Теплоход «Армения» – приказано забыть. Тонина Ольга Игоревна

«Армения» - пассажирско-грузовой теплоход типа «Аджария». Был построен на Балтийском судоремонтном заводе в Ленинграде в 1928 году.

В последний рейс отправился из осажденного фашистскими войсками Севастополя, на борту имел, огромное количество раненых солдат из госпиталя, гражданское население, руководство лагеря «Артек», часть партийного руководства Крыма, персонал Главного военного госпиталя Черноморского флота, а также важный секретный груз.

7 ноября 1941 был потоплен немецким торпедоносцем вблизи побережья Крыма.
Затонул за 4 минуты. Из всех, находившихся на борту, выжило 8 человек, самостоятельно доплывших до берега.

Число погибших составило по разным оценкам от 5 000 до 7 000 человек. Возможно, что количество жертв может быть и около 10 000 человек.
Координаты места были, возможно специально искажены. на сегодняшний день известны следующие: 44°15′00″ с. ш. 34°17′00″ в. д. / 44.25° с. ш. 34.283333° в. д.
Текущее местоположение на карте, выбрано согласно последним изысканиям экспедиции 2005г,(15 км от Ялты) и многочисленным упоминаниям в самых разных источниках, - на пересечении траверзы Гурзуфа, и морского пути Ялта - Туапсе, и разумеется также весьма приблизительно.

В журнале «Нептун XXI век» №№ 1-6/2008 года даже прозвучало сенсационное заявление: «Армения» найдена уникальным поисковым комплексом:

«В 1998 году группой российских и украинских ученых был разработан специальный комплекс аппаратуры зондирования Земли и дистанционного оконтуривания под землей и под водой различных объектов и полезных ископаемых до глубин 5 ООО метров.

Южнее Ялты... район поиска был ограничен площадью акватории 100 кв. км (10x10 км)...

Работы по обнаружению корпусов затопленных судов в этом районе, определению их координат и идентификации судна «Армения» были выполнены в течение двух недель. При этом использовались новые технологии комплексного использования результатов специальной обработки и расшифровки космического фотоснимка с помощью высокочувствительной аппаратуры – стационарного геоголографического комплекса «Поиск» и активной сверхвысокочастотной аппаратуры, согласованной в автоматическом режиме с приемником ОР8-76. В результате в районе поиска площадью 100 км2 обнаружены три затопленных судна различных размеров, определены их размеры и координаты.

Проведена идентификация судна с размерами, близкими по характеристике размерам судна «Армения». Результаты дистанционной голографической идентификации доказывают, что в этом месте на глубине 520 м находится торпедированное в носовую часть судно «Армения». Судно лежит на дне под слоем 6-7 м придонного ила, его центр находится на расстоянии 250 метров от ранее предполагавшейся точки его гибели (точность обнаружения координат центра судна составляет ± (6-10) м).

На его борту (под верхней палубой в районе надстройки) дистанционно обнаружены признаки нахождения значительного количества изделий из драгметаллов (серебро, золото, платина). Визуальная проверка с помощью обитаемого подводного аппарата в июне 2005 года подтвердила наличие плато в этом районе, характеризующего лежащее на левом борту судно соответствующих размеров, занесенное слоем ила.

Выполнение поисковых работ традиционными технологиями на больших площадях акватории в настоящее время затруднено из-за невозможности привлечения для поиска водолазов (слишком большие глубины), ограниченных возможностей гидроакустических, ультразвуковых и телепередающих средств обнаружения металлических объектов, находящихся под большим слоем грунта и на большой глубине, а также из-за высокой стоимости подводных работ.

Район расположен в Черном море в 15 км от Ялты. Глубины по мере удаления от берега – 350-1200 м. По имеющимся сведениям военных архивов, в точке торпедирования судна глубины составляют около 380 м, однако через каждые 100 м они увеличиваются на 80-120 м. ...При втором выходе в море место затопления обследовалось с помощью автономного обитаемого подводного аппарата (ПА) «Лангуст».

Наведение аппарата на точное место затопления судна «Армения» осуществлялось по расчетам операторов комплекса «Поиск», установленного на судне обеспечения. Экипаж ПА при погружении на глубину 500-520 метров визуально обнаружил каньон глубиной до 40 метров, на правом склоне каньона (практически в самом каньоне) просматривается гладкая площадка длиной около 100 метров с наклоном вглубь около 30°, глубина площадки – 540 метров. При приближении к площадке с нее поднимаются клубы ила, а со склонов начинают осыпаться большие объемы илистого грунта. Из-за опасности завала ПА илистым грунтом дальнейшее обследование дна было прекращено.

Было идентифицировано санитарное судно «Армения» по следующим параметрам:
∞ расположение затопленного судна носом на юго-восток (совпадение с генеральным курсом движения судна после выхода из порта Ялты);
∞ совпадение длины затопленного судна (около 100 метров), фрагмент оторванного носа (около 10 метров) находится на расстоянии около 40 метров от корпуса судна;
∞ совпадение резонансных информационно-энергетических спектров образцов медных электрокабелей и кабелей с затопленного судна, затопленного фрагмента оторванной носовой части судна и этих же спектров на фотоснимке судна;
∞ надежная фиксация резонансных информационно-энергетических спектров цветного металла винтов (2 винта);
∞ четкая фиксация совпадений резонансных информационно-энергетических спектров от латунных букв на кормовой части судна (по частотам и по конфигурации букв);
∞ определение характерных размеров деревянной надстройки данного судна (только от ходового мостика до труб) и резонансных информационно-энергетических спектров сортов дерева надстройки;
∞ совпадение характерных выступов на палубе затопленного объекта с местом размещения труб на верхней палубе судна и совпадением резонансных частот информационно-энергетического спектра от их материала;
∞ совпадение резонансных спектров от металла корпуса судна;
∞ четкая фиксация характерных резонансных спектров от драгоценных металлов, находящихся в следующих местах: платины и бриллиантов – под верхней палубой в районе центральной части судна (где размещены почтово-багажные специальные помещения); золота и серебра – во многих помещениях надстройки, где находятся каюты повышенной комфортности;
∞ фиксация большого количества человеческих останков (костей) по всему судну по характерному резонансному информационно-энергетическому спектру (на двух других затонувших судах в этом районе нет фиксации такого массового скопления человеческих останков)».
www.blackseanews.net/read/28329

Однако завеса секретности вокруг затонувшей «Армении» до сих пор не развеяна.
Историки установили, что дело № 19, касающееся этой трагедии, было изъято из ЦВМА и… уничтожено еще в 1949 году. Кем, почему – вопросы, на которые до сих пор нет ответа.

Эта катастрофа - одна из крупнейших морских катастроф за всю историю.

Все помнят катастрофу мирового масштаба с пароходом «Титаник»? Конечно…. Но почему мы помним и знаем очень много подробностей об этом кораблекрушении, и не знаем о более ужасающих и глобальных бедствиях, произошедших на водах мирового океана? А потому, что про эти беды не были сняты фильмы, не было написано множество книг и потому, что некоторые из них до сих пор находятся под грифом секретности.

Теплоход «Армения»

Армения…. Это не только красивая и дружелюбная маленькая страна , не только город в солнечной Колумбии, но и название одного из теплоходов, построенных на Балтийском заводе в Ленинграде в 1928 году. Вместе с этим теплоходом в открытое море вышли также суда «Абхазия», «Аджария» и «Украина». Все теплоходы были спроектированы для перевозки пассажиров, товаров и почты на Крымско-Кавказской линии.

С началом Второй Мировой Войны, страны, вовлеченные в противостояние с Германией, использовали все возможные ресурсы, и в том числе пассажирские и товарные суда. Их перестраивали в санитарный транспорт, для перевозки раненых. В годы войны тройка судов Балтийского судостроительного завода была потоплена, но самую большую тайну скрывает в себе потеря теплохода «Армения» .

В 1941 году кораблем командовал опытный 39-летний капитан Владимир Яковлевич Плаушевский. Именно он получил приказ от командования черноморским флотом спасти военный госпиталь и жителей города Севастополь. Для полного представления о теплоходе, стоит написать о фактах, которые сыграли немаловажную роль в судьбе корабля. Теплоход мог принять на борт 950 человек плюс экипаж 96 человек, но принял на борт 4,5-7 тысяч человек, что многократно превышало его возможности. Очевидцы, которые были в порту Севастополя, рассказывают, что на теплоход рвался каждый житель города, все боялись оставаться, так как немецкие войска были уже рядом. Уточним, что такой перегруз грозил теплоходу очень сильной неустойчивостью на волнах Черного моря, он мог перевернуться при даже небольшом шторме. Палуба и трюмы теплохода были заполнены врачами и жителями города. После погрузки людей, судно около 17:00 6 ноября 1941 года вышло из порта Севастополя и направилось в сторону Кавказа, в Туапсе.

Но по пути у корабля было еще две остановки. На одной из них, в порту города Ялта, теплоход должен был эвакуировать политработников и несколько сот гражданских. А вот на второй принять на свой борт сотрудников НКВД и неизвестные деревянные ящики. Вторая остановка была неподалёку от берега Балаклавы, там теплоход дождался шлюпки с грузом и сотрудниками НКВД. Ждать пришлось около трех часов. Что находилось в столь ценных ящиках, из-за которых тысячи людей подвергались ежесекундной опасности, так и осталось неизвестным, мы можем только догадываться об их содержимом.

Есть несколько догадок о том, что перевозили в деревянных ящиках. Первая — это документы НКВД, которые никак нельзя было оставлять наступающему неприятелю. Вторая, в пользу которой говорят многие факты, это картины известных российских художников. На расстоянии полутора часов езды на автомобиле от Балаклавы, находилась Алушта, в которой летом того же года, была выставка картин выдающихся российских художников, таких как Брюллов, Крамской, Репин, Левитан и многие другие.

По прибытии в Ялту, судно приняло на свой борт еще несколько сот человек. Теплоход, прибывший в порт в 2:00 7 ноября получил приказ, ждать темноты и выходить в море только в 19:00. Но, взяв на себя ответственность, капитан Плаушевский вывел корабль в море в 8 часов утра 7 ноября. За такое нарушение приказа весь экипаж судна мог быть расстрелян, но этому помешало более трагичное обстоятельство.

Теплоход «Армения» имел на бортах отличительные знаки санитарного транспорта в виде красных крестов. Но также судно было дополнительно вооружено четырьмя 45-мм пушками, что давало возможность считать корабль военным объектом и соответственно атаковать его.

7 ноября 1941 года в 8:00 «Армения» вышла из порта города Ялта и направилась прямым ходом в Туапсе, имея на своем борту несколько тысяч пассажиров, в числе которых был целый военный госпиталь и сотрудники НКВД с неизвестным, но ценным грузом. И, предположительно, в 11 часов 25 минут, на корабль была совершена атака немецким самолетом «Хейнкель Не-111». Судно было поражено сброшенными торпедами. Потопление теплохода заняло какие-то считанные минуты, из чего историки делают выводы, что ущерб от попадания торпеды был сокрушительным и судно, скорее всего, разорвало на части.

Мемориальная доска в память об «Армении»

Дно черного моря даже на данный момент, с современными технологиями очень мало обследовано. И останки теплохода «Армения» до сих пор не найдены. И никто не знает, что было в этих злополучных ящиках, которые стали одной из причин гибели 4,5-7 тысяч людей, гибели первоклассных советских докторов, которые могли спасти сотни жизней солдат. Гибель теплохода «Армения» осталась одной из самых загадочных тайн начала Второй Мировой Войны.

BlackSeaNews

Теплоход «Армения» принадлежал к серии почтово-товаро-пассажирских судов типа «Абхазия», которые были самыми комфортабельными и быстроходными грузопассажирскими судами советской постройки 30-х годов.

Эти суда одними из первых были спроектированы Центральным бюро по морскому судостроению в Ленинграде. Теплоходы предназначались для Крымско-Кавказской линии и проектировались под руководством инженера-кораблестроителя Я. А. Копержинского при участии капитанов и механиков, работавших на этом маршруте. По названию маршрута суда прозвали «крымчаками».

Строительство «Армении»

Фото из архива Игоря Алексеева, журнал «Нептун»

Проект предусматривал двухпалубную архитектуру с протяженной средней надстройкой в 81,7 м. Клепаный корпус подразделялся на девять главных отсеков. Для размещения груза имелось шесть трюмов и два твиндека.

Судно могло принять 60 пассажиров первого класса, 190 - второго, 266 - третьего, и 426 человек размещались на палубе. Всего - 942 пассажира.

Безопасность многочисленных для такой вместительности пассажиров обеспечивалась наличием 16 спасательных шлюпок на 48 мест каждая. Двухвальная энергетическая установка включала два двигателя завода «Русский дизель».

«Армения» на съёмках фильма «Сокровища погибшего корабля» Владимира Брауна, 1935 год. Фото с сайта sirjones.livejournal.com

Справка sea.infoflot.ru:

Длина: 112 м. Ширина: 15,55 м. Высота борта: 7,84.Осадка в грузу; 5,95 м. Водоизмещение в полном грузу: 5770 т. Дедвейт: 1480. Регистровая вместимость: валовая - 4727 т, чистая - 2566 т. Пассажировместимость: каютная - 518 чел.; палубная - 462 чел.; Тип ГЭУ: дизельная. Мощность ГЭУ: 2 x 1472; Тип движителя: ВФШ. Тип успокоителей качки; бортовые кили. Скорость в грузу: 12,6 узлов. Вместимость насыпью: 2820 м3

«Армения» (как и «Абхазия», «Аджария» и «Украина») относилась к первой серии и была построена на Балтийском заводе в 1928 году. Суда второй серии («Грузия» и «Крым») строились на верфи фирмы Круппа в Киле. Между двумя сериями имелись различия. Например, дополнительная надстройка на теплоходах Балтийского завода повысила центр тяжести, и в трюм пришлось погрузить 120 т балласта.

В годы Второй Мировой «крымчаки» оказались почти единственными судами на Черном море, которые могли эффективно использоваться в качестве быстроходных военных и санитарных транспортов. Пять теплоходов из шести погибли в 1941-1942 годах , а т/х «Крым» был поврежден и выведен из строя.

«Армения» на съёмках фильма «Сокровища погибшего корабля» Владимира Брауна, 1935 год. Фото с сайта sirjones.livejournal.com

В начале войны «Армению» и ее собратьев модернизировали рабочие Одесского судоремонтного завода. Ломались перегородки кают - чтобы развернуть операционную и 4 перевязочных на 11 столов каждая. Считалось, что на борт придется брать максимум по 400 раненных. Экипаж теперь состоял из 96 человек плюс медперсонал: 9 врачей, 29 медсестер и 75 санитаров.

Менее чем за пять месяцев войны «Армения», капитаном которой был Владимир Плаушевский , успела совершить 15 рейсов в Одессу и обратно и перевезти за это время около 16 тысяч человек.

Предполагается, что «Армения» была маркирована красными крестами . Об этом говорит в книге «Героический Севастополь» 1979 года один из организаторов обороны Севастополя генерал-лейтенант артиллерии П. А. Моргунов , бывший в то время комендантом береговой обороны Крыма и главной базы ЧФ:

«...хотя он имел отличительные знаки санитарного судна, был торпедирован фашистским самолетом...».

«В этом месте текста, - писал в своих исследованиях «Гибель «Армении»: число погибших неизвестно» севастопольский историк Евгений Веникеев , - имеется сноска: «Отдел Центрального военно-морского архива (ЦВМА), фонд 10, дело 19, лист 221».

Стоит заметить, что, как рассказывают исслдователи, делавшие запрос в Центральный военно-морской архив, это самое дело №19 было уничтожено в 1949 году ... Более того. Через немецких ветеранов пытались найти экипаж торпедоносца, атаковавшего «Армению», дабы уточнить детали и координаты гибели теплохода, так как немецкие архивы славятся большой сохранностью документов. Ответ пришел неожиданный: «Архив люфтваффе вывезен в СССР ».

«Армения» на съёмках фильма «Сокровища погибшего корабля» Владимира Брауна, 1935 год. Фото с сайта sirjones.livejournal.com

В то же время ученый секретарь военно-научного общества ЧФ капитан II ранга в отставке Сергей Соловьев (к сожалению, уже почивший) считает, что на «Армении» не было знака Красного Креста , так как она, наряду с другими транспортами, кроме морской эвакуации, занималась доставкой из тыловых районов к местам боев вооружения, боеприпасов, живой силы. «Армения» была покрашена в военный цвет шаровой краской и даже имела пулеметы. Все это лишало транспорт права неприкосновенности.

Е. Никитин (Госпитальные суда, СПБ 1992) утверждает, что после историй с «Чеховым» и «Котовским», с конца июля 1941 года были аннулированы все отличительные знаки Красного Креста и все санитарные ТР были покрашены шаром, вооружены и переведены на положение ВТР. Так что вряд ли «Армения» была под флагом Красного Креста.

Как бы то ни было, это - лишь одна из множества загадок, связанных с последни рейсом «Армении».

В музее Черноморского Флота, значится:

«Санитарный транспорт ЧФ «Армения». Дата и место гибели - 7.11.1941 г. к югу от Ялты, 44° 17′ с. ш., 34° 10′ (глубина 250 м - ред.) в. д. Шел из Ялты в Туапсе с ранеными и грузами. Потоплен вражеской авиацией. Число погибших неизвестно. Спаслись 8 человек. (ЦВМА, ф. 10, д. 9096, л. 8)».

Точка 44° 17′ с. ш., 34° 10′

В справочнике «Суда Министерства морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», изданном в Москве в 1989 году, такая запись:

«Армения», грузопассажирский теплоход, 4727 тонн, капитан В. Я. Плаушевский (погиб). Дата и место гибели теплохода - 07.11.1941 г. к югу от Ялты. Шел из Ялты в Туапсе с ранеными и грузами, потоплен вражеской авиацией. Число погибших неизвестно, спаслось 8 человек».

Не густо. С 1989 года по немногим уцелевшим документам, мемуарам военных и воспоминаниям выживших гражданских сложилась общая картина трагедии.

Теплоход «Армения» 6 ноября 1941 года стоял на внутреннем рейде Севастополя и быстро принимал на борт раненых и эвакуированных граждан.

Свидетельствует участник обороны Севастополя полковник медслужбы А. И. Власов :

«Начальник отделения Главной базы 5 ноября получил приказание... госпитали и лазареты свернуть. На «Армению» было погружено около 300 раненых, медицинский и хозяйственный персонал Севастопольского военно-морского госпиталя (крупнейшего на флоте), во главе с главврачом его, военврачом 1 ранга С.М. Каганом. Здесь же оказались начальники отделений (с медперсоналом), рентгенотехники... Здесь же разместились 2-й военно-морской и Николаевский базовый госпитали, санитарный склад №280, санитарно-эпидемиологическая лаборатория, 5-й медико-санитарный отряд, госпиталь от Ялтинского санатория. Были приняты на теплоход часть медперсонала Приморской и 51-й армий, а также эвакуированные жители Севастополя...».

Эвакуация из Севастополя. 1942 год. Фото с сайта pliew.narod.ru

Совсем без медперсонала Севастополь не оставляли:

ПРИКАЗ ВОЙСКАМ СЕВАСТОПОЛЬСКОГО ОБОРОНИТЕЛЬНОГО РАЙОНА №003

Для санитарного обеспечения частей Севастопольского оборонительного района в каждом секторе создать по одному медико-санитарному батальону и госпитальную базу на 2000 коек из расчёта: морской госпиталь на 900 коек и 1300 коек на базе ППГ №76 и №268.

Укомплектование произвести за счёт медперсонала Приморской и 51-й армий, а также Севастопольской моорской базы. Весь излишиствующий персонал эвакуировать. Сансклад оставить в количестве 4 человек. 39-ую отдельную автосанроту доукомплектовать за счёт личного состава и материальной части 105-й автосанроты и 51-й армии. Весь излишиствующий состав передать в отдел укомплектования и кадров.

Командующий Севастопольским оборонительным районом Генерал майор Петров
Член Военного Совета Бригадный комиссар Кузнецов
Начальник штаба полковник Крылов

Капитан «Армении» Владимир Плаушевский получил приказ выйти из Севастополя 6 ноября в 19 часов и следовать в Туапсе . Для сопровождения флотом был выделен только один небольшой морской охотник № 041 под командованием старшего лейтенанта Кулашова .

Любопытно, что даже в секретной «Хронике Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре» нельзя выяснить, когда именно теплоход отправился в путь, хотя там же с точностью до минуты указано время выхода и входа в порт даже самых малых судов. Точное время устанавливалось по свидетельствам очевидцев.

Но, несмотря на то, что при отсутствии охраны только ночь может обеспечить скрытность плаванья и не даст возможности противнику атаковать транспорт, капитан «Армении» получает приказ Военного совета Черноморского флота выйти из Севастополя не в вечерних сумерках, а на 2 часа раньше , то есть в 17 часов, в светлое время суток.

Однако, «Армения» отправилась не в Туапсе, а в Ялту . Свидетельствует полковник И. М. Величенко , бывший специалистом по скрытной связи при командующем Черноморским флотом:

«В тот день по неудовлетворительно работающей проводной связи из Ялты сообщили контр-адмиралу Н. М. Кулакову , что в городе собралась большая группа руководящих работников и партактива, которых не на чем эвакуировать... выбор пал на «Армению», и она пошла к своей гибели...».

Фото с сайта world-archaeology-news.blogspot.com

Уже в море «Армении» приказали подойти к Балаклаве, где у берега к ней причалили катера НКВД, с которых были перегружены деревянные ящики. На борт поднялись и сопровождающие.

«Судя по найденным в архивах документам, НКВД вез какой-то очень ценный груз, - говорит глава департамента морского наследия Украины Института археологии Национальной академии наук Сергей Воронов . - Накануне, 6 ноября, Сталин подписал приказ о срочной эвакуации с Крымского полуострова всего наиболее ценного на Кавказ. Но что именно они грузили - неизвестно».

Ещё одна загадка «Армении». В ящиках могли быть и документы. А в сюжете «Гибель «Армении». Приказано забыть» из цикла пепередач «Искатели», сделали предположение, что в ящиках находились экспонаты передвижной выставки «Основные этапы развития русской живописи» из Русского государственного музея, которую война застала в Алупке. Хотя считается, что большинство картин были вывезены в Германию. Из 183 экспонатов, 60 произведений вернулись на постоянное хранение в фонды Государственного Русского музея. Одно произведение пополнило экспозицию Музея В. А. Тропинина и московских художников его времени. Поиск продолжается.

Тем временем, к двум часам ночи «Армения» пришвартовалась в Ялте . Свидетельствует доброволец Е. С. Никулин :

«С вечера мы о теплоходе «Армения» еще ничего не знали. Ночью, часа в два нас разбудили и повели почти строем по середине улицы в порт. В порту стоял громадный теплоход.

Вся пристань и мол заполнены людьми. Мы влились в эту толпу. Посадка на теплоход шла медленно; за два часа мы с пристани продвинулись на мол. Давка неимоверная! Погрузка шла примерно с двух часов и до семи утра. Поперек мола стояли бойцы НКВД с винтовками и пропускали только женщин с детьми. Иногда прорывались через оцепление мужчины. Погода была ненастная, часто шел дождь. Полная луна проглядывала в разрывах черных, быстро несущихся облаков. Через мол перекатывались волны. В городе начал гореть склад горючего, и громадные черные клубы дыма ветром несло на город. Наступал рассвет...».

Ялта. Фото с сайта poltora-bobra.livejournal.com

Вера Чистова , которой тогда было 9 лет:

«Папа купил билеты, и мы с бабушкой должны были уйти из Ялты на теплоходе «Армения». Ночью 6 ноября на молу было полно народа. Вначале грузили раненых, потом пустили гражданских. Билетов никто не проверял, и на трапе началась давка. Смелые лезли на судно по вантам. В суете с борта скидывали чемоданы, вещи. К рассвету погрузку закончили. Но на «Армению» мы так и не попали. Сотни людей остались на молу. Мы с бабушкой пошли в мастерскую отца на набережной. Там я уснула».

Сколько всего оказалось человек на борту, когда «Армения» вышла из Ялты - неизвестно. СМИ сообщают о 5-7 тыс. человек . Некоторые замахиваются даже на 13 тыс .

В «Хронике морской войны 1939-1945» авторства Jürgen Rohwer и Gerhard Hümmelchen (Издатель - Библиотека современной истории. Штутгарт, 2007) есть упоминание о количестве забраных людей. Но насколько достоверны данные, и на какие источники авторы опираются, мы не знаем:

«...«Армения» забирает из осажденного Севастополя около 4000 раненых и медицинского персонала с оборудованием из 11 госпиталей и отправляется в Ялту, где набирает еще 800 человек по официальным данным, для того, чтобы эвакуироваться в Новороссийск...»

Историк Виталий Прудников в передаче «Гибель «Армении». Приказано забыть» предполагает, что на теплоходе было не более 4 500 человек - иначе, учитывая его размеры, он бы перевернулся.

Судно Страна Тоннаж Год Число жертв Причина гибели
Гойя 5 230 1945 ,
4 апреля
~ 7000 Атака ПЛ Л-3
Junyo Maru 1944 ,
18 сентября
5620 Атака ПЛ HMS Tradewind
Toyama Maru 1944 ,
29 июня
5600 Атака ПЛ USS Sturgeon
Кап Аркона 27 561 1945 , 3 мая 5594 Атака авиации
Вильгельм Густлофф 25 484 1945 ,
30 января
~ 5300 Атака ПЛ С-13
Армения СССР 5 770 1941,
7 ноября
~ 5000 Атака авиации
Ryusei Maru 1944 ,
25 февраля
4998 Атака ПЛ USS Rasher
Донья Пас 2602 1987 ~ 4375 Столкновение с танкером и пожар
Ланкастрия 16 243 1940 ~4000 Атака авиации
Генерал Штойбен 14 660 1945 3608 Атака ПЛ С-13
Тильбек 2815 1945 ,
3 мая
~ 2800 Атака авиации
Зальцбург 1759 1942 ~ 2000 Атака ПЛ М-118
Титаник 52 310 1912 1503 Столкновение с айсбергом
Худ, линейный крейсер 41 125 1941 ,
24 мая
1415 бой с немецкими кораблями
Лузитания 31 550 1915 1198 Атака ПЛ U-20

Отметим, также, что 7 ноября 1941 года вышел приказ Ставки Верховного Главнокомандования «Севастополь не сдавать ни в коем случае и оборонять его всеми силами».

Анатолий Иванович Бурмистров , сын капитана первого ранга и старшего морского начальника Феодосии, Героя Советского Союза Ивана Алексеевича Бурмистрова , прорвавшегося в Ялту, сохранил воспоминания отца об этих трагических событиях в его книге «Флагман»:

«Ялта тоже была обречена, - говорит А. Бурмистров. - Отец прибыл туда 3 ноября. Как он рассказывал, город был окутан дымом, раздавались взрывы, шла перестрелка. 6 ноября, практически уже ночью, в порт вошел теплоход «Армения».

Наступило утро 7 ноября. Отец находился рядом с капитаном «Армении» капитан-лейтенантом Владимиром Яковлевичем Плаушевским . Посоветовал ему продержаться день в порту и выходить по темноте: днем опасно.

«Не могу, - ответил тот, - получил радиограмму из штаба: отшвартовываться сразу после завершения погрузки. Я уже загрузился. Да к тому же вы сами прекрасно знаете, что немцы вот-вот будут в городе. Так что будем выходить. Мы же обозначены как санитарное судно».

Что мог на это сказать тот, кто хорошо знал о фашизме еще с испанских событий! Но права на приказ у него не было. Вздохнув, благословил капитана на удачу. Попрощавшись, перебрался на один из катеров, сопровождавших теплоход.

Утро выдалось ненастным. Это вселяло надежду на то, что все обойдется. Не обошлось… Через два часа, после того как «Армения» отошла от причальной стенки, ее засекли фашистские самолеты-торпедоносцы. Сброшенные с них смертоносные снаряды угодили точно в цель. «Армения» продержалась на плаву не более четырех минут.

И. Бурмистров успел подобрать на свой катер лишь нескольких человек… В. Плаушевский также разделил судьбу корабля».

«Армения» на съёмках фильма «Сокровища погибшего корабля» Владимира Брауна, 1935 год. Фото с сайта sirjones.livejournal.com

В то же время, из записок адмирала Ф. С. Октябрьского :

«Когда мне стало известно, что транспорт «Армения» собирается выходить из Ялты днем (в 8 утра - ред.), я сам лично передал приказание командиру ни в коем случае из Ялты не выходить до 19:00, то есть до темноты . Мы не имели средств хорошо обеспечить прикрытие транспорта с воздуха и моря. Связь работала надежно, командир приказание получил и, несмотря на это, вышел из Ялты. В 11:00, он был атакован самолётами торпедоносцами и потоплен. После попадания торпеды «Армения» находилась на плаву четыре минуты».

Получал Плаушевский приказ или нет - в 8:00 «Армения» покинула Ялтинский порт . Несмотря на опасность путешествия днём, такое решение имело причины. Батарею ПВО и 17-ю противокатерную, которая заодно прикрывала порт , сняли как раз в ту же ночь. Порт был беззащитен.

Из «Не померкнет никогда» Крылова Н. И. (М.: Воениздат, 1984):

«...Отдых войск в Ливадии пришлось ограничить несколькими часами. Около полудня 7 ноября они были подняты по тревоге, чтобы продолжить марш. К этому времени два полка нашей 421-й дивизии, которые трое суток вместе с пограничниками сдерживали противника у Алушты, заняли оборону уже под самой Ялтой, а немцы были в Гурзуфе...»

7 ноября 1941 года. На Черном море штормило, в небе - низкая облачность, в охране санитарного транспорта «Армения» уже идут 2 катера сопроождения, в небе появились 2 истребителя прикрытия И-153 «Чайка», которые барражируют на высоте 500 м.

Катерник с морского охотника МО-04 М. М. Яковлев :

«7 ноября, около 10 часов утра, в районе мыса Сарыч над нами пролетел немецкий разведчик , а через непродолжительное время над водой, на бреющем полете, едва не касаясь гребней волн (погода была штормовой, и нас болтало основательно), в наш район вышли два вражеских торпедоносца. Один из них начал делать разворот для торпедной атаки, а второй пошел в сторону Ялты . Открыть огонь мы не могли, так как крен катера достигал 45 градусов. Торпедоносец сбросил две торпеды, но промазал, и они взорвались в прибрежных камнях мыса Айя. Нас поразила сила взрыва - не видели мы до этого более мощного, и почти все разом сказали, что если второй торпедоносец достанет «Армению», то ей несдобровать... Так оно и получилось».

Немецкий торпедоносец He-111 зашел со стороны берега неожиданно и на бреющем полете с дистанции 600 м сбросил 2 торпеды, после чего ушел в облака и скрылся. Истребители прикрытия даже не успели среагировать на происходящее.

Гибель «Армении». Худжник Андрей Лубянов. Из документального кино Н. Брайко «Фотография из семейного альбома (теплоход «Армения»)»

В 11 часов 25 минут одна из сброшенных торпед попала в носовую часть корабля. После торпедирования теплоход находился на плаву всего 4 минуты. В 11 часов 29 минут он затонул. Спаслось только 8 человек.

Но есть ещё свидетельства - в «Хрониках полка Герасима Рубцова» Лезинского М. Л. Вспоминает бывший командир взвода пулеметчиков Сводного полка войск НКВД, лейтенант Н. П. Малявкин :

«Наш заградительный отряд 184 стрелковой дивизии пограничных войск НКВД, выполняя боевую задачу по прикрытию Приморской армии, отходящей с Ишуньских позиций, сам попал в окружение в районе Ялты.

С горных высот - Ялта как на ладони. Мы видели, как 6 ноября («Армения» покинула Ялту 7 ноября - ред .), днем, от пирса ялтинского порта отошел теплоход «Армения» с ранеными. Теплоход еще не успел выйти в открытое море, как налетела группа вражеских самолетов и несмотря на то, что по бортам теплохода отчетливо были видны санитарные кресты, начали прицельное бомбометание по плавучему госпиталю... До нас доносились не только взрывы бомб, но и голоса людей. Я и сейчас слышу эти крики, стоит только закрыть глаза и вспомнить страшные дни отступления. До сих пор чувствую свою вину, и товарищи мои чувствуют, что не могли им ничем помочь. Не могли. Но мы мстили за их смерть - фашисты наседали на нас и всю ярость мы обрушили на них».

Вид на Ялту с горных высот... Фото с сайта story.travel.mail.ru;

Из дневника Дешкина Николая Андреевича , который жил в Ялте в период оккупации. Публикуется его правнуком:

«5/XI ... В порту стоит и грузится еплоход. Люди мечутся, а уйдет ли он неизвестно. Потом ночью на 6/XI он, говорят, вышел, но очень многие говорят, что он и потоплен. Дома в 4 1/2 ч.
6/XI ... Капитан Евсеев и еще какой то майор нервно ходят взад и вперед у перил набережной против ул. Литкенса. Смотрят все время и в бинокль и так в сторону Гурзуфа. Видно, что нервничают. ... Около 10 час. или ранее... Бегал в сквер Калинина. Пылает морской вокзал, судно большое у мола, горят вещи на молу... Еще позже ходил: пламя на морвокзале и судне усиливается. Ветер не сильный с гор к морю.
7/XI Проспал нескольк часов. Опять побежал в сквер. Вокзал пылат во всех местах. Судно горит ярко, точно даже море кругом пылает...
8/XI ... Судно, горевшее в порту, наконец затонуло...»

На форуме sevastopol.ws , где правнук Дешкина под ником gavreluk публикует отрывки дневника прадеда, он даже предположил:

«Вообще, вникнув в эту тему, мне кажется, что возле берегов Ялты погибла не только «Армения» (кстати ее описываемая гибель и противоречивость свидетельств говорит о том, что люди видели разные суда, пострадавшие от бомбежки, и лишь позже сошлись во мнении, что это была «Армения» ), но и некие другие суда (1 или 2).

Вергасов Илья Захарович , «Крымские тетради»:

«Дорога круто идет в горы, за спиной Ялта, «Армения» все еще на причале... Лес внезапно кончился, впереди нас оголенная Никитская яйла... Мы все одновременно увидели «Армению». Теплоход шел на восток, оставляя за собой расходящийся пенный след. Два крохотных сторожевика сопровождали корабль. Это последний транспорт из покинутого города, на нем одиннадцать госпиталей, советский и партийный актив Большой Ялты, врачи, многие семьи партизан. Там Борис Иванович и его семья... И вдруг крик Захара Амелинова: «Идут!!!»

Они, гады, шли с треском, воем, пронеслись над нашими головами метрах в двухстах-трехстах. Мы видели лица летчиков. Бомбардировщики мгновенно оказались над теплоходом, выстроились, и началась безнаказанная карусель. Со сторожевиков ударили зенитные пулеметы, но разве плетью обух перешибешь? Фашисты пикировали, как на учении.

Теплоход переломился пополам и буквально за считанные секунды исчез, оставив после себя черную яму, которая тут же сомкнулась под напором тысячетонных волн. Сторожевики сиротливо бороздят воду, но подбирать, видимо, некого...

1966 год. Осень... На вершине гурзуфского седла, над самым поселком красуется белая беседка. «Роза ветров» - так называют ее туристы. Стою в беседке. Рядом две дочки-школьницы. Под нами море. Ищу то место, где погибла «Армения». Но как его найти! Одна лишь водяная гладь...».

Беседка «Роза Ветров» (справа). Фото с сайта multisport.kh.ua

И уже упомянутая выше «Хроника морской войны 1939-1945»:

«Когда бои подступают к Ялте, судно покидает порт без достаточного сопровождения. Перед Гурзуфом , в нескольких морских милях позади Ялты, судно - несмотря на отчетливо видный Красный Крест (Виталий Костриченко), атаковали He 111 DT KG.28 (КТБ SKL, часть, том 27, с.139). Корабль тонет в минуты, только 8 человек спасены».

Так где же затонул транспорт?
Почему, вместо того, что бы пойти на Кавказ, «Армению» отправляют в Ялту?
Почему перед длительной осадой сворачивают все госпитали Севастополя?
Что забирает «Армения» в Балааклаве?
Сколько человек на борту в момент выхода из Ялты?
Какой приказ получил Плаушевский утром 7 ноября?
Куда направилась «Армения» из Ялты?
Как «Армения» была потоплена?
Почему уничтожили дело №19, кому это было нужно?...

Много вопросов и лишь один способ найти ответы - обнаружить «Армению».

Продолжение следует...

Фильм «Сокровища погибшего корабля» Владимира Брауна с участием «Армении», 1935 год. Часть 1

Документальное кино, посвящённое «Армении»:

Использованы материалы: sevastopol.ws/Forums, stapravda.ru, militera.lib.ru, Непомнящий Н. Н. - Военные катастрофы на море, 2001 г., telegrafua.com, tsushima4.borda.ru, sea.infoflot.ru, reibert.info, lostart.ru, svpressa.ru, nvo.ng.ru, sobytiya.com.ua, pantikapei.ru, kp.crimea.ua, ru.wikipedia.org

7 ноября 1941 года. На Красной площади идет парад советских войск, к которому приковано внимание всего мира. В это же самое время, немецкие войска прорываются с боями к Москве и Ленинграду.

И нигде в этот день, в мировых средствах массовой информации не прошло сообщение, которое обнаружены в совершенно секретной в советские годы «Хронике Великой Отечественной войны на Черноморском театре». В этом документе говорится, что в те же самые минуты, что на Красной площади в Москве шел парад, недалеко от Ялты, в результате немецкой воздушной атаки,

затонул гражданский пароход «Армения».

На его борту погибло около 7 000 человек.

Об одной из самых масштабных и трагических катастроф на море, мы и сегодня почти ничего не знаем! Эта катастрофа унесла в 4 раза больше людских жизней, чем трагическая гибель «Титаника».

«Искатели» провели собственное расследование, чтобы ответить на вопросы: при каких обстоятельствах произошла эта трагедия, и почему советское правительство все годы своего существования скрывало сам факт катастрофы и ее масштабы. Для этого мы отправимся в Крым и на месте изучим все обстоятельства трагедии.


И помянем... Те, кто не забыл.

Судно "Армения" входило в шестерку лучших пассажирских судов Черного моря. Эти красивые быстроходные теплоходы в народе называли "рысаками". Они обслуживали линию Одесса - Батуми - Одесса и исправно перевозили тысячи пассажиров вплоть до 1941 года.


Теплоход «Армения»

Флаг
Класс и тип судна пассажирско-грузовой теплоход
Введен в эксплуатацию
Выведен из состава флота (потоплен)
Статус потоплен
Основные характеристики
5770 тонн
Длина 107,7 м
Ширина 15,5 м
Высота борта 7,84 м
5,95 м.
2 x 1472
Движитель ВФШ
96 человек
Пассажировместимость 950 чел.
Регистровый тоннаж 4727 т.

С началом Великой Отечественной войны "Армению" срочно переоборудовали в санитарно-транспортное судно. Роскошные салоны и рестораны были превращены в операционные и перевязочные. На бортах и палубе ярко красной краской были нанесены огромные кресты, а на мачте был поднят флаг международного Красного Креста.

Красная Армия в упорных и кровопролитных боях обороняла Одессу, а основной фронт отходил на восток, к Крыму. Раненых было очень много. Днем и ночью, в любую погоду на борту "Армении" шла борьба за жизнь и здоровье наших солдат и офицеров. Капитану Плаушевскому удалось совершить пятнадцать невероятно тяжелых и опасных рейсов из Одессы в порты кавказского побережья, эвакуировав около 16 тысяч раненых и мирных жителей.

Наступление 2-й армии Манштейна на Крым было стремительным. Под мощными ударами превосходящих сил противника 26-27 октября советские войска начали беспорядочный отход от Перекопа. Только на подступах к Севастополю понесшие большие потери части Красной Армии смогли организовать оборону и оказать серьезное сопротивление противнику. Через два дня, 29 октября в городе было введено осадное положение.

Утром 6 ноября в Севастополе началась посадка на теплоход "Армения". Она проходила стихийно, и никто не знал даже количество принятых на борт людей. Еще 5 ноября всем флотским медицинским организациям было приказано эвакуироваться, хотя впереди предстояла еще тяжелая и кровопролитная оборона города. Несколько флотских госпиталей вместе с ранеными, медперсоналом и оборудованием попали на "Армению".

Неожиданно в штаб флота пришло сообщение, что в Ялте собралась большая группа руководящих работников и партактива, которых надо было эвакуировать. В Севастополе было достаточно небольших судов, которые вполне могли бы выполнить эту задачу, но решили послать "Армению", хотя рисковать таким ценным теплоходом не было никакой необходимости. Для выполнения этой задачи судну было приказано выйти в море в 17 часов, т.е. за два часа до наступления темноты. Выход из Севастополя в светлое время уже в то время был связан с большим риском, поскольку теплоход вполне могли потопить еще на переходе к Ялте.

Сразу после выхода из Севастополя последовал новый приказ - зайти в Балаклаву. Там к "Армении" подошли несколько катеров, и сотрудники НКВД погрузили на судно деревянные ящики. Накануне, 6 ноября, Сталин подписал приказ о срочной эвакуации из Крыма наиболее ценного имущества. В связи с этим предполагается, что в ящиках было золото и ценности из крымских музеев. После этого теплоход опять взяла курс на Ялту и пришел туда только около 2 часов ночи. Вновь началась погрузка эвакуируемых, раненых и персонала госпиталей. Таким образом на одном санитарном транспорте оказалось 23 госпиталя - практически весь врачебный состав Черноморского флота.

Теплоход сопровождали два сторожевых катера и два истребителя И-153 "Чайка". Погода портилась, начинался шторм, небо было покрыто низкой рваной облачностью. В 11 часов 25 минут судно было атаковано одиночным немецким торпедоносцем Не-111. Самолет зашел со стороны берега и с дистанции 600 м сбросил две торпеды. Одна из них попала в носовую часть теплохода. Через 4 минуты "Армения" затонула. По официальным данным при этом погибло около 5 тысяч человек. Очевидцы же утверждают, что на судне пассажиров было в полтора или два раза больше, поскольку от нижних помещений до капитанского мостика люди стояли сплошной массой. Катера спасли только 8 человек. По данным украинских ученых еще 3 человека вплавь добрались до берега.

Теплоход сопровождали два сторожевых катера и два истребителя И-153 "Чайка". Погода портилась, начинался шторм, небо было покрыто низкой рваной облачностью. В 11 часов 25 минут судно было атаковано одиночным немецким торпедоносцем Не-111. Самолет зашел со стороны берега и с дистанции 600 м сбросил две торпеды. Одна из них попала в носовую часть теплохода. Через 4 минуты "Армения" затонула. По официальным данным при этом погибло около 5 тысяч человек. Очевидцы же утверждают, что на судне пассажиров было в полтора или два раза больше, поскольку от нижних помещений до капитанского мостика люди стояли сплошной массой. Катера спасли только 8 человек. По данным украинских ученых еще 5 человек вплавь добрались до берега.

Наверно трудно будет сыскать человека, который не слышал о гибели океанского лайнера «Титаник». Этой истории случившейся в 1912 году посвящены статьи и книги, сняты документальные и художественные фильмы, к обломкам судна организованны экспедиции. Ещё бы — грандиозная морская катастрофа, более 1500 погибших. Всё так, но в морской истории человечества есть куда более ужасные примеры.

Одна из самых страшных морских катастроф (по некоторым данным — самая страшная), произошла не где-нибудь в северной Атлантике, а у нас на Черном море, с нашим судном и не так давно. Много ли мы о ней знаем? А ведь именно в эти осенние дни, 7 ноября 1941 года санитарный транспорт «Армения» вышел в море…

Этой трагедии уделено непропорционально мало внимания, нет книг, нет фильмов, нет скромного абзаца в школьном учебнике. Даже в официальном справочнике «Суда Министерства морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг», с которым можно ознакомиться здесь, ей посвящены скупые строки:

«АРМЕНИЯ»
груз.-пасс. т/х, 4727 брт, ЧГМП (ЧФ). Капитан — В. Я. Плаушевский (погиб).
Дата и место гибели — 07.11.41, к югу от Ялты, 44°17" с.ш., 34° 10" в.д.
Шел из Ялты в Туапсе с ранеными и грузами; потоплен вражеской авиацией. Число погибших не известно. Спаслось 8 чел.*
ЦВМА, ф. 10, д. 9096, л. 45; д. 32780, л. 8; Музей МФ.

Все помнят катастрофу мирового масштаба с пароходом «Титаник»? Конечно…. Но почему мы помним и знаем очень много подробностей об этом кораблекрушении, и не знаем о более ужасающих и глобальных бедствиях, произошедших на водах мирового океана?

Нам остаётся память.

Музей катастроф на водах, Храм-маяк Святителя Николая, архиепископа Мирликийского


В память об этой трагедии, каждый год 9 мая ялтинские портовики выходят в море на место гибели теплохода «Армения», чтобы почтить память погибших в трагедии и возложить венки.

которая унесла жизни наших соотечественников в числе других жертв чудовищной по масштабам Великой отечественной войны.

Помяни, Господи, души погибших, прости им все прегрешения вольные и невольные и даруй им Царство Небесное.

7 ноября 1941 года в Чёрном море погиб советский теплоход «Армения», на борту которого находились свыше 5000 человек.

«Белое пятно» войны

Символом масштабных катастроф на море стала гибель пассажирского лайнера «Титаник», которая в апреле 1912 года унесла жизни около 1500 человек. В действительности «Титаник» не входит даже в тридцатку морских катастроф с наибольшим количеством жертв. Самые страшные трагедии подобного рода приходятся на период Второй мировой войны, когда на дно уходили транспорты с тысячами людей, не только военнослужащих, но и женщин, стариков и детей. 7 ноября 1941 года в Чёрном море погиб советский теплоход «Армения», на борту которого было несколько тысяч человек. Трагедия «Армении» и по сию пору остается одним из «белых пятен» Великой Отечественной войны, поскольку на многие вопросы в этой истории ответы так и не получены.

В середине 1920-х годов, когда страна немного отошла от шока Гражданской войны, правительство задумалось о развитии гражданского судостроения. В 1927 году на Балтийском заводе в Ленинграде было завершено строительство теплохода «Аджария», головного корабля серии первых советских пассажирских лайнеров. В 1928 году на том же Балтийском заводе были закончены работы ещё над пятью кораблями данного проекта: «Крым», «Грузия», «Абхазия», «Украина» и «Армения».
«Армения» представляла из себя судно длиной 107,7 метра, шириной 15,5 метра, с высотой борта 7,84 метра и водоизмещением 5770 тонн. Обслуживал судно экипаж из 96 человек. Теплоход мог одновременно принять на борт до 950 пассажиров.«Армения», как и другие суда проекта, предназначалась для перевозок между портами Крыма и Кавказа. Со своей задачей корабли справлялись отлично, имея очень приличную для своих габаритов скорость в 14,5 узла.

Плавучий госпиталь

С началом Великой Отечественной войны «Армению» «призвали» на военную службу. На Одесском судоремонтном заводе её срочно переделали в плавучий госпиталь, рассчитанный на перевозку и оказание неотложной помощи 400 раненым.10 августа 1941 года «Армения» начала исполнять свои новые обязанности. Капитаном судна был Владимир Плаушевский, главным врачом плавучего госпиталя назначили военврача 2 ранга Петра Дмитриевского. Главврач ещё недавно был лицом гражданским и работал в одной из больниц Одессы.Обстановка на фронте складывалась удручающая. За пять дней до того, как «Армения» официально стала санитарным судном, враг вплотную подступил к Одессе. Кораблю пришлось заниматься эвакуацией из осаждённого города не только раненых, но и гражданских беженцев. Затем «Армения» приступила к вывозу раненых из Севастополя. К началу октября судно перевезло на Большую землю около 15 тысяч человек.

К концу октября 1941 года в Крыму сложилась катастрофическая ситуация. Одиннадцатая армия Манштейна, сметая советские линии обороны, занимала один город за другим. Угроза падения Севастополя в течение нескольких дней была более чем реальной.
В этих условиях 4 ноября 1941 года «Армения» вышла из порта Туапсе в направлении Севастополя. На её борту находилось пополнение для гарнизона главной базы флота. До Севастополя «Армения» дошла благополучно. 5 ноября капитан Плаушевский получает предписание: принять на борт не только раненых, но и личный состав всех госпиталей и медучреждений Черноморского флота, а также часть медперсонала Приморской армии.

Тысячи беженцев и секретный груз

С учётом того, что в этот момент бои за Севастополь только разворачивались, приказ выглядел несколько странно. Кто же будет спасать жизни раненых?Историки, изучавшие этот вопрос, полагают, что командующий Черноморским флотом адмирал Филипп Октябрьский считал участь города предрешённой и решил начать эвакуацию.Но 7 ноября 1941 года Октябрьский получил директиву Ставки, в которой говорилось: «Севастополя не сдавать ни в коем случае и оборонять его всеми силами».Однако до 7 ноября распоряжений из Москвы ещё не было, потому «Армения» принимала на борт эвакуируемых медиков и не только их. На борт поднялись актёры местного театра имени Луначарского, руководство и сотрудники пионерлагеря «Артек» и многие другие.Никаких точных списков тех, кто поднялся на борт «Армении», не было. Капитан Плаушевский получил ещё один приказ: после погрузки в Севастополе зайти в Ялту, где принять на борт беженцев и местный партийный актив. Уже после отхода из Севастополя пришло дополнительное распоряжение: зайти в Балаклаву и забрать специальный груз. Ящики на борт были доставлены в сопровождении сотрудников НКВД. Возможно, это было золото или ценности из музеев Крыма.

«Смелые лезли на судно по вантам»

Из Севастополя «Армения» вышла в 17:00 6 ноября, а в Ялту прибыла в 2:00 7 ноября.Здесь корабль ждали толпы беженцев. Вот что об этом вспоминала Вера Чистова, которой в 1941 году было 9 лет: «Папа купил билеты, и мы с бабушкой должны были уйти из Ялты на теплоходе "Армения". Ночью 6 ноября на молу было полно народа. Вначале грузили раненых, потом пустили гражданских. Билетов никто не проверял, и на трапе началась давка. Смелые лезли на судно по вантам. В суете с борта скидывали чемоданы, вещи. К рассвету погрузку закончили. Но на «Армению» мы так и не попали. Сотни людей остались на молу. Мы с бабушкой пошли в мастерскую отца на набережной. Там я уснула».В тот момент остающимся попавшие на борт «Армении» казались счастливчиками. На самом же деле всё обстояло в точности наоборот.
Сколько людей к тому времени оказалось на «Армении»? По самым скромным оценкам, около 3000 человек. Верхней планкой является показатель в 10 000 человек. Скорее всего, истина где-то посередине, и на борту было от 5500 до 7000 человек. И это при том, что даже в своей «пассажирской» версии теплоход был рассчитан всего на 950 человек.

На самом деле «Армения» могла бы успешно эвакуировать и подобное количество людей, если бы отправилась из Ялты в тёмное время суток. Но погрузка была завершена около 7 часов утра.Выход в море днём фактически без прикрытия был равносилен самоубийству. Адмирал Октябрьский позднее писал, что капитан «Армении» получил строгий приказ оставаться в порту до вечера, но нарушил его.Но у капитана Плаушевского, по сути, выбора не было. Порт Ялты, в отличие от Севастополя, не имел мощной системы ПВО, а значит, суда здесь становились прекрасной мишенью для авиации. Кроме того, немецкие моторизованные части были уже на подходе к городу и заняли его всего через несколько часов. Поэтому в 8 часов утра 7 ноября «Армения» вышла в море. Теплоход затонул за 4 минуты

Прежде,чем говорить о том, что случилось дальше, нужно заметить, что историки до сих пор не определились, можно ли считать «Армению» законной военной целью.По законам войны санитарное судно, несущее соответствующие опознавательные знаки, к таковым не относится. Одни утверждают, что «Армения» была обозначена красным крестом, а значит, атака на теплоход – ещё одно преступление гитлеровцев. Другие возражают: свой статус «Армения» нарушила наличием на борту четырёх 45-мм зенитных пушек. Третьи и вовсе уверены, что теплоход, занимавшийся не только перевозкой раненых и беженцев, но и военных грузов, не имел знаков санитарного судна.В качестве прикрытия «Армению» сопровождали два катера-сторожевика, а в небе находились два советских истребителя И-153.

Обстоятельства роковой атаки на теплоход тоже противоречивы. Долгое время считалось, что «Армения» стала жертвой нападения нескольких десятков бомбардировщиков. Об этом рассказывала одна из выживших пассажиров, жительница Ялты Анастасия Попова: «Выйдя в море, теплоход был атакован вражеской авиацией. Начался сущий ад. Взрывы бомб, паника, крики людей - всё смешалось в неописуемом кошмаре. Люди метались по палубе, не зная, куда укрыться от огня. Я прыгнула в море и поплыла к берегу, теряя сознание. Как оказалась на берегу - даже не помню».Однако, сегодня более достоверной кажется версия о том, что самолёт был всего один: немецкий торпедоносец Не-111, принадлежавший к первой эскадрилье авиагруппы I/KG28. Это не была целенаправленная атака на «Армению»: торпедоносец искал любое из транспортных советских судов на линии «Крым – Кавказ».Зайдя со стороны берега, Не-111 сбросил две торпеды. Одна прошла мимо, а вторая в 11 часов 25 минут попала в носовую часть теплохода.«Армения» затонула всего за четыре минуты. Спасти удалось всего восемь человек из тех, кто был на борту. Могилой для тысяч стало дно Чёрного моря.

Найти не удалось

Загадки «Армении» на этом не закачиваются. Спустя 75 лет после трагедии точное место гибели судна так и не обнаружено.Официальный рапорт о гибели «Армении» гласит: «В 11 ч. 25 м. (7 ноября 1941 года) ТР "Армения", шедший в охранении двух сторожевых катеров из Ялты в Туапсе с ранеными и пассажирами, был атакован самолётом-торпедоносцем противника. Одна из двух сброшенных торпед попала в носовую часть корабля и в 11 ч. 29 м. он затонул в ш = 44 гр.15 мин. 5сек., д = 34 гр.17 мин. Спасено восемь человек, погибло около 5000 человек».Предполагаемое место гибели теплохода изучали неоднократно. В 2006 году к поискам подключился Роберт Баллард, нашедший на дне Атлантики «Титаник». На Украине сообщали, что «Армению» вот-вот найдут, но этого не произошло. Следов погибшего судна обнаружено не было.Есть предположение, что настоящее место гибели «Армении» не там, где указано в документах. Согласно этой версии, капитан Плаушевский направил судно не в Туапсе, а в Севастополь, под защиту ПВО базы флота, но по пути был атакован торпедоносцем.

Это, однако, только предположение, как и многое другое в истории гибели «Армении».
Раскрыть все тайны можно будет только тогда, когда последнее пристанище корабля всё-таки будет найдено.
Крушение, превзошедшее по числу жертв «Армению», произошло в конце войны. В ночь на 16 апреля 1945 года советская подводная лодка Л-3 под командованием Владимира Коновалова торпедировала на выходе из Данцигской бухты фашистский транспорт «Гойя». Из более чем 7000 человек, находившихся на его борту, спаслось менее 200.

Андрей Сидорчик



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх