Венера, богиня любви. Венера - богиня любви в древнем риме Предположения относительно расположения рук богини

Греки обожествляли Венеру (Афродиту). В их представлении таинственным покровителем любовных наслаждений должно было быть божественное существо, обладающее наряду с совершенной физической красотой и обаянием духа. Она воплощала гармонию тела и духа. Божественная Венера воплощала в пластически совершенной форме образ женщины, вызывающей плотское вожделение. Но в Венере присутствовало как бы два начала: целомудрие небесное, божественное и любовь земная, вожделение телесное.
Рождение Венеры Адольф-Вильям Бугро, 1879 г. Париж, музей Орсэ.

Венера была древнейшей по времени из богинь. В ней воплощалась идея жизни, первопричина всего живущего.
Грубый, порочный культ Венеры не гармонировал с духом греческого народа, который и установил весьма заметное различие между Афродитой, рожденной из пены морской — Уранией, беспорочной богиней и матерью богов, покровительницей целомудренной любви, и Венерой с вульгарным Эросом.

Венера — Урания была богиней платонической любви и наук, в отличие от Венеры-Пандемос, которая была олицетворением любви земной, а потом случилось так, что развратники сделали её своей эмблемой, и стала несчастная Венера олицетворением проституции. Любовь у греков не отличалась большим целомудрием.
Венера Анадиомена

Жан Огюст Доминик Энгр, 1808-48 гг.

Эротизм греческой богини как бы результат изначально неравномерного распределения жизненной силы между сотворенными существами. Греки прямо связывали культ Афродиты с инстинктом продолжения рода с мощной эротикой. Кипрская богиня не раз наказывала мужчин и женщин, уклонявшихся от угодных богам и разрешенных ими любовных отношений.

Афродита Урания
Кристиан Грипенкерл.

Не случайно одним из распространенных эпитетов, обозначающих богиню любви, стало у греков слово Пейто -- "Убеждающая". Силу Эроса греки воспринимали как силу убеждения человека в глубоком единстве природного и духовного, в необходимости подчиняться законам,
проистекающим из этого единства.
Венера, Меркурий и Купидон (Школа любви)
Корреджо, ок. 1528 г.
Лондон, Национальная галерея

Для греков тот смысл, который новоевропейская культура вкладывает в понятие "любви" как идеальной, предельной формы отношений между мужчиной и женщиной, был бы совершенно непонятен. Существовало два различных понятия таких отношений: "сексуальный позыв" (своего рода "sex drive") и "страсть".
Рождение Венеры
Корнелис де Вос, ок. 1636-37 гг.
Мадрид, музей Прадо

Актеры и проститутки - две древнейшие в мире профессии, доведенные до упадка любителями (А.Вулкотт).
«Любители» довели до упадка и образ божественно-земной Венеры, Венеры, в которой была гармония.

Венера, Купидон, Вакх и Церера

Питер Пауль Рубенс, 1612-13 г.

Кассель, Государственные музеи

Статуй Венеры в Греции было очень много; каждый город нередко насчитывал их по нескольку. Своим прозвищем они напоминали какую-нибудь привлекательную черту богини или особенности ее культа.

Венера Peribasia - в переводе "с раздвинутыми ногами", в позе человека, садящегося верхом. Венера Melaina, или черная считалась покровительницей таинства любовных ночей. Венера Mukeia - богиня самых потаенных уголков дома. Афродита-Урания. Ей впервые поклонялись ассирийцы, у афинян ввел его Эгей. По некоторым, старшая из Мойр. Афродите Урании как матери Ананки посвящен LV орфический гимн. Предположительно перевод Meleket Aschamain «царица небес», прозвища Астарты у Иезекииля. Ее храм в Кифере
воздвигли финикияне.

Киприда — от острова Кипр, где Афродита впервые вышла на берег. Эпитет Афродиты.
Пафия, Пафийка, Пафосская богиня — от г. Пафос на Кипре, где находился храм общегреческого значения.
Киферея (Цитерея) — рождённая близ острова Кифера, другого центра почитания; так как вначале пристала к Киферам, прежде чем родиться у Кипра;

Идалия (Идалийка) — от города Идалион и по горе Идалии на Кипре, где Афродита почиталась, как главное божество; Амафусия (Аматузия) — от города Амафунта на Кипре, центра почитания богини; Акидалия — от Беотийского источника. Эрикина. (лат. Эрицина.) Эпитет Афродиты. Ее святилище было не только в Сицилии, но и в Псофиде (Аркадия) . Афрогенейя («пенорожденная»). Анадиомена (выныривающая) — появившаяся на поверхности моря; Евплея (Эвплойя) (эпитет Афродиты как покровительницы мореплавания. Понтия (морская). Скотия (тёмная, мрачная), Андрофонос (губительница людей) и, в противоположность, возможно, Сосандра (спасающая людей),

Эпитимбия (погребальная), Мухейа — богиня тайных мест вероятно, сохранились отголоски древних функций богини, связанных со смертью. Дола (обманщица), Морфа (дающая красоту), Анфея (цветущая), Пейто (убеждающая, обольщающая), Гетерия — покровительница гетер, Порн — покровительница разнузданной страсти, Дарцетос — покровительница праздной лени, Диварисатрикс и Перибазия (совершающая девиационный сексуальный акт), Каллипига (прекраснозадая), Кастния (Кастниетида) — покровительница бесстыдства. Только эта богиня принимает в жертву свиней. Акрея. Эпитет Афродиты на Книде. Алентия. Эпитет Афродиты в Колофоне. Апатурос. Ее храм в Фанагории. Есть миф, что на Афродиту здесь напали гиганты, она призвала на помощь Геракла и спрятала его в пещере, а затем
поодиночке приводила их к Гераклу.
Арента.
Арея. «Воительница». Храм Афродиты Ареи в Спарте. Святилище в Платеях, выстроенное после победы при Марафоне.
Бербея.
Диона.
Киндиада. Ее святилище около Баргилий (Кария).
Колиада.
Колотида. Эпитет Афродиты на Кипре.
Морфо. Прозвище Афродиты. Ее храм в Спарте, там она сидит под покрывалом и с оковами на ногах, которые наложил Тиндарей.
Филомедея.
"Венера с оружием", с каской на голове и с копьем в руке напоминала Спарту и спартанок, историю лакедемонянок, защищавших родной город против жителей Мессены в то время, как мужья их осаждали Мессену. Враги, обманув бдительность осаждавших, напали ночью на Спарту, рассчитывая застать ее врасплох, но женщины, предупрежденные об их нападении, вооружились и отбили атаку. Они были еще вооружены, когда вернулись домой спартанцы; место сражения заняла любовная борьба между победителями и победительницами; отсюда "Венера с оружием".

Венера Callipyge, с прекрасными ягодицами. Храм этой Венеры возник благодаря одному спору. В окрестностях Сиракуз две сестры, купаясь, заспорили друг с другом о преимуществах красоты каждой из них. Юноша из Сиракуз, тайно наблюдавший за девушками преклонил колено точно перед самой Венерой, и заявил, что старшая одержала верх. Обе соперницы убежали, полунагие. Молодой человек вернулся в Сиракузы и, еще взволнованный всем происшедшим, рассказал, что он видел. Его брат, восхищенный его рассказом, объявил, что он удовлетворился бы младшей. Наконец, собравши все, что у них было драгоценного, они отправились к отцу этих двух сестер, прося у него руки его дочерей. Оказалось, что младшая, огорченная и оскорбленная нанесенной ей обидой, заболела; она просила произвести снова осмотр, и тогда оба брата, по общему согласию, заявили, что обе вышли победительницами из этого испытания, так как судья в первый раз видел одну с правой стороны, а другую — с левой. Обе сестры вышли замуж за этих братьев и стали известными в Сиракузах своей красотой, которая с течением времени все расцветала. Их осыпали дарами, и вскоре они собрали такое большое состояние, что построили храм в честь богини, которая была причиной их счастья. Статуя, стоявшая в этом храме, совмещала в себе сочетание скрытых прелестей обеих сестер; сочетание этих двух образцов в одной фигуре и послужило основанием для изображения Венеры Callipyge, т.е. материальной красоты женского тела с совершенными, с точки зрения скульптуры, формами.
Маленькие девочки тайком клали подарки на алтари богини, часто находившиеся в уединенных живописных местах в садах и рощах; часто это были куклы или дешевые украшения, подаренные родителями. Все эти детали обрядности Афродиты показывают нам специфически греческую смесь интимности и публичности человеческого существования, естественно и без труда вселявшуюся уже в детские души. Радость сливалась со страхом точнотак же, как пена сливалась с кровью...
Венера, Сатир и Купидон
Корреджо, ок. 1528 г.
Париж, Лувр

Храмы Венеры воздвигались часто на средства куртизанок, которые считали себя истинными жрицами богини; но главные доходы алтаря поступали в руки жрецов, для которых они (куртизанки) были только помощницами. Вот так культ небесной Венеры был поглощен культом телесного вожделения. А потом уж «любители» превратили и жриц Венеры в проституток.
В коринфском храме роль священнослужительниц исполняли куртизанки, которых содержали правоверные и поклонники божества. Неопровержимое доказательство религиозной проституции. С культом Венеры соединяли культ Адониса, который был обожествлен любовью к нему богини. Празднества в честь богини Венеры обставлялись торжественно: они привлекали большое число чужеземцев, которых грабили с неподражаемым искусством во славу Венеры и в пользу духовенства.
Праздник Венеры

Питер Пауль Рубенс, 1630е гг.
Вена, Музей истории искусств

Был в Греции и культ мужского. Один из этих богов представлял собою мужскую голову, лежавшую на колонне, окруженной мужскими половыми органами: это был Гермес. Другой получил имя Бахуса греческого, который, по словам Аристофана, "излечивает афинян от очень серьезной болезни половых органов".
Египетский Приап также перешел в Грецию. Он якобы лечил обитателей греков от болезней, которые поражали половые органы мужчины и женщины при функциональных излишествах.
Народ стал ему поклоняться. По словам Геродота и Лукиана, женщины городские и жительницы деревень носили с собой его фигуру из воска, Neurospasia, огромный половой орган, который можно было приводить в движение; этим органом бог, согласно мифам, обязан Юноне, покровительнице беременности.
Изображения фаллоса (символа плодородия) известны у всех древних народов. Рассказывают, что кельты танцевали вокруг вертикально стоящих менгиров . Бретонская сказка говорит, что от этих менгиров исходит такая сила, что столетия спустя, когда камень превратился в песок, на его месте, человека охватывает неуемное желание пуститься в оргиастический танец.
Место, где сооружали стеллу-фаллос , называли местом жизни и смерти — mortis et vitae locus: при зачатии возникает новая жизнь, но
одновременно уничтожается её прежняя форма. В одном акте неразрывно соединяются жизнь и смерть. Тайна зачатия и продолжения рода представляла для греков извечную божественную загадку.
Юнг писал, что фаллос почитался как источник жизни и либидо, создатель и чудотворец. Этот орган размножения был символом Приапа, бога виноградников, навигации и зарождения, изображаемого обычно с огромным фаллосом, олицетворявшим мужественность, физическую любовь и плодовитость.
Чтобы подчеркнуть плодовитость и жизнетворящую силу бога, его половой орган изображали в состоянии эрекции (Осирис, Приап). В Индии лингам (мужской половой орган) и йони (женский орган) символизируют активную и пассивную способности к воспроизводству, а половой акт — жизнетворящую силу божества.
В качестве символа созидающей природы мужской член выступал не только в культе Приапа. Он распространен во всех культах, как на
Востоке, так и на Западе: в культах Хроноса, Аполлона, Гермеса, Афродиты, Деметры, Диониса, Вакха… Фаллос, хранитель основополагающих принципов этих религий, торжественно проносили на процессиях при праздновании мистерий.
В этом культе, просуществовавшем вплоть до XIV века, фигурка Приапа выполняла функцию защиты: ее изображали на фасадах домов или
носили в качестве амулета от сглаза и других пагубных воздействий (этот fascinum римским детям вешали на шею, а женщины носили его в качестве украшения). О Символика фаллоса, мужского начала, прослеживается во всех предметах, находящихся под прямым углом к горизонтальной поверхности: в посохе Моисея, жезле Меркурия, королевском скипетре, копье Парсифаля, шпаге, шутовском жезле, кресте, колонне, вбитой свае, ключе, вертикально стоящих камнях…
Форму фаллоса имеют и шпаги с заостренным концом. Фаллос — символизирует ось Света, светило, луч светила; плодородные силы Природы, продолжение Жизни, творческую энергию; неуничтожимость расы; фаллический культ, мужественность, сексуальное
влечение, устремление; оплодотворение, урожай, потомство; поднятие, проникновение; комедию; собственное «Я»; публичный дом…
Фаллос — атрибут самых различных божеств Солнца, плодородия, урожая, мудрости и справедливости, как например, Озириса, Деметры,
Гермеса, Диониса, Приапа, Фасцинуса (римского фаллического демона, культу которого покровительствовали весталки; талисманы с его
изображением вешали грудным детям на шеи).
Цитируем Геродота: "Греки воздвигают фаллосы в честь Диониса и устанавливают на них
маленькие деревянные мужские фигурки с большим не по размеру половым
органом".

Вакханалия перед статуей Пана Никола Пуссен, 1631-33 гг.
Египтяне, как и греки, отмечают праздник Бахуса. Вместо фаллосов у них фигурируют статуэтки высотой 50 сантиметров, которые приводятся в движение с помощью привязанных к ним веревок. Музыкант открывает церемонию, играя на флейте, а женщины несут
статуэтки, распевая посвященные Бахусу гимны и манипулируя их половыми членами, чья длина почти достигает длины их тела.

Вакханалия - Тициан, 1523-25 гг.

Вакх - Питер Пауль Рубенс, ок. 1638-40 гг.
Фаллус в Греции происходил от Фаллу ассирийского, как равно Приап ведет свое происхождение из Египта. Болезни заставили греков действовать через посредство жрецов. Так и возникла священная проституция и храмовый бизнес, если говорить языком наших современников. Сначала дефлорация девушек производилась Фаллусом статуи или жреца, причем на это смотрели, как на жертву, которую они приносили мужскому богу. Потом придумали торговлю телом девушки в пользу храмов; подчас деньги делились пополам между храмами и семьями проституток.

Спящий сатир. Римская мраморная копия с греческого оригинала.
220-210 до н. э. Мюнхен, Музей античного прикладного искусства.

Пьющий Вакх - Гвидо Рени, ок. 1623 г. Относительно введения культа Фаллуса в Греции существует масса легенд. Но все они не представляют большого интереса и относятся к области содомии, с которой познакомили население первые жрецы, поселившиеся в стране.

Триумфальная процессия Вакха - Мартен ван Хеемскерк, 1537-38 гг. Дюлор, передавая их со всеми их грязными подробностями, совершенно справедливо замечает:
"Такими бесстыдными рассказами, характеризующими безнравственность эпохи, в которую они были созданы, жрецы вводили народ в заблуждение относительно истинной причины введения культа Фаллуса; очевидно, они находили такую ложь более выгодной для религии, чем те простые истины, которые известны были лишь немногим избранным из высших слоев общества". У них, естественно, возникает мысль о том, не может ли священная проституция мужчин и женщин послужить их интересам и обогатить праздных священнослужителей. И вот в Греции происходит то же, что имело место в Египте, в Индии и западной Азии: половые органы женщины приобретают характер ценностей, которыми спекулируют безнравственные охранители храмов, увеличивая доходность алтарей; те, которые будут писать историю религии, не должны забывать об этом».

ВАКХАНКИ и ВАКХАНАЛИИ

Вакх и Эригона. Francois Boucher (1703-1770)

Мидас и Вакх. Меркурий и Аргус. Никола Пуссен.

Бедная, несчастная богиня Венера! Опошлили, запачкали. И кто же? Служители храма Венеры.

Francois Boucher French-The Toilet of Venus

Рождение Афродиты

А нам в лицо ревет косматый зверь,

В песок вгрызаясь белыми зубами,

Алмазами сверкая под ногами

И открывая в неизвестность дверь,

Как будто говоря: а ну проверь,

Когда вас обниму, что станет с вами!

И устремляясь к пене облаков,

Он до небес пытается взметнуться,

Но успевает только лишь коснуться

Обрывистых высоких берегов.

И в ярости от каменных оков,

Он отступает, чтоб опять вернуться.

И солью синь горчинкой на губах,

Зеленовато-желтая поближе.

Язык шершавый нежно губы лижет,

Ну а в глазах живут восторг и страх.

И искры брызг сверкают на щеках,

Сливаяся в потоки чуть пониже.

Рисунком пены на сухом песке,

Как будто процарапанном когтями,

Нас увлекает и ползет за нами,

Но вновь взревает в бешеной тоске,

И бьется тонкой жилкой на виске,

И треплет лапой ленту на панаме.

Впечатан чистый профиль в синеву,

Змеится в такт прибоя черный локон,

Свиваяся узорами барокко,

Ломая на лице бровей дугу.

Вот покидает божество тюрьму -

И падает одежды пестрый кокон...

(Топунов Юрий)

Venus e Cupido de Alessandro Allori

Богиня любви и красоты Афродита, возникла
обнаженной из морской пены и на раковине добралась до берега. Первой
сушей на ее пути оказался остров Кифера, но, обнаружив, что он очень
мал, она перебралась на Пелопоннес, а затем окончательно обосновалась в
Пафосе на Кипре, который до сих пор остается ее главным святилищем. Там,
где ступала Афродита, вырастали травы и цветы. В Пафосе Времена Года,
дочери Фемиды, поспешили одеть и украсить ее. Афродита является одной из
первых богинь, даже первичных сил вселенной. Она олицетворяет
"космические функции мощной, пронизывающей весь мир любви.

Alexandre Cabanel

Francois Boucher French,Triumph of Venus

Herbert James Draper,Pearl of Aphrodite

История, рассказанная Гомером, говорит,
что Афродита - дочь Зевса и Дионы. Благодаря такому происхождению она
обладала большой силой и могуществом. Правда, в древнегреческой
литературе известна и другая история. Более романтичная... О рождении
Афродиты из морской пены, которая образуется, когда кровь поверженного
Кроном Урана попадает в море. Именно с этим связано происхождение ее
имени: «Афродита» - «пеннорожденная».

Francois Boucher French,Toilet of Venus

GIRODET DE ROUCY-TRIOSON, Anne-Louis

Ее называли Киприда, так как появилась она
из моря вблизи острова Кипр, на этом острове в городе Пафос сооружен
храм в ее честь, который имеет общегреческое значение (отсюда Пафосская
богиня). Другим центром поклонения был остров Кифера (поэтому ее иногда
называют Киферея). Афродита — символ вечной весны и жизни. Она всегда
окружена розами, фиалками, нарциссами, лилиями, в сопровождении харит,
гор (ор) и нимф.

Силе любви, которую воплощала в себе
Афродита, подчинялись не только люди, но и боги. В «Гомеровских гимнах»
написано, что все существа на земле, не только все люди, но и боги
подвержены власти Афродиты, за исключением разве что любящей сражения
Афины, богини охоты Артемиды и скромной девственницы Гестии.

Francois Boucher French,Birth of Venus

William Bouguereau Birth of Venus

Zatzka_Hans_Venus_And_Her_Attendants_lar ge

Афродиту отождествляли с Астартой (Иштар),
Исидой, поэтому так же, как и они, Афродита появляется в сопровождении
львов, волков, медведей, усмиренных ею. Иногда ее сравнивали с Кибелой.
Но Афродита, живущая на Олимпе, более мягкая, кокетливая и игривая, чем
Кибела. Горы (оры) украшают ее драгоценностями, она носит чудесный пояс,
в котором скрыта тайна ее обаяния, а оно велико до такой степени, что
все боги хотят на ней жениться.

Konstantin Makovsky

Но законным ее супругом становится Гефест,
самый искусный мастер и самый некрасивый из богов. Хромоногий Гефест
вечно трудится в своей кузнице, а Афродита развлекается с гостями,
иногда изменяет мужу (в незаконном браке с Аресом, от которого родит
Эрота, Гармонию и других детей). Афродита покровительствует многим
смерным во всех делах, касающихся любви: Елене, Парису, Диомеду, в
Троянской войне держит сторону троянцев. Но она карает того, кто
отвергает любовь (принесла смерть, Нарциссу и др.), В V в. до я. э.
греки начинают различать Афродиту Уранию («небесную») как
"одухотворенную любовь" и Афродиту Пандемос («всенародную»), простую и
доступную всем.

«Ей даны в удел девичий шепот любовный, улыбки, и смех, и обманы»

Aphrodite, by Robert Fowler.

Aphrodite"s bath by ~cafir

В Риме Афродита почиталась под именем, Венеры, как мать легендарного героя Энея.

Бурдыкин Николай

Кипророждённую буду я петь Киферею. Дарами

Нежными смертных она одаряет. Не сходит улыбка

С милого лика её. И прелестен цветок на богине.

Над Саламином прекрасным царящая с Кипром обширным,

Песню, богиня, прими и зажги её страстью горячей!

Ныне ж, тебя поминув, я к песне другой приступаю.

Афродитой

«Пенорожденной», еще «Кифереей» прекрасновенчанной

Боги и люди зовут, потому что к Киферам пристала.

«Кипророжденной» — что в Кипре, омытом волнами, родилась.

Венера была основной римской богиней, главным образом связанной с любовью, красотой и плодородностью, а также сельским хозяйством, пашнями и садами. Она считалась родоначальником римского народа посредством своей мифологической функции прародителя Энея и поэтому сыграла ключевую роль во многих римских религиозных фестивалях и мифах. Поскольку многие из фигур римской мифологии были в значительной степени выделены из греческой традиции, Венера очень похожа на Афродиту, богиню любви в греческом пантеоне.

Происхождение и этимология

Венера продолжает длинную череду божеств женского пола, которая по своим признакам имеет схожие черты с индоевропейскими мифологическими системами, а также с культурой Ближнего Востока. Сюда относятся такие богини, как Иштар из Месопотамии, богиня Хатхор в Древнем Египте, Астарта из мифологии финикийцев, этрусская богиня Туран, и Ушас, древнеиндийская богиня рассвета.

Венера отождествляется также с греческой богиней Афродитой, и описывается как красивая женщина с правомочием на любовь, сексуальность, плодовитость, а иногда и культовую проституцию. Венера заимствовала значимые аспекты из атрибутов окружающих богинь и даже далеких индоевропейских небесных персонажей. Например, она несет определенную лингвистическую связь с богиней Ушас, санскритским эпитетом vanas относящимся к «красоте», «желанию». Vanas, имеет родственную связь с Венерой (Venus лет.), предполагается, что Венера была связана с протоиндоевропейской лингвистической традицией через реконструированный корень - «желать».

Миф о рождении

История рождения Венеры, заимствованная непосредственно у греков, объясняет, что богиня возникла из пены морского берега. Это чудесное творение произошло после того, как Сатурн кастрировал своего отца-тирана, верховного бога небес Целуса (что эквивалентно греческому Урану). После того, как Сатурн отрезал гениталии Целуса, он незамедлительно бросил их в море. Поскольку гениталии дрейфовали по воде, кровь(в некоторых вариантах, сперма), которая вышла из разорванной плоти, смешанной с морской водой, дала возможность развиться плоду. Этим ребенком стала богиня Венера.

Венера и Вулкан

Венера являлась женой Вулкана, который был известным кузнецом. Вулкан не был красавцем, но он безумно любил супругу, и чтобы доставлять ей радость, ковал для нее красивейшие драгоценности. Его спокойный характер, неприглядная внешность и банальная жизнь с ним, отталкивали Венеру, и она постоянно была неудовлетворена. У Венеры и Вулкана не было совместных детей, но ее внебрачные любовные связи как с богами, так и со смертными, позволили ей стать матерью.

Вулкан ревновал жену и часто испытывал отвращение к ее бесстыдному поведению. Однажды он решил отомстить ей. Он сковал тонкую крепкую сеть и разместил ее в спальне, где Венера обычно принимала любовников. Одним из ее постоянных фаворитов был Марс - бог войны. Подкараулив молодую пару в спальне и дождавшись их пламенных объятий, Вулкан дернул за веревки удерживающие сеть сверху, и она упала на любовников полностью захватив их в неприглядном виде.

Вулкану такой мести показалось недостаточно, и он пригласил остальных богов полюбоваться на скандальную пару. Богам понравилось увиденное, они начали смеяться и издеваться над Венерой и Марсом. На Олимпе еще долго со смехом и грубыми шутками вспоминали унижение пойманной пары. Марс, не выдержав позора, как только освободился из ловушки, спрятался в безопасное место оставив Венеру одну.

Сын Эней

Среди многих детей Венеры значительным был Эней, легендарный троянский герой, чьи блуждания позволили ему найти город, который когда-нибудь станет Римом. Эней был рожден в результате любовной связи Венеры со смертным царем дарданов, Анхизом. Венера соблазнила его в облике фригийской принцессы (миф, заимствованный непосредственно у греков). Легенда утверждает, что именно Венера помогла Энею убежать от горящего города Трои, защищая его от гнева Юноны. Позже ему встретилась богиня Дидона, королева Карфагена. Она предоставила ему надежное убежище, а после влюбилась в Энея.

В одной из очередных битв Эней находит свою смерть рядом с рекой Нумичиус. Убитая горем Венера попросила бога Юпитера воскресить сына. Юпитер согласился, и после того, как бог реки Нумичиус собрал из нее останки Энея, Венера помазала его бессмертным нектаром амрита, сделанным из амброзии. Эней тут же принял потерянную форму. Поскольку он является отдаленным потомком Ромула и Ремуса, мифологических основателей Рима, Венера также считалась божественным предком всего римского народа. Кроме того, самые известные императоры Юлий Цезарь и Август также проследили свое происхождение до Энея и, следовательно, до Венеры.

Венера в искусстве

Учитывая идею о том, что Венера была олицетворением красоты и сексуальности, неудивительно, что она являлась обычным предметом классического, средневекового и современного искусства. Римское и эллинистическое искусство произвело множество вариаций относительно богини, часто основываясь на греческой Афродите из Книды, самой известной скульптуре Праксителя. Многие скульптуры передающие женские обнаженные образы, нашедшие своё место в современной истории искусства, обычно называются «Венеры», даже если они изначально могли служить изображению смертной женщины, а не как культовой статуи богини. Примерами такого типа работ являются знаменитая Венера Мило (130 л. до н. э.), Венера Медичи, Венера Каспитолина и Венера Каллипига - форма богини, популярная в Сиракузах.

Венера возобновила свою популярность, как предмет живописи и скульптуры в эпоху Возрождения в Европе. Выступая «классической» фигурой», для которой нагота была ее естественным состоянием, было социально приемлемо изобразить Венеру незапятнанной. Как богиня сексуального наследия, степень эротической красоты в ее выступлении была также оправдана, что явилось очевидным призывом ко многим художникам и их покровителям. Примерами таких работ являются «Рождение Венеры» Боттичелли (1485 г.), «Спящая Венера» Джорджоне (1501г.) и «Венера Урбино» (1538 г.). Со временем общий термин venus означал любое постклассическое художественное изображение обнаженной женщины, даже если не было никаких признаков того, что произведение искусства являлось богиней.

Почитание

Поклонение Венере было сосредоточено вокруг ее главных храмов, прежде всего во время двух фестивалей Виналии, которые отмечали обильный урожай. 15 августа 293 года до н.э. в её честь был воздвигнут один из старейших храмом. Храм был построен на деньги собранные из штрафов, взимаемых с женщин, которые были признаны виновными в прелюбодеянии. День поклонения был назначен на 19 августа, после чего начиналось празднование фестиваля.

23 апреля 215 года до н. э.был построен еще один храм посвященный Венере, который находился за воротами Коллины на Капитолийском холме в целях празднования поражения римлян в битве при Тразименском озере. Этот день отмечался в течение столетий, за которым последовал еще один фестиваль Виналии.

В ее роли как предка римского народа Венера, мать, была отмечена на фестивале 26 сентября. Поскольку богиня считалась матерью юлианской родословной, в частности, Юлий Цезарь также посвятил ей храм в Риме.

Вероятнее всего, ни одну из античных богинь художники разных времен и эпох не изображали на своих полотнах так часто как римскую Венеру , отождествляемую с греческой богиней любви и плодородия Афродитой.
Но известно ли вам (я сейчас обращаюсь к любителям искусства, а не к профессиональным искусствоведам, которым, как известно, все известно, и не к тем, кому совершенно безразлично, каким именно смыслом наполнена та или иная картина), что именно художник хотел сказать, изображая Венеру с теми или иными атрибутами, в той или иной позе, одетой или обнаженной?
Если нет, то этот пост вам будет, я надеюсь, интересен.

Среди многочисленных атрибутов, с которыми изображается Венера, чаще всего встречаются: пара голубей или лебедей (и те, и другие могут везти ее колесницу), створка раковины, дельфины (и то, и другое напоминает о ее рождении из моря), ее волшебный пояс, горящий факел (оба служат для разжигания любви), пламенеющее сердце, красная роза, окрашенная ее кровью, вечнозеленый, подобно любви, мирт (и роза, и мирт являлись священными растениями Венеры).

Венера - часто просто синоним обнаженной женской натуры в искусстве, не содержащий мифологического или символического значения, за исключением нескольких обусловленных традицией атрибутов, таких как зеркало или голубь. Такие изображения Венеры часто имеют сходство с женой или возлюбленной художника или его покровителя. Обнаженная Венера может принимать большое количество канонизированных поз - стоя или лежа.
Некоторые фигуры стоящей Венеры возникли в античной скульптуре, например, Venus Pudica (Венера Целомудренная), которая стоит примерно так, как изобразил Боттичелли в "Рождении Венеры".

Типичная поза лежащей Венеры возникла в творчестве Джорджоне и вскоре утвердилась в качестве образца для более поздних художников.


Любовь небесная и любовь земная.

Идея двух Венер - сестер, представляющих два рода любви, была выражена флорентийскими гуманистами XV века. Небесная Венера символизировала любовь, которая возбуждалась размышлениями о вечном и божественном, тогда как Земная Венера представляла красоту, созданную в материальном мире, а также принцип продолжения человеческого рода. Для гуманистов обе они были добродетельными - Земная Венера считалась ступенью к Венере Небесной. В искусстве их можно различить по убранству.
Земная Венера богато одета, украшена драгоценностями - символами земной суетности;

Небесная Венера - обнаженная и иногда держит вазу, в которой горит огонь божественной любви.

Для искусства эпохи Ренессанса нагота означала чистоту и невинность. Две рядом стоящие женские фигуры в средневековом искусстве - одна обнаженная, другая нет - олицетворяют контрастные идеи, например, такие как Старая и Новая Ева (Новая - Дева Мария).

"Sine Baccho et Cerere fliget Venus" ("Без Вакха и Цереры в Венере жара нет").

Эта фраза римского комедиографа Теренция означает, что любовь остывает без вина и застолья. Эта тема была особенно популярна в XVII веке, особенно у фламандских художников, подражавших в ее трактовке Рубенсу. К непринужденно лежащей Венере приближается Церера, предлагая ей рог изобилия, и Бахус с виноградными гроздями и чашей вина.


Триумф Венеры.

Венера торжественно восседает в своей колеснице, которую везут голуби или лебеди. Ее может сопровождать Купидон, летящий рядом. Эта тема чаще всего встречается в итальянской живописи XV - начала XVI века, когда в итальянских городах были популярны процессии, которые устраивались как триумфы языческих божеств.

Мифологические сюжеты


Венера и Адонис.
Венера воспылала неразделенной любовью к кипрскому царевичу Адонису, причиной которой явилась царапина от случайной стрелы Купидона. Но Адонис был убит на охоте вепрем. Венера, услышав стоны своего умирающего возлюбленного, спустилась к нему с небес на своей колеснице, но было поздно. Художники изображают две сцены:

Адонис, с копьем в руке и сворой охотничьих собак уходит, в то время как Венера старается удержать его. Но все ее старания тщетны: Купидон (на заднем плане) дремлет под деревом, иногда держа потухший факел, указывающий на отсутствие любви Адониса.

В лесу скорбящая Венера склоняется над мертвым телом Адониса, проливая нектар, чтобы его кровь оплодотворила землю. Ей помогает Купидон.

Венера и роза.

Роза, священный для Венеры цветок, изначально была белой, но в тот момент, когда Венера спешила на помощь умирающему Адонису, колючка вписать ей в ногу и капли крови упали на белые лепестки, окрасив их в красный цвет. Обычно Венера изображается сидящей, она пытается извлечь из ноги занозу, а Купидон ей помогает.


Рождение Венеры.

Согласно древнегреческой мифологии, Венера (Афродита) родилась из пены, которую произвели гениталии оскопленного Урана, выброшенные в море Кроносом. Она плывет к берегу в раскрытой раковине и причаливает на Кипре - одном из главных мест почитания ее культа в античности. Венера, выходящая из воды, изображенная выжимающей воду из волос, - один из самых популярных сюжетов в искусстве.

Прелестная Венера даровала нежные чувства и супружеское счастье римлянам. Ее почитали как богиню плодородия и сердечных страстей – с латинского слово «veneris» переводится как «плотская любовь».

Верными спутниками Венеры считались голубь и заяц (животное, как известно, плодовитое), а цветочными символами стали мирт, роза и мак.

История происхождения

Венера пустила корни в религии римлян в 3 веке до нашей эры. Богиню особенно почитали в итальянском регионе Лацио – здесь ей возвели первый храм, а также учредили праздник Vinalia Rustica. С ходом истории покровительницу влюбленных стали отождествлять с прекрасной из поверий Древней Греции, которая считалась матерью Энея, чьи потомки основали Рим (воину удалось бежать из осажденной Трои в Италию). Поэтому Венера почиталась еще и как прародительница римлян.

Богиня призывалась на свадьбы, а затем супруги просили у нее семейного счастья и благополучия. Римляне верили, что Венера помогает сдерживать обиды, горечь разочарований, учиться терпеть невзгоды и трудности супружеской жизни. А еще божество, конечно, благословляло на рождение потомства.

За привлекательную внешность люди благодарили богиню красоты, считалось, что эта добрая женщина с вершины Олимпа одаривала взором красавца еще при рождении. Со временем Венера обрела дополнительные функции: богиня наделяла талантами к искусствам, ораторскими способностями и умением обольщать, мягко управлять людьми.


Ритуалы, связанные с Венерой, носили очень чувственный оттенок. В празднества статую из мрамора усаживали в колесницу, похожую на раковину. К повозке привязывались голуби, которые парили в небе, а когда процессия двигалась по городским улицам, люди бросали к колесам цветочные венки и даже ювелирные украшения с натуральными камнями. Впереди повозки обязательно шествовала молодежь, ведь безумную страсть и любовь в силах испытывать только юные, считали в древности.

С 1 века до нашей эры Венера набирала невиданную популярность. Сулла, считавший себя поцелованным богиней любви и красоты, взял прозвище Эпафродит. Помпей построил даме божественных кровей храм Победительницы, а был уверен, что Венера – праматерь Юлиев.


Скульптура "Венера Милосская"

В России прекрасную богиню любви принято называть Афродитой, тогда как на Западе она укрепилась как Венера – это имя носит россыпь скульптур, оно используется в художественных произведениях и названиях картин. Самая известная статуя – Венера Милосская (прилагательное – производное от острова Милос, где нашли изваяние в начале 19 века) – появилась в 130-100 годах до нашей эры. Мраморная богиня лишилась рук в противостоянии французских и турецких мореходов, которые отстаивали право вывезти ценную находку из Греции на свои земли.

Художники и скульпторы дают точное представление о внешности римской богини любви. Это вечно юная красавица с длинными белокурыми волосами, которые обрамляют круглое лицо.


Картина "Рождение Венеры"

Изображали девушку либо обнаженной, либо в соблазнительном «поясе Венеры». Яркую и чувственную картину «Рождение Венеры» посвятил богине . А Готфрид Мюллер описывал божество так:

«Венера - самая красивая из всех богинь, вечно юная, вечно пленительная, прекрасные очи богини сулят одно блаженство, она обладает волшебным поясом, в котором заключены все чары любви, и даже гордая Юнона, желая вернуть любовь Юпитера, просит богиню Венеру одолжить ей этот пояс. Золотые украшения богини Венеры горят ярче огня, а прекрасные, увенчанные золотым венком волосы благоухают».

Мифы и легенды

Переплетение греческой и римской мифологии привело к двум вариантам рождения Венеры. Считается, что богиня появилась, как и Афродита, из пены морской. В других легендах – это плод любви верховного бога Юпитера и богини влаги Дионы.

Новорожденная девочка приглянулась океаническим нимфам, которые воспитали ее в коралловых пещерах. Повзрослевшую Венеру добрые покровительницы решили представить богам. Когда жители Олимпа увидели неземную красоту, склонили головы и выразили восхищение.


Венере предоставили в обители богов трон. Как только она заняла его, олимпийцы-мужчины тут же возжелали взять ее замуж. Но свободолюбивая красотка с отвращением отказала претендентам на руку и сердце, решив «пожить для себя».

Однажды богиня красоты прогневала , и тот наказал сумасбродную девушку, выдав замуж за уродливого, хромого кузнеца Вулкана (в греческой традиции – ). Несчастная в семейной жизни дева бросилась изменять направо и налево. Среди любовников Венеры числился даже бог войны – от любви грубого вояки и легкомысленной, нежной богини родился небесный лучник (Эрот).


Красивая легенда рассказывает о страданиях Венеры из-за любви к простому смертному. Богиня нашла любовника среди людей – им стал охотник Адонис, сын царя Кипра и Мирры. Причем она сама же стала инициатором рождения юноши. Жена кипрского правителя Кинира разнесла обидную сплетню, что дочь Мирра краше Венеры. Всесильная покровительница влюбленных в гневе наслала на Мирру страсть к отцу. Узнав о том, что в его постели побывала дочь, Кинир решил убить наследницу, но Венера вовремя пришла на помощь – превратила девушку в дерево мирру. Из трещины растения выпал младенец, которого назвали Адонисом.

Мальчика воспитала царица мертвых , сделав в дальнейшем возмужавшего смазливого юношу любовником. Венера тоже влюбилась в красавца, но Персефона не собиралась делиться. Спор разрешила муза Каллиопа, вынесшая вердикт, что Адонис будет две трети года делить между постелями богинь.


Однако хитрая Венера заманивала юношу на ложе чаще, чем следовало. Персефона рассердилась и рассказала мужу богини любви об изменах. Тот превратился в дикого вепря и убил Адониса во время охоты. День и ночь безутешная Венера оплакивала юношу. Наконец, верховный бог сжалился и попросил отпустить Адониса на землю. С тех пор охотник одну половину года живет среди живых людей, другую – в компании мертвых. Красочную историю любви описал в «Метаморфозах» , а в дальнейшем к сюжету возвращались и другие авторы.

Богиня любви покоряла сердца и души поклонников с помощью «Венериного пояса», сотканного из страсти и вожделения. Никто не в силах был устоять против его чар. А как-то даже просила Венеру дать на время эту волшебную вещицу, чтобы вернуть расположение Юпитера.

Экранизации


В 1961 году на экраны вышел фильм «Похищение сабинянок» режиссера Ришара Поттье. Сюжет основан на предании о том, как римские мужчины страдали от нехватки женщин. Проблему решил благородный Ромул, устроивший у стен города Олимпийские игры. Посмотреть на накачанных молодых юношей, конечно же, пришли жители окрестностей, среди которых было немало девушек. В картине собрался пантеон богов, среди них оказалась и Венера. Богиню любви играет актриса Розанна Скьяффино.

Аналогичность сюжетов греческой и римской мифологии при том, что одни и те же герои зовутся по-разному, часто вносит путаницу в сами истории. Поэтому о сегодняшних героях расскажу информацией, взятой с сайта греко-римской мифологии.

Марс (греческий Арес) - нелюбимый сын Юпитера-Зевса и Юноны-Геры, бог войны, коварной, вероломной, войны ради войны, в отличие от Афины Паллады - богини войны честной и справедливой.
Римская Венера (она же греческая Афродита) - богиня любви и красоты.
Мужем Афродиты является Вулкан (он же Гефест) - самый искусный в кузнечном ремесле мастер и самый некрасивый среди богов. Хромоногий Вулкан трудился у наковален в своей кузнице и не испытывал особого влечения к супруге, находя истинное удовлетворение в работе с молотом у пылающего горна.

Diego Velázquez The Forge of Vulcan 1630 г. Museo del Prado

Frans Floris Venus at Vulcan"s Forge 1560-64 гг.

Paolo Veronese Vulcan and Venus 1560-61 гг. Fresco Villa Barbaro, Maser.

Jan Brueghel the Elder Venus at the Forge of Vulcan (An Allegory of Fire) 1606-23 гг.

Palma Giovane Venus and Cupid at Vulcan"s Forge 1610 г.

Jan van Kessel I Venus at the Forge of Vulcan 1662 г.

Georg Raphael Donner Venus in Vulcan"s Workshop 1730 г.

Sigismund Christian Hubert Goetze Venus Visits Vulcan 1909 г.

Francesco Albani Summer Venus in Vulcan"s Forge 1616-17 гг.

Giorgio Vasari Vulcan"s Forge 1567-68 гг. Galleria degli Uffizi, Florence

Bartholomaeus Spranger Venus and Vulcan 1610 г.

Brothers Le Nain Venus at the Forge of Vulcan 1641 г.

Giovanni Battista Tiepolo Venus and Vulcan 1762-66 гг. Fresco Halberdiers" Room, Palacio Real, Madrid

François Boucher The Visit of Venus to Vulcan 1754 Wallace Collection, London

Богиню любви, впрочем, выдающиеся способности супруга интересовали куда меньше, чем мужественная красота Марса (он же Арес), бога войны. И в один прекрасный день она стала его любовницей. Безумие войны соединилось с безумием любви, и от этого нельзя было ждать ничего хорошего. От их связи родились Деймос (Ужас) и Фобос (Страх), вечные спутники войн. Также от этой связи родился божок любви Эрот, всегда сопровождающий Афродиту и посылающий людям вместе со своими стрелами любовные переживания, и Гармония.

Sandro Botticelli Venus and Mars circa 1445-1510 гг.

Nicolas Poussin Mars and Venus 1626-28 гг.

Узнав о связи жены от всевидящего Гелиоса, законный супруг Венеры - Афродиты, Вулкан решил по-свойски наказать неверную. Раздосадованный и обиженный, он выковал тончайшую, невидимую глазу, но очень прочную сеть и приладил ее к ложу. В нее-то и попались незадачливые любовники.
Во время свидания Венера и Марс оказались в ловушке, - и тут появился Гефест и при виде барахтавшихся в сети любовников начал хохотать. Раскаты его хохота были слышны на земле, и смертные могли принять их за гром. Сбежались боги.
- Смотри, Юпитер (он же Зевс)! - крикнул Вулкан-Гефест. - Вот как я наказываю за неверность.
Богини захихикали, показывая пальцами на пойманных, боги тоже развеселились, хотя многие из них сами не прочь были бы занять место Марса - Ареса.
Освобожденные Вулканом по просьбе Нептуна (он же Посейдон) любовники немедленно расстались. Марс умчался во Фракию, где немедленно разжег новую кровопролитную войну, а Венера-Афродита - на Крит в Пафос, где ее искупали и натерли нетленным маслом хариты.

Гомер в восьмой песне Одиссеи повествует о том, как Венера изменила своему мужу Вулкану с молодым богом войны Марсом. Но влюбленные были пойманы в сеть ревнивым мужем и выставлены на посмешище созванным богам.

Tintoretto Venus, Mars, and Vulcan 1551 г. Alte Pinakothek, Munich

Maerten van Heemskerck Vulcan Showing the Gods His Net with Mars and Venus. 1536-40 гг.

Diego Velázquez Mars 1639-41 гг. Museo del Prado

Как и другие боги, Венера - Афродита покровительствует героям, но это покровительство распространяется только на сферу любви. Афродита пытается вмешиваться в военные события под Троей, будучи принципиальной защитницей троянцев. Она пытается вынести из битвы троянского героя Энея - своего сына от возлюбленного Анхиса, а перед битвой просит у своего мужа Вулкана-Гефеста, чтобы тот выковал меч для Энея.
В Риме греческая Афродита почиталась под именем Венеры и считалась прародительницей римлян через своего сына - троянца Энея, отца Юла - легендарного предка рода Юлиев, к которому принадлежал Юлий Цезарь. Поэтому Венера - "рода Энеева мать" - постоянная покровительница Энея не только под Троей, но главным образом после его прибытия в Италию, особенно прославляется в эпоху принципата Августа.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх