Венера греческая богиня. Венера богиня любви

Аналогичность сюжетов греческой и римской мифологии при том, что одни и те же герои зовутся по-разному, часто вносит путаницу в сами истории. Поэтому о сегодняшних героях расскажу информацией, взятой с сайта греко-римской мифологии.

Марс (греческий Арес) - нелюбимый сын Юпитера-Зевса и Юноны-Геры, бог войны, коварной, вероломной, войны ради войны, в отличие от Афины Паллады - богини войны честной и справедливой.
Римская Венера (она же греческая Афродита) - богиня любви и красоты.
Мужем Афродиты является Вулкан (он же Гефест) - самый искусный в кузнечном ремесле мастер и самый некрасивый среди богов. Хромоногий Вулкан трудился у наковален в своей кузнице и не испытывал особого влечения к супруге, находя истинное удовлетворение в работе с молотом у пылающего горна.

Diego Velázquez The Forge of Vulcan 1630 г. Museo del Prado

Frans Floris Venus at Vulcan"s Forge 1560-64 гг.

Paolo Veronese Vulcan and Venus 1560-61 гг. Fresco Villa Barbaro, Maser.

Jan Brueghel the Elder Venus at the Forge of Vulcan (An Allegory of Fire) 1606-23 гг.

Palma Giovane Venus and Cupid at Vulcan"s Forge 1610 г.

Jan van Kessel I Venus at the Forge of Vulcan 1662 г.

Georg Raphael Donner Venus in Vulcan"s Workshop 1730 г.

Sigismund Christian Hubert Goetze Venus Visits Vulcan 1909 г.

Francesco Albani Summer Venus in Vulcan"s Forge 1616-17 гг.

Giorgio Vasari Vulcan"s Forge 1567-68 гг. Galleria degli Uffizi, Florence

Bartholomaeus Spranger Venus and Vulcan 1610 г.

Brothers Le Nain Venus at the Forge of Vulcan 1641 г.

Giovanni Battista Tiepolo Venus and Vulcan 1762-66 гг. Fresco Halberdiers" Room, Palacio Real, Madrid

François Boucher The Visit of Venus to Vulcan 1754 Wallace Collection, London

Богиню любви, впрочем, выдающиеся способности супруга интересовали куда меньше, чем мужественная красота Марса (он же Арес), бога войны. И в один прекрасный день она стала его любовницей. Безумие войны соединилось с безумием любви, и от этого нельзя было ждать ничего хорошего. От их связи родились Деймос (Ужас) и Фобос (Страх), вечные спутники войн. Также от этой связи родился божок любви Эрот, всегда сопровождающий Афродиту и посылающий людям вместе со своими стрелами любовные переживания, и Гармония.

Sandro Botticelli Venus and Mars circa 1445-1510 гг.

Nicolas Poussin Mars and Venus 1626-28 гг.

Узнав о связи жены от всевидящего Гелиоса, законный супруг Венеры - Афродиты, Вулкан решил по-свойски наказать неверную. Раздосадованный и обиженный, он выковал тончайшую, невидимую глазу, но очень прочную сеть и приладил ее к ложу. В нее-то и попались незадачливые любовники.
Во время свидания Венера и Марс оказались в ловушке, - и тут появился Гефест и при виде барахтавшихся в сети любовников начал хохотать. Раскаты его хохота были слышны на земле, и смертные могли принять их за гром. Сбежались боги.
- Смотри, Юпитер (он же Зевс)! - крикнул Вулкан-Гефест. - Вот как я наказываю за неверность.
Богини захихикали, показывая пальцами на пойманных, боги тоже развеселились, хотя многие из них сами не прочь были бы занять место Марса - Ареса.
Освобожденные Вулканом по просьбе Нептуна (он же Посейдон) любовники немедленно расстались. Марс умчался во Фракию, где немедленно разжег новую кровопролитную войну, а Венера-Афродита - на Крит в Пафос, где ее искупали и натерли нетленным маслом хариты.

Гомер в восьмой песне Одиссеи повествует о том, как Венера изменила своему мужу Вулкану с молодым богом войны Марсом. Но влюбленные были пойманы в сеть ревнивым мужем и выставлены на посмешище созванным богам.

Tintoretto Venus, Mars, and Vulcan 1551 г. Alte Pinakothek, Munich

Maerten van Heemskerck Vulcan Showing the Gods His Net with Mars and Venus. 1536-40 гг.

Diego Velázquez Mars 1639-41 гг. Museo del Prado

Как и другие боги, Венера - Афродита покровительствует героям, но это покровительство распространяется только на сферу любви. Афродита пытается вмешиваться в военные события под Троей, будучи принципиальной защитницей троянцев. Она пытается вынести из битвы троянского героя Энея - своего сына от возлюбленного Анхиса, а перед битвой просит у своего мужа Вулкана-Гефеста, чтобы тот выковал меч для Энея.
В Риме греческая Афродита почиталась под именем Венеры и считалась прародительницей римлян через своего сына - троянца Энея, отца Юла - легендарного предка рода Юлиев, к которому принадлежал Юлий Цезарь. Поэтому Венера - "рода Энеева мать" - постоянная покровительница Энея не только под Троей, но главным образом после его прибытия в Италию, особенно прославляется в эпоху принципата Августа.

Венера (Афродита) - первоначально была богиней неба, посылающей дождь, а также, повидимому, и богиней моря. На мифе об Афродите и ее культе сильно сказалось восточное влияние, главным образом культа финикийской богини Астартьт. Постепенно Афродита становится богиней любви, красоты, радости, смеха и брака.
Рождение Венеры

По мнению одних, Венера была дочерью Юпитера и Дионы, богини влаги; по мнению других - родилась из морской пены.
Первыми ее обнаружили океанические нимфы. Она лежала, как в колыбели, на большой голубой волне, и они отнесли ее в свои коралловые пещеры, где нежно ухаживали за ней и учили с большим старанием. Когда воспитание Венеры было завершено, морские нимфы решили, что пришло время представить ее богам, и подняли ее на поверхность моря, где тритоньи, океаниды и нереиды окружили богиню, громко восхищаясь ее красотой, и предлагали жемчужины и отборные кораллы, чтобы она могла себя ими украсить.
Потом они уложили ее на большую волну и вверили заботам Зефира, нежного южного ветра, который и отнес ее на остров Кипр.
Четыре прекрасные хоры (сезоны), дочери Юпитера и Фемиды, богини справедливости, стояли на берегу и приветствовали ее.
Но не одни они ждали прибытия Венеры - три хариты (грации) также приветствовали ее на берегу.

Дочери Юпитера и Эвриномы, девушки, которых звали Аглая, Ефросинья и Талия, только и ждали момента, чтобы выразить свою любовь прекрасной госпоже. Когда волна, на которой она сидела, приблизилась, появились «розовогрудые Горы, свита прекрасной Венеры». Наконец, ветер доставил богиню на берег и, как только ее нога ступила на белый песок, все склонились перед ее необыкновенной красотой и с благоговением стали смотреть, как она сушит волосы.
Немного приведя себя в порядок, Венера и ее свита отправились на Олимп, по пути к ним присоединились: Гимера, богиня желания любви, Пафос, бог согласия в любви, Суадела, богиня нежных любовных речей, и Гименей, бог брака.
Для Венеры был приготовлен трон, и, когда она уселась на него, собравшиеся олимпийцы не смогли сдержать возгласов восхищения. Ее красота поразила их, как молния, а грация очаровала, и все они тут же выразили желание взять ее в жены, но она с презрением отвергла предложения богов.
Венера отказала даже царю богов, и, чтобы наказать ее, он объявил, что выдаст ее замуж за Гефеста, бога кузнецов, самого захудалого из всех.
Этот союз с Гефестом (Вулканом), не был счастливым, ибо Венера никогда не любила своего уродливого супруга и, вместо того чтобы быть верной женой, вскоре ушла от него и заявила всем, что будет наслаждаться жизнью.

Возлюбленные Венеры:

Марс, Адонис, Анхис
Дети Венеры:
Дочь Гармония (отец Марс)
Сын Купидон (отец Марс)
Сын Эней (отец Анхис)

Венера в мифах:
Парис (троянский принц, сын Приама), присудил Венере яблоко раздора, чем навлек на себя гнев Юноны и Минервы.
Парис, подстрекаемый Венерой, начал ухаживать за Еленой и добился ее согласия бежать вместе с ним, что привело к Троянской войне.
Гиппомен заручился поддержкой Венеры и получил от нее три золотых яблока, благодаря которым и выиграл у Аталанты состязания в беге.
Благодаря Венере, ее сын Эней пережил все приключения и спас часть жителей Трои.

Венера в античной культуре:

Самыми страстными и преданными почитателями Венеры были молодые люди, поскольку она радовалась их любви и всегда помогала всем истинно любящим, если на их пути возникали непреодолимые препятствия.
Венеру, богиню красоты, представляли либо полностью обнаженной, либо в короткой одежде, называвшейся «поясом Венеры». Усевшись в колесницу в виде жемчужной раковины, которую влекли белоснежные голубки, любимые птицы богини, она разъезжала от алтаря к алтарю, самодовольно восхищаясь роскошными украшениями из драгоценных камней и цветов, которые приносили ей почитатели. Больше всего ей нравились жертвы молодых любовников.
Празднества в честь Венеры были всегда очень красочными, и ее жрецы появлялись на них в венках из живых благоухающих цветов, символа естественной красоты.

Имя скифской "Афродиты Урании" (небесной богини любви) надо читать как АРТИМПАСА. При таком прочтении в нем выступает корень "арт", "артем" - тот же самый, что в имени греческой богини АРТЕМИДЫ. Но... Артемида ведь не Афродита?

Неужели Геродот перепугал? Ничего подобного. Просто в античные времена греки уже успели забыть, что некогда Афродита была,., тоже Артемидой!

Дело в том, что в некоторых индоевропейских языках наблюдается чередование типа "раб - арб" (ср. "работа" и "арбайт"), "род...

Богиней - покровительницей животных, цветущих полей, зеленых рощ и лесов, где она иногда охотилась, была Диана. Ее особенно почитали сельские жители, которым она облегчала тяжелые труды и помогала при врачевании болезней людей и животных.

Царь Сервий Туллий воздвиг первый храм Дианы на Авентинском холме в Риме, и поскольку этот холм был заселен людьми среднего достатка или просто бедняками, то она стала покровительницей низших классов (плебеев и рабов). Одновременно ее почитали как богиню...

Афродита ("пеннорожденная"), в греческой мифологии богиня красоты и любви, пронизывающей весь мир. По одной из версий, богиня родилась из крови Урана, оскопленного титаном Кроносом: кровь попала в море, образовав пену (по-гречески - афрос).

Афродита являлась не только покровительницей любви, о чем сообщал автор поэмы "О природе вещей" Тит Лукреций Кар, но и богиней плодородия, вечной весны и жизни. Согласно легенде, она обычно появлялась в окружении своих обычных спутниц - нимф, ор и харит. В...

Праздник Наваратри.

Божественная Мать почитается в течение девяти и ночей Наваратри. Она почитается в трех формах - как Дурга, как Лакшми и как Сарасвати.

В течение первых трех дней Наваратри делается акцент на удалении более грубых, поверхностных препятствий с помощью Богини Дурги.

Сердце человека загрязнено гневом, жадностью, ненавистью, страстью, гордостью, ревностью. От этого необходимо очиститься в первую очередь.Именно Дурга, сидящая на тигре, входит в сердце человека и уничтожает...

Янжима – богиня искусств, наук, ремесел, мудрости и благоденствия. Она ассоциируестя с чистотой, невинностью и творением нового.

Индийское имя богини Янжимы – Сарасвати. В глубокой древности в Индии была почитаема река Сарасвати.

Светлая река Сарасвати, изливавшаяся с горных вершин, долго дарила ясность чувствам и мыслям людей. И на ее берегах многие находили прибежище для спокойных раздумий и вознесения молитв. Позже она вознеслась на небо, приняв облик вечно юной богини Сарасвати. На...

Первые упоминания о eshata pragmata («последних вещах») можно встретить уже у Зосима Панополитанского (IV в.) и Псевдо-Демокрита (VI в.) (Именно о нем Томас Манн в «Волшебной горе» писал, что с него и «началось вторжение иррационального бродильного материала в мир разумно-полезных идей совершенствования человечества»).

И, если первый говорит об этом вскользь («...последние вещи появляются на излете времени» то второй более пространно рассуждает об этом в своем трактате «Имут»: «Время вещи не...

В Индийской мифологии описывается время, когда злые силы сражались с добрыми, причем сражения эти происходили довольно активно, т.е. с тысячами жертв, пострадавшими и с той, и с другой стороны. Об этом повествует книжка "Деви Махатмья".

В этом трактате описывается Богиня (Деви). Богиня в Индуизме это Шакти, Сила и Желание Бога Всемогущего. Именно Она, согласно Индуизму, и разрушает все зло в мире. Ее называют по-разному, отражая Ее многогранность - Махамайя, Кали, Дурга, Деви, Лолита...

Дурга ("труднодоступная"), в индуистской мифологии одна из грозных ипостасей Деви или Парвати, супруги Шивы, которая выступала богиней-воительницей, защитницей богов и мирового порядка от демонов. Один из главных ее подвигов - уничтожение в кровавом поединке демона-буйвола Махиши, изгнавшего богов с небес на землю.

Богиню обычно изображали десятирукой, восседающей на льве или тигре, с оружием и атрибутами разных богов: с трезубцем Шивы, диском Вишну, луком Ваю, копьем Агни, палицей Индры...


Они нашли петуха, пение которого возвещает рассвет, и изготовили зеркало, украшенное драгоценными камнями.

По их просьбе богиня Амэ-но Удзумэ плясала на перевернутом чане, и это напоминало...

Венера Прародительница. С этой богиней (которую со временем стали считать подобием греческой Афродиты) у римлян были особые отношения. Когда-то она была всего лишь покровительницей весны и пробуждения весенних сил природы. Но здесь были и другие богини, например, Флора, не менее популярные, чем Венера. Но когда римляне стали выводить свой род от троянского героя Энея, положение Венеры стало особенным: ведь Афродита-Венера была его матерью, а значит — родоначальницей римского народа. Так Венера заняла весьма почетное место среди римских богов и стала именоваться Венера Генетрикс («Прародительница»).

Венера богиня любви. Как богиня пробуждающейся природы она стала покровительствовать и любому пробуждению сил, в том числе — и силы любви. Здесь, по мнению римлян, ей помогал ее крылатый сын, вооруженный луком и стрелами — Амур или Купидон (греческий Эрот). Само имя Венеры стало использоваться римлянами как замена слова «любовь». Сила Венеры, верили римляне, наполняет весь мир: без нее не появляется на свет ни одно живое существо, одна она вызывает у всех желание к продолжению рода, без нее нет в мире радости и красоты, она радует людей мирным покоем.

Прозвища Венеры. Но если бы мы посчитали, что Венера — только богиня любви, мы совершили бы большую ошибку. Венера оказывала помощь римлянам и во время войны, поэтому ее чтили как Венеру Победоносную; ее почитали и как Венеру Лысую — столь необычное прозвище было напоминанием о том, как во время одной из войн римские женщины обрезали свои длинные волосы, чтобы из них сплели канаты для военных орудий. Была Венера и богиней удачи, называясь в этом случае Венера Феликс («Счастливая»). Удача эта бывала разная: ее мог получить и политик или полководец в своих общественных делах, а могли и простые люди в своих повседневных делах и развлечениях. Например, у игроков в кости считалось, что Венера Феликс приносит им выигрыш. Поэтому самый лучший бросок, когда на всех костях выпадали шестерки, назывался «Венера» (самый худший, когда выпадали одни единицы, именовался «собакой»).

«Отец» Марс. Марс примерно соответствует греческому Аресу, но между ними, пожалуй, больше различия, чем сходства. У греков Арес считался самым буйным и кровожадным из богов; его боялись, чтили, но не любили. Марс не был столь кровожадным, да к тому же считался отцом Ромула и Рема, основателей Вечного города. Поэтому и потомки Ромула почтительно именовали его «отцом».

Покровитель весны. Когда-то Марс был вполне мирным богом, и земледельцы молились ему о том, чтобы он отвратил от них недород, голод, болезни, ненастье и послал рост злакам, растущим на полях, приплод скоту, здоровье и преуспеяние людям. Под покровительством Марса находилась весна, и первый месяц года в древнейшие времена, когда год еще не начинался с января, был посвящен ему и носил его имя — март. Следы такого начала сохранились и до сих пор. Названия месяцев сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь в переводе на русский язык означают «седьмой», «восьмой», «девятый» и «десятый»; легко убедиться, что такими будут их номера, если отсчитывать их не с января, а с марта.

Военный защитник Рима. Итак, Марс был защитником людей и той земли, на которой они жили, от злых природных сил. Но ведь угроза таилась не только в природных явлениях, но и в людях, в соседях, которые постоянно покушались на земли Рима. Поэтому постепенно Марс стал и военным защитником Рима, а потом принял под свое покровительство и все войны, которые вели его потомки-римляне. Ему римляне молились о ниспослании удачи перед уходом на войну, а вернувшись с очередной победой в благодарность за нее приносили ему в жертву часть своей добычи. Неудивительно поэтому, что основные праздники в честь Марса приходились на март, время начала военных походов, и на октябрь, время, когда военная активность прекращается до следующей весны.

Храм Марса и его оружие. В храме Марса хранилось его копье и двенадцать священных щитов. Рассказывали, что в правление второго римского царя Нумы Помпилия один такой щит упал к нему с неба прямо в руки. Царь объявил, что это оружие явлено во спасение городу от свирепствовавшей тогда чумы и что его нужно беречь, чтобы оно не попало в чужие руки. Искусный мастер Ветурий Мамурий сделал еще одиннадцать таких же щитов, так что ни один вор не мог бы отличить настоящий щит от подделки.

«Плясуны». Хранителями и стражами этих щитов были жрецы-салии (их название в переводе означает «плясуны»). Раз в год, 1 марта, салии, одетые в одежды пурпурного цвета, подпоясанные медным поясом, с медным шлемом на голове, взяв эти щиты, обходят город по его городской черте — померию, исполняя свой танец, который сопровождается ударами мечей по щитам. Танец этот был несложным, на три счета, и символизировал, что римляне готовы к военным действиям, их военные силы проснулись от зимней спячки.

«Марс, пробудись». Но пробуждать нужно было не только воинскую мощь людей, но и самого Марса. Перед отправлением в поход полководец приводил в движение висевшие на стене в храме Марса священные щиты и копье, восклицая при этом: «Марс, пробудись!» Все, что происходило затем на войне, было связано с именем Марса. Сопровождавшие его боги Павор («Ужас») и Паллор («Страх») заставляли дрогнуть дух врага, а Виртус («Доблесть») и Хонос («Честь») вдохновляли римлян на подвиги. Над их войском кружила Глория («Слава»), и после боя отличившиеся в нем воины получали награды как бы от самого Марса.

Марсово поле. Марсу было посвящено находившееся в Риме незастроенное пространство — Марсово поле. Это было единственное место в городе, где человеку не запрещалось находиться вооруженным. Поэтому издавна здесь римские юноши состязались в умении владеть оружием, здесь же происходили военные смотры, отсюда войско отправлялось в поход, здесь раз в пять лет проводился обряд очищения римского народа. А ежегодно, в день праздника Эквирий (28 февраля и 14 марта) собравшиеся на Марсовом поле римляне делались зрителями конских скачек. Большие размеры Марсова поля позволяли одновременное проведение многих состязаний, поэтому там каждый мог найти зрелище на свой вкус, и оно всегда было полно народа.

Диана покровительница латинов. Римская богиня Диана очень похожа на греческую Артемиду, с которой ее и отождествили. Ее тоже изображали в виде юной девы, окруженной зверями и чтили как покровительницу лесов, животных, помощницу женщинам при родах, врачевательницу. Когда-то Диана была покровительницей союза латинских племен, и когда Рим стал главой этого союза в Риме ей построили храм. Сюда часто приходили пленные латины, не покорившиеся Риму и обращенные в рабов. Годовщина основания храма считалась их праздником, праздником рабов. В храме Дианы висели коровьи рога необыкновенной величины, и о них рассказывали такую историю.

Необыкновенная телка. У одного человека из соседнего с Римом племени сабинян как-то родилась телка необыкновенного вида и величины. Прорицатели сказали ему, что править над всеми племенами будет тот город, гражданин которого принесет эту телку в жертву Диане. Обрадованный таким пророчеством, сабинянин погнал телку в римский храм Дианы, поставил перед алтарем и уже готов был совершить жертвоприношение. Тогда римский жрец, который слышал и о чудесном животном, и о предсказании, воскликнул: «Как? Ты собираешься совершить жертвоприношение, не омывшись в проточной воде? Боги не примут твою жертву!» Смущенный сабинянин пошел к Тибру, чтобы совершить омовение, а римлянин быстро совершил жертвоприношение, обеспечив этим господство своему городу. Как память об этой хитрости и в знак этого господства висели в храме рога необыкновенной телки.

Три дороги, три мира. Римляне почитали Диану и на перекрестке трех дорог, называя ее Тривиа («Трехдорожная»). Эти три дороги символизировали ее власть над тремя мирами, небом, землей и подземным миром. Но, пожалуй, самым необычным было почитание Дианы Арицийской, в Ариции неподалеку от Рима. Здесь, на берегу озера, находилась священная роща богини, которая служила убежищем для беглых рабов и преступников. Укрывшийся в роще человек мог стать жрецом Дианы Арицийской, «царем леса», но для этого нужно было сорвать ветку со священного дерева. Сложность была в том, что «царь леса» уже был, и так просто эту ветку он не отдал бы. Ее нужно было сорвать, одолев предшественника, а потом самому мучительно ждать, когда новый более сильный пришелец отберет у тебя и власть в этой роще, и жизнь.

Вулкан хозяин огня. Этот бог первоначально был хозяином огня, как благодетельного для людей, так и разрушительного, как земного, так и небесного. Огонь Вулкана производит пожары, во время которых выгорают целые города, но этот же бог может и защитить от пожара. Поэтому, хотя храмов Вулкана в городской черте Рима не было, ему устроили алтарь на специальной площадке возле форума, которая называлась Вулканаль. Праздник в честь Вулкана (Вулканалии) справлялся 23 августа, и в этот день богу по традиции приносили в жертву живых рыбешек — существа, связанные с водой, стихией, которая противоположна огню и может его укротить.

Бог кузнецов. Со временем, когда в Риме начало развиваться ремесло, Вулкан стал богом кузнецов и уподобился греческому Гефесту. Изображения его стали тоже похожи на изображения Гефеста — бородатый мужчина в одежде ремесленника, с молотом, наковальней и клещами. Кузница Вулкана, как считали римляне, находится под землей, и если из вершины горы вырывается огонь и дым, значит, в ней работает бог. Поэтому все огнедышащие горы стали называть именем этого бога — вулканы, и их извержения тоже приписывали его деятельности.

Бог Меркурий

Бог Меркурий. Имя этого бога происходит от латинского слова «меркс» — товар. Уже по одному этому понятно, что речь идет о божестве, связанном с торговлей. Действительно, римский Меркурий (отождествлявшийся с греческим Гермесом) был в первую очередь богом торговли и торговцев. Меркурий давал торговцам прибыль, он заботился об их безопасности, он мог указывать зарытые в земле клады. Символом этой стороны деятельности Меркурия был кошелек, с которым его часто изображали. В благодарность за все это купцы отдавали в храм Меркурия десятую часть своих доходов, а на эти деньги в августе устраивалось общественное угощение.

Праздники Меркурия. Особенно почитаемым у торговцев был праздник в честь Меркурия, справлявшийся 15 мая. В этот день они зачерпывали воду в источнике Меркурия возле Капенских ворот, а затем, окунув в эту воду пальмовую ветвь, окропляли свои товары, обращаясь к Меркурию с такой молитвой: «Смой мое прежнее вероломство, смой лживые речи, которые я говорил! Если я ложно божился, надеясь, что мою ложь не услышат великие боги, пусть быстрые ветры развеют всю мою ложь! Пусть сегодня широко отворится дверь моим плутням, а боги пусть не заботятся о моих клятвах! Дай же мне хорошую прибыль и помоги хорошенько обмануть покупателя!»

Кроме торговли, Меркурий покровительствовал тайным знаниям и считался основателем и покровителем тайной науки алхимии, при помощи которой пытались превратить в золото разные вещества. Такого Меркурия чтили с эпитетами «знающий», «мудрый». Позаимствовал римский Меркурий часть функций и у греческого Гермеса, подобно которому он стал считаться вестником богов и проводником душ умерших в подземный мир.

Бог Нептун. Обычно считается, что римский Нептун, подобно греческому Посейдону, является богом морей. Это и так, и не так. Так — потому что после отождествления с греческим богом Нептун действительно получил в свои ведения и моря; не так — потому что изначально он не был связан с морем. Это и понятно: у моряков-греков Посейдон был братом самого Зевса, таким же могучим, как Отец богов и людей, и очень чтимым, поскольку от него зависело, будет ли плавание благополучным.

Но римляне-то были сухопутным народом! Морские просторы интересовали их очень мало, зато важным был бог-покровитель всякой влаги и защитник от засухи. Этим богом и был Нептун. Особо он покровительствовал источникам и другой текучей воде, которая питает собою и поля, и животных, и самих людей. Нептуналии, праздник Нептуна, справляли 23 июля, когда летняя жара особенно сильна, потоки пересыхают, поля чахнут без влаги. В этот день бога молили послать спасительную воду, возродить к жизни засыхающие растения.

Как бог морей Нептун грозен и неукротим. В его власти наслать бурю, он может и прекратить ее; бушующие на море ветры немедленно успокаиваются, заслышав его грозный окрик: «Вот я вас!»

Фонс и Фонтаналии. С Нептуном было связано много других богов, так или иначе относящихся к влаге. Так, богинями источников были камены, а всеми вообще источниками заведовал бог Фонс, в честь которого 13 октября, когда после летней жары вновь начинали оживать источники, справляли праздник Фонтаналии. Женой Нептуна считалась богиня Салация, чье имя можно перевести как «Движение моря», всеми портами, как речными, так и морскими, заведовал бог Портун, а каждая река имела своего отдельного бога.

Однако Нептун был не только богом влаги. Как и греческий Посейдон, он считался покровителем коней, откуда происходит его эпитет «конный». Конный Нептун считался покровителем всадников, и в его честь в Риме устраивались скачки. Впервые их ввел Ромул, и именно во время этого праздника произошло знаменитое похищение сабинянок.

Была сперва вынесена морскими волнами на берег острова Киферы, а затем на остров Кипр, ставший любимым местопребыванием этой богини. По преданию, всюду, где бы она ни появлялась, под ее ногами вырастали прекрасные цветы и обаянию ее красоты покорялись все боги, люди и даже звери. Культ Афродиты, по мнению многих ученых-исследователей, был занесен в Грецию из Сирии, где почитали подобную же богиню под именем Астарты .

Мифы древней Греции. Афродита (Венера). Повелительница любовных желаний

Существует несколько разноречивых сказаний о рождении Венеры. Но художники, изображая это рождение, представляют ее всегда выходящей из морской пены. На античных картинах богиня обыкновенно лежит в простой раковине. На монетах она изображается на колеснице, везомой тритонами; наконец, на многочисленных барельефах богиня является в сопровождении морских коней или морских кентавров. В XVIII веке французские художники, и главным образом Буше , любили изображать этот поэтический миф на плафонах и декоративных картинах. Рубенс написал замечательную по свежести колорита и блеску красок картину «Праздник Венеры», она находится в Венском музее. Из произведений новейших художников большой известностью пользуется картина Бугро «Рождение Венеры».

Туалет Венеры – излюбленный сюжет для художников и поэтов. Оры занимаются воспитанием прелестной богини, а грации (хариты) присутствуют при ее туалете и помогают ей. «Она – самая красивая из всех богинь, вечно юная, вечно пленительная, ее прекрасные очи сулят одно блаженство, она обладает волшебным поясом, в котором заключены все чары любви, и даже гордая Юнона , желая вернуть любовь Юпитера , просит Венеру одолжить ей этот пояс. Ее золотые украшения горят ярче огня, а прекрасные, увенчанные золотым венком волосы благоухают» (Готфрид Мюллер). Множество картин изображает туалет Венеры и прислуживающих ей граций. Все лучшие художники позднейших времен писали на эту тему, в том числе Буше, Прудон, Рубенс, Альбано, Тициан и много других.

Когда греческое искусство перешло от грубых и бесформенных примитивных изображений Венеры к более совершенным, оно стало стремиться к созданию идеального типа, в котором бы соединялись и воплощались все обаятельные качества и красота, какими так щедро наделило эту богиню воображение греков, этих страстных поклонников красоты. Богиню стали изображать сидящей на троне, она обыкновенно покрыта длинной одеждой, складки которой, мягко ниспадая, отличаются особенным изяществом. Вообще, отличительный признак всех статуй Венеры есть именно изящество, элегантность драпировок и движений. Во всех произведениях школы Фидия и его последователей в типе Венеры выражена, главным образом, женственность ее натуры, и чувство любви, которое она должна возбуждать, есть чувство чистое и продолжительное, не имеющее ничего общего с вспышками чувственными. И только позднейшее аттическое искусство стало трактовать и видеть в Венере именно только олицетворение женской красоты и чувственной любви, а не могущественную богиню, покоряющую силой своей прелести и женственности всю вселенную.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх