Божественный Микеланджело. Сцены оплакивания Христа

Оплакивание Христа. Микеланджело

Самая известная и самая великолепная работа гения Микеланджело Буонарроти, датируемая 1499 годом. Находиться в соборе Святого Петра в Ватикане

Смерть и сопровождающая ее скорбь словно содержатся в мраморе, из которого изваяна скульптура. Соотношение фигур таково, что они образуют низкий треугольник, точнее, коническую структуру. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. Микеланджело изобразил Богоматерь молодой, словно это не Мать и Сын, а сестра, оплакивающая безвременную смерть брата. Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники. Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте. В начале молитвы св. Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: "Vergine Madre, figlia del tuo figlio" – "Богоматерь, дочь своего Сына".

1496 г. молодой скульптор Микеланджело Буонаротти в поисках работы и влиятельных покровителей приезжает в Рим. Ему 21 год. За его спиной год учебы в мастерской известного флорентийского живописца Доменика Гирландайо, где он прошел хорошую школу рисунка и в совершенстве изучил анатомию и перспективу. Затем обучение в художественной школе, основанной Лоренцо Великолепным в "Садах" Медичи при монастыре Сан Марко. Скульптура оказалась именно тем видом искусства, которое наиболее отвечало художественному дарованию юноши. Впоследствии он, шутя, скажет своему биографу Джорджо Вазари: "…из молока своей кормилицы извлек я резец и молот, которыми создаю свои статуи", имея в виду, что эта кормилица была женой каменщика.
Довольно скоро у него появился влиятельный покровитель - Якопо Галли, богатый банкир и собиратель античных древностей. Для него Микеланджело исполнил мраморную статую античного бога вина Вакха. Он же помог художнику заключить договор с французским кардиналом Жаном Билэром де Лагрола на скульптурную группу "Оплакивание Христа", так называемую "Пьету". В договоре Галли ручался, что Микеланджело закончит "упомянутое" произведение в течение года и что это будет лучшее мраморное изваяние, существующее сегодня в Риме, и что ни один мастер в наши дни не сделает его лучше. Скульптор трудился над ней два года, ему исполнилось всего 25 лет!

Создавая свое "Оплакивание", Микеланджело ограничился изображением только двух фигур: сидящей богоматери и лежащего у нее на коленях тела мертвого Христа, хотя обычно в подобных композициях изображалось несколько человек. Мария выглядит очень юной. Она кажется, скорее, сестрой Иисуса, чем его матерью. На необычный облик мадонны обратили внимание уже современники скульптора. Оправдываясь, он говорил, что непорочные девы не стареют, а у Божьей матери молодость поддерживалась особой благодатью. На самом деле он просто стремился соединить античный идеал красоты с христианской идеей. Прекрасное лицо Марии выражает глубокую печаль и внутреннюю сосредоточенность. И жест ее левой руки тоже передает состояние души богоматери - "в нем и сила ее скорбного чувства, и сознание трагической неизбежности случившегося и безмолвный вопрос".
"Пьета" принадлежит к наиболее законченным работам Микеланджело, в ней все гармонично и уравновешенно. Чтобы добиться такого впечатления, скульптору пришлось преодолеть немало трудностей. Особенно сложно было соединить две фигуры, взятые в натуральную величину в одну композицию и при этом не нарушить естественных пропорций и равновесия.
Римская "Пьета" сделала Микеланджело известным во всей Италии. "Все понимали, что этот мастер не только превосходил всех своих современников и предшественников, но мог соперничать с древними мастерами".

Вазари сообщает, что прекрасное произведение вызвало всеобщий восторг, когда было установлено в капелле девы Марии в соборе св. Петра. Микеланджело часто приходил туда, и однажды он стал невольным свидетелем разговора каких-то ломбардцев, которые утверждали, что скульптуру сделал миланский мастер Гоббо. В ту же ночь при свете фонаря он вырезал на перевязи, идущей через левое плечо свое имя - "Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил". Это - единственное произведение, подписанное самим Микеланджело.

Три Пьеты Микеланджело

"Пьета". 1499 Мрамор. Высота 174 см. Собор Святого Петра, Ватикан

Stanislav Traykov, Niabot (cut out) - Image:Michelangelo"s Pieta 5450.jpg

Сюжет «Пьета» (перевод с итальянского pietà - жалость) вошёл в творчество Микеланджело с заказом кардинала Жана Билэра. Эта скульптурная группа, изображающая прощание девы Марии, со снятым с креста своим сыном, высеченная из цельного куска мрамора, предназначалась для гробницы кардинала. Микеланджело начал работать над скульптурой будучи 23 летним молодым человеком и конечно для него Жизнь, Смерть были отдалённой схоластической субстанцией, связанной только воспоминаниями о почившей в молодом возрасте матери и темой, часто обсуждаемой на философских диспутах Платоновской академии, созданной Марсилио Фичино, где юный ваятель был постоянным гостем. Рассматривая данную работу, оценивая уровень и глубину размышлений гуманитариев тех времён мы видим, что для них, как и для нас, главными составляющими при определении добра и зла являлись любовь и милосердие.

В сложившейся иконографии образа Марии мы привыкли видеть страдающею пожилую женщину. Но здесь перед нами предстаёт скорее добрый юный ангел, посланный божьим промыслом, чтобы одной ногой, ступив на голую, грешную землю, покрыть её многочисленными, разнообразными складками материи, дарующими жизнь. Чтобы, приподняв коченеющее тело Христово, прикрывая его плащом не дать ему окончательно поникнуть и за тем снова вернуть его небесам. Взор Марии печально устремлён на нанесённые раны. Её другая рука вопрошающе откинута в сторону: «за что?» Не должны сыны человеческие мучить сынов человеческих. «Пьета» была первой работой, принёсшей молодому скульптору заслуженную известность и мировую славу. Тема «оплакивания » настолько проникла в него, что в последствии, не один раз снова и снова Микеланджело будет возвращаться к ней. И каждая новая композиция будет по своим изобразительным средствам становиться лаконичней и выразительней предыдущей.

Пьета (Положение во гроб) собора Санта Мария дель Фьоре. Мрамор. Ок. 1547-1555. Флоренция


https://otvet.mail.ru/question/199614220

"Дух и талант Микеланджело не могли оставаться без дела, а так как писать он уже не мог, он принялся за глыбу мрамора, чтобы высечь из нее четыре круглые статуи, превышающие рост живых людей, создав Мертвого Христа для собственного удовлетворения и препровождения времени, и, как он сам говорил, потому, что работа молотком сохраняет в его теле здоровье. Этого Христа, снятого с креста, держит Богоматерь, подхватывая же его снизу, ей с усилием помогает стоящий в ногах Никодим, которому, в свою очередь, помогает одна из Марий, видя, что силы матери иссякают и что, побежденная скорбью, она не выдержит. Мертвого же тела, подобного телу Христа, не увидишь нигде: падая с расслабленными членами, оно в своем положении совершенно отлично не только от других изображавшихся им мертвых тел, но и от всех когда-либо изображавшихся: работа трудная, редкая - из одного куска и поистине божественная; и она, как будет сказано ниже, осталась незавершенной и претерпела много невзгод, хотя и хотелось ему, чтобы она стала его надгробием перед алтарем, где он собирался ее поставить...
Для времяпрепровождения Микеланджело работал почти ежедневно над тем Оплакиванием из четырех фигур, о котором уже говорилось и которое он как раз тогда и разбил по следующим причинам: действительно, в камне было много наждаку и был он твердым, и от резца часто сыпались искры, или возможно, что человек этот судил о себе так строго, что не удовлетворялся никогда тем, что делал...
Навестив однажды Микеланджело в его доме, где находилось и разбитое Оплакивание, он в ходе продолжительной беседы задал ему вопрос, почему он разбил и погубил плод столь дивных трудов, а тот ответил, что виноват в этом несносный Урбино, его слуга, который что ни день понукал его завершить работу, и что, между прочим, отломился там кусок локтя у Мадонны, а он ее и раньше возненавидел, так как очень много пришлось с ней возиться из-за трещины, которая была в камне, и вот, наконец, лопнуло у него терпение, он ее и разбил и хотел совсем все разбить, если бы Антонио, слуга его, не посоветовал подарить ее ему такой, какая она есть. Услышав это, Тиберио рассказал обо всем Бандини, которому хотелось иметь что-нибудь выполненное рукой Микеланджело; тогда Бандини уговорил Тиберио пообещать Антонио двести скудо золотом и сам попросил Микеланджело разрешить Тиберио закончить работу для Бандини по моделям Микеланджело, труды которого даром не пропадут. Микеланджело согласился и сделал им этот подарок. Работу тотчас же оттуда унесли, а Тиберио сложил ее вместе и восстановил не знаю уж сколько ее кусков, но из-за смерти Бандини, Микеланджело и Тиберио она так и осталась незаконченной" Вазари.

В 1541 году Микеланджело закончил фреску «Страшный суд» для алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане. Работы над ней продолжались четыре года. Ещё не завершённой, фреска подверглась жёсткой критике. Обнажённые тела с неприкрытыми гениталиями, некоторые кардиналы сочли неуместными и художника готовы были обвинить в ереси. Эта нервная остановка не могла не сказаться на здоровье. Силы таяли. К живописи он больше не вернулся. Живопись, так и не став его основной музой, осталась где-то в стороне. В эти годы Микеланджело нашёл прибежище в архитектуре, получив назначение главным архитектором собора Святого Петра и ещё с ним осталась его скульптура. Новая пьета предназначалась стать надгробием над его могилой и в ней он высек свой двойной портрет и аллегории искусств, в которых довелось мастеру проявить себя и роль, которую эти искусства сыграли в его жизни. Никодима, послужившего образом скульптуры, Микеланджело наделил своими чертами, а в умершем обнажённом теле он запечатлел свою истерзанную душу. Дева Мария, поддерживающая это тело, стала символом архитектуры. В Марии Магдалине, стоящей несколько поодаль – подразумевалась живопись.

«Пьета Ронданини» (1555-1564) Мрамор. Замок Сфорцеско в Милане

«Пьету Ронданини» Микеланджело начал в 1555 году. В ней скульптор вновь вернулся к двух фигурной композиции. По первоначальному замыслу в образе Марии слились воедино и Мать, явившая его на этот свет и его Судьба и Провидение, поднявшие сознание на внеземной уровень и теперь, когда пришёл назначенный час с этой высоты все они возложили на него свои руки, взирая, как он, слабеющими ногами ощупывает место своего последнего пристанища. И по этому замыслу его руки должны были быть раскинуты и это состояние их должно было символизировать, что его дух, невзирая на приготовленную ему участь, ещё не готов покинуть любимую им Землю. Но в 1564 году Великий Мастер отошёл в иной мир. Ещё за 6 дней до кончины он работал над своей последней пьетой. Незадолго до этого он поменял положение рук, прижав их к телу Марии. И от этой перестановки с повествовательной композиция превратилась в эмоциональную. Самым главным элементом стали мышцы его слабеющих ног. И в этих мышцах всё: и прощание, и боль, и безысходность, и человеческая трагедия.

Используемые материалы.

Пьета на итальянском звучит как Pietà и обозначает сочувствие, сострадание. Ватиканская пьета – это иконографическая сцена, на которой дева Мария оплакивает мертвого Христа. Она считается первой и наиболее выдающейся работой Микеланджело Буонарроти. Её копии находятся во многих католических храмах мира, но единственный оригинал уже более 500 лет хранится в соборе Святого Петра в Риме.

История

В 1498 году кардинал, являющийся послом французского короля Карла VIII при дворе папы Александра VI Борджиа, Жан Билэр де Лагрола обратился к юному Микеланджело с интересной просьбой. Он пожелал изготовить скульптуру для украшения капеллы Святой Петрониллы в соборе Святого Петра, на тот момент принадлежавшей королю Франции.

Посредником сделки выступил влиятельный римский банкир, а по совместительству друг и покровитель Буонарроти, Якопо Галли. Только благодаря ему 23-летний скульптор удостоился такой чести. Изначально были созданы эскизы, наняты помощники, выбран мрамор. И только потом, 26 августа 1498 года, контракт подписали официально. На работу отводился год, а стоимость её превышала 450 золотых дукатов, что являлось немыслимо крупным состоянием.

В 1499 году мастер закончил произведение, размеры которого впечатляли - 174×195×69 см. Годом позднее скульптурную группу поместили в храме Святого Петра, где она находится по сей день. Пьедестал к ней был изготовлен другим скульптором по имени Франческо Борромини позднее - в 1626 году.

В современной истории большой ажиотаж вокруг статуи возник в 1972 году, когда на неё совершил нападение венгр Ласло Тот. Он страдал душевным расстройством. Во время нападения он кричал, что является Иисусом Христом, и ненавидит эту пьету. При помощи молотка он изувечил лицо и руку фигуры Богородицы, затем его успели оттащить.

Статую удалось полностью восстановить, а после реставрации её поместили под пуленепробиваемое стекло.

Ценители искусства утверждают, что решение в корне неверно, ведь теперь увидеть скульптуру можно только со значительного расстояния и одного ракурса, из-за чего невозможно её полноценное восприятие.

Впрочем, у каждого своё мнение.

Описание

Пьета Микеланджело отличается тем, что имеет не крестообразную, а коническую композицию. Автор предполагал, что только такой вариант приведет к обретению внутренней динамики и объединит обе фигуры воедино.

Несмотря на слияние фигур, просматривается противопоставление живого и мертвого, мужского и женского, нагого и прикрытого. Это ощущается в застывшем напряжении, но не мешает любоваться статуей, испытывая блаженное благоговение.

Искусствоведы относят произведение к кватроченто и Высокому Возрождению, только в особом, уникальном смысле. Итальянский мастер решил иначе взглянуть на сцену, изобразив Мадонну не старой, а молодой, прекрасной и скорбящей.

Некоторые исследователи считают, что Микеланджело хотел таким образом подчеркнуть, что святость и целомудрие сохраняют молодость. Другие уверены, что он передал через лицо Мадонны тоску по собственной матери, умершей слишком рано.

Однако наиболее достоверной является версия, что скульптор руководствовался соображениями из анатомии. Он думал, что скорбь на юном лице будет выглядеть выразительнее. Впрочем, автор не изобразил Марию тонущей в горе. Её лицо остаётся удивительно красивым, живым и свежим. Горе читается в глубине её жестов, позе, инстинктивном стремлении защитить сына.

Правдоподобно изображен и сам Христос. Его тело кажется тяжелым, а вид и положение конечностей указывает на трупное окоченение. Его безжизненное лицо передаёт пережитые страдания и невероятную муку, которую Иисус испытывал перед смертью, осознавая жуткую суть этого мира.

Отдельное внимание стоит уделить контрасту, который создан между лицом и одеянием Мадонны. Её голова кажется легкой и юной, но крупные, ломающиеся складки платья отчетливо передают духовную и физическую мощь девушки. Также они служат своеобразным пьедесталом для пирамидальной композиции, подчеркивают излом тела Христа, драматически лежащего на коленях матери.

Особенности

Главной особенностью пьеты Микеланджело является наличие подписи автора. Это единственная работа, подписанная им. Историки считают, что он сделал так, подслушав разговор зевак. Они спорили о том, чьей руке принадлежит авторство скульптуры. Озабоченный этим мастер решил, что обязан оставить «автограф» потомкам.

Другая особенность исходит из предположения искусствоведа Димитрио Мартинелли. Он считал, что в композиции существует противопоставление горизонтальному и вертикальному, что образует крест. В январе 2017 года гипотеза была опровергнута группой историков во главе с Джованни Кисселино. Ученые изучили архивы Ватикана и обнаружили косвенные свидетельства того, что одна из задумок автора кроется в отражение канонического треугольника. Это явление крайне нетипично для католической культуры, а, значит, фигуры ничего общего с крестом не имели.

Оплакивание Христа отличается также пропорциями. Ученые высчитали, что если поставить фигуры прямо, то рост Иисуса составит не меньше 175 см, а рост Мадонны – приблизительно 205 см. Такие пропорции необходимы, чтобы скульптура не теряла равновесия.

К тому же, если приглядеться, становится видно, что голова Марии значительно больше, чем голова её сына. Понятно, что она по габаритам превышает Христа, но голова особенно выделяется. Искусствоведы считают, что Буонарроти прибегнул к такому приёму, чтобы добиться легкости, с которой Мадонна держит на руках взрослого Иисуса. Богородица весьма массивна, что привлекает внимание. Но её милые черты лица смягчают эффект.

Бросается в глаза и невероятная детализация композиции. Мастер владел особой техникой и умел обозначить анатомические подробности, что придавало его шедеврам утонченной натуральности. Данная статуя стала наиболее сильной работой итальянского скульптора, ведь именно в ней он сумел с такой четкостью и одновременно нежностью передать человеческие страдания, скорбь, любовь.

Полезная информация

Пьета Микеланджело расположена справа от входа в . Посмотреть на неё можно бесплатно, потребуется только заплатить за вход в сам храм.

Цена билета зависит от того, каким способом желаете пройти экскурсию. Полноценное пешеходное восхождение к церкви по 551 ступени стоит 6 евро, 320 ступеней, а затем лифт – 8 евро. Дети до 12 лет проходят без оплаты. Стоимость указана в качестве туриста из группы, индивидуальный же билет стоит около 13 евро.

Добраться до собора удобнее всего на метро . Ближайшей станцией является Ottaviano на красной ветке. Выйдя из метро, нужно повернуть налево и пройти 10-15 минут по улице под названием via Ottaviano. Она упирается в площадь и сам собор Святого Петра.

При желании, можно пройтись пешком от некоторых достопримечательностей. Дорога от знаменитого фонтана ди Треви или площади Испании займет не более 30 минут. Зато променад точно запомнится, ведь по пути встретится еще масса интересных туристических мест.

Контакты

Точный адрес собора: Piazza San Pietro.

Время работы: в летний период, который длится с 1 апреля по 30 сентября - с 07:00 до 19:00. В зимний период с 1 октября по 31 марта двери храма открыты для туристов с 07:00 до 18:30.

Официальный сайт Ватикана: vatican.va

В самом сердце Ватикана - Базилике Святого Петра - находится бесподобная скульптурная группа «Пьета» (итал. pieta - милосердие), одна из самых известных работ великого сына Италии Микеланджело Буонаротти. В возрасте двадцати четырех лет еще никому не известный итальянец создал композицию «Оплакивание Христа», изображающую фигуру Девы Марии, скорбящей над безжизненным телом Иисуса.

Конечно, осматривать основные достопримечательности Ватикана интереснее и лучше в компании гида Но если вы решили посетить Пьету самостоятельно - ниже для вас наша полезная информация.

История необычной скульптуры

Прибыв в 1496 году в Рим, 21-летний Микеланджело довольно скоро знакомится с состоятельным финансистом и знаменитым собирателем памятников прошлого Якопо Галли. Благодаря посредничеству своего нового влиятельного покровителя, начинающий скульптор получает солидный заказ от французского духовного лица Католической церкви. Кардинал Жан Билэр де Лагрола заключает с юным мастером договор, согласно которому скульптору отводится год для создания надгробной Пьеты в Соборе Святого Петра. Но Микеланджело не уложился в обозначенные сроки, он трудился почти два года.

Скульптурная группа «Пьета» поражает великолепным мастерством композиции и человечностью выполненных образов. Практически всегда в аналогичных работах были задействованы одновременно несколько героев, а не два, как у итальянца. Во время работы перед молодым скульптором стояла непростая задача: нужно было соединить в единую композицию стоящую и лежащую фигуры, не нарушая при этом естественные пропорции и гармонию.

Преодолев все сложности, Микеланджело превосходно справился с заказом французского кардинала. Выполненная работа прославила неизвестного до этого времени скульптора на всю страну и за ее пределами. Мастерство и талант Микеланджело позволили ему встать в один ряд не только со своими современниками, но и со знаменитыми предшественниками.

Автограф Микеланджело

«Оплакивание Христа» - единственная работа известного итальянского гения, на которой он оставил свою подпись.

После установки скульптурной композиции в Соборе Святого Петра мастер частенько туда заходил, чтобы лишний раз полюбоваться собственным произведением. Но однажды молодой итальянец услышал разговор, в котором собеседники автором его творения ошибочно называли другого скульптора - миланца Гоббо. Микеланджело не позволил себе вмешаться в разговор. Вместо этого ближайшей ночью он красиво высек на складке платья Девы Марии фразу: «Микеланджело Буонаротти флорентинец исполнил».

Акт вандализма

Шедевр Микеланджело Буонаротти сохранился до настоящего время. Скульптурная группа по-прежнему находится в Ватикане, в Базилике Святого Петра, но после трагических событий, произошедших в 1972 году, рассмотреть ее можно только через пуленепробиваемое стекло.


Установка защитной конструкции была произведена после совершенного по отношению к скульптуре акта вандализма. Ласло Тот, геолог из Австралии, возомнивший себя Христом, восставшим из мертвых, нанес пятнадцать ударов скальным молотком по знаменитым фигурам. Оцепеневшие от ужаса посетители не сразу поняли, что происходит, и слишком поздно схватили сумасшедшего человека. Безумец успел причинить серьезный вред творению Микеланджело - рука Марии была отбита до локтя, ее нос и левый глаз тоже пострадали от действий вандала. Имелись также и другие небольшие повреждения. Скульптуре «Пьета» потребовалась реставрация.

Сегодня отреставрированная работа великого Микеланджело является украшением Базилики Святого Петра, вызывая, как и прежде, искреннее восхищение зрителей.

Добро пожаловать на интересные экскурсии в Риме и Ватикане

Декабрь 1, 2018

В соборе Святого Петра в Ватикане хранится одно из величайших скульптурных произведений, сделанных когда-либо рукой человека. Пьета Микеланджело бесспорно относится к выдающимся примерам искусства эпохи Возрождения. А по силе эмоционального воздействия она до сих пор не имеет себе равных! Характерно, что ни одна из множественных копий, которые можно увидеть в разных католических соборах мира, не способна передать даже малой доли подобных чувств.


Скульптура изображает скорбящий образ девы Марии, удерживающей на своих коленях безжизненное тело Иисуса, только что снятого с креста. Подобный сюжет, кстати, не подтвержденный ни в одном тексте Евангелия, использовался, тем не менее, довольно-таки часто в католической иконографии того времени и отражал, главным образом, случившуюся трагедию. Интерпретация Микеланджело Буонарроти, воплощенная в мраморе, представляет собой религиозное видение смерти через спокойный и умиротворенный облик Божьего сына. Она впервые в истории искусства уравновешивает натурализм обнаженного тела с идеалами классической красоты эпохи Возрождения, что стало беспрецедентным в итальянской скульптуре.

Пьета Микеладжело появилась во время первого пребывания Буонаротти в Риме, куда он приехал в конце июня 1496 года по приглашению римского аристократа и банкира Яколо Галли. Являясь посредником и гарантом в различных комитетах, связанных с группой кардиналов, Галли предложил начинающему талантливому зодчему ряд заказов. Одно из предложений поступило от кардинала Жана Билереса де Лаграуласа, служившего послом короля Франции Карла VIII при Святом Престоле. Священнослужитель пожелал изготовить достойный своей персоны надгробный памятник.

Получив первоначальный авансовый платеж за заказ, в марте 1498 года Микеланджело отправился в один из карьеров горы Альтиссимо в Апуанских Альпах, чтобы лично выбрать в каменоломнях Каррары мраморный блок для будущей статуи. Материал из этих мест, отличавшийся особой белой чистотой и мелкой зернистостью горной породы, более всего подходил для изготовления деликатных скульптурных произведений. Пьета Микеланджело была завершена в 1499г. (по другим источникам – в 1500г.), т.е. когда мастеру было всего лишь около 25 лет.

Pieta — Скорбь


Скульптурное надгробие кардинала, изготовленное из цельного куска белого каррарского мрамора высотой в 174 см и массой более двух с половиной тонн, вызвало всеобщее восхищение у именитых современников. Они оценили работу начинающего мастера как величайшее произведение искусства. Тем не менее, вскоре после установки Пьеты, Микеланджело стал случайным свидетелем разговора нескольких приехавших в Рим из Ломбардии художников, приписывавших авторство памятника скульптору из Милана Кристофоро Солари. Юноша заперся на ночь в храме и подписал статую.

Подпись, высеченная Микеланджело

Надпись, которая гласит: «Микеланджело Буонарроти флорентиец сделал», можно отчетливо видеть на перевязи, лежащей поверх мантии Богородицы. Эта скульптура – единственная, которую мастер когда-либо подписывал. По свидетельству итальянского художника и писателя Джорджо Вазари, впоследствии Микеланджело сожалел об этом своем порыве гордости и поклялся больше никогда не подписывать свои работы.

Изначально Пьета Микеланджело, как это и было согласовано в договоре, украсила надгробие в южном трансепте старой церкви Санта Петронилла, которую кардинал избрал в качестве своей погребальной часовни. Так как эта часовня была разрушена архитектором Донато Браманте в ходе начавшегося в 1506г строительства нового собора Святого Петра, Пьета Микеланджело до 1517 года временно заняла свое место в ризнице часовни Санта Мария делла Феббре, располагавшейся рядом со старой базиликой. В1568г. скульптурную группу поместили на алтарь Санта Симона и Иуды в старом Сикстинском хоре базилики Святого Петра. После завершения всех работ, в ноябре 1626 г.– ее переместили в новый хор. При этом потребовалось сделать новое основание для статуи. Его изготовил Франческо Борромини. Текущее местоположение – в первой капелле от входа в правом нефе – Пьета Микеланджело заняла в 1749 году.

Фотографическое изображение статуи начала прошлого века

Многочисленные перемещения не самым лучшим образом отразились на состоянии скульптуры. Четыре пальца на левой руке Девы Марии, сломанные во время движения, были восстановлены в 1736 году Джузеппе Лириони. Эта первая серьезная реставрация впоследствии вызвала неоднозначные мнения у многих ученых относительно того, насколько Джузеппе в своей работе позволил определенные вольности, чтобы сделать жест Богородицы более риторическим.

Фрагмент статуи

Тем не менее, рентгеновский анализ Пьеты Микеланджело, проведенный в ходе подготовки скульптуры для ее показа в павильоне Ватикана на Всемирной выставке 1964 года в Нью-Йорке, не выявил никаких критических уязвимостей. И это лишний раз явилось свидетельством того, насколько тщательно мастер отнесся к выбору мраморного блока.

Показ скульптуры в павильоне Ватикана на Всемирной выставке в Нью-Йорке. 1964 год

В 1972 году Пьета Микеланджело подверглась беспрецедентному акту вандализма. 21 мая душевнобольной Ласло Тот, родом из Венгрии, несколькими ударами скального молотка, сильно повредил статую, отбив левую руку и практически уничтожив скорбное обличие Мадонны.





Разбросанные вокруг скульптуры отбитые фрагменты немедленно подбирались столпившимися зеваками в качестве бесплатных сувениров. Многие из них впоследствии были возвращены – посылки приходили даже из Америки.

Это интересно!

Некоторые довольно авторитетные культурологи высказывались против восстановления изуродованной статуи, предлагая оставить ее в таком виде в назидание последующим поколениям в качестве невинной жертвы. Черту под разногласиями подвел Деоклечио Редиж де Кампос, назначенный руководителем реставрационных работ, заявив, что «Пьета Микеланджело черпает свою выразительную силу от духовной чистоты, воплощенной в мраморе. И даже простая царапина на ней беспокоит более, чем отсутствие рук Венеры Милосской».


Длившиеся девять месяцев восстановительные работы были практически завершены к концу 1972 года. 21 декабря папа Павел VI помолился перед статуей и поблагодарил всех людей, которые сделали это чудо. Помещенная за пуленепробиваемым стеклом, Пьета Микеланджело была возвращена верующим 25 марта 1973 года.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх