Гибель теплохода «Армения»: неизвестная история большой трагедии. Советский "Титаник": тайна гибели теплохода "Армения"

В этой загадочной и страшной катастрофе на море 7 ноября 1941 года погибло около 7 тысяч человек, хотя теплоход мог легко избежать опасности. ">


Теплоход «Армения»

7 ноября 1941 года — совершенно непостижимая гибель теплохода «Армения». Она произошла во время перехода теплохода из осажденного Севастополя в Туапсе. В этой загадочной и одной из самых страшных в истории человечества катастроф на море погибло ориентировочно 7 тысяч человек, в несколько раз больше, чем на «Титанике» и «Лузитании» вместе взятых.

Парадоксальным в этой трагедии является то, что «Армения» имела все возможности совершить этот переход в ночное время и со 100-процентной гарантией целой и невредимой прибыть в Туапсе. В 1941 году ни один наш корабль на Черном море не подвергся атакам неприятельских надводных кораблей или подводных лодок, а германская авиация не имела тогда радиолокационных прицелов для нанесения ночных ударов по кораблям в море. Однако из-за совершенно непонятных и необъяснимых приказов командования Черноморским флотом теплоход вышел в море утром 7 ноября и был потоплен вражеской авиацией.


Теплоход Армения — один из лучших лайнеров довоенного времени

Из первоклассного лайнера в санитарно-транспортное судно

Теплоход «Армения» был спущен на воду в Ленинграде в 1928 году и рассчитан на перевозку 980 пассажиров и 1000 тонн груза. Он входил в шестерку лучших пассажирских судов Черного моря. Эти красивые быстроходные суда называли «рысаками». Они обслуживали линию Одесса — Батуми — Одесса и исправно перевозили тысячи пассажиров вплоть до 1941 года.

С началом Великой Отечественной войны «Армению» срочно переоборудовали в санитарно-транспортное судно. Роскошные салоны и рестораны были превращены в операционные и перевязочные. На бортах и палубе ярко красной краской были нанесены огромные кресты, а на мачте был поднят флаг международного Красного Креста.

Взглянув на него, капитан теплохода Владимир Яковлевич Плаушевский заметил старпому, не думаю, что это поможет нам. Немцы никогда не отличались особым милосердием в войнах. И действительно, с первых дней войны госпитальные суда подвергались атакам немецкой авиации. В июле 1941 года были повреждены санитарные транспорты «Котовский» и «Антон Чехов», а объятая пламенем «Аджария» выбросилась на мель близ Одессы. В августе погиб пароход «Кубань». (О гибели наших судов читайте или подпишитесь на морские рассказы «Мужество у последней черты» о гибели наших парусников — подписка внизу левой колонки). После этого на «Армении» были установлены четыре 45-мм пушки 21К.

В обороне Севастополя

Между тем Красная Армия в упорных и кровопролитных боях обороняла Одессу, а основной фронт отходил на восток, к Крыму. Раненых было очень много. Днем и ночью, в любую погоду на борту «Армении» шла борьба за жизнь и здоровье наших солдат и офицеров. Капитану Плаушевскому удалось совершить пятнадцать невероятно тяжелых и опасных рейсов из Одессы в порты кавказского побережья, эвакуировав около 16 тысяч раненых и мирных жителей.

Наступление 11-й армии Манштейна на Крым было стремительным. Только на подступах к Севастополю понесшие большие потери части Красной Армии смогли организовать оборону и оказать серьезное сопротивление противнику. (Об читайте подробнее). Утром 6 ноября в Севастополе началась посадка на теплоход «Армения». Она проходила стихийно, и никто не знал даже количество принятых на борт людей. Несколько флотских госпиталей вместе с ранеными, медперсоналом и оборудованием попали на «Армению». Неожиданно в штаб флота пришло сообщение, что в Ялте собралась большая группа руководящих работников и партактива, которых надо было эвакуировать. Решили послать «Армению», хотя рисковать таким ценным транспортом не было никакой необходимости. В результате этого выход транспорта перенесли на 17 часов, т.е. за два часа до наступления темноты.

Выход из Севастополя в светлое время уже тогда был связан с большим риском, и теплоход вполне могли потопить еще на переходе к Ялте, однако в этот раз ему повезло. Сразу после выхода из Севастополя последовал новый приказ — зайти в Балаклаву. Там к «Армении» подошло несколько катеров, и сотрудники НКВД погрузили на судно деревянные ящики. Существует предположение, что в ящиках было золото и ценности из крымских музеев. После этого теплоход опять взял курс на Ялту и пришел туда только около 2 часов ночи. Вновь началась погрузка эвакуируемых, раненых и персонала госпиталей. В Ялте был получен приказ командующего флотом, что выход «Армении» запрещается до 19 часов, то есть до наступления темноты.

Роковой рейс теплохода «Армения»

Капитан теплохода Плаушевский нарушил этот приказ и вышел в море 7 ноября в 8.00. Дело в том, что в Ялте совершенно отсутствовали какие-либо средства ПВО и маскировки. Большой транспорт у причала был виден как на ладони и представлял идеальную цель для немецких летчиков и артиллерии, которая могла подойти в любой момент. В море «Армения» могла, по крайней мере, маневрировать. Теплоход сопровождали два сторожевых катера и два истребителя И-153 «Чайка».

Погода портилась, начинался шторм, небо было покрыто низкой рваной облачностью. В 11 часов 25 минут транспорт был атакован одиночным немецким торпедоносцем Не-111. Самолет зашел со стороны берега и с дистанции 600 м сбросил две торпеды. Одна из них попала в носовую часть теплохода. Через 4 минуты «Армения» затонула. Согласно «Хронике Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре» и «Справочнику потерь», вместе с судном погибли около 5 тысяч человек. Очевидцы же утверждают, что на судне пассажиров было в полтора или два раза больше, поскольку от нижних помещений до капитанского мостика люди стояли сплошной массой. Катера спасли только 8 человек.



Маршрут теплохода «Армения»

Послесловие к трагедии

Свыше полувека документы, касающиеся потопления теплохода «Армения» , хранились под грифом «Совершенно секретно». Попыток поднять судно или его груз в советское время не предпринималось. После распада Советского Союза Департамент морского наследия Украины проводил поисковые работы в районе гибели «Армении». С помощью ученых из России и Германии были изучены все документы по этой трагедии, в том числе и засекреченные пока материалы из архива ФСБ. Однако найти точные данные о месте гибели «Армении» так и не удалось.


Гибель госпитального судна «Армения»
С картины А. Лубянова

В мае 2006 года к поиску «Армении» приступил американский исследователь Роберт Баллард. Ранее ему удалось обнаружить «Титаник» и ряд других загадочно пропавших судов, но на этот раз и он потерпел неудачу. Эта тайна надежно спрятана в глубинах Черного моря. Таким образом, мы и сегодня почти ничего не знаем об этой одной из самых масштабных и трагических катастроф на море!

При написании статьи были использованы следующие материалы.

  • Сборник. Военные катастрофы на море. Москва. 2001 год.
  • Широкорад А.Б. Катастрофа, равная гибели пяти «Титаников». «Независимое военное обозрение» № 17 2006 г.

А что Вы думаете о гибели «Армении»? Считаете ли Вы, что капитан принял правильное решение? Надо ли продолжать поиски, или лучше каким-либо другим способом увековечить память погибших? Напишите об этом в комментариях к статье. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии

  1. Сергей :

    Номер армии, которой командовал Манштейн, указан неверно. То, что гибель «Армении» при СССР была секретом — неправда. Достаточно было просто почитать художественную литературу. Правильно ли поступил капитан — вопрос неуместный, результат его действий налицо. Золота там не было, иначе теплоход нашли бы еще при Союзе.

  2. Владимир Додонов :

    Да, Сергей, Вы совершенно правы. Манштейн командовал не 2-й, а 11-й армией. Эту ошибку в статье я уже исправил.
    В художественной литературе можно написать все, что угодно. Если у Вас есть информация о каких-то серьезных источниках советского периода, сбросьте, пожалуйста, ссылку.
    Ваше мнение о действиях капитана является довольно распространенным, но далеко не единственным, и уж тем более оно не может быть истиной в последней инстанции.
    Какой груз был доставлен на «Армению» в Балаклаве никто не знает. Может быть это было золото, или художественные ценности, а может быть просто архив НКВД. Важно то, что в советское время поиски «Армении» не проводились.
    А в остальном, спасибо за комментарий. Ваше мнение, действительно, будет интересно читателям этой статьи.

  3. Вячеслав :

    Командующий Октябрьский Ф.С своими действиями по «организации» оставления100 тысяч защитников (включая и раненных) СОР на 35 батарее и мысе Херсонес в июле 1942 года скомпрометировал (мое мнение.не только себя) .а затем всю жизнь устраивая парады в белых фуражках в Севастополе в честь этой позорной страницы его руководством Флотом(про вывод на Северную сторону защитников Севастополя 1854-1855 мы без него знали….) Уверен…»Организовав» в угоду каким-то партийным указаниям……снятие людей и грузы(даже государственно важные) в разных портпунктах одним судном не расчитав время подхода снятия их с берега и отхода в темное время суток -Фактически подставил капитана …на действия по обстановке…..К сожалению РДО у капитана (входящее) не прочитаешь..О запрете движения до 17.00 и кто бы его давал (город на прямой наводке)…Исходящие в реестре оформить(для доклада …можно) Кроме Армении..есть информация….были еще плавсредства в Севастополе..Запусти их с расчетом по времени (комфорта ну не будет у начальников) И все могло бы быть по другому….

  4. Владимир Додонов :

    Здравствуйте Вячеслав!
    Вы совершенно правы в том, что после войны к Ф.С. Октябрьскому появилось много вопросов, связанных с его деятельностью на посту командующего ЧФ. Сейчас, когда мы обладаем гораздо более полной информацией, не несем никакой ответственности за предлагаемые решения и не подвергаемся жесткому давлению со стороны Ставки ВГК, нам кажется, что многое можно было бы сделать не так, избежать «напрасных» действий и жертв. Мы, безусловно, должны изучать историю, в том числе и ошибки или недоработки наших командующих, делать это надо скрупулезно, строго, но без эмоций. Все наши военачальники на протяжении всей войны совершали действия, которые сейчас кажутся ошибочными или недостаточно продуманными. Но можем ли мы осуждать людей за то, что они воевали, так как могли и так как умели. Они победили и этим уже завоевали уважительное отношение к себе. Что же касается потерь, то популярная песня о том, что нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим – это не просто красивые слова, а суровая правда военных лет.
    С уважением
    Владимир

  5. Алексей Леонидов :

    Тайну гибели «Армении» наверняка знает тот, кто организовывал эвакуацию ценностей. Необходимо искать документы в архивах, если они еще не уничтожены. А если эти ценности уцелели и куда-то «ушли», то маловероятно что-либо обнаружить.

  6. Владимир Додонов :

    Вы правы, Алексей!
    Искать надо в архивах КГБ РФ, а корабль, скорее всего, лежит в водах Украины.

  7. Андрей :

    Там была часть коллекции картин, известных русских художников из русского музея.Корабль не шёл в Туапсе.По-моему мнению искать его следует у мыса Сарыч.Потопить судно было не сложно,огромный перегруз и слабая плавучесть могла стать катастрофой и во время сильного шторма.Во время эвакуации была большая неразбериха и один приказ сменял другой с переменой тактической обстановки на фронте.Возлагается вся ответственность на капитана.Но я думаю,решение о выходе в море в 8.00 принял не он.Он получил приказ.Роковой приказ.Проще свалить ответственность на покойника и концы в воду.Тогда, и особенно сегодня,это обычная практика.Поэтому сей факт истории мало известен.

  8. Наталья :

    Здравствуйте!
    А где можно запросить списки экипажа Армении. Есть предположение, что там был мой дед.

  9. роман ушаков-ситанов :

    На корабле был мой дядя Ситанов Леонид Иванович.

7 ноября 1941 года. На Красной площади идет парад советских войск, к которому приковано внимание всего мира. В это же самое время, немецкие войска прорываются с боями к Москве и Ленинграду.

И нигде в этот день, в мировых средствах массовой информации не прошло сообщение, которое обнаружены в совершенно секретной в советские годы «Хронике Великой Отечественной войны на Черноморском театре». В этом документе говорится, что в те же самые минуты, что на Красной площади в Москве шел парад, недалеко от Ялты, в результате немецкой воздушной атаки,

затонул гражданский пароход «Армения».

На его борту погибло около 7 000 человек.

Об одной из самых масштабных и трагических катастроф на море, мы и сегодня почти ничего не знаем! Эта катастрофа унесла в 4 раза больше людских жизней, чем трагическая гибель «Титаника».

«Искатели» провели собственное расследование, чтобы ответить на вопросы: при каких обстоятельствах произошла эта трагедия, и почему советское правительство все годы своего существования скрывало сам факт катастрофы и ее масштабы. Для этого мы отправимся в Крым и на месте изучим все обстоятельства трагедии.


И помянем... Те, кто не забыл.

Судно "Армения" входило в шестерку лучших пассажирских судов Черного моря. Эти красивые быстроходные теплоходы в народе называли "рысаками". Они обслуживали линию Одесса - Батуми - Одесса и исправно перевозили тысячи пассажиров вплоть до 1941 года.


Теплоход «Армения»

Флаг
Класс и тип судна пассажирско-грузовой теплоход
Введен в эксплуатацию
Выведен из состава флота (потоплен)
Статус потоплен
Основные характеристики
5770 тонн
Длина 107,7 м
Ширина 15,5 м
Высота борта 7,84 м
5,95 м.
2 x 1472
Движитель ВФШ
96 человек
Пассажировместимость 950 чел.
Регистровый тоннаж 4727 т.

С началом Великой Отечественной войны "Армению" срочно переоборудовали в санитарно-транспортное судно. Роскошные салоны и рестораны были превращены в операционные и перевязочные. На бортах и палубе ярко красной краской были нанесены огромные кресты, а на мачте был поднят флаг международного Красного Креста.

Красная Армия в упорных и кровопролитных боях обороняла Одессу, а основной фронт отходил на восток, к Крыму. Раненых было очень много. Днем и ночью, в любую погоду на борту "Армении" шла борьба за жизнь и здоровье наших солдат и офицеров. Капитану Плаушевскому удалось совершить пятнадцать невероятно тяжелых и опасных рейсов из Одессы в порты кавказского побережья, эвакуировав около 16 тысяч раненых и мирных жителей.

Наступление 2-й армии Манштейна на Крым было стремительным. Под мощными ударами превосходящих сил противника 26-27 октября советские войска начали беспорядочный отход от Перекопа. Только на подступах к Севастополю понесшие большие потери части Красной Армии смогли организовать оборону и оказать серьезное сопротивление противнику. Через два дня, 29 октября в городе было введено осадное положение.

Утром 6 ноября в Севастополе началась посадка на теплоход "Армения". Она проходила стихийно, и никто не знал даже количество принятых на борт людей. Еще 5 ноября всем флотским медицинским организациям было приказано эвакуироваться, хотя впереди предстояла еще тяжелая и кровопролитная оборона города. Несколько флотских госпиталей вместе с ранеными, медперсоналом и оборудованием попали на "Армению".

Неожиданно в штаб флота пришло сообщение, что в Ялте собралась большая группа руководящих работников и партактива, которых надо было эвакуировать. В Севастополе было достаточно небольших судов, которые вполне могли бы выполнить эту задачу, но решили послать "Армению", хотя рисковать таким ценным теплоходом не было никакой необходимости. Для выполнения этой задачи судну было приказано выйти в море в 17 часов, т.е. за два часа до наступления темноты. Выход из Севастополя в светлое время уже в то время был связан с большим риском, поскольку теплоход вполне могли потопить еще на переходе к Ялте.

Сразу после выхода из Севастополя последовал новый приказ - зайти в Балаклаву. Там к "Армении" подошли несколько катеров, и сотрудники НКВД погрузили на судно деревянные ящики. Накануне, 6 ноября, Сталин подписал приказ о срочной эвакуации из Крыма наиболее ценного имущества. В связи с этим предполагается, что в ящиках было золото и ценности из крымских музеев. После этого теплоход опять взяла курс на Ялту и пришел туда только около 2 часов ночи. Вновь началась погрузка эвакуируемых, раненых и персонала госпиталей. Таким образом на одном санитарном транспорте оказалось 23 госпиталя - практически весь врачебный состав Черноморского флота.

Теплоход сопровождали два сторожевых катера и два истребителя И-153 "Чайка". Погода портилась, начинался шторм, небо было покрыто низкой рваной облачностью. В 11 часов 25 минут судно было атаковано одиночным немецким торпедоносцем Не-111. Самолет зашел со стороны берега и с дистанции 600 м сбросил две торпеды. Одна из них попала в носовую часть теплохода. Через 4 минуты "Армения" затонула. По официальным данным при этом погибло около 5 тысяч человек. Очевидцы же утверждают, что на судне пассажиров было в полтора или два раза больше, поскольку от нижних помещений до капитанского мостика люди стояли сплошной массой. Катера спасли только 8 человек. По данным украинских ученых еще 3 человека вплавь добрались до берега.

Теплоход сопровождали два сторожевых катера и два истребителя И-153 "Чайка". Погода портилась, начинался шторм, небо было покрыто низкой рваной облачностью. В 11 часов 25 минут судно было атаковано одиночным немецким торпедоносцем Не-111. Самолет зашел со стороны берега и с дистанции 600 м сбросил две торпеды. Одна из них попала в носовую часть теплохода. Через 4 минуты "Армения" затонула. По официальным данным при этом погибло около 5 тысяч человек. Очевидцы же утверждают, что на судне пассажиров было в полтора или два раза больше, поскольку от нижних помещений до капитанского мостика люди стояли сплошной массой. Катера спасли только 8 человек. По данным украинских ученых еще 5 человек вплавь добрались до берега.

Наверно трудно будет сыскать человека, который не слышал о гибели океанского лайнера «Титаник». Этой истории случившейся в 1912 году посвящены статьи и книги, сняты документальные и художественные фильмы, к обломкам судна организованны экспедиции. Ещё бы — грандиозная морская катастрофа, более 1500 погибших. Всё так, но в морской истории человечества есть куда более ужасные примеры.

Одна из самых страшных морских катастроф (по некоторым данным — самая страшная), произошла не где-нибудь в северной Атлантике, а у нас на Черном море, с нашим судном и не так давно. Много ли мы о ней знаем? А ведь именно в эти осенние дни, 7 ноября 1941 года санитарный транспорт «Армения» вышел в море…

Этой трагедии уделено непропорционально мало внимания, нет книг, нет фильмов, нет скромного абзаца в школьном учебнике. Даже в официальном справочнике «Суда Министерства морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг», с которым можно ознакомиться здесь, ей посвящены скупые строки:

«АРМЕНИЯ»
груз.-пасс. т/х, 4727 брт, ЧГМП (ЧФ). Капитан — В. Я. Плаушевский (погиб).
Дата и место гибели — 07.11.41, к югу от Ялты, 44°17" с.ш., 34° 10" в.д.
Шел из Ялты в Туапсе с ранеными и грузами; потоплен вражеской авиацией. Число погибших не известно. Спаслось 8 чел.*
ЦВМА, ф. 10, д. 9096, л. 45; д. 32780, л. 8; Музей МФ.

Все помнят катастрофу мирового масштаба с пароходом «Титаник»? Конечно…. Но почему мы помним и знаем очень много подробностей об этом кораблекрушении, и не знаем о более ужасающих и глобальных бедствиях, произошедших на водах мирового океана?

Нам остаётся память.

Музей катастроф на водах, Храм-маяк Святителя Николая, архиепископа Мирликийского


В память об этой трагедии, каждый год 9 мая ялтинские портовики выходят в море на место гибели теплохода «Армения», чтобы почтить память погибших в трагедии и возложить венки.

которая унесла жизни наших соотечественников в числе других жертв чудовищной по масштабам Великой отечественной войны.

Помяни, Господи, души погибших, прости им все прегрешения вольные и невольные и даруй им Царство Небесное.

7 ноября 1941 года. На Красной площади идет парад советских войск, к которому приковано внимание всего мира. В это же самое время, немецкие войска прорываются с боями к Москве и Ленинграду. И нигде в этот день, в мировых средствах массовой информации не прошло сообщение, которое мы обнаружили в совершенно секретной в советские годы «Хронике Великой Отечественной войны на Черноморском театре». В этом документе говорится, что в те же самые минуты, что на Красной площади в Москве шел парад, недалеко от Ялты, в результате немецкой воздушной атаки, затонул гражданский пароход «Армения». На его борту погибло около 6 000 человек.

Эта катастрофа унесла в несколько раз больше людских жизней, чем трагическая гибель «Титаника» и «Лузитании» вместе взятых

Судно было не столь велико. Оно было спущено на воду в Ленинграде в 1928 году и рассчитано на перевозку 980 пассажиров и 1000 тонн груза. "Армения" входила в шестерку лучших пассажирских судов Черного моря. Эти красивые быстроходные теплоходы в народе называли "рысаками". Они обслуживали линию Одесса - Батуми - Одесса и исправно перевозили тысячи пассажиров вплоть до 1941 года.

С началом Великой Отечественной войны "Армению" срочно переоборудовали в санитарно-транспортное судно. Роскошные салоны и рестораны были превращены в операционные и перевязочные. На бортах и палубе ярко красной краской были нанесены огромные кресты, а на мачте был поднят флаг международного Красного Креста. Взглянув на него, капитан теплохода Владимир Яковлевич Плаушевский заметил старпому, не думаю, что это поможет нам.

И действительно, с первых дней войны госпитальные суда подвергались атакам немецкой авиации. В июле 1941 года были повреждены санитарные транспорты "Котовский" и "Антон Чехов", а объятая пламенем "Аджария" выбросилась на мель близ Одессы. В августе погиб пароход "Кубань". После этого на "Армении" были установлены четыре 45-мм пушки 21К.

Между тем Красная Армия в упорных и кровопролитных боях обороняла Одессу, а основной фронт отходил на восток, к Крыму. Раненых было очень много. Днем и ночью, в любую погоду на борту "Армении" шла борьба за жизнь и здоровье наших солдат и офицеров. Капитану Плаушевскому удалось совершить пятнадцать невероятно тяжелых и опасных рейсов из Одессы в порты кавказского побережья, эвакуировав около 16 тысяч раненых и мирных жителей.

Наступление 2-й армии Манштейна на Крым было стремительным. Под мощными ударами превосходящих сил противника 26-27 октября советские войска начали беспорядочный отход от Перекопа. Только на подступах к Севастополю понесшие большие потери части Красной Армии смогли организовать оборону и оказать серьезное сопротивление противнику. Через два дня, 29 октября в городе было введено осадное положение. Однако это не спасло от ужасной неразберихи. Пытались эвакуировать все подряд, не задумываясь о будущем.

Утром 6 ноября в Севастополе началась посадка на теплоход "Армения". Она проходила стихийно, и никто не знал даже количество принятых на борт людей. Еще 5 ноября всем флотским медицинским организациям было приказано эвакуироваться, хотя впереди предстояла еще тяжелая и кровопролитная оборона города. Несколько флотских госпиталей вместе с ранеными, медперсоналом и оборудованием попали на "Армению".

Неожиданно в штаб флота пришло сообщение, что в Ялте собралась большая группа руководящих работников и партактива, которых надо было эвакуировать. В Севастополе было достаточно небольших судов, которые вполне могли бы выполнить эту задачу, но решили послать "Армению", хотя рисковать таким ценным теплоходом не было никакой необходимости. Для выполнения этой задачи судну было приказано выйти в море в 17 часов, т.е. за два часа до наступления темноты.

Выход из Севастополя в светлое время уже в то время был связан с большим риском, поскольку теплоход вполне могли потопить еще на переходе к Ялте, однако в этот раз ему повезло. Сразу после выхода из Севастополя последовал новый приказ - зайти в Балаклаву. Там к "Армении" подошли несколько катеров, и сотрудники НКВД погрузили на судно деревянные ящики. Накануне, 6 ноября, Сталин подписал приказ о срочной эвакуации из Крыма наиболее ценного имущества. В связи с этим предполагается, что в ящиках было золото и ценности из крымских музеев. После этого теплоход опять взяла курс на Ялту и пришел туда только около 2 часов ночи. Вновь началась погрузка эвакуируемых, раненых и персонала госпиталей. Таким образом на одном санитарном транспорте оказалось 23 госпиталя - практически весь врачебный состав Черноморского флота.

Предполагаемый и действительный маршрут теплохода "Армения"

В Ялте был получен приказ командующего флотом, что выход "Армении" запрещается до 19 часов, то есть до наступления темноты. Капитан теплохода Плаушевский нарушил этот приказ и вышел в море 7 ноября в 8.00. Дело в том, что в Ялте совершенно отсутствовали какие-либо средства ПВО и маскировки. Большое судно у причала было видно как на ладони и представляло идеальную цель для немецких летчиков и артиллерии, которая могла подойти в любой момент.

Теплоход сопровождали два сторожевых катера и два истребителя И-153 "Чайка". Погода портилась, начинался шторм, небо было покрыто низкой рваной облачностью. В 11 часов 25 минут судно было атаковано одиночным немецким торпедоносцем Не-111. Самолет зашел со стороны берега и с дистанции 600 м сбросил две торпеды. Одна из них попала в носовую часть теплохода. Через 4 минуты "Армения" затонула. По официальным данным при этом погибло около 5 тысяч человек. Очевидцы же утверждают, что на судне пассажиров было в полтора или два раза больше, поскольку от нижних помещений до капитанского мостика люди стояли сплошной массой. Катера спасли только 8 человек. По данным украинских ученых еще 5 человек вплавь добрались до берега.

Главной причиной гибели теплохода стали преступные приказы командования, в результате которых "Армении" пришлось выйти в море в светлое время. Если бы она вышла из Севастополя на закате (как и планировалось), утром следующего дня она была бы у берегов Кавказа. В 1941 году ни один наш корабль на Черном море не подвергся атакам неприятельских надводных кораблей или подводных лодок, а германская авиация не имела тогда радиолокационных прицелов для нанесения ночных ударов по кораблям в море.

Свыше полувека документы, касающиеся потопления "Армении", хранились под грифом "Совершенно секретно". Попыток поднять судно или его груз в советское время не предпринималось. Видимо власти считали, что моральные издержки от разглашения тайны гибели тысяч людей обойдутся куда дороже, чем стоимость ценностей. После распада Советского Союза Департамент морского наследия Украины проводил поисковые работы в районе гибели "Армении", чтобы, согласно официальным заявлениям, превратить погибший теплоход в "Международный морской мемориал".

В поиске места гибели "Армении" им оказали помощь ученые из России и Германии. Российская ФСБ предоставила украинским исследователям возможность работать с секретными документами. Однако найти достоверные архивные материалы о гибели "Армении" так и не удалось. В мае 2006 года к поиску "Армении" приступил американский исследователь Роберт Баллард - руководитель Института океанографии и океанологии, тесно связанного с ВМС США. Ранее ему удалось обнаружить "Титаник" и ряд других загадочно пропавших судов, но на этот раз и он потерпел неудачу. Эта тайна надежно спрятана в глубинах Черного моря. Таким образом, мы и сегодня почти ничего не знаем об этой одной из самых масштабных и трагических катастроф на море!
При написании статьи были использованы следующие материалы:

Сборник. Военные катастрофы на море. Москва. 2001 год.
Широкоград А.Б. Катастрофа, равная гибели пяти "Титаников". "Независимое военное обозрение" № 17 2006 г.

Гибель санитарного транспорта "Армения"

Наверно трудно будет сыскать человека, который не слышал о гибели океанского лайнера «Титаник». Этой истории случившейся в 1912 году посвящены статьи и книги, сняты документальные и художественные фильмы, к обломкам судна организованны экспедиции. Ещё бы - грандиозная морская катастрофа, более 1500 погибших. Всё так, но в морской истории человечества есть куда более ужасные примеры.

Одна из самых страшных морских катастроф (по некоторым данным - самая страшная), произошла не где-нибудь в северной Атлантике, а у нас на Черном море, с нашим судном и не так давно. Много ли мы о ней знаем? А ведь именно в эти осенние дни, 7 ноября 1941 года санитарный транспорт «Армения» вышел в море…

Этой трагедии уделено непропорционально мало внимания, нет книг, нет фильмов, нет скромного абзаца в школьном учебнике. Даже в официальном справочнике «Суда Министерства морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг», с которым можно ознакомиться здесь, ей посвящены скупые строки:

«АРМЕНИЯ»
груз.-пасс. т/х, 4727 брт, ЧГМП (ЧФ). Капитан - В. Я. Плаушевский (погиб).
Дата и место гибели - 07.11.41, к югу от Ялты, 44°17" с.ш., 34° 10" в.д.
Шел из Ялты в Туапсе с ранеными и грузами; потоплен вражеской авиацией. Число погибших не известно. Спаслось 8 чел.*
ЦВМА, ф. 10, д. 9096, л. 45; д. 32780, л. 8; Музей МФ.

Возможно такая лакуна в истории связанна с тем, что дата совпала с любимым Советским праздником. Со школы помним: «день 7 ноября - красный день календаря», может были другие причины. Например здесь можно прочесть следующее:

По архивным данным, в нарушение статуса санитарного судна, «Армения» была вооружена четырьмя 45-мм пушками; кроме раненых и беженцев, на её борту находились военнослужащие и сотрудники НКВД, кроме того, корабль шёл в эскорте двух вооруженных катеров и двух истребителей И-153.

Как бы там ни было, в этот день, вопреки приказу командующего флотом, который гласил, что «в связи с отсутствием авиационного прикрытия выход судна из порта запрещается до 19 часов», то есть до наступления темноты, судно в 8:00 вышло в море. Дальше сплошные вопросы.

Сколько людей было на борту? Википедия сообщает:

По разным оценкам на борту находилось от 4,5 до 7 тыс. человек.

Официально в советское время считалось, что погибли около 5 тыс. человек, теперь оценки увеличены до 7-10 тысяч человек.

Что же произошло после выхода в море? Опять нет ясности - по общепринятой версий транспорт в 11:25 на траверзе Гурзуфа был атакован и потоплен одиночным самолетом-торпедоносцем противника He-111, однако в сети есть и другие версии.

Что осталось нам? Память, недавно увековеченная в камне, у райцентра Кировское.

Храм святителя Николая относится к московскому патриархату, посвящён памяти погибших на водах - самый высокий в Крыму, его высота - 65 метров.

Выполнен в форме маяка, украшен якорями и кораблями, освящён 30 мая 2010 года. Даже в резном иконостасе храма присутствует штурвал.

И ещё на стене с корабельными якорями,

вот эта скромная табличка…

7 ноября 1941 года, в день традиционного парада на Красной площади, у южного берега Крыма разыгралась новая страшная трагедия. О катастрофе «Армении» было строжайше запрещено что-либо сообщать. Нынешнему поколению трудно постигнуть смысл сокрытия правды войны от народа, что, несомненно, было на руку врагу, но таковы были «законы» тех лет.

У книги «Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Чёрном море», изданной историческим отделом Наркомата ВМФ СССР ещё в 1946 году, гриф «совершенно секретно» был снят лишь в 1989 году. В ней скупо, всего в несколько строк, сообщалось время гибели и координаты боевых кораблей и судов, оказавшихся на дне моря, в том числе и теплохода «Армения». Мы предлагаем вниманию читателей расследование катастрофы на море, проведённое капитаном 2-го ранга Сергеем Алексеевичем Соловьёвым, учёным секретарём Военно-научного общества Севастополя, который одним из первых подробно изучил документы и показания очевидцев того страшного события.

«Армения» была спроектирована морскими инженерами Ленинградского Центрального бюро морского судостроения под руководством главного конструктора Я. Копержинского, спущена на воду в ноябре 1928 года и вошла в шестёрку лучших пассажирских судов Чёрного моря, состоящей из «Абхазии», «Аджарии», «Украины», «Армении», «Крыма» и «Грузии».

Что касается «Армении», то она имела дальность плавания 4600 миль, могла перевозить в классных каютах 518 пассажиров, 125 «сидячих» и 317 палубных пассажиров, а также до 1000 тонн груза, развивая при этом максимальную скорость - 14,5 узла (около 27 километров в час). Все эти суда стали обслуживать «экспрессную линию» Одесса - Батуми - Одесса, исправно перевозя тысячи пассажиров вплоть до 1941 года.

С началом войны «Армению» срочно переоборудовали в санитарно-транспортное судно: рестораны 1-го и 2-го класса были превращены в операционные и перевязочные, курительный салон - в аптеку, в каютах установлены дополнительные подвесные койки. Капитаном «Армении» был назначен 39-летний Владимир Яковлевич Плаушевский, старпомом Николай Фадеевич Знаюненко. Экипаж судна состоял из 96 человек, плюс 9 врачей, 29 медсестёр и 75 санитаров. Главврач железнодорожной больницы Одессы, которого многие в городе хорошо знали, Пётр Андреевич Дмитриевский был назначен руководителем медперсонала в звании военврача 2-го ранга. На бортах и на палубе ярко-красной краской были нанесены огромные кресты, хорошо видимые с воздуха. На грот-мачте был поднят большой белый флаг также с изображением международного Красного Креста.

Но это не спасало госпитальные судна. С первых дней войны авиация Геринга совершала налёты на них. В июле 1941 года были повреждены санитарные транспорты «Котовский» и «Антон Чехов», а атакованный пикирующими бомбардировщиками «Аджария», весь объятый пламенем, на виду у всей Одессы выбросился на мель близ Дофиновки. В августе такая же участь постигла и судно «Кубань».

Теснимая противником Красная армия в тяжёлых боях несла большие потери. Раненых было очень много. Днём и ночью в любую непогоду на борту «Армении» до изнеможения трудился медперсонал. Корабль совершил пятнадцать невероятно тяжёлых и опасных рейсов с ранеными защитниками Одессы и перевёз около 16 тысяч человек, не считая женщин, детей и стариков, которых члены экипажа размещали в своих каютах.

В обстоятельствах гибели «Армении» много загадочного. В упоминаемой уже «Хронике Великой Отечественной…» говорится, что свои рейсы из Одессы «Армения», а также «Кубань» и учебное судно «Днепр» совершала в сопровождении эсминца «Беспощадный», что, несомненно, уберегало эти суда от дерзких атак немецкой авиации.

Наступление 2-й армии Манштейна на Крым было стремительным, к чему командование ЧФ и в том числе и вице-адмирал Ф. С. Октябрьский были не готовы. Все учения флота перед войной сводились к «уничтожению» крупных морских десантов и боевым походам кораблей Черноморского флота. Никому и в голову не приходило, что оборонять Севастополь придётся со стороны суши.

В октябре и ноябре 1941 года всюду царила неразбериха. Из Севастополя спешно эвакуировали всё, что надо и не надо. Госпитали, оборудованные в штольнях и самом городе, были забиты ранеными, но кто-то дал приказ срочно эвакуировать весь медперсонал. И сейчас, уже в наше время, подъезжая к Севастополю, из окна вагона или автобуса в районе Инкермана можно видеть огромные глыбы и нагромождения камней взорванных расположенных в штольнях госпиталей. По приказу Сталина оттуда были эвакуированы на корабли только легкораненые. Как свидетельствует медсестра этого госпиталя Е. Николаева, «дабы раненые не достались врагу», штольню взорвали вместе с «нетранспортабельными». Взрывными работами руководил представитель СМЕРШа. Два врача отказались покинуть раненых и погибли вместе со всеми.

Сам вице-адмирал Ф. С. Октябрьский держал постоянно при себе быстроходный эсминец «Бойкий» и почти всегда «отбояривался» от задач по формированию конвоев и от охраны пассажирских и госпитальных судов при переходе морем, считая, что этим должны заниматься руководители гражданского флота. Самоустранение Октябрьского от столь важной и ответственной задачи и было одной из причин, что на дно Чёрного моря отправлено столь большое количество лучших пассажирских судов с людьми.

Согласно найденным документам и показаниям очевидцев, удалось восстановить многие события, предшествующие выходу «Армении» в море из Севастопольской бухты 6 ноября 1941 года.

Теплоход стоял на внутреннем рейде и спешно принимал на борт многочисленных раненых и эвакуированных граждан. Обстановка была крайне нервозной. В любую минуту мог начаться налёт вражеской авиации. Основная масса боевых кораблей флота по приказу Октябрьского вышла в море, включая и крейсер «Молотов», на котором была единственная на флоте корабельная радиолокационная станция «Редут-К».

Кроме «Армении», в Карантинной бухте грузился ещё один бывший «рысак», теплоход «Белосток», а у причала Морзавода грузили оборудование и людей на транспорт «Крым». Погрузка шла непрерывно. Капитан Плаушевский получил приказ выйти из Севастополя 6 ноября в 19 часов и следовать в Туапсе. Для сопровождения был выделен только небольшой морской охотник с бортовым номером 041 под командованием старшего лейтенанта П. А. Кулашова.

«Начальник отделения Главной базы 5 ноября получил приказание… госпитали и лазареты свернуть. На „Армению“ было погружено около 300 раненых, медицинский и хозяйственный персонал Севастопольского военно-морского госпиталя (крупнейшего на флоте), во главе с главврачом его, военврачом 1-го ранга С. М. Каганом. Здесь же оказались начальники отделений (с медперсоналом), рентген-техники… Здесь же разместились 2-й военно-морской и Николаевский базовый госпитали, санитарный склад № 280, санитарно-эпидемиологическая лаборатория, 5-й медико-санитарный отряд, госпиталь от Ялтинского санатория. Были приняты на теплоход часть медперсонала Приморской и 51-й армий, а также эвакуированные жители Севастополя…»

Капитан Плаушевский знал, что при отсутствии охранения только тёмная ночь может обеспечить скрытность плавания и не даст возможность авиации противника атаковать «Армению». Каковы же были его удивление и досада, когда ему передали приказ Военного совета флота выйти из Севастополя не в вечерних сумерках, а на два часа раньше, то есть в 17 часов, в светлое время суток. Такой приказ сулил гибель, и некоторые историки склонны были считать, что он исходил из недр абвера адмирала Канариса, от его спецслужб, занимавшихся «дезой».

«Армения», выйдя из Севастополя в 17 часов, ошвартовалась в Ялте только через 9 часов, то есть около 2 часов ночи. Оказывается, в пути последовал новый приказ: сделать заход в Балаклаву и там забрать работников НКВД, раненых и медперсонал, ибо немцы продолжают наступать.

Капитану Плаушевскому доложили, что в Ялте ожидает погрузки «партактив», работники НКВД и ещё одиннадцать госпиталей с ранеными.

Из записок адмирала Ф. С. Октябрьского: «Когда мне стало известно, что транспорт „Армения“ собирается выходить из Ялты днём, я сам лично передал приказание командиру ни в коем случае из Ялты не выходить до 19.00, то есть до темноты. Мы не имели средств хорошо обеспечить прикрытие транспорта с воздуха и моря. Связь работала надёжно, командир приказание получил и, несмотря на это, вышел из Ялты. В 11.00 он был атакован самолётами-торпедоносцами и потоплен. После попадания торпеды „Армения“ находилась на плаву четыре минуты».

Отсутствие документов, уничтоженных в 1949 году и позднее, бросает тень на адмирала Ф. С. Октябрьского, потому что любой историк может заподозрить, что адмирал ищет себе оправдание задним числом, спустя годы после ужасной трагедии. Однако следует признать, что он, как командующий флотом, знал оперативную обстановку на театре, знал, где находится «Армения», знал и время, когда она отвалила от причала, запружённого людьми, знал он и то, что при господстве немецкой авиации в воздухе «Армения», лишённая охранения, представляет собой идеальную мишень для торпедоносцев и пикирующих бомбардировщиков. Поэтому весьма вероятно, что приказ и даже очень строгий «ждать ночи» он действительно передал капитану Плаушевскому, но на «Армении» произошло какое-то зловещее событие, заставившее капитана нарушить приказ Октябрьского. В этом кроется ещё одна тайна гибели теплохода.

Исследуем события и вернёмся назад. Достоверно известно, что первоначальный приказ капитану Плаушевскому был чётко сформулирован: забрать раненых и медперсонал и из Севастополя следовать в Туапсе в ночное время суток. Затем последовал срочный приказ: следовать в Ялту для спасения партактива и раненых. Время выхода теплохода из Севастополя было изменено на два часа. Третий приказ, переданный капитану Плаушевскому, заставил его, не заходя в Балаклавскую бухту, также забрать представителей местной власти и раненых. Четвёртый приказ, переданный капитану «Армении» рано утром Ф. С. Октябрьским 7 ноября, предписывал покинуть Ялту не ранее 19 часов, оказался странным образом нарушен, и капитан отправился в плавание без охранения навстречу своей гибели.

Несомненно, что капитан Плаушевский не подчинился приказу командующего флотом только потому, что вынужден был подчиниться другой власти, оказавшейся на борту, каковой были принятые на борт «Армении» сотрудники НКВД и СМЕРШа. Оставшиеся на причале люди видели, как капитан, прежде чем дать команду отдать швартовы, был разъярён, как загнанный зверь, и громоподобно ругался на чём свет стоит. И это был капитан Плаушевский, которого все сослуживцы характеризовали как исключительно хладнокровного и выдержанного человека. Несомненно, ему угрожали те, кто торопился покинуть Ялту, а за отказ подчиниться угрожали расправой.

Вышедшая рано утром из Ялты «Армения» в сопровождении морского охотника не прошла и тридцати миль, как была атаковала двумя торпедоносцами.

Обратимся к следующему свидетельству катерника с морского охотника МО-04 М. М. Яковлева: «7 ноября, около 10 часов утра, в районе мыса Сарыч над нами пролетел немецкий разведчик, а через непродолжительное время над водой, на бреющем полёте, едва не касаясь гребней волн (погода была штормовой и нас болтало основательно), в наш район вышли два вражеских торпедоносца. Один из них начал делать разворот для торпедной атаки, а второй пошёл в сторону Ялты. Открыть огонь мы не могли, так как крен катера достигал 45 градусов. Торпедоносец сбросил две торпеды, но промазал и они взорвались в прибрежных камнях мыса Айя. Нас поразила сила взрыва - не видели мы до этого более мощного, и почти все разом сказали, что если второй торпедоносец достанет „Армению“, то ей несдобровать».

После торпедирования «Армения» была на плаву четыре минуты. Спаслось лишь несколько человек, в том числе старшина Бочаров и военнослужащий И. А. Бурмистров. Видел гибель теплохода и командир морского охотника старший лейтенант П. А. Кулашов, которого по возвращении в Севастополь целый месяц допрашивали в НКВД, после чего выпустили.

Через немецких ветеранов пытались найти экипаж торпедоносца, атаковавшего «Армению», дабы уточнить детали и координаты гибели теплохода, так как немецкие архивы славятся большой сохранностью документов. Ответ пришёл неожиданный: «архив люфтваффе вывезен в СССР».

«Армения» была спроектирована морскими инженерами Ленинградского Центрального бюро морского судостроения под руководством главного конструктора Я. Копержинского, спущена на воду в ноябре 1928 года и вошла в шестерку лучших пассажирских судов Черного моря, состоящей из «Абхазии», «Аджарии», «Украины», «Армении», «Крыма» и «Грузии».

Хотя почти все эти суда строились в Ленинграде, на Балтийском судостроительном заводе (только два последних - в Киле в Германии), политическим руководством страны было решено в названиях судов выразить нерушимую дружбу молодых советских республик, что и было начертано на высоких бортах этих красавцев, которых одесситы окрестили по-своему, назвав за быстроходность «рысаками».

Что касается «Армении», то она имела дальность плавания 4600 миль, могла перевозить в классных каютах 518 пассажиров, 125 «сидячих» и 317 палубных пассажиров, а также до 1000 тонн груза, развивая при этом максимальную скорость 14,5 узла (около 27 км/ч). Все эти суда стали обслуживать «экспрессную линию» Одесса - Батуми - Одесса, исправно перевозя тысячи пассажиров вплоть до 1941 года…

Их топили первыми

С началом Великой Отечественной войны судьба черноморских «рысаков» резко изменилась. «Армению» срочно переоборудовали в санитарно-транспортное судно: рестораны 1 и 2 класса превращены в операционные и перевязочные, курительный салон - в аптеку, в каютах установлены дополнительные подвесные койки.

Капитаном «Армении» был назначен 39-летний Владимир Яковлевич Плаушевский, старпомом - Николай Фадеевич Знаюненко. Экипаж судна состоял из 96 человек, плюс 9 врачей, 29 медсестер и 75 санитаров. Главврач железнодорожной больницы Одессы, которого многие в городе хорошо знали, Петр Андреевич Дмитриевский был назначен руководителем медперсонала в звании военврача 2 ранга…

Немногословный, выдержанный, всегда подтянутый капитан «Армении» Плаушевский быстро обрел авторитет, и все его распоряжения и команды выполнялись незамедлительно.

На бортах и на палубе ярко-красной краской были нанесены огромные кресты, хорошо видимые с воздуха. На грот-мачте был поднят большой белый флаг также с изображением международного Красного Креста. Взглянув на него, Плаушевский тихо сказал старпому:

Не думаю, что вермахт будет неукоснительно выполнять положения Гаагской и Женевской конвенций. Немцы традиционно в войнах особым милосердием не отличались…

Его слова оказались пророческими. С первых дней войны авиация Геринга совершала налеты на госпитальные суда на Черном море. В июле 1941 года были повреждены санитарные транспорты «Котовский» и «Антон Чехов», а атакованный пикирующими бомбардировщиками «Аджаристан» («Аджария»), весь объятый пламенем, на виду у всей Одессы выбросился на мель близ Дофиновки. В августе такая же участь постигла и судно «Кубань».

Теснимая противником Красная армия в тяжелых боях несла большие потери. Раненых было очень много… Днем и ночью в любую непогоду на борту «Армении» до изнеможения трудился медперсонал. Операции, операции и бесконечные перевязки. Раненые были всюду. Особенно много было тяжелораненых. На всех палубах были слышны громкие стоны, людей мучила жажда. Многие женщины ухаживали за ранеными.

Капитан Плаушевский спал урывками, по многу часов не покидая капитанского мостика. Ему удалось совершить пятнадцать невероятно тяжелых и опасных рейсов с ранеными защитниками Одессы и перевезти около 16 тысяч человек, которых члены экипажа размещали в своих каютах с молчаливого согласия капитана, его помощников и самого боцмана. Благодаря им были спасены многие беженцы, которых в то время звали «эвакуированными»…

* * *

Погибший во время войны летчик и писатель Сент-Экзюпери сказал: «Война это нечто такое, что может взять с лица человека столько мяса, что он навсегда будет лишен возможности улыбаться людям».

Да, в обстоятельствах гибели «Армении» много загадочного. Кроме поиска в архивах пришлось опросить и свидетелей той страшной трагедии, которых, увы, осталось очень мало!

В книге «Хроника Великой Отечественной…» говорится, что свои рейсы из Одессы «Армения», а также «Кубань» и учебное судно «Днепр», совершали в сопровождении эсминца «Беспощадный», что, несомненно, уберегало эти суда от дерзких атак немецкой авиации.

Наступление 2-й армии Манштейна на Крым было стремительным, к чему командование ЧФ и в том числе и вице-адмирал Ф.С. Октябрьский были не готовы. Все учения флота перед войной сводились к «уничтожению» крупных морских десантов и боевым походам кораблей Черноморского флота. Никому и в голову не приходило, что оборонять Севастополь придется со стороны суши…

* * *

В октябре и ноябре 1941 года всюду царила неразбериха. Из Севастополя спешно эвакуировали все, что надо и не надо. Госпитали, оборудованные в штольнях и самом городе, были забиты ранеными, но кто-то дал приказ срочно эвакуировать весь медперсонал. Пытались эвакуировать даже прекрасно оборудованный и укрепленный командный пункт флота. Только энергичное вмешательство вновь прибывшего заместителя по сухопутной обороне генерал-майора И.Е. Петрова положило конец страшной неразберихе. Успешно начала действовать легендарная 30-я батарея Георгия Александера, огромными снарядами прошивая оба борта немецких танков и разя мотопехоту шрапнелью. На подступах к Севастополю завязались ожесточенные бои…

Трагедия на суше

Благодаря найденным документам и показаниям очевидцев, удалось восстановить многие события, предшествующие выходу «Армении» в море из Севастопольской бухты 6 ноября 1941 года.

Теплоход стоял на внутреннем рейде и спешно принимал на борт многочисленных раненых и эвакуированных граждан. Обстановка была крайне нервозной. В любую минуту мог начаться налет вражеской авиации. Основная масса боевых кораблей флота по приказу Октябрьского вышла в море, включая и крейсер «Молотов», на котором была единственная на флоте корабельная радиолокационная станция «Редут-К».

Кроме «Армении» в Карантинной бухте грузился еще один бывший «рысак» - теплоход «Белосток», а у причала Морзавода грузили оборудование и людей на транспорт «Крым». Погрузка шла непрерывно днем и ночью.

Обращает на себя внимание великое множество всевозможных приказов, данных в самой категорической и устрашающей форме, в которых, в случае невыполнения, было обещание суровой кары «вплоть до расстрела». Таких приказов особенно много было после введения в Севастополе осадного положения 29 октября. И севастопольцы, и немецкое командование хорошо знали, что на подступах к городу нет частей Красной армии. Поэтому Манштейн дал приказ 54-му армейскому корпусу и мотобригаде овладеть Севастополем с ходу. Этого не произошло только потому, что командующий Приморской армией генерал-майор И.Е. Петров (потом его историки назовут «вторым Георгием Жуковым») сумел совершить многотрудный переход через горы, выйти к Севастополю, организовать крепкую оборону и спасти город. Немаловажным было и массовое проявление героизма защитниками этого «южного Кронштадта»…

Но тогда, накануне гибели, будучи на борту «Армении» и принимая доклады от помощников о ходе погрузки, капитан Плаушевский с тревогой посматривал на небо. Ему дан приказ выйти из Севастополя 6 ноября в 19 ч и следовать в Туапсе. Для сопровождения выделен только небольшой морской охотник с бортовым номером «041» под командованием старшего лейтенанта П.А. Кулашова.

Свидетельствует полковник медицинской службы М. Шапунов:

«Последовал приказ 5 ноября всем флотским медицинским организациям свернуться и эвакуироваться. Чем был вызван этот строгий приказ? Ведь оборона Севастополя только начиналась (и будет длиться 250 дней)…».

Свидетельствует участник обороны Севастополя полковник медслужбы А.И. Власов:

«Начальник отделения Главной базы 5 ноября получил приказание… госпитали и лазареты свернуть. На „Армению“ было погружено около 300 раненых, медицинский и хозяйственный персонал Севастопольского военно-морского госпиталя (крупнейшего на флоте), во главе с главврачом его, военврачом 1 ранга С.М. Каганом. Здесь же оказались начальники отделений (с медперсоналом), рентгенотехники… Здесь же разместились 2-й военно-морской и Николаевский базовый госпитали, санитарный склад №280, санитарно-эпидемиологическая лаборатория, 5-й медико-санитарный отряд, госпиталь от Ялтинского санатория. Были приняты на теплоход часть медперсонала Приморской и 51-й армий, а также эвакуированные жители Севастополя…».

Капитан Плаушевский знал, что при отсутствии охранения только темная ночь может обеспечить скрытность плавания и не даст возможности авиации противника атаковать «Армению». Каковы же были его удивление и досада, когда ему передали приказ Военного совета флота выйти из Севастополя не в вечерних сумерках, а на два часа раньше, то есть в 17 часов, в светлое время суток!

Такой приказ сулил гибель, и некоторые историки склонны были считать, что он исходил из недр абвера адмирала Канариса, от его спецслужб, занимавшихся «дезой».

Свидетельствует полковник И.М. Величенко, бывший специалистом по скрытной связи при командующем Черноморским флотом:

«В тот день по неудовлетворительно работающей проводной связи из Ялты сообщили контр-адмиралу Н.М. Кулакову, что в городе собралась большая группа руководящих работников и партактива, которых не на чем эвакуировать… выбор пал на „Армению“, и она пошла к своей гибели…». Однако «Армении» удалось проскочить в Ялту.

Но вот загадка. «Армения», выйдя из Севастополя в 17 часов, ошвартовалась в Ялте только через 9 часов (?!), то есть около 2 часов ночи. Оказывается, в пути последовал новый приказ сделать заход в Балаклаву и там забрать работников НКВД, раненых и медперсонал, ибо немцы продолжают наступать.

Фактически положение не было столь угрожающим, и людей могли забрать другие суда. Капитан Плаушевский отлично понимал, что столь драгоценное ночное время сокращается неумолимо, и тем не менее не мог игнорировать новый «убийственный» приказ!

Море штормило, в небе рваная низкая облачность. «Армения», ошвартовавшись, незамедлительно принялась за погрузку людей, которых на причале собралось великое множество.

В самой Ялте неразбериха. Милиция отсутствует. По трубам в море выпустили массандровские вина. Кто-то грабит магазины и склады. Все улицы и переулки, выходящие на набережную, перегорожены брустверами, сложенными из мешков с галькой и песком, что совсем не гармонирует с вечнозелеными пальмами…

Капитану Плаушевскому доложили, что в Ялте ожидает погрузки «партактив», работники НКВД и еще одиннадцать госпиталей с ранеными.

Свидетельствует доброволец Е.С. Никулин:

«С вечера мы о теплоходе „Армения“ еще ничего не знали. Ночью, часа в два нас разбудили и повели почти строем по середине улицы в порт. В порту стоял громадный теплоход.

Вся пристань и мол заполнены людьми. Мы влились в эту толпу. Посадка на теплоход шла медленно; за два часа мы с пристани продвинулись на мол. Давка неимоверная! Погрузка шла примерно с двух часов и до семи утра (то есть все столь драгоценное ночное время. - С. С.) . Поперек мола стояли бойцы НКВД с винтовками и пропускали только женщин с детьми. Иногда прорывались через оцепление мужчины. Погода была ненастная, часто шел дождь. Полная луна проглядывала в разрывах черных, быстро несущихся облаков. Через мол перекатывались волны. В городе начал гореть склад горючего, и громадные черные клубы дыма ветром несло на город. Наступал рассвет…».

Трагедия на море

Из записок адмирала Ф.С. Октябрьского: «Когда мне стало известно, что транспорт „Армения“ собирается выходить из Ялты днем, я сам лично передал приказание командиру ни в коем случае из Ялты не выходить до 19.00, то есть до темноты. Мы не имели средств хорошо обеспечить прикрытие транспорта с воздуха и моря.

Связь работала надежно, командир приказание получил и, несмотря на это, вышел из Ялты. В 11.00 он был атакован самолетами-торпедоносцами и потоплен. После попадания торпеды «Армения» находилась на плаву четыре минуты».

Отсутствие документов, уничтоженных в 1949 году и позднее, бросает тень на адмирала Ф.С. Октябрьского, потому что любой историк может заподозрить, что адмирал ищет себе оправдание задним числом, спустя годы после ужасной трагедии. Однако следует признать, что он, как командующий флотом, знал оперативную обстановку на театре, знал, где находится «Армения», знал и время, когда она отвалила от причала, запруженного людьми, знал он и то, что при господстве немецкой авиации в воздухе «Армения», лишенная охранения, представляет собой идеальную мишень для торпедоносцев и пикирующих бомбардировщиков. Поэтому весьма вероятно, что приказ и даже очень строгий, «ждать ночи» он действительно передал капитану Плаушевскому, но на «Армении» произошло какое-то зловещее событие, заставившее капитана нарушить приказ Октябрьского. В этом кроется еще одна тайна гибели теплохода…

Исследуем события и вернемся назад. Достоверно известно, что первоначальный приказ капитану Плаушевскому был четко сформулирован: забрать раненых и медперсонал и из Севастополя следовать в Туапсе в ночное время суток.

Затем последовал срочный приказ, возникший под могучим прессом НКВД (как свидетельствуют полковник И.М. Величенко и Н.С. Малиновская, бывшая сотрудница Ялтинского отдела НКВД, депутат горсовета): следовать в Ялту для спасения партактива и раненых. Время выхода теплохода из Севастополя изменено на два часа.

Третий приказ, переданный капитану Плаушевскому, заставил его, не заходя в Балаклавскую бухту, также забрать представителей местной власти и раненых. Людей грузили с рыбацких баркасов и катеров (свидетельство той же Н.С. Малиновской).

Четвертый приказ, переданный капитану «Армении» рано утром Ф.С. Октябрьским 7 ноября, предписывал покинуть Ялту не ранее 19 часов, оказался странным образом нарушен, и капитан отправился в плавание без охранения навстречу своей гибели.

* * *

Обратимся к свидетельству катерника с морского охотника МО- 04 М.М. Яковлева.

«7 ноября, около 10 часов утра, в районе мыса Сарыч над нами пролетел немецкий разведчик, а через непродолжительное время над водой, на бреющем полете, едва не касаясь гребней волн (погода была штормовой, и нас болтало основательно), в наш район вышли два вражеских торпедоносца. Один из них начал делать разворот для торпедной атаки, а второй пошел в сторону Ялты. Открыть огонь мы не могли, так как крен катера достигал 45 градусов. Торпедоносец сбросил две торпеды, но промазал, и они взорвались в прибрежных камнях мыса Айя. Нас поразила сила взрыва - не видели мы до этого более мощного, и почти все разом сказали, что если второй торпедоносец достанет „Армению“, то ей несдобровать… Так оно и получилось».

* * *

После торпедирования «Армения» была на плаву четыре минуты. Спаслись лишь несколько человек, в том числе старшина Бочаров и военнослужащий И.А. Бурмистров. Видел гибель теплохода и командир морского охотника старший лейтенант П.А. Кулашов.

Попытка путем запросов и переписки с Одессой найти других свидетелей трагедии также не увенчалась успехом. Украина бессовестно перлюстрирует все письма, и они приходят со следами вскрытия и грязным штампом: «Письмо поступило со следами клея на конверте».

Через немецких ветеранов пытались найти экипаж торпедоносца, атаковавшего «Армению», дабы уточнить детали и координаты гибели теплохода, так как немецкие архивы славятся большой сохранностью документов. Ответ пришел неожиданный: «Архив люфтваффе вывезен в СССР».

Имя капитана Владимира Яковлевича Плаушевского выбито на скрижалях Аллеи Славы в Одессе, близ могилы Неизвестного матроса, как и имена капитанов других «рысаков», нашедших вечный покой на дне Черного моря. Вечная им слава!



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх