Методическая разработка на тему: Доклад "Тихий час в детском саду"

ТИХИЙ ЧАС

Сон - одно из важнейших составляющих дня вашего ребенка. Во сне тело ребенка, так же как и его мозг отдыхают. В течение дня, а особенно первой его половины, когда жизнь ребенка наполнена всевозможными играми, занятиями, общением с другими детьми, мозг ребенка испытывает сильную нагрузку. Мыслительная деятельность в первую половину дня более активна, чем во вторую. Ребенку просто необходим и очень важен дневной сон.

Организация тихого часа в детском саду.

После приема пищи, дети умываются, проходят в спальню и раздеваются. Окна в спальне в холодный период закрываются минимум за полчаса до того, как в нее вошли дети. В летний период, дети могут спать при открытых окнах, но не допускается наличие сквозняков. Дети укладываются в свои кроватки. По желанию детей, воспитатель может почитать им книжку, но не более 10 минут. Продолжительность сна зависит от возраста детей. Самый продолжительный тихий час у детей младшего возраста - вся процедура от начала укладывания детей до подъема занимает около 3 часов. К подготовительной к школе группе это время сокращается до двух часов. Подъем детей во всех возрастных группах происходит в одно и тоже время - в 15.00. В летний период, когда дети большую часть времени проводят на улице и, соответственно нагрузка на организм ребенка больше, время подъема может передвинуться на полчаса - до 15.30.

Подъем детей проходит постепенно, так как некоторым детям требуется больше времени на пробуждение. Во время подъема проводится гимнастика пробуждения (иногда с использованием музыки). Это специально разработанный комплекс упражнений в кровати, оказывающий на детей колоссальное положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие. Выполняя комплекс упражнений в кровати, дети постепенно переходят из фазы расслабления в фазу напряжения. К моменту подъема детей групповая комната проветрена. Разница температур спальни и групповой составляет два-три градуса. Дети переходят из спальни в групповую комнату - меняя температурный режим, что является одной из закаливающих процедур, проводимых в нашем саду. Также, педагоги применяют коррегирующую гимнастику для стоп, используя специальные дорожки с различными фактурами. Потом, дети приводят себя в порядок: умываются, одеваются и причесываются.

  • Старайтесь в выходные дни придерживаться режима детского сада, тогда и в детском саду ребенок будет легче засыпать, а значит сможет отдохнуть и во вторую половину дня продуктивно заниматься любыми делами, которые вы для него запланировали.
  • Уточните у ребенка и воспитателя действительно ли нужна теплая пижама. Зачастую, ребенок, следуя указаниям мамы, одевает пижаму, хотя в спальне тепло и необходимости в таком утеплении нет. Но раз мама сказала, то нужно исполнить, а воспитателю очень сложно победить мамин авторитет.
  • Если вы планируете забрать ребенка в тихий час, постарайтесь спланировать это так, чтобы забрать ребенка либо до начала тихого часа, либо ближе к концу. Часто случается так, что ребенок только заснул, а тут прибежала мама. Ребенка поднимают и он до конца дня так и пребывает в состоянии, когда "поднять подняли, а разбудить забыли". Помимо этого, дети такую ситуацию воспринимают по-разному, некоторые начинают капризничать, плакать, а этот шум тревожит сон других детей.
  • Объясните ребенку, что если ему не хочется спать в тихий час, то одно то, что он спокойно лежит в кроватке, само по себе является отдыхом. Главное, лежать тихонько и не мешать остальным деткам спать. Пусть он помечтает, придумает сказку, которую потом сможет рассказать друзьям и родителям. Акцентируйте внимание ребенка на том, что нужно уважать право других детей на спокойный сон и отдых.

МБОУ «Синеколодецкая начальная школа – детский сад»

«Время спать, или как организовать дневной сон в детском саду»

Подготовила;

Воспитатель ГДО

Сковородко Е.В.

2016

Тихий час
В детском садике у нас
Тихий час.
В этот час нам нужна
Тишина.
Мы сказали: – Чок! Чок! Чок!
Язычок,
Закрывает тебя
В сундучок.
Запираем сундучок
На крючок.
Все ребятки на кроватки,
Все молчок!
Потому что у нас
Тихий час.
Потому что нужна
Ти-ши-на.

(Н.Лоткин)

Дневной сон необходим для правильного развития детей дошкольного возраста. Он обеспечивает отдых после длительного периода активного бодрствования, а также накопление ребенком сил и энергии для дальнейшей деятельности во второй половине дня.

Соблюдение режима, столь важное для ребенка, касается, прежде всего, организации цикла сон – бодрствование. Важно приучать ребенка ложиться спать в определенное время.

При организации сна дошкольников могут возникать некоторые трудности и проблемы. Самая общая проблема дошкольного возраста, связанная со сном, – нежелание укладываться. Дошкольники будут до бесконечности изобретать причины, объясняющие, почему они не идут в постель.

Дошкольники способны понять, что они обязаны ложиться спать в определенное время. Им можно объяснить, что положение стрелок на часах соответствует отбою, напоминать, сколько им осталось играть, с помощью таймера. По сигналу таймера дети должны прекратить игру и готовиться ко сну.

Ребенок растет, ему нужно не только восстанавливать изнашивающиеся и разрушающиеся во время бодрствования живые частицы его тела, но и строить новые. Понятно поэтому, что, подобно потребности в пище, и потребность в отдыхе и сне у ребенка большая, чем у взрослого, и что чем ребенок моложе, тем длительнее должен быть у него сон.

Воспитатели и родители должны заботливо относиться ко сну ребенка и обеспечить ему возможность спокойного и достаточно длительного сна. Дошкольники до 5 лет нуждаются кроме ночного сна (10-11 час.) - в двухчасовом дневном сне, старшие (до 7 лет) - в часовом – полуторачасовом дневном сне или спокойном лежании.

Помимо часов, отводимых для сна, обычно чрезвычайно подвижный и активный ребенок нуждается в периодах относительного покоя. Такие периоды, прежде всего, должны иметь место каждый раз перед сном.

После сильного возбуждении (например, после прогулок, подвижных, увлекательных игр, яркой беседы) дети, в особенности впечатлительные, плохо засыпают.

Живучесть впечатлений у ребенка гораздо большая и более наглядно-зрительная, чем у взрослых. С другой стороны, потребность высказывания, вследствие упомянутых особенностей функции детской речи, часто непреодолима. Вследствие этого необходимо позаботиться о том, чтобы сну предшествовал промежуток времени (20-30 минут) для спокойных, не возбуждающих занятий. Какому занятию оказать предпочтение - зависит от характера индивидуального реагирования ребенка и руководства педагога. Во всяком случае никакого нового материала, никаких новых тем не следует вводить в это время.

Советы по организации дневного сна.

Легкому засыпанию благоприятствует спокойная, тихая и убаюкивающая музыка, или же чтение хорошей книги.

Чтобы дошкольники своевременно легли на дневной сон, воспитателю необходимо строго соблюдать распорядок дня в группе. Это способствует выработке физиологической привычки у детей. Организм дошкольников привыкает к определенной последовательности режимных моментов. В тот момент, когда приходит время тихого часа, детский организм уже готов к дневному отдыху. Недопустимо отклонение от распорядка дня, так как это негативно отразится на физиологическом состоянии малышей.

Перед тем как уложить детей спать, их необходимо успокоить. Организуйте спокойные игры (например, настольные, игры - потешки и др.). Почитайте детям книгу. Спокойные виды деятельности позволят ребятам осуществить плавный переход от активных игр к отдыху.

Обратите внимание на свет в спальной комнате. Он должен быть приглушенным, шторы по возможности закрыты.

Большое значение имеет цвет стен, потолков, оконных занавесей (или жалюзи) в спальне. Цвета не должны быть яркими, чтобы не возбуждать неустойчивую психику малышей. Используйте для оформления спальни пастельные, спокойные тона.

Включите детям спокойную музыку (например, колыбельные, классические произведения). Она позволит детям успокоиться и расслабиться. Кроме того, слушание музыки будет способствовать эстетическому воспитанию дошкольников.

Проведите с детьми упражнения на релаксацию. Эти упражнения позволяют одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

В спальне говорите с детьми спокойным тоном. Во время сонного часа недопустимы крики, шум, громкие разговоры. Приучите детей к спокойному тону. Это позволит сформировать спокойную атмосферу в группе.

Поделюсь одним из способов, который можно использовать при организации сонного часа.

Поощрение - один из методов корректировки детского поведения. Оно помогает ребенку отличать хорошее от дурного, дозволенное от запретного. Правильно применяемое поощрение закрепляет положительные способы поведения, тем самым формируя у ребенка готовность к активному послушанию.

Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям. Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях. Одобрение, высказанное вовремя и умело, пробуждает в ребенке здоровое самолюбие: медлительный старается быть проворным, небрежно выполняющий задание стремится подтянуться и делать все лучше.

Поощрение должно быть заслуженным и использовать его надо тогда, когда необходимо отметить достижения ребенка (разумеется, в пределах его возможностей), которые требуют от него значительных усилий (физических, умственных, нравственных), скажем за то, что смог отказаться от своих желаний ради удобства других (уступил старшим место, помог маме нести покупки, заступился за младшего, по собственной инициативе навел порядок в комнате и т. п.). В этом случае похвала становится стимулом к хорошему поведению - поступить так в другой раз.

Как же можно применить поощрение при укладывании детей спать?

Можно использовать сказочный персонаж пришедший сегодня в гости к детям, или инициатором может бытьсам воспитатель.

Вариант №1 . Перед сном воспитатель говорит детям, что у нас начинается соревнование «Кто уснёт первым». После сонного часа воспитатель выбирает победителей 1, 2 и 3 место. Кто поочерёдно первее заснул. Каждого из победителей воспитатель возвышает на кровати, поднимая его руку, и вручает медаль. Медали переходящие, на следующий день эти медали могут получить другие дети.

Вариант №2 . Перед сном можно устроить ещё одну хитрость. Можно предложить детям условие. Для тех детей кто лучше всех притворится, так чтобы воспитатель (или персонаж) подумал, что они уснули. После тихого часа устроить сюрприз (на выбор воспитателя, как пример, можно приобрести в подарок наклейки, фишки или другую интересную детям и не дорогую вещь). Но остановить внимание на том, что это будет сделать не просто, нужно расслабиться, лечь поудобнее и закрыть глазки, не открывая их. Дети будут стараться притворяться и заснут.

Вариант № 3 . Использовать накопительную систему бонусов. Так же выбираем победителей, кто заснул первее всех, собираем в течение недели жетоны на каждого ребенка. В конце недели подсчитываем количество жетонов и награждаем победителей.

Мастер – класс
«Звездная коробочка» или "Коробочка для жетонов"

Для накопления жетонов можно использовать такую коробочку, разбитую на ячейки.

Необходимые материалы: крышка из коробки конфет, плотный картон, желтая и синяя бумага, ножницы, клей, линейка, карандаш.



ХОД:

Берем крышку из-под коробки конфет и плотный картон (я брала картон из крышек коробок печатной бумаги). Делаем перегородки.


Для этого нужно отмерить полоски картона по длине и полоски по ширине (количество полосок вы определяете сами из расхода ячеек по количеству детей.) Затем нужно разметить точки пересечения полосок и сделать на них надрезы чуть датьit середины, на каждой из полосок.



Затем обклеиваем края крышки синим и приклеиваем звездочки. Обклеиваем полоски желтой бумагой, пишем в ячейках имена людей. И для большего срока службы обтягиваем скотчем.


Наша коробочка для жетонов готова.


В заключении хотелось бы отметить, что основные задачи сна и пробуждения - это облегчение перехода от бодрствования детей ко сну и от сна к бодрствованию и создание положительного эмоционального фона у воспитанников и педагогов. Каждый воспитатели использует разные средства: спокойную музыку, тексты психологических установок, комплекс дыхательных и физических упражнений. И главное это то, что данные средства могут варьироваться в зависимости от возраста и особенностей детей.

Список литературы:

Аванесов В.Н. Воспитание детей в разновозрастной группе. – М.: 1979.

Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. – М.: 1968.

Богина Т. Л., Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1987.

Ребёнок в дошкольные годы. – Под ред. А.В.Запорожца, В.В.Давыдова. – М.: Просвещение, 1968, Часть II.

Как уложить детей спать в детском саду: [Электронный ресурс] // Как просто. М., 2010-2013. URL:

Тихий час: [Электронный ресурс] // Всё для детей., 2006-2016 . URL:

В детском саду – тихий час. Дети спят, и кажется, что ничего не происходит. Но это только кажется. Не спит мозг.

Детский мозг во сне продолжает обработку полученной за день информации, «фильтрует» негативные и позитивные впечатления, отбирает нужные для последующей деятельности сведения и «отправляет» их в память. Во время бодрствования на психику ребенка буквально обрушивается поток разнообразной информации – игры, занятия, общение. Мозг слишком занят текущей деятельностью и просто не в силах сразу справится с распределением всего вороха сведений и умений по «шкафчикам» долговременной памяти, поэтому «укладка» того, что нужно для будущего, происходит во сне.

Что такое фазы сна?

Ученые выделили две основные фазы сна, почти противоположные друг другу по физическим характеристикам и выполняющие разные задачи, - фаза медленного сна и фаза быстрого сна. Эти фазы образуют цикл, длительность которого примерно полтора часа. В ночном сне эти циклы повторяются 4-5 раз.

Фаза быстрого сна.

С нее сон начинается, в это время он не глубок. Быстрый сон способствует восстановлению работоспособности клеток головного мозга; происходит обработка полученной во время бодрствования информации. Именно во время быстрого сна к нам приходят яркие образные сновидения, и если разбудить человека во время фазы быстрого сна, то он может рассказать о том, что видел в «стране грез». В это время мозг не только занят процессом, важным для развития и обучения – запоминанием нужных навыков и сведений, но и обеспечением защиты психики от нерешенных конфликтов.

Как узнать, что ребенок переживает фазу быстрого сна? Дыхание и сердцебиение учащенное, малыш может ворочаться, подергивать руками, глазные яблоки быстро двигаются под закрытыми веками.

Фаза медленного сна.

Наступает вслед за быстрой. Ребенок становится более спокойным, сразу видно- крепко спит. Медленный сон нужен организму для восстановления сил, нормализации функции всех органов и систем. Кровь очищается от вредных продуктов, так как во время сна активнее работает печень и другие «уборщики» организма. Именно во время медленного сна в кровь выбрасывается гормон роста.

Каковы оптимальные условия для хорошего сна?

1. Длительность сна.

Формально дети дошкольного возраста должны спать не менее 10 часов в сутки, и время это должно быть рационально распределено на ночной и дневной сон. Но потребность в сне у разных детей разная. В основном это зависит от темперамента: холерики и сангвиники в сне нуждаются меньше и во время тихого часа составляют ядро «армии сопротивления» - смеются и безобразничают, мешая отдыхать меланхоликам и флегматикам, которым дневной сон необходим. Поэтому есть повод для «непедагогической» рекомендации – рассчитывать отдых детей во время тихого часа по-разному, в соответствии с их темпераментом: холерики и сангвиники пусть поиграют в тихие игры в разных уголках или послушают чтение книги, а остальные будут спокойно спать.

2 Отход ко сну:

  1. Укладывать детей спать лучше сразу после еды, когда они еще не успели начать игру и немного «приторможены» оттоком крови к органам пищеварения;
  2. помещение должно быть проветрено, защищено от шума;
  3. наилучшая цветовая гамма для спальни – голубой, розовый, зеленоватый тона без ярких орнаментов;
  4. стоит разрешать детям брать с собой в кровать любимые мягкие игрушки, так как уровень тревожности рядом с игрушечным зверьком падает, и малыш засыпает спокойнее;
  5. полезно читать перед сном сказки – спокойные и умиротворяющие;
  6. помогают успокоиться запахи лаванды, розы, сандала, хмеля (если вы используете аромалампы в помещениях, что полезно и для дезинфекции воздуха, и для здоровья детей);
  7. желательно чтобы у ребенка была специальная одежда для сна – пижама, а не те трусики и маечка, в которые он был одет во время бодрствования.

3 Пробуждение .

Освещающее действие сна лучше ощущается, если его продолжительность укладывается в полуторачасовые промежутки, чтобы подъем пришелся на завершенный цикл – «быстрый - медленный» сон. Поэтому поднимать ребенка лучше, отсчитав от момента его засыпания 1,5; 3; 4,5; 6 и т.д. часа.

Нарушения сна.

Что может послужить причиной нарушения сна:

  1. перегрузка впечатлениями и эмоциями во время бодрствования;
  2. ослабление организма после общих заболеваний (детских инфекций, ОРВИ);
  3. стрессы, длительные, обусловленные семейными обстоятельствами психические травмы могут вызвать у ребенка невроз и как следствие – нарушение сна;
  4. некоторые дети изначально имеют более уязвимую нервную систему, страдают невропатиями, нарушения сна у них возникает без видимых причин;
  5. некоторые психические заболевания в своем начале проявляются именно нарушениями сна (эпилепсия, шизофрения).

Какие нарушения сна должны взволновать воспитателя или психолога детского сада?

  1. Наличие устрашающих сновидений у ребенка, внезапные пробуждения с беспокойством, криками. Это обычно заметнее в детских учреждениях с круглосуточным пребыванием, так как во время кратковременного дневного сна «кошмары» бывают редко. Страшные сны – сигнал о том, что нервная система перегружена, что-то неблагополучно. Воспитателю необходимо обсудить это с родителями ребенка, а возможно, и направить к врачу.
  2. наличие внезапных, обычно случающихся в один и тот же час пробуждений, когда ребенок «пугается» чего-то, вскакивает, затем «обмякает» и может в этот момент обмочиться. Такое возможно как во время дневного, так и во время ночного сна. Родителей с ребенком необходимо обязательно направить к врачу (названные нарушения сна могут быть началом эпилептических приступов).
  3. сон «пунктиром», когда в течение ночи или тихого часа ребенок спит 15-20 минут, затем просыпается, некоторое время бодрствует, а потом засыпает опять. Такой сон бывает при некоторых психических заболеваниях.

Нарушения засыпания.

Чаще всего из нарушений сна мы видим расстройства засыпания, когда ребенка «невозможно уложить» в течение 2-3 часов. Это касается только ночного сна и чаще бывает после богатого событиями дня, но в некоторых случаях говорит о начале невроза. Важно разобраться в причине, обсудить семейные обстоятельства с родителями ребенка.

Если ребенок сосет палец…

Нередко многие дети при засыпании непременно сосут палец, край одеяла и без этих действий не засыпают. Делают они это не зря – это путь к успокоению, и лишать ребенка такого привычного действия недопустимо. Как быть? Можно добродушно потихоньку говорить малышу – «так взрослые не делают, а ты растешь, становишься большим – и тебе почти совсем не хочется сосать палец. Ведь не хочется, правда?»

Советы родителям «не спящих детей»:

  1. нужно объяснить, что применять снотворные фармакологические средства без назначения врача опасно и вредно – они меняют нормальную структуру сна, его фазы, и сон теряет свои полезные свойства;
  2. хорошо помогает специальная музыка (звуки природы, голоса птиц, шум воды);
  3. можно перед сном делать ванну с лекарственными травами: пустырником, душицей, хмелем, зверобоем, шалфеем, валерианой, ромашкой;
  4. полезен успокаивающий массаж.

Спокойного сна и творческих всем сновидений!




Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх