.


Автор романа о Понтии Пилате является двойником Булгакова не только потому, что в его образе отражены психологические черты и жизненные впечатления писателя. Булгаков сознательно выстраивает параллели меду своей жизнью и жизнью Мастера. Образ героя носит притчевый характер, выражая представление Булгакова о чрезвычайно важном призвании художника и являя собой обобщенный тип художника. Чрезвычайно привлекательна идея романа «Мастер и Маргарита» о высшем назначении искусства, призванного утвердить добро и противостоять злу. «Сам облик Мастера - человека с чистой душой, с чистыми помыслами, охваченного творческим горением, поклонника красоты и нуждающегося во взаимном понимании, родственной душе, - сам облик такого художника нам безусловно дорог». В самом имени героя заключен не только прямой смысл слова «мастер» (специалист, достигший в какой-либо области высокого умения, искусства, мастерства). Оно противопоставлено слову «писатель». На вопрос Ивана Бездомного: «Вы - писатель?» Ночной гость ответил: «Я - мастер, - он сделался суров» (112). В 30-е годы писателя занимал важнейший вопрос: достоин ли человек быть ответственным перед вечностью? Иначе говоря, каков его заряд духовности. Личность, осознавшая себя, в представлении Булгакова, подотчетна только вечности. Вечность - среда существования этой личности. Берлиоз и многие другие «чьими руками по незнанию или безразличию творится зло на земле заслуживает безвестности».1 Обращение к философии И. Канта позволило Булгакову более непосредственно обратиться к поискам природы нравственности и тайны творчества - понятиям, тесно связанным между собой, поскольку искусство в своей основе глубоко нравственно. Мастер обладает всеми высокими нравственными качествами, испытывая лишь недостаток как и сам М. Булгаков, практическом начале. Он «податливо проникается крайним отчаянием, а также свободно возносится в самые выси. Его свободная личность равно воспринимает и зло, и добро, оставаясь при этом собой».2 Слабое противостояние злому началу для творческой натуры представляется автору романа закономерным. Герои - носители высокой нравственной идеи в произведениях писателя неизменно оказываются побежденными в столкновении с обстоятельствами, которые породило зло. Роман Мастера не принадлежащего к могущественной иерархии литературного и окололитературного мира, не может увидеть света. В этом обществе Мастеру нет места, несмотря на всю его гениальность. «Своим романом М. Булгаков... утверждает приоритет простых человеческих чувств над любой социальной иерархией.»1 Но в мире, где роль человека определяется исключительно его общественным положением, все-таки существуют добро, правда, любовь, творчество, хотя им иногда и приходится искать защиту у « «. Булгаков твердо верил, что только опираясь на живое воплощение этих гуманистических понятий, человечество может создать общество истинной справедливости, где монополией на истину не будет обладать никто. Роман Мастера, как и роман самого Булгакова резко отличается от других произведений того времени. Он - плод свободного труда, свободной мысли, творческого полета, без насилия автора над собой: «...Пилат летел к концу, к концу, и я уже знал, что последними словами романа будут: «...Пятый прокуратор Иудеи, возник Понтий Пилат,» - говорит Мастер (114). История романа о Понтии Пилате предстает как живой поток времени движущийся из прошлого в будущее. А современность - как звено, соединяющее прошлое с будущим. Из романа Булгакова явствует, что свобода творчества нужна писателю как воздух. Без нее он жить и творить не может. Литературная судьба Мастера во многом повторяет литературную судьбу самого Булгакова. Нападки критики на роман о Понтии Пилате почти дословно повторяют обвинения янковцев против «Белой гвардии» и «Дней Турбиных». В «Мастере и Маргарите» нашла точное отражение обстановка в стране 30-х годов. Через чувство страха, охватившего Мастера, в романе писателя передается атмосфера тоталитарной политики, в условиях которой писать правду о самовластии Понтия Пилата, о трагедии проповедника правды и справедливости Иешуа было опасно. Отказ печать роман сопровождался в редакции зловещим намеком:»...Кто это... надоумил сочинить роман на такую странную тему!?» Ночная исповедь Мастера перед Иваном Бездомным в книжечке Стравинского поражает своим трагизмом. Булгакова травили критики, присяжные ораторы, и он, естественно, болезненно реагировал на эти гонения. Не имея возможности противостоять своим хулителям публично, «писатель искал сатисфакции через посредства искусства, взяв себе в секунданты муз (в том числе и покровительницу истории Клио). Таким образом, сценическая площадка «Мастера» стала дуэльным ристалищем.»1 В плане автобиографических ассоциаций следует указать на то, что исходной причиной кампании против Булгакова явился его роман «Белая гвардия» и пьеса «Дни Турбиных», и в первую очередь главный герой этих произведений белый офицер Алексей Турбин. Таким образом, выявляется сходство жизненных обстоятельств М. Булгакова и мастера, но и параллелизм героев романа Булгакова и романа Мастер и их литературной судьбы. Обстановка травли в которой оказался писатель во второй половине ХХ-х годов весьма напоминает обстоятельства, о которых рассказывает. Это и полное отрешение от литературной жизни, и отсутствие средств к существованию, «постоянное ожидание «худшего». Статьи-доносы, градом сыпавшиеся в печать имели не только литературный, но и политический характер. «Настали совершенно безрадостные дни. Роман был написан6 больше делать было нечего...» (119), - рассказывает Мастер Ивану Бездомному. «Что-то наредкость фальшивое и неуверенное чувствовалось буквально в каждой строчке этих статей, несмотря на их грозный и уверенный тон. Мне все казалось, ...что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим» (119-120). Кульминацией этой кампании стали известные письма Булгакова к советскому правительству (собственно, к Сталину). «По мере того, как я выпускал в свет свои произведения, критика СССР обращала на меня все большее внимание, причем ни одно из моих произведений... не только никогда и нигде не получила ни одного одобрительного отзыва, но напротив, чем большую известность приобретало мое имя в СССР и за границей тем яростнее становились отзывы прессы, принявшие, наконец, характер неистовой брани»1 (письмо 1929 г.). В другом письме (март 1930 г.) М. Булгаков пишет: «...Я обнаружил в прессе СССР за 10 лет моей работы (литературной) 301 отзыв обо мне. Из них похвальных - было 3, враждебно-ругательных - 298». Примечательны заключительные слова этого письма: «...У меня, драматурга, ... известного и в СССР, и за границей, - налицо в данный момент - нищета, улица и гибель». Почти дословное повторение в оценке своего положения Булгаковым и Мастером ясно свидетельствует о том, что писатель сознательно ассоциировал судьбу Мастера со своей собственной. В этой связи письмо к Сталину становится не только биографическим6 но и литературным фактом - заготовкой к роману, поскольку образ Мастера появился в более поздних редакциях романа. У Булгакова и Мастера одна общая трагедия - трагедия непризнания. В романе четко звучит мотив ответственности и вины творческой личности, которая идет на компромисс с обществом и властью, уходит от проблемы морального выбора, искусственно изолирует себя, чтобы получить возможность реализовать свой творческий потенциал. Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусливом малодушии при защите своего человеческого достоинства под напором диктатуры и бюрократии. Но в отличие от Булгакова Мастер не борется за свое признание, он остается самим собой - воплощением «безмерной силы и безмерной, беззащитной слабости творчества.» У Мастера, как и Булгакова наступает заболевание: «А затем наступила... стадия - страха. Нет, не страха этих статей..., а страха перед другими, совершенно не относящимися к ним или к роману вещами. Так, например, я стал бояться темноты. Словом, наступила стадия психического заболевания» (120). К несомненным автобиографическим ассоциациям относятся и листы сожженного романа. Как известно, Булгаков сжег черновые рукописи первых редакций романа, отданных ему через три года после изъятия при обыске. Доведенный до отчаяния Мастер «вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь». «Ломая ногти, он раздирал тетради, стоймя вкладывал их между поленьями и кочергой, трепал листы. ...И роман, упорно сопротивляясь, все же погибал». Нельзя не отметить, сожжение романа как мотив, «отсылающий к «Мертвым душам» и более того - ...не только к творчеству, но и судьбе Гоголя.» Большая любовь, озарившая жизнь М. Булгакова, также нашла отражение в романе. Наверное будет неправильным отождествлять образы Мастера и Маргариты с именами создателя романа и Елены Сергеевны. Они собирательны. Но многие автобиографические черты писателя и его жены присутствуют в произведении. Прежде всего хотелось бы отметить уход Маргариты (как и Елены Сергеевны) от обеспеченного, благополучного мужа. (Подробнее об этом см. ниже). Булгаков считает литературу верной судьбе Гоголя.» Большая любовь, озарившая жизнь М. Булгакова, также нашла отражение в романе. Наверное будет неправильным отождествлять образы Мастера и Маргариты с именами создателя романа и Елены Сергеевны. Они собирательны. Но многие автобиографические черты писателя и его жены присутствуют в произведении. Прежде всего хотелось бы отметить уход Маргариты (как и Елены Сергеевны) от обеспеченного, благополучного мужа. (Подробнее об этом см. ниже). Булгаков считает литературу верной спутницей Мастера, она не просто разделяет его трудную судьбу, но и дополняет собой его романтический образ. Любовь является к Мастеру как неожиданный дар судьбы, спасение от холодного одиночества. «По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в ее глазах!» (114) - рассказывает Мастер. И далее: «Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину!» (114). «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!» (115). Явившаяся как внезапное озарение, мгновенно вспыхнувшая любовь героев оказывается долговечной. «В ней мало помалу открывается вся полнота чувства: тут и нежная влюбленность, и жаркая страсть, и необыкновенно высокая духовная связь двух люлей.» Мастер и Маргарита присутствуют в романе в неразрывном единстве. Когда Мастер рассказывает Ивану историю своей жизни, все его повествование пронизано воспоминаниями о любимой. В русской и мировой литературе традиционен мотив покоя как одной из высших ценностей человеческого существования. Достаточно вспомнить, например, Пушкинскую формулу «покой и воля». Поэту они необходимы для освобождения гармонии. Имеется в виду не внешний покой, а творческий. Такой творческий покой и должен обрести Мастер в последнем приюте. В решении романа много нюансов, оттенков, ассоциаций, но «все они как в ракурсе сходятся в одном: это решение естественно, гармонично, единственно и неизбежно. Мастер получит именно то, что неоднократно жаждал.» И Воланд не смущает его разговором о неполноте награды. Булгаковская Маргарита обретает бытие после смерти за свою любовь, а Мастер - за подвиг свободной творческой воли, воссоздание бытия. Мастер легко переступает свой порог и выходит к общечеловеческому. Правда, делает он это ценой отказа от своего творчества, за что удостоен «покоя». Причем Мастер и в этом случае соблюдает принцип абсолютной первичности нравственной позиции. В сцене Воланда с Левием Матвеем впервые говорится: «Он не заслужил света, он заслужил покой.» (290). Награда, данная герою, не ниже, но в чем-то даже выше, чем традиционный свет. Ибо покой, дарованный мастеру, - это покой творческий. Булгаков поднял подвиг творчества так высоко, что «Мастер на равных разговаривает с Князем тьмы», так высоко, что вообще «возникает речь о вечной награде (... для Берлиоза, Латунского и прочих вечности нет и ни ада, ни рая не будет).» Но «Булгаков... ставит подвиг творчества - свой подвиг - не так высоко, как смерть на кресте Иешуа Га-Ноцри.» И если провести связь с другими произведениями писателя - не так высоко, как подвиг «в поле брани убиенных» в романе «белая гвардия». Наслаждаться «голым светом» способен лишь преданный Иешуа ограниченный и догматичный Левий Матвей («но жесткое, «черно-белое» мышление подчеркивается цветовой гаммой в сцене казни, когда он то пропадал в полной мгле, то вдруг освещался зыбким светом») , не обладающий творческим гением. Это сознает Иешуа и потому просит Воланда, «духа отрицание», наградить Мастера творческим покоем: «Он прочитал сочинение Мастера, - заговорил Левий Матвей, - и просит тебя, чтобы ты взял с собою Мастера и наградил его покоем» (290). Именно Воланд с его скепсисом и сомнением, видящий мир во всех его противоречиях, лучше всего может справиться с такой задачей. Нравственный идеал, заложенный в романе Мастера, не подвержен тлению, и находится вне власти потусторонних сил. Булгаковский Иешуа, пославший на землю Левия Матвея, не абсолютный бог. Он сам просит за Пилата, Мастера и Маргариту у того, кто так давно послал его самого на землю: «Он просит, чтобы ту, которая любила и страдала из-за него, вы взяли бы тоже, - в первый раз моляще обратился Левий к Воланду.» (291). Покой для Мастера и Маргариты - очищение. А очистившись, они могут прийти в мир вечного света, в царство Божие, в бессмертие. Покой просто необходим таким настрадавшимся, неприкаянным и уставшим от жизни людям, какими были Мастер и Маргарита: « ... О, трижды романтический мастер, неужели вы не хотите днем гулять со своей подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели же вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером? Туда, туда. Там ждет уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет. По этой дороге, мастер, по этой,» - говорит Воланд герою (308).

Роман «Мастер и Маргарита» — главное произведе-ние М. Булгакова. Вряд ли найдется человек, даже хоро-шо знающий творчество писателя, который бы стал ут-верждать, что нашел ключи ко всем таящимся в романе загадкам. А. Ахматова одна из первых высоко оценила роман «Мастер и Маргарита» и о Булгакове сказала: «Он гений». Нельзя не согласиться с такой характеристикой писателя.

М. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» подни-мает вопросы о человеке и времени, о равновесии света и тьмы, о взаимопереходе добра и зла. Среди всего — тема человеческих пороков.

Словами героя романа Га-Ноцри утверждается мысль о том, что одним из основных человеческих пороков явля-ется трусость. Эта мысль прослеживается на протяжении всего романа. Всевидящий Воланд, приоткрывая нам «за-навес» времени, показывает, что ход истории не меняет человеческую природу: иуды, алоизии (предатели, донос-чики) существуют во все времена. А ведь в основе цреда-тельства тоже, скорее всего, лежит трусость — порок, ко-торый существовал всегда, порок, который лежит в основе многих тяжких грехов. Разве предатели не трусы? Разве льстецы не трусы? А если человек врет, он ведь тоже чего-то боится. Еще в восемнадцатом веке французский философ К. Гельвеций утверждал, что «после храбрости нет ничего более прекрасного, чем признание в трусости».

В своем романе Булгаков утверждает, что человек в ответе за совершенствование мира, в котором он живет. Позиция неучастия не приемлется. Можно ли назвать Мастера героем? Скорее всего, нет. Мастеру не удалось остаться бойцом до конца. Мастер не герой, он лишь слу-житель истины. Не может быть Мастер героем, так как он струсил — отказался от своей книги. Он сломлен обру-шившимися на него невзгодами, но сломал он себя и сам. Тогда, когда сбежал от действительности в клинику Стра-винского, когда уверил себя, что «не нужно задаваться большими планами». Он обрек себя на бездействие духа. Он не творец, он лишь Мастер, поэтому ему и дарован только «покой».

Иешуа — странствующий молодой философ, который пришел в Ершалаим проповедовать свое учение. Иешуа физически слабый человек, но вместе с тем он — личность, он человек мысли. Он выше Мастера. И учение Иешуа, и произведение Мастера — это своеобразные нравственные и художественные центры. Мастера в отличие от Иешуа перенесенные тяжелые испытания все-таки сломили, за-ставили отказаться от творчества. Он струсил, сжег руко-писи и нашел убежище в клинике для душевнобольных. Возможность для творческой жизни Мастер обретает лишь в потустороннем мире. Иешуа же слаб физически, но силен духовно. Он ни при каких обстоятельствах не от-казывается от своих взглядов. Иешуа верит, что человека можно изменить к лучшему добром. Быть добрым весьма трудно, поэтому добро легко подменить всяческими сур-рогатами, что нередко и происходит. Но если человек не струсит, не откажется от своих взглядов, то такое добро всесильно. Сумел же «бродяга», «слабый человек» пере-вернуть жизнь Понтия Пилата, «всемогущего правителя».

Понтий Пилат — представитель власти император-ского Рима в Иудее. Богатый жизненный опыт этого че-ловека помогает ему понять Га-Ноцри. Понтий Пилат не хочет губить жизнь Иешуа, пытается склонить его к компромиссу, а когда это не удается, хочет уговорить первосвященника Кайфу помиловать Га-Ноцри по слу-чаю наступления праздника Пасхи. У Понтия Пилата проявляется к Иешуа и жалость, и сострадание, и страх. Именно страх определяет в конечном счете выбор Понтия Пилата. Этот страх рожден зависимостью от государства, необходимостью следовать его интересам. Понтий Пилат для М.Булгакова не просто трус, отступник, но он еще и жертва. Отступившись от Иешуа, он губит и себя, и свою душу. Даже после физической смерти он обречен на душевные страдания, от которых избавить его может только Иешуа.

Маргарита — слабая женщина. Но она выше Мастера. Ведь во имя своей любви и веры в талант своего возлюб-ленного она преодолевает страх и собственную слабость, побеждает даже обстоятельства. Да, Маргарита не яв-ляется идеальным человеком: став ведьмой, она громит дом литераторов, участвует в бале сатаны с величайшими грешниками всех времен и народов. Но она не струсила. Маргарита до конца борется за свою любовь. Не зря же Булгаков в основу человеческих отношений призывает положить именно любовь и милосердие.

Вромане «Мастер и Маргарита», по словам А. 3. Вулиса, присутствует философия возмездия: что заслужил, то и по-лучил. Самый большой порок — трусость — обязательно повлечет за собой возмездие: муки души и совести. Еще в «Белой гвардии» М. Булгаков предостерегал: «Никогда не убегайте крысьей побежкой в неизвестность от опас-ности».

Дидактические материалы к уроку по творчеству М.А.Булгакова,
включающие тестовые задания с ответами

Подготовила учитель русского языка и литературы
МБОУ «Первомайская сош»
Первомайского района Тамбовской области
Халяпина Л.Н.
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»
Создание
Писатель работал над романом с 1928 по 1940 г. (последние вставки он продиктовал жене за три недели до смерти). Существует восемь редакций романа. В первой редакции это был «роман о дьяволе» - сатирическая фантасмагория, разрезанная вставкой-новеллой о Христе и Пилате. В 1930 г. Булгаков сжёг рукопись незаконченного романа. Однако в 1931 г. он начал писать новый роман, в котором уже появились образы Мастера и Маргариты.
Название
Булгаков довольно долго искал название романа: «Инженер с копы¬том», «Чёрный маг», «Сатана», «Чёрный богослов», «Князь тьмы», «Ко¬пыто инженера», «Консультант с копытом». В 1937 г. появился оконча¬тельный вариант - «Мастер и Маргарита».
Эпиграф взят из «Фауста» Гёте: «...Так кто же ты, наконец? Я - часть той силы, что вечно хочет зла, и вечно совершает благо...». Эпиграф и название многое проясняют в позиции автора. Мастером, Великим Ар¬хитектором природы в масонской литературе называют верховное боже¬ство, и божество это есть дьявол.
Публикация
В 1940-е гг. роман, по понятным причинам, не мог быть напечатан. Впер¬вые он был опубликован в 1966-1967 гг. в журнале «Москва» с много¬численными цензурными купюрами. В ответ появился полный машино¬писный «самиздатовский» текст романа. И лишь в 1973 г. роман был напечатан в СССР без купюр. До сих пор продолжается текстологиче¬ская работа над произведением, поскольку не существует окончательно¬го авторского текста.
Жанр
Жанр был определён автором как «фантастический роман». Но это не совсем точно, так как роман объединяет две важнейшие и сложные темы: он клеймит трусость и предательство и подробно рассказывает о судьбе его двух главных героев - Понтия Пилата и Мастера. Произведение многожанровое и многопла¬новое: его можно назвать и бытовым романом (воспроизведён московский быт 1930-х гг.), и фантастическим, и философским, и автобиографическим, и любовным, и сатирическим.
Композиция
Роман в романе: один о судьбе Мастера и Маргариты, другой - о римском прокураторе Иудеи Понтии Пилате. Читая произведение, мы находимся сразу в двух измерениях: 30-е годы XX в. и 30-е голы I в. н. э. События происходят в одном и том же месяце за несколько дней перед Пасхой, но с промежутком в 19 веков. Мы видим глубокую связь между московскими и ершалаимскими главами. В конце романа Москва соединяется с Ершалаимом, обе сюжетные линии сливаются в одну.
Сюжетные линии
В романе можно выделить несколько сюжетных линий:
- философская - Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат;
- любовная - Мастер и Маргарита;
- мистическая и сатирическая - Воланд, его свита и москвичи.
Особенности
Этот роман Булгакова резюмирует его представления о смысле жизни челове¬ка, о смерти и бессмертии, о борьбе добра и зла, правды и лжи в обществе и в нравственном мире человека.
Роман многослойный и допускает различные толкования.
Роман адресован читателю образованному, посвящённому в тайны искусства, символику красок, предметов, знакомому с религиозными верованиями, ис¬торией.
ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ РОМАНА – ПОСТИЖЕНИЕ ИСТИНЫ
Иешуа Га-Ноцри
В философском плане «Мастер и Маргарита» - это роман об истине и высоком долге служения ей. А истина в жизни только одна - все люди добры.
Каждый человек несёт в себе добро и любовь к другим людям. Во имя этой истины Иешуа пошёл на смерть. Он до конца исполнил своё высшее предназначенье - нести людям свет истины.
Мастер
Эта истина открылась и безымянному сотруднику московского музея, который почувствовал потребность писать и стал «мастером». Но Мастер, прикоснувшийся к истине, оказался слабым человеком. Под давлением жизни он проявил малодушие, трусость - отказался бороться за истину и нести её свет людям (прячется в сумасшедший дом), не выполнив до конца своей миссии.
Струсив (испуганный вид больного из 118-й палаты подчёркивается не раз), отказавшись от своего предназначения, он совершил предательство по отношению к самому себе.
Маргарита
Образ Маргариты - жизнеутверждающий символ женского начала, который лежит в основе мира. Свет истины открылся не ей, но именно она призывала Мастера бороться за истину и сама боролась за Мастера. Её образ соотнесён с образом Левия Матвея: тот тоже хочет донести до людей слова Спасителя и тоже пытается спасти его от мучительной казни.
Маргарита и сама несёт в себе Божественную истину. Это истина - любовь. Маргарита борется за свою любовь всеми силами и способами. Она «заслужила свет», но совершает самопожертвование - отказывается от него, желая разделить с Мастером его судьбу - дарованный ему покой.
ТЕМЫ И ОБРАЗЫ В РОМАНЕ
Мастер. Тема творчества
Литературоведы считают образ Мастера автобиографичным. Их объеди¬няет и чисто внешнее сходство (от сухощавой фигуры до шапочки-ермолки), и общее для обоих чувство отчаяния от работы «в стол». В то же время образ этот - широкое обобщение, так как судьба Мастера - участь многих художников России, вынужденных замолчать в эпоху тоталитаризма.
Измученный обрушившимися на него несчастьями, Булгаков писал жене, что ему ничего не нужно, кроме абсолютного покоя. Такой по¬кой дарует Мастеру Воланд по просьбе Иешуа. Мастер обрёл уют, вер¬ную спутницу, погрузился в мир природы и музыки, чтобы постичь мудрость жизни. И может быть, покой и есть первый шаг к обретению света, к Вечному Царству, о котором писал Булгаков. Выбирая судьбу себе, Мастер не смог одержать победу. Сделав его победителем, Булга¬ков нарушил бы законы художественной правды. Но в финале нет пессимизма: на земле у Мастера остался ученик (прозревший Иван Понырёв, бывший поэт Иван Бездомный) и роман, которому суждена долгая жизнь.
Маргарита. Тема любви
По мнению писателя, всё счастье, дарованное в жизни человеку, исхо¬дит от любви.
Любовь возвышает человека, помогает постичь духовное. Маргарита пол¬ностью отдаётся любви и ради спасения Мастера продаёт свою душу дьяволу, беря на себя огромный грех. И тем не менее автор делает её самой положительной героиней романа. Булгаковская Маргарита в зер¬кально перевёрнутом виде варьирует историю Фауста. Фауст продал душу дьяволу ради страсти к познанию и предал любовь своей Маргариты. У Булгакова Маргарита становится ведьмой ради любви к Мастеру. Она разделяет судьбу того, кого любит.
Иешуа Га-Ноцри
В романе Иешуа - прообраз Христа, но он не Богочеловек, а Тот, Кто знает, что есть истина, и несёт её людям. Иешуа - обычный смертный человек, проницательный и наивный, мудрый и простодушный. Он воплощение чистой идеи. Ни страх, ни наказания не могут заставить его изменить идее добра и милосердия. Он утверждает, что человек может построить такое общество, где не будет «власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти». Иешуа верит в доброе начало в каждом человеке. И в то, что «царство истины» обязательно наступит. Он побеждает в споре с Понтием Пилатом, потому что не отказыва-ется от своих убеждений, идёт на смерть, оставаясь по-настоящему свободным.
Понтий Пилат. Тема власти
Прокуратор Иудеи является олицетворением власти. Пилат жесток, его называ¬ют «свирепым чудовищем», и он гордится своим прозвищем, ведь миром пра¬вит власть и сила. Пилат прожил полную борьбы и смертельной опасности жизнь, в которой побеждает лишь сильный, не знающий жалости. Он знает, что победитель всегда одинок, у него не может быть друзей - только враги и завистники. Власть и величие не сделали Пилата счастливым. Единственное су¬щество, к которому он привязан - собака.
Автор считает трусость самым большим человеческим пороком (трусость толка¬ет ко лжи, убивает Бога в душе). Это показано через образ Понтия Пилата. Перед ним предстал Иешуа Га-Ноцри, обвиняемый в подстрекательстве к раз¬рушению ершалаимского храма. Прокуратор сразу убедился в невиновности арестанта, был тронут его искренностью, понял, что Иешуа обладает загадоч¬ной силой (умеет врачевать) и даже задумал его спасти (объявить сумасшед¬шим и выслать на остров в Средиземном море, в свою резиденцию). Но один из учеников Иешуа, Иуда из Кириафа, за 30 сребреников предал Иешуа, разуве¬рившись в его учении, - представил показания, по которым его следовало казнить немедленно. Иешуа утверждал, что «всякая власть есть насилие над людьми» и что настанет время, когда человек перейдёт в царство истины и справедливости, где вообще «не будет надобна никакая власть». Чтобы опровер¬гнуть это, Пилат неискренне произносит хвалебные слова в честь презираемого им императора Тиберия. Пилат подтверждает, что Га-Ноцри прав в своей оцен¬ке власти: он совершает насилие, не имеющее никакого оправдания, обрекая невиновного на смерть. Отправив на смерть Иешуа, Пилат губит и свою душу. Вынося приговор невиновному, Пилат воскликнул: «Погибли!» Он струсил, побоявшись быть обвинённым в государственной измене, и за это был наказан ужасающим бессмертием - «двенадцать тысяч лун» будет мучить его совесть. Автор размышляет об ответственности человека за всё добро и зло, происходящее на земле.
Воланд
Сама идея поместить в Москву 1930-х гг. князя тьмы и его свиту, олицетворя¬ющих собой силы, которые во имя справедливости совершают добрые дела, - глубоко новаторская. Воланд появляется в Москве, чтобы «испытать» героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим свою любовь, покарать предателей, взяточников, подхалимов, пройдох. Но если его свита совершает различные «пакости» (достаётся по заслугам и самоуверенному Бер¬лиозу, и доносчику Варенухе, и пьянице Лиходееву), то сам мессир неизменно сохраняет спокойствие и величавость. Он наблюдает булгаковскую Москву как исследователь, ставящий научный опыт. Сатана в романе нетрадиционен: он не воплощает собой зло, не предаёт людей, не толкает их на дурные поступки. Воланд - связующее звено между добром и злом, светом и тьмой. Но он не бесстрастен, а склонен к добру. Сфера его - свет тьмы, лунный свет. Искоре¬няя людские пороки, свита Воланда в то же время возвращала к жизни поря¬дочность и честность и наказывала зло, Воланд пронёсся над Москвой грозой, карая неправду.
Сквозная тема романа - тьма
Тьма - это отсутствие Бога в человеческой душе. Тьма накрывает Ершалаим во время казни Иешуа. Тьма сгустилась над Москвой, когда в свой последний путь отправились Мастер и Маргарита, единственные среди «московского на¬родонаселения», в ком Воланд обнаружил частицу Бога. События в Москве разворачиваются в те дни, когда по православному календарю земля лишилась Бога: Христос был распят, но ещё не воскрес. Воланд, прибыв в Москву, узнаёт, что люди отказались от веры в Бога, изгнали его из своей души. А это значит, что они потеряли нравственные ориентиры. В таком мире всё дозволе¬но, добро и любовь исчезли, а правда запрятана в сумасшедший лом. Ни Бог, ни дьявол не вмешиваются в дела людей -люди сами выбирают свою судьбу. И каждому по окончании жизни воздаётся по вере его.
Образы-двойники
Булгаков продолжает традицию Достоевского, который в своём творчестве раз-рабатывал сложные взаимодействия реального и ирреального. В романе можно отметить целую систему соответствий и отражений образов, которые могли бы представить разные варианты судьбы: Мастер и Иешуа, Алоизий и Иуда. Бер¬лиоз и Майгель, Иван Бездомный и Левий Матвей, Наташа и Гелла.
Повесть «Собачье сердце»
История создания
Написана в 1925 г. и запрещена цензурой как «недопустимая вещь». Было вы-сказано мнение: «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя». У Булгакова был произведён обыск и конфискована рукопись. Впервые повесть была опубликована лишь в 1987 г.
Фантастическая фабула
Профессор Филипп Филиппович Преображенский и его ассистент доктор Иван Арнольдович Борменталь, практикующие омоложение организма методом пе¬ресадки половых желез, проводят научный эксперимент. Они пересаживают бездомной дворняге Шарику нижний придаток головного мозга (гипофиз) убитого в пьяной драке алкоголика и рецидивиста Клима Чугункина. Происхо¬дит очеловечивание собаки. Попытка развить это лабораторное существо в лич¬ность оказывается более чем неудачной. Шариков ведёт себя по-хамски: пьян¬ствует, крадёт деньги, пристаёт к женщинам. В довершение ко всему он пишет донос на Преображенского, обвиняя его в «контрреволюции». Терпению про¬фессора приходит конец, и вместе с Борменталем он проводит обратную опе¬рацию: Шариков-Чугункин вновь стал собакой Шариком.
Реалии 1920-х годов, отразившиеся в повести
Научно-популярная литература того времени была полна статьями об омоложе¬нии человеческого организма и скорой победе врачей над старостью и смертью.
Подлинна московская топография: в «калабуховском доме» жил дядя Булгакова, профессор Н. М. Покровский (скорее всего, он был прототипом Преобра¬женского) - яркий представитель старомодной русской интеллигенции. Булга¬ков описывает характерные приметы времени: «фильдеперсовые чулочки», норма
жилплощади (16 аршин), соседство «граждан, товарищей» и «господ», шикарных ресторанов и «столовой нормального питания служащих Центрального Совета Народного Хозяйства», где варяг щи из протухшей солонины.
Социальный смысл
Профессорский эксперимент сравнивается с экспериментом большевиков, ко-торые хотели искусственно и в кратчайший срок воспитать «нового человека». Это «воспитание» закончилось усвоением швондерами и шариковыми револю¬ционной фразеологии, принципа «всё отнять и поделить». Большевики обеща¬ли: «Кто был ничем, тот станет всем», но опыт Преображенского показал, что Клим Чугункин, даже будучи возрождённым в теле Шарика, так и остался алкоголиком с двумя судимостями. И профессорский, и большевистский экс¬перимент - насилие над природой, потому оба обречены на неудачу. Но Преоб¬раженский осознал бессмысленность своего эксперимента и прекратил его, а большевики нет.

Задания по роману «Мастер и Маргарита»
Часть А
1. «Роман о Пилате» состоит из четырех глав: «Понтий Пи¬лат», «Казнь», «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа», «Погребение». Последняя глава преподносится в ро¬мане:
а) как рассказ Воланда;
б) как рассказ Мастера;
в) как сон Ивана Бездомного;
г) как чтение отрывка романа Маргаритой.
2. Что не повторяется в московских и ершалаимских главах?
а) Отношения учитель-ученик;
б) Тема страха, трусости;
в) Казнь;
г) Гроза.
3. Мир Мастера характеризуется рядом предметных дета¬лей. Уберите «лишнее».
а) Цветы; в) Шапочка;
б) Книги; г) Ванна.
4. Первым на страницах романа Булгакова «Мастер и Мар¬гарита» появляется:
а) Берлиоз;
б) Воланд;
в) Коровьев;
г) Мастер.
5. Наказывают Воланд и его свита многих, но убивают лишь одного:
а) Лиходеева;
б) Бенгальского;
в) Майгеля;
г) Могарыча.
6. Многие фразы романа стали афоризмами. Найдите «сло¬ва» Иешуа:
а) «Рукописи не горят»;
б) «Никогда и ничего не просите»;
в) «Нет большего порока, чем трусость»;
г) «Он не заслужил света, он заслужил покой».
ЧастьВ
1. Роману «Мастер и Маргарита» предшествует эпиграф:
...Так кто ж ты, наконец?
- Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.
Назовите произведение, строки из которого цитирует М.А. Булгаков?
2. «Роман о Пилате» состоит из 4 глав, введенных в основ¬ной роман разными способами. Кто является рассказчиком первой главы романа - «Понтий Пилат»?
3. Узнайте героя по портрету:
«И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок... Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физио¬номия, прошу заметить, глумливая».
4. В какой главе «Мастера и Маргариты» появляется главный герой произведения, автор «Романа о Пилате»?
5. «Ну что же, ...люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних...»
Что «испортило» москвичей, с точки зрения Воланда?
6. Назовите фамилию критика, квартиру которого разгромила Маргарита.
7. Кому из героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Марга¬рита» принадлежит фраза: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!»?
8. Какой из человеческих пороков Иешуа назвал одним из самых главных?
9. Многие москвичи пострадали во время кратковременного пребывания Воланда и его свиты в Москве, но убит был один.
«Разнеслись слухи о чрезвычайной вашей любознательности. Гово¬рят, что она, в сочетании с вашей не менее развитой разговорчивостью, стала привлекать всеобщее внимание. Более того, злые языки уже уро¬нили слово - наушник и шпион».
Кому вынесли столь суровый приговор?
10. Мастер «не заслужил света». Чем Иешуа просит Воланда наградить Мастера?
Ответы
Часть А
Часть В
1. Г 1.»Фауст»
2. В 2.Воланд
3. Г 3.Коровьев-Фагот
4. А 4. 13
5. В 5.квартирный вопрос
6. В 6.Латунский
7.Воланд
8.трусость
9.барону Майгелю
10.покоем

Часть С1
1. Как раскрывается тема творчества в романе М.А. Булга¬кова «Мастер и Маргарита»?
2. Как герои произведений М.А. Булгакова решают пробле¬му нравственного выбора?
3. Какова, судьба настоящего художника в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
4. На что направлена сатира М.А. Булгакова в романе «Мас¬тер и Маргарита»?
5. Какова роль Пилата в романе? (По роману М.А. Булга¬кова «Мастер и Маргарита»).
6. Согласны ли вы с утверждением К. Паустовского: «Бул¬гаков... испытывал всю жизнь острую и уничтожающую не¬нависть ко всему, что носило в себе хотя бы малейшие черты обывательщины, дикости и фальши»?
7. Есть ли у Мастера ученики в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
8. Кто в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» до¬казывает утверждение: «трусость - самый страшный порок»?
9. Кто из героев романа «Мастер и Маргарита» становится жертвой свиты Воланда и почему?
10. В чем заключается смысл финала романа М.А. Булгакова и Маргарита»?
11. Каким предстает перед нами город в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
12. Как выражена авторская позиция в романе М.А. Булгакова?
13. Согласны ли вы с утверждением: «М.А. Булгаков - мастер психологического анализа»?
Часть С 2
1. Прочитайте фрагмент из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Объясните общий смысл предложенного текста, определите роль художественных средств изображения, объясните суть характеров, мотивы поведения, отношения или чувства персонажей, охарактеризуйте роль этого эпизода в произведении.
Речь эта, как впоследствии узнали, шла об Иисусе Христе. Дело в «том, что редактор заказал поэту для очередной книжки журнала боль¬шую антирелигиозную поэму. Эту поэму Иван Николаевич сочинил, и в очень короткий срок, но, к сожалению, ею редактора нисколько не удовлетворил. Очертил Бездомный главное действующее лицо своей поэмы, то есть Иисуса, очень черными красками, и тем не менее всю поэму приходилось, по мнению редактора, писать заново. И вот теперь редактор читал поэту нечто вроде лекции об Иисусе, с тем чтобы подчеркнуть основную ошибку поэта. Трудно сказать, что именно подвело Ивана Николаевича - изобразительная ли сила его таланта или полное незнакомство с вопросом, по которому он собирался писать, - но Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой, хотя и не привле¬кающий к себе персонаж. Берлиоз же хотел доказать поэту, что главное не в том, каков был Иисус, плох ли, хорош ли, а в том, что Иисуса-то этого как личности, вовсе не существовало на свете и что все рассказы о нем - простые выдумки, самый обыкновенный миф.
Надо заметить, что редактор был человеком начитанным и очень умело указывал в своей речи на древних историков, например, на знаме¬нитого Филона Александрийского, на блестяще образованного Иосифа Флавия, никогда ни словом не упоминавших о существовании Иисуса. Обнаруживая солидную эрудицию, Михаил Александрович сообщил поэту, между прочим, и о том, что то место в 15-й книге, в главе 44-й знаменитых Тацитовых «Анналов», где говорится о казни Иисуса, - есть не что иное, как позднейшая поддельная вставка.
Поэт, для которого все, сообщаемое редактором, являлось новостью, внимательно слушал Михаила Александровича, уставив на него свои бойкие зеленые глаза, и лишь изредка икал, шепотом ругая абрикосовую воду.
- Нет ни одной восточной религии, - говорил Берлиоз, в которой, как правило непорочная дева не произвела бы на свет бога. И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых. Вот на это-то и нужно сделать главный упор...
Высокий тенор Берлиоза разносился в пустынной аллее, и по мере того, как Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя свернуть себе шею, лишь очень образованный человек, - поэт узнавал все больше и больше интересного и полезного и про египетского Озириса, благостного бога и сына Неба и Земли, и про финикийского бога Фаммуза, и про Мардука, и даже про менее извест¬ного грозного бога Вицлипуцли, которого весьма почитали некогда ац¬теки в Мексике.
И вот как раз в то время, когда Михаил Александрович рассказывал поэту о том, как ацтеки лепили из теста фигурку Вицлипуцли, в аллее показался первый человек.

Задания по типу ЕГЭ
«МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Вариант 1
Всадники остановили своих коней.
- Ваш роман прочитали, - заговорил Воланд, поворачиваясь к мастеру, - и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен. Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. Она мучает не только его, но и его верного сторожа, собаку. Если верно, что трусость - самый тяж¬кий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. Единственно, чего боялся храбрый пес, это грозы. Ну что ж, тот, кто любит, должен раз¬делять участь того, кого он любит.
- Что он говорит? - спросила Маргарита, и совершенно спо¬койное ее лицо подернулось дымкой сострадания.
- Он говорит, - раздался голос Воланда, - одно и то же, он го¬ворит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность. Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видит одно и то же - лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому, что, как он утверждает, он чего-то недоговорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается, и к нему никто не приходит. Тогда, что же поделаешь, приходится разговаривать ему с самим собою. Впрочем, нужно же какое-нибудь разнообразие, и к своей речи о луне он нередко прибавляет, что более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслы¬ханную славу. Он утверждает, что охотно бы поменялся своею участью с оборванным бродягой Левием Матвеем.
- Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то, не слишком ли это много? - спросила Маргарита.
- Повторяется история с Фридой? - сказал Воланд, - но, Маргарита, здесь не тревожьте себя. Все будет правильно, на этом построен мир.
- Отпустите его, - вдруг пронзительно крикнула Маргарита так, как когда-то кричала, когда была ведьмой, и от этого крика сорвался камень в горах и полетел по уступам в бездну, оглашая горы грохотом. Но Маргарита не могла сказать, был ли это грохот падения ли грохот сатанинского смеха. Как бы то ни было, Воланд смеялся, поглядывая на Маргариту, и говорил:
- Не надо кричать в горах, он все равно привык к обвалам, и это его не встревожит. Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него уже попросил тот, с кем он так стремится разговаривать, - тут Воланд опять повернулся к мастеру и сказал: - Ну что же, теперь ваш роман вы можете кончить одною фразой!
Мастер как будто бы этого ждал уже, пока стоял неподвижно и смотрел на сидящего прокуратора. Он сложил руки рупором и крикнул так, что эхо запрыгало по безлюдным и безлесым горам:
- Свободен! Свободен! Он ждет тебя!
В1. Назовите имя героя, судьба которого является предметом об¬суждения в данном фрагменте.
В2. Роман мастера получает в данном фрагменте завершение («Свободен! Свободен! Он ждет тебя!»). Каким термином обознача¬ется завершающий этап развертывания действия?
В3. Каким термином обозначается глубинное противоречие, ста¬новящееся в литературном произведении основой действия (напри¬мер, противоположность мировоззренческих позиций героев - про¬куратора и Га-Ноцри)?
В4. Каким термином называется введенне в реальный мир заве¬домо неправдоподобных, вымышленных явлений и событий (полет всадников, составляющих свиту Воланда, участие сатаны в судьбе мастера и Маргариты, бессмертие смертного прокуратора)?
В5. Кому из героев романа принадлежит утверждение о том, что в числе человеческих пороков одним из самых главных является тру¬сость?
В6. Как в литературоведении называется преувеличение, исполь¬зованное, например, при характеристике смеха Воланда («грохот-смеха»)?
В7. Как называется придание неодушевленным предметам и явлени¬ям свойств живых существ (например, «эхо запрыгало... по горам»)?
С1. Почему прокуратор Иудеи ненавидит «свое бессмертие» и свою «неслыханную славу»?
С2. Герои каких произведений русской литературы испытывают глубокое раскаяние за совершенные ими поступки и в чем их сход¬ство с героем М. Булгакова?
С5. Почему главному герою романа мастера даруется свобода, а самому мастеру - лишь покой?
Вариант 2
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1 - В7; С1- С2.
Сквозь шум города все отчетливее слышались приближающиеся удары барабана и звуки немного фальшивящих труб.
Первым показался шагом следующий мимо решетки сада конный милиционер, а за ним три пеших. Затем медленно едущий грузовик с музыкантами. Далее - медленно двигающаяся похоронная новень¬кая открытая машина, на ней гроб весь в венках, а по углам площад¬ки - четыре стоящих человека: трое мужчин, одна женщина. Даже на расстоянии Маргарита разглядела, что лица стоящих в похоронной машине людей, сопровождающих покойника в последний путь, какие-то странно растерянные. В особенности это было заметно в отноше¬нии гражданки, стоявшей в левом заднем углу автодрог. Толстые щеки этой гражданки как будто изнутри распирало еще больше какою-то пикантной тайной, в заплывших глазах играли двусмысленные огонь¬ки. Казалось, что вот-вот еще немного, и гражданка, не вытерпев, подмигнет на покойника и скажет: «Видали вы что-либо подобное? Прямо мистика!» Столь же растерянные лица были и у пеших провожающих, которые, в количестве человек трехсот примерно, медленно шли за похоронной машиной.
Маргарита провожала глазами шествие, прислушиваясь к тому, как затихает вдали унылый турецкий барабан, выделывающий одно и то же «Бумс, бумс, бумс», и думала: «Какие странные похороны... И какая тоска от этого «бумса»! Ах, право, дьяволу бы заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет! Интересно знать, кого это хоро¬нят с такими удивительными лицами?»
- Берлиоза Михаила Александровича, - послышался рядом несколько носовой мужской голос, - председателя МАССОЛИТа.
Удивленная Маргарита Николаевна повернулась и увидела на своей скамейке гражданина, который, очевидно, бесшумно подсел в то время, когда Маргарита загляделась на процессию и, надо пола¬гать, в рассеянности вслух задала свой последний вопрос.
Процессия тем временем стала приостанавливаться, вероятно, задерживаемая впереди светофорами.
- Да, - продолжал неизвестный гражданин, - удивительное у них настроение. Везут покойника, а думают только о том, куда дева¬лась его голова!
- Какая голова? - спросила Маргарита, вглядываясь в не¬ожиданного соседа. Сосед этот оказался маленького роста, пламен¬но-рыжий, с клыком, в крахмальном белье, в полосатом добротном костюме, в лакированных туфлях и с котелком на голове. Галстук был яркий. Удивительно было то, что из кармашка, где обычно мужчины носят платочек или самопишущее перо, у этого гражданина торчала обглоданная куриная кость.
- Да, изволите ли видеть, - объяснил рыжий, - сегодня утром в Грибоедовском зале голову у покойника стащили из гроба.
- Как же это может быть? - невольно спросила Маргарита, в то же время вспомнив шепот в троллейбусе.
- Черт его знает как! - развязно ответил рыжий, - я, впро¬чем, полагаю, что об этом Бегемота не худо бы спросить. До ужаса ловко сперли. Такой скандалище! И, главное, непонятно, кому и на что она нужна, эта голова!
Ответы на задания В1-В7 дайте в виде слов или сочетания слов.
В1. Назовите имя персонажа, который оказался «неожиданным соседом» Маргариты на скамейке и сообщил о похоронах Берлиоза.
В2. Каким термином называется описание внешности персонажа («Сосед этот оказался маленького роста, пламенно-рыжий, с клы¬ком, в крахмальном белье, в полосатом добротном костюме, в лаки¬рованных туфлях и с котелком на голове. Галстук был яркий»)?
В3. Как называется предметная подробность, используемая для характеристики персонажа (например, куриная кость в кармане пид¬жака у собеседника Маргариты)?
В4. Какой вид комического, основанный на соединении фантас¬тики и реальности, страшного и смешного используется в отрывке (например, история с украденной головой Берлиоза)?
В5. Каким термином называется обмен репликами между двумя персонажами?
В6. «Черт его знает...», «до ужаса ловко сперли» - как называ¬ется этот тип лексики в речи героя?
В7. С точки зрения какого из персонажей представлены события в приведенном отрывке?
Ответы на задания С1-С2 дайте в виде связного текста в объеме 5-10 предложений.
С1. Какая роль отведена Берлиозу в истории мастера?
С2. В каких произведениях русской литературы герой представ¬лен в противостоянии власти и в чем сходство и различие этих героев с булгаковскими персонажами?
Дайте полный, развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необхо¬димые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по воз¬можности раскрывая собственное видение проблемы.
С5. Чем страшен и чем смешон МАССОЛИТ в изображении М. Булгакова?
Ответы
Вариант 1
В1 Понтий Пилат
В2 Развязка
В3 Конфликт
В4 Фантастика
В5 Иешуа
В6 Гипербола
В7 Олицетворение
Вариант 2
В1 Азазелло
В2 Портрет
В3 Деталь
В4 Гротеск
В5 Диалог
В6 Просторечие
В7 Маргарита

Используемая литература
1. Генералова Н.С. Литература. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию. – М.: Издательство «Экзамен», 2004
2. Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2010
3. Кучина Т.Г., Леденёв А.В. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2010

П ДБ, ФЩ ОЕ РПИПЦ ОБ УМБВПХНОПЗП, - ФЙИП ПФЧЕФЙМ РТПЛХТБФПТ Й ХМЩВОХМУС ЛБЛПК-ФП УФТБЫОПК ХМЩВЛПК, - ФБЛ РПЛМСОЙУШ, ЮФП ЬФПЗП ОЕ ВЩМП.
- юЕН ИПЮЕЫШ ФЩ, ЮФПВЩ С РПЛМСМУС? - УРТПУЙМ, ПЮЕОШ ПЦЙЧЙЧЫЙУШ, ТБЪЧСЪБООЩК.
- оХ, ИПФС ВЩ ЦЙЪОША ФЧПЕА, - ПФЧЕФЙМ РТПЛХТБФПТ, - ЕА ЛМСУФШУС УБНПЕ ЧТЕНС, ФБЛ ЛБЛ ПОБ ЧЙУЙФ ОБ ЧПМПУЛЕ, ЪОБК ЬФП!
- оЕ ДХНБЕЫШ МЙ ФЩ, ЮФП ФЩ ЕЕ РПДЧЕУЙМ, ЙЗЕНПО? - УРТПУЙМ БТЕУФБОФ, - ЕУМЙ ЬФП ФБЛ, ФЩ ПЮЕОШ ПЫЙВБЕЫШУС.
рЙМБФ ЧЪДТПЗОХМ Й ПФЧЕФЙМ УЛЧПЪШ ЪХВЩ:
- с НПЗХ РЕТЕТЕЪБФШ ЬФПФ ЧПМПУПЛ.
- й Ч ЬФПН ФЩ ПЫЙВБЕЫШУС, - УЧЕФМП ХМЩВБСУШ Й ЪБУМПОССУШ ТХЛПК ПФ УПМОГБ, ЧПЪТБЪЙМ БТЕУФБОФ, - УПЗМБУЙУШ, ЮФП РЕТЕТЕЪБФШ ЧПМПУПЛ ХЦ ОБЧЕТОП НПЦЕФ МЙЫШ ФПФ, ЛФП РПДЧЕУЙМ?
- фБЛ, ФБЛ, - ХМЩВОХЧЫЙУШ, УЛБЪБМ рЙМБФ, - ФЕРЕТШ С ОЕ УПНОЕЧБАУШ Ч ФПН, ЮФП РТБЪДОЩЕ ЪЕЧБЛЙ Ч еТЫБМБЙНЕ ИПДЙМЙ ЪБ ФПВПА РП РСФБН. оЕ ЪОБА, ЛФП РПДЧЕУЙМ ФЧПК СЪЩЛ, ОП РПДЧЕЫЕО ПО ИПТПЫП. лУФБФЙ, УЛБЦЙ: ЧЕТОП МЙ, ЮФП ФЩ СЧЙМУС Ч еТЫБМБЙН ЮЕТЕЪ уХЪУЛЙЕ ЧПТПФБ ЧЕТИПН ОБ ПУМЕ, УПРТПЧПЦДБЕНЩК ФПМРПА ЮЕТОЙ, ЛТЙЮБЧЫЕК ФЕВЕ РТЙЧЕФУФЧЙС ЛБЛ ВЩ ОЕЛПЕНХ РТПТПЛХ? - ФХФ РТПЛХТБФПТ ХЛБЪБМ ОБ УЧЙФПЛ РЕТЗБНЕОФБ.
бТЕУФБОФ ОЕДПХНЕООП РПЗМСДЕМ ОБ РТПЛХТБФПТБ.
- х НЕОС Й ПУМБ-ФП ОЙЛБЛПЗП ОЕФ, ЙЗЕНПО, - УЛБЪБМ ПО. - рТЙЫЕМ С Ч еТЫБМБЙН ФПЮОП ЮЕТЕЪ уХЪУЛЙЕ ЧПТПФБ, ОП РЕЫЛПН, Ч УПРТПЧПЦДЕОЙЙ ПДОПЗП мЕЧЙС нБФЧЕС, Й ОЙЛФП НОЕ ОЙЮЕЗП ОЕ ЛТЙЮБМ, ФБЛ ЛБЛ ОЙЛФП НЕОС ФПЗДБ Ч еТЫБМБЙНЕ ОЕ ЪОБМ.
- оЕ ЪОБЕЫШ МЙ ФЩ ФБЛЙИ, - РТПДПМЦБМ рЙМБФ, ОЕ УЧПДС ЗМБЪ У БТЕУФБОФБ, - ОЕЛПЕЗП дЙУНБУБ, ДТХЗПЗП - зЕУФБУБ Й ФТЕФШЕЗП - чБТ-ТБЧЧБОБ?
- ьФЙИ ДПВТЩИ МАДЕК С ОЕ ЪОБА, - ПФЧЕФЙМ БТЕУФБОФ.
- рТБЧДБ?
- рТБЧДБ.
- б ФЕРЕТШ УЛБЦЙ НОЕ, ЮФП ЬФП ФЩ ЧУЕ ЧТЕНС ХРПФТЕВМСЕЫШ УМПЧБ "дПВТЩЕ МАДЙ"? фЩ ЧУЕИ, ЮФП МЙ, ФБЛ ОБЪЩЧБЕЫШ?
- чУЕИ, - ПФЧЕФЙМ БТЕУФБОФ, - ЪМЩИ МАДЕК ОЕФ ОБ УЧЕФЕ.
- чРЕТЧЩЕ УМЩЫХ ПВ ЬФПН, - УЛБЪБМ рЙМБФ, ХУНЕИОХЧЫЙУШ, - ОП, НПЦЕФ ВЩФШ, С НБМП ЪОБА ЦЙЪОШ! нПЦЕФЕ ДБМШОЕКЫЕЕ ОЕ ЪБРЙУЩЧБФШ, - ПВТБФЙМУС ПО Л УЕЛТЕФБТА, ИПФС ФПФ Й ФБЛ ОЙЮЕЗП ОЕ ЪБРЙУЩЧБМ, Й РТПДПМЦБМ ЗПЧПТЙФШ
БТЕУФБОФХ: - ч ЛБЛПК-ОЙВХДШ ЙЪ ЗТЕЮЕУЛЙИ ЛОЙЗ ФЩ РТПЮЕМ ПВ ЬФПН?
- оЕФ, С УЧПЙН ХНПН ДПЫЕМ ДП ЬФПЗП.
- й ФЩ РТПРПЧЕДХЕЫШ ЬФП?
- дБ.
- б ЧПФ, ОБРТЙНЕТ, ЛЕОФХТЙПО нБТЛ, ЕЗП РТПЪЧБМЙ лТЩУПВПЕН, - ПО - ДПВТЩК?
- дБ, - ПФЧЕФЙМ БТЕУФБОФ, - ПО, РТБЧДБ, ОЕУЮБУФМЙЧЩК ЮЕМПЧЕЛ. у ФЕИ РПТ ЛБЛ ДПВТЩЕ МАДЙ ЙЪХТПДПЧБМЙ ЕЗП, ПО УФБМ ЦЕУФПЛ Й ЮЕТУФЧ. йОФЕТЕУОП ВЩ ЪОБФШ, ЛФП ЕЗП ЙУЛБМЕЮЙМ.
- пИПФОП НПЗХ УППВЭЙФШ ЬФП, - ПФПЪЧБМУС рЙМБФ, - ЙВП С ВЩМ УЧЙДЕФЕМЕН ЬФПЗП. дПВТЩЕ МАДЙ ВТПУБМЙУШ ОБ ОЕЗП, ЛБЛ УПВБЛЙ ОБ НЕДЧЕДС. зЕТНБОГЩ ЧГЕРЙМЙУШ ЕНХ Ч ЫЕА, Ч ТХЛЙ, Ч ОПЗЙ. рЕИПФОЩК НБОЙРХМ РПРБМ Ч НЕЫПЛ, Й ЕУМЙ ВЩ ОЕ ЧТХВЙМБУШ У ЖМБОЗБ ЛБЧБМЕТЙКУЛБС ФХТНБ, Б ЛПНБОДПЧБМ ЕА С, - ФЕВЕ, ЖЙМПУПЖ, ОЕ РТЙЫМПУШ ВЩ ТБЪЗПЧБТЙЧБФШ У лТЩУПВПЕН. ьФП ВЩМП Ч ВПА РТЙ йДЙУФБЧЙЪП, Ч дПМЙОЕ дЕЧ.
- еУМЙ ВЩ У ОЙН РПЗПЧПТЙФШ, - ЧДТХЗ НЕЮФБФЕМШОП УЛБЪБМ БТЕУФБОФ, - С ХЧЕТЕО, ЮФП ПО ТЕЪЛП ЙЪНЕОЙМУС ВЩ.
- с РПМБЗБА, - ПФПЪЧБМУС рЙМБФ, - ЮФП НБМП ТБДПУФЙ ФЩ ДПУФБЧЙМ ВЩ МЕЗБФХ МЕЗЙПОБ, ЕУМЙ ВЩ ЧЪДХНБМ ТБЪЗПЧБТЙЧБФШ У ЛЕН-ОЙВХДШ ЙЪ ЕЗП ПЖЙГЕТПЧ ЙМЙ УПМДБФ. чРТПЮЕН, ЬФПЗП Й ОЕ УМХЮЙФУС, Л ПВЭЕНХ УЮБУФША, Й РЕТЧЩК, ЛФП ПВ ЬФПН РПЪБВПФЙФУС, ВХДХ С.
books.rusf.ru/unzip/xussr_av/bulgam01.htm?3/50

ОБЧЕТОПЕ, ФП, ЮФП ЙЪОБЮБМШОП ЦЙЧПЕ УХЭЕУФЧП, ОБДЕМЕООПЕ ВПЗПУПЪОБАЭЙН ТБЪХНПН, УЧПВПДОП ПФ НБФЕТЙБМШОПК ЙММАЪЙЙ, ЛПФПТБС, ПВЧПМБЛЙЧБС УПЪОБОЙЕ, ЪБУФБЧМСЕФ ДЕКУФЧПЧБФШ ЬФП УХЭЕУФЧП Ч ЬЗПЙУФЙЮЕУЛЙИ ГЕМСИ. йМЙ, ЮФП-ФП ВМЙЪЛПЕ Л ЬФПНХ.

ДПЧПМШОП ФХНБООПЕ ЧЩУЛБЪЩЧБОЙЕ))

РПЬФПНХ ЧЕТУЙС, ПУОПЧБООБС ОБ РПОСФЙСИ бОДТЕЕЧБ РТЕДУФБЧМСЕФУС НОЕ ВПМЕЕ РПДИПДСЭЕК Й МПЗЙЮОПК: НБФЕТЙС, ЙЪ ЛПФПТПК УДЕМБО ЖЙЪЙЮЕУЛЙК НЙТ Й ЮЕМПЧЕЛ, - УЧЕФМБС НБФЕТЙС ЙМЙ, ФЙРБ, УПЪДБООБС рТПЧЙДЕОГЙБМШОЩНЙ УЙМБНЙ. оЕ НПЗХ УФПРТПГЕОФОП ХФЧЕТЦДБФШ, ЮФП ДЕНПОЙЮЕУЛБС НБФЕТЙС ФП ЦЕ УБНПЕ, ЮФП ФЈНОБС ЙМЙ БОФЙНБФЕТЙС, ОП ЧРПМОЕ ЧЕТПСФОП, РПЮЕНХ ВЩ Й ОЕФ. чПЪНПЦОП, ЬФП Й РПДТБЪХНЕЧБМПУШ, Б ЙНЕООП, ЮФП Х ЧУЕИ МАДЕК ЙЪОБЮБМШОП УЧЕФМБС РТЙТПДБ. йНИП.

ДЕМП ОЕ УПЧУЕН Ч ОБМЙЮЙЙ УЧЕФМПЗП Й ФЈНОПЗП. с ДХНБМБ, ЮФП ЙНЕЕФУС ОЕЛЙК, РХУФШ ДБЦЕ УЙНЧПМЙЮЕУЛЙ ЪБЛПДЙТПЧБООЩК, ЧЪЗМСД ОБ НЕИБОЙЪН/ФЕИОПМПЗЙА РПСЧМЕОЙС ЙМЙ, ФЙРБ, ЧОЕДТЕОЙС ЬФПЗП РТЕУМПЧХФПЗП "УЕНЕОЙ ДШСЧПМБ". цБМШ, ЮФП чЩ ПВ ЬФПН ОЕ УМЩИБМЙ.

Х ЕЧТЕЕЧ ЧУЈ ЧППВЭЕ РП-ДТХЗПНХ. ПУПВЕООП Х УПЧТЕНЕООЩИ ИБУЙДПЧ. Х ОЙИ РПОСФЙС ЪМБ ЧППВЭЕ ОЕФ, ЛБЛ ФБЛПЧПЗП. ОЕ БЛГЕОФЙТХЕФУС ОБ ЬФПН ЧОЙНБОЙЕ.
ЧПРТПУ ЧППВЭЕ ОЕ ЛПЫЕТОЩК. ДЧБ ОЕЮЈФЛЙИ РПОСФЙС ЧНЕУФЕ ДБАФ ВЕУЛПОЕЮОХА ДЙУРЕТУЙА УНЩУМБ.

ЙХДЕКУЛБС НБТЛУЙУФУЛП-МЕОЙОУЛБС ЖЙМПУПЖЙС ТБЪДЕМЙМБ РТПФЙЧПРПМПЦОПУФЙ ОЕПВТБФЙНЩН ПВТБЪПН, ОЕ ТБУЛТЩЧ РПОСФЙС ЕДЙОУФЧБ, ЪБФП УНЕЫБЧ ЕЗП ЧПЕДЙОП У ВПТШВПК. РТЙ ЬФПН ЛБФЕЗПТЙЙ ЛБЮЕУФЧБ ОЙЛПЗП ДБЦЕ ОЕ ЧПМОПЧБМЙ...
ВПЦЕУФЧЕООБС ЬФЙЛБ ВЩМБ ПЛПОЮБФЕМШОП УЧЕТЗОХФБ ЧНЕУФЕ У ТЕМЙЗЙЕК Й ЪБНЕОЕОБ РТПУФЩН ОБВПТПН РТБЧЙМ РПЧЕДЕОЙС. ЮЕЗП ЦЕ ЧЩ ИПФЙФЕ ФЕРЕТШ? ЬЗПЙЪН - УБНПЕ НЕОШЫЕЕ ЙЪ РТПСЧМЕОЙК. Й ОБН ФЕРЕТШ РТЕДУФПЙФ ЪБОПЧП УПВЙТБФШ Ч ЕДЙОХА ГЕМПУФОХА ЛБТФЙОХ Й ДХЫХ, Й ФЕМП, Й вПЗБ УП ЧУЕК ЧУЕМЕООПК...

ДБ ЧП ЧУЈН ПО ВЩМ РТБЧ! ЙВП, УЩО ЦЕ ЦШ ВПЦЙК... ЕНХ НПЦОП.
ЕУМЙ ПРТЕДЕМЙФШ РПОСФЙЕ ЪМБ ЛБЛ ТБЪТХЫЕОЙЕ МАВЧЙ Й ЗБТНПОЙЙ, УФБОЕФ РПОСФОЩН, РПЮЕНХ ВЩМП УЛБЪБОП ФБЛ. НЩ РТЙИПДЙН Ч ЬФПФ НЙТ У ЮЙУФПК ДХЫПК, ОП РТПЗТБННЩ Х ЧУЕИ ТБЪОЩЕ...


К.Паустовский имел полное основание говорить о личности своего современника. Ведь эта «ненависть ко всему, что носило в себе хотя бы малейшие черты обывательщины, дикости, фальши» отразилась не только на жизни, но и на творчестве М.А.Булгакова.

Писатель почти в каждой своей работе подвергает жесткой критике современное общество. Но осуждает он его за костность, узость интересов, за страсть к деньгам. Булгаков выступает ярым противником узких, обывательских взглядов. Причем в романе «Мастер и Маргарита» безжалостному осмеянию подвергаются почти все второстепенные герои: и члены МАССОЛИТа с их меркантильными взглядами на искусство, и публика в Варьете, жаждущая легких денег, и обитатели дома на Садовой.

Их алчность писатель считал дикостью. Жажда легких денег, материальных благ, удовольствий, по мнению автора «Мастера и Маргариты», делает из человека животное. Доказывает это все та же сцена в Варьете. На представлении присутствовали не зрители, а толпа, дикая, озверевшая, обезумевшая от щедрости иностранных фокусников. Для этой толпы не осталось ничего святого: исчезли настоящие человеческие чувства как любовь и доброта, исчезло искусство – их затмили бумажные червонцы.

Но ведь это все фальшь. Свою сатиру Булгаков направляет и на нее. Главных героев своего романа Мастера и Маргариту он противопоставляет москвичам-обывателям.

Только их любовь искренняя, исцеляющая, верная, поэтому мы не осуждаем Маргариту, ушедшую от мужа. Только творение Мастера небездушное, близкое к истине, настоящее, поэтому мы не соглашаемся с критикой Латунского. И как никчемны нам тогда кажутся московские «деятели искусства», как ненужны собрания в доме Грибоедова, ведь на них собираются люди, которые не умеют создавать искусство так вдохновенно и увлеченно, как Мастер. О том, что они писатели и поэты говорится только в билетах члена МАССОЛИТа.

Образы сытых, самодовольных, алчных людей противны автору. Их скучную и однообразную жизнь, пошлый и убогий мир Булгаков высмеивает не только в «Мастере и Маргарите». Почти все творчество писателя доказывает справедливость слов К.Паустовского.

Обновлено: 2018-03-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх