Кто нарисовал рождение венеры. Сандро Боттичелли

Неописуемое очарование испытывает каждый, кто смотрит "Рождение Венеры" Сандро Боттичелли. Некогда эта картина помещалась в одном из залов виллы Медичи, теперь она украшает собой флорентийскую Галерею Уффици. К "Рождению Венеры" нет другого отношения, кроме безусловного поклонения.

Несколько слов об авторе этого шедевра.Настоящее его имя Алессандро Филипепи.Боттичелли-"бочёночек",такое прозвище было у него в детстве.Был он,что называется, не от мира сего.Мечтательно пуглив,фантастичен в суждениях.Верил в озарения и не заботился о богатстве.Не построил своего дома,не создал семьи.Русский философ Н,Бердяев назвал его самым прекрасным и волнующим,поэтическим художником Возрождения.

Картина "Рождение Венеры"(1485г)была заказана ему для виллы Кастелло,которая принадлежала правящей во Флоренции (300лет) династии Медичи.

Портреты женщин редко встречаются у Сандро Боттичелли, но он воспел и прославил Симонетту Веспуччи - женщину, знаменитую своей красотой и любовью. Она была возлюбленной другого человека - Джулиано Медичи. Она - сама Красота, царица всемогущего искусства. И оттого с такой болезненной страстью греет Боттичелли руки у чужого костра. И оттого говорит о Симонетте Веспуччи то, что "никогда еще не было сказано ни об одной женщине".

По ней сходили с ума все знатные мужчины города, её благосклонности добивались братья Джулиано и Лоренцо Медичи.

Её современник так описывает её как «простую и невинную даму, которая никогда не давала повода к ревности или скандалу», и говорит, что «среди других исключительных даров природы она обладала такой милой и привлекательной манерой общения, что все, кто сводил с ней близкое знакомство, или же те, к кому она проявляла хоть малейшее внимание, чувствовали себя объектом её привязанности.

Не было ни единой женщины, завидовавшей ей, и все настолько хвалили её, что это казалось вещью необыкновенной: так много мужчин любили её без возбуждения и ревности, и так много дам восхваляли её без злобы."

Картина изображает рождение Венеры из пены моря,или таинство явления в мир Красоты.Только что рождённая из морской пены,она подплывает к берегу.

Вглядитесь в эту Венеру,в эту стыдливую девушку,в глазах которой блуждает какая-то светлая печаль,будто на мучения идёт она в земную жизнь.А лицо богини стало для многих символом боттичеллевского настроения.

Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос. Следуя древнеримским поэтам, Боттичелли изображает волосы, разделенные на пряди и колеблемые морским ветром. Это зрелище очаровывает.

Чувственный облик прекрасной богини любви и красоты художник наделил чистотой и почти сакральной возвышенностью. Дождь роз, мерно ниспадающих в море, передан ясным языком линий и цвета.

Слева неё дует Зефир,проносящийся над морским пространством в объятиях своей возлюбленной Ауры.От их дыхания сыплются розы и словно наполняют картину тонким благоуханием.Ритм их падения подобен ритму волн,образуемых движением раковины.

Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами. Клубящиеся одеяния, линии, которыми написаны волосы и крылья — все это исполнено динамического порыва, олицетворяющего один из основных элементов вселенной.

В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля. В белом платье, расшитом васильками, украшенная гирляндами из миртов и роз, она, стоя на берегу, готова окутать Венеру плащом, красный цвет которого символизирует любовь. Два боковых крыла композиции — пролетающие ветры и Ора, чей объем зримо увеличивают платье, колеблемое ветром, дерево и плащ Венеры, — это нечто вроде завесы, которая, распахнувшись, представила миру таинство явления Красоты.

В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление совершенной гармонии.

Каждая деталь этой композиции подобна музыке.Ритм присутствует во всей картине- и в изгибе юного тела,и прядях волос,так красиво рвущихся к ветру,и в общей согласованности её рук,в отставленной ноге,в повороте головы и фигурах,которые её окружают.

На картине Сандро Боттичелли царствует обнаженная женщина, сотканная из ритмов мягких линий и целомудренно прикрывающая грудь и лоно...

На картине запечатлен тот момент, те часы полуночные, когда (по словам поэта В. Брюсова) еще "...не властен свет", но уже "расточилась тьма". Предрассветное утро, легкой рябью подернуто и еле-еле плещется пустынное море... Лишь на заднем плане картины виднеется голый берег с несколькими острыми мысками, да на берегу с правой стороны колышутся апельсиновые деревья.

Интересная судьба во всех,кто причастен к этой картине.Симонетта умирает от чахотки очень молодой,ей было всего 22 года.Так рассказывают о её похоронах:

"С непокрытым лицом несли ее из дома до склепа, и много слез она заставила пролить тех, кто видел ее… Она внушала сострадание, но также и восхищение, ибо в смерти превосходила ту красоту, которую при жизни ее считали не­превзойденной. Она похоронена в семейной капелле Веспуччи в церкви Оньиссанти (chiesa di Ognissanti) во Флоренции (построена членом рода Веспуччи) . Джулиано погиб ровно через два года после её смерти, тоже 26 апреля.

Церковь Оньиссанти,где похоронены художник и его муза.

Художник при жизни боготворил свою музу и завещал похоронить его рядом с ней.Через 34 года после смерти Симонетты Сандро Боттичелли был похоронен во Флоренции в церкви Орньиссанти в ногах своей музы.

C середины XVI века картина вместе с "Весной" находилась на вилле Кастелло.

Большинство картин Боттичелли с изображением обнаженных женщин, о которых пишет Вазари, погибли еще при жизни художника в религиозных пожарищах времен Савонаролы. «Рождение Венеры» - одна из таких немногочисленных картин сохранившаяся до наших дней.

Это величайшее творение художника, как и его «Весна», триста с лишним лет находилось в глубоком забвении на тихой вилле Кастелло в окрестностях Флоренции. Картину заметили лишь в середине прошлого столетия, когда живописцы прерафаэлиты Миллес и Россетти заново открыли Боттичелли в качестве одного из редчайших талантов Италии XV столетия.

«Рождение Венеры» было написано для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, кузена Лоренцо Великолепного и важнейшего покровителя Боттичелли, несколькими годами позже" Весны". Флоренция, где почти все свою жизнь провел художник, управлялась могущественным семейством Медичи. Это величайшее творение художника, как и его «Весна», триста с лишним лет находилось в глубоком забвении на тихой вилле Кастелло в окрестностях Флоренции. Картину заметили лишь в середине прошлого столетия, когда живописцы прерафаэлиты Миллес и Россетти заново открыли Боттичелли в качестве одного из редчайших талантов Италии XV столетия.

В «Рождении» Сандро Боттичелли изобразил образ Афродиты Урании - небесной Венеры, дочери Урана, рожденной из моря без матери. Литературными источниками для ее написания были произведения Полициано, Вергилия и Гомера.

На картине изображено не само рождение богини, а последовавший за тем момент. Афродитa Урания - небесная Венера, рожденной из моря без матери, достигает берега, где ее встречает одна из граций.

Согласно древнейшему греческому поэту Гесиоду ("Теогония", 188-200), Венера родилась из моря - из пены, которую произвели гениталии оскопленного Урана (САТУРН), выброшенные в воду Кроном. Она плывет к берегу в раскрытой раковине, подгоняемой мягким дуновением Бога западного ветра - Зефира. Выходит она на Пафосе (на Кипре) - одном из главных мест почитания ее, культа в античности. Ее греческое имя Афродита, возможно, происходит от aphros, что значит "пена". По представлениям кружка Лоренцо Медичи Венера, богиня любви, является также богиней человечности. Именно она учит людей разуму, доблести, она - мать Гармонии, рожденная от союза материи и духа, природы и идеи, любви и души. Идею картины часто связывают также со станцами талантливого поэта Анжело Полициано, члена кружка Медичи:

Эгеем бурным, колыбель чрез лоно
Фетиды проплыла средь пенных вод,
Создание иного небосклона,
Лицом, с людьми несходная, встает
В прелестной позе, глядя оживленно,
В ней девственница юная. Влечет
Зефир влюбленный раковину к брегу,
И небеса их радуются бегу.
Сказали б: море истинное тут.
И раковина с пеной - как живые,
И видно - блеск глаза богини льют.
Пред ней с улыбкой небо и стихии

«Рождение Венеры» (1483-1485, Галерея Уффици, Флоренция) – одно из самых известных произведений Сандро Боттичелли (1445–1510), великого итальянского живописца эпохи раннего Возрождения, представителя Флорентийской школы живописи.

«ЛЮБОВЬ СОЕДИНЯЕТ ЗЕМНОЕ И НЕБЕСНОЕ»

Мария Ревякина, искусствовед:

Венера, олицетворяющая любовь, стоит в морской раковине (1) , которую бог ветра Зефир (2) несет к берегу. Раскрытая раковина в эпоху Возрождения была символом женственности и буквально трактовалась как женское лоно. Фигура богини скульптурна, а ее поза, характерная для античных статуй, подчеркивает непринужденность и скромность. Ее непорочный образ дополняет лента (3) в волосах, символ невинности. Красота богини завораживает, но она выглядит задумчивой и отрешенной на фоне других персонажей.

В левой части картины мы видим супружескую пару – бога ветра Зефира (2) и богиню цветов Флору (4) , сплетенных в объятии. Зефир олицетворял любовь земную, плотскую, и Боттичелли усиливает этот символ, изображая Зефира с супругой. В правой же части картины изображена богиня Весны Ора Талло (5) , символизирующая целомудренную, небесную любовь. Эта богиня также ассоциировалась с переходом в иной мир (например, с моментом рождения или смерти).

Считается, что мирт, гирлянду (6) из которого мы видим на ее шее, олицетворял вечные чувства, а апельсиновое дерево (7) было связано с бессмертием. Так композицией картины поддерживается основная идея произведения: о соединении земного и небесного через любовь.

Цветовой ряд, где преобладают голубые тона, придает композиции воздушность, праздничность и вместе с тем холодность

Не менее символичен и цветовой ряд, где преобладают голубые тона, переходящие в бирюзово-серые оттенки, что придает композиции воздушность и праздничность, с одной стороны, и некую холодность – с другой. Голубой цвет в те времена был типичным для молодых замужних женщин (им окружена супружеская пара).

Неслучайно и наличие большого зеленого цветового пятна в правой части полотна: этот цвет ассоциировался как с мудростью и целомудрием, так и с любовью, радостью, торжеством жизни над смертью.

Цвет платья (5) Оры Талло, переходящий из белого в серый, не менее красноречив, чем пурно-красный оттенок мантии (8) , которой она собирается укрыть Венеру: белый цвет олицетворял чистоту и невинность, а серый трактовался как символ воздержания и Великого поста. Возможно, цвет мантии здесь символизирует власть красоты как силу земную и священный огонь, который появляется каждый год на Пасху, как силу небесную.

«ВОСХИЩЕНИЕ КРАСОТОЙ И БОЛЬ ПОТЕРИ»

Андрей Россохин, психоаналитик:

В глаза бросается скрытое противоборство на картине левой и правой групп. Слева на Венеру дует бог ветра Зефир (2) , олицетворяющий здесь мужскую сексуальность. Справа ее с мантией в руках встречает нимфа Ора (5) . Заботливым материнским движением она хочет накинуть на Венеру плащ, словно защитить ее от соблазняющего ветра Зефира. И это напоминает поединок за новорожденную. Посмотрите: сила ветра направлена не столько на море или на Венеру (волн нет и фигура героини статична), сколько на эту мантию. Зефир словно стремится помешать Оре укрыть Венеру.

А сама Венера при этом спокойна, она словно застыла в противоборстве двух сил. Обращает на себя внимание ее грусть, отрешенность от происходящего. Почему в ней нет счастья, радости открытия и узнавания мира?

Я вижу в этом предчувствие близкой смерти. В первую очередь символической – она отказывается от своей женственности и сексуальности ради божественной материнской силы. Венера станет богиней любовного наслаждения, которая сама этого удовольствия никогда не испытает.

Кроме того, на лицо Венеры падает еще и тень реальной смерти. Флорентийская дама Симонетта Веспуччи, которая предположительно позировала Боттичелли, была идеалом красоты той эпохи, но скоропостижно умерла в 23 года от чахотки. Художник начал писать «Рождение Венеры» через шесть лет после ее смерти и невольно отразил здесь не только восхищение ее красотой, но и боль от потери.

У Венеры нет выбора, и в этом причина грусти. Ей не суждено испытать влечение, желание, земные радости

Одежды Оры (5) очень похожи на одежды Флоры из картины «Весна», которая выступает символом плодородия и материнства. Это материнство без сексуальности. Это обладание божественной властью, а не сексуальным влечением. Как только Ора укроет Венеру, ее девственный образ тут же превратиться в материнско-божественный.

Мы можем даже заметить, как край мантии превращается художником в острый крюк: он втянет Венеру в закрытое пространство-тюрьму, обозначенное частоколом деревьев. Во всем этом я вижу влияние христианской традиции – за рождением девушки должно последовать непорочное зачатие и материнство, минуя греховную стадию.

У Венеры нет выбора, и в этом причина ее грусти. Ей не суждено быть женщиной-любовницей, подобной той, которая парит в сладострастных объятиях Зефира. Не суждено испытать влечение, желание, земные радости.

Вся фигура Венеры, ее движение направлены к матери. Еще одно мгновение – и Венера выйдет из раковины, которая символизирует женское лоно: она ей больше не будет нужна. Она ступит на мать-землю и оденется в материнские одежды. Она обернется в пурпурную мантию, которая в Древней Греции символизировала границу между двумя мирами – в нее заворачивали как новорожденных, так и умерших.

История

Венера. Фрагмент картины.

Рождение Венеры в древности было связано с культом, символы которого присутствуют на картине Боттичелли. Так пурпурная мантия в руках у Грации имела не только декоративную, но и ритуальную функцию. Такие мантии изображались на греческих урнах и символизировали границу между двумя мирами - в них заворачивали как новорождённых, так и умерших. В средние века такие атрибуты Венеры, как розы и раковина, стали ассоциироваться с Девой Марией . Раковина, сопровождавшая изображения Венеры, символизировала плодородие, чувственные удовольствия и сексуальность, перекочевав в иконографию Богоматери, стала означать чистоту и непорочность (например, Алтарь св. Варнавы работы Боттичелли).

Алтарь св. Варнавы

В изображении дующего Зефира, летящих роз, развевающихся волос и движения, как выражения жизни и энергии, Боттичелли следовал посылкам, изложенным в работах теоретика искусства эпохи Возрождения Леона Баттисты Альберти . Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини , описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Среди новшеств Боттичелли важным было использование холста, а не доски, для произведения столь крупного размера. Он добавлял минимальное количество жира к пигментам, благодаря чему холст в течение долгого времени оставался прочным и эластичным, а краска не трескалась. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось.

См. также

Литература

  • Burke, Peter Culture and society in Renaissance Italy. - London, 1974.
  • Ufizzi, Studi e Ricerche 4: La Nascita di Venere e l"Annunziazione del Botticelli ristaurate. - Firenze, 1987.
  • Rose-Marie & Rainer Hagen What Great Paintings Say. - Taschen, 2005. - Т. 1. - С. 146-151. -

Одним из самых выдающихся полотен Сандро Боттичелли признано «Рождение Венеры». Великий мастер из Флоренции подарил миру множество шедевров, захватывающих дух. Картина Боттичелли превратилась в настоящий кладезь вдохновения художников, поэтов, многих других деятелей искусства. Образ Венеры заставил зрителей изменить мироощущение.

Венеру (богиню красоты) описывают по-разному. Божественный облик с древних времен считался переменчивым, поскольку у людей вкусы разные. Одни считают Венеру блондинкой с выдающимися округлостями, другие – стройной брюнеткой. Но первым живописцем, воплотившим образ, поразивший всех, не оставляя никого равнодушным, стал Боттичелли.

Эпоха Возрождения дала миру много настоящих гениев в искусстве. Художники стремились к раскрытию единства красоты души, тела, гармонии в мире, человеке. Тот, кто написал картину «Рождение Венеры», достиг вершины в создании подобного совершенства. Обнаженный образ Венеры мастеров живописи, творивших одновременно с великим художником, олицетворял символ небесной любви, непорочности, целомудрия, высшей добродетели.

Анализ картины «Рождение Венеры» самыми известными искусствоведами подтверждает, что эта работа наполнена глубоким смыслом. Каждая деталь может говорить о многом. Полотно гармонично сочетает следующие стили:

  • иконографию;
  • символизм;
  • гармоничность.

Постоянное изучение картины открывает все новые грани ее послания миру. Шедевр открывает перед зрителями новые смыслы изображения, толкает переосмыслить собственную жизнь.

Выполнено полотно в жанре живописи темперой, имеет размер 172,5 на 278,5 см. Такая рабочая площадь помогла автору точно прописать детали сюжета.

История картины

Точный год создания «Рождения Венеры» документально не зафиксирован. Существует мнение, что работа закончена в 1484-м. Неизвестно, для кого создавался шедевр. Некоторые специалисты считают, что художник создал его для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, поскольку многие факты указывают на то, что кузен герцога Флоренского долго владел этим полотном. Доказательств заказа картины именно для вышеназванного дворянина не существует.

Создавать образ для любой картины нелегко. Изобразить прекрасное лицо без модели достоверно практически невозможно: тени, блики играют на коже по-разному. В связи с этим, существует мнение, что основным прототипом лика Венеры стала обычная девушка Симонетта Веспуччи. Она родилась в городке Портовенере, расположившемся на территории Лигурийского побережья. Символично, что город, чье название переводится как Порт Венеры, – родина прекрасной дамы, вдохновившей Боттичелли на создание образа богини красоты.

Боттичелли имел доступ в круг деятелей интеллектуального общества Флоренции. Здесь существовала возможность познакомиться со многими творческими личностями, например, Анджело Полициано, поэтом того времени. Именно Анджело создал великолепное стихотворение «Рождение Венеры», возможно, подарившее вдохновение художнику.

Когда взгляд останавливается на изображении Зефира и жены божества северного ветра Хлориды, возникает вопрос о прототипе данного образа. Лишь в нескольких оригинальных текстах Гомера и Овидия можно встретить их описание. Данные манускрипты были не очень известны Боттичелли, поскольку образцы оригинальных текстов отсутствовали в библиотеках Флоренции.

Закончив картину, мастер передал полотно заказчику. Позже картину покрыли лаком, превратившимся в коричневый налет, скрывший нежные краски. Реставрацию, восстановившую шедевр в полном великолепии, закончили в 1987 году. Избавившись от грязного оттенка лака, полотно снова радует взоры ценителей прекрасного.

Желающим посетить место для культурного досуга, где находится картина «Рождение Венеры», придется посетить Флоренцию. Найти Галерею Уффици легко, ведь достаточно спросить о местонахождении местных жителей.

Описание картины «Рождение Венеры»

Простор неба, моря, бесконечность мира открывается перед взором зрителя. Нежные краски указывают на раннюю пору, когда ночь еще только отступает, а день не успел раскинуть над миром свой яркий полог.

Подбирая оттенки для создания картины, автор остановил выбор на нежных, весенних красках. Основная палитра включает множество оттенков голубого и синего. Насыщенно-синий край неба постепенно переходит в нежно-голубой. Морская синь прочерчена нежными, мелкими волнами, лишь слегка покачивающими раковину-челнок.

Центральной фигурой картины Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» стала сама богиня красоты. Нежнейшая, прекраснейшая из античных богинь восстает из морской пены, плывет в морской раковине по гребням волн. Тень кротости, легкой печали слегка затемняют взор прекрасной юной девы, которая старается прикрыть свою наготу ладонью и великолепными волосами, локонами которых весело играет ветерок. Изящная фигура приковывает внимание. Беззащитность, потерянность, непонимание причин появления в мире проскальзывают в движениях, взгляде, выражении лица. Увидев Венеру, хочется защитить девушку, покориться и стать надежной опорой богине. Неудивительно, что красотой ее сражен северный ветер, без памяти влюбленный в жену.


Путь богини облегчает Зефир, являющийся западным ветром. Он подгоняет к берегу волшебный челнок с новорожденной девой, придерживая обвившую его тело руками и ногами любимую жену Хлориду. Аккуратными дуновениями божество северного ветра мягко направляет движение морской раковины, вынуждая последнюю плавно приблизиться к кромке берега.

Господство над водами Средиземного моря Зефир получает в весеннюю пору, что указывает на появление новой богини весной.

Талло, пора цветения и весеннего возрождения природы, подтверждает эту теорию. С нежностью и любовью во взгляде, прелестница приготовила пурпурный плащ, расшитый цветочным орнаментом. Решение принять прекрасную богиню, укрыть от нескромного взгляда, поддержать дается Талло легко, движения грациозны, облик наполнен материнской мягкостью. Легкое касание раковины к суше побуждает деву весны потянуться к новоприбывшей, накинуть плащ и принять в свою обитель.

Присмотревшись к нежному лицу Венеры, можно заметить сходство с изображениями Мадонны. Именно так ее изображали иконописцы Италии. Поза героини резко отличается от церковного образа, как и непосредственно фигура. Изящная и нежная богиня больше напоминает творение древнегреческих мастеров, ценивших идеальные пропорции тела, скромность в творениях.

Единение двух культур в образе Венеры получилось идеальным. Античность и христианство тут отказались от противостояния, дополнили друг друга. Искусство живописца, создавшего картину, поражает тонкостью работы, богатством образа, изысканностью центральной фигуры.

Категория

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх