Где были написаны алые паруса. Сочинения

Повесть для настоящих романтиков «Алые паруса» первоначально носила название «Феерия». Наброски к литературному произведению стал делать еще в 1916 году, работая над «Бегущей по волнам». Книга была опубликована в 1923 году с посвящением супруге писателя. В центре повествования – история юной девушки Ассоль, жизнь которой наполнена мечтами и фантазиями. Живя в реальном мире, героиня грезит сказкой, которой однажды суждено сбыться.

Юная Ассоль – лиричный и поэтичный образ. Это утонченная девушка, стойкая и сильная духом, как и главные героини российских драматических произведений. Работая над любым произведением, автор вкладывает в описываемых персонажей частицу себя. Образ Ассоль соткан из черт, свойственных Грину. Гриневский (настоящая фамилия писателя) мечтал стать моряком и отправиться в дальнее плавание. Романтизм в его душе столкнулся с суровыми буднями, поэтому вместо того, чтобы попасть на корабль, Александр стал работником каботажного судна.


Сталкиваясь с грубостью профессиональных моряков, Грин обрел скептицизм, что связывает его с моряком Лонгреном – отцом Ассоль. Талантливый писатель не был красавцем, морская карьера не сложилась, и судьба не благоволила. «Алые паруса» сочетают в себе символизм жизненных перипетий Александра Грина, его надежды и мечты вкупе с тяготами реальности.

История создания

Характеристика Ассоль перекликается с мировоззрением и идеалами автора. Ему, как и прелестной девушке, сложно было существовать в мире, где нет места сказке. Гриневский описывает главную героиню повести ровно настолько, чтобы дать читателю представление о ней. Надежда является главной чертой, символизирующей ее душевный уклад. Характер описан расплывчато, и читателям свойственно самостоятельно облагораживать девушку посредством воображения.


Героиня живет в прибрежном городе Каперна. В детстве Ассоль не была душой компании, сверстники не принимали ее из-за дурной репутации отца. Пережив это, она научилась быть самодостаточной и не обращать внимания на обиды. Придумав собственный мир, где мечты исполнимы, Ассоль ждет указания судьбы, чтобы радоваться жизни и любить кого-то, кроме отца и окружающей природы.

Характеристика внешности героини стала второстепенным нюансом повести, но описание присутствует в повествовании. Героиня убирает густые темные русые волосы косынкой и носит простое платье в розовый цветочек. У девушки приятная кроткая улыбкой и грустный взор. Тонкая хрупкая фигура не мешает Ассоль трудиться.


Скромная мечтательница рано осталась без матери. Она живет с отцом, бывшим моряком, и они продают деревянные игрушки, чтобы прокормиться. Несмотря на безумную любовь родителя, Ассоль одинока. Однажды она узнает о предсказании, гласившем, что к ней прибудет принц на прекрасном корабле и заберет девушку с собой. Слов незнакомца было достаточно доверчивой Ассоль, чтобы поверить в легенду. Ее вера основывалась не на легкомыслии, а на желании изменить жизнь. Стойко выдерживая насмешки окружающих, фантазерка была верна своей мечте, и она реализовалась.

Сюжет

Главной линией в произведении становится история Ассоль. Она живет в маленькой деревушке с нелюдимым и замкнутым в себе отцом. Односельчане не любят их семью из-за несчастного случая, к которому причастен Лонгрен. В шторм он был свидетелем гибели трактирщика Меннерса, но не стал спасать земляка, памятуя о том, что в схожей ситуации его жене никто не пришел на помощь.


Ассоль - иллюстрация к книге "Алые паруса"

На самом деле супруга бывшего моряка погибла из-за его черствости и скупости, что и стало причиной ненависти к семье со стороны недоброжелателей. Однажды девочка пошла в город продавать поделки, среди которых был кораблик с алыми парусами. Ассоль пускала его по ручью, и игрушка потерялась. Кораблик нашел сказочник Эгль. Он предсказал девочке, что, когда она вырастет, с родной земли Ассоль заберет принц, приплывший на корабле с алыми парусами.


Артур Грэй из богатой семьи испытывал тягу к приключениям и управлению морскими суднами. Однажды, отправившись в плавание на корабле, он ушел на лодке, чтобы порыбачить. Заночевав на берегу, утром Грэй увидел спящую Ассоль. Поразившись ее красоте, он оставил на руке девушки свое кольцо. В близлежащем трактире Артур узнал историю девушки, приукрашенную местными легендами. Не слушая сплетен, уверившись в благородстве мечтаний Ассоль, Грей купил алый шелк в лавке и приказал пошить паруса. На следующий день к пристани Каперны подошел корабль, который Ассоль видела в своих грезах. Грей увез ее в далекую страну, как и предвещало предсказание сказочника.

  • Александр Гриневский, грезящий морем, сделал символом надежды и воплощения мечты не веру девушки в приезд принца, а корабль. Аллюзия к несбывшимся надеждам автора, алые паруса стали знаком того, что, если мечты не сбылись, это не значит, что они были невозможны. Ассоль не ждала Грея. Она ждала корабль, в который вложила веру, накопленную годами одиночества и непонимания.

  • Возможно, скрытый символизм произведения сделал его любимой книгой коммунистов, свято верящих в мечту и уверенных в ее достижении. Романтическая подоплека в восприятии читателей и подаче автора уходит на второй план.
  • Примечательно, что даже волшебное имя Ассоль появилось случайно. По слухам, Грин покупал в магазине томатный сок и в вопросе: «А соль?» – услышал сочетание звуков, вдохновившее писателя на создание имени для главной героини произведения.

  • По мотивам повести не раз ставили мюзиклы и спектакли. Она была экранизирована режиссером Александром Птушко в 1961 году. Актриса стала создательницей главного женского образа. Молодой воплотил в кадре Артура Грея.
  • Картинки по книге «Алые паруса» до сих пор вдохновляют деятелей искусства на создание графических изображений, мозаик, скульптур и других объектов в различных техниках исполнения. Главным персонажем, воплощаемым художниками, становится девушка Ассоль, а предметом – корабль с алыми парусами.

Цитаты

Произведение Александра Грина полно морали, содержащейся в монологах и репликах главных героев. Примечательные цитаты из повести «Алые паруса» стали крылатыми фразами.

«Теперь дети не играют, а учатся. Они все учатся, учатся и никогда не начнут жить».

Эти слова не теряют актуальности в наши дни. Они характеризуют не детей, а взрослых, начинающих жить так, как это присуще их возрасту, и забывающих о своих мечтах.

«Чудеса делаются своими руками».

Реплика намекает на то, что не стоит жить в ожидании, в то время как решительные действия быстрее приведут к желаемому результату. Возможно, этими словами руководствовался Грин, нанимаясь работать на судно и мечтая управлять кораблем.

«Мы любим сказки, но не верим в них».

Ассоль была мечтательницей, и ее фантазии воплотились в реальность. Это произошло благодаря неизменной вере и стойкости духа. Подчас вера позволяет обстоятельствам сложиться нужным образом.

«Море и любовь не любят педантов»

Так писал романтик Грин, сравнивая две своенравные стихии. В столкновении с ними не важны мелочи, которые ценят педанты. Фантазеры и люди, чувствующие способность творить свою судьбу согласно мечтам, получают то, что ищут.

«Если бы Грин умер, оставив нам только одну свою поэму в прозе «Алые паруса», то и этого было бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству» (Константин Паустовский).

Жанр этого замечательного произведения А. Грина определяют по-разному: повесть-феерия (так определи его сам автор), поэма. Но по существу это сказка, выдуманная писателем трогательная история с хорошим концом. Но сказка эта гораздо глубже «бродячего сюжета» о Золушке, которую нашёл принц и сделал её счастливой, хотя этот сюжет присутствует здесь. Главная же мысль книги в том, что чудеса можно делать самим, собственными руками. И тогда все вокруг тебя будут счастливы.

Петроград 1920 года. Холодно, одиноко. Измученный, голодный, бездомный Грин только переболел сыпным тифом. Каждую ночь он искал ночлега у случайных знакомых и кормился подачками. Тогда ему помог Максим Горький: он дал ему работу и обеспечил комнатой, где стоял стол – за ним можно было спокойно писать. Судьбы этих писателей похожи: та же перемена мест, профессий в поисках заработка, бесприютность, революционная работа, тюрьма, ссылка.
Сам писатель говорил об этом времени так:

Убогий день, как пепел серый,
Над холодеющей Невой
Несет изведанною мерой
Напиток чаши роковой.

Именно в это тяжёлое время Грин создаёт своё самое светлое произведение – феерию «Алые паруса», которая утверждает силу человеческого духа, которая насквозь, как утренним солнцем, просвечена любовью к жизни и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса.
Тот, кто прочитает биографию Грина до прочтения «Алых парусов», будет поражён несоответствием: непонятно, «как этот угрюмый человек, не запятнав, пронёс через мучительное существование дар могучего воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку» (К. Паустовский).
Тот, кто вначале прочитает «Алые паруса», а затем познакомится с биографией автора, будет удивлён не меньше именно этим несоответствием.

Из биографии Александра Грина

Константин Паустовский писал, что «жизнь Грина – беспощадный приговор несовершенству человеческих отношений. Окружающее было страшным, жизнь – невыносимой. С самого детства у него была отнята любовь к действительности. Грин выжил, но недоверие к действительности осталось у него на всю жизнь. Он всегда пытался уйти от неё, считая, что лучше жить в вымышленной действительности, чем «дрянью и мусором» каждого дня».
Настоящее его имя – Александр Степанович Гриневский.

Детство

Он родился 23 августа 1880 г. в семье участника польского восстания 1863 г., сосланного в Вятку (ныне город Киров), работавшего счетоводом в больнице, спившегося и умершего в нищете, и русской медсестры Анны Степановны Лепковой. Саша был долгожданным первенцем, которого в младенчестве даже баловали.
Но когда мальчику было 14 лет, от туберкулеза умерла его мать, а отец спустя всего 4 месяца женился во второй раз. Вскоре родился ребёнок. Жизнь, и до этого бывшая очень тяжёлой, сейчас стала невыносимо сложной. Потерявшему в отрочестве мать Грину всегда не хватало женской, материнской любви и ласки, и эта смерть сильно повлияла на его характер. Отношения с мачехой у Саши не складывались. Он часто ссорился с ней, сочинял саркастические стихи. Его беспощадно били. Отец, разрываясь между сыном-подростком и новой женой, вынужден был «удалить его от себя» и стал снимать мальчику отдельную комнату. Так у Александра началась самостоятельная жизнь. «Я рос без всякого воспитания», – писал он в своей автобиографии.
Характер у Саши был очень непростой. Ни с домашними, ни с учителями, ни с одноклассниками отношения у него не складывались. Ребята недолюбливали Гриневского и даже придумали ему прозвище «Грин-блин», первая часть которого позже стала псевдонимом писателя.

Вятское реальное училище

Его исключили из реального училища за невинные стихи об одном из учителей, отец жестоко избил его и пытался устроить в гимназию, но мальчик получил уже «волчий билет», и его никуда не принимали.
Он стал самостоятельно зарабатывать: переписывал роли для актёров провинциального театра, клеил бумажные фонари для праздничной иллюминации в городе – всё это были копеечные заработки.
Но это была внешняя жизнь. О внутренней его жизни никто не догадывался. А между тем, мальчик уже с 8 лет начал думать о морских путешествиях. Откуда это в нём, никогда не видевшем море, – неизвестно. Жажду путешествия он сохранил до самой смерти.
С малых лет Грин обладал очень точным воображением. Но он принадлежал к числу людей, не умеющих устраиваться в жизни. Он всегда надеялся на случай, на неожиданное счастье. Но это самое счастье всегда почему-то обходило его стороной.
Однажды среди унылой и однообразной вятской жизни Грин увидел на речной пристани двух штурманских учеников в белой матросской форме. «Я остановился, испытывая восторг и тоску», – вспоминал писатель. Мечты о морской службе овладели им с новой силой.
Семье Грин уже давно был в тягость, поэтому отец быстро попрощался со своим угрюмым сыном, давно уже не знавшим ни отцовской ласки, ни любви.

Встреча с морем

И вот он в Одессе. Здесь произошла первая встреча Грина с морем. Мечта была достигнута, но счастье оставалось столь же недоступным, как и раньше, жизнь всё ещё оставалась повёрнутой к Грину своей изнанкой: он долго не мог найти работы, матросом на корабль его не брали из-за его худощавого сложения. Однажды ему «повезло»: его взяли в плавание, но скоро высадили на берег – он не мог платить за продовольствие.
В другой раз хозяин шхуны вышвырнул его на берег, не заплатив денег. Были ещё попытки найти работу, но все они оканчивались безрезультатно. Пришлось вернуться в Вятку – опять начиналась проклятая вятская жизнь.
Потом были годы бесплодных поисков какого-нибудь места в жизни: Грин работал банщиком, писцом в канцелярии, писа́л в трактирах для неграмотных прошения в суд...
Снова уехал к морю – в Баку. Там забивал сваи в порту, счищал краску со старых пароходов, грузил лес, гасил пожары на нефтяных вышках... Умирал от малярии. Преждевременная старость от бакинской жизни остались у Грина навсегда.
Затем был Урал, золотые прииски, сплав леса. Потом служба в пехотном полку в Пензе. Здесь он познакомился с эсерами и вступил в их партию. Началась революционная деятельность. В 1903 г. Грин был арестован в Севастополе за эту деятельность и просидел в тюрьме до 1905 г. Именно в тюрьме Грин начал писать.

Начало творчества

С чужим паспортом он приехал в Петербург и здесь впервые был напечатан его рассказ. Грина начали печатать, и годы унижений и голода очень медленно стали уходить в прошлое.
Вскоре он повёз отцу в Вятку свою первую книгу. Ему хотелось порадовать старика, уже смирившегося с мыслью, что из сына Александра вышел никчемный бродяга. Отец Грину не поверил, пока тот не показал ему различные договоры с издательствами. Эта встреча отца с сыном была последней.
Революцию 1917 г. он встретил с радостью. В 1920 г. его призвали в Красную Армию, он служил под Псковом и там тяжело заболел сыпным тифом. Его перевезли в Петроград и положили в Боткинские бараки. Из больницы Грин вышел почти инвалидом. Без крова, полубольной и голодный, с тяжёлыми головокружениями, он бродил целые дни по гранитному городу в поисках пищи и тепла. Было время очередей, пайков, чёрствого хлеба и обледенелых квартир. И в это время задумалась в его воображении книга о счастье – «Алые паруса»,
Спасителем Грина, как мы уже говорили, стал Максим Горький.
Последние годы писателя прошли в Крыму – в Феодосии и в городе Старый Крым. В этих городах открыты музеи Грина.

В Феодосии музей внутри представляет собой устройство корабля. Боковую сторону дома украшает большое рельефное панно в романтическом стиле - «Бригантина».

Музей А. Грина в Старом Крыму

«Алые паруса»

Жанр своего произведения Грин обозначил как ФЕЕ́РИЯ (в переводе с французского это «фантастическое, волшебное, сказочное зрелище»).
Эту книгу должен прочитать каждый человек, особенно молодой. В ней вы познакомитесь с двумя героями, которые создают счастье своими руками.

Ассоль

Ассоль – главная героиня. Её мать умерла, когда девочке было всего 5 месяцев. Со смертью матери связана одна очень трагическая история, о которой каждый должен прочитать самостоятельно.
Сначала ребёнок был на попечении соседки, «но лишь только Ассоль перестала падать, занося ножку через порог, Лонгрен решительно объявил, что теперь он будет сам все делать для девочки, и зажил одинокой жизнью вдовца, сосредоточив все помыслы, надежды, любовь и воспоминания на маленьком существе».
Её отец Лонгрен, бывший моряк, всегда был рядом с дочкой и учил её всему, в том числе любви. Любить – это жертвовать своими интересами, собой, ради других.
Девочку недолюбливали остальные дети в их деревне Каперне. Лонгрен, успокаивая Ассоль, обиженную детьми, говорил: «Э, Ассоль, разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут».

Грэй

В это же время совсем в другом городе подрастал Грэй. Его детство было совсем не таким, как детство Ассоль – он рос в огромном старинном особняке, обожаемый родителями.
Уже в раннем детстве он проявил себя настоящим мужчиной с твёрдыми убеждениями.
Однажды служанка Бетси обварила руку горячим бульоном. Грэй, видя страдания девушки, хотел посочувствовать ей и спросил:
- Очень ли тебе больно?
- Попробуй, так узнаешь, – ответила она.
Мальчик вскарабкался на табурет, зачерпнул длинной ложкой горячей жидкости и плеснул на сгиб кисти. Бледный, как мука, Грэй подошел к Бетси, заложив горящую руку в карман штанишек.
- Мне кажется, что тебе очень больно, - сказал он, умалчивая о своем опыте. – Пойдем, Бетси, к врачу! Так он «пережил чужое страдание».
Позже он разбил свою фарфоровую копилку и подарил бесприданнице Бетси деньги «от имени Робин Гуда».
В его доме висела картина с распятием Христа. Однажды Грэй взял краску и кисть, влез на лестницу и замазал на картине гвозди, которыми был прибит Христос. Когда его спросили, зачем он это сделал, Грэй ответил: «Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь. Я этого не хочу».
Грэй хотел стать капитаном дальнего плавания и стал им.
Вы понимаете, конечно, что Ассоль и Грэй должны были встретиться.

Встреча

Ассоль выросла очень нежной, любящей жизнь, природу и животных девушкой. По своему душевному устройству она очень отличалась от грубых и приземлённых жителей Каперны. Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки.

Однажды она возвращалась из города, куда носила сделанные отцом парусники для продажи, и ей встретился бродячий сказочник Эгль. Он сразу понял, что Ассоль необыкновенная девушка и сказал: «Не знаю, сколько пройдет лет, - только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая: и ты будешь стоять там.

Кадр из кинофильма «Алые паруса»

Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка.
- Зачем вы приехали? Кого вы ищете? – спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки.

Кадр из кинофильма «Алые паруса»

Здравствуй, Ассоль! – скажет он. – Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, чего только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали.
Он посадит тебя в лодку, привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в
блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом.
Дома Ассоль рассказала об этой встрече отцу. Их разговор подслушал один нищий и рассказал жителям Каперны. С тех пор её стали ещё больше обижать и считать дурочкой, полоумной.
В это время к берегу Каперны прибыл Грэй. Когда он увидел Ассоль, сердце его дрогнуло. Он стал расспрашивать жителей о ней. Ему дали эту самую характеристику. Но Грэй не поверил. Однажды он увидел её, уставшей и уснувшей в лесу, и надел на её палец кольцо.
А затем всё произошло точно так, как предсказал Эгль. «Много на свете слов на разных языках и разных наречиях, но всеми ими, даже и отдаленно, не передашь того, что сказали они в день этот друг другу».

Книги Грина, в том числе и «Алые паруса», заставляют поверить в жизнь, в её непредсказуемость и возможность счастья. Нужно уметь верить, любить и никогда не сдаваться даже в самую трудную минуту жизни.

Афоризмы из феерии А. Грина «Алые паруса»

* Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии.
* Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и – вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем.
* Когда начальник тюрьмы сам выпустит заключенного, когда миллиардер подарит писцу виллу, опереточную певицу и сейф, а жокей хоть раз попридержит лошадь ради другого коня, которому не везет, – тогда все поймут, как это приятно, как невыразимо чудесно.
* Когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии

Кинофильм

В 1961 г. на киностудии «Мосфильм» был снят одноимённый фильм режиссёра Александра Птушко. Главные роли в них сыграли Анастасия Вертинская и Василий Лановой.

Памятник «Алые паруса» в Геленджике (Краснодарский край)

Памятник Ассоль в Геленджике (Краснодарский край)

«Алые паруса» - произведение с трогательным, романтичным сюжетом. Это история о девочке с нежным, музыкальным именем, подобным, как выразился сам автор, шуму морской раковины. К сожалению, содержание этой книги сегодня известно не каждому. А некоторые даже не знают о том, кто написал «Алые паруса».

Писатель-неоромантик

Кто написал «Алые паруса»? Автор этой книги - человек, создававший на бумаге невиданные города, страны, моря, проливы, имена людей. И делавший это не ради праздной игры, но для освобождения воображения, перенапряженного поэзией. На вопрос о том, кто написал «Алые паруса», можно ответить так: «Сделал это писатель, который пребывал в несуществующем, но невероятно прекрасном мире так глубоко, как никакой другой его собрат по перу».

Этим произведением зачитывались советские люди. Герои с загадочными и на первый взгляд иностранными именами были весьма популярны в ту пору. О том, кто написал «Алые паруса», в советскую эпоху знали даже школьники. Школьники прежде всего. Ведь персонажи этой книги обитают в вымышленном мире, а стремление к ирреальности присуще отрочеству и юности.

«Алые паруса» в современном искусстве

Сегодняшние подростки читают мало, немногим из них знакомо содержание произведения, которому посвящена сегодняшняя статья. А зря. Ведь «Алые паруса» - классика. Это произведение упоминается нередко в книгах более современных авторов и даже некоторых кинолентах. Так, в фильме «72 метра», вышедшем на экраны в 2004 году, присутствует аллюзия на «Алые паруса».

Кто написал книгу о девочке, проведшей много дней на побережье в ожидании сказочного корабля? Человек, с детства мечтающий о море и путешествиях. Героиня вышеупомянутого фильма ждет возвращения мужа-подводника, оказавшегося вместе со своими товарищами в затонувшей лодке. У неё есть лишь вера и надежда, которые порой оказываются сильнее каких-либо жизненных невзгод. И чтобы не утратить их, она читает своему еще нерожденному ребенку одну из лучших, добрых книг XX столетия - «Алые паруса».

Кто написал повесть об Ассоль, которая с ранних лет была лишена материнской любви? О той, что детские годы провела в одиночестве и была нелюбима сверстниками лишь за то, что не похожа на них? Написал книгу автор, который в 15 лет потерял самого близкого человека в своей жизни.

Мать будущего писателя умерла от туберкулеза. Мальчик не смог найти общий язык с мачехой, впоследствии стал жить отдельно от новой семьи отца. Он с ранних лет знал о том, что такое одиночество и непонимание. И вероятно также, как и героиня его знаменитой книги, мечтал об алых парусах. А. Грин написал это произведение. Выдающемуся писателю и романтику, выдумщику и неудачнику, революционеру и гуманисту посвящены следующие несколько абзацев.

Моряк

В каком году написаны «Алые паруса»? Работа над произведением была завершена в 1922 году. К тому времени автору исполнилось 32 года, но перенес он столько, сколько успевает испытать за долгую жизнь не каждый человек.

Александр Гриневский родился в 1880 году, в Вятке. О ранних фактах из его биографии сказано выше. В возрасте 16 лет он уехал в Одессу с намерением стать моряком. Но мечту оказалось осуществить не так просто. В кармане у будущего прозаика было всего лишь 25 рублей, полученных от отца. Некоторое время Александр бродяжничал, безуспешно искал работу, голодал. Наконец, обратился к одному из знакомых отца. Тот накормил юношу и устроил работать матросом на пароход под названием «Платон».

Читатель, незнакомый с биографией Грина, подумает, что далее последуют невероятные приключения молодого авантюриста, променявшего комфортную серую жизнь на романтику и суровые испытания. Ничего подобного. Моряка из него не вышло. Грин испытывал отвращение к прозаическому труду матроса. Кроме того, ему не всегда удавалось находить общий язык с окружающими. Вскоре он поссорился с капитаном и перебрался на сушу.

Странствия

Последующие годы Грин перепробовал несколько профессий. Он был и рыбаком, и чернорабочим, и железнодорожным мастером. Несколько недель прожил в доме отца, но тяга к странствиям лишала покоя. В 1900 году будущий писатель пополнил свой жизненный опыт работой на рудниках. Затем несколько месяцев трудился лесорубом.

Грину непросто было найти свое место в жизни. В нее он, как в штормовое море, пытался войти. Но каждый раз его снова выбрасывало на берег - в пошлое, ненавистное общество города Вятки.

Военная служба

Весной 1902 года Грин стал солдатом резервного пехотного батальона. Воинская служба оказала влияние на формирование его мировоззрения. В начале столетия в обществе все чаще проявлялись революционные взгляды. Грин, как прирожденный романтик, не мог не заразиться подобными идеями. Спустя 6 месяцев после поступления на службу, дезертировал. Вскоре был пойман, но бежал. Бунтарский дух молодого человека не остался незамеченным эсеровскими пропагандистами. Они и помогли бывшему матросу скрыться в Симбирске.

Эсеровская деятельность

В обществе революционеров Грину удалось сделать небольшую карьеру. Вскоре у него даже появилась партийная кличка. Хотя писатель с ранних лет и испытывал ненавистные чувства по отношению к существующему общественному строю, в террористических актах участвовать отказывался. Пропаганда среди солдат и рабочих - это и была сфера его деятельности. Впоследствии вспоминать об эсеровских годах Грин не любил.

Начало творчества

Александр Грин пережил несколько арестов. Однажды чудом спасся от каторги. Писать же начал в 1906 году. Именно тогда были опубликованы его первые произведения. Псевдоним «Александр Грин» появился чуть позже.

В 1910 году в свет вышел второй сборник рассказов, но эти произведения имеют мало общего с повестью «Алые паруса». В большинстве своем они написаны в реалистической манере. В начале войны некоторые сочинения Грина приобрели антивоенный характер. А в 1916 году писатель вынужден был снова скрываться, теперь уже в Финляндии.

Новая власть

«Насилие нельзя уничтожить насилием» - слова из заметки Александра Грина, появившейся в одном из журналов в 1918 году. Писатель не принял советскую власть. Теперь он уже не выступал на собраниях, не присоединялся к литературным группировкам. Используя слова писателя Варламова, можно сказать, что Грин «жил не во лжи».

В 1919 году прозаик был призван в Красную армию, но вскоре заболел сыпным тифом. После выздоровления несколько лет прожил на Невском проспекте, в «Доме искусств». Комнату здесь ему удалось получить при содействии Горького. В этот период писатель вёл отшельнический образ жизни, почти ни с кем не общался. Именно тогда он и создал трогательно поэтическую повесть «Алые паруса», опубликованную в 1923 году. Работа над ней продолжалась шесть лет.

«Алые паруса»

Работать над этим произведением Грин начал в 1916 году. Однажды он проходил мимо витрины с игрушками. Одна из них вызвала неожиданный интерес писателя. Это была маленькая лодочка с парусом, изготовленным из белого шелка. Удивительно, но игрушка стала толчком к написанию произведения о моряке, прибывшем на своём прекрасном корабле к девушке по имени Ассоль. Только вот паруса стали красным, а вернее, алыми. Именно этот цвет по Грину символизирует прекрасную мечту, которая непременно сбудется, если в неё искренне верить.

Ассоль

В небольшом городе жили девочка и отец ее - вдовец, зарабатывающий на жизнь изготовлением игрушек из дерева. Однажды девочка увидела в магазине миниатюрную яхту с алыми парусами. И тогда зародилась в ее душе мечта о принце, который однажды приплывет за ней на корабле под алыми парусами.

Обыватели не любят и не понимают романтиков. Вскоре по городу разнесся слух о безумии девочки. Но она, несмотря ни на что, продолжала верить и ждать. И мечта ее, конечно же, сбылась.

23 ноября повести-феерии «Алые паруса» исполнилось 93 года. Если сравнивать с человеком, то это целая жизнь. И так же как 93-летний человек, книга Александра Грина на своем веку повидала многое.

Первые упоминания о «Феерии» появляются в черновиках писателя уже в 1917 году: в одной из своих тетрадей Александр Грин приводит список тех произведений, которые он хотел бы написать. Среди них и «Алые паруса».

«Обязательно написать:

Стреляющие прически (зачеркнуто Грином)

Алые паруса

Гости. Трагедия.

Вокруг света — пьеса в 4-х актах (зачеркнуто)

Летающий человек».

В этой же тетради, но несколькими листами позже, писатель оставляет запись небольшого плана будущего произведения:

«Красные паруса

Встреча с девочкой. (Зурбаган) Отец умирает.

(1) Описание бордингауза, жизни в нем, хозяйки и Аюты («первое» имя Ассоль: в записях писателя оно написано неразборчиво, возможно, героиню звали «Аюта») и постояльцев.

Описание конкур бордингауза — его владельцы, ее и причин».


Александр Грин в Петербурге, 1910 год

«Красные Паруса

Книга 1-я. Описание внутренней жизни героя. Окно с игрушками. Редакция. Ощущение себя одиноким в мире действительности и стремление соединения с нею единственно доступным путем — творчества, — толчок к нему. Промежуточное состояние: мысли о писательстве, книге, жизни в книгах, книги и силе влияния слова. Ожидание прихода любовницы и боязнь не додумать, что написать. Свидание. Хлопоты по хозяйству. Обрывки рукописей. Временное бессилие. Боязнь слова. 1-я глава повести; как она возникла, и все о самом замысле в подробностях, рисующих полубессознательную технику. Внешние условия благополучной работы. Раздумье. Воспоминание об игрушке в окне — импульс.

Книга 2-я. Как текла жизнь. в образах. Внешнее сравнение с существование. и наслажденье смотреть. Глаз бессознательно отбрасывает лишнее; делая из видимого ряд совершенных картин. В одну из прогулок зрительные ассоциации к разгадке положения, бывшего неясным. Совмещение тончайших переживаний с насыщением, беспорядочность покупок. Возвращение домой и — (в стране грез) — до того места, где Ассоль овладевает мыслями Воланстена. Возвращение из этой страны (музыка) мысли о ней и шифр мелодий».

Первые упоминания о «Феерии» появились в черновиках Грина в 1917 году


В 1917 — 1918 годах работа над произведением, в общем-то, и развивалась в рамках этого плана. Сохранившиеся записи дают возможность достаточно полно представить себе эволюцию замысла.

Первоначально роман назывался «Красные паруса», действие разворачивалось в революционном Петрограде. Стоит отметить, что если Февральскую революцию Грин принял с восторгом, то ближе к Октябрю его настроения резко изменились. Ощутив, что цвет парусов в произведении несет в себе некую политическую направленность, он в своих черновиках уточняет: «Надо оговориться, что, любя красный цвет, я исключаю из моего цветного пристрастия его политическое, вернее — сектантское значение. Цвет вина, роз, зари, рубина, здоровых губ, крови и маленьких мандаринов, кожица которых так обольстительно пахнет острым летучим маслом, цвет этот — в многочисленных оттенках своих — всегда весел и точен. К нему не пристанут лживые или неопределенные толкования. Вызываемое им чувство радости сродни полному дыханию среди пышного сада» .


«Алые паруса» А. Грина, обложка первого издания, 1923 год

Главным героем «Красных парусов» 1917 — 1918 годов стал некий безымянный герой-рассказчик — человек творческой профессии, возможно, писатель (" …Сочинительство всегда было моей внешней профессией" , — гласит один из отрывков чернового наброска Грина к произведению), который на страницах так и не состоявшегося романа рассуждает о творчестве, о тонкостях восприятия и особенностях возникновения замысла художественного произведения.

Первоначально «Алые паруса» были «Красными…»


Есть в «Красных парусах» и еще один удивительный персонаж — Мас-Туэль, который заслуживает не меньшего внимания, чем сам герой-рассказчик. Это человек, обладающий фантастической способностью, — умением летать. Когда ему было 14 лет, он решил встретить восход солнца в море. Ослепительное действо настолько заворожило Мас-Туэля, что им овладело желание подняться к солнцу. Силой желания он обрел дар легкости и поднялся в небо. Так он научился летать и видеть то, чего никогда не увидят обыкновенные люди.


Нина Грин, вторая жена писателя. Фото 1920-х годов

Однажды герой-писатель романа благодаря необъяснимому «солнечному эффекту» «увидел морской парус красным, почти алым». Своими впечатлениями он поделился с Мас-Туэлем, а тот, в свою очередь, рассказал ему историю Ассоль — девочки, над которой подшутил один сказочник, подарив ей мечту. На момент рассказа финал истории был неизвестен, он, по словам Мас-Туэля, «шел навстречу» рассказчику.

Феерию «Алые паруса» Грин посвятил своей второй жене Нине


Прошло время, и главный герой забыл и о «солнечном эффекте», и об ассоциациях, вызванных им. Стерлась в памяти и история Ассоль. Но однажды, гуляя, в витрине магазина игрушек он увидел «отлично смастеренный бот с правильно сидящим красным крылообразным парусом». Эта игрушечная лодочка оживила прежние воспоминания писателя, и он решил «вмешаться в эту историю» — «написать ее».

Как развивались последующие события, к сожалению, не известно — черновые записи Грина заканчиваются попыткой героя разыскать Мас-Туэля, который мог бы поведать о судьбе Ассоль.


Кадр из фильма Александра Птушко «Алые паруса», 1961 год

Стоит отметить, что увлекшись идеей написания романа о творчестве, Александр Грин в ходе работы над произведением разработал две сюжетные линии, которые в дальнейшем обрели самостоятельность: это история Ассоль и Грэя («Алые паруса») и сюжет, связанный с летающим человеком («Блистающий мир»).

Максим Горький очень любил «Алые паруса», особенно финальную сцену


Однако вернемся к «Алым парусам». Работу над повестью писатель продолжил в 1920 году в Петрограде. Черновые записи, сделанные им в 1920 — 1921 годах, представляют собой сложившийся сюжет в знакомом нам виде. Дальнейшие правки были уже большей частью текстологические.

В мае 1922 года в газете «Вечерний телеграф» была опубликована глава «Грэй». Отдельной книгой феерия вышла в 1923 году. Грин посвятил ее своей второй жене Нине («Нине Николаевне Грин подносит и посвящает Автор. ПБГ, 23 ноября 1922 г. » ). С 1923 года «Алые паруса» переиздавались более ста раз, были переведены на большинство европейских языков.

«Алые паруса» - это история любви, почти за вековое свое существование ставшая такой же классической и известной, как истории Ромео и Джульетты или Орфея и Эвридики. Но также, и, возможно, в большей степени, это история о том, как мечта, из года в год подкрепляемая верой и надеждой, однажды сбывается, превращаясь в неопровержимый факт.
Феерия, а именно так определил жанр своей книги Александр Грин, отдельным изданием увидела мир в 1923 году. Автор работал над ней долгие пять лет, пережив все горести беспокойной эпохи, побывав на гражданской войне и переболев сыпным тифом. Задумав подарить людям мечту, Грин пронес ее свет через тяжелые годы и испытания, наконец преподнеся миру законченное творение, чистое и возвышенное, местами наивное и по-детски сказочное, но отточенное мастерством.
Почему же Грин назвал свою повесть феерией? Слово «феерия» происходит от французского «feerie», что, в свою очередь, берет начало в коротком «fee», что означает «фея или волшебница». Сама же феерия определяется как цирковое, эстрадное или театральное представление, в котором используются яркие декорации и костюмы, множество сценических эффектов, но, главное, фантастический сюжет. В переносном значении феерия означает сказочное, волшебное зрелище.
Александр Грин был убежден, что мечта может иметь только один цвет – алый. Гордый, «совершенно чистый, как алая утренняя струя, полный благородного веселья и царственности» цвет.
В Каперне, маленьком поселке возле моря, жила со своим отцом Лонгреном девочка Ассоль («имя так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины»). Лонгрен, бывший моряк, потерял жену после родов и остался на суше, воспитывая дочь и зарабатывая на проживание, мастеря игрушки.
Однажды Ассоль встретила загадочного волшебника (Эгля, который, на самом деле, был известным собирателем песен, легенд, преданий и сказок), и он поведал ей красивую историю-предсказание, пообещав, что та непременно сбудется. Отец девочки не очень-то обрадовался, узнав о встрече с волшебником и его странном пророчестве, но решил не разочаровывать дочь («Вырастет, забудет, - подумал он [Лонгрен], - а пока… не стоит отнимать у тебя такую игрушку»).
Жители Каперны, недалекие и злые, относились к моряку и его дочери с ненавистью и опаской, что вынуждало Лонгрена и Ассоль вести затворнический образ жизни. Людей, окружавших их, объединяло одно – они не умели и не хотели учиться летать, да и в сказки не верили. Их злые языки постоянно преследовали бедное семейство, осуждая их за «особенность».
Но мечта Грина все-таки побеждает бескрылую человеческую косность и становится реальностью. Грэй, капитан «Секрета», бравый моряк и благородный душой и телом человек, увозит в прекрасное далеко свою возлюбленную, узнав о ней благодаря случаю и, в то же время, злым языкам поселян, сочинивших о странной Ассоль (которую они прозвали «корабельной») легенду, сделавшую девушку вне ее воли и желания известной.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх