Как нарисовать череп, соблюдая пропорции? Рисование черепа.

Мастер-класс преподавателя МАОУДО «Детская художественная школа №19» Кальмаева Константина Александровича


«Методика построения и изучения конструкции черепа»

В основе академического рисунка головы человека лежит метод, основанный на конструктивном рисовании черепа. Череп - костная основа головы. Его особенности, строение и пропорции обуславливают общий характер головы, портретное сходство. Чтобы приступить к рисованию головы человека надо принять одно важное утверждение. В общих своих чертах голова – это ящик, то есть прямоугольная призма, имеющая шесть основных поверхностей: переднюю, две боковые, верхнюю, заднюю или затылочную, нижнюю. Конструктивно голова, так же как и любой другой предмет в трехмерном пространстве подчиняется правилам линейной перспективы. Параллельные прямые, связывающие парные симметричные точки по обе стороны лицевой оси симметрии, имеют одну точку схода на линии горизонта. Это правило также верно в отношении боковой плоскости. Она сокращается в глубину от вертикальной границы с лицевой (передней) плоскостью в направлении затылочной.


Несколько слов надо сказать о пропорциях головы. Середина расстояния от подбородка до макушки приходится на осевую линию глаз.


По вертикали голова делится на семь отрезков. Два приходится на нижнюю часть, то есть на расстояние от подбородка до основания носа, два на среднюю: от основания носа до бровей, и два на высоту лба до границы волос. Один отрезок- от границы волос до макушки.

Расстояние между глазами равно длине глаза. Разрез рта располагается на одной трети расстояния от основания носа до подбородка. Ширина рта в среднем равна расстоянию между зрачками. Ухо расположено в промежутке между линиями брови и основания носа. Длина шеи в среднем равна половине высоты головы.
В зависимости от положения линии горизонта пропорции головы могут сильно изменяться. При высокой линии горизонта раскрывается верхняя плоскость макушки головы, а лицевая плоскость начиная от лба сокращена в глубину. Ракурс при низкой линии горизонта наоборот раскрывает нижнюю плоскость подбородка, а верхняя часть лица максимально сокращена в глубину. Схематично на яйцеобразной форме головы легко передать ракурс с помощью двух сечений: вертикального по оси симметрии и горизонтального по осевой для глаз.

На практике конструктивный рисунок черепа ведется с натуры. Моделью служит муляж или гипсовый слепок черепа.
Череп делится на два отдела: мозговой и лицевой.
Мозговой отдел состоит из восьми костей:

  1. это лобная
  2. теменная
  3. затылочная
  4. височная
  5. клиновидная
  6. решетчатая

При линейном построении выделяют опорные точки, особенно выраженные анатомические точки на поверхности черепа. Эти точки:
14 - лобные бугры - наиболее выпуклые в лобной части, на форме черепа являются границей между лицевой и верхней плоскостями.
8 - надбровные дуги - образуют верхнюю границу глазниц, в средней своей части имеют две симметричные выпуклости, называемые надбровными бугорками.
10 - скуловые бугры - наиболее выпуклая часть щеки, в боковой плоскости скуловой бугор имеет продолжение в виде скуловой дуги.
13 - грушевидное носовое отверстие в верхней части ограничено выступающей вперед 7 носовой костью.
17 - височная бороздка - справа и слева ограничивают ширину лба.
3 - теменной бугор - задняя верхняя выпуклая поверхность черепа, линия, связывающая височную бороздку и теменной бугор, является границей верхней и боковой плоскостей.
19 - сосцевидный отросток - костный вытянутый вырост, помещается под ушным отверстием.
11 - нижняя челюсть - подковообразная в плане кость, имеющая в дальней границе изгиб, называемый углом нижней челюсти, в верхней части - 15 венечный и 16 - суставной отростки,
12 - подбородочные бугорки в передней нижней выступающей части,
6 (1)- глазницы - отверстия, место расположения глазного яблока.

Порядок ведения конструктивного рисунка черепа:
- Располагаем в листе будущий рисунок. Ограничиваем двумя горизонталями и вертикалями общие пропорции.

Рисуем вертикаль осевой линии симметрии примерно на глаз. Горизонталями отмечаем положение деталей передней плоскости. Линии имеют одну точку схода.
- Попарно на горизонталях строим лобные бугры, надбровные дуги, носовое отверстие, границу рта и подбородочные бугорки. Средняя ось симметрии слегка изменяется, повторяя изгибы лицевой части.

Строим попарно вертикальные границы лицевой плоскости: височные бороздки, скуловые бугры, ширину верхней- нижней челюсти по линии клыков и т.д. Линией обозначаем связь височной бороздки с теменным бугром.

Продолжаем построение боковой и задней частей черепа.
- Уточняем формы отдельных деталей.

Начало работы с тоном. Легко прокладываем светотень по ее передней границе.
-Уводим в тон всю теневую часть.

Усиливаем контрасты в теневой части, прорабатываем тоном детали.
- Доводим до окончания полутона в световой части передней плоскости. Завершаем работу.

В этом уроке я покажу вам, как нарисовать череп поэтапно и с нуля. По ходу урока я буду объяснять каждую деталь процесса рисования, поэтому он рассчитан на новичков.

Чтобы облегчить себе задачу, рисуйте маленький череп. Это позволит вашей руке использовать те же движения, что и при письме, следовательно, работать будет проще.

Рисуем основу черепа

Шаг 1

Для начала рисуем простую линию. Длина линии зависит от ваших предпочтений – чем длиннее, тем крупнее получится рисунок. При необходимости, не бойтесь пользоваться линейкой.

Шаг 2

Определяем центр линии и ставим отметку.

Шаг 3

Рисуем новую линию перпендикулярную предыдущей. Пусть она будет чуть длиннее первой.

Шаг 4

Рисуем копию первой линии на противоположной стороне, сформирован крестообразную фигуру.

Шаг 5

Из полученного креста мы будем рисовать овал. Если вы испытываете трудности с рисованием подобных фигур, поступите следующим образом: начните с легких штрихов между двумя концами перпендикулярных линий.

Затем по этим штрихам наводим четкую линию.

Используем эту технику и дорисовываем овал.

Шаг 6

Находим центр левой четвертинки…

… и делим эту сторону на шесть равных отрезков.

Шаг 7

С помощью кривой соединяем две точки через одну.

Шаг 8

Делим предыдущую линию еще одной кривой, образовав петлю.

Рисуем челюсть

Шаг 1

Проводим короткую линию овала вниз.

Шаг 2

Ставим отметки на этой линии.

Шаг 3

Рисуем горизонтальную линию, пересекающую нижнюю точку.

Шаг 4

Теперь делим правую четвертинку овала на четыре отрезка.

Шаг 5

От первой точки проводим линию вниз.

Шаг 6

От петли рисуем еще одну линию вниз, параллельную предыдущей.

Шаг 7

Делим последнюю линию на четыре отрезка.

Шаг 8

Центральную точку пересекаем перпендикулярной линией. Ее длина должна быть такой же, как длина отрезка, которую эта линия пересекает. Обратите внимание, чтобы эта линия была параллельна самой длинной линии, пересекающей центр овала.

Шаг 9

Обводим получившийся симметричный крест окружностью. Чтобы упростить задачу, используем способ рисования окружностей, который мы применяли для овала.

Шаг 10

Замыкаем форму челюсти двумя дополнительными линиями.

Рисуем нос и зубы

Шаг 1

На задней части черепа рисуем небольшую окружность.

Шаг 2

Нижнюю часть окружности из предыдущего раздела делим на три отрезка.

Шаг 3

Через четыре точки рисуем кривую.

Шаг 4

Над петлей рисуем окружность. В этом месте мы будем рисовать бровь.

Шаг 5

От брови к челюсти проводим линию.

Шаг 6

Между петлей и бровью рисуем аккуратную кривую.

Шаг 7

Под овалом рисуем линию, параллельную длинной линии, пересекающей овал.

Шаг 8

Под бровью рисуем еще одну кривую. Это будет переносица.

Шаг 9

От кончика переносицы проводим линию к центру окружности на челюсти.

Шаг 10

Верхнюю правую часть окружности на челюсти разделяем на три отрезка.

Шаг 11

От крайней точки на окружности проводим линию к нижней кривой.

Шаг 12

Проводим три кривые линии для зубов.

Детализируем череп

Шаг 1

Теперь четвертинку окружности на челюсти разделяем на два отрезка.

Шаг 2

Между точкой на окружности и глазной впадиной рисуем овал.

Шаг 3

Правую сторону овала разделяем на две части.

Шаг 4

От точки на овале проводим линию к верхнему концу челюсти.

Шаг 5

В этом же месте, от нижней точки овала к концу челюсти, проводим прямую.

Шаг 6

На челюстном суставе рисуем небольшой овал.

Шаг 7

Рядом с большим овалом на щеке рисуем маленькую окружность.

Шаг 8

От этой окружности проводим две кривые, из которых мы сформируем нижнюю часть челюсти.

Шаг 9

От маленькой окружности проводим кривую к глазному отверстию.





Шаг 10

Шаг 11

Под контуром мозга рисуем овал и соединяем его прямой с большой окружностью на челюсти.

Шаг 12

В нижней части челюсти рисуем большую окружность, чтобы у черепа была более реалистичная форма. Окружность должна находиться чуть выше горизонтальной вспомогательной линии.

Шаг 13

Заканчиваем рисовать нос, добавив еще несколько дополнительных линий.





Шаг 14

Продолжаем рисовать зубы.





Заканчиваем череп

Шаг 1

Набросок готов! Чтобы навести финальные контуры, используем, например, черную ручку или маркер, или поверх наброска кладем достаточно прозрачную бумагу, чтобы просвечивался контур, и обводим череп.

Для начала наводим внешний контур черепа.

Шаг 2

Наводим глазное отверстие.

Шаг 3

Затем наводим линии на висках и щеках.

Шаг 4

Рисуем зубы, слегка закруглив основание каждого зуба.

Шаг 5

Обводим челюсть.

Шаг 6

Теперь, слегка надавливая на ручку, добавляем детали на черепе. Ничего сверх сложного, просто парочка «швов» между костями черепной коробки.

Шаг 7

С помощью штриховки наносим тени, чтобы придать эффект рисунка из старинной книги.





Отличная работа!

Из этого урока вы узнали, как нарисовать череп поэтапно. Также предлагаем ознакомиться с другими уроками, например, .

What You"ll Be Creating

В этом уроке я покажу вам, как нарисовать человеческий череп с нуля, шаг за шагом. Я объясню каждую малейшую деталь рисунка, а перспектива будет действительно простой, так что вам не придётся использовать предыдущий опыт рисования, чтобы попробовать нарисовать этот череп.

Чтобы упростить процесс, попробуйте создать небольшой рисунок - это позволит вам использовать те же самые движения, которые вы используете, когда пишите ручкой, так что элементы рисунка будут достаточно точными.

1. Определяем Положение Мозга

Шаг 1

Нарисуйте линию. Длина линии - зависит от вас, тем длиннее линия, тем больше будет рисунок. Не стесняйтесь использовать линейку при необходимости.

Шаг 2

Определите центр линии, отметьте центр.

Шаг 3

Нарисуйте линию, перпендикулярную предыдущей. Нарисуйте её слегка длиннее, чем половина первой линии.

Шаг 4

Нарисуйте зеркальную копию линии, чтобы создать повёрнутый крест.

Шаг 5

Далее, мы нарисуем эллипс. Если у вас не получается нарисовать эллипс, то как вы можете это сделать: нарисуйте едва видимые слегка изогнутые штрихи между кончиками двух линий, как будто вы хотели нарисовать эллипс в воздухе и на бумаге одновременно.

Используйте тот же самый трюк, чтобы полностью нарисовать эллипс.

Шаг 6

Найдите середину четверти эллипса....

А затем, используя опорную точку, создайте 6 сегментов.

Шаг 7

Соедините две точки с помощью кривой.

Шаг 8

Пересеките эту кривую с помощью петли.

2. Рисуем Челюсть

Шаг 1

Удлините более короткую линию эллипса вниз.

Шаг 2

Отметьте половину длины этой короткой линии.

Шаг 3

Нарисуйте горизонтальную линию, пересекающую эту точку.

Шаг 4

Разделите другую четверть эллипса на четыре сегмента.

Шаг 5

Нарисуйте линию от первого из этих сегментов, создавая параллельную линию.

Шаг 6

Нарисуйте ещё одну параллельную линию, только на этот раз, начните рисовать из нижней части глазницы.

Шаг 7

Разделите эту линию на четыре сегмента.

Шаг 8

Нарисуйте перпендикулярную линию, пересекающую её. Длина линии должна составлять половину длины пересекаемой линии, при этом линия должна быть параллельна длинной линии эллипса.

Шаг 9

Нарисуйте круг вокруг данного симметричного креста. Используйте тот же самый трюк, который мы использовали, когда рисовали эллипс, чтобы круг был круглым.

Шаг 10

Закройте фигуру передней части челюсти с помощью двух линий.

3. Рисуем Нос и Зубы

Шаг 1

Нарисуйте маленький кружок в нижней задней части черепа.

Шаг 2

Разделите нижнюю часть круга челюсти на три сегмента.

Шаг 3

Нарисуйте кривую, проходящую через эти точки.

Шаг 4

Нарисуйте круг над глазницей, чтобы создать бровь.

Шаг 5

Нарисуйте направляющую линию между бровью и челюстью.

Шаг 6

Нарисуйте аккуратную кривую между бровью и глазницей.

Шаг 7

Нарисуйте линию под эллипсом, параллельно длиной линии эллипса.

Шаг 8

Нарисуйте линию ниже брови. Это будет носовая перегородка.

Шаг 9

Проведите линию между кончиком носовой перегородки и центром круга челюсти.

Шаг 10

Разделите четверть этого круга на три сегмента.

Шаг 11

Нарисуйте короткую линию, идущую от последней точки в правлении к нижней челюсти.

Шаг 12

Нарисуйте кривую линию, чтобы показать ряды зубов.

4. Рисуем Детали Черепа

Шаг 1

Разделите четверть круга челюсти на этот раз на половинки.

Шаг 2

Нарисуйте овал сквозь них, под глазницей.

Шаг 3

Отметьте половину овала.

Шаг 4

Нарисуйте линию между опорной точкой и конечной точкой нижней челюсти.

Шаг 5

Нарисуйте ещё одну линию между этими двумя участками, на этот раз опустившись ниже овала.

Шаг 6

Нарисуйте небольшой овал, прикрепив его к челюстному суставу.

Шаг 7

Нарисуйте круг рядом с большим овалом на щеке.

Шаг 8

Нарисуйте две кривые от этой точки. Таким образом, мы создадим форму нижней челюсти.

Шаг 9

Добавьте ещё кривых, чтобы закрыть выступы глазницы.

Шаг 10

Выделите форму мозга.

Шаг 11

Нарисуйте овал под формой мозга, прямо за нижней челюстью.

Шаг 12

Нарисуйте большой круг на нижней челюсти, чтобы добавить фигуре больше реалистичности. Он должен быть расположен слегка выше горизонтальной направляющей линии.

Шаг 13

Доработайте форму носа с помощью нескольких дополнительных направляющих линий.

Шаг 14

Нарисуйте направляющие линии.для зубов.

5. Завершаем Рисунок Черепа

Шаг 1

Наш эскиз готов! Теперь для создания заключительных линий, вы можете использовать более тёмный инструмент или поместите новый лист бумаги поверх вашего эскиза, чтобы видеть тонкие направляющие линии под ним.

Вначале, обведите внешний контур формы черепа.

Шаг 2

Обведите глазницу.

Шаг 3

Обведите выступы вокруг глазницы и скуловой кости.

Шаг 4

Обведите контур зубов, при этом, слегка округляя у корней.

Шаг 5

Обведите контур челюсти.

Шаг 6

Теперь не сильно нажимайте на инструмент, чтобы нарисовать некоторые детали на поверхности черепа. Ничего особенного, просто нарисуйте в некоторых местах швы.

Шаг 7

Давайте создадим затенение с помощью поперечной штриховки, чтобы придать нашему черепу причудливый вид рисунка из старой книги.

Отличная Работа!

Сегодня вы узнали, как нарисовать череп с нуля! Если вы хотите продолжить обучение, тогда просмотрите другие мои уроки.

В этом уроке рисунка я подготовил материал так, чтобы были видны ключевые принципы рисования головы человека. Чтобы научиться рисовать портрет, нужно понять форму головы, а это возможно при помощи упрощения и обобщения излишних подробностей. Для этой цели я использовал схематичное изображение головы с названием «обрубовка», академический рисунок черепа, поэтапный рисунок головы человека и дополнительные схематичные рисунки, позволяющие понять особенности анатомического строения.

1. Объемность формы. Упрощение и обобщение.

На начальном этапе обучения рисованию люди чаще всего видят контуры объекта вместо его объема. Именно так начинающие и рисуют портрет: срисовывают контуры глаз, носа… А ведь голова человека, глаза, нос, губы — все они имеют объем, это не просто контуры. Кроме того, у них достаточно сложная форма. Поэтому в начале обучения нужно уметь обобщать второстепенное и осознавать объем каждой формы.

Вначале, попробуем нарисовать лицо человека с выступающими вперед носом и лбом, представленными в виде прямоугольных геометрических фигур.

2. Череп — основа формы головы.

Далее нужно усвоить один важный урок. Все основные изгибы и контуры лица образуются от выпуклостей и изгибов черепа. Ведь именно череп является той основой, на которой строится форма головы в портрете. Попробуйте проследить эту взаимосвязь, сопоставляя форму черепа с рисунком головы. Это очень важный момент в обучении.

Поскольку череп имеет сложную форму, то понять сразу эту взаимосвязь будет непросто. Поэтому сначала мы нарисуем череп обобщенно.

Череп состоит из двух основных отделов: мозгового и лицевого.

К тому же форму черепа можно условно представить в виде куба. Череп имеет фронтальную сторону, две боковые, затылочную и, так называемый, свод черепа или крышу.

После условных, обобщенных рисунков привожу в качестве примера учебный академический рисунок черепа. При множестве деталей, в нем можно увидеть фронтальную, затылочную, боковые стороны и свод. Также видно как детали группируются в два основных отдела — мозговой и лицевой.

Еще следует отметить, что самая широкая часть черепа находится ближе к затылку. Ее хорошо видно на рисунке ниже.

Для тех, кто учится рисовать портрет, могут пригодиться следующие анатомические названия различных частей черепа:

  • надбровные дуги;
  • лобная кость;
  • теменная кость;
  • затылочная кость;
  • височная кость;
  • скуловой отросток;
  • скуловая кость;
  • верхнечелюстная кость;
  • нижнечелюстная кость;
  • носовая кость;
  • глазница или глазная впадина.

3. «Орубовка» — ключ к пониманию формы головы человека.

Кроме черепа, на форму головы и лица влияют мышцы, хрящи, жировые отложения и т. п. Чтобы не запутаться в деталях, разобраться в анатомическом строении поможет обрубовка. Обрубовка представляет собой условное изображение головы человека, состоящее из граней. При помощи таких плоскостей формируется объем всей головы. Благодаря этим граням хорошо видны основные изгибы черепа и основные мышечные группы лица. В любом портрете, у любого человека форма головы строится на основе этих граней обрубовки. Конечно у каждого человека свои особенности лица, свои пропорции, но ключевые точки в построении головы соответствуют обрубовке. Поэтому в рисовании портрета художник всегда держит в памяти эти ключевые грани.

Попробуйте проследить основные плоскости обрубовки в рисунке черепа и в тональном рисунке головы, выполненном карандашом.

4. Формирование объема посредством светотени на фронтальной, боковой и верхней сторонах головы.

Чтобы рисунок головы был объемным, его нужно проработать штриховкой. Штриховка создает нужный тон. Посредством изменения тона (светлее-темнее) мы видим объем и форму. По закону светотени свет распределяется на поверхности формы в следующей последовательности: блик, свет, полутень, тень, рефлекс, падющая тень. Если рисовать шар или подобные простые геометрические фигуры, то все намного проще. Но как показать светотень в тональном рисунке головы человека? В портрете светотень также прокладывается штриховкой как и в рисунке шара. Но с той разницей, что художник должен проследить свет и тень на каждом отдельном фрагменте лица в частности и на всей голове в целом. Т. е. нужно показать свет, полутень, тень — на носу, на лбу, на глазных впадинах, на губах, подбородке и т. д. Но кроме этого, свет и тень нужно показать на всей голове в целом, то есть на ее основных крупных гранях или сторонах. Например, одна сторона головы может быть темнее другой. Это важный момент при создании объема головы в портрете.

Для лучшего понимания данной темы я привожу в качестве примера наглядные схемы и рисунки гипсовой обрубовки, черепа и головы человека. В них вы можете отчетливо увидеть фронтальную, боковую и верхнюю грани головы. Схемы и рисунки карандашом составлены таким образом, что с помощью них можно поэтапно проследить основные грани головы, что поможет начинающим художникам увидеть светотень на поверхности головы в целом.

5. Мозговой и лицевой отделы головы.

Выше я уже приводил схематичный рисунок в котором были видны мозговой и лицевой отделы черепа. Но, как на практике увидеть эти области в рисовании портрета? В этом может помочь ряд рисунков и схем ниже. Здесь вы можете проследить границу между лицевой и мозговой частями головы в привычном рисунке карандашом, гипсовой обрубовке и учебном рисунке черепа.

6. Поэтапный тональный рисунок карандашом.

После изучения основных анатомических особенностей строения головы, можно приступить к поэтапному рисунку карандашом. Здесь нужно усвоить такую последовательность. Сначала мы рисуем обобщенно. Потом усложняем рисунок, добавляя подробности.

а) Поскольку форма головы напоминает форму яйца, то в начале рисуем линией соответствующую фигуру.

б) После этого выполняем построение рисунка головы. Рисуем ось симметрии, которая будет проходить по середине головы. Это очень важно так как ось позволит сравнивать левую и правую стороны, что поможет избежать ошибок и неровностей. Далее, намечаем уровни на которых располагаются брови, глаза, нос, губы. Намечаем их с помощью легких линий. О том, как определить эти уровни я писал в уроке

в) На следующем этапе можно наметить глазные впадины, глаза, нос, губы, а также скуловую кость, лобные доли, основные мышечные группы и складки на лице.

г) Уточняем детали.

д) Облегчаю ластиком черноту вспомогательных линий, которые будут стерты в итоге, однако, нужны в начале построения головы.

е) Начинаем тональный рисунок. Вводим штриховку. Обозначаем тени и свет. «Лепим» форму головы тоном. Я не стал фиксировать промежуточные стадии штриховки, поэтому опубликовываю сразу заключительный этап рисунка.

7. Различная манера и техника исполнения рисунка.

В конце этого урока хочу добавить, что манера и техника исполнения рисунка может быть разной. Рисунок может быть линейный и тоновой. Можно рисовать линией, а можно рисовать с помощью пятна. Можно вести работу в свободной манере наброска, допуская неточности. А можно выполнить точный академический рисунок. Можно рисовать подробно, а можно обобщенно.

Но при всем многообразии подходов, в рисунке должна быть видна грамота. Принципы построения головы сохраняются — будь то на бумаге или в сознании художника. Профессиональный художник, имеющий опыт работы, может и не рисовать вспомогательные линии построения. Он может вести работу в другой последовательности. Однако, какой бы ни была техника исполнения, в его рисунке будет видно понимание основ пластической анатомии. Поэтому если Вы хотите научиться рисовать портрет, нужно понимать суть, а не просто поэтапно копировать натуру или картинку. Когда начинающий художник обретает такое понимание и начинает видеть натуру анализируя, а не просто копируя, то он будет значительно более успешен в обучении. Надеюсь рисунки и схемы из этого урока помогут начинающим в этом.

Это достаточно сложный урок, поэтому вам может потребоваться достаточно много усилий, чтобы его повторить. Если с первого раза не получилось нарисовать череп — не отчаивайтесь и попробуйте еще раз. Попробуйте приложить максимум усилий, чтобы выполнить этот урок. Если же, все-таки не получится — можете попробовать выполнить урок « ». Но я верю, что у вас всё получится.

Что понадобится

Для того, чтобы нарисовать череп нам может понадобиться:

  • Бумага. Лучше брать среднезернистую специальную бумагу: начинающим художникам будет гораздо приятней рисовать именно на такой.
  • Наточенные карандаши. Советую брать несколько степеней твердости, каждую нужно использовать для разных целей.
  • Ластик.
  • Палочка для растирания штриховки. Можно использовать обычную бумагу, скрученную в конус. Ей лего будет растирать штриховку, превращая её в монотонный цвет.
  • Немного терпения.
  • Хорошее настроение.

Поэтапный урок

Разные части тела и органы человека должны рисоваться с определенной долей реализма. Этого требует академический рисунок. Также, он настоятельно рекомендует рисовать череп с натуры или, в крайнем случае, с фотографии. Только так можно добиться высокой реалистичности и проработанности.

Кстати, кроме этого урока советую обратить своё внимание на урок « ». Он поможет повысить ваше мастерсово или просто доставит немного удовольствия.

Все сложные рисунки должны создаваться с помощью перспективного мышления и видения. Предмет должен быть не только формой на листе. Вы должны его рисовать объемно, то есть создавая из простых геометрических тел так, как будто они друг на друге: вот шар на кубе, а вот два шара рядом. Из этих примитивных форм и состоит всё живое и не живое на земле.

Совет: создавайте набросок как можно менее толстыми штрихами. Чем толще будут штрихи наброска — тем трудней их будет стереть в последствии.

Первым шагом, точнее нулевым, всегда нужно размечать лист бумаги. Это даст вам понять где конкретно будет находиться рисунок. Если вы расположите рисунок на половине листа — вторую половину вы сможете использовать для другого рисунка. Вот пример разметки листа по центру:

Череп учимся рисовать с двух различных точек зрения: анатомической и антропологической.

Анатомическое исследование черепа стремится к изучению его структуры, его функционально — механического строения и сложных соотношений с анатомическими образованиями, находящимися на поверхности или внутри черепа.

Антропологическое исследование черепа стремится выяснить его эволюцию от примитивных человеческих форм к формам современным, становление черепа в процессе индивидуального развитии, половые различия. Одной из основных задач антропологического исследования является установление типичных черт для выделения различных расовых человеческих групп.

Огромный фактический материал — наблюдения, измерительные и статистические данные, а также их анализ.

Кроме того, антропология изучает соотношение черепа с наружными формами, изучает формы и для изыскания новых доказательств антропогенеза и становления человеческих групп.

Пластическая анатомия изучает череп с позиций, отличающихся от анатомических и антропологических.

Череп обусловливает внешние формы головы, составляет как бы опору для наружных надстроек. Художественная значимость форм черепа намного превосходит значение форм остальной части , для которой очень часто находим только опознавательные точки и воспроизводим мышечный рельеф.

Анатомическое изучение черепа ставит своей задачей раскрытие основных его форм, установленных путем обобщения всевозможных вариантов, встречающихся в действительности. Подобная абстракция может явиться схемой, облегчающей понимание данной фигуры.

С художественной точки зрения основные антропологические данные, относящиеся к формам черепа и их вариантам, могут рассматриваться как настоящий этюд физиономии черепа, подразумевая под этим все вместе взятые особенности, обуславливающие индивидуальный или типологический рисунок каждого черепа.

Некоторые черепа обладают тонкими формами, правильными контурами и гладкими поверхностями.

У других, напротив, рельеф форм более развит, очертания линий угловатые.

На некоторых черепах глазницы заложены глубоко под мощной лобной выпуклостью; на других глазницы широко открыты и широко расставлены.

У некоторых черепов лицевой отдел удлиненный и тонкий, у других имеются мощные челюсти и крепкие зубы.

Наконец, некоторые черепа развиваются больше в ширину, а другие в длину, у одних профиль лица прямой, у других наклонный, напоминающий профиль обезьян, благодаря выступающей нижней челюсти.

Совершенно необходимо, чтобы описание и измерения, на основании которых устанавливаются характеристики форм, производились с максимальной точностью и тем самым помогали художникам изучить и понять особенности строения человеческого лица.

Описательные характеристики. Для создания портрета, кроме определения плана строения черепа, находим еще ряд важных характеристик, которые не поддаются измерениям и в то же время отмечаются глазом и художественным чутьем портретиста.

Выпуклость глабеллы и выпуклости надбровных дуг различны у каждого человека. У детей они отсутствуют и развиваются к 15− 16-ти летнему возрасту, у женщин они более сглажены или почти отсутствуют.

На форму лобного профиля влияет главным образом направление двух плоскостей, пересекающихся на уровне лобных бугров, а также высота и степень выпуклости последних.

Лоб считается прямым, когда изгиб лобной кости крутой, при этом бугры сильно выступают и расположены высоко. Такое строение профиля встречается преимущественно у женских и детских черепов.

Когда лобные бугры сглажены, лоб становится наклонным, причем степень его наклона различна.

Когда бугры расположены низко и мало выступают, вертикальный профиль равномерно выгнут. Выпуклость может быть равномерной и в горизонтальной плоскости, это наблюдается при выраженных латеральных наклонах и при условии сглаживании височных гребней.

В подобном случае вертикальная часть лобной кости имеет форму сегмента . При прямой передней плоскости лоб плоский, углы латеральных плоскостей лобной кости острее, и височные гребни выступают сильнее.

Для более полного представления о его строении необходимо поупражняться в рисовании черепа в различных положениях, к примеру: вид спереди, в трехчетвертном положении и в профиль.

Как всегда, прежде чем начать работу над построением рисунка с натуры, необходимо строго соблюдать методическую последовательность как рисовать череп в рисунке. Вначале необходимо правильно выбрать точку зрения. Выбрав определенную точку зрения по отношению к натурной модели, нужно обратить внимание на линию горизонта.

Независимо от поставленной задачи, методы и принципы построения изображения формы черепа остаются неизменными и являются основополагающими в работе над изображением его конструктивной сущности.

Без достаточного усвоения основных принципов и методов построения изображения натурной модели, а также без достаточных знаний в области пластической анатомии, перспективы и пропорции в рисунке, обучающему будет чрезвычайно трудно освоить и без того сложную задачу изображения головы человека.

Ну и в заключении:

Для того чтобы иметь более полное представление о строении черепа, необходимо некоторое время поупражняться в его рисовании с трех положений: спереди, сбоку, сзади.

Полученные навыки, закрепления, очень полезно отображать в зарисовках и набросках форм черепа, как с натуры, так и по памяти в различных положениях и ракурсах.

Я искренне надеюсь, что вам понравился урок о том, как нарисовать череп, надеюсь было интересно и познавательно. Теперь можете обратить внимание на урок « » — он такой же интересный и увлекательный. Ну и кнопки социальных сетей тут не просто так =)



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх