Перцов дом. Доходный дом перцовой

Дом Зинаиды Алексеевны Перцовой – одно из самых красивых зданий Москвы, которое уже в первые года после постройки получило среди горожан название «Дом-сказка». Заказчиком постройки и ее фактическим владельцем стал знаменитый железнодорожный инженер Петр Николаевич Перцов. В 1905 году он приобрел угловой участок, ограниченный Пречистенской набережной, Соймоновским проездом и Курсовым переулком. Учитывая финансовые риски, которые он нес, участвуя в строительстве железных дорог, Петр Перцов переписал участок, а затем и выстроенный дом на имя своей супруги – Зинаиды Алексеевны.

Перцов принял решение возвести целый жилой комплекс, включавший доходные квартиры и часть, в которой он предполагал поселиться со своей семьей. Для создания проекта дома была созвана выдающаяся комиссия архитекторов и художников, в число которой вошли Франц Шехтель, Виктор Васнецов, Василий Суриков, Сергей Соловьев, Василий Поленов, Илларион Иванов-Шиц и другие выдающиеся представители московской творческой интеллигенции. Среди предоставленных на конкурс проектов наибольшего внимания удостоились работы художников Аполлинария Васнецова и Сергея Малютина.

Интересно, что первой премии удостоился проект Васнецова, однако по решению заказчика, Петра Перцова, для дальнейшего воплощения был отобран даже не конкурсный проект, а эскиз здания, выполненный в качестве варианта Сергеем Васильевичем Малютиным. Необычная работа Малютина настолько вдохновила Петра Перцова, что он полностью доверил художнику создание долгожданного доходного дома. Сергей Малютин проходил обучение в Московском училище живописи ваяния и зодчества вместе с такими выдающимися художниками, как Исаак Ильич Левитан, Михаил Васильевич Нестеров и Константин Алексеевич Коровин.

Сергей Малютин был мастером, способным воплотить стремления Петра Перцова – выстроить дом, в котором бы нашли выражение замечательные традиции русского зодчества. Русское национальное искусство было близко Малютину, неслучайно именно он в 1898 году расписал современный символ России – первую матрешку. Однако при постройке дома для Петра Перцова художник использовал черты чрезвычайно актуального в то время северного варианта стиля модерн, который подразумевал заимствование выразительных деталей и особенностей у архитектурных произведений Северной Европы.

Таким образом, в проекте доходного дома Перцова объединились мотивы популярной в то время европейской готики и национального русского зодчества XVII столетия, ставшие гармоничным целым благодаря объединяющему эстетизму стиля модерн. Русское влияние прочитывается в таких ярких деталях, как кованая решетка над остроконечным щипцом, в оформлении теремков-балконов, один из которых (со стороны Соймоновского проезда), получил собственное специальное название «Сон Царевны». Сюжеты керамических панно, определяющих декоративный облик доходного дома Перцова, также связаны со славянской мифологией.

Панно, украсившее фасад со стороны набережной демонстрирует изображения солнечного славянского божества Ярилы, наблюдающего за битвой Быка и Медведя – символических животных божеств Перуна и Велеса. Керамические детали фасадов напоминают об архитектуре узорочья, а на панно над входным проемом со стороны Соймоновского проезда можно увидеть вещую птицу Гамаюн, встреча с которой предвещала удачу. Однако такие детали, как угловой эркер, ломаные линии карнизов и кронштейны балкона, выполненные в виде драконов, отсылают нас к традициям архитектуры Средневековой Европы.

При работе с проектом художнику Сергею Малютину, у которого не было некоторых специфических знаний и навыков, потребовалось сотрудничество с профессиональным инженером и архитектором Николем Константиновичем Жуковым, который помог Малютину создать ультрасовременную постройку, оснащенную всеми известными на тот момент видами городских коммуникаций, включая канализацию и водопровод, трубы которого были надежно спрятаны в толщу мощных стен этого высокого здания. Малютин полностью разработал и необычное оформление интерьеров в хозяйской части доходного дома, выполнив их, как и фасады, в русском стиле.

В 1908 году в одном из подвалов «Дома-сказки» разместился уникальный театр-кабаре «Летучая мышь» под руководством Никиты Федоровича Балиева. В представлениях и постановках этого уникального театра участвовали известные актеры Московского художественного театра: Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, Василий Иванович Качалов, знаменитые режиссеры Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко. Первое время они же были и единственными зрителями, так как посторонняя публика на камерные постановки «Летучей мыши» не допускалась.

Впоследствии театр выехал из дома Перцова, и идея закрытых театрализованных актерских капустников была утрачена – за плату или же пользуясь знакомствами с актерами на спектаклях стали появляться сторонние гости. Петр Перцов проживал в этом замечательном доме вплоть до своей эмиграции в 1923 году. В советский период дом Перцова был передан Министерству Иностранных Дел, дипломатическое представительство которого размещается здесь и в наши дни. Сегодня уникальный «Дом-сказка» по праву считается самым красивым доходным домом Москвы. Он любим москвичами и гостями города.

Александра Гурьянова

Доходный дом на углу Соймоновского проезда, 1 и московской Пречистенской набережной был построен в период с 1905 по 1907 годы по заказу инженера-путейца Петра Николаевича Перцова, проложившего в Российской Империи тысячи километров железнодорожных путей и бывшего весьма состоятельным человеком.

В проектировании и строительстве здания, выполненного в стиле неорусского модерна, приняли участие архитекторы Николай Константинович Жуков, Борис Николаевич Шнауберт и, собственно, сам Перцов. За основу был взят эскиз, выполненный художником Сергеем Васильевичем Малютиным.

Фото 1. Соймоновский проезд, №1 в городе Москве

История возведения «дома-сказки» началась еще в 1902 году, когда Перцов, с его слов, посетил Ивана Евменьевича Цветкова, не так давно построившего дом-галерею на Пречистенской набережной, 29 для своей коллекции полотен русских живописцев.

Вид из окон дома на храм Христа Спасителя и протекавшую рядом Москву-реку поразил Петра Николаевича, о чем он и сказал хозяину. Обмолвился он и о том, что завидует Цветкову и выбранному им месту для строительства. И тут Иван Евменьевич указал на то, что он покажет еще одно замечательное место по-соседству, но с условием, что Цветков, в случае покупки участка, построит на нем дом и только в русском стиле.

Владение с невзрачным трехэтажным строением, которое в ту пору находилось в собственности Н.В. Ушакова, как и многие участки в этом районе, было выкуплено за 70 тысяч рублей и оформлено на супругу Перцова - Зинаиду, почему и называют его сегодня также доходным домом Перцовой.


Фото 2. Фасад доходного дома Перцовой

В начале 1906 года Петр Николаевич объявил конкурс проектов, причем, закрытый. Для участия в нем хозяин пригласил художников Аполлинария Михаиловича Васнецова, Сергея Васильевича Малютина, архитектора-художника Леонида Михайловича Браиловского и зодчего Дидерихса. В жюри были представлены такие корифеи, как Виктор Михайлович Васнецов, Василий Иванович Суриков, Василий Дмитриевич Поленов, Федор Осипович Шехтель, Илларион Александрович Иванов-Шиц, Сергей Устинович Соловьев и Станислав Владиславович Ноаковский.

Первая премия в размере 800 рублей досталась Аполлинарию Васнецову, а вторую присудили Сергею Малютину с вручением 500 рублей. Но по условиям конкурса заказчик имел право выбрать любой понравившийся проект из получивших призовые места. Петр Николаевич Перцов остановился на эскизе работы Малютина.


Архитектура доходного дома Перцовой

В основе нынешней постройки - трехэтажное здание с небольшими оконными проемами, над которым надстроили четвертый уровень уже с большими окнами для устройства там студий для работы художников. Там же был устроен балкон с названием «Беседа царицы», завершением которого стал золоченый купол.

Со стороны Пречистенской набережной возвели четырехэтажный особняк для проживания самих Перцовых, а вдоль Курсового переулка подняли отлетный корпус со стильно устроенным главным подъездом. Фасадные плоскости были богато декорированы майоликовой живописью, выполненной фирмой «Мурава», в которой состояли молодые художники знаменитого Строгановского училища.

Со всей тщательностью подошли к устройству инженерной части. Так, в доходном доме Перцовой не было никаких деревянных перекрытий, а водопроводные и канализационные коммуникации, как и электропроводка, были скрыты в стенах и специальных нишах, недоступных взору жильцов.

В конечном итоге, дом с великим разнообразием архитектурных форм, смотрится вполне органично. Оформление фасадов выполнено в присущих стилю модерн приемах: ассиметричное расположение оконных проемов, оригинальные балконы, богатый декор фасадов, башнеобразные надстройки кровли.

Конек крыши украсили, изначально, золоченой решеткой со львами, а над зеленой башней некогда размещался петух, также покрытый сусальным золотом. Парадные помещения оформили деревянной резьбой, а также богатой росписью стен.

Знаменитые жильцы дома в Соймоновском проезде, 1

Доходным этот дом, в тогдашнем понимании, назвать было сложно. Перцов брал скромную плату за проживание, а главным критерием предоставления жилья был талант. Таким образом, здесь арендовали квартиры и студии художники Михаил Васильевич Нестеров и Константин Федорович Юон, а также артисты МХАТа, один из которых - Никита Федорович Балиев - организовал здесь театр миниатюр «Летучая мышь».

В представлениях артистического кабаре, размещавшегося в подвале дома с 1908 по 1912 годы, участвовали Василий Иванович Качалов, Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, молодые тогда Немирович-Данченко и Станиславский. Здесь пел Александр Николаевич Вертинский, посещал представления Антон Павлович Чехов.

После революции доходный дом Перцовой национализировали. История этого периода связана с проживавшим здесь Львом Давидовичем Троцким, который сначала выбрал для себя апартаменты оригинала Позднякова, устроившего в зале огромную ванну и встречавшего в ней гостей в неизменной тоге, а затем переселившегося в бывший хозяйский особняк со стороны набережной.

Сегодня бывший «дом-сказка» Перцова по адресу Соймоновский проезд, дом 1 занимает одно из управлений МИДа РФ и, к сожалению, проход туда сильно ограничен.

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.

Дом Перцова, или как его еще называют «дом-сказка» расположился на углу и Пречистенской набережной. История этого дома началась в начале XX века. Тогда на берегу Москвы-реки на Пречистенской набережной практически не было жилой застройки, излучина реки была занята лишь складами и сооружениями производственного назначения. Иван Евменьевич Цветков именно здесь присмотрел себе место для художественной галереи. Фасад был нарисован В.М. Васнецовым, а всю внутреннюю отделку коллекционер выполнил сам, выдержав в едином стиле все 12 музейных залов. В 1907 году музей был открыт для посещений.

Но еще на этапе строительства его посещает инженер –путеец Петр Николаевич Перцов, который приходит в восторг от расположения дома, а так же заражается идеей воплощения в древнерусском стиле. Перцов готов последовать примеру коллекционера и покупает угловой участок набережной за немалую по тем временам сумму в 70 тысяч рублей. На участке находился безобразный трехэтажный кирпичный дом, и это делало еще более интересной задачу преобразования имеющегося ансамбля.

Петр Николаевич - человек нового времени. Он отличный инженер, который проложил по России не одну тысячу километров железных дорог, превосходный организатор, умеющий делать деньги и пользоваться ими.

Увлекшись идеей дома на Пречистенской набережной, Перцов ищет лучшее для города и себя решение. Он объявляет закрытый конкурс на проект «доходного дома» в русском стиле, к участию в котором приглашаются знаменитые художники А.М. Васнецов, и С.З. Малютин, автор русской матрешки, архитекторы А.И. Дидерихс и Л.М. Браиловский. Условием конкурса было, чтобы дом «отвечал духу и преданиям Москвы и требованиям современности». Первая премия определялась в 800, вторая в 500 рублей, при этом заказчик оставил за собой право построить любой из понравившихся проектов. В жюри конкурса были приглашены В.М. Васнецов, В.И. Суриков, В.Д. Поленов, Ф.О. Шехтель, И.А. Иванов-Шиц, С.У. Соловьев и С.В. Ноаковский.

Первая премия была присуждена Васнецову, вторая Малютину, но Перцов не согласился с подобным решением. Васнецовский вариант показался ему шаблонным, малютинский, в стиле московского ампира тоже не отвечал первоначальному замыслу. В итоге Петр Николаевич находит среди первоначальных вариантов художника тот, который признает идеальным.

Замысел Малютина заключался в том, что уже существовавшее трехэтажное кирпичное здание предполагалось надстроить четвертым этажом с большими окнами для комнат-студий для художников. По набережной к нему пристраивался четырехэтажный особняк, а со стороны Курсового переулка особый отлетный корпус со стильно разработанным главным подъездом, богато покрытым майоликовой живописью. Все здание завершалось высокими, отдельно разработанными крышами, а стены и фронтоны дома были богато украшены пестрой майоликой. В качестве исполнителей майоликового убранства были привлечены выпускники Строгановского училища, которым работы по перцовскому дому принесли известность и множество заказов.

Перцов лично руководил всеми работами и уделял внимание всем деталям постройки. Все работы велись одновременно, и через четыре месяца после начала работ постройка была закончена. В начале апреля 1907 года квартиры были объявлены к сдаче.

Квартира хозяев располагалась так же в этом доме, но имела особый подъезд со стороны набережной, располагалась на трех этажах. Подвальное помещение было переделано Перцовым под зал для молодежи- в семье росло пятеро детей. Одно время подвал сдавался артистам Московского Художественного театра «Летучая мышь».

События Октябрьской революции обошли стороной Перцова. И он прожил еще тринадцать лет. Похоронил любимую жену. Все дети его эмигрировали, он не последовал за ними, считая себя не вправе отойти от судьбы своей России.

Дом Перцовой (Соймоновский проезд, 1) - уникальное здание, выстроенное в стиле русского модерна в 1905-1907 годах.

Доходный дом был построен по заказу Петра Николаевича Перцова - успешного инженера путей сообщения, однако, фактически его история началась с другого известного человека. Немногим ранее, в 1898 году, известный коллекционер картин Иван Цветков выкупил на Пречистенской набережной участок земли для строительства дома с галереей, проект которого был выполнен художником Виктором Васнецовым. По проекту Васнецова особняк Цветкова был оформлен в русском стиле: с изразцами, резными украшениями и внутренним убранством. Посетивший галерею Перцов был восхищён видами на Москву-реку, Кремль и Храм Христа Спасителя, открывающимися из окон цветковского особняка, и Цветков пообещал посодействовать ему в покупке участка неподалёку при условии, что дом на нём тоже будет оформлен в русском стиле.

Участок был куплен за 70 000 рублей - огромные по тем временам деньги - и оформлен на жену Перцова Зинаиду Алексеевну.

К постройке дома Перцов приступил с завидной ответственностью - на составление проекта им был учреждён конкурс, в жюри которого были приглашены выдающиеся мастера российской архитектуры и искусства: Виктор Васнецов, Фёдор Шехтель, Василий Суриков, Василий Поленов, Илларион Иванов-Шиц и Станислав Ноаковский; был учреждён "призовой фонд". Однако, право окончательного выбора победителя Перцов оставил за собой.

В итоге члены жюри присудили первую премию Аполлинарию Васнецову - брату Виктора Васнецова, но Перцов воспользовался своим правом и выбрал проект обладателя второго места - Сергея Малютина, который к тому времени был известен как автор первой русской матрёшки.

В результате по проекту Малютина архитекторами Николаем Жуковым и Борисом Шнаубертом был выстроен дом, напоминающий сказочный терем и имеющий соответствующее оформление: с изразцами в древнерусском стиле, майоликовыми панно с изображениями мифических животных, существ и растений, фигурами драконов - и даже трубы были выполнены в виде застывших на крыше сов. В строении дома присутствует художественная асимметрия (расположение окон, балконов, башнеобразных возвышений), однако дом выглядит целостно и гармонично, а характерная форма кровли и продолжающие её элементы фасада действительно напоминают крышу русского терема.

Сами хозяева заняли лишь часть дома: остальные квартиры и комнаты сдавались арендаторам, а в подвале в 1908-1910 годах размещалось артистическое кабаре "Летучая мышь", созданное как место творческого отдыха актёров Московского художественного театра.

Пётр Перцов прожил в своём доме всего 15 лет. Будучи одним из хранителей ценностей Храма Христа Спасителя, он выступал в защиту церкви от нападок советской власти, и в 1922 году стал обвиняемым по "делу церковников", получив 5 лет тюремного заключения. Спустя год его досрочно освободили, однако из национализированного к тому моменту дома он был выселен, а квартиру семьи занял сам Лев Троцкий, который прожил здесь вплоть до эмиграции в Мексику.

Интересно некоторое разночтение в названии дома. Несмотря на то, что на табличке на фасаде памятник архитектуры указан как "Доходный жилой дом З.А. Перцевой" (по имени жены Перцова - его официальной владелицы), его часто называют "Дом Перцова" (по самому Петру Николаевичу), а также "Дом Перцовой" - ввиду разночтения фамилии Перцова/Перцева. Употребление "Дом Перцовой" является наиболее распространённым и узнаваемым и используется чаще прочих.

Добраться до доходного дома Перцовой можно пешком от станции метро "Кропоткинская".

Доходный дом Перцовой в Москве - одна из удивительнейших достопримечательностей столицы. История его основания - это история воплощения в жизнь мечты творческого человека.

Кто автор проекта такого здания?

Идея создания необычного дома с квартирами для жильцов и студиями художников возникла у П. Н. Перцова, который проживал в Москве в начале двадцатого века. Являясь превосходным инженером и большим любителем искусства, Петр Николаевич устроил закрытый конкурс на лучший проект дома. Он назначил премию в размере 800 рублей тому, чей проект займет первое место, и 500 рублей за второе.

По его замыслу, дом Перцовой должен был отображать дух русского зодчества и традиций, но в то же время быть современным. Свои работы на суд жюри представил художник С. В. Милютин, архитектор А. И. Дидерихс, архитектор-художник Л. М. Браиловский. Первая премия досталась Васнецову. Но Перцов решил все же строить по проекту Милютина (автора росписи первой русской матрешки), поскольку он был не столь стандартным.

Дом Перцовой в Москве. Описание

Это здание в богато декорированное, было построено за два года. Дом Перцовой получился изысканным и великолепным. Сооружение из красного кирпича, в фасаде которого просматриваются мотивы древнеславянского терема, выглядит как органичное целое. Поражают взгляд туриста и асимметрично расположенные окна, балконы, необычные башнеобразные выступы кровли. Балконы, декорированные скульптурами драконов, золоченая решетка со львами, установленная на коньке крыши. А над зеленой башней, на крыше возвышается золоченый петух. Фасад богато украшен майоликовыми панно с изображением солнца, быка, рыб, медведей и прочих животных в причудливом виде.

Интересная история украшения простенков между окнами четвертого этажа и фронтонов майоликой. В те времена в Москве существовала некая фирма «Мурава». Ее организовали молодые художники Ребята были талантливые, готовые проявить свои креативные способности, но, к сожалению, малоизвестные. Ведь все состоятельные люди предпочитали иметь дело с мастистыми, именитыми художниками. Так что артель находилась в одном шаге от закрытия. Перцов не прогадал, доверив свой заказ этой фирме. Молодые художники смогли реализовать свой могучий творческий потенциал, учитывая при этом все пожелания и вкусы клиента.

При строительстве дома были соблюдены и требования заказчика относительно современных технологий. В доме отсутствовали Электрическая проводка, водопровод, канализационные коммуникации были тщательно скрыты.

Интерьер дома

Внутреннее убранство дома было не менее великолепно, чем внешнее. Спальни были с нишами, а курительные комнаты оформлены в восточном стиле. Оригинальные и лестницы, украшенные уникальной резьбой.

Для оформления парадных покоев были приглашены лучшие мастера Доходный дом Перцовой предоставлял квартиры жильцам разных социальных прослоек. Были варианты для богачей и для жильцов победнее. Всего в доме было около 400 квартир, разных по кубатуре. В здании имелось восемнадцать лифтов, телефоны, ванны общего пользования и читальня для жильцов.

Кроме частных квартир, в доме разместился магазин кондитерских изделий «Миньон» и несколько контор различной важности. В стенах дома находилось издательство «Арс», которое выпускало журнал «На берегах Невы». Дом Перцовой был настолько уютным и современным, что желающих поселиться в нем было гораздо больше, нежели квартир.

Подвал чудного дома. Описание

Туристов весьма заинтересует история подвала дома Перцова. Именно здесь располагалось культовое, как сейчас принято говорить, кафе «Летучая мышь». В нем собирались самые знаменитые представители столичной богемы. Преимущественно это были артисты Московского художественного театра. К примеру, В. И. Шверубович, талантливейший артист своего времени всемирно известный под псевдонимом Качалов. Часто здесь выступала жена А. П. Чехова, выдающаяся актриса О. Л. Книппер-Чехова. А прославленный Немирович-Данченко был дирижером созданного из числа актеров и успешно выступающего любительского оркестра. Его друг и соратник К. С. Станиславский демонстрировал невиданные чудеса черной и белой магии. О том, какая атмосфера царила в кафе, можно судить по пункту из устава «Не обижаться». Актеры и прочие посетители кафе проявляли себя здесь в абсолютно иных амплуа, иногда противоположных действительности.

Квартира самих хозяев была отделана панелями из красного дерева, столовая - из резного дуба, карнизы и наличники, покрытые диковинной резьбой, были изготовлены из березы. Был оборудован даже посудный лифт для спуска блюд из кухни в буфет при столовой. В комнатах размещались полотна знаменитых художников.

Период правления большевиков. Что с домом происходило?

После захвата власти большевиками дом Перцовой в Москве был национализирован, а дорогие квартиры захватили новоявленные борцы за счастье народа. К примеру, на самую оригинальную четырехкомнатную квартиру некоего чудака Позднякова положил глаз Л. Д. Троцкий. Затем он переехал в личные покои хозяев дама, не забыв присвоить при этом их уникальные вещи: редкие картины, скульптуры, мебель, вазы и прочее. Чем вызывал восхищение иностранных дипломатов, которые будучи на приемах в особняке Троцкого, выражали свое изумление изысканным вкусом Льва Давидовыча.

Они не подозревали, что тот всего лишь отнял все эти произведения искусства и прочие аксессуары у истинных владельцев дома Перцовых. Между тем самого создателя необычного дома вначале выселили из его жилища, а затем отправили в тюрьму, поскольку Николай Петрович открыто выступал против разрушения храмов. Он просидел в тюрьме около 3 лет, а затем был выпущен на свободу.

Адрес

Где находится дом Перцовой в Москве? Адрес его следующий: 1-й Курсовой переулок, 1. Хотя на доме висит указатель с надписью «Пречистенская набережная, 35».

Как доехать?

Туристу, чтобы добраться до столь уникальной достопримечательности, следует зайти в метро и доехать до станции под названием «Кропоткинская». При выходе из метро необходимо идти в сторону указателя «Остоженка, Пречистенка, Соймоновский проезд». В этом направлении пройдя метров четыреста, турист сможет лицезреть описанный выше доходный дом Перцовой в Москве, фото которого представлено в статье. Правда, былого великолепия уже, к сожалению, нет.

Дом Перцовой в Москве. Что там сейчас?

В пятидесятых годах прошлого века здесь, кроме всего прочего, находилось общежитие привокзального почтамта.

Ныне в здании размещается театр «Комедианты». А также в доме находится несколько танцевальных и дизайнерских студий, центров, офисов, клубов. Почтовое отделение и прокуратура центрального района тоже разместились в этом интересном доме.

Туристы смогут найти здесь кров и вкусно поесть, поскольку в здании расположилось несколько мини-гостиниц и мини-отелей, а также заведения общественного питания.

Небольшое заключение

Теперь вы знаете, где находится дом Перцовой, а также как он выглядит. Мы еще затронули тему создания проекта, возведения самого здания. Надеемся, что информация, представленная в статье, была вам интересна и полезна.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх