Мое отношение к повести живи и помни. Сочинение по повести живи и помни распутина

Война, с какой бы целью она не велась, несет с собой только несчастье и слезы, разрушения и горе. Для нашего народа самая кровопролитной из всех войн стала Великая Отечественная война, которая забрала миллионы жизней защитников родной земли. Погибая, они были уверены, что отдают свою жизнь за свою Родину, за своих близких и родных. Но смерть, даже такая благородная – это всегда очень страшно. Однако намного страшнее духовная смерть человека. Именно об этом и идет речь в повести известного русского писателя В. Распутина «Живи и помни».

Автор повести раскрывает душевные глубины главного героя произведения – дезертира Андрея Гуськова. Этот человек с первого дня воевал на фронтах Великой Отечественной войны. В одном из боев Андрей был ранен и контужен. Но после лечения, выписавшись из госпиталя, Гуськов не отправился в свою часть, а тайком пробрался в свою родную деревню, по законам военного времени став дезертиром, подлежащим расстрелу без суда и следствия.

До войны Андрей Гуськов был хорошим работящим парнем, надежным мужем и послушным сыном. На фронт он отправился в начале войны. «Поперёк других не лез, но и за чужие спины не прятался», — говорит о нём В. Распутин. Андрей был не из робкого десятка и на фронте показал себя смелым и дисциплинированным солдатом. И хотя умирать ему не хотелось, три года воевал он не за страх, а за совесть, исправно исполняя все свои обязанности. И все эти три года его не покидало непреодолимое желание повидать свою деревню, встретиться с родными и своей женой Настеной.

Вышло так, что после тяжелого ранения в грудь и контузии Андрей попадает в госпиталь под Новосибирском, и до его родного дома оттуда было «рукой подать». Однако его просьбу о кратковременном отпуске медицинская комиссия отклоняет и сразу отправляет Гуськова на фронт. Вот тогда он и принимает опрометчивое и необдуманное решение, не получив разрешения начальства и отправившись в самовольную отлучку в родное село. Он планировал потратить на это совсем немного времени, но увязнув в бесконечных военных переездах, Андрей начинает понимать, что дело уже пахнет не гауптвахтой за самовольную отлучку, а самым настоящим дезертирством и военным трибуналом. Не было бы проблем в дороге, и он бы обязательно вернулся в родную часть, опоздав совсем ненамного. Ведь он просто хотел повидать родных, может быть, последний раз в жизни, а не за «шкуру он трясся».

Чем же обернулся необдуманный поступок Андрея Гуськова, который стал главным выбором всей его жизни? И было ли у него право отправиться вместо своей части в родную деревню и исполнить даже такое скромное желание, как повидать родную жену? Это желание было бы скромным в мирное время, а вот во время войны не следует устраивать свою судьбу, отделив себя от судьбы народа, от его горя.

Весь моральный груз и осознание предательства полностью лег на жену Гуськова Настену. В. Распутин пишет: «В обычае русской бабы устраивать свою жизнь лишь однажды и терпеть все, что в ней выпадет». И она терпела. Даже когда в доме появляется не доехавший до фронта Андрей, всю вину мужа она берет на себя. «Без вины, а повинна», — говорит о ней писатель. Настена «взяла крест» Андрея, даже еще не осознавая и смутно представляя, во что выльется решение мужа вернуться домой. За этот поступок Андрей Гуськов будет в скорости жестоко, но справедливо наказан судьбой. Буквально с первого дня его пребывания в родном доме начинают прослеживаться ужасные последствия его предательства. Происходит моральное падение Андрея и утрата его личности, разрушаемой постоянными укорами совести, которые он пытается всеми силами если не побороть, то хотя бы заглушить.

Вскоре Андрей научился от бродившего неподалеку от избушки волка выть и со злорадной мстительностью радовался этому: «Пригодится добрых людей пугать». Также ловко он приспособился воровать из чужих лунок рыбу, причем делал это не столько от нужды, сколько от желания досадить односельчанам, которые живут открыто, с чистой совестью и не боясь, в отличие от него, вынужденного все время скрываться и бояться каждого шороха. А высшей точкой морального разложения Андрея Гуськова стало бессмысленное убийство теленка в чужой деревне, которого он зарубил не ради мяса, а ради какой-то непонятной прихоти, поселившейся в нем с момента возвращения домой. Эта прихоть поселилась в душе Андрея настолько прочно и настолько властно овладела всеми его помыслами, что полностью разрушила все его связи с тем, что свято и дорого каждому человеку, связи с людьми и природой, уважение к чужому имуществу и труду людей.

Проверку на человечность Андрею пройти не удалось, поскольку его душа полностью распадается, да и его жена Настена превращается в загнанное нелюдимое существо. Ее совестливую натуру иссушает жалящий непреходящий стыд за своего мужа, а двойная жизнь отбирает у нее не только простые радости, но и с каждой минутой оставляет девушке все меньше жизненных сил. Исчезла простота, доверительность и сердечность в разговорах с подругами, она не может без напряжения не только говорить с односельчанами, но даже находиться среди людей. Хотя, ни о чем не догадываясь, подруги и соседи относятся к ней все также и принимают ее за свою, но Настена уже давно для них чужой посторонний человек. Она не получает радости ни от любви, ни от материнства, которого она так долго ждала, ни от Великой Победы своего народа и окончания войны. Ведь к долгожданной Победе, великому празднику она «никакого отношения не имеет. Самый последний человек имеет, а она нет». Да и ожидание ребенка становится для нее настоящей мукой, бесконечными раздумьями о том, какая участь его ждет в будущем, как объяснить односельчанам его появление и не лучше ли избавиться от него? Вышло так, что и любовь, и материнство и вся жизнь Настене достались краденые.

«Сладко жить, страшно жить, стыдно жить» — так говорит о жене дезертира писатель. Все сильнее усталость и отчаяние затягивали ее в стремительный безвозвратный водоворот, на дне которого оказалась смерть. В одну из ночей Настене не удалось переплыть речку и повидать Андрея, поскольку односельчане все-таки разглядели ее беременность и стали настороженно к ней относиться, что и послужило отказом в переправе. А заслышав невдалеке погоню, она, усталая, истерзанная, бросается в воду, не спасая Андрея, а ставя точку в своей горькой судьбе.
Уходя в волны Ангары, Настена остается чистой перед людьми. Эту чистоту она обрела благодаря способности жертвовать собой ради других, принятием на себя вины мужа-дезертира и святой вере в истинные человеческие ценности. Даже страшная окружающая действительность и враждебное отношение людей не сломали ее, не озлобили нисколько. А вот Андрей не выдержал испытаний жизни. Его моральные устои полностью разрушились. Погибло вместе с Настеной и оправдание его бегству, которое он видел в будущем ребенке. Андрей думал, что новорожденная жизнь их наследника заменит его загубленную и избавит от мучительных укоров совести за бесполезно истлевшее существование.
Смертью жены и не родившегося ребенка, тех, кто был Гуськову дороже всех на свете, карает В. Распутин дезертира: «Живи и помни. Живи и помни!». Бывает наказание смертью, но наказание жизнью еще страшнее. И с таким вот наказанием Андрей остается жить. Но жить загнанным, пустым и озверевшим существом, но уже никак не человеком. Любая смерть лучше такой жизни, жизни существа, когда-то бывшего неплохим человеком, отбившегося от народа, людей. И В. Распутин еще раз обращается не только к героям произведения, но и к своим читателям: «Живи и помни. Живи и помни!» о том, что нельзя прожить врозь от судьбы своего народа и своей родной земли. И нет никакого оправдания Андрею Гуськову, никак не можем мы его считать жертвой войны. В таких точно условиях пять лет, на протяжении всей Великой Отечественной войны жили, работали и сражались миллионы наших соотечественников, которые пожертвовали собственной судьбой и собственным счастьем ради счастья нашей Родины. Гуськов – палач, поскольку, став дезертиром, он обрек на гибель не только себя, но и свою молодую жену и еще не родившегося ребенка. Его невозможно понять, его невозможно простить.

Повесть Валентина Распутина "Живи и помни" приковывает к себе особое внимание. В этой повести показано важность человеческого выбора. Особенную важность выбор наблюдается в сложные для всего народа времена, к примеру, как в этой повести - во время Великой Отечественной войны. Человек способен иметь большие заслуги перед Родиной, перед товарищами, однако всегда всё может изменится и ситуация ухудшиться из-за неправильного выбора.

В повести "Живи и помни" рассказывается про Андрея Гуськова, обычного солдата, который на своём жизненном пути свернул не туда. В последние месяцы войны он сбежал из госпиталя, чтобы вернуться в родные места, повстречать родных и близких, война - это пройденный путь. Он храбро служил, защищал свою родину, и Советскому союзу осталось совсем немного чтобы добить врага, однако Андрей получает ранение и его отправляют в госпиталь. На войне нужны люди, поэтому полностью не восстановившись, Андрея хотят отправить обратно на фронт. Узнав об этом, Гуськов решается сбежать из госпиталя, он не хочет погибать в последние месяцы войны.

Его объявляют дезертиром. Это был для него настоящий приговор. Дома его ждали не родные и близкие, а милиционеры и военные. Поэтому главный герой должен был скрываться, так как в те времена дезертиров расстреливали без суда и следствия. Единственное, кому он мог доверять - это собственной жене - Настёне. Они поженились ещё до войны и нельзя сказать, что это была крепкая семья. Нельзя сказать, что она его сильно любила.

Пошли слухи, что там у Насти любовник и она не верна своему мужу, Настя вынуждена была терпеть презрение со стороны окружающих, но не выдавать мужа. Она забеременела и слухи только усилились, а она продолжала помогать своему мужу. Когда слухи дошли до милиционеров, то они решили проследить за ней, когда она, в очередной раз плыла на лодке в лес к своему родному мужу. Заметив это, она принимает решение совершить самоубийство, чтобы спасти мужа.

Андрей Гуськов - дезертир, который не дослужил пару месяцев, война кончилась и односельчане встретили с фронта всех как героев, а ему суждено было жить и помнить о том, к чему привел его побег. Живи и помни, Андрей Гуськов.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Чехова Пари сочинение

    Рассказ Пари написан Чеховым за шесть лет до своей смерти. Он знал, что жить ему осталось немного, и последние его рассказы показывают переосмысление жизни Чеховым и подведения её итогов. Пари можно отнести к жанру рассказу-притче

  • Образ и характеристика Бурмина в повести Метель Пушкина сочинение

    Одним из второстепенных персонажей произведения является Бурмин, представленный писателем в образе военного офицера, занимающего чин гусарского полковника.

  • Сочинение Самоубийство Катерины в Грозе Островского

    Самоубийство Катерины в «Грозе» является драматической развязкой произведения. Вся пьеса Островского построена на внутрисемейном конфликте, отображающем жизнь и пороки общества того времени.

  • Учитель – это древнейшая профессия, которая является востребованной и по сегодняшний день. Современные технологии, как и школьные программы не стоят на месте

  • На чем строятся взаимоотношения в семье? сочинение

    Как писал известный классик, каждая семья несчастлива особым образом. Если развить данную мысль, то, вероятно, отношения в семьях в какой-то степени строятся на несчастье или неустроенности своим существованием.

Произведения современных писателей остро описывают нашу повседневную, обыденную жизнь, показывая ее недостатки и упущения. Писатели на реальных эпизодах современной действительности пытаются выявить, обозначить и показать негативные стороны общественной и индивидуальной жизни людей.

Мне дана возможность поразмышлять над одним из произведений современного русского писателя В. Распутина - «Живи и помни».

Я, как читатель, рад, что мне довелось читать произведения замечательного и талантливого русского прозаика В. Г. Распутина, который создал прекрасные произведения о русских людях, о русской природе, о русской душе. Его повести и рассказы вошли в золотой фонд современной русской литературы.

События, описанные в повести, происходят зимой сорок пятого, в последний военный год, на берегу Ангары в деревне Атамановка. Название, казалось бы, громкое, а в недавнем прошлом еще более устрашающее - Разбойниково. «...Когда-то в старые годы здешние мужички не брезговали одним тихим и прибыльным промыслом: проверяли идущих с Лены золотишников». Но обитатели деревни давно уже были тихими и безобидными и разбоем не промышляли. На фоне этой девственной и дикой природы происходит основное событие повести - предательство Андрея Гуськова.

В любом художественном произведении заглавие играет очень важную роль для читателя. Название книги «Живи и помни» наталкивает нас, читателей, на более глубокое понятие и осмысление произведения. Эти слова - «Живи и помни» - говорят нам, что все то, что написано на страницах книги, должно стать незыблемым вечным уроком в жизни каждого человека. «Живи и помни» - это измена, низость, человеческое падение, испытание любви этим ударом.

Перед нами главный герой этой книги - Андрей Гуськов, «расторопный и бравый парень, рано женившийся на Настене и проживший с ней до войны нехорошо-неплохо четыре года». Но вот в мирную жизнь русских людей бесцеремонно вторгается Великая Отечественная война. Вместе со всей мужской частью населения ушел на войну и Андрей. Ничто не предвещало такого странного и непонятного расклада, и вот, как неожиданный удар для Настены, известие о том, что ее муж Андрей Гуськов - предатель. Не каждому человеку дано пережить такое горе и позор. Это происшествие круто переворачивает и меняет жизнь Насти Гуськовой. «...Где ты был, человек, какими игрушками ты играл, когда тебе назначили судьбу. Зачем ты с ней согласился. Зачем, не задумавшись, отсек себе крылья, как раз, когда они больше всего нужны, когда надо не ползком, а летом убегать от беды» Теперь она находится под властью своих чувств и любви. Затерянная в глубине деревенской жизни, женская драма извлечена и показана Распутиным. Живая картина, которая все чаще встречается на фоне войны. Автор доводит до читателей, что Настена - жертва войны и ее законов.

Она не могла действовать по-иному, по универсальному выбранному пути, не подчиняясь своим чувствам и воле судьбы. Настя любит и жалеет Андрея, но, когда стыд за людской суд над собой и над своим будущим ребенком побеждает силу любви к мужу и жизни, она шагнула за борт лодки посреди Ангары, погибнув между двух берегов - берегом мужа и берегом всех русских людей. Распутин дает читателям право судить о поступках Андрея и Настены, подчеркнуть для себя все хорошее и осознать все плохое. Сам же автор - добрый писатель, склонный скорее прощать человека, чем осуждать, тем более осуждать беспощадно. Он старается оставить место своим героям для исправления. Но есть такие явления и события, непереносимые не только для окружающих героев людей, а также и для самого автора, на осмысление которых нет у автора душевных сил, а есть только одно неприятие.

Валентин Распутин с неиссякаемой для русского писателя сердечной чистотой показывает жителя нашей деревни в самых неожиданных ситуациях.

Благородство Настены сопоставляется автором с одичавшим умом Гуськова. На примере того, как Андрей набрасывается на теленка и задирает его, видно, что он потерял человеческий образ, полностью отошел от людей. Настя же пытается образумить и показать ошибку своего мужа, но делает это любя, не настаивает.

Автор вводит в повесть «Живи и помни» много размышлений о жизни. Особенно хорошо мы это видим при встрече Андрея и Насти. Герои томятся своими размышлениями не от тоски или безделья, а желая понять назначение человеческой жизни.

Велики и многогранные образы, описываемые Распутиным. Здесь мы видим типичный для деревенской жизни собирательный образ деда Михеича и жены его, консервативно строгой Семеновны. Солдата Максима Воложина, мужественного и героического, не жалевшего сил, сражавшегося за Отчизну. Многоликий и противоречивый образ истинно русской женщины - Надьки, оставшейся одной с тремя ребятишками. Она-то и подтверждает слова Н. А. Некрасова: «...долюшка русская, долюшка женская».

Все отразилось и показалось - жизнь во время войны и ее счастливый конец - на жизни деревушки Атамановки. Валентин Распутин всем, что написал, убеждает нас, что в человеке есть свет, и погасить его трудно, какие б ни случались обстоятельства! В героях В. Г. Распутина и в нем самом есть поэтическое чувство жизни, противопоставляемое устоявшемуся восприятию жизни. Следуйте словам Валентина Григорьевича Распутина - «век живи - век люби».

Понятия «традиция» и «новаторство» неразрывно связаны. В искусстве любое новаторство возможно лишь при глубоком осмыслении того, что уже открыто, создано предшественниками. Так, лишь крепкие корни позволяют дереву расти и плодоносить. Творчество Распутина как бы «вырастает» из творчества Достоевского и Горького; наш современник продолжает размышлять над проблемами, мучившими его великих учителей. Но в своих романах он стремится понять, как сегодня звучат эти вечные проблемы. Роман «Живи и помни» созвучен прежде всего «Преступлению и наказанию» Достоевского.

Сам Гуськов хотел бы переложить вину на «рок», перед которым бессильна «воля». Не случайно поэтому через всю повесть красной нитью проходит слово «судьба», за которое так цепляется Гуськов. Нежелание признавать необходимость личной ответственности за свои поступки это один из тех «штрихов к портрету», которые раскрывают червоточину в душе Гуськова и обуславливают его дезертирство. Писатель открыл нам причину преступления Гуськова, показав эту особенность его характера. Однако Распутин возводит конкретно-исторический факт в ранг социально-философских обобщений, что сближает его с такими предшественниками, как Достоевский и Горький. Распутин мог опереться на художественный опыт Достоевского. Показывая же разрушение личности человека, предавшего интересы и идеалы народа, как процесс необратимый, без нравственного воскресения, Р. идет по пути, проложенному Горьким. Здесь мы подошли к самому сильному проявлению разрушения личности «преступившего нравственные (общественные) и «природные» законы. к разрушению им самим природы, ее главного стимула продолжения жизни на земле. Прежде всего, это убийство теленка на глазах матери коровы.

Удивительно это: корова «закричала», когда Гуськов занес топор над ее ребенком. Падение Гуськова и невозможность для него нравственного воскрешения становятся очевидными именно после этой высокохудожественной, потрясающей сюжетной ситуации. убийства теленка. Идею повести невозможно постичь без судьбы Насти, которая тоже «преступила», но совсем иначе. В критике факт самоубийства Насти уже трактовали, вопервых, как «высший суд над дезертиром Андреем Гуськовым».

И, вовторых, как «суд над самой собой, своей бабьей, женской, человеческой слабостью». У Насти есть основания считать себя виноватой: она, действительно, противопоставила себя людям. Повесть заканчивается авторским сообщением, что о Гуськове не говорят, «не поминают» для него «распалась связь времен», у него нет будущего. Автор говорит о Насте как о живой (нигде не подменяя имени «телом» или « покойницей»). «А Настю на четвертый день прибило к берегу... За Настей отправили Мишку батрака. Он и доставил Настю обратно на лодке... И предали Настю земле среди своих... После похорон собрались бабы у Надьки на немудреные поминки и всплакнули: жалко было Настю». Этими словами, знаменующими восстановившуюся для Насти»связь времен» (традиционная для фольклора концовка. о памяти героя в веках), заканчивается повесть В. Распутина, представляющая собой синтез социально-философской и социально-психологической повести, оригинальная повесть, наследующая лучшие черты русской литературы, традиции Достоевского и Горького.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Главный герой книги «Живи и помни» — Андрей Гуськов . И в закладках появилось готовое сочинение.

Более 60 лет прошло с момента начала Великой Отечественной войны, но правда о том грозном и судьбоносном времени начинает прорываться к нам лишь в последние годы. Опубликован роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», вернулась на книжные пол­ки книга В. Некрасова «В окопах Сталинграда».

Тема войны не исчерпывается только героизмом и патриотиз­мом советских людей. Нет. Все значительно сложнее. Вот эту слож­ность обстоятельств и характеров, высвеченных Великой Отече­ственной войной, с большим писательским мастерством показал Валентин Распутин в повести «Живи и помни».

Зима, 1945 год. Деревня Атамановка на берегу Ангары. Настена, эта совестливая женщина, учится врать, чтобы спасти мужа. Тяже­лы ее думы: «…Вот и научилась ты, Настена, врать, научилась воро­вать». Но мы не спешим осуждать Настену, ведь она выполняет свой человеческий долг - остается верной мужу, преданной ему. Более того, героиня искренне жалеет Андрея, видит глубину его страда­ний: «Человек должен быть с грехом, иначе это не человек». Но с таким ли? Не вынести Андрею этой вины…

Андрей Гуськов совершает преступление не только против госу­дарства и народа. Он совершает страшное преступление против сво­их родных, против Настены. С потрясающей силой показывает Валентин Распутин трагическое отдаление Настены от других жи­телей Атамановки. «Настена же таила такое, что почему-то каса­лось всех и было против всех, с чем бы каждый из них к сегодняшне­му вечеру не пришел, - против Надьки, и против Василисы Пре­мудрой, и даже против Лизы. Она, эта тайна, соединяла ихвместе и отделяла от них Настену, ее еще по привычке принимали за свою, а она уже была чужой, посторонней, не смеющей отзываться на их слезы и радости и не решающей вторить им в разговорах и песнях». И виновник всего этого-Андрей Гуськов. Да, преступна, оказыва­ется, жажда жизни любой ценой, ценой предательства. Та жажда, которая приводит Гуськова в укромное зимовье на Ангаре. Настена и муж-дезертир ищут возможный способ «оправдания» происшед­шего. И способ этот один - ребенок. «Ребенок спасет тебя от зла. Да разве есть во всем белом свете такая вина, чтоб не покрылась им, нашим ребенком! Нету такой вины, Настена».

Всетяжелее становится Настене ладить с самыми близкими людь­ми. Семеновна изгоняетнесчастную женщину издома, подозревая еев неверности Андрею. Но нетуже Настене дела до себя. Цельее одна -«спасти его, ребеночка, недатьему тронуться страданием, которое выпалоей…». Ради Гуськова и своего будущего ребенка героиня гото- ваоклеветать себя. Увы! Безжалостные деревенские слухи не щадят материнских чувств Настены. Все чаще приходят к ней грустные мысли: «Нет, сладко жить, страшно жить, стыдно жить».

Трагичен финал жизни Настены. Ангара, в воды которой броса­ется героиня, становится символом вечного успокоения и высшей правды. Бабы «предали Настену земле среди своих, только чуть с краешку, у покосившейся изгороди. После похорон собрались… у Надьки на немудреные поминки и всплакнули: жалко было Насте­ну». Вот так! Чужие люди пожалели, оплакали. Они сохраняют в сердцах горькую память о Настене.

А Гуськов? Он обречен на забвение. Интересно, что в заключи­тельных главах повести никто не вспоминает и не думает о нем, кроме Настены. Он, нарушивший не только гражданский долг, но и человеческий, остается жить. Наказание ему - его собственная память! «Живи и помни!»

Сочинение

Война… Само слово говорит о беде и горе, о несчастье и слезах. Сколько людей погибло во время этой, страшной Великой Отечественной войны!.. Но, погибая, они знали, что сражаются за свою землю, за своих родных и близких. Смерть - это страшно, но гораздо страшнее духовная гибель человека. Именно об этом рассказывает повесть В. Распутина «Живи и помни».

Автор раскрывает душу дезертира Андрея Гуськова. Этот человек был на войне, не раз был ранен и контужен. Но, выписавшись из госпиталя, Андрей отправился не в свою часть, а воровски пробрался в родное село, став дезертиром.

В повести нет детективного сюжета, немного героев, но все это только усиливает нарастающий психологизм. В. Распутин специально в образе Андрея изображает обыкновенного человека со средними умственными и.духовными способностями. Он не был трусом, на фронте добросовестно выполнял все солдатские обязанности.

«Он боялся ехать на фронт, - говорит автор. - Всего себя, до последней капли и до последней мысли, он приготовил для встречи с родными - с отцом, матерью, Настеной - этим и жил, этим выздоравливал и дышал, только это одно и знал… Как же обратно, снова под пули, под смерть, когда рядом, в своей же стороне, в Сибири? Разве это правильно, справедливо? Ему бы только один-единственный денек побывать дома, унять душу - тогда он опять готов на что угодно». Да, именно так хотел сделать Андрей. Но что-то сломалось в нем, что-то изменилось. Дорога оказалась долгой, он привык к мысли о невозможности возвращения.

В конце концов он сжигает все мосты и становится дезертиром, а значит - преступником. Когда Андрей оказался близ родного дома, он осознал всю низость своего поступка, понял, что совершилось что-то страшное и теперь ему всю жизнь предстоит прятаться от людей. Именно в таком ключе наиболее часто истолковывается образ главного героя. Но стоит учитывать, что Андрей еще слишком молод, чтобы сделаться героическим человеком. Он и не собирался дезертировать, но тоска по родным, семье, родной деревне оказалась сильнее всего, и тот самый день, который ему не дали для отпуска, становится роковым.

Эта повесть не только о том, как солдат становится дезертиром. Она еще и о жестокости, разрушающей силе войны, убивающей в человеке чувства, желания. Если это происходит, человек может совершенно свободно стать героем. Если нет, то тоска, как правило, будет сильней. Поэтому Андрей Гуськов не просто предатель, он - личность, обреченная на гибель с самого начала. Он слаб, но можно ли его винить в слабости?

Трагедия повести усиливается за счет того, что погибает в ней не только Андрей. Вслед за собой он уводит и свою молодую жену, и еще не родившегося ребенка. Настена - женщина, способная пожертвовать всем, лишь бы любимый человек остался жив. Но мужа своего, несмотря на любовь к нему, она все же считает вино- ватым. Боль ее усиливает возможное осуждение односельчан.

Как и ее муж, Настена - жертва всесокрушающей войны. Но если Андрея можно винить, то Настена - жертва безвинная. Она готова принять на себя удар, подозрения близких, осуждение соседей, даже наказание - все это вызывает у читателя бесспорное сочувствие. «Война задержала Настенино счастье, но Настена и в войну верила, что оно будет. Вот настанет мир, вернется Андрей, и все, что за эти годы остановилось, снова тронется с места. Иначе Настена и не представляла свою жизнь. Но Андрей пришел раньше времени, прежде победы, и все перепутал, перемешал, сбил со своего порядка - об этом Настена не могла не догадываться. Теперь приходилось думать не о счастье - о другом. А оно, напугавшись, отодвинулось куда-то, затмилось, заслонилось - ни пути ему, казалось, оттуда, ни надежды». Разрушено представление о жизни, а с ними и сама жизнь. Потеряв опору в этом водовороте, Настена выбирает водоворот другой: река забирает женщину к себе, освобождая ее от какого-либо иного выбора.

Валентин Распутин, гуманист по сути, в повести «Живи и помни» рисует антигуманную природу войны, которая убивает даже на огромном расстоянии.

Главный герой книги - Андрей Гуськов, «расторопный и бравый парень, рано женившийся на Настене и проживший с ней до войны нехорошо-неплохо четыре года». Но вот в мирную жизнь русских людей бесцеремонно вторгается Великая Отечественная война. Вместе со всей мужской частью населения ушел на войну и Андрей. Ничто не предвещало такого странного и непонятного расклада, и вот, как неожиданный удар для Настены, известие о том, что ее муж Андрей Гуськов - предатель. Не каждому человеку дано пережить такое горе и позор. Это происшествие круто переворачивает и меняет жизнь Насти Гуськовой. «…Где ты был, человек, какими игрушками ты играл, когда тебе назначили судьбу? Зачем ты с ней согласился? Зачем, не задумавшись, отсек себе крылья, как раз когда они больше всего нужны, когда надо не ползком, а лётом убегать от беды?» Теперь она находится под властью своих чувств и любви. Затерянная в глубине деревенской жизни, женская драма извлечена и показана как живая картина, которая все чаще встречается на фоне войны.

Автор утверждает, что Настена - жертва войны и ее законов. Она не могла действовать по-иному, не подчиняясь своим чувствам и воле судьбы. Настя любит и жалеет Андрея, но когда стыд за людской суд над собой и над своим будущим ребенком побеждает силу любви к мужу и жизни, она шагнула за борт лодки посреди Ангары, погибнув между двух берегов - берегом мужа и берегом всех русских людей. Распутин дает читателям право судить о поступках Андрея и Настены, выявить для себя все хорошее и осознать все плохое.

Сам же автор - добрый писатель, склонный скорее прощать человека, чем осуждать, тем более осуждать беспощад но. Он старается предоставить своим героям возможность для исправления. Но есть такие явления и события, непереносимые для окружающих героев людей, на осмысление которых нет у автора душевных сил, а есть только одно неприятие. Валентин Распутин с неиссякаемой для русского писателя сердечной чистотой показывает жителя нашей деревни в самых неожиданных ситуациях.

Благородство Настены сопоставляется автором с одичавшим умом Гуськова. На примере того, как Андрей набрасывается на теленка и задирает его, видно, что он потерял человеческий образ, полностью отошел от людей. Настя же пытается образумить и показать ошибку своего мужа, но делает это любя, не настаивает. Автор вводит в свою повесть много размышлений о жизни. Особенно хорошо мы это видим при встрече Андрея и Насти. Герои томятся своими размышлениями не от тоски или безделья, а желая понять назначение человеческой жизни.

Велики и многогранны образы, описываемые Распутиным. Здесь и типичный для деревенской жизни собирательный образ деда Михеича и жены его, консервативно строгой Семеновны. И образ солдата Максима Воложина, мужественного и героического, не жалевшего сил, сражавшегося за Отчизну. Многоликий и противоречивый образ истинно русской женщины - Надьки, оставшейся одной с тремя ребятишками. Она-то и подтверждает слова Н. А. Некрасова: «..долюшка русская, долюшка женская». И жизнь во время войны, и ее счастливый конец отразились на судьбе деревушки Атамановки.

Валентин Распутин всем, что написал, убеждает нас, что в человеке есть свет и погасить его трудно, какие бы ни случались обстоятельства. В героях В.Г. Распутина и в нем самом есть некое поэтическое чувство, противопоставляемое устоявшемуся восприятию жизни. Следуйте словам Валентина Григорьевича Распутина: «Век живи - век люби».

Другие сочинения по этому произведению

Мастерство изображения народной жизни в одном из произведений русской литературы XX века. (В.Г.Распутин. «Живи и помни».) Повесть В. Распутина "Живи и помни" Почему "Живи и помни"? Проблемы нравственности в современной литературе

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх