Сборник идеальных эссе по обществознанию.

Художественный мир Чехова бесконечно сложен, многогранен, лишен какой-либо однолинейности. Писателю открыто было все несовершенство жизни, понятен был глубокий трагизм человеческого существования. Поэтому закономерно, что в пьесу “Вишневый сад” входит тема “недотепства”. Чехов изображает несчастных, страдающих людей. Круг “недотеп” достаточно широк, хотя слово “недотепа” употребляется в пьесе по отношению только к четырем персонажам: Яше, Дуняше, Пете Трофимову, Фирсу...
Лакей Яша мечтает лишь о блестящей парижской жизни и, разумеется, не осознает своего духовного убожества. Но в этой искаженности и огрубелости русского человека заключается одно из проявлений того самого “недотепства”, которое так тонко почувствовал старик Фирс.
Судьба гувернантки Шарлотты Ивановны - это еще одна вариация на тему “недотепства”. Безвыходным одиночеством и тоской проникнуто ее признание: “….Когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить… А откуда я и кто я - не знаю...”
Конторщик Епиходов имеет весьма красноречивое прозвище - “двадцать два несчастья”. И действительно, любовь Епиходова отвергнута, претензии на образованность не имеют под собой.основания. Чехов точно передает смутную неудовлетворенность конторщика жизнью: “Я развитой человек, но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться”.
К “недотепам” относится и престарелый лакей Фирс. Перед нами верный раб, считающий отмену крепостного права несчастьем. В этом человеке так и не пробудилось достоинство, духовного раскрепощения не произошло. Мы видим, как трогательно 87-летний Фирс заботится о Гаеве. Тем страшнее и безысходнее финал пьесы...
Обратимся теперь к образам бывших хозяев вишневого сада. Раневская и Гаев - “недотепы” в полном смысле этого слова. Они давно утратили ощущение реальности и надеются на маловероятную помощь богатой ярославской тетушки, отвергая вполне осуществимый план спасения имения. Трагедия этих людей не в том, что они разорились, а в измельчании их чувств, в утрате последнего напоминания о детстве - вишневого сада.
Страдания Раневской и Гаева совершенно искренни, хотя и принимают несколько фарсовую форму.- Жизнь Раневской не лишена драматизма: умирает муж, трагически гибнет семилетний сын Гриша, бросает любовник… Любовь Андреевна, по ее же собственному признанию, не может бороться со своими чувствами даже тогда, когда понимает, что обманута любимым. В излишней сконцентрированности героини на собственных переживаниях есть немалая доля эгоизма, отстраненности от чужих страданий и лишений. О смерти старой няни Раневская говорит за чашкой кофе. В свою очередь, воспоминания об умершей Анастасии не мешают Гаеву достать заветную коробочку леденцов...
Глубоко несчастны в пьесе “Вишневый сад” и Аня, Варя, Петя Трофимов. Конечно, страдания молодых не так бросаются в глаза. 27-летний Петя - идеалист и мечтатель, но и он подвластен неумолимому ходу времени. “Какой вы стали некрасивый, Петя, как постарели!” - замечает Варя. Трофимов считает себя “выше любви”, но именно любви ему не хватает. “Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа”, - точно угадывает Раневская причину Петиной неустроенности в жизни.
К “недотепам” в пьесе “Вишневый сад” должен быть отнесен и Ермолай Лопахин. Петя Трофимов прав, когда говорит о его “нежной душе”. В двойственности Лопахина заключается трагическая противоречивость его образа. В своих отношениях с Варей герой предельно скован, робок. Он, в сущности, столь же одинок и несчастен, как и окружающие.
Пьеса “Вишневый сад” кончается грустным словом “недотепа”, которое произносит забытый всеми Фирс. За этим словом стоит многое… Чехов далек от пустого обличительства. Мечта о достойной человека жизни соседствует в произведении с состраданием к несчастным, страдающим людям, которые ищут “высшую правду” и все никак не могут найти...

«Вишневый сад» была написана в 1903 году и считается одной из наиболее известных в русской литературе. Она сумела передать старые идеи в новом стиле и стала примером новаторства. Сам автор уверен, что человек в душе глубоко несчастен и беспомощен перед миром. По этой причине в пьесе сильно развита тема «недотепства» персонажей. «Недотепами» автор называет несчастных людей, не умеющих в этой жизни ничего, беспомощных и инфантильных. Круг «недотеп» достаточно широк и включает как бывших дворян-помещиков, так и купцов со слугами.

Слово «недотепа» употребляется только к четырем персонажам в пьесе. Среди них лакей Яша , горничная Дуняша , Фирс и Петя Трофимов . На самом деле, автор показывает, что «недотеп» гораздо больше. К ним относятся и сама помещица Раневская со своим братом Гаевым , и купец Лопахин , и конторщик Епиходов, и гувернантка Шарлотта Ивановна, и даже Аня с Варей . «Недотепство» некоторых героев проявляется на конкретных примерах.

В молодом самодовольном лакее Яше Фирс безошибочно угадывает «недотепство». Этот персонаж все мечтает о блестящей жизни в Париже, прикидывается зарубежным франтом, плохо высказывается как о родине, так и о родной матери. На самом деле, в нем просматривается духовное убожество, искаженность и огрубелость русского человека. Гувернантка Шарлотта Ивановна о себе рассказывает, что родители-циркачи рано умерли, и она осталась на воспитание какой-то немецкой даме, а какой сама не помнит. Паспорта у нее нет, определенного возраста тоже.

Конторщик Епиходов неслучайно получил прозвище «двадцать два несчастья». Его любовь отвергнута, а претензии на образованность необоснованны. В этом герое просматривается смутная неудовлетворенность жизнью. Он даже носит на всякий случай пистолет и подумывает застрелиться. Старик Фирс также является примером «недотепства». Этот человек предстает «вечным рабом», так и не сумевшим духовно раскрепоститься, даже после отмены крепостного права. Он трогательно заботиться о господах, себя не жалея. Трагический финал этого персонажа очевиден и безысходен.

Сами господа Раневская и Гаев тоже пополнили список «недотеп». Эти люди давно утратили ощущение реальности. Раневская к примеру несмотря на отсутствие денег продолжает принимать гостей, устраивать балы, ходить в дорогие рестораны и заказывать изысканные блюда. Гаев, не имея денег и работы, все надеется выгодно выдать замуж племянницу или хотя бы получить наследство от богатых родственников. Когда дело доходит до спасения родового имения, эти персонажи вновь проявляют свою слабость и неумение решать какие-либо проблемы.

Молодое поколение в лице Вари, Ани и Пети Трофимова тоже подвержено «недотепству». Эти персонажи не менее несчастны. Петя – идеалист и мечтатель. Он любит много говорить о том, как постичь «истину», но усилий никаких не прилагает. Противоречивость и двойственность героя Лопахина тоже является скрытой формой «недотепства». Несмотря на то, что он «хищник», по натуре он робок, скован и раним. Этот герой не менее одинок в душе и несчастен, чем другие персонажи пьесы.

В финале пьесы Фирс, более полувека проработавший на господ, остается один запертый в имении. Всеми забытый старик произносит грустное слово «недотепа». И за этим словом кроется многое… Создав персонажей-недотеп автор хотел показать насколько они беспомощны и бесполезны в современном мире. Мечта о достойном существовании соседствует с состраданием к этим несчастным. Все они ищут истину, которую так и не находят.

» была написана в 1903 году и является последней пьесой писателя. В ней представлены многие характеры и типы людей, дается широкий социальный пласт от дворянпомещиков до купцов и простых слуг. Особое место в комедии занимают образы так называемых героев«недоТеп», представленных в лицах Раневской, Гаева, их слуг, Шарлотты, Дуняши и Яши, а также в лице Епиходова.

Весь идейный пафос пьесы состоит в отрицании дворянскопомещичьего строя, как отжившего себя. С этой точки зрения очень интересны образы дворян Раневской и Гаева, которые представлены настоящими «недотепами», не умеющими в этой жизни ничего и поэтому являющимися беспомощными и инфантильными.

В тоже время нельзя не заметить сочувственного отношения автора к этим героям. Эти нотки настолько очевидны, что многие исследователи драматургии Чехова говорили о поэтизации автором уходящего дворянства и называли Чехова певцом «дворянских гнезд». Но не стоит забывать, что сочувствие Чехова к героямдворянам не исключает скрытой иронии над ними, над их практической беспомощностью, дряблостью характера и инфантилизмом.

Раневская изображается Чеховым как легкомысленная женщина, которая ничего не видит вокруг себя, так как полностью занята только своими собственными переживаниями и страхами. Она хочет жить красиво, так, как привыкла с самого детства, поэтому не вспоминает о том, что она на грани разорения, а семья обречена на нищенское существование. Раневская вся во власти собственного любовного увлечения, часто говорит о своем любовнике в Париже, хотя тот и довел ее до банкротства, но лишь изредка вспоминает о судьбе своей дочери. Вместе с тем Раневская проста, эмоциональна и обаятельна, что отмечают почти все герои пьесы. Она несомненно добрая и искренняя, ей ничего не стоит поцеловаться с горничной, как будто та ее ровня. Ласкова Раневская и по отношению к старому слуге Фирсу, дает последние пять рублей бродяге. Также искренне она радуется своему возвращению в дом детства, встрече с вишневым садом.

Но доброта и простота Раневской во многом продиктованы не искренними движениями щедрой души, но беспечностью, которая сродни порывам избалованного ребенка. Она раздает милостыню, а в собственном доме нечего есть. Устраивает большой бал, когда нечем платить долги. Вся суть ее характера состоит в эгоизме и легкомысленности. Она искренне горюет о погибшем сыне, а о дочери вспоминает только перед самым отъездом в Париж, старого Фирса забывает в запертом доме. Создается такое впечатление, что она полностью погружена в свои мысли и только мимолетом вспоминает об окружающих ее людя? х. Так своему дому она радуется только в день прибытия, а сама рвется в Париж. Несомненно, она искренне горюет о продаже имения, но не делает ничего, чтобы спасти его. Скорее всего, она быстро забудет о своей потере. Как мне кажется, эта героиня напоминает Стрекозу из басни Крылова. Немолодая уже женщина, Раневская порхает по жизни с беспечностью крыловской Стрекозы, в наивном убеждении, что всегда найдется труженик Муравей, который окажет ей помощь, даст приют и поддержку.

Настоящим беспомощным «недотепой» представлен в пьесе и ее брат Гаев. Чехов иронизирует над ним еще больше, чем над Раневской. В его образе все смешно и нелепо. Например, он только что горячо всех уверял, что проценты за имение будут заплачены, и, едва закончив свою речь, он принимается грызть леденцы. Гаев настолько несерьезен и непостоянен, что для него игра в бильярд оказывается намного важнее, чем продажа имения.

Не зря сам А. П. Чехов назвал старшее поколение в «Вишневом саде» детьми и стариками одновременно, так как «они эгоистичны, как дети, и дряблы, как старики». Им никогда не приходилось сталкиваться с реальностью жизни, они не знают цены деньгам, не в состоянии позаботиться не только о других, но даже о себе. Скорее всего, в дальнейшем их ожидает приживалок, так как они не способны подумать даже о завтрашнем дне.

Никчемность бывших хозяев жизни подчеркивается образами их слуг. Они повторяют черты характеров своих господ, но в более гротесковой форме. Приживалка Шарлотта также беспорядочна и взбалмошна, как и Раневская. Она показывает фокусы, и это только еще больше говорит о внутренней пустоте и неустроенности ее жизни. Горничная Дуняша постоянно подчеркивает свою «чувствительность», пытается вести себя, как ее госпожа. Лакей Яша постоянно мечтает о Париже, а своей матери стыдится, словно она ему не родная. Конторщик Епиходов такой же «недотепа», как и Гаев. Он настолько бесхозяйственен и бестолков, что его даже прозывают «двадцать два несчастья».

Создав образы героев»недотеп» в «Вишневом саде» Чехов хотел показать, насколько они беспомощны и бесполезны в новом мире, в мире, где нужны действующие и активные люди, которые смогут приносить пользу и себе и окружающим. Ни Раневская, ни Гаев не способны на это. Они полностью принадлежат веку «дворянских гнезд», который уходит в прошлое. В прошлое уходят и такие герои, как Раневская и Гаев.

Человек в своем громадном большинстве глубоко несчастлив.
А. П. Чехов
Художественный мир Чехова бесконечно сложен, многогранен, лишен какой-либо однолинейности. Писателю открыто было все несовершенство жизни, понятен был глубокий трагизмчеловеческого существования. Поэтому закономерно, что в пьесу “Вишневый сад” входит тема недотепства. Чехов изображает несчастных, страдающих людей. Круг недотеп достаточно широк, хотя слово “недотепа” употребляется в пьесе по отношению только к четырем персонажам: Яше, Дуняше, Пете Трофимову, Фирсу...
Лакей Яша мечтает лишь о блестящей парижской жизни и, разумеется, не осознает своего духовного убожества. Но в этой искаженности и огрубелости русского человека заключается одно из проявлений того самого недотепства, которое так тонко почувствовал старик Фирс.
Судьба гувернантки Шарлотты Ивановны - это еще одна вариация на тему недотепства. Безысходным одиночеством и тоской проникнуто ее признание: “… когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить… А откуда я и кто я - не знаю...”
Конторщик Епиходов имеет весьма красноречивое прозвище - “двадцать два несчастья”. И действительно, любовь Епи-ходова отвергнута, претензии на образованность не имеют под собой основания. Чехов точно передает смутную неудовлетворенность конторщика жизнью: “Я развитой человек,… но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться”.
К недотепам относится и престарелый лакей Фирс. Перед нами верный раб, считающий отмену крепостного права несчастьем. В нем так и не пробудилось человеческое достоинство, духовного раскрепощения не произошло. Мы видим, как трогательно 87-летний Фирс заботится о Гаеве (даже одевает и раздевает его). Тем страшнее и безысходнее финал пьесы...
Обратимся теперь к образам бывших хозяев вишневого сада. Раневская и Гаев - недотепы в полном смысле этого слова. Потомки многих поколений крепостников, они полностью утратили ощущение реальности. Раневская и Гаев надеются на маловероятную помощь богатой ярославской тетушки и отвергают вполне реальный план спасения имения. Трагедия этих людей, как мне кажется, не в том, что они разорились, а в измельчании их чувств, в утрате последнего напоминания о детстве - вишневого сада. Ностальгическая обращенность к прошлому - это попытка восполнить недостаток подлинной духовности в настоящем.
Страдания Раневской и Гаева совершенно искренни, хотя и принимают порой несколько фарсовую форму (излишняя экспрессивность Любови Андреевны, речь Гаева перед шкафом). Жизнь Раневской не лишена драматизма: умирает муж, трагически гибнет семилетний сын Гриша, бросает любовник… Любовь Андреевна, по ее же собственному признанию, “ниже любви”, не может бороться со своими чувствами даже тогда, когда понимает, что обманута любимыми.
В излишней сосредоточенности героини на собственных переживаниях есть немалая доля эгоизма, отстраненности от чужих страданий и лишений (отношение к Ане и Варе).

ение к Ане и Варе). О смерти старой няни Раневская говорит за чашкой кофе. А воспоминание об умершей Анастасии не мешает Гаеву достать заветную коробочку леденцов… Таким образом, в Раневской и Гаеве Чехов обнаруживает признаки “футлярной” замкнутости на самих себе. Их жизнь пуста, бессмысленна, суетна.
Глубоко несчастны в пьесе “Вишневый сад” и представители молодого поколения (Аня, Варя, Петя Трофимов). Конечно, страдания молодых не так бросаются в глаза. Речи “вечного студента” Пети Трофимова о высшей правде звучат жизнеутверждающе, хотя и несколько декларативно. 27-летний Петя - идеалист и мечтатель, но и он подвластен неумолимому ходу времени. “Какой вы стали некрасивый, Петя, как постарели!” - замечает Варя. Трофимов считает себя выше любви, но именно любви ему не хватает. “Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа”,- точно угадывает Раневская причину Петиной неустроенности в жизни.
К недотепам в пьесе “Вишневый сад” должен быть отнесен и предприимчивый купец Ермолай Лопахин. Петя Трофимов прав, когда говорит о его нежной душе. В двойственности Лопахина (сочетание деловой хватки и нежной души заключается трагическая противоречивость образа. В своих отношениях с Варей герой предельно скован, робок. Он, в сущности, столь же одинок и несчастен, как и окружающие. В уста Лопахина Чехов вкладывает слова о “нескладной” жизни: “О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь!” И это говорит самый преуспевающий, самый “практичный” герой “Вишневого сада”!
Пьеса “Вишневый сад” кончается грустным словом “недотепа”, которое произносит забытый всеми Фирс. За этим словом стоит многое… Чехов далек от пустого обличительства… Мечта о достойной человека жизни соседствует в произведении с состраданием к несчастным, мучающимся людям, которые ищут высшую правду и все никак не могут найти…

Художественный мир Чехова бесконечно сложен, многогранен, лишен какой-либо однолинейности. Писателю открыто было все несовершенство жизни, понятен был глубокий трагизм человеческого существования. Поэтому закономерно, что в пьесу “Вишневый сад” входит тема “недотепства”. Чехов изображает несчастных, страдающих людей. Круг “недотеп” достаточно широк, хотя слово “недотепа” употребляется в пьесе по отношению только к четырем персонажам: Яше, Дуняше, Пете Трофимову, Фирсу...
Лакей Яша мечтает лишь о блестящей парижской жизни и, разумеется, не осознает своего духовного убожества. Но в этой искаженности и огрубелости русского человека заключается одно из проявлений того самого “недотепства”, которое так тонко почувствовал старик Фирс.
Судьба гувернантки Шарлотты Ивановны - это еще одна вариация на тему “недотепства”. Безвыходным одиночеством и тоской проникнуто ее признание: “.. .Когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить... А откуда я и кто я - не знаю...”
Конторщик Епиходов имеет весьма красноречивое прозвище - “двадцать два несчастья”. И действительно, любовь Епиходова отвергнута, претензии на образованность не имеют под собой.основания. Чехов точно передает смутную неудовлетворенность конторщика жизнью: “Я развитой человек, но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться”.
К “недотепам” относится и престарелый лакей Фирс. Перед нами верный раб, считающий отмену крепостного права несчастьем. В этом человеке так и не пробудилось достоинство, духовного раскрепощения не произошло. Мы видим, как трогательно 87-летний Фирс заботится о Гаеве. Тем страшнее и безысходнее финал пьесы...
Обратимся теперь к образам бывших хозяев вишневого сада. Раневская и Гаев - “недотепы” в полном смысле этого слова. Они давно утратили ощущение реальности и надеются на маловероятную помощь богатой ярославской тетушки, отвергая вполне осуществимый план спасения имения. Трагедия этих людей не в том, что они разорились, а в измельчании их чувств, в утрате последнего напоминания о детстве - вишневого сада.
Страдания Раневской и Гаева совершенно искренни, хотя и принимают несколько фарсовую форму.- Жизнь Раневской не лишена драматизма: умирает муж, трагически гибнет семилетний сын Гриша, бросает любовник... Любовь Андреевна, по ее же собственному признанию, не может бороться со своими чувствами даже тогда, когда понимает, что обманута любимым. В излишней сконцентрированности героини на собственных переживаниях есть немалая доля эгоизма, отстраненности от чужих страданий и лишений. О смерти старой няни Раневская говорит за чашкой кофе. В свою очередь, воспоминания об умершей Анастасии не мешают Гаеву достать заветную коробочку леденцов...
Глубоко несчастны в пьесе “Вишневый сад” и Аня, Варя, Петя Трофимов. Конечно, страдания молодых не так бросаются в глаза. 27-летний Петя - идеалист и мечтатель, но и он подвластен неумолимому ходу времени. “Какой вы стали некрасивый, Петя, как постарели!” - замечает Варя. Трофимов считает себя “выше любви”, но именно любви ему не хватает. “Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа”, - точно угадывает Раневская причину Петиной неустроенности в жизни.
К “недотепам” в пьесе “Вишневый сад” должен быть отнесен и Ермолай Лопахин. Петя Трофимов прав, когда говорит о его “нежной душе”. В двойственности Лопахина заключается трагическая противоречивость его образа. В своих отношениях с Варей герой предельно скован, робок. Он, в сущности, столь же одинок и несчастен, как и окружающие.
Пьеса “Вишневый сад” кончается грустным словом “недотепа”, которое произносит забытый всеми Фирс. За этим словом стоит многое... Чехов далек от пустого обличительства. Мечта о достойной человека жизни соседствует в произведении с состраданием к несчастным, страдающим людям, которые ищут “высшую правду” и все никак не могут найти...



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх