Совесть - это нравственный ориентир человека. Аргументы к сочинению

Д.С. Лихачев поднимает проблему совести.

Чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме, автор задается вопросами: «Что нужно человеку? Как прожить жизнь?» Лихачев убежден в том, что человек, прежде всего – не должен совершать никаких поступков, которые бы «роняли» достоинство. Писатель подводит нас к мысли о том, что люди должны поступать по совести, руководствуясь законами нравственности.

Вовлекая читателей в непростой разговор о совести, автор говорит о том, что «человек не должен идти против своей собственной совести», «не должен совершать сделку с ней». Цель автора – убедить читателей в том, что человек должен совершать поступки по совести даже в обыденной, повседневной жизни.

С точки зрения Лихачева, совесть подсказывает нам, учит нас, помогает не нарушать этические нормы, сохранять достоинство – достоинство нравственно живущего человека.

С этим нельзя не согласиться, потому что совесть можно назвать важнейшей характеристикой души человека, ведь именно она является внутренним судьей, который подсказывает, как человеку поступить в той или иной ситуации.

Многие русские писатели затрагивали проблему совести. Один из них – Василь Быков, произведения которого заставляют задуматься о духовных потребностях человека. Обратимся к повести «Обелиск».

Главный герой – Алесь Мороз. Это сельский учитель, глубоко любящий учеников, преданный своему делу. Полицаи схватили его воспитанников и пообещали их отпустить, если Мороз сдастся. Учитель поступил по совести, поспешил на помощь детям, хотя знал, что погибнет.

Когда перед Павликом Миклашевичем, единственным выжившим из ребят, встал вопрос о выборе жизненного пути, он стал учителем и пронес идеи своего наставника через жизненные испытания.

Это свидетельствует о том, что поступок по совести не обесценивается.

Никого не может оставить равнодушным и рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма». Героиня рассказа – Катерина Петровна. Это старая и одинокая женщина. Забытая своей дочерью, она доживает свои последние дни в одиночестве. Сторож Тихон по-настоящему заботится о Катерине Петровне. Совесть не позволяет ему оставить её одну.

Он чужой человек Катерине Петровне, а жалеет её больше, чем родная дочь. Именно он находится рядом с пожилой женщиной в её последние минуты. Настя же оставляет свою маму в одиночестве. Приехав в Заборье, она не застает Катерину Петровну в живых. Она никогда не простит себе этого, всю жизнь будет мучиться угрызениями совести.

Понятие совести тесно переплетается с нравственностью и честью и образует крепкий внутренний костяк человека. Поступки по совести позволяют человеку жить в гармонии с самим собой и с внешним миром.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-05-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Когда-то в русском языке слово «совесть» несло смысл некоторого сообщения, подсказки, которой мог воспользоваться человек («со-весть»). И эта подсказка всегда приходила в виде определенного чувства, при помощи которого можно было определить правильность своих действий.

Как сейчас рассматривается данный феномен?

Если поступок совершался правильный, приходило ощущение внутреннего удовлетворения, уверенности в себе, гордости. Это первое, что может указать школьник в своем сочинении. Но если человек совершал неблаговидный поступок, то после этого он испытывал чувство вины, тоски и досады. И это являлось и является негативной стороной переживания совести. Остановимся на этом подробнее.

Проблема совести в современной психологии обычно рассматривается с точки зрения ее отрицательного влияния. Она считается источником ненужного чувства вины, подавленности. Известно, что таким образом относился к совести философ Ф. Ницше. Он считал, что она непосредственно связана с чувством вины. Подчеркивая при этом, что она является своеобразным внутренним «трибуналом». С помощью этого чувства человек оказывается всегда подчиненным обществу.

Что говорят философия и теология?

Совесть нередко сливается с чувством вины, стыдом. Проблема совести обсуждалась еще со времен Древней Греции. Например, оратор Цицерон говорил: «Совесть означает для меня больше, чем разговоры всех окружающих».

В древнегреческой культуре существовало понятие «эн тэос», или «внутренний бог». Сейчас самым близким к нему термином является слово «интуиция». В православии совесть объясняется как «голос Бога внутри человека». Его сторонники считают, что человек может общаться с Богом без посредников при помощи совести.

В сочинении «Проблема совести» можно упомянуть и об отношении к данному вопросу древнегреческого философа Сократа. Он стремился возродить традицию прислушиваться к «внутреннему богу». Он утверждал, что у каждого человека есть «личный даймонион» («демон»). Сократ считал, что при помощи общения с ним человек обретает настоящую моральность, становится поистине свободным. Но философа обвинили в отвержении власти авторитетов и негативном влиянии на молодежь и затем казнили.

П. А. Гольбах называл совесть «внутренним судьей». Стыд и ответственность являются высшими моральными качествами, которые со временем стали общечеловеческими. Морально зрелым называют того, кто способен регулировать собственные действия независимо от влияния внешних факторов.

Для нормального человека проблема совести решается только выполненным долгом, ведь в противном случае его ждет наказание в виде внутренних угрызений. Можно спрятаться от окружающих, уйти от каких-либо событий. Однако невозможно уйти от самого себя.

Как формируется совесть?

Проблема совести интересует многих исследователей в сфере психологии. Например, феномен детской жестокости позволяет сделать вывод о том, что детям, как и животным, совесть неизвестна. Она не является врожденным инстинктом. Считается, что механизм возникновения совести заключается в следующем:

  • Взрослые учат ребенка различать понятия «добра» и «зла».
  • Это различение закладывается в процессе подкрепления хорошего поведения и наказания за плохое.
  • При этом ребенка не только наказывают, но и объясняют, почему именно его действия оказались плохими.
  • Затем по мере взросления ребенок учится самоосуждению за сделанные проступки.

Совесть в литературе

Одним из самых часто упоминаемых аргументов из литературы по проблеме совести является моральная дилемма Родиона Раскольникова. Главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» решается на убийство. Раскольников озлоблен из-за своего бессилия помочь родным людям, подавлен из-за бедности. Он жаждет мести за нищих людей и решает убить отвратительную старуху-процентщицу. Проблема совести в этом произведении раскрывается в действиях главного героя: он идет на сделку с самим собой. Преступление должно доказать Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «властелин, который может творить судьбы людей».

Сначала его нисколько не трогает то преступление, которое он совершил, ведь герой уверен в правильности собственных действий. Но со временем его начинают одолевать сомнения, он начинает переоценивать правильность совершенного поступка. И такие мучения совести абсолютно естественны - ведь был совершен противоправный и безнравственный поступок.

Еще один пример

Ученик может использовать в сочинении «Проблема совести» аргументы из литературы, которая не входит в школьную программу. Эти книги он мог прочесть самостоятельно. К примеру, роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» также освещает данную проблему. У писателя вопрос совести достигает огромных, всечеловеческих масштабов. Понтий Пилат, один из главных действующих лиц произведения, не стал жертвовать своей карьерой, чтобы спасти невиновного Иешуа. За это прокурора должна мучить совесть в течение двух тысячелетий.

Однако впоследствии Пилата прощают, поскольку он осознает свою вину, раскаивается. Все становится на свои места, «гармония мира» восстанавливается. По теме "Проблема совести" аргументы на ЕГЭ могут быть убедительными лишь в том случае, если школьник проработал тему самостоятельно. Ведь иначе высок риск приведения неточностей в сочинении и получения неудовлетворительной оценки. Если же ученик хорошо знает литературные произведения и способен при этом грамотно выразить собственное мнение о проблеме - это залог успешной сдачи экзамена.

Тема: «Совесть»

Цель урока: создать условия для формирования ценностного мира ребенка; формирования понятий « совесть », « стыд ».

Планируемые результаты

Личностные результаты:

    формирование осознанной необходимости нравственного поведения человека, обусловленного принятыми в обществе представлениями о совести;

    развитие самостоятельной и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

    формирование способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм.

Предметные результаты:

    усвоить понятия « совесть », « стыд », « раскаяние », « чувства », « воля »;

    объективно оценивать свои и чужие поступки;

    понимать значимость толерантного отношения к другим мнениям.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

    совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу;

    выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Познавательные УУД:

    отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;

    добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах(текстах, таблицах, схемах и др.);

    перерабатывать полученную информацию: делать выводы, устанавливая аналогии и причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

    доносить свою позицию до других учеников: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

    слушать других людей, рассматривать их точку зрения, относиться к ним уважительно, быть готовым изменить свою точку зрения;

    сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в паре, группе.

Оборудование:

    компьютеры с выходом в интернет,

    интерактивная доска

Дидактические материалы:

    учебник "Основы светской этики. 4-5 класс". Данелюк А.Я.-М.: Просвещение, 2014 г.

    раздаточный материал для групповой работы (тексты, конверты с пословицами, справочный материал, цветные круги, таблички со словами, листы для групповой работы, ручки)

Эпиграф урока:

Счастлив тот, у кого совесть спокойна!

(пословица)

Ход урока.

l . Организационный момент.

Чем больше знаем, тем больше умеем,

Тем больше опыта мы наберём.

А опыт поможет добиться успеха,

К заветной мечте нас приведёт!

II . Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания.

На предыдущих уроках мы познакомились с некоторыми понятиями. Давайте их вспомним.

Какие чувства испытывает человек, если у него тяжелое, подавленное состояние от осуждения окружающих за неправильное поведение, за невыполненный долг перед самим собой. Это... (СТЫД и ВИНА)

Какие качества не дадут человеку совершить безнравственный поступок, помогут избежать вражды, взаимных обид и упреков, даже мести. Это... (ЧЕСТЬ и ДОСТОИНСТВО)

(На доске записаны слова на цветных карточках, дети показывают кружок нужного цвета; объясняют свой выбор)

Обобщение учителя:

Стыд и вина формируют СОВЕСТЬ человека. Немецкий философ Артур Шопенгауэр сказал, что "Честь есть внешняя совесть, а совесть - внутренняя честь". Я думаю, что вы догадались, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? (О СОВЕСТИ)

2.Формулирование темы, цели урока. Начало мыследеятельности.

Правильно, тема нашего урока СОВЕСТЬ. Эпиграфом нашего урока будет пословица "Счастлив тот, у кого совесть спокойна!"

Ребята, а что вы хотели бы узнать на этом уроке? (Ответы детей)

(Что такое совесть? Как она формируется? Какая бывает совесть? Что значат выражения "чистая совесть", "голос совести", "потерять совесть", "муки совести" и др.)

Давайте попробуем разобраться в этих вопросах вместе.

III . Работа по теме урока.

1. Углубление в тему урока. Работа над содержанием сказки "История про Пиню".

Я предлагаю познакомиться со сказкой "История про Пиню".
Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок! (звучит сказка)

Понравилась вам сказка?

А понравился ли вам главный герой сказки? Почему с Пиней происходили большие неприятности? (Пиня думал только о себе)

Почему только тетушка Улитка вздохнула и погладила Пиню по спине? (Жалко стало, муравьишка был маленьким и глупым, не хотел понимать, сто такое хорошо и что такое плохо)

Как вы думаете, почему изменился Пиня? (Стало стыдно, попросил прощения у всех кого обидел, его простили и он приобрел друзей, стал жить по -совести)

А какой урок вы получили для себя после знакомства со сказкой? (Ответы детей)

Обобщение учителя: Искренне переживая последствия плохого поступка, обвиняя себя, раскаиваясь, человек чаще всего не понимает, не отдает себе отчета, что в этот момент звучит голос его собственной совести, не знает, как назвать происходящее с ним.

Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд – близкие вещи. Надо уметь слушать совесть.

2. Работа с текстом учебника.

Понятия "СТЫД" и "СОВЕСТЬ" еще и отличаются друг от друга. А чем? Ответить на этот вопрос вам поможет наш учебник, страница 48. Прочитайте первые три абзаца самостоятельно.

Что удивило вас? Над чем задумались? Что советовал древнегреческий философ, родившийся в 460 году до нашей эры.

Его слова современны и сегодня для нас, живущих в 21 веке.

3. Работа в группах.

А как объясняют понятие СОВЕСТЬ известные нам люди. Прочитайте цитату и попробуйте объяснить выделенные словосочетания. (Обсуждение в группах)

1 ЗАДАНИЕ.

1 группа: Совесть - когтистый зверь , скребущий сердце. (Пушкин А. С.)

2 группа: Совесть есть светило внутреннее , закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае. (Суворов А. В.)

3 группа: Совесть - верный руководитель жизни людей . Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью. ()

2 ЗАДАНИЕ.

1 группа. Давайте попробуем вслушаться в слово СОВЕСТЬ и составить из этих букв другие слова. Запишите на своем листе.

СОВЕТ (совесть - это то, что находится внутри нас и дает нам советы;

ВЕСТЬ (совесть - это то, что подает нам весточку: правильно мы поступаем или неправильно;

СЕТЬ (то, что ловит все наши хорошие и плохие поступки;

ЕСТЬ (совесть - это то, что есть у всех;

СВЕТ (совесть -это свет внутри нас;

ВЕС (совесть - это то, что имеет вес (значимость);

ВЕТО (то, что накладывает запрет на плохие поступки;

Обобщение учителя: Совесть - это чувство, которое свойственно только человеку, чувство ответственности перед собой и перед другими людьми за свои поступки. Поэтому совесть развивается и воспитывается в человеке.

2 группа. Вашей группе необходимо посмотреть в разных источниках, как там раскрывается понятие СОВЕСТЬ и выделить главные слова. Запишите на своем листе.

Толковый словарь В.Н.Даля:

« Совесть - внутрен нее сознание добра и зла, тай ник души , в котором отзывает ся одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступ ка, чувство, побуждающее к истине и добру».

Совесть - это один из способов, которым душа учит человека поступать правильно; это идущее из сердца сильное воздействие души на человека (крик души).

Совесть - мощный голос сердца в защиту другого и сила, разрушающая эгоизм.

Совесть - Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом .

Интернет-Википедия:

Совесть - способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль , требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.

Совесть - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед другими людьми или обществом (а также и перед собой).

3 группа. В учебнике на странице 49 найти ответ, какие чувства сопутствуют совести? Запишите на своем листе эти чувства.

Постарайтесь объяснить, как вы это понимаете.

(Если ты делаешь что-то на совесть, то от этого получаешь удовольствие. Неудовлетворенность рождает муки совести, раскаяния.)

Обобщение учителя: Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», – так гласит русская пословица.

IV . Работа с пословицами.

- У вас в конвертах есть слова из пословиц. Составьте свою пословицу.

1. Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.

2. Деньги потеряешь - можно нажить, а совесть потеряешь - беду узнаешь.

3. Покоряйся совести, а овладей волей.

V . Работа с притчами.

Притча - это такая короткая история, в которой заложен глубокий смысл.

Работа с притчами. (В группах )

    Прочитайте притчу.

    Что вы почувствовали, что подумали, когда читали притчу? Расскажите о своих чувствах и мыслях.

1 группа. Совесть без муки.

( Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин))

Беседа по притче.

Как поступит герой притчи? Ваше мнение.

Почему он вернет кошелек хозяину?

Что помогает человеку отличить добро от зла?

Какая пословица подходит?

2 группа. Хозяин или слуга.

( Автор притчи: Александра Лопатина)

Беседа по притче.

В каких строках мудрость? (Чтобы преодолеть препятствия, человеку нужна воля, разум)

Какая пословица подходит?

3 группа. Совесть.

( Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин))

Беседа по притче.

Ребята, при какой ситуации главный герой услышал голос совести?

Какая пословица подходит?

Обобщение учителя: Голос совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. Совесть, отвергнутая человеком, проявляется в непонятных состояниях тревоги, страха, неудовлетворённости. Одним словом – болит душа. Чтобы у вас этого не было, давайте попробуем определить последовательность своих действий для решения вашей проблемы.

    Наступает мир с самим собой . (5)

    Ты размышляешь над тем, что совершил . (1)

    Эта мысль тебя преследует. (2)

    Ты исправляешь положение . (4)

    Ты понимаешь , что надо исправить свой поступок. (3)

VI . Применение знаний.

1. Проблемно-поисковая ситуация. Коллективная работа.

Согласны ли вы с утверждениями:

    у всех людей есть совесть;

    бессовестному человеку жить легче;

    плохих людей, преступников совесть не мучает;

ВЫВОД ( Обобщение учителя):

Запомните! Бессовестных людей нет! Просто совесть таких людей очерствела, как кожа после мозоли или ожога, где зарубцевавшиеся ткани становятся нечувствительными.

Не игнорируйте и не подавляйте голос своей совести, и вы всегда будете идти правильным путем!

VII . Рефлексия. Оценка.

Итак, вспомните цели урока. Выскажите свое мнение о том, насколько мы достигли поставленных целей. (Дети кратко анализируют достижение целей)

Обобщение учителя:

Активно работали на уроке….

Интересны были высказывания…

VIII . Итог.

Самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.

В мире столько всяческого зла.

Значит, надо помнить постоянно:

Никогда не поздно и не рано

Совершать хорошие дела.

И чтоб сердцу не было морозно,

Сколько бы ты бед ни натворил,

Никогда не рано и не поздно

Повиниться честно и серьезно

В том, что ты когда - то совершил. (Э. Асадов)

Учитесь слушать и слышать голос своей совести и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки, не совершая новых. Ведь как гласит пословица: "Счастлив тот, у кого совесть спокойна!"

I Х. Домашнее задание.

1. Вспомнить сказку А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители". Какое чувство испытал герой из-за своего поступка?

2. Нарисуйте, как по-вашему выглядит совесть.

3. Подберите пословицы о совести.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Совесть без муки.

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек.

Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Хозяин или слуга.

Однажды к учителю пришёл богатый господин и сказал:

- Вы, наверное, не помните меня, но я всю жизнь помнил ваши уроки. «Будьте хозяевами своих чувств - воли, разума, упорства. Пусть они слушаются вас», - говорили вы нам. Эти слова помогли мне достичь всего.

- Я рад, - улыбнулся учитель. - Но зачем ты снова пришёл?

- Помогите мне справиться с одним чувством. Жизнь жестока, и мне часто приходилось лишать своих должников крова и земли. Последнее время воспоминания о них не дают мне спать.

- Твоё сердце не очерствело, если оно еще может слышать голос совести. Этому чувству человек должен служить. Будь хозяином воли и разума, но слугой совести, мой дорогой ученик, - произнес учитель.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Совесть.

Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий… На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два – навсегда! Думал-думал, как это сделать, и надумал…

Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!

Нет, - говорит та. – Ты меня все равно обманешь – подглядывать будешь!

Притворился тогда человек совсем больным и говорит:

Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!

Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати – и закрыл ее!

Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков – хорошо на душе, спокойно. Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего – совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.

Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй!

А в ответ – молчание. Спустился в погреб: туда, сюда – нет нигде совести!

Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда… Зарыдал человек:

Как же я теперь без совести жить-то буду?

И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба – в сердце: - Здесь я…

Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил! Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале. Ведь, если разобраться, так всё оно и было!

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

История про Пиню.

Однажды в одной добропорядочной муравьиной семье появился малыш. Он так быстро перебирал ножками, как будто пинался, за что его назвали Пиня. Рос он бойким, горластым и очень непослушным.
Как-то утром он вышел из дома, прихватив остаток пирога, и отправился гулять. Идет, во весь голос орет. Выглянул Жук из-под листочка:
– Совесть у тебя есть? Все еще спят, а ты кричишь.
– У меня только кусочек сладкого пирога, а совести нет, – подумал Пиня, заглядывая в карман штанишек, и с визгом помчался дальше.
Заметив медленно идущего Червяка, решил подшутить. Дернул за листочек – вся холодная роса обрушилась из цветка на несчастного прохожего. Выронив от неожиданности тросточку, Червяк ойкнул и сжался от страха.
А Пиня прыгал вокруг дрожащего старичка и смеялся.
– Совсем совесть потерял! – сердито зажужжал шмель, пытаясь хлопнуть муравьишку крылом. Испугался проказник, понесся что было сил, не разбирая дороги, чуть в пруд не свалился. Спрятался за камешек, отдышался, заворчал с обидой:
– И ничего я не терял. А пирог – вот он.
Достал Пиня пирог и давай его уплетать. Нарядная Бабочка осторожно присела рядом, надеясь на угощение, но сладкие крошки мигом исчезли во рту муравьишки. Отдохнув, Пиня от нечего делать принялся бросать камешки в белые лилии. Ломаются с хрустом лепестки, а озорник хохочет на всю округу. Стрекоза хотела защитить нежные цветы, но камень угодил и в нее. Тут из воды Лягушка вынырнула, вслед за ней еще несколько, да как заквакают:
– Что ты делаешь, хулиган! Невежа! Как ты смеешь обижать беззащитные цветы? Вот бросим тебя в пруд, глядишь, и совесть у тебя проснется.
Вмиг очутился муравьишка в воде! А плавать-то не умеет. Захлебывается, маму на помощь зовет, только спасать его никто не торопится.
На его счастье мимо пролетал Вéтрушко, он-то и вытолкнул тонущего на берег. Лег тот на песочек, еле дышит, а Вéтрушко дознается, порхая над водой:
– Кто ты, откуда? Зачем в воду полез, коли плавать не умеешь? Почему один гуляешь? Отвечай, а то улечу, вдруг опять что-нибудь с тобой случится или обидит кто?
– Это он всех обижает! Никому от него покоя нет. Невоспитанный! Без совести живет! – зашумели жители водоема.
– Как это без совести? Быть такого не может! – удивился Вéтрушко.
– Никакой совести у меня не было, а только кусочек пирога, но я его съел. Живу я с мамой и папой, есть еще братья и сестрички, а никакая совесть с нами не живет! – в отчаянии закричал Пиня, по привычке топая ногами и взмахивая кулачками.
На шум вышла тетя Улитка, и все наперебой стали рассказывать о случившемся. Уважаемая тетушка покачала головой, вздохнула и, ласково поглаживая Пиню по спине, произнесла:
– Маленький ты еще, глупый, хотя уже должен понимать, что хорошо, а что плохо. Страшно было в воде? И другим бывает страшно, когда беда настигнет. Как же домой пойдешь, солнышко скоро закатится, темнота тропинка накроет, без провожатого не обойтись. Только вот кто тебе помогать будет?
Залился малыш горючими слезами, но тут Вéтрушко зашуршал:
– Ладно, провожу тетя. Родители, поди, с ног сбились, ищут тебя, непутевого, плачут, переживают.
Вспомнил Пиня тут о маме и папе, почувствовал какой-то жар в груди и застонал.
– Это стыд жжет, он и совесть разбудит, – сказала тихо Улитка, наклоняясь к несчастному Пине. – Надо у всех, кого обидел, прощения попросить, тогда совесть никогда не покинет тебя, тогда и жить будешь правильно, по-совести.
– Я многих обидел. Успею ли до темноты всех обойти? – снова захныкал бедняга.
– Хватит хныкать! Беги за мамой! Вдвоем мигом управимся! Спасибо, добрая тетя Улитка! Спокойной ночи, друзья! – прошумел Вéтрушко и полетел, увлекая за собой Пиню.
Все жители муравейника вышли встречать пропавшего малыша, а Шмель, Червяк и Жук искренне простили его. С тех пор Пиня стал послушным, добрым, а если кого-то нечаянно обижал, – просил прощения, потому что в его муравьиной душе теперь жила Совесть.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. -М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2005.- Автор-составитель В. Балязин.-848 с.

    Монах Варнава (Евгений Санин). Маленькие притчи для детей и взрослых.
    http://лучик-света.рф/?p=32886

    Притча от Александры Лопатиной "Хозяин или слуга"
    http://pritchi.ru/id_5609

    Плетнёва Г.С. "История про Пиню"
    http://kvaclub.ru/babyclub/pisateli-klubu/muravishka-pinya/istoriya-pro-pinyu/

    Интернет -Википедия
    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%E2%E5%F1%F2%FC

какие примеры совести из жизни можно привести?

  1. Мне кажется, что не каждый может написать такое сочинение. Потому, что многим не известно, что такое совесть. Конечно совесть должна быть у всех, однако многие люди стали такими злыми, черствыми, жестокими, что они не чувствуют в себе никакой совести. А совесть это справедливость, добро, порядочность, мораль. В каждом из нас есть такой самоконтроль, который позволяет человеку оценивать свое поведение и свои поступки. Говорят, что от совести не убежишь и не скроешься, совесть не дает спать по ночам и она заставляет человека задумываться. Человек огорчается, если поступил не правильно. Если человек хочет добиться успеха быстро и не честно, то для него совесть враг, потому, что она ему какое-то время не дает спокойно жить. Потом человек привыкает и идет по головам других ни о чем не сожалея. Про таких говорят, что он потерял совесть. В Библии говорится, что совесть это знание самого себя. Мы как будто смотрим на себя со стороны и оцениваем свои поступки. Мы себя поощряем и хвалим или нас мучит совесть за плохие поступки. Совесть это инстинкт разумного человека она позволяет человеку понимать что он делает добро или зло.
  2. я приведу пример из своей жизни у меня была однакласница звали е арина и скажу я вот что один раз когда мы выходили из класса я забыла в классе сумочку которорая похожа на розу и когда я вернулась в класс посмотрела е там нет пошла и на лестнице встретила е у не была точь в точь как моя сумочка и спросила о это твоя она сказала да а я сказала а то уменя точно такая-же потерялась и в то время я сильно растроилась и у е как зверк загрыз она осознала и отдала мне эту мини сумочку но так и не призналась!
  3. Например, изменил мужчина женщине, а потом приехал к ней домой просить прощения с букетом цветов. Или девочка украла у подружки телефон, но потом подумала и решила вернуть.
    Совесть проявляется, когда человек осознат, что сделал плохо и готов исправить свою ошибку.
  4. Ну допустим, ты в гневе собралась испепелить кого-то, но совесть напоминает тебе о себе.
    Понимаешь, Олечка, совесть это некий цензор нашего психического аппарата, предохраняющий нас от различных поступков. Прислушиваемся ли мы к его гласу или нет, то дело другое. Откуда появилась совесть?
    Прежде всего, скажу, что с совестью мы не рождаемся. Это некий комплекс запретов, пришедших в наше сознание благодаря воспитанию, которое мы получаем, живя в человеческом обществе в условиях накопленной культуры. Когда то на заре человечества совести не было: все решала сила - закон джунглей, и вс тут. Хуже всего приходилось слабым, которые, по сути, и работали, и для их защиты постепенно стала складываться нравственность, и тогда и религия стала строиться на ее основе. И появилась совесть, как часть нашей нравственности и часть нас самих. Обрати внимание, даже само слово "совесть" имеет своим корнем слово "весть". То есть, это то, что тебе передается через других старших людей, и ты в результате начинаешь понимать различие между хорошим и плохим.
  5. совесть это внутренний голос который говорит тебе что делать можно что нельзя например как то раз мальчик украл телефон у девочки а девочка из бедной семьи и в школу пришла е мама и сказала что они копили на этот телефон целый год и что бы они нашли телефон и мальчику стало стыдно перед девочкой ведь девочка ему не чего не зделала и ему говорил внутренний голос чтобы он отдал телефон прошло 2 дня и мальчика замучела совесть и он отдал телефон девочке и признался что это он украл телефон а девочке было вс ровно потому что он вернул телефон девочке и он с тех пор всегда говорил правду потому что лучше горькая правда чем слаткая ложь.

аргументы к сочинению

В наше время многие люди ради денег, социального положения, удовлетворения собственных прихотей идут на всё. Потеря нравственных качеств, ожесточение - неизбежный результат такого эгоистичного поведения.
Примеры таких людей даны

Это в первую очередь Пётр Петрович Лужин и Аркадий Иванович Свидригайлов. И если в Свидригайлове мы видим хоть запоздалое, но раскаяние (помогает детям Мармеладова после смерти их матери, просит прощения у Дуни Раскольниковой), то у Лужина совесть давно заменена понятиями «выгода», «расчет» и «самоудовлетворение».

Главный герой романа Достоевского, в отличие от Лужина, не выдерживает испытания совестью. Родион Раскольников, совершив ужасное преступление – убийство, испытывает ужасающие душевные муки. Его логичная, выверенная разумом теория о «тварях дрожащих» и «право имеющих» терпит крах. И всё это потому, что совесть, т.е., по мнению Достоевского, глас Божий в человеке, не дает ему спокойно принять бесчеловечность его идеи. Лишь полностью раскаявшись в содеянном, приняв каторгу как очищение, а не наказание за слабость (не выдержав душевных терзаний, герой во всём признается следователю), Раскольников смиряется и получает успокоение. Проблема неразрывности понятий «совесть» и «нравственность» - важнейшая в романе. Достоевский прямо заявляет: когда люди забудут о совести, общество деградирует.

Её главный герой - Егор Прокудин. Бывший уголовник, он принес матери много горя и страданий. Это мучает героя, который не находит себе никаких оправданий. При встрече с матерью после многолетней разлуки у Егора не получилось признаться, что он её сын. В конце повести именно совесть не даёт герою опуститься на самое дно безнравственности. Отказ Егора помогать бывшим «друзьям» по криминальной жизни оборачивается для героя смертью, но этот отказ есть и высшее проявление его человечности.

Этот рассказ о том, как нелегко далось мальчику признание своей ошибки. Подталкиваемый соседскими ребятишками, мальчик Витя решается на обман бабушки (кладет на дно корзинки с земляникой, которую бабушка хотела продать в городе, траву). Но совесть начинает мучить ребёнка сразу же после совершения поступка. Он плохо спит ночь и наутро твёрдо решается сознаться, но не успевает. Бабушка уже уехала в город. По возвращении бабушки Витя горько плачёт и раскаивается в содеянном. И бабушка являет пример истинного великодушия. Видя искреннее раскаяние мальчика, она всё же дарит ему пряник – коня с розовой гривой, о котором он очень мечтал. Этот случай стал для Вити главным нравственным уроком в жизни.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх