Образ татьяны лариной милый идеал автора. Сочинение на тему татьяна милый идеал в романе евгений онегин, пушкин читать бесплатно

Наша русская классическая литература отличалась глубоким интересом к женским характерам. Лучшие поэты м писатели пытались постигнуть и изобразить женщину не только как объект обожания, поклонниц, любви, но прежде всего как личность, не менее значительную, нежели мужчина. И первым это сделал А.С.Пушкин. Белинский считал создание образа Татьяны Лариной, истиной русской женщины подвигом поэта.

В последней строфе романа читаем строки:" А та, с которой нарисован Татьяны милый идеал... о скольких, скольких рок отъял".

Поэт не скрывает, что Татьяна мила ему, это его идеал женщины:"Друзья мои! Я так люблю Татьяну милую мою..."

Что же по мнению Пушкина прекрасно в этой героине? Это прежде всего высота ее нравственности, ее душевная простота в сочетании с глубиной внутреннего мира, это естественность, отсутствие всякой фальши в поведении, это цельность натуры, т.е. отсутствие болезненных противоречий между решением (словом) и поступком (делом) .Перед нами личность, человек не менее значительный, чем Онегин.

Она от природы одарена "воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным."Татьяна, русская душою, тонко чувствует красоту родной природы.Она близка к национальной и народной почве. Она воспитывалась под сильным влиянием няни - крепостной крестьянки. Ей она открывает свою душу. Татьяне чужды интересы провинциальных помещиков, "она в семье своей родной казалась девочкой чужой".Она сознает свое одиночество в этой среде. В письме Онегину признается:"Вообрази, я здесь одна, никто меня не понимает, рассудок мой изнемогает, и молча гибнуть я должна".

Татьяна из тех "однолюбок", для которых любовь может быть или великим счастьем, или великим несчастьем. В Онегине она сердцем, а не умом, сразу же почувствовала родную душу. И даже после чтения ею любимых книг, где" Онегина душа себя невольно выражала", когда она поняла, кого судьба ей послала, она продолжает его любить. ("Я Вас люблю, к чему лукавить?"

Перед читателем возникает в первых главах образ чистой искренней девушки, наивной в своем стремлении к счастью.Но вот прошло 2 года.Татьяна - княгиня, жена всеми уважаемого генерала.Изменилась ли она? И да, и нет.Конечно, она "в роль свою вошла", но не потеряла главного - своей простоты, естественности, человеческого достоинства.

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей...

Все тихо, просто было в ней.

Очень важна эта строка - "без подражательных затей". Татьяне незачем кому - то подражать, она сама по себе личность, и в этом сила ее обаяния, вот почему "и нос, и плечи подымал, вошедший с нею генерал". Он гордится своей женой.

В Татьяне Пушкину близко ее равнодушие к светской жизни. Она видит фальшь, царящую в высшем петербургском обществе. Как Онегину не мила его "постылая свобода", так и Татьяна тяготится мишурой "постылой жизни".

Пожалуй самое главное в характере и поведении Татьяны ­это ее нравственное чувство долга, ответственность перед своей совестью берут верх над чувством любви. Она не может быть счастливой, принеся несчастье другому человеку, своему мужу, который"в сражениях изувечен", гордится ею, доверяет ей. Она никогда не пойдет на сделку со своей совестью.

Судьба Татьяны трагична. Жизнь принесла ей много разочарований, она не нашла в жизни того, к чему стремилась своей возвышенной душой, но не изменила себе. Это очень цельный, сильный, волевой женский характер.

С кого же нарисован "Татьяны милый идеал?" До сих пор идут споры об этом. Одни литературоведы утверждают, что это Мария Раевская, вышедшая замуж за Волконского и разделившая его судьбу в сибири. Другие утверждают, что это жена декабриста Фонвизина.

Ясно лишь одно: образ Татьяны Лариной это художественное явление русской литературы.

«ТАТЬЯНЫ МИЛЫЙ ИДЕАЛ» (ПО РОМАНУ ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»)

1. Вступление.

Женские образы в произведениях А. С. Пушкина.

2. Основная часть.

2.1 Татьяна — простая провинциальная девушка.

2.2 Татьяна, «русская душою».

2.3 Внутренний мир героини.

2.4 Татьяна в высшем свете. «Но я другому отдана … ».

3. Заключение.

Татьяна — женский идеал Пушкина.

… я так люблю

Татьяну милую мою!

А. Пушкин

Во многих произведениях Александра Сергеевича Пушкина созданы замечательные женские образы, очаровывающие своей искренностью, нежностью, целостностью и силой характера. Таковы героини «Капитанской дочки», «Дубровского», «Барышни — крестьянки» , «Станционного смотрителя ». Отличительными чертами героини Пушкина являются благородство и верность, а самым привлекательным образом для автора и самым знаменитым из них стала Татьяна Ларина из романа в стихах «Евгений Онегин » .

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Вез взора наглого для всех,

Вез притязаний на успех,

Вез этих маленьких ужимок,

Вез подражательных затей.

Всё тихо, просто было в ней.

Татьяна мечтательна и задумчива, много читает и часто представляет себя на месте книжных героинь. Именно книги во многом определили её мировоззрение и создали в её сознании образ идеального героя. Татьяна, как и многие девушки, увлекается гаданиями, верит снам и приметам, но автор постоянно подчеркивает её непохожесть на других. Она даже « … в семье своей родной/ Казалась девочкой чужой».

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью её румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива …

Онегин сразу оценил девушку при первой встрече. Он даже изумился выбору Ленского, сказав, что на его месте «выбрал бы другую » — не Ольгу, а её сестру. Татьяна, «русская душою», тонко чувствует и любит природу. В её семье соблюдают старинные обычаи. Героиня нежно привязана к своей няне — обыкновенной русской женщине. Татьяна никогда не скучает в деревне, занимая себя чтением, гуляет или просто мечтает. Неприемлемые для автора женские кокетство и притворство совершенно чужды и его любимой героине. Татьяна Ларина — высоконравственная натура, с глубоким внутренним миром, душевной прямотой и открытостью. По силе воли, ума и горячности сердца этот женский образ не уступает главному герою романа — Евгению Онегину. В него девушка

влюбляется сразу, с первой встречи, и на всю жизнь. Татьяна верит, что Евгений послан ей Богом, и первой признается в своей любви к нему. И хотя для девушек непривычно первыми раскрывать свои чувства, поэт не осуждает Татьяну и находит чистое, искреннее объяснение её поступку: «Она не ведает обмана/ И верит избранной мечте … ».

И пусть этой любви не суждено быть счастливой, она вдохновляет героиню, помогает ей познать не только любимого человека, но и саму себя. С первых глав романа перед читателем возникает образ юной наивной девушки, искренне стремящейся к счастью. Но и по прошествии времени, когда Татьяна уже становится женой уважаемого генерала, героиня не меняется. Конечно, в чём-то она «в роль свою вошла»: это примерная жена, которой по праву гордится муж и которая ведёт светскую жизнь по всем канонам этикета. Но нельзя не заметить постоянства характера Татьяны, она и теперь сохранила свою простоту, естественность и достоинство. Татьяна не меркнет в окружении блестящих красавиц, но притягивает она к себе отнюдь не внешней красотой. Окружающих покоряет цельный, богатый внутренний мир героини. Татьяну тяготит фальшь высшего петербургского общества, а её высокое чувство долга и ответственность оказываются сильнее дrже большой любви. По-прежнему храня в себе чувство к Онегину, она твёрдо отвечает ему: «Но я другому отдана/ Я буду век ему верна». Эти слова для автора — эталон поведения русских женщин. И читатель тоже понимает: Татьяна, «милый идеал» Пушкина, всегда будет верна своему слову и не представляет, что может быть счастлива, предав своего мужа. Татьяна так долго мечтала о любви, ждала её, но даже ради этого не изменяет себе. Такой волевой, цельный женский характер, живой ум, чистая душа и красота поступков и в наше время способны восхищать молодых людей, а юных девушек учат верности и жертвенности во имя любви. До сих пор неизвестно точно, с кого же написан «Татьяны милый идеал». Одно можно утверждать наверняка: Пушкин восхищён, заворожён своей героиней. Татьяна — идеал женщины для поэта, она мила ему всем, и он совершенно этого не скрывает.

Татьяну Ларину Пушкин называл своим «милым идеалом», а Белинский - «колоссальным исключением».

Татьяна «в семье своей родной казалась девочкой чужой», ее непохожесть на всех видна даже во внешности:

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива…

Пушкин не дает подробного описания внешности Татьяны, и это не случайно: в Татьяне интересен внутренний облик, склад ее души. Обилием отрицательных частиц – «не привлекла б», «ни красотой сестры своей», «ни свежестью» - Пушкин акцентирует внимание не столько на том, какой была Татьяна, сколько на том, какой не была – не была такой, как все, какой ей предписывалось быть.

Исключительность Татьяны выявляется более ярко при сопоставлении с ее младшей сестрой Ольгой. Ольга «всегда скромна, всегда послушна, всегда, как утро, весела». Несколько настораживает это «всегда»: в Ольге не чувствуется внутренней жизни, поэтому не случайно внешний портрет полностью исчерпывает её характеристику:

Глаза, как небо, голубые,

Всё в Ольге… но любой роман

Возьмите и найдёте верно

Её портрет: он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

Не случайно Онегин, увидев сестёр в первый раз, в одно мгновение отличил Татьяну от Ольги:

Позволь, я выбрал бы другу,

Когда б я был, как ты, поэт.

В чертах у Ольги жизни нет.

Татьяну отличает напряженная внутренняя жизнь, умение глубоко и сильно чувствовать. «Задумчивость», «мечты», «воображение мятежное» - всё это указывает именно на жизнь души, полнокровную, бурную, многогранную. Татьяна черпает пищу для души во всём, что ее окружает: в природе, в рассказах няни, в русских песнях, обрядах, во французских романах. Это – ее мир, который для других странен, непонятен, и, пожалуй, лишь Онегин смог почувствовать глубину и самобытность этого мира.

Нигде так, как в любви, не раскрывается человек. Именно Татьяна, в отличие от Онегина, изначально наделена умением искренне и глубоко любить. В Татьяне никогда не было ни малейшей фальши, неискренности – «Татьяна любит не шутя». Её любовь – это пожар, пламень, не случайно Пушкин использует такие выражения, как «жаркий сон», «тайный жар», «ланиты мгновенным пламенем покрыты», «пышет бурно», «в ней страстный жар».

За что ж виновнее Татьяна?

За то ль, что в милой простоте

Она не ведает обмана

И верит избранной мечте?

За то ль, что любит без искусства,

Послушная влеченью чувства,

Что так доверчива она,

Что от небес одарена

Воображением мятежным,

Умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным?

Любовь Татьяны не подвластна расчету, даже хладнокровному размышлению. Ее письмо к Онегину – единственная возможность быть услышанной и понятой в этом пожаре любви. Испуг, смятение и вместе с этим страстное ожидание, томление от неизвестности и надежда, которая готова обернуться отчаянием, - насколько богата палитра чувств Татьяны перед встречей с Онегиным в саду! Как далеко это состояние от «науки страсти нежной», которую в совершенстве постиг Онегин.

Даже неразделенная любовь воспринимается Татьяной как неизбежная часть жизни. После объяснения с Онегиным в саду и его разумной, но холодной «проповеди» Татьяна не замыкается в себе, в своем страдании, напротив, страдание и любовь обостряют все чувства Татьяны, именно поэтому еще до ссоры Онегина и Ленского Татьяна, почувствовав их разность, предугадала неизбежную трагедию, что отразилось в ее фантастическом сне.

Почему именно Онегин стал ее избранником? «Пора пришла, она влюбилась», - читаем у Пушкина. Однако почему влюбилась именно в Онегина, а не в Ленского, например? Татьяна чувствует людей сердцем, она не умеет судить о людях «хладнокровно». Еще не зная Онегина, она почувствовала его исключительность, его «странность», а ведь и она сама для всех была странной. Более глубокое понимание Онегина приходит к Татьяне лишь после его отъезда, когда Татьяна читает книги с его пометками, разгадывая ход его мыслей. Увидев портрет лорда Байрона, «каменную куклу Наполеона» в кабинете Онегина, Татьяна предполагает: «Уж не пародия ли он?» Татьяна здесь недалека от истины, но истины уже прошлой. После дуэли с Ленским прежний мир Онегина, в котором он не без удовольствия играл роль разочарованного скептика, в котором и впрямь был недалек от пародии на «байронического героя», этот мир разрушается, меняются представления Онегина о жизни и о месте любви в человеческих отношениях. Татьяна понимает Онегина Петербурга и не знает изменившегося Онегина. Однако именно с этого момента «для бедной Тани все были жребии равны», и она дает согласие ехать в Москву на «ярмарку невест».

В финале романа Татьяна, изменившись, казалось бы, внешне, всё же сохраняет свою прежнюю исключительность – это подчеркивается ее сопоставлением со светской красавицей Ниной Воронской, которую Пушкин называет «Клеопатрою Невы». Простота, соединенная с чувством собственного достоинства, искренность, благородство натуры – всё это выделяет Татьяну из блестящей светской толпы.

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей,

Всё тихо, просто было в ней.

Не внешний блеск, а внутреннее содержание отличает Татьяну от всех. Пушкин подчеркивает в ней «величавость», которая всегда считалась признаком национальной русской красоты. Величавость – внутреннее состояние, состояние души. Светская мишура, суетность не касаются Татьяны. Она ни в чём не изменила себе. Ее отказ Онегину – закономерный и единственно возможный для нее поступок, ведь еще в письме к нему Татьяна признавалась, что хочет быть «верною супругой и добродетельной матерью». Татьяна сохранила верность себе, то «самостоянье», которое Пушкин считал «залогом величия человека».

Противопоставление Онегина и Татьяны – противоречивого, «мятежного» героя и гармоничной героини, воплощающей идею «русской души», - отражает авторское тяготение к гармонии и одухотворенности жизни.

Роман в стихах «Евгений Онегин» написан Пушкиным в 1823-1831 годах. В романе подробно описаны быт и нравы российского общества первой половины XIX века, а также различные черты людей этого общества. Некоторые герои романа могут вызвать у читателей симпатию и любовь, некоторые - неприязнь. По авторским отступлениям можно судить об отношении самого поэта к своим героям. Из всех героев романа более всего любима автором Татьяна Ларина. Ее образ самый чистый и светлый, самый милый и прекрасный в «Евгении Онегине». Кто же такая Татьяна Ларина, какую роль играет и какая судьба уготована для нее в романе? Чем ее образ дорог Пушкину? Как складываются ее отношения с другими героями?
Татьяна - воплощение мечты идеала самого Пушкина. Ее образ соткан из тех черт и качеств, которые наиболее дороги автору. «Я так люблю Татьяну милую мою!» - признается Пушкин. Из всех героев романа Татьяна более всего привлекает к себе чистотой, искренностью и поэтичностью.
Ни Ленский, ни Ольга, ни Онегин, ни какой-либо другой герой не вызывает в читателях большей симпатии и любви, чем Татьяна.
Татьяна задумчива и мечтательна. Она находит радость в общении с природой, в рассказах старой няни, любит встречать восход солнца. «Ей рано нравились романы; они ей заменяли все». Наша героиня живет в своем собственном, искусственно созданном мире. Это мир фантазии и мечты. Однако в нем нет фальши и лжи. Он закрыт для посторонних, принадлежит одной лишь Татьяне и воспитывает в ней лучшие человеческие качества: преданность мечте, способность сильно и искренне любить, сохранять верность до конца, быть всегда чуть выше окружающего мира и свободней от его влияния. Любовь к природе, к русской культуре, отрешенность от мелочных повседневных забот, романтичность - вот что отличает Таню от окружающих ее людей. И отличие ее слишком нехарактерно, слишком непонятно для мира, в котором Татьяна существует. С самого детства ее никто не понимал:
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
У нее не было ни подруг, ни друзей. Няня, самый близкий ей человек, также не могла понимать ее. Не понял, не захотел понять ее и Онегин, которого она любила всей душой. Сам того не желая, Онегин стал лучом, который озарил внезапно уединенный мир Татьяны. Все богатства души, копившиеся в течение лет, обратились в глубокое и сильное чувство. Ее любовь преданна и бескорыстна, она не требует никаких наград. Татьяна понимает, что не будет счастлива, что любовь ее, возможно, изменит жизнь не в лучшую сторону, но героиня продолжает «верить избранной мечте».
Итак, Татьяна непонята. Онегин, пресыщенный жизнью, полный равнодушия и презрения к миру, с мертвой душой, не способен откликнуться на порыв юного «пламенного и нежного» сердца. В результате, несчастная и безучастная к своей участи, Татьяна становится женой генерала, человека, которого она не любит и не полюбит никогда. Трагедия Татьяны в том, что она обречена на одиночество, непонимание до конца своих дней. Она вынуждена играть роль светской дамы и любить недостойного ее человека. К концу произведения наша героиня уже далеко не та наивная и доверчивая девочка, без ума влюбленная в рыцаря из романа, а мудрая, гордая женщина, до конца разобравшаяся в своей любви и любимом человеке. По-другому стала Татьяна воспринимать Онегина после посещения его библиотеки. Сомнения и разочарования поджидали там Татьяну. «Уж не пародия ли он?» - такой вопрос зазвучал в ее душе. Но, несмотря ни на что, любовь ее не стала слабее. Однако это уже не то восторженное и слепое чувство, как ранее. Это - любовь-мука, любовь с отпечатком трагедии.
Возникает вопрос, почему Пушкин предназначает своей героине столь трагическую судьбу? Начиная с первого упоминания о Татьяне Лариной, автор открыто признается в своих симпатиях по отношению к ней. Как нежно, как заботливо, с каким участием повествует он о своей «милой Тане»:
С тобой теперь я слезы лью.
В этой строчке мы видим горячее сопереживание поэта, его готовность идти вместе с Таней до конца. Пушкин видит всю глубину заблуждений Татьяны. «Погибнешь милая», - предрекает он ее судьбу. Однако в его отношении нет ни тени осуждения или порицания. И тем не менее автор не делает свою героиню счастливой, хотя она этого заслуживает. Пушкин реалистичен в своем произведении. А жизнь нередко обращается жестоко с людьми, обладающими гордой и чистой душой. Как можно видеть, два выхода есть у таких людей в жизни: смерть в расцвете жизненных сил, на взлете или смерть человека как личности путем втискивания его в общепринятые узкие рамки. Первый путь достался Ленскому, которого можно отнести к таким вот свободным романтикам. А второй достался Татьяне.
Но все же и здесь Пушкин идет не до конца. Несмотря на вешний облик светской «неприступной богини» и холодность, Татьяна сохраняет красоту души, живой ум, своенравность. У Пушкина восторженное обожание сменяются скорбью по прежней Тане:
Кто б смел искать девочки нежной
В сей величавой, в сей небрежной
Законодательнице зал?
Общество, к сожалению, не способно отличить истинные ценности от подложных и воздать должное действительно прекрасным людям. Юной чистой девочке нет места в лживом и черством светском обществе. Только став «законодательницей зал», она обрела признание и уважение. Но нужно ли Татьяне такое признание? Многие девушки позавидовали бы Татьяниной судьбе. Еще одна деталь, подчеркивающая ее достоинства, - равнодушие к славе, деньгам. Ей не нужны почести и балы, пустые разговоры и сплетни. Но то, что действительно ей нужно, так и не суждено найти героине. Вроде бы в конце все идет к счастливой развязке: она любит Онегина, а Онегин любит ее. Но любовь уже бессильна. Слишком много было выстрадано Татьяной, слишком много она поняла. Она до конца осознала, что за человек Онегин, поняла, что никогда они не поймут друг друга и не будут счастливы вместе. Кроме того, оставалась еще и горечь прежней обиды. В ее чувствах смешались и гнев, и боль, и горечь, и любовь. Но и в несчастье Татьяна величава и горделива. Она прошла сложный и тяжелый путь через любовь. И нельзя сказать, что он сломал ее. Образ Татьяны гак и остался светлым.
Итак, Татьяну по праву можно назвать «светлым идеалом» как для самого Пушкина, так и для читателей «Евгения Онегина». Ее чистый и яркий образ заслуживает лишь любви и уважения. Пушкин создал этот литературный образ как включающий в себя лучшие качества девичьей души и души человека вообще.

Татьяна - милый идеал Пушкина

План

1. Пушкин и его героиня.

2. Татьяна - милый идеал Пушкина

2.1. Юность девушки.

2.2. Знакомство с Онегиным.

2.3. Замужество.

3. Почему образ Татьяны идеален?

В своем бессмертном произведении описал прекрасную и восхитительную девушку, которую считал образцом для всеобщего подражания. Имя этой девушки - Татьяна Ларина. С самых первых строчек, относящихся к героине, становится понятно, что она - любимица автора, его идеал, его венец творения.

Пушкин описывает детство и юность своей героини. То, как она росла и как развивалась, - не является чем-то примечательным или отличительным для общепризнанной дворянской жизни того времени. С малых лет девушка была предоставлена сама себе. Родители ею почти не занимались, Татьяну воспитывала крепостная няня, искренне любившая свою воспитанницу, а также книги, которые та с упоением читала.

Юная дворянка любила уединение и природу, ей нравилось в тишине размышлять и мечтать. Она грезила о том, что узнавала из любовных романов, которые формировали ее неопытную, неискушенную душу. Вследствие увлечения книгами, Татьяна делила мир на плохих и хороших, на благородных героев и мрачных злодеев. Читая о страсти и любви, девушка предвкушала сама испытать эти чувства и с нетерпением ждала того времени, когда откроет свое сердце любимому человеку. И случай не заставил себя долго ждать.

Татьяна познакомилась с Онегиным, который приехал в их деревню и потревожил ее спокойную устоявшуюся жизнь. Молодой дворянин существенно отличался от привычного окружения Лариной. Он был благороден и возвышен, горд и умен. Девушка идеализировала его, наделяя теми несуществующими рыцарскими качествами, которые хотела видеть в своем избраннике. Нельзя сказать, что Евгений был злым или плохим человеком. Нет, он просто обладал высокомерием и субъективностью, и не был готов к искренним чистосердечным чувствам и порывам. А Татьяна полюбила, полюбила от всего сердца, искренне и чистосердечно.

Страдая от своих новых, до сих пор неизведанных ощущений, девушка решается на прямой откровенный разговор с предметом своей страсти. Ей претит любое притворство. Ей очень важно знать правду. Юная Ларина пишет письмо Евгению. Сколько в нем любви и нежности, сколько девического стыда и чистоты, сколько самоуважения и целомудрия! Онегин, не испытывающий никаких чувств к Татьяне, отвечает ей отказом. Это первое горькое разочарование девушки. Это ее первая боль и первые страдания. Она переживает, она горюет, она терзается…

Главные герои встречаются лишь спустя несколько лет. Как разительно изменилась их судьба и их обстоятельства! Онегин стал проще и спокойнее, он осознал, что главное в жизни, что необходимо ценить и за что бороться. Татьяна расцвела и повзрослела. Она вышла замуж, обрела высокое положение в обществе, но осталась такой же нежной, такой же чистосердечной девушкой, какой и была.

При новых обстоятельствах Евгений не мог не полюбить Татьяну. Он воспылал к ней страстной нежностью и написал безумное, пламенное письмо. Как же ответит на него идеальная героиня? Так, как может ответить только образец совершенства. Татьяна искренне и чистосердечно признается, что любит Онегина, но в то же время твердо заявляет, что не будет отвечать ему взаимностью. Она останется верна своим жизненным принципам и своему нелюбимому, старому супругу. В этом и заключается идеальный образ Татьяны - она непритворна, умна, прекрасна и чиста. Девушка преданна своим взглядам и убеждениям. Она станет настоящим вознаграждением для того, кто ею обладает.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх