из школьной поры помним, что роса образуется в случае, когда влажный теплый воздух попадает на охлажденную поверхность. Температура поверхности должна быть такой, чтобы заставить водяную пару конденсироваться, превращаться в капельки. Когда наступает безоблачная ночь, поверхность земли начинает охлаждаться, отдавая дневное тепло. На протяжении ночи температура земной поверхности медленно снижается и достигает так называемой «точки росы». Еще одно обязательное условие — безветренная погода.

Наибольшая роса образуется в тропиках. Там приземный слой воздуха всегда насыщен водяной парой. А в течение ночи, земная поверхность интенсивно охлаждается, и подавляющая часть влаги активно конденсируется. В пустыне утренняя роса часто бывает основным источником воды для всех живых существ. У жителей пустыни — бедуинов, существуют специальные, испытанные тысячелетиями, приемы добывания воды.

Наверно вы заметили, что на растениях капелек росы значительно больше, чем на окружающих предметах. Почему? Ведь температура воздуха вокруг одинакова. Оказывается, блестящие капельки воды на траве и листьях это не только конденсат. Большое количество влаги на растениях создано самими растениями. Таким способом растения борются с высокой дневной температурой. Испаряющаяся на протяжении дня вода будет охлаждать растение.

Роса на растениях это смесь воды и сока растения . В ней сконцентрированы те же компоненты, что и в самом растении. Поэтому роса, за народными верованиями, имеет чрезвычайные лечебные свойства. Помните народные сказки, в которых девушки, чтобы сохранить красоту умывались утренней росой. Известная всем Ванга рекомендовала летом ходить босиком по росистой траве, особенно это важно для детей. Она считала, что утренняя роса насыщена целебными веществами, которые выделяют растения. Исследование официальной медицины подтверждают эти утверждения. Кроме лечебных свойств роса на траве является замечательным синоптиком. Интенсивная утренняя роса свидетельствует о замечательном солнечном дне. Нет росы — жди дождя.


Когда в солнечное утро, летом, пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами - и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листьях травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его. Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывает, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

В ясные ночи при слабом ветре на стеблях и листьях растений, на траве образуются капли росы. Появление росы - результат охлаждения приземного слоя воздуха. Водяной пар, содержащийся в нем, осаждается в виде мелких капелек воды. Они постепенно сливаются вместе в крупные капли, которые и называют росой. Роса нередко бывает такой обильной, что даже блестит ночью, отражая свет звезд. «Утренняя роса добрая слеза, ею лес умывается, с ночкой прощается».
Летом очень сильная роса предвещает ясную погоду без осадков. Это нашло отражение в приметах: «Ранняя и вечерняя роса летом - к ведру», «Ночная роса - к ясному дню», «Роса сильная - к хорошей погоде», «Сухорос (то есть отсутствие росы) - к дождю». Ясная сухая погода переходит в неустойчивую с дождями и грозами, если вечером не выпадет роса: «Тихая, светлая ночь без росы - ожидай дождя», «Трава сухая - ожидай дождя». Выпадение росы задерживает образование заморозков, способствует произрастанию растений. Поэтому возникли приметы: «Обильные росы предвещают урожай», «Без росы и трава не растет». Французы говорят: «В апреле и мае росы - в августе и сентябре богатые покосы».

Роса - это чистая космическая энергия звезд, отраженная на земле. Чем хороша роса? Тем, что никого не надо убеждать в ее магической силе. Достаточно один раз попробовать - и все тело начинает гореть и пульсировать, ведь энергия звезд и земли желает добра своим детям; утренняя роса буквально проникает во все поры. Уходят болезни, особенно кожные, грибковые, сосудов ног, а также снимается сглаз и некоторые виды порчи, к примеру, наведенная посредством крученого волоса. Утренняя роса буквально запоминает биологически активные молекулы всех трав, поочередно вбирая силу Луны и утреннего Солнца; впитывает голоса птиц, ветра, шелест листьев, теплоту земли, вообще дублирует энергоинформационное поле, которое подпитывает все живое и начинает подниматься снизу вверх, затем опускаясь вниз, ведь утренняя роса - это кожа матери-земли.


Как известно, наш организм состоит на 70% из воды, и утренняя роса, воздействуя на человека, реагирует с его внутриклеточной жидкостью и особенно с кровью и лимфой. Роса одинаково хорошо впитывает как положительные, так и отрицательные эмоции, поэтому, прежде чем окунуться в росистый луг, обязательно прогоните прочь дурные мысли. Росу можно пить. Для этого применяется метод ускоренного сбора, который немного снижает живительную силу росы, но потерю качества компенсирует количество. Берется белая новая простыня и один день выветривается на солнце. Перед рассветом ее стелят на луг, после чего отжимают в тазик впитавшуюся влагу (в крайнем случае подойдут и несколько льняных белых полотенец, куски марли и т. п.).


А теперь более кропотливый, но качественный метод сбора утренней росы - ее можно собирать пипеткой. Если повезет, то на лугу можно встретить растения с углублениями, в которых содержание росы максимально, но и в этом случае процесс сбора остается хлопотным. Целебная сила росы, запасенной впрок, сохраняется 42 дня. Так же полезно и купание в росе. К нему нужно приступать не спеша, «начала босыми ногами, через четыре минуты окунуться по пояс, еще через девять минут начинать кататься по росе (семь минут), и последний этап - омовение лица и волос - на протяжении четырех минут. В итоге вся процедура должна составлять 24 минуты. Думаю, что никто не сомневается, что росинки защищают человека, снимают порчу, наветы и прочую нечисть, очищают от недугов и придают силы

Откуда такая вера? Из опыта, накопленного тысячелетиями.
Вода, собранная с утренних лугов, издревле считалась чистой, чуть ли не святой. А особо чудодейственные свойства до сих пор приписывают росе, появившейся в первый день августа (по старому стилю), на Мокрый Спас. За ней приходят загодя, стараются собрать раньше других. Такая роса называется «непочатой» или «непитой» водой.

Даже в пустынях, где нет ни травы, ни деревьев, люди собирали росу на специально расстеленных полотнах и выжатую из них влагу употребляли в лечебных целях.
Огромную пользу для ног приносит постоянное хождение по утренней росе.

Для того чтобы снять порчу, наведенную крученым волосом, надо семь дней подряд держать ноги в подогретой теплой утренней росе (кипятить ее ни в коем случае нельзя). Каждый раз из ног будет выходить какая-то слизь, а в конце концов на дне таза появится что-то похожее на черный волос. И если он растворился на ваших глазах, значит, порча ушла и через несколько дней с ваших ног сойдет старая больная кожа, а на ее месте вырастет новая. Бот так чудотворная роса способна вытягивать всю порчу и сглаз. В заключение хочу сказать, что купание и катание в утренней росе избавляет женщин от фригидности, а мужчин - от импотенции.

Окунитесь в эту живительную влагу, и вы убедитесь сами в ее целебности.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх